Идея рассказа чужая кровь

Содержание

  1. Смысл названия рассказа «Чужая кровь»
  2. О чем книга «Чужая кровь»
  3. Смысл произведения «Чужая кровь»
  4. Смысл финала рассказа «Чужая кровь»

Произведение является финальным в череде «Донских рассказов», написанных Михаилом Шолоховым. Цикл рассказов повествует о военных событиях, страшные последствия которых люди переживали на протяжении многих лет. Война не пощадила никого: все были равны перед лицом кровавой смерти.

Смысл названия рассказа «Чужая кровь»

Название книги напрямую связано с происходящими в ней событиями, о которых расскажем более подробно чуть позже. Заглавие показывает равнозначимость всех людей в военное время. Нет своих и чужих, когда смерть уносит большое количество человеческих жизней. На это нельзя смотреть беспристрастно, оставаясь в стороне от происходящего. Так и главный герой книги не смог оставаться безучастным к чужому горю, и приютил у себя раненого бойца, который потом заменил ему погибшего сына.

Несмотря на то, что у него была чужая кровь, герой заботился о солдате. На первом месте для него была забота о ближнем, не зависимо от того, чья кровь течет в его жилах. Эта человечность позволила старику исцелиться от перенесенной душевной травмы, не дав озлобиться на весь свет.

О чем книга «Чужая кровь»

Дело происходит во времена войны с большевиками. Старый казак Гаврила вынужден отправить воевать своего единственного сына Петра. Для того времени это было почетно, поэтому отправляя сына на войну Гаврила наказал тому не позорить его честное имя.

Без единственного сына хозяйство отца и матери пришло в скором времени в упадок. Оставалось лишь ждать с войны Петра, но этому не суждено было исполниться. Вскоре стало известно о безвременной кончине сына.

Это известие чуть не убило стариков, но они нашли в себе силы жить дальше. Однако, мать чуть не сошла с ума от горя, да и сам Гаврила озлобился на большевиков, поэтому когда те появились в их деревне, он пылал ненавистью к этим людям. После одной крупной стычки между большевиками и казаками, лишились жизни многие молодые солдаты. Одного из выживших Гаврила отнес к себе в дом и вместе с женой стал выхаживать.

Этот боец был молод и напоминал старикам покойного сына, поэтому они к нему сильно привязались. Настолько, что не хотели его отпускать и предложили остаться у них навсегда для ведения домашнего хозяйства. Но вскоре Николаю (так звали солдата) пришла телеграмма с просьбой вернуться на завод в родной город. Недолго думая, он согласился.

Старики были вынуждены вновь испытать боль от потери сына, ведь, несмотря на то, что в Николае текла не их, а чужая кровь, он стал для них родным. Все же они вновь нашли в себе силы, чтобы отпустить его.

Смысл произведения «Чужая кровь»

Главный смысл, который прослеживается на протяжении всего произведения, это преемственность поколений. Поднятый еще Тургеневым вопрос об отцах и их детях подхватывает Шолохов.

Как бы тяжело не было родителям расставаться с детьми, но казачье воспитание заставляло отпускать их по первому зову Родины. Сын главного героя умер в юном возрасте, но родители не только смогли пережить утрату, но даже нашли в себе силы простить его убийцу. Одного из большевиков они спасли и полюбили горячей любовью. Стали называть его именем покойного сына, но помнили о чужой крови, поэтому отпустили его туда, куда звала душа, как бы тяжело не было.

Смысл финала рассказа «Чужая кровь»

Финал пробирает до мурашек из-за точного описания автором эмоций, которые испытали мать с отцом. Своего Петра они уже потеряли, и им пришлось расстаться с только что приобретенным сыном Николаем. Но как бы ни было тяжело, они отпустили его, ведь выбора у них все равно не было.

Душераздирающая война забрала у них самое дорогое, а ее последствия продолжают заставлять испытывать лишения. Мы видим, что старики остались совсем одни, без поддержки и надежной опоры в виде детей Не кому вести хозяйство, которое и так уже пришло в упадок. Но эти сильные люди еще способны не показывать слез, которые разрывают их сердца в момент прощания с любимыми.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Шолохов
  4. Анализ произведения Чужая кровь

Анализ рассказа Шолохова Чужая кровь

Произведение является завершающей составной частью прозаического цикла писателя под названием «Донские рассказы», рассматривающей в качестве основной тематики проявление человеческого гуманизма и заботы о ближних.

