И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда
В лето 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же он с собой множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов — всех их называют греки «Великая Скифь». И с этими со всеми пошёл Олег на конях и на кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег и начал воевать. И много убийства сделал около города, и разбил много палат, и церкви пожёг. И много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:
— Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.
И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено. Испугались греки и сказали:
— Это не Олег, но святой Димитрий, посланный на нас от Бога.
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен [денежная единица в Древней Руси — серебряный или золотой слиток весом около 400 граммов] на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.
И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. И обещали греческие цари уплачивать дань. И давали друг другу присягу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те оружием своим и Перуном, богом своим, и Белесом, богом скота, и утвердили мир.
И пришёл Олег в Киев, неся золото, и паволоки [шёлковые ткани, покрывала], и плоды, и вино, и всякое узорочье [драгоценности, наряды]. И народ прозвал Олега Вещим.
И вспомнил Олег коня своего
В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:
— От чего мне умереть?
И сказал ему кудесник один:
— Княже! Коня любишь и ездишь на нём — от него тебе и умереть!
И запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:
— Никогда не сяду на него и не увижу его больше.
И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока ходил на греков.
Когда прошло четыре лета, на пятое, пришёл Олег от Царьграда в Киев и вспомнил своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшего конюха и сказал:
— Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?
Он же ответил:
— Уже умер!
Олег засмеялся и укорил того кудесника, сказав:
— Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив.
И повелел оседлать себе коня:
— Да увижу кости его.
И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал:
— От сего ли черепа смерть мне принять?
И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.
Начали братья эти составлять славянскую азбуку
Был един народ славянский: и те славяне, что сидели по Дунаю, покорённые уграми, и моравы, и чехи, и ляхи, и поляне, которых теперь называют русь. Для них ведь, первых, для моравов, созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у руси, и у болгар дунайских.
Когда славяне жили уже крещёными, князья их, Ростислав, Святополк и Коцел, послали к царю греческому Михаилу, говоря:
— Земля наша крещёна, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и истолковал святые книги, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. Одни учат нас так, а другие иначе, от того не знаем ни начертания букв, ни их значения. Пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их.
Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им речи славянских князей. И сказали философы:
— Есть муж в Солуни, именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык, Кирилл и Мефодий.
Царь, узнав об этом, послал в Солунь ко Льву, говоря:
— Пошли к нам скорей сыновей своих, Кирилла и Мефодия.
Лев вскоре послал их и, когда они пришли, сказал им:
— Прислала послов ко мне Славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги.
И уговорил их царь и послал в Славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, Евангелие и Псалтырь и другие книги. И собрали хороших скорописцев и перевели все книги полностью с греческого языка на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября.
О каких важных событиях рассказывается в летописи?
В этом историческом источнике повествуется о военной кампании древнерусского государства.
В тексте написано о походе на Царьград.
Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?
Очень большим было русское войско — две тысячи кораблей.
Эти корабли поставили на колёса, чтобы они ехали по суше.
Когда подул попутный ветер и корабли на колёсах покатились по греческой земле, греки очень испугались.
До этого такого грозного войска не видели.
Они сразу приняли предложения, которые высказал им князь.
И согласились платить дань.
Когда я представляю эти корабли на колёсах, то понимаю что это было что-то невиданное в те времена.
Думаю, что я бы и сам испугался на месте греков.
О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царь града? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.
Когда Олег приколотил свой щит перед воротами города, он показал народу, что победил в бою.
Таким образом, он продемонстрировал свою победу для всех жителей города.
Показав, что теперь греки будут платить ему дань.
И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда
Обсудите с другом, что получила Русь в результате победы над греками? Найдите информацию об этом в энциклопедии.
Победа князя дала очень много серебра для древнерусского государства.
Каждый воин на корабле получил по двенадцать гривен, а в корабле было около 40 человек.
Да и кораблей у князя Олега было две тысячи.
Если посчитать, то всего они получили 480 гривен на каждый корабль, а на все корабли — 960 тыс.
гривен.
Это были огромные деньги для тех времён.
Представьте: за одну серебряную гривну можно было купить целый хутор с 5–7 домами людей.
