Цели урока:
- знакомство ребят с одним из этапных
произведений творчества Б.Зайцева; - выявление некоторых особенностей литературы
начала ХХ века.
Задачи урока:
- закрепить навыки целостного анализа
художественного произведения; - углубить понятие о строении художественного
текста (заглавие, эпиграф, конфликт, пафос,
проблема, тема); - обозначить проблему преемственности
общечеловеческих ценностей; - помочь осмыслению особенности жизненного
процесса на рубеже двух веков (1995 – 2000гг).
Оформление урока:
- портрет Б.Зайцева,
- иллюстрация к тексту рассказа, А.К. Саврасов
“Проселок”, - И.И. Левитан “Владимирка” — копии картин.
Словарь к уроку:
- тема,
- проблема,
- конфликт,
- пафос,
- гуманизм,
- анимализм,
- мотив.
Музыка: Д.Шостакович. Симфония № 12 ре
Минор, соч. 112 “1917год”. Часть 2. Разлив Allegro Adagio.
Плакаты:
- – Мир, где ты?
– Я всегда с тобою
Ты меня несешь.
Дни бегут за годами, годы за днями, от одной
туманной бездны к другой. В этих днях мы живем.
(Б.Зайцев).
- Истинная Россия есть страна милости, а не
ненависти. (Б.Зайцев). - Ничто в мире зря не делается
Все имеет смысл.
Страдания, несчастия, смерти только кажутся
необъяснимыми.
День и ночь, радость и горе,
Достижения и падения – всегда научают.
Бессмысленного нет. (Б.Зайцев). - Давно уже было отмечено, что Зайцев не
“бытовик”, что он создал свой “мир”… Люди у
Зайцева всегда были немного “эмигрантами”,
странниками на земле. (М.Цетлин).
Распечатка стихотворных строк (тексты
взяты из книги “Сонет серебряного века” — М.,
“Правда”, 1990. – 767с.)
Не знаю я, где святость, где порок,
И никого я не сужу, не меряю.
Я лишь дрожу пред вечною потеряю:
Кем не владеет Бог – владеет Рок
З. Гиппиус. 1907
Ни умолять, ни плакать неспособный,
Я запер дверь и проклял наши дни.
В. Брюсов. 1895
И этот тусклый зной, и горы в дымке мутной,
И запах душных трав, и камней отблеск ртутный,
И злобный крик цикад, и клекот хищный птиц
Мутят сознания. И зной дрожит от крика
И там – во впадинах сияющих глазниц
Огромный взгляд растоптанного лика.
М. Волошин. 1907
Никто не умирал. Никто не кончил жить.
Но в звонкой тишине блуждали и сходились.
Вот близятся, плывут – черты определились
Внезапно отошли – и их не различить.
Там – в темной глубине – такое же томленье
Таких же нищих душ и безобразных тел:
Гармонии безрадостный предел.
А. Блок. 1903
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
А. Ахматова. 1939
Александр Лукьянов “Две эпохи” — (запись
стихотворения на доске).
Когда погаснет блеск рассвета золотого,
Живительная мысль в бессилии замрет,
Дух человеческий тогда мельчает снова.
И гибнет в суете томительных забот
Тогда животный страх толпу ведет сурово,
Отчаянье, порок в ее сердцах растет,
И с ужасом глухим, полна бессилья злого;
Без цели и пути она во тьме бредет.
Тогда стареет мир, печально измененный,
И горечь он несет толпе порабощенной,
Нет света на земле, нет силы и чудес…
Жизнь веет холодом застывшего движенья,
И смерть стоит в толпе, как страшный призрак
тленья,
Как неизбежное возмездие небес!
Слово учителя
Мы живем в сложное и интересное время.
Литература открывает новые имена. Сегодня на
уроке мы познакомимся с одной страничкой великой
книги, которая названа: “Художественная проза
Бориса Зайцева”. Она вся излучает тихий свет
добра, в ней царят простые нравственные начала,
каждое существо воспринимается как частица
общего космоса.
