Идея патриотизма в слове о полку игореве сочинение 9 класс по плану

Идея патриотизма - примеры сочинений "Слово о полку Игореве"

­­Пример сочинения 1

Любовь к родной земле, готовность защищать ее и трудиться на ее благо можно выразить одним словом – патриотизм. Наверное, это чувство присуще каждому русскому человеку во все времена. Свидетельством патриотизма людей Древней Руси является «Слово о полку Игореве».

События повествования происходили в период феодальной раздробленности, когда существовало множество удельных княжеств, живущих по своим законом и защищавших лишь свою территорию. Это ослабляло Русь и подвергало опасности каждое княжество. От постоянных набегов и грабежей страдал народ. Необходимо было объединение, чтобы дать отпор врагу и защитить русичей.

Автор «Слова о полку Игореве» рассказывает о бесславном походе князя Игоря на половцев. Захотев славы лишь для себя и своих родных в освобождении Руси, Игорь допустил уничтожение своего войска, сам попал в плен и открыл врагам дорогу. В плену князь Игорь понимает, что наделал, раскаивается, и судьба дает ему еще один шанс: Игорь сумел убежать из плена, чтобы дальше защищать родную землю, но уже не одному и не для славы, а для свободы Руси.

Неудача князя Игоря показала другим князьям, что победить врагов можно только общими усилиями, что пришло время для объединения. И «золотое» слово Святослава, обращенное к князьям, было именно об этом. Славные сыны на Руси, каждый из них готов жизнь отдать за землю русскую, но не хотят и не умеют они славу делить, а слава должна земле принадлежать, а не отдельному человеку.

Все «Слово…» пропитано любовью к русской земле и ее людям, проникнуто и гордостью, и болью за Родину. Описания природы отражают настроение русской земли: то она ликует, то предупреждает, то скорбит. И мы понимаем, что это сама Русь, как любящая мать, желает сыновьям добра, помогает им, прощает и оберегает их, призывает к объединению ради общего блага.

«Слово о полку Игореве» стало символом патриотизма для русского человека, руководством к действию: что нужно сделать, чтобы победить врага, напавшего на Родину. Нужно быть вместе и нужно сильно любить свою землю. Именно так Россия победила Наполеона и Гитлера, освободив при этом и многие другие государства.


Пример сочинения 2

Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» заключается в том, чтобы предупредить Русь о надвигающейся беде. Чтобы князья прекратили свои междоусобицы и занялись важными делами в государстве.

В «Слова о полку Игореве» образом Русской земли является Ярославна, она как мать оплакивает погибших воинов. Плач Ярославны как бы растекается по всей Русской земле, и вместе с ней плачет Русская земля, которая вырастила этих воинов. В этом эпизоде Ярославна выглядит идеальной русской женщиной.
Князь Игорь выглядит в поэме с хорошей стороны, он смел, мужествен, храбр. Но в то же время он показывает свою строгость, не обращает внимания на затмение.

Но мы можем увидеть, что Игорь в плену раскаялся. Он бежит не в свой родной город, а в Киев к Святославу, чтобы просить прощения, и Святослав его прощает.

Святослава автор показывает как идеального князя. Он мудр, смел, храбр, думает не только о себе, но и о своем народе, обо всей Руси. У Святослава огромный авторитет, и он довольно им пользуется. Святослав обижается на Игоря за его поражение, потому что он глушит предыдущую победу Святослава.
Автор поэмы знает историю, по сей видимости, он очень умный человек, мудрый, богатый жизненным опытом, проявляет патриотизм. Он дальновидный, пытается отговорить князей от междоусобиц. Предвещает беду. Автор осуждает Игоря за его беспечность.

«Слово о полку Игореве» было и есть лучшим изданием всех времен. Оно до сих пор является образцом для поэтов. Многие пытались повторить поэму, но так и не смогли заглушить славу поэмы. Она должна быть для нас примером. Благодаря таким произведениям мы можем гордиться нашей литературой, и нашим могучим великим русским языком.


Пример сочинения 3

План

I. Автор “Слова о полку Игореве”.
II. Патриотический пафос “Слова…”.
1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси.
2. Гражданское мужество автора.
3. Обращение к устному народному творчеству.
4. Роль ораторских приемов в произведении.
III. “Слово” – творение настоящего мастера.

