Основная мысль произведения “Слово о полку Игореве”
Произведение, ставшее примером воспитания чувства патриотизма, вызвало множество споров ученых, историков, литературоведов. Основная мысль произведения «Слово о полку Игореве» – сила народа в единстве. Крепкий кулак, объединивший княжества Руси, способен одолеть любого врага.
Идея «Слова…»
Смысл всего произведения связан с историческим событием. В основе текста лежит описание похода князя Игоря против половцев. Русский князь решил найти себе славу, но не рассчитал сил, и битва потерпела поражение. Автор не просто предлагает читателю, узнать о неудачном эпизоде русской истории. Идея произведения «Слово о полку Игореве» лежит в глубинном подтексте. Гениальный создатель произведения вложил идею в уста киевского князя Святослава. Он призывает русский народ вспомнить о былой славе. Автор «Слова…» скорбит о несчастной судьбе воинов, лежащих на полях. Страшно звучат строки о воронах на полях боев, хозяйничающих на русской земле. Яркое слово в устах князя – урок мудрости. Отцы понимают, а сыны торопятся к минутной славе, забывая о чести всей страны.
Главной мыслью всего текста является объяснение настоящего патриотизма, силы единения и сплоченности. Русь держится на народе, которому не важно, в чьем княжестве он живет. Он любит всю Русь, с ее многонациональностью и широтой души.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Вадим Акимов
8/15
-
Nasty Fox
14/15
-
Вика Голотюк
15/15
-
Полина Токарчук
9/15
-
Данута Уршуля
15/15
-
Наталья Садовская
11/15
-
Михаил Ничепоренко
9/15
-
Евгений Александров
11/15
-
Екатерина Сазонова
14/15
-
Устиния Воронова
9/15
Суть и идея «Слова о полку Игореве», смысл и значение произведения
«Слово о полку Игореве». Художник Н. Гончарова |
«Слово о полку Игореве» — это произведение с глубоким патриотическим смыслом и идеей.
В этой статье представлены цитаты исследователей о сути и идее «Слова о полку Игореве», объясняющие смысл и значение произведения.
Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»
Суть и идея «Слова о полку Игореве», смысл и значение произведения
Главная идея и суть «Слова о полку Игореве» — это стремление к единству Руси, к объединению князей и народа против внешних врагов:
«…Основная идея Слова о полку Игореве — стремление к единству Русской земли, к собиранию народной силы в противовес ослаблению и раздроблению государства благодаря усобицам князей-феодалов. В эпоху Слова феодальная раздробленность достигла наивысших пределов, вызвав появление гениального поэтического призыва к единству…»
«…основная идея автора „Слова“: противопоставление мирного труда — войне, созидания — разрушению…»
«…Поэтика Слова о полку Игореве — народна, как народна и его идея, и в то же время гениально своеобразна…» (В. П. Адрианова-Перетц «„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия»)
Задача автора «Слова о полку Игореве» — разбудить патриотизм в русских воинах, призвать их к активной борьбе против половцев:
«…задачей автора было не морализировать, а разбудить героические настроения у возможных защитников Русской земли. Он апеллирует не к „страху божьему“ у своих героев, а к их воинским доблестям, с одной стороны, и к сочувствию трудовому народу, — с другой. Он предупреждает занятых „которами“ и „усобицами“ князей не о том, что на них обрушится „гнев божий“ и кара после смерти, а о том, что сейчас „стонет Руская земля“. Он зовет не к покаянию и смирению, а к активной борьбе…» (В. П. Адрианова-Перетц «„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия»)
Идея «Слова о полку Игореве» — призвать князей и воинов Руси жить мирно и дружно внутри страны. Автор надеется пробудить в своем народе патриотизм и стремление к единству. Это главная задача автора:
«…Поход Игоря Святославича автор Слова использовал не как интересную авантюру, не как благодарный сюжет для повествователя, а как показательную картину, характерную для общего состояния своей родины, стонущей от несогласий внутри и обид извне. Слово не есть рассказ, это — раздумье над судьбой родной земли. Оно развертывает и раскрывает историческое бытие Руси, «от старого Владимира до нынешнего Игоря»; берет ее жизнь во всем охвате феодальных отношений за целых полтора столетия, вспоминая страшные усобицы XI в., когда редко слышен был окрик пахарей на мирном поле, чаще же раздавалось карканье воронов, делящих между собой трупы на полях междоусобной брани. Автор Слова не простой книжник, оформляющий события в повествовательном шаблоне, он гражданин и поэт…» (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I.)
Д. С. Лихачев пишет, что главная тема «Слова о полку Игореве» — тема родины:
«…Эта главная тема — тема родины, и это главное чувство — чувство любви к родине…»
Значение «Слова о полку Игореве» глубоко патриотично. Главным героем «Слова о полку Игорева» является Русская земля — сильная и могущественная в прошлом, но раздробленная и уязвимая в настоящем:
«…Героем Слова является «Русская земля», добытая и устроенная трудом великим всего русского народа…» (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // «История русской литературы» в 10 томах, 1941—1954 гг., Т. I)
Это были материалы о сути и идее «Слова о полку Игореве», объясняющие смысл и значение произведения.
Основная идея «Слова о полку Игореве» и ее влияние на структуру произведения
До нас дошли два
летописных рассказа об этом походе
Игоря (в Лаврентьевском и Ипатьевском
списках). Запись в Ипатьевской летописи
отличается очень подробным последовательным
описанием событий. Художественное
своеобразие «Слова о полку Игореве»
особенно ярко раскрывается при его
сопоставлении с летописными историческими
повестями.
«Слово о полку
Игореве» написано в 1187 г., т.е. «по горячим
следам событий», когда все исторические
перипетии и подробности были хорошо
известны современникам.
Основная идея
«Слова» —
страстный призыв к единению князей, к
единству Руси перед лицом внешней
опасности, призыв к защите мирного
труда. Основная
тема — тема
Родины. Летописец подробно изложил ход
событий. Задача
автора «Слова»
значительно сложнее. Во-первых,
он должен дать
верную политическую оценку события,
показать своим современникам, какое
значение имеет неудача Игорева похода
для исторической судьбы всей Русской
земли. Произошло то, чего так опасался
князь Святослав: Игорь отворил «ворота»
половцам на Русскую землю. Земля Русская
стала жертвой нового половецкого
погрома: половцы осадили Переяславль,
дотла сожгли город Римов на Суле,
опустошили окрестности Путивля, разрушив
часть его укреплений.
Во-вторых, автор
стремится передать
свои чувства (скорбь,
горькие раздумья о судьбе родины,
страстное желание найти выход из
создавшегося положения) и
взволновать читателей
(слушателей), вызвать
в них ответные чувства.
Военную неудачу Игоря и Всеволода автор
объясняет не столько личным поведением
Игоря и Всеволода, сколько исторической
и политической обстановкой, сложившейся
на Руси за последнее время.
Виновниками
создавшегося положения являются не
только Игорь и Всеволод, а все князья в
целом. Это они своими братоубийственными
войнами довели страну до того, что теперь
на полях «ратаеви» (пахари) уже редко
покрикивают за сохою и только во́роны
каркают в поле, «трупиа себе деляче».
Князья только и делают, что говорят друг
другу: «Се мое, а то мое же», о малом
говорят как о великом, забывая, что эти
их перекоры и распри, мелкие и ничтожные
перед лицом нависшей над страной
опасности, на руку лишь врагам. Спасение
автор «Слова» видит в единении.
