|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы к урокам Научная деятельность Учебно-исследовательская деятельность В помощь коллегам Творческие работы учеников Лицейская газета Работа методиста Виртуальный музей Читательский дневник Видео |
Светлана Берестовицкая » Читательский дневник » Пишем сочинение «Идеал человека…» Пишем сочинение «Идеал человека…»Пишем сочинение «Идеал человека…»
В сочинении нужно отразить следующие вопросы: Возврат к списку Страницы:
Страницы: Символы на картинке*
Разрешить смайлики в этом сообщении
|
За время существования человечества минуло много исторических эпох. Бурные ветры перемен сметали песочные замки старинных устоев и повесть жизни начинала новый виток спирали. Каждое время формировало свой идеал человека, которого прославляли в веках современники. Поскольку сегодня наш взор обратился в сторону тех лет, которые историки называли средневековьем, попытаемся сначала определить, что же такое средневековье.
Согласно словарю Брокгауза и Эфрона средневековьем называется тысячелетие
476 — 1492г., от падения западной Римской империи до открытия Америки.
Развитие феодализма и католицизма. С одной стороны, короли в союзе с горожанами вступают в войну с феодалами и побеждают, с другой, гуманизм эпохи Возрождения выдвигает против католической духовной тирании идеи о правах личности, начала свободной мысли против начал авторитета слепой веры, античную жизнерадостность против христианского аскетизма. Развивается наука — изобретено книгопечатание, открыт порох, плывут в сторону американского материка корабли. Противоречивое и романтическое время, не правда ли?
Каким же должен быть идеал человека — личности в такой момент, каким его видят служители лиры и простые люди? Конечно, прежде всего свободным.
Свободным физически и духовно. Герои отправляются в дальние странствия, ищут славы, удачи, счастья. Им чужд затхлый мир феодального подворья, пусть даже сами они — феодалы. Князь Игорь отправляется в Половецкие земли. Кто он — завоеватель, освободитель? Современнику это почти неважно, главное, князь — великий Воин, готовый бросить вызов любому грозному врагу.
Бесстрашный Тристан едет в далекую Ирландию, не смотря на грозящие ему опасности. Безусловно, средневековый герой храбр и легок на подъем. Если раньше примером для подражания должны были служить жития святых, то сейчас у мальчишек горят глаза при упоминании о живых людях из плоти и крови.
К цели ведет не фанатичная вера в некие нематериальные и абстрактные идеалы. В образе героя появилась новая отличительная черта, присущая опять- таки живому человеку — любовь. Любовь, как самое возвышенное и сильное из всех чувств, толкает на еще более дерзкие и отчаянные поступки, чем жажда приключений.
Вспомним Ромео и Джульетту. Любовь заставляет забыть многолетнюю кровавую вражду двух родов. И, как ни парадоксально, хотя трагичнее конец для этой потрясающей истории придумать трудно, в читателе, помимо грусти, к последней странице рождается какое-то огромное светлое чувство, готовое подхватить человека на свои могучие крылья и сделать во сто крат сильнее.
Честь звания, мундира, рода, имени много значит для нашего героя. Любое неосторожное слово и даже взгляд могут стать основанием для кровавого поединка. Здесь прослеживается довольно странное противоречие. С одной стороны, власть любви, с другой стороны, власть силы. Не секрет, что далеко не всякий, кто лучше других владеет шпагой, на самом деле также часто оказывается прав. Но противоречие это только видимое. На самом деле, потому и нередко заканчиваются литературные произведения счастливым концом, что автор вкладывает всепоражающий меч в руки правого с единственной целью
— покарать виноватого.
По всей Европе идет охота на ведьм, свирепствуют болезни и невежество, горят костры инквизиции. В такой ситуации людям жизненно необходима спасительная соломинка, ухватившись за которую можно спастись от безумства окружающего мира. И вот приходит он, герой. Сильный, отважный, честный, добрый, справедливый, всепобеждающий. И все сразу же становится на свои места. Трепещет поверженный злодей, в мире воцаряется порядок и справедливость. Множество примеров такого чудесного спасения от всех напастей можно найти в историях времен войны Алой и Белой розы.
Вы не находите, что такая ситуация очень уж напоминает наш сегодняшний день? В момент, когда люди теряют моральные ориентиры, им обязательно нужен герой — избавитель. Однако, горький исторический опыт показывает, что чем дольше ждать чудесного избавления, тем тяжелее придется добывать его потом своими руками. Вот это как раз не мешало бы понять как можно раньше. Иначе может оказаться, что за шесть веков костры инквизиции не на столько остыли, как может показаться на первый взгляд.
Теги:
Идеал человека в литературе
Сочинение
Литература
Недавно, мною было прочитано произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Выбрав свою тему «Поиски идеалов в русских произведениях», я долго думал, какой герой из этого произведения может показаться для меня идеальным, и я нашел его — Сонечка Мармеладова. По ее характеристике «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами», можно сказать, что она самая обычная девушка своего возраста.