Почему народ прозвал Олега Вещим?
Когда князь Олег с войском зашли в Царьград, греки хотели его уничтожить и поэтому предложили отравленное вино.
Князь предвидел такой поворот событий и указал грекам на их обман.
Тогда народ назвал Олега Вещим, что значит «предвидящий будущее».
Так говорят о людях, которые могут предусмотреть опасность.
Как ты думаешь, что ещё (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков?
Существовали ли на Руси города? Какой веры придерживались русичи?
Из текста мы можем узнать, что в то время было много очень важных городов, таких как Чернигов, Любец, Ростов и Полоцк.
А столицей Древней Руси в те времена был город Киев.
Даже сейчас говорят, что Киев — это мать городов русских.
Наши предки русичи на тот момент верили во множество богов.
Это были боги Ветра, Воды, Солнца и других природных явлений.
Такие верования называются Многобожием.
Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи? Почему?
Если попробовать придумать другое название для летописи о победе над греками, то я бы её назвала: «Князь Руси победивший греков» или «Победа русского князя в Царьграде».
И вспомнил Олег коня своего
Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?
Князь Олег, которого прозвали вещим, правил и жил в Киеве.
В те времена Киев был столицей всех русских земель.
Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.
Волхвы предвидели гибель князя от его коня.
Пророчества волхвов сбылись в тот момент, когда Олег пришёл поглядеть на своего коня.
Из черепа лошади появилась ядовитая змея и укусила князя.
Великий князь погиб от отравления змеиным ядом.
Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.
Олег был сильным и мудрым правителем для своего народа.
Он принёс на русскую землю мир.
Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?
Эпизод летописи, опубликованный в учебнике, можно озаглавить «Пророчество волхва» или «Гибель вещего Олега».
Знаешь ли ты, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»?
Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?
Я читал произведение Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и нашёл несколько отличий летописи от песни, посвящённой князю.
Первое отличие — это более подробное описание встречи князя Олега и волхва.
Второе отличие — описание пира по поводу победы над хазарами.
Третье отличие — упоминание в тексте князя Игоря и княгини Ольги, будущих правителей Киевской Руси.
Четвёртое отличие — описание песни в стихотворной форме > стихотворная форма произведения Пушкина.
Пятое отличие — описание места погребения великого князя есть в летописи, в песне о нём ничего не сказано.
Об этих: если пленник той или иной стороны насильно удерживается русскими или греками, будучи продан в их страну, и если, действительно, окажется русский или грек, то пусть выкупят и возвратят выкупленное лицо в его страну и возьмут цену его купившие, или пусть будет предложена за него цена, полагающаяся за челядина. Также, если и на войне взят будет он теми греками, – все равно пусть возвратится он в свою страну и отдана будет за него обычная цена его, как уже сказано выше.
Если же будет набор в войско и эти (русские) захотят почтить вашего царя, и сколько бы ни пришло их в какое время, и захотят остаться у вашего царя по своей воле, то пусть так будет.
Еще о русских, о пленниках. Явившиеся из какой-либо страны (пленные христиане) на Русь и продаваемые (русскими) назад в Грецию или пленные христиане, приведенные на Русь из какой-либо страны, – все эти должны продаваться по 20 златников и возвращаться в Греческую землю.
Об этом: если украден будет челядин русский, либо убежит, либо насильно будет продан и жаловаться станут русские, пусть докажут это о своем челядине и возьмут его на Русь, но и купцы, если потеряют челядина и обжалуют, пусть требуют судом и, когда найдут, – возьмут его. Если же кто-либо не позволит произвести дознание, – тем самым не будет признан правым.
И о русских, служащих в Греческой земле у греческого царя. Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих (в Греции) у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому написал наследовать его имущество, и да наследует его.
О русских торгующих.
О различных людях, ходящих в Греческую землю и остающихся в долгу. Если злодей не возвратится на Русь, то пусть жалуются русские греческому царству, и будет он схвачен и возвращен насильно на Русь. То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится такое же.