“Слово о полку Игореве” – величайший памятник древнерусской культуры, посвященный походу новгород-северского князя Игоря против половцев. Предполагают,

что автором произведения был участник похода Игоря, военный, входивший в старшую дружину. Он занимал пост воеводы или тысяцкого, близкого самому Игорю, был человеком тонкого ума, замечательным “книжником”, хороню знавшим историю своего народа, а главное – был выдающимся гражданином своей страны. “Слово…” проникнуто высоким гражданским пафосом, идея патриотизма – одна из ведущих в произведении.
Конец XII в. – время создания “Слова…” – эпоха феодальной раздробленности на Руси, когда образуется множество феодальных княжеств, вступающих во вражду между собой, оспаривающих

друг у друга владения, что приводит к окончательному распаду древнерусского государства. С горечью говорит об этом автор “Слова…”: “Сказал брат брату: “Это мое, и то мое же”. И стали князья про малое “это великое” говорить, а сами на себя крамолу ковать… И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей.
А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на Русскую землю”. Как настоящий патриот, автор осуждает политику князей, призывает их к объединению русских земель. Эта мысль выражена в “Золотом слове” Святослава, обращенном ко всем князьям русским: “Вступите, князья, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!”

Патриотизм “Слова…” проявляется уже в самом начале произведения, когда автор заявляет о характере повествования: “Да начнется песнь ему по былям нашего времени – не по замышлению Боянову!” Необходимо большое гражданское мужество, чтобы вместо традиционного прославления и величания князей осмелиться преподать им урок.

Поразительна осведомленность автора “Слова…” в делах похода и страстная заинтересованность в его успехе. Он начинает свое повествование “от старого Владимира до нынешнего Игоря”, упоминает множество русских городов (Киев, Чернигов, Переяславль, Путивль…), имен русских князей. Патриотизм автора “Слова о полку Игореве”, стремление к объединению русских земель проявляется и в постоянном обращении его к устному народному творчеству, ведь народное творчество было в основном едино, единым был, несмотря на все диалектные различия, богатый и своеобразный русский язык, единым был фольклор. Поражает чуткость автора к художественному слову, позволяющая с особенной силой передать свое чувство любви к родной земле, печали о ее страданиях. “О Русская земля, уже ты за холмом!” – этот горестный рефрен, сопровождающий повествование, создает сильнейший эмоциональный накал речи.

Словами Ярославны, плачущей на стене в Путивле, автор говорит нам о тревоге за русских воинов, о любви к ним. Гордостью проникнуты его слова о воинах Всеволода: “А мои куряне – дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы”.

Приемы ораторской речи в произведении: риторические вопросы, восклицания, призывы – служат для выражения патриотической идеи “Слова…”. Страстно, ярко, убедительно звучат и речи князей (“И сказал Игорь дружине своей: “Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться… Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи!

Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону”), и собственный голос автора: “Вы же, Ингвар, и Всеволод, и все три Мстиславича… не по жеребью ли победы власть себе вы похитили?.. Заградите в поле врата своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоря!..”

“Слово о полку Игореве” никогда не утратит своей магической силы воздействия на читателя, как всякое произведение, написанное настоящим мастером, вдохновленным высокой идеей патриотизма.


Пример сочинения 4

«Слово о полку Игореве» является выдающимся памятником культуры Киевской Руси. Произведение написано неизвестным автором, но, пройдя через века, оно не перестает возбуждать в сердцах читателей водоворот пылкой любви к родной земле, к своему Отечеству.

События, которые автор изображает в поэме, были достаточно тяжелыми в вехах истории славянского народа. Ведь это годы, на которые пришлась феодальная раздробленность и упадок мощного государства Киевская Русь. А причиной послужила затуманенность русских князей поисками наживы, они не имеют единства между собой, враждуют с соседними племенами, тем самым подрывая мощь и силу своего народа. Автор с болью описывает поражение войска Игоря, которая повлекла набеги кочевыми племенами на подавлены славянские земли. При описании образа князя Игоря, русских воинов, автор пытается показать нам их отвагу и честь. Первое, на что обращаешь внимание при анализе героев поэмы — их любовь к родному краю.

Главным персонажем произведения выступает князь Игорь, что видно уже из самого названия поэмы. Князь очень любит свой родной край и готов даже жизнь за него отдать. Игорь Святославович — честный и открытый человек, который презирает смерть и готова пойти на все, чтобы спасти Родину. Исключительную храбрость рыцаря свидетельствует и то, что он не обращает внимание даже на предсказания природы и пренебрегая этой предостережением отправляется в бой. Конечно, такие качества князя вызывают симпатию у читателя, однако наряду с такими высоконравственными ценностями прослеживаются и легкомыслие и опрометчивость. Игорь имеет воспалительную натуру, и мешает ему полностью оценить ситуацию.