Ради семьи, она пошла по желтому билету, чтобы прокормить братьев и сестер. Соню можно осудить за то, что она стала заниматься таким непристойным делом, но она это делала не ради своего удовольствия, не потому что ей это нравилось, а ради голодающих детей. Позже, она знакомится с Раскольниковым, который признается в своем преступлении. Исходя из этого, можно назвать Соню и Раскольникова – преступниками, Раскольникова за убийство, а Соню – за самопожертвование ради других, оскверняя собственную душу. Соня полюбила Раскольникова, она была готова разделить с ним судьбу и нести вместе с ним его крест. Опять же мы видим, как Сонечка готова на самопожертвование ради Раскольникова, не каждый человек на такое пойдет и именно Сонечка подталкивает Раскольникова к покаянию. Она просит его признаться, очистить свою душу, что впоследствии привело к каторге, НО даже ЭТО не помешало Сонечке быть с Раскольниковым рядом! Своей любовью она воскресила Раскольникова к новой жизни, помогла ему обрести внутреннею свободу. Вот пример настоящей и чистой любви. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» — эта героиня является символом самопожертвования во имя ближнего и бесконечного страдания.
Делая вывод по этому произведению, хочу сказать, что Соня, персонаж, который просто не выживет в настоящее время. Она идеал человека, которого не существует в реальном мире. Это персонаж, преодолевающий все трудности, ради любви, она готова пожертвовать собой, ради другого человека. Нельзя описать это произведение без эмоций. В нем раскрыто все то, человеческое, чего не хватает в нашей жизни. Порой, мы забываем о человеческих чувствах и гонимся за материальным благом, забывая про тех, кто нас любит. Если раскрывать философский смысл этого произведения, то можно сказать, что все люди одинаковы — нет высших и низших, любой из нас может достичь счастья, покоя и духовной гармонии, если никогда не пойдет против своей совести и общечеловеческих законов. Я считаю, что это шедевр русской литературы.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Татьяна Ларина — идеал русской женщины
Сочинение Татьяна Ларина — идеал русской женщины по роману Евгений Онегин
Подавляющее большинство русских писателей стремились к созданию идеальных образов своих героев, даже если подобные люди в действительности им не встречались. Это вполне логично, так как все творцы склонны к мечтательности, они создают в своих произведениях то, что никогда не имели в жизни. Александр Сергеевич Пушкин не исключение, он представил читателям в романе «Евгений Онегин» образ идеальной русской женщины.
Татьяна Ларина особый идеал для писателя. Он не стремился этого скрывать и нарекал ее «милым идеалом». Создавая этот потрясающий образ, Александр Сергеевич хотел, чтобы он был симпатичен не только ему самому, но и мог очаровать и влюбить в себя каждого читателя.
Героиня имеет немного общего со своими сверстницами – она неравнодушна к гаданиям, снам, которые видит и многим народным поверьям. Татьяна в детстве была окружена нянями, поэтому знала много русских небылиц и сказок. Она могла часами любоваться природой, ее интересовали обычаи старины и все в этом роде.
Однако девушка отличалась от остальных своих сверстниц. Татьяна обожала книги, не проводила время с детьми и не тянулась к родителям. Рукоделие также не вызывало у нее интерес. В ее характере отсутствовали такие черты, как лицемерие, обман. Она не умела кокетничать и не стремилась к этому. Героиня, будучи мечтательной натурой, много времени проводила наедине с самой собой, оставаясь в своем внутреннем мире. Большинство знаний о жизни Татьяна получает не из реальности, а из литературы. Поэтому девушка свято верит в то, что когда-нибудь она будет жить так, живут персонажи, прочитанных ею книг.
Героиня отличается своей искренностью, благородством и прямотой. И со временем она не потеряла эти качества. Повзрослев и заняв в обществе прочное место, Татьяна не испортилась, осталась таким же милым и хорошим человеком. Будучи прямой и открытой, она не смогла держать в себе свои любовные переживания и призналась в своих чувствах Онегину.
Татьяна Ларина обладательница самых лучших человеческих качеств. Героиня не только имеет высокие моральные качества, но и стабильна по отношению к вещам и жизни. В ее душе и сердце нет места для зла, негатива и этим может похвастаться далеко не каждый. И здесь нет ничего удивительного, ведь именно она – настоящий идеал русской женщины. Ее образ отличный пример для подражания нынешнему поколению. Все меняется в жизни, но честь и достоинство – бесценны на все времена.
2 вариант
Татьяна Ларина – главный женский образ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Тема сочинения «идеал русский женщины». Считал ли Пушкин героиню идеалом?
Что есть идеал? Идеал – это некий морально-нравственный образ, выступающий ориентиром, целью. Идеал — нечто недоступное, к чему каждый стремится, но никогда не достигнет. Важен именно процесс достижения цели.
