- Сочинения
- По литературе
- Достоевский
- Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке
Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского
Интересуясь жизнью Федора Михайловича Достоевского, можно увидеть взаимосвязь написанного произведения «Мальчик у Христа на ёлке». Именно предновогодние события того времени – детский новогодний утренник, посещение детской колонии и нищий мальчик на улице натолкнули создать этот «святочный рассказ».
Не смотря на то, что все каноны святочного рассказа писателем соблюдены – тут и маленький мальчик – символ новорожденного Иисуса, и предновогоднее чудо, перевернувшее жизнь героев, вот только финал вышел в соответствии с настоящими реалиями несчастливым.
В рассказе всё начинается с описания вертепа, который организуется как символ пещеры, в которой родился Иисус. Именно в этом подвале оказывается мертвая женщина, которая по трагическому стечению обстоятельств не находит себе пристанища в городе. Вместе с ней приезжает малыш.
Не смотря на то, что предновогодняя суета и ожидание рождественского чуда способствует тому, что люди охотнее помогают бедным и обездоленным, замерзающий мальчик не находит сочувствия ни в одном местном жителе. Это холодное равнодушие и жестокость приводят к тому, что малыш попросту замерзает на улице. Автор наталкивает на мысль о том, что такой случай не обычный вымысел, а может встретиться в любом городе, ведь мы так и не узнаем, о каком городе идет речь и как зовут главного героя.
В рассказе «Мальчик у Христа на елке» мы смотрим на мир глазами испуганного мальчика, который был не готов к встрече с настоящими реалиями жизни. Подкрепляя этот взгляд, писатель использует уменьшительно-ласкательные названия вещей.
Достоевский построил этот рассказ на контрастах. Сперва мы видим, что мальчишка разочаровывается во всей этой красочной картинке предновогодних приготовлений. Все эти прекрасные игрушки, вкусные пироги и булки и добродушные улыбки не для него, они как бы отгорожены от него холодным равнодушием.
Потом мы видим другую картинку – малыш во сне соединяется с матерью, видит Христа, и он понимает, что наконец-то пришел в свой мир. Там, где ему рады и спешат согреть своей любовью.
Все эти события пробуждают в читателе сочувствие, сострадание, и понятие того, что в такой ситуации может оказаться каждый. Важно уметь проявлять заботу и доброту, кто в ней нуждается.
2 вариант
Если верить истории, то произведение появилось в следствие того, что Федор Михайлович вместе со своей дочерью в канун нового 1876 года посетил Петербургский бал художников, а после в компании А. Кони побывал в колонии для малолетних преступников. В дни своих «путешествий» Ф. Достоевский встречал на улице мальчишку-попрошайку, который стал вдохновителем Федора Михайловича.
«Мальчик у Христа на елке» входит в сборник «Дневник писателя». Историю шестилетнего мальчика можно назвать трагической. История пришлась по душе критикам, считавшим рассказ шедевром, автору, часто читавшего эту историю на литературных вечерах, а также читателям.
Рассказ можно назвать уникальным, так как его жанр литературоведы определили как «святочный рассказ». Для подобного жанра характерны: описание чуда, изменившего жизнь главного героя в лучшую сторону; упоминание об Иисусе. Почти все элементы Федор Михайлович учел: действие происходит во время Святок (или Рождества), маленький мальчик, жизнь которого меняется. Единственное, что не соотносится со «святочным рассказом» — финал, который у Достоевского далеко не хороший.
Автор невольно заставляет нас посмотреть на мир вокгур глазами шестилетнего ребенка, почувствовать его переживания, испытать его эмоции. Текст пестрит словами наподобие копеечка, халатик, куколка, скрипочка и т. д., чтобы получше передать атмосферу произведения, а также чувства и ощущения главного героя.
Весь рассказ построен на контрасте светлого и темного: бедный подвал с мертвой женщиной сменяется яркими пред рождественскими улицами, где все роскошно и богато. Мальчишке кажется, что этот яркий мир близко, до него можно дотянуться рукой, но все не так просто — мир с елкой, вкусными пирогами и игрушками скрыт от него за толстым стеклом. Ребенок понимает, что он лишний в этом мире.
Контраст двух елок добавляет рассказу свою уникальность. Яркая елка, на которой мальчику не нашлось места, сменяется елкой Христа, где ребенок чувствует себя любимым, нужным, он чувствует , что окружен заботой. На этом торжестве нет обездоленных, всем весело, улыбается мать, не почувствовавшая счастья в своей жизни.
Читатель невольно придет к выводу, что если кому-то не удалось найти сочувствие на земле, то в Царстве Небесном он обязательно его обретет.
Рождественская библейская история также помогает читателю задуматься, понять то, что жестокость и холодное сердце людей осталось такими, как и много тысяч лет назад.
«Мальчик у Христа на елке» — одно из произведений, в котором Федор Михайлович обращает внимания читателя на то, что равнодушие, совесть и ответственность людей важны. Людям необходимо заботится не только о себе, но и о других.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Саврасова Оттепель. Ранняя Весна
В русском искусстве есть большое количество художников, которые работали в жанре пейзаж. Особое внимание хотелось бы уделить талантливому мастеру своего дела Саврасову Алексею Кондратьевичу.
- План к сказке Маугли Киплинга
В диких джунглях жил тигр Шер-хан. Однажды запах добычи привел на берег реки, где он увидел человеческого детеныша. Он никогда еще не ел человека, но он был голоден. Но это ему не удалось
- Сочинение по рассказу Детство Горького
Главным героем является мальчик, который живет в неблагополучной семье. И детство у этого мальчика не удалось и было не таким, как у других ребят. Сюжет в произведении не является вымышленным. Все строки были взяты из жизни самого писателя.