«Слово о полку Игореве» — действительно глубоко патриотическое произведение, который призывает всех к вечным человеческим ценностям: любви к народу, родине, стремление согласия и взаимопомощи, желание жить мирно и свободно. С помощью ярких цельных образов людей, исторических событий и явлений автор сумел заставить читателей задуматься над извечными проблемами, произвел на читателей большое впечатление, что и воспитывает их в духе верности родной земле. Это своеобразная ода славе, патриотизма, верности нашему народу, нашим предкам, которая призывает нас вспомнить кем мы являемся на самом деле.

Конечно, такие качества князя вызывают симпатию у читателя, однако наряду с такими высоконравственными ценностями прослеживаются и легкомыслие и опрометчивость. Игорь имеет воспалительную натуру, и мешает ему полностью оценить ситуацию.

«Слово о полку Игореве» — действительно глубоко патриотическое произведение, который призывает всех к вечным человеческим ценностям: любви к народу, родине, стремление согласия и взаимопомощи, желание жить мирно и свободно. С помощью ярких цельных образов людей, исторических событий и явлений автор сумел заставить читателей задуматься над извечными проблемами, произвел на читателей большое впечатление, что и воспитывает их в духе верности родной земле. Это своеобразная ода славе, патриотизма, верности нашему народу, нашим предкам, которая призывает нас вспомнить кем мы являемся на самом деле.

Идея патриотизма в “Слове о полку Игореве”

План

I. Автор “Слова о полку Игореве”.

II. Патриотический пафос “Слова…”.

1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси.

2. Гражданское мужество автора.

3. Обращение к устному народному творчеству.

4. Роль ораторских приемов в произведении.

III. “Слово” – творение настоящего мастера.

“Слово о полку Игореве” – величайший памятник древнерусской культуры, посвященный походу новгород-северского князя Игоря против половцев. Предполагают, что автором произведения был участник похода Игоря, военный, входивший в старшую дружину. Он занимал пост воеводы или тысяцкого, близкого самому Игорю, был человеком тонкого ума, замечательным “книжником”, хороню знавшим историю своего народа, а главное – был выдающимся гражданином своей страны. “Слово…” проникнуто высоким гражданским пафосом, идея патриотизма – одна из ведущих в произведении.

Конец XII в. – время создания “Слова…” – эпоха феодальной раздробленности на Руси, когда образуется множество феодальных княжеств, вступающих во вражду между собой, оспаривающих друг у друга владения, что приводит к окончательному распаду древнерусского государства. С горечью говорит об этом автор “Слова…”: “Сказал брат брату: “Это мое, и то мое же”. И стали князья про малое “это великое” говорить, а сами на себя крамолу ковать… И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей.

А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на Русскую землю”. Как настоящий патриот, автор осуждает политику князей, призывает их к объединению русских земель. Эта мысль выражена в “Золотом слове” Святослава, обращенном ко всем князьям русским: “Вступите, князья, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!”

Патриотизм “Слова…” проявляется уже в самом начале произведения, когда автор заявляет о характере повествования: “Да начнется песнь ему по былям нашего времени – не по замышлению Боянову!” Необходимо большое гражданское мужество, чтобы вместо традиционного прославления и величания князей осмелиться преподать им урок.

Поразительна осведомленность автора “Слова…” в делах похода и страстная заинтересованность в его успехе. Он начинает свое повествование “от старого Владимира до нынешнего Игоря”, упоминает множество русских городов (Киев, Чернигов, Переяславль, Путивль…), имен русских князей. Патриотизм автора “Слова о полку Игореве”, стремление к объединению русских земель проявляется и в постоянном обращении его к устному народному творчеству, ведь народное творчество было в основном едино, единым был, несмотря на все диалектные различия, богатый и своеобразный русский язык, единым был фольклор. Поражает чуткость автора к художественному слову, позволяющая с особенной силой передать свое чувство любви к родной земле, печали о ее страданиях. “О Русская земля, уже ты за холмом!” – этот горестный рефрен, сопровождающий повествование, создает сильнейший эмоциональный накал речи.

Словами Ярославны, плачущей на стене в Путивле, автор говорит нам о тревоге за русских воинов, о любви к ним. Гордостью проникнуты его слова о воинах Всеволода: “А мои куряне – дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы”.

