Идеал человека в рассказе горького старуха изергиль отображен идеал и антиидеал

Автор: Египцева Евгения Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20
Населённый пункт: город Невинномысск
Наименование материала: сочинения по литературе ЕГЭ задание 17
Тема: Как писать сочинение по литературе ЕГЭ

Раздел: полное образование

Как в рассказе М. Горького » Старуха Изергиль» отображены идеал и антиидеал

человека?

Тема сверхчеловека является одной из основных в творчестве М. Горького. Она также

получила развитие в рассказе » Старуха Изергиль». Здесь автор, используя прием антитезы на

уровне композиции, раскрывает свою идею о необходимости альтруистической

составляющей в личности подобной Заратустре. Он помещает в сюжет две истории о

совершено противоположных по своей сущности персонажах (Данко и Ларра), создавая на

их примере образы идеала и антиидеала человека. Чтобы понять, какую позицию каждый из

их занимает в идейном мире произведения, обратимся к подробному рассмотрению этих

героев.

Ларра предстает перед читателем гордым сыном орла, пришедшим в племя

сформированной личностью. Так, уже изначально юноша оказывается противопоставлен

обществу. Этот конфликт достигает своего пика в эпизоде суда племени над молодым

человеком. Здесь раскрывается главная трагедия героя, содержащаяся в желании Ларры

обладать безграничной свободой. Людям даже стало страшно от того, «на какое одиночество

он обрекал себя «. Автор замечает, что герой воспринял такое стремление от своего отца,

однако тот был птицей. Сам же Ларра — человек, поэтому идеал из дикого мира, которого он

так желал достичь, вскоре оборачивается для юноши проклятием. Авторская оценка в

отношении данного героя наиболее точно выражена в следующей фразе:» Вот как был

поражен человек за гордость!» Именно названное здесь качество, переходящее в гордыню,

определяет образ Ларры, как яркий пример антиидеала личности.

В другом вставном рассказе идет повествование о племени, которое подверглось тяжелым

испытаниям, оказалось на грани исчезновения. Здесь кульминационный момент наступает,

когда большинство людей из этого народа впадает в последнюю степень отчаяния и уже

готовится сдаться в борьбе с судьбой. В этот переломный момент их лидер — Данко, решается

на великий подвиг самопожертвования. Он задается вопросом:»Что сделаю я для людей?!».

Герой не желает мириться с тем, что его соплеменники пали духом и больше не верят в

спасение. Поэтому в качестве ответа на данный вопрос он совершает героический поступок —

отдает собственное пламенное сердце людям, проявляя великую любовь к своему народу. В

отличие от горделивого Ларры молодой человек был воспитан в племени, он ощущает

великую силу родства с окружающими его людьми. Поэтому герой готов пожертвовать

жизнью ради спасения других. Монолог Данко проникнут героическим пафосом. Благодаря

описанию подвига этого персонажа, читателю становится понятно: именно он по мнению

автора является идеалом личности — сверхчеловеком.

Таким образом, рассматривая сюжетные линии Данко и Ларры, можно прийти к выводу о

том, что раскрытие образов этих героев в рассказе » Старуха Иезиргиль» позволяет увидеть

авторский идеал и антиидеал человека.

Почему Агафья Пшеницына оказалась для Обломова ближе Ольги Ильинской?

Роман И.А. Гончарова «Обломов» был издан в темное семилетие, когда литературный

мир будто впал в глухой сон, превратился в Обломовку, утратившую практически все

созидательные силы. Ставший сегодня классикой, он оказался тогда одним из первых

романов психоделического типа. Сюжет в произведении осознанно затянут, в него вплетено

совсем малое количество значимых событий. И главный герой, Обломов, представляет собой

очень унылый, ленный образ изнеженного комфортной жизнью помещика. Все названные

мной черты становятся понятны для читателя с первых страниц произведения. Однако

сущность Обломова носит более неоднозначный характер. Согласитесь, иначе бы Гончаров

не стал писать целый роман о подобном типаже представителей современного ему общества.

Именно разобравшись во внутреннем конфликте главного героя, мы сможем увидеть

основную идею автора. В чем же тогда проявляется это внутреннее противоречие? Прежде

всего, в личном выборе человека. Такую возможность альтернативного решения автор

предоставляет Обломову в развязке произведения, при помощи введения в сюжет нового

женского образа Агафьи. Чтобы понять, почему для героя Пшеницына оказывается ближе,

чем Ольга, обратимся к более подробному рассмотрению взаимоотношений между

персонажами.

Ольга Ильинская предстает перед читателем девушкой любознательной и образованной.

