0
Щедрин «Баран-непомнящий», кто главные герои, какая главная мысль?
Читайте также
Если совсем кратко пересказывать содержание рассказа «Механическое правосудие», то суть сюжета заключена в том, что некий господин, член Министерства образования, делает доклад перед дворянским собранием о несовершенстве существующего наказания. Он убеждён в том, существующие ныне меры ущемляют человеческое достоинство и вызывают ненависть, как у исполнителя приговора, так и у наказуемого. Альтернативой предлагается механическая машина для порки, которая работает от брошенного в нее металлического предмета, имеющая разные степени силы удара. При этом весь процесс наказания автоматизирован и остановить аппарат может только обладатель ключа, которых всего два: у директора заведения, которое приобрело машину и у разработчика.
- Агрегат предназначен для всех: от школьника до арестанта, т.е. универсален. Далее оратор предлагает повести демонстрационный опыт, и тут случается оказия — из его рук выпадают золотые часы, которые запускают механизм возмездия в действие! Только подопытным экспонатом служит не кожаный манекен, а сам лектор, стоящий на подножке машины.
- Так как тяжесть упавших часов велика, то порка продолжается гораздо дольше расчетного времени, останавливают машину лишь с помощью вызванных пожарных, которые топорами разламывают этот бездушный механизм. Бедолагу вытаскивает из цепких щупалец устройства и отвозят домой. Он долго болеет, а выздоровев становится самым гуманным преподавателем латыни и греческого, более не возвращаясь к теме механического правосудия.
В принципе отзыв для читательского дневника готов. Остаётся добавить, что главный герой у нас один — это оратор (педагог). И главная мысль произведения заключена в том, что прежде, чем говорить о прелестях нововведений, необходимо опробовать их на своей «шкуре»!
Главным героем былины так называемого новгородского цикла под названием «Садко» оказывается этот самый Садко, которого в тексте былины часто называют Богатым гостем и купцом. Все остальные герои этой былины второстепенные.
Это морской царь, которому приглянулась игра тогда еще бедного гусляра Садко и он подсказал тому как разбогатеть.
Это Микола Можайский, святой угодник Николай, который помогает Садко добрым советом, когда тот оказывается во дворце морского царя.
Ну и это наверное девушка Чернава, которую Садко выбрал себе в жены.
Ну а главная мысль этой былины в том, что каждый из нас сам кузнец своего счастья. Если бы не научился Садко в свое время играть на гуслях. не стал бы он известным музыкантом и не приглянулся бы морскому царю. А не подскажи ему морской царь про золотых рыб, не стал бы Садко купцом. Не отправившись на морское дно, не нашел бы себе Садко невесту-красавицу.
Главную мысль этой былины можно выразить такими русскими пословицами как:
Наконец, имеется в этой былине интересная мысль, что как бы ты не был богат, понимать можно как угодно: умен, красив, талантлив и прочее, ты не можешь быть богаче целого города, понимать следует народа.
Герои: Мама, красная Шапочка, Волк, охотник.
Эта сказка говорит, что девушкам не следует быть слишком доверчивыми, потому что все может быть намного хуже, чем случилось с Красной шапочкой, ведь она не только себе плохо сделала, но и бабушке.
Очень интересная и замечательная сказка.
Главными героинями являются две сестры, одну из них звали Беляночка (в других переводах Белоснежка), а вторую — Розочка (по — другому Краснозорька). Обо девочки были трудолюбивыми, добрыми и не обидчивыми. А главное — любили друг друга, всегда были вместе.
Медведь, а в действительности заколдованный принц, также является главным героем. Приходил к девочкам домой каждый день. В последствии женился на Беляночке.
Гном — очень злой, противный, неблагодарный. Несколько раз девочки спасали его, а он в ответ только грубил и кричал. Позже медведь его убил.
Главная мысль сказки: нужно быть трудолюбивым, сострадательным, бережно относиться к семье, близким, помогать окружающим вне зависимости — отблагодарят они или нет.
<hr />
Здесь (нажмите) можете найти подходящие к сказке пословицы, чему учимся.
Рассказ «Свидание» был написан Тургеневым в 1879 году.
