Идея рассказа гуси лебеди воробьев

Война – это самое страшное, что может выпасть на долю любому человеку. Константин Дмитриевич Воробьев как никто другой знал о тяжести военного времени. Особенно нелегка была военная пора для людей, которым хотелось обычных житейских радостей – любви, семейного счастья. Фронтовик Константин Воробьев вложил в свой рассказ «Гуси лебеди» смысл того, что настоящая и искренняя любовь сильнее любых преград.

Краткое содержание

Действия рассказа разворачиваются в годы второй мировой войны. Молодой разведчик Сергей вместе со своей группой собирается на вылазку в оккупированный немцами город. Сергею нелегко покидать лагерь. Но не из-за страха, а потому что он влюблен в юную радистку – Татьяну. Таня чувствует близкую беду, но, переступив через себя, отпускает своего возлюбленного на разведку.

Ради любви

Случается страшное – Сергей не возвращается с задания. Татьяна умоляет командира подразделения отправить за Сергеем спасательный отряд, но тот отказывает девушке. В порыве эмоций, юная радистка нарушает приказ командира. Она самостоятельно покидает лагерь чтобы найти Сергея в оккупированном городе.

Проходит время, а о судьбе девушки, покинувшей безопасный лагерь, так ничего и не слышно. Однажды, находясь в городе, партизанский отряд обнаруживает чудом уцелевшего Сергея. Разведчик сильно ранен и измотан. Он не перестает корить себя за то, что допустил бесследное исчезновение своей любимой Тани.

Чем дальше длится неизвестность дальнейшей судьбы Татьяны, тем сильнее в душе Сергея нарастает мысль, что его возлюбленная погибла в окруженном врагом городе, одинокая и несчастная. С этой мыслью разведчику приходится жить долгие годы.

По окончании войны, Сергей никак не может забыть свою фронтовую любовь. Не отвлекает его ни мирное время, ни смена места жительства, ни то, что он сумел дослужиться до должности директора местного завода.

Открытый финал

В попытке излить свою душу и выразить чувства к погибшей возлюбленной, Сергей пишет книгу. Сюжет книги завязан на ситуации, которой пришлось пережить Сергею и Татьяне. Но в конце рассказа, главному герою книги удается спасти свою любимую.

На заметку! Константин Дмитриевич Воробьев сам участвовал в Великой Отечественной войне. Ему пришлось побывать во многих боях и даже в концентрационном лагере. Но несмотря на все тяготы его жизни в военное время, он написал книги не об ужасах войны и смерти, а о любви и верности.

Сергей возвращается спустя четыре года на свою малую родину. В дороге он встречает попутчиков, остановившихся отдохнуть у костра. Разговорившись с ними, он узнает шокирующую для себя информацию – Татьяна жива. Она смогла не только больше недели находиться в оккупированном городе. Во время пересечения ею границы фронта, одним броском гранаты, она отбилась от отряда преследующих ее фашистов. Получив при этом серьезные травмы, добралась до ближайшего хутора. Там ей оказали помощь, и там она живет по сей день.

Заканчивается рассказ тем, что главный герой не может уснуть ночью, предвкушая встречу со своей возлюбленной. Но узнать чем же кончилась история, читателю не дано, так как финал рассказа остается открытым.

Объяснение сюжета

Смысл рассказа К. Д. Воробьева «Гуси лебеди» заключается в необходимости веры в любимого человека, верности ему и готовности пойти на любые трудности ради любви. В рассказе, подобно народной сказке «Гуси лебеди», находится скрытый и сакральный смысл о святости и непоколебимости перед любыми препятствиями такого чувства, как любовь и всеобъемлющей силе любящего сердца.

Подобно сестрице из сказки, Татьяна и Сергей преодолевают любые сложности ради спасения друг друга. А мировая война и фашисты, разлучающие главных героев несут, в рассказе «Гуси лебеди» смысл Бабы-Яги и ее подчиненных гусей из одноименной сказки.

На заметку! Писатель Воробьев не зря решил использовать такое название, как «Гуси лебеди». В нем скрытый смысл «лебединой» верности главных героев. Через года они проносят свои чувства друг к другу, ни капли не потеряв. Главные герои не представляют себе жизнь друг без друга, погибая в разлуке, словно пара лебедей.

Автор говорит читателю, что нет такой силы на земле, которая сможет противостоять любящему сердцу. Даже добившись успеха в карьере, Сергей продолжает мучиться от тоски по неспасенной им Татьяне. Лишь поддавшись зову сердца, герой находит свою избранницу. Воробьев подталкивает читателя к мысли о том, что стоит слушать свое сердце и верить в лучшее даже тогда, когда вокруг все говорит об обратном. В этих простых истинах и кроется еще один смысл рассказа «Гуси лебеди».

В чем суть концовки

Константин Воробьев оставляет читателю повод представить, что могло произойти дальше с главными героями его произведения. В рассказе «Гуси лебеди» смысл открытого финала заключен в возможности читателя воплотить любой конец истории Сергея и Татьяны. Нет точки в истории двух любящих сердец, а, значит, нет и границы их любви друг к другу.

Воплотив конец произведения таким финалом, автор подчеркивает всю ту широту возможностей, которая открывается перед парой главных героев. Читателю предложено самому представить то, как эти двое смогут встретиться после стольких лет разлуки, и то, как эта «пара лебедей» вновь сможет обрести друг друга.

Вопреки всем тем кошмарам, которые пришлось пережить главным героям рассказа «Гуси лебеди», они смогли уберечь свою любовь и вновь обрести друг друга спустя долгое время. Поэтому так важно напоминать себе в мирное время, какую огромную силу несет в себе каждый из нас – любовь.

Фронтовик Константин Дмитриевич Воробьев написал рассказ «Гуси-лебеди» о войне. И о любви на войне. Несмотря на жесткость и ужас войны, любовь все же случалась и помогала вынести все тяготы борьбы с врагом.

За основу сюжета Воробьев взял незамысловатую русскую народную сказку с таким же названием. Однажды родители ушли из дома и оставили маленького сына одного. Того утащили гуси-лебеди. Но храбрая сестра отправилась на поиски брата, нашла мальчика в избе Бабы-Яги и вызволила его оттуда.

