Содержание
- Основные герои рассказа
- Основные события рассказа
- Смысл рассказа
«Гамлет Щигровского уезда» — рассказ И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника». Заметно отличается от других рассказов. Носит автобиографический характер.
Основные герои рассказа
Герой | Описание |
Неназванный рассказчик, говорящий о событиях своей молодости | Молодой человек, проживающий в деревне рядом с имением Александра Михайловича. Прибыл к нему погостить. От его имени рассказываются основные события. |
Александр Михайлович | Богатый помещик, охотник, в доме которого проходят основные события. Ожидает важного сановника, волнуется. Имеет высокое положение в обществе, не женат. Военный в отставке, живет на широкую ногу, пользуется всевозможным уважением со стороны соседей и друзей. |
Войницын | Немногий из гостей, знакомый рассказчику. Недоучился, живет постоянно у Александра Михайловича. То, в каком качестве тот проживает в имении, рассказчик затрудняется сказать. |
Лупихин | Остряк, один из гостей. Его с рассказчиком перед обедом знакомит Войницын. |
Сановник | Важная персона, которую к обеду ожидает хозяин имения. Шутит, дела его с Александром Михайловичем в рассказе не описаны. |
Сосед рассказчика по комнате, Гамлет Щигровского уезда | Один из гостей Александра Михайловича. После обеда и ужина спит с рассказчиком в своей комнате, так как гостей много, и всех их уложить по одному не удалось. Рассказывает о себе, так как ни ему, ни его соседу не спится. Не называет своего имени. |
Основные события рассказа
Герой, от имени которого ведется повествование, прибывает в имение Александра Михайловича на обед. Кроме хозяина имения и Войницына никого не знает, знакомится с Лупихиным прямо перед появлением сановника.
После сытного обеда и ужина решает остаться в имении Александра Михайловича и отправиться домой утром, а не ехать в ночь. Его укладывают в одной комнате с неназванным гостем. Ни ему, ни данному гостю не спится, и сосед начинает общаться с ним, потихоньку рассказывая некоторые события своей жизни.
Сосед рассказчика говорит, что его многие здесь считают оригиналом. Вдовец. Происходит из небогатой семьи, отца не помнит, так как его практически не застал – говорит, что в комнате матери был его портрет. Не имеет братьев и сестер. Брат был, но умер от английской болезни в раннем возрасте.
Воспитывался матерью, по достижению возраста шестнадцати лет был записан в университет. После поступления сына на учебу его мать скончалась, и юноша остался на попечении своего деда, стряпчего, который ограбил сироту. Во время учебы попал в кружок. Пробыл в Москве четыре года, после чего вернулся и вступил в права наследования.
От наследства к тому времени мало что осталось. Передав управление имением вольноотпущенному доверенному, отправляется в Европу, где живет три года. В Берлине живет год, влюбляется там в дочь профессора, Линхен, но испугался своих чувств и убежал. Покинул Берлин, жил в Италии.
После возвращения в Москву перестал быть молчаливым, возомнил себя гением. В Москве еще больше запутался, оказался стеснен в средствах и решил вернуться в деревню, так как не хотел жениться на купчихе, чтобы поправить свое материальное положение. Женился на дочери полковника из соседней деревни. Жена, по его словам, была у него словно птичка в лапах кота. Он не знает, любил ли ее. Жена умерла первыми родами вместе с ребенком. После ее смерти отправился в город, пробовал себя в литературе, но несчастен. Неизвестный сосед по комнате после рассказа попросил называть его Гамлетом Щигровского уезда.
Утром рассказчик его не застает.
Смысл рассказа
Показана трагедия «лишнего» человека. Гамлет не знает своего места в обществе, все время пытается убежать от проблем. Сначала он убегает от любви в Берлине, затем – от порицания обществом в Москве, нищеты. После решается жениться, не понимая, любит ли он девушку. О смерти жены и ребенка не слишком переживает, снова убегает от проблем, теперь уже в город. Боится раскрыться полностью, потому не называет своего имени.
Мы напишем — Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда Тургенева. Подсказки школьнику
Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики существование в русском обществе лишних людей.
Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, приехавшим на званый ужин по приглашению богатого помещика и охотника Александра Михайловича, где его поселяют в комнату вместе с чудаковатым мужчиной, поведавшим историю своей жизни, при этом не представившегося, лишь в конце беседы предложившего именовать его Гамлетом Щигровского уезда. Писатель не описывает внешность своего героя и детали одежды, лишь вкладывает в его руки немаловажную деталь в виде бумажного колпака.
Рассказ Гамлета отображается в связке его смеха над собственной неординарностью и жизнью, в результате которой он приходит к полнейшему одиночеству и непониманию со стороны окружающих людей, не замечающих его. Герой произведения повествует о собственном детстве, прошедшем в деревне, юношеским увлечением поэтическим творчеством, вспоминает матушку, воспитывающей сына в стремительном и слепом рвении помещичьих нравов, а также упоминает дядю, являющегося опекуном, который впоследствии предпринял попытку ограбления племянника.
