Идея рассказа выстрел пушкин

Анализ повести «Выстрел» Пушкина

Предлагаем вам рассмотреть краткий и полный анализ произведения Пушкина «Выстрел», который входит в сборник «Повестей Белкина». Произведение рассказывает нам о Сильвио, бывшем гусаре, съедаемом изнутри чувством зависти и мести.

Год написания и публикации — Повесть написана в октябре 1830 года, а опубликована она в 1831 году.
История создания — «Повести Белкина» были созданы в период непредвиденного «заточения» автора в собственном имении Болдино в связи с эпидемией холеры. Пушкин провел несколько крайне плодотворных месяцев, написав «Повести Белкина». В это время поэт готовился к свадьбе и был окрылен любовью.
В «Выстреле» Пушкин задумывал сделать всего одну главу. Он решил не расшифровывать финал, а сохранить его в тайне, добавив слова о том, что «окончание потеряно». Через несколько дней вторая часть все же была им написана.
История носит частично автобиографичный характер. Ситуация взята из жизни самого дуэлянта Пушкина, который, стреляясь с Зубовым, уплетал под дулом пистолета черешню.
Жанр — Повесть. Именно так обозначил свое произведение сам автор, но ряд критиков считают произведение новеллой.
Направление — Реализм с элементами романтизма. Персонажи и события повести описаны реалистично. В главном герое прослеживаются романтические черты — понятия гордости и чести имеют для него первостепенное значение.
Основная идея — История рассказывает о том, что для человека важно в жизни, какие цели он перед собой ставит. Можно выбрать своей целью радость, счастье, любовь, а можно – стремление отомстить обидчику. От этого выбора и зависит качество жизни человека.
Тема — Ценность жизни человека, его основные цели.
Проблема — Для человека важно ценить себя, свою жизнь, ставить цели, идущие во благо. Не всегда это получается именно так. Иногда человек охвачен животным разрушительным стремлением, заводящим его в тупик.
Композиция — Повесть включает в себя две главы, события которых происходят с разницей в несколько лет. История рассказана от лица человека, который не был их очевидцем. Он узнал о событиях от других людей.

Александр Сергеевич Пушкин — величайший писатель, произведения которого знает каждый, они и по сей день являются образцом красоты и разнообразия русского языка. С детства люди читают его сказки, рассказы, романы, учат наизусть стихотворения и строчки из «Евгения Онегина». Написанные им строки не просто интересны, а заставляют задуматься, из них можно вынести мораль. Так, одним из самых знаменитых пушкинских произведений является сборник «Повести Белкина», в который входят пять новелл, в их числе и «Выстрел». Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление, смысл названия
  • 3 Композиция
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы и проблемы
  • 7 Основная идея
  • 8 Чему учит?
  • 9 Критика

История создания

«Повести Белкина» были написаны в один из самых продуктивных периодов творчества Пушкина — в Болдинскую осень 1830 года. Писатель был вынужден вести затворническую жизнь в имении Большое Болдино из-за того, что в то время распространился холерный карантин. Кроме того, на тот момент Александр Сергеевич был вдохновлён подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, этот фактор также повлиял на создание большого количества шедевров. Главным законом, по которому он писал «Повести Белкина», как он сам говорил, были точность и краткость.

Из его дневников и черновиков известно, что изначально повесть должна была состоять только из первой главы. Она была написана 12 октября и заканчивалась словами «окончание потеряно», тем самым автор хотел сохранить тайну развязки, чтобы читатель сам мог ее додумать, но спустя два дня, Пушкин создал вторую часть произведения «Выстрел». Из уст современников, а также и от самого Пушкина известно, что история, рассказанная в повести, автобиографична. Она связана с дуэлью Александра Сергеевича с офицером Зубовым (она произошла в 1822 году в Кишиневе), на которую писатель пришел с горстью черешни и демонстративно ею завтракал, пока соперник стрелял. Изначально автор не включил ее в сборник, так как хотел выпустить как самостоятельное произведение, но затем передумал, и при первом издании она заняла четвёртое место среди пяти рассказов, расположившись между «Барышней — крестьянкой» и «Метелью». 

Жанр, направление, смысл названия

Жанр «Выстрела» определяется по-разному, так как авторское его определение не совпадает с тем, как его обозначают критики. С одной стороны, книга Пушкина названа «Повести Белкина», то есть «Выстрел» является повестью, но некоторые филологи назвали ее новеллой. Однако, принято считать правильным авторское определение, поэтому «Выстрел» является повестью.

Название само за себя говорит о том, какая тема будет центральной в произведении. Сам выстрел преследует читателя с первых строчек рассказа: стены в комнате Сильвио изрешечены следами от выстрелов, он стреляет каждое утро в карту, а диалог графа и рассказчика начинается с того, что офицер замечает простреленную картину. То есть название связано не только с главным событием, вокруг которого разворачивается сюжет (дуэлью). Его смысл проходит через всю повесть красной нитью.

Направление, характерное для повести, называется «реализм». Все герои и события являются жизненными и вполне реалистичными в той среде, где вращался Пушкин. Однако в нем прослеживаются и черты романтизма — образ главного героя типичен для романтического мировоззрения. Он ценит идеалы чести и гордости выше реалий своей жизни и живет эмоциями.

Композиция

Произведение состоит из двух глав, описывающих события, произошедшие с разницей в пять лет. Повествование ведётся от первого лица, офицера, который стал свидетелем того, как разворачивалась история отношений между двумя людьми на протяжении нескольких лет. Композиция произведения весьма необычна, так как рассказчик узнает о событиях, не будучи свидетелем, ему повествуют о них участники конфликта. 

