Идеи для сказок собственного сочинения 5 класс

ГБОУ СОШ № 12

ЗАО г. Москвы

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ 5-а класса

СБОРНИК СКАЗОК

                            Авторы:

                           Абушенко Анастасия

                           Бултышкина Вероника

                           Кузнецова Дарья

                           Сопов Андрей

                                                                                   Учитель Селезнёва К.А.

                                                          МОСКВА 2015 год

                                           Зимнее волшебство  

В одной маленькой деревне жили два брата Тим и Том. Они были очень дружны и всегда были вместе. На дворе стоял солнечный зимний день, и ребята решили пойти покататься на санках. По дороге они увидели горбатого старика, который шел по скользкой дороге, опираясь на свою клюку. Ребята так спешили на горку, что сбили старика с ног, и он упал. Но вместо того, чтобы помочь встать старичку они посмеялись и убежали. Старик встал, отряхнулся и затаил обиду на мальчиков. Ребята и не подозревали, что старик, которого они сбили с ног, был злым колдуном из страны вечной зимы. Прошло несколько дней и ребята, забыв  эту историю, Отправились в лес  за дровами для камина. Дойдя до опушки, ребята разошлись в разные стороны. Тим пошел направо, а Том налево. Тим, набравши охапку дров, вернулся на опушку и начал ждать брата. Но Том долго не возвращался, и Тим заподозрил что-то неладное. Он  начал звать Тома, но тот не откликался. Когда на улице стало темнеть, Тим вернулся домой. На следующее утро Тим отправился в лес, в котором был вчера. Он очень долго ходил по лесу и звал брата, но никто ему не отвечал. Тим увидел маленький домик. Он постучал в дверь, но никого не было дома. Тим отворил дверь и вошел в дом. Вся мебель в доме была очень маленькая. Очевидно, это был дом гномов. Тим решил погреться у очага, так как очень замерз в лесу. Вскоре пришли хозяева дома. Тим спросил у гномов – не встречался ли им мальчик по имени Том. Они сказали. Что видели, как сани злого колдуна уносили мальчика в страну вечной зимы. Гномы показали дорогу в страну, где живет злой колдун, и Тим продолжил свой путь. По дороге он встретил маленькую лису, застрявшую в капкане. Тим раскрыл капкан, и лиса обернулась волшебницей. Волшебница поблагодарила Тима. Он рассказал доброй волшебнице про свое горе. Она выслушала и рассказала Тиму как злой колдун превратил маленького мальчика в дракона .Волшебница дала Тиму зелье – противоядие которое спасет его брата. Тим попрощался с волшебницей и пошёл дальше. Через некоторое время Тим подошел к гигантской крепости злого колдуна .Все ворота были заперты, но Тим нашел небольшую щель в крепости и тихонько пролез внутрь. Тим увидел большого дракона. К счастью он крепко спал. Он незаметно налил зелье дракону в пасть, и дракон мигом стал Томом. Они быстро выбрались наружу и побежали домой. Тим и Том решили, что никогда не над кем не будут смеяться!

   Автор: Кузнецова Дарья

                                           Сказка о прекрасной волшебнице.

В далекой, казалось, внеземной, стране в снежном царстве, там, где вьюги не заканчиваются, а снег не перестает падать, обитала прекрасная волшебница .Жила она в удивительном замке, созданном из кристальных капель чистого дождя, застывших от морозов в блестящие льдины. В неповторимом по красоте дворце укрывались животные от тревоживших стану холодов ,удивительные птицы и маленькие человечки, проживающие в снежной стране. Добрая волшебница открывала двери всем страдающим от морозов в часы ненастья. Она не скупилась на теплые одеяния для страждущих, стараясь спасти каждого.

      Заботливой волшебнице было много лет. До переселения в снежную страну она ездила по свету, помогала людям. Пока была молодой, волшебница еще могла преодолевать большие  расстояния между переселениями, но состарившись, она почувствовала, что  больше не способна делать много добрых дел людям, проживающим на разных континентах. Всю жизнь мечтала она о снежной стране с ее метелями и вечными снегами. Она знала, что в студеной долине живут люди, только они были совсем маленькие, но им тоже нужна была помощь.

      Прекрасная волшебница искала замену себе и своему делу, которое она вела всю жизнь .Среди местных девушек, она найти достойную преемницу долго не могла, ту, которая сможет, преодолевать  невзгоды ,спасать живое на земле.

       Но вот однажды рядом с ее ледяным дворцом в бедной хижине родилась девочка, во все похожая на нее. Девчушка обладала своенравным характером: терпеливом, стойким, выносливым и добрым ,открытым сердцем,  чутко реагирующим на проблемы окружающих. Девочка понравилась волшебнице, и она стала опекать ее, передовая свои занятия и опыт.

         Девочка росла. И вот она уже смело управляла стихией, делала по волшебству счастливыми людей, вселяла надежду и приносила радость. Она любила добрую волшебницу, играя с ее седыми волосами холодными вечерами.

          Прошло время, волшебницы не стало. Народ снежной страны сильно переживал уход старенькой феи. Люди привыкли к ее трепетному отношению, внеземной ласке и всепрощающей любви. К воспитаннице доброй феи они не отнеслись враждебно. Наоборот, они были рады, что добрая волшебница оставила после себя прекрасную замену.

Автор Абушенко Анастасия

                                                               Сказка

                                                            Башмачок

Жил-был старик со старухой. У них было две дочери. Однажды старик купил каждой дочери по рыбке. Старшая съела свою рыбку, а младшая хотела тоже съесть, но вдруг рыбка говорит: «Отпусти меня в воду, я тебе пригожусь». Она отпустила рыбку в колодец и пошла домой.

        Старуха очень не любила свою младшую дочь. Она нарядила старшую дочь в самые красивые наряды и пошла с ней в церковь, а младшей оставила перебирать десять мешков гороха до их прихода из церкви.

        Девушка пошла к колодцу и заплакала. Рыбка выплыла и спрашивает ее: «О чем ты, красная девица, плачешь»?

        Девица ей все рассказала.

Рыбка говорит: «Не плачь, поезжай в церковь, будет перебран горох».

             Она нарядилась и приехала в церковь. Мать ее не узнала.

            А в это время в церкви был царевич. Девушка ему приглянулась и он захотел узнать, кто она такая. Взял и бросил ей под башмачок смолы. Башмачок остался, а она уехала домой.

            Царевич говорит: «Чей башмачок, ту замуж и возьму».

            А в ту пору царевич искал девушку, которая потеряла башмачок, но никак не мог найти ту, которой башмачок бы в пору.

           Он пришел к старухе и говорит: « Покажи мне своих дочерей». Царевич примерил башмачок им, и одной он подошел. Он взял ее замуж. И они стали жить да поживать, да добра наживать.

 Автор В. Бултышкина

                                          СОЛДАТИК И БАЛЕРИНА

 В одном доме, в большой семье родители сделали для своих сыновей 25 оловянных солдатиков. Все солдатики были как на подбор, кроме одного -ему не хватило олова на ружье.

                     Каждую ночь солдатики, как и другие игрушки, оживали. Возле коробки с оловянными солдатиками стоял большой картонный дворец. Каждую ночь наш солдатик ходил под окна дворца, в котором жила куколка-балерина. Как-то раз он подошел к окну и не увидел ее. Обернувшись, он увидел балерину рядом с собой и она заговорила с ним.