“Не одному себе принадлежит человек”, — писал
Б.Зайцев. И действительно в его художественной
картине мира большое значение имеют взаимосвязи
между живым и неживым, прекрасным и уродливым,
прошлым и настоящим. Мы познакомимся с рассказом,
о котором вспоминает основатель знаменитого
литературного кружка “Среда” Н.Д. Телешов:
“Однажды Андреев привез к нам новичка. Как в
свое время его самого привез к нам Горький, так
теперь он сам привез на среду молоденького
студента в серой форменной тужурке в золочеными
пуговицами. Юноша талантливый, напечатал в
“Карьере” хотя всего два рассказа, но ясно, что
из него выйдет толк. Юноша всем понравился — и
рассказ его “Волки” тоже понравился, и с того
вечера он стал членом “Среды” и ее посетителем.
Вскоре из него выработался писатель – Борис
Зайцев”. Таким образом, рассказ “Волки” — проба
пера и заявка своего “я”.
Работа с классом
1. Вы прочитали рассказ “Волки”. Не возникло ли
у вас желание назвать рассказ по-другому. Давайте
зададимся такой целью. (Учащимся называют свои
заглавия. Например, “Люди”, “Схватка” и т.д.).
Почему авторское заглавие кажется более
точным?
Зайцев обращается к образу обложенных
флажками, загнанных в угол волков. Герои этого
рассказа – волки. В тексте повествуется об общих
основах их существования, их жизни, которая
осложняется особенно зимой, в период отсутствия
еды, тепла и покоя. Мы определили тему рассказа,
именно ее автор выносит в заглавие. Теперь
попытаемся определить проблему произведения
(зачем автор обращается к образу волков, что он
хочет сказать?).
2. Обратимся к схеме анализа, которая написана
на доске.
Перед нами возникает проблема: какие два мира
сталкиваются в произведении? Кто представляет
их? Что характерно для каждого из них? Каковы
ценности каждого мира? Его особенности?
Поработаем с 1 и 2 частями рассказа и составим
сравнительную схему.
(Ребята работают в тетради и с текстом,
учитель на доске).
Мир людей | Мир волков | |
Кто они?
Их действия |
как призраки – вой и бег холод, голод, раны |
|
По цвету | блестят робкие огоньки | луна – неживое пятно, жидкий молочный полусвет |
По звукам | отходную поют | вой, усталый и болезненный |
Какие они? | проклятые | проклятые |
По движению | от дому до трактира на повороте | бессмысленно бродили по одной и той же местности |
Если в слове проклятые поставить
другое ударение, то получим “проклятые”.
Значит и люди, и волки вместе проклятые.
- Кто же противостоит миру живому, ищущему? (Учащиеся
находят живые характеристики неба, снега,
поземки и т.д.). Есть небо темное, злое, которое
безостановочно убегает от людей и волков. Именно
это чувствует самый высокий и худой волк: “Я не
пойду, белое кругом… Слышите… говорит…”. Снег
наделяется бледными глазами, он заговорил,
поземка ядовито шипела. Неживая природа
наделяется одухотворенными характеристиками, а
живые волки становятся бестелесными призраками. - Что же знают природные силы и о чем прозревает
высокий волк: “Что никому никуда нельзя
добежать, что и нельзя бежать, а нужно стоять
смирно, мертво и слушать”. - Что слушать? (Учащиеся называют звуковой ряд
произведения).
Слушать отходную всему живому миру. Путь их
бессмыслен и одинок. Природа ненавидит волков и
людей, она погубит их, зажмет и похоронит –
действительно, таков финал произведения. Тогда
понятен ужас молодых, отставших от стаи.
Поодиночке страшно. Все вместе они стая,
товарищи.
3. Какая иерархия царит в стае? Давайте
попробуем изобразить схематично. (Ребята в
тетрадях, учитель на доске; работа с текстом).
- Попробуем дать характеристику каждому из них.
Какую социальную группу человеческого общества
они представляют? (Ребята подбирают
характеристики, работают с деталями
художественного описания. Учитель обобщает). Вожак
– старый, мудрый, испытавший победы и проигрыши
старик (картечина). Который своими лапами
прокладывает путь всей стае, вовремя осадил
волчишку и предотвратил всеобщую драку. Он
честен, он ведет стаю до тех пор, пока всеобщая
злоба не задавила другие чувства волков. Вожак
честен в последний миг своей жизни. Это мудрые и
честные старики человеческого общества. - Кто провоцирует всю стаю на расправу с вожаком? Волк
с диким непомнящим голосом – это волк, который
может предать, потому что не помнит ничего.