- Сочинение Образ Сергея Сергеича в повести Палата № 6 Чехова
Сергей Сергеич не самый главный персонаж рассказа Чехова «Палата №6». Он работает в больнице фельдшером, в ней и описывается ситуация. Изначально у Сергей Сергеича был начальник Андрей Рагин
- Сочинение на тему День моей мамы 4 класс
Человек, роль которого в вашей жизни центральная. Она способна понять вас и поддержать даже тогда, когда никто другой даже не посмотрим в вашу сторону. Мама – в одном слове сконцентрировано столько эмоций, поступков
Когда читатель впервые открывает книгу, в содержании которой видит произведение под названием «Мальчик у Христа на елке», ему сразу приходит в голову, что это будет очередной святочный рассказ, в котором произойдет чудо и маленькому мальчику явятся ангелы и все в его жизни будет хорошо. Большинство святочных рассказов имеет счастливый финал.
Традицию святочных рассказов заложил Чарльз Диккенс, написавший «Рождественскую песнь». Одно время этот жанр был очень популярным. Святочные рассказы писали и зарубежные, и русские писатели. Но «Мальчика у Христа на елке» писал не кто-то, а Ф.М. Достоевский и этот рассказ совсем не о чуде, а о трагедии бездомного ребенка.
Исследователи творчества писателя считают, что сюжет произведения автору навеяли сразу несколько событий. А именно полный счастья детский новогодний утренник, навевающее уныние посещение детской колонии и, наконец, случайно увиденный на улице нищий мальчик. Разительный контраст между веселым праздником и безысходностью нищеты лежит в основе данного произведения.
В первой части рассказа мальчик не упоминается. В ней Достоевский рассказывает о детях-побирушках, которых родители отправляют просить милостыню. Заработанные маленьким нищенкой гроши взрослые тут же пропивают.
Во второй части появляется главный персонаж. Достоевский умышленно не дает ему имени. Это абстрактный мальчик, коих в России того времени было без счета. В город из деревни приезжает женщина с ребенком. Не найдя себе пристанища, она оказывается в подвале, набитом подобными ей нищими и бездомными людьми. Здесь можно увидеть намек на пещеру, в которой родился младенец Христос. Мать умирает. Ее маленький сын остается один. Идти ему некуда.
Мальчик выходит на улицу. Перед ним огромный город, по всем признакам Петербург. Ночь перед Рождеством, во всех окнах свет, отовсюду доносятся радостные крики. Но бедному ребенку не до праздника. Возможно, он даже не понимает, что происходит. Мальчик очень замерз, поскольку на улице стоит трескучий мороз, к тому же бедняга чрезвычайно голоден.
Мальчик побрел по расцвеченной украшениями улице. За окном он увидел большую разукрашенную елку, вокруг которой бегали красивые веселые дети. Мальчик залюбовался невиданной доселе красотой. Но холод привел его в чувство. Малыш увидел в окне стол с пирогами. У стола сидели дамы и давали по куску пирога всем подходящим. Мальчик хотел зайти внутрь, но на пороге его остановили, дали копеечку и выставили вон. Пальцы ребенка так замерзли, что он смог удержать монетку – она выпала из рук и куда-то закатилась. На минуту мальчик остановился послушать старого скрипача. Ему даже стало весело. Но тут к нему подскочил злой подросток, сорвал с мальчика картузик, а самого его толкнул на землю. Бедняга забежал в какой-то двор и спрятался за поленницей.
Через какое-то время мальчик почувствовал, что ему становится хорошо. Перед ним возникла большая нарядная елка, вокруг которой веселились дети. Иногда они подбегали к мальчику и целовали его. Живая мама наблюдала за этим и улыбалась. Наконец, мальчик спросил у детей, кто они такие? Оказалось, что это ангелы, которые были детьми и умерли, так и не став взрослыми. В ночь перед рождеством Христос приглашает их на елку вместе с мамами.
…Наутро дворники нашли замерзшее тело маленького мальчика. Он уже живет другой счастливой жизнью, но не в этом мире.
Достоевский не собирался писать традиционный святочный рассказ. В свое произведение он хотел вложить мысль о неравенстве в обществе. Поэтому, намеренно используя в повествовании уменьшительно-ласкательные слова, он создает контраст между сверкающей слащавой рождественской оболочкой жизни и ее суровой изнанкой. Трагический финал рассказа показывает безысходность существования людей, выброшенных из колеи жизни.
Исследовательская работа
«Мальчик у Христа на елке»
как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского
выполнила ученица 7класса «А»
средней школы № 4
Самсонова Анастасия.
Через все творчество Ф.М. Достоевского проходит мысль о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом:
«Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними».
Актуальность
Среди «униженных и оскорбленных» героев Ф.М. Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке». В произведении образ детства скорбный — «дите плачет». Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых. И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии. В настоящее время прерванная традиция публиковать святочные рассказы активно возвращается, с чем связана актуальность нашего исследования.
Ф.М. Достоевский один из первых, кто заговорил о детях беспризорниках. В рассказе «Мальчик с ручкой», сопряженном с рассказом «Мальчик у Христа на елке» писатель заострил внимание на проблеме будущего таких детей. Здесь Ф.М. Достоевский проявил себя как пророк. Проблемы, обозначенные в двух произведениях, актуальны в настоящее время. Статистика выдает страшные цифры: в нынешней России два миллиона беспризорных детей, десятки тысяч малолетних преступников. Наркомания среди детей стала нормой. А ведь дети — будущее России.
Цель исследовательской работы
— рассмотреть рассказ «Мальчик у Христа на елке» как святочный рассказ.
Объектом исследования является рассказ «Мальчик у Христа на елке» и связанный с ним — «Мальчик с ручкой».
Предметом исследования является специфика проявления жанра святочного рассказа в исследуемом произведении.
На основании объекта, предмета и цели курсовой работы нами были сформулированы следующие задачи:
выявить особенности истории возникновения жанра святочного рассказа, определить его жанровые особенности;
определить место рассказа в «святочной традиции» и контексте творчества Ф.М.Достоевского.
Рождественский рассказ (святочный рассказ) — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное — особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.
В святочном рассказе Лескова «Жемчужное ожерелье» герой-рассказчик рассуждает об особенностях этого жанра: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело». Исследователи добавляют, что последнее не всегда обязательно: есть рассказы с грустными и трагическими или драматическими концовками.