Сюжет рассказа, конечно, более сложный. Главным героем произведения является разведчик Сергей. Ему предстоит отправиться на задание в город, занятый врагом. Но его страшит не столько опасная операция, сколько то, что его возлюбленная – радистка Татьяна останется одна в лагере. У девушки плохое предчувствие, но ничего сделать она не может.

Группа разведчиков возвращается в свое расположение без Сергея. Судьба его неизвестна. Таня просит командира послать на поиски возлюбленного спасательную группу, но получает отказ. Тогда она вопреки приказу сама отправляется в оккупированный город, чтобы найти Сергея.

Татьяна пропадает вслед за ним. Обоих считают погибшими. Но неожиданно партизаны находят в городе Сергея и эвакуируют его из опасной зоны. Выясняется, что он чудом уцелел, хотя и был серьезно ранен. Но все мысли Сергея не о своем воскрешении, а о Тане, которая, как он думает, погибла ради его спасения.

Война заканчивается. Сергей возвращается к мирной жизни, не переставая думать о своей любимой. Чтобы хоть как-то искупить свою вину, Сергей пишет книгу, основанную на тех событиях, которые ему пришлось пережить. С той лишь разницей, что в финале Таня остается жива.

Проходит четыре года и Сергей решает посетить свою малую родину. По дороге он случайно узнает, что его возлюбленная жива. Ему рассказывают историю спасения Татьяны. Целую неделю она искала Сергея в городе и, не найдя, решила вернуться в лагерь. Но за ней погнались немцы. Ей чудом удалось пересечь линию фронта, хотя при этом она была серьезно ранена. Ее приютили хуторяне и девушка выжила. И она также считает, что Сергей погиб. Как сказали попутчики, Таня так и осталась жить на хуторе.

Финал рассказа автор оставляет открытым – на усмотрение читателя. Сергей ложится спать, зная, что на следующий день он увидит любовь всей своей жизни. Но чем кончится встреча, он предлагает додумать читателю.

Своим рассказом «Гуси-лебеди» Воробьев хотел показать, как важно верить в любимого человека, хранить верность, несмотря ни на что, и преодолевать любые трудности ради любви. Даже на войне любовь имеет сакральный смысл, поскольку это чувство выше любых преград и способно свернуть горы.

Татьяна и Сергей вместе символизируют сестру из народной сказки. А война и враги-фашисты представляют злых гусей-лебедей и коварную Бабу-Ягу.

Кроме того, хотя гуси-лебеди в сказке выступают в роли отрицательных героев, но сами лебеди вызывают ассоциацию с лебединой верностью, когда влюбленные не могут жить друг без друга и в случае гибели одного из них второй умирает от тоски.

Несмотря на то, что «Гуси-лебеди» являются лишь небольшим рассказом, они несут огромный смысл. И то, что любовь правит миром, и то, что любовь спасет мир, по Достоевскому. И важность веры, в то, что твоя любовь ждет тебя. Ведь в рассказе Сергей не может забыть Таню и сердце подсказывает ему, что она жива, хотя разум и отказывается принять это. И фраза «пути Господни неисповедимы» как нельзя лучше подходит к ситуации, в которой Сергей узнает радостную новость.

Жаль, конечно, что читатель ничего не узнаёт о судьбе Татьяны после войны. Но автор предполагает, что два любящих сердца должны найти друг друга, и потерявшиеся лебеди смогут наконец воссоединиться.

Цель: помочь обучающимся воспринять большие,
чистые, верные чувства между героями и
акцентировать авторскую мысль о том, что во имя
любви человек способен противостоять любым
жестокостям войны и жизни.

Задачи:


  • совершенствование умений и навыков анализа
    эпического произведения обучающихся;
  • воспитание трепетного отношения к чувствам
    других людей, к чувству любви;
  • развитие мышления, творческих способностей,
    способности к анализу.

Методические приёмы: анализ эпического
произведения, дискуссия, лекция учителя,
выразительное чтение отрывков из произведения,
беседа по плану, межпредметные связи с историей.

Методы развития творческих способностей
обучающихся:
творческое задание
(стихотворение о любви), дисскусия.

Методы организации учебно-познавательной
деятельности:
работа с произведением.

Оборудование: доска, выставка книг о войне.

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы с вами
будем анализировать произведение Константина
Дмитриевича Воробьёва “Гуси — лебеди”.

Каким был человеком писатель? Как сложилась его
судьба? Почему мы, прочитав его произведения, не
можем остаться равнодушными к написанному?

Родился К. Д. Воробьёв 24сентября 1919года в селе
Нижний Реутец Медвенского района Курской
области. Кто был его отец он не знал, а мать
хранила тайну. Будучи взрослым, спросил, кто был
его отец. Мать назвала фамилию – Письменов. Отчим
относился к пасынку хорошо, но всё же не хватало
отцовской ласки. А вскоре отец их покинул.

Мучительным воспоминанием о детстве у него
было чувство постоянного голода. В 1933 году голод
выкосил многие семьи.

Константин решил пойти работать в сельмаге. Там
получал плату хлебом. Окончив сельскую школу,
поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. В
справке исправил год рождения на 1917. Вернулся в
село, закончил курсы киномеханика и 6 месяцев
разъезжал по деревням с кинопередвижкой. В 1935
году стал писать стихи и небольшие
корреспонденции о сельской жизни и работать в
Медвенской районной газете. Украл петуха, продал
и уехал в 1937 году в Москву.