Жизненная судьба героя описывается в виде неустойчивом безденежье, бедности, увлечении демократическими взглядами, а затем и печальной любовной истории с плохим финалом. Тем самым писатель демонстрирует в образе главного героя никчемного, самовлюбленного мужчину, иронизирующего по поводу своих бессмысленных и бесполезных стараний, осознающего собственную комичность и уничижительность.
Изображая представителей высшего общества того периода времени, писатель демонстрирует порой глупых, боящихся любых изменений людей, трясущихся за свою шкуру, изрыгающих желчь, стремящихся лишь к собственному достатку, на фоне которых жизнь Гамлета представляется некоторым благородством в виде шутовского образа в драматическом звучании, понимающего все никчемность русского общества, но при этом не предпринимающего никаких попыток для изменения в жизни.
Писатель показывает на примере образа Гамлета странного, но доброго и одинокого человека, искренне смеющегося над собственными поступками, отрекшегося от окружающего его общества, но при этом в силу робости боящегося его мнения.
Все сочинения
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда
Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда Тургенева
Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики существование в русском обществе лишних людей.
Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, приехавшим на званый ужин по приглашению богатого помещика и охотника Александра Михайловича, где его поселяют в комнату вместе с чудаковатым мужчиной, поведавшим историю своей жизни, при этом не представившегося, лишь в конце беседы предложившего именовать его Гамлетом Щигровского уезда. Писатель не описывает внешность своего героя и детали одежды, лишь вкладывает в его руки немаловажную деталь в виде бумажного колпака.
Рассказ Гамлета отображается в связке его смеха над собственной неординарностью и жизнью, в результате которой он приходит к полнейшему одиночеству и непониманию со стороны окружающих людей, не замечающих его. Герой произведения повествует о собственном детстве, прошедшем в деревне, юношеским увлечением поэтическим творчеством, вспоминает матушку, воспитывающей сына в стремительном и слепом рвении помещичьих нравов, а также упоминает дядю, являющегося опекуном, который впоследствии предпринял попытку ограбления племянника.
Жизненная судьба героя описывается в виде неустойчивом безденежье, бедности, увлечении демократическими взглядами, а затем и печальной любовной истории с плохим финалом. Тем самым писатель демонстрирует в образе главного героя никчемного, самовлюбленного мужчину, иронизирующего по поводу своих бессмысленных и бесполезных стараний, осознающего собственную комичность и уничижительность.
Изображая представителей высшего общества того периода времени, писатель демонстрирует порой глупых, боящихся любых изменений людей, трясущихся за свою шкуру, изрыгающих желчь, стремящихся лишь к собственному достатку, на фоне которых жизнь Гамлета представляется некоторым благородством в виде шутовского образа в драматическом звучании, понимающего все никчемность русского общества, но при этом не предпринимающего никаких попыток для изменения в жизни.
Писатель показывает на примере образа Гамлета странного, но доброго и одинокого человека, искренне смеющегося над собственными поступками, отрекшегося от окружающего его общества, но при этом в силу робости боящегося его мнения.
Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Как произведения искусства становятся бессмертными?
У шедевров может быть одна интересная особенность – бессмертие. Это возможно только в том случае, если произведение влияет на жизнь людей. Подобные произведения могут встречаться во всех разделах творчества
- Темы творчества Шолохова
Михаил Александрович Шолохов – один из самых титулованных писателей в Советском Союзе. Ранними произведениями он смело вошел в литературу, завоевал любовь и признание читателей и занял свое, особое, место в ней.
- Сочинение по произведению Чистый понедельник Бунина
Приблизиться к пониманию главного смысла бунинского рассказа-новеллы «Чистый понедельник» можно, уже рассуждая о его названии. В календаре, которому подчиняют свою жизнь верующие люди
- Сочинения о праздниках
- Любовь и страдания в лирике Ахматовой сочинение
Своеобразна поэзия Анны Ахматовой. Центральное место в ее творчестве занимает любовная тематика. Но, любовь эта выражается не только в проявлениях чувств к мужчине.
Основные герои рассказа
Герой | Описание |
Неназванный рассказчик, говорящий о событиях своей молодости | Молодой человек, проживающий в деревне рядом с имением Александра Михайловича. Прибыл к нему погостить. От его имени рассказываются основные события. |
Александр Михайлович | Богатый помещик, охотник, в доме которого проходят основные события. Ожидает важного сановника, волнуется. Имеет высокое положение в обществе, не женат. Военный в отставке, живет на широкую ногу, пользуется всевозможным уважением со стороны соседей и друзей. |
Войницын | Немногий из гостей, знакомый рассказчику. Недоучился, живет постоянно у Александра Михайловича. То, в каком качестве тот проживает в имении, рассказчик затрудняется сказать. |
Лупихин | Остряк, один из гостей. Его с рассказчиком перед обедом знакомит Войницын. |
Сановник | Важная персона, которую к обеду ожидает хозяин имения. Шутит, дела его с Александром Михайловичем в рассказе не описаны. |
Сосед рассказчика по комнате, Гамлет Щигровского уезда | Один из гостей Александра Михайловича. После обеда и ужина спит с рассказчиком в своей комнате, так как гостей много, и всех их уложить по одному не удалось. Рассказывает о себе, так как ни ему, ни его соседу не спится. Не называет своего имени. |
Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда Тургенева
Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики существование в русском обществе лишних людей.
Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, приехавшим на званый ужин по приглашению богатого помещика и охотника Александра Михайловича, где его поселяют в комнату вместе с чудаковатым мужчиной, поведавшим историю своей жизни, при этом не представившегося, лишь в конце беседы предложившего именовать его Гамлетом Щигровского уезда. Писатель не описывает внешность своего героя и детали одежды, лишь вкладывает в его руки немаловажную деталь в виде бумажного колпака.
Рассказ Гамлета отображается в связке его смеха над собственной неординарностью и жизнью, в результате которой он приходит к полнейшему одиночеству и непониманию со стороны окружающих людей, не замечающих его. Герой произведения повествует о собственном детстве, прошедшем в деревне, юношеским увлечением поэтическим творчеством, вспоминает матушку, воспитывающей сына в стремительном и слепом рвении помещичьих нравов, а также упоминает дядю, являющегося опекуном, который впоследствии предпринял попытку ограбления племянника.
Жизненная судьба героя описывается в виде неустойчивом безденежье, бедности, увлечении демократическими взглядами, а затем и печальной любовной истории с плохим финалом. Тем самым писатель демонстрирует в образе главного героя никчемного, самовлюбленного мужчину, иронизирующего по поводу своих бессмысленных и бесполезных стараний, осознающего собственную комичность и уничижительность.
Изображая представителей высшего общества того периода времени, писатель демонстрирует порой глупых, боящихся любых изменений людей, трясущихся за свою шкуру, изрыгающих желчь, стремящихся лишь к собственному достатку, на фоне которых жизнь Гамлета представляется некоторым благородством в виде шутовского образа в драматическом звучании, понимающего все никчемность русского общества, но при этом не предпринимающего никаких попыток для изменения в жизни.
Писатель показывает на примере образа Гамлета странного, но доброго и одинокого человека, искренне смеющегося над собственными поступками, отрекшегося от окружающего его общества, но при этом в силу робости боящегося его мнения.
Основные события рассказа
Герой, от имени которого ведется повествование, прибывает в имение Александра Михайловича на обед. Кроме хозяина имения и Войницына никого не знает, знакомится с Лупихиным прямо перед появлением сановника.
После сытного обеда и ужина решает остаться в имении Александра Михайловича и отправиться домой утром, а не ехать в ночь. Его укладывают в одной комнате с неназванным гостем. Ни ему, ни данному гостю не спится, и сосед начинает общаться с ним, потихоньку рассказывая некоторые события своей жизни.
Сосед рассказчика говорит, что его многие здесь считают оригиналом. Вдовец. Происходит из небогатой семьи, отца не помнит, так как его практически не застал – говорит, что в комнате матери был его портрет. Не имеет братьев и сестер. Брат был, но умер от английской болезни в раннем возрасте.
Воспитывался матерью, по достижению возраста шестнадцати лет был записан в университет. После поступления сына на учебу его мать скончалась, и юноша остался на попечении своего деда, стряпчего, который ограбил сироту. Во время учебы попал в кружок. Пробыл в Москве четыре года, после чего вернулся и вступил в права наследования.
От наследства к тому времени мало что осталось. Передав управление имением вольноотпущенному доверенному, отправляется в Европу, где живет три года. В Берлине живет год, влюбляется там в дочь профессора, Линхен, но испугался своих чувств и убежал. Покинул Берлин, жил в Италии.
После возвращения в Москву перестал быть молчаливым, возомнил себя гением. В Москве еще больше запутался, оказался стеснен в средствах и решил вернуться в деревню, так как не хотел жениться на купчихе, чтобы поправить свое материальное положение. Женился на дочери полковника из соседней деревни. Жена, по его словам, была у него словно птичка в лапах кота. Он не знает, любил ли ее. Жена умерла первыми родами вместе с ребенком. После ее смерти отправился в город, пробовал себя в литературе, но несчастен. Неизвестный сосед по комнате после рассказа попросил называть его Гамлетом Щигровского уезда.
Утром рассказчик его не застает.
Гамлет Щигровского уезда
Во время одной из моих поездок я получил приглашение отобедать у богатого помещика и охотника, Александра Михайлыча Г***. Александр Михалыч не был женат и не любил женщин, общество у него собиралось холостое и жил он на широкую ногу. В тот день он ожидал важного сановника и испытывал волнение, несовместимое с его богатством. Почти все гости были мне незнакомы. Я начинал скучать, когда ко мне подошёл Войницын, недоучившийся студент, проживавший в этом доме неизвестно в каком качестве. Он познакомил меня с местным остряком Петром Петровичем Лупихиным, человеком маленького роста, с высоким хохлом и желчными чертами лица. Я выслушал его язвительные замечания о присутствующих на обеде.
