«Я настоящий в своих произведениях» Леонид Андреев
Биография, безусловно, влияет на внутренний мир, мировоззрение и нравственные принципы любого автора. Но куда важнее раскрыть идеи и взгляды писателя через его творчество. Произведения расскажут больше, нежели любое, пусть и любопытное, скандальное пятно из жизни. Леонид Николаевич Андреев знал толк в человеческой психологии. Даже в самом маленьком рассказе можно обнаружить хитро сплетенную паутину, где нити — человеческие страсти.
Все произведения Андреева обладают огромной очистительной силой. Редкий автор может довести читателя до катарсиса. В творческом арсенале Леонида Николаевича совершенно точно найдется что-то, что затронет именно вас.
Содержание:
- 1 Анализ рассказа Андреева «Баргамот и Гараська»
- 2 Анализ рассказа Андреева «Валя»
- 3 Анализ рассказа Андреева «Цветок под ногой»
- 4 Анализ рассказа Андреева «Бездна»
Анализ рассказа Андреева «Баргамот и Гараська»
Главными героями в его произведениях, как правило, выступают обычные люди. Например, один из знаменитых рассказов «Баргамот и Гараська» посвящен идее высшего гуманизма. Рассказ о человечности и взаимовыручке. О том, как важно в каждом человеке видеть человека независимо от его пороков. Мы являемся пленники стереотипов, для нас пьяница — не человек вовсе, а «прореха на теле человеческом». Мы редко проявляем интерес к проблемам другого, живем по общему принципу разумного эгоизма и беспокоимся только «о своей рубашке». А Леонид Андреев с помощью этого текста пытается прокричать и донести одну из главных заповедей Бога: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Герои рассказа «Баргамот и Гараська» имели реальных прототипов. Автор использует и прием «говорящих фамилий». Фамилия городового Баргамотов характеризует его внешний облик, как и прозвище (бергамот — один из наиболее распространенных сортов груш в России).
Генезис этого произведения возник из предложения секретаря редакции М. Д. Новикова написать пасхальный рассказ для газеты «Курьер». «Баргамот и Гараська» растрогал и восхитил М. Горького, который сразу же после прочтения рассказа, написал В. С. Миролюбову, издателю «журнала для всех»:
«…вот вы бы поимели в виду этого Леонида! Хорошая у него душа, у черта! Я его, к сожалению, не знаю, а то бы тоже к вам направил»
Благодаря будущим рекомендациям М. Горького заключительный эпизод утреннего чаепития и поступления Гараськи на службу к Баргамоту был вырезан. Получился открытый финал, что добавило рассказу недосказанности и таинственности.
Мастерски Андреев овладел приемом реалистов – детализацией.
«Маленькая, покосившаяся хибарка, в которой обитал Баргамот…и которая с трудом вмещала его грузное тело, трясясь от дряхлости и страха за свое существование, когда Баргамот ворочался»
Особое внимание Андреев в своих произведения уделяет портретам. Они чаще всего имеют вид коротких набросков, отличающихся колкостью и меткостью. Так, например, очень ярко, с особой точностью, обрисован Гараська: «физиономия хранила на себе вещественные знаки вещественных отношений к алкоголю и кулаку ближнего»; «невыносимо дрожат эти заскорузлые пальцы с большими грязными ногтями».
Поэтический язык Леонида Николаевича неподражаем и имеет свои уникальные отличительные черты. Эпитет — нечастый гость в текстах автора, а вот сравнение является излюбленным приемом Андреева: «не человек, а язва»; «упал лицом на землю и завыл, как бабы воют по покойнике». Встречается и метафора: «В голове Гараськи блеснула соблазнительная мысль – навострить от Баргамота лыжи, но хоть голова его и прояснела от необыкновенного положения, зато лыжи находились в самом дурном состоянии».
Леонид Андреев удивительно легко может описать, как психологию взрослого запутавшегося человека, так и маленького ребенка. Ему запросто удается поставить себя на место маленького человека и описать весь вихрь его уже «недетских переживаний». У писателя есть несколько рассказов, написанных от лица ребенка.
Анализ рассказа Андреева «Валя»
Рассказ «Валя» (изначально заглавие было «Мать. Из мира детей») повествует о сложной детской психологии, о взрослении, о взаимопонимании. «Мать не та, что родила, а та, что вырастила» — глубокая мысль, которую доносит автор через характер маленького мальчика. А также идея неотвратимости судьбы и необходимости смирения перед лицом безысходности. Особый интерес представляет образ ребенка. Любопытен тот факт, что когда Андреев создавал характер и описание Вали, использовал в качестве прообраза свои детские фотографии. Автор охотно примерил на себя образ мальчика, сумел проникнуть в мысли, которые, возможно, таились в его собственной душе, когда он был ребенком.
Валя имел «общий вид строгой серьезности», рассудительный ребенок, не играющий с другими детьми, его лучший друг – книга. Он чутко реагирует на изменения атмосферы внутри семьи.
История, которую изобразил Л. Н. Андреев, до боли знакома многим. Обыденный сюжет, пропущенный через необычайно чувствительную психику автора, приобретает необычные черты, характерные детали.
Произведения Андреева «цепкие». Он хватает читателя за душу своей неординарностью, умением превратить простой сюжет в нечто глубокое, даже философское. Особое внимание стоит обратить на его язык и фигуры речи. Сравнения преобладают в тексте: «женщина окинула его взглядом, который словно фотографирует человека»; «она тотчас ушла в себя и потемнела, как потайной фонарь, в котором внезапно задвинули крышку»; «острый, как нож, смех»; «лицо мальчика было такое же белое, как те подушки, на которых он спал». Более того, мальчик на протяжении всего рассказа сравнивает маму с «бедной русалочкой» из сказок Х. К. Андерсена.