Рассмотрим главных героев:
Акулина — девушка простая, из простонародья. Но в то же время автор пытается показать ее красоту на протяжении всего рассказа, видно что она нравится рассказчику.
Виктор — молодой человек, который наоборот богат, но в душе он, наоборот, беден. Автор показывает, что ему Виктор не нравится.
Виктор совершенно не имеет хороших манер, общается с людьми очень груб.
Охотник — именно этот герой ведёт повествование, говорит свои мысли по поводу различных поступков героя.
Какая главная мысль рассказа?
В рассказе мы видим глазами охотника сцену свидания девушки — Крестьянки Акулины и богатого Виктора.
Охотник наблюдает за сценой и видит то насколько пренебрижительно относится Виктор к Акулине, а она в свою очередь испытывает к нему самые светлые чувства.
Виктор же растаптывает все ее чувства, чем очень сильно ранил ее сердце.
В конце девушка не услышав от Виктора ни единого хорошего слова убежала и выронила цветы, которые были у неё в руках с самого начала.
Охотник потом сохранил у себя эти цветы, думая о девушках, которые тратят время на ненужных людей. В этом и заключается смысл, что не стоит тратить время на низких людей.
- Краткие содержания
- Салтыков-Щедрин
- Баран-непомнящий
Были ли когда-либо бараны дикими? Никто и не помнит уже, ведь с глубокой древности выращивают этих животных. Сами же бараны помнят о вольной жизни смутно, да и то не все. Чем старше становится зверь, тем сильнее тускнеют воспоминания, пока не становится он истинно мудрым – не помнящим и не осознающим ничего, кроме сена, травы и пойла.
Однажды некий баран увидел странный сон. Но не запомнил его и стал мучиться воспоминаниями. Спросил он овцу, что же это было, но той сны никогда не снились, да и вообще, не пристало такому заморскому барану раздумывать.
А баран действительно был породистый и дорогой. Привез его один помещик для выведения тонкорунных овец.
Пока не приснился сон, был баран, как и все остальные. А потом стал отдаляться от овец, о чем-то размышлять и тосковать. За что и получил презрительное прозвище «философ».
Пастухи пытались его лечить – выстригли и наказали. Но расчеты их не сбылись, и баран в ту же ночь снова сон увидел. И опять ничего не запомнил. В предчувствии неизведанного метался он и ощущал, как внутри что-то зажглось в предвкушении. Мерещились ему простор, свет, свобода – но не знал он, что это такое.
Старый овчар Никита догадывался о происходящих с бараном вещах, но молчал, лишь изредка приговаривая, что если родился в бараньем сословии, то в нем и жить надо.
Но не могло барана удовлетворить его нынешнее окружение, чувствовал он в себе какое-то другое «сословие». Стал он тревожным, а потом все чаще и чаще погружался в сон в поисках воспоминаний.
С каждым днем он тощал все сильнее. Баринрешил пусть сам по себе доживает.
И однажды свершился тот момент. Баран постиг тайну своих снов. Подхватился на ноги, заблеял и околел сразу же.
Как сказал впоследствии хозяин, «ежели ты баран, так и оставайся бараном…».
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Популярные сегодня пересказы
- Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого — краткое содержание
Повествование начинается с того, что автор рассказывает о своих родителях, которые были достаточно честными и приятными людьми, они старались вкладывать в своего сына только лучшее, не были никогда такого - Пунин и Бабурин — краткое содержание рассказа Тургенева
На всем протяжении произведения рассказчик повествует нам о том, каким образом судьба свела его с Пуниным и Бабуриным. Действие всех событий начинается с 1830 года. Наш герой проживал у бабушки по причине того - Гобсек — краткое содержание повести Бальзака
Салон виконтессы де Гранлье, именно там начинается рассказ стряпчего Дервиля про ростовщика по имени Гобсек. Дервиль говорит о том, что в молодости был знаком с Гобсеком, ростовщиком с жёлтыми глазами - Клад Горшок — краткое содержание пьесы Плавт
Бедняк Эвклион нашел горшочек с золотом, но бедняк не знает как распоряжаться с золотом и он просто прячет его поблизости, снова закапывает. При этом он не просто закопал найденный клад, но теперь и невероятно нервничает
Баран-непомнящий
«Домашние бараны с незапамятных времен живут в порабощении у человека; их настоящие родоначальники неизвестны.» — Брэм
Были ли когда-нибудь домашние бараны «вольными» — история об этом умалчивает. В самой глубокой древности патриархи уже обладали стадами прирученных баранов, и затем, через все века, баран проходит распространенным по всему лицу земли в качестве животного, как бы нарочито на потребу человека созданного. Человек, в свою очередь, создает целые особые породы баранов, почти не имеющие между собою ничего общего. Одних воспитывают для мяса, других — для сала, третьих — ради теплых овчин, четвертых — ради обильной и мягкой волны.
