(Андрей Платонов, «Воспоминания», С. 457)
*Основная идея рассказа «Возвращение» была сформулирована самим Андреем Платоновым в заявке на киносценарий «Семья Ивановых», который, очевидно, писался до появления рассказа.
Н. М. Малыгина:
«Жертвенная готовность к самоуничтожению ради будущего была, по Платонову, условием осуществления высшей цели человечества. Способность человека к жертве воплощается в образе-символе «обнаженного сердца»… воссозданного в подлинном платоновском шедевре-рассказе «Возвращение», последнем рассказе, опубликованном при жизни писателя. <…>
Необходимость соприкосновения человека с миром «обнаженным сердцем» имела в творчестве Платонова и нравственное обоснование. Писатель чувствовал, что нужно достучаться до человеческого сердца, защищенного «корой эгоизма»… <…>
…сюжет рассказа «Возвращение»: вернувшись с фронта… Алексей Иванов оказывается настолько глух к своей семье, к собственным детям, что не сразу понимает, на какой зыбкой грани между жизнью и смертью существовали в его отсутствие жена и дети. Платонов глубоко переживал трагедию века: неспособность людей почувствовать и осмыслить окружающую реальность, заметить страдания близких.
В образе-символе «обнаженного сердца» заключена центральная идея платоновской философии жизни: соприкасаясь с миром «обнаженным сердцем», человек постигает его несовершенство, и только при этом условии может ощутить, что мир
нуждается в спасении.»
(Н. М. Малыгина, «Художественный мир Андрея Платонова», Москва, 1995 г.)
H. А. Бабкина:
«Произведения Платонова полны возвращений. <…> …В рассказе [«Возвращение»] … предметом изображения становится именно возвращение героя, а идея возвращения является центральной. <…>
Возвращение… Иванова двусмысленно с самого начала. Первое из его возвращений — это возвращение к сослуживцам: «…Иванов вернулся на попутной машине обратно в часть». До последней страницы рассказа возвращение капитана можно истолковать как путь обратно в армию, без которой он чувствует себя «осиротевшим».
Возвращение Иванова лишено эпической уверенности в достижении цели, вернее, кажется, что… оно конкретной цели вовсе не имеет. Это заставляет читателя сомневаться не только в возможности героя вернуться, но в самом наличии собственно возвращения в платоновском рассказе. Возможно, речь идет о мнимом, неосуществленном возвращении, раз герой колеблется между возвращением к семье и возвращением в армию, которая стала ему семьей за долгие четыре года войны, и в конце концов останавливается в буквальном смысле между ними? В основе возвращения, самого стремления вернуться лежит желание или… необходимость обрести нечто. <…>
Возвращение героя должно совершиться не в физической, а прежде всего в духовной плоскости. Поэтому появление капитана в доме не означает его возвращения: война для семьи Иванова и самого Алексея еще не закончилась, не обретен желаемый мир. Война продолжается постольку, поскольку не преодолены ее последствия, глубинные проявления, к числу которых относится вынужденное замещение сыном Иванова Петрушкой места отца. Петрушка… и сам является знаком продолжающейся войны, понятой как разрушение исконных структур бытия; за юмористическим в изображении этого героя проступает трагическое.
Преодолеть войну можно лишь усилием над собой, внутренним возрождением, возвращением. Фактически свое возвращение Иванов начинает только тогда, когда принимает осознанное, «внутреннее» решение вернуться и делает шаг навстречу своим детям, бегущим вслед за поездом. Подчеркнем: начинает, потому что финал рассказа остается по-платоновски открытым.
Отметим также, что капитан Иванов не единственный персонаж, которому в рассказе предстоит пройти трудной дорогой к возвращению. Внутреннее возвращение совершает и жена Иванова, не нашедшая утешения с другим… и его сын, вновь ставший ребенком в финальной сцене рассказа.
Возвращение, таким образом, тотально, все герои связаны его круговой порукой, поскольку «невозвращение» любого из них умножило бы неблагополучие в мире. Не неизбежность и вынужденность утраты (себя, родства, любви, в данном случае — в ситуации войны), а необходимость и нелегкие пути обретения становятся предметом размышления автора и мучительных усилий его героев.»
(H. А. Бабкина, очерк «Проблема возвращения в художественном мире Платонова», издание «Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы», книга 4, СПб, 2008 г.)
И. А. Спиридонова:
«Детство — одна из центральных тем Платонова. Писатель мыслил детство не просто начальной порой жизни, но более совершенной моделью человечества. <…>
В период Великой Отечественной войны тема детства присутствует в творчестве Платонова о первого («Броня», 1942) до последнего произведения («Возвращение», 1946). Детство — важная характеристика не отдельных героев, но всей системы персонажей. <…>
В военной прозе детство получает оценочный эпитет «святое» и предстает сакральным пространством жизни. Это не столько особый возраст, сколько особое «качество» жизни. Печатью «святого детства» отмечены лучшие герои Платонова. <…>
Гвардии капитан Иванов по возвращении домой не может (и не хочет) признать сына, «испорченного» жизнью. Как и Иванов, большинство героев Платонова испытывают страх и стыд при виде детей войны. Но стыд для души — целебная, хотя и горькая, пища. <…>
«Чудо» преображения войны в мир Платонов связывал прежде всего с «святым детством». Сюжетную реализацию концептуальной метафоры ребенок — слабая, но единственно живая ветвь на опаленном войной древе народной жизни — находим в рассказе «Возвращение». Мальчик Петрушка в нем сохраняет семью от разрушительных последствий войны. <…>
…Петрушка в рассказе «Возвращение» — дитя жизни. По обидному отцовскому определению, он — «отросток» («Вот вырос у нас отросток»). По сюжету — этой «слабой веточкой» спасено семейное древо жизни Ивановых. Петрушка в рассказе «Возвращение» — устроитель и спаситель домашнего очага, скрепляющий хрупкое здание семейных отношений камень (если вспомнить символику имени).
«Святое детство» — первая боль и последняя надежда Платонова. Тема детства в военной прозе Платонова охватывает огромный, драматически разноречивый материал…»
(И. А. Спиридонова, очерк «Метафора и метонимия в решении темы детства у Платонова» // «Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы», книга 3, СПБ, «Наука», 2004 г.)
Это был анализ рассказа «Возвращение» Андрея Платонова: суть, смысл, идея произведения.
