Здесь даны основные сведения о рассказе И. С. Тургенева «Бурмистр», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого рассказа.
Краткие сведения о произведении
Рассказ «Бурмистр» Иван Сергеевич Тургенев написал в 1847 году. Он входит в сборник рассказов «Записки охотника», опубликованный в 1852 году.
Главные герои рассказа
- Пеночкин Аркадий Павлович — молодой помещик, отставной гвардейский офицер. Рассудительный человек, излишне строгий с прислугой и крестьянами.
- Софрон Яковлевич — бурмистр, заставляет крестьян работать на себя, так как заплатил помещику за их недоимки по оброку.
Другие персонажи
- Рассказчик — помещик, увлекающийся охотой.
- Староста — сын бурмистра, бьёт крестьян, чтобы боялись и повиновались его отцу.
- Антип — крестьянин лет 60, которого притесняет бурмистр.
- Сын Антипа — парень лет 20.
- Анпадист — мужик из села Рябова, охотник.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Однажды рассказчику пришлось заночевать у соседа по именью, помещика Пеночкина. Утром рассказчик собрался ехать в Рябово на охоту, и Пеночкин поехал с ним, чтобы посетить свою деревню Шипиловку. О бурмистре этой деревни он отозвался как об умном человеке.
Бурмистр Софрон Яковлевич показал господам хозяйство, которое было в полном порядке. У сарая они увидели двух мужиков, стоящих на коленях, старого и молодого. Старик Антип пожаловался Пеночкину, что бурмистр забрал у него двух сыновей в рекруты без очереди и сейчас забирает последнего. Пеночкин посчитал эту жалобу бунтом, но вспомнив о присутствии рассказчика, пообещал разобраться.
Когда в Рябове рассказчик собирался на охоту с мужиком Анпадистом, то сказал ему об Антипе. Анпадист пожалел Антипа, так как за то, что пожаловался барину, его изобьёт староста, сын бурмистра, а сам Софрон разорит его окончательно. Оказывается, деревня только числится за Пеночкиным, а владеет ею бурмистр, на которого крестьяне работают, словно батраки.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Верстах в 15-ти от именья рассказчика было именье молодого помещика Аркадия Павловича Пеночкина, считавшегося одним из образованнейших дворян губернии. Пеночкин говорил о себе, что он строг, но справедлив, заботится о благе своих крестьян и для их же блага наказывает их. Гостей он принимал ласково, но рассказчик не очень охотно его посещал, и если бы не множество дичи в его поместье, то, наверно, с ним бы раззнакомился.
Однажды пришлось рассказчику переночевать в его доме. За завтраком Пеночкин был недоволен, что камердинер не подогрел вина, и распорядился его наказать.
Узнав, что рассказчик поедет в Рябово, Пеночкин поехал с ним, чтобы посетить свою деревню Шипиловку, которая находится в 5-ти верстах от Рябова. Сначала они заехали в Шипиловку. Встретил их староста (сын бурмистра) и сказал, что бурмистр в Перове, и за ним уже послали.
Помещики вошли в избу бурмистра, стоящую в стороне от других изб. Скоро приехал Софрон, бурмистр. От него попахивало вином. Докладывая Пеночкину о делах, он говорил льстиво и умильно.
Перед сном Пеночкин сказал рассказчику, что с тех пор, как Софрон стал бурмистром, крестьяне из Шипиловки оброк платят исправно, за ними нет ни гроша недоимок. Пеночкин был очень доволен тем, как он управляет крестьянами, называл его государственным человеком.
Утром Пеночкин показал рассказчику своё именье. Оно было в отличном состоянии, но лица шипиловских мужиков были унылы. Софрон сказал барину, что не мешало бы прикупить земли. Пеночкин согласился, чтобы он купил землю на имя Пеночкина.
Осмотрев хозяйство, помещики и бурмистр вернулись в деревню. Софрон повёл господ смотреть веялку, выписанную им из Москвы. Выходя из сарая, увидели они двух мужиков, стоящих на коленях: старика и парня лет 20-ти.