Сначала присутствует эффект загадочности, так как офицер-рассказчик намекает читателю на то, что за необычным поведением его знакомого (одного из будущих дуэлянтов) стоит какая-то история. Ее мы узнаем только в самом конце главы, когда свой секрет раскрывает лично офицеру Сильвио. Тогда история обрывается, и следующий виток ее развития мы узнаем спустя несколько лет, когда рассказчик случайным образом знакомится со вторым участником конфликта (графом). И снова сначала видим героя со стороны, не подозревая, кто он на самом деле, и только в ходе «случайного» диалога с ним, от лица офицера узнаем его истинную роль в сюжетной линии.

Суть

В «Выстреле» есть три основных действующих героя: гусар Сильвио, граф и офицер-рассказчик. В начале мы от лица офицера знакомимся с Сильвио, они находятся в близких дружеских отношениях, что отмечается самим автором. Гусар любит стрельбу, практикуется каждый день и может попасть даже в муху на стене, по словам рассказика. Кроме того, Сильвио пользуется популярностью среди других офицеров, которые видят в нем свой авторитет, приезжают ежедневно к нему домой, чтобы поиграть или просто побеседовать за шампанским. На одной из таких встреч молодой офицер повел себя неподобающе, фактически оскорбив Сильвио, и все ожидали, что Гусар вызовет на дуэль грубияна. Но этого не произошло. Этот факт поразил офицеров, но спустя какое-то время об этом все забыли, кроме рассказчика, который увидел слабость в Сильвио и не мог понять, чем она оправдана. 

В один день гусару пришло письмо, прочитав которое, Сильвио объявил о скором отъезде. Перед тем, как покинуть свою усадьбу, он решил объясниться с рассказчиком, так как чувствовал изменение во взаимоотношениях с офицером. 

В ходе беседы Сильвио поведал давнишнюю историю, которая случилась с ним во время службы. Он был не менее популярен среди товарищей, чем является сейчас среди офицеров, ему нравилось его положение в полку, но в какой-то момент появился некий граф, который, как казалось Сильвио, был лучше него во всем и хотел занять его место. Пропитавшись завистью, гусар нашел способ спровоцировать графа на дуэль. В назначенное время в назначенное место граф явился с шапкой черешни, хоть первый выстрел и достался ему, он промазал и лишь продырявил фуражку Сильвио. Когда же настал черед стрелять гусару, тот, посмотрев на графа, который демонстративно ел черешню, понял, что тот не ценит жизнь, и это убийство не доставит ему удовольствия, поэтому отсрочил свой выстрел. 

Этим Сильвио объяснил свое нежелание подвергать себя опасности в дуэли с молодым офицером. В письме, полученном утром, сказано, что граф женится на молодой красавице. Гусар же, поняв, что время выстрела пришло, отправился в город, чтобы завершить начатое. 

Основные события второй главы начинаются уже несколько лет спустя (5-6). Рассказчик поселяется в деревне и хочет проведать своих новых соседей. Офицер приходит в дом графа с графиней, сперва ему сложно начать разговор, но он замечает картину с двумя пулями, сплавленными друг с другом, очевидно, от двух выстрелов в одну точку. Это озадачивает рассказчика, и он начинает вспоминать о своем давнишнем друге Сильвио. Тут граф решает узнать имя меткого стрелка, про которого рассказывает гость, и чуть ли не теряет дар речи, когда слышит, как того звали. Оказывается, что граф и является тем самым противником Сильвио, с которым тот так жаждал закончить дуэль. 

Тогда рассказчик узнает вторую часть истории, которая произошла после отъезда гусара из поместья. 

В один день граф по возвращении домой обнаружил в своем кабинете давнего знакомого. Сильвио потребовал выстрел, который не сделал тогда, но решил дать еще один шанс выстрелить оппоненту (жребий выпал именно так, поэтому первым стрелял граф). Однако, он попал в картину, в этот момент домой вернулась Мария, которая бросилась сначала на шею мужу, затем в ноги Сильвио, умоляя прекратить. Муж попросил графиню ждать за дверью и не унижаться, после подготовился к выстрелу, зная, что он будет смертельным, и потребовал стрелять. Сильвио же опустил пистолет, поняв, что добился того, чего хотел, получил ту эмоцию и, уходя, практически не глядя, из дверей стрельнул ровно в то же место в картине.

Главные герои и их характеристика

  1. Сильвио, очевидно, является достаточно самолюбивым и гордым человеком, который не прощает того, что кто-то кажется ему лучше самого себя. Именно поэтому он негативно относится к графу, который поначалу даже хотел начать с ним дружбу, а далее Сильвио сам провоцирует конфликт, кидая острое оскорбление в сторону графа. Также он является злопамятным человеком, так как каждый день думает о том, как отомстить сопернику, тренируется ради этого, чтобы не растерять навык. Высшей точкой его эмоционального развития является тот момент, когда он не опускается до мести, не стреляет в графа, понимая, что это будет низко. 
  2. Граф же является достаточно спокойным человеком, хоть и не менее высокомерным и наигранным, чем Сильвио, судя по его поведению на дуэли (граф не случайно принес черешню). Очевидно, что образ графа является положительным, в том числе потому, что Пушкин писал его с себя. В ситуации, когда Сильвио легко мог его убить, граф ведет себя крайне достойно и благородно, не унижается. Возможно, именно это заставляет Сильвио отказаться от выстрела, так как он видит, что противник — достойный человек.
  3. Рассказчик в повести является сторонним наблюдателем, который смотрит на события реалистично и трезво оценивает ситуацию. Судя по тому, что Сильвио любил с ним беседовать и считал другом, несмотря на разницу в возрасте почти в десять лет, офицер является совсем не глупым человеком. Он позволяет взглянуть читателю на происходящее со стороны, создает эффект присутствия там в реальном времени.

Темы и проблемы

В данном произведении затрагивается несколько важных тем и проблем. Этическая проблематика особенно многогранна и интересна.