Невозможно не обратить внимание и на яркую цветопись в текстах Андреева: «багровая пляска при свете факелов»; «огненные языки в красных облаках дыма»; «человеческая кровь и мертвые белые головы с черными бородами», «розовая лысина».
Анализ рассказа Андреева «Цветок под ногой»
В другом рассказе «цветок под ногой» автор пишет от лица 6-его Юры. Произведение об ошибках и невнимательности взрослых. Юрочка не может не любить маму, для которой гости важнее сына, которая спешит на свидание с возлюбленным втайне от отца. Мальчик становится свидетелем ее безрассудств, но молчит. Ребенок многого еще не понимает, но уже инстинктивно ощущает, как правильно и должно поступить. Дети всегда чувствуют напряжение между родителями. Юрочка, словно цветок, который никто на именинах не замечает. Он под ногою матери. А все, что под ногою, часто мешает. Он по детской внимательности обращает внимание на каждую пылинку этого огромного таинственного мира, в то время, как он сам едва заметен на фоне родительских проблем.
В данном произведении Андреев использует такой троп, как олицетворение: «страшно становилось за судьбу праздника»; «день бежал так быстро, как кошка от собаки» (оно же и сравнение); «всюду легла ночь, заползала в кусты».
Присутствует и звукопись:
«звуки все сразу били в него, рычали, гремели, ползали, как мурашки по ногам».
Анализ рассказа Андреева «Бездна»
Совершенно иного сорта рассказ Андреева «Бездна». Внутренний конфликт главного героя Немовецкого привел к внешнему конфликту среди писателей. Этот рассказ по праву считается самым скандальным и эпатажным во всем творчестве автора. «Читают взасос,- писал Андреев М. Горькому – номер из рук в руки передают, но ругают! Ах, как ругают». Многие сравнивали Андреева с Мопассаном: «создал в погоне за оригинальностью «образцовую гнусность», произвел выстрел по человеческой природе».
Главной задачей автора было изображение подлецки-благородной человеческой природы. Идею рассказа Леонид Николаевич объяснил так: «Можно быть идеалистом, верить в человека и конечное торжество добра, и с полным отрицанием относиться к тому современному духовному существу без перьев, которое овладело только внешними формами культуры, а по существу в значительной доле своих инстинктов и побуждений остался животным…пусть ваша любовь будет также чиста, как и ваши речи о ней, престаньте травить человека и немилосердно травите зверя».
Л. Н. Толстой негативно отзывался почти обо всей прозе Леонида Андреева, но читал каждое новое его произведение. Лев Николаевич и его жена пришли в ужас, когда прочитали «Бездну», в связи с чем и последовала очередная критическая волна. Вот что написал Андреев по этому поводу критику А. А. Измайлову:
«Читали, конечно, как обругал меня Толстой за «Бездну»? Напрасно это он – «Бездна» родная дочь его «Крейцеровой сонаты», хоть о побочная…Вообще попадает мне за «Бездну»,- а мне она нравится».
Ход за ходом, мысль за мыслью автор ведет нас к эпатирующему финалу. Нагнетание обстановки идет на протяжении всего произведения через подробные описания природы (если автор описывает природу, значит он, скорее всего, стремится к проведению параллельной связи с человеческой душой). А также благодаря четким характеристикам, например, описание глаз одного из насильников: «возле самого лица встретил страшные глаза. Они были так близко, точно он смотрел на них сквозь увеличительное стекло и ясно различал красные жилки на белке и желтоватый гной на ресницах».
В данном рассказе цветопись играет не последнюю роль: «красным раскаленным углем пылало солнце»; «красный закат выхватил высокий ствол сосны»; «багровым налетом покрылась впереди дорога»; «золотисто-красным ореолом светились волосы девушки»; «вспоминали чистых, как белые лилии, девушек» (еще с давних времен цветок лилии считается символом чистоты и невинности).
Корней Чуковский в своих публицистических работах, посвящённых творчеству Леонида Андреева, особое внимание обратил на кричащие образные заголовки и на цветопись. У Андреева преобладают черные, красные и белые оттенки. Мы часто даже и не обращаем внимания на это в тексте, но подсознание работает за нас. Так, например, черный почти всегда ассоциируется с чем-то темным и даже траурным. Красный также вызывает, как правило, паническое настроение, ибо сразу возникает образ крови. Белый, наоборот, вызывает положительные эмоции, поскольку ассоциируется с чем-то светлым и чистым. Цветопись помогает Леониду Андрееву нажимать на нужные струны читательской души, выдавливая тоску, скорбь и меланхолию. А также благодаря игре с цветом автору удается полностью реализовать в тексте прием антитезы.
«И, главное, как удивительно! — в каждую данную минуту мир окрашен у него одной краской, только одной, и когда он пишет о молоке – весь мир у него молочный, а когда о шоколаде, — весь мир шоколадный, — и шоколадное солнце с шоколадного неба освещает шоколадных людей, — о, дайте ему любую тему, и она станет его воздухом, его стихией, его космосом»
Добрую часть своих произведений Леонид Николаевич написал ночью, за что его прозвали «певцом сумерек ночных». Многие критики из-за некоторой схожести тем и декадентского настроения сравнивают Андреева с Эдгаром По, с этой «планетой без орбит», но уже на сегодняшний день ясно видно, что это слишком поверхностное сравнение.
Тематика произведений Андреева очень разнообразна. Кажется, любая тема ему по плечу: война, голод, мысль, смерть, вера, добро, власть и свобода. «Такова психология афишного гения: он меняет свои темы, как Дон-Жуан – женщин, но всякой он отдается до конца».
Шекспир сказал: «весь мир театр…», Андреев напишет: «весь мир тюрьма» («Мои записки»), «весь мир сумасшедший дом» («Призраки»). У Леонида Николаевича каждое произведение – это отдельный мир.
