Идеи для сочинения басни

Мы расскажем, как сочинить басню и, с чего следует начать сочинять басню.

Содержание статьи

  • Что такое басня?
  • Как сочинить басню: идея
  • Почитайте басни классиков
  • Придумайте героев басни
  • Визуализируйте персонажей и сюжет
  • Конфликт
  • Придумайте сюжет и диалог
  • Сформулируйте мораль
  • Отложите басню в стол

Что такое басня?

Басня — это короткое поэтическое аллегорическое произведение, которое выражает (в классической форме) одну нравоучительную мысль.

Герои классической басни:

  • Животные;
  • Растения;
  • Предметы.

Басня — это высказывание автора, урок читателю.

Знаменитые произведения баснописцев могут вдохновить читателя на написание собственного произведения в этом жанре. Также это нередко делают школьники и студенты литературных ВУЗов. Мы расскажем, как сочинить басню и, с чего следует начать.

Как сочинить басню: идея

Прежде, чем писать басню, надо задуматься, зачем автор это делает? Какую мысль хочет донести до читателя? Герои басни должны получить урок. Чему они научатся?

Рассмотрим басню И. А. Крылова «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу пропасть! — говорит она,- и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

Идея басни заключается в обличении человеческих невежества и гордыни. В руки к мартышке попал действительно нужный предмет, но она не смогла им воспользоваться и, вместо того, чтобы попросить совета, сочла, что ее обманули, а очки — бесполезны.

Прежде, чем писать басню, надо определиться с ключевой мыслью произведения.

Автор может обличать:

  • Жадность;
  • Глупость;
  • Подлость;
  • Скупость и другие пороки.

Почитайте басни классиков

Творчество баснописцев, живших в разные времен, сильно различается. У каждого можно почерпнуть интересные идеи и мысли. Постарайтесь не копировать полностью стиль классика, но возьмите на вооружение интересные приемы, которыми пользовались Эзоп, Жан де Лафонтен, И. А. Крылов, А. Сумароков и другие.

Придумайте героев басни

Кто будет раскрывать конфликт произведения? Постарайтесь выбрать того, с кем читателю будет проще себя ассоциировать. По законам жанра герои обычно просты, это не сложные многогранные персонажи. Постарайтесь также не вводить лишних героев. Басня — это короткое высказывание, не предполагающее обилия конфликтов.

Визуализируйте персонажей и сюжет

Представьте своих персонажей: как они выглядят, где находятся, в каком месте будет происходить действие сюжета. Можно даже нарисовать героев произведение. Так вам будет проще определиться с тем, как сочинить басню, продумать сюжет.

Когда идея, герои, время и место действия будут определены, можно подумать над сюжетом.

Конфликт

Между персонажами должен произойти конфликт. Каким он будет? Как можно раскрыть проблему, которая встает перед читателем?

Может быть, жадность не позволит зайцу завести друзей и некому будет защитить его от хищника? Или упрямство помешает ослу послушать советы, и он попадет в неприятность?

У героев басни, как правило, уже есть определенные архетипы, которых стоит придерживаться:

  • Лиса — хитрая;
  • Волк — злой;
  • Заяц — трусливый;
  • Черепаха — медлительная.

Придумайте сюжет и диалог

Герои басни могут разговаривать между собой, используя косвенную или прямую речь. Если герой всего один, как в басне «Мартышка и очки», подойдет и внутренний монолог героя. Постарайтесь избегать сложных предложений и конструкции. Фразы должны быть предельно простыми и точными, четко характеризующими персонажа. Диалоги в басне обычно не длинные, достаточно пары реплик.

Сформулируйте мораль

Окончание басни — это четко сформулированная мораль произведения. Не нужно опасаться, что это испортит басню, как анекдот может испортить объяснение, над чем надо смеяться. Это закон жанра, и вы можете смело описать, что хотели сказать читателю.

Отложите басню в стол

Прежде чем представлять басню широкому кругу читателей, отложите ее на некоторое время и вернитесь снова, чтобы отредактировать и посмотреть свежим взглядом. Иногда неточности бросаются в глаза только через какой-то срок после окончания работы над произведением. За это время вам могут придти в голову новые идеи, которым вы дополните басню и доведете ее до совершенства!

