Идейно художественное своеобразие рассказа старуха изергиль

1. Горький — художник-мыслитель.
2. Композиционные особенности рассказа.
3. Главная идея легенды о Ларре, ее нравственно-философская основа.
4. Героический поступок Данко.
5. Старуха Изергиль и ее жизненная позиция.
6. Картины природы в рассказе.

Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни».

М. А. Протопопов М. Горький — необычный писатель. Он был художником-мыслителем, вышедшим из народа. Писатель сам прошел тяжелую школу жизни, и поэтому хорошо понимал чувства и мысли людей, замученных несправедливой действительностью. Герои его произведений нередко рассуждают о тяготах своей жизни.

Так, в рассказе «Старуха Изергиль» сама старуха рассказывает «проходящему» о своей жизни, как на исповеди она раскрывает всю свою душу. Сквозь все свои страдания, испытания и радостные события Изергиль сохранила, то великое > стремление к свободе, которое свойственно почти всем героям М. Горького.

Композиция самого рассказа очень необычна, она состоит как бы из трех самостоятельных эпизодов: Первый эпизод — это легенда о Ларре, второй — рассказ старухи о своей жизни и третий — легенда о Данко. Причем обе легенды о Ларре и о Данко абсолютно противопоставлены друг другу, они как бы показывают разное мировосприятие и представления о жизни. Структура рассказа, соединяющая две легенды и историю жизни старухи, подчеркивает существование связи между легендой и реальной жизнью. Еще одна особенность этого рассказа заключается в том, что повествование ведется от двух лиц. Один из рассказчиков это сам автор, он выступает со своими рассуждениями, дает определенные оценки героям и событиям. Вторым же рассказчиком является старуха Изергиль, которая повествует о добре и зле в человеческой жизни.

Ларра — это гордец, эгоист, индивидуалист и се-бялюбиц. Он рожден от отца орла и земной женщины, поэтому он ставит себя выше всех, противопоставляет себя всему обществу. Он чрезмерно высокомерен и неуважительно относится к простым людям. В легенде Ларра убивает девушку, которая отвергла его, за что в ответ получает презрение со стороны людей. Получеловек Ларра стремился к свободе и в итоге он все же ее получает, но в виде изгнания из общества. Завоевание свободы за счет несчастья других людей является преступлением, и то одиночество, которое получает в итоге Ларра, есть самое страшное наказание в жизни. Он остался один, а в тоске и пустоте все сразу же вокруг обесценивается и теряет смысл. Судьба Ларры и наказание, которое он получил, абсолютно справедливо. Нравственно-философская основа этой легенды заключается в том, что прежде чем требовать каких либо благ себе необходимо вначале сделать, что-то полезное для других. Именно эту точку зрения высказывает старая и мудрая Изергиль, когда оценивает Ларру: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью».

По мнению М. Горького, подлинным героем является не тот, кто ставит себя выше других, а тот, кто способен пожертвовать самим собой и своей жизнью ради народа.

Таким героем является Данко. Это человек, который способен на подвиг: он готов отдать всего себя без остатка, пойти на все ради блага народа. Через всю легенду прослеживается идея верного служения народу. Путь главного героя тяжелый и очень сложный. Мужественный юноша повел свой народ через тьму и непреодолимые препятствия. Устав от всех испытаний этого пути, люди уже были готовы повернуть назад, как вдруг Данко разорвал руками грудь, и вынул свое сердце: «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освященный этим факелом великой любви к людям… — Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям». Так героической смертью Данко показал бессмертие подвига в памяти народа, он смог доказать всем, что он действительно свободен. Основная идея этой легенды — безграничная любовь к народу и готовность к самопожертвованию ради счастья народа. В рассказе важную роль играет и сама старуха Изергиль. Героиня рассказывает о своей жизни, которая на первый взгляд состоит из многих любовных похождений. Изергиль — это героиня, по словам самого М. Горького «мятежной жизни», которая стремиться найти свое счастье и свободу. Она прошла через многие жизненные невзгоды и трудности, но все же осталась верной свободе. Изергиль с восхищением говорит о людях, которые способны к подвигу, и имеют сильную волю и характер: «…он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Героиня знает, что она оставила свой след на земле, он сохраниться в памяти людей, которым она дарила свою любовь. Ради достойного человека Изергиль так же была готова пожертвовать собой — это и есть главный смысл жизни героини.