Когда мы знакомимся впервые с Татьяной, она предстает перед нами молодой девушкой. Ее характер, ее поступки выделяют ее среди представительниц прекрасного пола 19 века. Татьяна на этом этапе не идеал русской женщины, но она уже идеал русской души. Она открытая, добрая. Автор описывает, как ее завораживают русские традиции и обряды, увлекает чтение. Создается ощущение отчужденности девушки от ее семьи. Автор демонстрирует отличие девушки от мира дворянства в целом. Она ближе к простым русским людям, чем к холодному дворянскому сословию. Русский характер, воспевающийся культурой, жил в народе, дворянство, наоборот, изгоняло его из себя, считало заразной болезнью. Оно топтало в себе русские идеалы и пыталось впитать европейские ценности. Знаменитое письмо Татьяны также убеждает читателя в искренности и душевности героини. Все это характеризует Татьяну, как смелую, чувственную, эмоциональную, живую девушку. Она прекрасна, но на этом этапе событий романа, она еще в начале становления образа героини.
Читатель знакомится уже с повзрослевшей героиней в конце романа. Теперь мы действительно можем размышлять, была ли она тем совершенным образом русской женщины? Татьяна предстает перед нами уже не такой чувственной, восторженной девушкой. На предложение Онегина она отвечает отказом и выбирает семью. Этот поступок демонстрирует женское достоинство. Она выбирает свою новую семью. Она держит слово, данное мужу. Женское достоинство — это уважение к себе, к людям. Обретя жизненный опыт, Татьяна понимает, есть вещи важнее, ярких чувств. Она видит, Онегин не достоин ее. Нельзя бросить семью ради человека, который все считает игрой.
Пушкин любил, лелеял образ Татьяны. Я полностью разделяю его отношение к героине и восхищаюсь ее женским достоинством. Татьяна идеал женщины, демонстрирующий ценности русского человека.
Также читают:
Картинка к сочинению Татьяна Ларина — идеал русской женщины
Популярные сегодня темы
- В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману Отцы и дети Тургенева)
Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.
- Сочинение Ванюшка в произведении Судьба человека Шолохова (харакутеристика и образ)
В известном произведении Шолохова «Судьба человека» ярким, чистым и непорочным образом является Ванюшка. В годы Великой Отечественной войны у мальчика погибли родители
- Сочинение Петр Гринев — человек чести
Пётр Андреевич Гринёв – герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это молодой дворянин, который рос недорослем в имении своих родителей, но по воле отца был отправлен служить в армию
- Русская литература второй половины 19 века (XIX века)
Литература является главной основополагающей в жизни человека. То, что она открывает для любого индивидуума, то, чем она наполнена просто немыслимо, ибо знания и культурный опыт прямиком воздействует на читателелей
- Сочинение на тему Безответная любовь
Любовь не всегда дарит человеку ощущение радости. Порой она бывает безответной, и тогда влюблённый страдает от своих чувств. Он может продолжать стучаться в закрытые двери или радоваться за счастье любимого человека
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 40
ФЕСТИВАЛЬ
УЧЕНИЧЕСКИХ
ПРОЕКТОВ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Автор: Иванишина Анна,
ученица 10 «А» класса
Руководитель: Пучнина Юлия Николаевна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Нижневартовск
2011
Оглавление
Введение.
Глава 1. Идеал человека в древнерусской литературе.
Глава 2. Представления об идеале современных старшеклассников.
Приложение.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Идеал — это путеводная звезда.
Без нее нет твердого направления,
а нет направления — нет жизни.
Л.Н. Толстой
Главной отличительной особенностью развития современной России является стремление к поиску национальной идеи. Понимание смысла самой национальной идеи растёт на позитивном восприятии и рефлексии корней своего исторического прошлого, отыскании глубинных истоков общественного бытия через осмысление собственного понимания величия национальной идеи и возрождении лучших народных традиций, хранящихся в сокровищнице, подаренной миру русской литературой.
Общеизвестно, что любая страна, нация, государство только тогда обретают прочность, устойчивость, волю к жизни, способность к развитию, когда люди, народ воодушевляются великой идеей, благородным и светлым идеалом. И наоборот, всякий раз, когда народ лишается большой цели, вдохновляющей идеи, мечты, он теряет активный творческий заряд, перестает быть жизнеспособным субъектом истории. Без реально существующего социального, национального, государственного идеала нормальное существование и развитие человеческого общества так же невозможно, как жизнеспособность всякой целостной системы — без цели.
Что же есть идеал? Актуальность этого вопроса в наши дни и определила выбор данной темы. Больше всего меня заинтересовал идеал человека, запечатленного в древнерусской литературе, потому что, как мне кажется, в древности люди были помыслами чисты, и все их мысли исходили из сердца. Тем более что один из героев Древней Руси, чей образ был положен в основу одного из произведений – Великий князь Новгородский и один из святых Александр Невский – в сентябре 2009 года был провозглашен Православной Церковью России национальным идеалом нашего государства. Помимо того, знакомство с истоками отечественной культуры даёт нам новые знания, помогая постичь новый взгляд на мир, иное мышление. Русская литература в своем многовековом развитии создала художественные ценности мирового значения.
Гипотеза: Мы предполагаем, что образ идеального человека – понятие вневременное, обладающее набором определенных характеристик, идентичных вне зависимости от исторического контекста, однако не без влияния «запросов» современного ему общества.
