Идея рассказа гамлет щигровского уезда

Содержание

  1. Основные герои рассказа
  2. Основные события рассказа
  3. Смысл рассказа

«Гамлет Щигровского уезда» — рассказ И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника». Заметно отличается от других рассказов. Носит автобиографический характер.

Основные герои рассказа

Герой Описание
Неназванный рассказчик, говорящий о событиях своей молодости Молодой человек, проживающий в деревне рядом с имением Александра Михайловича. Прибыл к нему погостить. От его имени рассказываются основные события.
Александр Михайлович Богатый помещик, охотник, в доме которого проходят основные события. Ожидает важного сановника, волнуется. Имеет высокое положение в обществе, не женат. Военный в отставке, живет на широкую ногу, пользуется всевозможным уважением со стороны соседей и друзей.
Войницын Немногий из гостей, знакомый рассказчику. Недоучился, живет постоянно у Александра Михайловича. То, в каком качестве тот проживает в имении, рассказчик затрудняется сказать.
Лупихин Остряк, один из гостей. Его с рассказчиком перед обедом знакомит Войницын.
Сановник Важная персона, которую к обеду ожидает хозяин имения. Шутит, дела его с Александром Михайловичем в рассказе не описаны.
Сосед рассказчика по комнате, Гамлет Щигровского уезда Один из гостей Александра Михайловича. После обеда и ужина спит с рассказчиком в своей комнате, так как гостей много, и всех их уложить по одному не удалось. Рассказывает о себе, так как ни ему, ни его соседу не спится. Не называет своего имени.

Основные события рассказа

Герой, от имени которого ведется повествование, прибывает в имение Александра Михайловича на обед. Кроме хозяина имения и Войницына никого не знает, знакомится с Лупихиным прямо перед появлением сановника.

После сытного обеда и ужина решает остаться в имении Александра Михайловича и отправиться домой утром, а не ехать в ночь. Его укладывают в одной комнате с неназванным гостем. Ни ему, ни данному гостю не спится, и сосед начинает общаться с ним, потихоньку рассказывая некоторые события своей жизни.

Сосед рассказчика говорит, что его многие здесь считают оригиналом. Вдовец. Происходит из небогатой семьи, отца не помнит, так как его практически не застал – говорит, что в комнате матери был его портрет. Не имеет братьев и сестер. Брат был, но умер от английской болезни в раннем возрасте.

Воспитывался матерью, по достижению возраста шестнадцати лет был записан в университет. После поступления сына на учебу его мать скончалась, и юноша остался на попечении своего деда, стряпчего, который ограбил сироту. Во время учебы попал в кружок. Пробыл в Москве четыре года, после чего вернулся и вступил в права наследования.

От наследства к тому времени мало что осталось. Передав управление имением вольноотпущенному доверенному, отправляется в Европу, где живет три года. В Берлине живет год, влюбляется там в дочь профессора, Линхен, но испугался своих чувств и убежал. Покинул Берлин, жил в Италии.

После возвращения в Москву перестал быть молчаливым, возомнил себя гением. В Москве еще больше запутался, оказался стеснен в средствах и решил вернуться в деревню, так как не хотел жениться на купчихе, чтобы поправить свое материальное положение. Женился на дочери полковника из соседней деревни. Жена, по его словам, была у него словно птичка в лапах кота. Он не знает, любил ли ее. Жена умерла первыми родами вместе с ребенком. После ее смерти отправился в город, пробовал себя в литературе, но несчастен. Неизвестный сосед по комнате после рассказа попросил называть его Гамлетом Щигровского уезда.

Утром рассказчик его не застает.

Смысл рассказа

Показана трагедия «лишнего» человека. Гамлет не знает своего места в обществе, все время пытается убежать от проблем. Сначала он убегает от любви в Берлине, затем – от порицания обществом в Москве, нищеты. После решается жениться, не понимая, любит ли он девушку. О смерти жены и ребенка не слишком переживает, снова убегает от проблем, теперь уже в город. Боится раскрыться полностью, потому не называет своего имени.

Мы напишем — Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда Тургенева. Подсказки школьнику

Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики существование в русском обществе лишних людей.

Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, приехавшим на званый ужин по приглашению богатого помещика и охотника Александра Михайловича, где его поселяют в комнату вместе с чудаковатым мужчиной, поведавшим историю своей жизни, при этом не представившегося, лишь в конце беседы предложившего именовать его Гамлетом Щигровского уезда. Писатель не описывает внешность своего героя и детали одежды, лишь вкладывает в его руки немаловажную деталь в виде бумажного колпака.

Рассказ Гамлета отображается в связке его смеха над собственной неординарностью и жизнью, в результате которой он приходит к полнейшему одиночеству и непониманию со стороны окружающих людей, не замечающих его. Герой произведения повествует о собственном детстве, прошедшем в деревне, юношеским увлечением поэтическим творчеством, вспоминает матушку, воспитывающей сына в стремительном и слепом рвении помещичьих нравов, а также упоминает дядю, являющегося опекуном, который впоследствии предпринял попытку ограбления племянника.