Смотрите:
Все материалы по рассказу «Возвращение»
Все материалы по творчеству Платонова
Меню статьи:
- История написания произведения
- Особенности литературного направления и жанра
- Тематика рассказа
- Проблематика произведения
- О сюжете платоновской прозы
- Поезд и попутчица
- Семья после войны
- Страшная правда
- Финал
- История дяди Харитона
- Характеристика героев
- Образ Алексея Иванова
- Образ Любы
- Образ Насти
- Образ Петра
- Отец и сын
- Мужские образы
- Образ Семена
- Образ любовника
- Женские образы
- Образ Маши
- Идея произведения
- Художественные особенности текста
- Отношение писателя к героям
- Психологизм произведения
- Язык героев
- Критика произведения Платонова
- Автор – о «Возвращении»
- Позиция Н. М. Малыгиной
Произведение русского автора адресуется двум темам – детству и послевоенным годам. «Возвращение», Платонов, советские реалии – рамки, которыми ограничена наша статья. Под привычным для читателей названием текст опубликовали лишь после смерти писателя. «Возвращение» – одно из самых известных творений Платонова.
История написания произведения
Автор посвятил работе над текстом 1946-й год. Произведение вышло на страницах «Нового мира» (номера 10 и 11). Изначально – в печатном варианте – платоновское творение называлось «Семьей Ивановых». Только посмертно, в «Рассказах» (одном из сборников произведений автора 1962-го года), текст опубликовали под «родным» именем: «Возвращение».
Произведение Андрея Платонова “Песчаная учительница” оказалось удивительно успешным, и это стало возможным благодаря приближенности к реальным событиям. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Писатель изобразил в своем рассказе советскую действительность. Произведение подверглось суровой критике. Автора обвинили в клевете, в неправдивом портрете бойцов, которые вернулись с войны, в недостоверном представлении советской семьи. Обвинения с Платонова сняли посмертно. В 1962-м году – после кончины писателя – текст вышел в печати снова – на этот раз с правками и изменениями, внесенными самим Платоновым.
Особенности литературного направления и жанра
Для реализации своей цели автор выбирает реализм в качестве литературного направления. Платонов, однако, нарушает традиционные рамки «соцреализма».
Писатель представляет на суд читателей ситуацию: боец возвращается с войны и видит, что жена стала ему чужой. Воин отвык от супруги и детей. Жена, в свою очередь, изменяла мужу, пока тот был на войне. Ситуация поражает правдоподобностью. С другой стороны, становится понятно, почему Платонова подвергли критике: автор нарушил идеалы советской нравственности.
Платоновский шедевр поражает уровнем психологизма. Автор обращается к проблеме войны, отвыкании супругов друг от друга. Писатель детально останавливается на отношениях между отцом и матерью в семье, на проблеме супружеской измены. Сюжет произведения охватывает пару дней. Это, однако, не мешает Платонову изобразить с помощью диалогов все проблемы, которые принесла в семьи война.
Тематика рассказа
В центре повествования – послевоенное воссоединение семейства. Мирная жизнь оказалась новинкой для всех членов семьи: люди отвыкли друг от друга. Автор подробно проясняет основную мысль произведения: война приводит к физическим смертям людей, разрушает связи в семье, превращает родных людей в чужаков. Даже в мирное время последствия войны продолжают ощущаться. Война коверкает судьбы народов и отдельных людей. Платонов, таким образом, пишет о двойной жертве, которую приносят люди в военное время:
- расставание, когда мужчина отправляется в бой;
- воссоединение, когда люди снова должны привыкнуть друг к другу, вернуться к истокам, к семье;
- мотивы отвыкания, адаптации, повторного привыкания.
Проблематика произведения
Платонов поднимает в рассказе традиционную для себя тему. С темой произведения тесно связана проблематика:
- Как война влияет на человеческие судьбы?
- Почему мужчины после войны превращаются в легкомысленных юношей?
- Почему дети слишком рано взрослеют и превращаются в стариков?
- Откуда берется послевоенный инфантилизм в людях?
- Почему время делает родных людей чужими?
- Как расстояние влияет на отношения между людьми?
Писатель обращается к таким проблемам, как верность в браке, адюльтер, ответственность за проступки и прощение. В центре произведения находится любовь как ключевая проблема. Любовь – это своеобразный отклик, реакция на одиночество, на боль, на горе.
О сюжете платоновской прозы
Поезд и попутчица
Автор описывает возвращение бойца по имени Алексей домой. Герой воевал, был демобилизован. Поезд прибывает на станцию, но мужчина не спешит домой. Алексей едет в поезде с попутчицей – случайной девушкой, дочерью пространщика по имени Мария. Оба платоновских персонажа отвыкли от мирной, семейной жизни, от быта. Алексей скрывает от Маши факт о семье, проводит с девушкой два дня.
Семья после войны
Семья солдата с нетерпением ждала приезда отца семейства. Жена с детьми приходила на станцию. Алексей прибыл только через шесть дней. Воина встречал одиннадцатилетний сын – Петруша. Сын разочаровался в ветреном отце, а Алексей удивился прагматизму ребенка. В целом, родной дом показался воину странным и непонятным.
Воссоединение со своим семейством после войны не принесло герою ожидаемого облегчения. Супруги расстались вскоре после рождения второго ребенка. Героя поражает, что жена ведет себя стеснительно, будто невеста. Дочка – Настя – пятилетняя малышка – не помнит отца. Малолетний ребенок рано привык тяжело трудиться и помогать матери по дому. Старший сын – Петр – ведет себя как взрослый, ворчливый хозяин, глава семейства. Ребенок не приучен к играм, не знает детства.
Страшная правда
Дочка признается отцу, что к маме ходил другой мужчина – некий Семен Евсеич. Мужчина помогал женщине по дому, присматривал за детьми. Семен чувствовал себя очень одиноко, ведь война забрала всю семью несчастного героя.
Ночью Алексей разговорился с Любой – своей супругой. Жена призналась мужу в измене. Любовником Любы был инструктор районного комитета профсоюза. Мужчина проявил к Любе нежность, и героиня согласилась на адюльтер.
Финал
Утром Алексей осознал, что не может простить жену. Герой решает ехать к Марии – попутчице, с которой познакомился в поезде. Дети страдали из-за решения отца, не пускали Алексея на станцию. Герой увидел плачущих детей: эта картина вызвала в Алексее нежные чувства. Мужчина ощутил прилив любви и прощения, передумав уезжать.
История дяди Харитона
Платонов вводит в повествование вставную новеллу – историю некоего дяди Харитона. Эту историю рассказывает Петя. Харитон тоже вернулся с поля боя, узнал об измене жены – Анны. Супруга согласилась на связь с каким-то инвалидом, потерявшим обе руки. Сначала герой разозлился, но потом осознал, что и сам не чист: Харитон не соблюдал верность жене. Искреннее раскаяние и осознание собственных ошибок примирили супругов. Но в этой истории есть один горький момент: на самом деле герой не изменял жене. Герой поступил великодушно, простив свою возлюбленную.
Алексей, однако, не наделен настолько благородным характером. Герой изменял жене, возможно, даже не один раз. Но мужчина не рассказал Любе об своем грехе.
Характеристика героев
Образ Алексея Иванова
Писатель не случайно выбирает в качестве имени и фамилии главного героя такое распространенное сочетание. Автор намеревался представить на страницах своего произведения простого человека, одного из многих. У Алексея обычная судьба, обычные проблемы. Алексей – бывший капитан гвардии. Вторая мировая война заканчивается, и героя демобилизуют.