Приемы ораторской речи в произведении: риторические вопросы, восклицания, призывы – служат для выражения патриотической идеи “Слова…”. Страстно, ярко, убедительно звучат и речи князей (“И сказал Игорь дружине своей: “Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться… Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи!

Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону”), и собственный голос автора: “Вы же, Ингвар, и Всеволод, и все три Мстиславича… не по жеребью ли победы власть себе вы похитили?.. Заградите в поле врата своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоря!..”

“Слово о полку Игореве” никогда не утратит своей магической силы воздействия на читателя, как всякое произведение, написанное настоящим мастером, вдохновленным высокой идеей патриотизма.

Loading…

ИДЕЯ ПАТРИОТИЗМА В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

3. Заключение.

«Слово О полку Игореве» — произведение древнерусской литературы, вокруг которого и по сей день не утихают споры ученых о том, кому же принадлежит авторство и к какому литературному жанру его можно отнести. Несомненно, тот, кто создал «Слово … », был не просто талантливым поэтом и очень образованным человеком, но и настоящим патриотом.

Искусные переплетения публицистики, лирики и фольклора дают нам возможность насладиться художественным описанием реального исторического события — неудачного похода на половцев князя Игоря Святославича в 1185 году. Отправиться в этот поход князя подвигли чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике и желание претворить в жизнь новую идею — общерусскую.

Автор наделяет Игоря всеми качествами настоящего воина, готового на любые свершения и жертвы во благо Русской земли. «О Русская земля! Ты уже за холмом» — эти повторяющиеся строки, рефреном звучащие в тексте произведения, каждый раз обращают читателей к главной идее автора. А основная идея произведения — патриотизм.

В полной мере передать силу этого чувства автору помогают некоторые литературные приемы. Масштабное изображение Руси — один из них. Русь представлена не только декорацией для происходящих событий; она является одним из героев повествования. Кроме описания широких границ родной земли, автор прибегает к одушевлению природы. Так, например, природа предостерегает князя от задуманного похода солнечным затмением, а уже в пути звери и птицы нарушают криками да свистами задуманную внезапность наступления на врага.

Природа не просто предостерегает князя, она сопереживает ему: сияет радостью, когда Игорь спасается бегством из плена, или плачет листвой деревьев, когда он терпит поражение в битве.

Размышлять над происходящим, оценивать поступки героев — вот то, чего ждёт от читателя автор, не просто пересказывая исторический эпизод, но и давая свою оценку событиям. Ощущение живого разговора с рассказчиком складывается благодаря тому, что в тексте присутствуют многочисленные авторские отступления и обращения, а исторические эпизоды то и дело уступают место вымышленным. Например, плач Ярославны или вещий сон Святослава.

Перед нами предстаёт не просто развитие событий, но и насыщенные не вероятным лиризмом страницы, на которые откликается душа. Объединение Руси, прекращение княжеских междоусобиц, разъедающих родную землю изнутри, — в этом автор видит причину всех бед своей Родины. Он с особой горечью пишет о том, что трагичное время настало именно с тех пор, как брат с братом стали делить землю, а враги со всех сторон одну за другой одерживали победы.

Свои мысли о междоусобицах автор вкладывает в слова Святослава, осуждающего братьев Игоря и Всеволода за то, что они нарушили закон феодального послушания и спровоцировали новое нападение половцев на русские земли.

Образ Святослава — это воплощение авторского идеала мудрого, сильного правителя. Призывая князей выступить за землю Русскую, автор в лирических отступлениях вспоминает первых русских князей и их походы на врагов Родины. Конечно, автор хорошо понимал, что невозможно просто уговорить князей не враждовать между собой. Нужна была сильная централизованная власть, которая бы объединила Русь и сделала её сильным государством.

Автор «Слова … » видит центром Руси Киев. Киевского князя Святослава он изображает как могучего и грозного властителя, способного обуздать произвол мелких князей. Но героем «Слова … » является не кто-либо из князей, а весь русский народ.

Создавая своё произведение, автор окинул взором всю Русь, объединив в своём поэтическом описании и русскую природу , и русских людей, и русскую историю. «Заразить» читателя патриотизмом — это и есть основной замысел произведения. И его автор, и его герои, и он сам — истинные, горячие патриоты земли Русской.