Жизненная судьба героя описывается в виде неустойчивом безденежье, бедности, увлечении демократическими взглядами, а затем и печальной любовной истории с плохим финалом. Тем самым писатель демонстрирует в образе главного героя никчемного, самовлюбленного мужчину, иронизирующего по поводу своих бессмысленных и бесполезных стараний, осознающего собственную комичность и уничижительность.

Изображая представителей высшего общества того периода времени, писатель демонстрирует порой глупых, боящихся любых изменений людей, трясущихся за свою шкуру, изрыгающих желчь, стремящихся лишь к собственному достатку, на фоне которых жизнь Гамлета представляется некоторым благородством в виде шутовского образа в драматическом звучании, понимающего все никчемность русского общества, но при этом не предпринимающего никаких попыток для изменения в жизни.

Писатель показывает на примере образа Гамлета странного, но доброго и одинокого человека, искренне смеющегося над собственными поступками, отрекшегося от окружающего его общества, но при этом в силу робости боящегося его мнения.

Все сочинения

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Тургенев
  4. Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда

Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда Тургенева

Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики существование в русском обществе лишних людей.

Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, приехавшим на званый ужин по приглашению богатого помещика и охотника Александра Михайловича, где его поселяют в комнату вместе с чудаковатым мужчиной, поведавшим историю своей жизни, при этом не представившегося, лишь в конце беседы предложившего именовать его Гамлетом Щигровского уезда. Писатель не описывает внешность своего героя и детали одежды, лишь вкладывает в его руки немаловажную деталь в виде бумажного колпака.

Рассказ Гамлета отображается в связке его смеха над собственной неординарностью и жизнью, в результате которой он приходит к полнейшему одиночеству и непониманию со стороны окружающих людей, не замечающих его. Герой произведения повествует о собственном детстве, прошедшем в деревне, юношеским увлечением поэтическим творчеством, вспоминает матушку, воспитывающей сына в стремительном и слепом рвении помещичьих нравов, а также упоминает дядю, являющегося опекуном, который впоследствии предпринял попытку ограбления племянника.

Жизненная судьба героя описывается в виде неустойчивом безденежье, бедности, увлечении демократическими взглядами, а затем и печальной любовной истории с плохим финалом. Тем самым писатель демонстрирует в образе главного героя никчемного, самовлюбленного мужчину, иронизирующего по поводу своих бессмысленных и бесполезных стараний, осознающего собственную комичность и уничижительность.

Изображая представителей высшего общества того периода времени, писатель демонстрирует порой глупых, боящихся любых изменений людей, трясущихся за свою шкуру, изрыгающих желчь, стремящихся лишь к собственному достатку, на фоне которых жизнь Гамлета представляется некоторым благородством в виде шутовского образа в драматическом звучании, понимающего все никчемность русского общества, но при этом не предпринимающего никаких попыток для изменения в жизни.

Писатель показывает на примере образа Гамлета странного, но доброго и одинокого человека, искренне смеющегося над собственными поступками, отрекшегося от окружающего его общества, но при этом в силу робости боящегося его мнения.

Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда

Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Как произведения искусства становятся бессмертными?

    У шедевров может быть одна интересная особенность – бессмертие. Это возможно только в том случае, если произведение влияет на жизнь людей. Подобные произведения могут встречаться во всех разделах творчества

  • Темы творчества Шолохова

    Михаил Александрович Шолохов – один из самых титулованных писателей в Советском Союзе. Ранними произведениями он смело вошел в литературу, завоевал любовь и признание читателей и занял свое, особое, место в ней.

  • Сочинение по произведению Чистый понедельник Бунина

    Приблизиться к пониманию главного смысла бунинского рассказа-новеллы «Чистый понедельник» можно, уже рассуждая о его названии. В календаре, которому подчиняют свою жизнь верующие люди

  • Сочинения о праздниках
  • Любовь и страдания в лирике Ахматовой сочинение

    Своеобразна поэзия Анны Ахматовой. Центральное место в ее творчестве занимает любовная тематика. Но, любовь эта выражается не только в проявлениях чувств к мужчине.

Основные герои рассказа

Герой Описание
Неназванный рассказчик, говорящий о событиях своей молодости Молодой человек, проживающий в деревне рядом с имением Александра Михайловича. Прибыл к нему погостить. От его имени рассказываются основные события.
Александр Михайлович Богатый помещик, охотник, в доме которого проходят основные события. Ожидает важного сановника, волнуется. Имеет высокое положение в обществе, не женат. Военный в отставке, живет на широкую ногу, пользуется всевозможным уважением со стороны соседей и друзей.
Войницын Немногий из гостей, знакомый рассказчику. Недоучился, живет постоянно у Александра Михайловича. То, в каком качестве тот проживает в имении, рассказчик затрудняется сказать.
Лупихин Остряк, один из гостей. Его с рассказчиком перед обедом знакомит Войницын.
Сановник Важная персона, которую к обеду ожидает хозяин имения. Шутит, дела его с Александром Михайловичем в рассказе не описаны.
Сосед рассказчика по комнате, Гамлет Щигровского уезда Один из гостей Александра Михайловича. После обеда и ужина спит с рассказчиком в своей комнате, так как гостей много, и всех их уложить по одному не удалось. Рассказывает о себе, так как ни ему, ни его соседу не спится. Не называет своего имени.

Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда Тургенева

Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики существование в русском обществе лишних людей.
Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, приехавшим на званый ужин по приглашению богатого помещика и охотника Александра Михайловича, где его поселяют в комнату вместе с чудаковатым мужчиной, поведавшим историю своей жизни, при этом не представившегося, лишь в конце беседы предложившего именовать его Гамлетом Щигровского уезда. Писатель не описывает внешность своего героя и детали одежды, лишь вкладывает в его руки немаловажную деталь в виде бумажного колпака.

Рассказ Гамлета отображается в связке его смеха над собственной неординарностью и жизнью, в результате которой он приходит к полнейшему одиночеству и непониманию со стороны окружающих людей, не замечающих его. Герой произведения повествует о собственном детстве, прошедшем в деревне, юношеским увлечением поэтическим творчеством, вспоминает матушку, воспитывающей сына в стремительном и слепом рвении помещичьих нравов, а также упоминает дядю, являющегося опекуном, который впоследствии предпринял попытку ограбления племянника.

Жизненная судьба героя описывается в виде неустойчивом безденежье, бедности, увлечении демократическими взглядами, а затем и печальной любовной истории с плохим финалом. Тем самым писатель демонстрирует в образе главного героя никчемного, самовлюбленного мужчину, иронизирующего по поводу своих бессмысленных и бесполезных стараний, осознающего собственную комичность и уничижительность.

Изображая представителей высшего общества того периода времени, писатель демонстрирует порой глупых, боящихся любых изменений людей, трясущихся за свою шкуру, изрыгающих желчь, стремящихся лишь к собственному достатку, на фоне которых жизнь Гамлета представляется некоторым благородством в виде шутовского образа в драматическом звучании, понимающего все никчемность русского общества, но при этом не предпринимающего никаких попыток для изменения в жизни.

Писатель показывает на примере образа Гамлета странного, но доброго и одинокого человека, искренне смеющегося над собственными поступками, отрекшегося от окружающего его общества, но при этом в силу робости боящегося его мнения.

Основные события рассказа

Герой, от имени которого ведется повествование, прибывает в имение Александра Михайловича на обед. Кроме хозяина имения и Войницына никого не знает, знакомится с Лупихиным прямо перед появлением сановника.

После сытного обеда и ужина решает остаться в имении Александра Михайловича и отправиться домой утром, а не ехать в ночь. Его укладывают в одной комнате с неназванным гостем. Ни ему, ни данному гостю не спится, и сосед начинает общаться с ним, потихоньку рассказывая некоторые события своей жизни.

Сосед рассказчика говорит, что его многие здесь считают оригиналом. Вдовец. Происходит из небогатой семьи, отца не помнит, так как его практически не застал – говорит, что в комнате матери был его портрет. Не имеет братьев и сестер. Брат был, но умер от английской болезни в раннем возрасте.

Воспитывался матерью, по достижению возраста шестнадцати лет был записан в университет. После поступления сына на учебу его мать скончалась, и юноша остался на попечении своего деда, стряпчего, который ограбил сироту. Во время учебы попал в кружок. Пробыл в Москве четыре года, после чего вернулся и вступил в права наследования.

От наследства к тому времени мало что осталось. Передав управление имением вольноотпущенному доверенному, отправляется в Европу, где живет три года. В Берлине живет год, влюбляется там в дочь профессора, Линхен, но испугался своих чувств и убежал. Покинул Берлин, жил в Италии.

После возвращения в Москву перестал быть молчаливым, возомнил себя гением. В Москве еще больше запутался, оказался стеснен в средствах и решил вернуться в деревню, так как не хотел жениться на купчихе, чтобы поправить свое материальное положение. Женился на дочери полковника из соседней деревни. Жена, по его словам, была у него словно птичка в лапах кота. Он не знает, любил ли ее. Жена умерла первыми родами вместе с ребенком. После ее смерти отправился в город, пробовал себя в литературе, но несчастен. Неизвестный сосед по комнате после рассказа попросил называть его Гамлетом Щигровского уезда.

Утром рассказчик его не застает.

Гамлет Щигровского уезда

Во время одной из моих поездок я получил приглашение отобедать у богатого помещика и охотника, Александра Михайлыча Г***. Александр Михалыч не был женат и не любил женщин, общество у него собиралось холостое и жил он на широкую ногу. В тот день он ожидал важного сановника и испытывал волнение, несовместимое с его богатством. Почти все гости были мне незнакомы. Я начинал скучать, когда ко мне подошёл Войницын, недоучившийся студент, проживавший в этом доме неизвестно в каком качестве. Он познакомил меня с местным остряком Петром Петровичем Лупихиным, человеком маленького роста, с высоким хохлом и желчными чертами лица. Я выслушал его язвительные замечания о присутствующих на обеде.

