Идея сказки белая уточка

Читательский дневник по русской народной сказке «Белая уточка»

Автор: устное народное творчество.

Название: «Белая уточка».

Число страниц: 9.

Жанр произведения: народная волшебная сказка.

Главные герои: Князь и Княгиня, Ведьма.

Второстепенные герои: детки и заморышек.

Характеристика главных героев:

Княгиня — красивая, умная, но доверчивая.

Мудрая и находчивая. Стала Уточкой.

Женщина — простая на вид, но злая и завистливая в душе.

Обманом превратила княгиню в уточку. Ведьма.

Князь — наивный и доверчивый.

Справедливый.

Вовремя понял обман ведьмы.

Характеристика второстепенных героев:

Заморышек — умный ребёнок.

Ловкий, смекалистый.

Два брата — обычные дети.

Краткое содержание сказки «Белая уточка»

Женился Князь на Княгине, но недолго длилось их счастье.

Князь уехал, а жене приказал никому не доверять.

Но поверила девушка женщине, казавшейся доброй.

А та была ведьмой и превратила жену князя в уточку.

Ведьма превратилась в девушку и стала жить с князем.

А уточка родила трёх детей, двух нормальных, а младшего заморыша.

Ведьма узнала детей уточки и решила их убить.

Но заморышек отвечал ведьме, что не спят дети.

Но ведьма всё равно убила старших братьев.

Уточка стала летать по двору и рассказывать о злодеяниях ведьмы.

Князь услышал это, велел уточке стать девушкой.

Превратилась уточка в его жену.

Скороход принёс живой воды и оживили сыновей.

А ведьму убили.

План сказки:

  1. Князь и Княгиня.
  2. Князь покидает дом.
  3. Ведьма зовёт девушку в сад.
  4. Превращение в уточку.
  5. Сыновья уточки.
  6. Замысел ведьмы.
  7. Хитрость Заморышка.
  8. Смерть сыновей.
  9. Разоблачение ведьмы.
  10. Обратное превращение и оживление.

Основная мысль произведения «Белая уточка»

Главная мысль произведения заключается в том, что следует более внимательно и осторожно общаться с посторонними людьми.

Основная идея сказки в том, что зло неминуемо будет разоблачено и наказано.

Чему учит сказка

Сказка учит нас быть осторожными и осмотрительными при общении с незнакомцами.

Учит хитрости и находчивости.

Учит верности.

Учит справедливости.

Краткий отзыв о сказке «Белая уточка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что люди часто бывают слишком доверчивы при общении с незнакомцами.

И от этого случаются самые разные беды.

Такое может произойти не только в сказке, но и в реальной жизни.

В сказке героиня доверилась незнакомой женщине и стала птицей.

В жизни, поверив незнакомым людям, можно лишиться вещей или жизни.

Это очень нужная, интересная и поучительная сказка.

В ней отразились многие народные мотивы, знакомые нам по сказке про «Сестрицу Алёнушку».

Мне понравилась главная героиня, хотя и пострадала она из-за собственной доверчивости и наивности.

Но она показала себя верной и смелой матерью, готовой на всё ради своих детей.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, не слишком ли мы доверчивые.

Ведь не все люди являются добрыми, встречаются среди них и настоящие злодеи.

Поэтому дети не должны никому доверять, если только не знают этого человека.

Пословицы к произведению:

  • Бывает и курица петухом поёт.
  • Отольются волку овечкины слёзы.
  • Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
  • Делая зло, на добро не надейся.
  • Добро не умрёт, а зло пропадёт.
  • Доверять доверяй, да почаще проверяй.

Словарь неизвестных слов:

  • Ватажиться — общаться.
  • Покои — спальня.
  • Кафтаники — каштаны.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Что, — говорит женщина, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студёная так и плещет, не искупаться ли нам здесь? —

Нет, нет, не хочу! — А там подумала: ведь искупаться не беда! —

Скинула сарафанчик и прыгнула в воду.

Только окунулась, женщина ударила её по спине:

Плыви ты, — говорит, — уточкой! —

И поплыла княгиня уточкой.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Летучий корабль»
  • «Гуси-лебеди»
  • «По щучьему велению»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Семь Симеонов»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Финист Ясный Сокол»
  • «Баба-яга»
  • «Кощей Бессмертный»
  • «Царевна Несмеяна»

Библиотека читательских дневников по русским сказкам пополняется.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

В чём смысл сказки «Белая уточка» ? Какова главная мысль?

