Главная героиня рассказа «Бабка» — пожилая женщина, которая живет в семье своей дочери. Муж дочери, Петр и ее сын, Боря, относятся к героине рассказа пренебрежительно и называют ее «бабкой». Старая женщина постоянно хлопочет по дому, чистит вещи, готовит еду, вяжет. А Петр с Борей только ворчат на нее и ругают за нерасторопность. И даже родная дочь делает ей замечания, призывая более экономно тратиться на хозяйственные расходы.
Бабушка с любовью относится к внуку, торопится покормить его, когда тот приходит из школы. Но когда она, неграмотная женщина, просит Борю почитать ей газету, тот недовольно отказывает и советует самой научиться читать. Он даже пытается учить ее грамоте, но надолго его терпения не хватает.
Однажды Боря пришел домой с товарищем. Товарищ его вежливо поздоровался с пожилой женщиной. Боря этому очень удивился. Ни он сам, ни его отец никогда так не говорили с бабкой. Но товарищ объяснил ему, что в его доме тоже есть пожилой человек, и вся семья считает его главой семьи и относится крайне уважительно. С тех пор Боря стал задумываться о том, что в их семье отношение к пожилому человеку не совсем правильное.
А когда бабушки Бори не стало, в ее сундуке нашлась шкатулка, в которой лежали теплые вещи, связанные бабушкой для родных людей. А внуку Боре она оставила еще и пакетик леденцов, неумело подписанный печатными буквами. Зная, что бабушка не умеет читать, мальчик понял, насколько трудно ей было сделать такую надпись. И он осознал, как сильно его любила бабушка, которую в семье все пренебрежительно называли «бабкой».
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Осеевой «Бабка» заключается в том, что пожилых людей надо уважать. Они прожили долгую жизнь и испытали много трудностей. Они вырастили детей, внуков, пережили невзгоды и лишения и заслужили уважительное отношение к себе. Рассказ учит быть внимательными и заботливыми по отношению к своим близким.
В рассказе мне понравилась главная героиня, бабушка мальчика Бори. Она искренне любила своих близких, и неустанно заботилась о них, невзирая на то, как они пренебрежительно к ней относились. Пожилая женщина до самого последнего дня своей жизни старалась быть полезной для родных людей.
Какие пословицы подходят к рассказу «Бабка»?
С кем поведешься, от того и наберешься.
Словам старшего внимай.
Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
1
Осеева «Бабка», кто главные герои, какая главная мысль?
1 ответ:
1
0
В рассказе Осеевой «Бабка» говорится о мальчике Боре и его бабушке. Мальчик видел, что родители не уважают старушку и тоже относился к ней с легким пренебрежением, хотя по-своему любил бабушку. Ведь она делала ему только добро. Но постепенно Борька понимает, что так к старшим относится нельзя и даже пытается стыдить родителей. А когда бабушка умирает, то для Борьки это становится настоящим ударом и мальчик горько оплакивает смерть любимого человека.
Главные герои рассказа «Бабка»:
- Мальчик Боря, школьник. Легкомысленный, вечно занятый, иногда грубый. Но вдумчивый, наблюдательный, умный. Делает свои собственные выводы о жизни и о том, что такое хорошо, а что следует считать плохим.
- Бабка. Старая женщина с тяжелой судьбой. Неграмотная, но добрая и веселая. Не унывает, хотя ее часто обижают. Всю свою жизнь посвящает детям и любимому внуку.
- Родители Борьки. Люди простые, черствые сердцем, для которых личные удобства важнее добрых отношений в семье.
<hr />
Главная мысль рассказа «Бабка»
Старых людей надо беречь и уважать, нужно заботиться о них и прощать им их слабости, хотя бы потому, что они родили и воспитали нас. Нужно ценить любовь своих родителей.
Читайте также
Это моя самая любимая книга детства.Книга учит вере в свою мечту.Как главный герой Солнышкин не поступил в мореходку но из большой любви к морю пошел юнгой на сухогруз.Про дружбу с радистом Перчиковым.Очень хорошая и светлая книга.Обязательно дам ее читать своим внукам когда они подрастут.
Главным героем былины так называемого новгородского цикла под названием «Садко» оказывается этот самый Садко, которого в тексте былины часто называют Богатым гостем и купцом. Все остальные герои этой былины второстепенные.