                     Вдруг из табакерки выскочил тролль и сказал: «Отойди от нее». Солдатик ответил: «Нет». Тогда тролль пригрозил: «Ну, берегись» и исчез. В следующую ночь исчезла и балерина. И солдатик отправился искать ее.

                    Он сел в старую игрушечную лодочку, которая лежала на берегу канавы и поплыл на ней. Он плыл на лодочке и увидел, как Нильс заходил в воду, играя на дудочке и ведя за собой полчище крыс. Вдруг Нильс споткнулся и выронил дудочку. Наш солдатик поймал дудочку, вернул ее Нильсу и продолжил свой путь в другую сказку, в которой он помог Щелкунчику и его друзьям победить крысиное войско.

                     Его путь по воде закончился возле небольшой двери. За дверью располагалось царство троллей, в центре которого стоял замок, окруженный зарослями терновника. Пробравшись в замок солдатик увидел знакомого тролля и спросил, ГДЕ ЕГО БАЛЕРИНА.  Тот рассмеялся в ответ. Наступило утро, солнечный луч отразился о  оловянного солдатика и попал на тролля. Троль окаменел. Внезапно кусты терновника превратились в розы, темный замок – в светлый дворец. В саду летали эльфы, на цветке сидела Дюймовочка с принцем, а на лестнице дворца солдатик увидел свою Балерину.

                      Пройдя разлуку и испытания, они встретились вновь, чтобы не расставаться никогда.

автор:  Андрей Сопов

kak_sochinit'_skazku

В этой статье показано как сочинить сказку самой: образцы, алгоритмы, нюансы.

Когда есть 16 способов это сделать, то можно выбрать тот, который больше подходит и сначала применять его. А дальше расширять репертуар. В конце статьи есть ссылка на книгу Дж. Родари, в которой он рассказывает про множество методов придумывания идей для историй, которые использовал сам.

Для школьного сочинения тоже можно применять.

Практические рекомендации

  1. Подбирайте несколько вариантов стартовых словосочетаний. Не все будут удачными, с точки зрения стимула для идеи. Может только одна запустить процесс сочинения истории.
  2. Сочиняйте сказки вместе. Все эти способы запускают воображение любого человека с 4х летнего возраста.
  3. Предложенные образцы сказок записаны кратко, только сюжет. Они здесь для того, чтобы показать, как работает тот или иной способ. На самом деле, чем больше в истории деталей, подробностей, тем более интересно и живо представляет ее себе слушатель. Тем сильнее ее обучающий и терапевтический эффект.
  4. Пока мама/учитель сама сочиняет сказку, ребенок может ее рисовать. Это активное восприятие здорово развивает воображение и концентрацию внимания.

Способы сочинения сказок

1. Был такой – стал другой

Последовательность работы:

  • Выбираем героя.
  • Описываем каким он был в начале сказки и каким стал в конце.
  • Что могло произойти, что повлияло на произошедшие изменения.
  • Придумываем сказку

Например:

Гадкий утенок, Звездный мальчик, Сыроежкин. Щенок был трусливым, стал смелым.

istoriya_bylo_stalo

Один щенок всего боялся. Боялся жуков, машин, и даже самого себя в отражении. Его забрала к себе семья с мальчиком. Мальчик любил хвалиться и показывать щенка своим друзьям. Когда в очередной раз дети разглядывали щенка, тот дрожал от страха и, улучив момент, дал стрекоча от них.

Он долго слонялся по городу голодный и запуганный, пока его не подобрал пожарный. Он решил оставить его в бригаде и тренировать. У них уже был пес, но старый. Скоро ему потребуется замена. Старый пес много разговаривал с щенком и обучал его. Особенно про страх. Он говорил, что нужно смотреть страху в глаза, тогда тот отступит.

Щенок вырос. Ему приходилось вытаскивать людей из огня. И даже своего маленького хозяина. Когда мальчик увидел каким смелым стал его трусливый щенок, то тоже решил стать пожарным.

Примечания:

По такому приему строятся многие истории, которые люди рассказывают друг другу. В этом их смысл и ненавязчивое обучение.

2. Круги по воде

Последовательность работы:

  • Выбираем слово из 5-6 букв без Й, Ъ, Ь, Ы.
  • Пишем рядом с каждой буквой существительное, которое на нее начинается.
  • Придумываем сказку с использованием этих слов.
  • Можно составить из слов предложение, которое станет началом, серединой или концом истории.

Например:

ЛАМПА: лис, аквариум, магазин, пирог, акула

obrazec_krugi_po_vode

В зоомагазин завезли аквариум с акулой. Это была не простая рыба. Она умела превращаться в человека с зубами в несколько рядов. Более того, она производила такое же потомство. В назначенный день рыбы-люди напали на город.

Тогда в дело вступил лис-пекарь Матвей. Он испек пирог, от которого крошатся зубы и угостил этим пирогом акул. Сначала им было очень вкусно. А потом — очень больно.

После того, как раскрошились все зубы, рыбы были безоружны и вернулись в аквариум. И больше не могли никому причинить вред.

Примечания:

Способ похож на круги по воде от камня, брошенного в воду. Волны расходятся, вовлекая все другие объекты, которые встречаются на пути.

Когда идем по плану действий определяемся какое из слов будет героем, какое местом, какое антигероем, волшебным предметом, распределяем роли. При одном и том же наборе слов получаются разные сюжеты. В зависимости от выбранных ролей.

3. Бином фантазии

Последовательность работы:

  • Выбираем 2 слова. Желательно, чтобы одно слово сказал один человек, второе – другой. Можно взять слова наугад, методом тыка в книжку. Одно слово – одушевленное существительное, второе неодушевленное.
  • С помощью предлогов записываем различные словосочетания.
  • Придумываем сказку на основе сочетания, давшего идею.

Например:

пес со шкафом, пес под шкафом, пес у шкафа, пес на шкафу, пес в шкафу

skazka_pro_psa

Пес в шкафу – это волшебная статуэтка. Любого, кто к ней прикасался, она превращала в собаку и обратно. Папа прятал статуэтку, чтобы сын случайно не дотронулся до нее.

Но однажды это произошло. Мальчик нашел фигурку и незамедлительно стал собакой. А надо сказать, что это был не самый добрый молодой человек. Он кидался в животных палками, дергал их за хвосты. А теперь сам вынужден терпеть плохое отношение дворника, мальчишек и голодных уличных собак.

Ему необходимо вернуться домой, к шкафу. Нужно, чтобы папа или мама пожалели тощую и грязную псину.

Примечания:

Бином — это 2 слова. Подбирать этих 2 слова нужно так, чтобы они стояли друг от друга на расстоянии, были чужими друг другу. В таком случае воображение будет вынуждено активизироваться, чтобы установить между ними связь, создать целое.

Отдельно взятое слово «шкаф» не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но «шкаф» в паре с «псом» — это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул. Не все истории будут одинаково интересны. Нужно пойти за словосочетанием подальше, поймать ассоциации.

4. Придумай новую сказку

Последовательность работы:

  • Вспоминаем знакомую сказку.
  • Отмечаем слова, которые описывают сюжет сказки.
  • Вставляем нового героя или предмет.
  • Придумываем сказку с новыми объектами.

Например:

Теремок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь. Новый предмет – телевизор.

obrazec_skazki_teremok

Бежит мышка-норушка и видит теремок. Да не простой теремок, а с телевизором. Зашла она в теремок, села перед телевизором и стала смотреть его. И вскоре возле телевизора собрались все звери, кроме медведя.