  1. Основная проблема — честь и бесчестье. Сильвио, как романтический герой, очень остро воспринимает проблему своей чести и, видя, что граф угрожает его репутации, сразу же хочет вернуть ее, выйти на дуэль. Но, опуская дуло пистолета в кульминации повести, Сильвио как бы восстанавливает свою честь, понимая, что с его стороны будет низко убить графа. 
  2. Также поднимается проблема ценности собственной жизни. Сначала, ничем не дорожа, граф готов легко распрощаться с жизнью, поэтому спокойно стоит и ест черешню перед Сильвио. Но когда у него появляется Мария, которая любит его, граф начинает осознавать ценность бытия, так как не хочет делать больно ей, расставаться со счастьем, которое обрел в семье. Подобный сюжет наверняка навеян тем, что Пушкин переосмыслил смысл и своего существования благодаря любимой женщине (рассказ был написан накануне свадьбы писателя).
  3. Кроме того, повесть заставляет задуматься о том, в чем смысл мести. В данном случае Сильвио не хочет, чтобы граф умер, а хочет заставить его бояться, унижаться, молить о прощении, потому что знает, что это будет для соперника гораздо сложнее, чем просто умереть. Главный герой жил ради этой мести, но стоило ли оно того? Он посвятил всего себя этой сжигающей душу идее, потратил время и силы. В финале даже непонятно, кто победил, а кто проиграл? Если граф обрел смысл жизни, то Сильвио его утратил, ведь мщение больше не было его стимулом к существованию.
  4. Основная тема — великодушие и прощение. Герой вовремя осознал, что не имеет морального права убивать человека, который, по сути, ничего ему не сделал. Более того, он пожалел Марию, которая ни в чем не виновата, но обречена стать жертвой его самосуда. 
  5. Другая важная тема — любовь. Она показала графу значимость жизни и спасла его, ведь именно жена сделала то, чего так хотел Сильвио — бросилась на колени и молила о пощаде ради спасения супруга.

Основная идея

Смысл повести «Выстрел» заключается в том, чтобы показать значимость гуманизма в жизни человека. Люди должны выбирать не месть, а великодушие, ведь только оно освобождает душу из оков обиды. Сильвио и так потратил лучшие годы, ожидая момента для выстрела, но в эту заветную секунду понял важную истину — право выстрела не дает ему права убить человека. Его месть — всего лишь жалкое и подлое убийство того, кто не смог по закону чести защитить себя. 

Главная мысль книги — утверждение вечных идеалов — любви, верности и доброты. Именно эти чувства помогли графу осознать, что жизнь ценна сама по себе. Если раньше он был слеп и играл с нею, то после женитьбы понял, как важно сохранить то, что имеешь, ради тех, кому ты дорог. 

Чему учит?

Произведение учит читателя тому, что нужно уметь простить, отпустить обиду. Только так можно сохранить свою честь. На примере Сильвио писатель показывает то, как можно совладать с эмоциями, руководствоваться разумом, а не желанием мстить.

Также после прочтения повести «Выстрел» невольно начинаешь задумываться о том, что является в жизни по-настоящему ценным: не положение в обществе, не богатства (писатель указывает на материальную обеспеченность графа), а любовь близких, семья.

Критика

Современники Пушкина отозвались о «Повестях Белкина» в основном негативно, назвав их слишком поверхностными и детскими. Однако из всех повестей критики особенно выделяли «Выстрел», обозначая его как лучший рассказ из сборника. Один из известнейших критиков в истории России, В.Г. Белинский говорил, что не узнает Пушкина в сборнике, который тот выпустил: 

Будь эти повести первое произведение какого-нибудь юноши — этот юноша обратил бы на себя внимание нашей публики; но, как произведение Пушкина…

По словам критика единственное, что делает «Повести Белкина» пушкинскими – это прекрасный русский язык, которым автор владел безукоризненно. Однако из всех он отметил именно «Выстрел», сказав, что лишь эта повесть достойна Пушкина. 

В основном современники были солидарны с Белинским и расценивали «Повести Белкина» как провал писателя, неудачное произведение. Но с годами поруганные произведения начали набирать популярность и теперь входят в список «золотой» классики русской литературы. 

Автор: Ия Клодт

История создания

Повесть «Выстрел» была написана в 1830 году в селе Болдино. Произведение состоит из двух частей. Интересно отметить, что первоначально Пушкин не хотел писать вторую главу – закончив писать первую, он сделал приписку: «Окончание потеряно». Однако через два дня писатель создает продолжение повести, и свой окончательный вид произведение приобретает 14 октября 1830 года.

Повесть «Выстрел» стала четвертой по счету в цикле «Повести Белкина». В основу ее лег реальный случай из жизни А. С. Пушкина, когда последнего вызвал на дуэль его знакомый, офицер Зубов. Александр Сергеевич был вызван своим товарищем на поединок, так как поэт обвинил Зубова в нечестной игре в карты. Во время сатисфакции, когда противник прицеливался в него, Пушкин спокойно ел черешни (впоследствии этот момент отразится и в тексте повести).

Темы и проблемы

В данном произведении затрагивается несколько важных тем и проблем. Этическая проблематика особенно многогранна и интересна.

