Идея рассказа после бала

Анализ рассказа «После бала» (Л. Н. Толстой)

Автор: ·
Опубликовано 21.02.2019
· Обновлено 09.12.2022

Мастерство Льва Николаевича Толстого нельзя не оценить по достоинству. Он прославился на весь мир своими произведениями. Самыми культовыми и цитируемыми до сих пор остаются «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство» и т.д. Но рассказ «После бала» — не менее интересный пример изложения авторской мудрости и художественного слова Льва Николаевича Толстого. Главное об этом произведении написал Многомудрый Литрекон в своем разборе.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление, композиция
  • 3 Смысл названия
  • 4 Конфликт
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Психологизм и детали
  • 10 Вывод и актуальность
  • 11 Критика

История создания

Рассказ «После бала» — это реальная история, которая произошла с братом Льва Толстого, С. Н. Толстым. Сергей Николаевич познакомился с Варварой Корейш, дочкой казанского воинского начальника. Сергей Толстой был увлечен барышней, но увлеченность юноши прошла после произошедшей позднее встречи с ее отцом. Притяжение молодых людей так и не переросло в любовь, потому что дворянину было противно каждый раз возвращаться воспоминанием в ту отвратительную сцену, но и забыть о ней он не мог. Замысел книги был порожден самой действительностью.

Сергей Николаевич Толстой, будучи на бале у отца Варвары, встретил его через несколько часов после торжества. Однако увиденное ему не понравилось: отец девушки распоряжался жестокой экзекуцией солдата. Эта история послужила сюжетом для Льва Толстого, который написал рассказ в 1903 году.

Жанр, направление, композиция

«После бала» написан в жанре рассказа. В произведении присутствует ограниченное количество персонажей, автор поднимает одну проблему. Рассказ имеет одну сюжетную линию. Направление творчества Толстого – реализм. Он описал случай из жизни, не выходя за рамки данности.

Как построен рассказ «После бала»? Композиция называется «рассказ в рассказе»: герой рассказывает слушателям историю из прошлого, будучи участником действия в настоящем времени. Также книгу можно разделить на две части по содержанию: сказочный вечер на балу (заблуждение героя во тьме) и промозглое туманное утро – время прозрения. Лев Толстой использует художественный прием композиционной антитезы — это помогает автору создать эффект контраста. Композиционная антитеза представлена в рассказе в виде сцен во время и после бала, когда главный герой испытывает горькое разочарование после только что чувствовавшейся эйфории. Писатель показал, как отличается будничная жизнь высокопоставленных лиц от их поведения на пышных вечерах. Особенности композиции позволяют автору донести главную мысль, не прибегая к обильным описаниям и объемным сюжетным поворотам. Он выразил сложную идею лаконично и точно.

Экспозиция рассказа усиливает контраст — читатель не подозревает, что сюжетная линия может измениться совсем в другую сторону. Сначала Толстой описывает, как Иван Васильевич, главный герой, преисполнен нежности и пылкости по отношению к Вареньке — он надеется, что женится на столь прекрасной девушке. Тем более, герою улыбается удача — полковник Петр Владиславович благосклонен к нему, он дарит ему танец с дочерью, которую уже пригласил другой кавалер. Экспозиция рассказала изображается в светлых, легких тонах. Далее на читателя обрушивается жестокая реальность, которая разрушает все светлые чувства, ранее жившие в сердце Ивана Васильевича.

Смысл названия

Название рассказа «После бала» имеет важный смысл в произведении. Сначала Лев Николаевич Толстой рисует перед читателем идеальный мир, где царят любовь, роскошь, балы, светское общество и всеобщее счастье людей, которые в этот мир попали. Но Иван Васильевич, который «вытянул счастливый билет» и наслаждался такой жизнью, не подозревал о ее обратной стороне.

Бал — это роскошная маска, которая укоренилась в обществе. Бал дарит иллюзорное ощущение влюбленности, страсти, благородства и изящных манер. В душном и пышном зале нет места для реальности. Сцена после бала — это переломный момент всего рассказа. Именно он изменил ход жизни Ивана Васильевича. После бала герой понимает, что не сможет смириться с жесткостью людей, которая прикрыта манерами и статусом.

