Идея рассказа загадка вересаева

Содержание

  1. Сюжет рассказа
  2. Смысл рассказа
  3. Почему рассказ назван «Загадка»?

Автор рассказа, Викентий Викентьевич Вересаев, родился и учился в Туле. Он из образованной семьи, отец был врачом, а мать открыла первый в Туле детский сад. Сам В. Вересаев отучился на врача, но всегда мечтал быть писателем. Он считал, что профессия медика лучше поможет понять окружающий мир и людей для того, чтоб писать действительно хорошие книги. Рассказ «Загадка» был первым, который писатель смог опубликовать в журнале, написал он его в возрасте 20 лет.

Сюжет рассказа

Рассказчик, желая спрятаться от шума праздничного города, уходит гулять в поля. Он пытается найти гармонию в уединении с природой, но не может: природа видится ему таинственной и недосягаемой. Ему не нравится кажущееся равнодушие ночи, герой раздражен.

Он доходит до сада местного студента-скрипача Ярцева. Оказалось, что студент дома и тоже не спит в столь поздний час. Он начинает играть на скрипке. Сначала музыка раздражает рассказчика, кажется ему «грубым оскорблением» окружающей их безмолвной ночи. Но он продолжает слушать, словно завороженный.

Сначала Ярцев играет робкую, неуверенную мелодию. Как будто с какой-то загадкой или намеком. Слушатель ждал, что вот-вот скрипач разыграется. Музыка полностью отразила его душевное состояние: ожидание чего-то нового, неясную тревогу перед предстоящим. Он был рад, что нашел в музыка скрипача понимание самого себя.

Но потом его музыка изменилась: стала громкой, торжественной. В этот момент автор испытал настоящий восторг и радость. С такой бодрой и сильной мелодией автор почувствовал в себе силы жить дальше, его тревогу как рукой сняло. Рассказчик после прогулки вернулся домой удовлетворенным и счастливым.

Смысл рассказа

Этот рассказ о целительном воздействии на человеческую душу природы и музыки. В какой-то момент рассказчик, житель большого города, начал испытывать усталость. Он пошел гулять ночью в поле, подальше от города. Возможно, на тот момент в его жизни происходило что-то, тревожащее его, в голове был хоровод непонятных мыслей.

Вначале настроение героя было раздраженным, нервным. Он пытался найти гармонию в душе в темной, молчаливой ночи, но природа не давала желаемого успокоения. Наоборот, ее равнодушие и загадочность усиливало внутреннее смятение и раздражение. Когда рассказчик услышал музыку, которую начал играть юный скрипач, его раздражение еще больше усилилось: как искусственный звук, созданный человеком, посмел вторгнуться в тишину ночи? Но, прислушавшись, герой понял, что скрипач полностью отразил в своей мелодии его душевное состояние: тревогу, нерешительность, сомнения.

В тот момент, когда Ярцев изменил мелодию, наш герой понял, что каждый человек обладает внутренней силой, которая позволяет ему справиться с проблемами, решить задачи, сделать правильный выбор. У каждого из нас есть периоды, когда мы сомневаемся, тревожимся, не может решить жизненных проблем. В этот момент надо постараться найти в себе внутренний ресурс. Что и пытался сделать рассказчик, выйдя на ночную прогулку. Неожиданно ему помог в этом студент, игравший на скрипке.

Человек — это создание природы, он не должен противопоставлять себя ей, напротив, должен находить с ней гармонию. Человеческое искусство очень близко к природе, оно позволяет выразить как настроение окружающей ночи, так и состояние человеческой души.

Почему рассказ назван «Загадка»?

В. Вересаев хотел показать читателю, что природа загадочна и полна тайн. Но не только природа. Человек — часть природы, его душа так же загадочна, как и темнота ночи. До сих пор врачи не разгадали все тайны человеческой психики, не поняли, что может дать человеку веру в свои силы, способность преодолевать трудности и жить дальше.


С этим файлом связано 138 файл(ов). Среди них: Презентация по информатике _Хранение и передача информации_ (10 , stend_matematika ege_i_oge2022.docx, внеурочка по матем 9 класс.docx, Рабочая-программа по-астрономи и-10-11-класс Чаругин-В.М-от-10.06, КТП АСТРОНОМИЯ.docx, informatsionnoe modelirovanie na_kompyutere.doc, Анализ работы МО 2020-2021.doc, самостоятельная по теме тригонометрические функции.doc, самостоятельная по теме свойства дроби с целым показателем.docx, Сценарий на Новый Год.docx, Самостоятельная работа по теме Распределительное свойство умноже, Самостоятельная работа к теме 2.1.2. Педагогический дизайн..doc, Самостоятельные работы по теме_ _Геометрическая прогрессия_ (9кл, матем раб 10-11 .doc, контрольная работа № 1_1в.docx, План по профориентации.pdf, ПР5_Чистяков Александр Анатольевич.docx, Практическая работа № 2.docx, Практическая работа № 1.doc, АНКЕТА о конфликте интересов руков.ОУ_ 2021.doc, Воспитательная система Педагогика Успеха.doc, ПР3.docx, Практическая работа 4.docx, ПР5_Шостак Мария Юрьевна.doc, приложение.docx, ПР1_Шостак Мария Юрьевна.doc, ПР2_Шостак Мария Юрьевна.docx, бейджик.docx, на страже закона.docx, ПР1.doc, Документ Microsoft Word.docx, ПР1_.doc, ПР №1.docx, powerpointbase. com-1002.pptx, математика.docx, литературное чтение.docx, технология.docx, русский язык.docx, окружающий мир.docx, 58164_Презентация к_уроку_Огонь _вода_и_газ.ppt, Повторение. Проценты.pptx, ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ .ppt, сравнительный анализ.docx, Открытый урок Музыкальные сюжетные и подвижные игры.docx, НИКТО НЕ ЗАБЫТ.doc, Самостоятельная 1.docx, Практическое задание 5 (1).docx, ценности и героизм.pdf, Действия при теракте.docx, 4_НОО Примерная рабочая программа Литературное чтение на родном и ещё 128 файл(а).
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Кочергин Эдуард. Ангелова кукла. Рассказы рисовального человека., Арутюнян А. Рассказ.docx, Работа по рассказу Бедный принц.docx, ТЕКСТЫ РАССКАЗОВ СО СКРЫТЫМ СМЫСЛОМ.odt, Сейчас я прочту вас Рассказ его написал писатель С.docx, Книга впервые вышла в Лондоне в 1963 году.docx, Короткие рассказы для ИС.docx, Разбор рассказа Л. Андреева В тумане — StudentLib.com.rtf, Голос из ада. Колымские рассказы В.Шаламова — StudentLib.com.rtf, 2 класс Учимся рассказывать о погоде.docx