Сами домашние бараны, конечно, всего меньше о вольном прародителе своем помнят, а просто знают себя принадлежащими к той породе, в которой застал их момент рождения. Этот момент составляет исходную точку личной бараньей истории, но даже и он постепенно тускнеет, по мере вступления барана в зрелый возраст. Так что истинно мудрым называется только тот баран, который ничего не помнит и не сознает, кроме травы, сена и месятки,
предлагаемых ему в пищу.
Однако грех да беда на кого не живет. Спал однажды некоторый баран и увидел сон. Должно быть, не одну месятку во сне видел, потому что проснулся тревожный и долго глазами чего-то искал.
Стал он припоминать, что такое случилось; но, хоть убей, ничего вспомнить не мог. Даль какая-то, серебряным светом подернутая, и больше ничего. Только смутное ощущение этой бесформенной серебряной дали и осталось в нем, но никакого определенного очертания, ни одного живого образа…
— Овца! а, овца! что я такое во сне видел? — спросил он лежащую рядом овцу, которая, яко воистину овца, отроду снов не видала.
— Спи, выдумщик! — сердито отвечала овца, — не для того тебя из-за моря привезли, чтоб сны видеть да модника из себя представлять!
Баран был породистый английский меринос. Помещик Иван Созонтыч Растаковский шальные деньги за него заплатил и великие на него надежды возлагал. Но, конечно, не для того он его из-за моря вывез, чтоб от него поколение умных баранов пошло, а для того, чтоб он создал для своего хозяина стадо тонкорунных овец.
И в первое время по приезде его на место баран действительно зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Ни о чем он не рассуждал, ничем не интересовался, даже не понимал, куда и зачем его привезли, а просто-напросто жил да поживал. Что же касается до вопроса о том, что такое баран и какие его права и обязанности, то баран не только никаких пропаганд по этому предмету не распространял, но едва ли даже подозревал, что подобные вопросы могут бараньи головы волновать. Но это-то именно и помогало ему выполнять баранье дело настолько пунктуально и добросовестно, что Иван Созонтыч и сам нарадоваться на него не мог, и соседей любоваться водил: «Смотрите!»
И вдруг этот сон… Что это был за сон, баран решительно не мог сообразить. Он чувствовал только, что в существование его вторглось нечто необычное, какая-то тревога, тоска. И хлев у него, по-видимому, тот же, и корм тот же, и то же стадо овец, предоставленное ему для усовершенствования, а ему ни до чего как будто бы дела нет. Бродит он по хлеву, как потерянный, и только и дела блеет:
— Что такое я во сне видел? растолкуйте мне, что такое я видел?
Но овцы не выказывали ни малейшего сочувствия к его тревогам и даже не без ядовитости называли его умником и филозофом, что, как известно, на овечьем языке имеет значение худшее, нежели «моветон».
С тех пор, как он начал сны видеть, овцы с горечью вспоминали о простом, шленской породы, баране, который перед тем четыре года сряду ими помыкал, но под конец, за выслугу лет, был определен на кухню и там без вести пропал (видели только, как его из кухни на блюде, с триумфом, в господский дом пронесли). То-то был настоящий служилый баран! Никогда никаких снов он не видел, никаких тревог не ощущал, а делал свое дело по точному разуму бараньего устава — и больше ничего знать не хотел. И что же! его, старого и испытанного слугу, уволили, а на его место определили какого-то празднолюбца, мечтателя, который с утра до вечера неведомо о чем блеет, а они, овцы, между тем ходят яловы!