Читайте также:

  • Дедушка Крылов
  • Русский Эзоп. 12 фактов о главном баснописце страны

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Басня — это короткое аллегорическое произведение, обычно с нравоучительным заключением. Действующими лицами, как правило, выступают животные, растения, предметы. Классическая басня начинается или заканчивается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.[1]
Басня — это короткий рассказ, в котором каждый элемент — действующие лица, декорации и сами действия — способствуют тому, чтобы читатель извлек ценный урок.

  1. Изображение с названием Write a Fable Step 1

    1

    Выберите мораль. Поскольку мораль — это суть басни, перед тем как приступить к ее написанию, определите ее мораль. Читатель должен вынести важный нравственный урок, прочитав вашу басню. Кроме того учтите, что выбранное вами нравоучительное заключение должно затрагивать многих людей.

    • Прочитайте несколько басен для того, чтобы получить общее представление о том, как правильно писать такого рода произведения:
      • «Блоха и Человек»;
      • «Собачья дружба»;
      • «Кукушка и Петух»;
      • «Лев, Медведь и Лиса»;
      • «Крестьянин и Работник».[2]
    • Ознакомьтесь с баснями Эзопа, легендарного древнегреческого поэта-баснописца.
  2. Изображение с названием Write a Fable Step 2

    2

    Определите, какую проблему (конфликт) или распространенную жизненную ситуацию вы будете освящать в своей басне. Нравоучительное заключение должно быть решением этой проблемы.[3]

    • Поскольку вам необходимо преподать ценный нравственный урок, выбранная вами проблема должна касаться многих людей.[4]
    • Например, в басне «Черепаха и Заяц» с первых строк читатель понимает, в чем состоит конфликт, когда узнает о том, что два персонажа решают устроить соревнование.
  3. Изображение с названием Write a Fable Step 3

    3

    Определите, кто будет главным героем вашей басни. Подумайте о том, какой должна быть личность главного героя, он должен иметь возможность понять ваше моральное наставление.

    • Поскольку басни отличаются простотой и лаконичностью, не стремитесь создавать сложных многогранных персонажей. Каждый персонаж может отражать всего одну черту, что собственно и будет отличать его от других.[5]
    • Подумайте о том, как персонажи будут соответствовать моральному наставлению.
    • В басне «Черепаха и Заяц» главными героями являются черепаха и заяц. Всем нам известно, что черепаха передвигается очень медленно, все время делает это с усилием, а зайцу по природе дана способность быстро бегать и это у него легко получается.
  4. Изображение с названием Write a Fable Step 4

    4

    Определите архетипы персонажей. Выбирая персонажа, подумайте о том, какими чертами характерами он отличается от природы.

    • Например, в басне «Черепаха и Заяц», медлительность черепахи связана с уравновешенностью и настойчивостью, а быстрота зайца связана с опрометчивостью и самоуверенностью.
    • Существует ряд классических архетипов, используемых в баснях, которые широко признаны и связаны с конкретными чертами характера. Если вы хотите создать конфликт, выберите двух персонажей с противоположными чертами характера.[6]
    • Некоторые из наиболее распространенных архетипов:
      • лев: сила, гордость;
      • волк: нечестность, алчность, хищничество;
      • осел: невежество;
      • муха: мудрость;
      • лиса: ум, хитрость;
      • ястреб: предприимчивость, абсолютизм;
      • курица: тщеславие;
      • ягненок: невинность, застенчивость.[7]
  5. Изображение с названием Write a Fable Step 5

    5

    Выберите обстановку. Подумайте о месте, где будут происходить события? Как и в случае с конфликтом, выберите обстановку, которая будет понятна и интересна читателю.[8]

    • Обстановка должна быть связана с персонажами и их отношениями.
    • Место, где происходят события, должно быть простым и легко узнаваемым. Читатели должны легко узнать и понять, где происходят события. Благодаря этому вам не придется включать в свое произведение дополнительное описание местности.
    • Например, в вышеупомянутой басне «Черепаха и Заяц» местом, где происходят события, является дорога через лес, которая создает условия для действия (соревнование по дороге) и которая связана с персонажами басни (лесные животные).
  6. Изображение с названием Write a Fable Step 6

    6

    Подумайте о развязке конфликта или проблемы. Развязка должна быть интересна читателю, а также быть связана с основными персонажами, их отношениями и местом, где происходят события.