Чтобы донести свою
идею, зажечь ею, автор
обращается и к разуму, и к сердцу
читателей.
Мы наблюдаем в «Слове» постоянные
переходы от
лирики к публицистике.
Основная идея пронизывает всю
художественную структуру «Слова»,
прежде всего это проявляется в
сюжете и композиции.
Композиционно
«Слово» делится
на три части:
вступление, «повесть» и заключение.
Вступление
к «Слову» автор посвятил не Игорю, не
его походу на половцев, а своему
собственному произведению — его
содержанию, его художественной
форме.
Автор размышляет
о том, как ему рассказать о горестных
событиях Игорева похода, какую
форму изложения избрать.
Вспоминая знаменитого певца прошлого
Бояна, который в пышной, торжественной
манере воспевал подвиги и победы князей,
он задает вопрос читателям: писать ли
ему «старыми словесы», «по замышлению»
Бояна, или «по былинам сего времени»,
т.е. ближе к действительности. Здесь же
он дает краткую, но очень яркую
характеристику поэтической манеры
Бояна, неуемного полета его фантазии:
«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь
творити, то растекашется мыслию по
древу, серым волком по земли, шизым орлом
под облакы». Автор, однако, не ждет
ответа от читателей. Вопрос для него
уже предрешен: он предпочитает изложение
«по былинам
сего времени». Противопоставляя
свой рассказ песням Бояна, автор тем
самым незаметно противопоставляет и
печальные события настоящего величию
прошлого. Мастерское риторическое
вступление подчеркивает важность того,
о чем будет рассказано дальше. Здесь
же, во вступлении, возникает эмоциональное
напряжение, которое дальше будет
возрастать. Автору нужно какое-то время,
чтобы совладать со своими чувствами и
собраться с мыслями. После этого автор
«Слова» обращается к своему повествованию.
На первый взгляд
композиция «Слова» кажется очень
сложной. Переходы от темы к теме, от
одних действующих лиц к другим,
стремительные переносы во времени
(экскурсы в прошлое и возврат в настоящее)
и в пространстве (половецкая степь,
Киев, Путивль, опять половецкая степь
и снова Киев). Параллельно с событиями
перед читателями проходит целая гамма
чувств, нарастает эмоциональное
напряжение, которое выливается в
страстный призыв к объединению.
Однако в
центральной части «Слова» можно
выделить три
части. Первая часть —
описание
неудачного похода князя Игоря. Сборы и
выступление в поход — завязка
сюжета. Но,
в отличие от летописца, автор не дает
подробного изложения событий, он отбирает
отдельные, самые значительные эпизоды,
причем только намечает их как вехи,
перемежая символическими картинами
природы, полными мрачных, зловещих
предзнаменований, и скорбными авторскими
отступлениями, подчеркивающими
неотвратимость грядущего поражения.
Это позволяет ему ярче выразить свое
отношение к событиям, донести до читателей
основную идею.
Из всего похода
Игоря автор отобрал только четыре
эпизода:
сборы в поход, выступление, первая битва
с половцами и вторая битва, закончившаяся
разгромом и пленением князей. Причем
эпизоды эти не развернуты. Подробное
описание будет только мешать автору.
Подготовить дружину к военному походу
— это многодневный, тяжелый труд, но
автор выбирает только один момент:
выступление
князя с речью перед дружиной.
Его речь исполнена воинской решимости:
победить или умереть, сложить голову в
бою или «испити шеломом Дону» (т.е.
победить половцев на Дону). Но, чтобы
подчеркнуть скорбный и тревожный
характер событий, перед речью Игоря
автор рисует солнечное затмение («Тогда
Игорь возре на светлое солнце и виде от
него тьмою вся своя воя прикрыты»). Это
зловещее предзнаменование, вопреки
которому Игорь решается идти в поход в
поисках славы и чести. Воля Игоря как
бы противопоставляется судьбе, воплощенной
в природе; личное вступает в конфликт
с природой, с окружающим, с высшими
силами. Это печальное и зловещее начало
усиливает эмоциональное напряжение.
Тем более что брат Игоря, «буй тур»
Всеволод, еще более беспечен, он торопит
Игоря, рвется в бой, видя впереди только
славу.
Следующий эпизод
— выступление
в поход. Этот
эпизод обозначен практически одной
фразой: «Тогда вступи Игорь князь в злат
стремень и поеха по чистому полю». Не
войско выступило, а один человек.
Чувствуете, какая незащищенность! Тем
более что вся природа взбудоражена,
пытается удержать Игоря от рокового
шага. Солнце ему тьмою (затмения) путь
заграждало (предвещая опасность); ночь,
стонущи ему грозою, птиц пробудила (как
бы стремясь предупредить его); свист
звериный встал (зловещий свист сусликов).
Но Игорь непреклонно продолжает вести
вперед свои войска. Автор рисует тревожную
картину, как хищники сопровождают в
походе именно Игореву дружину, видя в
этих живых, здоровых людях свою добычу.
И как удар топора звучит рефрен: «О
Руская земле! уже за шело́мянемъ еси́!»
(О Русская земля! Ты уже за холмом!). Все
бесповоротнее надвигающееся поражение!
Обратите внимание
на то, что автор «Слова» не описывает
многодневный поход игорева войска.
Подробности о том, как они шли по русской
земле, углублялись в половецкие степи,
приближались к Дону, ему не нужны. Они
будут только мешать, отвлекать от
нарастающего эмоционального напряжения,
от воплощения главной идеи «Слова».
Автор опускает все эти события и заменяет
их, введя в повествование образ
природы,
действующей, сочувствующей героям и
значительно усиливающей эмоциональное
воздействие на читателей.
Третий эпизод —
первая битва
с половцами. О
самой битве автор говорит только
следующее: «С зарания в пяток потопташа
поганыя полкы половецкыя» (т.е. рано
утром в пятницу разбили половцев). Зато
подробно описывает богатую добычу,
доставшуюся войску Игоря. Она была так
велика, что покрывалами, плащами и
дорогими шубами («кожухами») русские
воины застилали топкие места на дорогах.
Но сам Игорь взял себе из добычи только
боевые знаки врагов: красный стяг, белая
хоругвь, красная челка, серебряное
древко — храброму Святославичу. Это
еще раз подчеркивает, что Игорь пошел
в поход за славой, а не за добычей.
Между первой и
второй битвами с половцами мы видим
маленькое, но очень важное авторское
лирическое
отступление,
которое еще больше подчеркивает
трагичность ситуации. После первой
битвы князья спят, считая, что поход
завершился победой, не подозревая о
новой, еще большей опасности. Под покровом
ночи главные силы половцев под
предводительством ханов Гзака и Кончака
спешно двигаются навстречу Игорю к
Дону. Только автор знает, что ждет Игоря
и его воинов утром, он скорбит об их
трагической судьбе: «Дремлет в поле
храброе Олегово гнездо. Далеко залетело!
Не было оно обиде порождено, ни соколу,
ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый
половчине!». Но судьба их уже решена.
Четвертый эпизод
— вторая
битва с половцами. Саму
битву, длившуюся целых три дня, автор
не описывает. Он как бы не может о ней
говорить. Всю ярость сражения он передает
через описание того, как бьется брат
Игоря «буй тур» Всеволод: в пылу битвы
он не чувствует на себе ран. («Ярый тур
Всеволод! Ты стоишь в обороне, прыщешь
на воинов стрелами, гремишь о шлемы
мечами булатными. Куда, тур, поскачешь,
— там лежат поганые головы половецкие»).