Алексей отличается самоуверенным характером. Конфликт с женой герой осмысляет с позиции жертвы. Мужчина – эгоист. Бывший солдат не задумывается о чувствах других людей. Яркий пример – ситуация с Марией. Герой вступает в мимолетную связь с девушкой, утаивая от Маши правду о своем семейном положении. Мужчина ощущает скуку, холод, жажду оживить, разжечь огонь в своей сердце. Мирное время дается Алексею тяжело: приходится адаптироваться к новым условиям. Роман закончится, и Маша останется в одиночестве. Но Алексей не беспокоится об этом.
Образ Любы
Люба признается мужу в измене. Женщина не оправдывается. Люба объясняет причины своего поведения. Связь с другим мужчиной – это попытка утешиться. Несчастная женщина ощущала, что умирает внутри, и потому искала любви. Слова супруги уязвили Алексея. Мужчина яростно заявил, что с живым человеком нельзя играть, а он – живой человек.
В отношениях с женой Алексей проявляет странный инфантилизм: обиды, ябедничанье. Мужчина даже пытается жаловаться одиннадцатилетнему сыну на мать. Люба – настоящая героиня. Женщина работает на износ на заводе, делая работу, предназначенную для мужских рук. Героиня изворачивается, как может, чтобы выжить и прокормить семью: чинит соседскую электрическую печь за связку картошки, самостоятельно исправляет свою и детскую обувь. У Любы нашлась только одна сложность – неспособность принять ответственность. В этом крылась слабость несчастной женщины.
Образ Насти
Настенька – пятилетняя дочка Любы и Алексея. Девочка не помнит отца, который ушел на войну, когда та только родилась. Как и брат, Петруша, малышка не знала детства, воспитывалась матерью, Семеном и братом. Настя рано почувствовала, что такое ответственность, необходимость тяжело трудиться.
Образ Петра
Петр – это преждевременно постаревший, повзрослевший ребенок. В степени зрелости подросток превосходит мать и отца. Петр выступает таким себе мировым судьей для родителей. Для ребенка цель жизни состоит в общем деле, в выживании. Ссоры же мешают этому делу, раскрывают глупость людей, вступающих в конфликт.
Отец шутливо называет сына «дедом». Это правда, потому что Петр отличается замашками старика: прагматичность, мелочность. Петя деловитый, играет в семье роль хозяина. Подросток заботится о сестре, учит Настю домашним делам, труду, чтению.
Петр раздражается, когда видит, что родители где-то неэкономны. Герою не нравятся необоснованные траты. Ребенок полностью взваливает на себя заботу о матери, боится, чтобы та не замерзла. Петя решает купить для мамы пальто. Для этого подросток стремится устроиться на работу, служить кочегаром в бане. Петр по-житейски мудр. Так, сын говорит отцу, что Сергей не может быть ему соперником, ведь мужчина стар.
Отец и сын
Отдельно следует обратить внимание на взаимоотношения отца с сыном. Петр лишился детских желаний. Ребенок получил стресс, когда отец ушел на войну. Но на самом деле Петр нуждается в родителе, в отце. Петр боится жизни – с этим связана чрезмерная осторожность, предусмотрительность героя. Второй уход отца приводит мальчика в смятение. Петр настолько растерян, дезориентирован, что путает обувь, надевая валенок и калошу одновременно. Эта сцена демонстрирует читателю, что внутри серьезного Петра кроется ребенок – Петя, Петруша, отчаянно нуждающийся в отце. Именно этот образ потерявшегося ребенка заставляет Алексея остаться с семьей.
Петруша выступает на стороне матери, объясняет отцу, почему тот неправ. Алексея взбудораживают слова малолетнего сына, злят, раздражают. Сын заставляет отца пересмотреть свои взгляды на жизнь. Главный герой платоновского произведения словно перерождается. Алексей избавляется от самолюбия, эгоизма. Внутри Иванова пробуждается внимание к другим людям, альтруизм, любовь к ближним, забота о родных людях.
Мужские образы
Другие мужские образы в платоновском произведении контрастируют с образом Алексея.
Образ Семена
Семен – трагический персонаж. Герой вызывает у читателей искреннее сочувствие. Война унесла всю семью мужчины: супругу, детей, которых убили в Могилеве. Семен от отчаянья, в попытке выжить и сохранить равновесие в жизни, привязался к чужой семье. Герой помогал Любе присматривать за детьми.
Герой стремился приносить своей жизнь пользу. Люба работала, дети были вынуждены проводить целые дни в одиночестве в темном помещении. Семен участвовал в жизни ребятишек, проявлял альтруизм, заботу о детях. Эти поступки помогали герою обретать смысл в жизни. Собственные интересы не давали мужчине смысла. Мужчина испытывал потребность жить ради других людей. Истерзанная душа Семена находила покой во взаимодействии с семьей Любы.
Образ любовника
Любовник Любы представляется в произведении сквозь призму восприятия Алексея и самой женщины. Для Алексея любовник – безусловное зло. Мужчина осуждает супругу, таит обиды на Любу. Также Алексей не понимает, не чувствует жалости к Семену. Впрочем, в финале рассказа Иванов перерождается, переосмысляет свою жизненную позицию. С этим перерождением меняется и отношение героя к Семену и Любе.
Для Любы любовник – это спасение, попытка оживить себя, ощутить себя в роли женщины. Война лишила героиню мужа, заставила выполнять тяжелую мужскую работу. Люба нуждалась в нежности, в заботе, в любви, и нашла эти чувства в объятиях другого человека. Измена тела, тем не менее, не вызвала измену души, потому что Люба любила своего мужа.
Женские образы
Образы женщин в платоновском рассказе поражают читателей своей пронзительностью. Писатель изображает обычную, традиционную, патриархальную семью. Война меняет устоит патриархальных отношений, переворачивает роли мужчины и женщины вверх ногами. Стресс, тяжесть жизненных ситуаций заставляет людей пересматривать взгляды на жизнь.
Дети лишаются детства, превращаясь раньше времени в стариков-дедов. Мужчины-воины становятся плаксивыми, обидчивыми детьми – так психика реагирует, защищаясь, на ужасы и потрясения войны. Автор изображает Алексея капризным ребенком, который живет «на готовых харчах» (так говорит сын героя). Женщина становится главой семейства, взваливая на хрупкие плечи неподъемные проблемы.
Образ Маши
На первый взгляд, Мария, дочь пространщика, находится в более выгодном положении. Писатель описывает свою героиню открытой для всего мира девушкой, наивной, доверчивой. Машу не отягощают обязательства, девушка свободна. Машу не ждет дома муж, у героини нет детей, нет жениха.