3 слайд

Описание слайда:

Рассказ «Загадка» Впервые напечатан в журнале «Всемирная иллюстрация, 1887 год, № 971, с подзаголовком: «Эскиз В.Викентьева». Написан в 1887 году.

4 слайд

Описание слайда:

В.Викентьев – первый псевдоним писателя, которым он пользовался до 1892 года, когда появились очерки «Подземное царство» за подписью: В.Вересаев. Своим ранним поэтическим опытом, переводам, очеркам и статьям писатель значения не придавал и никогда не включал их в сборники. Началом серьёзной литературной работы он считал рассказ «Загадка».

5 слайд

Описание слайда:

Над рассказом В.Вересаев работал в начале лета 1887 года в Туле во время каникул. «Писал его с медленною радостью, наслаждаясь, как уверенно-спокойно работала голова. Послал во «Всемирную иллюстрацию». Напечатали в ближайшем номере. И гонорар прислали за оба рассказа. Вот уж как! Деньги платят. Значит, совсем уже, можно сказать, ПИСАТЕЛЬ», — вспоминал Вересаев в мемуарах.

6 слайд

Описание слайда:

Критика единодушно сходилась на том, что «рассказы В.Вересаева сразу же выделили автора из сероватой толпы многочисленных сочинителей очерков и рассказов», что в его «лице… литература получит новую незаурядную силу».

7 слайд

Описание слайда:

В 1895 году рассказ подвергся серьёзной переработке: было устранено резкое противопоставление нравственно ограниченных жителей провинциального города возвышенному герою, упрощен язык, место действия перенесено в помещичью усадьбу. В новом варианте рассказ вошел в «Очерки и рассказы», Санкт-Петербург, 1898 год.

8 слайд

Описание слайда:

У природы есть своя единая жизнь, тайная и неуловимая; что за изменяющимися звуками и красками стоит какая-то вечная, неизменная и до отчаяния непонятная КРАСОТА.

9 слайд

Описание слайда:

Я чувствую – эта красота недоступна мне, я не способен воспринять её во всей целости; и то немногое, что она мне даёт, заставляет только мучиться по остальному.

10 слайд

Описание слайда:

Спокойно мерцали звёзды, спокойно молчала ночь, и всё вокруг дышало тою же уверенностью в себе , нетревожною и до страдания загадочною красотою.

11 слайд

Описание слайда:

Звуки лились робко, неуверенно. Они словно искали чего-то, словно силились выразить что-то, что выразить были не в силах. Не самою мелодией приковывали они к себе внимание… а именно этим исканием, томлением по чем-то другом, что невольно ждалось впереди…

12 слайд

Описание слайда:

…и всё кругом замерло и притихло. Над всем властно царили несшиеся из флигеля звуки маленького, слабого инструмента, и эти звуки, казалось, гремели над землею, как раскаты грома.

13 слайд

Описание слайда:

Та же ночь стояла передо мною в своей прежней загадочной красоте. Но я смотрел на неё уже другими глазами… Теперь всё было осмысленно, всё было полно глубокой, дух захватывающей, но родной, понятной сердцу красоты…

14 слайд

Описание слайда:

И эта человеческая красота затмила, заслонила собою, не уничтожая ту красоту, по-прежнему далёкую, по-прежнему непонятную и недоступную…

15 слайд

Описание слайда:

Вересаев Викентий Викеньтевич, настоящая фамилия — Смидович — прозаик, публицист, переводчик. В гимназические годы усиленно занимался историей, философией, много читал. После окончания гимназии он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, а получив диплом кандидата исторических наук, начал изучать медицину и работал врачом, как А. П. Чехов.

Свою литературную деятельность Вересаев начал еще в студенческие годы. В 1885 году было напечатано его первое стихотворение «Раздумье», а следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 году, были рассказы «Мерзкий мальчишка» и «Загадка».

Уже в первых произведениях Вересаева обозначились характерные особенности его творческой манеры: сосредоточенность на социально-философской проблематике своего времени, внимание к мировоззренческим вопросам. Человек большой чуткой совести, он с глубоким сочувствием и пристальным вниманием относился к идейным исканиям передовой дореволюционной русской интеллигенции, которые с большой глубиной и мастерством отразил в своих произведениях.

Вересаев жил в сложное время, в период политической борьбы и общественных катаклизмов, он менял свое отношение к тем или иным социальным силам России, но никогда не расставался с мечтой о гармоничном человеке, об обществе людей-братьев. Эта идея о гармонии и братстве очень актуальна сегодня, но произведения Вересаева непопулярны среди нынешней молодежи, их не изучают в школе. Поэтому мы выбрали для анализа небольшой рассказ «Загадка».

