Идея рассказа как я ловил человечков

Читательский дневник по рассказу «Как я ловил человечков» Бориса Житкова

Автор: Житков Борис Степанович

Название произведения: «Как я ловил человечков»

Число страниц: 10

Жанр: рассказ

Главные герои: автор — Боря, бабушка.

Второстепенных героев нет.

Характеристика главных героев:

Боря — честный, послушный мальчик.

Доверчивый, мечтательный.

Поверил в свою фантазию и чуть не испортил пароход.

Бабушка — добрая, заботливая, но строгая.

Не стала ругать мальчика за испорченный пароход.

Краткое содержание рассказа «Как я ловил человечков»

Когда рассказчик был маленьким мальчиком, он жил у своей бабушки.

На шкафу Боря увидел модель парусника, но бабушка строго запретила её трогать.

Боря дал слово, но постоянно думал о маленьких человечках, которые прячутся в паруснике.

Мальчик пытался выманить человечков хлебом и конфетами, караулил ночами, пытался поймать их по следам.

Но человечки были очень хитрыми и не показывались.

И Боря притворился больным.

Когда бабушка ушла, мальчик стал трясти корабль, а потом выломал палубу.

Но человечков не было.

Мальчик понял, что натворил и спрятался под одеяло.

Он громко рыдал от стыда и раскаяния, когда вернулась бабушка.

План рассказа:

  1. Чудесный пароходик.
  2. Обещание.
  3. Охота на человечков.
  4. Мнимая болезнь.
  5. Пустой парусник.
  6. Слёзы раскаяния.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по рассказу «Как я ловил человечков» Бориса Житкова

Главная мысль рассказа «Как я ловил человечков»

Основная мысль автора состоит в том, что каждый человек, неважно маленький или взрослый, должен уметь держать данное слово.

Главная идея рассказа в том, что, нарушив данное обещание, можно оказаться в большой беде.

А уж совесть не даст человеку забыть о таком проступке очень долгое время.

Чему учит рассказ

Рассказ учит быть послушными, слушаться родителей, уметь держать слово и не огорчать близких.

Мальчик Боря нарушил своё слово, не послушался бабушки, и это привело к страшным последствиям.

Он разломал любимый бабушкин кораблик, и испытал муки совести.

Краткий отзыв по рассказу «Как я ловил человечков» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я была поражена тем, к каким необратимым последствиям привело героя его любопытство.

Мальчик Боря разломал кораблик, который очень ценила как память его бабушка.

Хотя сам же обещал даже не прикасаться к кораблику.

Этот рассказ произвёл на меня очень сильное впечатление.

Я поняла, как важно уметь держать данное слово и обуздывать собственное любопытство.

Человек не должен идти на поводу чувств, эмоций, а полагаться на доводы разума.

Но несмотря ни на что, мне очень понравился мальчик Боря.

Да, в этом рассказе он накосячил, но это послужило ему серьёзным уроком.

Он вырос честным и добрым человеком.

А его любопытство помогло Боре достичь немалого в творчестве.

Этот рассказ заставляет задуматься о честности и любопытстве.

О том, чтобы уметь правильно ставить приоритеты, выбирать верные цели.

Я всем рекомендую прочитать этот рассказ, чтобы понять, до чего может довести человека любопытство и необузданная фантазия.

Пословицы к произведению:

  • Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
  • Гляди глазами, да не тронь руками.

Словарь неизвестных слов:

  • Шушукать — тихо разговаривать.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли?

Но они, конечно, примолкли.

Поняли, что я схватил их пароход.

Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши.

Я слез со стола и стал трясти пароходик.

Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются.

Но внутри было тихо.

Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья.

Сидят как приклеенные.

Читательские дневники по другим произведениям Бориса Житкова:

  • «Храбрый утёнок»
  • «Про обезьянку»
  • Краткая биография Бориса Житкова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

«Как я ловил человечков» читательский дневник

«Как я ловил человечков» читательский дневник

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 149.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 149.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Как я ловил человечков» – смешная и вместе с тем поучительная история о мальчике Боре, который в своём воображении видел крошечных человечков на палубе игрушечного пароходика.

Краткое содержание «Как я ловил человечков» для читательского дневника

ФИО автора: Житков Борис Степанович

Название: Как я ловил человечков

Число страниц: 6. Житков Б. С. «Как я ловил человечков». Издательство «Искатель». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1934 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Боря – маленький мальчик, любопытный, нетерпеливый.

Бабушка – добрая, но строгая и принципиальная.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Маленького Борю на всё лето отвезли к бабушке. У неё был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. Он стоял на полке, и бабушка не разрешала Боре с ним играть, объяснив, что этот пароходик дорог ей как память.

Этот корабль буквально заворожил Борю – он представлял, как по палубе прохаживаются крошечные, меньше спички, человечки. Мальчик настолько поверил тому, что на корабле есть маленькие матросы, что решил подсмотреть за ними ночью, выпросив у бабушки ночник. Он укрылся с головой одеялом, оставив маленькую щёлочку, и принялся разглядывать судно. В какой-то момент ему даже показалось, что на палубе что-то двинулось. Но в это момент Боря неловко шевельнулся и, как ему показалось, вспугнул человечков. От досады на самого себя он уснул.