  1. Основная проблема — честь и бесчестье
    . Сильвио, как романтический герой, очень остро воспринимает проблему своей чести и, видя, что граф угрожает его репутации, сразу же хочет вернуть ее, выйти на дуэль. Но, опуская дуло пистолета в кульминации повести, Сильвио как бы восстанавливает свою честь, понимая, что с его стороны будет низко убить графа.
  2. Также поднимается проблема ценности собственной жизни
    . Сначала, ничем не дорожа, граф готов легко распрощаться с жизнью, поэтому спокойно стоит и ест черешню перед Сильвио. Но когда у него появляется Мария, которая любит его, граф начинает осознавать ценность бытия, так как не хочет делать больно ей, расставаться со счастьем, которое обрел в семье. Подобный сюжет наверняка навеян тем, что Пушкин переосмыслил смысл и своего существования благодаря любимой женщине (рассказ был написан накануне свадьбы писателя).
  3. Кроме того, повесть заставляет задуматься о том, в чем смысл мести
    . В данном случае Сильвио не хочет, чтобы граф умер, а хочет заставить его бояться, унижаться, молить о прощении, потому что знает, что это будет для соперника гораздо сложнее, чем просто умереть. Главный герой жил ради этой мести, но стоило ли оно того? Он посвятил всего себя этой сжигающей душу идее, потратил время и силы. В финале даже непонятно, кто победил, а кто проиграл? Если граф обрел смысл жизни, то Сильвио его утратил, ведь мщение больше не было его стимулом к существованию.
  4. Основная тема — великодушие и прощение.
    Герой вовремя осознал, что не имеет морального права убивать человека, который, по сути, ничего ему не сделал. Более того, он пожалел Марию, которая ни в чем не виновата, но обречена стать жертвой его самосуда.
  5. Другая важная тема — любовь
    . Она показала графу значимость жизни и спасла его, ведь именно жена сделала то, чего так хотел Сильвио — бросилась на колени и молила о пощаде ради спасения супруга.

Жанр, направление

Как уже было указано выше, данное произведение относится к жанру повести, литературное направление – реализм. Герой Сильвио поначалу предстает перед нами романтическим персонажем, но к концу произведения мы понимаем, что перед нами не такой простой персонаж, как могло бы показаться на первый взгляд. Смелость его поступков, живость и дерзость в принятии решений выдают пылкий нрав героя, что говорит о его принадлежности к реалистическому направлению.

Жанр произведения – повесть, на это указывает объем книги и количество сюжетных линий в ней.

Чему учит?

Произведение учит читателя тому, что нужно уметь простить, отпустить обиду. Только так можно сохранить свою честь. На примере Сильвио писатель показывает то, как можно совладать с эмоциями, руководствоваться разумом, а не желанием мстить.

Также после прочтения повести «Выстрел» невольно начинаешь задумываться о том, что является в жизни по-настоящему ценным: не положение в обществе, не богатства (писатель указывает на материальную обеспеченность графа), а любовь близких, семья.

Суть

Повествование сначала ведется от лица подполковника И. Л. П. , затем в роли рассказчика выступает отставной гусар Сильвио, а после – граф. И. Л. П. описывает нам жизнь армейского офицера, которая в своей цикличности не способна удивить простого солдата. Среди знакомых героя особо выделялся некий Сильвио, меткий стрелок, чья жизнь была в некоторой степени окутана тайной – никто не знал ни его доходов, ни состояния. При этом у него дома находилась богатая коллекция пистолетов, а стены были источены пулями, как соты. Он был щедрым хозяином – шампанское всегда лилось рекою в его доме, а обед состоял из двух-трех блюд. Однажды, во время одного из таких пиршеств, гости уговорили Сильвио прометать им банк, чего герой обыкновенно не любил. Нехотя он согласился. В какой-то момент недавно переведенный в полк офицер Р*** загнул лишний угол, чем вызвал недовольство хозяина, а впоследствии раздражил и Р***, который метнул в Сильвио подсвечник (шандал). Взбешенный мужчина прогнал обидчика из дому, однако, как ни удивительно, это дело не закончилось дуэлью.

И. Л. П. возмущен таким спокойным поведением друга, но в итоге выясняется, что Сильвио нужно свести счёты с одним человеком – будущим графом, который в свое время потеснил гусара, затмил своим очарованием, умом, красотой и, следовательно, стал его соперником. Сказав недругу плоскую грубость, Сильвио спровоцировал графа, и тот дал ему пощечину. В итоге был назначен поединок.

На дуэли графу достался первый выстрел, которым ему удалось пробить фуражку гусара. Но когда настал черед Сильвио, то граф вел себя бесцеремонно – ел черешни и выплевывал косточки. Эта беспечность возмутила Сильвио, и он отложил дуэль до другого раза. Продолжение этой истории И. Л. П. узнал позднее от самого графа, который оказался соседом рассказчика. Сильвио явился к графу во время медового месяца и грозился убить его. На самом деле, гусар хотел только напугать графа, показать ему свое превосходство и то, что необходимо почтительно относиться к условиям дуэли, и знать, что рано или поздно придется ответить за свою дерзость. Возможно, решающую роль тут сыграла просьба жены графа, Маши.

Мы видим глубинную трансформацию героя – из романтика он превращается в настоящего реалиста, готового трезво смотреть на вещи и не боящегося достичь своей цели – поставить обидчика на место. В конце повести мы узнаем, что Сильвио погиб смертью храбрых в сражении под Скулянами.

Очень краткий пересказ

Краткое содержание рассказа «Выстрел» стоит начать с описания некого Сильвио, который живет в гарнизоне и серьезно увлечен стрельбой. Вечерами он собирает в своей квартире шумные компании, угощая всех шампанским и ужином. Сильвио – довольно закрытый человек, но, перед тем как покинуть гарнизон навсегда, он делится с рассказчиком одним событием из своей жизни.

Когда-то ему пришлось стреляться на дуэли с довольно известным молодым человеком. Сильвио со всей серьезностью отнесся к этому, однако, увидев, как его соперник равнодушно ест ягоду, стреляться передумал, а свое право на выстрел он оставил до более подходящих времен. Спустя 6 лет, узнав, что молодой граф собирается жениться, он тот час покинул гарнизон.

Однажды автор знакомится с графом и неожиданно узнает продолжение этой истории. Сильвио приехал к нему в дом после того, как состоялась свадьба, и потребовал продолжения дуэли. Когда он навел дуло пистолета на соперника, он увидел страх в его глазах, ведь теперь графу было что терять. Его молодая жена упала в обморок, и свой выстрел Сильвио произвел в картину, после чего уехал.