Предтечей литературного святочного рассказа явились устные истории или былички, рассказываемые обычно в деревнях в святочные вечера — двенадцать дней после Рождества Христова до сочельника на праздник Богоявления. Святки считались одним из самых больших и шумных праздников крестьянского быта, сочетавших в себе буйное веселье и страх человека перед силами тьмы. По народным представлениям, злые духи приобретали в это время особую власть и свободно расхаживали по земле, вплоть до Крещения. Святочные рассказы обычно повествовали о происшествиях с гадальщицами (встрече с суженым) или о встречах с нечистой силой.
Культ Дома, культ Очага, так уютно пылающего в гостиной и противостоящего уличному ненастью, — все это было хорошо известно русскому читателю по произведениям Ч. Диккенса, по праву признанного родоначальником «рождественского» жанра. «Идеал уюта — идеал чисто английский; это идеал английского Рождества, но больше всего — идеал Диккенса». «Рождественские повести» («Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи») писателя были переведены в России почти сразу после своего появления. Важную роль сыграли «Повелитель блох» и «Щелкунчик» Гофмана, а также некоторые сказки Андерсена, особенно «Елка» и «Маленькая продавщица спичек».
Одним из главных мотивов в рождественском (святочном) рассказе является мотив, имеющий христианскую основу — это мотив «божественного дитя» — младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества.
Мотив «божественного дитя» явно прослеживается в рассказе Н.П.Вагнера «Христова детка» (1888). Подкидыш, найденный и спасенный, этот младенец в канун Рождества символизирует идею любви и милосердия.
Рождественский рассказ содержит в себе моменты, роднящие его со святочной традицией. Это роль сверхъестественного, чуда, которое происходит на Рождество — второй мотив рождественских (святочных) рассказов. Следует отметить здесь и роль беседы, которая часто служит обрамлением основного сюжета, а также тенденцию к внезапным повествовательным ходам, которые придают произведению занимательность.
Святочный рассказ всегда содержит некий нравственный урок, притчу, пробуждает надежду и любовь в сердцах читателей.
Третий мотив рождественского (святочного) рассказа — это мотив «нравственного перерождения». По мнению Диккенса, дети как нельзя лучше способствуют нравственному возрождению, перевоспитанию других персонажей.
В середине XIX в. появляется множество так называемых «ёлочных текстов». Сюжетно их можно классифицировать так:
1) Цикл рассказов, центром которых оказывается сама ёлка — героиня праздничного торжества. Здесь исследователи указывают на влияние сказки Г.Х. Андерсена «Ёлка», сюжетным центром в которой является идея семьи, милосердия, всепрощения.
2) Группа рассказов, восходящих к европейской традиции. В них явно влияние сюжета сказки Андерсена «Девочка с серными спичками» и стихотворения Ф. Рюккерта «Ёлка сироты». Это рассказы: М.Е. Салтыкова-Щедрина «Ёлка» (входит в «Губернские очерки), Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», К.М. Станюковича «Рождественская ночь», «Ёлка».
Таким образом, жанр святочного рассказа в России возник раньше рождественского. Предтечей первого явились устные истории или былички, рассказываемые в святочные вечера. Рождественский же рассказ теснее связан с Рождеством, первые рассказы этого типа появились в Европе. Родоначальником этого жанра признан английский писатель Ч. Диккенс. Непременным финалом в его рассказах была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев. Святочный рассказ можно распознать по следующим признакам:
хронологическая приуроченность;
наличие элемента чудесного;
наличие рассказчика;
наличие среди героев ребенка;
наличие нравственного урока, морали.
По свидетельству жены Ф.М. Достоевского, А.Г. Достоевской, «Мальчик у Христа на Елке» принадлежал к числу тех художественных произведений, которые в конце жизни писатель больше всего ценил.
В рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» есть все вышеперечисленные признаки. Так, его действие происходит в канун Рождества. В образе главного героя отражается мотив «божественного дитя»: младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Мотив «божественного дитя» связывает исследуемый рассказ с другими рождественскими произведениями («Сверчок за очагом» Ч.Диккенса, «Христова детка» Вагнера), где ребенок символизирует идею добра и милосердия.
Рассказ «Мальчик у Христа на елке» содержит в себе все жанровые признаки святочного рассказа. Его действие происходит в двух временных пластах: в реальном и в фантастическом. И если реальность оборачивается для героя трагедией (ребенок замерзает в канун Рождества). Эта трагическая развязка роднит рассказ с другими рождественскими произведениями: Г.Х. Андерсена «Девочка с серными спичками» и Ф. Рюккерта «Елка сироты», в которых по сюжету дети-герои обретают счастье, тепло, уют в потустороннем мире.
Фантастический план изображаемого привносит элемент чудесного. Мотив чудесного связан в рассказе с ирреальным, с предсмертным видением замерзающего мальчика. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа.
В одном из эпизодов из жизни уличных детей показано холодное равнодушие к ним окружающих. «Один из них, — указывает Достоевский, — ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал». Автор не случайно употребил несовершенный вид глагола «не замечал». «Не заметил» — действие однократное. Глагол несовершенного вида подчеркивает постоянство действия; «не замечал» выражает безразличие людей к судьбе ребенка как обыденный факт. Как считал Достоевский, преступное равнодушие является причиной преступлений детей. Об этом и говорит следующее предложение: «Само собою становятся воришками». Таким образом, преступления детей — следствие преступлений взрослых. Такое общество ждет в будущем дикость, незнание того, что такое дом, семья, Родина, Бог, а ведь это то, чем скрепляется жизнь человечества, на чем она стоит.
В городе, в котором оказывается мальчик происходит взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, отъединенность всех друг от друга, поэтому чувство одиночества и ощущение суеты вокруг не покидает того, кто оказывается в этом огромном пространстве: «И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко…». Результатом всеобщей разъединенности является равнодушие к детскому страданию: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика».
Трагический финал выделяет исследуемый рассказ из контекста всей «святочной традиции», где добро, милосердие должны свершиться на земле. Нет в рассказе и мотива «нравственного перерождения героев», что также отделяет его от многих рождественских произведений. Здесь в образе героя никто не хочет узнать младенца Христа. Ребенок встречается с удивительным равнодушием со стороны взрослых. И только Христос готов распахнуть свои объятия для «униженного и оскорбленного» мальчика.