Старик Антип попросил Пеночкина заступиться, так как его семью разоряет бурмистр: отдал двух сыновей без очереди в рекруты и сейчас третьего отдаёт. А староста вчера последнюю корову увёл и жену Антипа избил.
Бурмистр объяснил Пеночкину, что Антип — не работящий человек, что он уже пятый год не выходит из недоимок.
Старик сказал, что бурмистр внёс за него недоимки, забрал его в кабалу и скоро окончательно разорит. Парень добавил, что и не их одних разоряет, но Пеночкин приказал ему молчать. Помещик сказал, что это просто бунт и шагнул к просителям. Но вспомнив о присутствии рассказчика, сказал мужикам: «Я прикажу… хорошо ступайте».
Часа через 2 рассказчик был уже в Рябове и собирался на охоту с мужиком Анпадистом. Он спросил у Анпадиста, не знает ли он шипиловского бурмистра. Тот сказал, что это «собака, а не человек», что Шипиловка только числится за Пеночкиным, а владеет ею Софрон. Крестьян за долги взял в кабалу, они работают на него, как батраки. Софрон очень умён, богат, бьёт крестьян. Барину жаловаться бесполезно, так как ему главное, чтобы недоимок не было.
Рассказчик сказал Анпадисту об Антипе, и тот пожалел этого крестьянина, потому что староста его забьёт за то, что жаловался барину. Оказалось, что бурмистр замучил Антипа за то, что тот на сходке с ним повздорил, так как невтерпёж уж стала такая жизнь. Софрон тех мужиков, которые посемейнее и побогаче не трогает, а на Антипе отыгрывается: сыновей его отдал без очереди в рекруты.
Заключение к краткому пересказу
В рассказе И. С. Тургенева «Бурмистр» раскрыты темы:
- крепостничество;
- униженное положение крестьян;
- равнодушие помещиков к тяжёлому положению крестьян.
Основная мысль (идея) рассказа «Бурмистр»: вседозволенность развращает людей, имеющих власть над другими. Человек, наделённый властью, часто становится жестоким по отношению к подчинённым.
Автор показал бесчеловечное отношение к крестьянам помещиков и управляющих из числа крепостных (бурмистров).
Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Анализ произведения Бурмистр
Анализ произведения Бурмистр Тургенева
История создания
Рассказ «Бурмистр» был написан в 1847 году и вошел в сборник И.С. Тургенева «Записки охотника»
Жанр
Произведение написано в реалистическом ключе и его жанровая принадлежность — рассказ
Сюжет и тема
Рассказ, как и весь сборник, посвящен теме крепостничества в России и тяжелого положения крепостных крестьян. Рассказчик, он же охотник, бродит по полям и лесам Орловской губернии, по пути встречает помещиков, крестьян, общается с ними и наблюдает внимательно за их жизнью. В этот раз его рассказ посвящен одному из самых заметных помещиков губернии –Аркадию Павловичу Пеночкину. И дом, и усадьба, и сам хозяин заслуживают похвалы, но только бывать у него рассказчик не любит. Что-то его всегда настораживает. Однако случай привел ему поближе сойтись с соседом, заночевать у него и посетить одну из его деревень. И увидеть крестьянскую жизнь такой, какая она есть на самом деле.
Главные герои
Аркадий Павлович Пеночкин –богатый помещик, бывший военный.
Рассказчик и охотник в одном лице
Софрон Яковлич –бурмистр в Шипиловке, Антип – шипиловский мужик.
Композиция
Всего в пятнадцати верстах от имения охотника проживал достаточно молодой помещик Аркадий Павлович Пеночкин. Он служил, но сейчас в отставке и живет в свое удовольствие, дом у него хорош, сам он завидный жених и гостеприимный хозяин. Имение больше привлекает дичью, которая в изобилии водится в его лесах и болотах. А бывать просто так желания не было, поскольку всегда возникало напряжение и беспокойство, которые трудно объяснить сразу.
Однако случай заставил как-то охотника побывать в гостях у соседа и даже переночевать. За завтраком подавали вино, которое слуга забыл подогреть. Заметив его оплошность, помещик приказал его тут же наказать.