6 ответов:



2



0

Сказка «Белая уточка» очень интересная и познавательная.

Она рассказывает об истории жизни княжеской семьи.

Князь женился на молодой девушке, а сам уехал в поход.

В его отсутствии злая волшебница завлекла княжну погулять в сад, а затем искупаться в пруду и там превратила её в уточку, а сама заняла её место.

Когда у уточки подросли три сына, ведьма решила их убить, уточка плачет, князь услышал её человеческий голос и превратил её обратно в свою жену.

Сыновей оживляют, живая и мертвая вода помогают их воскресить.

В конце сказки ведьма погибает.

Это сказка учит не доверять тем, кого мы никогда в жизни раньше не видели.

Нельзя полностью доверять незнакомцам.

Не нужно отвечать на вопросы незнакомцев или выслушивать их предложения, которые могут показаться простыми и в тоже время заманчивыми.

Не нужно принимать подарки от чужих.

Эта сказка учит осмотрительности и тому, что нужно быть осторожным.



1



0

Сказка «Белая уточка» — это сказка волшебная и потому главный смысл этой сказки в том, что добро все равно должно победить зло, что добро в любом случае сильнее зла. Эта сказка показывает нам неотвратимость возмездия, которое неминуемо настигнет любого злодея.. Так и случилось со злой колдуньей в этой сказке — привязали ее к хвосту и раскидали ее косточки по чистому полю.

Но также в этой сказке можно найти и другую основную мысль.

Это мысль о том, что нельзя прислушиваться к речам незнакомцев, какими бы ласковыми и обходительными они нам не казались. Ведь неизвестно, что на сердце у такого человека и зачем он втирается к нам в доверие. Князь это хорошо понимал, и потому строга наказал княжне:

GBc3lvpQJ4Hh6IUdirNCLbyQLCbKIH8V.png



1



0

В сказке «Белая уточка» повествуется о жене князя, которая на время осталась одна. Пришлось князю отлучиться в другие земли, а перед отъездом он наказал жене ни с кем в разговоры не вступать и остерегаться незнакомцев. Но княжна поверила обходительной и обаятельной незнакомке, которая пригласила её к озеру прогуляться, а затем превратила её в белую уточку.

После этого последовало много бед, и только через время князь сумел разоблачить ведьму и восстановить справедливость. Если бы княжна послушалась мужа, то встречи со злой женщиной можно было бы избежать.

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно остерегаться незнакомцев и не доверять их речам. Сказка учит нас быть осмотрительными и осторожными, держаться от незнакомых людей подальше и никуда с ними не ходить. Только так мы можем обезопасить себя от возможных несчастий и бед.



1



0

Главная мысль этой сказки в том, что в жизни, как правило настоящей дружбы между женщинами не бывает и одна из женщин, будет либо завидовать другой или вообще как в этой сказке, окажется ведьмой и постарается все отобрать, а саму приятельницу, которая ей доверилась как здесь жена князя, вообще уничтожить.

Однако впоследствии в этой сказке появилась и другая мысль, а именно та что в быту, муж поймет, его ли жена живет с ним или есть какая то подмена и недобросовестный человек, все равно проявит свой злой нрав и выдаст сам себя и его обнаружат. Ну а добрый человек напротив, в кого бы он не был превращен, в итоге не утратит человеческий облик.



0



0

Главная мысль сказки в том, что зависть- это худший порок у человека, от которого он совершает плохие поступки. Ведьму и погубила зависть. Обман рано или поздно раскрывается. А добро побеждает зло.



0



0

«Белая уточка» — русско народная сказка.

Сказка относится к народной и волшебной.

Главные герои сказки: Княжна; Князь; Ведьма; Сыновья Княжны.

Главная мысль сказки.

Никогда не доверяйте тем людям, которых плохо знаете, или вообще, первый раз видите их.

Чему учит сказка.

Сказка учит не доверять незнакомцам, и не разговаривать с ними, а тем более, не принимать от таких людей советы и подарки.

Читайте также

В рассказе «Замазка» действуют двое озорных мальчишек, которых зовут Шура и Костя. Оба мальчика пытаются развлечься, для чего начинают лепить из оконной замазки различные фигурки. Далее они отправляются в кинотеатр, не забыв взять с собой замазку.

В кинотеатре ребята то и дело попадают в смешные ситуации, и все они связаны со злополучным кусочком замазки. Сначала на замазку усаживается человек, затем Костя чуть не съел замазку, приняв её на пряник. После этого до конца фильма мальчишки заняты тем, что ползают в поисках замазки, которая упала на пол.