Конфликт

Лев Толстой создал острое столкновение обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей, другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и холодность под маской доброжелательного гостя. Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича.  Он не может забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так равнодушно избивать беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его с Варенькой судьбы разошлись.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Ивана Васильевича. Рассказ основан на истории юноши, влюбленного в Вареньку, дочку известного полковника. Он постоянно посещает балы, где она бывает, любуется ею, борется за право как можно больше с ней потанцевать. Иван уверен, что его чувства взаимны, и он уже красочно представляет свою дальнейшую судьбу. Но сцена после бала яснее раскрывает характер героя. Читатель видит не только слепо влюбленного юношу, но и сочувствующего, искреннего и совестливого человека. Иван не может прогнать из мыслей сцену, где хладнокровный отец его возлюбленной наказывает беглого татарина. Нравственные качества юноши затмевают горячую влюбленность. Он олицетворяет сознательную и твердую в своих убеждениях молодежь.
  2. Образ рассказчика в произведении — это уже взрослый, мудрый Иван Васильевич, который рассказывает о случае, круто изменившем его жизнь. Он верит в настоящую, благородную любовь, где нет места пошлости и лишь физической влюбленности. Опытный мужчина пытается убедить молодое поколение, что духовная связь намного ценнее физической. Невозможно жить с человеком, который не разделяет твоих убеждений и даже явно противоречит им.
  3. Образ Вареньки. Девушка играет в рассказе, скорее, второстепенную роль. Она — субъект влюбленности Ивана Васильевича. Она по праву рождения вошла в высшее общество и не видит другой жизни, кроме накрахмаленной и кружевной. Рассказчик описывал Вареньку как стройную, высокую, грациозную барышню, в которой чувствовалась величественность. Она всегда держалась прямо: ее царственный вид мог отпугнуть, но ласковая, всегда веселая улыбка располагала к ней все общество. Рассказчик упоминает, что и в пятьдесят лет женщина был неописуемой красавицей. Характер героини почти не раскрывается в рассказе, Лев Толстой делает акцент на ее отце, Петре Владиславовиче.
  4. Образ полковника. Он предстает в рассказе в качестве ключевого персонажа. Именно его поступок меняет судьбу Ивана. Петр Владиславович — высокий, статный и моложавый старик. Он был воинским служакой «николаевской» выправки. Сначала автор представляет образ полковника как воплощение заботливого семьянина, достойного человека, служащего на благо государства. Герой позиционирует себя как истинного христианина, который пытается всячески угодить Богу. Однако читатель видит, что он слеп и двуличен — старик обожает свою семью, выступает в качестве добродушного отца, но совершенно жестоко и равнодушно ведет себя по отношению к простым солдатам. Духовные качества героя делятся надвое: для семьи он готов на самопожертвование (он экономил на себе, чтобы больше позволить дочери), но для подчиненных мог оставить лишь гнев и презрение. Лицемерие и двойные стандарты являются основными чертами этого дворянина, готового щедро осыпать недостойных ударами шпицрутена сразу после того, как осыпал дочь и жену поцелуями.

Иван Васильевич восхищался семьей и подчеркивал свое с ней родство. Но их благополучие иллюзорно и держится на штыках и шпицрутенах. Женщины разгуливают в шелках и украшениях, купленных ценой крови того избитого татарина. Такое приданое Иван Васильевич принять не мог.

Темы

Тематика рассказа богата и многогранна, но Многомудрый Литрекон обратил внимание лишь на главные содержательные доминанты.

  1. Основная тема рассказа – двуличие светской жизни, которая делится на парадный выход и будничную грязь, которая и обеспечивает вечерний банкет. Ради блеска и пафоса на балу люди ведут себя бесчеловечно на службе, идут на немыслимые жертвы. Неслучайно автор указал, что ради пышных приемов полковник экономит на необходимых вещах. Героя затянула трясина выходов напоказ, и он живет ради того, чтобы казаться, а не быть. Наблюдая за избиением татарина, он не видит кровавое месиво на его спине, ведь жизнь самого военного искусственна, и в ней нет места суровой действительности. Сочувствие не доходит до его ума, помраченного ярким светом высшего общества.
  2. Тема любви в рассказе «После бала» раскрывается с двух сторон. С одной стороны, любовь представлена больше как сильная увлеченность, а не серьезное чувство. Иван испытывал восхищение, страсть, трепет к Вареньке, но автор не описывает эмоции героя как взвешенные и достаточно обдуманные. С другой стороны, рассказчик призывает молодое поколение к духовным, возвышенным чувствам. Он сетует на то, что в современное время все обращают внимание лишь на физические достоинства. Моральная и принципиальная сторона вопроса для автора играет решающую роль, а красота – второстепенную.
  3. Тема крушения мечты. Однако сам герой, будучи молодым, был восхищен и поглощен происходящим — он забывал узнать саму Вареньку. Иван не знал ни истинный характер девушки, ни ее привычек, ни мыслей. Торжественный бал и танцы с Варенькой были вроде красочного спектакля, который прекратился в одно утро. Когда веселье закончилось, все сняли свои маски и начали жить будничной рутиной, мечты Ивана разбились.
  4. Разрыв шаблона. Иван не смог принять поступок Петра Владиславовича, ранее бывшего весьма ему симпатичным. В тот день он чувствовал ужасную тоску от всего увиденного, задавался вопросом, за что беглый татарин был награжден такой жестокостью. Ивану было стыдно, когда он встретился глазами с полковником, он пытался оправдать статного старика, но так и не нашел ответа на свой вопрос. Влюбленность Ивана пошла на убыль, он больше не посещал бальных вечеров в доме Петра Владиславовича.
  5. Пейзаж. Стоит обратить внимание на пейзаж, который был вокруг Ивана во время его встречи с полковником. Лев Николаевич Толстой делает акцент на тумане, который навис над местностью в то утро. Автор сравнивает туман с состоянием героя во время его общения с Варенькой и ее семьей. Иван не мог ясно увидеть настоящую сущность этой семьи, он был будто в тумане, когда его завлекла эта веселая, чувственная увлеченность. После бала герой слышит звуки мазурки, но и они уже кажутся ему «жесткой и нехорошей» музыкой.

Проблемы

Лев Николаевич Толстой поднимает в рассказе «После бала» острые социально-нравственные проблемы.