Присмотревшись, читатель осознает, что образ Маши не так прост, как кажется поначалу. Образ девушки по-своему драматичен. Маша не способна забыть человека, который стал близким. Алексей по случайности становится для Марии особенным человеком. Мария любит и жалеет людей, чувствует сострадание, умеет сочувствовать. Алексей, однако, преследует исключительно эгоистичные интересы. Мужчина не задумывается, какие страдания может причинить людям.
Идея произведения
Идея или же ключевая мысль произведения выражается в простой формуле: физическая связь – это еще не измена. Изменяет человек не телом, а душой. Разумеется, такая позиция была революционной для времени, когда жил и творил Платонов.
Художественные особенности текста
Первое, что бросается в глаза при чтении рассказа, – это стиль Платонова. Творчество русского писателя – уникально, трудно найти аналог таким произведениям в мировой литературе. Платоновский язык отличается странностью, непривычностью. Автор извлекает каждое слово изнутри, из самой души.
Отношение писателя к героям
Отдельная стилистическая особенность – отсутствие авторской симпатии к какому-либо одному герою. Платонов воспринимает каждого персонажа как собственного ребенка, сочувствуя и переживая своим героям. Писатель старается оправдать промахи и поступки персонажей.
Психологизм произведения
Внутреннее состояние персонажей раскрывается с помощью деталей. Платонов в этой технике настоящий мастер. К примеру, яркая деталь – растерянность Петруши, когда мальчик путает валенки и калоши. Люба плачет, роняя слезы в тесто для пирога. Настя надевает очки Семена, штопая рукавички мамы. Алексей, нервничая, продавливает пальцами стекло на керосинке.
Андрей Платонов – удивительная личность в истории русской литературы. Кроме множества других произведений, перу этого автора принадлежит рассказ-фантазия под названием «Потомки солнца». Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Отдельная особенность – акцент автора на запахах. Родной дом пахнет одинаково – такое заключение делает главный герой. Запах позволяет Алексею действительно почувствовать себя дома, в родных стенах. Волосы Марии отдают ароматом палых листьев. Этот запах – типичный лейтмотив платоновского творчества. Аромат волос девушки – символ тревоги – контрастирует с запахом дома.
Язык героев
Платонов ответственно относится к языку своих персонажей. Речь героев отражает психологические особенности каждого из них. Язык Петруши отличается житейской образностью. Детская речь переплетается с канцеляризмами и просторечиями. Так автор представляет трагичность войны, которая искореняет из людей (особенно из детей) живость, непосредственность.
Специфика языка героев – это также манера рассуждать о любви. Эта черта особенно касается Алексея, который в словах обнажает чувства, боль, раскрывает сердце, выворачивает душу наизнанку.
Критика произведения Платонова
Выход платоновского текста в печати вызвал шквал критики в сторону автора. В частности, против платоновской манеры изображения советских реалий выступил Владимир Ермилов. Критик тогда работал главным редактором «Литературной газеты». Писателя обвинили во лжи, в заведомо неправдивом отображении реальности Советского Союза. Александр Фадеев, возглавлявший тогда Союз писателей, тоже выступил против «обывательской сплетни». Именно так Фадеев назвал платоновский рассказ.
Публикация анализируемого произведения стала для Платонова поворотным моментом. После этого события автору запретили издавать свои тексты. Однако «Возвращение» – ключевое для творчества русского писателя произведение. Текст – это стержень платоновского литературного наследия.
Автор – о «Возвращении»
Критики со стороны – не единственные, кто давал отзывы на платоновское произведение. Сам писатель, автор, тоже оставил комментарий о собственном творении. В частности, Платонов останавливался на анализе идеи текста. Для автора, идея рассказа заключается в отображении путей борьбы с последствиями войны. Главное и самое страшное последствие военного времени – разрушение семей. Война порождает между людьми пропасти, непреодолимые преграды.
Писатель задается вопросом об источнике нравственных сил, который помог бы людям преодолеть отчуждение и отдаление друг от друга. Автор пишет о губительных страстях, о методах противостояния деструктивным порывам. Эти размышления писатель оставил в своих «Воспоминаниях», а также в заявке на кинопостановку рассказа.
Позиция Н. М. Малыгиной
Малыгина анализирует «художественный мир» русского автора.
Исследовательница выделяет жертвенность как ключевой мотив платоновского произведения. Образ сердца, которое обнажается, – это художественное воплощение нравственного смысла жертвенности, готовности пожертвовать собой ради некой высшей цели. «Обнаженное сердце» раскрывает центральные идеи «философии жизни» писателя.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ рассказа Платонова Возвращение
Анализ рассказа Платонова Возвращение
«Возвращение» — рассказ, написанный Андреем Платоновым, в котором отражены проблемы советских семей в послевоенный период.
Главная мысль произведения заключается в трагедии отдельно взятой семьи Ивановых, на долю которых выпало непростое испытание: война и разлука. Автор рассказывает о том, как главный герой Алексей Иванов возвращается с фронта к своей семье, но никак не может привыкнуть к новым реалиям послевоенной жизни. А все дело в том, что война в корне изменила жизнь вернувшегося с войны солдата и членов его семьи. Автор отчетливо дает понять, что война разрушает семьи не только физически, но и психологически, духовно и нравственно. Для того, чтобы вернуться к прежнему нормальному образу жизни, необходимо пойти на компромисс.
Платонов в своем произведении отражает проблематику влияния войны на судьбы миллионов советских людей. Автор поднимает тему супружеской неверности и говорит о том, что война делает из детей «маленьких стариков», разлучает и ломает некогда счастливые семьи.
Сюжет.
С войны возвращается демобилизованный из армии Алексей Иванов. Он очень соскучился и жаждет увидеть свою семью, которая его очень ждет и любит. Однако приехав, герой понимает, что жизнь в доме изменилась: супруга словно невеста, стесняется мужа, сын стал очень прагматичным, и вместо игр и забав хлопочет по хозяйству, дочка совсем не помнит отца, и плачет при виде Алексея. Ко всему прочему герой узнает о неверности супруги: она честно рассказывает ему об измене.
Не сумев простить предательства супруги герой решает оставить семью и садится на поезд. Но увидев бежащих вслед за поездом детей, смягчается и прощает жену, понимая, что сам неоднократно изменял ей с другими женщинами. Алексей меняет свое мнение о жене: в нем «умирает» эгоист, он переосмысливает ситуацию и возвращается домой к детям.
Автор очень пронзительно и трогательно показывает свое отношение к героям. Он их жалеет, и в некоторой степени оправдывает за их поступки, как-бы говоря читателю, что война заставила их быть такими. Если бы не война и разлука эта семья жила бы спокойно, без измен и недопонимания.
«Возвращение» — это рассказ, который повествует о драматических событиях в жизни Алексея, его детей, жены и олицетворяет трагедию сотен тысяч советских семей, судьбы которых разрушила война.