Во многих произведениях М. Горького для описания волевых характеров героев, эмоционального напряжения различных жизненных ситуаций писатель использует описание самой природы. Вот каков пейзаж, на фоне которого Старуха Изергиль ведет свой рассказ о Ларре и о Данко: по небу гуляют тучи «пышных, странных очертаний и красок». М. Горький в своих пейзажах одновременно пытается показать красоту, возвышенность и необычайность, как самой природы, так и человека в целом: «Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». Через пейзаж писатель как бы объединяет природу и человека, реальность перемешивается с вымыслом. Обе легенды о придуманных писателем героях Ларе и Данко, ведутся на фоне яркой и сказочной природы. Здесь М. Горький как бы очеловечивает саму природу, наделяет ее человеческими качествами: Могучие деревья, огромные великаны плотно стоят друг к другу, чтобы не пропустить человека «великаны -деревья скрипели, и гудели сердитые песни», «деревья, охваченные холодным огнем молний, казались живыми, простирающимися вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть…». Такими же сильными, могучими и одновременно почти сказочными выглядят и реальные люди, которые окружают старуху Изергиль. Но главное, что мрачные картины природы всегда сменяется радостными: «…сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река…».

В результате М. Горький своим рассказом «Старуха Изергиль» показал необходимость в сильной и волевой личности, которая возникает в период социальных перемен. «Человека, человека сильного ждет земля, весь земной шар» (М. М. Пришвин).

«Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького „Старуха Изергиль“

Рассказ « Старуха Изергиль» (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма.

Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и о Данко. Горький идейно и художественно многообразен, он сочетает в своем творчестве черты реализма и романтизма.

Писатель в небольшом по объему произведении ставит главные вопросы человеческой жизни. Что есть свобода – отверженность Ларры или служение людям Данко? Что есть преступление? Заметим, что убийство совершают все основные герои рассказа: Ларра убивает девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль ради шляхтича не щадит молодого солдата; Данко убивает себя ради людей.

Образ Ларры – это решительное осуждение индивидуализма. Двадцатилетний юноша – сын орла. «…Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общежития. Преступление, совершенное им, обрекает его на всеобщее презрение, на одиночество. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость! Таковы нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России рубежа ХIХ—ХХ веков много приверженцев, зачитывавшихся книгами известного немецкого философа Фридриха Ницше.

Старуха Изергиль – реальный человек, проживший долгую жизнь. Есть в героине что-то от Ларры и что-то от Данко. Плохое и хорошее рядом. Среди возлюбленных Изергиль разные люди: и подлец шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом». «А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!..» – признается она. Подлинная духовность – вот отличительная черта героини. Именно в уста Изергиль вложена удивительная легенда о Данко, сердце которого загорелось великой любовью к людям.

История о Данко оформляется романтическими описаниями природы. Сказочные голубые огни, вспыхивающие в черной и страшной степи, – это искры от горящего сердца Данко.

«Старуха Изергиль» – романтический призыв к служению людям. Горький вкладывает в уста героини такие слова: «Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где они?.. И красавцев становится все меньше». Это лермонтовская тема, развитая в стихотворении «Бородино»: «Богатыри – не вы!» «Но тут явился Данко и спас всех один».

Данко, как и всякий романтический герой, вырастает из контраста. Волю героя Горький противопоставляет безволию толпы (теория героя и толпы). Данко напоминает мне легендарного Прометея. Однако перед нами не древнегреческий бог или титан, а гармоничный человек, смелый красавец, отдавший сердце свое людям.