  1. Лицемерие и криводушие. Автор показывает, как уважаемый полковник добр и учтив с высокопоставленными гостями на балу, и как он жесток к низшему классу, к своим подчиненным. Герой готов любезничать с людьми из своего круга, строить из себя патриота и верующего человека, но на деле он демонстрирует презрение к народу и тем моральным устоям, которые образуют христианское мировоззрение.
  2. Равнодушие. Петр Владиславович не прислушивается к беглому солдату, который умоляет его «помилосердствовать». Ему все равно, что его подчиненный испытает адскую боль, от которой может и умереть. Главное для него – железная дисциплина, на которой застынет любая пролитая кровь. В образе полковника нет и сотой доли того, что церковь предписывает каждому прихожанину, ведь герою безразлична сущность учения, и важнее всего благовидная внешняя сторона любого дела.
  3. Жестокость. Когда же один из солдат, бивший татарина плетью, делает удар слабее, то тут же нарывается на пощечину от полковника. Петр Владиславович чувствует гнев от того, что молодой солдат недостаточно сильно ударил беглого татарина, спина которого уже превратилась в окровавленное мясо. Значит, он не только выполняет свой долг, но и с усердием допытывается до осужденного, как будто получая удовольствие от его унижения.
  4. Безнравственность. Автор поднимает проблему нравственно-духовных качеств дворянства, погрязшего во лжи. Петр Владиславович сам позиционирует себя как истинного христианина, в то же время читатель не наблюдает в герое ни капли нравственности. Он является примером бесчеловечной жестокости и равнодушия — ему не становится жалко беглого солдата, он не просит офицеров ослабить удары. Двуличие и холодность полковника пугают Ивана Васильевича, он отказывается от такого родства.

Проблематика рассказа «После бала» весьма многогранна и вмещает в себя даже политические аспекты, ведь в образе полковника современники увидели Николая Первого – императора России. Жестокость и двуличие режима стало мишенью писателя. Вот, против чего был направлен рассказ.

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

  1. Красота становится искусственной и натянутой: «бал прекрасный» — «что неестественно»;
  2. Музыка приобретает противный и ужасающий ритм: «музыканты знаменитые» — «неприятная, визгливая мелодия»;
  3. Человеческие лица выражают эмоции, близкие к отчаянию и гримасе боли: «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо»;
  4. Белый цвет бала противопоставляется черному и бесцветному тону существования обычных солдат: «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах».

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Вывод и актуальность

Произошедшее с Иваном Васильевичем в корне изменило его жизнь. Полковник заставил его посмотреть на все с другой стороны, оценить все стороны человеческой натуры.  В заключении Толстой не дает никаких моральных выводов, он заканчивает рассказ мыслями Ивана Васильевича, который заставляет себя думать, что военный, очевидно, знает что-то такое, чего не знает главный герой. Тем не менее, юноша не может смириться с отсутствием духовной составляющей у полковника. Сцена избиения меняет его жизнь, однако он сам не понимает: хорошо ли то, что он увидел, или плохо. И все же именно это событие остановило его и не дало поступить на военную службу, к которой он стремился раньше. Показывая перемены в судьбе героя, писатель учит нас чутко реагировать на увиденную несправедливость и ни в коем случае не поощрять ее равнодушием. Книга заставляет задуматься о важности отзывчивости и чуткости, которые позволяют людям жить в мире со своей совестью.

Тематика рассказа актуальна и сегодня. Все так же общество сталкивается с двуличием и безнравственностью. Сегодня все еще много таких «полковников», под маской которых лишь холодность и бесчеловечность. Тем не менее, мораль автора остается только угадывать. Он предлагает читателю делать выводы самостоятельно. Он не пишет, «хорошо» все-таки было то, что сделал полковник, или «плохо», но, судя по реакции главного героя, смысловые акценты все же были расставлены, то есть писатель осуждает криводушие высшего света и его готовность закрыть глаза на страдания тех, кто не «вытянул счастливый билет» происхождения и не стал его частью.

Критика

Произведение Льва Толстого «После бала» было воспринято положительно. Большинство критиков высказали свое восхищение мастерством Толстого. Характеристика рассказа позволяет установить, как современники поняли замысел автора.

Литературный критик Дьёрдь Лукач сказал, что если судить только лишь с формально-художественной стороны, то «После бала» — это самый «формально законченный» рассказ, который не встретишь в литературе на Западе. Он назвал Толстого «величайшим» и «несравненным» художником своего времени.

Рецензент Н.К. Гудзий выразил основную мысль произведения, проведя литературные параллели с другими книгами писателя:

Деспотический характер царствования «Николая Палкина» нашел отражение, помимо «Хаджи-Мурата», также в рассказах «После бала» (1903) и «За что?» (1906).

Он писал также, что особенности поздней прозы Толстого заключались в резкой критической направленности книг и лаконичности писателя. Автор начал сочинять короткие, но весьма хлесткие и острые произведения на злобу дня, чтобы выразить свое отношение к политике, дворянству, войне и другим актуальным (а, впрочем, вечным) темам.