Зря ребята в кино пошли, ведь они толком ничего не увидели. А все потому, что были невнимательны, поскольку за замазкой не следили. Главная мысль рассказа сводится к тому, что нужно стараться следить за своими вещами. А если уж оплошал, то нечего ругать в этом других людей. Нужно быть ответственным за свои действия и поступки.

Главный герой сказки Воробьишко птенец, который недавно вылупился, объясняли ему мама Воробей и папа Воробей, что маленькому птенчику нужно вести себя осторожнее, по незнанию, он может погибнуть. Но Воробьишко ни разу не сталкивался с опасностью и вел себя беспечно и вывалился из гнезда, где его чуть не съела кошка.

Сказка «Воробьишко» учит послушанию, маленькие дети должны слушаться родителей, которые заботятся о своих детях и оберегают, а не просто так рассказывают, молодо — зелено, как говорится. Мама Воробей спасла птенчика, но сама пострадала.

Пословицы, которые подходят к сказке «Воробьишко»

gAISNbGiOSKPDrBZxfp8veoMTQvfzAR.png

Сказка «Воробьишко» начинается так

2FcRfFtANFdbDkuO86xHXXaqduY3K6M.png

Главными героями рассказа Николая Носова «Клякса» являются:

  1. Федя Рыбкин, веселый и беззаботный мальчик-озорник, которому пришлось озаботиться красотой своего лица.
  2. Зинаида Ивановна, учительница, которая решила проучить Федю за баловство, напугав его до полусмерти.
  3. Гриша Копейкин, приятель Феди.

<hr />

В это рассказе Федя измазал лицо тушью, все ребята очень смеялись и Федя поспешил измазать дополнительно нос. Учительница внутренне возмутилась, но внешне осталась спокойной и напугала Федю жутким предсказанием язв и волдырей. Федя содрал себе кожу с лица ластиком чуть не до костей, и только после этого учитель сжалилась и отпустила мальчика умываться.

Главная мысль этого рассказа — баловство может довести до серьезной беды, а наказание может быть очень суровым. Ну или: урок не время для баловства.

Основной темой в рассказе А.И.Куприна о чудесном докторе для меня стало противопоставление отчаяния и спасения. Эпитет же чудесный к слову доктор, в данном случае, для меня раскрывает тему, что чудо — это дело рук самих людей. Ведь Пирогов ничего не сделал сверх естественного, он просто помог, оказал содействие, проявил сострадание и сочувствие человеку, увидев в Мерцалове именно человека, а не существо, которого следует гнушаться или чураться, как тот же швейцар или барин из дома, где до своей болезни служил Мерцалов.

Отчаяние — это большая ошибка (грех) человека, ведь отец семейства своими дурным поступком (стремлением покончить жизнь самоубийством) не делал жизнь своей семьи лучше, он усугублял ее страдания еще сильнее. И хорошо, что в жизни попадаются такие люди, как доктор Пирогов, которые спасают не только от реальных язв или лихорадки, но и от душевного краха, надлома, который случился с Мерцаловым.

Порой, чтобы вернуться в жизнь с мечтами и надеждами, достаточно встретить на своем пути «чудесного доктора», который поделившись частичкой своего оптимизма и жизнелюбия, непременно вселит вам уверенность, что «Жизнь налаживается»…

Повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» это самое лучшее произведение автора. Некоторые другие тоже читала, но вот именно эта книга более всего запомнилась. В тот момент строилось новое общество, старались вырастить поколение патриотов. Ребята организовали команду во главе с Тимуром, которые помогали жителям поселка, обычным людям и семьям военнослужащих.

Каждый может увидеть положительную сторону поведения тимуровцев. Считаю, что повесть Гайдара учит сплоченности людей, особенно младшее поколение, патриотизму, верности своим принципам, любви. Хорошо, если до сих пор детям, подросткам интересно это произведение. Это говорит о том, что наши дети лучшие!

Анализ русской народной сказки «Белая уточка» для читательского дневника

08.12.2021

сказка белая уточка

В статье мы проанализируем русскую сказку «Белая уточка» для читательского дневника. В разбор вошли: описание сюжета (краткое содержание), главные герои с небольшим описанием, план пересказа, мораль (чему учит произведение) и личный отзыв (мнение) о сказке.

Автор: русский народ (записал и обработал известный фольклорист Александр Афанасьев).