Это морской царь, которому приглянулась игра тогда еще бедного гусляра Садко и он подсказал тому как разбогатеть.
Это Микола Можайский, святой угодник Николай, который помогает Садко добрым советом, когда тот оказывается во дворце морского царя.
Ну и это наверное девушка Чернава, которую Садко выбрал себе в жены.
Ну а главная мысль этой былины в том, что каждый из нас сам кузнец своего счастья. Если бы не научился Садко в свое время играть на гуслях. не стал бы он известным музыкантом и не приглянулся бы морскому царю. А не подскажи ему морской царь про золотых рыб, не стал бы Садко купцом. Не отправившись на морское дно, не нашел бы себе Садко невесту-красавицу.
Главную мысль этой былины можно выразить такими русскими пословицами как:
Наконец, имеется в этой былине интересная мысль, что как бы ты не был богат, понимать можно как угодно: умен, красив, талантлив и прочее, ты не можешь быть богаче целого города, понимать следует народа.
Старый деревенский дом. Живут в нем люди, но рассказ не о них. Такса Фунтик, кот Степан… их никак не берет мир.
Грозный петух и черная курица тоже враждуют с Фунтиком. Лягушка, которая любит дождь и даже, когда дождя нет, сидит под рукомойником и ждет капель, падающих раз в час. А еще герои рассказа — старые ходики и совсем уж старинная музыкальная шкатулка, найденная на чердаке. Сделал ее шотландский мастер Гальвестон.
И он тоже стал одним из героев рассказа, хоть и жил давным-давно. Но ведь жива его шкатулка, которую он делал с душой, и когда обитатели дома что-то мастерят, то всегда вспоминают того Гальвестона — веселого пожилого мужчину, каким он им видится.
А шкатулка однажды заиграла. Сыграла песню про шотландские горы и все, что еще знала. И снова замолчала. А теперь в Москве рассказчик вспоминает эту шкатулку и других жильцов старого дома.
И надеется, что рассказал про ходики, дождь и Фунтика нам всем не зря.
Паустовский видит в обыденных на первый взгляд вещах и событиях скрытый смысл, другой какой-то мир — без суеты и спешки, где важны простые явления, такие как легкий дождь, квохтание курицы, треск синиц.
Надо только суметь приглядеться и прислушаться к этому миру хоть иногда, в нем же столько интересного.
Главный герой романа — Хитклифф, человек неоднозначный, его не назовешь ни милым, ни добрым.
И главная героиня — Кэтрин Эрншо, у которой взаимное чувство с Хитклиффом, но вышла она замуж за другого, в какой-то мере назло любимому. Эдгар Линтон — муж Кэтрин. Вот он-то как раз самый настоящий положительный герой.
Овдовев, он воспитывает их с Кэтрин сына. Его младшая сестра Изабелла выходит замуж за Хитклиффа, но семейная жизнь не складывается, Изабелла убегает от мрачного мужа в Лондон. Хиндли Эрншо — брат Кэтрин, поначалу он не очень благородно ведет себя и в какой-то мере именно его действия разлучают Хитклиффа и Кэтрин.
Позже Хнидли, можно сказать, исправляется, но в конце концов спивается, и судьба карает его в лице Хитклиффа, которому Хиндли проигрывает поместье.
Ну и еще несколько основных персонажей-рассказчи<wbr />ков: экономка Нелли Дин, жилец Грозового перевала Локвуд, дети главных героев… Роман очень насыщен действующими лицами и действиями, сюжет динамичный и увлекательный.
Это единственное произведение Эмили Бронте, которое тем не менее заслуженно прославило ее.
Книга много раз экранизирована, и каждый режиссер видит в ней что-то свое.
Лет восемь назад в главной роли даже снялся чернокожий актер, хотя очевидно, что в оригинале такого быть не могло.
Мое мнение: Эмили Бронте хотела показать, что никакие поступки не проходят бесследно и сделанное когда-то может аукнуться даже через 10-20 лет. Но месть, даже осуществленная, не принесет удовлетворения.
Вообще конец несколько неубедителен: все заканчивается хорошо, хотя из логики повествования хеппи-энд ну никак не вытекает.
Главные герои рассказа, точнее, небольшого цикла рассказиков — как ни странно, пингвины! Ну и автор — зимовщик, который наблюдает за ними и делится с нами своими впечатлениями.