Авторы «Литературной энциклопедии» 1939 года так же написали хвалебный отзыв о рассказе Толстого, признавая его талантливым писателем, умеющим обличать истинную натуру:

Противоречие между внешностью и подлинным содержанием действительности, явлением и сущностью выступает в разительной форме — маска сорвана. Выражением этой замечательной особенности творческого метода Толстого явился рассказ «После бала». (Попов П., Юнович М.)

Автор: Маргарита Старкина

Метки: 8 классЛев ТолстойПосле баларазбор

Читайте также:

Анализ «После бала» Толстой

Анализ «После бала» Толстой

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3254.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3254.

Обновлено 10 Июля, 2021

Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека. Предлагаем к рассмотрению анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала», который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы. Анализ рассказа «После бала» включает в себя полное раскрытие темы, а также особенности композиции, жанра и направления.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.

Год написания – 1903 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюблённым в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости её отца по отношению к солдату.

Тема – Главная тема произведения – нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.

Композиция – Композиция построена на антитезе – противопоставлении сцены бала и сцены наказания беглого солдата.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.

Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного начальника. Намерения молодого человека были достаточно серьёзны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем жестокого обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище расправы над несчастным настолько сильно потрясло молодого человека, что тот в одночасье передумал жениться.

Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложил её на бумаге он лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».

Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.

Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.

В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно – настолько милым и любезным он показал себя во время бала.

Но уже ранним утром всё это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.

Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.

Основная мысль произведения – разоблачение фальши и напускного благодушия человека, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящимся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор – принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого.

Композиция

Сюжет рассказа укладывается в рамки одних суток, круто перевернувших всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).

Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.

Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «После бала».

Жанр

Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем, 2–3 героя, показан один случай из жизни одного героя. Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нём описаны две эпохи – 40-е годы XIX века, и закат XIX столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.

Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально произошедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Furuzon Pulodi

    9/10

  • Илья Иващенко

    10/10

  • Artur Pustovarov

    10/10

  • Альбина Айтмаганбетова

    10/10

  • Денис Погребняк

    5/10

  • Вера Яковлева

    10/10

  • Магомедбег Шарифов

    10/10

  • Ирина Логинова

    10/10

  • Никита Попечаев

    8/10

  • Расул Гасанов

    10/10

Рейтинг анализа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3254.


А какую оценку поставите вы?

История создания

Рассказ «После бала» основан на реальных событиях, которые произошли с младшим братом Льва Николаевича, когда тот проходил обучение в Казани. Сергея Толстого угораздило влюбиться в дочку высокопоставленного офицера, Варвару Корейш. Бурные отношения быстро сошли на нет после того, как отец возлюбленной предстал перед молодым человеком в нелицеприятном свете.

Сергей больше не мог продолжать общение с Варварой, поскольку он постоянно прокручивал в голове неприятный эпизод с участием военного начальника, и ему становилось противно от мысли, что этот жестокий человек занимался воспитанием его дамы сердца.

толстой после бала анализ

Толстой собирался на ней жениться, но, увидев расправу над несчастным солдатом, которым командовал отец барышни, навсегда распрощался с этой затеей.

Услышанная история шокировала мудрого Льва Николаевича, однако он не сразу поделился ею с читателями. Писатель несколько лет размышлял над названием произведения, беспощадно критикуя каждый из вариантов, среди которых были:

  • «Отец и дочь»;
  • «Рассказ о бале и сквозь строй»;
  • «А вы говорите…».

Рассказ, написанный в 1903 году, вышел в свет только в 1911 г., уже после смерти великого писателя.

Краткий пересказ

В самом начале произведения между умудренными опытом друзьями завязывается дискуссия по поводу того, вносит ли окружающая действительность свои коррективы в судьбу человека. Один из товарищей, Иван Васильевич, выдвигая гипотезу, что всё в этом мире зависит от случая, начинает рассказывать историю из своей молодости. Повествование начинается с описания торжественного мероприятия в доме губернатора. Всё вокруг кажется чудесным:

анализ рассказа после бала

  • доброжелательные хозяева;
  • великолепные наряды;
  • вкусные угощения;
  • приятная музыка.

Окрыленный любовью, Иван ни на секунду не сводит взгляд с прекрасной девушки. Ему доставляет огромное удовольствие наблюдать за тем, как его любимая танцует со своим заботливым отцом. Героя умиляют самодельные сапоги мужчины, которые, по мнению Ивана, свидетельствуют о том, что отец Вареньки экономит на себе, чтобы дочь ни в чем не испытывала нужды.

Вернувшись домой, молодой человек никак не мог заснуть, поэтому решил совершить пешую прогулку по городу. За окном уже светало, и улицы погрузились в прозрачную утреннюю дымку. Душу Ивана переполняла радость. Он вспомнил, с какой нежностью на него смотрела Варенька, а уезжая, подарила ему свою перчатку. Сам того не ожидая, он внезапно очутился рядом с домом возлюбленной. Тишину нарушили дробь барабана и звуки флейты.

после бала анализ произведения

На поле, неподалеку от дома, толпились солдаты, совершавшие самосуд над татарином-дезертиром. Зверской экзекуцией руководил Петр Владиславович, отец Вареньки, который внимательно следил, чтобы солдаты исправно били провинившегося. Если кто-то наносил слишком слабый удар палкой по спине бедолаги, то полковник хлестал того по лицу своей перчаткой. Заметив жениха своей дочери, Петр Владиславович сделал вид, будто его не знает.

