Идея подвига во имя общего счастья в рассказе м горького старуха изергиль

1. Данко как идеальный герой.
2. Цель Данко.
3. Противопоставление героя и толпы.

В своем творчестве писатели часто обращаются к теме подвига. Героические поступки людей не могут не вызывать восхищения. Подвиг можно рассматривать с этих позиций. Но человеческое сознание устроено таким образом, что любой поступок можно трактовать двояко. И идея подвига в данном случае не исключение. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» как раз рассматривается подвиг во имя общего счастья. Писатель отвечает на этот очень важный вопрос легендой о Данко, герое, который отдал свое сердце ради других. На первый взгляд, поступок Данко заслуживает уважения и неподдельного восхищения.

Данко безупречен. Он очень выгодно отличается от всех, кто его окружает. Данко не думает о себе, он живет интересами других, хочет изменить жизнь своих соплеменников. Данко олицетворяет революционера, человека, не желающего жить по тем правилам и устоям, которые были созданы задолго до его рождения. Если учитывать особенности эпохи, в которой довелось жить и творить М. Горькому, то становится понятным, почему его так привлекал образ Данко-революционера.

Писатель сознательно идеализирует Данко, делает его безупречным. Герой живет ради того момента, когда он может совершить подвиг во имя общего счастья. Правда, он не задумывается о том, достойны ли этого подвига окружающие? Может быть, их целиком и полностью устраивала та жизнь, которая не менялась очень долгое время? Может быть, любые изменения пугают и огорчают их?

Цель Данко-героя — преобразовать мир. В контексте легенды, рассказанной Горьким, Данко хотел сделать своих соплеменников счастливыми, вывести их из темного мрачного леса, чтобы они жили на светлом солнечном месте. Ради того, чтобы найти путь во мраке, Данко жертвует своим сердцем. Оно освещает путь, и слабые, несчастные соплеменники героя находят дорогу. Герой погибает, и никто не думает о нем жалеть. С одной стороны, Данко по-человечески жаль. Молодой, неравнодушный человек погибает в расцвете лет. С другой стороны, у него не было других перспектив. Данко не устраивала обыденность, жизнь как серое существование казалась ему неприемлемой. Иначе он бы не захотел пуститься в столь рискованное путешествие. Да, без сомнения, он очень много сделал для своих соплеменников. Он вывел их из мрака, показал путь к счастью.

Люди, подобные Данко, живут ради подвига, ради этого короткого мига. Только так они понимают смысл своей жизни. Они не берегут жизнь, напротив, с готовностью расстаются с ней, оставляя на века легенды о себе.

Не случайно соплеменники не слишком-то любили Данко. Они чувствовали в нем опасность. И были правы. Данко же, напротив, не понимал их. Он жил ради будущего, светлого и прекрасного. А окружающие жили сегодняшним днем. И беды настоящего казались им гораздо важнее, чем призрачное счастье будущего.

Нужна ли была жертва Данко окружающим? Может быть, нет. По крайней мере, соплеменники героя так и не осознали, что они в этом нуждаются. Однако можно сказать с уверенностью, что смерть Данко была не напрасной. Он своим поступком показал, что есть люди, для которых общее счастье важнее, чем собственная жизнь.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

    В жизни … всегда есть

    место подвигам.

    М.Горький

    
    Первые произведения М.Горького сразу привлекли к себе внимание своим романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, жизнеутверждающим гуманизмом. Горький считал, что правда искусства требует изображения людей такими, какие они есть, но он говорил, что это будет не вся правда. Наряду с этим писатель должен показывать, какими они должны быть. Романтические образы Горького будили мысль и чувства, звали людей к изменению действительности.

    Одно из наиболее яркий произведений этого писателя – «Старуха Изергиль», написанное в 1895 году. Сравнительно небольшой рассказ поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей: прославление радости и красоты жизни, гимн свободе, стремление к подвигам, величие самопожертвования и низменность эгоизма. Повествование рассказа ведется от лица старухи Изергиль, молодость которой прошла в тяжелом труде. Но героиня любила жизнь, не жалея, тратила свои силы.