— Совсем нас этот аглецкой олух не совершенствует! — жаловались овцы овчару Никите, — как бы нам за него, за фофана, перед Иваном Созонтычем в ответе не быть?
— Успокойтесь, милые! — обнадежил их Никита, — завтра мы его выстрижем, а потом крапивой высечем — шелковый будет!
Однако расчеты Никиты не оправдались. Барана выстригли, высекли, а он в ту же ночь опять сон увидел.
С этих пор сны не покидали его. Не успеет он ноги под себя подогнуть, как дрема уже сторожит его, не разбирая, день или ночь на дворе.
И как только он закроет глаза, то весь словно преобразится, и лицо у него словно не баранье сделается, а серьезное, строгое, как у старого, благомысленного мужичка из тех, что в старинные годы «министрами» называли. Так что всякий, кто ни пройдет мимо, непременно скажет: «Не на скотном дворе этому барану место — ему бы бурмистром следовало быть!»
Тем не менее, сколько он ни подстерегал себя, чтобы восстановить в памяти только что виденный сон, усилия его по-прежнему оставались напрасными.
Он помнил, что во сне перед ним проходили живые образы и, даже целые картины, созерцание которых приводило его в восторженное состояние; но как только бодрственное состояние возвращалось, и образы и картины исчезали неведомо куда, и он опять становился заурядным бараном. Вся разница заключалась лишь в том, что прежде он бодро шел навстречу своему бараньему делу, а теперь ходил ошеломленный, чего-то сдуру искал, а чего именно — сам себе объяснить не мог… Баран, да еще меланхолик — что, кроме ножа, может ожидать его в будущем?!
Но, кроме перспективы ножа, положение барана и само по себе было мучительно. Нет боли горшей, нежели та, которую приносят за собой бессильные порывания от тьмы к свету встревоженной бессознательности. Пристигнутое внезапной жаждой бесформенных чаяний, бедное, подавленное существо мечется и изнемогает, не умея определить ни характера этих чаяний, ни источника их. Оно чувствует, что сердце его объято пламенем, и не знает, ради чего это пламя зажглось; оно смутно чует, что мир не оканчивается стенами хлева, что за этими стенами открываются светлые, радужные перспективы, и не умеет наметить даже признаки этих перспектив; оно предчувствует свет, простор, свободу — и не может дать ответа на вопрос, что такое свет, простор, свобода…
По мере учащения снов, волнение барана все больше и больше росло. Ниоткуда не видел он ни сочувствия, ни ответа. Овцы с испугу жались друг к другу при его приближении; овчар Никита хотя, по-видимому, и знал нечто, но упорно молчал. Это был умный мужик, который до тонкости проник баранье дело и признавал для баранов только одну обязательную аксиому:
— Коли ты в бараньем сословии уродился, — говорил он солидно, — в ем, значит, и живи!
Но именно этого-то баран и не мог выполнить. Именно «сословие»-то его и мучило, не потому, что ему худо было жить, а потому, что с тех пор, как он стал сны видеть, ему постоянно чуялось какое-то совсем другое «сословие».
Он не был в состоянии воспроизвести свои сны, но инстинкты его были настолько возбуждены, что, несмотря на неясность внутренней тревоги, поднявшейся в его существе, он уже не мог справиться с нею.
Тем не менее, с течением времени, тревоги его начали утихать, и он как будто даже остепенел. Но успокоение это не было последствием трезвого решения вступить на прежнюю баранью колею, а, напротив, скорее свидетельствовало об общем обессилении бараньего организма. Поэтому и пользы от него не вышло никакой.
Баран, — очевидно, с предвзятым намерением, — с утра до вечера спал, как будто искал обрести во сне те сладостные ощущения, в восстановлении которых отказывала ему бодрственная действительность…
В то же время он с каждым днем все больше и больше чах и хирел, и наконец сделался до того поразительно худ, что глупые овцы, завидев его, начинали чихать и насмешливо между собой перешептываться. И по мере того, как неразгаданный недуг овладевал им, лицо его становилось осмысленнее и осмысленнее. Овчары все до единого жалели о нем. Все знали, что он честный и добрый баран, и что ежели он не оправдал хозяйских надежд, то не по своей вине, а единственно потому, что его постигло какое-то глубокое несчастье, вовсе баранам не свойственное, но в то же время, — как многие инстинктивно догадывались, — делающее ему лично великую честь.