Леонид Николаевич Андреев один из самых интересных и необычных авторов. Он хорошо разбирался в человеческой психологии и знал не понаслышке, что такое «диалектика души». К нему относились по-разному его современники: кто-то просто не понимал, другие недолюбливали. А. А. Блок 29 октября 1919 г. в «Памяти Леониду Андрееву» напишет:
«Знаю о нем хорошо одно, что главный Леонид Андреев, что жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен в провал черного окна, которое выходит в сторону островов и Финляндии, в сырую ночь, в осенний ливень, который мы с ним любили одной любовью. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске — смерть».
Троцкий же напишет:
«Андреев – реалист. Но его правда – не правда конкретного протоколизма, а правда психологическая. Андреев, употребляя выражение старой критики, «историограф души» и притом души преимущественно в моменты острых кризисов, когда обычное становится чудесным, а чудесное выступает, как обычное…».
Первая часть публикации Биография Леонида Андреева
Автор: Изабелла Чертовских
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ рассказа Баргамот и Гараська
Сочинение Анализ рассказа Баргамот и Гараська Андреева
Произведение повествует о людских стереотипах и проявлении человеческих чувств, которое может помочь человеку измениться.
Действие рассказа Леонида Андреева происходит перед Пасхой, но это не обычная святочная история. Как и в бесчисленных произведениях этого жанра, эта история имеет счастливый конец. Если обычно авторы святочных рассказов показывают внешние изменения, то здесь упор делается на перемены в душе человека.
Гараська – обычный пьяница, нигде не работающий и непонятно на что живущий. Вслед за окружающими он махнул на себя рукой.
Городовой Баргамот, который на Пасху должен нести службу, проникается сочувствием к пьянице, ведет его к себе домой и сажает за праздничный стол. Полицейский и его жена уважительно обращаются со своим гостем, видя в нем не забулдыгу, а человека. Супруга Баргамота даже называет гостя по имени отчеству, от чего тот давно отвык.
Подобное отношение сначала вызывает недоверие Гараськи и он пытается сбежать от блюстителя порядка, так как он тоже во власти стереотипов. Пьяница стал заложником своей репутации и перенял негативное отношение к себе. Ему сложно перестроиться и начать думать по-другому.
Баргамот показан тоже обычным человеком. Это не «ангел во плоти», а просто исполнительный служака, не склонный к проявлениям особого гуманизма. В большинстве случаев он руководствовался должностными инструкциями, мог применять физическую силу по отношению к задержанным и своей жене. Однако праздничное настроение и его заставило выйти из наезженной колеи. Благодаря празднику, городовой посмотрел на пьяного опустившегося человека под другим углом, увидел в нем брата.
Теплый прием, оказанный Гараське в гостях у того, кто обычно выступал по отношению к нему – мелкому правонарушителю, в роли угрозы и наказания, также разрушил его стереотипы. Пьянице стало стыдно за неопрятный внешний вид, и он посмотрел на себя под другим углом.
Баргамот сделал значительно большее для своего гостя, чем просто накормил. Он побудил Гараську пересмотреть свою жизнь и попытаться ее изменить. Леонид Андреев в своем рассказе показывает, что необходимо стремиться в каждом видеть именно человека, а не функцию, которую он исполняет.
Сочинение 2
Повествование произведения посвящено описанию встречи двух противоположных людей, которые благодаря судьбе обретают истинное понимание жизненного смысла.
Основными персонажами рассказа являются Герасим Андреевич, представленный писателем в образе вечно пьяного, побитого, опустившегося человека, именуемого Гараськой, отличающего использованием нецензурной лексики, и Баргамот, изображенный в произведении как большой, грузный мужчина, служащий городовым, проживающий с семейством в небольшой полуразрушенной хибаре.
Сюжетная композиция выстраивается о случайной встрече напившегося в пасхальную ночь Гараськи и Баргамота, заступившего в христианский праздник для несения государственной службы. Увидев уличного пьянчужку, Баргомот поначалу переживает, что всю ночь ему придется возиться в околотке с грязным мужиком, но затем начинает испытывать к несчастному сострадание и жалость, и решает привести его к себе в халупу с целью накормить бедолагу.
Гараська встречает в доме случайного незнакомца доброжелательность, гостеприимство и уважением со стороны домочадцев Баргамота, в том числе и жены хозяина дома, называющей Гараську по имени, отчеству, в душе мужичонки, накормленного и сидящего в теплом доме, проявляется стыд и смущение из-за своего непотребного вида и нетрезвого состояния.
Общаясь с приветливыми людьми, Герасим Андреевич осознает, что также, как и они, является человеком и вне зависимости от обстоятельств, заставивших его опуститься на дно жизни, он не может быть изгоем общества.
Повествуя об искреннем, теплом, лишенном презрения отношению к первому встречному со стороны простой, русской семьи, писатель раскрывает в рассказе извечные проблемы человечества, выражающиеся в проявлении гуманизма, взаимовыручки, милосердия. В произведении талантливо используется применение излюбленных авторских художественных приемов в виде эпитетов, сравнений, метафор, отличающихся неподражаемостью и уникальностью. Кроме того, автор уделяет немалое внимание портретному изображению героев рассказа, которые описываются в форме короткого наброска с использованием оттенков колкости и меткости.
Писатель оставляет финал рассказа открытым, тем самым добавляя в произведении недосказанность и таинственность, предоставляя читателям право самим определять дальнейшую судьбу своих героев.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Баргамот и Гараська
Популярные сегодня темы
- Анализ повести Булгакова Собачье сердце 11 класс
Произведение «Собачье сердце» написано в жанре сатирической фантастики. Булгаков в своей повести описывает реальных москвичей тридцатых годов XX века. Вечное противостояние великих умов,
- Характеристика и образ Марьи Антоновны в комедии Ревизор Гоголя сочинение
Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская – одна из главных героинь комедии Н. В. Гоголя. Красивая девушка восемнадцати лет.