«Герои-дети Достоевского способны смягчить души черствые, преступные, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. По мысли писателя, дети живут как «некое указание нам», они — посланники Божии на земле. Эту идею воплощает автор, раскрывая удивительное влияние ребенка на взрослого. Дети напоминают о возможности возрождения». Подобного мотива возрождения черствой души в рассказе «Мальчик у Христа на елке» нет. Здесь герой встречается, как отмечалось ранее, с поразительным бездушием и равнодушием к нему со стороны взрослых. В этом произведение Достоевского расходится с традиционными рождественскими (святочными) рассказами, где образ ребенка напоминал взрослому о чем-то добром и вечном. Ф.М. Достоевский словно хочет сказать, что нельзя забывать о страданиях детей не только на земле, но и на небе.
Заключение
В рассказе создается особый психологизм, передающийся через изображаемый поток сознания героя.
Рассказ «Мальчик у Христа на елке» сопряжен, с одной стороны, с темой униженных и оскорбленных, а с другой — с философско-символической проблемой незаслуженных и не подлежащих оправданию, безвинных страданий детей в романе «Братья Карамазовы», где ни одна слезинка ребенка не может стоить счастья всего мира.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
2
Рассказ «Мальчик у Христа на елке», какая главная мысль?
3 ответа:
1
0
Главная мысль рассказа Ф.М. Достоевского » Мальчик у Христа на ёлке» та, что все земные страдания безвинных, особенно детей, в своё время окупятся радостью общения со Христом. Именно такой радости удостоился замёрзший мальчик. Бедный ребёнок оказался с мамой в большом городе в морозные дни перед Рождеством Христовым. Они поселились в холодном подвале, рядом с такими же бездомными людьми. Однако мама мальчика скоро умерла и шестилетний голодный малыш остался в подвале один. Он вышел из подвала и пошёл по незнакомой улице. От сильного мороза у мальчика замёрзли и уже не гнулись пальчики, он плакал от боли, но сильное желание покушать заставляло его идти. На пути, в окнах домов, мальчик видел весёлых, празднично одетых девочек и мальчиков, накрытые к праздничному ужину столы с пирогами. Но внимание несчастного ребёнка вдруг привлекли нарядные, словно живые, куколки за стеклом. Он даже засмеялся, забыв на время свою боль и лютый мороз. Неожиданно его сбил с ног большой злой мальчик, малыш покатился по земле, а поднявшись, забежал в подворотню и присел за дровами. Здесь было тихо и, как будто, даже тепло. Замерзающий ребёнок от неожиданного тепла стал засыпать. В полудрёме он услышал над собой голос, приглашавший его на ёлку. Мальчик очутился там, где было светло и весело. Ему сказали, что это «Христова ёлка»-её Христос всегда перед Своим Рождеством дарит деткам, которые умерли и при жизни не имели своей ёлки. Эти детки -мальчики и девочки- вместе с малышом веселились возле Христа. А в сторонке стояли их мамы. Они плакали и детки, как ангелы, подлетали к мамам и ручками утирали их слёзы. Они просили, чтобы мамы не плакали, потому что им очень хорошо быть здесь- на ёлке у Христа.
1
0
«Мальчик у Христа на елке» — чрезвычайно грустный печальный рассказ Ф. Достоевского на тему страданий детей в беспощадном и жестоком мире взрослых. Это произведение передает страх и душевную боль потерявшего мать малолетнего ребенка. Она, вероятно, умерла от тяжелой болезни либо голодной смертью.
Но общение с Христом исцеляет от страданий. Малыш, радуясь светлому праздничному настроению, идет на улицу. Других развлечений, кроме уличного кукольного театра, у него нет. Однако посмотреть его малыш не может, поскольку он вынужден спасать себя бегством, наткнувшись на большую грубость и сильную жестокость взрослых парней. Испуганный ребенок прячется за сложенными во дворе дровами. Здесь он медленно погружается в выдуманный прекрасный мир, постепенно замерзая от мороза в предсмертном сне. Там он будет счастлив, встретится со своей мамой.
Этот рассказ учит читателей доброте, сопереживанию, состраданию к людям, истинному милосердию. От избиений, губительного холода, мучающего голода дети не должны умирать.
1
0
Рассказ начинается с того, что мальчик просыпается в сыром подвале. Рядом с ним лежит уже умершая от холода мать. Мальчик поняв это отправляется бродить по городу. Там он по холоду идет в легкой одежде и никому до него нет дела. Мальчик видит в окнах счастливых людей, но попробовав зайти в один из них его выгоняют. В итоге мальчик замерзает и умирает.
Рассказ продолжается тем, что мальчик попадает на небеса к Христу на елку. Там он видит детишек летающих вокруг елки. Вот наконец-то и попал мальчик на елку, правда уже поздно, на небесах.
Главная мысль заключается в том, что нужно быть милосердными. Не оставляйте нуждающихся в беде. Ведь иногда нужна совсем малость, чтобы помочь человеку. Иногда эта мелочь может спасти жизнь. Автор хочет научить юного читателя доброте и отзывчивости.
Читайте также
Совершенно понятная и ясная для восприятия ребёнка история. Мы в ответе за тех кого приручили. И не надо никогда забывать о своих близких. Кроме того, если понадобится, то надо защищать своих близких и друзей. как это произошло в истории с братом и сестрой и их маленьким другом- котёнком.
Совершенно логично было бы предположить, что кошки исчезают вдруг, чтобы совершить величайшее таинство природы-рождение потомства. Так и случилось с любимой кошкой ребят. Она стала мамой котят. Мама разрешила детям оставить одного котёнка у себя, а остальных пришлось раздать. Однажды случился неприятный эпизод. Дети пошли на речку и забыли про котёнка. В это время появились охотники с собаками и котёнку угрожала реальная опасность.Но Вася встал на защиту своего друга и поступил как настоящий молодец, не дал собакам разорвать котёнка.
Мальчик Вася-молодец.