Продолжение после рекламы:

Вдруг тревожное волнение распространилось по всему дому: приехал сановник. Через несколько минут всё общество отправилось в столовую. Сановника усадили на почётное место и в течении всего обеда с благоговением ему внимали. После обеда всё общество село за карты. Я кое-как дождался вечера и отправился на покой.

Из-за обилия гостей никто не спал в одиночку. Я никак не мог заснуть. Мой сосед заметил это и завёл со мной разговор. Он начал сетовать на отсутствие в нём оригинальности, а потом предложил рассказать историю своей жизни.

Родился он от небогатых родителей в Щигровском уезде Курской губернии. Отца он не помнил, его воспитанием занималась матушка. Брат его умер в младенчестве. Когда ему стукнуло 16 лет, матушка прогнала гувернёра, отвезла сына в Москву, записала в университет и умерла, оставив сына на попечение дяде, стряпчему Колтуну-Бабуре. Уже тогда он замечал в себе недостаток оригинальности. В университете он не пошёл своей дорогой, а, как все, вступил в кружок, в котором гибло всё самобытное и оригинальное. Таким образом он прожил в Москве 4 года.

Брифли существует благодаря рекламе:

Когда ему исполнился 21 год, он вступил во владение тем, что осталось от его наследства — дядя обобрал его дочиста. Оставив управляющим вольноотпущенного Василия Кудряшова, он уехал в Берлин, где провёл 6 месяцев, так и не узнав европейской жизни. Случай привёл его в дом одного профессора. Он влюбился в одну из дочерей профессора, от чего у него периодически начинало сосать под ложечкой, и по желудку пробегала холодная дрожь. Не выдержав такого счастья, он убежал и ещё 2 года скитался по Европе.

Вернувшись в Москву, он возомнил себя оригинальнейшим человеком, нашлись и те, кто поддержал это заблуждение. Вскоре на его счёт была пущена сплетня, которая заставила его уехать. Он удалился к себе в деревню и занялся хозяйством. По соседству жила вдова-полковница с двумя дочерьми. Однажды он посетил их, и через 6 месяцев женился на одной из дочерей. Софья была добрейшим существом, но в неё так въелись привычки старой девы, что она так и не смогла стать женой и хозяйкой. На четвёртый год Софья умерла от родов вместе с ребёнком.

Продолжение после рекламы:

После смерти жены он поступил на службу в губернском городе, но долго служить не смог и вышел в отставку. Со временем он смирил свою гордыню, утихли амбиции. О нём стали отзываться, как о пустом, выдохшемся человеке, а исправник говорил ему «ты». С его глаз спала завеса, и он увидел семя таким, какой он есть — ничтожным, ненужным, неоригинальным человеком.

Имени своего он мне не назвал, сказал только: «Назовите меня Гамлетом Щигровского уезда». На другое утро в комнате его уже не было. Он уехал до зари.

Анализ рассказа И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»

Автор: Olga Sheko • Октябрь 3, 2021 • Анализ книги • 2,889 Слов (12 Страниц) • 7,132 Просмотры

Анализ рассказа И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»

Рассказ «Гамлет Щигровского уезда» входит в состав сборника рассказов «Записки Охотника». В 1847 году в первом номере журнала «Современник» Тургенев публикует свое небольшое произведение «Хорь и Калиныч», которое было определено как очерк и которому дали подзаголовок «Из записок охотника», хотя никаких дальнейших «Записок» у Тургенева на тот момент не было. Успех этого очерка превзошел все ожидания, в редакцию «Современника» приходили письма с просьбами печатать «Записки охотника» дальше. Тургенев продолжил работу уже за границей, куда уехал надолго в том же 1847 году. «Современник» продолжал публиковать «Записки» с 1847 по 1851 год, а в 1852 году вышло отдельное издание. В это первое отдельное издание вошло 22 очерка. Еще три рассказа «Конец Чертопханова», «Стучит» и «Живые мощи» были написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже, после чего он издавался с 25-тью произведениями. Соединяя очерки и рассказы в книгу, Тургенев совершенно изменил их последовательность, по сравнению с тем, как они появлялись в журнальных публикациях. Цикл рассказов «Записки охотника» представляет собой единое целое со скрепляющими элементами – один автор-повествователь и разные типы настроения рассказов. Лиризм – основное настроение всего цикла. Автором-повествователем или героем-рассказчиком является не сам Тургенев, как может показаться сначала, а некий Петр Петрович из села Спасского, заядлый охотник, имя которого читатель узнает в рассказе «Живые мощи».