Увиденная картина ввергла в шок впечатлительного Ивана. Он почувствовал ужас и стыд. Сколько ни пытался герой найти оправдание мерзким действиям полковника — ничего не получалось. Этот случай стал серьезным аргументом в пользу того, чтобы не делать предложение Вареньке. Кроме того, Иван окончательно расстался с идеей стать офицером или чиновником, так как его моральные принципы шли вразрез с жестокими и несправедливыми государственными законами.

Желающие прочесть произведение целиком могут взять в библиотеке книгу Толстого «Избранные повести и рассказы».

Характеристика главных героев

Портреты центральных персонажей отражают взгляд писателя на произошедшую с его братом историю и говорят о непримиримой позиции относительно чрезвычайной жестокости и социальной несправедливости. В своем рассказе Толстой раскрывает характеры следующих героев:

анализ рассказа после бала толстой

  1. Иван Васильевич. Рассказчик, повествующий о своей любви и о том, почему она оказалась не со счастливым концом. Это неравнодушная к прекрасному личность, желающая видеть в ближнем все только самое хорошее. Несмотря на некоторую мягкотелость, Иван критически относится к насилию над человеком и не готов жить рядом с теми, кто угнетает бедных и лишенных всяческих прав людей. Он не может без боли в сердце смотреть на то, как солдаты издеваются над дезертиром, не проявляя ни кали милости и не обращая внимания на его мольбы о пощаде. Больше всего молодого человека поражает тот факт, что инициатором бесчеловечного наказания был отец его возлюбленной, о котором герой был лучшего мнения. После этого Иван отказывается становиться военным, хотя с детства мечтал примерить офицерские погоны.
  2. Петр Владиславович. Ключевое для понимания смысла рассказа действующее лицо. Именно его неблаговидный поступок в корне меняет мировоззрение Ивана и заставляет расстаться с любимой. Сначала Толстой представляет образ статного военного начальника как воплощение образцового главы семейства, человека чести, служащего на благо родины. Герой считает себя истинным христианином, однако со временем читателю открывается его темная сторона. Оказывается, что за маской добродушного старика, который обожает свою семью, скрывается двуличная натура. Ему абсолютно безразлична участь простых солдат, для него они всего лишь расходный материал, и поэтому он не считает зазорным применять по отношению к подчиненным насилие.
  3. Варенька. Автор не заостряет особого внимания на описании этого персонажа. Известно лишь, что возлюбленная Ивана Васильевича является единственным ребенком в семье, хорошо образована, умеет правильно вести себя в высшем обществе. После того как любовь Ивана к Вареньке угасла, девушка вышла замуж за другого и смогла сохранить свое природное очарование до глубокой старости.

Жанр и композиция

Прозаическое произведение «После бала», в основу которого легла реальная история, относится к жанру рассказа, о чем свидетельствуют малый объем и всего лишь одна сюжетная линия. Поскольку Толстой использует такой литературный прием, как «рассказ в рассказе», здесь описываются два исторических периода — 40-е годы XIX столетия и закат эпохи правления Александра III.

лев толстой после бала анализ

Эта композиционная особенность отнюдь не случайна. Писатель хотел показать читательской аудитории, что за продолжительный временной промежуток проблемы, витающие в обществе, никуда не исчезли.

Весь сюжет рассказа умещается в рамки одной ночи, ставшей переломной точкой в жизни главного героя.

Композицию произведения образуют:

  • экспозиция (беседа приятелей, подводящая к описываемым событиям);
  • завязка (описание бала);
  • кульминация (сцена грубого обращения с дезертиром);
  • развязка (финальные рассуждения рассказчика).

Поднятые темы

Тематику произведения можно рассматривать сразу под несколькими углами, беря за основу как социально-психологический аспект, так и более глубинный — морально-этический, касающийся непосредственно человеческой личности.

Через весь рассказ красной нитью проходит сразу несколько мыслей. Во-первых, это крайне негативное отношение к насильственным методам наказания, даже если они продиктованы государственной необходимостью. Во-вторых, порицание тех, кто делит людей на достойных уважения и бесправную серую массу. Проведя анализ рассказа «После бала», можно сделать вывод, что писатель осуждает общество, в котором беззаботная жизнь одних зиждется на угнетении других.

после бала толстой анализ произведения

Еще одной темой, затрагиваемой автором, является рабское положение простых солдат. То, что происходило тогда в армии, очень беспокоило Толстого. Он сильно переживал, глядя на невыносимые условия службы, и прекрасно представлял, каково это — получить несколько ударов палкой по спине за малейшую провинность.

Раскрытие темы любви в рассказе идет в двух направлениях. С одной стороны, автор описывает скорее страсть, нежели серьезные чувства. Ивана полностью поглотили мысли об объекте его восхищения, все его действия подчинены одной цели — добиться полного расположения красивой девушки. С другой стороны, рассказчик призывает ценить духовный мир человека, а не внешнюю оболочку. Он сетует на то, что молодое поколение нынче выбирает себе партнера, ориентируясь прежде всего на физические достоинства.