В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами, христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях – Царя вашего и своею рукою, – скрепили его клятвою предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого истинного Бога вашего и дали нашим послам. Мы же клялись царю вашему, поставленному от Бога, как божественное создание, по вере и по обычаю нашим, не нарушать нам и никому из страны нашей ни одной из установленных глав мирного договора и дружбы. И это написание дали царям вашим на утверждение, чтобы договор этот стал основой утверждения и удостоверения существующего между нами мира. Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420».
Царь же Леон почтил русских послов дарами – золотом, и шелками, и драгоценными тканями – и приставил к ним своих мужей показать им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства: множество золота, паволоки, драгоценные камни и страсти Господни – венец, гвозди, багряницу и мощи святых, уча их вере своей и показывая им истинную веру. И так отпустил их в свою землю с великою честью. Послы же, посланные Олегом, вернулись к нему и поведали ему все речи обоих царей, как заключили мир и договор положили между Греческою землею и Русскою и установили не преступать клятвы – ни грекам, ни руси.
И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: „От чего я умру?». И сказал ему один кудесник: „Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, – от него тебе и умереть?». Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: „Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, – на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: „Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?». Тот же ответил: „Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: „Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: „Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: „От этого ли черепа смерть мне принять?». И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.
Неудивительно, что от волхвования сбывается чародейство. Так было и в царствование Домициана тогда был известен некий волхв именем Аполлоний Тианский, который ходил и творил всюду бесовские чудеса – в городах и селах. Однажды, когда из Рима пришел он в Византию, упросили его живущие там сделать следующее: он изгнал из города множество змей и скорпионов, чтобы не было от них вреда людям и ярость конскую обуздал на глазах у бояр. Так и в Антиохию пришел, и, упрошенный людьми теми – антиохиянинами, страдавшими от скорпионов и комаров, сделал медного скорпиона, и зарыл его в землю, и поставил над ним небольшой мраморный столп, и повелел взять людям палки и ходить по городу и выкликивать, потрясая теми палками: „Быть городу без комара!». И так исчезли из города скорпионы и комары. И спросили его еще об угрожавшем городу землетрясении, и, вздохнув, написал он на дощечке следующее „Увы тебе, несчастный город, много ты потрясешься и огнем будешь попален, оплачет тебя (тот, кто будет) на берегу Оронта». Об (Аполлонии) этом и великий Анастасий Божьего града сказал: „Чудеса, сотворенные Аполлонием, даже и до сих пор на некоторых местах исполняются: одни – чтобы отогнать четвероногих животных и птиц, которые могли бы вредить людям другие же – для удержания речных струй, вырвавшихся из берегов, но иные и на погибель и в ущерб людям, хотя и на обуздание их. Не только ведь при жизни его так делали бесы такие чудеса, но и по смерти, у гроба его, творили чудеса его именем, чтобы обольщать жалких людей, часто уловляемых на них дьяволом». Итак, кто что скажет о творящих волшебным искушением делах? Ведь вот, искусен был на волшебное обольщение и никогда не считался Аполлоний с тем что в безумстве предался мудрому ухищрению; а следовало бы ему сказать: „Словом только творю я то, что хотел», и не совершать действий, ожидаемых от него. То все попущением Божиим и творением бесовским случается – всеми подобными делами испытывается наша православная вера, что тверда она и крепка пребывая подле Господа и не увлекаема дьяволом, его призрачными чудесами и сатанинскими делами, творимыми врагами рода человеческого и слугами зла. Бывает же, что некоторые и именем Господа пророчествуют, как Валаам, и Саул, и Каиафа, и бесов даже изгоняют, как Иуда и сыны Скевавели. Потому что и на недостойных многократно действует благодать, как многие свидетельствуют: ибо Валаам всего был чужд – и праведного жития и веры, но тем не менее явилась в нем благодать для убеждения других. И Фараон такой же был, но и ему было раскрыто будущее. И Навуходоносор был законопреступен, но и ему также было открыто будущее многих поколений, тем свидетельствуя, что многие, имеющие превратные понятия, еще до пришествия Христа творят знамения не по собственной воле на прельщение людей, не знающих доброго. Таков был и Симон Волхв, и Менандр, и другие такие же, из-за которых и было по истине сказано: „Не чудесами прельщать…»
В год 6421 (913). После Олега стал княжить Игорь. В это же время стал царствовать Константин, сын Леона. И затворились от Игоря древляне по смерти Олега.