Жил у сестры Татьяны. В 1938 году призван в ряды
Красной Армии. В 1940 году получил направление в
Кремлёвское Краснознаменное пехотное училище. В
октябре 1941 году в составе Кремлёвских курсантов
был отправлен на фронт, в декабре попал в плен.
Прошёл через ряд лагерей на территории Литвы. В
сентябре 1943 года бежал из плена, организовал
партизанскую группу. После разгрома его
подпольной группы пришёл в город Шауляй и 30 дней,
не отрываясь от стола, писал повесть о плене. С
документальной точностью автор рассказывает о
пережитых адских мучениях(допросы, пытки,
расстрелы, каторжный труд, побеги). Эта повесть
под названием “Это мы, Господи!” опубликована
лишь в 1986году. После войны работал в
снабженческих и торговых организациях. Первый
сборник рассказов “Подснежник” вышел в 1956г.
(“Гуси — лебеди”, “Штырь”, “Синель” и др. ) С
середины 50-х годов стал заниматься
профессиональным литературным трудом. Важная
веха в творчестве К. Воробьёва – рубеж 50- 60 – х
годов, когда одна за другой написаны повести
“Сказание о моём ровеснике”(1960), “Убиты под
Москвой”(1961), “Крик”(1962). В основу этих повестей
легли личные впечатления и переживания автора во
время боёв под Москвой. Позже появляются
“деревенские” повести: “Почем в Ракитном
радости”(1964), “Мой друг Момич”(1965; в сокращенном
виде под названием “Тётка Егориха” в 1967г. ). В
последних повестях писателя “Вот пришёл
великан”(1971), “И всему роду твоему” (к началу 1974
г. была близка к завершению) – нет ни войны, ни
коллективизации, но есть хаотичный поток
повседневности, изнурительной серой обыденщины,
мышиной войны самолюбий.

Умер К. Д. Воробьёв 2 марта 1975 г. в Вильнюсе;
перезахоронен в г. Курске.

— Ребята, почему, прочитав произведение К. Д.
Воробьева, мы не можем оставаться равнодушными?

(Ребята говорят о том, что произведения К.
Воробьёва заставляют задуматься над смыслом
жизни, потому что сам автор пережил всё, о чём
писал ).

Анализ рассказа.

Литературовед И. П. Золотусский писал: “Проза
Константина Воробьёва особая. Те же законы прозы,
те же сюжет, композиция, характеры, но интонация
какая – то не та, интонация другая – с первых
строк резко взыскующая, истово реющая в полёте
повести”.

Поговорим об особенностях рассказа.

1. Сюжет. Фабула.

— Что такое сюжет? Фабула? Совпадает ли сюжет и
фабула рассказа?(Нет. Автор в рассказе
возвращается к прошедшим событиям. Этот приём

называется ретроспектива).

— Скажите, где в произведении кратко изложен
сюжет рассказа? (В стихотворении Сергея
Марьянова).
Прочтите, пожалуйста,
стихотворение.

Отшумит тревога грозной были.
Будет день – и я его дождусь:
Не смахнув с ресниц дорожной пыли,
У твоих дверей я постучусь.
Я возьму твои худые руки
Так же, как теперь я их беру,
Расскажу,что в эти дни разлуки…

2. Композиция.

— Как построена повесть? (Главы. Повтор –
интерпритация истории любви. Повесть в рассказе.
Лирические отступления. Ребята приводят примеры
из текста).

-Назовите смысловые части рассказа?

3. Конфликт.

В каждом эпическом произведении есть свой
конфликт. Дайте определение конфликта.

( Конфликт – противоборство, противоречие
между изображёнными в художественном
произведении характерами, характером и
обстоятельствами, различными сторонами
характера. )

— Ребята, как вы считаете, какой конфликт в
рассказе и причины его? (Одна группа ребят
доказывает примерами из текста, что в
произведении противоречия между характером и
обстоятельствами. Причина – война. Другая —
придерживается мнения, что здесь конфликт –
противоречия между различными сторонами
характера, и приводит свои доказательства. )

Конфликт тесно связан с проблемами, которые
поднимает автор в рассказе.

— Какие проблемы поднимает автор в этом
произведении? (Проблемы памяти, выбора
человека, смысла жизни, ответственности за
другого человека, бережного отношения к природе.
)

Все проблемы связаны одной темой – война и
любовь. Именно любовь помогает преодолеть все
преграды героям рассказа.

4. Герои рассказа.

“Память – поддержка и опора героев Воробьёва.
Человек возвращается домой. Человек в памяти
возвращается к пережитому. Память наводит мосты,
соединяет разорванное”,- пишет И. Золотусский.
Именно память о любимом человеке не даёт покоя
героям.

— Как автор изображает своих героев? Как
показывает их переживания, эмоциональное
состояние?(Портреты героев: Марьянова Сергея,
Лебедевой Татьяны. Примеры описания
психологического состояния героев. )

-Каждый из героев рассказа не верит в гибель
любимого человека. Докажите.

(Татьяна уходит самовольно из партизанского
отряда на поиски Сергея, не вернувшегося с
разведки. Сергей приезжает после войны к
Лебедевым домой в надежде увидеть Таню. Татьяна
уезжает на родину Сергея. Сергей пишет повесть о
Тане и в своём произведении всегда “спасает её
от врагов”)

Жизнь сильнее войны. Мысль о друг друге не даёт
им покоя. Их верность – свята.

-Какой эпизод рассказа заставляет нас
задуматься над глубиной чувства любви и
верности?

(Трагическая история лебедей. Пересказ.
Обращаем внимание на фамилию героини-Лебедева.
“Говорящая” фамилия. )

-Можно ли сказать, что история гибели лебедей,
услышанная Марьяновым у костра, помогла ему
найти Татьяну?(В продолжении разговора у костра
он услышал историю Тани. Она жива!)

5. Особенности рассказа.

(Контраст. Фольклорные элементы: название,
диалектные слова,повторы слов . Временные рамки:
начало и конец рассказа – осень. Лирические
отступления. )

  • В чём смысл названия рассказа – “Гуси —
    лебеди”?
  • Какова идея рассказа?
  • Ребята, чем каждого из вас поразил рассказ?

Да, война и любовь, вроде, несовместимые
понятия. Но война – это и испытание и проверка
больших чувств. Герои рассказа с честью и
достоинством пронесли через горнило войны
верность своим чувствам. Мы восхищаемся ими.

Обзор выставки книг по теме: “Война и любовь”.

Война и любовь. Эта тема раскрывается в
произведениях таких писателей, как В. Распутин
“Живи и помни”, В. Астафьев “Пастух и пастушка”,
В. Быков “Альпийская баллада”, В. Богомолов
“Зося”.

Эти книги есть в библиотеке!