А впечатления самые разные — и забавные, и даже грустные порой. Но забавных больше.
Пингвины, оказывается, очень любопытные. А поскольку они до этого людей никогда не видели, то им интересно все: и как вода из рукомойника капает, и как примус шумит, и даже как человек хлеб в рот кладет.
И наблюдать за ними человеку так же интересно: то они танцуют на куске фанеры, то катятся с горки на животе, то прыгают в море с высоты… Главная мысль рассказа — животный мир нашей планеты интересен и разнообразен, это только кажется, что ничего увлекательного в Антарктиде нет, один снег.
На самом деле даже жизнь пингвинов может дать много интересного для размышлений и понимания этих необычных птиц!
«Отомстила»
Главные герои рассказа «Бабка» и их характеристика
- Борька. Мальчик, который понимал, что старшин нужно уважать и заботиться о них, но никогда этого не делал.
- Петя, отец Борьки. Черствый и эгоистичный человек.
- Мать Борьки. Вечно занятая, равнодушная, черствая.
- Бабка. Добрая, любящая, все прощающая и понимающая.
План пересказа рассказа «Бабка»
- Лишний человек в доме
- Утро в семье Борьки
- Обед с бабкой
- Обучение грамоте
- Не бросай мать
- Школьный товарищ
- Борьке становится стыдно
- Подарки к празднику
- Гости
- Смерть бабки
- Наследники
- Леденцы.
Кратчайшее содержание рассказа «Бабка» для читательского дневника в 6 предложений
- Бабку в семье Борьки все считали лишним человеком.
- Она обо всех заботилась, но ее только ругали.
- Борька пытался учить бабку грамоте, вместо того, чтобы почитать газету.
- Школьный товарищ удивился тому, что в семье Борьки так плохо относятся к бабушке.
- Борьке стало стыдно и он стал укорять родителей, но те только обозлились.
- Когда бабка умерла, Борька нашел адресованные ему леденцы и долго плакал.
Главная мысль рассказа «Бабка»
Человек никогда не должен забывать своих родителей и заботиться о них в старости.
Чему учит рассказ «Бабка»
Рассказ учит быть добрым, уважительным, почтительным со старшими. Учит заботиться о родителях, учит ценить добро. Учит быть неравнодушным, не черствым. Учит правильно строить отношения в семье.
Отзыв на рассказ «Бабка»
Меня очень тронул этот рассказ. Родители Борьки были черствыми людьми, не знающими благодарности. Они не любили и не ценили труд бабки, которая отдала им всю свою жизнь. Мне очень жаль этого старого человека, который не заслужил такого к себе отношения. Хорошо еще, что мальчик Борька стал понимать, как некрасиво вели себя его родители, может быть хоть из него вырастет нормальный человек.
Пословицы в рассказе «Бабка»
Темный человек глух и нем.
Чей род, того и рот.
От плохого человек крепче делается, от хорошего у него душа зацветает.
Старое, что малое.
Кто живет, а кто мается.
Бог — судья, солдат — свидетель.
Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.
Что убьете, то не вернете.
Большой дождь в земле ямки роет.
Что спил, что съел — царь коленом не выдавит.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Бабка»
Бабка была тучно с мягким голосом. Она неожиданно возникала перед всеми и отец часто говорил, что она зажилась на свете. Мать тихонько старалась урезонить его, но не слишком усердствовала. Все в доме считали бабку лишним человеком.
А она вставала утром раньше всех, звала пить чай, потом будила Борьку в школу. Тот нехотя отбрыкивался, жаловался родителям. Отец все равно заставлял Борьку встать, не забывая поставить на место бабку. Потом искал свои калоши, которые бабка вымыла. Потом отец уходил. Следом спешил Борька, которому бабка успевала сунуть в руки гостинец. Последней уходила мать, наставляя бабку быть поэкономнее, ведь Петя и так вечно ворчит, что у него четыре рта на руках.
Бабка оставалась одна, чистила, прибирала, готовила, потом садилась вязать. Спицы так и мелькали в ее руках, но иногда застывали. И тогда бабка вздыхала, что нелегко жить на свете.