В год 6422 (914). Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой. В тот же год пришел Симеон Болгарский на Царьград и, заключив мир, вернулся восвояси.
В год 6423 (915). Пришли впервые печенеги на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю. В те же времена пришел Симеон, попленяя Фракию; греки же послали за печенегами. Когда же печенеги пришли и собрались уже выступить на Симеона, греческие воеводы рассорились. Печенеги, увидев, что они сами между собою ссорятся, ушли восвояси, а болгары сразились с греками, и перебиты были греки. Симеон же захватил город Адрианов, который первоначально назывался городом Ореста – сына Агамемнона: ибо Орест когда-то купался в трех реках и избавился тут от своей болезни – оттого и назвал город своим именем. Впоследствии же его обновил цезарь Адриан и назвал в свое имя Адрианом, мы же зовем его Адрианом-градом.
И вспомнил Олег коня своего
О книге
Добавлена в библиотеку 03.09.2016
пользователем ЛитРес
Издание 2012 года
Входит в серии:
- Хрестоматии для начальной школы
- Древнерусская литература и устное народное творчество
- Большая хрестоматия для начальной школы
- Для школьников и учеников начальных классов
- Начальная русская летопись (отрывки)
Размер fb2 файла: 154.87 KB
Объём: 1 страниц
4.64
Книгу просматривали 256 раз, оценку поставили 53 читателя
Аннотация
«В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:
– От чего мне умереть?..»
Скачать или читать онлайн книгу И вспомнил Олег коня своего
На этой странице свободной электронной библиотеки fb2.top вы можете ознакомиться
с описанием книги «И вспомнил Олег коня своего» и другой информацией о ней, а затем начать
читать книгу онлайн с помощью читалок, предлагаемых по ссылкам под постером, или
скачать книгу в формате fb2 на свой смартфон, если вам больше по вкусу сторонние
читалки. Книга написана автором Автор Неизвестен — Мифы. Легенды. Эпос. Сказания,
является частью серий: Хрестоматии для начальной школы,
Древнерусская литература и устное народное творчество,
Большая хрестоматия для начальной школы,
Для школьников и учеников начальных классов,
Начальная русская летопись (отрывки),
относится к жанру Классическая детская литература,
добавлена в библиотеку 03.09.2016.
С произведением «И вспомнил Олег коня своего» , занимающим объем 1 печатных страниц,
вы наверняка проведете не один увлекательный вечер. В онлайн читалках,
которые мы предлагаем посетителям библиотеки fb2.top, предусмотрен ночной режим
чтения, который отлично подойдет для тёмного времени суток и чтения перед сном.
Помимо этого, конечно же, можно читать «И вспомнил Олег коня своего» полностью в
классическом дневном режиме или же скачать книгу на свой смартфон в удобном
формате fb2. Желаем увлекательного чтения!
С этой книгой читают:
- Народы России
— Автор неизвестен Эпосы, мифы, легенды и сказания - Маадай-Кара. Алтайский героический эпос
— Автор неизвестен Эпосы, мифы, легенды и сказания - Идегей
— Автор неизвестен Эпосы, мифы, легенды и сказания - Казахские легенды
— Автор неизвестен Эпосы, мифы, легенды и сказания - Мифы, предания и сказки Западной Полинезии
— Автор неизвестен Эпосы, мифы, легенды и сказания - Лучшие сказки мира
— Шарль Перро, Ганс Андерсен, Вильгельм Гауф, Павел Бажов, София де Сегюр, Автор неизвестен Народные сказки, Вильгельм Гримм, Мари Д’Онуа, Жанна-Мари Лепренс де Бомон, Якоб Людвиг Гримм - Сказочные повести скандинавских писателей
— Турбьёрн Эгнер, Ян Экхольм, Синкен Хопп, Туве Янссон, А. Исаева - Маленький Мук
— Вильгельм Гауф - Калиф-аист
— Вильгельм Гауф - Как Мишка-Плюх пошёл в гости и попал в безвыходное положение
— Алан Милн