    Изергиль выступает в рассказе как представитель и выразитель мнения простого народа, который не умом, а сердцем чувствует, в чем подлинный смысл человеческой жизни. Изергиль умела постоять за себя, но умела и жертвовать собой. Рискуя жизнью, она освобождает попавших в плен борцов за освобождение Польши. С восхищением говорит она о поляке, который сражался за освобождение Греции от турецкого ига. «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам, — говорит Изергиль. – И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней».

    Это утверждение – главное в повествовании старухи, и Горький неоднократно провозглашает его. В рассказе «Об одном поэте» его герой говорит: «Нужны подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед». Именно такие чувства возбуждают в читателе рассказанные Изергиль легенды о Ларре и Данко.

    Легенда о Ларре осуждает эгоизм. Ларра «был ловок, хищен, силен, жесток», он презирал людей и думал, что может обойтись без них. Но даже для него одиночество оказалось невыносимым: отвергнутый всеми, герой стал искать смерти и мечтал о ней, как об избавлении от мук. Одиночество страшнее смерти, это самое страшное наказание для человека, ибо жизнь вне человеческого общества бессмысленна. Служение обществу – подлинный смысл жизни человека. Отдать жизнь за людей – вот величайшее счастье, доступное каждому.

    Эту мысль утверждает легенда о горящем сердце Данко. Он принес себя в жертву, чтобы осветить путь людям и вывести их из тьмы и гибели к счастливой жизни.

    В противопоставлении Ларры и Данко заключена основная идея рассказа. Горький показал двух выдающихся по своим личным качествам героев. Оба они – гордые, смелые, сильные и красивые. Но эти качества еще не определяют величия человека. Главное значение имеет отношение человека к другим людям. Ларру они не интересуют. Судившие его люди «увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит никого. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрек себя».

    А Данко – сын своего народа. Его глубоко волнуют судьбы людей. Данко видит, что они бывают слабыми и беспомощными, старается вдохнуть в них энергию. Он видит, что люди бывают несправедливыми и по-звериному жестокими. Но не озлобление на людей, а горячая печаль охватывает его сердце, и ему еще сильнее хочется помочь людям, спасти их.

    Образ Данко в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы: «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. И тогда он сердцем своим осветил путь людям.

    Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к окружающим. Люди «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня», а Данко «любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».

    В образе Данко Горький выразил свою мечту о человеке, тесно связанном с народом, способном возглавить его борьбу за свободу и счастье.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

Смотрите также по
произведению «Старуха Изергиль»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Он написан в 1895 году, когда автор писал романтические произведения. Для романтических произведений характерны идеи раздвоения личности, некоторого эгоизма, противопоставления себя и мира вокруг. Зачастую романтический герой стремится уйти в свой мир, сбежать от реальности, он чувствует, что мир жесток  и груб, что не может быть понят людьми и в этом причины его вечного бегства. При этом можно различить два вида романтических героев: одни, отделяя себя от общество эгоистично стремятся к личной свободе, ставят себя выше людей и не считают необходимым нести им добро; другие, так же противопоставляя себя миру, стремятся к свободе всеобщей, видят во всех людях добро и стремятся к всеобщей свободе, к свободе каждой отдельно взятой личности. Такое разделение людей, обладающих сильными характерами, на действующих во имя добра, и приносящих зло было характерно для романтических рассказов Горького. На подвиг, по его мнению, способны только герои, относящиеся ко второй группе, подобные Данко из рассказа «Старуха Изергиль», тогда как подобные Ларре романтические герои не готовы к подвигу ради счастья людей, поэтому подробнее рассмотрим именно образ Данко, любимый многими, но имеет смысл сказать несколько слов и о композиционной и сюжетной канве всего произведения.

Автор, чей образ во многом биографичен, находится в Бесарабии, где работает вместе с Молдаванами. Как-то, вечером, когда все уже уходят, он остается вместе со старухой Изергиль, которая, увидев на тень от облака, начинает свой рассказ о Ларре, сыне орла и земной красавицы, гордого получеловека, убившего девушку за то, что она его оттолкнула. В Ларре себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза — в крайний эгоизм и индивидуализм. И один из старейшин племени, искавшего меру наказания Ларе за его преступление, подсказал поистине мудрое решение: индивидуализм наказать индивидуализмом — обречь преступника-эгоцентрика на вечное одиночество. Старая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он в жизни сделал полезного, за что он требует благ себе: ведь «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». В словах Изергиль заключен один из важнейших аспектов горьковской концепции человека: свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности во имя людей. Таким образом, горький начинает свой рассказ с легендарного героя, но героя негативного, дает отрицательный пример, показывает максимальную степень развития индивидуализма.