Итак, тема данной исследовательской работы «Идеал человека в древнерусской литературе и в современном обществе». Целью данной работы является комплексный анализ характеристик главных героев древнерусской литературы и выделение модели «идеал современного старшеклассника».
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- Выявить характерные черты национального идеала в устном народном творчестве, в древнерусских произведениях различных жанров( слово, житие, древнерусская повесть, поучение).
- Представить классификацию признаков национального идеала в древнерусских произведениях.
- Сопоставить представление об идеальном человеке в древнерусской литературе и в сознании современного человека.
Новизна предлагаемого исследования заключается в анализе основных параметров идеального человека, в системном описании принципов определения идеальных черт, которые способны отразить языковое самосознание, дать сведения о культуре этноса, о народной картине мира.
Объект исследования: образ идеального человека, воплощенный в древнерусской литературе и выраженный в представлении современного молодого человека.
Методы исследования: анализ древнерусских литературных текстов; социологическое исследование в форме устного опроса среди учащихся 9-11 классов МСОШ № 40; моделирование образа идеального человека; обобщение материала, полученного в ходе исследования.
Теоретическая значимость исследования: исследование на основе древнерусских литературных текстов и социологического опроса среди старшеклассников с целью комплексной характеристики модели идеального человека.
Практическая значимость исследования: данная исследовательская работа может быть использована во внеурочной деятельности педагога по литературе, имеет высокую социальную значимость с точки зрения формирования у подростков национального идеала, ориентирована на старшую возрастную категорию школьников.
Глава 1. Идеал человека в древнерусской литературе.
В представлении древних русичей носитель абсолютной, идеальной красоты только Господь Бог. Человек — Его создание, тварь Божия. Красота человека зависит от того, насколько полно в нём выражается божественное начало, то есть его способность, желание следовать заповедям Господа, трудиться над совершенствованием своей души.
Чем больше человек работает над этим, тем больше он как бы изнутри озаряется внутренним светом, который посылает ему Бог как свою благодать. Поэтому на иконах святых мы видим сияние вокруг их голов — золотой нимб. Человек живёт на пересечении двух миров – видимого и невидимого. Праведный, благочестивый образ жизни (особенно молитва, покаяние, пост) мог сотворить чудо: сделать некрасивого прекрасным.
Русская литература уже с древнейшего периода отличалась высоким патриотизмом, интересом темам общественного и государственно строительства, связью с народным творчеством. Она поставила в центр своих исканий человека, она ему служит, ему сочувствует, его изображает, в нем отражает национальные черты, в нем ищет идеалы. Мы отобрали для анализа и выделения характеристики образа идеального человека следующие древнерусские тексты, а также произведения УНТ: пословицы и поговорки русского народа, былины об Илье Муромце, русские народные сказки («Конек-горбунок» в переложении П.П.Ершова), «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о житии Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Результаты исследования древних текстов отразились в таблице «Характеристика героев древнерусской литературы и УНТ».
Таблица 1 «Характеристика героев древнерусской литературы и УНТ»
Название произведения |
Литературный герой |
Цитатная характеристика героя |
Проявившиеся черты характера |
Пословицы и поговорки русского народа |
Обобщенный образ русского человека
|
Терпение и труд все перетрут. Мастерство везде в почете. Держись крепче сохи да бороны. Господь повелел от земли кормиться. Худое ремесло лучше хорошего воровства. Всякий дом хозяином держится. Будь малым доволен – больше получишь. Спесь в добро не вводит. Не в силе Бог, а в правде. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. Русский ни мечом, ни с калачом не шутит. Век живи – век учись. и др. |
терпение, трудолюбие, вера в Бога, соблюдение норм христианской морали, мудрость, любовь к Родине, стремление к самосовершенствованию, к самоанализу, честность, верность, ум и смекалка, доброта |
Былины об Илье Муромце |
Илья Муромец
|
1Он как выпил, Илей, пива-то яндому, От земли столб был да до небушки, Ко столбу было золото кольцо, За кольцо бы взял, святорусску оворотил… 2А он мог бы постоять один за веру, за отечество, 3Он пустил коня да богатырского 4Он просил себе тут Бога на помочь, Да и Пречистую Пресвятую Богородицу… |
необыкновенная физическая сила, ловкость, удаль, вера в Бога, любовь к Родине, готовность ее защитить от захватчиков, честность, верность |
Русские народные сказки («Конек-горбунок» в пересказе П.П.Ершова) |
Иван-дурак
|
1У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. 2″Эхе-хе! так вот какой Наш воришко!.. Но, постой, Я шутить ведь, не умею, Разом сяду те на шею. Но Иван и сам не прост — Крепко держится за хвост. 3″Посмотри, каких красивых Двух коней золотогривых Наш дурак себе достал: Ты и слыхом не слыхал». 4″Стыдно, братья, воровать! Хоть Ивана вы умнее, Да Иван-то вас честнее: Он у вас коней не крал». |