Основная идея

К написанию рассказа «После бала» Толстого подтолкнула обстановка социальной несправедливости и ущемления свободы, царящая в эпоху правления Николая I. Это были по-настоящему непростые времена для простых граждан. Напуганный восстанием декабристов, царь не чурался жестоких методов управления страной, что не лучшим образом сказывалось на и без того натянутых взаимоотношениях господ и подчиненных. Если говорить кратко, деспотичный тип правления обернулся всеобщим нравственным омертвением государства.

краткий анализ после бала

Для Толстого было важно с помощью одной жизненной зарисовки описать характер страны, разделенной на богатых и бедных. Писатель разоблачает низменные человеческие качества, срывает маски добродушия, под которыми прячутся жестокость и эгоизм.

При анализе «После бала» выясняется, что с помощью антитезы автор раскрывает главную мысль рассказа. В первой части произведения показана роскошная жизнь, полная фальшивых благих намерений, во второй части читатель знакомится с реальностью, где каждый герой показывает свое истинное лицо. Одни и те же персонажи контрастируют в начале и в концовке рассказа — светлое чувство главного героя сменяется на растерянность и разочарование, а радушие полковника уступает место жестокости и безразличию.

Трудно переоценить значение этого произведения. В нем подняты острые вопросы, которые не потеряли свою актуальность и в настоящее время.

Толстого волновало, почему одни живут на всем готовом, а другие влекут жалкое существование, постоянно подвергаясь унижениям со стороны власть имущих.

­Краткий анализ произведения 1

История создания

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.


Главные герои и их характеристика

Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой.

Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.

Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.

Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.


Темы и проблемы

Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения, которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

Идея

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать  злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.


Мораль

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.


Краткий анализ произведения 2

История эта дана как воспоминание – рассказ человека о его молодости, о любви. Из-за этого эпизода вся жизнь героя изменилась. Это даже поучительная история о том, что любовь оказалась не такой силой по сравнению с предназначением человека, его желанием справедливости в обществе. На самом деле любовь эта была не такой уж сильной, не как у Джульетты и Ромео, если он выбрал не её, если она постепенно угасла, померкла рядом с той неприятной сценой после бала.

Начинается рассказ с того, что в данный момент Иван Васильевич – человек в возрасте, которого в своем кругу уважают, готовы слушать. Речь заходит о той самой истории, вот он её и рассказывает. Иногда она будет прерываться репликами слушателей, например, о любви. Иван Васильевич рассказывает, какой была его Варенька. Рассказ построен на контрасте. Описание бала, наполненного любовью, контрастирует с военной сценой. Много в рассказе чувств героя, его ощущений. Как его переполняло счастье, он даже спать не мог, как после ему было отвратительно то, что он увидел. У него создалась ассоциация с отцом Вареньки – плохая ассоциация. Каждый раз при взгляде на него, но уже и на Варю, он вспоминал эту историю.

Если бы герой не был полон восторженных чувств, то эта сцена не стала бы для него таким шоком. Может быть, он бы постарался её забыть. Герою сопереживаешь… Но за него рад, так как он доволен своей жизнью в итоге. Он много значит для последователей и делает важное дело. А о своей любви вспоминает с улыбкой. Он ведь говорит о Варваре, которая уже бабушка, но всё равно симпатичная женщина. Её любовь к нему тоже не была такой уж огромной, она ведь вышла замуж и родила детей… И её нельзя ни в чём обвинить! Но этот рассказ не о любви или ревности, а о человеческой жизни, о психологии, о социальном. А ещё о доброте, ведь отец Вари мог бы быть чуть добрей к виноватому, мог бы не стыдиться своей работы. А то он сам отвернулся, увидев Ивана Васильевича.

Каждый делает свои выводы, но рассказ полон человеколюбия. Он призывает делать что-то хорошее для простых людей, не мучить их, даже если они и виноваты. И говорит о том, что нельзя забыться в балах, в любви, постараться отвернуться от правды.

Я сопереживаю герою. Повторюсь, что его любовь была не такой уж сильной… Если б она была сильной, то он не отвернулся бы от правды, но спас бы свою любовь – объяснил бы Варе всё! И стало бы больше у него союзников для дела. А может, и отец бы одумался.


Краткий анализ произведения 3

История создания произведения.

Брат Льва Николаевича Толстого, Сергей Николаевич, рассказал писателю историю своей молодости. Он был влюблен в дочь начальника, на которой хотел жениться. Однако картины, которые он увидел после бала, когда отец девушки управлял экзекуцией солдата, не позволили брату Л.Н. Толстого жениться на девушке.

Эта история, реально произошедшая с С.Н. Толстым, стала основой для написания рассказа «После бала». Он был завершен в 1903 году, а опубликован лишь в 1911 году, уже после смерти писателя.

Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«После бала» относится к жанру рассказа. Признаками является то, что в центре небольшого по объему произведения лежит одно событие в жизни героя, которое повлияло на его мировоззрение.

Название произведения и его смысл.

Первоначально у Л.Н. Толстого было несколько вариантов заглавия: «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», однако окончательным вариантом становится название «После бала», которое выполняет важнейшую смысловую функцию.

Бал – это красивые описания, идеалистические картины смеха и радости светского общества. А то, что происходит после бала, совершенно не похоже на такие картины наслаждения жизнью.