- Сочинение Франт в рассказе Старый гений Лескова
Франт – мужчина средних лет, скверного характера, который ни о чём, кроме собственной выгоды не думает. Его не волнует состояние окружающих, ему также безразличны их переживания
- План рассказа Кабан Чарушина 4 класс
Герой любил рисовать в зоопарке. Особенно рано утром, когда мог остаться один на один с животными и никто не стоял над душой. Олень марал, он же и Серёжка. Сейчас у него меняются рога, как и у всех оленей каждый год.
- Характеристика и образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Свой роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал под впечатлением от «Фауста» Гёте, который его сильно поразил. Даже имя главной героини, – Маргарита, является полным именем от европейского сокращения Гретхен – героине и возлюбленной Фауста
- Сочинения
- По литературе
- Андреев
- Анализ рассказа Андреева Баргамот и Гараська
Анализ рассказа Андреева Баргамот и Гараська
В данном рассказе Леонид Николаевич описывает историю обычных людей. Андреев раскрывает проблему человеческой жестокости и неприязни к людям. В рассказе есть такой персонаж как Гараська, который постоянно пьяный и выкрикивающий нецензурную брань. Никто никогда не видел его работающим, и для всех было загадкой, где же он берет деньги на питание. Относились к нему не очень, даже думали что он ворует и поэтому били не доказав вины Гараськи. Для остальных Гараська не человек, а недоразумение. Андреев описал, что даже у такого человека как Гараська есть чувства. В рассказе описывается канун Пасхи, когда все стоят службу в церкви и сидят за праздничным столом.
В рассказе описывается еще один персонаж это Баргамот, он работает городовым. Андреев его описывает как большого человека, у которого даже хибара, в которой он живет очень маленькая. Баргамоту выпадает стоять на своем посту как раз в ночь перед Пасхой и ему это не совсем нравилось. Ведь люди, которые будут праздновать, многих придется пьяными вести в участок. Он же должен поддерживать порядок на улице, а не сидеть за праздничным столом в кругу своей семьи.
Андреев пишет, что каждый человек переживает лишь о себе и ему все равно, что происходит у окружающих людей. Такой персонаж как Гараська был потерянным человеком, и никто не имел до него дела. Он шатался по улицам пьяным и часто устраивал дебоши, но никто не побеспокоился о том, почему так происходит в его жизни.
Леонид Николаевич говорит, что в ночь перед Пасхой встречаются Баргамот и Гараська. Уличный пьяница появился внезапно, и Баргамот уж было подумал о том, что ему придется возиться с ним всю ночь. Подойдя к Гараське, он изменил свое мнение и решил, что отведет его к себе домой и накормит. Вначале Гараська даже предпринимает слабые попытки сбежать от городового, но у него это не получается.
Приведя его, домой жена Баргамота очень удивляется такому гостю, но решает отнестись гостю со всем уважение. В этот момент пьяница будто трезвеет и видит, что его руки и одежда грязные и ему становится стыдно, хотя до этого момента ему совсем не было никакого дела. За столом в теплой хате Гараська понимает что он все еще человек и возможно единственный раз не чувствует себя изгоем общества.
Ему становится в один момент обидно за себя, а в другой он не чувствует к себе презрения со стороны семьи городового. Жена городового Марья даже называет его по имени отчеству Герасимом Андреичем, чем вызывает слезы у уличного пьяницы. Она его успокаивает, и он ей рассказывает, что к нему никто так уважительно давно не относился. Андреев в рассказе пишет о том, что каждый человек может оступиться в жизни, но нельзя к нему относиться как к изгою.
Анализ рассказа Андреева Баргамот и Гараська
Несколько интересных сочинений
- Образ Иудушки Головлева в романе Господа Головлевы Салтыкова-Щедринаи его характеристика сочинение
Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.
- Сочинение по картине Ромадина Село Хмелевка 9 класс (описание)
Картина была написана Ромадиным в 1944 году в Поволжье. Перед нами предстает деревушка с говорящим названием Хмелевка, будто сокрытая Господом Богов в этом уединенном и невидимом для глаз месте
- Сочинение на тему Чудеса природы рассуждение
Большинство людей живут, не замечая сколько прекрасных вещей нас окружает. Нужно обладать особыми качествами, чтобы видеть красоту в простых вещах. Если вам сложно разглядеть чудо, просто оглянитесь вокруг, большинство чудес предоставляет нам природа.
- Сочинение на тему Доверие. Что это такое рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭ
Доверяй, но проверяй – так гласит народная пословица. Речь идет об общем наиболее целесообразном отношении к другим людям, то есть нужно в целом выражать определенное положительное отношение
- Придумать сказку про рыбу-кит 4 класс (сочинить сказку)
Жил в Ледовитом океане то ли Рыба, то ли Кит, в общем, добрый Рыба-Кит. Жил хорошо, плавал на просторе, отдыхал на льдинах, смотрел представления морских котиков. На льдинах котикам было скучно и холодно, и они устраивали цирковые представления
Урок литературы в 7 классе.
Михайленко В.Г.,
учитель русского языка
и литературы
Л.Н.Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа.
Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.
Задачи:
— выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;
— развивать умение анализировать текст, формулировать вопросы на основе прочитанного; развивать оценку и самооценку учащихся;
— корректировать умение учащихся сравнивать героев, объяснять причины и особенности их поведения;
— воспитывать лучшие человеческие качества у учащихся на примере рассказа.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: смешанный.
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
Используемые технологии: ТРКМ (стратегии «Верные/ неверные утверждения», «Понятийное колесо», «Чтение в парах», «Тонкие и толстые вопросы», «Диаманта»)
Ход урока
I. Вызов
Добрый день. Запишите, пожалуйста, число и тему урока: «Л.Н.Андреев. «Баргамот и Гараська». Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа».