После завтрака хозяин пригласил побывать в его Шипиловке, в которой он ввел оброк. И добавил, что там у него бурмистр молодец, у крестьян нет недоимок. Самого Софрона, бурмистра, не было, встретил сын и проводил в избу. Охотник обратил внимание на то, что при виде барина крестьяне прекращали свои занятия и становились молчаливыми. И сразу становилось неуютно и тревожно.
Расположились в доме бурмистра, он скоро появился и сообщил новость, которая понравилась барину. Нашли мертвое тело на шипиловской земле, но Софрон приказал перенести его на соседскую. Осмотр деревни показал, что и дома крестьян, и они сами выглядят добротно, но какое-то всеобщее уныние было во всем этом. Попутно Пеночкин дает разрешение прикупить еще земли на свое имя.
Ответ на многие вопросы, заинтересовавшие рассказчика, дала встреча с группой крестьян, она ждала помещика у одного из сараев. Самый старший из них Антип стал жаловаться на бурмистра, который сначала из-за размолвки с ним затаил на них злобу, а затем и вовсе разорил семью. Двое старших сыновей уже вне очереди отданы в рекруты, а теперь добрался Софрон и до младшего. Аркадий Павлович обещал разобраться, однако ничего не сказал бурмистру.
Окончательную картину дорисовали крестьяне соседней деревни, которые рассказали о том, что Шипиловка давно принадлежит Софрону, а он превратил крестьян в своих заложников. Стал богатеем, за спиной у своего помещика торгует всем, что попадет ему в руки.
2 вариант
Произведение является одним из тех рассказов писателя, в которых он затрагивает тему российского крепостничества, демонстрируя беспросветное нищенское и бесправное положение крестьянского народа.
Повествование в рассказе осуществляется от лица рассказчика, который в период увлечения своих хобби — охотой, оказывается в деревенской усадьбе своего приятеля, молодого барина, дворянина Пеночкина Аркадия Павловича, гвардии офицера в отставке.
Помещик представляется писателем в образе рассудительного, образованного человека, имеющего неплохое воспитание, вращающегося в светском обществе. Однако, представляясь окружающим внешне благовоспитанным и скромным мужчиной, Аркадий Павлович весьма жестоко обращается с собственными крепостными, позволяя себе за малейшую провинность подвергать их суровым наказаниям.
В собственности Пеночкина имеется целая деревня под названием Шипиловка, управление которой осуществляется бурмистром Софроном, имеющим неплохую репутацию в глазах барина за своевременный и полный сбор податей с крестьян. При этом Аркадию Павловичу невдомек, что под личиной хорошего управляющего скрывается хитрый, жестокий человек, который своими действиями не только принижает и издевается над крепостными, но и постепенно разоряет помещичье имение.
Бурмистр изображается писателем в качестве бородатого мужика, отличающегося небольшом ростом, широкоплечим, красноносым с маленькими глазами, имеющим собственную семью в лице жены и сына, являвшегося в деревне старостой, таким же грубым и жестоким, как отец.
Рассказчик наблюдает приход к барину мужика Антипа, решившего поведать помещику о бесчинствах бурмистра Софрона, государственного человека, в виде неоправданного направления на рекрутскую службу сыновей мужика, изъятия последнего домашнего скота, а также физического насилия по отношению к женщинам, в том числе жене Антипа.
Аркадий Павлович не желает прислушиваться к жалобам простого народа, видя в этом бунтарские мысли и взгляды, бессердечно отправляя мужика назад домой.