Никто не метет, никто не кашеварит. Из-за голода и грязи все поссорились. Каждый заставляет другого идти делать. Но никто оторвать от телевизора не хочет.

Идет медведь, спрашивает кто в теремочке. Ему никто не отвечает. Тогда он сел на теремок и всех, кто там был – раздавил вместе с телевизором. Потому что жильцы не успели разбежаться.

Примечания:

Слова можно написать на карточках: те, которые «из сказки» и «вдруг» появившееся слово.

5. Анализ образа

Последовательность работы:

  • Вспоминаем героя сказки.
  • Выделяем 3 характерных элемента для этого героя.
  • Применяем к ним новые значения.
  • Придумываем сказку с обновленным героем.

Например:

Снеговик-почтовик с ноутбуком, Емеля на мотоцикле, Баба Яга со стаей дронов, Красная Шапочка в наушниках.

obrazec_skazki_krasnaya_shapochka

Мама попросила Красную Шапочку унести бабушке книги почитать. КШ включила любимую музыку в свои красные наушники, встала на ходули и пошла.

На встречу ей волк с вопросами. Она все ему рассказала и он помчался к бабушке.

КШ с высоты своих ходуль все увидела: и куда бежит волк, и как он вошел в домик. Она прибавила скорость.

Девочка ворвалась в дом и побила волка сумкой с книгами и ходулями. Волк с воем выбежал из дома, как побитая собака. А КШ с бабушкой сели пить чай с вареньем и музыкой.

Примечания:

Для поиска значений элементов используем морфологический ящик.

Элемент Значение №1 Значение №2 Значение №2
В руках Корзинка с пирожками Сумка с книжками Клетка с крысой
На голове Красная шапочка Наушники с музыкой Шлем рыцаря
Способ передвижения Ноги в башмаках Велосипед Ходули

6. Метод контрольных вопросов

Последовательность работы:

  • Отвечаем на вопросы: Когда это случилось? Где все происходило? Кто главный герой? Что с ним случилось? Как он поступил? Что из этого вышло? Что случилось дальше? Как поступил герой? Чем все закончилось?
  • Собираем сказку из ответов.

Например:

5 апреля 1020. В шестом царстве, тридевятом государстве на планете 5-3 Х. Жил Иван Иванович Васильев и был он нищий.

obrazec_sochineniya_skazki

Однажды, он увязался за слугами и проник во дворец тайком. И пошел в сокровищницу.

Набрал кучу денег, золотых монет.

Вернулся домой и стал купаться в деньгах.

Слуги узнали, что была пропажа и рассказали королю. Тот приказал, чтобы нашли вора и отрубили ему голову. Слуги везде искали, а потом зашли к нищему. Он сказал, что занят — купается. «Случайно не в деньгах?», — спросили слуги. И когда вошли увидели нищего в ванне с золотом.

Тогда они велели, чтобы тот вернул деньги и еще принес столько же, тогда его помилуют.

Иван Иванович пошел к своему другу, который был изобретателем новых вещей.

Тот дал ему усыпительный газ и нищий отправился в соседнее государство. Там он с помощью газа проник во дворец и вынес все сокровища. Когда вернулся домой, то оплатил долг за свою жизнь и еще немного осталось.

Через некоторое время соседнее государство пришло с войной на шестое царство. А до этого они дружили. Целый год длилась война. А нищего, из-за которого все началось, посадили пожизненно в тюрьму. Вывод из сказки: нельзя воровать, могут пострадать невинные люди.

Примечания:

Можно подготовить списки ответов на вопросы, которые указаны выше. Выбирайте слова из каждого списка и складывайте истории.

7. Связки антонимов

Последовательность работы:

  • Выбираем любую пару антонимов: условия и свойства.
  • Описываем полученные связи.
  • Обдумываем ситуации, в которых могут проявляться данные свойства.
  • Сочиняем сказку.

Например:

Карабас-Барабас становился добрым, когда чихал; когда не чихал – злым. Попугай вежливый – еда появлялась; попугай грубый – еда исчезала.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Жил-был очень умный, но грубый попугай. Любил он ворчать и обзываться, да так, что даже еда, услышав его грубости убегала. Зато, когда он бывал вежлив, то еда возвращалась снова.

Как-то попугай увидел вора и заорал во всю глотку: «Скажите, пожалуйста, номер полиции.» И в этот момент перед ним появились его любимые крекеры. Он не смог устоять и забыл про преступника. Когда он очнулся от вкусностей, вор был уже далеко. Попугай стал браниться и крекеры исчезли, что разозлило его еще больше.

Попугай взлетел над городом и увидел бегущего негодяя. Быстренько он позвонил в полицию и преступника поймали. А попугая наградили его любимыми крекерами.

Примечания:

Пары слов специально подобраны так, что помогают придумывать сюжеты про человека. Для сказок про предметы, растения, животных нужна своя таблица с соответствующими условиями и свойствами.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

8. Что было бы если…

Последовательность работы:

  • Предлагаем «фантастическую гипотезу»: что было бы если… слоны умели летать? мама каждый день покупала торт? ни печка, ни яблонька, ни речка в сказке «Гуси-лебеди» не умели говорить?
  • Отвечаем на предположение. А это уже сюжет сказки.

Например:

Что было бы если все материалы, из которых сделаны предметы поменялись местами?

Провода из стекла, машины из дерева, забор из глины, книги из пластика, мебель из камня.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

В одном городе всю мебель заменили на каменную. Люди сначала были недовольны, а потом, когда они увидели много пользы, то не захотели с ней расставаться.

Она никогда не ломалась и люди экономили свои деньги. Эти деньги они отдавали на благоустройство города.

Домашние животные не могли ее прогрызть и порвать, а шерсть убрать с каменного дивана очень легко.

Воры ее не могли унести и перестали воровать. Честных людей стало больше.

Сидеть на ней долго не получалось и поэтому люди сбросили лишний жир, стали энергичнее и здоровее.

А еще ее удобно мыть.

Огорчились только дети. Им стало негде прыгать. И тогда они устроили митинг, где требовали возврата мягкой мебели…

Примечания:

Техника «фантастических гипотез» предельно проста. Она выражена в форме вопроса. Что было бы, если?

Для постановки вопроса берутся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Не все «гипотезы» могут навести на сюжет. Возможно их придется придумать 2-4, чтобы одна начала развиваться в историю.

Способ 1. Сказка переехала

Последовательность работы:

  • Вспоминаем знакомые сказки.
  • Называем место и время происходящего.
  • Выбираем одну из сказок и переселяем ее героя в другое время и место.
  • Описываем что с ним происходит.

Например:

Буратино в детском центре во время утренника, Кот в сапогах в цирке во время представления, Чиполлино в Диснейленде, Дюймовочка в замке семи подземных королей.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Мальчик – хулиган пришел в библиотеку и вырвал странички в книгах. Библиотекарь увидела и рассердилась. Она сказала, чтобы мальчик вклеил странички обратно. Он послушался, но наделал ошибок. Так Дюймовочка оказалась в сказке «Семь подземных королей» и стала править в ней вместо третьего короля.

Драконы во время ее правления перестали подчиняться людям и подговорили шестилапых напасть на них. И тогда на помощь пришли мыши и ласточки, друзья Дюймовочки.