Реализация творческого задания.

Любовь — разная. И отношение к этому чувству у
каждого из нас своё.

Чтение своих стихотворений о любви
обучающимися (Приложение 1).

Приложение 1

Что такое любовь?

Любовь полна тревог и страсти,
Глубоких чувств, красивых слов.
Любовь лишь временное счастье,
Она живет среди веков.
Любить нам никогда не поздно,
Но и не рано никогда.
И если любишь, то серьёзно,
Быть может даже навсегда!
Любовь прекрасна, превосходна,
И если любишь — ты живёшь.
Быть может, без любви жить можно,
Но, может, вскоре ты умрёшь!

Матюхина Людмила, ученица 11 класса

 Признание в любви.

Хочу сказать тебе три слова,
Прошу, поверь, что это не шутя.
Я не хочу сказать чего- нибудь плохого,
Хочу сказать, что я люблю тебя!
Тебе подарки и конфеты,
Тебе улыбки и мечты.
Тебе прекрасных роз букеты,
Тебе, мой ангел красоты.
Тебе всё лучшее на свете,
Тебе одной я всё дарю,
И не забудь слова ты эти,
Котёнок, я тебя люблю!

Малинин Максим, ученик 11 класса

О тебе.

Бывают мгновения улыбки твоей,
Когда я пою или рада.
Мне кажется, что для меня нет родней
Такого манящего взгляда.
Я чувствую нежность, тепло твоих рук
И жар от горячих объятий.
Больней и ужасней с тобою разлук,
Поверь, ничего не бывает.
Порой пониманию, что ты — Дон Жуан,
Непрочная странная дверца,
Что ты – мой красивый и нежный обман,
Который храню в моём сердце!
Я знаю о том, как прекрасны мечты,
Которым исполниться сложно,
Но всё же единственный мой – это ты!
И больше никак не возможно!

Орешнева Елизавета, ученица 11 класса

 Прости!

Бывает так:
Влюбился ты, и мир вокруг тебя порозовел,
И каждый день ты смотришь на неё,
Она к тебе, не так как ты хотел!
Бывает, подмигнёт с улыбкой
И так заманчиво пройдёт,
Своёй походкой, словно ангел,
Умея показать свой торс!
И думаешь ты лишь о ней,
В её улыбке ловишь солнце,
В глазах её ты ищешь встречную любовь,
Которой ты так долго хочешь,
Которую ты постоянно ждёшь!
Но лишь тогда, когда тебе захочется открыться,
Признаться ей во всей своей любви,
Она посмотрит на тебя,
Глазами полными безразличья,
И скажет с холодом в устах:
“Прости, ты просто друг”.

Плотицын Владимир, ученик 11 класса

Тема урока:  «Невероятная явь войны».

(По рассказу К.
Воробьёва «Гуси-лебеди»).

Цель урока: познакомиться с
творчеством К. Воробьёва, с внутренним миром героев рассказа «Гуси-лебеди»,
попытаться оценить его достоинства и ответить на вопрос: что хочет сказать нам
писатель своим произведением?

Вынесу войну,

Сто ран приму, но выстою.

Себя верну, любовь верну,

И щедрую, и чистую.

Такую щедрую, что в ней

Не думал об измене я,

Такую чистую, что ей

Лишь только ты – сравнение!

А. Недогонов.

Смерть на войне обычна и сурова.

И всё-таки мы воздух ловим ртом

при гибели товарищей.

С. Орлов

Жизнь у героев Константина

Воробьёва всегда складывалась
так,

что немудрено было на одном

 из крутых поворотов упасть,

сломать себе шею.

Ю. Томашевский.

I. Вступительное слово учителя.

С каждым годом всё меньше и
меньше остаётся среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года.
Тех, кто суровой осенью 1941 защищал Москву, кто познал кровавый снег
Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски пропахал…» Они не стояли за ценой,
добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому тёмная вода.»

Память о войне…

Вспоминаются строки А. Т.
Твардовского:

Война – жесточе нету
слова.

Война – печальней
нету слова,

Война – святее нету
слова…

«Сладость победы стирает горечь
терпения», — гласит русская пословица. Стирает ли? Вот уже  63 года прошло со
дня, когда в Москве прогремели 30 залпов из тысячи орудий, знаменующих победу
над фашистской Германией. Но боль утрат и потерь никогда не утихнет в сердцах
людей, встретивших войну лицом к лицу, прошагавших её кровавыми дорогами.

Когда это будет не
знаю:

в краю белоногих
берёз

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без
слёз…

С. Орлов

Память вновь и вновь возвращает
ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой
солдат высотку или на переправу под прицельным огнём, на заросшие партизанские
тропы. Память… Она всегда с ними.

Качалась земля под
ногами,

Металась луна меж
голов,

Да билось,
пульсируя, пламя

На выходах чёрных
стволов.

Л. Решетников.

И о чём бы ни писали фронтовики
много лет спустя, тема войны остаётся главной в любом их произведении. Главной
потому, что нельзя забыть поднятую взрывами, как на дыбу, родную землю; нельзя
вычеркнуть из памяти ужасов картины умирающих от голода детей, женщин и стариков.

Сегодня на уроке перед нами
стоит задача: познакомиться с творчеством К. Воробьёва, с внутренним миром
героев рассказа «Гуси-лебеди», попытаться оценить его достоинства и ответить на
вопрос: что хочет сказать нам писатель своим произведением?

— Запишите тему урока:
«Невероятная явь войны»

— Обратите внимание на эпиграфы
к уроку. Запишите 2 на выбор.

— Кто же такой Константин
Дмитриевич Воробьёв? познакомимся с биографией писателя.

II.        
Сообщение о
творчестве писателя. (Рассказывает ученица)

24 сентября 1942 лейтенант
Воробьёв так отметил своё двадцатилетие: подарил себе ни много ни мало –
свободу. И пусть — кляп им в дышло – пусть снова схватили, пусть из
Саласпилского лагеря бросили в штрафной барак Шауляйского – он чистое небо
видел!

За неба кусок, за глоток
вольного воздуха – неужели ж не стоит собою рискнуть? Стоит!