Сочинение 9 класс. Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской культуры, посвященный походу новгород-северского князя Игоря против половцев. Предполагают, что автором произведения был участник похода Игоря, военный, входивший в старшую дружину. Он занимал пост воеводы или тысяцкого, близкого самому Игорю, был человеком тонкого ума, замечательным «книжником», хороню знавшим историю своего народа, а главное – был выдающимся гражданином своей страны. «Слово…» проникнуто высоким гражданским пафосом, идея патриотизма – одна из ведущих в произведении.

Конец XII в. – время создания «Слова…» – эпоха феодальной раздробленности на Руси, когда образуется множество феодальных княжеств, вступающих во вражду между собой, оспаривающих друг у друга владения, что приводит к окончательному распаду древнерусского государства. С горечью говорит об этом автор «Слова…»: «Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же”. И стали князья про малое «это великое” говорить, а сами на себя крамолу ковать… И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на Русскую землю». Как настоящий патриот, автор осуждает политику князей, призывает их к объединению русских земель. Эта мысль выражена в «Золотом слове» Святослава, обращенном ко всем князьям русским: «Вступите, князья, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»

Патриотизм «Слова…» проявляется уже в самом начале произведения, когда автор заявляет о характере повествования: «Да начнется песнь ему по былям нашего времени – не по замышлению Боянову!» Необходимо большое гражданское мужество, чтобы вместо традиционного прославления и величания князей осмелиться преподать им урок.

Поразительна осведомленность автора «Слова…» в делах похода и страстная заинтересованность в его успехе. Он начинает свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря», упоминает множество русских городов (Киев, Чернигов, Переяславль, Путивль…), имен русских князей. Патриотизм автора «Слова о полку Игореве», стремление к объединению русских земель проявляется и в постоянном обращении его к устному народному творчеству, ведь народное творчество было в основном едино, единым был, несмотря на все диалектные различия, богатый и своеобразный русский язык, единым был фольклор. Поражает чуткость автора к художественному слову, позволяющая с особенной силой передать свое чувство любви к родной земле, печали о ее страданиях. «О Русская земля, уже ты за холмом!» – этот горестный рефрен, сопровождающий повествование, создает сильнейший эмоциональный накал речи. Словами Ярославны, плачущей на стене в Путивле, автор говорит нам о тревоге за русских воинов, о любви к ним. Гордостью проникнуты его слова о воинах Всеволода: «А мои куряне – дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы».

Приемы ораторской речи в произведении: риторические вопросы, восклицания, призывы – служат для выражения патриотической идеи «Слова…». Страстно, ярко, убедительно звучат и речи князей («И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться… Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону»), и собственный голос автора: «Вы же, Ингвар, и Всеволод, и все три Мстиславича… не по жеребью ли победы власть себе вы похитили?.. Заградите в поле врата своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоря!..»

«Слово о полку Игореве» никогда не утратит своей магической силы воздействия на читателя, как всякое произведение, написанное настоящим мастером, вдохновленным высокой идеей патриотизма.

klassreferat.ru

Литература богата настоящими произведениями искусства. Одним из них является героическая поэма неизвестного автора «Слово о полку Игореве». События, описываемые в поэме, относятся к временам феодальной раздробленности Киевской Руси. В тот период каждый из удельных князей действовал отдельно и только в собственных интересах, не считаясь с другими князьями и реальными потребностями государства. Новгород-северский князь Игорь также решил удовлетворить собственные амбиции.

Руководствуясь желанием снискать славу, он задумал поход против половцев. «Хочу-ибо, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого; с вами, русичи, хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона!» Ничто не могло остановить его. Игорь проигнорировал солнечное затмение, что предсказало ему неудачу. Он решил любой ценой осуществить свои намерения. Игорь и его жена храбро сражались за свою Родину, но в конце концов поход опрометчивого князя закончился сокрушительным поражением. «Слово о полку Игореве» имеет глубокий патриотический смысл. Является ли князь Игорь настоящим патриотом? На это довольно сложно дать однозначный ответ. Ведь он любит свою страну, но не может понять, что только совместными усилиями можно ее спасти. Это с болью описывает автор поэмы. Он понимает, что единение князей необходимое для обеспечения будущего Русской земли. По моему мнению, именно это и является настоящим патриотизмом. Нельзя любить Родину, но действовать только под влиянием собственного эгоизма. Недальновидность Игоря привела к поражению. Многие воины не вернулись домой, их жены стали вдовами, а дети — сиротами. Половцы, победив войско князя, бросились разорять Русь. Это стало ударом для русского народа. Ведь Русская земля — это, прежде всего, люди, ее населяющие. Игорь совсем не заботился об их благосостоянии, ведь был ослепленный собственным честолюбием. С большой любовью автор описывает родную землю. Он воспевает красоту ее природы, полноводность рек, безбрежность полей. Все то, что можно уничтожить лишь одним неудачным шагом высокомерного князя. Итак, «Слово о полку Игореве» является патриотическим произведением. Его автор призывает князей объединиться и бороться против врагов вместе. Ведь он понимает, что каждого князя в отдельности преодолеть гораздо легче, чем их крепкий союз. Только объединившись, можно достойно защищать свою страну, что и является настоящим патриотизмом. Ведь мало любить свою Родину. Чтобы быть настоящим патриотом, необходимо делать все, чтобы ее народ был счастливым, а враги даже не пересекали ее границы.