Страшно, если такие приходят к власти, тогда с
наследием и мудростью расправляются легко и
яростно. Этот волк ждет быстрого разрешения
проблемы, он отказывается от старого, хочет
построить новое, пусть и на крови. - Кто же этот волк? (Ребята отвечают: бунтарь,
предатель, революционер и т.д.). Он ищет
революционного выхода из проблемы. - Счастливы ли волки, задравшие старика? Сыты и
спокойны они? Нет. Вспомним Достоевского: “Мир не
может быть построен даже на одной слезинке
ребенка”. Разве возможно счастье на чужой крови? - Что дает стае смерть вожака? Теперь они
окончательно сломлены. В их единстве сила, по
одному они готовы только умереть. Этого не мог
понять и предвидеть молодой волчишка. - Каков он? Какую социальную группу общества он
представляет? (Учащиеся отвечают: молодой,
глупый, неопытный, обижается, когда учат жизни;
это молодежь стаи, любознательные и
малоопытные силы общества). Молодой волчишка
– это максималист в силу своей молодости,
поэтому его так жестоко учит старый умный волк.
Он так мало знает. - Кто же познал истину? (Ребята отвечают: самый
высокий и худой волк). Это волк – философ.
Он ведет себя парадоксально: с одной стороны,
остается умирать, чтобы не обременять собою стаю,
с другой стороны, сдается в плен роковым силам.
Человеческое общество часто сталкивается с
теоретиками, которые доходят до истины своим
блестящим интеллектом (или инстинктом), но не
могут воплотить на практике свои идеи. - И наконец, кто же представляет основные силы
стаи? (Учащиеся отвечают: молодые волки). Они
здоровые, сильные, но без вожака и его мудрости –
они никто. Каждый сам по себе – стаи нет. Чего
боятся два последних – умереть в одиночку. Ведь
“на миру и смерть красна”. - С чем они остаются? (Учащиеся отвечают: они
умирают по одному, стыдно и тоскливо, они боятся
друг друга и воют). Помните, они мечтают:
“Скорее прочь, пусть все они там пропадают,
только бы мне уйти”. Эти молодые и здоровые волки
– эгоисты (как большая часть любого общества).
Нет вожака – нет стаи. “Один в поле не воин”.
Таким образом, волчья стая – проекция на
человеческое общество (волки-товарищи). От
проблемы движемся к конфликту.
4. Как же мы определим конфликт данного
произведения? Драматический или трагический? (Внимание
учащихся на доску). Драматический конфликт. В
нем чувствуется особая напряженность, которая
реализуется в ведущих мотивах.
5. Какие ведущие мотивы вы нашли в
произведении? (Учащиеся отвечают: мотив
сражения, одиночества, зла, конца света).
6. Каков пафос произведения? Какое
настроение создается с помощью этих мотивов?
Настроение всеобщей озлобленности и
неприкаянности порождает особый драматизм –
трагический. Я гибну и осознаю свою гибель –
страшное чувство.
7. Когда же особенно остро встают перед
человеком вопросы бренности существования,
никчемности пути и трагической разобщенности с
миром? (Звучит музыка). Прочтите
предложенные вашему вниманию (смотри
распечатку стихотворных строк) стихотворные
строчки, определите чувства, которые владеют
авторами? (Ребята называют: одиночество, злоба,
тоска, печаль, горечь и т.д.).
Особенно остро встает вопрос смысла жизни
перед человеком в переломный момент его
существования. Таким переломом становится рубеж
двух веков. Прослушайте, пожалуйста,
стихотворение А.Лукьянова, которые так и названо
“Две эпохи”. (Звучит музыка. Учитель читает
стихотворение).
8. Что вы уже знаете об особенностях литературы
двух эпох? (Учащиеся отвечают по вступительной
лекции к курсу 11-го класса).
Я дополню ваши знания, расскажу о теме природы в
литературе начале 20 века. На рубеже 19-20в в
литературе, как и в других видах искусства,
начинается активный пересмотр представлений о
человеке и его месте в мире. Наступает особое
время “кризиса гуманизма”, о котором писал
А.Блок: “… над нами повисла косматая грудь
коренника и готовы опуститься тяжелые копыта”.
Литература интересуется звериным,
нецивилизованным началом жизни, потому что
цивилизация приходит в тупиковое состояние. В
животных привлекают таинственность,
отчужденность от человеческих представлений о
мире. Появляется образ хищников, которые
подстерегают человека и пророчат ему гибель
(проклятые). Природа не прощает преступлений
человеку, и сама судьба приобретает облик зверя.