И хоть в железо его заковывай,
хоть в каменную яму кидай, а уйдёт он и из этого чёртом проклятого закомочья …

И ушёл.

А родился Константин Дмитриевич
Воробьёв 24 сентября 1919 года в одном из живописнейших мест Курской области –
селе Нижний Реутец Медвенского района. Детство его пришлось на годы становления
Советской власти, на время коллективизации. Он был свидетелем страшных событий,
разобраться в которых было нелегко. после окончания семилетки уехал в Москву,
учился в вечерней школе, служил в армии. В армейской газете печатал свои первые
рассказы. Литературный талант заявлял о себе, поэтому после демобилизации
литсотрудником газеты Военной академии имени М. В. Фрунзе. В начале войны
направляется курсантом в Кремлёвское военное училище. Окончив его по ускоренной
программе, в звании лейтенанта участвовал в боях под Москвой. Рота курсантов, в
состав которой входил Воробьёв, посланная на смерть, была уничтожена, а
писатель попал в плен. Обо всём этом он рассказал в книгах «Убиты под Москвой»
и «Это мы, Господи…!»

Воробьёв пережил ужас
концлагерей. Бежал. После побега принимал участие в освобождении Литвы. Эта
земля стала для писателя второй родиной. Здесь он встретился с удивительной
женщиной, Верой Викторовной, ставшей его женой, здесь появились на свет его
дети, здесь впервые были напечатаны многие его книги.

Им написаны «Крик», «Почём в
Ракитном радости», «Друг мой Момич», «Чёртов палец», «Ермак», «Сказание о моём
ровеснике», «Вот пришёл великан», «… И всему роду твоему» и другие.

Умер Константин Воробьев 2 марта
1975 года.

Учитель.

Сегодня за Константином
Воробьевым твердо закреплено место в первом  ряду военных писателей. И это
справедливо, потому что  это понятие – военный писатель – включает в себя нечто
большее, нежели тот факт, что человек воевал, а потом писал о войне. Здесь,
прежде всего, имеется в виду сам характер писателя – боевой, военный. О себе он
мог бы сказать словами Сергея Орлова:

Я, может быть,
какой-нибудь эпитет –

И тот нашел в
воронке под огнем…

Я порохом
пропахнувшие строки

Из-под обстрела
вынес на руках.

III.  Работа над текстом рассказа.

1.                      
Расскажите о том,
что произошло в сентябре 1943 года
.

(Пересказ ученика, близкий к
тексту.)

2.                      
Каким мы видим
Сергея Марьянова?

(Сергей отважен, он любит
литературу, хранит произведения Маяковского, Шолохова, сам пишет стихи, на
страницах которых перед нами встает человек любящий, верящий в Победу, человек,
юность которого оборвалась вместе с войной).

Учитель

Воробьев был убежден, что лучшее
в людях проявлялось именно тогда, в пору обрушившейся на них  величайшей
трагедии. Поэтому его герои всегда становятся примером чести и доброты, долга и
чистоты.   

3.                      
Что мы  узнаем о
биографии Сергея Марьянова? В чем особенности изображения жизни героя?

(Пересказ биографии. Автор не
дает полной биографии в одной главе, она как бы рассыпана по всему рассказу.

Учитель.

В произведениях Воробьева почти
нет места женщине. Женщины являются в его прозе со смущением на лице и
ненадолго.

4.                      
Какой мы видим Таню
Лебедеву в рассказе? Расскажите о ней.

5.                      
Любила ли она
Сергея?

(Безусловно, ведь она готова в
одиночку бороться с двухтысячным гарнизоном немцев, чтобы спасти любимого. У
нее существует «чувство невольной вины и ответственности за все.)

6.                      
Говорят, что герои
бесстрашны. Они действительно не боятся ничего?

(Страх овладевает любым
человеком, но нужно суметь его преодолеть. Поэтесса Ю.Друнина написала:

Кто говорит, что на
войне нестрашно,

Тот ничего не знает
о войне.

Героизм не в том, что человек не
испытывает страха, а в умении преодолевать его.)

7.                      
Как складывается
жизнь Сергея после войны? Расскажите об этом.

8.                      
Почему он не может
дописать повесть до конца? Прочитайте, как нам это объясняет автор.

(Гл.4, с.14. «Было еще много
вариантов свершения Таней своего подвига, и каждый раз Марьянов спасал ее от
гибели. Он не мог отдать ее в руки палачей, его воображение отказывалось
создавать для нее пытки. Непреложность факта ее гибели он опровергал любовью,
мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.Таня жила, и
повесть оставалась незаконченной»).

Учитель.

Таким образом, Сергей в памяти
возвращается к пережитому. На очной ставке с памятью он пытает себя, пытает и
казнит без свидетелей. Память наводит мосты, соединяет разорванное, латает провалы
в сознании, провалы и обрывы во времени. И понятными становятся слова Сергея
Орлова:

Смерть на войне
обычна и сурова.

И все-таки мы воздух
ловим ртом

При гибели
товарищей.

Прошлого не вернешь, но можно
вернуться с прошлым. Можно пронести его в сердце.

9.                      
А когда становится
нестерпимо больно, когда нет сил больше жить, куда Сергей отправляется «за
исцелением души»?

(«Всю жизнь тянулся К.Воробьев к
отчему дому… обильно сочились его книги этой неиссякаемой любовью к малой своей
родине». поэтому и возвращается Сергей домой, чтобы поклониться «селу за то,
что родился в нем, и за то, что сохранил к нему бессловесную любовь и
преданность»).

10.                        
Прочитайте
«лебединую повесть», рассказанную Федором.

11.                        
Почему Матвеич
решил рассказать о верности человека? Прочитайте былину, рассказанную им

(Матвеич своим рассказом
прославляет не только верность, любовь Тани и Сергея, но и прославляет русскую
женщину вообще, о которой можно сказать словами К.Симонова:

Жди меня и я вернусь

Всем смертям назло.

Он говорит о русской женщине,
великой в своих подвигах и в своих несчастьях, хранящей корень жизни).

12.                        
Рассказ
«Гуси-лебеди» небольшой по объему, но он разбит на 7 главок. Зачем? Что дает
автору такая композиция рассказа?