Потом приходил из школы Борька и требовал еды. Он быстро ел, а бабка смотрела на него. В такие минуты Борька чувствовал бабку своим человеком и много ей рассказывал о школе и товарищах. Жаловался, что отец никак не купит портфель.
А бабка вдруг говорила ему не бросать мать, когда вырастет. Борька важно отвечал, что никогда не бросит, что сейчас люди совсем другие, заботливые. А бабка замечала, что это хорошо, потому что в жизни есть три самых важных вещи — богу молиться, долги платить и о родителях заботиться.
После еды бабка просила Борьку почитать ей газету, а тот вместо этого пытался научить ее читать и писать. Буквы Ш и Т у бабки не выходили и Борька важно замечал, что при прежней власти бабку бы за это пороли.
А бабка потом садилась с газетой и искала знакомые буквы. Увидев букву Ш она тихо радовалась ей, как старой знакомой.
Сильно досаждали бабке забавы внука. То самолетики бумажные начнет пускать, то в чеканочку играть. Бабка боялась, что прыгая мальчик что-нибудь разобьет.
А потом к Борьке пришел школьный товарищ. Он поздоровался с бабкой, но Борька утащил его в комнату, сказав, что с ней здороваться нечего. А товарищ долго удивлялся, говоря, что у них в семье бабушка самая главная, ведь она всех вырастила. И что при советской власти о стариках принято заботиться. Борька слушал и мотал на ус, а когда товарищ уходил сам позвал бабку, чтобы товарищ с ней попрощался.
А родителям потом стал говорить, что бабка у них лучше всех, а живет хуже всех. И родители сердились и считали, что это бабка подучила Борьку. Но бабка отвечала, что это жизнь мальчика научила, и что радоваться надо, что у них такой хороший сын растет.
Перед праздником бабка дарила родным подарки — вязанные носки, кофточки, платки. И Борька удивлялся, когда бабка успевала столько всего навязать. Он смотрел на ее морщинистое лицо и спрашивал, кто это его так разрисовал. А бабка отвечала, что это жизнь. Как хоронила детей — морщины добавлялись, нужду терпела — морщины добавлялись, а жизнь была долгой. Борька смотрел на свое лицо и пугался будущего.
Когда в дом приходили гости, бабку наряжали и садили на почетное место за столом. Но после их ухода ей за это доставалось. А у Борьки зрело негодование на родителей и он тайком думал, что когда вырастет, он им покажет.
Была у бабки заветная шкатулка, а что в ней находилось, никто не знал. Однажды, пока бабка спала Борька утащил шкатулку, но открыть не смог, и кинул ее обратно бабке.
Умерла бабка перед майскими праздниками. Она сидела за вязанием и видно ждала Борьку, обед стыл на столе. Борька посмотрел на мертвую бабку и выбежал из комнаты. А когда вернулся, она уже лежала нарядная, а отец утешал плачущую мать, говоря, что они и так терпели неудобства и расход.
На другой день схоронили, а родители поспешили открыть бабкин сундучок. Отец шутил, что они сейчас разбогатеют. Но в сундучке была всякая рухлядь. Наконец нашли ключ и открыли шкатулку. Там были сложены вязанные вещи в подарок родным, рубашка для Борьки, и пакетик с леденцами, на котором было написано «Внуку моему Борюшке». Буква Ш была с четырьмя палочками.
Борька схватил пакетик и выбежал на улицу. Ему представлялась виноватая бабка, словно не выучившая урока, и он много плакал. Поздно вечером он вернулся домой и ложась спать, подумал, что не придет утром бабка.
Осеева «Бабка». Как заполнить читательский дневник по пунктам? Подскажите пожалуйста
Валентина Осеева «Бабка». Как заполнить читательский дневник по следующим пунктам:
- Автор, жанр произведения.
- Чему учит рассказ.
- Мальчик Борька — ребенок в семье, который понимает, что старших надо уважать, но не делает этого.
- Школьный товарищ Борьки — удивился, что в семье так плохо относятся к старшим.
- Борька, вместо того, чтобы читать газету учит бабку грамоте;
Заполним читательский дневник к произведению Овсеевой «Бабка».
Автор: Овсеева Валентина Александровна.
Жанр: рассказ.
Главные герои рассказа В.Овсеевой «Бабка»:Главная мысль рассказа Овсеевой «Бабка» в том, что нужно отвечать добром на добро. Рассказ Овсеевой «Бабка» учит быть добрыми и сострадательными, заботиться о своих родителей и проявлять милосердие.