Смысловая нагрузка рассказа «Бурмистр» заключается в изображении безрадостного и бесправного положения крестьян в период крепостного права, полностью зависящих от прихотей барской воли, существующих в тяжелых, нищенских условиях, подвергающихся унижению, издевательствам, физическим расправам, жизненным лишениям.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Бурмистр
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Летний день
Заканчивается свежее утро. Солнце уже высоко поднялось и начинает припекать. Вся роса которая сверкала на траве и цветах постепенно высыхает
- Сочинение Ванюшка в произведении Судьба человека Шолохова (харакутеристика и образ)
В известном произведении Шолохова «Судьба человека» ярким, чистым и непорочным образом является Ванюшка. В годы Великой Отечественной войны у мальчика погибли родители
- План романа Дубровский Пушкина
Кирила Петрович Троекуров – богатый владелец поместья. Он дружил с Андреем Гавриловичем Дубровским. У Троекурова была дочь Маша, она проживала в доме своего отца. Сын Дубровского Владимир жил в Петербурге.
- Остап и Андрий — братья и враги — сочинение для 6, 7 класса
В повести «Тарас Бульба» речь ведется о судьбе казака Тараса Бульбы и двух его сыновьях Остапе и Андрии. На первых же страницах автор знакомит нас с молодыми людьми, которые, наконец, возвращаются в свой родной дом.
- Сочинение по картине Крещение Князя Владимира Васнецова описание
Одним из наиболее существенных событий для всей истории России являлось крещение страны, то есть принятие христианства (в частности православия) как официальной религии
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Анализ рассказа Бурмистр
Анализ рассказа Тургенева Бурмистр
Повесть была написана в 1847 году, когда к Тургеновому попросили написать несколько рассказов для местной журнальной редакции.
Жанр: рассказ.
Темой рассказа является темой крепостничества в России.
Главные герои:
Аркадий Пеночкин; Софрон Яковлич; Антип; охотник.
Композицией рассказа является действие в течение нескольких дней проживания в деревни.
Сюжет:
Рассказ «Бургомистр» повествует нам о горькой жизни крестьян во времена крепостного права. Автор, со свойственным ему мастерством, описывает читателю образ молодого помещика Аркадия Павлыча Пеночкина. Образ его противоречив – с одной стороны окружение относится к нему замечательно, а с другой, автор повествования выставляет его в негативном ключе.
По мнению общества Аркадия Павлыч человек строгий, и, как часто это бывает, справедливый. Будучи прогрессивным помещиком, герой представляется нам образованным, культурным, воспитанным человеком. Но стоит обратить на него чуть большее внимание, как мы понимаем, что под личиной скромности находятся жестокость и отсутствие сострадания. За малейшую провинность помещик жестоко наказывает крестьян.
Пеночкин делает своих крестьян полностью зависимыми от бургомистра Софрона, который повсеместно известен своей злобностью и беспринципностью. Но Пеночкину на это плевать, ему неинтересно положение простых людей. Ему плевать даже на семью старика Антипа. Единственное, что его волнует, это оброк и отсутствие жалоб. Пеночкин одним своим присутствием взывает среди крестьян панический страх. Рассказчик описывает, что едва завидев помещика, вся деревня на мгновение будто вымирала.
Помещик Пеночкин и бургомистр Софрон различаются во многом. Но их бесчеловечное отношение к крепостным является тем, что их объединяет. Они оба полны цинизма и жестокого эгоизма. Несмотря на показушную доброту и интеллигентность, Пеночкин никоим образом не лучше злого бургомистра. Во всем сборнике не найдется человека с более отрицательными чертами, чем Пеночкин.
Про образ Софрона мы узнаем от мнений Рассказчика, крестьянина Анпадиста и Пеночкина. Сам же Пеночкин души не чает в своем бургомистре, для него он лучший управленец. Софрон же всячески льстит своему хозяину, изображая искреннюю любовь и преданность. Но за этим, как читатель понимает, стоят лишь лицемерие и фальшивость.
Слова бургомистра производят впечатление весьма комичное. Софрон то пытается щегольнуть особыми, «барскими» словечками, то старается угодить своему хозяину лестными словами.
Еще одним отрицательным качеством бургомистра является бессмысленная трата денег. Он не интересуется положением крепостных, ему все равно на их положение, он каждый раз берет с них положенное и оставляет подопечных без каких-либо средств к существованию.