Главные герои и их характеристика

Трое главных персонажей данной повести — подполковник, граф, отставной гусар — одновременно являются ее рассказчиками. Центральной, безусловно, является фигура Сильвио. Выжидая удобный случай для того, чтобы отомстить графу за оскорбление и регулярно упражняясь в стрельбе, гусар прозревает только в момент, когда, оказавшись на территории поместья недруга, графу вновь достается первый выстрел, и тот пробил пулей висевшую над головой гостя картину.

По словам Г. Макогоненко, происходит нравственное обновление героя; он понимает, насколько пошлым и низким было его желание убить счастливого противника. Граф, в свою очередь, в этот момент, должно быть, оценил, насколько он был неправ, и что мщение – не главная цель в жизни. Подполковник выступает своеобразным наблюдателем за жизнью двух конкурирующих друг с другом людей.

Критика

Современники Пушкина отозвались о «Повестях Белкина» в основном негативно, назвав их слишком поверхностными и детскими. Однако из всех повестей критики особенно выделяли «Выстрел», обозначая его как лучший рассказ из сборника. Один из известнейших критиков в истории России, В.Г. Белинский говорил, что не узнает Пушкина в сборнике, который тот выпустил:

Будь эти повести первое произведение какого-нибудь юноши — этот юноша обратил бы на себя внимание нашей публики; но, как произведение Пушкина…

По словам критика единственное, что делает «Повести Белкина» пушкинскими – это прекрасный русский язык, которым автор владел безукоризненно. Однако из всех он о, сказав, что лишь эта повесть достойна Пушкина.

В основном современники были солидарны с Белинским и расценивали «Повести Белкина» как провал писателя, неудачное произведение. Но с годами поруганные произведения начали набирать популярность и теперь входят в список «золотой» классики русской литературы.

Автор: Ия Клодт

«Выстрел» – повесть, вошедшая в знаменитый цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Это история об одном гусаре, который шесть лет лелеял план мести, но в последний момент изменил свое намерение.

Главная мысль

Смысл книги прост: не обязательно проявлять жестокость, чтобы зарекомендовать себя как смелого офицера. Нужно поступать по чести, быть благородным и в нужное время суметь пощадить даже самого злейшего врага, предоставив его своей совести.

Как утверждает Г. Макогоненко, Сильвио чуждо смирение. Для героя находится более важная цель в жизни – сражение за свободу греков. Высокая цель способствует духовному обновлению, обогащению личности. Месть сменяет великодушие. В этом и состоит главная мысль повести.

Основная идея

Смысл повести «Выстрел» заключается в том, чтобы показать значимость гуманизма в жизни человека. Люди должны выбирать не месть, а великодушие, ведь только оно освобождает душу из оков обиды. Сильвио и так потратил лучшие годы, ожидая момента для выстрела, но в эту заветную секунду понял важную истину — право выстрела не дает ему права убить человека. Его месть — всего лишь жалкое и подлое убийство того, кто не смог по закону чести защитить себя.

Главная мысль книги — утверждение вечных идеалов — любви, верности и доброты. Именно эти чувства помогли графу осознать, что жизнь ценна сама по себе. Если раньше он был слеп и играл с нею, то после женитьбы понял, как важно сохранить то, что имеешь, ради тех, кому ты дорог.

  • Сильвио — характеристика героя из повести А.С. Пушкина «Выстрел»

Краткое содержание «Выстрел» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

  • Конспект урока «Мотивы поступков героев повести А.С.Пушкина «Выстрел»

Название: Выстрел

Число страниц: 11. Пушкин А. С. «Выстрел». Издательство «Искатель». 2015 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1830 год

Сюжет

Повествование ведется от лица молодого офицера, которому во время службы довелось познакомиться и близко сойтись с отставным военным по имени Сильвио. Будучи весьма таинственной личностью и обладая крутым нравом и острым языком, Сильвио, словно магнит, притягивал к себе молодых офицеров, которые с большим удовольствием проводили время в его обществе.

Однажды Сильвио сообщил рассказчику, что намеревается покинуть это место, и перед отъездом хотел бы поведать свою тайну. Выяснилось, что шесть лет назад он получил пощечину от одного московского графа. Горячий юноша не стерпел подобного оскорбления, и вызвал обидчика на дуэль. Однако во время поединка, дождавшись выстрела столичного франта, Сильвио так и не нажал на курок своего пистолета. Будучи отменным стрелком, он решил пока не отнимать у молодого повесы жизнь, которой он совсем не дорожил. Противник согласился с решением Сильвио, и подтвердил, что всегда готов к его услугам.

Последующие шесть лет герой бережно вынашивал мысли о мести. Ежедневно упражняясь в стрельбе, он еще более улучшил свое мастерство. Когда же он узнал, что его обидчик намеревается жениться, то понял, что его час настал и отправился в Москву.

Спустя несколько лет рассказчик вышел в отставку, и волею случая оказался в поместье богатого помещика. Он обратил внимание на картину со следами от двух пуль. Какого же было его удивление, когда он услышал продолжение старой истории. Выяснилось, что Сильвио удалось встретиться со своим обидчиком. Они бросили жребий, и право стрелять первым вновь выпало московскому дворянину. Он сделал выстрел, и промахнулся. На шум прибежала его молодая жена Маша. Увидев робость и смятение на лице своего обидчика, Сильвио не стал разрушать его семейное счастье, и выстрелил в то место на картине, куда угодила пуля хозяина. Затем Сильвио молча покинул поместье, и больше его никто не видел. Лишь случайно рассказчик узнал, что он погиб в одном из сражений.