Отзыв к рассказу Овсеевой «Бабка» для читательского дневника:
Этот рассказа мне очень понравился, хоть он и печальный. Было очень жалко бабушку, которая не заслуживала такого отношения. Очень радует, что хотя бы внук понял, что поступил неправильно. Рассказ очень трогательный, поэтому его интересно было прочитать.
Иллюстрация (рисунок) к рассказу Овсеевой «Бабка»:
Читательский дневник по произведению «Бабка» можно заполнить так:
Произведение «Бабка» является рассказом, и он принадлежит перу Валентины Александровны Осеевой.
В рассказе немного героев, и их всех можно назвать главными. Но самой главной героиней является бабка, которая в преклонном возрасте продолжает вести хозяйство и ухаживает за всеми домочадцами.
Охарактеризовать героев можно таким образом:__
Представить краткое содержание рассказа можно таким образом:__
Главная мысль рассказа состоит в том, что людей пожилого возраста нужно любить при жизни, помогать им и заботиться о них.
Автор призывает нас внимательно относиться к людям преклонного возраста, ведь они прожили нелегкую жизнь, но смогли воспитать детей. Рассказ учит нас вести себя по отношению к старикам и старушкам вежливо, быть ласковыми и почтительными. Нужно стараться окружить их заботой и теплом, дабы на старости лет они не испытывали недостатка во внимании близких.
Рассказ показался мне трогательным и грустным, ведь старенькая бабушка заботилась о родных людях, а взамен получала лишь грубость и недовольство. Мне было очень жалко бабулю, с которой даже внук Боря нередко был груб и невнимателен. Постепенно мальчик понял, что с пожилым человеком нужно вести себя ласково, и он стал уделять бабушке больше внимания. Он даже пытался осадить своих родителей, когда те ругали старушку.
К сожалению, бабушка умерла, и это очень расстроило Борьку – теперь он осознал, что это огромная потеря. Я надеюсь, что мальчик будет относиться к своим постаревшим родителям по-другому. Автор призывает нас окружать людей преклонного возраста вниманием и любовью, и помнить, что старики очень нуждаются в нас. К пожилым людям следует относиться почтительно и нужно стараться делать их жизнь хоть немного радостней.
Рассказ интересный и поучительный, и я рекомендую его к прочтению всем, кто пока еще с ним не знаком.
Научная статья
Введение
У нас большая семья – мама, папа, трое детей. Я очень люблю своих родителей, но с бабушкой у меня какая- то особенная связь. Моя бабушка не живёт с нами, но всё равно моё воспитание почти полностью на ней, ведь маме и папе приходится много работать. Она отводила меня в садик и забирала оттуда. По дороге мы всегда учили стихотворение, и я их знаю очень много. А ещё бабушка научила меня любить книги. С пяти лет я уже бегала в школьную библиотеку.
В нашем классе многие ребята с удовольствием читают. Однажды моя одноклассница рассказала о том, что ей очень понравился рассказ Валентины Осеевой «Отцовская куртка». Наша учительница, Анна Юрьевна, сказала, что у этого писателя много произведений, которые не оставляют равнодушными не только детей, но и взрослых, и посоветовала нам поближе познакомиться с творчеством этого автора.
Мне попался целый сборник произведений В. Осеевой. Я прочитала их «на одном дыхании», потому что каждая история, описанная автором, заставляет задуматься: «А как мы относимся к своим близким, родным, друзьям? Всё ли мы делаем правильно?».
Но один рассказ меня особенно взволновал. Когда я прочитала его название — «Бабка», у меня возникло какое -то неприятное ощущение: я свою бабушку иначе как «бабуля» не называю. Может быть, здесь речь пойдёт о бабушке, которая не любила своих внуков, плохо к ним относилась, и поэтому к ней обращались так грубо? И всё — таки я решила прочитать это произведение…
Никогда я ещё не плакала над книгой. Такая тоска звучала в словах Борьки «Не придёт утром бабка!» Свою вину перед ней, свою любовь к ней он осознал только тогда, когда её уже не стало. Слишком поздно.