Анализ 2
Каждое произведение, которое написал Платонов проживают свою маленькую жизнь. В каждом рассказе изображается чья-нибудь судьба или жизнь. Кроме этого Платонов является писателем, которые большинство своих произведений написал после войны. Здесь рассказывается о том, как главный герой менялся. А главным героем стал Алексей Иванов, который недавно вернулся с войны домой, где его ждала семья. Конечно, он возвращается в свой прежний мир, в котором жил до наступления войны и к тому каким он был раньше. Ни одного из героев писатель не выделяет, а старается жалеть и понимать каждого из них.
Здесь писатель не изображает саму войну, но она показана через природу. Кроме этого здесь изображено еще и внутреннее состояние главного героя, а также весь мир, который окрасился в грусть и печаль. Многим может показаться герой не очень-то приятным, а некоторым даже скверным. Ведь даже после войны он не изменился, а продолжал вести себя словно на поле боя.
Алексей Иванов возвращается домой с войны. Вот только домой он не торопиться, а все потому что столько событий произошло за это время у него перед глазами. Да к тому же он отвык от всех, кто раньше находился рядом с ним и заботился о нем. Вместе с ним добиралась домой красивая и молодая девушка по имени Маша. Она сразу же ему понравилась, и поэтому он вместе с ней вышел на ее станции.
А тем временем жена и его дети каждый день приходили на перрон для того чтобы встретить своего любимого отца и мужа. Он только показался дома на одиннадцатый день. Сын его встретил не очень-то радостно, да и отцом сын остался недоволен. Жена не может привыкнуть к мужу и поэтому постоянно стесняется его. Маленькая дочь Настя помогает во всем матери. А сын Петя выполняет все, что прикажет ему родной отец.
Неожиданно Настя рассказала отцу о том, что к ним ходит сосед, у которого всю семью убили. Он помогает матери не только по дому, но иногда сидит с детьми. А жена признается, что изменила мужу с инструктором, который давно за ней ухаживает.
На следующий день Алексей решает вернуться к Маши. Он уже купил билет на поезд и даже зашел в вагон, но дети прибежали за ним и начали упрашивать не уезжать, а остаться с ним, ведь он им очень нужен. И Алексей остается.
Здесь Платонов раскрывает всю проблему того времени, когда мужу приходится разлучаться с семьей и отправляться на войну. Кроме этого здесь затрагивается еще и проблема характера героя, который очень много пережил за это время и теперь совсем другими глазами смотрит на жизнь.
Вариант 3
Рассказ Андрея Платонова повествует о событиях послевоенного времени – в его основу взято возвращение демобилизованного капитана Алексея Иванова на поезде домой. Два дня Алексей проводил со случайной попутчицей Машей – дочерью пространщика. Иванов чувствовал себя свободным рядом с ней, ощущает в девушке родственную душу, потому как саму Машу не связывали какие-то обязательства, у нее не было семьи, это свободная и одинокая личность. Герой выходит на станции в ее родном городе и даже не говорит, что дома его ждет семья.
Далее мы можем ближе ознакомится с семьей Алексея. Дети и жена ждали его у каждого проходящего поезда, на шестой день сын Алексея – 11-летний Петр, встречает его. Отец удивлен прагматичностью и хозяйственностью сына, он поражается, как выросли дети и как рано стали самостоятельными. Пятилетняя младшая дочь – Настя, совсем не помнит отца, она уже приучена к домашнему труду, дети Алексея не учатся и не играют, как им положено, а помогают во всем матери и хозяйничают в доме. Жена Иванова – Любовь Васильевна тревожно ждала их встречи все это время, она стесняется при нем, как «невеста».
Главный герой не может понять тех изменений, что произошли в доме за четыре долгих года их разлуки. Автор показывает, как он становится чужим для своей же собственной семьи. Он понимает, что семья привыкла жить без него, все ему здесь становится далеким и неродным.
Впоследствии Алексей узнает, что жена Любовь одно время была близка с инструктором райкома профсоюза. Сын Петя, случайно подслушавший разговор, может понять поступок женщины, он уже понимает все по взрослому и старается примирить родителей, только Иванов упорно не хочет видеть перед собой то, как тяжело было его семье все эти годы – обида застилает его разум. Он осуждает жену, однако сам и не вспоминает про свою измену – несмотря на уговоры сына и жены он решает покинуть семью и уходит из дома.
Автор рассказа осуждает главного героя в том, что он задумывается только о себе и в упор не замечает чувств и трудных обстоятельств родных ему людей. В самом конце рассказа дети возвращают главного героя домой – они выбегают к поезду. Для самостоятельного Петруши резкий уход отца возрождает в нем ребенка, даже впопыхах он одевает на одну на одну ногу галошу, а на другую – валенок. Герой видит собственных детей, и в душе у него прозревает понятие того, что действительно ценно, в нем рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».
Автор рассказа через детей дает главному герою возможность понять — что действительно важно, возможность встать на правильный путь. Семья – это дорогое и важное для каждого человека богатство в жизни.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Платонова Возвращение
Популярные сегодня темы
- Сочинение Описание действий (7 класс)
Мне нравится заниматься домашними делами. Особенно я люблю помогать бабушке готовить большой пирог. Он называется «курник», хотя никакой курицы в нем нет.
- Сочинение Что такое Мораль
Под моралью следует подразумевать как некий симбиоз норм, принципов, представлений о жизни, поступках человека и степенях дозволенного, который принят гласно либо негласно в конкретном обществе.
- Анализ произведения Уездный лекарь Тургенева
Произведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.
- Сочинение Комната моей подруги
Я очень гостеприимный человек и в гости ходить тоже люблю. Мои подруги часто приходят ко мне и приглашают к себе в гости.
- План рассказа Капитан Клюквин (Юрий Коваль)
Рассказчик на рынке приобрёл клеста-сосновика. Он отличался командирским нравом. Имел белые ноги и крепкий клюв, скрещенный, как 2 кривых ножа. Его оперение было коричневого и клюквенного цвета
Творчество известного советского писателя Андрея Платонова далеко не всегда укладывалось в идеологические рамки, за что автора регулярно критиковали официозные литераторы и чиновники. Примером его настоящего, а не «социалистического» реализма может служить небольшой рассказ «Возвращение», действие в котором происходит сразу после Великой Отечественной войны.
Рассказ первый раз был напечатан в периодическом издании «Новый мир» в 1946 году под названием «Семья Ивановых». На писателя вскоре посыпались суровые обвинения – во лжи и клевете, в очернении образа советского народа, солдат, участников войны. Эти обвинения были сняты только после кончины Платонова.
Дальнейшая публикация рассказа состоялась только в 1962 году в сборнике, данный вариант существенно изменён автором.