Продолжение после рекламы:
Вдруг тревожное волнение распространилось по всему дому: приехал сановник. Через несколько минут всё общество отправилось в столовую. Сановника усадили на почётное место и в течении всего обеда с благоговением ему внимали. После обеда всё общество село за карты. Я кое-как дождался вечера и отправился на покой.
Из-за обилия гостей никто не спал в одиночку. Я никак не мог заснуть. Мой сосед заметил это и завёл со мной разговор. Он начал сетовать на отсутствие в нём оригинальности, а потом предложил рассказать историю своей жизни.
Родился он от небогатых родителей в Щигровском уезде Курской губернии. Отца он не помнил, его воспитанием занималась матушка. Брат его умер в младенчестве. Когда ему стукнуло 16 лет, матушка прогнала гувернёра, отвезла сына в Москву, записала в университет и умерла, оставив сына на попечение дяде, стряпчему Колтуну-Бабуре. Уже тогда он замечал в себе недостаток оригинальности. В университете он не пошёл своей дорогой, а, как все, вступил в кружок, в котором гибло всё самобытное и оригинальное. Таким образом он прожил в Москве 4 года.
Брифли существует благодаря рекламе:
Когда ему исполнился 21 год, он вступил во владение тем, что осталось от его наследства — дядя обобрал его дочиста. Оставив управляющим вольноотпущенного Василия Кудряшова, он уехал в Берлин, где провёл 6 месяцев, так и не узнав европейской жизни. Случай привёл его в дом одного профессора. Он влюбился в одну из дочерей профессора, от чего у него периодически начинало сосать под ложечкой, и по желудку пробегала холодная дрожь. Не выдержав такого счастья, он убежал и ещё 2 года скитался по Европе.
Вернувшись в Москву, он возомнил себя оригинальнейшим человеком, нашлись и те, кто поддержал это заблуждение. Вскоре на его счёт была пущена сплетня, которая заставила его уехать. Он удалился к себе в деревню и занялся хозяйством. По соседству жила вдова-полковница с двумя дочерьми. Однажды он посетил их, и через 6 месяцев женился на одной из дочерей. Софья была добрейшим существом, но в неё так въелись привычки старой девы, что она так и не смогла стать женой и хозяйкой. На четвёртый год Софья умерла от родов вместе с ребёнком.
Продолжение после рекламы:
После смерти жены он поступил на службу в губернском городе, но долго служить не смог и вышел в отставку. Со временем он смирил свою гордыню, утихли амбиции. О нём стали отзываться, как о пустом, выдохшемся человеке, а исправник говорил ему «ты». С его глаз спала завеса, и он увидел семя таким, какой он есть — ничтожным, ненужным, неоригинальным человеком.
Имени своего он мне не назвал, сказал только: «Назовите меня Гамлетом Щигровского уезда». На другое утро в комнате его уже не было. Он уехал до зари.
Анализ рассказа И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»
Автор: Olga Sheko • Октябрь 3, 2021 • Анализ книги • 2,889 Слов (12 Страниц) • 7,132 Просмотры
Анализ рассказа И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»
Рассказ «Гамлет Щигровского уезда» входит в состав сборника рассказов «Записки Охотника». В 1847 году в первом номере журнала «Современник» Тургенев публикует свое небольшое произведение «Хорь и Калиныч», которое было определено как очерк и которому дали подзаголовок «Из записок охотника», хотя никаких дальнейших «Записок» у Тургенева на тот момент не было. Успех этого очерка превзошел все ожидания, в редакцию «Современника» приходили письма с просьбами печатать «Записки охотника» дальше. Тургенев продолжил работу уже за границей, куда уехал надолго в том же 1847 году. «Современник» продолжал публиковать «Записки» с 1847 по 1851 год, а в 1852 году вышло отдельное издание. В это первое отдельное издание вошло 22 очерка. Еще три рассказа «Конец Чертопханова», «Стучит» и «Живые мощи» были написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже, после чего он издавался с 25-тью произведениями. Соединяя очерки и рассказы в книгу, Тургенев совершенно изменил их последовательность, по сравнению с тем, как они появлялись в журнальных публикациях. Цикл рассказов «Записки охотника» представляет собой единое целое со скрепляющими элементами – один автор-повествователь и разные типы настроения рассказов. Лиризм – основное настроение всего цикла. Автором-повествователем или героем-рассказчиком является не сам Тургенев, как может показаться сначала, а некий Петр Петрович из села Спасского, заядлый охотник, имя которого читатель узнает в рассказе «Живые мощи».