Емеля-охотник.
Главная мысль и основная идея этого рассказа Мамина-Сибиряка заключается в том, что доброе дело можно совершить, не принося никого в жертву, а чистое сердце ребёнка способно всё понять.
Напомню, что в этом рассказе, старый одинокий охотник Емеля, для выздоровления Гришутки, должен принести ему оленёнка.
Краткий отзыв о прочитанном рассказе В.Голявкина «В шкафу» для дневника читателя
Это рассказ о школьнике по фамилии Цыпкин, который решил пошутить над одноклассниками. Он подумал, что будет смешно, когда на уроке все услышат мяуканье из шкафа, и вместо кота найдут там его. Однако, невинная, на первый взгляд, шутка обернулась некрасивой историей. Мальчик уснул и проспал до вечера в шкафу. Все ушли, а шкаф заперли.
Мальчика освободили из плена, но и завуч и директор узнали о его проделке, т.к. именно они освободили пленника. Вот только на вопрос учителей: «зачем ты залез в шкаф, Цыпкин?» — мальчик так и не дал ответа.
- Этот рассказ очень поучителен, т.к. в нем показано, что мальчик не подумал о том, что своим мяуканьем он сорвет урок. К тому же, мне показалось, что он не соблюдает режим, т.к. если бы он ложился во время, то вряд ли бы проспал столько времени в шкафу.
Этот рассказ Чехова нельзя отнести к юмористическим, ибо в нем идет обличение — «высмеивание» (в кавычках) раболебия мелких служащих (чиновников), доходящего до абсурда. Писатель жестко указывает на тот порок существующего миропорядка, где может случиться смерть униженного человека от одной только мыслышки, что он посмел нарушить покой сильного мира сего, чихнув ему на лысину, т.е. позволил себя заподозрить в неком вольнодумстве, за которое нет ему прощения. Причем он не способен понять своим убогим умишком, что его вины в данном эпизоде — нет. Его ничтожность, испуганность, пресмыкание перед генералом приобретают ужасающие размеры, приводя к смерти. Возникает закономерный вопрос у читателя: «зачем нужна такая рабская жизнь, неужели нельзя оставаться гордым, даже не будучи генералом?»
Хирургия. Рассказ Антона Павловича Чехова. Лично по моему мнению, каждый читатель может найти для себя свою мораль в этом произведении и может выделить то своё главное, что он усвоил и что вынес из этого рассказа.
Так вот, лично мне оказалось, что здесь явно прослеживается мысль о том, что люди перестали быть настоящими, а носят маски. Фельдшер Курятин пытается казаться тем, кем не является, то есть надевает на себя образ интеллигента-професс<wbr />ионала с аристократичнми манерами и деталями в одежде.
Он курит дешёвые сигары и сыплет заумными терминами, понимая, что собеседник врядли в курсе дела того, о чём идёт речь.На деле же, Курятин малоквалифицированны<wbr />й, малокультурный человек.
То же самое касается дьячка Вонмигласова, который изображает из себя благообразного, всепрощающего христианина, а на деле- обычный обыватель, который при первой же боли готов всех прилюдно и громогласно предать анафеме.
Только моё мнение.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского
Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского
Рождество – праздник, которому в литературе уделяется особое внимание. Именно рождественское время заставляет предвкушать чудо и волшебство.
Произведение Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке» относится к жанру святочных рассказов. Здесь передана волшебная атмосфера города, которая так интересует главного героя.
Главным героем произведения является мальчик на вид «лет шести или даже менее». В рассказе не упоминается его имя. Безликость главного героя заставляет читателя задуматься о масштабах проблем, затронутых в произведении.
Портрет мальчика автор описывает с помощью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «пальчики», «картузик», «халатик». Этот прием заставляет сразу же проникнуться читателя к маленькому герою.
Подвал, в котором находится мальчик, отталкивает сыростью и холодом. Неоднократное упоминание об отсутствии еды в завязке произведения и неподвижное тело матери главного героя показывает всю невозможность пребывания мальчика в этом помещении. Не получив помощи от недвижимой и холодной, как стена, мамы, в поисках пищи или копеечки, мальчик вынужден выбраться в город.
Яркий украшенный рождественский город предстает перед мальчиком. Всевозможные игрушки, куклы, лошади, завлекающие своей красотой, не могут отвлечь мальчика от голода – «Господи, кабы покушать!».
Контрасты, применяющиеся в произведении, показывают проблемы общества. Сочетание красоты, обилия еды, тепла вместе с голодом, холодом и нищетой детей заставляет задуматься о виновниках происходящей ситуации. Чертой бедности, безжалостности и равнодушия выступает стекло, преодолев которое мальчик встречает пренебрежение и отвращение к себе, что показывает непреодолимость безразличия для него в этом мире.
Ненужный в этом чужом городе, подвергающийся безразличию со стороны горожан, он попадает к «Христу на елку». Именно здесь он обретает счастье – слышит голос мамы, летает, радуется и смеется. Обездоленные, никому не нужные дети в реальной жизни находят счастье только здесь.
По правилам жанра святочного рассказа, конец всегда должен быть счастливым. Такое несоответствие счастья и реальной жизни в произведении призывает общество к милосердию и состраданию к окружающим.
Анализ 2
Достоевский на канун нового 1876 года с маленькой дочкой отправляется на Елку, организованную клубом художников. Там он встречает недалеко нищего мальчика, все это он запишет в «Дневнике писателя», один из рассказов получит название «Мальчик у Христа на елке»,
Критики воспринимают произведение на ура, некоторые называют его настоящим шедевром. С особым трепетом к рассказу относится и сам автор, читателям трагическая история тоже приходится по душе. Это произведение успели выпустить 22 раза в разных изданиях.
Жанр произведения критики определяют, как «святочный рассказ», он особенно характерен для русской литературы того времени. Тут проявляются и основные характеристики данного жанра, он описывает доброе и чудесное событие, которое может изменить жизнь к лучшему, а также присутствие маленького мальчика, который напоминает о новорожденном Иисусе. События развиваются под Рождество, а все думают, что должен быть хороший конец.