Рекомендуем посмотреть:

  • Сочинение на тему: Мои любимые книги
  • Сочинение на тему: Следует ли повиноваться судьбе
  • Сочинение на тему: Семья в моей жизни
  • Сочинение на тему: В чем заключается смысл моей жизни
  • Сочинение на тему: Моя харизма
  • Сочинение на тему: Профессия спасатель в нашей жизни
  • Сочинение на тему: Вложения родителей в образование детей
  • Сочинение на тему: Что я хотела в себе изменить
  • Сочинение на тему: Татьяна – любимая героиня А.Пушкина
  • Сочинение на тему Как я провела свои каникулы

Сочинение 3

«Слово о полку Игореве» было обнаружено примерно в 18 веке. И сразу стало ясно, что тема патриотизма, объединения возникла ещё в Древней Руси. Актуальна она и в наши дни. В умах многих политиков крепко засела идея независимости. Но почему-то в расчёт совсем не берут тот факт, что внешние враги не дремлют. Они только этого и ждут, когда все разъединятся. Каждого легче разбить поодиночке.

У Древней Руси было много врагов. Хазары, половцы, печенеги, татары. Они частенько совершали набеги на Русь, угоняли не только скотину, но и людей в рабство. Князь Игорь решил положить конец этому, и в одиночку выступил против половцев. Не стал просить помощи у киевского князя Святослава. Хотел прославиться, взыграли амбиции. Но он недооценил своего противника.

Его противник, наоборот, собрал под свои знамёна все племена. И ударил этим мощным кулаком по войску князя Игоря. Войско было разбито, а сам Игорь был взят в плен. У него было предостаточно времени, чтобы подумать о том, что произошло. Половцы отпустили князя домой.

Неизвестный автор написал, сказал своё слово. Даже ему, не военному человеку, понятно, что, только объединившись можно разбить любого врага. Написав «Слово», он оставил наказ своим потомкам – объединитесь в крепкое государство. Во времена написания произведения Русь состояла из отдельных обособленных княжеств.

Эти княжества иногда устраивали между собой разбирательства, которые переходили в боевые действия. В этот момент князья не вспоминали, что у них есть более страшные и коварные враги, которые мечтают заполучить их земли, а людей угнать в рабство. Во время написания «Слова» это были половцы.

Князь Игорь подумал, что его сильная дружина быстро справится с кочевниками. Но кочевники – прирождённые наездники. Они с детства сидят в седле и отлично владеют саблями. Автор пишет, что битва продолжалась три дня и три ночи до тех пор, пока не кому стало держать знамёна. Дружина вся полегла на поле боя.

Матери потеряли сыновей, жены мужей, а детишки остались без отцов. Придёт на помощь князь киевский Святослав. И Русь не перестанет существовать. Да, родятся новые поколения. Русь превратится в единую мощную державу. Правда, ещё не один раз правители будут разделяться и снова объединяться. Эта тема очень актуальна в настоящее время.

«Основные образы. Идея патриотизма»

В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира. Главные герои «Слова…» князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы».

Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.

Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».

Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным . Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь кровь поганую пролили… Но вот зло — князья мне не в помощь: худо времена обернулись».

Основной в «Слове…» является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова…». Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо.

Во-вторых, патриотическая идея «Слова…» определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».

«Слово О полку Игореве»  — произведение древнерусской литературы, вокруг которого и по сей день не утихают споры ученых о том, кому же принадлежит авторство и к какому литературному жанру его можно отнести. Несомненно, тот, кто создал «Слово … », был не просто талантливым поэтом и очень образованным человеком, но и настоящим патриотом.