(По объему рассказ вместил 5
страниц, но по времени раскрывает долгий период, рассказывая о детстве, военной
поре и послевоенной жизни Сергея Марьянова. Действительно, такое деление делает
небольшой рассказ очень объемным по событийному и эмоциональному содержанию.
Каждая из главок – этап в развитии сюжета, в ней доминирует своя, особая
интонация, определяемая происходящими событиями. В нем есть некое «тяготение к
дневниковым записям»).

13.                        
Так что же хочет
сказать нам писатель своим произведением? Сумел ли он на страницах небольшого
произведения показать жестокость войны?

(Рассказ вмещает столько любви в
сердцах героев, что она способна победить смерть. Судьбы героев сложны,  сквозь
прокатившиеся по земле ураганы герои сумели сохранить и высокую стать души, и
прямоту сердца, завоеванное всей историей человеческого рода гордое право
называть себя человеком. Писатель всем строем рассказа прославляет любовь к
отчему дому, к земле, к человеку и осуждает войну).

Учитель.

Та же боль за человека,
осуждение войны, всех и всяческих форм порабощения и истребления народов звучит
и в творчестве русского художника  Василия Васильевича Верещагина.

Сообщение ученика.

В.В.Верещагин родился  26
октября 1842 г. в  городе Череповце Новгородской губернии, в семье помещика.

Осенью 1860
г. был принят в Академию художеств, но не закончил ее. Верещагин уезжает на
Кавказ, где много рисует с натуры. Он создал туркестанскую серию картин, где
этнографически точно, ярко передал  столкновение русских и бухарских  войск,
краски южной природы, старинную восточную архитектуру. В эту серию вошли
картины «У дверей Тамерлана», «Апофеоз войны» и многие другие.

Пафос его искусства отражал
тяготение к объективному воссозданию реальности, обнажению правды жизни.
Основные темы его творчества – жизнь Востока и тема войны. Верещагина трудно
назвать художником-баталистом, так как в его батальных картинах нет изображений
штурмов, атак, прославления подвигов, воспевания побед.

Ряд батальных картин
туркестанского периода был объединен художником в серию, которую он назвал
«Варвары». Заключительная картина серии «Апофеоз войны» изображает пирамиду
человеческих черепов, сложенную в среднеазиатской долине на фоне разрушенного
войной города и высохших садов. Стаи голодных птиц кружат над пирамидой,
садятся на черепа. С большим мастерством передан раскаленный зноем воздух. Выразительный
серо-желтый колорит как нельзя лучше передает ощущение высушенной солнцем,
умершей природы. В «Апофеозе войны» — это суровое осуждение художником
захватнических войн, несущих  смерть, уничтожение, разрушение. Картина
воспроизводит одну из «пирамид», которые по приказу Тамерлана и других
восточных деспотов складывали из черепов их поверженных врагов. На раме картины
художник начертал знаменательные слова: «Посвящается всем великим завоевателям,
прошедшим, настоящим и будущим».

Передавая не внешнюю сторону, а
изнанку войны, он раскрыл всю ее страшную правду, чтобы люди воочию ощутили ее
жестокость и бесчеловечность, о которых говорит и поэт Александров:

Я не хочу, чтоб
голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок.
Мой и твой.

Я не хочу, чтоб
голод Ленинграда

Коснулся их
блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты
обнажились,

Как раковая опухоль
земли,

Я не хочу, чтоб
вновь они ожили

И чью-то жизнь с
планеты унесли.

Пусть вскинут люди
миллион ладоней

И защитят прекрасный
солнца лик

От гари, пепелищ и
от афганской боли

Навечно! Навсегда! А
не на миг!

Я не хочу, чтоб
голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок.
Мой и твой

Пусть мир взорвется
криком: «Нет! Не надо!»

Мне нужен сын не
мертвый, а живой!

Д/З. Прочитать повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда»

Обновлено: 09.01.2023

Рассказ К. Воробьева посвящен войне, хотя в центре сюжета — любовь главных героев Сергея и Татьяны.

Воробьев «Гуси-лебеди» краткое содержание:

Однажды Сергей, будучи разведчиком, не приходит из города (с задания). Татьяна призывает начальство отправляться спасать парня. Но командир мыслит трезво: он не готов рисковать жизнями многих людей ради оного, тем более, не зная наверняка жив ли Сергей.

Татьяна сама решает найти любимого, но и она исчезает бесследно.

Сергей оказывается жив, его обнаружили солдаты.Но Татьяны с ним нет, поэтому парню так горько. Война заканчивается, Сергей теперь руководитель крупного предприятия. Спустя несколько лет Сергей узнает, что его любимая Татьяна чудом выжила, она учит детишек в школе. Сергей засыпает с мыслью о предстоящей встрече, теперь он точно ее найдет!

Отзыв: непростое и трогательное произведение о любви, которую главные герои смогли пронести сквозь всю войну и даже спустя годы помнили друг о друге. И Сергей, и Татьяна — они были готовы на все ради любимого.

Еще один рассказ Воробьева «У кого поселяются аисты» краткое содержание читайте здесь.

Константин Воробьев — один из самых правдивых писателей-фронтовико­ в.

Он не только воевал, но и побывал в плену, бежал из концлагеря, сражался в рядах партизан.

Его и публиковали не сразу. Рассказ «Гуси-лебеди» написан в 52-м году, а вышел только в 60-м. В нем не столько описываются военные действия, сколько говорится о любви. Большой, верной: отсюда и название — отсылка к лебединой верности.

Война заканчивается, Сергей назначен директором завода. Он не может забыть девушку, едет на родину Тани, но не находит ее. Любовь побуждает его написать о Тане книгу, где он хочет «спасти» любимую.

И вот через четыре года после войны Сергей едет к себе на родину. И уже почти рядом с селом, остановившись у чужого костра, случайно узнает из разговора о том, что Таня спаслась: после недельного поиска Сергея, пересекая линию фронта, она бросила гранату в окруживших ее немцев и была сильно ранена, но на хуторе ее выходили. И теперь она «перваков учит».