Для описания духовного подвига Данко Горький активно использует вопросительные и восклицательные предложения. «Что сделаю я для людей?» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…»

Образ горящего сердца это символ жертвенного служения человечеству. Данко – романтический антипод Ларры. «И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море света и чистого воздуха, промытого дождем». Но свобода людей оплачена высокой ценой – жизнью героя. Так решается в рассказе «Старуха Изергиль» проблема свободы, проблема освобождения…

Идея жертвенного служения людям, как мне кажется, сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль. Проповедники этой идеи стали требовать жертвы не столько от себя, сколько от других людей. Устарела, на мой взгляд, и теория героя и толпы. Никакой герой не спасет нашу страну от кризиса. Время веры в героев должно пройти. Нам необходимо сейчас нормальное демократическое общество, которое не ждало бы появления нового Данко и не требовало бы новых кровавых жертв.

(341 слово) «Старуха Изергиль» рассказ, который Горький принялся писать только спустя три года после его задумки. В 1891 году он совершал путешествие по Бессарабии, его пленили сетные красоты природы и люди, которые любили и наслаждались жизнью. У него и возникла мысль написать произведение про веселых и жизнерадостных героев, которые точно знают, в чем смысл жизни. Горький считал, что это его лучший рассказ, о чем свидетельствуют его письма, отправленные коллегам. В чем же состоит художественное своеобразие книги? 

Во-первых, в раннем творчестве Горького соединены черты революционного романтизма и реализма, и все это сочетается в данном произведении. Во-вторых, как принято у писателей-романтиков, автор использует антитезу. Противопоставляет главного героя с второстепенными персонажами, что соответствует реалистичному произведению. Посредством противопоставления он решает волнующие проблемы философского и мировоззренческого характера. 

В-третьих, в рассказе «Старуха Изергиль» поднимается такой же вопрос, как в рассказе «Макар Чудра», только он несколько изменён. Счастье – это свобода от людей или же жизнь во имя людей? Ответ на данный вопрос автор даёт в виде легенды о Данко. Желая спасти людей, он вызвался сам показать путь. Они по собственной воле последовали за ним. Но путь не был лёгок, и вскоре люди совсем озлобились на Данко. Во время грозы им почудилось, будто кто-то страшный на них смотрит, но признаться в собственном бессилии — значит показать слабость, поэтому они стали упрекать Данко. Они желали убить его, но Данко, желая спасти неразумную толпу, «разорвал руками себе грудь», вырвал своё пылающее сердце и высоко поднял его над головой. Данко спас людей, но сам пал жертвой. Эта история показывает, что истинное счастье и предназначение сильного человека заключается в помощи людям. Современники Горького раскритиковали его книгу, так и не поняв, что романтический и слегка наивный сюжет стал своеобразной аллегорией, через призму которой отчетливо видны революционные события того времени. В образе Данко мы видим отчаянных бунтарей, которые несли народу свет в виде просвещения.

Наконец, очевидное своеобразие текста Горького в том, что он использует приём рассказа в рассказе, что неоспоримо является яркой чертой авторского стиля. 

Таким образом, художественное своеобразие рассказа «Старуха Изергиль» — это интересные находки писателя, такие, как сочетание разных литературных направлений, сложные композиционные приемы, применение аллегории и антитезы.

Автор: Марина Амелина

Художественное своеобразие рассказа «Старуха Изергиль»

На чтение 3 мин Просмотров 807
Обновлено 3 апреля, 2022

Команда Литеровед.ру подготовила вариант сочинения на тему: «Художественное своеобразие рассказа «Старуха Изергиль» (М.Горький)». Данная работа будет полезна при подготовке к предстоящему испытанию.

Сочинение

«Старуха Изергиль» — это очень интересное произведение Максима Горького. Он приступил к его написанию лишь через три года после того, как придумал. В 1891 году Максим Горький отправился в путешествие по Бессарабии. Там его покорила невероятная красота природы, а так же народ, который умел и любил наслаждаться жизнью. Тогда автор решил, что обязательно напишет произведение, в котором познакомит читателя с веселыми и жизнерадостными героями. Ведь именно эти люди знают наверняка, в чем заключается смысл жизни.

Рассказ получился настолько потрясающим, что отмечает даже сам автор произведения. Так чем же он отличается от остальных произведений Максима Горького? В чем заключается художественное своеобразие рассказа?