Особенность литературы начале 20в – не
гуманизация образов животных, а “анимализация”
образа животных, который обнаруживает в себе
темное, безрассудное “наследье роковое”.
Почему же писатель выбирает волков? Волк –
дикая хищная собака, по традиции “низкое”
презираемое животное, символизирующее крайнюю
отверженность человека от себе подобных
(Булгаков “Собачье сердце”).
Конфликт человека с самим собою (разум-душа)
реализуется и в отношении к остальной живой
части природы: почтение и любовь к животным
сочетается с диким истреблением (аккуратным и
планомерным).
«Все во мне и я во всем» (Ф.И. Тютчев)
Образ человека получает новую емкость
благодаря осознанию сопричастности множеству
других существований. Куда же мы движемся все
вместе? Что ожидает все живое на Земле в новом
веке, да и будет ли он? В рассказе воплощен мотив
конца света, всеобщее охлаждение, как в природе,
так и в чувствах. Где же выход?
9. В какой части рассказа воплощена идея пути
человека ко всеобщей гармонии? (Ребята
отвечают: эпиграф – там рощи шумны, фиалки сини…
Гейне).
В эпиграфе реализуется идея человека о
счастливом месте, которое защитит человека от
роковых сил, от трагического восприятия
бренности существования. Именно туда бредут
волки, туда стремится уже 20 веков человечество.
10. Переживая чужой опыт на уровне осмысления, мы
ощущаем защиту от роковых сил. Эту защиту дают
нам произведения литературы, так как в них
реализуется человеческий опыт, ведь не зря
“рукописи не горят”, слово существует вне
времени и пространства. Через искусство слова мы
постигаем этот мир и его законы, пытаясь найти
ответы на вечные и роковые вопросы.
Домашнее задание.
Письменный ответ (Рассказ “Волки” в
современном прочтении).
- Что мне открылось в этом мире после чтения
рассказа? - О чем заставил задуматься рассказ?
- За что я могу сказать спасибо писателю
прошлого поколения Б.Зайцеву.
Изучение рассказов Бориса Зайцева в старших классах
В программу по литературе 11го класса имя Бориса Зайцева было включено сравнительно недавно, да и
отведен ему всего 1 час. И здесь задача учителя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся,
показать особый стиль Зайцева. Наверное, лучше обратиться к рассказам, небольшим по объему, которые в
случае необходимости могут быть прочитаны непосредственно на уроке. Учащиеся уже знакомы с понятием
импрессионизма в литературе (Фет), философской новеллой (Чехов), уже прочитаны рассказы Ивана Бунина,
т.е. есть литературный опыт, на который можно опереться, поэтому возможно проведение урокасеминара.
Выбор рассказов может и должен зависеть от желания учителя и учащихся. К уроку по теме “Человек и мир в
ранних рассказах Бориса Зайцева” были выбраны следующие произведения: (1) “Волки”, “Мгла”, (2) “Сон”, “Тихие
зори”;
Предваряя анализ рассказов первой группы, вспомним слова самого писателя: “Мир, где ты? Я всегда с тобой.
Ты меня несешь. Дни бегут за годами, годы за днями, от одной туманной бездны к другой. В этих днях мы
живем”.
Рассказ “Волки” 1902 г принес Зайцеву известность. Что же в нем особенного? О чем этот рассказ? О
противостоянии добра и зла, о месте человека в мире, о выборе пути, о “потерявшихся” людях? В первой части
рассказа волки устало и болезненно заводят мистическую песнь злобы и голода ,дикую жалобу тоски и боли, и
тогда на полустанке у угольных копей слышит ее молодая барыняинженерша, и кажется молодой барыне, что
это ей поют отходную. Кто поет? Мир? Из ее уст вырываются слова: “Проклятые”. К кому они относятся: к
волкам, а может, к человеку? Ведь уже в конце 2 главы это слово прорычат волки!