Содержание:
- 1 Литературная направленность и жанровая принадлежность
- 2 Тематика и проблематика произведения
- 3 Сюжет рассказа
- 4 Главные персонажи произведения
Литературная направленность и жанровая принадлежность
Рассказ «Возвращение» создан в духе реализма. Советская критика потому и ополчилась на Платонова, что он изобразил советских людей уж слишком реалистично, со всеми их недостатками. Так называемый «социалистический реализм», навязывавшийся советским правительством как «единственно правильное» литературное направление, строился на совсем других принципах. Несмотря на название, это был антиреалистический художественный метод, сходный с религиозно-мифологическими жанрами (жития святых, «Деяния апостолов», мифы и легенды разных народов и т. д.). В частности, советских людей предписывалось изображать в прямо-таки иконописной манере: с гипертрофированными положительными чертами, без существенных недостатков, всегда готовыми «к труду и обороне».
У Платонова же люди выглядят совсем по-другому: мужья и жёны напропалую изменяют друг другу, дети лишены детства и вынуждены рано включаться во взрослую жизнь, супруги совершенно отвыкли друг от друга за годы разлуки. Рассказ производит тяжёлое впечатление, и это совсем не приветствовалось советскими литературными чиновниками.
События в рассказе охватывают всего несколько дней, однако из разговоров персонажей становится известно о том, что происходило за много дней до этого – в самый разгар войны.
Тематика и проблематика произведения
«Возвращение» — это рассказ о начале послевоенной жизни в стране. Советские люди возвращаются к мирной жизни, семьи воссоединяются друг с другом, мужчины-победители приезжают обратно домой, к жёнам и детям. При этом в произведении проводится мысль о том, что война не только убивает в физическом смысле, но и, самое главное, уничтожает человека духовно; она разрушает семьи, отчуждает близких людей друг от друга, уничтожает морально-нравственные ориентиры. Свою победу народ отмечает не весёлым ликованием, а тяжёлыми разговорами, выяснением отношений, семейными ссорами и не всегда успешными попытками наладить быт.
Платонов в своих произведениях вообще часто касался этих тем. Он изображал серьёзный «психологический» ущерб от войны, которая превращает сильных и смелых мужчин в глупых подростков, а детей – в «маленьких взрослых». Любовь в его произведениях часто соседствует с горем и одиночеством и является их следствием.
Сюжет рассказа
Советский офицер Алексей Иванов, проведя на фронте всю войну, уволился и отправляется домой на поезде. Ещё на станции он сближается с молодой девушкой Машей, с которой он потом проводит пару дней в её родном городке, прежде чем отправиться дальше. В это время Иванова с нетерпением ждали жена и дети, изо дня в день приходя на станцию. Наконец отец семейства приезжает. Его встречает одиннадцатилетний сын Пётр, и оба они не понравились друг другу: сын выглядит слишком взрослым, ворчливым и «рано состарившимся», а отец кажется Пете глупым и непрактичным.
В доме героя встречает странная обстановка. Жена стесняется его, а маленькая дочка не узнаёт его и плачет, к тому же в свои пять лет она занимается тяжёлым домашним трудом. За ужином дочка случайно признаётся отцу, что к ним ходит какой-то дядя Семён, который играет с ними, поскольку его собственную семью убили немцы. Иванов начинает подозревать, что его благоверная изменяет ему с этим Семёном. Супруга честно говорит, что ничего у неё с Семёном не было, но один раз она была близка с местным партийным начальником, который при том произвёл на неё ужасное впечатление.
Алексей принимает решение уйти из дома к Маше, с которой ему всё это время было хорошо. Только об этой Маше он ничего не говорит жене и детям. Когда он садится в поезд, то видит, что дети бегут за ним, пытаясь вернуть. После этого Иванов чувствует, что прощает жену, и сходит с поезда.
За некоторое время до этого сын Петрушка укоряет родителей в том, что они ссорятся по какому-то пустяковому поводу, и рассказывает им историю о каком-то дяде Харитоне, которого долгое время не было дома, так что, вернувшись, он понял, что жена изменяла ему с инвалидом человеком без рук. Сначала Харитон обозлился на жену, но потом простил её, рассказав, как сам изменял жене со несколькими женщинами. Разве что свои измены Харитон выдумал, чтобы показать жене, что он её прощает.
Главные персонажи произведения
Центральный герой рассказа «Возвращение» — Алексей Иванов. Это весьма банальное сочетание имени и фамилии характеризует персонажа: он – простой, самый обычный человек, который ничем не выделяется среди себе подобных. При этом он живёт лишь для себя, считает себя во всём правым, а других – виновными. Он совсем не идеален и совершает е же ошибки, что и окружающие его люди, но пытается скрыть это.
Люба – жена Иванова. В годы войны она сильно скучала и грустила, что привело её к измене мужу. Когда Алексей узнаёт об этом, его охватывает злость и огорчение, его самолюбие задето. Но ведь из тех же соображений он изменял жене с Машей.
Пётр – сын Алексея, подросток, который психологически и умственно значительно взрослее отца и матери. Он руководит всеми хозяйственными работами в доме, а родителей укоряет, выставляя их маленькими и неразумными детьми.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Биография Платонова, написанная Бродским:
«Андрей Платонович Платонов родился в
1899 году и умер в 1951-м от туберкулёза,
заразившись от сына, освобождения
которого из тюрьмы он после долгих
усилий добился, для того лишь, чтобы сын
умер у него на руках. По образованию
инженер-мелиоратор (Платонов несколько
лет работал на разных ирригационных
проектах), он начал писать довольно
рано, в двадцать с чем-то лет, то есть в
двадцатые годы нашего века. Он участвовал
в гражданской войне, работал в разных
газетах и, хотя печатали его неохотно,
в тридцатые годы приобрел известность.
Потом по обвинению в антисоветском
заговоре был арестован его сын, потом
появились первые признаки официального
остракизма, потом началась Вторая
мировая война, во время которой Платонов
служил в армии, работая в военной газете.
После войны его вынудили замолчать; его
рассказ, напечатанный в 1946 году, послужил
поводом для разгромной статьи на
целую полосу „Литературной газеты“,
написанной ведущим критиком, и это был
конец. После этого ему разрешали только
изредка делать что-нибудь в качестве
внештатного анонимного литсотрудника,
например — редактировать какие-нибудь
сказки для детей. Больше ничего. Но к
этому времени у него обострился
туберкулез, так что он всё равно делать,
в общем, почти ничего не мог. Он, его жена
и дочь жили на зарплату жены, работавшей
редактором; он иногда подрабатывал в
качестве дворника или рабочего сцены
в театре неподалеку».
Жанровое своеобразие рассказов
А. Платонова проявляется и в способе
построения образа героя и в
организации повествовательного
действия в них. Во многих рассказах
А. Платонова конфликт основал на
противопоставлении неистинного
понимания жизни истинному.
Повествовательное действие в рассказах
А. Платонова, как правило, сосредоточено
на изображении перехода героя от
одного способа понимания жизни к другому,
при этом сознание героя перестраивается
самым коренным образом, а вместе с ним
изменяются и сами масштабы постижения
жизни и глубина ее осмысления.