В самом начале своего творческого пути Максим Горький умело соединял в своем творчестве черты революционного романтизма и реализма. Произведение «Старуха Изергиль» не стало исключением.

Стоит так же отметить то, что писатель прибегает к использованию антитезы. Противопоставление отчетливо заметно на примере главного героя и второстепенных персонажей, что так характерно для реалистичного произведения. Данный прием помогает автору решить волнующие проблемы философского и мировоззренческого характера.

В рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький поднимает тот же вопрос, который поднимался в рассказе «Макар Чудра». Правда, он его немного видоизменяет.

Что такое счастье? Счастье является свободой от людей или же жизнью во имя народа? Чтобы ответить на этот вопрос, Максим Горький рассказывает легенду о Данко. Он очень хотел спасти жизнь людям, поэтому вызвался показать им путь. Люди по собственному желанию отправились за ним следом. Но дорога оказалась очень тяжелой, люди устали и начали относиться со злостью именно к Данко.

Когда началась гроза, то они заметили, что кто-то очень страшный наблюдает за ними. Но они не могли и не хотели признаваться в собственном бессилии. Легче всего было вновь обвинить Данко. Дошло до того, что они и вовсе захотели убить своего проводника. Но Данко все равно хотел помочь неразумной толпе и спасти их. Тогда он решился на отчаянный шаг и руками разорвал себе грудь, оттуда вырвал свое пылающее сердце, которым осветил путь. Ему удалось спасти людей ценой своей жизни.

На примере данной истории становится наглядно видно, что истинное счастье и предназначение заключается в том, чтобы помогать людям.

История Максима Горького не нашла понимания среди его современников. Все дело в том, что они так и не поняли, этот, на первый взгляд романтический и наивный сюжет, становится своего рода аллегорией на те революционные события, которые происходили в то время в стране. Образ Данко вобрал в себя все тех бунтарей, которые старались принести народу свет в виде просвещения.

Главным отличием произведения, конечно же, является своеобразие текста. Максим Горький прибегает к приему использования рассказа в рассказе. Это и становится отличительной чертой его творчества.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что художественное своеобразие рассказа «Старуха Изергиль» заключается в интересных находках писателя – он умудряется сочетать различные литературные направления, применить аллегорию и антитезу, а так же композиционные приемы.

Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

«Старуха
Изергиль»

Грубость
и невежество провинциального быта
отравили душу М. Горького, но и —
парадоксальным образом — породили веру
в Человека и его потенциальные возможности.
Из столкновения противоречащих друг
другу начал родилась романтическая
философия, в которой Человек (идеальная
сущность) не совпадал с человеком
(реальным существом) и даже вступал с
ним в трагический конфликт.

Апофеозом
горьковского романтизма является
написанный им в 1895 году рассказ «Старуха
Изергиль». Он состоит из трех частей,
связанных между собой общей темой:
легенды о Ларре, рассказе о жизни самой
Изергиль и легенды о Данко.

Повествование
ведется от лица автора, который якобы
услышал эту историю в Бессарабии.

Писатель
считал эту работу самой красивой и
стройной в своем творчестве. Талант
Горького-рассказчика поражает свежестью
и новизной.

Алексей
Максимович использует хорошо известную
форму «рассказ в рассказе», где автор
— слушатель, находящий интересных
собеседников, простых людей, знающих
сказки, легенды, умеющих мудро и просто
рассказать о своей интересной и
содержательной жизни.

Такова
Изергиль. Она рассказывает две необычные
легенды-сказки, перемежая их повествованием
о своей нелегкой, но интересной и
насыщенной жизни.

Уже
в самом начале своего рассказа старуха
Изергиль делит людей на «стариков с
детства» и «юных, которые любят».
Это очень важно для Горького. Яркие,
сильные люди всегда были привлекательны
для него. Один лишь холодный ум без
молодого сердца не дает человеку истинной
силы.