Сегодня в течение урока вы будете работать в парах и оценивать себя и своего соседа по парте по 5-бальной шкале, занося оценку и самооценку в оценочный лист за каждый вид работы в течение урока, который я прошу вас оценить. В конце урока вы сможете вывести итоговую оценку своей деятельности и деятельности соседа, среднее арифметическое которых и будет вашей итоговой отметкой. Впишите в оценочные листы свои имена.
(раздаются оценочные листы)
Исходя из темы, подумайте: о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
/ответы учащихся/
1. Верные/ неверные утверждения.
Но прежде, чем мы с вами будем говорить о произведении, я хочу, чтобы вы самостоятельно выполнили проверочную работу, которая покажет, насколько хорошо вы знаете текст. Но сначала я прошу вас в оценочный лист в строчку «Проверочная работа» в колонке «Самооценка» поставить отметку, на которую, как вы считаете, вы знаете содержание рассказа.
/ставят прогнозируемую самооценку/
У каждого из вас лист с проверочной работой, в котором в пустую колонку нужно поставить «+», если утверждение верное, и «-», если неверное. Время на выполнение – 5 минут.
/учащиеся выполняют задание/
А теперь – взаимопроверка с помощью ключа на экране и нормы оценивания.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|||
№ п/п |
Ответ |
№ п/п |
Ответ |
|
1 |
+ |
1 |
— |
|
2 |
— |
2 |
+ |
|
3 |
+ |
3 |
+ |
|
4 |
— |
4 |
+ |
|
5 |
+ |
5 |
— |
|
6 |
— |
6 |
+ |
|
7 |
+ |
7 |
— |
|
8 |
+ |
8 |
+ |
|
9 |
— |
9 |
— |
|
10 |
+ |
10 |
— |
|
11 |
+ |
11 |
+ |
|
12 |
— |
12 |
+ |
|
13 |
+ |
13 |
+ |
Нормы оценки
Количество правильных ответов |
Отметка |
0 – 6 |
«2» |
7 – 9 |
«3» |
10 – 11 |
«4» |
12 – 13 |
«5» |
2. Какие слова в теме урока вы считаете самыми важными и почему?
/Нравственные идеи рассказа/
Психологический словарь дает такое определение слову «нравственность»: «Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра».
Исходя из этого определения, уточните тему урока и поясните, на что конкретно мы сегодня сделаем основной акцент на уроке?
/ответы учащихся/
3. Прежде, чем мы перейдем к анализу рассказа «Баргамот и Гараська», послушайте одну китайскую притчу и подумайте: какова главная мысль притчи, чему она учит нас? Чтобы вам было легче ее воспринимать, я раздам вам тексты с притчей. (раздаются)
Притча «Сад Мудреца»
В одном тибетском монастыре жил молодой монах. День и ночь он прилежно следовал строгим правилам монастырской жизни. Но со временем стал замечать, что не все послушники храма были так же добросовестны и честны в служении Богу. Одни проявляли гнев, другие обманывали друг друга, третьи были ленивы, а четвертые — очень эгоистичны. Он никак не мог понять, почему братья, отдавшие себя служению Всевышнему, так беспечны? С этими мыслями юноша отправился к Мудрецу.
Мудрец спокойно выслушал монаха и предложил ему прогуляться по саду, где было множество цветов. Старец рассказывал о чудесных растениях, как о дорогих сердцу людях.
— Посмотри на Розу, она так нежна, так красива! Посмотри, как трогательно дрожат росинки на её бархатных лепестках! Каждое утро, встречая наступающий день, Роза дарит всем своё благоухание, не ожидая восхищения.
— А здесь живёт Жасмин. Его белоснежные цветы источают тонкий аромат. Его называют Царём ночи. Жасмин — символ благородства и бесстрашия. Побудь с ним минутку, все страхи и тревоги сразу уйдут.
— Это — Лилия, любимый цветок королей. Подаренная лилия, была знаком высочайшего почитания и уважения. Она олицетворяет чистоту, мудрость, величие и целомудрие.
— Нежная Ромашка, заботлива, как матушка. Она способна излечить множество болезней. Тиха, скромна, добра, а сколько света в ней!
— Приглядись, видишь, в траве Незабудка. Как же радостно она сияет своими голубыми глазками! Крошечный цветок наполнен искренностью доброго сердца. Он, будто кусочек неба. Это цветок верности.
— Удивлён? Да, ты не ошибся, это — Кактус. И ему нашлось место в моём саду. Угрюмый, но такой нужный. Он годен на корм животным. А ещё он очень красиво цветёт. Целую ночь его цветы распространяют медовый аромат. Если захотеть, и с Кактусом можно подружиться.
Монах начинал понимать, зачем Мудрец повёл его в сад цветов. Старец, будто «услышал» его мысли.
— Цветы украшают Землю. Они, как люди: у каждого своя особенность, своя жизнь, СВОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. Все люди — Цветы Жизни. И каждый из них наполнен своим, особым ароматом. У всех разные имена и формы. Только дети не всегда это чувствуют: одни послушны, а другие нет. Не суди их строго, пойми: каждый по-своему хорош и красив. Надо только это уметь разглядеть!
— Какова главная мысль притчи? Почему вы так считаете?
— Чему учит нас притча? (Все люди разные, но относиться ко всем нужно с уважением, ибо у каждого человека есть свои достоинства, надо их разглядеть.)
II. Осмысление
1. Итак, вернемся к теме урока. Назовите главных героев рассказа.
/называют/
2. Давайте вместе попробуем по прозвищам героев составить портрет каждого из них. (Ассоциативное колесо «Баргамот», «Гараська»).
3. А теперь давайте посмотрим, насколько наши впечатления о герое по его прозвищу оправдались.
«Чтение в парах» (7 мин.)
Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. 1-вариант получает портретное описание Баргамота, а 2–й вариант – Гараськи. Сначала 1-й вариант вполголоса читает описание своего героя 2-му варианту и задает по нему 2 вопроса соседу, а затем то же самое делает 2-й вариант со своим героем.