На следующий день Боря решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил перед каютой кусочек леденца, но, не выдержав ожидания, уснул. Утром на палубе, конечно же, никакой конфеты не было. В другой раз Боря оставил кусочек хлеба, но и его к утру уже не было на кораблике.

Мальчик задался целью во что бы то ни стало поймать человечков. Когда бабушка решила пойти в гости, Боря натёр лицо и лег в кровать. Обеспокоенная бабушка велела ему лежать дома, пообещав скоро вернуться с малиной.

Как только бабушка ушла, Боря бросился к пароходику и принялся его трясти. Но матросы сидели крепко на своих скамейках и не шевелились. Тогда мальчик в азарте взял нож и стал подковыривать палубу. Ему мешали верёвочки, натянутые от мачт, и он их без раздумий срезал. Но под палубой было пусто.

Дрожащими руками Боря попытался было придать пароходику первоначальный вид, но это у него не получилось. Он поставил кораблик на место и юркнул под одеяло. Он заплакал от стыда за свой некрасивый поступок. В этот момент в комнату вошла бабушка и принялась его успокаивать: она еще не знала, что натворил ее проказливый внук.

План пересказа

  1. Пароходик на полке.
  2. Бабушкин запрет.
  3. Маленькие человечки.
  4. Ночное наблюдение.
  5. Приманка из конфеты.
  6. Кусочек хлеба.
  7. Боря притворяется больным.
  8. Взлом пароходика.
  9. Человечков нигде нет.
  10. Раскаяние Бори.

Главная мысль

Излишнее любопытство может привести к печальным последствиям.

Чему учит

Рассказ учит быть честным, справедливым, взвешивать свои поступки и думать, к чему они могут привести. Учит признавать свою вину и не огорчать близких людей.

Отзыв

Богатая фантазия Бори стала причиной того, что он нарушил бабушкин запрет и сломал маленький пароходик. Осознав содеянное, он искренне раскаялся, и это говорит о том, что у мальчика доброе, чистое сердце.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Как я ловил человечков

Рисунок-иллюстрация к рассказу Как я ловил человечков.

Пословицы

  • Давши слово держись, а не давши крепись.
  • Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
  • Честное слово на дороге не валяется.
  • Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
  • В ком стыд, в том и совесть.

Что понравилось

Понравилось, какими способами Боря пытался выманить крошечных человечков из кораблика. Сразу понятно, что у мальчика очень богатое воображение.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Светлана Коваленко

    9/10

  • Ольга Юрьевна

    9/10

  • Ариадна Моисеева

    10/10

  • Дарья Прийменко

    9/10

  • Полина Пучкова

    10/10

  • Давид Милосердов

    10/10

  • Самира Шарипова

    9/10

  • Даня Миронов

    10/10

  • Арсений Никишаев

    10/10

  • Катерина Вербицкая

    10/10

Рейтинг читательского дневника

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 149.


А какую оценку поставите вы?

Рассказ Житкова принадлежит к жанру реалистической новеллы. И рассчитан на детскую аудиторию. Мальчик Боря ведет рассказ о истории, происшедшей с ним в детстве, которая запомнилась на всю жизнь. И о которой он сожалеет. Возможно, что мальчик — это сам автор.

Борис Степанович написал рассказ в 1934 году, в последние годы своей жизни. В произведении Б. Житков поднимает вопрос формирования и становления юной личности со всеми хорошими и плохими сторонами, с радостью и горечью. И то каким человеком вырастет юная особа, зависит от многих факторов, но главную роль имеет воспитание. В данной новелле особое место в развитии мальчика, как личности, играет близкий человек, его бабушка, строгая, но добрая и любящая женщина.

Взрослый мужчина рассказывает о неприятном случае, происшедшем с ним в детстве. Прошло уже много лет, но ему до сих пор стыдно за содеянное, ведь он очень огорчил свою любимую бабушку, не чаявшей в нем души. Она поверила его честному слову, слову маленького мужчины — не трогать очень ценную и памятную для нее вещь – замечательный пароходик ручной работы, что стоял на полке в ее комнате. Он был как настоящий: с палубой, мачтами, лесенками, рулем и блестящими якорями — и все крошечное. Небольшая будочка, размещенная на палубе, напоминала домик.

Может его изготовил и подарил юноша, любивший бабушку. И она теперь его бережет, как дорогую сердцу вещь. Но большой детский интерес и любопытство привели к непредвиденному.

Почему-то Боря решил, что на пароходике непременно должны быть человечки, и они прячутся от него именно в домике. Ему очень захотелось их увидеть. Мальчик манил их сладостями: клал на палубу крохи леденца, конфеты – они исчезали (возможно, их уносили насекомые или убирала сама бабушка), но человечки не показывались. Тайно наблюдал за ними ночью, но все тщетно. И все это делалось хитро, с обманом, чтобы бабушка не заподозрила ничего плохого и не спрятала заманчивую игрушку.