Литературы о творчестве В. В. Вересаева очень мало. Мы обратились к энциклопедическим материалам, а так же познакомились с монографиями И. М. Гейзер «В. В. Вересаев. Писатель-врач», в которой большее внимание уделяется медицинской деятельности Вересаева, и Г. А. Бровман «В. В. Вересаев»: в этих источниках о рассказе «Загадка» только упоминается.

Цель работы: проанализировать рассказ «Загадка», выявляя особенности творческого стиля В. В. Вересаева.

Задачи исследования:

— на основе справочной литературы раскрыть понятие «стиль»;

— в процессе анализа рассказа «Загадка» охарактеризовать художественное время и пространство, сюжетно-композицонную организацию, образы и язык писателя;

— сделать выводы о принципах изображения Вересаевым мира и человека.

Понятие «стиль», согласно Литературному энциклопедическому словарю, означает совокупность основных художественных особенностей, черт, свойственных творчеству того или иного писателя или художника и отличающих его от других писателей или художников.[4; 372] А. Б. Есиным стиль понимается как свойство художественной формы произведения, формы содержательной. Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее: во-первых, стиль является выражением глубокой оригинальности, во-вторых, он обладает эстетическим совершенством, в-третьих, он представляет собой содержательную форму и, наконец, является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.

Итак, можно дать такое самое общее определение стиля это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание. [2; 490]

Обратимся к рассказу «Загадка». Название его сразу интригует читателя. Загадка, — как указано в толковом словаре С. И. Ожегова, — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании, или (перен.) нечто необъяснимое, непонятное. [5; №страницы].

Своим названием автор заставляет читателей размышлять, искать объяснение происходящим событиям.

В рассказе необъяснимым и непонятным для героя оказывается мир природы и его собственное состояние.

Повествование в тексте ведется от первого лица, а субъект речи (главный герой произведения) выполняет функцию и повествователя, и персонажа одновременно. Выбранная форма повествования позволяет автору раскрыть внутренний мир героя, его сложные переживания, противоречивые мысли и чувства. Весь окружающий мир в рассказе дается через восприятие героя-повествователя. И задача автора — показать изменения в его душе, его внутренний рост.

Именно повествователь и является композиционным центром рассказа. Нам не дана его портретная характеристика, информация о социальном положении, профессии, но многое становится ясно по характеристике художественного пространства, восприятия мира этим человеком.

Все сюжетное действие определяет коллизия: противопоставление героя и окружающего мира, чувств и рассудка героя.

Развитие сюжета в рассказе связано с движением героя, его перемещением из города в мир природы и прогулкой по ночному полю. Это путешествие и предопределяет внутренние перемены героя. Не случайно появляется мотив дороги.

Вначале автор указывает художественное пространство — город. Вересаев использует различные литературные тропы, чтобы его расширить. Он создает непривлекательный образ города: «в широкой котловине города», «над окутанным пылью городом» и отмечает некоторые характерные черты: «тускло светились огни», «доносился смутный шум», «грохот дорожек и обрывки музыки». В этом мире нет тишины, покоя и свежести.

Образ города дан в рассказе как антитеза природному миру: «А кругом была тишина». Пейзаж занимает центральное место в рассказе Вересаева. Картины природы меняются, как и отношение к ним героя. Покидая город, он сразу чувствует тишину. Вначале дается картина полей, подчеркнут их «беспредельный простор». Автор не дает их подробного описания, сосредоточив внимание на переживаниях героя.

Восприятие мира, «беспредельного простора полей», «теплого ветра», «запаха зреющей ржи» вызывает в нем чувство «тоскливой неудовлетворенности». Герой не способен объяснить свое состояние, но автор уточняет, что это чувство давно знакомое, мучительное. Героя раздирают противоречия: он подмечает красоту ночной природы, желает «насладиться, упиться ею досыта», но разум его не откликается, не может понять происходящего. Развитие действия и определяет конфликт разума и чувства героя.

Выбор ночного времени не случаен. Ночь — это знак таинственности и загадочности мира. Для Ф.И. Тютчева, которого философ Николай Бердяев назвал поэтом ночной стихии, ночь — ключевой образ. Для него «день — суета, видимость; ночь — явление сущности, время Божественного откровения природы».[6; 14]. Ночью приоткрывается завеса и обнажается хаос. «Тайны, которые таит ночь, пугают человека, навевают на него ужас».[6; 14]. Эта тютчевская концепция ночи и положена Вересаевым в основу рассказа «Загадка». Строка стихотворения Тютчева используется писателем, но в измененном виде. Федор Иванович Тютчев — поэт-пантеист воспринимал природу, как живой организм, считая ее самодостаточной и самостоятельной: он писал:

Природа не слепок, не бездумный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Герой вересаевского рассказа вступает в диалог-спор с лирическим героем Тютчева, иронично относясь к одухотворению природы.

Разум героя отказывается признать тайную жизнь природы.

Далее автор сужает художественное пространство: герой-повествователь оказывается в саду помещицы Ярцевой. Пространство сада наполнено звуками, шорохами. Этот образ автор выбирает, чтобы показать многообразие «полноту природной жизни, по-прежнему непонятной и загадочной для героя».

Развитие действия — процесс пробуждает чувства, которые вызваны тайной жизнью природы, приобщиться к которой помогла музыка, ощущение сопричастности с другим человеком, тоже томившимся загадками.