Вторая часть составляет рассказ Изергиль о своей жизни. Здесь мы видим историю жизни обычного человека, а не сказочной личности. Она становится переходом от образа Ларры, к образу Данко, она несет в себе черты и того и другого. Являясь человеком, Изергиль за свою долгую и необычную жизнь совершала как положительные, так и отрицательные поступки. С одной стороны, она убивает польского монаха, а с другой, богатому польскому вельможе предпочитает «пана с изрубленным лицом», готового к подвигам. Именно в этой части рассказа старуха говорит знаменитую свою фразу «В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам», фразу ставшую кредо рассказа и всей романтической прозы Горького. Рассказ о Данко, отдавшем свое сердце людям, — подтверждение этой мысли. Увидев в степи маленькие голубые огоньки, Изергиль сказала, что это искры от сердца Данко и рассказала автору историю о нем.

Люди, которых повел сквозь тьму мужественный юноша, ими же признанный «лучшим из всех», утомленные трудным путем, пали духом. «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. И тогда он сердцем своим осветил путь людям. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Он не только доказал верность идеалу свободы, но и самопожертвованием добился свободы.

Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, — их сила в том, что они служат примером для других. Эта мысль проводится в легенде о Данко: подвиг юноши осветил путь людям, зажег их смелостью и упорством, они «бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез».

Писатель обращается к одной из главных тем — противоречивой человеческой душе. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Изергиль говорит: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются…» Соплеменники Данко «ослабли от дум; страх «сковал их крепкие руки». По дороге из леса «стали, как звери» и хотели убить своего предводителя. Даже спасенные, они «не заметили смерти» Данко, а кто-то из осторожности «наступил на гордое сердце ногой». Но сердце Данко не погасло, на мой взгляд, чрезвычайно важен тот факт, что сердце его оставило на земле искорки, рассыпало их по всему миру, потому что эти искры могут зажечь и другие сердца, которые пока еще не пылают, а едва-едва тлеют. Так же, как искры горящего сердца Данко, наши сердца зажигают и романтические рассказы Горького и зовут нас на подвиги во имя не только своего счастья, которое сейчас в цене, но и на подвиги ради счастья всеобщего, призывают к тому, чего так не хватает нам сегодня.

Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различал силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. В Ларре себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза — в крайний эгоизм и индивидуализм. И один из старейшин племени, искавшего меру наказания Ларе за его преступление, подсказал поистине мудрое решение: индивидуализм наказать индивидуализмом — обречь пре-ступника-эгоцентрика на вечное одиночество. Старая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он в жизни сделал полезного, за что он требует благ себе: ведь «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью».

В словах Изергиль заключен один из важнейших аспектов горьковской концепции человека: свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности во имя людей. «В жизни… всегда есть место подвигам». Эти ставшие афоризмом слова произнесла Изергиль, и рассказ о Данко, отдавшем свое сердце людям, — подтверждение этой мысли.

Люди, которых повел сквозь тьму мужественный юноша, ими же признанный «лучшим из всех», утомленные трудным путем, пали духом. «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. И тогда он сердцем своим осветил путь людям. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Он не только доказал верность идеалу свободы, но и самопожертвованием добился свободы.

Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, — их сила в том, что они служат примером для других. Эта мысль проводится в легенде о Данко: подвиг юноши осветил путь людям, зажег их смелостью и упорством, они «бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез».

Писатель обращается к одной из главных тем — противоречивой человеческой душе. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Изергиль говорит: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются…» Соплеменники Данко «ослабли от дум; страх «сковал их крепкие руки». По дороге из леса «стали, как звери» и хотели убить своего предводителя. Даже спасенные, они «не заметили смерти» Данко, а кто-то из осторожности «наступил на гордое сердце ногой».

Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различал силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. В Ларре себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза — в крайний эгоизм и индивидуализм. И один из старейшин племени, искавшего меру наказания Ларе за его преступление, подсказал поистине мудрое решение: индивидуализм наказать индивидуализмом — обречь пре-ступника-эгоцентрика на вечное одиночество. Старая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он в жизни сделал полезного, за что он требует благ себе: ведь «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью».

В словах Изергиль заключен один из важнейших аспектов горьковской концепции человека: свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности во имя людей. «В жизни… всегда есть место подвигам». Эти ставшие афоризмом слова произнесла Изергиль, и рассказ о Данко, отдавшем свое сердце людям, — подтверждение этой мысли.

Люди, которых повел сквозь тьму мужественный юноша, ими же признанный «лучшим из всех», утомленные трудным путем, пали духом. «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. И тогда он сердцем своим осветил путь людям. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Он не только доказал верность идеалу свободы, но и самопожертвованием добился свободы.

Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, — их сила в том, что они служат примером для других. Эта мысль проводится в легенде о Данко: подвиг юноши осветил путь людям, зажег их смелостью и упорством, они «бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез».

Писатель обращается к одной из главных тем — противоречивой человеческой душе. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Изергиль говорит: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются…» Соплеменники Данко «ослабли от дум; страх «сковал их крепкие руки». По дороге из леса «стали, как звери» и хотели убить своего предводителя. Даже спасенные, они «не заметили смерти» Данко, а кто-то из осторожности «наступил на гордое сердце ногой».

В жизни… всегда есть
место подвигам.
М. Горький

Первые произведения М. Горького сразу привлекли к себе внимание своим романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, жизнеутверждающим гуманизмом. Горький считал, что правда искусства требует изображения людей такими, какие они есть, но он говорил, что это будет не вся правда. Наряду с этим писатель должен показывать, какими они должны быть.

Романтические образы Горького будили мысль и чувства, звали людей к изменению действительности.
Одно из наиболее яркий произведений этого писателя – “Старуха Изергиль”, написанное в 1895 году. Сравнительно небольшой рассказ поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей: прославление радости и красоты жизни, гимн свободе, стремление к подвигам, величие самопожертвования и низменность эгоизма. Повествование рассказа ведется от лица старухи Изергиль, молодость которой прошла в тяжелом труде.

Но героиня любила жизнь, не жалея, тратила свои силы.
Изергиль выступает в рассказе как представитель и выразитель мнения простого народа, который не умом, а сердцем чувствует, в чем подлинный смысл человеческой жизни. Изергиль умела постоять за себя, но умела и жертвовать собой. Рискуя жизнью, она освобождает попавших в плен борцов за освобождение Польши.

С восхищением говорит она о поляке, который сражался за освобождение Греции от турецкого ига. “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам, – говорит Изергиль. – И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней”.
Это утверждение – главное в повествовании старухи, и Горький неоднократно провозглашает его. В рассказе “Об одном поэте” его герой говорит: “Нужны подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед”.

Именно такие чувства возбуждают в читателе рассказанные Изергиль легенды о Ларре и Данко.
Легенда о Ларре осуждает эгоизм. Ларра “был ловок, хищен, силен, жесток”, он презирал людей и думал, что может обойтись без них. Но даже для него одиночество оказалось невыносимым: отвергнутый всеми, герой стал искать смерти и мечтал о ней, как об избавлении от мук. Одиночество страшнее смерти, это самое страшное наказание для человека, ибо жизнь вне человеческого общества бессмысленна.

Служение обществу – подлинный смысл жизни человека. Отдать жизнь за людей – вот величайшее счастье, доступное каждому.
Эту мысль утверждает легенда о горящем сердце Данко. Он принес себя в жертву, чтобы осветить путь людям и вывести их из тьмы и гибели к счастливой жизни.
В противопоставлении Ларры и Данко заключена основная идея рассказа. Горький показал двух выдающихся по своим личным качествам героев. Оба они – гордые, смелые, сильные и красивые.

Но эти качества еще не определяют величия человека. Главное значение имеет отношение человека к другим людям. Ларру они не интересуют.

Судившие его люди “увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит никого. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрек себя”.
А Данко – сын своего народа. Его глубоко волнуют судьбы людей. Данко видит, что они бывают слабыми и беспомощными, старается вдохнуть в них энергию.