Мастерство Тургенева, ему поразительная способность к описанию быта крестьян, особый подход к жизнеописанию, делают «Записки охотника» одним из центральных произведений в русской литературе. И именно поэтому, даже спустя столетия, читатели раз за разом погружаются в рассказы и находят в них нечто свое.
Пересказ
В нескольких метрах от дома охотника проживал богатый человек которого зовут Аркадий Пеночкин. Когда-то он был военным, но сейчас в отставке и сидит в доме. Он является гостеприимным, но к сожалению, до него никто не приходит кроме диких животных и птиц которые водятся в лесу и на болотах.
Однажды охотник побывал у него в гостьях и даже там спал. С утра они выпили вено, и хозяин пригласил его в Шипиловку. Аркадий брал с собой все вещи личного повара. Он сказал, что у него лучший бурмистр, но когда они приехали их встретил только его сын. Охотник увидел, что когда барина увидел крестьян, то они перестают разговаривать и сразу становится тревожно.
Его поселили в доме, который стоял отдельно от всех. Его встретила жена бурмистра которая жила в соседнем доме, также их встречала старика которая низко им поклонялась. Он жил в доме бурмистра хотя там некого не било кроме охотника в доме было очень тревожно. По словам Пеночкина бурмистр был очень хорошим человек, умный не богатый.
На следующее утро он встал очень рано. Приехал какой-то человек которым является бурмистр он приехал и рассказал новость которая барину понравилась. Оказывается, что нашли мертвое тело, но Софрон наказал перенести его в другое место. Жестокость хозяина очень его настораживает, и он подозревает что-то не хорошие. Охотник несколько раз прогуливался по деревни и крестьян казались ему очень добротными и приёмными, но они были очень подозрительными. Крестьяне живут очень бедно, а помещики очень хорошо. Когда они уезжали Аркадий наказал купить еще земли на его имя.
Однажды у охотника была встреча с группой крестьян, которые ждали его в сарае. Подходя к сараю он видит старого человека который был одет очень бедно, в потрёпанных штанах и рубашке. Он просит в помещика, чтобы тот дал ему денег ведь ему уже низано жить, чтобы т защитил его от Софрона. Но Аркадий ничего не сделал, накричал на них, что те как бомжи просят все у него и ушел. Антип, который является самим старшим жалуется на бурмистра. Что он забирает у них все деньги, что однажды они вынесли все из его дома, скотину, не оставив никаких средств для проживания его сыны отданы в рекруты без очереди. Пеночкин обещал, что разберется, но он даже не говорил с бурмистром, он очень разозлился на этих людей.
Он посещал соседскую деревню в которой узнает, что Шипиловка принадлежит Софрону, а крестьян его заложники, рабы которые на него работают. Он стал богатым за спиной помещика, он торгуем всем.
Анализ рассказа Бурмистр
Несколько интересных сочинений
- Придумать сказку про животных (сочинить)
Сочинить сказку о животных
- Сочинение Идеалы семьи Простаковых — Скотининых в комедии Недоросль
Все события комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» происходят в имении Простаковых. Главная в доме и семье госпожа Простакова. У нее склочный, крутой характер. Она способна даже ударить
- Сочинение Мой любимый человек — мама
Для каждого человека его мама самая красивая, но у моей действительно интересная и запоминающаяся внешность. Один из ее дедушек — грек, поэтому разрез маминых глаз как у древнегреческих богинь.
- Сочинение Мое отношение к Чичикову (9 класс Мертвые души)
Главным персонажем в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» выступает Чичиков Павел Иванович. Это достаточно противоречивый персонаж. Его можно считать отрицательным персонажем
- Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль сочинение
В комедии Фонвизина «Недоросль» много показательных персонажей. Несмотря на разнообразие действующих лиц, во главе пьесы встают два героя — недоросль Митрофан и его полная противоположность Софья.
Изучение
произведений И.С. Тургенева: «Бурмистр» (Анализ текста).
Если вначале, в
экспозиции, мы узнали, какое мнение о Пеночкине сложилось в среде губернских
дворян, если мы узнали о безотчетной антипатии автора к молодому помещику, то в
конце рассказа мы слышим мнение о нем от человека из народа.