«Гамлет Щигровского уезда» создавался весной и летом 1848г. и впервые был опубликован в журнале «Современник» в №2 в 1849 г. Рассказ состоит из 7495 слов. В черновой редакции рассказ назывался «Обед», так как первоначально содержание его ограничивалось описанием обеда у богатого помещика, а несколько позднее была дописана остальная часть, помеченная в черновике: «К „Обеду“». Главного героя Тургенев поселил именно в Щигровском уезде Курской губернии не случайно: там находилось одно из тургеневских имений — Семеновка. Более того, в черновом варианте рассказа вместо Щигровского был назван Чернский уезд, что прямо указывает на автобиографичность тургеневского произведения: в Чернском уезде Тульской губернии находилось родовое имение отца писателя — село Тургенево. Описывая жизненный путь своего вымышленного героя, Тургенев достаточно последовательно воспроизводит события и факты своей собственной биографии. Автора и его героя сближает многое: деревенское детство, раннее увлечение поэзией, матушка, занимавшаяся воспитанием сына «со всем стремительным рвением степной помещицы». Герой тургеневского рассказа вспоминает о дяде-опекуне, ограбившем племянника. Дядя И.С.Тургенева, Н.Н.Тургенев, в течение нескольких лет был управляющим Спасским имением и у матери И.С.Тургенева а также ее сыновей были основания сомневаться в его бескорыстии. Совпадают и другие обстоятельств жизни героя произведения и самого И.С.Тургенева: Московский университет и университет в Берлине, путешествие по Италии, философские кружки, деревенское уединение и т. п. Автор поставил своего героя в хорошо знакомую ему обстановку и им самим пережитые обстоятельства.
Сюжет рассказа построен в прямой хронологической последовательности событий с отступлениями в прошлое. Конфликт происходит между личностью главного героя и обществом. Герой-рассказчик, от лица которого написано произведение, — второстепенный персонаж, имя его не упоминается в самом рассказе. Главный герой – Василий Васильевич, случайный ночной сосед по комнате героя-рассказчика, имя которого мы узнаем только в самых последних строчках произведения. Введение в действие и небольшая часть действия представлены в виде повествования от лица героя-рассказчика, наибольшая же часть текста построена
Источник
Обновлено: 09.01.2023
История относится к циклу Записки охотника и рассказывает о том, как главный герой отправляется гостить к холостому помещику. Этот помещик является убежденным холостяком и он собирает у себя похожее общество. В начале рассказа дается описание этого дня, когда все ждут какого-то значительного сановника, чтобы принять его, хозяин нервничает. За обедом все слушают сановника, потом переходят к картам. Герой постепенно терпит до вечера и в итоге оставляет остальных. Проведя день, он ложится спать и в связи с недостатком комнат спит, по соседству с другим человеком.
Тот начинает рассказывать ему историю собственной жизни, он говорит о том как родился в Щигровском уезде и воспитывался матерью, а в 16 лет оказался в Москве, где мать оставила его на попечение дяде, который был стряпчим, и отправилась на тот свет. Молодой человек поступил в университет и сразу стал частью кружка, который уничтожал самобытное и оригинальное в других людях. Его обучение не стало чем-то выдающимся, он выбрал самый простой путь. Стоит сказать, что начинал он свой рассказ именно с того, что в нём отсутствует всякая оригинальность. Именно этот факт тревожил его существенным образом.
После выпуска из университета он остался со скромным наследством (его дядя растратил существенную часть) поставил в своем имении управляющего и уехал в Берлин. Там, он прожил полгода, влюбился в дочку одного профессора, но не смог пережить этого чувства и поэтому отправился в другие города. Два года просто скитался по Европе, потом в итоге он немного жил в Москве, но из-за сплетен ему пришлось уехать в свою деревню, где он познакомился с дочерями вдовы полковника. На одной из них он в итоге женился, но его супруга Софья умерла от родов с ребенком, после четырех лет их брака. В дальнейшем он служил на государственной службе в небольшом городе. Служить долго не смог и ушёл в отставку. В итоге его стали считать ничем не выдающимся человеком, и он сам понял, что он весьма ничтожный и неоригинальный. После того как он рассказал свою трагическую историю, он представился герою как Гамлет Щигровского уезда.
Также читают:
Рассказ Гамлет Щигровского уезда (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Герою повести Василию Петровичу Богословскому 28 лет, хотя он выглядит старше. Это коренастый, сильный и здоровый на вид человек. Его прозвали Овцебыком из-за необычной причёски – двух прядей волос
Железников родился на свет 26 октября 1925 года, в городе Витебске. Его отец был уважаемым офицером. Все детство Вова вместе с семьёй постоянно переезжал, из –за отцовской службы.
Главный герой произведения – фельдшер Курятин, принимающий больных ввиду отсутствия более квалифицированного доктора. К нему приходит дьячок с просьбой удалить зуб – дескать, совсем боль замучила
Будущий правитель Фив, Эдип, нечаянно убив своего отца Лая, женится на своей матери, Иокасте. У них с Иокастой рождаются сыновья, Полиник и Этеокл, и дочери, Исмена и Антигона
Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, приехавшим на званый ужин по приглашению богатого помещика и охотника Александра Михайловича, где его поселяют в комнату вместе с чудаковатым мужчиной, поведавшим историю своей жизни, при этом не представившегося, лишь в конце беседы предложившего именовать его Гамлетом Щигровского уезда. Писатель не описывает внешность своего героя и детали одежды, лишь вкладывает в его руки немаловажную деталь в виде бумажного колпака.