Кульминационным в рассказе является эпизод восприятия героем музыки, которая показалась ему начале «грубым оскорблением окружающему», так как звуки лились робко и неуверенно. Автор показывает, как меняется звучание скрипки: «сдерживаемые рыдания» сменяются «резкими — бешеными звуками, перебивающими друг друга».

Этот аккорд воспринимается героем как освобождение пленника. Обращает на себя внимание выразительное сравнение: как будто в этот момент все меняется в герое. Он, задержав дыхание, слушает, и природа для него оживает: «ночь молчала и тоже прислушивалась к вихрю чуждых ей, страстных, негодующих звуков». Огромное количество олицетворений, метафор создают образ таинственной жизни, вечно движущейся и одухотворенной. Теперь для героя природа есть «прекрасный беззвучный аккомпанемент к тем боровшимся, страдавшим звукам». Он осмысливает красоту человека, существующую рядом с той, «по-прежнему далекой, по-прежнему непонятной и недоступной красотой природы». Разум героя откликается, и он открывает великую тайну и загадку ночной природы, которая сливается в его сознании с красотой искусства.

Обновлено: 09.01.2023

В одну из таких ночей, летом, в какой-то городской праздник, он идет через поле ржи к старой барской усадьбе помещицы Ярцевой. Сейчас у нее гостит сын-студент, одаренный скрипач. Рассказчик входит в липовый сад Ярцевых. Ночь спокойна, а рассказчику грустно. Все вокруг шуршит, дышит, пищит, мерцает. А он лишь наблюдатель этой непонятной тайной жизни.

После такой ночи рассказчик впервые вернулся домой счастливым, успокоенным.

Сюжет

Устав от города, рассказчик летней ночью идет на природу. Но и природе он чужой. Он не может разгадать загадку ее красоты, тайной жизни. Он слышит, как студент Ярцев играет на скрипке. Вначале в его музыке звучит попытка выразить природу. А потом – мощный гимн человеку, красоте его сердца, борьбе, мечте, надежде. Рассказчику вновь хочется жить.

Отзыв

Обычно, если человеку плохо среди людей, за новыми силами он идет на природу. В рассказе все не так. Природа для рассказчика сфинкс, загадка, а не друг. Все примиряет музыка. И все встает на свои места. Красоты, смысла и тайны в человеческой жизни не меньше, чем в природе.
Тема противопоставления города и природы, силы искусства, таланта. Рассказ учит задумываться о себе и своем месте в мире. Учит верить в свои силы, не опускать руки, помнить, что ты не один, люди придут на помощь, а после горя еще будет радость.

Главные герои

  • Рассказчик — философ, тонко чувствующий, мыслящий человек.

Другие персонажи

  • Ярцев — студент, молодой человек, талантливый скрипач, чья игра пробудила в рассказчика высокие чувства.

Краткое содержание

Рассказчик отправился гулять за город. Отойдя на приличное расстояние, он слушал лишь обрывки звуков городской жизни: смутный шум, музыку, взрывы ракет и римских свечей. За городом пространство наполняли совсем иные звуки: тихие трели перепелов, волнение бескрайнего ржаного поля, дуновение тёплого летнего ветерка.

Прогуливаясь, рассказчик подошёл к усадьбе старухи-помещицы Ярцевой. С ней жил только её сын, юный студент. Говорили, что он прекрасно играет на скрипке, и пользуется большой популярностью у местных барышень.

Заключение

Произведение учит лучше понимать себя, чтобы определить своё место в этой жизни. Кроме того, автор напоминает, какую важную роль играет искусство, способное привнести в жизнь удивительную гармонию и красоту.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок по родной литературе в 9 классе «Красота и сила музыки в рассказе В. Вер.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок по родной литературе в 9 классе «Красота и сила музыки в рассказе В. Вер.

Цели урока: 1. Учить старшеклассников определять идею художественного произве.

Цели урока: 1. Учить старшеклассников определять идею художественного произведения. 2. Развивать навыки анализа прозаического текста. 3. Способствовать формированию чувства прекрасного у учащихся.

В.Викентьев – первый псевдоним писателя, которым он пользовался до 1892 года.

Над рассказом В.Вересаев работал в начале лета 1887 года в Туле во время кани.

Критика единодушно сходилась на том, что «рассказы В.Вересаева сразу же выдел.

В 1895 году рассказ подвергся серьёзной переработке: было устранено резкое пр.

У природы есть своя единая жизнь, тайная и неуловимая; что за изменяющимися з.

У природы есть своя единая жизнь, тайная и неуловимая; что за изменяющимися звуками и красками стоит какая-то вечная, неизменная и до отчаяния непонятная КРАСОТА.

Я чувствую – эта красота недоступна мне, я не способен воспринять её во всей.

Я чувствую – эта красота недоступна мне, я не способен воспринять её во всей целости; и то немногое, что она мне даёт, заставляет только мучиться по остальному.

Спокойно мерцали звёзды, спокойно молчала ночь, и всё вокруг дышало тою же у.

Спокойно мерцали звёзды, спокойно молчала ночь, и всё вокруг дышало тою же уверенностью в себе , нетревожною и до страдания загадочною красотою.

Звуки лились робко, неуверенно. Они словно искали чего-то, словно силились вы.

Звуки лились робко, неуверенно. Они словно искали чего-то, словно силились выразить что-то, что выразить были не в силах. Не самою мелодией приковывали они к себе внимание… а именно этим исканием, томлением по чем-то другом, что невольно ждалось впереди…

…и всё кругом замерло и притихло. Над всем властно царили несшиеся из флигеля.

…и всё кругом замерло и притихло. Над всем властно царили несшиеся из флигеля звуки маленького, слабого инструмента, и эти звуки, казалось, гремели над землею, как раскаты грома.