Главным персонажем рассказа представляется старый казак, дед Гаврила, который вместе с женой в период Гражданской войны отправляет на фронт своего единственного сына Петра для борьбы с ненавистными большевиками. С отъездом сына хозяйство больного старика постепенно разрушается, но долгожданного возвращения домой сына старикам дождаться не суждено, так как Петька оказывается убитым на поле боя.

Спустя время в станице появляются отряды большевиков, выполняющих задания по продразверстке, которых не желает воспринимать местное казачье сообщество, вступая с красноармейцами в военные стычки. В результате одного из боев дед Гаврила обнаруживает тяжело раненого бойца, возраст которого совпадает с Петькиным. Старик забирает парня в свой дом и совместно с женой начинает выхаживать раненого.

Боец по имени Николай через некоторое время становится для семьи деда Гаврилы родным человеком, заменившим старикам потерянного ребенка, несмотря на то, что в нем течет чужая кровь и он является для них приемным сыном. Даже обращаются дед Гаврила с женой к парню по имени собственного сына, воспринимая его в качестве близкого человека. 

Однако спокойное счастье стариков омрачается пришедшим в адрес Николая письмом, в котором его приглашают обратно на родной уральский завод, и молодой человек принимает решение о возвращении в родные края. Для стариков его выбор становится болезненным и страшным, поскольку они в очередной раз лишаются сына, пускай и приемного, но заменившего им родного ребенка.  

Смысловая нагрузка рассказа «Чужая кровь» раскрывает тематику преемственности поколений, являющейся фундаментом жизненного пути человека в его стремлении оставить на земле собственный след для грядущих потомков. Образ казака Гаврилы демонстрирует самобытность донского казачества, отличающегося добротой, милосердием, любовью к ближнему.

Писатель мастерски передает чувства и душевное состояние обычного человека, который, несмотря на внешние обстоятельства и классовую ненависть, ставит на первое место бескорыстную родительскую любовь, являющуюся неиссякаемым источником земной доброты.

Среди средств художественной выразительности автор применяет в рассказе эпитеты и символические образы, позволяющие более тонко и ярко подчеркнуть боль, горестную печаль пожилых людей, оставленных без сыновьей любви в одинокой старости и безрадостной жизни. Кроме того, в произведении присутствует художественный прием параллелизма, являющийся традиционным для использования элементов устного народного творчества, акцентирующий внимание читательской аудитории на жестокости и бессмысленности кровопролитных войн, сеющих ужас, смерть, боль и страх, а также гибель невинных людей.

Анализ 2

Рассказ «Чужая кровь» Шолохова М.А. начинается с описания донской степи в живописный зимний период. «Степь непаханая» — это основной эпитет произведения, который улавливается читателем уже в самом начале. Главным героем рассказа выступает старый и больной дед Гаврила. Его единственный сын пропал без вести во время войны.

Произведение «Чужая кровь» входит в цикл М.А.Шолохова «Донские  рассказы». Во всех произведения этой категории четко прослеживается идея гуманизма, доброты и заботы об окружающих людях.

Дед Гаврила – это бывший казак. Он уже очень стар. Он всю жизнь любил и воспитывал своего сына Петра. Но когда началась Гражданская война, дед Гаврила отправил его воевать. Это была борьба против большевистской власти. После отправления Петра на фронт старик остался жить с женой. Двое больных и престарелых людей не могли должным образом следить за хозяйством. Поэтому все начало приходить в упадок. Ожидания возвращения Петра с поля боя оказались напрасными. Парня убили на фронте, и старики остались без единственного сына.

Через некоторое время начинают появляться в станице большевистские отряды. Они занимаются продразверсткой. Это очень не нравится местному казачьему населению. На почве этого недовольства возникают стычки и военные конфликты. После очередного боя дед Гаврил находит раненого солдата. По возрасту парень напоминает покойного Петра. Дед решает пожалеть солдата и забирает его к себе. Вместе с женой они начинают ухаживать за раненым.

Умирающего бойца зовут Николай. Спустя время он становится будто родственником для стариков. Николай заменил им их убитого сына, хотя в нем течет не их, а чужая кровь. Старики очень привязались и полюбили парня. Иногда они называют его Петей.

Но семейное счастье длилось  не долго. Николаю пришло письмо, с приглашением вернутся на завод. Парень долго думая решает возвратиться домой. Дед Гаврил, с женой узнав об этом, начинают страдать и мучатся. Им очень больно они словно второй раз теряют родного человека (сына).