Примечания:

Место переселения может быть знакомым, а может необычным, волшебным.

10. Сказка «наизнанку»

Последовательность работы:

  • Вспоминаем знакомые сказки.
  • Называем признаки героев.
  • Меняем признаки на противоположные
  • Придумываем сказку с новыми героями

Например:

Красная Шапочка маленькая — взрослая, Царевна-лягушка мудрая — глупая, Серый волк хитрый — простофиля, Паровозик Пых добрый — злой.

skazka_naoborot

В лесу появился злой паровозик Пых. Он мчался на всех парах, гудел на весь лес, не давая спать животным. Он никого не подвозил и если кто-то вдруг появлялся на путях, то он даже не тормозил.

Пых не всегда был таким, его заговорила злая белочка. Она стала его машинистом и управляла им. Потом появилась добрая белка. Она победила злую, потому что тренировалась по дзюдо. И стала машинистом паровозика Пыха.

Паровозик снова стал добрым товарищем, который помогал переезжать животным куда им надо. В гости, за продуктами, в школу. А белочка тренировала по дзюдо всех желающих.

Примечания:

Обратите внимание, что при изменении признаков героя – все вокруг меняется. Опишите как меняется? Значит от кого зависит окружающий мир? От самого персонажа.

11. Сказка про прошлое или будущее героя

Последовательность работы:

  • Выбираем героя.
  • Выбираем его главное свойство.
  • Описываем внешний вид и свойства героя.
  • Описываем место обитания или место действия героя.
  • Заглядываем в прошлое героя, чтобы понять причины почему он стал таким.
  • Заглядываем в будущее героя с целью изменения героя в положительную сторону.
  • Придумываем название сказки.

Например:

Кащей – бессмертный.
Он злой, тощий, коварный, хочет завоевать царство. У него много злата, серебра. Он живет в замке, где холодно и мрачно. Там гуляет эхо и привидения.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Когда Кащей был маленьким, с ним никто не хотел дружить. Потому что у него была голубая кожа. Однажды он заблудился в лесу и набрел на пещеру. Там он нашел сундук, а в сундуке – иглу. Он уколол ею свой палец и стал бессмертным. Когда Кащей это понял, то стал мстить всем за свою отверженность.

Через много сотен лет Кащей встречает старого-престарого человека с длинной белой бородой. Он тоже живет один в лесу. Но к нему постоянно идут люди: за советом, за помощью. Кащей спросил почему? И тот ответил, что нужно давать, а не забирать.

Прошло еще много лет и так стало ему тоскливо, что стал он тайно делать добрые дела.

Примечания:

Героем может быть и предмет из реальности. А также можно рассказать только его прошлое или только будущее.

Эти сказки помогают ребенку понять причинно-следственные связи и корректировать собственное поведение. Используем метод ТРИЗ — Системный оператор для построения логики событий.

12. Сказка от слова «Почему?»

Последовательность работы:

  • Давным-давно этой особенности не было. Чем это было плохо?
  • Придумываем как появилась эта особенность.
  • Описываем как изменилась жизнь, чем это стало лучше?

Например:

Давным-давно люди не умели разговаривать. Но зато они умели злиться также, как и мы. И когда древний человек злился на другого, он его кусал или бил палкой. А теперь человек может сказать, что он злится и без причинения боли.

skazka_pochemuchka

Однажды древний мальчик собирал из палочек шалашик. Строение постоянно разваливалось. И даже падало ему на ноги. Он бил палкой по развалинам и громко кричал. Неподалеку гуляла девочка и подошла к нему, чтобы помочь. Она стала складывать палочки и у нее получился шалашик.

Тогда мальчик со всей силы пнул ее постройку. Девочка заплакала и убежала.

Прошло много-много тысяч лет. Люди научились разговаривать. Но мальчики по-прежнему строят домики и у них по-прежнему бывает не получается. Только теперь они могут сказать родителям или другим детям, что им нужна помощь. Вот так, легко: «Мама, мне нужна твоя помощь!» И мама/папа помогут.

Примечания:

Часто этими сказками объясняют почему животное стало таким каким стало. Откуда взялся хобот у слона или полоски у зебры. Перед сочинением такой сказки можно представить: «в какое животное мне бы хотелось превратиться и почему?»

13. Сказка во время прогулки

Последовательность работы:

  • Решаем куда пойти. «Одеваем волшебные очки», чтобы лучше видеть.
  • Во время прогулки мысленно собираем 5 заинтересовавших предмета.
  • Делаем описания и/или зарисовки этих предметов.
  • Придумываем сказку, включая эти объекты.

Например:

Магазин, фонтан, собака, автобус, машина.

Машина, раскрашенная под кирпичную стену, стоит все время на одном месте. На ней не ездят.

Фонтан мигает фонариками. Он без бассейна, зато есть решетки, на которые можно встать ногами и облиться, когда струя начнет бить вверх. Сколько ценных вещей уронили сквозь решетки.

Черная собака с белыми бровями и глазами разных цветов. Она все время спит, как будто усталая и безразличная ко всему, что происходит вокруг.

Желтый автобус с надписью «Дети» на борту. Его водитель соблюдает правила дорожного движения, пропускает пешеходов на переходе.

Магазин с синими крышами стоит близко к дому и всегда выручает, когда закончились продукты. Хоть цены там и немного выше, но зато можно быстро купить то, что нужно срочно.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Водитель желтого автобуса, как обычно вез утром детей в школу. Вдруг автобус задрожжал – это испортилась свеча зажигания. Водитель обратился к хозяину машины, которая уже давно стоит на обочине и попросил с нее свечу, чтобы дети успели на занятия.

Когда он возвращался уже без детей, через пешеходный переход шла собака с разными глазами. Она остановилась и посмотрела на водителя так грустно, что ему стало ее жаль. Он остановился и пошел в магазин с синими крышами. Купил там хлеба и сосисок. А потом они с собакой пошли на фонтан и устроили пир на весь мир.

Примечания:

Эти сказки с выводами о морали, этических нормах. Они показывают человеческие отношения со стороны, от имени оживленных предметов.

14. История, рассказанная предметами

Последовательность работы:

  • Выбираем кусочек предметной реальности без присутствия человека.
  • Наделяем объекты человеческими чертами.
  • Что-то происходит, появляется.
  • Оценка события каждым из предметов этого места.
  • По-возможности, делаем вывод из этой истории, определяем мораль.

Например:

Спортивный уголок, шкаф с посудой, елка с игрушками, книжная полка. Выбрали спортивный уголок.

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Турник ворчливый, заставляет делать упражнения. Канат веселый, любит покачаться. Кольца постоянно друг с другом ссорятся. Веревочная лестница пакостная, все время оббивает стены.

Пришли гости со своей обезьянкой. И та залезла на уголок. Пока гости не засобирались уходить, зверюга без устали лазила, прыгала и бесилась на всех элементах спортивного уголка.

А когда они ушли, канат сказал, что обезьянка ему понравилась и давно он так высоко не качался. Турник недовольно выразился, что она только балуется, а нужные упражнения не сделала. Кольца обиделись на нее и на весь мир. Гостья стукала их друг о друга и у них разболелись бока. Веревочная лестница была самая довольная. Совершенно безнаказанно у нее получилось отодрать обои от стен. Всю вину при этом она перекинула на обезьянку. Правда мама все-таки наругала опять ее.