Та же ночь стояла передо мною в своей прежней загадочной красоте. Но я смотре.

Та же ночь стояла передо мною в своей прежней загадочной красоте. Но я смотрел на неё уже другими глазами… Теперь всё было осмысленно, всё было полно глубокой, дух захватывающей, но родной, понятной сердцу красоты…

И эта человеческая красота затмила, заслонила собою, не уничтожая ту красоту.

И эта человеческая красота затмила, заслонила собою, не уничтожая ту красоту, по-прежнему далёкую, по-прежнему непонятную и недоступную…

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 259 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Шедевры русской литературы XIX века

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.12.2018 8526
  • PPTX 3.8 мбайт
  • 452 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шашкова Анна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Ответы 2

+

поругание, оскорбление чего-н. заветного, святого первонач. в религиозном отношении.

+

просто добавляешь окончание «ed», example : cry+ed=cried, wash+ed=washed etc.

Другие вопросы по Литературе

Категория

По мнению одного из собеседников алисы, школа в которой она училась, была не хорошая, т.к. там не было этого дополнительного предмета.

Категория

Категория

Категория

Категория

Категория

Найдите в стихотворении учись у них у дуба у берез эпитет метафора олицетворение инверсию риторическое восхищение​.

Читайте также:

      

  • Что собой представляет структура интернет кратко информатика
  •   

  • Определите особенности школы и педагогической мысли в период великой отечественной войны
  •   

  • Что такое иерусалим история 5 класс кратко
  •   

  • Что необходимо предпринять в случае попадания огнесмеси на одежду человека кратко
  •   

  • Проектная деятельность как средство формирования знаний о зож в начальной школе

Обновлено: 09.01.2023

Предметом нашего исследования стал рассказ В. В. Вересаева «Загадка» (1887).

Вересаев Викентий Викеньтевич, настоящая фамилия — Смидович — прозаик, публицист, переводчик. В гимназические годы усиленно занимался историей, философией, много читал. После окончания гимназии он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, а получив диплом кандидата исторических наук, начал изучать медицину и работал врачом, как А. П. Чехов.

Свою литературную деятельность Вересаев начал еще в студенческие годы. В 1885 году было напечатано его первое стихотворение «Раздумье», а следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 году, были рассказы «Мерзкий мальчишка» и «Загадка».

Уже в первых произведениях Вересаева обозначились характерные особенности его творческой манеры: сосредоточенность на социально-философской проблематике своего времени, внимание к мировоззренческим вопросам. Человек большой чуткой совести, он с глубоким сочувствием и пристальным вниманием относился к идейным исканиям передовой дореволюционной русской интеллигенции, которые с большой глубиной и мастерством отразил в своих произведениях.

Вересаев жил в сложное время, в период политической борьбы и общественных катаклизмов, он менял свое отношение к тем или иным социальным силам России, но никогда не расставался с мечтой о гармоничном человеке, об обществе людей-братьев. Эта идея о гармонии и братстве очень актуальна сегодня, но произведения Вересаева непопулярны среди нынешней молодежи, их не изучают в школе. Поэтому мы выбрали для анализа небольшой рассказ «Загадка».

Литературы о творчестве В. В. Вересаева очень мало. Мы обратились к энциклопедическим материалам, а так же познакомились с монографиями И. М. Гейзер «В. В. Вересаев. Писатель-врач», в которой большее внимание уделяется медицинской деятельности Вересаева, и Г. А. Бровман «В. В. Вересаев»: в этих источниках о рассказе «Загадка» только упоминается.

Цель работы: проанализировать рассказ «Загадка», выявляя особенности творческого стиля В. В. Вересаева.

Понятие «стиль», согласно Литературному энциклопедическому словарю, означает совокупность основных художественных особенностей, черт, свойственных творчеству того или иного писателя или художника и отличающих его от других писателей или художников.[4; 372] А. Б. Есиным стиль понимается как свойство художественной формы произведения, формы содержательной. Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее: во-первых, стиль является выражением глубокой оригинальности, во-вторых, он обладает эстетическим совершенством, в-третьих, он представляет собой содержательную форму и, наконец, является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.

Итак, можно дать такое самое общее определение стиля это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание. [2; 490]

Обратимся к рассказу «Загадка». Название его сразу интригует читателя. Загадка, — как указано в толковом словаре С. И. Ожегова, — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании, или (перен.) нечто необъяснимое, непонятное. [5; №страницы].

Своим названием автор заставляет читателей размышлять, искать объяснение происходящим событиям.

В рассказе необъяснимым и непонятным для героя оказывается мир природы и его собственное состояние.

Повествование в тексте ведется от первого лица, а субъект речи (главный герой произведения) выполняет функцию и повествователя, и персонажа одновременно. Выбранная форма повествования позволяет автору раскрыть внутренний мир героя, его сложные переживания, противоречивые мысли и чувства. Весь окружающий мир в рассказе дается через восприятие героя-повествователя. И задача автора — показать изменения в его душе, его внутренний рост.

Именно повествователь и является композиционным центром рассказа. Нам не дана его портретная характеристика, информация о социальном положении, профессии, но многое становится ясно по характеристике художественного пространства, восприятия мира этим человеком.

Все сюжетное действие определяет коллизия: противопоставление героя и окружающего мира, чувств и рассудка героя.

Развитие сюжета в рассказе связано с движением героя, его перемещением из города в мир природы и прогулкой по ночному полю. Это путешествие и предопределяет внутренние перемены героя. Не случайно появляется мотив дороги.