Но похвала храбрости Всеволода незаметно
переходит в укор. Всеволод забыл
феодальную честь: он не выполнил своих
феодальных обязательств по отношению
к старейшему в роде — Святославу
Киевскому, отправился в поход без его
разрешения. Всеволод забыл и свою
«жизнь», т.е. богатства, хозяйство,
благосостояние своего княжества,
пренебрег его интересами («жизнь» в
древнерусском языке одним из значений
имела «богатство», «достаток»). Всеволод
забыл об интересах и отцовского княжеского
стола в Чернигове, легкомысленно
подвергнув его опасности. Наконец,
Всеволод забыл о своей жене — милой и
любимой «красной» Глебовне. Это последнее
упоминание не случайно. Битвы в «Слове»
неоднократно противопоставляются
мирным картинам, то мирной жатве, то
мирному ремесленному труду, то пиру как
апофеозу мирного труда. Этим подчеркивается
ужас и бессмысленность феодальных войн,
разрушительность половецких нашествий.
Затем все описание
трехдневной битвы сводится к скорбной,
но очень яркой констатации поражения:
«Бились день, бились другой, на третий
день к полудню пали стяги Игоревы. Тут
два брата разлучились (захваченные в
плен и доставшиеся разным ханам) на
берегу быстрой Каялы; тут кровавого
вина не достало, тут пир (битву) окончили
храбрые сыны русские: сватов напоили,
а сами полегли за землю Русскую. Никнет
трава от жалости, а дерево с горем к
земле приклонилось».
Поражение
русских войск на реке Каяле — кульминация
сюжета. С
глубокой скорбью автор «Слова» говорит
о тягостных последствиях, которые
принесло поражение Игоря Русской земле.
Он подчеркивает, что в результате
разгрома Игоревых войск были сведены
к нулю успехи объединенного похода
Святослава. В большом авторском
отступлении публицистического характера
он размышляет
о причинах поражения Игоря. Здесь
автор, по сути, ставит вопрос
«Кто виноват?»
и в поисках ответа использует «экскурс
в прошлое»,
прием, который появится только в
литературе нового времени, т.е. больше,
чем на 500 лет опережает развитие
литературы. Корни этого поражения он
находит в далеком прошлом, в княжеских
усобицах, начатых предком Игоря Олегом
Святославичем (Гориславичем) и Всеславом
Полоцким, которые «первыми на Руси стали
крамолу ковать», а последующие поколения
князей продолжили. Итак, причина поражения
найдена. Теперь автор ставит перед собой
задачу найти ответ на вопрос «Что
делать?».
Вторая часть
переносит
читателей в Киев, выступающий символом
единства Русской земли. Князь Святослав
Киевский видит вещий сон. Страшная весть
вызывает у Святослава чувство горечи
и скорби, которое он выражает в своем
«золотом
слове, со слезами смешанном».
В этом слове Святослав упрекает князей
в нарушении ими своих вассальных
обязанностей, в отсутствии единства.
Монолог великого князя киевского
перерастает в
страстный публицистический призыв
автора «Слова»,
обращенный к князьям Всеволоду Большое
Гнездо, Рюрику и Давыду Ростиславичам,
Ярославу Осмомыслу, Роману и Мстиславу,
постоять «за землю Русскую», отомстить
«за раны Игоревы», «закрыть полю ворота»,
прекратить междоусобные распри. В
«золотом слове» автор уже озвучивает
основную идею
произведения и обращается
к разуму читателей.
Но человеческая природа такова, что
человек должен воспринять идею не только
разумом, но
и сердцем. И
следующая часть — это обращение к сердцу
читателей.
Третья часть
открывается плачем жены Игоря Ярославны.
Она обращается ко всем силам природы
(к ветру, Днепру, солнцу) с мольбой о
помощи, о возвращении ее любимого мужа,
князя Игоря. Плач
Ярославны
— переход от публицистики к лирике,
обращение к
сердцу
читателей. Это плач всей Русской земли.
Это и важное звено в развитии сюжета.
Он предваряет развязку
— бегство Игоря из плена. И здесь автор
опять вводит в действие символический
образ природы, который, с одной стороны,
заменяет собой подробности побега и
возвращения Игоря, с другой — подчеркивает,
что теперь силы природы на его стороне:
Донец укрывает его от погони, дятлы
стуком указывают путь. По летописи Игорь
возвращается в Новгород-Северский,
затем едет в Чернигов и только потом в
Киев. Автор «Слова» опускает промежуточные
пункты и подчеркивает, что прямо из
половецкой степи Игорь едет в Киев, тем
самым как бы признавая свою вину —
нарушение своих вассальных обязательств
перед великим князем киевским, перед
Русской землей.
Завершается «Слово»
небольшим заключением
— «славой»
князьям и
дружине. Почему «слава» поется дружине
понятно: они храбро бились и головы свои
сложили за Русскую землю. Но почему
«слава» князьям? «Слава» Игорю, потому
что он, хотя и совершил ошибку, но осознал
ее и раскаялся. А «славу» другим
князьям-современникам автор «Слова»
поет в надежде, что они услышат и воспримут
его призыв к единению, задумаются о
судьбе родины.
Таким образом, в
«Слове» две
тесно переплетающиеся линии:
изложение событий (основные эпизоды) и
передача чувств и настроений автора,
выраженных в символических образах и
многочисленных авторских отступлениях.
Причем характер этих отступлений
разнообразен (усиливающееся напряжение,
неотвратимость беды, скорбь, лирика,
публицистика). И все это подчинено
главной задаче: как можно лучше донести
до читателей основную идею произведения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Идея «Слова…»
Смысл всего произведения связан с историческим событием. В основе текста лежит описание похода князя Игоря против половцев. Русский князь решил найти себе славу, но не рассчитал сил, и битва потерпела поражение. Автор не просто предлагает читателю, узнать о неудачном эпизоде русской истории. Идея произведения «Слово о полку Игореве» лежит в глубинном подтексте. Гениальный создатель произведения вложил идею в уста киевского князя Святослава. Он призывает русский народ вспомнить о былой славе. Автор «Слова…» скорбит о несчастной судьбе воинов, лежащих на полях. Страшно звучат строки о воронах на полях боев, хозяйничающих на русской земле. Яркое слово в устах князя – урок мудрости. Отцы понимают, а сыны торопятся к минутной славе, забывая о чести всей страны.
Главной мыслью всего текста является объяснение настоящего патриотизма, силы единения и сплоченности. Русь держится на народе, которому не важно, в чьем княжестве он живет. Он любит всю Русь, с ее многонациональностью и широтой души.
Слово о полку Игореве
Не пора ль нам, братия, начать О походе Игоревом слово, Чтоб старинной речью рассказать Про деянья князя удалого? А воспеть нам, братия, его — В похвалу трудам его и ранам — По былинам времени сего, Не гоняясь мыслью за Бояном. Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву, Серым волком по полю кружил, Как орёл, под облаком парил, Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед, Знал немало подвигов и схваток, И на стадо лебедей чуть свет Выпускал он соколов десяток. И, встречая в воздухе врага, Начинали соколы расправу, И взлетала лебедь в облака И трубила славу Ярославу. Пела древний киевский престол, Поединок славила старинный, Где Мстислав Редедю заколол Перед всей косожскою дружиной, И Роману Красному хвалу Пела лебедь, падая во мглу.