Как ведут себя проклятые волки и люди? Людей мы не видим на страницах рассказа, мы только слышим и
чувствуем их присутствие. (“пятном виднелась деревня”, “вдыхали запахи лошадей, свиней, коров”) С кем же
борются волки? “ Я не пойду дальше, – заикаясь, говорил он, щелкая зубами. – Я не пойду, белое кругом…белое
все кругом…снег. Это смерть. Смерть это”. Снег наделен бледными глазами, он заговорил, поземка ядовито
зашипела, белая пустыня ненавидит. “ Все это имело такой вид, будто тут, в полях, наверное знают, что никому
нельзя добежать, что нельзя бежать, а нужно стоять смирно, мертво и слушать”. Путь волков бессмыслен и
одинок. Нарастает напряжение, злоба, отчаяние. Волки ищут виноватого в своей участи и находят. “Куда ты нас
ведешь? Знаешь ли путь? Выведешь ли куданибудь?” Первое столкновение волчишки и вожака, несколько
жестоких и ненужных драк, желание смириться с судьбой двух отставших волков – все это предвещает
надвигающуюся трагедию. “Товарищи были зубастые, голодные и раздраженные”. А вожак – старый, мудрый,
испытавший победы и поражения – честно ведет свою стаю, честен он и в последнюю минуту своей жизни. Но
“над ним повисло чтото мрачное, давящее, и если чуть шелохнуться, оно обсыплется и задавит”. Расправа над
вожаком – кульминация рассказа. Это последний эпизод, где стая едина – “все сбились в один катающийся по
земле комок”. Совершенное преступление ее разъединило. Почему, ведь “общего врага” больше нет? Раньше их
объединял вожак, а теперь они сломлены, теперь каждый напоминает каждому о его слабости и подлости,
поэтому теперь каждый сам за себя. Но что можно сделать в одиночку? Только умереть.
“А заметюшка насмешливо посвистывала”. “Ветер злобно и насмешливо кромсал ее (песню),рвал и швырял в
разные стороны”.
3я и 4я главы удивительным образом перекликаются с сюжетом “Легенды о Данко” Максима Горького.
Конечно, мы должны помнить, что Данко – романтический герой, что у Горького была совершенно другая
задача, но тем интереснее сравнить разрешение конфликта. Невидимый враг преследует героев обоих
произведений. Люди у Горького уподобляются животным, а волкам Зайцева присущи человеческие черты, в
частности – чувство стыда.
Зайцев
Горький
Они чувствовали, что белая пустыня погубит их, что
она разлеглась повсюду и зажмет, похоронит их в
себе. Их брало отчаяние.
Везде видел острые морды, круглые, блестящие глаза.
…Он почувствовал чтото жгучее и острое пониже
горла, мелькнули на вершок от лица чьито желтые,
И ослабли люди от дум…Страх родился среди
них…И уже хотели идти к врагу и принести в
дар волю
Ты умрешь! ревели они…Много людей стояло
вокруг него, и нельзя было ждать от них пощады.
они насторожились, как волки, стали плотнее невидящие от ярости глаза, и сейчас же он понял, что
погиб.
Непомнящий голос, провоцирующий расправу
окружать его, чтобы легче им было схватить и
убить Данко
Осторожный человек, наступивший на сердце
Данко
Если романтический герой вывел людей к свету, то Зайцев – реалист не может позволить себе такой финал.
Человек блуждает в потемках. В жестоком, ощетинившемся мире он оказался неприкаянным, не нашедшим
своего пути. Знает ли сам автор ответ на вопрос: куда идти? Мы тонем в мире, но мир слушает нас. Что же он
сам?
Обратимся к рассказу “Мгла”. Именно на охоте возникает это чувство связанности с миром, так как никто больше
охотника не сливается в одно с природой. Мы помним “Записки охотника” И.С.Тургенева, описание охоты в
“Антоновских яблоках” И.Бунина. А что отличает рассказ Зайцева? Так же, как и у Бунина, повествование
ведется от первого лица, автор вовлекает читателя в действие, постоянно употребляя местоимение “мы”. И мы,
действительно, вместе с автором внимательно, детально следим за каждым этапом охоты. Но если у Бунина
охота – праздник, шумный, веселый, многолюдный, то у Зайцева – это поединок человека и зверя. Все остальное
неважно. Волк борется за жизнь. А человек? Человек и зверь повторяют не только действия, движения, но и
чувства.