Искусные переплетения публицистики, лирики и фольклора дают нам возможность насладиться художественным описанием реального исторического события — неудачного похода на половцев князя Игоря Святославича в 1185 году. Отправиться в этот поход князя подвигли чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике и желание претворить в жизнь новую идею — общерусскую.

Автор наделяет Игоря всеми качествами настоящего воина, готового на любые свершения и жертвы во благо Русской земли. «О Русская земля! Ты уже за холмом» — эти повторяющиеся строки, рефреном звучащие в тексте произведения, каждый раз обращают читателей к главной идее автора. А основная идея произведения — патриотизм.

В полной мере передать силу этого чувства автору помогают некоторые литературные приемы. Масштабное изображение Руси — один из них. Русь представлена не только декорацией для происходящих событий; она является одним из героев повествования. Кроме описания широких границ родной земли, автор прибегает к одушевлению природы. Так, например, природа предостерегает князя от задуманного похода солнечным затмением, а уже в пути звери и птицы нарушают криками да свистами задуманную внезапность наступления на врага.

Природа не просто предостерегает князя, она сопереживает ему: сияет радостью, когда Игорь спасается бегством из плена, или плачет листвой деревьев, когда он терпит поражение в битве.

Размышлять над происходящим, оценивать поступки героев — вот то, чего ждёт от читателя автор, не просто пересказывая исторический эпизод, но и давая свою оценку событиям. Ощущение живого разговора с рассказчиком складывается благодаря тому, что в тексте присутствуют многочисленные авторские отступления и обращения, а исторические эпизоды то и дело уступают место вымышленным. Например, плач Ярославны или вещий сон Святослава.

Перед нами предстаёт не просто развитие событий, но и насыщенные не вероятным лиризмом страницы, на которые откликается душа. Объединение Руси, прекращение княжеских междоусобиц, разъедающих родную землю изнутри, — в этом автор видит причину всех бед своей Родины. Он с особой горечью пишет о том, что трагичное время настало именно с тех пор, как брат с братом стали делить землю, а враги со всех сторон одну за другой одерживали победы.

Свои мысли о междоусобицах автор вкладывает в слова Святослава, осуждающего братьев Игоря и Всеволода за то, что они нарушили закон феодального послушания и спровоцировали новое нападение половцев на русские земли.

Образ Святослава — это воплощение авторского идеала мудрого, сильного правителя. Призывая князей выступить за землю Русскую, автор в лирических отступлениях вспоминает первых русских князей и их походы на врагов Родины. Конечно, автор хорошо понимал, что невозможно просто уговорить князей не враждовать между собой. Нужна была сильная централизованная власть, которая бы объединила Русь и сделала её сильным государством.

Автор «Слова … » видит центром Руси Киев. Киевского князя Святослава он изображает как могучего и грозного властителя, способного обуздать произвол мелких князей. Но героем «Слова … » является не кто-либо из князей, а весь русский народ.

Создавая своё произведение, автор окинул взором всю Русь, объединив в своём поэтическом описании и русскую природу , и русских людей, и русскую историю. «Заразить» читателя патриотизмом — это и есть основной замысел произведения. И его автор, и его герои, и он сам —  истинные, горячие патриоты земли Русской.

Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве»

План

I. Автор «Слова о полку Игореве».

II. Патриотический пафос «Слова…».

1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси.

2. Гражданское мужество автора.

3. Обращение к устному народному творчеству.

4. Роль ораторских приемов в произведении.

III. «Слово» – творение настоящего мастера.

«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской культуры, посвященный походу новгород-северского князя Игоря против половцев. Предполагают, что автором произведения был участник похода Игоря, военный, входивший в старшую дружину. Он занимал пост воеводы или тысяцкого, близкого самому Игорю, был человеком тонкого ума, замечательным «книжником», хорошо знавшим историю своего народа, а главное – был выдающимся гражданином своей страны. «Слово…» проникнуто высоким гражданским пафосом, идея патриотизма – одна из ведущих в произведении.

Конец XII в. – время создания «Слова…» – эпоха феодальной раздробленности на Руси, когда образуется множество феодальных княжеств, вступающих во вражду между собой, оспаривающих друг у друга владения, что приводит к окончательному распаду древнерусского государства. С горечью говорит об этом автор «Слова…»: «Сказал брат брату: “Это мое, и то мое же”. И стали князья про малое “это великое” говорить, а сами на себя крамолу ковать… И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на Русскую землю». Как настоящий патриот, автор осуждает политику князей, призывает их к объединению русских земель. Эта мысль выражена в «Золотом слове» Святослава, обращенном ко всем князьям русским: «Вступите, князья, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»

Патриотизм «Слова…» проявляется уже в самом начале произведения, когда автор заявляет о характере повествования: «Да начнется песнь ему по былям нашего времени – не по замышлению Боянову!» Необходимо большое гражданское мужество, чтобы вместо традиционного прославления и величания князей осмелиться преподать им урок.