смекалка, честность, верность, удачливость, терпение, способность выполнять «задачи царя» лучше других, доброта, мудрость, храбрость |
«Слово о полку Игореве» |
Автор «Слова» (предположительно, князь Игорь или его дружинник)
|
1Начнем же, братия, повесть сию От старого Владимира до нынешнего Игоря. Натянул он ум свой крепостью, Изострил он мужеством сердце, Ратным духом исполнился И навел храбрые полки свои На землю Половецкую за землю Русскую… 2Братия и дружина! Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон. Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» 3Миновалися брани князей на неверных. Брат сказал брату: то мое, а это мое же! И стали князья говорить про малое, как про великое, И сами на себя крамолу ковать, А неверные со всех сторон приходили с победами на Русскую землю!.. 4Прыснуло море к полуночи; Идут мглою туманы; Игорю-князю бог путь указывает Из земли Половецкой в Русскую землю… |
любовь к «земле Русской», готовность за нее «постоять», храбрость, мужество, способность к духовному единению в «минуту опасности», мудрость, верность, способность к самоанализу, божественное покровительство человеку «с чистыми помыслами» |
«Поучение Владимира Мономаха» |
Владимир Мономах
|
1…страх имейте божий в сердце своем… 2…не станет лениться, а будет трудиться. но малым делом можно получить милость божию… 3…иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово… господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет… |
соблюдение норм христианской морали, мудрость, терпение, стремление к созидательному труду, духовная красота и гармония, стремление к самосовершенствованию |
«Слово о погибели Русской земли» |
Владимир Мономах
|
1О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!.. 2Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели…Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира. И сам господин Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял… |
любовь к Родине, желание ее защитить, понимание роли христианства в истории Руси, мужество, отвага, сила и храбрость |
«Повесть о разорении Рязани Батыем» |
Евпатий Коловрат
|
1О государи мои и братия! Если из рук господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые божии церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича». И пошел в церковь Успения пресвятой владычицы богородицы, и плакал много перед образом пречистой, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу… 2И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства… 3И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин… |
любовь к Родине, готовность защитить родную землю, сила и мужество, честность и верность, соблюдение норм христианской морали |
«Сказание о житии Александра Невского» |
Александр Невский
|
1…рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его… 2И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую… 3Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим… 4Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ… 5И никогда не было противника, достойного его в бою… |
красота физическая и духовная, мудрость, сила и храбрость, вера в Бога, воинская доблесть, благородство и величие, самоотверженность, любовь к Родине |
«Сказание о Борисе и Глебе» |
князья Борис и Глеб
|
1Были они родом христолюбивы, братолюбивы, лицом прекрасны, очами светлы, взором грозны, сверх меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, до государских потех охочи, ратному делу искусны, и перед братией своей и перед их послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали, чистоту душевную и телесную без порока соблюдали… 2«В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх». Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви»… |
духовная и физическая красота, сила и храбрость, «мужественный ум», соблюдение норм христианства и истинная вера, трудолюбие, мудрость, доброта, терпение, смирение, праведничество |
«Житие Сергия Радонежского» |
Сергий Радонежский
|
1Приняв благодать рукоположения, преподобный Сергий ежедневно совершал божественную литургию, причем для всякого молитвословия являлся в церковь раньше всех. Равно как и в келейных делах, он по-прежнему продолжал служить братии: рубил дрова, носил воду, делал свечи, варил кутью… 2При таком трудолюбии, глубоком смирении и безмолвном житии он постоянно занимался чтением слова Божия и молитвой, почему Господь и удостоил его благодатных даров прозрения и чудотворения… 3преподобный ввел в своей обители странноприимство, питание нищих и подавание просящим. Странники, нищие и больные всегда находили здесь упокоение и довольство… 4Князь Дмитрий, напутствуемый молитвами преподобного, одержал знаменитую Куликовскую победу, ставшую началом освобождения России от ига татарского… 5Будучи славен высокими подвигами благочестия, преподобный был украшен еще и даром прозрения… 6Принесите мне жизнеописания древле прославленных угодников Божиих и увидим на истине, яко ни в чем не уступает он святым мужам, древле просиявшим. Ибо и сам он был подвижником благочестия, и пустыню наполнил добродетелями многих учеников своих, в посте и безмолвии просиявших… |
истинная вера в Бога, смирение, праведничество, трудолюбие, доброта, милосердие, мудрость, терпение, духовная красота, любовь к России |
«Житие протопопа Аввакума» |
протопоп Аввакум
|