волк
человек
– я тоже пригнулся
– я грудью пробиваю себе дорогу в снегу
– я тоже измучен
– я повыше, на снежном гребне
– я корчился от желания схватить его, в
слепой ярости бросался
– Он присел на мгновение…
– волк…круто поворачивает в снег и, увязая по уши, из
последних сил лезет кудато
– видимо, он изнемог
– он лежит все там же, где его застала смерть
– ужасно это предсмертное сверканье, эта непримиримая
ненависть
Но это не охотничий азарт, это нечто другое. “…чтото безумное владеет мною”. И победитель “не испытывал ни
радости, ни жалости, ни страсти”. Может быть поэтому “все кругом молчало, но имело ироничный вид”. И нет
ничего удивительного, что мир “как неподвижное лицо Вечной Ночи, с грубо вырубленными, сделанными как из
камня огромными глазами”, выражающими “равнодушное отчаяние”. И здесь все так странно, так страшно.
Действительно ли Зайцев воспринимает мир как враждебное существо? Обратимся к эпиграфу рассказа
“Волки”. Именно в эпиграфе реализуется идея человека о счастливом месте, которое защитит от роковых сил,
откроет душе человека нечто, что позволит ему ощутить себя частью природы.
2я группа. Обратимся к рассказу “Сон”. В ранних рассказах Зайцева своеобразное отношение к природе. Мир
полон событий не тех ярких и громких, которые только и выводят нас из сонного равнодушия. Нет, важно все,
что происходит в природе, в жизни мира полно смысла каждое движение, и человек, постигший это,
приобщается к высшей тайне, которую трудно выразить словами. Каким приезжает главный герой в это новое
неустроенное место? Уставшим, разочарованным. “Песковскому казалось, что он утратил человеческие
свойства”. И вдруг открывает для себя новый мир, просто растворив окно! Что же происходит? Казалось бы,
ничего: один день сменяет другой. И мы вместе с героем и автором наслаждаемся пейзажем, подмечаем
малейшие изменения, происходящие в природе. И она оживает, превращаясь в сказочных героев. “Волны тумана
в нежном месячном свете бродили, как безгрешные, лучезарные царевны, переплетались и расходились, пока
стоял на небе их властелин – жених…” У Зайцева человек и мир природа слиты в единую жизнь, при этом
показано, как мир входит в человека. “Мир истончался для него, …все больше любил и сживался с тем, что
вокруг….чувствовал таинственные тихокрылые дуновения,…будто Бог стоял везде, куда ни глянь…сердце
трепетно заглядывало куда – то, насыщаемое тысячью тонких, полувнятных звуков, сияний, веяний” . Описания
природы чередуются с описанием душевного состояния человека. Начавшиеся на торфяных болотах пожары не
пугают героя, напротив, “Песковский сразу почувствовал чтото, чего раньше еще не знал…непобедимое
влечение толкало его туда, и он торопясь, будто было какое дело, зашагал по…болоту”. Болото умирало, и герой
знает: все, что он полюбил здесь, превратиться в дымящуюся корку. Но “чтото подслушанное и подсмотренное
здесь, впитавшееся и ставшее частью его существа…оцепляло его с головы до пят. Как будто сердце его
навсегда оделось в волшебные, светлозолотые, легкотканые одежды и стало неуязвимым”. Не только общение с природой дает силы героям Зайцева. Пожалуй, не менее значимо и общение с человеком,
которому в силу разных обстоятельств уже открылась некая тайна бытия. Обратимся к рассказу “Тихие зори”.
Два старых друга встречаются случайно в не – простое для обоих время: один потерял год назад жену и живет
теперь воспоминаниями о прошлом, другой смертельно болен. Зайцев верен себе: нет точной обрисовки
образов, развития действия, но мы понимаем, что, существуя вместе, разговаривая вечерами (правда, читатель
не всегда знает содержание этих бесед), наслаждаясь окружающей природой, герои открывают в себе и для
себя нечто новое, невыразимое словами, но очень важное. Алексей знает о приближающейся смерти, но не
боится (и это удивляет его друга), потому что мир посылает ему свои целительные волны, дает великое
спокойствие. “Алексей смотрел вдаль, на город….– Хорош рассвет. Как бледно, чисто, славно там. … Чтото
сияло на лице моего друга; слабо золотел крест на церкви; сумрак утра был зеленоват и тонок”. Обратите
внимание на последнее предложение цитаты. В восприятии друга Алексей становится гармоничной частью
этого мира. (человеквераприрода).