Вначале автор указывает художественное пространство — город. Вересаев использует различные литературные тропы, чтобы его расширить. Он создает непривлекательный образ города: «в широкой котловине города», «над окутанным пылью городом» и отмечает некоторые характерные черты: «тускло светились огни», «доносился смутный шум», «грохот дорожек и обрывки музыки». В этом мире нет тишины, покоя и свежести.

Образ города дан в рассказе как антитеза природному миру: «А кругом была тишина». Пейзаж занимает центральное место в рассказе Вересаева. Картины природы меняются, как и отношение к ним героя. Покидая город, он сразу чувствует тишину. Вначале дается картина полей, подчеркнут их «беспредельный простор». Автор не дает их подробного описания, сосредоточив внимание на переживаниях героя.

Восприятие мира, «беспредельного простора полей», «теплого ветра», «запаха зреющей ржи» вызывает в нем чувство «тоскливой неудовлетворенности». Герой не способен объяснить свое состояние, но автор уточняет, что это чувство давно знакомое, мучительное. Героя раздирают противоречия: он подмечает красоту ночной природы, желает «насладиться, упиться ею досыта», но разум его не откликается, не может понять происходящего. Развитие действия и определяет конфликт разума и чувства героя.

Выбор ночного времени не случаен. Ночь — это знак таинственности и загадочности мира. Для Ф.И. Тютчева, которого философ Николай Бердяев назвал поэтом ночной стихии, ночь — ключевой образ. Для него «день — суета, видимость; ночь — явление сущности, время Божественного откровения природы».[6; 14]. Ночью приоткрывается завеса и обнажается хаос. «Тайны, которые таит ночь, пугают человека, навевают на него ужас».[6; 14]. Эта тютчевская концепция ночи и положена Вересаевым в основу рассказа «Загадка». Строка стихотворения Тютчева используется писателем, но в измененном виде. Федор Иванович Тютчев — поэт-пантеист воспринимал природу, как живой организм, считая ее самодостаточной и самостоятельной: он писал:

Природа не слепок, не бездумный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Герой вересаевского рассказа вступает в диалог-спор с лирическим героем Тютчева, иронично относясь к одухотворению природы.

Разум героя отказывается признать тайную жизнь природы.

Далее автор сужает художественное пространство: герой-повествователь оказывается в саду помещицы Ярцевой. Пространство сада наполнено звуками, шорохами. Этот образ автор выбирает, чтобы показать многообразие «полноту природной жизни, по-прежнему непонятной и загадочной для героя».

Развитие действия — процесс пробуждает чувства, которые вызваны тайной жизнью природы, приобщиться к которой помогла музыка, ощущение сопричастности с другим человеком, тоже томившимся загадками.

Кульминационным в рассказе является эпизод восприятия героем музыки, которая показалась ему начале «грубым оскорблением окружающему», так как звуки лились робко и неуверенно. Автор показывает, как меняется звучание скрипки: «сдерживаемые рыдания» сменяются «резкими — бешеными звуками, перебивающими друг друга».

Этот аккорд воспринимается героем как освобождение пленника. Обращает на себя внимание выразительное сравнение: как будто в этот момент все меняется в герое. Он, задержав дыхание, слушает, и природа для него оживает: «ночь молчала и тоже прислушивалась к вихрю чуждых ей, страстных, негодующих звуков». Огромное количество олицетворений, метафор создают образ таинственной жизни, вечно движущейся и одухотворенной. Теперь для героя природа есть «прекрасный беззвучный аккомпанемент к тем боровшимся, страдавшим звукам». Он осмысливает красоту человека, существующую рядом с той, «по-прежнему далекой, по-прежнему непонятной и недоступной красотой природы». Разум героя откликается, и он открывает великую тайну и загадку ночной природы, которая сливается в его сознании с красотой искусства.

Итак, анализ некоторых особенностей рассказа В. В. Вересаева «Загадка» позволяет сделать выводы о стиле писателя: Вересаев сосредоточен на изображении внутренних процессов, психологии человека, особое место в рассказе занимает пейзаж, который создается выразительными эпитетами, метафорами, олицетворениями.

Пейзажные зарисовки выполняют психологическую функцию, они помогают раскрыть внутренний конфликт героя. В финале автор подводит читателя к идее, что человек — дитя природы, рассудочность, порожденной цивилизацией, подавляет в нем светлые стороны, но он, все-таки, способен

Список литературы

1. Бровман Г.А. В.В. Вересаев. — М.: Советский писатель, 1959. — 366 с.

2. Введение в литературоведение/ Под ред. Л.В. Чернец. — М.: Высшая школа, 2006. — 680 с.

3. Гейзер И.М. В.В. Вересаев. Писатель-врач. — М.; 1957. — 146 с.

4. Литературный энциклопедический словарь/ Под ред. П. Николаева. — М.;

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. —

6. Шайтанов И.О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. — М.: МГУ, 1998.

Сюжет рассказа

Рассказчик, желая спрятаться от шума праздничного города, уходит гулять в поля. Он пытается найти гармонию в уединении с природой, но не может: природа видится ему таинственной и недосягаемой. Ему не нравится кажущееся равнодушие ночи, герой раздражен.

Сначала Ярцев играет робкую, неуверенную мелодию. Как будто с какой-то загадкой или намеком. Слушатель ждал, что вот-вот скрипач разыграется. Музыка полностью отразила его душевное состояние: ожидание чего-то нового, неясную тревогу перед предстоящим. Он был рад, что нашел в музыка скрипача понимание самого себя.

Но потом его музыка изменилась: стала громкой, торжественной. В этот момент автор испытал настоящий восторг и радость. С такой бодрой и сильной мелодией автор почувствовал в себе силы жить дальше, его тревогу как рукой сняло. Рассказчик после прогулки вернулся домой удовлетворенным и счастливым.