1А я говорю: «господи Исусе Христе, сыне божий, помогай мне!» Да то ж, да то ж беспрестанно говорю. Ко всякому удару молитву говорил, да осреди побой вскричал я к нему: «полно бить тово!» Так он велел перестать. И я промолвил ему: «за что ты меня бьешь? ведаешь ли?» И он паки велел бить по бокам, и отпустили. Я задрожал, да и упал. 2Всесвятая троице, боже и содетелю всего мира! поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делы благими, яже ныне хощу глаголати аз недостойный; разумея же свое невежество, припадая, молю ти ся и еже от тебя помощи прося: управи ум мой и утверди сердце мое приготовитися на творение добрых дел, да, добрыми делы просвещен, на судище десныя ти страны причастник буду со всеми избранными твоими. 3Людие же бесстрашно и дерзновенно ко мне побрели, просяще благословения и молитвы от меня; а я их учу от писания и пользую словом божиим. Увы! коли оставлю суетный век сей? Воистину не знаю, как до краю доживать: добрых дел нет, а прославил бог! То ведает он, — воля ево. |
праведная жизнь, вера в Бога, мудрость и терпение, стойкость и мужество, честность и верность, глубокая искренность чувств |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
Петр и Феврония
|
1Глагола еи юноша: «Вижу тя, девице, мудру сущу. Повежь ми имя свое». Она же рече: «Имя ми есть Феврониа. 2Она же рече: «Да приведеши князя твоего семо. Аще будет мяхкосерд и смирен в ответех, да будеть здрав!» 3Блаженныи же князь Петр, не възлюби временнаго самодержавства, кроме божиих заповедеи, но по заповедем его шествуя, держашеся сих, яко же богогласныи Матфеи в своем благовестии вещает. Рече бо, яко «иже аще пустит жену свою, развие словеси прелюбодеинаго, и оженится иною, прелюбы творит». Сеи же блаженныи князь по евангелию сътвори: одержание свое, яко уметы, вмени, да заповеди божиа не раздрушита. 4ко всем любовь равну имуще, не любяще гордости, ни граблениа, ни богатества щадяще, но в бога богатеюще. |
мудрость, глубокий ум, духовная красота, соблюдение норм христианской морали, честность и верность, милосердие, умение прощать, стойкость и мужество, любовь |
Каждый исторический период формирует свое представление об идеале человека, который прославлялся в литературных памятниках. Идеал — это то необъяснимое, завораживающее понятие, которое не имеет стереотипа, точного определения.
Так постепенно из века в век складывается образ прекрасного русского человека, который можно понимать как идеал. У писателей Древней Руси было вполне определенное отношение к изображению человека. Главное – не внешняя красота, красота тела и лица, а красота души. В представлении древних русичей носитель абсолютной, идеальной красоты только Господь Бог. Человек — Его создание, «тварь Божия». Красота человека зависит от того, насколько полно в нём выражается божественное начало, то есть его способность, желание следовать заповедям Господа, трудиться над совершенствованием своей души.
Изучив содержание древнерусских текстов различных жанров, я пришла к выводу, что русский национальный идеал складывается из вполне определенных признаков, характерных типологических черт, к которым можно отнести следующие (число упоминаний в древнерусских текстах отражено в Диаграмме № 1 Приложения):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Именно такими чертами личности обладает идеал древнерусского человека, если судить по литературным источникам того времени. Совпадает ли такой идеал с представлениями о нем современного молодого человека?
Глава 2. Представления об идеале современных старшеклассников.
Идеал человека на протяжении веков существенно менялся под действием тех или иных событий в жизни людей и страны, и я решила выяснить, каким предстаёт идеальный человек для моих сверстников, проведя социологический опрос среди 9-11 классов.
В анкетировании участвовало 34 человека, которым были предложены следующие вопросы:
- Какие из произведений древнерусской литературы Вам известны?
- Каким предстаёт, по Вашему мнению, идеал человека в этих произведениях?
- Какой человек, как Вы считаете, является идеальным в современном мире?
- Какими качествами должен обладать?
- Согласны ли Вы с утверждением, что истинная красота человека заключена в красоте его души?
- Кто из современников соответствует Вашему представлению об идеале?
- Насколько Вы соответствуете идеалу?
- Хотели бы Вы стать «идеальнее? Почему?
2.1. Выявлены слабые знания литературных произведений Древней Руси. Ученикам известны лишь два произведения того периода: «Слово о полку Игореве» и «Песнь о вещем Олеге». Следовательно, определение идеального человека у большинства связано с современным человеком, а не с историческими личностями. Более того, результаты показали в целом, что ученики смутно представляют себе понятие «идеал».
Обработав полученные данные о представлении идеала, я получила следующее соотношение (Смотри Диаграмму 2 «Приложения»):
60% опрошенных считают идеальным человеком человека честного, отважного, сильного, готового прийти на помощь нуждающимся, любящего Родину. родителей, мудрого, верного, способного к творчеству и т.д.
20% опрошенных считают, что идеален человек практичный, хитрый, умеющий адаптироваться в любой ситуации.
10% -считают идеальными людьми своих родителей, на которых можно равняться.
10%-затрудняются определить для себя понятие идеала.