Автор по-дружески,
как с равным, беседует с мужиком Анпадистом, живо интересуется его суждениями.
И мы видим, что оба они одинаково смотрят на шипиловского барина и бурмистра.
Точка зрения автора совпадает с народной.
Глубокая ненависть
звучит в словах Анпадиста. Софрона он иначе не называет, как бестия, собака,
пес, зверь — не человек. От души жалеет Анпадист несчастных Тоболеевых. Их ждет
горькая участь: Софрон «заест человека совсем» (то есть замучает притеснениями)
«староста теперь его забьет».
Очень важно
отметить, за что Софрон «взъелся» на Тоболеева. «На сходке с ним повздорил, с
бурмистром-то, невтерпеж, значит, пришлось…» Делаем вывод о безысходности
положения крепостного крестьянина; малейший протест, жалоба на притеснителя
только ухудшали его судьбу. Характерны глаголы, которые употребляет Анпадист,
говоря о методах притеснения, применяемых Софроном и его сыном — старостой:
заест, забьет, клевать и начал, доест.
Анпадист раскрывает
и методы управления имением, которые способствуют обогашению Софрона: имением
он «как своим добром владеет», «крестьяне ему кругом должны», он их «затормошил
совсем», земли, оказывается, у него очень много. Вспоминаем слова Пеночкина;
«…Земли мало! Я и так удивляюсь, как они концы с. концами сводят».
Как относится
Анпадист к шипиловскому барину? Глубокое презрение звучит в его словах: «Да
ведь Шипиловка только что числится за тем, как бишь его, за
Пенкиныл-то: ведь не
он ей владеет: Софрон владеет». Обратим внимание учащихся на выделенные нами
слова. Анпадист с презрением говорит о Пеночкине как о пустом, ничтожном
человеке. Можно попутно заметить, что Тургенев, рисуя этого внешне
привлекательного, казалось бы мягкого и гуманного человека, наделяет его и
соответствующим именем — Аркадий (Арка-
дия — идиллическая
страна, где, по преданиям древних греков, жили на лоне чудной природы
счастливые пастушкий и пастушки) и фамилией — Пеночкин (пеночка — певчая
птичка; несколько слащавый оттенок этой фамилии придает и ласкательный суффикс
-очк-). Но Анпадист с пренебрежением переиначивает фамилию Пеночкина на
Пенкина, и смысл ее сразу меняется.
В заключение
приводим известные слова В. И. Ленина из статьи «Памяти графа Гейдена» и
устанавливаем, почему в этой статье сопоставляется с Пеночкиным «образованный»,
«гуманный» помещик граф Гейден, которым восхищались либералы-кадеты. Слова В.И.
Ленина следует прочитать, прокомментировать и сделать вывод об обобщающем
значении образа «цивилизованного, образованного помещика», созданного
Тургеневым.
Подводя итоги
работы, остановимся на следующем факте; переиздавая в 80-е годы «Записки
охотника», Тургенев точно указывает место и время создания рассказа —
«Зальцбрунн, в Силезии, июль 1847 г.» Почему же автор счел нужным датировать
именно этот и только этот рассказ? Сообщим ребятам о. том, что в Зальцбрунне
Тургенев жил одновременно с Белинским, что 15 июля 1847 года в Зальцбрунне
написал Белинский свое знаменитое письмо к Гоголю, где великий критик
утверждал; что основное зло русской жизни — крепостное право.
Переиздавая
«Записки охотника» в период черной реакции 80-х годов и не имея возможности
прямо указать на имя Белинского, как на имя своего единомышленника, Тургенев
косвенным образом напомнил об этом читателям. Он напомнил им о том, что в 1847
году одновременно появились два антикрепостнических произведения: страстное
обличение рабства прозвучало
в письме к Гоголю и в
рассказе «Бурмистр». Писатель напомнил таким образом о том, что литература
всегда защищала идеи свободы, добра и справедливости.