    • Подумайте, как персонажи смогут разрешить конфликт, и какой урок читатель сможет извлечь из басни.
    • Например, в басне «Черепаха и Заяц» конфликт разрешает заяц. Своей поспешностью он проигрывает соревнование настойчивой черепахе.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Fable Step 7

    1

    Составьте план. Когда вы наметите основные моменты истории, поэтапно начните описывать каждый.

    • Опишите место, где происходят события, а также отношение персонажей к этому месту. Как уже упоминалось, обстановка или место должно быть легко узнаваемым и напрямую должно быть связано с событиями, о которых идет речь в басне.
  2. Изображение с названием Write a Fable Step 8

    2

    Опишите сюжет. Опишите конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того, читателю должно быть интересно, каким образом конфликт будет разрешен.

    • В основе вашей истории должна прослеживаться причинно-следственная связь.
    • Все, что происходит в истории, должно быть четко связано с конфликтом и его разрешением.
    • Помните, ваша басня должна быть простой и лаконичной. Не тратьте время, подробно описывая ненужные детали.
    • Например, в басне «Черепаха и Заяц» события развиваются достаточно быстро: заяц приглашает черепаху посоревноваться, а затем черепаха выигрывает соревнование.
  3. Изображение с названием Write a Fable Step 9

    3

    Составьте диалог. Хорошо составленный диалог покажет читателю, какими чертами характера обладает ваш главный герой. Если вы правильно составили диалог, не будет необходимости указывать отличительные черты вашего персонажа — читатель сам поймет это из вашего диалога.[9]

    • Диалог между персонажами должен иллюстрировать отношения между ними и конфликт, который будет разрешен в конце басни.
    • Например, два персонажа, черепаха и заяц, предстают перед нами как уравновешенная и спокойная, с одной стороны, и хвастливый и быстрый — с другой. Эти качества читатель может увидеть в диалоге: «Я никогда еще не был побежден, — сказал заяц, — когда я наберу свою полную скорость… я бросаю вызов любому здесь, чтобы он соревновался со мной». Черепаха тихо сказала: «Я принимаю ваш вызов». «Это хорошая шутка, — сказал заяц, — я мог бы танцевать вокруг вас всю дорогу». Черепаха возразила спокойным голосом: «Придержите хвастовство, пока вы не выиграете, — ответила черепаха, — начнем гонку?»[10]
  4. Изображение с названием Write a Fable Step 10

    4

    Напишите разрешение конфликта. После того как вы опишете персонажей и конфликт, переходите к его разрешению.

    • На этом этапе написания басни должна четко прослеживаться связь между действиями героев, развитием конфликта и его разрешением.
    • Убедитесь, что каждая упомянутая проблема в басне, имеет свое логическое разрешение.
    • Обратимся снова к басне о черепахе и зайце: разрешение конфликта наступает тогда, когда хвастливый заяц, рванув вперед, останавливается, чтобы вздремнуть, а уравновешенная черепаха, медленно двигающаяся к своей цели, в конце концов, выигрывает соревнование.
  5. Изображение с названием Write a Fable Step 11

    5

    Сформулируйте мораль. Когда сюжет басни будет завершен, сформулируйте нравоучительное заключение.

    • В баснях, мораль, как правило, излагается в одном содержательном предложении.[11]
    • Моралью вы должны подвести итог проблеме и ее разрешению.
    • Мораль басни «Черепаха и Заяц» заключается в следующем: победа достается тем, кто знает о слабостях противника, а самоуверенность приводит к проигрышу. Кроме того, эта басня учит быть усердными и стараться добиваться результата.
  6. Изображение с названием Write a Fable Step 12

    6

    Придумайте название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.