Но не десять соколов пускал Наш Боян, но, вспомнив дни былые, Вещие персты он подымал И на струны возлагал живые, — Вздрагивали струны, трепетали, Сами князям славу рокотали.
Мы же по-иному замышленью Эту повесть о године бед Со времён Владимира княженья Доведём до Игоревых лет И прославим Игоря, который, Напрягая разум, полный сил, Мужество избрал себе опорой, Ратным духом сердце поострил И повёл полки родного края, Половецким землям угрожая.
О Боян, старинный соловей! Приступая к вещему напеву, Если б ты о битвах наших дней Пел, скача по мысленному древу; Если б ты, взлетев под облака, Нашу славу с дедовскою славой Сочетал на долгие века, Чтоб прославить сына Святослава: Если б ты Траяновой тропой Средь полей помчался и курганов, — Так бы ныне был воспет тобой Игорь-князь, могучий внук Траянов: «То не буря соколов несёт За поля широкие и долы, То не стаи галочьи летят К Дону на великие просторы!».
Или так воспеть тебе, Боян, Внук Велесов, наш военный стан: «За Сулою кони ржут, Слава в Киеве звенит, В Новеграде трубы громкие трубят, Во Путивле стяги бранные стоят!».
Часть первая
1
Игорь-князь с могучею дружиной Мила-брата Всеволода ждёт. Молвит буй-тур Всеволод: — Единый Ты мне брат, мой Игорь, и оплот! Дети Святослава мы с тобою, Так седлай же борзых коней, брат! А мои давно готовы к бою, Возле Курска под седлом стоят.
2
— А куряне славные — Витязи исправные: Родились под трубами, Росли под шеломами, Выросли, как воины, С конца копья вскормлены. Все пути им ведомы, Все яруги знаемы, Луки их натянуты, Колчаны отворены, Сабли их наточены, Шеломы позолочены. Сами скачут по полю волками И, всегда готовые к борьбе, Добывают острыми мечами Князю — славы, почестей — себе!
3
Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Игорь на светило: Середь бела-дня ночная тень Ополченья русские покрыла. И, не зная, что сулит судьбина, Князь промолвил: — Братья и дружина! Лучше быть убиту от мечей, Чем от рук поганых полонёну! Сядем, братья, на лихих коней, Да посмотрим синего мы Дону! — Вспала князю эта мысль на ум — Искусить неведомого края, И сказал он, полон ратных дум, Знаменьем небес пренебрегая: — Копиё хочу я преломить В половецком поле незнакомом, С вами, братья, голову сложить Либо Дону зачерпнуть шеломом!
4
Игорь-князь во злат-стремень вступает, В чистое он поле выезжает. Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несётся, полон гнева, Кличет Див над ним с вершины древа, Кличет Див, как половец в дозоре, За Сулу, на Сурож, на Поморье, Корсуню и всей округе ханской, И тебе, болван тмутороканский!
5
И бегут, заслышав о набеге, Половцы сквозь степи и яруги, И скрипят их старые телеги, Голосят, как лебеди в испуге. Игорь к Дону движется с полками, А беда несётся вслед за ним: Птицы, поднимаясь над дубами, Реют с криком жалобным своим, По оврагам волки завывают, Крик орлов доносится из мглы — Знать, на кости русские скликают Зверя кровожадные орлы; Уж лиса на щит червлёный брешет, Стон и скрежет в сумраке ночном… О Русская земля! Ты уже за холмом.
6
Долго длится ночь. Но засветился Утренними зорями восток. Уж туман над полем заклубился, Говор галок в роще пробудился, Соловьиный щекот приумолк. Русичи, сомкнув щиты рядами, К славной изготовились борьбе, Добывая острыми мечами Князю — славы, почестей — себе.
7
На рассвете, в пятницу, в туманах, Стрелами по полю полетев, Смяло войско половцев поганых И умчало половецких дев. Захватили золота без счёта, Груду аксамитов и шелков, Вымостили топкие болота Япанчами красными врагов. А червлёный стяг с хоругвью белой, Челку и копьё из серебра Взял в награду Святославич смелый, Не желая прочего добра.
8
Выбрав в поле место для ночлега И нуждаясь в отдыхе давно, Спит гнездо бесстрашное Олега — Далеко подвинулось оно! Залетело храброе далече, И никто ему не господин — Будь то сокол, будь то гордый кречет, Будь то чёрный ворон — половчин. А в степи, с ордой своею дикой Серым волком рыская чуть свет, Старый Гзак на Дон бежит великий, И Кончак спешит ему вослед.
9
Ночь прошла, и кровяные зори Возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря На четыре княжеских шатра. Чтоб четыре солнца не сверкали, Освещая Игореву рать, Быть сегодня грому на Каяле, Лить дождю и стрелами хлестать! Уж трепещут синие зарницы, Вспыхивают молнии кругом. Вот где копьям русским преломиться, Вот где саблям острым притупиться, Загремев о вражеский шелом! О Русская земля! Ты уже за холмом.
10
Вот Стрибожьи вылетели внуки — Зашумели ветры у реки, И взметнули вражеские луки Тучу стрел на русские полки. Стоном стонет мать-земля сырая, Мутно реки быстрые текут, Пыль несётся, поле покрывая, Стяги плещут: половцы идут! С Дона, с моря, с криками и с воем Валит враг, но полон ратных сил, Русский стан сомкнулся перед боем — Шит к щиту — и степь загородил.
11
Славный яр-тур Всеволод! С полками В обороне крепко ты стоишь, Прыщешь стрелы, острыми клинками О шеломы ратные гремишь. Где ты ни проскачешь, тур, шеломом Золотым посвечивая, там Шишаки земель аварских с громом Падают, разбиты пополам. И слетают головы с поганых, Саблями порублены в бою, И тебе ли, тур, скорбеть о ранах, Если жизнь не ценишь ты свою! Если ты на ратном этом поле Позабыл о славе прежних дней, О златом черниговском престоле, О желанной Глебовне своей!
12
Были, братья, времена Траяна, Миновали Ярослава годы, Позабылись правнуками рано Грозные Олеговы походы. Тот Олег мечом ковал крамолу, Пробираясь к отчему престолу, Сеял стрелы и, готовясь к брани, В злат-стремень вступал в Тмуторокани. В злат-стремень вступал, готовясь к сече, Звон тот слушал Всеволод далече, А Владимир за своей стеною Уши затыкал перед бедою.
13
А Борису, сыну Вячеслава, Зелен-саван у Канина брега Присудила воинская слава За обиду храброго Олега. На такой же горестной Каяле, Протянув носилки между вьюков, Святополк отца увёз в печали, На конях угорских убаюкав. Прозван Гориславичем в народе, Князь Олег пришёл на Русь, как ворог, Внук Даждь-бога бедствовал в походе, Век людской в крамолах стал недолог. И не стало жизни нам богатой, Редко в поле выходил оратай, Вороны над пашнями кружились, На убитых с криками садились, Да слетались галки на беседу, Собираясь стаями к обеду… Много битв в те годы отзвучало, Но такой, как эта, не бывало.
14
Уж с утра до вечера и снова — С вечера до самого утра Бьётся войско князя удалого, И растёт кровавых тел гора. День и ночь над полем незнакомым Стрелы половецкие свистят, Сабли ударяют по шеломам, Копья харалужные трещат. Мёртвыми усеяно костями, Далеко от крови почернев, Задымилось поле под ногами, И взошёл великими скорбями На Руси кровавый тот посев.