Сам Иван Созонтыч сочувственно относился к страданиям барана. Не раз овчар Никита намекал, что самая лучшая развязка в таком загадочном деле — нож, но Растаковский упорно отклонял это предложение.
— Плакали мои денежки, — говорил он, — но не затем я их платил, чтобы шкурой его воспользоваться. Пускай своей смертью умрет!
И вот вожделенный момент просияния наступил. Над полями мерцала теплая, облитая лунным светом, июньская ночь; тишина стояла кругом непробудная; не только люди притаились, но и вся природа как бы застыла в волшебном оцепенении.
В бараньем загоне все спало. Овцы, понурив головы, дремали около изгороди. Баран лежал одиноко, посередке загона. Вдруг он быстро и тревожно вскочил. Выпрямил ноги, вытянул шею, поднял голову кверху и всем телом дрогнул. В этом выжидающем положении, как бы прислушиваясь и всматриваясь, простоял он несколько минут, и затем сильное, потрясающее блеянье вырвалось из его груди…
Заслышав эти торжественно-агонизирующие звуки, овцы в испуге повскакали с своих мест и шарахнулись в сторону. Сторожевой пес тоже проснулся и с лаем бросился приводить в порядок всполошившееся стадо. Но баран уже не обращал внимания на происшедший переполох: он весь ушел в созерцание.
Перед тускнеющим его взором воочию развернулась сладостная тайна его снов…
Еще минута — и он дрогнул в последний раз. Засим ноги сами собой подогнулись под ним, и он мертвый рухнул на землю.
Иван Созонтыч был очень смертью его огорчен.
— И что за причина такая? — сетовал он вслух, — все был баран как баран, и вдруг словно его осетило… Никита! ты пятьдесят лет в овчарах состоишь, стало быть, должен дурью эту породу знать: скажи, отчего над ним такая беда стряслась?
— Стало быть, «вольного барана» во сне увидел, — ответил Никита, — увидать-то во сне увидал, а сообразить настоящим манером не мог… Вот он сначала затосковал, а со временем и издох. Все равно, как из нашего брата бывает…
Но Иван Созонтыч от дальнейшего объяснения уклонился.
— Сие да послужит нам уроком! — похвалил он Никиту, — в другом месте из этого барана, может быть, козел бы вышел, а по нашему месту такое правило: ежели ты баран, так и оставайся бараном без дальних затей. И хозяину будет хорошо, и тебе хорошо, и государству приятно. И всего у тебя будет довольно: и травы, и сена, и месятки. И овцы к тебе будут ласковы… Так ли, Никита?
— Это так точно, Иван Созонтыч! — отозвался Никита.
БAPAH-HEПОМНЯЩИЙ Домашние бараны с незапамятных времен живут в порабощении у человека; их настоящие родоначальники неизвестны. Брэм Были ли когда-нибудь домашние бараны «вольными»- история об этом умалчивает. В самой глубокой древности патриархи уже обладали стадами прирученных баранов, и затем, через все века, баран проходит распространенным по всему лицу земли в качестве животного, как бы нарочито на потребу человека созданного. Человек, в свою очередь, создает целые особые породы баранов, почти не имеющие между собою ничего общего. Одних воспитывают для мяса, других — для сала, третьих — ради теплых овчин, четвертых — ради обильной и мягкой волны. Сами домашние бараны, конечно, всего меньше о вольном прародителе своем помнят, а просто знают себя принадлежащими к той породе, в которой застал их момент рождения. Этот момент составляет исходную точку личной бараньей истории, но даже и он постепенно тускнеет, по мере вступления барана в зрелый возраст. Так что истинно мудрым называется только тот баран, который ничего не помнит и не сознает, кроме травы, сена и месятки, предлагаемых ему в пищу. Однако, грех да беда на кого не живет. Спал однажды некоторый баран и увидел сон. Должно быть, не одну месятку во сне видел, потому что проснулся тревожный и долго глазами чего-то искал. Стал он припоминать, что такое случилось; но, хоть убей, ничего вспомнить не мог. Даль какая-то, серебряным светом подернутая, и больше ничего. Только смутное ощущение этой бесформенной серебряной дали и осталось в нем, но никакого определенного очертания, ни одного живого образа. . . — Овца! а овца! что я такое во сне видел? — спросил он лежащую рядом овцу, которая, яко воистину овца, отроду снов не видала. — Спи, выдумщик! — сердито отвечала овца: — не для того тебя из-за моря привезли, чтоб сны видеть да модника из себя представлять! Баран был породистый английский меринос. Помещик Иван Созонтыч Растаковский шальные деньги за него заплатил и великие на него надежды возлагал. Но, конечно, не для того он его из-за моря вывез, чтоб от него поколение