Автор учел фактически все характеристики, кроме того, что автор не написал хорошего финала. Достоевский решил, что не стоит приукрашивать серьезную реальность. Он прекрасно знает, что ждало бы мальчика, если бы он не замерз на улице, его бы скорее всего отправили в колонию.
Достоевский специально сгущает краски, он сравнивает подвал с вертелом, там оказалась женщина, которую он изображает мертвой. Она не смогла найти приюта ни себе, ни своему ребенку.
В Рождество все обычно помогают бедным и тем, кто обездолен. Все слои общества придерживаются такой традиции, но мальчик, который замерзает на улице не встречает такого сочувствия и деятельного отношения.
То, что шестилетний мальчик умирает от голода и холода, становится преступлением целого общества. Сюда относится и старуха, которая отказалась от него в подвале, и правоохранительные органы, и продавцы, работающие в кондитерской, а также другой мальчик, который ударил мальчика и даже срывает с его тела картуз.
Никто не знает, где развиваются трагические события, хотя некоторые догадываются, что события получают развитие в колорите Петербурга.
Достоевские делает это намеренно, он также не называет имя мальчика, скрывает его намеренно, чтобы показать, что данные события могут произойти абсолютно с любым человеком, поэтому нужно заботиться обо всех, проявлять сочувствие не только в рождественскую пору, но и круглый год.
Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по произведению Певцы Тургенева
Рассказ «Певцы» вошел в цикл И.С. Тургенева «Записки охотника». Вначале автор описывает село Колотовка, разделенное на две части оврагом. Рассказчик уделяет большое внимание пейзажу, вникая в каждую деталь
- Сочинение Мой любимый художник (Васнецов, Левитан)
Если любого человека спросить о его любимой картине или художнике, можно услышать много имен прекрасных и талантливых живописцев и названий картин. Одним нравятся небольшие натюрморты или портреты
- Сочинение Как исторические события влияют на судьбу человека? (итоговое)
Грандиозные происшествия из истории имеют большое влияние на человеческую жизнь. Некоторые делают человеческую жизнь легче, но есть и такие, что делают условия жизни невыносимыми.
- Сочинение Старый граф Безухов в романе Война и мир
Кирилл Безухов – один из второстепенных персонажей великолепного романа Толстого «Война и мир». Старый граф фигурировал только в самом начале, характеристика его мала, но мимо этой личности пройти нельзя.
- Сочинение Жертвы темного царства в пьесе Гроза
Пьеса Островского «Гроза» никого не сможет оставить равнодушным. Это действительно, трагическое произведение в котором читатель легко может проследить за ходом событий и всеми вытекающими последствиями.
История создания
На написание произведения известного писателя толкнуло сразу несколько событий. Первое произошло 26 декабря 1875 года, когда он вместе с дочкой посетил детский бал и рождественскую елку в клубе художников в Петербурге. Уже на следующий день Достоевский отправился в колонию для малолетних преступников. Эта встреча также оставила массу впечатлений.
В предпраздничные дни автор неоднократно видел на улице нищего подростка, который просил милостыню. Он его называл «мальчиком с ручкой». Все эти события и легли в сюжет рождественской или святочной повести «Мальчик у Христа на елке».
При анализе рассказа можно увидеть, как тесно сюжет перекликается с балладой знаменитого немецкого поэта Фридриха Рюккерта «Елка сироты». Есть общие сходства и с другими известными произведениями:
- «Девочка с серными спичками»;
- «Рождественские рассказы».
К написанию своего рассказа писатель приступил 30 декабря 1875 году, а ровно через месяц он был опубликован совместно с другими материалами о русских подростках. Федор Михайлович старался познакомить читателей с разными детьми, растущими с отцами и без них.
Основная идея
Первая часть произведения носит название «Мальчик с ручкой», она поделена на две главы. В них ведется повествование о разных ребятах. Общее между ними — это возраст и то, что они попрошайки.
И хотя оба подростка одинаково бедны, люди относятся к ним по-разному. Один из них пользуется большей симпатией, чем второй. Он отличается добрым нравом, порядочностью и честностью, несмотря на свое низкое положение. Позднее Христос вознаградит его за эти качества.
В самом начале писатель рассказывает о мальчишке, которого он часто встречал на зимней улице. Нищий был одет не по погоде, он стоял с вытянутой ладошкой и просил денег на пропитание. Автор поинтересовался, что он тут делает, а ребенок рассказал, что у него сильно заболела сестренка, поэтому ему приходится просить милостыню. На полученные средства он приобретет для нее лекарства.
Дальше рассказчик описывает еще несколько историй в этом же жанре, а также повествует о том, что в будущем произойдет в судьбе мальчишек. Некоторые из них станут преступниками. Он рассказывает о том, как живут дети из неблагополучных семей. Такое существование приводит к тому, что многие из них, вырастая, повторяют судьбу своих родителей, начинают злоупотреблять алкоголем, вести асоциальный образ жизни. Эта безрадостная картина и была описана Федором Михайловичем Достоевским в литературном сочинении.
Сюжет рассказа
Главными героями произведения являются два незнакомых друг другу мальчика. Первый достаточно приспособленный, он неплохо выживает на улицах города. Второй оказался в трудной ситуации случайно, поэтому ему приходится гораздо тяжелее, у него нет защиты, помощи ему ждать не от кого.
Рассказанная в произведении история произошла накануне Рождества. Сюжет начинается в подвале здания. На холодном полу брошен старый тюк, на котором лежит очень слабая и больная женщина. Над ней склонился шестилетний мальчуган. Также в помещении живет ворчливая старуха, которая вечно недовольна ребенком.
Семья оказалась в этом городе из-за бедственного положения, она приехала сюда, чтобы заработать денег. Голод заставил мать с ребенком и старухой покинуть насиженные места. Но после приезда женщина сильно заболела, поэтому не смогла устроиться на работу. Холод и голод лишь осложнили ситуацию, в которой оказалось семейство.