В произведении «Чужая кровь» М.А. Шолохов изобразил деда Гаврила добрым, великодушным  и умеющим любить человеком. Автор с помощью разных приемов описал чувства стариков, которые теряют ребенка. Но, несмотря на горесть утраты люди, находят в себе силы жить дальше. Дед Гаврил с женой нашли в себе мужество преодолеть классовую ненависть и полюбить чужого ребенка. Великое чувство родительской любви, доброты и терпимости описано Шолоховым М.А. в произведении «Чужая кровь».

Анализ произведения Чужая кровь

Анализ произведения Чужая кровь

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Значение Имен в романе Преступление и наказание Достоевского

    Данное произведение Достоевского просто пестрит различными символами. Портреты и пейзажи, имена и фамилии героев, вещи, все это — символы.

  • Сочинение по произведению Два капитана Каверина

    «Два капитана» — это про детскую мечту, которая станет былью. Когда один капитан будет искать другого капитана. В городе Н-ске живут два мальчика. Одного из них зовут Саня Григорьев, другого – Петька Сковородников.

  • Бывает ли общественное мнение ошибочным? — сочинение

    Зачастую многие люди используют общественное мнение для того, чтобы так или иначе коммуницировать с окружающими их людьми. Само собой, не стоит доверять общественному мнению на 100%, так как оно может быть ошибочным.

  • История создания романа Дубровский Пушкина

    Над своим романом Пушкин работал целый год. Однако так его и не закончил. Даже название произведению не дал. В заглавии поставил только дату начала работы 21-е октября 1932-й год

  • Сочинение Проблема смысла жизни и цель

    Еще с первобытных времен человек не только переживал за свое благополучие, но так же задается постоянными вопросами: «Кто есть человек?», «Как он появился на планете Земля?» и, самый важный вопрос «Зачем он здесь?».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Анализ рассказа Чужая кровь

Анализ произведения Чужая кровь Шолохова

Это произведение выступает заключительной частью, сборника Шолохова «Донские рассказы». Он вложил в этот рассказ все свои последние силы, и смог блестяще закрыть свой сборник. Этот рассказ получил хорошую огласку, которую запустили восхищенные читатели и поклонники Шолохова.

Главным героем Шолохов назначил пожилого казака. Друзья и близкие называли его дед Гаврил. Он со своей женой проводил своего сына Петра на фронт, чтобы ток отстаивал честь страны. Когда Петр уехал на фронт, хозяйства в доме пошло на спад, так как старик сам уже почти нечего не мог делать. Они не переставали его ждать, и думали, когда он вернется домой, все снова вернется на свои места. Но ему вернуться было не суждено. Он погиб, как и погибли многие за честь своей страны и честь своей родной земли.

Когда проходит время войны добирается до места жительства деда Гаврила. И в скором времени, там появляются целые колонны Большевиков. У них есть задание, узнать как можно больше информации о данной местности. Но казаки были другого склада жизни и не любили чужих на своей территории. И казаки начинают противостоять красной армии и разгораются полномасштабные военные действия. Однажды утром дед Гаврил находит раненого война, который находится при смерти. Дед принимает решение помочь солдату. Может быть, его подтолкнула на эти действия, что раненый боец был похож на его погибшего сына.

Этот человек в скором времени поправился. Он был окружен заботой. Его очень любили и называли его сыном. Хоть он был и приемным, который смог успокоить боль в душе о потерянном сыне. Но выздоровев, он принял решение вернуться домой.

Шолохов этим рассказом хотел показать, что любая кровь может стать родной. Также что нужно помнить свою землю, за которую ты воевал. Он доказывает, что любыми возможными способами нужно делать все, чтобы оставить след в истории для своих потомков. В рассказе показывается доброта и душевное понимание казак. Это качество есть далеко не у всех людей, но у деда Гаврила оно было. Писатель смог в этом произведение идеально сопоставить героев на одной сюжетной линии. Он хорошо описал происходящие вокруг и создающуюся обстановку во время войны. Рассказ основан не на гражданской войне, а на родительской любви и заботе. Также стоит отметить словесное наполнение рассказа. Автор много раз применяет разные художественные образы для выделения особых черт характера. Автор использовал новаторский прием для рассказов. Он ввел в содержание прием, который был популярен в устном народном творчестве. Это прием, который делал акцент на внимания на войну и все что с ней связано…

Вариант 2

Это очень психологичный, жизненный рассказ. Конечно, нужно учесть, что дело происходит практически во время гражданской войны, что начинается продразверстка, когда отнимают у «зажиточных» зерно в пользу бедных… В стране новые порядки насаждают, люди ещё не оправились от трагедий, например, от потери близких.