Она открыта для новых явлений жизни, восприимчива к любым переменам в окружающем

ее мире. Именно поэтому героине так легко общаться с лучшим другом Обломова,

Штольцем. Вместе с этим молодым человеком Ольга решает помочь главному герою

выбраться из апатичного состояния, проникнуться стремлением близких ему людей к

активной деятельности. Ильинская с присущим ей энтузиазмом берется за преобразование

Обломова, уговаривает его покинуть пыльную и душную квартиру и уехать на дачу. Теперь

герой должен рассказывать ей о прочитанном и выполненном за день, жить в условиях,

казавшихся ранее ему невозможными. Однако даже у преобразовательной силы любви есть

свои пределы. Решения, на которые Обломова толкают Штольц и Ильинская (поездка за

границу), оказываются для него слишком трудными. Не привыкший к быстрым темпам

жизни барин устает от радикальных, в его понимании, порывов друга и возлюбленной. Он

вновь закрывается в себе и всячески оттягивает такие значимые перемены, как отъезд в

Европу и предложения руки Ольге. Именно непомерное давление ожиданий и надежд,

возложенных на него близкими людьми, в итоге ослабляет нежное чувство, единственное в

его «хрустальной» хрупкой душе имеющее движущую силу.

Образ Агафьи Пшеницыной в отличие от образа Ольги оказывается ближе к народным

старинным началам, нежели к прогрессивным идеям. Ее говорящая фамилия раскрывает

перед читателем героиню в качестве хлебосольной хозяйки. И, действительно, после

прочтения подробного описания дома героини становится понятно, что Агафья является

частью того потерянного мира Обломовки, где время замедляет свой бег, а сон и сытный обед

заменяют необходимое человеку самовыражение в деятельности. В финале романа мы

узнаем, что Обломов умер, но я думаю, правильнее будет сказать, что героя поглотил вечный

покой, статичность выбранного им существования. Забота и внимание Пшеницыной дали

Обломову возможность принять его бездействие за норму жизни. Всегда боявшийся и не

желавший перемен герой освободился от внешнего давления и смог достичь гармонии с

самим собой, а может лишь со своими слабостями, которые в итоге и погубили это

«голубиное» сердце. Но Обломову было удобнее решить, что согласие это заключено именно

с самим собой и значит сделано верно. Ведь мы всегда выбираем то, что кажется нам более

удобным. Идея же автора, напротив, состоит в необходимости выходить из зоны комфорта,

преобразовывать свою жизнь, ставить перед собой прежде всего трудные, а не выгодные

цели. Основной конфликт в душе героя содержался в желании быть с любимой девушкой и в

невозможности измениться даже ради этого высокого устремления. Поражение перед

собственными слабостями в данном противоречии и привело к постепенному угасанию

жизни, в итоге и к смерти главного героя.

Таким образом, стоит говорить о том, что Агафья Пшеницына оказалась Обломову ближе,

так как он не смог и не захотел преодолеть в себе непомерную тягу к покою и бездействию. В

данном романе Гончаров показал читателю полное поражение человека перед собственными

слабостями.

Рассказ Горького
«Старуха Изергиль» — рассказ-размышление
о смысле жизни. В нем Горький — романтик,
влюбленный в красивых, сильных, свободных
людей, создает романтический идеал
человека, способного во имя людей
принести себя в жертву, совершить подвиг.

Рассказ состоит
из трех самостоятельных частей. Первая
часть — легенда о Ларре, вторая — рассказ
старухи Изергиль о своей жизни, и третья
часть — легенда о Данко, При этом первая
и третья части -» легенды о Ларре и
Данко — противоположны друг другу. В
легендах предельно укрупнены возвышенные
и низменные проявления души — до
«огненного сердца» подлинного героя
Данко и «каменного серд­ца» жестокого
Ларры. Герои, безусловно, являются
антиподами.

Ларра «считает
себя первым на земле и, кроме себя, не
видит ничего. Всем даже страшно стало,
когда поняли, на какое одиноче­ство
он обрекал себя». Отчуждение от себе
подобных — вот корень трагедии и смысл
наказания этого человека. Продуманно
избран орел, одинокий, хищник, в отцы
юноше. Ларра попытался презреть свя­щенные
законы человечности, любви, единения.
И потерпел пора­жение. В разрушении
связей между людьми М. Горький видит
утра­ту смысла жизни. Тусклой,
бессмысленной становится она для тех,
кто хочет замкнуться на себе.

Легенде
о Данко предшествуют воспоминания
старухи Изергиль о прошлом. Отдельные
впечатления старухи безрадостны. Ее
окру­жали равнодушие, жадность, похоть,
подлость. Сама она жила высо­кими
чувствами, во имя любви, не боялась
жертвовать собой. Лишь немногих
возлюбленных сберегает в своей памяти
старая женщина. С восторгом говорит она
о людях с сильной волей, могучими и
ярки­ми характерами, способных к
подвигу.
Она
вспоминает своего воз­любленного:
«Он любил подвиги. А когда человек любит
подвиги, он всегда умеет их сделать и
найдет, где это можно. В жизни, знаешь
ли ты, всегда есть место подвигам».