15
Что там шумит, Что там звенит Далеко во мгле, перед зарёю? Игорь, весь израненный, спешит Беглецов вернуть обратно к бою. Не удержишь вражескую рать! Жалко брата Игорю терять. Бились день, рубились день, другой, В третий день к полудню стяги пали, И расстался с братом брат родной На реке кровавой, на Каяле. Недостало русичам вина, Славный пир дружины завершили — Напоили сватов допьяна Да и сами головы сложили. Степь поникла, жалости полна, И деревья ветви приклонили.
16
И настала тяжкая година, Поглотила русичей чужбина, Поднялась Обида от курганов И вступила девой в край Траянов. Крыльями лебяжьими всплеснула, Дон и море оглашая криком, Времена довольства пошатнула, Возвестив о бедствии великом. А князья дружин не собирают, Не идут войной на супостата, Малое великим называют И куют крамолу брат на брата. А враги на Русь несутся тучей, И повсюду бедствие и горе. Далеко ты, сокол наш могучий, Птиц бия, ушёл на сине-море!
17
Не воскреснуть Игоря дружине, Не подняться после грозной сечи! И явилась Карна и в кручине Смертный вопль исторгла, и далече Заметалась Желя по дорогам, Потрясая искромётным рогом. И от края, братья, и до края Пали жёны русские, рыдая: — Уж не видеть милых лад нам боле! Кто разбудит их на ратном поле? Их теперь нам мыслию не смыслить, Их теперь нам думою не сдумать, И не жить нам в тереме богатом, Не звенеть нам сЕребром да златом!
18
Стонет, братья, Киев над горою, Тяжела Чернигову напасть, И печаль обильною рекою По селеньям русским разлилась. И нависли половцы над нами, Дань берут по белке со двора, И растёт крамола меж князьями, И не видно от князей добра.
19
Игорь-князь и Всеволод отважный — Святослава храбрые сыны — Вот ведь кто с дружиною бесстрашной Разбудил поганых для войны! А давно ли мощною рукою За обиды наши покарав, Это зло великою грозою Усыпил отец их Святослав! Был он грозен в Киеве с врагами И поганых ратей не щадил — Устрашил их сильными полками, Порубил булатными мечами И на Степь ногою наступил. Потоптал холмы он и яруги, Возмутил теченье быстрых рек, Иссушил болотные округи, Степь до лукоморья пересек. А того поганого Кобяка Из железных вражеских рядов Вихрем вырвал и упал — собака — В Киеве, у княжьих теремов.
20
Венецейцы, греки и морава Что ни день о русичах поют, Величают князя Святослава, Игоря отважного клянут. И смеётся гость земли немецкой, Что когда не стало больше сил, Игорь-князь в Каяле половецкой Русские богатства утопил. И бежит молва про удалого, Будто он, на Русь накликав зло, Из седла, несчастный, золотого Пересел в кащеево седло… Приумолкли города, и снова На Руси веселье полегло. Часть вторая
1
В Киеве далёком, на горах, Смутный сон приснился Святославу, И объял его великий страх, И собрал бояр он по уставу. — С вечера до нынешнего дня, — Молвил князь, поникнув головою, — На кровати тисовой меня Покрывали чёрной пеленою. Черпали мне синее вино, Горькое отравленное зелье, Сыпали жемчуг на полотно Из колчанов вражьего изделья. Златоверхий терем мой стоял Без конька и, предвещая горе, Серый ворон в Плесенске кричал И летел, шумя, на сине-море.
2
И бояре князю отвечали: — Смутен ум твой, княже, от печали. Не твои ли два любимых чада Поднялись над полем незнакомым — Поискать Тмуторокани-града Либо Дону зачерпнуть шеломом? Да напрасны были их усилья. Посмеявшись на твои седины, Подрубили половцы им крылья, А самих опутали в путины. —
3
В третий день окончилась борьба На реке кровавой, на Каяле, И погасли в небе два столба, Два светила в сумраке пропали. Вместе с ними, за море упав, Два прекрасных месяца затмились — Молодой Олег и Святослав В темноту ночную погрузились. И закрылось небо, и погас Белый свет над Русскою землею, И, как барсы лютые, на нас Кинулись поганые с войною. И воздвиглась на Хвалу Хула, И на волю вырвалось Насилье, Прянул Див на землю, и была Ночь кругом и горя изобилье.
4
Девы готские у края Моря синего живут. Русским золотом играя, Время Бусово поют. Месть лелеют Шаруканью, Нет конца их ликованью… Нас же, братия-дружина, Только беды стерегут.
5
И тогда великий Святослав Изронил своё златое слово, Со слезами смешано, сказав: — О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою, На врага не во-время напали, Не с великой честию в бою Вражью кровь на землю проливали. Ваше сердце в кованой броне Закалилось в буйстве самочинном. Что ж вы, дети, натворили мне И моим серебряным сединам? Где мой брат, мой грозный Ярослав, Где его черниговские слуги, Где татраны, жители дубрав, Топчаки, ольберы и ревуги? А ведь было время — без щитов, Выхватив ножи из голенища, Шли они на полчища врагов, Чтоб отмстить за наши пепелища. Вот где славы прадедовской гром! Вы ж решили бить наудалую: «Нашу славу силой мы возьмём, А за ней поделим и былую». Диво ль старцу — мне помолодеть? Старый сокол, хоть и слаб он с виду, Высоко заставит птиц лететь, Никому не даст гнезда в обиду. Да князья помочь мне не хотят, Мало толку в силе молодецкой. Время, что ли, двинулось назад? Ведь под самым Римовым кричат Русичи под саблей половецкой! И Владимир в ранах, чуть живой, — Горе князю в сече боевой!
6
Князь великий Всеволод! Доколе Муки нам великие терпеть? Не тебе ль на суздальском престоле О престоле отчем порадеть? Ты и Волгу вёслами расплещешь, Ты шеломом вычерпаешь Дон, Из живых ты луков стрелы мечешь, Сыновьями Глеба окружён. Если б ты привёл на помощь рати, Чтоб врага не выпустить из рук, — Продавали б девок по ногате, А рабов — по резани на круг.
7
Вы, князья буй-Рюрик и Давид! Смолкли ваши воинские громы. А не ваши ль плавали в крови Золотом покрытые шеломы? И не ваши ль храбрые полки Рыкают, как туры, умирая От калёной сабли, от руки Ратника неведомого края? Встаньте, государи, в злат-стремень За обиду в этот чёрный день, За Русскую землю, За Игоревы раны — Удалого сына Святославича!
8
Ярослав, князь галицкий! Твой град Высоко стоит под облаками. Оседлал вершины ты Карпат И подпёр железными полками. На своём престоле золотом Восемь дел ты, князь, решаешь разом, И народ зовёт тебя кругом Осмомыслом — за великий разум. Дверь Дуная заперев на ключ, Королю дорогу заступая, Бремена ты мечешь выше туч, Суд вершишь до самого Дуная. Власть твоя по землям потекла, В Киевские входишь ты пределы, И в салтанов с отчего стола Ты пускаешь княжеские стрелы. Так стреляй в Кончака, государь, С дальних гор на ворога ударь — За Русскую землю, За Игоревы раны — Удалого сына Святославича!