Прекрасно и замечательно произведение Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел», которое вошло в цикл рассказов «Повести Белкина». По сюжету произведения в повести есть рассказчик, которым является не сам автор, а он повествование передает от лица Белкина. Иван Белкин эту историю услышал от людей, которые были ее непосредственными свидетелями.

Стоит внимательнее отнестись и к композиции повести. Она разделена на две небольшие главы, в которых кульминацией действия является поединки. А вот символами таких поединков является выстрелы. Психологическое описание дуэли, которая оказывается прерванной, дается поочередно двумя рассказчиками. Скорее всего, оба они были свидетелями этой дуэли, но воспринимают ее совершенно по-разному.

Первый рассказчик — это непосредственный участник самой дуэли, и на него было направлено дула пистолета. В главах дается точное и подробное описание этих выстрелов, которые несут за собой важнейшие изменения в жизни людей, и не только потрясения. И вот такое ведение рассказа, его перекрещивание позволяет автору показать более глубокую и трагичную сцену дуэли, которая показывает, что человек может пойти на многое, чтобы добиться не только уважение окружающих, но и уважение самого к себе. Каждый из пушкинских героев должен был, прежде всего, одержать победу над собой, оно только для этого нужен сильный и вольный дух и обладание самими лучшими нравственными качествами.

Так, один из героев — граф. Он совсем потерял власть над собой и просто предоставил все обстоятельствам. Поэтому он лишился и своей воли, но, главное, достоинства. Сильвио оказался победителем в этой истории, причем он не только победил противника в дуэли, но он победил его и нравственно. Автор дает каждому из них свой выбор: благородство или унижения и низость. И такой выбор делает и Сильвио, и граф, опираясь на то, каковы их принципы в жизни и на то, что они ценят в ней больше всего.

Сильвио вызывает странное отношение к себе у читателя. Так, с одной стороны так хочется ему сочувствовать, попытаться понять, почему в его душе нет покоя, и что его так тревожит. Но, с другой стороны, он ведь по отношению к другому человеку, к графу, он ведет себя нехорошо, и этим отталкивает читателя. Известно, что Сильвио всегда раньше был в полку преуспевающим и первым. Это всегда в нем жило, и он стремился никому и ни в чем не уступать. Он даже во вредных привычках преуспел. Так, если нужно было быть буйным, так как это было модным. Он был в этом первым. Потом эта мода в армии перешла на пьянство, и здесь он оказался впереди всех.

А когда в моду вошли дуэли, то он стал участником всех. Так, где – то он был главным действующим лицом, а где-то просто свидетелем. Товарищи всегда любили Сильвио, что нельзя было сказать о его командирах, которым он нарушал любой порядок в армии. Поэтому, когда появился молодой граф, который превосходил его во многом, то Сильвио никак не мог с этим смириться. Каждый раз, когда он его видел, самолюбие Сильвио страдало, и он пытался как-то принизить графа, хотя тот очень был похож на него. Но зато он постепенно вынашивал свою месть, которую потом все-таки выполнил.

Автор построил свое произведение следующим образом: сначала идет авторское вступление, а затем рассказ уже строится от лица Сильвио, и уже в конце опять авторское отступление, которое подводит итог всему. Каждая дуэль, описанная Пушкиным, имеет свои характерные детали. Например, первая дуэль — это фуражка главного героя, которую прострелил граф. Во второй дуэли уже пострадала картина от рук Сильвио, но, уходя, граф тоже выстрелил в нее.

Пушкин очень интересно и в постоянном развитии показывает своих героев. Так, молодой граф в начале повести кажется совершенно равнодушным, он очень уверен в себе и совсем ни на что не обращает внимания, и ничего не боится. Но уже в конце повести он выглядит совсем иначе: он уже постоянно нервничает, боится и старается понять, как же ему все-таки лучше всего поступить.

Как меняется на протяжении всего пушкинского произведения характер и поведение героев, так же изменяется и их речь. Так, Сильвио и граф рассказывают свои истории живо и красочно, но вот повествование самого рассказчика кажется более скучным. Заметно, что Сильвио любит читать, так как его речь более правильная и грамотная. Предложения его короткие, но точные и описывают подробно действия. Он эмоционален, поэтому можно понять, что чувствует герой и как он относится к тому, о чем он рассказывает.

Постоянно чувствуется в рассказе и то, что ситуация, конфликт которой с каждой сменой события нарастает, или не сможет разрешиться никогда, или же его конец будет трагичен и печален. Но все-таки герои стремятся жить так, как они того желают, хотят быть счастливыми. И, несмотря на то, что произведение было написано уже больше, чем сто лет назад, сюжет его по-прежнему остается интересным и актуальным. Перед читателями в пушкинском произведении открывается новый и эмоциональный мир.

В данной статье команда «Литерагуру» проанализирует повесть Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел», входящую в цикл «Повести Белкина».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Суть
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы и проблемы
  • 6 Главная мысль
  • 7 Чему учит?

История создания

Повесть «Выстрел» была написана в 1830 году в селе Болдино. Произведение состоит из двух частей. Интересно отметить, что первоначально Пушкин не хотел писать вторую главу – закончив писать первую, он сделал приписку: «Окончание потеряно». Однако через два дня писатель создает продолжение повести, и свой окончательный вид произведение приобретает 14 октября 1830 года.

Повесть «Выстрел» стала четвертой по счету в цикле «Повести Белкина». В основу ее лег реальный случай из жизни А. С. Пушкина, когда последнего вызвал на дуэль его знакомый, офицер Зубов. Александр Сергеевич был вызван своим товарищем на поединок, так как поэт обвинил Зубова в нечестной игре в карты. Во время сатисфакции, когда противник прицеливался в него, Пушкин спокойно ел черешни (впоследствии этот момент отразится и в тексте повести).