Умирая, он не испытывает ужаса, он славословит жизнь. А действительно, почему Алексей не боится смерти?
Как автор отвечает на этот вопрос? “..все в тебе самом. Ты везде и всегда будешь таким”. Смерть друга не
приводит героя к отчаянию. Наверное, его состояние можно назвать светлой грустью. “ Его образ, омытый
светлыми слезами, прояснел – стоял предо мной нетленный, недосягаемый”. Облик друга “растаял” в водах
озера, шуме берез… В органическом единении природы и человека кроется причина неистребимости жизни, ее
вечного круговорота. Человек – необходимое звено в цепи поколений. Смысл его жизни в том, чтобы выполнить
свое природное предназначение и уйти из мира. И вот уже маленький Гаврик с нянькой сидят там, где когдато
бегал и герой, и Алексей. Жизнь продолжает свой круговорот. И пусть неведом и невидим для нас таинственный
смысл нашей призрачной жизни, сердце всетаки верит в него и верит в значительность и реальность каждой
человеческой тени.
Зайцев переживает проникновение человека единой жизнью, великим Всем. И оттого, возможно, его рассказы
покажутся трудными. Но останутся они в душе, как неизгладимое настроение, от которого усиливается наше
сопричастие к миру. Если творчество Зайцева заинтересует учащихся, можно предложить исследование,
проекты “Любовь в рассказах Зайцева и Бунина”, “Тема пути в рассказах Горького и Зайцева”.
Список литературы.
1. Зайцев Б.К. Дальний край. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2002.
2. Зайцев Б.К. Голубая звезда. Повести и рассказы; из воспоминаний. – М., 1989.
3. Черников А.П. Проза и поэзия серебряного века. – Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1993.
4. Айхенвальд Ю.И. Наброски. – М., 1990.
Линию корневой связи с простым русским народом святого Сергия автор проводит через все повествование. Он отмечает, что святой Сергий в отрочестве не блещет никакими талантами и даром красноречия. Более того, он явно беднее способностями, чем брат его Стефан. Но зато святой Сергий излучает тихий свет, незаметно и постоянно. Автор этим создает образ постепенного, естественного движения русского отрока к вершинам духа.
Книга, на мой взгляд, позволяет судить и об одной особенности самого Зайцева-художника. Он отличается от многих других эмигрантов-литераторов, отдавших свой темперамент проклятиям в адрес новой России. События, послужившие причиной изгнания писателя из России большевистской, не озлобили его. Напротив, они усилили в нем чувство греха, ответственности за все происходящее с родиной. Отсюда и темы, привлекающие его внимание.
Трезво и спокойно подытоживал писатель закономерность свершившегося: «Тучи мы не заметили, хоть бессознательно и ощущали тяжесть. Барометр стоял низко. Утомление, распущенность и маловерие как на верхах, так и в средней интеллигенции — народ же «безмолвствовал», а разрушительное в нем копилось… Тяжело вспоминать. Дорого мы заплатили, но уж значит, достаточно набралось грехов. Революция — всегда расплата. Прежнюю Россию упрекать нечего: лучше на себя оборотиться. Какие мы были граждане, какие сыны России, Родины?» Вот она, святая святых Бориса Константиновича Зайцева, внутренний источник его тихого негасимого света.
В следующем рассказе — «Мгла» автор мастерски обыгрывает все ту же «волчью» тему, но здесь главное действующее лицо — охотник. Человек в погоне за волком испытывает самые низменные чувства. Когда охотник достигает цели, убив волка, он не испытывает никакого удовлетворения: «Вспоминая нашу пустынную борьбу там, в безлюдном поле, я не испытывал ни радости, ни жалости, ни страсти. Мне не было жаль ни себя, ни волка…»; «… я увидел лицо Вечной Ночи с грубо вырубленными, сделанными как из камня огромными глазами, в которых я прочел бы спокойное и равнодушное отчаяние». Легко догадаться, что автора волнует проблема устройства мира и самого существования в нем всего сущего. Его герой как бы вынужден совершать бессмысленные поступки. Но если для героя эти поступки являются плодом размышлений над жизнью и смертью, то для волка это кончается трагедией. Автор мастерски делает так, что сам герой не жалеет волка, а читатель невольно ежится от описания погони и смерти вольного зверя, ежится, как от смертельного холодка. Автор умело использует метафоры и в других произведениях, вошедших в книгу («Аграфена» и большинство других рассказов из цикла «Голубая звезда»).