умных баранов пошло, а для того, чтоб он создал для своего хозяина стадо тонкорунных овец. И в первое время по приезде его на место баран действительно зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Ни о чем он не рассуждал, ничем не интересовался, даже не понимал, куда и зачем его привезли, а просто-напросто жил да поживал. Что же касается до вопроса о том, что такое баран и какие его права и обязанности, то баран не только никаких пропаганд по этому предмету не распространял, но едва ли даже подозревал, что подобные вопросы могут бараньи головы волновать. Но это-то именно и помогало ему выполнять баранье дело настолько пунктуально и добросовестно, что Иван Созонтыч и сам нарадоваться на него не мог, и соседей любоваться водил: смотрите! И вдруг этот сон. . . Что это был за сон, баран решительно не мог сообразить. Он чувствовал только, что в существование его вторглось нечто необычное, какая-то тревога, тоска. И хлев у него, повидимому, тот же, и корм тот же, и то же стадо овец, предоставленное ему для усовершенствования, а ему ни до чего как будто бы дела нет. Бродит он по хлеву, как потерянный, и только и дела блеет: — Что такое я во сне видел? растолкуйте мне, что такое я видел? Но овцы не выказывали ни малейшего сочувствия к его тревогам и даже не без ядовитости называли его умником и филозофом, что, как известно, на овечьем языке имеет значение худшее, нежели «моветон». С тех пор, как он начал сны видеть, овцы с горечью вспоминали о простом, шленской породы, баране, который перед тем четыре года сряду ими помыкал, но под конец, за выслугу лет, был определен на кухню и там без вести пропал (видели только, как его из кухни на блюде с триумфом в господский дом пронесли). То-то был настоящий служилый баран! Никогда никаких снов он не видел, никаких тревог не ощущал, а делал свое дело по точному разуму бараньего устава — и больше ничего знать не хотел. И что же! его, старого и испытанного слугу, уволили, а на его место определили какого-то. празднолюбца, мечтателя, который с утра до вечера неведомо о чем блеет, а они, овцы, между тем ходят яловы! — Совсем нас этот аглецкой олух не совершенствует! — жаловались овцы овчару Никите: — как бы нам за него, за фофана, перед Иваном Созонтычем в ответе не быть? — Успокойтесь, милые! — обнадежил их Никита: — завтра мы его выстрижем, а потом крапивой высечем — шелковый будет! Однако, расчеты Никиты не оправдались. Барана выстригли, высекли, а он в ту же ночь опять сон увидел. С этих пор сны не покидали его. Не успеет он ноги под себя подогнуть, как дрема уже сторожит его, не разбирая, день или ночь на дворе. И как только он закроет глаза, то весь словно преобразится, и лицо у него словно не баранье сделается, а серьезное, строгое, как у старого, благомысленного мужичка из тех, что в старинные годы «министрами» называли. Так что всякий, кто ни пройдет мимо, непременно скажет: не на скотном дворе этому барану место — ему бы бурмистром следовало быть! Тем не менее, сколько он ни подстерегал себя, чтобы восстановить в памяти только что виденный сон, усилия его по-прежнему оставались напрасными. Он помнил, что во сне перед ним проходили живые образы и даже целые картины, созерцание которых приводило его в восторженное состояние; но как только бодрственное состояние возвращалось, и образы, и картины исчезали неведомо куда, и он опять становился заурядным бараном. Вся разница заключалась лишь в том, что прежде он бодро шел навстречу своему бараньему делу, а теперь ходил ошеломленный, чего-то сдуру искал, а чего именно — сам себе объяснить не мог. . . Баран, да еще меланхолик — что, кроме ножа, может ожидать его в будущем!? Но, кроме перспективы ножа, положение барана и само по себе было мучительно. Нет боли горшей, нежели та, которую приносят за собой бессильные порывания от тьмы к свету встревоженной бессознательности. Пристигнутое внезапной жаждой бесформенных чаяний, бедное, подавленное существо мечется и изнемогает, не умея определить ни характера этих чаяний, ни источника их. Оно чувствует, что сердце его объято пламенем, и не знает, ради чего это пламя зажглось; оно смутно чует, что мир не оканчивается стенами хлева, что за этими стенами открываются светлые, радужные перспективы, и не умеет наметить даже признаки этих перспектив; оно предчувствует свет, простор, свободу — и не может дать ответа на вопрос: что такое свет, простор, свобода. . . По мере учащения снов волнение барана все больше и больше росло.