Описание сюжета (краткое содержание):

Князь влюбился в красивую девушку и женился на ней. Но нужно было уехать ему по делам. Наказал он княжне из дома не выходить и с плохими людьми разговоров не вести. Но пришла в его отсутствие к его молодой жене злая ведьма, обратившаяся в образ простой женщины, выманила ее из дома, превратила в птицу — белую уточку, а сама княжной обратилась. Муж, вернувшись, не заметил подмены. А уточка родила трех сыночков – старших нормальных, а младшего – заморыша. Захотела ведьма и детей извести, заманила их в дом, напоила-накормила, а когда детки уснули, умертвила их. Уточка прилетела к деткам и стала вокруг них летать и приговаривать, что змея подколодная всех обманула. Князь услышал ее причитания, сказал заклинание, и уточка превратилась обратно в его жену. Детишек воскресили живой водой. А злую ведьму привязали к лошади, и сгинула она в поле.

Главные герои:

Князь – знатный человек, женился на любимой женщине, был обманут ведьмой.

Княжна – молодая жена князя, которую завистливая ведьма выгнала из дома и превратила в уточку.

Ведьма – злая колдунья, которая хотела занять место жены князя, поэтому превратила ее в птицу и убила ее детей.

Дети белой уточки и князя – три сына, два обычных и «заморышек», неказистый внешне, но умный и смекалистый.

План пересказа:

1.Князь женится на прекрасной девушке

2.Уезжает по делам, оставив молодую жену одну.

3.Ведьма хитростью выманивает княжну из дома и превращает ее в птицу.

4.Белая уточка живет на озере, рожает 3-сыновей.

5.Ведьма заманивает и убивает мальчиков.

6.Уточка с грустной песней кружит около мертвых детей.

7.Князь при помощи заклинания возвращает настоящий облик жене.

8.Воскресение детей при помощи живой воды.

9.Наказание ведьмы.

Мораль сказки:

Добро всегда побеждает зло, хитрая и злая ведьма наказана, справедливость торжествует. Не пытайся обманом присвоить то, что тебе не принадлежит, например, чужого мужа.

Не будь слишком доверчив, как княжна-уточка, не слушай сладких речей всяких ведьм, доверяй, но проверяй. Не подпускай слишком близко к себе незнакомых людей, вначале убедись, что этот человек не причинит тебе зла, узнай его получше.

Скука – плохой советчик. Всегда будь занят полезным и интересным делом, тогда и на опасные приключения не будет тянуть.

Слушайся старших, более мудрых и опытных людей, которым доверяешь, не будь самонадеян, как молодая княжна, которая не послушала совета мужа и поэтому попала в беду.

Отзыв:

Прекрасная, поэтичная сказка о любви князя и княжны и о планах коварной ведьмы, которым не суждено было осуществиться. О зависти и доверчивости, которых много и в реальной жизни. Произведение поучительно и полезно, читается легко. Мне очень понравилось все – и сюжет, и язык, и развязка.

Очень трогательным был момент оплакивания уточкой своих детей. Думаю, этот эпизод заставит многих деток задуматься о том, как родители, особенно мамы, переживают за них. И будут более осторожными и осмотрительными.

Другие разборы русских сказок для читательского дневника:

Морозко

Петушок и бобовое зернышко

Гуси-лебеди

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

Русская народная сказка «Белая уточка»

Жанр: волшебная народная сказка

Главные герои сказки «Белая уточка» и их характеристика

  1. Княжна, она же Белая уточка. красивая, но доверчивая, не послушалась князя и попала в беду.
  2. Князь, молодой, горячий, не смог разглядеть в ведьме чужую женщину
  3. Ведьма, коварная, злая, жестокая, безжалостная.
  4. Сыновья княжны, молодые, непослушные, проказники.

План пересказа сказки «Белая уточка»

  1. Свадьба князя и отъезд
  2. Женщина-обольстительница
  3. Превращение в уточку
  4. Князь ничего не подозревает
  5. Три сына
  6. Коварный замысел ведьмы
  7. Смерть братьев
  8. Плач уточки
  9. Превращение уточки в княжну
  10. Оживление братьев
  11. Смерть ведьмы

Кратчайшее содержание сказки «Белая уточка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Князь женится на молодой красавице и отправляется в поход
  2. Женщина завлекает княжну в сад, потом в пруд, и превращает ее в уточку
  3. Ведьма выдает себя за княжну
  4. Подрастают три сына и ведьма убивает их
  5. Уточка плачет над сыновьями и князь превращает ее обратно в свою жену
  6. Ведьму привязывают к хвосту и она погибает.