Он видит, что люди бывают несправедливыми и по-звериному жестокими. Но не озлобление на людей, а горячая печаль охватывает его сердце, и ему еще сильнее хочется помочь людям, спасти их.
Образ Данко в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы: “Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди”, в ярости были готовы убить его. И тогда он сердцем своим осветил путь людям.
Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к окружающим. Люди “посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”, а Данко “любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут”.
В образе Данко Горький выразил свою мечту о человеке, тесно связанном с народом, способном возглавить его борьбу за свободу и счастье.

Loading…

Мир романтических произведений раннего периода твор­чества М. Горького. Творчество раннего М. Горького, роман­тический период, отличается от общепринятого понимания этой литературной традиции. Несовершенство окружающе­го мира и людей не уводит героев Горького от реальности в идеальный мир (как это было в литературе XIX в.), наоборот, оно мобилизует силы и заставляет действовать, бороться, чтобы изменить действительность.

Герой романтических произведений М. Горького. Это сильный и смелый человек. В силу своей исключительности такой персонаж обречен на одиночество, а равную себе силу он встречает лишь в мире природы. Финал жизни такого персонажа зачастую трагичен, т. к. в своем стремлении к свободе, любви, желании спасти окружающих такой герой не знает полумер, полутонов, он всегда готов заплатить са­мым ценным, что у него есть, — жизнью (Данко, Лойко Зо бар и т. д.).

Рассказ «Старуха Изергиль» (1895). Это произведение представляет горьковское понимание подвига. На эту тему рассуждает центральная героиня произведения, знакомя ав­тобиографического персонажа со своей жизнью: «…когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, ка­бы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить пос­ле себя свою тень в ней». Слова эти рождаются вслед за вос­поминанием героини об одном из ее возлюбленных. Не зо­лото и власть ценит Изергиль, ее восхищает другое: «Все лицо было у него изрублено крест-накрест саблями турок, с которыми он незадолго перед тем воевал за греков. Вот че­ловек!» В этих словах и кроется центральная идея. Подвиг, настоящий подвиг, а не показная смелость или проявление честолюбия, может быть только там, где речь идет о при­несении жертвы на пользу другому человеку. Сама компо­зиция произведения последовательно развивает эту идею: разговор автобиографического героя и старухи Изергиль, легенда о Лappe, рассказ героини о собственной жизни, легенда о Данко.

Ларра и Данко — образы, представляющие два типа ро­мантического персонажа: антигероя и героя. Эгоизм и гор­дыня сына орла и земной женщины не приносят Ларре счастья. Противопоставив себя племени, юноша не совер­шает подвига (хотя это и проявление бесстрашия: «…стоял один против всех… и был горд»), он лишь демонстрирует крайний индивидуализм. В этом и скрывается самое страш­ное наказание: ставя себя выше других, не имея никаких привязанностей, человек обрекает себя на полное одиноче­ство: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…»

Многое в образах Ларры и Изергиль перекликается (портретное описание, легкость прощания с прежней лю­бовью у героини напоминает индивидуализм легендарного юноши).

Полной противоположностью Ларре в заключительной части рассказа предстает образ Данко. Этот персонаж, его поступки раскрывают мысль автора, что подвиг есть законо­мерное следствие любви к людям, стремление помочь дру­гим. Даже негодование за несправедливые упреки окружаю­щих отступает перед жалостью в сердце Данко: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вы­вести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…» В момент, когда соплеменники, которых юноша старался вывести из тьмы и болота, решают его убить, Данко терзает лишь одна мысль: что может он сделать для людей? Только по-настоящему благородный человек мог в эти мгновения думать о благе тех, кто хочет его лишить жизни. Это ли не истинная любовь к людям и христианское самопожертвование? Герой разрывает себе грудь, чтобы сердцем осветить людям путь: «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота». Это и есть гимн «безумству храбрых», которые за ширь степей и свободу для людей готовы отдать собственную жизнь, не задумываясь, что всегда найдется «один осторож­ный человек», чтобы наступить «на гордое сердце ногой…».