В
первой легенде рассказывается о гордом
и самолюбивом сыне орла и женщины —
Ларре. Осуждается его эгоизм и
индивидуализм. Так как в данном герое
себялюбие переходит все границы,
перерастает в гипертрофию прихоти,
каприза – в крайний эгоизм и индивидуализм.
«Он презирал людей и думал, что может
обойтись без них». Ларра хотел быть
свободным и «…сохранить себя целым»,
то есть брать всё, что захочет, ничего
не платя взамен. И он получил это, только
безграничная свобода и всё, что он
совершал, отдаляло его от людей и, в
конце концов, принесло одиночество и
тоску, которые постоянно терзают его.
«Ему нет жизни, и смерть не улыбается
ему. И нет ему места среди людей… Вот
как был поражён человек за гордость!»
В наказание за жестокость люди обрекли
его на одиночество и бессмертие. Это
страшное наказание даже для гордеца
Ларры, его жизнь вне общества становится
бессмысленной. Тысячу лет он мыкается
неприкаянной тенью, напоминая людям о
ценности человеческого общения,
товарищества, дружбы. Старая Изергиль
оценивает Ларру с точки зрения того,
что он в жизни сделал полезного, за что
он требует благ себе: ведь «за все, что
человек берет, он платит собой; своим
умом и силой, иногда — жизнью».

Рассказывая
о своей жизни, Изергиль с особой теплотой
вспоминает о смелых и благородных людях,
повстречавшихся ей в жизни. Свободолюбивая
и независимая, она жила для себя,
наслаждаясь молодостью и красотой. Она
любила и была любима, свое сердце она
отдавала только благородным и отважным
борцам против насилия и рабства. Изергиль
никогда не мирилась с людскими недостатками
и слабостями. В словах Изергиль заключен
один из важнейших аспектов о человеке
в концепции горьковского романтизма:
«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место
подвигам,— говорит Изергиль.— И те,
которые не находят их для себя, те просто
лентяи или трусы, или не понимают жизни,
потому что, кабы люди понимали жизнь,
каждый захотел бы оставить после себя
свою тень в ней».

Когда-то
старуха Изергиль была молодой и очень
нравилась мужчинам. Первый, кому она
отдала свое тело и душу, был «черноусый
молодой рыбак». Но вскоре Изергиль
познакомилась с «Красавцем гуцулом».
Он иногда ее бил, за что однажды Изергиль
впилась зубами в его щеку. Позже и рыбака,
и гуцула не стало. Изергиль стала девятой
женой в гареме немолодого турка. Затем
она сбежала от него вместе с его
шестнадцатилетним сыном. Мальчик вскоре
умер, но даже в мертвом нем «горела
любовь». После этого Изергиль попала в
монастырь, а оттуда ушла в Польшу «вместе
с монахом, который в нее влюбился». Он,
по ее словам был «подлый и хитрый».
Как-то Изергиль купил один «жид». Она
сама на это согласилась, потому что
«работать не умела», и к ней стали ходить
богатые поляки, которые «много платили».
В сорок лет Изергиль вдруг полюбила
молодого шляхтича, избалованного и
гордого. Когда он попал в плен «…русским,
она даже спасла его, убив солдата». Но
она ему была не нужна. Поняла Изергиль,
что «перья потускнели» и стала жить
одна и на одном месте». Молдавская
молодежь не оставляет Изергиль, и часто
слушает с интересом ее истории.

Старуха
Изергиль очень часто в своей жизни была
похожа на Ларру каким-то безразличием
к людям и принципом “беру что хочу”.
Кстати, и внешним видом они похожи: Ларра
— тень без плоти и старуха Изергиль —
«иссушенная временем, без тела, без
крови, с сердцем без желаний, с глазами
без огня, — тоже почти тень». Но вместе
с этим старуха Изергиль оказывается до
сих пор нужной людям: «Любят они меня.
Много я рассказываю им разного. Им это
надо».

В
служении людям — подлинный смысл
человеческого существования; отдать
свою жизнь за людей — вот величайшее
счастье, доступное человеку. В понимании
Горького лишь горячая любовь к людям,
к своему делу, к родной земле дает
человеку твердость в жизненных испытаниях.