Рассказ Гамлета отображается в связке его смеха над собственной неординарностью и жизнью, в результате которой он приходит к полнейшему одиночеству и непониманию со стороны окружающих людей, не замечающих его. Герой произведения повествует о собственном детстве, прошедшем в деревне, юношеским увлечением поэтическим творчеством, вспоминает матушку, воспитывающей сына в стремительном и слепом рвении помещичьих нравов, а также упоминает дядю, являющегося опекуном, который впоследствии предпринял попытку ограбления племянника.
Жизненная судьба героя описывается в виде неустойчивом безденежье, бедности, увлечении демократическими взглядами, а затем и печальной любовной истории с плохим финалом. Тем самым писатель демонстрирует в образе главного героя никчемного, самовлюбленного мужчину, иронизирующего по поводу своих бессмысленных и бесполезных стараний, осознающего собственную комичность и уничижительность.
Изображая представителей высшего общества того периода времени, писатель демонстрирует порой глупых, боящихся любых изменений людей, трясущихся за свою шкуру, изрыгающих желчь, стремящихся лишь к собственному достатку, на фоне которых жизнь Гамлета представляется некоторым благородством в виде шутовского образа в драматическом звучании, понимающего все никчемность русского общества, но при этом не предпринимающего никаких попыток для изменения в жизни.
Писатель показывает на примере образа Гамлета странного, но доброго и одинокого человека, искренне смеющегося над собственными поступками, отрекшегося от окружающего его общества, но при этом в силу робости боящегося его мнения.
Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда
Несколько интересных сочинений
Зимой рано темнеет и вечером уже особо не погуляешь. День кажется очень коротким. И мы больше времени проводим дома.
Айвенго Уилфред – рыцарь, оруженосец короля Ричарда, сын знатного саксонского тана Седрика. Он молод, благороден, великолепный боец и верный вассал. Готов пожертвовать жизнью ради чести.
Произведения русской классической литературы характеризуются включением авторами в повествовательное содержание глубокого психологизма, поскольку каждый писатель того периода истории предпринимает попытки исследования человеческой души
Адольф Карлович Берг — один из ярких второстепенных персонажей произведения русской классики, исторического романа Льва Николаевича Толстого под названием «Война и мир».
Смысл книги
Основные герои рассказа
Герой | Описание |
Неназванный рассказчик, говорящий о событиях своей молодости | Молодой человек, проживающий в деревне рядом с имением Александра Михайловича. Прибыл к нему погостить. От его имени рассказываются основные события. |
Александр Михайлович | Богатый помещик, охотник, в доме которого проходят основные события. Ожидает важного сановника, волнуется. Имеет высокое положение в обществе, не женат. Военный в отставке, живет на широкую ногу, пользуется всевозможным уважением со стороны соседей и друзей. |
Войницын | Немногий из гостей, знакомый рассказчику. Недоучился, живет постоянно у Александра Михайловича. То, в каком качестве тот проживает в имении, рассказчик затрудняется сказать. |
Лупихин | Остряк, один из гостей. Его с рассказчиком перед обедом знакомит Войницын. |
Сановник | Важная персона, которую к обеду ожидает хозяин имения. Шутит, дела его с Александром Михайловичем в рассказе не описаны. |
Сосед рассказчика по комнате, Гамлет Щигровского уезда | Один из гостей Александра Михайловича. После обеда и ужина спит с рассказчиком в своей комнате, так как гостей много, и всех их уложить по одному не удалось. Рассказывает о себе, так как ни ему, ни его соседу не спится. Не называет своего имени. |
Основные события рассказа
Герой, от имени которого ведется повествование, прибывает в имение Александра Михайловича на обед. Кроме хозяина имения и Войницына никого не знает, знакомится с Лупихиным прямо перед появлением сановника.
Сосед рассказчика говорит, что его многие здесь считают оригиналом. Вдовец. Происходит из небогатой семьи, отца не помнит, так как его практически не застал – говорит, что в комнате матери был его портрет. Не имеет братьев и сестер. Брат был, но умер от английской болезни в раннем возрасте.
Воспитывался матерью, по достижению возраста шестнадцати лет был записан в университет. После поступления сына на учебу его мать скончалась, и юноша остался на попечении своего деда, стряпчего, который ограбил сироту. Во время учебы попал в кружок. Пробыл в Москве четыре года, после чего вернулся и вступил в права наследования.
От наследства к тому времени мало что осталось. Передав управление имением вольноотпущенному доверенному, отправляется в Европу, где живет три года. В Берлине живет год, влюбляется там в дочь профессора, Линхен, но испугался своих чувств и убежал. Покинул Берлин, жил в Италии.
Утром рассказчик его не застает.
Смысл рассказа
Художественное наследие А.С. Пушкина и его влияние на творчество И.С. Тургенева. Анализ рассказа «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки охотника»: проблема существования личностей, сомасштабных пушкинским центральным героям — Онегину и Татьяне.