В
душевном подвиге прощения и человеколюбия,
в возвращении к подлинным нравственным
основам жизни герой рассказа «Возвращение»
(1946) русский человек Алексей
Иванов окончательно побеждает
разрушительные последствия войны,
обретает душевную цельность. Не
столько возвращение героя домой, к
семье, сколько «возвращение к
себе», утраченному четыре года
назад.
Страшное испытание, которое
проходит человек на войне, не ограничивается
физической болью, лишениями, ужасом,
постоянным присутствием смерти. В
рассказе «Возвращение» Платонов сказал
о главном зле, которое несет война
— ожесточении. Потеря
эмоциональных связей с близкими стала
трагедией Иванова. Он видит жалкого,
нуждающегося в любви и заботе Петрушку,
но чувствует только холод, равнодушие
и раздражение. Ребенок, который по вине
войны должен был стремительно и болезненно
повзрослеть, не понимает, почему отец
отказывает ему в искренней любви. А
Иванов уходит из семьи, и только дети,
бегущие за ним, а потом упавшие,
обессиленные, ломают стену равнодушия.
Самолюбие, интерес — все отходит
куда-то далеко, и остается только
«обнаженное сердце», открытое любви.
Душа Иванова не способна приникнуть
к чужой душе. Долгое отсутствие дома
обособило его от семьи. Он считает, что
он на войне совершал подвиги, а они здесь
жили «нормальной» жизнью.
Иванов
решает уйти, на смену острым диалогам
Иванова с близкими в середине произведения
приходит авторский монолог (как и в
начале рассказа), но называет своего
героя автор не как в начале повествования
— «Ивановым», а «их отцом».
Когда за ним бегут дети: И тут же они
снова упали на землю», и вдруг Иванов
«сам почувствовал, как жарко у него
стало в груди, будто сердце, заключенное
и томившееся в нем, билось долго и
напрасно всю его жизнь и лишь теперь
оно пробилось на свободу, заполнив все
его существо теплом и содроганием».
Строить будущее нужно не за счет
тех, кто живет в настоящем.
Соседние файлы в предмете История русской литературы
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- Сочинения
- По литературе
- Платонов
- Возвращение
Сочинение Анализ рассказа Возвращение Платонова (рассуждение)
Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова «Возвращение». Автор раскрывает особую сторону военных действий и показывает как менялся человек. В основу сюжета положено возвращение домой капитана Алексея Иванова. Но точнее можно сказать, возвращение происходит не столько домой, сколько «в себя», к тому, каким ты был ранее.
Платонов не описывал военные действия, но показывал ход войны через другие факторы, например описания природы. То, каково было внутреннее состояние вокруг, как мир полон грусти и печали. Чем больше углубляешься в суть рассказа, тем больше понимаешь характер главного героя, могу сказать, что он был особо неприятен. Ведь Иванов даже после войны вел себя так, как на фронте. О своем возвращении он предупреждает семью с помощью телеграммы, а сам следуя домой, начинает идти за Машей. Маша была свободной и одинокой, её не связывали какие-либо обязанности. Поэтому Иванов и почувствовал себя с ней свободным.
После этой встречи с Машей читателю предоставляется возможность познакомиться с семьей капитана ближе. Жена его, Любовь Васильевна не спит, всё ждет его, ходит за всеми поездами, для неё эта встреча тревожна, а для него наоборот, как будто развлечение. Четыре года разлуки отразились и на детях, Петрушка, которому только 11 лет, уже имеет характер взрослого человека, Иванов понимает, что мальчику не хватало заботы, ласки и внимания.
Главный герой никак не может смерится с теми изменениями, которые произошли в его доме, не может понять сына, который руководит домашними делами, а также то, что этот мальчик все время помогал своей маме и сестре выжить. Можно сказать, что автор показывает насколько чужим стал Иванов для своей семьи, он не может душевно проникнуться. В его понимании, герой только он, так как воевал и видел много чего, а то, что это всё время семья держалась как могла-его не волнует.
В конце отец в силу своей гордости решает бросить свою семью, всё это отлично описано автором. Сев в поезд, Иванов не думал о том, каково будет его жене и детям. И вот, как только поезд тронулся, за ним побежали дети, и тут некие отцовские чувства в душе главного героя взяли верх и он остался.
Анализ рассказа Платонова Возвращение
Книги Платонова не похожи на другие литературные произведения. Его рассказы могут показаться странными и необычными, но они насыщенные, как будто слова идут из глубины его сердца. Он не выделяет ни одного своего героя. Платонов понимает, сочувствует и жалеет каждого своего героя, прощая его поступки.
Одним из самых известных произведений Андрея Платонова является рассказ «Возвращение». С самого начала этот рассказ носил название «Семья Иванова». Уже после опубликования в 1946 году в журнале «Новый мир», автор решает поменять название и немного изменить ход событий в произведении. Под своим окончательным названием рассказ был издан в 1962 году.
Капитан, Алексей Алексеевич Иванов, приезжает обратно с войны. Сюжет, казалось бы, довольно простой, но почему так трудно и долго герой едет домой. Дважды его провожают, дважды он ждет поезда. В ожидании следующего поезда герой встречает Машу, в которой ощущает родственную душу. Автор не объясняет, почему Маша и Иван понимали друг друга, он наоборот дает читателю возможность поразмыслить и привести какие-либо доводы. Иванов возвращается в родной край лишь на шестой день. Встречает героя сын (Петруша) который стлал, похож на мужичка, он не видит в Алексее отца, он видит перед собой только военного. Жизнь научила Петрушу здраво мыслить, он не рвется с объятиями на родного человека. Увидев свою жену, он подошел к ней, обнял и стоял так, не веря своему счастью. Со времен герой понимает, что ему тяжело без войны, и он не может жить мирной и спокойной жизнь. Вечером он собирается уехать, уезжая Иванов, замечает детей бегущих за поездом. Смотря на детей, он неожиданно почувствовал как его сердце жалость. Именно в этот момент он понял, что этого бегут его дети. Он спускает на ступеньку, потом на дорожку, по которой бегут его дети. Именно в этот момент он вернулся и, наконец, понял, что для него значит семья.
Литературное направление: реализм.
Тема: рассказ повествует о послевоенном времени, а именно о встрече семьи после долгой разлуки, где каждый член семьи старается вернуться к спокойной жизни.
Основная мысль: писатель показывает, что война способна убить не только физически, она так же способна разрушать семьи, делая, родных людей, чужими друг для друга.
Проблематика рассказа: в своем рассказе Платонов поднимает одни из самых значительных проблем того времени. Автор раскрывает проблему любви; проблему воздействия войны на судьбы людей; разделения семей; проблему преданности и предательства. Так же он затрагивает проблему изменения характера у фронтовика, вернувшегося домой, которому надо вновь привыкать к мирной жизни.