Вот и главный герой – дед Гаврила – не любит большевиков. Его сын Пётр на стороне белых воюет. Вот только нет от него давно уж вестей… А тем временем большевики захватывают деревню, всё перестраивают по своему. Первая часть произведения показывает перемены в жизни. Образ деда обозначен таким самовольным, даже ершистым. Он не особенно подчиняется новым «хозяевам», шапку перед ними не снимает. В его душе теплится надежда, что вернётся сын – с победой, что выгонит красных. Но пока Петра нет, хозяйство приходит в упадок, так как Гаврила уже староват для работы по дому, в саду, в огороде… Он живёт ожиданием сына-героя. Старуха его потихоньку теряет надежду, плачет. Однажды, увидев её в слезах, дед её даже побил! После этого у несчастной начал глаз дергаться. Всё это показывает нрав деда, его неспокойное состояние. Он сам уже, на самом деле, теряет веру, но боится этого, поэтому все вокруг должны подтверждать его мысли.

Во второй части появляется вестник – сослуживец Петра. Приехал он из Турции, где воевал с красными. Сам бы он и не хотел приносить это известие, надеялся, что семья Петра уже знает о его судьбе. Но дед пришел к нему сам! И пришлось сослуживцу рассказать, что Петра «зарубили». Это огромная трагедия для Гаврилы. А тут ещё так некстати пришли требовать зерна, а ещё банда налетела… Стала изба Гаврилы полем сражения! Дед со старухой убежали, но через несколько дней вернулись к трупам. И вот Гаврила видит того продкомиссара, которым всех пугали. А он-то почти мальчик – чуть усы пробивались. И автор называет юношу зацелованным смертью сыном чужим. Гаврила тут же вспоминает своего Петра, также зарубленного где-то на чужой земле. Уже жалость в его сердце!

И вот новая часть, ведь все вдруг меняется – Гаврила уловил сердцебиение юноши. А мог бы брезгливо не обратить внимания, не расслышать слабый стук. Показано, как трогательно старики выхаживают раненого. Он, конечно, очень плох, но постепенно, благодаря их усилиям, начинает оживать. У стариков, которые ещё толком не расстались с образом сына, он перекладывается на раненого. Они даже стали называть его Петей, хотя оказывается, что он Николай. Они и ревнуют юношу друг к другу: кто больше с ним просидел, кто сколько раз подушки поправил. Это даже кажется детским чем-то, но это проявление их любви. С их стороны признанием Николая сыном стало то, что они отдали ему одежду Петра, которую бережно хранили. И ещё Гаврила попросил юношу, кстати, сироту, у которого никак не срастается рука, остаться с ними, не возвращаться на свой завод. А с завода родного приходит письмо, что ждут Колю обратно…

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Чужая кровь

Анализ рассказа Чужая кровь

Популярные сегодня темы

  • Кто такой Владимир Дубровский? сочинение (6 класс)

    Этот герой произведения является дворянином, является сыном Владимира Дубровского. Его отец был помещиком и обеднел, воспитывал сына один. Он смелый, добрый, имеет довольно привлекательную внешность и прелестный звучный голос.

  • Толстой Лев

    Лев Толстой – самый талантливый писатель русской литературы. Очень сложно описать литературный талант писателя, так как он создал очень много разнообразных произведений: романы, повести, рассказы, письма

  • Сочинение по рассказу Чудесный доктор Куприна 6 класс

    Произведение рассказывает о чудесах, произошедших с одной семьёй накануне Рождества.

  • Сочинение Может ли доброта причинить вред человеку?

    Конечно! Всё может причинить вред, особенно доброта. И она может сделать это по-разному… То есть может причинить вред и самому добряку, и людям, которым он старается помочь.