Рубрика | Литература |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.06.2013 |
Размер файла | 26,3 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Герой два раза оказывается в ситуации любви, и оба раза она не оказывается для него той спасительной силой, которой станет это чувство в пушкинском романе. Очевидно, Тургеневу в начале 1850-х годов подобные смыслы любви казались слишком идеальными и нежизненными.
Думается, Тургенев не случайно ведет своего героя как бы вслед за Онегиным. Отмеченные нами переклички подчеркивают не только разницу в масштабах личностей обоих персонажей, но и драму Гамлета Щигровского уезда — драму образованного, неглупого, незлого человека, лучшие качества которого завяли, не найдя выхода ни в полезной деятельности, ни в искусстве, ни в любви. Итак, в герое своего рассказа Тургенев контаминирует черты Онегина и Ленского, переосмысляет их и создает нечто совершенно новое, абсолютно свое — тип лишнего человека.
Список литературы
1. Батюто А. И. Тургенев-романист. — Л., 1972. — С. 315 — 568.
3. Беляева И. А. Система жанров в творчестве Тургенева. — М., 2005.
4. Курлянская Г. Б. И. С. Тургенев и русская литература. — М., 1980.
6. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 10 т. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1978.
7. Сквозников В. Д. Пушкинская традиция. — М., 2007.
8. Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: в 28 т. — М.; Л., 1963.
Подобные документы
Краткая биографическая справка из жизни И.С. Тургенева. Образование и начало литературной деятельности Ивана Сергеевича. Личная жизнь Тургенева. Работы писателя: «Записки охотника», роман «Накануне». Реакция общественности на творчество Ивана Тургенева.
презентация [842,5 K], добавлен 01.06.2014
Понятие о лингвистическом анализе. Два способа повествования. Первичный композиционный признак художественного текста. Количество слов в эпизодах в сборнике рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Распределение эпизодов «Природа» в зачинах рассказов.
курсовая работа [379,2 K], добавлен 05.07.2014
Биография И.С. Тургенева. Переезд семьи Тургеневых в Москву и первые литературные опыты будущего писателя. Влияние дружбы Тургенева и Белинского на дальнейшее развитие творчества Тургенева. Антикрепостнический характер сборника «Записки охотника».
реферат [25,5 K], добавлен 02.01.2010
Традиции и новаторство пейзажа «Записок охотника» И.С. Тургенева. Отличительные черты первых очерков и рассказов «Записок охотника», где картины природы чаще всего являются или фоном действия, или средством создания местного колорита, палитра писателя.
контрольная работа [33,2 K], добавлен 26.06.2010
Краткая биография русского прозаика, поэта, драматурга, критика, публициста, мемуариста и переводчика И Тургенева. Его переход от поэтических опытов к «Запискам охотника», роль дружбы с Белинским на данном этапе. Мнение критиков о произведении Тургенева.
Во время одной из моих поездок я получил приглашение отобедать у богатого помещика и охотника, Александра Михайлыча Г***. Александр Михалыч не был женат и не любил женщин, общество у него собиралось холостое и жил он на широкую ногу. В тот день он ожидал важного сановника и испытывал волнение, несовместимое с его богатством. Почти все гости были мне незнакомы.
Я начинал скучать, когда ко мне подошел Войницын, недоучившийся студент, проживавший в этом доме неизвестно в каком качестве. Он познакомил меня с местным остряком Петром Петровичем
Лупихиным, человеком маленького роста, с высоким хохлом и желчными чертами лица. Я выслушал его язвительные замечания о присутствующих на обеде.
Вдруг тревожное волнение распространилось по всему дому: приехал сановник. Через несколько минут все общество отправилось в столовую. Сановника усадили на почетное место и в течении всего обеда с благоговением ему внимали.
После обеда все общество село за карты. Я кое-как дождался вечера и отправился на покой.
Из-за обилия гостей никто не спал в одиночку. Я никак не мог заснуть. Мой сосед заметил это и завел со мной разговор.
Он начал сетовать на отсутствие
Родился он от небогатых родителей в Щигровском уезде Курской губернии. Отца он не помнил, его воспитанием занималась матушка. Брат его умер в младенчестве.
Когда ему стукнуло 16 лет, матушка прогнала гувернера, отвезла сына в Москву, записала в университет и умерла, оставив сына на попечение дяде, стряпчему Колтуну-Бабуре. Уже тогда он замечал в себе недостаток оригинальности. В университете он не пошел своей дорогой, а, как все, вступил в кружок, в котором гибло все самобытное и оригинальное.
Таким образом он прожил в Москве 4 года.
Когда ему исполнился 21 год, он вступил во владение тем, что осталось от его наследства – дядя обобрал его дочиста. Оставив управляющим вольноотпущенного Василия Кудряшова, он уехал в Берлин, где провел 6 месяцев, так и не узнав европейской жизни. Случай привел его в дом одного профессора.