Преподобный Сергий Радонежский для Б. Зайцева — неотъемлемая часть России, как, например, Москва, Пушкин, красота русской природы. В рассказах, завершающих книгу, автор увлеченно описывает жизнь и подвиги молодых офицеров царской армии, совершающих рыцарские поступки ради самодержавия. В повести «Мы военные…» Б. Зайцев так же четко расставляет акценты, и читатель без труда догадывается о его политической позиции и оценке событий: «Юра пал, как рыцарь, как военный. Самодержавный строй, его жизнью расплачивавшийся, сам валился стремительно — никто его не защищал». Из повести мне стало ясно, что сам автор был против самодержавия и большевизма, но за временное правительство. Демократические взгляды были ему ближе всех остальных.
Взять на себя ответственность, бороться за «душу живу» в русском человеке, утверждать ценности духовные, без которых люди теряют смысл бытия. Многим из нас предстоит открыть для себя этого русского писателя, книги которого несут уроки добра и свет милосердия. Сам писатель не дождался того часа, когда его книги и его высокое поэтическое слово придут к читателям России. Но мы дождались этого, и сейчас в русскую культуру возвращается все то, что он вдохновенно создавал для нее и во славу ее. Имя Бориса Зайцева будет украшать страницы истории русской литературы XX века наряду с теми, кто, как и он, в изгнании творил во имя России.
Размышляя о книге в целом, я хочу отметить, что автор подводит своего героя к мысли о целесообразности всего происходящего в этом мире: «Все имеет смысл. Страдания, несчастия, смерти только кажутся необъяснимыми. Прихотливы узоры и зигзаги жизни при ближайшем созерцании могут открыться как небесполезные. День и ночь, радость и горе, достижения и падения — всегда научают. Бессмысленного нет».
Однако повесть «Преподобный Сергий Радонежский» написана совершенно иначе: читатель улавливает пристрастия автора, знакомится с его личными оценками того или иного момента исторического бытия святого Сергия. Читая повесть или, скорее, жизнеописание знаменитого русского святого четырнадцатого века, отмечаешь одну особенность в его облике, видимо, очень близкую Б. Зайцеву. Это — скромность подвижничества. Черта очень русская, недаром в жизнеописании автор противопоставляет Сергия католическому святому — Франциску Ассизскому. Противопоставляет именно чисто русскими человеческими качествами натуры. Интересен момент, когда будущий русский святой воздерживается от ухода из родного дома для служения Богу лишь потому, что родители попросили его не бросать их в старости одних. Католический святой так бы не поступил, ослепленный горним светом высшего бытия.
Автор ставит их как бы в ситуацию нравственного мучения за содеянное: «А потом они опять принялись выть, но теперь каждый выл в одиночку, и если кто, бродя, натыкался на товарища, то оба поворачивали в разные стороны».
Среди них — религиозные, политические, философские. В данной книге составители, я считаю, отразили все эти направления, чем книга «Улица Святого Николая» весьма полезна и интересна современному читателю, живущему в не менее сложное и судьбоносное время, чем герои Б. Зайцева.
Само качество подвига, совершаемого святым Сергием на благо отечества, позволяет размышлять о понимании русским человеком своего физического и духовного долга перед родиной: «В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательств, подлости неземной облик Сергия утоляет и поддерживает»; «Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере».
Борис Константинович Зайцев, талантливый русский писатель, был возвращен из небытия благодаря демократическим преобразованиям в моей стране. Прочитав его книгу «Улица святого Николая», я понял, что Родина по справедливости воздала этому замечательному творцу и гражданину, напечатав его книги и утвердив его имя в России. В книгу вошли произведения, написанные автором в разные годы. Уже с первого рассказа — «Волки», открывающего книгу, я понял, что передо мной оригинальная, самобытная проза. Язык сочен, метафоричен. Оригинальность рассказа «Волки» — в метафоре: стая волков, попав в тяжелую ситуацию, ведет себя так, как вели бы себя, да и часто ведут, люди, для которых момент выживания преобладает над всеми иными чувствами. Стая не могла выбраться из бесконечной снежной пустыни и во всем обвинила своего старого вожака, который был растерзан и съеден. Этот жестокий акт не проходит просто так для оставшихся в живых молодых волков.