Это и есть конец рассказа — открытый финал! Сергей, счастливый, лежит ночью без сна и думает о любимой.

Суть даже не в том, что теперь они должны встретиться, а в том, как сильна их любовь, как они смогли не забыть друг друга в самые тяжелые годы.

Тринадцатилетний Паша и семилетняя Гуль живут в основном с бабушкой Шурой. Мама, художница, ведёт достаточно привольный образ жизни и часто куда-то надолго исчезает.

Дети проводят время в играх с говорящей куклой Лялькой и старыми портновскими манекенами Люсей, Дусей и Нюсей.

Бабушка Шура работает портнихой на дому, курит папиросы с мундштуком и поёт старинные романсы.

Но, происходит беда: умирает бабушка, а мама отправляется в очередной вояж и не возвращается так долго, что оставшихся без присмотра детей, забирают в детский Центр временного проживания. А, вскоре выясняется, что их мамы тоже нет в живых.

Таким образом, писательница в своём произведении, поднимает сразу несколько очень важных тем.

Это и детское одиночество: им не с кем поделиться своими переживаниями кроме куклы Ляльки.

Это и вынужденное раннее взросление: в тринадцать лет, Пашу уже все называют «маленьким старичком».

Это и проблема нравственного выбора и человеческой совести.

Мне повесть понравилась именно тем, что заставляет задуматься о моральных ценностях человеческой жизни и сделать свой личный выбор между добром и злом.

Невероятно трогательный и трагический рассказ «У кого поселяются аисты» Воробьева о дружбе мальчика Костика Мухина и аиста Кольки.

Краткое содержание можно написать так:

  1. Костик Мухин очень любил птиц и часто ходил к дубу в надежде, что они там есть.
  2. Буря сломала дуб, он стоял сиротливо.
  3. Через какое-то время к нему прилетели аисты, самцу дуб понравился, он начал мастерить гнездо, самка же никакне хотела там жить.
  4. Костик взял колесо и водрузил его на дуб, чтоб было основание у гнезда.
  5. Семья аистов поселилась на дубе, снесла яйцо, но самка погибла, запутавшись в электропроводах.
  6. Аист горевал на болоте, но смог найти себе новую пару.
  7. Аисты снесли еще три яйца и вывели 4 птенцов, но новая мама невзлюбила первого птенца от погибшей птицы и всячески его обижала.
  8. Костик очень сдружился с аистом, нарек его Колькой, потому что тот хромал.
  9. Мальчик сдружился с птицей, очень тосковал, когда аист решил улететь.
  10. Колька вскоре вернулся с выбитым глазом, он остался зимовать в доме у Костика и его бабки.
  11. Бабка не любила аиста, ей дороже были поросенок и курица.
  12. Однажды зимой Костик увидел аиста в снегу возле школы, это бабка выгнла его на снег из-за того, что тот ее клюнул.
  13. Птица замерзла, Костик принес мертвого аиста на плече.
  14. Он рассказывал эту историю своему другу и горько плакал.

С содержанием этого совсем короткого сказочного рассказа Николая Сладкова можно ознакомиться ниже.

Как видим, рассказ построен в форме диалога сороки и зайца. Сорока спрашивает трусливого у зайца, насколько ему могут помочь различные органы других животных (лисьи зубы, волчьи ноги, рысьи когти).

А заяц сокрушённо отвечает, что это ему не поможет, поскольку душа-то у него всё-равно заячья.

Видимо, главной мыслью этого произведения можно считать, что никакие ухищрения не могут помочь в изменении качеств, которыми наделила сама природа.

Применительно к человеку, можно сказать, что сколько его не вооружай, он не станет героем, а останется трусом, если у него такая природа.

Довольно непростой для восприятия рассказ Платонова «Железная старуха» о мальчике Егоре, который донимал всех вопросом «кто ты?». Он не хотел быть только Егором, а кем-нибудь еще. Мальчик пытался понять смысл жизни.

Краткое содержание рассказа:

Егор гулял и все спрашивал «Кто ты?» сначала у ветра, потом у жука, потом у червяка, которого принес домой и разговаривал с ним весь вечер. Мать решила слегка припугнуть мальчика и рассказала, что ночью по полям ходит Железная старуха. Если Егор не будет спать, она его заберет. Старуха хочет, чтоб все умерли и она осталась на земле одна.

kSUzPs0pEmd0bzoiowrlLBcVdCv9rOTe.jpg

Но это лишило мальчика сна, он все прислушивался. Егор выбрался ночью из дома и пошел к оврагу искать Железную старуху. Он спрятался в вырытой пещере и ждал. Когда появилась старуха , он стал ее расспрашивать, кто она и зачем. Железная старуха пообещала все рассказать, но тогда мальчик умрет. Егор испугался и бросил старухе в лицо глины — ослепленную он смог ее осилить. Старуха исчезла, а мальчик пролежал в овраге, пока утром его не нашла там мама. На прощанье старуха сказала Егору:

Проблему, описанную известным русским писателем Константином Дмитриевичем Воробьёвым в книге «Гуси-лебеди», можно считать вечно актуальной и значительно важной для людей, проживающих в любые периоды: от жестоких и чудовищных военных времен до современной мирной реальности.

Данный рассказ был написан в 1952 году, но только спустя 8 лет произведение было выпущено в свет, главной темой является именно важность таких высоких нравственных чувств, как преданность и верность. Автор повествует о чистой любви и необходимости ценить близких людей, не изменяя им и своим чувствам, несмотря на долгие разлуки и тяжёлые ситуации. Рано или поздно, ценой преодоленных трудностей, судьба возместит нанесенный ущерб и все вновь встанет на круги своя, искренняя любовь и бескорыстность поможет чувствам быть неизменными и стойкими даже под грузом риска своей жизнью. Посредством рассказчика — молодого тракториста, читателям было поведано о трагической истории, пройденных трудностях и тяжких событиях, пережитых главным героем. Радистка Таня, несмотря на твердый запрет командира и возможность поставить под угрозу верной гибели весь отряд, ушла в оккупированный город высвободить или отомстить за своего возлюбленного партизана-разведчика Сергея, но через некоторое время герои поменялись местами: теперь Сергей был вызволен из опасности, в то время как Татьяна наверняка попала к немцам.