Совсем один
Дальше события развиваются трагически. Мальчик начинает замерзать, его мучает чувство голода и жажды. Он пытается разбудить маму, но та не приходит в сознание, поэтому он начинает ее тормошить. Когда подросток дотрагивается до нее, то чувствует холод. Его охватывает страх, он не понимает, что произошло, но его пугает темный и холодный подвал, в котором нет даже света.
Ребенок решается выйти наружу, улица поражает его многочисленными огоньками и количеством праздношатающегося народа. В родном городе мальчика такой красоты не было, в вечернее время его район освещал один тусклый фонарь, а после захода солнце местные жители и соседские ребятишки укрывались в своих домах.
В одном из окон Петербурга нищий мальчик увидел сказочную картинку. В центре стояла красиво наряженная рождественская елка, которая была украшена:
- яблоками;
- мандаринами;
- хлопушками;
- конфетами.
Чтобы не замерзнуть, он решается зайти в дом, поскольку видел, что в эту сказочную дверь входило множество людей, который были приглашены на праздник.
Но хозяйка-барыня, увидев попрошайку, начала размахивать руками, дала ему монетку и прогнала. Все это настолько испугало подростка, что он выронил копейку и убежал.
На своих страницах русский писатель хотел показать жестокость людей. Этой мыслью он руководствовался при написании литературного произведения «Мальчик у Христа на елке».
Богатые хозяева и гости видели, что ребенок одет в легкую одежду, когда на улице стоял сильный холод. У него были явные признаки обморожения — покрасневшие пальцы и нос. Взрослые знали, что мальчик голоден, но этот аргумент на них не подействовал, они не дали ему поесть и отогреться.
Безразличие проявил и блюститель порядка, который нарочно отвернулся от нищего ребенка на улице. А ведь он был обязан помочь — сопроводить в участок, детский приют или больницу. Все эти люди и стали виновниками его смерти. Именно эту проблематику хотел показать Федор Михайлович Достоевский своим читателям.
Праздник на небесах
После того как ребенок покинул богатый дом, он остановился возле витрины магазина. На прилавке были расставлены удивительные куклы с механическим устройством внутри. Ребенок засмотрелся на игрушки и в этот момент с него силой содрали его халатик.
Сильный мороз вынудил его опять искать новое прибежище, в итоге он оказался во дворе. Мальчик спрятался за поленницей дров и задремал. Во сне ему мерещится теплый и красиво украшенный зал, в центре которого стоит огромная рождественская елка, а он водит вокруг нее хоровод. Вместе с ним кружатся прелестные ангелы, которые обнимают и целуют его.
На праздник к Христу пришла и мама главного героя, а также другие детки, у которых в земной жизни этой елки никогда не было.
Пересказ сказки на этом не заканчивается. С утра тело нищего мальчика находит в подворотне дворник. Ребенок умер, замерзнув на холодной улице, но этого наверняка бы не случилось, если бы люди вовремя оказали ему необходимую помощь.
Вот такой печальный, но душевный сюжет получился у романа «Мальчик у Христа на елке». Многие читатели по достоинству оценили сочинение Достоевского, в нем есть смысл, каждый отрывок пробуждает в человеке чувство сострадания, текст трогает до глубины души. Что касается критики, то книга получила множество хороших отзывов. Положительную оценку дали следующие издания:
- «Петербургская газета»;
- «Санкт-Петербургские ведомости».
Учителя рекомендуют читать литературное произведение и подросткам, и взрослым людям. Любой человек найдет для себя что-то познавательное. Школьникам можно слушать рассказ онлайн либо изучать его по читательскому дневнику.
Автор пишет свой рассказ, специально не называя имен главных действующих лиц. Его основная задача заключалась в том, чтобы показать, насколько важна тема человеческого равнодушия. Писатель призывает читателя стать добрее, отзывчивей и благороднее, не проходить мимо чужих бед и несчастий. Только тогда мир станет лучше.
Цель: проанализировать рассказ
Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”,
раскрывая жанрообразующие признаки святочного
рассказа.
Задачи:
обучающие:
— познакомить учащихся с творчеством
Ф.М.Достоевского посредством изучения его
рассказа;
— ввести понятие “святочного (рождественского)
рассказа;
— продолжать развивать умение наблюдать за
художественным словом и делать свои выводы;
развивающие — продолжать развивать речь и
творческие способности учащихся;
воспитательные:
— дать понятие общечеловеческих ценностей
через приобщение к классической литературе;
— формировать умение использовать полученные
знания в жизненных ситуациях.
Технология: личностно-ориентированная.
Оборудование: компьютер, презентация с
иллюстрациями, звуковым эффектом (<Приложение
1>)
Предварительная работа: знакомство с
содержанием рассказа.
Ход урока
1. Сообщение темы, цели урока. (СЛАЙД 1)
2. Вступительная беседа. (СЛАЙД 2)
— Всего через несколько дней наступит время
праздников, особенно любимых. Это Новый год и
Рождество.
— Вспомните, в ознаменование какого
события отмечается Рождество.
(Рождение человека-Бога, который был послан
человечеству, чтобы помочь избавиться от грехов,
помочь сделать жизнь человека лучше, чище,
нравственнее). Слова Ч.Диккенса.
— И действительно, в рождественские праздники
люди стремятся быть лучше; это время,когда
особенную значимость получают христианские
ценности:доброта,милосердие,сострадание. Это
время совершения добрых дел.
— А как называется время от Рождества до
Крещения? (Святки)
— В России в Святки принято было творить добрые
дела: помогать больным, раздавать милостыню,
слать подарки старикам в богадельни. Следовали
этой традиции все — от государя до простых
смертных.
— Рождество — праздник ожидания чуда. Как
некогда свершилось чудо в Вифлееме (СЛАЙД 3), и
родился Спаситель человечества, так оно должно
вершиться ежегодно в этот день, поэтому с таким
нетерпением ждут этот праздник взрослые и дети. И
если даже не случится чуда, то чудесен сам
праздник.
— Этому времени посвящён рассказ
Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на
ёлке”,который вы прочитали дома. И вы убедились,
что не для всех этот праздник несёт радость, ведь
в жизни рядом с достатком и весельем соседствуют
горе, нужда и одиночество.
— Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству
Ф.М.Достоевского — одного из самых “трудных”,
взрослых писателей, анализируем, пусть и
небольшой, рассказ, который был опубликован в
журнале “Дневник писателя” в 1876 году, который
издавал автор. Несколько слов об этом журнале
скажет _________________________________
(Фёдор Михайлович Достоевский с 1873 года
издавал “Дневник писателя” — так назывался
журнал, в который входили и художественные
произведения, к которым относится рассказ
“Мальчик у Христа на ёлке” С одной стороны, это
был известный журнал, предназначенный для
широкого круга читателей, с другой — дневник для
себя, в котором писатель выражал свои мысли,
взгляды. Писатель любил собирать правдивые факты
из текущей жизни, непосредственно увиденные им
самим; именно их он делал основой своих
произведений).
— Рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” принято
относить к жанру святочного рассказа. С
определением этого жанра нас познакомит
____________________________
(Святочный или рождественский рассказ —
литературный жанр, относящийся к категории
календарной литературы и имеющий свои
особенности в сравнении с традиционным жанром
рассказа).
— Каковы же жанрообразующие особенности
святочного рассказа? Обратимся к следующему
слайду. (СЛАЙД 5). Запись в тетрадь.
— В ходе анализа текста мы должны обозначить
наличие этих признаков в данном произведении.
Для начала обратимся к композиции рассказа и
постараемся обозначить сюжет рассказа, т.е.
последовательность событий. (СЛАЙД 6)
3. Анализ рассказа.
— Какой эпизод можно считать завязкой сюжета?
(Знакомство с главным героем рассказа)
— С чего начинается знакомство с литературным
героем? (С портрета). Зачитайте.
Заметим, что Достоевский очень коротко говорит
о внешности мальчика, но подмечает то, что
наиболее характерно: это и “маленький рост”, и
возраст “лет семь”, “дует на замёрзшие
пальчики”, и одежда — “какой-то халатик”, затем
он одевает “картузик”
(уменьшительно-ласкательные суффиксы), а главное
это безликое существо “хотело кушать”. Имя?
— Как называется в литературном произведении
описание помещения, где живёт герой? (Интерьер)
Зачитайте.
— С какой целью автор вводит это описание?
— Что вас больше всего поражает?
— Что заставило выйти мальчика на улицу? (Голод)
— На что надеялся он? (“Хоть бы кусочек
какой-нибудь”, “копеечку”)
— Завязка.
(Слайд 7)
— Чтобы лучше понять состояние героя, автор
использует пейзаж — картины живой и неживой
природы — на фоне которых происходит событие.
— Как вы думаете, в каком городе происходят
события? (Автор не называет конкретного города,
но по отдельным признакам можно, догадаться, что
это Петербург; и мы с вами впервые сталкиваемся с
понятием “Петербург Достоевского”).
— Что видит мальчик?
— Что слышит мальчик?
— Как вы думаете, какие художественные средства
использует в этом фрагменте автор, чтобы
передать душевное состояние героя, заставить
ощутить боль и страдание героя, ведь рассказ
ведётся от 3-его лица?
Обобщение учителя:
а) читая слова автора, мы слышим голос самого
мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и
слышим его. Такого эффекта позволяет добиться
использование восклицательных и вопросительных
предложений, которые передают восхищение,
радость, боль и страх;
б) эффект присутствия — использование автором
однородных членов, повтор одних и тех же слов.
— Как относится автор к маленькому герою? Из
каких фактов языка это видно? (Особая
чувствительность повествования, использование
уменьшительно-ласкательных суффиксов). Примеры.
(Слайд
— Прочитаем следующий отрывок — от слов “и
вдруг, господи!” до “смешно на куколок”.
— Иллюстрация.
(Слайд 9) + музыка
— А теперь попробуем мысленно проникнуть за
стекло и побывать на празднике.
— Какой приём и скакой целью использует автор?
(Антитеза) Худ. Деталь — стекло.
— Как вы думаете, почему после детского
праздника автор изображает кукол? (Они
противопоставлены мёртвым душой людям).
— Найдите примеры из текста, подтверждающие эту
мысль. (Развитие действия.)
— Какой момент рассказа можно считать кульминацией?
(Шёпот, ёлка у Христа — рождественское чудо?)
— Если бы рассказ заканчивался на этом эпизоде,
мы могли бы его сравнить со сказкой.
— А можно ли его назвать в полной мере святочным
рассказом? (Нет, этому мешает развязка
рассказа, т.к. она не представляет счастливого
конца (СЛАЙД 11).
— А ведь так хотелось бы, чтобы этот рассказ был
по-настоящему святочным и имел счастливый конец.
(Проверка творческой работы. 1 вариант)
— Об этом говорит и сам писатель в последнем
абзаце. А что стало с мальчиком, если бы он выжил?
(Ответ — 1 часть “Мальчик с ручкой”, т. е.
попрошайкой, “халатником”, который жил с ним в
одном подвале.
— Ф.М.Достоевский высоко ценил этот рассказ, он
считал, что (СЛАЙД 10)
— И что “преступное равнодушие взрослых
является причиной преступления детей”.
— Считаете вы этот рассказ актуальным в наши
дни? Озвучьте свою точку зрения. (Проверка
творческих работ. 2 вариант). (СЛАЙД 12)
4. Подведение итогов урока.
Святочный (рождественский) рассказ — это жанр
литературы, основу которого обычно составляет
одно событие, всегда есть чудо, добрая
неожиданность; финал — счастливый.
Портрет, пейзаж, интерьер, художественная
деталь, художественные приёмы, синтаксические и
лексические средства выразительности — система
понятий, помогающая раскрыть замысел писателя.
Вера, милосердие, сострадание — вечные
непреходящие человеческие ценности.
5. Домашнее задание. (СЛАЙД 13).
Прочитать рождественский рассказ другого
писателя.
Рождество — светлый праздник, в который принято
дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие
подарки, как частичку моего сердца. Я хочу, чтобы
в жизни у вас было всё хорошо. Открывайте свои
сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи.
Будьте милосердны, добры, сострадательны. (СЛАЙД
14)