Мальчик потерял всякое терпение и решился на крайнее действие: при помощи ножа приподнял палубу, срезав лесенки. Боясь, что тайные жильцы убегут, прихлопывал пароходик рукой. Но каким же горьким было разочарование, когда выяснилось, что никого там нет и быть не могло. Да еще и родного человека обманул, прикинувшись больным. Ведь бабушка переживала и искала для него малиновое варенье.

У рассказчика с годами чувство вины притупилось, да и боль уже не такая острая. И этот случай он вспоминает с сарказмом, иронией к себе – отсюда и название «Как я ловил человечков». До чего додумался. Как я был глуп тогда.

Смысл произведения «Как я ловил человечков»

Автор, на примере Бори, показывает юным читателям, до чего может привести непослушание и собственное любопытство. Любознательность и нетерпеливость мальчика привели к поломке запретной и такой дорогой бабушке вещи, а ведь он поклялся к нему не прикасаться и не сдержал слово. Что она о нем подумает, какая у нее будет реакция? Боря даже представил, как рассердится старенькая. Может, будет ругаться и перестанет его любить.

Только тогда, когда кораблик был испорчен, да еще напрасно – человечков не оказалось, герой рассказа осознал свою вину, очень испугался и спрятался под одеяло на кровати, услышав бабушкины шаги.

Вывод: чтобы не было горько и больно потом, нужно слушаться и уважать родителей и близких людей, которые любят и желают только добра, не обманывать и не хитрить.

Смысл финала книги «Как я ловил человечков»

Мальчик понял, что совершил непоправимое и бабушка сейчас все увидит. Ему и страшно и больно, он спрятался и плачет. Вошедшая же, увидев внука, подумала, что он очень болен, заволновалась и стала утешать дитя.

В душе она может даже корит себя, что оставила нездорового ребенка одного дома. Но что будет если она увидит пароходик?

Автор сознательно не пишет о дальнейших подробностях взаимоотношений родных людей, давая возможность читателю самому домыслить развязку. Все сводится к тому, что мальчик понесет наказание. И это справедливо. Ребят с раннего возраста нужно учить ответственности за свои поступки.

Анализ рассказа Б.С. Житкова «Как я ловил человечков»

1. Дата написания. Жизненные обстоятельства, оказавшие непосредственное влияние на написание произведения.

Рассказ написан в 1934 году. Данный рассказ Б.С. Житков написал о своём детстве, о том какая у детей бывает богатая фантазия.

2. Тема произведения.

Честность.

3. Композиция произведения.

1. Пароход на полке. 2. Ночное наблюдение за человечками. 3. Приманки: конфета, хлеб. 4. Боря притворяется больным. 5. Взлом парохода. 6. Боря понимает, что поступил неправильно.

4. Определение составляющих сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Экспозиция – описание парохода, бабушка не разрешает трогать пароход Боре, собирается его спрятать, но мальчик обещает не трогать ценный пароход; бабушка оставляет пароход на полке. Завязка – мальчик представляет, что в пароходе есть маленькие человечки, и он хочет их увидеть. Сначала он следит за ними ночью. Развитие действия: Боря придумывает, как человечков вызволить из парохода, с помощью приманок: конфеты и хлеба. Но всё равно ничего не получается. Он притворяется больным и остаётся дома один без бабушки. Кульминация – мальчик берёт пароход с полки, сначала трясёт его, потом снимает поднимает палубу с помощью ножа, но никого не оказывается внутри парохода. Пытается собрать обратно части парохода, но понимает, что всё криво, а лесенки уже никак не связать обратно. Развязка – мальчик ложится обратно в кровать и плачет, бабушка его успокаивает, но она ещё не знает, что случилось с пароходом.

5. Образ героя (героев).

Боря – маленький любопытный мальчик; мечтательный; нечестный, нарушает своё обещание и трогает пароход; верит в своё разыгравшееся воображение, из-за чего почти испортил ценную вещь для бабушки.

Бабушка – добрая, заботливая, но строгая и принципиальная в воспитании мальчика.

6. Характеризующие портрет, пейзаж, интерьер.

Интерьер: «У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме — медное рулевое колесо. Снизу под кормой — руль. И блестел перед рулём винт, как медная розочка. На носу два якоря. А пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках».

Портрет: «И наверно, в нём живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. А они хитрые, человечки проклятые, знают, что я подглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые».

7. Особенности повествования (автор, повествователь, герой).

Повествование ведётся от первого лица, от имени главного героя рассказа.

8. Смысл названия.

«Как я ловил человечков» полностью отражает сюжет рассказа. Как мальчик, поверив в своё разыгравшееся воображение, что в пароходе живут маленькие человечки, пытается всеми способами их увидеть.

9. Идея произведения.

Излишнее любопытство и нарушение своих обещаний может привести к печальным последствиям.

10. Воспитательная функция произведения.

Рассказ учит быть честным, послушным, держать своё слово, бережно относиться к вещам, ценным для близких; прислушиваться к советам взрослых. Уметь признавать свою вину.

  • Идея рассказа воробей чарушина
  • Идея произведения сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Идеи для рассказа генератор
  • И начну у бабки сказки я просить и начнет мне бабка сказки говорить
  • Зощенко рассказы список рассказов