А обезьянка вволю повеселилась и даже не обратила внимание на все обиды и недовольства. Нужно быть таким, какой есть. Всем не угодишь.

Примечания:

Эти сказки с выводами о морали, этических нормах. Они показывают человеческие отношения со стороны, от имени оживленных предметов.

15. Карточки

Последовательность работы:

  • Выкладываем кучу карточек с картинками и выбираем 5-8 штук.
  • Раскладываем их в случайном порядке.
  • Соединяем их с помощью предлогов и находим интересные словосочетания.
  • Придумываем сказку

Например:

Жираф на велосипеде, бабочка в ведре, бабочка на шарах, телескоп на мельнице. Выбрали телескоп на мельнице.

skazki_po_kartochkam

16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Жил-был мельник с сыном. Он хотел, чтобы сын стал тоже мельником. А ребенок мечтал о звездах. Бабушка подарила ему телескоп.

Однажды он увидел падающую звезду и отправился на ее поиски. Путешествие привело его в большой город. Он поступил в университет и стал астрономом.

Мечты становятся явью, когда ты следуешь им.

Примечания:

Если нет карточек с картинками, можно просто написать по одному слову на каждую карточку и связывать уже слова.

16. Сказка с приемами фантазирования ТРИЗ

Последовательность работы:

  • Описываем какую-то локацию или героя.
  • Выбираем прием фантазирования.
  • Преображаем с помощью приема нашу локацию или героя.
  • Продумываем причину почему произошли изменения.

Например:

Медведь – герой.

К нему применим прием Объединение. Объединим героя со свойствами болота: вместо меха – мох с ягодами клюквы и брусники. И живет на нем несколько лягушек.

skazka_priem_fantazirovaniya

Наелся медведь ягод и вырос на нем мох с жильцами. И вот пошел слух по лесу, что объявилось в нем чудище. Издает оно странные звуки и прятаться умеет искусно. Сидит зайчик, ест ягодку и вдруг кочка, с которой он рвал клюкву поднимается. Зайчик, конечно же, наутек.

А зверь был добрым, помогал тем, кто попал в беду. А лягушки шутили и развлекали лесных обитателей. Постепенно звери привыкли к чудищу и перестали бояться. А у медведя незаметно мох выпал и выросла обычная шерсть. Правда и лягушки исчезли. А жаль, с ними было весело.

Примечания:

Приемы фантазирования были выделены автором ТРИЗ – Г. Альтшуллером. Они великолепно размывают рамки шаблонов мышления и позволяют управлять воображением. С ними можно придумывать не только сказки или разные поделки, а и новые идеи для решения реальных задач в быту и бизнесе.


Выводы:

  1. Перед тем, как сочинять сказку каким-либо способом, мы не знаем, что получится. Нет «правильного» ответа. С одной стороны, это стопорит, с другой – вот здесь и прямо сейчас мы сочиняем новую сказку, которая (кто знает) изменит картину мира слушателя.
  2. Способы создания истории — как клубок для Ивана-Царевича — проводники. Не обязательно пользоваться всеми. 2-3 варианта хватит, чтобы оттачивать свое мастерство.
  3. Эти методы подходят не только для сочинения сказок. Они также помогают найти идею в разных сферах.
  4. Сочинение сказок, историй – одно из самых мощных направлений развития мышления, речи, воображения как ребенка, так и взрослого.
  5. Личность и слушателя, и сказителя меняется в лучшую сторону.
  6. Сказку можно оформить в книжку собственного изготовления. А можно составить хронологию – ленту времени – timeline с рисунками для самых важных ее событий.

Книга Дж. Родари о том, как придумывать истории: Грамматика фантазии

Источники:
Гин С. И. Мир фантазии: Минск; 2007
Коллектив авторов под рук. Сидорчук Т. А. Творческие задания «Золотого ключика»: Самара; 2001
Ньюбургер Э. Банка с историями: М., 2016
Родари Дж. Грамматика фантазии: Прогресс; М.; 1990

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Вы узнали как сочинить сказку самой, образцы и план действий. Попробуйте это сделать с ребенком/детьми. Полезное и увлекательное совместное время сегодня всем нужно.


16 способов как сочинить сказку самой, образцы

Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. Они всегда начинаются с особых, знакомых с детства слов «Жили-были», «В Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве», в сказках происходит то, что обычно не происходит в реальной жизни. В школе часто задают домашнее задание сочинить сказку. Пяты класс не стал исключением, и по литературе уже в начале учебного года зададут сочинить сказку. Какую сказку написать, объяснит учитель. Тут появляется сложность не только в самом тексте сказке. Будь вы хоть прирожденным сказочником, вам могут снизить оценку из-за того, что вы невнимательно выслушали задание.

К примеру, проходили вы сказку «Заработанный рубль». Учитель сказал сочинить подобную. Что значит подобную? А это означает, что мораль вашей сказки должна совпасть с выводами из сказки народной. Народная сказка «заработанный рубль» учит, как осознать и исправить ошибки, и ваша должна учить тому же. И не важно при этом, бытовая она, волшебная или о животных. Пример сказки:

Жадные братья. Сказка

Жила-была семья: отец, мать и два сына. Сыновья очень любили поесть. Вот раз уехали родители на неделю из дому, а когда вернулись, в доме были съедены все запасы на зиму. Сказали тогда отец с матерью:
— Кормить вас больше нечем, идите по свету, заработайте себе на кусок хлеба.
Собрались братья и пошли. Шли они, шли по лесу, и видят: стоит посреди леса избушка, да не просто избушка, а сделанная из сладостей, конфет да пряников. Братья принялись эту избушку есть, хоть и были сыты.
Вдруг из избушки вышла старуха. Она провела наших братьев в дом и дала им поесть.
Насытившись, братья завалились спать. Настало утро, они проснулись и снова наелись до отвала. Они объелись так, что не могли шелохнуться. А старухе это было и нужно, ведь она была злой ведьмой и хотела поджарить братьев и съесть их.  Как только она понесла обжор в огонь, испугались они, собрали свои последние силы и убежали из избушки.
Они поняли, что не бывает бесплатной еды, и нанялись в помощники к кузнецу. Так братья и себе на кусок хлеба заработали, и родителей прокормили. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.

Сказку сочинил Максим Егоров

Если вы пишите волшебную сказку, в ней обязательно должны участвовать волшебные предметы, происходить чудеса или превращения. Если в голову сюжет не приходит, можно соединить несколько народных волшебных сказок. К примеру, написать про Ивана-дурака, которого ждут испытания в борьбе за царевну и полцарства, ему помогают в этом волшебные предметы. Можно воспользоваться уже выдуманными волшебными предметами: сапогами-скороходами, ковром-самолетом, волшебной палочкой, сказочными животными — драконами и другими зверьками, пригласить в свою сказку фей и колдунов. Пример волшебной сказки, написанной учеником 5 класса:

Волшебная награда. Сказка

В Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве жил Иван-дурак, на лицо не красавец, да и не больно умный. Любил Иван по лесу гулять, да песни распевать. Шел он однажды, смотрит, березку ветер повалил, вот-вот упадет. Просит березка:
— Помоги, Иванушка, не подняться мне самой.
Помог Иван, выправил деревце. Обсыпала береза Ивана золотыми листьями и сказала:
— Ждет тебя дома награда.
Удивился парень, пошел дальше. Видит, гном на пне сидит. Одна нога у него в расщелине застряла. Помог Иван гному выбраться.
— Ждет тебя дома награда, только щелкни пальцами, сказал гном и исчез.
Шел, шел он и встретил девицу. Сидела она на берегу речки и рыдала оттого, что уродилась некрасивой. Успокоил ее Иван, пригласил к себе жить.
Вернулись они в дом. Посмотрел Иван в зеркало и удивился. Стоит перед ним красавец, в золото одетый, а рядом — прекрасная царевна. От удивления щелкнул Иван пальцами, и появились на столе разные кушанья. Стали Иван с царевной жить поживать, да вспоминать, как добро добром вернулось.