Что же эта деталь
— указание на место и время написания рассказа — прибавляет к образу автора? Мы
убеждаемся в том, что охотник, странствующий по Орловщине, — соратник лучших
людей своего времени, единомышленник Белинского.
Думается, что
после такого разбора нет нужды проводить специальные уроки по темам
«характеристика Пеночкина», «характеристика бурмистра». Перечень
черт их характера,
запись планов, подбор цитат ослабили бы впечатление, произведенное на ребят
чтением тургеневского рассказа. Роль учителя заключалась в том, чтобы помочь
учащимся полнее и глубже понять рассказ, учитель явился лишь посредником между
писателем и школьниками. В дальнейшем, читая самостоятельно Тургенева, они
будут внимательнее вглядываться в нарисованные писателем картины и испытывать
радость всякий раз, когда им удастся понять глубокий смысл художественной
детали.
Итоговое задание
может быть такое: подготовить устное сочинение на тему «Кого и за что осудил
Тургенев в рассказе «Бурмистр». Учащиеся должны будут
самостоятельно
разработать план сочинения, подобрать материал по тексту и на следующем уроке
сделать связный рассказ. Работе над устным сочинением следует посвятить целый
урок. Заметим, что учащиеся, отвечая, должны пользоваться текстом, где у них
имеются закладки, пометки, при этом учитель требует выразительного чтения.
Последующая задача
— организовать самостоятельное чтение учащихся и подготовить уроки-беседы по
внеклассному чтению. На первом из них разберем рассказ «Два помещика»,. на
втором — рассказ «Бирюк» или «Певцы».
Рассказ «Два
помещика» труден для учащихся потому, что большая часть его авторская
характеристика генерала Хвалынского и помещика Стегунова. Действие в рассказе
почти отсутствует, он носит характер сатирического очерка нравов, и лишь в
конце рисуется эпизод посещения автором Мардария Аполлоныча. Но после изучения
«Бурмистра», где так много времени мы уделили работе над авторской
характеристикой, учащиеся справятся сами с материалом рассказа. Они уже знают,
как надо читать И.С. Тургенева.
Рассмотрим один из
возможных вариантов работы. Учащиеся получают три задания, которые
распределяются либо по выбору, либо по колонкам парт:
1. Рассказать о
генерале Хвалынском, используя цитаты из текста. При этом высказать свое
понимание образа генерала, свое отношение к нему. Ответить на вопрос: в чем
сходство Хвалынского с Пеночкиным? Объяснить, как следует понимать предложения:
«Человек он очень добрый, но с понятиями и
привычками довольно
странными», «Впрочем, и сам генерал Хвалынский о своем служебном поприще не
любит говорить, что вообще довольно странно; на войне он тоже, кажется, не
бывал».
Прочитать
выразительно отрывки, характеризующие манеру Хвалынского говорить с «высшими» и
«низшими» лицами.
2. Рассказать о
помещике Стегунове, подтверждая свое мнение текстом. Объяскить, зачем автор
рассказал истории о молодом священнике и о ловле кур. Как эти истории
раскрывают образ. Стегунова? Прокомментировать слова Мардария Аполлоныча: «Я
человек простой, — по старому поступаю. По-моему: коли барин — так барин, а
коли мужик — так мужик…»
«Что я злодей, что
Ли? что вы на меня так уставились? Любяй да наказует: вы сами знаете».
Прочитать
выразительно разговор автора со Стегуновым о выселенных мужиках.
3. Рассказать об
авторе, его отношении к Хвалынскому и Стегунову.
Объяснить, что
такое ирония, и привести примеры авторской иронии в описании двух помещиков.
Объяснить, почему в рассказе изображены два помещика, внешне столь не похожие
друг на друга. Верно ли, что между Хвалынским и Стегуновым только одно
сходство: оба холостяки?
Прочитать
выразительно разговор автора с буфетчиком Васей. Разъяснить, какие чувства
испытывает при этом автор, какие — Вася. Дать комментарий к словам автора: «Вот
она, старая-то Русь!»