Художественные особенности. Все изобразительно-вы­разительные средства в произведении служат реализации ав­торскойидеи: рассказ изобилует антитезами (противопос­тавляются не только характеры героев, но и описания при­роды), метафорами (пылающее сердце, сын женщины и орла и т.д.), всевозможными эпитетами (жалкие стрелы, стеклян­ный стрекот кузнечиков, змеиный язык, безмолвная пляска, могучий огонь и др.). Символика образов: тьма, в которой жи­ли люди, горящее сердце Данко — придают рассказу геро­ини легендарные черты.

Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • метафоры в произведении старуха изергиль
  • счастье в понимании героев рассказа старуха изергиль
  • идея подвига во имя общего счастья в рассказе старуха изергиль
  • подвиг данко в рассказе старуха изергиль
  • старуха изергиль можно ли быть счастливым когда все вокруг несчастны

Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различал силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. В Ларре себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза — в крайний эгоизм и индивидуализм. И один из старейшин племени, искавшего меру наказания Ларе за его преступление, подсказал поистине мудрое решение: индивидуализм наказать индивидуализмом — обречь пре-ступника-эгоцентрика на вечное одиночество. Старая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он в жизни сделал полезного, за что он требует благ себе: ведь «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью».

В словах Изергиль заключен один из важнейших аспектов горьковской концепции человека: свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности во имя людей. «В жизни… всегда есть место подвигам». Эти ставшие афоризмом слова произнесла Изергиль, и рассказ о Данко, отдавшем свое сердце людям, — подтверждение этой мысли.

Люди, которых повел сквозь тьму мужественный юноша, ими же признанный «лучшим из всех», утомленные трудным путем, пали духом. «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. И тогда он сердцем своим осветил путь людям. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Он не только доказал верность идеалу свободы, но и самопожертвованием добился свободы.

Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, — их сила в том, что они служат примером для других. Эта мысль проводится в легенде о Данко: подвиг юноши осветил путь людям, зажег их смелостью и упорством, они «бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез».

Писатель обращается к одной из главных тем — противоречивой человеческой душе. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Изергиль говорит: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются…» Соплеменники Данко «ослабли от дум; страх «сковал их крепкие руки». По дороге из леса «стали, как звери» и хотели убить своего предводителя. Даже спасенные, они «не заметили смерти» Данко, а кто-то из осторожности «наступил на гордое сердце ногой».

Похожие записи

Поделиться

Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различал силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. В Ларре себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза — в крайний эгоизм и индивидуализм. И один из старейшин племени, искавшего меру наказания Ларе за его преступление, подсказал поистине мудрое решение: индивидуализм наказать индивидуализмом — обречь пре-ступника-эгоцентрика на вечное одиночество. Старая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он в жизни сделал полезного, за что он требует благ себе: ведь «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью».

В словах Изергиль заключен один из важнейших аспектов горьковской концепции человека: свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности во имя людей. «В жизни… всегда есть место подвигам». Эти ставшие афоризмом слова произнесла Изергиль, и рассказ о Данко, отдавшем свое сердце людям, — подтверждение этой мысли.

Люди, которых повел сквозь тьму мужественный юноша, ими же признанный «лучшим из всех», утомленные трудным путем, пали духом. «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди», в ярости были готовы убить его. И тогда он сердцем своим осветил путь людям. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. Он не только доказал верность идеалу свободы, но и самопожертвованием добился свободы.

Горький утверждал, что подвиги важны не только сами по себе, — их сила в том, что они служат примером для других. Эта мысль проводится в легенде о Данко: подвиг юноши осветил путь людям, зажег их смелостью и упорством, они «бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез».

Писатель обращается к одной из главных тем — противоречивой человеческой душе. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Изергиль говорит: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются…» Соплеменники Данко «ослабли от дум; страх «сковал их крепкие руки». По дороге из леса «стали, как звери» и хотели убить своего предводителя. Даже спасенные, они «не заметили смерти» Данко, а кто-то из осторожности «наступил на гордое сердце ногой».

  • Идею этой сказки а может и не сказки поймет не только взрослый но даже
  • Идешь на поправку как пишется
  • Идешь на встречу как пишется
  • Идет направо песнь заводит налево сказку говорит чтобы рассказать сказку
  • Идет направо песнь заводит налево сказку говорит синтаксический разбор