Следующая загадка

Коллизия произведения в том, что персонаж противопоставлен окружающему миру, природе. А также чувства противопоставляются рассудку. Город — природе. Герой перемещается из города в мир природы, в связи с полученными впечатлениями, меняется и сам. Не случайно, в рассказе есть символ дороги (путь, перемена).

Ночная прогулка в поле — это то время, когда меняется сознание повествователя. И время «ночь» дается не случайно. Это время таинственности и загадки.

Между тем, как чувства переполняют персонажа, когда он сближается с природой, его разум отрицает идею ее одухотворенности, которую в своих стихах передавал Тютчев. Он ведет внутренний диалог-спор с лирическим героем произведений Тютчева.

Далее герой перемещается в сад, где через звуки природы ему показано все ее разнообразие. Художественное пространство сужается.

В итоге, герой через услышанную музыку, надо отметить, что вначале он ее воспринял как оскорбление окружающему, приобщается к природе. Это и является кульминацией рассказа.

Смысл рассказа

Этот рассказ о целительном воздействии на человеческую душу природы и музыки. В какой-то момент рассказчик, житель большого города, начал испытывать усталость. Он пошел гулять ночью в поле, подальше от города. Возможно, на тот момент в его жизни происходило что-то, тревожащее его, в голове был хоровод непонятных мыслей.

Вначале настроение героя было раздраженным, нервным. Он пытался найти гармонию в душе в темной, молчаливой ночи, но природа не давала желаемого успокоения. Наоборот, ее равнодушие и загадочность усиливало внутреннее смятение и раздражение. Когда рассказчик услышал музыку, которую начал играть юный скрипач, его раздражение еще больше усилилось: как искусственный звук, созданный человеком, посмел вторгнуться в тишину ночи? Но, прислушавшись, герой понял, что скрипач полностью отразил в своей мелодии его душевное состояние: тревогу, нерешительность, сомнения.

Следующая загадка

Предметом нашего исследования стал рассказ В. В. Вересаева «Загадка» (1887).

Вересаев Викентий Викеньтевич, настоящая фамилия — Смидович — прозаик, публицист, переводчик. В гимназические годы усиленно занимался историей, философией, много читал. После окончания гимназии он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, а получив диплом кандидата исторических наук, начал изучать медицину и работал врачом, как А. П. Чехов.

Свою литературную деятельность Вересаев начал еще в студенческие годы. В 1885 году было напечатано его первое стихотворение «Раздумье», а следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 году, были рассказы «Мерзкий мальчишка» и «Загадка».

Уже в первых произведениях Вересаева обозначились характерные особенности его творческой манеры: сосредоточенность на социально-философской проблематике своего времени, внимание к мировоззренческим вопросам. Человек большой чуткой совести, он с глубоким сочувствием и пристальным вниманием относился к идейным исканиям передовой дореволюционной русской интеллигенции, которые с большой глубиной и мастерством отразил в своих произведениях.

Вересаев жил в сложное время, в период политической борьбы и общественных катаклизмов, он менял свое отношение к тем или иным социальным силам России, но никогда не расставался с мечтой о гармоничном человеке, об обществе людей-братьев. Эта идея о гармонии и братстве очень актуальна сегодня, но произведения Вересаева непопулярны среди нынешней молодежи, их не изучают в школе. Поэтому мы выбрали для анализа небольшой рассказ «Загадка».

Литературы о творчестве В. В. Вересаева очень мало. Мы обратились к энциклопедическим материалам, а так же познакомились с монографиями И. М. Гейзер «В. В. Вересаев. Писатель-врач», в которой большее внимание уделяется медицинской деятельности Вересаева, и Г. А. Бровман «В. В. Вересаев»: в этих источниках о рассказе «Загадка» только упоминается.

Цель работы: проанализировать рассказ «Загадка», выявляя особенности творческого стиля В. В. Вересаева.

Понятие «стиль», согласно Литературному энциклопедическому словарю, означает совокупность основных художественных особенностей, черт, свойственных творчеству того или иного писателя или художника и отличающих его от других писателей или художников.[4; 372] А. Б. Есиным стиль понимается как свойство художественной формы произведения, формы содержательной. Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее: во-первых, стиль является выражением глубокой оригинальности, во-вторых, он обладает эстетическим совершенством, в-третьих, он представляет собой содержательную форму и, наконец, является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.

Итак, можно дать такое самое общее определение стиля это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание. [2; 490]

Обратимся к рассказу «Загадка». Название его сразу интригует читателя. Загадка, — как указано в толковом словаре С. И. Ожегова, — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании, или (перен.) нечто необъяснимое, непонятное. [5; №страницы].

Своим названием автор заставляет читателей размышлять, искать объяснение происходящим событиям.

В рассказе необъяснимым и непонятным для героя оказывается мир природы и его собственное состояние.

Повествование в тексте ведется от первого лица, а субъект речи (главный герой произведения) выполняет функцию и повествователя, и персонажа одновременно. Выбранная форма повествования позволяет автору раскрыть внутренний мир героя, его сложные переживания, противоречивые мысли и чувства. Весь окружающий мир в рассказе дается через восприятие героя-повествователя. И задача автора — показать изменения в его душе, его внутренний рост.

Именно повествователь и является композиционным центром рассказа. Нам не дана его портретная характеристика, информация о социальном положении, профессии, но многое становится ясно по характеристике художественного пространства, восприятия мира этим человеком.

Все сюжетное действие определяет коллизия: противопоставление героя и окружающего мира, чувств и рассудка героя.