Он влюбился в одну из дочерей профессора, от чего у него периодически начинало сосать под ложечкой, и по желудку пробегала холодная дрожь. Не выдержав такого счастья, он убежал и еще 2 года скитался по Европе.
Вернувшись в Москву, он возомнил себя оригинальнейшим человеком, нашлись и те, кто поддержал это заблуждение. Вскоре на его счет была пущена сплетня, которая заставила его уехать. Он удалился к себе в деревню и занялся хозяйством. По соседству жила вдова-полковница с двумя дочерьми.
Однажды он посетил их, и через 6 месяцев женился на одной из дочерей. Софья была добрейшим существом, но в нее так въелись привычки старой девы, что она так и не смогла стать женой и хозяйкой. На четвертый год Софья умерла от родов вместе с ребенком.
После смерти жены он поступил на службу в губернском городе, но долго служить не смог и вышел в отставку. Со временем он смирил свою гордыню, утихли амбиции. О нем стали отзываться, как о пустом, выдохшемся человеке, а исправник говорил ему “ты”.
С его глаз спала завеса, и он увидел семя таким, какой он есть – ничтожным, ненужным, неоригинальным человеком.
Имени своего он мне не назвал, сказал только: “Назовите меня Гамлетом Щигровского уезда”. На другое утро в комнате его уже не было. Он уехал до зари.
Читайте также:
- Счастье это когда тебя понимают сочинение
- Политика есть искусство удерживать людей от участия в делах которые их прямо касаются сочинение
- Через неделю после нас вернулись сочинение егэ проблема бондаренко
- Прочитайте сказку л успенского помогите коту докажите что он прав используя элементы сочинение
- Книги как и друзей надо выбирать по душевной склонности сочинение
Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Исследовательский проект по рассказу И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки охотника»
Слайд 2
Тезаурус
Литерату́рный цикл — ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Общность, объединяющая ряд произведений, выступает, помимо темы, также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования.
Слайд 3
Тезаурус
Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию
Слайд 4
Эпиграф
Не случайно органичной частью «Записок охотника» является рассказ «Гамлет Щигровского уезда», язвительная и правдивая сатира на нарождающуюся русскую интеллигенцию.
Всеволод Сахаров
Слайд 5
История создания.
В черновой редакции рассказ назывался «Обед», так как первоначально содержание его ограничивалось описанием обеда «у богатого помещика и охотника Александра Михайлыча Г***. Несколько позднее дописана остальная часть, помеченная в черновике: «К «Обеду»».
Впервые был опубликован в 1848 г. В журнале «Современник».
Слайд 6
Краткое содержание
Фотографии из кинофильма
«Гамлет Щигровского уезда»
Слайд 7
Проблема.
В «Гамлете Щигровского уезда» Тургенев обратился к новой для «Записок охотника» теме: жизнь и судьбы русской интеллигенции.
Слайд 8
Позиция автора
В «Гамлете Щигровского уезда» обращает на себя внимание совпадение обстоятельств жизни героя с фактами из биографии самого И.С.Тургенева: московский университет и университет в Берлине, путешествие по Италии, философские кружки, деревенское уединение и т. п. Эти совпадения — чисто внешние: автор поставил своего героя в хорошо знакомые, им самим пережитые обстановку и обстоятельства. Но за мучительной рефлексией «Гамлета» чувствуется размышление Тургенева и над своей собственной судьбой.
Слайд 9
Современники о рассказе
Затронутая Тургеневым тема вызвала в литературных кругах современников живые и разнообразные отклики.
По отзыву А.П. Григорьева: «столько же комическое, сколько трагическое» лицо «Гамлета» изображено Тургеневым «так истинно и просто», что «вызывает на многие вопросы».
Анонимный рецензент «Москвитянина» выразил свое недовольство стремлением Тургенева представить в одном лице «современное болезненное развитие в крайней степени», некоторой «уродливостью героя», которая казалась ему неправдоподобной.
Слайд 10
Связь рассказа и истории
В рассказе И.С.Тургенев описывает реальное место – Щигровский уезд.
Щигровский уезд был расположен на северо-востоке Курской губернии.
Слайд 11
Вывод
«Гамлет Щигровского уезда» не является главенствующим рассказом в цикле «Записки охотника». Но просто так выбросить его из цикла нельзя, ведь в рассказе раскрывается особая проблема общества того времени – проблема интеллигенции, не встречающаяся в других рассказах цикла.
Слайд 12
Список Источников
http://ru.wikipedia.org/wiki/Щигровский_уезд
http://www.klassika.ru/read.html?proza/turgenev/t_hamlet.txt
http://www.klassika.ru/read.html?proza/turgenev/t_hamlet.txt&page=6
http://ilibrary.ru/text/1204/index.html
http://briefly.ru/turgenev/zapiski_ohotnika/
http://revolution.allbest.ru/literature/00105575_0.html
Слайд 13
Работу выполнили:
Ученики 10 класса А
МОУ СОШ №6 г. Амурска
Андреев Даниил
Даккурян Артём
Учитель Плохотнюк И.В.
2010 г.