Почему- то мне захотелось побежать к своей бабуле, обнять крепко-крепко и сказать, что я её очень люблю. Мне, конечно, повезло, у меня замечательные отношения с бабушкой, все члены нашей большой семьи прекрасно ладят с ней. Но нет ли такой проблемы у моих одноклассников? Все ли они уважают старших? Не обижают ли их? И, если такая проблема существует, может ли книга научить правильному отношению к взрослым?
Я решила провести исследование, чтобы ответить на этот вопрос.
Поставлена цель:
— выяснить воспитательные возможности рассказа «Бабка» В. Осеевой.
Для достижения цели необходимо будет решить следующие задачи:
-познакомить одноклассников с рассказом «Бабка» в рамках ктд «Читаем и обсуждаем вместе»;
-выработать правила уважительного отношения к старшим и научиться их соблюдать;
-подготовить инсценировку рассказа «Бабка»;
— выявить выразительные средства языка произведения;
-подготовить с одноклассниками выставку рисунков «Моя любимая бабушка»;
-оформить фотовыставку «Дорогие нашему сердцу»
-участие в акции «Бабушкины помощники»;
Считаю, что проделанная работа поможет нам стать более внимательными к взрослым.
Гипотеза: Если мы сами, работая с текстом произведения, выявили правила уважительного отношения к пожилым людям, мы будем их обязательно соблюдать.
1 часть
Для того, чтобы решить поставленные задачи, в классе организовали коллективно творческое дело «Читаем и обсуждаем вместе». Планируя работу, мы создали совет дела, в который вошли я, Анна Юрьевна и три одноклассника, которые возглавили работу групп. Наметили этапы работы нашего исследования.
Прежде всего, нужно познакомиться с содержанием произведения Валентины Осеевой «Бабка».
Инсценировка фрагментов рассказа поможет более полному пониманию текста.
В группах создаем модель обложки рассказа. Анализ содержания данного произведения необходимо начать с характеристики героев.
Нужно найти ответы на следующие вопросы:
Были в рассказе моменты, когда вы переживали?
Какой мы увидели бабушку Борьки?
Как относились к бабушке мать, отец, сам Борька?
Для чего бабушка вставала раньше всех?
Была ли бабушка полноправным членом семьи?
Какими словами определяется грубое отношение к бабушке?
А как она обращалась к членам семьи?
Какими словами автор характеризует бабушкину старость?
Какой проступок Борьки заставил пожилого человека горько плакать?
В какие моменты бабушка чувствовала себя уважаемым человеком?
Какой случай показывает, что мальчик может изменить свое отношение к бабушке в лучшую сторону?
Тот ли мальчик перед нами, что был в начале произведения?
Как Борька стал относиться после беседы с товарищем к своим родителям?
А когда он меняется полностью?
Почему Борька так расстроился, когда увидел содержимое заветной бабкиной шкатулки?
Почему у мальчика были опухшие глаза, а на штанах висели куски глины? Где он был, как вы думаете?
Любил ли Борька свою бабушку?
Какие он выводы сделал после смерти бабушки?
Отвечая на вопрос о том, как нужно относиться к пожилым людям, можно выработать правила уважительного отношения к старшему поколению.
Подготовка фотовыставки «Дорогие нашему сердцу» поможет стать нам наблюдательными и отзывчивыми.
Участвуя в акции «Бабушкины помощники», мы станем милосердными, трудолюбивыми, добрыми.
Наше доброе отношение к бабушкам покажет выставка рисунков «Моя любимая бабуля».
Работа с цитатами из текста пополнит словарный запас учащихся.
2 часть
Знакомство с содержанием рассказа проходило в классной комнате. Рассказ нам прочитала Анна Юрьевна. В классе была очень тихо. Не только у девочек, даже у мальчиков глаза блестели от слёз. Эта история затронула всех. (Приложение №1).
Несколько сцен, показанных ребятами, доказали, что к бабушке относились в семье несправедливо, равнодушно, жестоко, хотя она выполняла большую работу по дому. (Приложение №2)
Для дальнейшей работы было важно, чтобы ребята не только эмоционально воспринимали этот рассказ, но и хорошо знали содержание. Для тех, кому не хватило библиотечных книг, текст распечатали. Дома каждый из нас повторно внимательно прочёл произведение. (Приложение №3).