- Краткое содержание
- Салтыков-Щедрин
- Баран-непомнящий
Баран-непомнящий — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
Сказка рассказывает про баранов, которые представляют собой созданий всегда пребывающих в рабстве и зависимости. Сначала, конечно, молодой баран еще может помнить свободу и поэтому ему смутно нечто кажется, но со временем он становится все более и более непомнящим, он перестает заботиться о чем-то помимо корма, еды и других «взрослых» дел. Поэтому идеальный баран – непомнящий, такой, который ничего не помышляет помимо своего загона.
Главным героем оказывается один племенной баран, которого купили за большие деньги и привезли из другой страны, чтобы он давал тонкорунных овец. Баран этот оказывается не совсем таким как остальные и однажды ему снится какой-то сон, но он не может этот сон вспомнить, только ощущает что-то. Начинает спрашивать у овцы и других, но никто ничего не может сказать. Для них идеальный баран – непомнящий.
Он начинает искать, размышлять и его презрительно начинают называть философом. Баран не интересуется простыми делами, только пытается вспомнить сон, тогда он оказывается в немилости и его даже предлагают пустить на убой, но пастухи решают чтобы он сам помер, так как слишком много за него заплатили. Когда баран только начал размышлять, его обрили и высекли крапивой, но не помогло, размышлять он продолжил, тогда постепенно от него просто отстали.
Баран стал жить уединенно и совсем исхудал. Старый овчар понимал в чем дело, но не говорил ему. Понятно, что пастухи тоже не собирались ничего ему рассказывать. Тогда барану снова приснился сон, который он не запомнил, но ощутил нечто совершенно другое, не похожее на его мир.
Овчар назидательно говорил о том, что барану нужно держаться своего сословия и не стараться выходить за эти рамки. Баран продолжал размышлять и в итоге однажды он все понял и вспомнил свободу, но как только вспомнил, так сразу и околел. Старый овчар после этого только и сказал, что когда ты родился бараном, нужно бараном и оставаться и сословия своего держаться.
Сказка в метафорической форме рассказывает про социальное устройство и человеческую психологию. О том, как люди могут полностью забыть о собственной свободе и, самое главное, быть не способными жить, вспомнив и поняв свободу.
Также читают:
Рассказ Баран-непомнящий (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
- Нагибин
Нагибин Юрий Маркович родился в Москве 3 апреля 1920 года и прожил там же всю жизнь. Был личностью разносторонней и известен в мире своей писательской деятельностью, занимался журналистикой
- Статья Обломов роман Гончарова — краткое содержание Дружинина
Великий поэт и писатель — это всегда просветитель, творчество которого бессмертно. Русская литература не исключение. Пушкин, Гоголь и Кольцов – эта та поэтическая триада
- Серебряные коньки — краткое содержание романа Доджа
Давным-давно в Голландии в небольшом поселении недалеко от Амстердама жила очень бедная семья. Отец семейства Рааф был болен. Десять лет назад, ремонтируя плотину, он упал с высоты и ударился головой
- Как муравьишка домой спешил — краткое содержание сказки Бианки
Забрался маленький муравей на высокую берёзу и сел отдыхать на жёлтый листочек. С дерева хорошо виден родной муравейник. Но солнце скоро сядет за горизонт, надо домой возвращаться