Про животных сочинять еще легче. Любой сюжет с говорящими животными уже будет сказкой :)

Пример сказки о животных тут >>

Сказки, которые ещё никто не читал…

Авторские сказки учащихся МОУ СОШ №3 г. Павлово Нижегородской обл.
Возраст авторов — 8-9 лет.

Агеев Александр
Тимошка

Жил-был сирота Тимошка. Взяли его к себе злые люди. Тимошка много на них работал за кусок хлеба. Он сеял пшеницу, а осенью собирал урожай, ходил в лес за ягодами и грибами, ловил на реке рыбу.
Вот как-то в очередной раз послали его хозяева в лес за грибами. Взял он корзину и пошел. Когда он набрал целую корзину грибов, вдруг увидел, недалеко от поляны, в траве большой, красивый гриб-боровик. Только хотел сорвать его Тимошка, а гриб с ним заговорил. Он попросил мальчика не срывать его, за что боровик его отблагодарит. Мальчик согласился, а гриб хлопнул в ладоши, и случилось чудо.
Тимошка оказался в новом доме, а рядом с ним его добрые и заботливые родители.

Денисов Николай
Вася Воробьёв и его золотая рыбка

В одном маленьком городе жил себе ученик 4-Б класса Вася Воробьёв. Учился он плохо. Жил он с бабушкой, а мама работала в другом городе. К Васе она приезжала редко, но каждый раз привозила Васе подарки.
Любимым занятием Васи было ловить рыбу. Каждый раз, когда Вася уходил на рыбалку, кошка Мурка ждала его с уловом на крыльце. Возвращаясь, домой с рыбалки, мальчик угощал её ершами, окуньками, плотвой.
Однажды, мама привезла Васе в подарок необычный спиннинг. Забыв про уроки, он побежал с новой снастью на рыбалку. Закинул, спиннинг в реку и сразу клюнула рыбка, да такая большая, что Вася еле удержал удочку. Подвёл он леску поближе и увидел щуку. Изловчился Вася и ухватил рыбу рукой. Вдруг щука заговорила человеческим голосом: «Васенька, отпусти меня в воду, там у меня малые детки. Я тебе ещё пригожусь!»
Вася смеётся: «На что ты мне пригодишься? Понесу тебя домой, бабушка уху сварит». Щука вновь взмолилась: «Вася, отпусти меня к детушкам, я все желания твои исполню. Чего ты сейчас хочешь?». Вася ей отвечает: «Хочу, чтобы я пришёл домой, а уроки по всем предметам были выполнены!». Щука ему говорит: «Когда что тебе надо, скажи только «по щучьему велению, по Васиному хотению…» После этих слов отпустил Вася щуку в реку, она хвостом вильнула и уплыла… Так и жил себе Вася. Уроки за него делала волшебная рыбка. Стал он радовать бабушку и приносил из школы хорошие оценки.
Однажды, увидел Вася у одноклассника компьютер, и одолело его желание заиметь такой же. Отправился он на речку. Позвал щуку. Приплыла к нему щука и спрашивает: «Чего тебе надобно, Васенька?». Вася ей отвечает: «Хочу компьютер с интернетом!». Щука ему в ответ: «Дорогой мальчик, в нашей деревенской речке такая техника ещё не испытана, прогресс до нас не дошёл, Помочь тебе в этом не могу. В современном мире каждый трудиться должен сам». После этих слов щука скрылась в реке.
Возвратился Вася домой огорчённый тем, что у него не будет компьютера, и уроки теперь надо будет выполнять самому. Долго думал он над этой проблемой и решил, что без труда не выловить и рыбку из пруда. Исправился он, и стал радовать маму и бабушку своими успехами. А за хорошую учёбу мама подарила Васе новенький компьютер с интернетом.

Тихонов Денис
Спаситель планеты Кошек

Где-то в далекой галактике существовали две планеты: планета Кошек и планета Собак. Эти две планеты враждовали несколько столетий. На планете Кошек жил котенок по имени Кыш. Он в семье был самым младшим из братьев, которых у него было шестеро. Всё время братья его обижали, обзывали и дразнили, но он не обращал на них внимания. У Кыша была тайна – он хотел стать героем. А ещё у Кыша был друг мышонок Пик. Он всегда давал Кышу дельные советы.
Однажды на планету Кошек напали собаки. Вот они дошли с войной до города Кошкинска, где жил Кыш. Никто из кошек не знал что делать. Наш Кыш попросил совета у мышонка. Пик дал Кышу свой заветный сундучок, из которого дул ветер такой силы, что он мог сравниться с торнадо. Кыш пробрался ночью к базе собак и открыл сундучок. В один момент всех собак сдуло на их планету.
Вот так и сбылась мечта Кыша стать героем. После этого случая его стали уважать. Так из маленького, никому не нужного котёнка Кыш превратился в настоящего героя. А собаки больше не смели нападать на планету Кошек.

Голубев Даниил
Мальчик и заколдованный козлик

На белом свете жил-был мальчик, у него не было родителей, был он сирота. Скитался он по белу свету и попрошайничал на кусок хлеба. В одном селении его приютили и накормили. Заставили его колоть дрова и носить воду из колодца.
Однажды, когда мальчик ходил за водой, он увидел бедного козлика.
Мальчик пожалел его и забрал с собой, спрятал его в сарае. Когда мальчика кормили, он прятал за пазуху кусок хлеба и приносил козлику. Мальчик жаловался козлику, как его обижают и заставляют работать. Тогда козлик отвечает человеческим голосом, что его заколдовала злая ведьма и разлучила с родителями. Чтобы превратиться в человека нужно выкопать колодец и из него попить воды. Тогда мальчик стал копать колодец. Когда колодец был готов, козлик попил из него и превратился в человека. И они сбежали из дома. Отправились искать родителей. Когда нашли родителей мальчика, который был козликом, они обрадовались. Родители стали целовать сына. После они спросили кто этот мальчик, который находится рядом. Сын ответил, что этот мальчик спас его от злой ведьмы.
Родители пригласили мальчика к себе в дом вторым сыном. И стали они жить вместе дружно и счастливо.

Ляшков Никита
Добрый Ёжик

Жил-был царь. Было у него три сына. Сам царь был злой. Захотелось как-то царю грибочков покушать вот и говорит он сыновьям:
– Дети мои! Кто найдёт в лесу хороших грибов, тот будет жить в моём царства, а кто принесёт мне мухоморов – выгоню!
Пошёл старший брат в лес. Долго он ходил, бродил, да так ничего и не нашёл. Приходит он к царю с пустой корзиной. Царь недолго думал и выгнал сына из царства. Пошёл в лес средний брат. Долго он бродил по лесу и вернулся к отцу с полной корзиной мухоморов. Как только царь увидел мухоморы – выгнал сына из дворца. Настала пора идти в лес за грибами младшему брату Прохору. Ходил – бродил Прохор по лесу, ни одного гриба не увидел. Хотел возвращаться. Вдруг навстречу ему бежит Ёжик. Вся колючая спинка зверька увешана съедобными грибами. Стал младший брат просить у Ёжика грибы. Ёжик согласился отдать грибы взамен яблок, которые росли в царском саду. Прохор дождался, когда стемнеет, и набрал в царском саду яблок. Яблоки он отдал Ёжику, а Ёжик дал Прохору свои грибы.
Принёс Прохор грибы отцу. Царь остался очень доволен и передал своё царство Прохору.