Эту
мысль подтверждает легенда о Данко,
который пожертвовал своей жизнью,
осветив людям дорогу из тьмы своим
сердцем. Данко погиб, но он вывел людей
к свету, к счастливой жизни. «Он любил
людей и думал, что, может быть, без него
они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло
огнем желания спасти их, вывести на
легкий путь…»

Данко
видит людские пороки и слабости и прощает
их людям. Он сильный и самоотверженный
герой, способный пожертвовать жизнью,
не ожидая никакой ответной благодарности.
Это удел сильных и гордых, независимых
и отважных — героев. Данко своим поступком
не только доказал верность идеалу
свободы, но и самопожертвованием добился
свободы.

Горький
утверждал, что подвиги важны не только
сами по себе, — их сила в том, что они
служат примером для других.

В
конце легенды появляется антипод Данко
– «осторожный человек», который, «боясь
чего-то, наступил на гордое сердце
ногой». А остальные люди не заметили
смерти Данко. В этом – характерное
разъединение романтического героя с
толпой. Противоречивость человеческой
души — одна из главных тем Горького.
Романтический герой включен в среду
несовершенных, а то и трусливых, жалких
людей. Изергиль говорит об этом так: «И
вижу я, не живут люди, а все примиряются…»

В
связи с этим возникает важнейший вопрос:
как в действительности сам герой, сильный
человек, относится к окружающим?

Это
один из основных вопросов, ответ на
который не дает вся мировая литература.
Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся
сила Ларры, которому люди якобы не нужны,
не выдерживает испытания одиночеством.
В более поздних произведениях Горький
усложняет вопрос: одиночество среди
людей – следствие ли это силы или
слабости? И дает ответ: сильный не может
быть одинок, он всегда среди людей —
пусть чуждых ему по духу, но страдающих.
Для Горького сила — в стремлении вперед
«к свободе, к свету».

Лишь
горячее сердце и сильная воля, вера в
победу помогут пройти этот путь. И память
о тех, кто на этом пути пожертвовал собой
ради других, как звезды — искры сердца
Данко будут освещать дорогу идущим
следом.

Вследствие
этого автор дает предпочтение Данко и
отказывает в силе Ларре. Горький считает
гордость и эгоцентризм Ларры, которому
не нужны люди, не силой, а, даже наоборот,
слабостью. Сравнивая этих двух героев,
мы понимаем, что Данко настолько любит
людей, что отдает свою жизнь ради них,
и для него первостепенным является не
отношение людей к нему или забота о
собственном существовании, а сама
благородная цель быть полезным людям.
Данко отдает свою жизнь во имя счастья
людей, не нуждаясь в их благодарности
и памяти. Это удел избранных, они горды
и бескорыстны. Людская память не может
окупить их гибель, и лишь легенда
воспевает имя Данко, подобно былинному
герою. Изергиль, рассказавшая эту
легенду, сама погружается в романтичность.
Она уверена, что оставила след в людских
сердцах. Но автобиографический герой
развенчивает и ее, показывая бессмысленность
существования, эгоизм и себялюбие
героини. Состарившись и вспоминая о
былом, она не оживляется, глаза ее тусклы
и безжизненны.

Таким
образом, Горький не только рисует разные
типы романтических героев, но и оценивает
их поступки, развенчивает ореол
загадочности и притягательности — в
этом особенность и новаторство его
романтического наследия.

Художественный
стиль этого романтического рассказа
Горького весьма своеобразен: он насыщен
символикой, гиперболами, противопоставлениями.
Большую роль играет пейзаж: море, степь,
горы. Речь героев взволнованная,
патетическая, лишенная обыденных
выражений. Сказочность стиля молодого
Горького шла от стремления внести «в
бедную жизнь такие вымыслы», которые
пробудили бы в людях желание необыкновенной,
свободной, героической жизни.

Красота
и свежесть авторской речи завораживает,
заставляет задуматься о смысле бытия.
А фраза Изергиль: «В жизни, …, всегда
есть место подвигам» стала на долгие
годы абсолютной истиной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Идеи и стиль романтических произведений м горького сочинение
  • Идеи для фантастических рассказов
  • Идеи для сочинения песни
  • Идеи для сочинения на свободную тему
  • Идеи для сочинения басни