«Гамлет Щигровского уезда» создавался весной и летом 1848г. и впервые был опубликован в журнале «Современник» в №2 в 1849 г. Рассказ состоит из 7495 слов. В черновой редакции рассказ назывался «Обед», так как первоначально содержание его ограничивалось описанием обеда у богатого помещика, а несколько позднее была дописана остальная часть, помеченная в черновике: «К „Обеду“». Главного героя Тургенев поселил именно в Щигровском уезде Курской губернии не случайно: там находилось одно из тургеневских имений — Семеновка. Более того, в черновом варианте рассказа вместо Щигровского был назван Чернский уезд, что прямо указывает на автобиографичность тургеневского произведения: в Чернском уезде Тульской губернии находилось родовое имение отца писателя — село Тургенево. Описывая жизненный путь своего вымышленного героя, Тургенев достаточно последовательно воспроизводит события и факты своей собственной биографии. Автора и его героя сближает многое: деревенское детство, раннее увлечение поэзией, матушка, занимавшаяся воспитанием сына «со всем стремительным рвением степной помещицы». Герой тургеневского рассказа вспоминает о дяде-опекуне, ограбившем племянника. Дядя И.С.Тургенева, Н.Н.Тургенев, в течение нескольких лет был управляющим Спасским имением и у матери И.С.Тургенева а также ее сыновей были основания сомневаться в его бескорыстии. Совпадают и другие обстоятельств жизни героя произведения и самого И.С.Тургенева: Московский университет и университет в Берлине, путешествие по Италии, философские кружки, деревенское уединение и т. п. Автор поставил своего героя в хорошо знакомую ему обстановку и им самим пережитые обстоятельства.

Сюжет рассказа построен в прямой хронологической последовательности событий с отступлениями в прошлое. Конфликт происходит между личностью главного героя и обществом. Герой-рассказчик, от лица которого написано произведение, — второстепенный персонаж, имя его не упоминается в самом рассказе. Главный герой – Василий Васильевич, случайный ночной сосед по комнате героя-рассказчика, имя которого мы узнаем только в самых последних строчках произведения. Введение в действие и небольшая часть действия представлены в виде повествования от лица героя-рассказчика, наибольшая же часть текста построена

Источник

Обновлено: 09.01.2023

История относится к циклу Записки охотника и рассказывает о том, как главный герой отправляется гостить к холостому помещику. Этот помещик является убежденным холостяком и он собирает у себя похожее общество. В начале рассказа дается описание этого дня, когда все ждут какого-то значительного сановника, чтобы принять его, хозяин нервничает. За обедом все слушают сановника, потом переходят к картам. Герой постепенно терпит до вечера и в итоге оставляет остальных. Проведя день, он ложится спать и в связи с недостатком комнат спит, по соседству с другим человеком.

Тот начинает рассказывать ему историю собственной жизни, он говорит о том как родился в Щигровском уезде и воспитывался матерью, а в 16 лет оказался в Москве, где мать оставила его на попечение дяде, который был стряпчим, и отправилась на тот свет. Молодой человек поступил в университет и сразу стал частью кружка, который уничтожал самобытное и оригинальное в других людях. Его обучение не стало чем-то выдающимся, он выбрал самый простой путь. Стоит сказать, что начинал он свой рассказ именно с того, что в нём отсутствует всякая оригинальность. Именно этот факт тревожил его существенным образом.

После выпуска из университета он остался со скромным наследством (его дядя растратил существенную часть) поставил в своем имении управляющего и уехал в Берлин. Там, он прожил полгода, влюбился в дочку одного профессора, но не смог пережить этого чувства и поэтому отправился в другие города. Два года просто скитался по Европе, потом в итоге он немного жил в Москве, но из-за сплетен ему пришлось уехать в свою деревню, где он познакомился с дочерями вдовы полковника. На одной из них он в итоге женился, но его супруга Софья умерла от родов с ребенком, после четырех лет их брака. В дальнейшем он служил на государственной службе в небольшом городе. Служить долго не смог и ушёл в отставку. В итоге его стали считать ничем не выдающимся человеком, и он сам понял, что он весьма ничтожный и неоригинальный. После того как он рассказал свою трагическую историю, он представился герою как Гамлет Щигровского уезда.

Также читают:

Рассказ Гамлет Щигровского уезда (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Герою повести Василию Петровичу Богословскому 28 лет, хотя он выглядит старше. Это коренастый, сильный и здоровый на вид человек. Его прозвали Овцебыком из-за необычной причёски – двух прядей волос

Железников родился на свет 26 октября 1925 года, в городе Витебске. Его отец был уважаемым офицером. Все детство Вова вместе с семьёй постоянно переезжал, из –за отцовской службы.

Главный герой произведения – фельдшер Курятин, принимающий больных ввиду отсутствия более квалифицированного доктора. К нему приходит дьячок с просьбой удалить зуб – дескать, совсем боль замучила

Будущий правитель Фив, Эдип, нечаянно убив своего отца Лая, женится на своей матери, Иокасте. У них с Иокастой рождаются сыновья, Полиник и Этеокл, и дочери, Исмена и Антигона

Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, приехавшим на званый ужин по приглашению богатого помещика и охотника Александра Михайловича, где его поселяют в комнату вместе с чудаковатым мужчиной, поведавшим историю своей жизни, при этом не представившегося, лишь в конце беседы предложившего именовать его Гамлетом Щигровского уезда. Писатель не описывает внешность своего героя и детали одежды, лишь вкладывает в его руки немаловажную деталь в виде бумажного колпака.