Наибольшее впечатление на меня произвел один из самых трогательных и проникновенных моментов: спустя 4 года после войны Сергей совсем случайно и неожиданно для себя узнал счастливую и радующую правду: Татьяна спаслась и теперь обучает первоклассников в школе, всю ночь главный герой без сна думает о возлюбленной радистке. Любовь оказалась настолько сильна, что расстояние не имело значения, не обязательно находиться рядом — главное, что твоя половинка живет в благополучии. В мире есть много людей и все они отличаются друг от друга. У каждого собственные взгляды на жизнь, моральные идеалы, духовные ценности и приоритеты. В чьем-то списке важнейших аспектов жизни на первом месте будет стоять собственная выгода, полученная любым путем, в то время как кто-то поставит на первое место верную и преданную любовь или честную и подлинную дружбу, придерживаясь мнения о необходимости и важности доброй благородной души.

Этот рассказ заставил меня задуматься о настоящей чистой любви, закрывающей глаза на преграды и не пугающейся даже перед лицом смерти. Главные герои, хоть и сомневаются в том, жива ли их половинка, все равно стремятся к своей цели и отчаянно пытаются достигнуть желанного. Следовательно, образуется предположение о большем уровне таких отношений между людьми, но, к сожалению, довольно редко встречаются такие ситуации, которые впоследствии превращаются людьми в героические поступки, хоть и должны считаться обычным естественным исходом событий.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

По тексту Константина Воробьёва «Гуси-лебеди»

Взаимоотношения между людьми строятся на доверии и уверенности в близком человеке, однако,к сожалению, не всегда поведение ближнего оправдает наши ожидания. Именно проблему проявления верности ставит К.Д.Воробьёв в приведённом тексте. Во фрагменте рассказа «Гуси- Лебеди » писатель раскрывает проблему, обратившись к случайно услышанной героем Марьяновым печальной истории о лебедях. Очеркист восхищён верностью лебёдки, которая даже после гибели лебедя отчаянно защищает его тело, «прикрывает его крыльями», «сипит на убийцу и норовит клюнуть». Я думаю, повествователь рассказывает трагическую историю птиц, чтобы обратить внимание читателя на то, что подлинно верный близкий всегда бескорыстен и предан до конца. Бесспорно, верность проявляется, когда человек искренне любит, дорожа, подобно благородным птицам, ближними. Далее, верности лебедей противопоставлена неверность людей: в предложениях (19)-(23) изложено , как «бабушка» просила «Данилыча» воздержаться от «причинения обиды птицам», однако он не последовал её просьбе. Мне кажется, что

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 5 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 1 из 1 К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
  • 0 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 0 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 2 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 0 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 0 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 12 из 24

По­ли­на, в сле­ду­ю­щий раз со­чи­не­ние БЕЗ ТЕКСТА про­ве­рять­ся НЕ бу­дет. Нам при­шлось при­ло­жить нема­ло уси­лий, чтобы най­ти текст. Кро­ме это­го от­ме­тим, что со­чи­не­ние крайне сла­бое, и это су­ще­ствен­но за­труд­ни­ло про­вер­ку. Со­ве­ту­ем Вам об­ра­тить­ся к на­шим за­ме­ча­ни­ям, сде­лан­ным по хо­ду ра­бо­ты, и про­ана­ли­зи­ро­вать их!

Эпиграф – из стиха Недогонова о том, что война кончается, а настоящая любовь – нет.

Глава 1

В пути отряд встретил группу Марьянова. Им удалось уйти от погони. Полгода спустя Сергей был ранен в бою за город, куда ушла Таня. Он мучается чувством вины. И свыкается с мыслью, что девушка погибла. Хирург отрезает ему кисть левой руки.

Глава 2

Родной дом Тани пуст: ее отец умер. Марьянов уходит оттуда, взяв фотокарточки любимой. В городе, где она пропала, его берут на работу директором завода.

Глава 3

Два года он еще надеялся, ждал: вот придет! Марьянов пишет повесть. Об отряде. И Тане. Старая главбух, прочтя, советует ему писать для людей, для любимой. Душевней, искренней.

Глава 4

Марьянов начал книгу снова. Листок за листком вместе с Таней, тоненькой, высокой, голубоглазой, шел знакомыми тропами. Закончить гибелью девушки он не мог. А как тогда.

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Сюжет

Партизаны узнают, что разведчик Сергей Марьянов с бойцами попал в засаду. Отряд уходит, а девушка Марьянова радистка Таня с гранатами тайком идет его искать. Марьянов выходит к отряду. А Тани нигде нет. После войны Марьянов живет в том городе, где она пропала, пишет повесть о войне и их любви. Сдавшись, едет к себе на родину. В пути слышит две истории: о лебединой верности и о себе с Таней. Оказывается, девушка жива. Учит детей, и 4 года ждет любимого. Мир для Сергея наполняется счастьем, красотой.

Отзыв

Повесть о настоящей любви, пережившей саму смерть. Тема войны, борьбы народа, людского горя, проверки на прочность, взаимовыручки, верности. Название – отсылка к русской народной сказке. Там сестричка спасает братца, пройдя все испытания. Так поступают и герои. С опасностью для жизни, с неумирающей надеждой, они ищут друг друга. Такое чудо возвращает герою веру в жизнь, ее смысл. Теперь он знает, как закончить повесть. Лебединая верность – символ рассказа и его героев. Рассказ учит любить всем сердцем, верить, надеяться, бороться за свое счастье. Сама жизнь на стороне любящих.

Читайте также:

      

  • Что может толкнуть человека на преступление сочинение герой нашего времени
  •   

  • Сочинение огэ 2 вариант
  •   

  • Комментарий эксперта итоговое сочинение
  •   

  • Сочинение про снег весной
  •   

  • Какую книгу и почему твардовский называл заветной сочинение

  • Идея рассказа господин из сан франциско бунин
  • Идея рассказа горе от ума
  • Идея рассказа гамлет щигровского уезда
  • Идея рассказа выстрел пушкин
  • Идея рассказа волки зайцева