9
Вы, князья Мстислав и буй-Роман! Мчит ваш ум на подвиг мысль живая. И несётесь вы на вражий стан, Соколом ширяясь сквозь туман, Птицу в буйстве одолеть желая. Вся в железе княжеская грудь, Золотом шелом латинский блещет, И повсюду, где лежит ваш путь, Вся земля от тяжести трепещет. Хинову вы били и Литву; Деремела, половцы, ятвяги, Бросив копья, пали на траву И склонили буйную главу Под мечи булатные и стяги.
10
Но уж прежней славы больше с нами нет. Уж не светит Игорю солнца ясный свет. Не ко благу дерево листья уронило: Поганое войско грады поделило. По Суле, по Роси счёту нет врагу. Не воскреснуть Игореву храброму полку! Дон зовёт нас, княже, кличет нас с тобой! Ольговичи храбрые одни вступили в бой.
11
Князь Ингварь, князь Всеволод! И вас Мы зовём для дальнего похода, Трое ведь Мстиславичей у нас, Шестокрыльцев княжеского рода! Не в бою ли вы себе честном Города и волости достали? Где же ваш отеческий шелом, Верный щит, копьё из ляшской стали? Чтоб ворота Полю запереть, Вашим стрелам время зазвенеть За русскую землю, За Игоревы раны — Удалого сына Святославича!
12
Уж не течёт серебряной струёю К Переяславлю-городу Сула. Уже Двина за полоцкой стеною Под клик поганых в топи утекла. Но Изяслав, Васильков сын, мечами В литовские шеломы позвонил, Один с своими храбрыми полками Всеславу-деду славы прирубил. И сам, прирублен саблею калёной, В чужом краю, среди кровавых трав, Кипучей кровью в битве обагрённый, Упал на щит червлёный, простонав: — Твою дружину, княже, приодели Лишь птичьи крылья у степных дорог, И полизали кровь на юном теле Лесные звери, выйдя из берлог. — И в смертный час на помощь храбру мужу Никто из братьев в бой не поспешил. Один в степи свою жемчужну душу Из храброго он тела изронил. Через златое, братья, ожерелье Ушла она, покинув свой приют. Печальны песни, замерло веселье, Лишь трубы городенские поют…
13
Ярослав и правнуки Всеслава! Преклоните стяги! Бросьте меч! Вы из древней выскочили славы, Коль решили честью пренебречь. Это вы раздорами и смутой К нам на Русь поганых завели, И с тех пор житья нам нет от лютой Половецкой проклятой земли!
14
Шёл седьмой по счету век Троянов. Князь могучий полоцкий Всеслав Кинул жребий, в будущее глянув, О своей любимой загадав. Замышляя новую крамолу, Он опору в Киеве нашёл И примчался к древнему престолу, И копьём ударил о престол. Но не дрогнул старый княжий терем, И Всеслав, повиснув в синей мгле, Выскочил из Белгорода зверем — Не жилец на киевской земле. И, звеня секирами на славу, Двери новгородские открыл, И расшиб он славу Ярославу, И с Дудуток через лес-дубраву До Немиги волком проскочил. А на речке, братья, на Немиге Княжью честь в обиду не дают — День и ночь снопы кладут на риге, Не снопы, а головы кладут. Не цепом — мечом своим булатным В том краю молотит земледел, И кладёт он жизнь на поле ратном, Веет душу из кровавых тел. Берега Немиги той проклятой Почернели от кровавых трав — Не добром засеял их оратай, А костями русскими — Всеслав.
15
Тот Всеслав людей судом судил, Города Всеслав князьям делил, Сам всю ночь, как зверь, блуждал в тумане, Вечер — в Киеве, до зорь — в Тмуторокани, Словно волк, напав на верный путь, Мог он Хорсу бег пересягнуть.
16
У Софии в Полоцке, бывало, Позвонят к заутрене, а он В Киеве, едва заря настала, Колокольный слышит перезвон. И хотя в его могучем теле Обитала вещая душа, Всё ж страданья князя одолели И погиб он, местию дыша. Так свершил он путь свой небывалый. И сказал Боян ему тогда: «Князь Всеслав! Ни мудрый, ни удалый Не минуют божьего суда».
17
О, стонать тебе, земля родная, Прежние годины вспоминая И князей давно минувших лет! Старого Владимира уж нет. Был он храбр, и никакая сила К Киеву б его не пригвоздила. Кто же стяги древние хранит? Эти — Рюрик носит, те — Давид, Но не вместе их знамёна плещут, Врозь поют их копия и блещут. Часть третья
1
Над широким берегом Дуная, Над великой Галицкой землёй Плачет, из Путивля долетая, Голос Ярославны молодой: — Обернусь я, бедная, кукушкой, По Дунаю-речке полечу И рукав с бобровою опушкой, Наклонясь, в Каяле омочу. Улетят, развеются туманы, Приоткроет очи Игорь-князь, И утру кровавые я раны, Над могучим телом наклонясь. Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займётся поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру: — Что ты, Ветер, злобно повеваешь, Что клубишь туманы у реки, Стрелы половецкие вздымаешь, Мечешь их на русские полки? Чем тебе не любо на просторе Высоко под облаком летать, Корабли лелеять в синем море, За кормою волны колыхать? Ты же, стрелы вражеские сея, Только смертью веешь с высоты. Ах, зачем, зачем моё веселье В ковылях навек развеял ты? На заре в Путивле причитая, Как кукушка раннею весной, Ярославна кличет молодая, На стене рыдая городской: — Днепр мой славный! Каменные горы В землях половецких ты пробил, Святослава в дальние просторы До полков Кобяковых носил. Возлелей же князя, господине, Сохрани на дальней стороне, Чтоб забыла слёзы я отныне, Чтобы жив вернулся он ко мне! Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займётся поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру: — Солнце трижды светлое! С тобою Каждому приветно и тепло. Что ж ты войско князя удалое Жаркими лучами обожгло? И зачем в пустыне ты безводной Под ударом грозных половчан Жаждою стянуло лук походный, Горем переполнило колчан?
2
И взыграло море. Сквозь туман Вихрь промчался к северу родному — Сам господь из половецких стран Князю путь указывает к дому. Уж погасли зори. Игорь спит. Дремлет Игорь, но не засыпает. Игорь к Дону мыслями летит До Донца дорогу измеряет. Вот уж полночь. Конь давно готов. Кто свистит в тумане за рекою? То Овлур. Его условный зов Слышит князь, укрытый темнотою: — Выходи, князь Игорь! — И едва Смолк Овлур, как от ночного гула Вздрогнула земля, Зашумела трава, Буйным ветром вежи всколыхнуло. В горностая-белку обратясь, К тростникам помчался Игорь-князь,
И поплыл, как гоголь по волне, Полетел, как ветер, на коне.
Конь упал, и князь с коня долой, Серым волком скачет он домой.
Словно сокол, вьётся в облака, Увидав Донец издалека.
Без дорог летит и без путей, Бьёт к обеду уток-лебедей.
Там, где Игорь соколом летит, Там Овлур, как серый волк, бежит,
Все в росе от полуночных трав, Борзых коней в беге надорвав.
3
Уж не каркнет ворон в поле, Уж не крикнет галка там, Не трещат сороки боле, Только скачут по кустам. Дятлы, Игоря встречая, Стуком кажут путь к реке, И, рассвет весёлый возвещая, Соловьи ликуют вдалеке.