  • Сочинение по картине Назаренко Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве 9 класс

    «Церковь Вознесения на улице Неждановой» — это известная картина русской художницы, нашей современницы — Татьяны Назаренко. Центральное место в картине занимает церковь, освященная в честь Вознесения Господня

Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М.Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)

Урок внеклассного чтения в 11 классе

Карсакова Э.Б., учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

Цели:

  1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа М.А.Шолохова «Чужая кровь».
  2. Развивать речь учащихся при монологическом высказывании.
  3. Привить интерес к изучению прошлого своей страны через видение его писателями-современниками.
  4. Способствовать становлению морально-этических качеств старшеклассника.

Оборудование:

  1. Презентационная программа «Донские рассказы» М.Шолохова.
  2. Иллюстрации обложек и титульных листов различных изданий произведений М.А.Шолохова.
  3. Выставка книг советских писателей о гражданской войне и годах коллективизации.
  4. Кадры из кинофильма «Офицеры».

Предварительное задание:

Прочитать рассказ М.А.Шолохова «Чужая кровь».

Индивидуальные задания:

  1. Прочитать рассказ М.А.Шолохова «Лазоревая степь».
  2. Найти в словаре С.И.Ожегова значение слов «сострадание», «милосердие».
  3. Выписать высказывания о моральных качествах человека.        

Эпиграф урока:

Чувства — самая яркая часть нашей жизни.

БАЛЬЗАК Оноре де

Равнодушие — это паралич души.

ЧЕХОВ Антон Павлович

Звучит фонограмма «Реквиема» В.А.Моцарта.

 «Ведь не такая война была, как сейчас в иных книжках описывают. Не такая! Было в ней трудностей побольше, и смертей поболее, и геройства больше, не такого геройства, как в наших книжках, а самого обыкновенного геройства, которое тогда и геройством не называли, а просто – фронтовые будни,…» — так вспоминал о военном времени известный писатель Вячеслав Леонидович Кондратьев.

Сегодняшний наш урок мы посвящаем обычным людям, сделавшим сознательный выбор в годы величайших испытаний. Поговорим о годах гражданской войны, времени, о котором многое замалчивалось, которое ретушировалось.

Итак, тема нашего урока – нравственный выбор и ответственность за него по рассказу Михаила Александровича Шолохова «Чужая кровь».

Думаю, несправедливо говорить о рассказах писателя, ничего не сказав о его авторе.

Рассказ ученика о М.А.Шолохове.

Учитель. Один из первых сборников рассказов Шолохова «Донские рассказы» посвящен трудным годам коллективизации. ( Показ слайдов). Что вам известно об этом времени?

Историческая справка.

Учитель. На Дону гражданская война проходила с особым накалом драматизма. По разные стороны баррикад оказались люди, ещё вчера бывшие близкими или поддерживавшие хорошие отношения. Но война не пощадила никого и ничего. Об этом трудном времени Борис Васильев написал так: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней  есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия». Ярким примером контрастов, наблюдаемых в творчестве писателей того времени является рассказ «Лазоревая степь». Послушайте сюжет рассказа.

Ученик. В рассказе описываются события, происходившие на Дону вскоре после революции. Главный герой повествует о трудных годах служения пану, о том, как тот издевался над своими работниками, считая их совершенными скотами (зачитываются эпизоды). Но всё изменилось с приходом Советской власти, которая дала крестьянам самое главное – землю.

Вскоре возвращается бывший владелец этих угодий и, подавив сопротивление станичников,  жестоко расправляется с казаками. Особую симпатию вызывают сыновья героя, которые не поддались на посулы и не приняли сторону белоказаков – их ждала страшная расправа (зачитываются фрагменты текста). И несмотря на то, что младший, Степан, остался калекой, в нем не умер человек, сохранилась жизнь: он по мере сил старается быть в гуще событий, участвовать и помогать во всем, что может сделать.

Учитель. Как вы понимаете, название рассказа метафорично: перед нашими героями предстает прекрасная картина утра, когда степь в лучах восходящего солнца окрасилась в лазоревые краски, и та же самая земля полита кровью защитников станицы: в то время, страшное время гражданской войны, принимали люди либо сторону красных, либо – сторону белых. Именно поэтому практически все произведения о гражданской войне носят оттенок контраста, противопоставления.

Несколько отличен от такой схематичности в изображении героев рассказ Шолохова «Чужая кровь». Передайте кратко сюжет рассказа.

Ученик. Действия рассказа происходят в начале двадцатых годов, во время коллективизации. Автор повествует о событиях, перевернувших привычный уклад в семье деда Гаврилы.