Карпов Юрий
Федор-Несчастье

Жила была семья бедная. Было там три брата. Младшего звали Федор. Ему всегда не везло, прозвали его Федор-Несчастье. Поэтому ему ничего не доверяли и никуда не брали. Сидел он всегда дома или во дворе.
Однажды вся семья уехала в город. Федор пошел в лес по грибы, да по ягоды. Увлекся и забрел в чащу лесную. Услышал стон зверя. Вышел на поляну и увидел медведя в капкане. Не испугался Федор и освободил медведя. Говорит ему медведь человеческим голосом: «Спасибо, Федор! Должник я теперь твой. Нужен, буду, выйди, повернись к лесу и скажи – Миша медведь ответь!»
Побрел Федор домой. А дома семья из города вернулась с новостями, что Царь объявил: «Кто в праздничное воскресенье победит самого сильного воина, отдаст тому в жены царевну».
Настало воскресенье. Вышел Федор к лесу и сказал: «Миша медведь ответь!». Раздался треск кустов, появился медведь. Поведал ему Федор о желании победить воина. Говорит ему медведь: «Влезь ко мне в одно ухо, а вылези из другого». Так Федор и сделал. Явилась ему сила, да удаль богатырская.
Пошел в город и победил воина. Выполнил царь свое обещанье. Отдал Федору в жены царевну. Сыграли свадьбу богатую. Пир был на весь мир. Стали они жить поживать, да добра наживать.

Грошкова Эвелина
Замарашка и рыбка

Жила-была девочка. У неё не было родителей, а была злая мачеха. Она не давала ей еды, одевала её в рваную одежду, и поэтому прозвали девочку Замарашкой.
Вот однажды послала её мачеха в лес за ягодами. Замарашка заблудилась. Шла, шла она по лесу и увидела пруд, а в пруду рыбку и не простую, а волшебную. Подошла она к рыбке, горько заплакала и рассказала о своей жизни. Пожалела её рыбка, дала девочке ракушку и сказала: «Иди вдоль ручья, который течет из пруда, он выведет тебя домой. А когда я тебе понадоблюсь, дунь в ракушку и я исполню твоё самое заветное желание».
Пошла Замарашка вдоль ручья и пришла домой. А злая мачеха уже ждет у порога девочку. Накинулась она на Замарашку и стала её ругать, грозить, что выгонит её из дома на улицу. Девочке стало страшно. Она так захотела, что бы её мама и папа ожили. Достала она ракушку подула в неё, и рыбка исполнила её самое заветное желание.
Ожили мама и папа девочки, выгнали злую мачеху из дома. И стали жить поживать и добра наживать.

Ким Максим
Маленький, да удаленький

Жили-были дед да баба. Было у них три сына. Старшего звали Иван, среднего Илья, а младший ростом не вышел, да и имени у него не было, звали его «Маленький, да удаленький». Вот говорят дед да баба: «Век наш к концу подходит, а вам добры молодцы, жениться пора». Стали старшие братья над младшим подшучивать, что ты, мол, без имени и невесту себе не найдешь, и так продолжалось несколько дней. Наступила ночь, решил «Маленький, да удаленький» убежать из дома от братьев, чтобы искать свою судьбу на чужбине. Долго шел младший братец лугами, полями да болотами. Зашел он в дубовую рощу, чтобы отдохнуть в теньке. Прилег «Маленький, да удаленький» на травку у старого дуба и смотрит гриб Боровик стоит. Только он хотел этот гриб сорвать и съесть, как тот ему человеческим голосом говорит: «Здравствуй, добрый молодец, не срывай меня, не губи, а я за это в долгу не останусь, отблагодарю по царски». Испугался сначала «Маленький, да удаленький», а потом спрашивает, что ты гриб можешь мне дать, когда у тебя у самого только ножка и шляпа. Гриб ему в ответ говорит:
«Я не простой гриб, а волшебный и могу тебя золотом осыпать, дворец белокаменный подарить, да принцессу в жены сосватать. «Маленький, да удаленький» не поверил, говори «Какая принцесса за меня замуж пойдет, я же ростом мал, да и имени у меня нет». «Не волнуйся, самое главное, какой ты человек, а не рост и имя»– говорит ему гриб. Но чтобы жить по царски, нужно убить тигра, который живет с другой стороны рощи, пересадить яблоньку, которая рядом с дубом тростинкой растет, и разжечь костер на холме. «Маленький, да удаленький» согласился все условия выполнить. Прошел он через рощу, видит тигр лежит, на солнышке греется. Взял «Маленький, да удаленький» сук дубовый, сделал из него копье, незаметно подкрался к тигру и пронзил ему сердце. После этого он пересадил яблоньку на открытой поляне. Яблоня сразу ожила, распрямилась и зацвела. Наступил вечер, забрался «Маленький, да удаленький» на холм разжег костер, видит в низу город стоит. Горожане увидели огонь на бугре, стали выходить из домов на улицу и собираться у подножья холма. Узнали люди что тигра «Маленький, да удаленький» убил, стали его благодарить. Оказалось, что тигр держал весь город в страхе и охотился на жителей, те даже из домов не выводили. Посовещавшись, жители города сделали «Маленького, да удаленького» своим царем, одарили его золотом, построили замок белокаменный, и женился он на красавице Василисе. А жители теперь, когда за грибами в дубовую рощу идут, то яблочками по дороге угощаются и своего царя добрым именем вспоминают.

Шишулин Георгий
Чёрный кот

Жил-был старик, и было у него три сына, младшего сына звали Иванушкой, а у Иванушки был помощник – чёрный кот. Вот и говорит старик своим сыновьям: «У меня кто-то капусту ворует, идите да поглядите, а я сам на ярмарку поеду, чтобы к моему возвращению вор был пойман!»
Первым пошёл старший сын, он всю ночь проспал. Идет средний сын, он всю ночь прогулял. Идет Иванушка, а ему боязно, и говорит он коту: «Мне страшно идти пасти вора». А кот и говорит: «Иди Иванушка спать, я всё сам сделаю!» И пошёл Иванушка спать, утром встает Иванушка, у него на полу корова лежит. Чёрный кот и говорит: «Это и есть вор!».
Старик с ярмарки приехал и похвалил Иванушку.

Ботенкова Анастасия
Девочка Тыковка

В одном огороде жила Девочка Тыковка. Её настроение зависело от погоды. Когда небо хмурилось, то у неё на лице появлялась грусть, выходило солнышко – расцветала улыбка. Вечером Тыковка любила слушать рассказы Дедушки Огурца, а днём она играла в слова с мудрым Дядюшкой Помидором.
Одним тёплым вечером, Тыковка поинтересовалась у Морковки, почему её до сих пор не сорвали и не приготовили из неё вкусную тыквенную кашу. Морковка ответила Тыковке, что она ещё очень мала, и её рано срывать. В этот момент на небе появилась тучка. Тыковка нахмурилась, сорвалась с грядки и укатилась далеко-далеко.
Долго бродила Тыковка. От дождей она выросла, стала большой. Солнышко раскрасило её в ярко оранжевый цвет. Однажды утром деревенские дети нашли Тыковку и принесли её домой. Мама очень обрадовалась такой полезной находке. Она приготовила тыквенную кашу и пироги с тыквенной начинкой. Детям очень понравились блюда из тыквы.
Так сбылась заветная мечта Девочки Тыковки.