Развитие сюжета в рассказе связано с движением героя, его перемещением из города в мир природы и прогулкой по ночному полю. Это путешествие и предопределяет внутренние перемены героя. Не случайно появляется мотив дороги.

Вначале автор указывает художественное пространство — город. Вересаев использует различные литературные тропы, чтобы его расширить. Он создает непривлекательный образ города: «в широкой котловине города», «над окутанным пылью городом» и отмечает некоторые характерные черты: «тускло светились огни», «доносился смутный шум», «грохот дорожек и обрывки музыки». В этом мире нет тишины, покоя и свежести.

Образ города дан в рассказе как антитеза природному миру: «А кругом была тишина». Пейзаж занимает центральное место в рассказе Вересаева. Картины природы меняются, как и отношение к ним героя. Покидая город, он сразу чувствует тишину. Вначале дается картина полей, подчеркнут их «беспредельный простор». Автор не дает их подробного описания, сосредоточив внимание на переживаниях героя.

Восприятие мира, «беспредельного простора полей», «теплого ветра», «запаха зреющей ржи» вызывает в нем чувство «тоскливой неудовлетворенности». Герой не способен объяснить свое состояние, но автор уточняет, что это чувство давно знакомое, мучительное. Героя раздирают противоречия: он подмечает красоту ночной природы, желает «насладиться, упиться ею досыта», но разум его не откликается, не может понять происходящего. Развитие действия и определяет конфликт разума и чувства героя.

Выбор ночного времени не случаен. Ночь — это знак таинственности и загадочности мира. Для Ф.И. Тютчева, которого философ Николай Бердяев назвал поэтом ночной стихии, ночь — ключевой образ. Для него «день — суета, видимость; ночь — явление сущности, время Божественного откровения природы».[6; 14]. Ночью приоткрывается завеса и обнажается хаос. «Тайны, которые таит ночь, пугают человека, навевают на него ужас».[6; 14]. Эта тютчевская концепция ночи и положена Вересаевым в основу рассказа «Загадка». Строка стихотворения Тютчева используется писателем, но в измененном виде. Федор Иванович Тютчев — поэт-пантеист воспринимал природу, как живой организм, считая ее самодостаточной и самостоятельной: он писал:

Природа не слепок, не бездумный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Герой вересаевского рассказа вступает в диалог-спор с лирическим героем Тютчева, иронично относясь к одухотворению природы.

Разум героя отказывается признать тайную жизнь природы.

Далее автор сужает художественное пространство: герой-повествователь оказывается в саду помещицы Ярцевой. Пространство сада наполнено звуками, шорохами. Этот образ автор выбирает, чтобы показать многообразие «полноту природной жизни, по-прежнему непонятной и загадочной для героя».

Развитие действия — процесс пробуждает чувства, которые вызваны тайной жизнью природы, приобщиться к которой помогла музыка, ощущение сопричастности с другим человеком, тоже томившимся загадками.

Кульминационным в рассказе является эпизод восприятия героем музыки, которая показалась ему начале «грубым оскорблением окружающему», так как звуки лились робко и неуверенно. Автор показывает, как меняется звучание скрипки: «сдерживаемые рыдания» сменяются «резкими — бешеными звуками, перебивающими друг друга».

Этот аккорд воспринимается героем как освобождение пленника. Обращает на себя внимание выразительное сравнение: как будто в этот момент все меняется в герое. Он, задержав дыхание, слушает, и природа для него оживает: «ночь молчала и тоже прислушивалась к вихрю чуждых ей, страстных, негодующих звуков». Огромное количество олицетворений, метафор создают образ таинственной жизни, вечно движущейся и одухотворенной. Теперь для героя природа есть «прекрасный беззвучный аккомпанемент к тем боровшимся, страдавшим звукам». Он осмысливает красоту человека, существующую рядом с той, «по-прежнему далекой, по-прежнему непонятной и недоступной красотой природы». Разум героя откликается, и он открывает великую тайну и загадку ночной природы, которая сливается в его сознании с красотой искусства.

Итак, анализ некоторых особенностей рассказа В. В. Вересаева «Загадка» позволяет сделать выводы о стиле писателя: Вересаев сосредоточен на изображении внутренних процессов, психологии человека, особое место в рассказе занимает пейзаж, который создается выразительными эпитетами, метафорами, олицетворениями.

Пейзажные зарисовки выполняют психологическую функцию, они помогают раскрыть внутренний конфликт героя. В финале автор подводит читателя к идее, что человек — дитя природы, рассудочность, порожденной цивилизацией, подавляет в нем светлые стороны, но он, все-таки, способен

Список литературы

1. Бровман Г.А. В.В. Вересаев. — М.: Советский писатель, 1959. — 366 с.

2. Введение в литературоведение/ Под ред. Л.В. Чернец. — М.: Высшая школа, 2006. — 680 с.

3. Гейзер И.М. В.В. Вересаев. Писатель-врач. — М.; 1957. — 146 с.

4. Литературный энциклопедический словарь/ Под ред. П. Николаева. — М.;

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. —

6. Шайтанов И.О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. — М.: МГУ, 1998.

Следующая загадка

Смысл рассказа "Загадка" Вересаева

Смысл книги

Читайте также:

      

  • Загадка про родник для детей
  •   

  • У матери 4 сына север юг восток загадка
  •   

  • Загадка 22222 15 решить
  •   

  • Творчество загадки иллюзии правда
  •   

  • Загадка в белом сарафане встала на поляне

  • Идея рассказа живое пламя
  • Идея рассказа ермолай и мельничиха
  • Идея рассказа драгунского он живой и светится
  • Идея рассказа двое в декабре
  • Идея рассказа гуси лебеди воробьев