Ситуация после бала становится кульминацией произведения и переломным моментом в мировоззрении Ивана Васильевича.

От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Произведение построено как рассказ в рассказе, что говорит о наличии образа рассказчика, от лица которого ведется повествование. Причем в рассказе два повествователя – Иван Васильевич и человек, который знакомит читателя с ним.


Тема и идея произведе

Её любовь к нему тоже не была такой уж огромной, она ведь вышла замуж и родила детей… И её нельзя ни в чём обвинить! Но этот рассказ не о любви или ревности, а о человеческой жизни, о психологии, о социальном. А ещё о доброте, ведь отец Вари мог бы быть чуть добрей к виноватому, мог бы не стыдиться своей работы. А то он сам отвернулся, увидев Ивана Васильевича.

Каждый делает свои выводы, но рассказ полон человеколюбия. Он призывает делать что-то хорошее для простых людей, не мучить их, даже если они и виноваты. И говорит о том, что нельзя забыться в балах, в любви, постараться отвернуться от правды.

Я сопереживаю герою. Повторюсь, что его любовь была не такой уж сильной… Если б она была сильной, то он не отвернулся бы от правды, но спас бы свою любовь – объяснил бы Варе всё! И стало бы больше у него союзников для дела. А может, и отец бы одумался.


Краткий анализ произведения 3

История создания произведения.

Брат Льва Николаевича Толстого, Сергей Николаевич, рассказал писателю историю своей молодости. Он был влюблен в дочь начальника, на которой хотел жениться. Однако картины, которые он увидел после бала, когда отец девушки управлял экзекуцией солдата, не позволили брату Л.Н. Толстого жениться на девушке.

Эта история, реально произошедшая с С.Н. Толстым, стала основой для написания рассказа «После бала». Он был завершен в 1903 году, а опубликован лишь в 1911 году, уже после смерти писателя.

Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«После бала» относится к жанру рассказа. Признаками является то, что в центре небольшого по объему произведения лежит одно событие в жизни героя, которое повлияло на его мировоззрение.

Название произведения и его смысл.

Первоначально у Л.Н. Толстого было несколько вариантов заглавия: «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», однако окончательным вариантом становится название «После бала», которое выполняет важнейшую смысловую функцию.

Бал – это красивые описания, идеалистические картины смеха и радости светского общества. А то, что происходит после бала, совершенно не похоже на такие картины наслаждения жизнью.

Ситуация после бала становится кульминацией произведения и переломным моментом в мировоззрении Ивана Васильевича.

От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Произведение построено как рассказ в рассказе, что говорит о наличии образа рассказчика, от лица которого ведется повествование. Причем в рассказе два повествователя – Иван Васильевич и человек, который знакомит читателя с ним.


Тема и идея произведения. Проблематика.

Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» поднимает вечную тему добра и зла. Она выражена в проблеме двуличия жизни светского общества, которое за маской пышных приемов скрывает ничтожность и жестокость. Эти черты стали основой социальной проблематики произведения.

Писатель хотел продемонстрировать протест против существующей реальности, поэтому он обращает свое внимание на события прошлого, события которого схожи с теми, что происходили во времена Л.Н. Толстого. Для писателя было важным показать, что времена не изменились к лучшему, все осталось так, как было прежде.

Иван Васильевич не смог закрыть глаза на поступок Петра Владиславовича, поэтому отказывается от своей любви к его дочери Вареньке. Так тема любви плавно и в то же время резко переходит в тему крушения надежд героя.

Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В центре внимания рассказа лежат исторические события во времена правления Николая I. Несмотря на то что время действия – 1840-е годы, писатель помещает два временных пласта, добавляя к прошлому реальную ему действительность.

Сюжет рассказа «После бала» довольно прост: Иван Васильевич рассказывает историю о том, как он, влюбившись в молодости в Вареньку, увидел однажды, как ее отец командует экзекуцией. Эта страшная картина, которая является кульминационным эпизодом в рассказе, стала причиной того, что герой перестал посещать девушку и ее семью.

Конфликт произведения заключается в столкновении жизненных взглядов Ивана Васильевича и Петра Владиславовича. Двойная жизнь полковника становится причиной такого несоответствия жизненных позиций. Главный герой понимает, что не может принять принципы полковника, поэтому его путь вместе с Варенькой не может продолжиться. Иван Васильевич выбирает свой жизненный путь, связанный с борьбой против насилия и зла.


Система образов произведения.

Центральным персонажем является Иван Васильевич, который после увиденного не может смириться с насилием.

Антитезой стоит образ полковника, отца той девушки, в которую влюблен рассказчик. Этот образ нужен Л.Н. Толстому для того, чтобы разоблачить ложные представления о жизни, разоблачить социальную несправедливость.

С образом Вареньки связана тема любви, которая в финале произведения снижает свое значение.

Композиция произведения.

Композиция рассказа, которая построена на основе антитезы, представляет собой рассказ в рассказе. Антитеза проявляется и в контрасте образов, и в контрасте описываемых картин бала и того, что было после бала. Чувства главного героя тоже переданы с помощью антитезы: отец возлюбленной сначала ему представляется хорошим и приятным человек, затем впечатления полностью меняются.

Экспозиции в произведении нет, повествование начинается буквально сразу. Рассказчик повествует о событиях, которые произошли с ним в прошлом. Весь рассказ повествует о событиях одного дня.