Рассказ Гамлета отображается в связке его смеха над собственной неординарностью и жизнью, в результате которой он приходит к полнейшему одиночеству и непониманию со стороны окружающих людей, не замечающих его. Герой произведения повествует о собственном детстве, прошедшем в деревне, юношеским увлечением поэтическим творчеством, вспоминает матушку, воспитывающей сына в стремительном и слепом рвении помещичьих нравов, а также упоминает дядю, являющегося опекуном, который впоследствии предпринял попытку ограбления племянника.

Жизненная судьба героя описывается в виде неустойчивом безденежье, бедности, увлечении демократическими взглядами, а затем и печальной любовной истории с плохим финалом. Тем самым писатель демонстрирует в образе главного героя никчемного, самовлюбленного мужчину, иронизирующего по поводу своих бессмысленных и бесполезных стараний, осознающего собственную комичность и уничижительность.

Изображая представителей высшего общества того периода времени, писатель демонстрирует порой глупых, боящихся любых изменений людей, трясущихся за свою шкуру, изрыгающих желчь, стремящихся лишь к собственному достатку, на фоне которых жизнь Гамлета представляется некоторым благородством в виде шутовского образа в драматическом звучании, понимающего все никчемность русского общества, но при этом не предпринимающего никаких попыток для изменения в жизни.

Писатель показывает на примере образа Гамлета странного, но доброго и одинокого человека, искренне смеющегося над собственными поступками, отрекшегося от окружающего его общества, но при этом в силу робости боящегося его мнения.

Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда

Несколько интересных сочинений

Зимой рано темнеет и вечером уже особо не погуляешь. День кажется очень коротким. И мы больше времени проводим дома.

Айвенго Уилфред – рыцарь, оруженосец короля Ричарда, сын знатного саксонского тана Седрика. Он молод, благороден, великолепный боец и верный вассал. Готов пожертвовать жизнью ради чести.

Произведения русской классической литературы характеризуются включением авторами в повествовательное содержание глубокого психологизма, поскольку каждый писатель того периода истории предпринимает попытки исследования человеческой души

Адольф Карлович Берг — один из ярких второстепенных персонажей произведения русской классики, исторического романа Льва Николаевича Толстого под названием «Война и мир».

Смысл рассказа

Смысл книги

Основные герои рассказа

Герой Описание
Неназванный рассказчик, говорящий о событиях своей молодости Молодой человек, проживающий в деревне рядом с имением Александра Михайловича. Прибыл к нему погостить. От его имени рассказываются основные события.
Александр Михайлович Богатый помещик, охотник, в доме которого проходят основные события. Ожидает важного сановника, волнуется. Имеет высокое положение в обществе, не женат. Военный в отставке, живет на широкую ногу, пользуется всевозможным уважением со стороны соседей и друзей.
Войницын Немногий из гостей, знакомый рассказчику. Недоучился, живет постоянно у Александра Михайловича. То, в каком качестве тот проживает в имении, рассказчик затрудняется сказать.
Лупихин Остряк, один из гостей. Его с рассказчиком перед обедом знакомит Войницын.
Сановник Важная персона, которую к обеду ожидает хозяин имения. Шутит, дела его с Александром Михайловичем в рассказе не описаны.
Сосед рассказчика по комнате, Гамлет Щигровского уезда Один из гостей Александра Михайловича. После обеда и ужина спит с рассказчиком в своей комнате, так как гостей много, и всех их уложить по одному не удалось. Рассказывает о себе, так как ни ему, ни его соседу не спится. Не называет своего имени.

Основные события рассказа

Герой, от имени которого ведется повествование, прибывает в имение Александра Михайловича на обед. Кроме хозяина имения и Войницына никого не знает, знакомится с Лупихиным прямо перед появлением сановника.

Сосед рассказчика говорит, что его многие здесь считают оригиналом. Вдовец. Происходит из небогатой семьи, отца не помнит, так как его практически не застал – говорит, что в комнате матери был его портрет. Не имеет братьев и сестер. Брат был, но умер от английской болезни в раннем возрасте.

Воспитывался матерью, по достижению возраста шестнадцати лет был записан в университет. После поступления сына на учебу его мать скончалась, и юноша остался на попечении своего деда, стряпчего, который ограбил сироту. Во время учебы попал в кружок. Пробыл в Москве четыре года, после чего вернулся и вступил в права наследования.

От наследства к тому времени мало что осталось. Передав управление имением вольноотпущенному доверенному, отправляется в Европу, где живет три года. В Берлине живет год, влюбляется там в дочь профессора, Линхен, но испугался своих чувств и убежал. Покинул Берлин, жил в Италии.

Утром рассказчик его не застает.

Смысл рассказа

Художественное наследие А.С. Пушкина и его влияние на творчество И.С. Тургенева. Анализ рассказа «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки охотника»: проблема существования личностей, сомасштабных пушкинским центральным героям — Онегину и Татьяне.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 25.06.2013
Размер файла 26,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Герой два раза оказывается в ситуации любви, и оба раза она не оказывается для него той спасительной силой, которой станет это чувство в пушкинском романе. Очевидно, Тургеневу в начале 1850-х годов подобные смыслы любви казались слишком идеальными и нежизненными.