Текст каждого из
заданий довольно обширен. Можно продиктовать учащимся все три задания,
независимо оттого, какое они будут выполнять: запись послужит потом подспорьем
для анализа рассказа в целом. Можно применить и карточки-задания (2- 3 копии на
каждую колонку). Желательно, чтобы, работая над заданиями, учащиеся могли
получить консультацию учителя. Но не следует на консультациях чрезмерно
«разжевывать» задание. В частности, целесообразно, чтобы учащиеся сами,
пользуясь словарями, выяснили значение трудных слов и выражений: кокошник,
кичка, поприще, подходить под благословенье, почтмейстер и т. п.
Задания составлены
с таким расчетом, чтобы помочь учащимся понять своеобразие манеры авторского
повествования (ирония, сатира) и поглубже вдуматься в те места текста, которые
могут быть усвоены поверхностно.
Так, например, в
первом задании учащимся надо будет задуматься над вопросом о сходстве
Хвалынского с Пеночкиным. Вчитываясь в текст, учащиеся отметят и правильно
осмыслят целый ряд ярких деталей: отставной генерал, как и Пеночкин, стремится
произвести впечатление своей внешностью (красит волосы, «выступает бойко,
смеется звонко»), одеждой (носит «высокий галстук с накрахмаленными
воротничками и панталоны серые с искрой»), изображает из себя очень важную
персону в обращении с «низшими», подличает перед «высшими» (на последнее весьма
способен и Пеночкин, хоть это не изображено в рассказе «Бурмистр»), щеголяет
образованностью, «поводит усами и бровями», пробегая — «при гостях,
разумеется», — французскую газету, изображает из себя умного хозяина, «хлопотун
и жила страшный», а на самом деле так же недалек и беспомощен в хозяйственных
делах, как Пеночкин…
Объясняя детально
отрывки текста, приведенные в задании, учащиеся должны будут понять авторскую
иронию в словах о «доброте» генерала и пофантазировать, размышляя о том, почему
Хвалынский помалкивает о своем «служебном поприще». И.С. Тургенев дает
комический штрих, который направляет фантазию читателя: передает слух о том,
как Хвалынский, будучи
адъютантом, парил
своего начальника в бане, облачившись (от уважения к начальству, конечно) «в
полную парадную форму и даже застегнув крючки». Этого, возможно, и не было, но
анекдот точно передает самое существо служебной карьеры генерала: постыдное
угодничество, подхалимство. Он приобрел генеральство не боевыми заслугами, а
лакейской ловкостью. Все поведение Хвалынского по отношению к «высшим»
убедительно это подтверждает. Учащимся надо будет передать при выразительном
чтении отрывистые и резкие интонации отставного генерала в разговорах с
«низшими» и медовые интонации в разговорах с «губернатором или с каким-нибудь
чиновным лицом».
Аналогичным
образом ведется работа над вторым и третьим заданиями.
Третье задание
(пожалуй, самое трудное) дает возможность сделать обобщающие выводы о том, что
Тургенев выступает в рассказе как беспощадный сатирик, что, изображая
Хвалынского и Стегунова, он клеймит
самодержавную,
помещичью, рабскую Русь. При всем внешнем различии двух помещиков, они оба —
порождение прогнившей крепостнической системы жизни. Помещики, считающие
крестьян неполноценными людьми, сами психологически являются холопами, людьми
умственно и морально изуродованными, убогими.
В среде крепостных
немало людей, отравленных многовековым рабством, — это Юшка, буфетчик Вася, это
Софрон, Гаврила из «Муму» и многие другие. Но
мы встречаем и таких
крепостных, как Герасим, как младший Тоболеев.
И.С. Тургенев
говорит о старой Руси, и, следовательно, наряду со старой, крепостнической
Россией он видит новую, хотя в своем рассказе о ней не упоминает. Новая Россия
— это страна передовых людей, таких, как сам автор, как другие враги
крепостного рабства, это талантливый, великий народ, сохранивший «в рабстве
спасенное, сердце свободное».
Литература
Качурин М.Г.,
Шнеерсон М.А. Самостоятельная работа учащихся над текстом художественного
произведения. -Л., 1960.