Главная мысль сказки «Белая уточка»
Нельзя доверять тем, кого видишь первый раз в жизни

Чему учит сказка «Белая уточка»
Эта сказка учит не доверять незнакомым людям, учит не разговаривать с незнакомцами, не слушать их предложений и не принимать подарки, учить осторожности и осмотрительности.

Пословицы к сказке «Белая уточка»
Меж дверей пальца не клади.
Осторожная нога оступается редко.
Зло пропадает, а добро побеждает.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Белая уточка»
Жил молодой князь и женился он на красивой девушке. Пришло время князю ехать в дальние края и оставил он молодую жену, наказав строго ни с кем не разговаривать и никого не слушать.
Сидит княжна одна в тереме. а тут к ней женщина приходит, добрая и обходительная. Позвала она княжну в сад гулять, та и согласилась.
А в саду пруд был, вот предложила женщина княжне искупаться, а та недолго думая в воду бросилась.
Ударила ведьма ее по спине и превратилась княжна в белую уточку.
А ведьма переоделась в ее сарафан, накрасилась и стала князя ждать. Князь приехал, ведьму за свою жену принял.
А Белая уточка снесла три яичка и родилось три сына, два нормальных. а третий заморыш. Выросли детки, стали по лужку гулять, да на княжеский двор забрели.
Ведьма их признала и решила погубить. Пригласила в терем, уложила спать, а сама огонь развела, да ножи точит.
Пошла проверить, как спят братья, а заморыш и отвечает, что не спят они. Второй раз пришла ведьма — опять тот же голос отвечает. Открыла ведьма двери, видит спят оба брата. Рукой она повела, братья и умерли.
А Уточка прилетела на княжеский двор, сыновей обнимает кричит человеческим голосом, про ведьму рассказывает. Услышал то князь, велел поймать уточка. А Уточка только к ему в руки дается. Приказал князь стать за спиной березке, а перед лицом девице, и встала перед ним его жена.
Послали тогда сороку за живой и мертвой водой. Оживили детей и стали жить весело.
А ведьму к хвосту привязали, да в поле пустили. Там ее разорвало на кусочки, а кости ветер разрушил.

Признаки волшебной сказки в сказке «Белая уточка»

  1. Волшебные превращения — княжна в уточку
  2. Волшебные существа — ведьма
  3. Победа добра над злом

Отзыв о сказке «Белая уточка»Главные герои русской народной сказки «Белая уточка» — князь и княгиня. Княгиня вскоре после свадьбы вынуждена была остаться одна в тереме, потому что князь уехал в далекие края. По совету мужа она никуда не выходила. Но пришла однажды женщина и стала уговаривать княгиню выйти на прогулку.

Поддавшись на уговоры, княгиня покинула терем и пошла с этой женщиной гулять по саду. В саду женщина предложила княгине искупаться, но как только та поплыла, женщина, которая оказалась колдуньей, превратила княгиню в белую уточку. А сама колдунья приняла облик княгини и стала ждать возвращения князя.

Князь по возвращении не заметил подмены. А у белой уточки со временем появились детки, да не утята, а ребята. Дети уточки часто выходили играть на берег, и однажды забрались на княжеский двор.

Там их узнала колдунья и решила извести. Она заманила детей в дом и уложила спать. А когда дети уснули, обвела их мертвой рукой, и они стали неживые.

Утром мать-уточка стала искать своих деток, и нашла их на княжеском дворе бездыханными. Она стала плакать и причитать. Это увидел князь и стал он удивляться, что утка человеческим голосом плачет. Он велел поймать уточку и затем произнес волшебные слова. Уточка превратилась обратно в молодую княгиню и князь ее сразу узнал.

Тотчас же отправили сороку за живой и мертвой водой. Деток княгини оживили, и у князя стала большая дружная семья. А ведьму к лошадиному хвосту привязали, да пустили в поле. И памяти о ней не осталось.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Белая уточка» заключается в том, что следует быть осторожным и внимательным при общении с незнакомыми людьми. Молодая княгиня начала общаться с незнакомой женщиной, а та оказалась ведьмой – она сделала княгиню уточкой и заняла ее место.

Сказка учит прислушиваться к советам близких людей. Князь советовал княгине не выходить из терема, но она не послушала его и попала в беду.

В сказке «Белая уточка» мне понравился князь. Он сразу почувствовал неладное, увидев уточку. Князь сумел превратить уточку обратно в княгиню и оживил ее детей.