2.2. Среди основных признаков национального идеала старшеклассники выделили следующие (Смотри «Диаграмму 3 «Приложения»):
чувство патриотизма, способность и желание защищать Отечество (78%), |
— миролюбие, милосердие, доброта (63%), |
— честность и верность (60%), |
— честность и верность (60%), |
— способность к творчеству (57%), |
— мудрость(55%), |
— образованность (54%), |
— здоровый образ жизни (50%), |
— умение добиваться намеченной цели (38%), |
— социальная активность (34%), |
— предприимчивость (28%). |
— внутренняя гармония и красота (65%), |
Из вышеизложенных данных опроса становится очевидным то обстоятельство, что идеал современного человека по большинству параметров тождественен идеалу человека, представленному в древнерусской литературе. К новообразованиям современного идеала следует отнести умение добиваться намеченной цели, социальную активность, предприимчивость, что вполне соответствует запросам современного общества. В целом же, понятие «идеал человека» остается вне времени, постоянной единицей с «набором» лучших качеств национального характера русского человека.
2.3. На вопрос: «Насколько Вы соответствуете идеальному образу?» старшеклассники ответили следующее (Смотри Диаграмму 4 «Приложения»):
Примечательно, что при ответе на вопрос: «Хотели бы Вы соответствовать идеалу человека?» мнения респондентов распределились таким образом (Диаграмма 5):
К вопросу о причинах, по которым человеку свойственно стремление к идеалу, основные ответы сводились к следующему (Диаграмма 6):
Таким образом, можно выделить 3 уровня сформированности позиции, отражающей стремление к идеалу современного молодого человека: низший уровень, когда человек всего лишь хочет казаться, а не быть (тот самый «приспособленческий идеал»), высокий уровень, когда старшеклассники действительно ощущают потребность быть лучше, «идеальнее», и наивысшее проявление этого стремления – сделать МИР ЛУЧШЕ, ЧИЩЕ, КРАСИВЕЕ.
2.4. На вопрос: «Кто из современников (и не современников) соответствует идеалу?» старшеклассники ответили (Диаграмма 7, Таблица 2):
Такой разброс мнений лишний раз свидетельствует о некоторой доле неопределенности при осмыслении идеала и о невозможности существования по-настоящему идеального человека. На то он и идеал, слово, образованное от слова «идея» — то, что нельзя «потрогать», но можно представить, то, к чему хочется и нужно стремиться. Без этого стремления, на мой взгляд, человек не может состояться как Человек.
Приложение.
Диаграмма 1 «Национальный идеал древнерусского человека»
Диаграмма 2. «Соотношение идеал (60%) — антиидеал (20%) – родители как идеал (10%), затруднились ответить(10%)»
Диаграмма 3. «Признаки идеала современного молодого человека»
Диаграмма 4. «Соответствие респондентов идеалу»
Диаграмма 5. «Желание респондентов соответствовать идеалу».
Диаграмма 6. «Причины стремления человека к идеалу»
Диаграмма 7. «Ваш идеал – сущестующий человек»
Таблица 2. «Ваш идеал – существующий человек»
|
Иисус Христос, основоположник христианства – 97% |
|
Мать Тереза, основательница «Ордена милосердия» — 78% |
|
Медведев Д.А., президент России – 59% |
|
Путин В.В., премьер-министр, экс-президент России – 59% |
|
Пушкин А.С., русский поэт 19 века, «золотого века русской поэзии» — 47% |
|
Ломоносов М.В., ученый и поэт, «наш первый русский университет» — 44% |
|
Леонардо да Винчи, художник и ученый, «титан эпохи Возрождения» — 34% |
|
Билл Гейтс, основатель компании «Microsoft» — 33% |
|
Сахаров А.Д., академик, физик-ядерщик, создатель водородной бомбы – 29% |
|
Михалков Н.С., русский кинорежиссер, глава «Союза кинематографистов России» — 22% |
|
Солженицын А.И., советский писатель диссидент – 21% |
|
Хаматова Чулпан, русская актриса кино и театра, основатель благотвлорительного фонда «Подари жизнь» — 18% |
|
Познер В.В., телеведущий, социолог – 16 % |
|
Сам Человек – 10 % |
Заключение.
Каждый исторический период формирует свое представление об идеале человека, который прославлялся в литературных памятниках. Идеал — это то необъяснимое, завораживающее понятие, которое не имеет стереотипа, точного определения.
Изучив содержание древнерусских текстов различных жанров, я пришла к выводу, что русский национальный идеал складывается из вполне определенных признаков, характерных типологических черт, к которым можно отнести следующие:
- Беззаветная любовь к Родине,
- Готовность «сложить голову» за нее в минуту опасности,
- Духовная красота,
- Праведничество, соблюдение норм христианской морали (почитать старшего, жить в любви и согласии и т.д.),
- Склонность к самоанализу,
- Стремление к самосовершенствованию,
- Способность к созиданию и творчеству,
- Честность и верность,
- Сила и храбрость,
- Ум и смекалка,
- Доброта и милосердие,
- Трудолюбие и усердие,
- Мудрость и терпение.
Среди основных признаков национального идеала старшеклассники выделили следующие:
— чувство патриотизма, способность и желание защищать Отечество (78%),
— внутренняя гармония и красота (65%),
— миролюбие, милосердие, доброта (63%),
— честность и верность (60%),
— способность к творчеству (57%),
— мудрость(55%),
— образованность (54%),
— здоровый образ жизни (50%),
— умение добиваться намеченной цели (38%),
— социальная активность (34%),
— предприимчивость (28%).