4
И, на волнах витязя лелея, Рек Донец: — Велик ты, Игорь-князь! Русским землям ты принёс веселье, Из неволи к дому возвратясь. — О, река! — ответил князь. — Немало И тебе величья! В час ночной Ты на волнах Игоря качала, Берег свой серебряный устлала Для него зелёною травой. И когда дремал он под листвою, Где царила сумрачная мгла, Страж ему был гоголь над водою, Чайка князя в небе стерегла.
5
А не всем рекам такая слава. Вот Стугна, худой имея нрав, Разлилась близ устья величаво, Все ручьи соседние пожрав, И закрыла Днепр от Ростислава, И погиб в пучине Ростислав. Плачет мать над тёмною рекою, Кличет сына-юношу во мгле, И цветы поникли, и с тоскою Приклонилось дерево к земле.
6
Не сороки вО поле стрекочут, Не вороны кличут у Донца — Кони половецкие топочут, Гзак с Кончаком ищут беглеца. И сказал Кончаку старый Гзак: — Если сокол улетает в терем, Соколёнок попадёт впросак — Золотой стрелой его подстрелим. — И тогда сказал ему Кончак: — Если сокол к терему стремится, Соколёнок попадёт впросак — Мы его опутаем девицей. — Коль его опутаем девицей, — Отвечал Кончаку старый Гзак, — Он с девицей в терем свой умчится, И начнёт нас бить любая птица В половецком поле, хан Кончак!
7
И изрёк Боян, чем кончить речь Песнотворцу князя Святослава: — Тяжко, братья, голове без плеч, Горько телу, коль оно безглаво. — Мрак стоит над Русскою землёй: Горько ей без Игоря одной.
8
Но восходит солнце в небеси — Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная, Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой К Пирогощей богородице святой.
И страны рады, И веселы грады.
Пели песню старым мы князьям, Молодых настало время славить нам:
Слава князю Игорю, Буй-тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил, За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава! Слава князям и дружине слава!
Главной идеей известного произведения «Слово о полку Игореве» является убеждение автора в том, что Великая Русь, должна быть сильной, неделимой и единой, чтобы в случае беды или опасности русский народ, объединившись, встал на защиту рубежей государства, тогда как раздробленность, междуусобицы и разобщенность, так или иначе, приведет к гибели Руси.
Пример сочинения 1
В чем заключается главная мысль произведения?
Автор заставляет читателя пережить горечь поражения Новгород-Северского князя Игоря, оказавшегося в плену у половцев, и самостоятельно придти к выводу, что Игорь сам виноват в своей беде, поскольку понадеялся справиться с врагом своими силами. А для тех, кто не догадался, неизвестный автор повторяет ту же мысль устами князя Святослава, призвавшего князей объединиться, чтобы вместе давать отпор врагу.
Какую роль играют в этом произведении картины природы? По-видимому, не только поэтическую. Целью является вовсе не желание показать, как прекрасна русская земля и как любят ее живущие на ней люди. Описание русской земли дано в контрасте с описанием земли половцев. Тем самым автор хочет «юридически обосновать», что с точки зрения его современников «свое», а что «чужое». Половцы, пытающиеся захватить земли русичей, прекрасно понимают, что покушаются на чужое. Они не имеют морального права вторгаться на русские территории, поскольку те не похожи на их собственные.
Плач Ярославны — также не просто лирическое отступление с целью показать лучшие черты женского национального характера. Не случайно автор ставит ее как бы над происходящим, на высокую крепостную стену. Ярославна, наблюдающая за происходящим с высоты, — это метафорический образ высших сил, которые сочувствуют русским людям.
Как известно, скептики предполагают, что «Слово о полку» — подделка конца XVIII века, сочиненная с целью подчеркнуть величие России, которая как раз в это время, при Екатерине II, добилась выхода к Черному морю, сражаясь как раз с наследниками территорий половцев — крымскими татарами, подчинявшимися турецкому султану. То обстоятельство, что автор не ввел в свой сюжет святых или иных персонажей религиозно-мистического характера, дабы подкрепить правоту русских воинов (как, скорее всего, поступил бы писатель древности), а выразил сочувствие героям через «Плач Ярославны», является обстоятельством в пользу этого предположения. Впрочем, если даже «Слово» является лишь подделкой «под древность», это не умаляет его художественных достоинств.
Сильной стороной поэмы является ее пространственная и временная широта, поскольку автор то обращается к историям прошлого, то углубляется в географию, упоминая, например, довольно далеко находящиеся друг от друга Дон и Волгу.
Эти приемы наводят на мысль, что автор «Слова» был опытным литератором, и «Слово» — не единственное его произведение (тем более странно, что о других его шедеврах мы ничего не знаем).
«Слово о полку Игореве» — произведение-метафора, где определенные предметы и явления подменены другими предметами и явлениями. Ярославна — высшие силы, наблюдающие за происходящим, Святослав — пророк будущего Руси, намекающий на то, что произойдет с ней, если русские люди не последуют его совету (и это наводит на мысль, что автор «Слова» жил не в XII веке, а уже после избавления от татаро-монгольского ига).
Правитель малозначительного Новгород-Северского княжества, конечно, не является главным героем произведения. Игорь являет собой лишь обобщенный образ русского человека — честного, мужественного, но, увы, полагающегося на «авось».
А поскольку мы, русские, так и не научились видеть вещи в перспективе и предугадывать те неблагоприятные последствия нашего легкомыслия, которые не так уж сложно предсказать, «Слово о полку» остается для нас мудрым и актуальным произведением. И неважно, кто и когда его написал.
Пример сочинения 2
Основной в «Слове о полку Игореве » является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова…» . Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо.
Во-вторых, патриотическая идея «Слова… » определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия» .
Пример сочинения 3
Народный эпос отличается тем, что его тематика не зависит от страны, в которой он создавался. В большинстве приданий старины глубокой поднимаются одни и те же вопросы с минимальными расхождениями.
В «Слове о полку Игореве» главная тема – это патриотизм. Все усилия автора направлены на то, чтобы воспитать в читателе деятельную любовь к отечеству. Особенно выделяется «Золотое слово» Святослава, где герой призывает князей объединить земли и жить одним духом, дабы уберечься от врагов.
Тема природы тоже является одной из основных тем, затронутых в произведении. Она вторит действиям и чувствам героев, а также сама играет важную роль, помогая русскому войску или отворачиваясь от него. Также вам может показаться интересным сочинение: Значение природы в Слове о полку Игореве.
Родина в поэме – не только образ, но и основная тема. Русь изображена в книге совокупностью родственных друг другу сил и явлений, взаимосвязанных любовью к своему народу. Ярославна недаром обращается к стихиям: она знает, что родная земля выручит своего правителя, как когда-то предостерегала его от похода. Женский образ – продолжение темы родины, ведь жена Игоря – это олицетворение его княжества, которое без него овдовеет и погибнет. Плачу княжны сопутствуют стенания отчизны, Родины-матери, что болеет душой за защитника.
Любовь и верность – воплощение лирической стороны произведения. Супруга преданно ждет своего любимого, молит природу вступиться за него, не жалея сил. Она искренне переживает за судьбу князя и не держит обиды за его уход, кротко и терпеливо снося нелегкую женскую долю.
Героизм и смелость воплотились в образе главного героя. Он храбро идет в атаку, как и вся его дружина. Их победили хитростью и коварством, но не в честном бою, где каждый дрался отважно, отстаивая честь родины. В поединке с половцами раскрывается также тема чести и бесчестья: одни идут напролом, по всем правилам поединка, другие вероломно нападают под покровом ночи, обрекая себя на позорную победу.