Ботенкова Анастасия
Марья и мышка

Жил-был мужик. Была у него любимая дочка Марья. Жена у него умерла, и женился он на другой женщине.
Мачеха заставляла Марью выполнять всю тяжёлую и грязную работу. Вот завелась у них в доме мышь. Мачеха заставила Марью поймать её. Поставила девушка мышеловку за печкой и притаилась. Мышка попалась в мышеловку. Хотела её Марьюшка убить, а мышка говорит ей человеческим голосом: » Марьюшка, милая! Есть у меня колечко волшебное. Ты меня отпусти, а я тебе его подарю. Загадаешь желанье, и оно сбудется».

Серов Денис
Василёк и Жучка

Жил-был мальчик. Звали его Василёк. Жил он с отцом и злой мачехой. Единственным другом Василька была собака Жучка. Жучка была не простая собака, а волшебная. Когда мачеха заставляла Василька делать разную невыполнимую работу, Жучка всегда ему помогала.
Однажды холодной зимой мачеха послала мальчика в лес за земляникой. Жучка не оставила своего друга в беде. Махнув хвостом, она превратила снег в зелёную травку, а в траве было много ягод. Василёк быстро наполнил лукошко, и они вернулись домой. Но злая мачеха всё не унималась. Она догадывалась, что Жучка помогает Васильку, поэтому решила от неё избавиться. Мачеха посадила собаку в мешок и закрыла в сарае, чтобы ночью отнести её в лес. Но Василёк смог спасти Жучку. Он пробрался в сарай и освободил её. Мальчик всё рассказал своему отцу, и они выгнали злую мачеху.
Стали жить они дружно и весело.

Никитов Никита
Стёпушка – бедовая головушка

Жил на свете молодец. Звали его Стёпушка-бедовая головушка. Не было у него ни отца, ни матери, только черепашка-костяная рубашка. Жили бедно, есть нечего. Пошёл он к барину работать. Была у барина дочь красавица. Влюбился в неё Стёпушка и попросил руки. А барин и говорит: «Исполни мою волю, отдам дочь за тебя». И приказал ему поле вспахать, засеять, чтобы к утру выросли золотые колосья. Пришёл Стёпушка домой, сидит, плачет.
Пожалела его черепашка и говорит человеческим голосом: «Ты обо мне заботился, и я тебе помогу. Ложись спать, утро вечера мудренее». Просыпается Стёпушка, поле вспахано, засеяно, рожь золотая колосится. Барин удивился и говорит: «Хороший ты работник, угодил! Бери дочь мою в жёны». И стали они жить поживать и добра наживать.

Фокин Александр
Добрая старушка

Жили-были муж да жена. И была у них красавица-дочь Маша. За что ни возьмётся она, всё у неё в руках спорится, уж такая рукодельница была. Жили они счастливо и дружно, да вот мать захворала и умерла.
Нелегко отцу с дочкой было. И вот надумал отец жениться, а в жёны ему попалась сварливая женщина. У неё тоже была дочь непослушная да ленивая. Звали дочь Марфой.
Невзлюбила мачеха Машу, всю тяжёлую работу на неё взвалила.
Вот как-то раз уронила Маша случайно веретено в прорубь. А мачеха обрадовалась и заставила девочку лезть за ним. Прыгнула Маша в прорубь, а там открылась перед ней широкая дорога. Пошла она по дороге, вдруг видит, стоит домик. В доме старушка на печи сидит. Рассказала ей Маша, что с ней приключилось. А старуха говорит:
Девушка, истопи баню, пропарь меня и моих деток, давно мы в бане не были.
Маша быстро баню истопила. Сначала попарила хозяйку, та осталась довольна. Потом старуха дала ей решето, а там – ящерицы и лягушки. Девушка и их веничком попарила, теплой водой сполоснула. Довольны детки, хвалят Машу. И хозяйка рада:
Вот тебе, добрая девушка за труды, и подаёт ей сундук и её веретено.
Вернулась Маша домой, открыла сундук, а там камни самоцветные. Увидела это мачеха, зависть её взяла. Решила она сваю дочь за богатством в прорубь отправить.
Марфу тоже старушка попросила помыть её в бане и деток её. Марфа баню кое-как протопила, вода холодная, веники сухие. Старушка в той бане замерзла. А ящериц и лягушат Марфа бросила в ведро с холодной водой, половину покалечила. За такую работу старушка тоже дала Марфе сундук, но велела открыть его дома в сарае.
Вернулась Марфа домой и быстрей в сарай с матерью побежала. Открыли они сундук, а из него пламя вырвалось. Не успели они с места сойти, так и сгорели.
А Маша вскоре вышла замуж за хорошего человека. И жили они счастливо и долго.

Фокина Алина
Иван и волшебный конь

Жил на свете мальчик. Звали его Иванушка. И не было у него родителей. Как-то раз взяли его к себе приёмные родители жить. Стал он у них жить. Приёмные родители заставили мальчика работать. Стал он им дрова рубить, да за собаками следить.
Вот однажды вышел Иван в поле и видит, что там конь лежит.
Конь был ранен стрелой. Иван вынул стрелу и перевязал коню рану. Говорит конь:
– Спасибо Иван! Ты помог мне в беде, и я помогу тебе, ведь я волшебный конь. Я могу исполнить твоё желание. Какое желание ты хочешь загадать?
Иван подумал и сказал:
– Я хочу, чтобы, когда я вырасту, я жил долго и счастливо.
Вырос Иван и стал жить счастливо. Женился он на прекрасной девушке Екатерине. И стали они жить поживать да лиха не знать.

Покровская Алёна
Машенька

Жила-была девочка. Звали её Машенька. Родители у неё умерли. Взяли девочку к себе жить злые люди и стали заставлять её работать.
Однажды, послали они Машеньку в лес за грибами. В лесу Машенька увидела, как лиса зайца в свою норку тащит. Жалко стало девочке зайку, и стала она просить лису отпустить зайца. Лиса согласилась отпустить зайца при условии, если Машенька согласится пойти к ней жить и будет ей служить. Девочка сразу согласилась. Стала Маша жить у лисы. Лиса каждый день уходила на охоту, а Машенька занималась по хозяйству.
Вот в один из дней, когда лиса отправилась на охоту, заяц привёл к Машеньке доброго Ивана-царевича. Как только Иван взглянул на Машеньку, так сразу решил на ней жениться. Машеньке тоже Иван понравился. Поехала она с ним в его царство. Сыграли они свадьбу и стали жить долго и счастливо.

Руководитель:

Мурзина Анна Николаевна
учитель начальных классов, annamurzina00@mail.ru
01.05.2009

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу editor@cofe.ru

  • Идеи для приключенческого рассказа
  • Идеи для песен собственного сочинения про боль и предательство
  • Идеи для песен собственного сочинения на русском
  • Идеи для написания сказки
  • Идеи для короткого рассказа