В следующий раз мы работали в группах. Каждый из нас, используя условные обозначения, создал модель обложки данного рассказа. Были отмечены жанр, тема произведения. Мы записали фамилию автора, название рассказа и указали главных героев. (Приложение №4). Большое внимание уделили характеристике главных героев произведения. Каждая группа выбрала своего героя (бабка, Борька, родители) и из одинакового набора слов, характеризующих человека, отобрала те черты, которые наиболее точно описывают того или иного героя. (Приложение №5). При описании родителей, были использованы такие слова как грубые, равнодушные, невнимательные, бессердечные, жестокие. Борька очень похож на родителей — невнимательный, невоспитанный, грубый, неласковый. Ребята сразу же обратили внимание на то, что родители были очень неуважительны к пожилому человеку, поэтому и Борька так себя вел, глядя на взрослых. Мальчишка даже не сразу понял, что так к людям относиться нельзя. И совершенно другим человеком мы видим бабку-добрая, заботливая, терпеливая, мудрая, справедливая.
Обсуждая содержание произведения, ребята отвечали на мои вопросы, приводили примеры из текста. В процессе проделанной работы дали оценку поведения, условиям жизни каждого члена семьи.
Что же мы выяснили?
Главная героиня рассказа — старая женщина, которую в семье все пренебрежительно называли бабка. Она была широкой, тучной, с мягким певучим голосом, в старой вязаной кофте. Зять часто произносил, что бабка зажилась на этом свете, дочь молчала, Борька грубил. Бабушка в семье была лишним человеком. Но при всём том, бабка вставала раньше всех, готовила завтрак, сытно всех кормила, Борьку перехватывала на лестнице, на дорожку давала конфетку, яблочко. Мальчишка был груб с ней, доводил до слез, а она выговаривала для него новый портфель.[1.371] Старость у бабки была горькой. Спала бабушка на сундуке, ей было очень неудобно, всю ночь ворочалась, вздыхала. Это никого не волновало, для всех она была никому не нужной. Все заботы по дому взвалила на себя. Вот только благодарности, понимания, уважения со стороны домашних не получала.
Уважительное отношение к пожилому человеку проявлялось только тогда, когда в дом приходили гости. Бабушку усаживали за стол, родители подавали тарелки. Но, после того, как гости уходили, бабке доставалось еще больше.
Несмотря ни на что, бабушка была доброжелательным человеком, мягко, по — доброму обращалась ко всем членам семьи.
К зятю: Да вот они, Петруша, на самом виду. [1. 370]
К Борьке: Вставай, батюшка мой, в школу пора! [1.369] Верно, верно, Борюшка. [1.372]
Но в семье не ценили, не уважали старого человека. Обращались грубо, жестоко:
Зять : -Всю квартиру заполонили![1.369] Зажилась на белом свете, в инвалидном доме ей место.[1.369] А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них.[1.370]
Дочь: Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем- нибудь и назад не дождешься.[1.376]
Борька: Иди ты, бабка! [1.369] Бабка, поесть![1.371] Бабка, не мешай![1.373]
Приход товарища Борьки оказывает влияние на отношение мальчика к пожилому человеку. Мальчик становится внимательнее к бабушке. Продолжает учить ее грамоте, внимательно вглядывается в ее лицо, старается больше узнать о ее жизни. Он начинает задумываться, а как же живется бабке?
-Обижаем мы тебя?[1.374]
-Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех. [1.374]
Вот погодите, будете старыми, я вам покажу![1.376]
Но слишком поздно Борька понимает, как он любил свою бабку. Не успел ей этого сказать. Не успел оценить ее любовь к нему, ее доброту. Вину свою перед бабушкой он осознал только тогда, когда ее уже не стало. Держа в руках любовно приготовленный бабкой пакетик леденцов, он понимает «Не придет утром бабка!».[1.378]
Анализируя этот рассказ, мы увидели яркий пример того, как нельзя относиться к старшим людям. А как нужно? Для ответа на этот вопрос была проведена работа в группах.
В процессе исследования, из предложенных слов были выбраны те, с которыми можно смело идти по жизни: любовь, честность, ласка, доброта, вежливость, правдивость, забота, сердечность, дружба.
Отметили, что такие качества характера, как: злоба, грубость, равнодушие, ненависть, враньё, лживость, бессердечие, черствость, жестокость, будут только мешать нам и нашим близким жить счастливо. (Приложение №6).