Сочинение 3
Произведения Андрея Платонова – это маленькая жизнь. Каждый рассказ в отдельности рассказывает о чьей-то судьбе. Платонов – писатель послевоенного времени.
Рассказ «Возращение» повествует о том, как простой русский солдат после войны едет домой. Первоначально произведение называлось «Семья Ивановых», но впоследствии Платонов переименовал его. Сделал он это из-за того, что в рассказе идет речь не только о жизни и судьбе семьи Ивановых, здесь немного другой подтекст. Тема произведения – возвращение домой гвардии капитана Алексея Иванова. У названия рассказа двойной смысл. Это возвращение человека в родной дом не только физическое, но и духовное: в прошлую, уже забытую фронтовыми буднями жизнь. Главная мысль и идея рассказа – показать читателю, как война коверкает и ломает не только судьбы, но и души людей.
Сюжет произведения достаточно простой. На вокзале главный герой рассказа Алексей Иванов встречает Машу. Девушка тоже возвращается домой. Она, как и Алексей, не торопится ехать в родную сторону. Оба понимают, что они за это долгое время отсутствия стали чужими в родном доме, поэтому боятся возвращаться. Алексей выходит вместе с Машей в ее родном городе, несмотря на то, что дома его ждет семья. Иванов проводит со своей новой знакомой два дня, после этого возвращается домой.
Домашние же ждут Алексея и выходят каждый день встречать поезд. Когда Иванов, наконец, возвращается домой, он понимает, что семья привыкла жить без него. Ему всё здесь какое-то далекое и будто неродное. Сын, которому всего еще только идет двенадцатый год, стал взрослым маленьким мужичком. Пятилетняя дочка выполняет тяжелую домашнюю работу. Жена краснеет перед ним, как при первой встрече. Впоследствии оказывается, что их дом посещает Семен Евсеевич, у которого погибла вся семья. Еще жена Люба изменила Алексею с инструктором райкома профсоюза. И только сын Петя, подслушавший ночной разговор отца и матери, понимает поступок женщины. Несмотря на уговоры жены и сына, Иванов решает уйти из семьи. Он осуждает жену, но сам про свою измену не рассказывает.
Образ главного героя обычный и незаурядный, каких большинство, особенно в послевоенное время. Платонов осуждает Алексея в том, что он думает только о себе. В ссоре Иванов обвиняет всех, но ни в коем случае не себя. Он объясняет свою измену тем, что ему было скучно. Ни про жену, ни про Машу, ни даже про собственных детей Алексей не задумывается. Петя оказывается рассудительнее своих родителей. Он хочет их примирить. Мальчик все уже понимает по-взрослому.
Язык рассказа простой и одновременно особенный, как и все творчество Платонова. Через диалектизмы, которые употребляет в своей речи Петя и Настя, мы слышим и видим, что маленькие дети из-за невзгод стали слишком взрослыми.
Деталь также играет большую роль в произведении. Валенки, калоши Пети, стекло керосиновой лампы – все говорит о душевном переживании героев.
Лишь только запах родного дома и пирогов заставляют вспомнить Алексея о былом мирном и уютном семейном счастье Волосы Маши же пахнут по-другому, чем-то неродным. То есть, запахи тоже имеют важное значение в развитии сюжета.
В конце рассказа дети возвращают отца домой. Они помогают ему прозреть душевно, понять, что действительно ценно.
Семья – это самое важное и дорогое в жизни. Платонов, как человек, понимающий истинные жизненные ценности, через детей дает своему герою переосмыслить всё и встать на правильный путь.
Вариант 4
В произведении раскрывается такая тема, как жизнь простых людей в непростое послевоенное время. Хотя люди и ждали, что после данного ужасного времени все останется позади, и страна будет процветать, все же последствия войны сказались почти на каждом человеке и каждой области его жизни. И считалось, что люди, которые прошли сражения, будут жить спокойной и размеренной жизнью, ведь все их беды останутся в прошлом, и переживать из-за того, что человек сможет попасть под пули, больше не приходится. Однако, это совершенно не так, ведь эти люди не могут найти своего применения в другой реальности, которая очень сильно разнится с военной обстановкой.
Также случается и с главным героем, который теряет себя на повседневном пространстве, так как не видит своего светлого будущего, и надеется на то, что в скором времени он придумает что-либо. И, запутавшись окончательно, главный герой решает уехать вместе с Машей туда, где все его беды и невзгоды останутся в прошлом, а место для проживания он хочет выбрать необычное и неизвестное, чтобы о былой жизни ему ничего не напоминало. Однако, ничего из этой попытки не вышло, ведь Маша не посчитала, что такая жизнь будет ей подходить. Несмотря на то, что она испытывала сильные чувства к Алексею, нельзя сказать, что она была безумно в него влюблена. Ей нужно и важно было поддерживать отношения и с другими своими знакомыми и близкими людьми, так как она многогранный и разносторонний человек, с большим количеством интересов и увлечений. Она отпускает Алексея в свободную жизнь, тем самым отмечая, что она не может более быть с ним вместе.
И тогда Алексей предпринимает попытку начать все сначала со своей предыдущей супругой, от которой у него есть двое замечательных детей. Когда он приходит к ним в дом, он понимает, что это именно то место, где его ждали и где ему рады. Он видит сына, которому пришлось невероятно рано стать взрослым, мысля очень глубоко, и совершая поступки настоящего мужчины. Тогда, Алексей начинает проявлять всю ласку и заботу к близким людям, давая понять, что они невероятно дороги и ценны для него. Тогда, его супруга решает, что им вновь необходимо быть вместе, так как она всегда ждала и любила его. Благодаря тому, что оба взрослых людей оказались мудрыми в нужный момент времени, эта семья сохранилась, и в ней воцарились понимание и забота друг о друге. Произведение является очень интересным, живым и реалистичным, в нем рассматриваются основные семейные ценности, которые автор возносит.
Возвращение
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Элен Курагиной в романе Война и мир Толстого
Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» славится не только интереснейшей сюжетной линией, подробным описанием жизни общества и в мирное время
- Сочинение Культура поведения рассуждение
Чтобы стать успешным и уважаемым человеком, недостаточно получить дорогое образование на деньги родителей. Надо ещё быть культурным человеком. Образование ещё не говорит об уровне культуры.
- Сочинение по картине Рылова В голубом просторе 3 класс (описание)
На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж. Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие, пушистые облака. Над бескрайним морским простором летит стая белоснежных лебедей.
- Образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе Тихий Дон Шолохова сочинение
Дарья Мелехова — героиня романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Она не входит в число главных героев произведения, но тем не менее, образ Дарьи очень интересен.
- Сочинение Взаимоотношение учителя и ученика 11 класс ЕГЭ
Учитель – это важный человек в жизни каждого ученика, ведь именно он вооружает ребенка целым багажом необходимых для жизни знаний, а также, способствует формированию у него множества умений и навыков.