Этот человек потерял своего единственного сына, который воевал с красноармейцами. Но родители не могут смириться с потерей сына: они продолжают его ждать, справляют ему обувь, одежду. Они замкнулись в своем горе и ненависти к новой власти, которая заметно зреет в душе Гаврилы.

Как-то раз в их дом постучались продразверсточники. Слишком уж нагло и уверенно, как показалось деду, вели они себя. Зол был он на новую власть, да делать было нечего – и пришлось Гавриле вести их к гумну. По дороге напали на большевиков незнакомцы (дед догадался, кто  это были) и порубили их.

К вечеру только пришел дед в себя и решил посмотреть, живы ли они, хотя никакой надежды не было: жестоко обошлись с ними налетчики (зачитать фрагменты текста). Каково же было удивление Гаврилы, когда у того, самого наглого и нахрапистого, он смог прощупать тоненькую ниточку пульса. Пригляделся к нему Гаврила хорошенько: молоденький паренек, над верхней губой едва пушок пробивается, и нет тех колючих льдинок в глазах-буравчиках. Такая жалость сковала сердце Гаврилы, что не смог он оставить беззащитную, едва теплившуюся жизнь вот здесь, на гумне, словно распятую

Унес Гаврила паренька в дом и стал вместе со старухой выхаживать незнакомца. Не сговариваясь с женой, они продолжали трудную и молчаливую борьбу со смертью, что кружила над их гостем. А тот не сразу поправлялся: уж слишком сильно повредила члены казацкая шашка.  Спустя несколько недель стал приподниматься с постели, волочить ноги по дому, а потом и на крыльцо выходить. И как-то само собой получилось, что старики отдали парню, которого назвали именем погибшего сына, всё «приданное», что готовили Петру. Не поскупились старики и на ласку и заботу, которым вот уж который год не давали выхода. И паренек привязался к ним. Все, казалось, складывалось как нельзя лучше, да вот пришло письмо-весточка в их дом, и задумался крепко Петро-Николай, почернел аж весь. А звали его вновь на завод, который практически взрастил юношу, восстанавливать разрушенное производство. Не мог Петр ответить отказом – сам себя тогда проклял бы: «Всё положили люди за завод…Голодают, а семьями едут: строиться помогают. Неужели я тут отсиживаться буду?» понял тогда старик, что теряет он вновь обретенного сына, теперь уже теряет безвозвратно. И хотя сказал, чтобы тот обещал матери приезжать-навещать, понимал, что уедет его сынок навсегда.

Учитель. Произведения времен гражданской войны пронизаны жесточайшим антагонизмом. Как вы понимаете, рассказ «Чужая кровь» стоит особняком в этой галерее. Как вы считаете, почему автор так подробно рисует назревающую в душе Гаврилы ненависть к новой власти?

Ученик. В Гавриле, в первую очередь, говорили отцовские чувства. Нет, он не был богатым, зажиточным человеком (ведь ему пришлось продать двух быков, чтобы снарядить сына на войну) – единственное богатство, которое у него отняли большевики, – это его сын. Именно поэтому ненависть, а возможно, и месть наполнили жизнь этого человека смыслом.

Учитель. Так почему же так переменила старика ночь расстрела красноармейцев?

Ученик. Я думаю, что если бы не случилось той страшной ночи (ведь и старик не на шутку перепугался), Гаврила перестал бы быть человеком: это был ком ненависти. Но увидев беззащитного юнца, который буквально несколько часов назад так по-хозяйски распоряжался в его доме, он невольно сравнил его со своим сыном, также немного видевшим в жизни. Желание помочь пришло само и к старику, и к его жене.

Учитель. Какие чувства вызвал у вас герой рассказа?

Ученик. Самые противоречивые: от сострадания – до радости за вновь обретенное счастье, смысл жизни – и безысходности перед грозящей потерей любимого человека.

Учитель. Как трактуется в словаре слово СОСТРАДАНИЕ?

Словарная работа.

СОСТРАДАНИЕ – жалость, сочувствие, вызываемые чьи-нибудь несчастьем, горем.

МИЛОСЕРДИЕ готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.

Учитель. Какие высказывания о нелегком, но глубоко нравственном выборе вы подобрали?

Реализация домашнего задания.

(Обсуждение высказываний)

В каждом человеке намешано всего понемножку, а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность.

А. и Б.СТРУГАЦКИЕ 

Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.

БАЛЬЗАК Оноре де

Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант — это развитие природных склонностей, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями….