/читают, задают вопросы/
Поставьте отметку себе и друг другу в оценочные листы.
/ставят/
Физминутка
4. Беседа.
— Как люди относятся к Гараське?
— Заслужил ли Гараська такого отношения?
«Скорее да, чем нет. Ведь он сам превратил себя в такого человека»
— Итак, Баргамот тоскует от того, что придётся тащить этого пьянчужку в участок. И в это время происходит между ним и Гараськой диалог о Пасхе. Прочтите. (стр.301)
— А что происходит дальше?
«Гараська не успел показать предмета, который нёс с осторожностью в кармане».
— А что он нёс и для чего? (Яичко. Похристосоваться хотел)
Обычно задиристый, сквернословящий, язвительный Гараська хотел подарить крашеное яичко всегдашнему врагу Баргамоту.
— А как после этого меняется поведение Барагамота?
«В душе Баргамота, который только что досадовал на пьяницу, просыпается стыд и жалость — чувство, которое ему самому трудно в себе осознать. Он вдруг представил, как мраморное яичко, которое он берёг для сына, разбилось, и как ему, Баргамоту, было бы жаль. Гараська был жалок ему, «как брат родной, кровно своим же братом обиженный». И уже не обижается Баргамот, а зовёт к себе домой разговляться»
— Скажите, а какое полное имя у Баргамота?
(Иван Акиндиныч Бергамотов)
— А как зовут Гараську?
(Герасим Андреевич)
— Послушайте фрагмент рассказа и ответьте на вопрос: Почему Гараська жалобно завыл?
«– Кушайте, кушайте, – потчует Марья. – Герасим… как звать вас по батюшке?
– Андреич.
– Кушайте, Герасим Андреич.
Гараська старается проглотить, давится и, бросив ложку, падает головой на стол прямо на сальное пятно, только что им произведенное. Из груди его вырывается снова тот жалобный и грубый вой, который так смутил Баргамота. Денники, уже переставшие было обращать внимание на гостя, бросают свои ложки и дискантом присоединяются к его тенору. Баргамот с растерянностью и жалкою миной смотрит па жену.
– Ну, чего вы, Герасим Андреич! Перестаньте, – успокаивает та беспокойного гостя».
(– По отчеству… Как родился, никто по отчеству… не называл…)
III. Рефлексия
1.
— Вернемся к главной мысли притчи. Какие достоинства есть у Гараськи? (Доброта, человечность)
— Считаете ли вы, что в Гараське и в Баргамоте пробудилось хорошее? (Конечно: Баргамот пригласил пьянчужку, которого не уважал и не любил, к себе домой. Гараська в первый раз задумался о своей жизни, и ему стало стыдно).
— Можем ли мы сказать, что в день Пасхи и Гараська, и Баргамот возродились для другой, более «человечной» жизни?
(Да)
— С каким цветком и почему вы сравнили бы Баргамота, а с каким – Гараську?
2. Диаманта
Составьте в течение 3 минут в паре диаманту «Баргамот — Гараська», опираясь на схему составления диаманты:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных к 1-й строчке)
строчка 3: действие (3 глагола/ причастия к 1-й строчке)
строчка 4: ассоциации (2 словосочетания (1-е – к 1-й строчке, 2-е – к 7-й строчке) /4 существительных (по 2 к 1-й и 7-й строчкам))
строчка 5: действие (3 глагола /причастия к 7-й строчке)
строчка 6: определение (2 прилагательных к 7-й строчке)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)
/составляют/
Оцените на отметку степень участия в составлении Вашу и соседа по парте в оценочном листе.
Желающие прочтите свою диаманту.
/желающие читают/
— Поставьте на оценочном листе в строчке «Работа в течение урока» отметку себе и соседу и сдайте мне ваши листы. Отметки за сегодняшний урок я озвучу вам на следующем уроке, проанализировав ваши оценочные листы.
/ставят, сдают/
3. Д/з:
Написать эссе «Чему нас учит рассказ «Баргамот и Гараська»?»
Оценочный лист
Вид работы |
Имя: |
|
Самооценка |
Оценка |
|
Проверочная работа |
||
Чтение в парах |
||
Диаманта |
||
Работа в течение урока |
||
ИТОГ |
_________________________________________________________
Оценочный лист
Вид работы |
Имя: |
|
Самооценка |
Оценка |
|
Проверочная работа |
||
Чтение в парах |
||
Диаманта |
||
Работа в течение урока |
||
ИТОГ |
_________________________________________________________
Оценочный лист
Вид работы |
Имя: |
|
Самооценка |
Оценка |
|
Проверочная работа |
||
Чтение в парах |
||
Диаманта |
||
Работа в течение урока |
||
ИТОГ |
Притча «Сад Мудреца»
В одном тибетском монастыре жил молодой монах. День и ночь он прилежно следовал строгим правилам монастырской жизни. Но со временем стал замечать, что не все послушники храма были так же добросовестны и честны в служении Богу. Одни проявляли гнев, другие обманывали друг друга, третьи были ленивы, а четвертые — очень эгоистичны. Он никак не мог понять, почему братья, отдавшие себя служению Всевышнему, так беспечны? С этими мыслями юноша отправился к Мудрецу.
Мудрец спокойно выслушал монаха и предложил ему прогуляться по саду, где было множество цветов. Старец рассказывал о чудесных растениях, как о дорогих сердцу людях.
— Посмотри на Розу, она так нежна, так красива! Посмотри, как трогательно дрожат росинки на её бархатных лепестках! Каждое утро, встречая наступающий день, Роза дарит всем своё благоухание, не ожидая восхищения.
— А здесь живёт Жасмин. Его белоснежные цветы источают тонкий аромат. Его называют Царём ночи. Жасмин — символ благородства и бесстрашия. Побудь с ним минутку, все страхи и тревоги сразу уйдут.