Опытным воеводой и руководителем выступает Святослав, поучающий самолюбивого и тщеславного двоюродного брата, который допустил промах, ведь был очень молод и горяч.
«Слово о полку Игореве» — не хвала победе, а правдивая история о поражении с целью поучения. Основные проблемы в книге касаются именно причин поражения Руси, а выводы обобщаются и объясняют не только положение главного героя, но и все беды, являющиеся последствием феодальной раздробленности.
Проблема разобщенности. Князья не только не помогают друг другу, но и воюют друг с другом в попытках переделить земли или сферы влияния. Этой уязвимостью умело пользуется внешний враг, совершающий набеги на ослабевшие крепости. В итоге, все русские правители и их подданные только страдают от раздробленности государства с единой культурой, одним языком и теми же обычаями. Централизация власти, к которой призывает Святослав, является единственным выходом из этой ситуации.
Проблема тщеславия. Игорь пожертвовал жизнью людей ради личной славы, не подумав о последствиях своих действий. Он легкомысленно пировал, забыв о скрытой угрозе на чужой земле, поэтому гибель многих славных дружинников на его совести. В попытке добыть уважение он забыл о своем первостепенном долге – заботиться о процветании вверенного ему народа.
Проблема гордыни. Главного героя обуял этот порок, внушивший ему бешеное самомнение. Именно оно мешает Игорю попросить помощи из Киева и пойти на половцев с гарантией победы. Однако правитель хотел присвоить лавры победителя, тем более он был уверен, что дело ему по плечу, забыв об элементарной осторожности.
Столкновение менталитетов. Русские не были готовы к подлости со стороны половцев, они думали, что правила боя едины для всех наций и народов. Однако коварство и холодный расчет взяли верх над отвагой и силой, этого дружина не предугадала.
Основная мысль и идея
Страстный призыв к единению пронизывает весь идейно-тематический комплекс поэмы. Главная мысль в «Слове о полку Игореве» — необходимость сплочения русских земель перед лицом опасности. Уже тогда древнерусские монархи осознали национальную идентичность и стремились к централизации власти во благо отечества. Мелкие княжества легче победить, чем одно большое и могущественное отечество. Тогда Русь действительно была очень уязвима, ведь внешний враг во все времена старался рассорить правителей и воспользоваться междоусобицей для набега. Поэтому основная идея произведения была политической и носила характер поучения. Получилось некое образовательное пособие для князей.
Идейный смысл произведения актуален до сих пор, хоть страна под его влиянием и стала единой. В ссорах и конфликтах близкие по духу люди забывают об истинной угрозе, приходящей извне. Необходимо забыть о несущественных поводах для склок и вместе трудиться над достижением общей цели. Тогда ни один враг не сможет прорвать прочную оборону взаимопонимания и сотрудничества. Кроме того, главная идея «Слова о полку Игореве» — это призыв к любви и преданности, которые не боятся разлук и препятствий. Именно поддержка любимой и верной жены помогла Игорю спастись из плена.
Пример сочинения 4
Сюжет «Слова о полку Игореве» подводит читателя к пониманию того, что, пока князья ведут междоусобицы, Русь уязвима для внешнего врага и страдает от его набегов. Идея «Слова» – мысль о необходимости объединения русских князей. Эта мысль содержится в «золотом слове» Святослава — киевского князя. Святослав, выражая авторскую позицию, упрекает князей в том, что они, желая славы только для самих себя, обрекают русскую землю на поругание.
Отношение автора «Слова» к Игорю и русским князьям двойственное. С одной стороны, сказитель сочувствует героям: гордится их успехами, скорбит об их неудачах, прославляет князей. С другой – автор осуждает эгоистическую местную политику русских князей – их раздоры, нежелание защищать Русскую землю сообща.
Игорь любит Русь, но им движет стремление к личной славе. Решение Игоря пойти на половцев без поддержки других князей, чтобы снискать славу самому, обусловлено не его личными качествами, которые автор превозносит, а предрассудками феодального общества, которые сказитель порицает.
«Ведь вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую… Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой!» – говорит автор, обращаясь к князьям. Так, усобицы (междоусобная борьба, вражда) упоминаемого в «Слове» князя Олега Святославича, навлекшего на Русь своих союзников половцев и красноречиво прозванного Гориславичем (от слова «горе»), приводят к разорению земель, гибели людей, настоящей народной беде.
Нравственный урок содержит и вставной эпизод, рассказывающий о судьбе князя Всеслава Полоцкого. Всеслав поддерживал княжескую рознь и так увлекся призрачной борьбой за власть, что вынужден был, лишившись покоя, «волком рыскать» по Русской земле. Между тем автор приводит слова древнего Бояна о том, что «ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда божьего не миновать»: любой поступок человека отразится на его же жизни, мы сами становимся жертвами своих же ложных исканий, если не живем по совести.
Получилось некое образовательное пособие для князей.
Идейный смысл произведения актуален до сих пор, хоть страна под его влиянием и стала единой. В ссорах и конфликтах близкие по духу люди забывают об истинной угрозе, приходящей извне. Необходимо забыть о несущественных поводах для склок и вместе трудиться над достижением общей цели. Тогда ни один враг не сможет прорвать прочную оборону взаимопонимания и сотрудничества. Кроме того, главная идея «Слова о полку Игореве» — это призыв к любви и преданности, которые не боятся разлук и препятствий. Именно поддержка любимой и верной жены помогла Игорю спастись из плена.
Пример сочинения 4
Сюжет «Слова о полку Игореве» подводит читателя к пониманию того, что, пока князья ведут междоусобицы, Русь уязвима для внешнего врага и страдает от его набегов. Идея «Слова» – мысль о необходимости объединения русских князей. Эта мысль содержится в «золотом слове» Святослава — киевского князя. Святослав, выражая авторскую позицию, упрекает князей в том, что они, желая славы только для самих себя, обрекают русскую землю на поругание.
Отношение автора «Слова» к Игорю и русским князьям двойственное. С одной стороны, сказитель сочувствует героям: гордится их успехами, скорбит об их неудачах, прославляет князей. С другой – автор осуждает эгоистическую местную политику русских князей – их раздоры, нежелание защищать Русскую землю сообща.
Игорь любит Русь, но им движет стремление к личной славе. Решение Игоря пойти на половцев без поддержки других князей, чтобы снискать славу самому, обусловлено не его личными качествами, которые автор превозносит, а предрассудками феодального общества, которые сказитель порицает.
«Ведь вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую… Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой!» – говорит автор, обращаясь к князьям. Так, усобицы (междоусобная борьба, вражда) упоминаемого в «Слове» князя Олега Святославича, навлекшего на Русь своих союзников половцев и красноречиво прозванного Гориславичем (от слова «горе»), приводят к разорению земель, гибели людей, настоящей народной беде.
Нравственный урок содержит и вставной эпизод, рассказывающий о судьбе князя Всеслава Полоцкого. Всеслав поддерживал княжескую рознь и так увлекся призрачной борьбой за власть, что вынужден был, лишившись покоя, «волком рыскать» по Русской земле. Между тем автор приводит слова древнего Бояна о том, что «ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда божьего не миновать»: любой поступок человека отразится на его же жизни, мы сами становимся жертвами своих же ложных исканий, если не живем по совести.