Думается, Тургенев не случайно ведет своего героя как бы вслед за Онегиным. Отмеченные нами переклички подчеркивают не только разницу в масштабах личностей обоих персонажей, но и драму Гамлета Щигровского уезда — драму образованного, неглупого, незлого человека, лучшие качества которого завяли, не найдя выхода ни в полезной деятельности, ни в искусстве, ни в любви. Итак, в герое своего рассказа Тургенев контаминирует черты Онегина и Ленского, переосмысляет их и создает нечто совершенно новое, абсолютно свое — тип лишнего человека.

Список литературы

1. Батюто А. И. Тургенев-романист. — Л., 1972. — С. 315 — 568.

3. Беляева И. А. Система жанров в творчестве Тургенева. — М., 2005.

4. Курлянская Г. Б. И. С. Тургенев и русская литература. — М., 1980.

6. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 10 т. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1978.

7. Сквозников В. Д. Пушкинская традиция. — М., 2007.

8. Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: в 28 т. — М.; Л., 1963.

Подобные документы

Краткая биографическая справка из жизни И.С. Тургенева. Образование и начало литературной деятельности Ивана Сергеевича. Личная жизнь Тургенева. Работы писателя: «Записки охотника», роман «Накануне». Реакция общественности на творчество Ивана Тургенева.

презентация [842,5 K], добавлен 01.06.2014

Понятие о лингвистическом анализе. Два способа повествования. Первичный композиционный признак художественного текста. Количество слов в эпизодах в сборнике рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Распределение эпизодов «Природа» в зачинах рассказов.

курсовая работа [379,2 K], добавлен 05.07.2014

Биография И.С. Тургенева. Переезд семьи Тургеневых в Москву и первые литературные опыты будущего писателя. Влияние дружбы Тургенева и Белинского на дальнейшее развитие творчества Тургенева. Антикрепостнический характер сборника «Записки охотника».

реферат [25,5 K], добавлен 02.01.2010

Традиции и новаторство пейзажа «Записок охотника» И.С. Тургенева. Отличительные черты первых очерков и рассказов «Записок охотника», где картины природы чаще всего являются или фоном действия, или средством создания местного колорита, палитра писателя.

контрольная работа [33,2 K], добавлен 26.06.2010

Краткая биография русского прозаика, поэта, драматурга, критика, публициста, мемуариста и переводчика И Тургенева. Его переход от поэтических опытов к «Запискам охотника», роль дружбы с Белинским на данном этапе. Мнение критиков о произведении Тургенева.

Во время одной из моих поездок я получил приглашение отобедать у богатого помещика и охотника, Александра Михайлыча Г***. Александр Михалыч не был женат и не любил женщин, общество у него собиралось холостое и жил он на широкую ногу. В тот день он ожидал важного сановника и испытывал волнение, несовместимое с его богатством. Почти все гости были мне незнакомы.

Я начинал скучать, когда ко мне подошел Войницын, недоучившийся студент, проживавший в этом доме неизвестно в каком качестве. Он познакомил меня с местным остряком Петром Петровичем

Лупихиным, человеком маленького роста, с высоким хохлом и желчными чертами лица. Я выслушал его язвительные замечания о присутствующих на обеде.

Вдруг тревожное волнение распространилось по всему дому: приехал сановник. Через несколько минут все общество отправилось в столовую. Сановника усадили на почетное место и в течении всего обеда с благоговением ему внимали.

После обеда все общество село за карты. Я кое-как дождался вечера и отправился на покой.

Из-за обилия гостей никто не спал в одиночку. Я никак не мог заснуть. Мой сосед заметил это и завел со мной разговор.

Он начал сетовать на отсутствие

Родился он от небогатых родителей в Щигровском уезде Курской губернии. Отца он не помнил, его воспитанием занималась матушка. Брат его умер в младенчестве.

Когда ему стукнуло 16 лет, матушка прогнала гувернера, отвезла сына в Москву, записала в университет и умерла, оставив сына на попечение дяде, стряпчему Колтуну-Бабуре. Уже тогда он замечал в себе недостаток оригинальности. В университете он не пошел своей дорогой, а, как все, вступил в кружок, в котором гибло все самобытное и оригинальное.

Таким образом он прожил в Москве 4 года.

Когда ему исполнился 21 год, он вступил во владение тем, что осталось от его наследства – дядя обобрал его дочиста. Оставив управляющим вольноотпущенного Василия Кудряшова, он уехал в Берлин, где провел 6 месяцев, так и не узнав европейской жизни. Случай привел его в дом одного профессора.

Он влюбился в одну из дочерей профессора, от чего у него периодически начинало сосать под ложечкой, и по желудку пробегала холодная дрожь. Не выдержав такого счастья, он убежал и еще 2 года скитался по Европе.

Вернувшись в Москву, он возомнил себя оригинальнейшим человеком, нашлись и те, кто поддержал это заблуждение. Вскоре на его счет была пущена сплетня, которая заставила его уехать. Он удалился к себе в деревню и занялся хозяйством. По соседству жила вдова-полковница с двумя дочерьми.