— Это — Лилия, любимый цветок королей. Подаренная лилия, была знаком высочайшего почитания и уважения. Она олицетворяет чистоту, мудрость, величие и целомудрие.
— Нежная Ромашка, заботлива, как матушка. Она способна излечить множество болезней. Тиха, скромна, добра, а сколько света в ней!
— Приглядись, видишь, в траве Незабудка. Как же радостно она сияет своими голубыми глазками! Крошечный цветок наполнен искренностью доброго сердца. Он, будто кусочек неба. Это цветок верности.
— Удивлён? Да, ты не ошибся, это — Кактус. И ему нашлось место в моём саду. Угрюмый, но такой нужный. Он годен на корм животным. А ещё он очень красиво цветёт. Целую ночь его цветы распространяют медовый аромат. Если захотеть, и с Кактусом можно подружиться.
Монах начинал понимать, зачем Мудрец повёл его в сад цветов. Старец, будто «услышал» его мысли.
— Цветы украшают Землю. Они, как люди: у каждого своя особенность, своя жизнь, СВОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. Все люди — Цветы Жизни. И каждый из них наполнен своим, особым ароматом. У всех разные имена и формы. Только дети не всегда это чувствуют: одни послушны, а другие нет. Не суди их строго, пойми: каждый по-своему хорош и красив. Надо только это уметь разглядеть!
Проверочная работа на знание текста рассказа Л. Андреева
«Баргамот и Гараська»
Вариант 1
№ п/п |
Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «–» –неверные. |
|
1 |
Бергамотов был городовым. |
|
2 |
Действие происходит в Петербурге. |
|
3 |
Пушкарей называли пушкарями, потому что они жили на Пушкарной улице. |
|
4 |
Бергамотов был нежным, деликатным человеком. |
|
5 |
Речь идёт о Баргамоте: «Человек с возвышенными требованиями назвал бы его куском мяса, околоточные надзиратели величали его дубиной…» |
|
6 |
Действие в рассказе происходит накануне Рождества. |
|
7 |
Баргамот сожалел о том, что не взял с собой на службу пасху и куличи. |
|
8 |
Баргамот мечтает сыну подарить мраморное яйцо. |
|
9 |
Гараська был сапожником. |
|
10 |
Гараська- пьяница, скандалист, буян. |
|
11 |
Гараська падает и разбивает яйцо, которое нес, чтобы похристосоваться. |
|
12 |
Баргамот был доволен из-за того, что обидел Гараську. |
|
13 |
Баргамот приглашает Гараську в гости. |
Нормы оценки
Количество правильных ответов |
Отметка |
0 – 6 |
«2» |
7 – 9 |
«3» |
10 – 11 |
«4» |
12 – 13 |
«5» |
Проверочная работа на знание текста рассказа Л. Андреева
«Баргамот и Гараська»
Вариант 2
№ п/п |
Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «–» –неверные. |
|
1 |
Бергамотов был слесарем. |
|
2 |
Действие разворачивается в губернском городе Орле |
|
3 |
Пушкарей называли пушкарями, потому что они жили на Пушкарной улице. |
|
4 |
Бергамотов высоким, толстым, сильным. |
|
5 |
Речь идёт о Баргамоте: «Отрепья, делавшие вид, что они серьёзно прикрывают его тощее тело, были все в грязи, ещё не успевшей засохнуть». |
|
6 |
Действие в рассказе происходит накануне Пасхи. |
|
7 |
Баргамот мечтает сыну подарить пряник. |
|
8 |
Баргамот сожалел о том, что не взял с собой на службу пасху и куличи. |
|
9 |
Гараська был кустарем-портным. |
|
10 |
Баргамот притащил Гараську в полицейский участок. |
|
11 |
Баргамот испытывает чувства стыда, жалости, в нем просыпается совесть. |
|
12 |
Жена Баргамота прогоняет Гараську. |
|
13 |
Жена Баргамота называет Гараську Герасимом Андреичем |
Нормы оценки
Количество правильных ответов |
Отметка |
0 – 6 |
«2» |
7 – 9 |
«3» |
10 – 11 |
«4» |
12 – 13 |
«5» |
Проверочная работа на знание текста рассказа Л. Андреева
«Баргамот и Гараська»
Вариант 1
(ключ)
№ п/п |
Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «–» –неверные. |
|
1 |
Бергамотов был городовым. |
+ |
2 |
Действие происходит в Петербурге. |
— |
3 |
Пушкарей называли пушкарями, потому что они жили на Пушкарной улице. |
+ |
4 |
Бергамотов был нежным, деликатным человеком. |
— |
5 |
Речь идёт о Баргамоте: «Человек с возвышенными требованиями назвал бы его куском мяса, околоточные надзиратели величали его дубиной…» |
+ |
6 |
Действие в рассказе происходит накануне Рождества. |
— |
7 |
Баргамот сожалел о том, что не взял с собой на службу пасху и куличи. |
+ |
8 |
Баргамот мечтает сыну подарить мраморное яйцо. |
+ |
9 |
Гараська был сапожником. |
— (не известно, вор) |
10 |
Гараська- пьяница, скандалист, буян. |
+ |
11 |
Гараська падает и разбивает яйцо, которое нес, чтобы похристосоваться. |
+ |
12 |
Баргамот был доволен из-за того, что обидел Гараську. |
— |
13 |
Баргамот приглашает Гараську в гости. |
+ |
Нормы оценки
Количество правильных ответов |
Отметка |
0 – 6 |
«2» |
7 – 9 |
«3» |
10 – 11 |
«4» |
12 – 13 |
«5» |
Проверочная работа на знание текста рассказа Л. Андреева
«Баргамот и Гараська»
Вариант 2
(ключ)
№ п/п |
Отметьте знаком «+» верные утверждения, знаком «–» –неверные. |
|
1 |
Бергамотов был слесарем. |
— |
2 |
Действие разворачивается в губернском городе Орле |
+ |
3 |
Пушкарей называли пушкарями, потому что они жили на Пушкарной улице. |
+ |
4 |
Бергамотов высоким, толстым, сильным. |
+ |
5 |
Речь идёт о Баргамоте: «Отрепья, делавшие вид, что они серьёзно прикрывают его тощее тело, были все в грязи, ещё не успевшей засохнуть». |