Из вышеизложенных данных опроса становится очевидным то обстоятельство, что идеал современного человека по большинству параметров тождественен идеалу человека, представленному в древнерусской литературе. К новообразованиям современного идеала следует отнести умение добиваться намеченной цели, социальную активность, предприимчивость, что вполне соответствует запросам современного общества. В целом же, понятие «идеал человека» остается вне времени, постоянной единицей с «набором» лучших качеств национального характера русского человека.
По данным анкетирования старшеклассников можно выделить 3 уровня сформированности позиции, отражающей стремление к идеалу современного молодого человека: низший уровень, когда человек всего лишь хочет казаться, а не быть (тот самый «приспособленческий идеал»), высокий уровень, когда старшеклассники действительно ощущают потребность быть лучше, «идеальнее», и наивысшее проявление этого стремления – сделать МИР ЛУЧШЕ, ЧИЩЕ, КРАСИВЕЕ.
Разброс мнений учеников 9-11 классов МСОШ № 40 по вопросу о том, кто из реально существующих (существовавших) людей может считаться идеалом, лишний раз свидетельствует о некоторой доле неопределенности при осмыслении идеала и о невозможности существования по-настоящему идеального человека. На то он и идеал, слово, образованное от слова «идея» — то, что нельзя «потрогать», но можно представить, то, к чему хочется и нужно стремиться, что, безусловно, заложено в самой человеческой природе. Без этого стремления, на мой взгляд, человек не может состояться как Человек. Потому что, как утверждал Т.Карлейль: «Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить свой идеал.»
Список использованной литературы.
- Русская литература, учебник-практикум,9 класс, изд. Мнемозина,1999.
- История русской литературы X- XVII веков, Д.С.Лихачёв, Москва «Просвещение», 1980.
- «Поэтика древнерусской литературы», Д.С.Лихачёв, изд. «Наука»,1979.
- «Человек в литературе Древней Руси», Д.С. Лихачёв, изд.2-е М., 1970.
- «Древнерусская литература», Е. Рогачевская, изд. «Школа-пресс», 1996.
- Русская литература, Энциклопедия для детей Аванта +, Москва «Аванта +», 1998.
- Храбрые русичи. Сборник. Е.И.Осетров, Московский рабочий ,1986.
- Пословицы русского народа. В.И.Даль. Москва, «ННН»,1994.
- «Поэтика древнерусской литературы», Д.С.Лихачёв, изд. «Наука»,1979.
- «Древнерусская литература», Е. Рогачевская, изд. «Школа-пресс», 1996.
- Русская литература, Энциклопедия для детей Аванта +, Москва «Аванта +», 1998.
- Храбрые русичи. Сборник. Е.И.Осетров, Московский рабочий ,1986.
- Сочинения
- Человек
- Идеальный человек
Сочинение на тему Идеальный человек
Когда я слышу словосочетание «идеальный человек», сразу вспоминаю стихотворение Сергея Михалкова «Дядя Стёпа». Мне кажется, что в этом портрете описан идеальный человек, на которого многие хотят быть похожи.
Но Степан Степанов – это литературный персонаж.
Но на нашей планете ходит много достойных людей, которыми можно назвать идеальными. Это те, кто каждый день спасает людям жизнь: врачи, пожарники, спасатели. Другие идеальные люди вкладывают знания в головы нового поколения: учителя в школе, преподаватели в университетах. Даже мальчик, который всегда уступает место старенькой бабушке, является идеальным человеком.
Мне кажется, идеальный человек – это тот, кто помогает людям.
Мини сочинение 6 класс. Краткое сочинение
Идеальный человек
Несколько интересных сочинений
- Основная мысль романа Война и мир Толстого
Все события, которые представлены в романе «Война и мир» — это настоящая реальность. В нем прослеживается реальная связь народа с людьми высшего сословия. Только попав в плен, Пьер Безухов осознает вес
- Образ и характеристика Василия Теркина в поэме Твардовского Василий Теркин сочинение
Вася Тёркин – настоящий герой. Я знаю, что он был и до сих пор любим многими. Его можно принять за настоящего человека, а не за выдуманного персонажа. Он и сейчас вызывает симпатию, даже восхищение.
- Образ и характернистика Натальи Дмитриевны Горе от ума Грибоедова сочинение
Одним из второстепенных ярких персонажей произведения является супруга приятеля главного героя комедии Чацкого Наталья Дмитриевна Горич.
- Сочинение на тему Чудный дом 8 класс
Каждый человек на земле мечтает о том месте, где ему хорошо и комфортно. И я знаю его. Это – мой любимый дом. В нем ощущаешь себя под защитой. Мне нравится, когда у нас в доме собираются родственники, знакомые, друзья.
- Жизнь Евгения Онегина в Петербурге с цитатами
Город Петербург. Именно здесь проходили все театральные представления, массовые балы и развлечения. По этой причине наш герой и не мог бы жить в любом другом скучном городе. Его ни на минуту не оставляло желание и стремление к переключениям.