Композиционно рассказ можно разделить на две части. Первая связана с событиями на балу, где главной становится тема любви. Вторая часть связана с картиной экзекуции, где центральной становится тема ненасилия. Уже особенности композиции позволяют донести главную мысль.

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главным приемом в рассказе «После бала» становится антитеза, которая раскрывает главную идею произведения. Также автор использует художественные детали и принцип психологизма.

Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы  общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

История создания

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.

Темы и проблемы

Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения, которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

Идея

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать  злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

Мораль

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

Автор: Валерия Пронина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Конфликт

Лев Толстой создал острое столкновение обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей, другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и холодность под маской доброжелательного хозяина. Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича. Он не может забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так равнодушно избивать беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его с Варенькой судьбы разошлись.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.

«После бала» анализ (идея, тема, жанр)

«После бала» анализ рассказа — тема, идея, жанр, композиция и особенности произведения.

«После бала» анализ

Год написания — 1903

Жанр — рассказ (в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя, и текст небольшой по объёму)

Тема рассказа: Любовь, избиение солдата – татарина

Идея: автор выступает против всяческого насилия, угнетения человека человеком

Главные герои: Иван Васильевич, Варенька, Петр Владиславович

Основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека— общественные условия или случай.

«После бала» композиция:

Особенность композиции – рассказ в рассказе.

Основа композиции – контраст, противопоставление.

Весь рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет.

Произведение делится на две смысловые части: на балу и после бала.

Главной является часть «После бала», несмотря на то, что она меньше по объему. Именно поэтому рассказ и назван «После бала». Таким образом автор избегает назидательности, навязывания читателю своей позиции, но обращает его взор в нужном направлении.

У этих частей есть свои кульминации: в 1 ч. – исполнение мазурки полковником и его дочерью Варенькой, во 2 ч. — наказание солдата под руководством того же полковника. По смыслу эти эпизоды резко противопоставлены друг другу, то есть контрастны.

Первая и последняя части композиции являются связующим элементом давно произошедших и более поздних событий – рассказомглавного героя о случае, повлиявшем на всю его жизнь, получается прием композиции «рассказ в рассказе».

«После бала» особенности произведения

Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки». Белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости. О празднике в душе молодого человека говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.

В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «…я увидал… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. Это была жесткая, нехорошая музыка».

Значение рассказа «После бала» неоценимо. Писатель ставил широкие гуманистические проблемы. Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

Автор в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные понятия о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России.. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за всё, что происходит.

Источник

Темы и проблемы

Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения, которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

Идея

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

Мораль

Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

Автор: Валерия Пронина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткий и полный анализ рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Рассказ отражает глубокое разочарование автора в устройстве общества, желание изменить его ценности, сделав главным ориентиром человека, а не сословную принадлежность.

Рассказ «После бала» был написан в 1903 году на основе жизненной истории родного брата писателя, С.Н. Толстого.

Жанр

– рассказ (род литературы – эпос);
Направление
– реализм;
Основная идея
– человека определяет не только среда, но и внутренняя нравственность;
Тема и проблема
– социальное бесправие низших сословий, двуличие аристократии;
Композиция
– «рассказ в рассказе», состоит из 4 частей: спор в гостиной, сцена бала, сцена наказания и короткое заключение.

п.1. Тематика и проблематика

Тема бесправного положения более низких сословий

выражается в сценах наказания беглого солдата-татарина под руководством полковника. Наказание слишком жестокое, оно несопоставимо с совершенным нарушением. Солдата прогоняют через 2 шеренги сослуживцев, которые должны его бить и не могут отказаться от участия в экзекуции. Человека при этом забивают до смерти.

В царской России времен правления Николая I (в 40-х годах 19 века) это считалось обыденной практикой, даже сами солдаты порой были уверены, что «это по закону, по суду».

Подробнее об этом – в статье Л. Н. Толстого «Николай Палкин», 1887 г.

Проблема:

Слабые стороны социального устройства не пытались изменить, а ужесточили порядки в отношении низших сословий, чтобы держать их в подчинении и страхе.

Тема двуличия высших слоев общества

раскрывается через двойственный образ полковника, его поведение построено на контрасте.

Проблема:

то, что Иван Васильевич видит как двуличие, является нормальным для полковника. Автор акцентирует внимание: нормы общества могут быть несправедливыми и бесчеловечными, но при этом законными.

Разочарование в религии

показано косвенно, прямо автор этого не говорит. Достаточно сопоставить даты событий, чтобы увидеть символизм и критику. Бал происходит в последний день Масленицы, а значит расправа над солдатом – в первый день Великого поста, Чистый понедельник. Это день особого благочестия и духовного очищения, что не вяжется со сценой экзекуции. Немаловажно, что наказание обрушивается на солдата мусульманской веры.

Проблема:

справедливости нет ни в светском устройстве государства, ни в духовном, людей низшего сословия ничто не может защитить. Церковь молчит, когда государство карает.

  • Идея рассказа новые робинзоны
  • Идея рассказа матренин двор
  • Идея рассказа мальчик у христа на елке
  • Идея рассказа малиновая вода
  • Идея рассказа лошадиная фамилия