    • Лучше сначала написать басню или по крайней мере продумать ее сюжет, а уже потом придумывать название. Благодаря этому название будет связано с содержанием басни.
    • Вы можете выбрать простое название, подобно названиям басен Эзопа (например, «Черепаха и Заяц»), или подойти к этому более творчески. Яркими примерами креативных названий басен являются: «Потерпевший кораблекрушение» или «Трус, отыскавший золотого льва».

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Fable Step 13

    1

    Прочитайте свою басню. Прочитайте басню от начала до конца и убедитесь, что все части согласуются друг с другом.

    • Уделите особое внимание сложным местам. Однако помните, что басня — это простой лаконичный рассказ, поэтому избегайте сложных запутанных фраз.
    • Убедитесь, что каждая часть — место, где происходят события, персонажи, конфликт, его разрешение и мораль — четко определены и понятны читателю.
  2. Изображение с названием Write a Fable Step 14

    2

    Исправьте грамматические и орфографические ошибки. Исправив все стилистические ошибки, перечитайте басню еще раз, чтобы исправить грамматические и орфографические ошибки.

    • При работе над ошибками можно воспользоваться справочниками и словарями.
    • Попросите друга или коллегу прочитать вашу басню. Они смогут указать вам на ошибки.
  3. Изображение с названием Write a Fable Step 15

    3

    Теперь вы можете поделиться своим произведением с другими.

    • Прочитайте свою басню семье и друзьям, выложите ее на Facebook, разместите в блоге и поделитесь ссылкой в социальных сетях или на сайтах, которые публикуют подобные произведения.
    • Найдите сайты, которые будут рады вашим произведениям.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 81 030 раз.

Была ли эта статья полезной?

Часто в учебниках  по литературе или родному языку встречается задание что-либо сочинить. В частности, сочинить басню. Чтобы наше сочинение можно было назвать басней, давайте разберемся сначала, что такое басня. Басня  — это стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Теперь можно и басню сочинить. Для вас мы уже сочинили несколько басен, которые вы можете использовать для своего вдохновения, как образец.

Мышь в амбаре

Басня

     Жила в поле серая мышь. Жила она в теплой норе, а вокруг все было засеяно пшеницей. Утром мышь просыпалась и набивала свой желудок зерном. Наевшись досыта, она не унималась, а продолжала таскать себе зерно в нору, делать запасы на зиму.
     Когда в поле прилетали воробьи, чтобы полакомиться свежими зернышками, мышь выгоняла их, кусала за лапки и выдирала им перышки из хвостов.»Это всё моё!» — кричала она.
     Но вот пришла пора убирать урожай. Приехал в поле комбайн и начал свою работу. «Это моё! Это моё!» — голосила мышь, бегая за комбайном и пытаясь его укусить, но лишь охрипла и поломала зуб. Тут она увидела самосвал, в который собирали зерно, и запрыгнула в него. «Теперь зерно от меня никуда не денется!» — подумала она и легла вздремнуть.
Проснулась она в огромном амбаре на куче зерна. Вокруг бегали другие мыши. Наша мышь жутко разозлилась, что они едят ее зерно, и стала всех выгонять, но вдруг унюхала очень приятный запах сыра. Запах этот раздавался из мышеловки. Мышь вспомнила, что в детстве мама-мышь рассказывала ей о мышеловках, и что они грозят бедой. Но мышь была такой жадной, что закричала: «И это моё!» Она сунула морду в мышеловку, мышеловка захлопнулась.
    Не бывает бесплатного сыра в мышеловке. Не доводит жадность до добра.

В басне высмеивается жадность.

Автор басни Лиза. 7 класс

    Нерадивый ученик

      Басня в стихах

Однажды было дело, значит,
Уроков задали домой,
А школьник был не расторопный,
Не торопился он, — на кой!?

И вот игра, и вот гулянья,
Затем побегал он с котом,
И ночь уже подходит скоро,
Ну, а с домашкой все потом…

Вот на дворе уж месяц светит,
Блистает яркая звезда,
А школьник наш, уж засыпая,
Уроки учит с «А» до «Я»!

Чтоб вам не попадать, ребята,
В такой вот мрачный переплет,
Не забывайте: время — делу,
Потехе — час, а  не наоборот!