Легенда о Данко
обобщает долгие наблюдения женщины.
Данко ведет свой народ на волю из рабской
жизни. На пути возникают необычайные
трудности, непреодолимые препятствия.
И когда, утом­ленные трудным путем,
люди упали духом, когда они стали упрекать
Данко в неумении управлять ими,
заколебались и готовы были по­вернуть
обратно, сердце героя вспыхнуло огнем
желания спасти их. Романтический герой
не бежит от своего несостоятельного
окруже­ния, а отдает силы жалким,
трусливым созданиям, мечтая пробудить
в их душе светлые порывы. Подвиг венчается
освобождением пле­мени. Кажется,
должно начаться внутреннее совершенствование
спа­сенных. Но они жестоки: не замечают
смерти Данко, а кто-то даже наступает
на гордое сердце ногой.

Две легенды обрамляют
повествование о жизни старухи. Судьба
старухи Изергиль во многом схожа с
судьбами Ларры и Данко. Во-первых, она
прожила «мятежную» жизнь и никогда не
была « рабой ничьей». Без сомнения,
осуждая индивидуализм Ларры, старуха
Изер­гиль думает, что ее собственная
жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу
Данко, воплотившему высший идеал любви
к людям и само­пожертвования.

Люди, среди которых
живет Изергиль в старости, любят ее, им
нужны ее красивые рассказы: ведь в их
сегодняшней жизни нет той силы и того
огня, которые раньше были в людях.
Теперешние люди «не живут, а все
примеряются … и кладут на это всю жизнь.
И когда обворуют сами себя, истратив
время, то начнут плакаться на судьбу.
Что же тут — судьба? Каждый сам себе
судьба», — говорит старуха Изергиль.

И она, и Данко свои
судьбы творили сами, и каким бы горестным
ни был итог их жизни, они все-таки жили,
а не «примерялись», и каждый прожил свою
жизнь для людей, а это, по мнению Горького,
и есть настоящий подвиг.

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М.Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых своя жизненная философия: Ларра, сын женщины и орла, Данко, сын человеческий, и старуха Изергиль, современница повествователя.

Ларра – воплощенная бездуховность. Он мнит себя совершенным, поэтому губит неугодных ему: «Я один… я не поклоняюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!» Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре. Он не мог и не хотел идти на компромисс, не попробовал приспособить свои желания к законам общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право на любой поступок – от рождения право сильного. Он, несомненно, исключительная романтическая личность, идеальная по своему отрицательному бездуховному, безнравственному содержанию.

Данко – герой с диаметрально противоположными жизненными позициями, качественно иной тип романтического идеала человека. От глубокого сострадания к соплеменникам, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам зажегся в сердце Данко огонь любви. Вспыхнувшая в соплеменниках злоба к смелому юноше, когда он вел соплеменников к свету, стала причиной разгорания этой любви до яркого факела, осветившего им путь.

Источник подвига Данко – глубокая вера в возможность пробуждения в людях человеческого начала. Поэтому герой и ведет свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу, гармонии. Но самопожертвование Данко, его любовь к людям не была оценена. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца героя, стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Данко, честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. Данко же отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость. Вот он – романтический идеал положительного героя, человека, способного на бескорыстный подвиг!

Между этими двумя легендами в рассказе показана история жизни старухи Изергиль. Она тоже романтическая героиня, ее идеал – свобода. Она гордый человек и живет так, как ей хочется. Но ради любимого человека Изергиль способна на подвиг и самопожертвование. В этом она близка Данко. В том, как она бездумно бросала своих любимых, в эгоистическом желании любви и жажде наслаждений Изергиль походит на Ларру. Вся ее жизнь – поиск любви, а, по сути, попытка найти в жизни личность яркую, способную на смелый поступок. Но реальный мир небогат такими людьми, и поиск оказался бесплодным. Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.

Итак, Горький пытался показать три судьбы, три характера, три типа романтического идеала человека. Проблема лишь в том, что хотя «в жизни… всегда есть место подвигу», идеальные личности не воспринимаются людьми в обществе. Идеальный человек, по Горькому, обречен либо на изгнание, либо на смерть, либо на одиночество.

  1. Дистанционный урок « Романтический идеал и романтический антиидеал на примере рассказа М.Горького»Старуха Изергиль»».

Учитель Шалимова Светлана Владимировна.

Предмет: литература

Продолжительность: 1 урок (40 мин.)