Поразительна осведомленность автора «Слова…» в делах похода и страстная заинтересованность в его успехе. Он начинает свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря», упоминает множество русских городов (Киев, Чернигов, Переяславль, Путивль…), имен русских князей. Патриотизм автора «Слова о полку Игореве», стремление к объединению русских земель проявляется и в постоянном обращении его к устному народному творчеству, ведь народное творчество было в основном едино, единым был, несмотря на все диалектные различия, богатый и своеобразный русский язык, единым был фольклор. Поражает чуткость автора к художественному слову, позволяющая с особенной силой передать свое чувство любви к родной земле, печали о ее страданиях. «О Русская земля, уже ты за холмом!» – этот горестный рефрен, сопровождающий повествование, создает сильнейший эмоциональный накал речи. Словами Ярославны, плачущей на стене в Путивле, автор говорит нам о тревоге за русских воинов, о любви к ним. Гордостью проникнуты его слова о воинах Всеволода: «А мои куряне – дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы».

Приемы ораторской речи в произведении: риторические вопросы, восклицания, призывы – служат для выражения патриотической идеи «Слова…». Страстно, ярко, убедительно звучат и речи князей («И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться… Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону»), и собственный голос автора: «Вы же, Ингвар, и Всеволод, и все три Мстиславича… не по жеребью ли победы власть себе вы похитили?.. Заградите в поле врата своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоря!..»

«Слово о полку Игореве» никогда не утратит своей магической силы воздействия на читателя, как всякое произведение, написанное настоящим мастером, вдохновленным высокой идеей патриотизма.

«Слово о полку Игореве» является выдающимся памятником культуры Киевской Руси. Произведение написано неизвестным автором, но, пройдя через века, оно не перестает возбуждать в сердцах читателей водоворот пылкой любви к родной земле, к своему Отечеству.

События, которые автор изображает в поэме, были достаточно тяжелыми в вехах истории славянского народа. Ведь это годы, на которые пришлась феодальная раздробленность и упадок мощного государства Киевская Русь. А причиной послужила затуманенность русских князей поисками наживы, они не имеют единства между собой, враждуют с соседними племенами, тем самым подрывая мощь и силу своего народа. Автор с болью описывает поражение войска Игоря, которая повлекла набеги кочевыми племенами на подавлены славянские земли. При описании образа князя Игоря, русских воинов, автор пытается показать нам их отвагу и честь. Первое, на что обращаешь внимание при анализе героев поэмы — их любовь к родному краю.

Главным персонажем произведения выступает князь Игорь, что видно уже из самого названия поэмы. Князь очень любит свой родной край и готов даже жизнь за него отдать. Игорь Святославович — честный и открытый человек, который презирает смерть и готова пойти на все, чтобы спасти Родину. Исключительную храбрость рыцаря свидетельствует и то, что он не обращает внимание даже на предсказания природы и пренебрегая этой предостережением отправляется в бой. Конечно, такие качества князя вызывают симпатию у читателя, однако наряду с такими высоконравственными ценностями прослеживаются и легкомыслие и опрометчивость. Игорь имеет воспалительную натуру, и мешает ему полностью оценить ситуацию.

«Слово о полку Игореве» — действительно глубоко патриотическое произведение, который призывает всех к вечным человеческим ценностям: любви к народу, родине, стремление согласия и взаимопомощи, желание жить мирно и свободно. С помощью ярких цельных образов людей, исторических событий и явлений автор сумел заставить читателей задуматься над извечными проблемами, произвел на читателей большое впечатление, что и воспитывает их в духе верности родной земле. Это своеобразная ода славе, патриотизма, верности нашему народу, нашим предкам, которая призывает нас вспомнить кем мы являемся на самом деле.

  • Идею этой сказки а может и не сказки поймет не только взрослый но даже
  • Идешь на поправку как пишется
  • Идешь на встречу как пишется
  • Идет направо песнь заводит налево сказку говорит чтобы рассказать сказку
  • Идет направо песнь заводит налево сказку говорит синтаксический разбор