— (Гараська) |
6 |
Действие в рассказе происходит накануне Пасхи. |
+ |
7 |
Баргамот мечтает сыну подарить пряник. |
— (яйцо) |
8 |
Баргамот сожалел о том, что не взял с собой на службу пасху и куличи. |
+ |
9 |
Гараська был кустарем-портным. |
— (не известно, вор) |
10 |
Баргамот притащил Гараську в полицейский участок. |
— (не успел) |
11 |
Баргамот испытывает чувства стыда, жалости, в нем просыпается совесть. |
+ |
12 |
Жена Баргамота прогоняет Гараську. |
+ |
13 |
Жена Баргамота называет Гараську Герасимом Андреичем |
+ |
Нормы оценки
Количество правильных ответов |
Отметка |
0 – 6 |
«2» |
7 – 9 |
«3» |
10 – 11 |
«4» |
12 – 13 |
«5» |
Баргамот:
По своей внешности Баргамот скорее напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю, заполненную мозгляками-людишками. Высокий, толстый, сильный, громогласный Баргамот составлял на полицейском горизонте видную фигуру и давно, конечно, достиг бы известных степеней, если бы душа его, сдавленная толстыми стенами, не была погружена в богатырский сон. Внешние впечатления, проходя в душу Баргамота через его маленькие, заплывшие глазки, по дороге теряли всю свою остроту и силу и доходили до места назначения в виде слабых отзвуков и отблесков. Человек с возвышенными требованиями назвал бы его куском мяса, околоточные надзиратели величали его дубиной, хоть и исполнительной; для пушкарей же – наиболее заинтересованных в этом вопросе лиц – он был степенным, серьезным и солидным человеком, достойным всякого почета и уважения. То, что знал Баргамот, он знал твердо. Пусть это была одна инструкция для городовых, когда-то с напряжением всего громадного тела усвоенная им, но зато эта инструкция так глубоко засела в его неповоротливом мозгу, что вытравить ее оттуда нельзя было даже крепкой водкой. Не менее прочную позицию занимали в его душе немногие истины, добытые путем житейского опыта и, безусловно, господствовавшие над местностью. Чего не знал Баргамот, о том он молчал с такой несокрушимой солидностью, что людям знающим становилось как будто немного совестно за свое знание. А самое главное, – Баргамот обладал непомерной силищей, сила же на Пушкарной улице была все. Населенная сапожниками, пенькотрепальщиками, кустарями-портными и иных свободных профессий представителями, обладая двумя кабаками, воскресеньями и понедельниками, все свои часы досуга Пушкарная посвящала гомерической драке, в которой принимали непосредственное участие жены, растрепанные, простоволосые, растаскивающие мужей, и маленькие ребятишки, с восторгом взиравшие на отвагу тятек. Вся эта буйная волна пьяных пушкарей, как о каменный оплот, разбивалась о непоколебимого Баргамота, забиравшего методически в свои мощные длани пару наиболее отчаянных крикунов и самолично доставлявшего их «за клин».
Гараська:
Никто ему так не досаждал на Пушкарной, как этот пьянчужка. Так посмотришь, – в чем душа держится, а скандалист первый на всей окраине. Не человек, а язва. Чем промышлял Гараська, оставалось для пушкарей одной из тайн, которыми было облечено все его существование. Трезвым его не видел никто, даже та нянька, которая в детстве ушибает ребят, после чего от них слышится спиртный запах, – от Гараськи и до ушиба несло сивухой. Жил, то есть ночевал, Гараська по огородам, по берегу, под кусточками. Зимой куда-то исчезал, с первым дыханием весны появлялся. Что его привлекало на Пушкарную, где его не бил только ленивый, – было опять-таки тайной бездонной Гараськиной души, но выжить его ничем не могли. Предполагали, и не без основания, что Гараська поворовывает, но поймать его не могли и били лишь на основании косвенных улик.
На этот раз Гараське пришлось, видимо, преодолеть нелегкий путь. Отрепья, делавшие вид, что они серьезно прикрывают его тощее тело, были все в грязи, еще не успевшей засохнуть. Физиономия Гараськи, с большим отвислым красным носом, бесспорно служившим одной из причин его неустойчивости, покрытая жиденькой и неравномерно распределенной растительностью, хранила на себе вещественные знаки вещественных отношений к алкоголю и кулаку ближнего. На щеке у самого глаза виднелась царапина, видимо, недавнего происхождения. Совестно своих отрепий, совестно своих грязных рук, совестно всего себя, оборванного, пьяного, скверного. …невыносимо дрожат … заскорузлые пальцы с большими грязными ногтями.
Имена учащихся: ___________________________________
Диаманта
Составьте в течение 3 минут в паре диаманту «Баргамот — Гараська», опираясь на схему составления диаманты:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных к 1-й строчке)
строчка 3: действие (3 глагола/ причастия к 1-й строчке)
строчка 4: ассоциации (2 словосочетания (1-е – к 1-й строчке, 2-е – к 7-й строчке) /4 существительных (по 2 к 1-й и 7-й строчкам))
строчка 5: действие (3 глагола /причастия к 7-й строчке)
строчка 6: определение (2 прилагательных к 7-й строчке)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)
1. Баргамот
2. _________________________________________
3. _________________________________________
4. _________________________________________
5. _________________________________________
6. _________________________________________
7. Гараська
16