Затем мы обсудили с ребятами, как же нужно вести себя по отношению к пожилым людям, чтобы не повторить ошибок героя рассказа В. Осеевой. И для самих себя мы установили правила «Уважительного отношения к старшим». Договорились, что не только запишем их в памятку, но и обязательно будем соблюдать. (Приложение№7):
Работа с текстом данного произведения пополняет наш словарный запас, расширяет кругозор, развивает внимание. Несмотря на то, что бабка была неграмотная ( даже не знала букв), ее речь была мудрой, понятной, красивой. Она к месту употребляла в речи прибаутки, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Именно изучению мудрых высказываний главной героини рассказа был посвящен следующий этап нашего исследования.
Каждая группа, работая с текстом, выбирала цитаты, которые произносила бабушка. Мы выбирали из текста выражения и старались объяснить значение каждого высказывания. В процессе работы обращались за помощью к учителю, работали со словарями. (Приложение №8).
Во время исследования мы с ребятами сделали важный для себя вывод, что бабушек нужно любить, беречь, помогать им и радоваться каждому мигу общения с ними. Поэтому заключительным этапом нашего исследования стали организация фотовыставки «Дорогие нашему сердцу» (Приложение №9) и выставка рисунков «Моя любимая бабуля» (Приложение №10). Работая над оформлением выставки, ребята проявили трепетную любовь и нежность к своим бабушкам.
В завершении нашей исследовательской деятельности мы объявили в классе начало, надеюсь, очень долгосрочной акции «Бабушкины помощники». (Приложение №11)
Заключение
Работа с этой удивительной историей о старости и несправедливости жизни, прежде всего, укрепила добрые взаимоотношения не только между внуками и бабушками, но и родителями и детьми нашего класса. Мы научились быть ответственными за себя и за членов своей семьи, совершать лишь добрые поступки. Яркий образ главной героини рассказа не только показал, как нельзя относиться к людям преклонного возраста, но и будет нам напоминать о необходимости уважительного отношения к старшим.
Работая с произведением Валентины Осеевой, мы пришли к выводу: о чём бы ни рассказывал писатель в своей книге, он говорит о человеке, его переживаниях. В процессе исследования обогатился наш словарный запас, расширился кругозор.
Работа в рамках данного проекта отвлекла нас от долгого сидения у телевизоров, компьютеров, телефонов.
Считаю, что необходимо отметить и тот факт, что у многих ребят появилось желание читать книги о сверстниках, о их взаимоотношениях не только между собой, но и со взрослыми. Задумываясь над поступками литературных героев, мы учимся понимать друг друга, быть чуткими и внимательными к окружающим, особенно к старшему поколению. Читая книги, мы можем вырасти добрыми, чуткими и умными людьми.
Каждый из нас сделал очень важный вывод: «Нельзя опаздывать, чтобы не жалеть потом. Нужно спешить делать добрые дела!» Мы решили жить, придерживаясь правил «Уважительного отношения к старшим», которые составили сами для себя.
Я бы советовала внимательно прочесть этот рассказ не только детям, но и взрослым. Ведь именно от поведения взрослых, как мы увидели в данном произведении, зависит то, какими вырастут их дети. Если они с малых будут видеть перед собой дурной пример грубого и неуважительного обращения с пожилыми, они вырастут такими же неблагодарными и немилосердными людьми по отношению, прежде всего, к своим собственным родителям.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Список использованной литературы
- В. Осеева. Рассказы, сказки, стихи.- М. Издательство «Детская литература», 1988.
- Бесплатная электронная библиотека Royallib https://royallib.com/ (текст рассказа В. Осеевой «Бабка»)
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение Методическое пособие 1 класс ФГОС.- М. «Вентана-Граф», 2014 г. (рекомендации по оформлению модели обложки литературного произведения)
- А.А. Семенюк, М.А. Матюшина «Школьный толковый словарь русского языка».- М. «Просвещение», 2001 г.
- Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь».- М. Издательство «Олма Медиа Групп», 2012 г.
- С. Максимов «Крылатые слова»,-«Русский купец» и «Братья Славяне» из Нижнего Новгорода, 1994 г.
- В.М. Мокиенко «Почему мы так говорим?- М. Издательство «Олма Медиа Групп», 2011 г.