БАЛЬЗАК Оноре де

Давайте верить в то, что сила – на стороне правды; и пусть эта вера поможет нам исполнить наш долг так, как мы его понимаем.

А.ЛИНКОЛЬН

Учитель. Думаю, вы согласитесь, что жизнь старика Гаврилы изменил случай, и не будь Николая, вряд ли проснулись чувства в сердцах стариков. Каким же вы увидели «чужака»?

Ученик. Судя по тому скудному описанию, что дает молодому человеку Шолохов, герою не более двадцати лет, но он уже успел пройти путь молодого революционера. Он знает, что классовая борьба еще не закончена, но его не страшат испытания. Николай молод, полон сил. Но как многие заметили, несмотря на свинцовые нотки в голосе и жесткий взгляд, ему не чуждо ничто человеческое: так же, как и многие его современники немного любви, ласки и теплоты пришлось ему испытать. И всё же, обретя семью, почувствовав заботу близких людей, он вынужден отказаться от этого: не пришло еще время. Петр также привязался к старикам и понимает, какую боль наносит им своим отъездом (он совершенно изменился в последние дни), но не может поступиться своей совестью и прощается с ними. Он делает свой, пусть и нелегкий, выбор.

Учитель. Сцена прощания написана с такой высокой эмоциональностью, что ком в горле сжимается, когда читаешь эти строки… (зачитывается фрагмент текста). Как вы считаете, почему же рассказ назван именно так: «Чужая кровь»?

Ученик. На первый взгляд, может показаться, что Гаврила и Николай так и не стали близкими, родными людьми (ведь последний уходит из родного дома, которого у него, скорее всего, не было). Но это не так. Я думаю, что люди, придерживающиеся разных взглядов, относящие себя к различным лагерям и считающиеся противниками, могут переступить через понятие «кровь» — а в то время даже кровное родство не признавалось – и стать самыми что ни наесть родными. И на первом месте здесь уже будет не политика, а правда жизни.  

Завершающие слова учителя. Вы правы, ребята. Вы взрослеете и скоро станете принимать серьезные, ответственные решения. Очень хотелось бы, чтобы перед вами стояли образы героев Шолохова, которые не теряют человечности даже в вихре гражданской войны. Каким суровым испытаниям ни подвергала бы вас жизнь, вы должны помнить, что истинное уважение заслуживают люди, способные выстоять в трудное время, не идти против совести, не плакаться, а вынести все удары судьбы и поддержать других. А закончить наш урок мне хотелось словами тонкого знатока человеческой души Николая Васильевича Гоголя: «Мир как водоворот; движутся в нем вечно мнения и толки, но всё перемалывает время: как шелуха, слетают ложные и, как твёрдые зерна, остаются неподвижные истины».

Демонстрируются кадры из кинофильма «Офицеры».

Домашнее задание.

Прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека», написать сочинение-эссе на тему «Сознательный выбор».

«Чужая кровь»

Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается поэтичной картиной зимней донской степи. Уже в этом небольшом описании читатель угадывает ключевой эпитет — «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все время думает о сыне, пропавшем в войну без вести.

По старинным казачьим обычаям снарядил Г аврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с серебряным набором — дорогую семейную реликвию, из поколения в поколение передававшуюся от отца к сыну — своеобразный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.

С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйство: «Рушились сараи, ломана скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по-своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».

С брлью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно и достойно выполнил свой долг перед родиной. А в старости, оказалось, что нет у него ни моральных, ни материальных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять. Символом горя и запустения в рассказе становится образ тиши-им. расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».

Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полушубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надежды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше. Символом быстротечного хода времени, как и во многих других произведениях М.А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует харак-геримй для устного народного творчества прием параллелизма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень прозрачно-зеленая, всегда торопливая».

Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.

Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы. Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дождутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Выхаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борьба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра. Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше. Он даже начинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю приходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с приемным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», — говорит он ему на прощанье. Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.

Солнце — один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.

Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социальноисторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософского содержания. Для М.А. Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками. Потребность в продолжении рода — одна из важнейших потребностей человеческой жизни. И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе — тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.

  • Идея рассказа холодная осень бунин
  • Идея рассказа хлеб для собаки
  • Идея рассказа фотография на которой меня нет астафьев
  • Идея рассказа уроки французского распутин
  • Идея рассказа улыбка рэй брэдбери