Класс: 7

ТСО: Apple iChat, MS Office, OpenOffice, Apple Skitch, Apple Snapz Pro X.

Аннотация:

Данный урок запланирован как урок-изучение нового материала. Базовая специфика урока состоит в том, что проводится он в форме дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Соответственно, при разработке урока учитывались следующие факторы:

— здоровьесберегающие технологии;

— технические возможности ДО;

— доступность и наглядность изложения материала;

— комфортная атмосфера во время обучающего процесса;

— индивидуальная парадигма.

Цели урока:

1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;

2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;

3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Задачи:

1. Систематизировать полученные знания по теме «Романтизм в рассказе М.Горького»Старуха Изергиль». Ларра и Данко: жестокий эгоизм и подвиг во имя людей».

2. Ввести понятие романтизма и пояснить особенности этого течения в литературе.

3. Закрепить полученные знания.

4. Развивать познавательную активность учащихся, логическое мышление и творческую деятельность.

5. Воспитывать культуру речи, самостоятельность и любовь к литературе.

6. Сохранять здоровье учащихся на протяжении всех этапов урока.

Основные методы:

— информационно-рецептивный (рассказ учителя, лекция)

— репродуктивный (опрос, инструктаж)

— эвристический (беседа, постановка проблемных вопросов, самостоятельная работа)

— частично-поисковый («пошаговое» усвоение нового материала)

— объяснительно-наглядный (схема, таблица)

— личностно-ориентированный (диалог, индивидуальные задания, задания с учетом диагноза учащихся)

    1. Ход урока.

I. Организационный момент

Через всю свою долгую жизнь, сквозь бури и противоречия эпохи Горький пронес веру в человека, в его способность переделать мир по законам справедливости и красоты. Свои мечты и чаяния писатель отразил в романтических произведениях 90-х годов. В них М. Горький внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и даже в качестве заглавий некоторых произведений берёт имена героев-рассказчиков: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»…

«Легенда о Данко» является частью рассказа «Старуха Изергиль». В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

Запишите в тетради дату и тему урока.

II. Основная часть

1.Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.Рассказ «Старуха Изергиль» — романтическое произведение.

— Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.Учащиеся дают свои ответы. (На экранах компьютеров появляется слайд с определением романтизма).

(Романтизм — особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.)

Запишите в тетрадь определение и основных представителей романтизма.
На экранах компьютеров появляется слайд с признаками романтического произведения).
Признаки романтического произведения:

  1. Яркие образы;

  2. Необычная обстановка, особая роль пейзажа;

  3. Яркость, метафоричность языка.

Запишите в тетрадь признаками романтического произведения.

2. Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

— В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

— Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? ( эпитеты: старый лес, тяжёлая пора, каменные деревья, крепкая тьма, ядовитый смрад, торжествующий шум леса, живой огонь; олицетворения: великаны-деревья, ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки; метафоры: лучи падали );

— Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

— Каково композиционное решение рассказа? (Отличительная композиционная черта данного рассказа — резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.)

— Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

— Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

Итак, перейдем к анализу двух легенд в рассказе.

4. Анализ легенды о Ларре.

— Кто является главным героем первой легенды?

— Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

— Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

— Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

— Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова (учащиеся дают определения двум понятиям, далее на экранах компьютеров появляется слайд с точным значением данных слов, которые необходимо записать в тетрадь).

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.

  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня — непомерная гордость.

— Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

— К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку).

— Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

— Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

— Каково отношение автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности).

5.Анализ легенды о Данко.

а) Имя Данко связано с однокоренными словами дань, дам, дающий.В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

— В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

— Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им).

— Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии).

— Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

— Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Таблица

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

2. Толпа — герой

3. Отличительная черта характера

4. Отношение к жизни

5. Легенда и современность

6. Поступки, совершаемые героями

7. Отношение писателя к героям

В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается

с ними

2. Толпа — герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

холод)

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

людям

сущность

— Можете ли вы привести факты, свидетельствующие о том, что такие индивидуалисты, как Ларра, были во все времена?

— Уверены ли вы, что в нашем обществе оценили бы подвиг Данко?

— Кого сегодня можно назвать героем?

7. Рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

— К какому из героев относит себя героиня? Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

— А к какому герою относит героиню автор?

— Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем).

8. Выполнение творческой работы (создание синквейна). Предлагаю составить синквейн.

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Примеры синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Синквейн по легенде о Данко:

Данко.

Смелый и красивый.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые — всегда смелые!

Подвиг.

Составьте синквейн по легенде о Ларре.

Учащиеся выполняют задания. Проверка.

III. Вывод по уроку.Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание

  • Идеал красоты в русских сказках
  • Ид аль фитр на арабском как пишется
  • Игры со сказками для старших дошкольников
  • Игры связанные со сказками
  • Игры с сыном рассказ