Жанр, направление

Как уже было указано выше, данное произведение относится к жанру повести, литературное направление – реализм. Герой Сильвио поначалу предстает перед нами романтическим персонажем, но к концу произведения мы понимаем, что перед нами не такой простой персонаж, как могло бы показаться на первый взгляд. Смелость его поступков, живость и дерзость в принятии решений выдают пылкий нрав героя, что говорит о его принадлежности к реалистическому направлению.

Жанр произведения – повесть, на это указывает объем книги и количество сюжетных линий в ней.

Суть

Повествование сначала ведется от лица подполковника И. Л. П. , затем в роли рассказчика выступает отставной гусар Сильвио, а после – граф. И. Л. П. описывает нам жизнь армейского офицера, которая в своей цикличности не способна удивить простого солдата. Среди знакомых героя особо выделялся некий Сильвио, меткий стрелок, чья жизнь была в некоторой степени окутана тайной – никто не знал ни его доходов, ни состояния. При этом у него дома находилась богатая коллекция пистолетов, а стены были источены пулями, как соты. Он был щедрым хозяином – шампанское всегда лилось рекою в его доме, а обед состоял из двух-трех блюд. Однажды, во время одного из таких пиршеств, гости уговорили Сильвио прометать им банк, чего герой обыкновенно не любил. Нехотя он согласился. В какой-то момент недавно переведенный в полк офицер Р*** загнул лишний угол, чем вызвал недовольство хозяина, а впоследствии раздражил и Р***, который метнул в Сильвио подсвечник (шандал). Взбешенный мужчина прогнал обидчика из дому, однако, как ни удивительно, это дело не закончилось дуэлью.

И. Л. П. возмущен таким спокойным поведением друга, но в итоге выясняется, что Сильвио нужно свести счёты с одним человеком – будущим графом, который в свое время потеснил гусара, затмил своим очарованием, умом, красотой и, следовательно, стал его соперником. Сказав недругу плоскую грубость, Сильвио спровоцировал графа, и тот дал ему пощечину. В итоге был назначен поединок.

На дуэли графу достался первый выстрел, которым ему удалось пробить фуражку гусара. Но когда настал черед Сильвио, то граф вел себя бесцеремонно – ел черешни и выплевывал косточки. Эта беспечность возмутила Сильвио, и он отложил дуэль до другого раза. Продолжение этой истории И. Л. П. узнал позднее от самого графа, который оказался соседом рассказчика. Сильвио явился к графу во время медового месяца и грозился убить его. На самом деле, гусар хотел только напугать графа, показать ему свое превосходство и то, что необходимо почтительно относиться к условиям дуэли, и знать, что рано или поздно придется ответить за свою дерзость. Возможно, решающую роль тут сыграла просьба жены графа, Маши.

Мы видим глубинную трансформацию героя – из романтика он превращается в настоящего реалиста, готового трезво смотреть на вещи и не боящегося достичь своей цели – поставить обидчика на место. В конце повести мы узнаем, что Сильвио погиб смертью храбрых в сражении под Скулянами.

Главные герои и их характеристика

Трое главных персонажей данной повести — подполковник, граф, отставной гусар — одновременно являются ее рассказчиками. Центральной, безусловно, является фигура Сильвио. Выжидая удобный случай для того, чтобы отомстить графу за оскорбление и регулярно упражняясь в стрельбе, гусар прозревает только в момент, когда, оказавшись на территории поместья недруга, графу вновь достается первый выстрел, и тот пробил пулей висевшую над головой гостя картину.

По словам Г. Макогоненко, происходит нравственное обновление героя; он понимает, насколько пошлым и низким было его желание убить счастливого противника. Граф, в свою очередь, в этот момент, должно быть, оценил, насколько он был неправ, и что мщение – не главная цель в жизни. Подполковник выступает своеобразным наблюдателем за жизнью двух конкурирующих друг с другом людей.

Темы и проблемы

Автор затрагивает темы благородства, сострадания, отмщения. Основная тема – месть и ее преодоление через осознание важности человеческой жизни.

Повесть затрагивает важную проблему – отстаивания собственной чести, восстановления доброго имени в глазах окружающих ценой убийства. Стоит ли оно того? Автор отвечает однозначно: честь не стоит жизни человека.

Главная мысль

Смысл книги прост: не обязательно проявлять жестокость, чтобы зарекомендовать себя как смелого офицера. Нужно поступать по чести, быть благородным и в нужное время суметь пощадить даже самого злейшего врага, предоставив его своей совести.

Как утверждает Г. Макогоненко, Сильвио чуждо смирение. Для героя находится более важная цель в жизни – сражение за свободу греков. Высокая цель способствует духовному обновлению, обогащению личности. Месть сменяет великодушие. В этом и состоит главная мысль повести.

Чему учит?

Произведение учит благородству, хладнокровию в поступках, умению сдерживаться в сложных ситуациях, где всё может выйти из-под твоего контроля.

Давать волю своему честолюбию уместно во время сражения на поле битвы, но при общении с людьми – будь то твое ближайшее окружение или коллеги — необходимо во всем находить золотую середину.

Автор: Маргарита Гуськова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания

Повесть «Выстрел» была написана в 1830 году в селе Болдино. Произведение состоит из двух частей. Интересно отметить, что первоначально Пушкин не хотел писать вторую главу – закончив писать первую, он сделал приписку: «Окончание потеряно». Однако через два дня писатель создает продолжение повести, и свой окончательный вид произведение приобретает 14 октября 1830 года.

А. С. Пушкин "Выстрел": анализ повести

Повесть «Выстрел» стала четвертой по счету в цикле «Повести Белкина». В основу ее лег реальный случай из жизни А. С. Пушкина, когда последнего вызвал на дуэль его знакомый, офицер Зубов. Александр Сергеевич был вызван своим товарищем на поединок, так как поэт обвинил Зубова в нечестной игре в карты. Во время сатисфакции, когда противник прицеливался в него, Пушкин спокойно ел черешни (впоследствии этот момент отразится и в тексте повести).