Однажды он посетил их, и через 6 месяцев женился на одной из дочерей. Софья была добрейшим существом, но в нее так въелись привычки старой девы, что она так и не смогла стать женой и хозяйкой. На четвертый год Софья умерла от родов вместе с ребенком.

После смерти жены он поступил на службу в губернском городе, но долго служить не смог и вышел в отставку. Со временем он смирил свою гордыню, утихли амбиции. О нем стали отзываться, как о пустом, выдохшемся человеке, а исправник говорил ему “ты”.

С его глаз спала завеса, и он увидел семя таким, какой он есть – ничтожным, ненужным, неоригинальным человеком.

Имени своего он мне не назвал, сказал только: “Назовите меня Гамлетом Щигровского уезда”. На другое утро в комнате его уже не было. Он уехал до зари.

Читайте также:

      

  • Счастье это когда тебя понимают сочинение
  •   

  • Политика есть искусство удерживать людей от участия в делах которые их прямо касаются сочинение
  •   

  • Через неделю после нас вернулись сочинение егэ проблема бондаренко
  •   

  • Прочитайте сказку л успенского помогите коту докажите что он прав используя элементы сочинение
  •   

  • Книги как и друзей надо выбирать по душевной склонности сочинение

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», слайд 1

Исследовательский проект по рассказу И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки охотника»

Слайд 2

Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», слайд 2

Тезаурус
Литерату́рный цикл — ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Общность, объединяющая ряд произведений, выступает, помимо темы, также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования.

Слайд 3

Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», слайд 3

Тезаурус
Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию

Слайд 4

Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», слайд 4

Эпиграф
Не случайно органичной частью «Записок охотника» является рассказ «Гамлет Щигровского уезда», язвительная и правдивая сатира на нарождающуюся русскую интеллигенцию.

Всеволод Сахаров

Слайд 5

Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», слайд 5

История создания.
В черновой редакции рассказ назывался «Обед», так как первоначально содержание его ограничивалось описанием обеда «у богатого помещика и охотника Александра Михайлыча Г***. Несколько позднее дописана остальная часть, помеченная в черновике: «К «Обеду»».
Впервые был опубликован в 1848 г. В журнале «Современник».

Слайд 6

Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», слайд 6

Краткое содержание
Фотографии из кинофильма
«Гамлет Щигровского уезда»

Слайд 7

Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», слайд 7

Проблема.
В «Гамлете Щигровского уезда» Тургенев обратился к новой для «Записок охотника» теме: жизнь и судьбы русской интеллигенции.

Слайд 8

Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», слайд 8

Позиция автора
В «Гамлете Щигровского уезда» обращает на себя внимание совпадение обстоятельств жизни героя с фактами из биографии самого И.С.Тургенева: московский университет и университет в Берлине, путешествие по Италии, философские кружки, деревенское уединение и т. п. Эти совпадения — чисто внешние: автор поставил своего героя в хорошо знакомые, им самим пережитые обстановку и обстоятельства. Но за мучительной рефлексией «Гамлета» чувствуется размышление Тургенева и над своей собственной судьбой.

Слайд 9

Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», слайд 9

Современники о рассказе
Затронутая Тургеневым тема вызвала в литературных кругах современников живые и разнообразные отклики.
По отзыву А.П. Григорьева: «столько же комическое, сколько трагическое» лицо «Гамлета» изображено Тургеневым «так истинно и просто», что «вызывает на многие вопросы».
Анонимный рецензент «Москвитянина» выразил свое недовольство стремлением Тургенева представить в одном лице «современное болезненное развитие в крайней степени», некоторой «уродливостью героя», которая казалась ему неправдоподобной.

Слайд 10

Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», слайд 10

Связь рассказа и истории
В рассказе И.С.Тургенев описывает реальное место – Щигровский уезд.
Щигровский уезд был расположен на северо-востоке Курской губернии.

Слайд 11

Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», слайд 11

Вывод
«Гамлет Щигровского уезда» не является главенствующим рассказом в цикле «Записки охотника». Но просто так выбросить его из цикла нельзя, ведь в рассказе раскрывается особая проблема общества того времени – проблема интеллигенции, не встречающаяся в других рассказах цикла.

Слайд 12

Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», слайд 12

Список Источников
http://ru.wikipedia.org/wiki/Щигровский_уезд
http://www.klassika.ru/read.html?proza/turgenev/t_hamlet.txt
http://www.klassika.ru/read.html?proza/turgenev/t_hamlet.txt&page=6
http://ilibrary.ru/text/1204/index.html
http://briefly.ru/turgenev/zapiski_ohotnika/
http://revolution.allbest.ru/literature/00105575_0.html

Слайд 13

Исследовательский проект по рассказу И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», слайд 13

Работу выполнили:
Ученики 10 класса А
МОУ СОШ №6 г. Амурска
Андреев Даниил
Даккурян Артём

Учитель Плохотнюк И.В.

2010 г.

  • Идея рассказа бунина холодная осень
  • Идея рассказа белый пудель
  • Идея рассказа бежин луг тургенева
  • Идея рассказа бедные люди толстой
  • Идея рассказа бедная лиза