Творческие работы учащихся 5-го класса

Басня

«Ёжик – сладкоежка»

Маленький Ёжик конфеты любил,

Он сладкоежкой и жадиной был.

Нашел конфетку как-то он

И побежал скорее в дом.

Чтоб не делиться ей с подружкой,

Конфету спрятал под подушку.

И спать он лег в свою кровать,

Чтоб утром всех быстрее встать.

Проснулся Ёжик раньше всех,

Свою подушку поднял вверх.

Смеялись все над ним друзья,

Ведь стал Ежонок как свинья!

***

Всё тайное всегда становится явным! (Салимова Н., 5 «Б»)

«Медведь и рыба»

Задумал раз Медведь

Запасы на зиму готовить.

Пошел на озеро и рыбы наловил.

Да много так,

Что еле тащит.

Навстречу Волк,

Медведю говорит:

—  Делись, дружок – сосед, мой бурый Мишка!

Дней пять уж я не ел,

Оголодал совсем!

— Ты что, сосед, мне самому –то мало!

Пришел в берлогу и уснул…

А рыба вся пропала.

***

Вот всем и каждому урок,

Что жадность до добра не доведет! (Логинова Е., 5 «Б»)

«Жеребенок»

Жил на свете белый жеребенок

И был доволен хвостиком своим,

А ног своих совсем не примечая,

Не уделял вниманья им.

Однажды шел по лесу он

И зацепил за куст свой хвостик.

Услышал  волчьи он шаги,

Пытался выбежать на мостик.

Но тщетно…

Он застрял…

Шаги все ближе слышит он

И рвется  все сильней.

«Родные ноженьки мои, пожалуйста, быстрей»

И вот он вырвался из плена,

Бежит теперь на мост.

Волк от него отстал…

Стыдит Конек свой хвост.

Он понял, наконец,

Что красота – пустяк,

А главное – помощники, —

Без них нельзя никак! (Михайлова М., 5 «Б»)

«Лесоруб и Ёжик»

Однажды Лесоруб, топор свой наточив,

В лесу устроил заготовку дров.

И тут тихоня Ёж, минутку улучив,

К нему подкрался, страх переборов.

«Не дашь ли дров немного мне и моему семейству;

Дожить едва ли сможем до весны!

Не дай свершиться подлому злодейству!

А уж тебе потом добром ответим мы!»

Был Лесоруб и горд, и своенравен.

«Какая польза мне от этой мелкоты?»-

Подумал он. И прочь Ежа отправил.

Не проявив тепла, сердечной доброты.

…Прошла зима. И вновь весна настала.

Как выжил Ёж, не ведаем о том.

У Лесоруба лошадь резвая пропала.

Вдруг видит, Ежик жмется под кустом.

И Лесоруб к нему воззвал уныло:

«Ты знаешь лес, овраги, помоги,

Ведь пропаду я без своей кобылы:

Заглохнет дело, влезу я в долги…»

«Когда бы зиму я провел в тепле и холе,

То были б силы у меня теперь бежать,

Чтобы помочь тебе по доброй воле.

А я едва-едва могу стоять!»

***

Так на Руси недаром говориться

(Теперь понятно будет, отчего):

«Не плюй в колодец, может из него

Тебе когда-нибудь придется и напиться». (Воробьёв В., 5 «Б»)

«Медведь и Заяц»

Заяц в лесу, увидев Медведя,

Затеял вдруг в  дородстве с ним сравняться;

Он был завистлив.

И ну завидовать, кряхтеть и надрываться.

— Гляди, зайчиха, буду ль я с него?» —

Жене он говорит.

 -Нет, зайчик мой, тебе далёко.

— Смотри, сейчас я вырасту высоко!

Ну, каково? Уж вырос я с него?

— Почти что ничего!

— Ну, что теперь?

Все то — ж.

Кряхтел он да кряхтел

И кончил мой Зайчоночек на том,

Что, не сровнявшись, он  с Медведем,

С натуги треснул он и околел. (Земцова Д., 5 «В»)

  • Идеи для приключенческого рассказа
  • Идеи для песен собственного сочинения про боль и предательство
  • Идеи для песен собственного сочинения на русском
  • Идеи для написания сказки
  • Идеи для короткого рассказа