Жанр, направление

Как уже было указано выше, данное произведение относится к жанру повести, литературное направление – реализм. Герой Сильвио поначалу предстает перед нами романтическим персонажем, но к концу произведения мы понимаем, что перед нами не такой простой персонаж, как могло бы показаться на первый взгляд. Смелость его поступков, живость и дерзость в принятии решений выдают пылкий нрав героя, что говорит о его принадлежности к реалистическому направлению.

Жанр произведения – повесть, на это указывает объем книги и количество сюжетных линий в ней.

А. С. Пушкин "Выстрел": анализ повести

Суть

Повествование сначала ведется от лица подполковника И. Л. П. , затем в роли рассказчика выступает отставной гусар Сильвио, а после – граф. И. Л. П. описывает нам жизнь армейского офицера, которая в своей цикличности не способна удивить простого солдата. Среди знакомых героя особо выделялся некий Сильвио, меткий стрелок, чья жизнь была в некоторой степени окутана тайной – никто не знал ни его доходов, ни состояния. При этом у него дома находилась богатая коллекция пистолетов, а стены были источены пулями, как соты. Он был щедрым хозяином – шампанское всегда лилось рекою в его доме, а обед состоял из двух-трех блюд. Однажды, во время одного из таких пиршеств, гости уговорили Сильвио прометать им банк, чего герой обыкновенно не любил. Нехотя он согласился. В какой-то момент недавно переведенный в полк офицер Р*** загнул лишний угол, чем вызвал недовольство хозяина, а впоследствии раздражил и Р***, который метнул в Сильвио подсвечник (шандал). Взбешенный мужчина прогнал обидчика из дому, однако, как ни удивительно, это дело не закончилось дуэлью.

А. С. Пушкин "Выстрел": анализ повести

И. Л. П. возмущен таким спокойным поведением друга, но в итоге выясняется, что Сильвио нужно свести счёты с одним человеком – будущим графом, который в свое время потеснил гусара, затмил своим очарованием, умом, красотой и, следовательно, стал его соперником. Сказав недругу плоскую грубость, Сильвио спровоцировал графа, и тот дал ему пощечину. В итоге был назначен поединок.

На дуэли графу достался первый выстрел, которым ему удалось пробить фуражку гусара. Но когда настал черед Сильвио, то граф вел себя бесцеремонно – ел черешни и выплевывал косточки. Эта беспечность возмутила Сильвио, и он отложил дуэль до другого раза. Продолжение этой истории И. Л. П. узнал позднее от самого графа, который оказался соседом рассказчика. Сильвио явился к графу во время медового месяца и грозился убить его. На самом деле, гусар хотел только напугать графа, показать ему свое превосходство и то, что необходимо почтительно относиться к условиям дуэли, и знать, что рано или поздно придется ответить за свою дерзость. Возможно, решающую роль тут сыграла просьба жены графа, Маши.

Мы видим глубинную трансформацию героя – из романтика он превращается в настоящего реалиста, готового трезво смотреть на вещи и не боящегося достичь своей цели – поставить обидчика на место. В конце повести мы узнаем, что Сильвио погиб смертью храбрых в сражении под Скулянами.

А. С. Пушкин "Выстрел": анализ повести

Главные герои и их характеристика

Трое главных персонажей данной повести — подполковник, граф, отставной гусар — одновременно являются ее рассказчиками. Центральной, безусловно, является фигура Сильвио. Выжидая удобный случай для того, чтобы отомстить графу за оскорбление и регулярно упражняясь в стрельбе, гусар прозревает только в момент, когда, оказавшись на территории поместья недруга, графу вновь достается первый выстрел, и тот пробил пулей висевшую над головой гостя картину.

По словам Г. Макогоненко, происходит нравственное обновление героя; он понимает, насколько пошлым и низким было его желание убить счастливого противника. Граф, в свою очередь, в этот момент, должно быть, оценил, насколько он был неправ, и что мщение – не главная цель в жизни. Подполковник выступает своеобразным наблюдателем за жизнью двух конкурирующих друг с другом людей.

Темы и проблемы

Автор затрагивает темы благородства, сострадания, отмщения. Основная тема – месть и ее преодоление через осознание важности человеческой жизни.

Повесть затрагивает важную проблему – отстаивания собственной чести, восстановления доброго имени в глазах окружающих ценой убийства. Стоит ли оно того? Автор отвечает однозначно: честь не стоит жизни человека.

А. С. Пушкин "Выстрел": анализ повести

Главная мысль

Смысл книги прост: не обязательно проявлять жестокость, чтобы зарекомендовать себя как смелого офицера. Нужно поступать по чести, быть благородным и в нужное время суметь пощадить даже самого злейшего врага, предоставив его своей совести.

Как утверждает Г. Макогоненко, Сильвио чуждо смирение. Для героя находится более важная цель в жизни – сражение за свободу греков. Высокая цель способствует духовному обновлению, обогащению личности. Месть сменяет великодушие. В этом и состоит главная мысль повести.

Чему учит?

Произведение учит благородству, хладнокровию в поступках, умению сдерживаться в сложных ситуациях, где всё может выйти из-под твоего контроля.

Давать волю своему честолюбию уместно во время сражения на поле битвы, но при общении с людьми – будь то твое ближайшее окружение или коллеги — необходимо во всем находить золотую середину.

А. С. Пушкин «Выстрел»: характеристики героев, краткое содержание

Источник.

А. С. Пушкин "Выстрел": анализ повести

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

  • Идея рассказа бунина холодная осень
  • Идея рассказа белый пудель
  • Идея рассказа бежин луг тургенева
  • Идея рассказа бедные люди толстой
  • Идея рассказа бедная лиза