Какие пословицы подходят к сказке «Белая уточка»?

Жена без мужа — что дом без крыши.
Доверяй, да проверяй.
Добро побеждает зло.
Все хорошо, что хорошо кончается.

Сказки – это то, что помогает малышу развить фантазию и разобраться в таких сложных категориях, как добро, зло, справедливость, плохие поступки и наказание за них. На примере героев русских народных сказок родители вводят ребенка в большой мир, где люди совершают разные поступки и обретают друзей или недругов.

белая уточка русская народная сказка

«Белая уточка»

Русское фольклорное творчество богато сказками, герои которых становятся для детей литературными друзьями и примером для подражания. «Белая уточка» — русская народная сказка о непослушании и коварстве, о добре и справедливости.

сказка для детей 5 лет

Ее можно условно поделить на 5 частей:

  1. В первой части князь женился на молодой красавице, а спустя время поехал в дальние края. Основой первой части является наказ князя молодой жене не выходить из терема и не знакомиться с плохими людьми.
  2. Следующая часть повествует о том, как к княжне пришла женщина и уговорила ее сначала пройтись по саду, а затем искупаться в ключевой воде. Уставшая от ожидания молодая княгиня решила, что ничего дурного нет в том, чтобы прогуляться по собственному саду. Но случилось так, что женщина оказалась ведьмой, которая превратила княгиню в белую уточку, а сама приняла ее облик и встретила князя.
  3. Во время третьей части уточка вынашивает три яичка, из которых появляются ее сыночки. Два сына здоровые, а третий — слабенький заморыш. Любопытные малыши подрастали и начинали отходить все дальше от озера, где была их мать, пока не оказались на княжеском дворе, где их учуяла ведьма.

    сказки короткие для детей

  4. В четвертой, кульминационной, части ведьма решила погубить мальчиков, для чего велела развести костры и вскипятить воду в котлах. Она желала усыпить детей, но заморыш, которого более сильные братья спрятали, не спал и отвечал ей вместо них. Чтобы они уснули мертвецким сном, она провела вокруг них рукой мертвеца, и дети умерли.
  5. В завершающей части белая уточка прилетела во двор, где положили ее мертвых деток, и стала над ними причитать. Князь, услышав ее слова, решил проверить, поймал ее в свои руки, нашел под ее крылом веретено, переломил, и она снова стала красной девицей. Ведьму наказали, а справедливость восторжествовала. Стали князь с княгиней жить со своими детками вместе.

Эта сказка для детей 5 лет в каждой своей части несет поучение малышам. В этом возрасте дети уже понимают, что такое плохие и хорошие поступки, поэтому с ними можно обсудить поведение каждого героя.

Нравственная категория сказки

«Белая уточка», русская народная сказка, дает малышам несколько полезных уроков:

  • Всегда нужно слушаться и выполнять то, о чем тебя просит тот, кто тебя сильно любит.
  • Не стоит доверять незнакомым людям.
  • Добро и правда всегда восторжествуют.
  • Зло наказуемо.

Такого вида сказки короткие для детей дают ребенку сразу охватить содержание, подумать над ним и сделать выводы с помощью родителей. Важно, чтобы обсуждение велось совместно. Так как это помогает ребенку научиться рассуждать и создает у него с родителями доверительные отношения.

Преимущество коротких сказок

Читать сказки короткие для детей, особенно маленьких, более правильно. Они могут понять содержание и запомнить его. В русском народном творчестве много примеров, подобных «Белой уточке».

Такие сказки помогают развивать память, воображение и умение пересказывать прочитанное. Недаром ознакомление с народным творчеством начинается с таких простых историй, как «Колобок», «Теремок», «Репка».

Сказка для детей 5 лет может быть сложнее, например про белую уточку. Здесь ребенок знакомится с такими понятиями, как плохие поступки и их последствия. В этой сказке все герои совершают действия. По тому, как эти действия влияют на других героев, ребенок может выделить положительных персонажей и злодеев.

«Белая уточка», русская народная сказка, относится именно к данной категории.

Тематика сказок

Русские народные сказки в своей основе всегда несут какое-либо нравственное поучение. Основные понятия, которые запоминает ребенок, которому читают такие сказки – это то, что добрые поступки, дружба и любовь всегда побеждают.

В большинстве своем фольклорные произведения, даже на первый взгляд страшные, на самом деле полны позитива и имеют счастливый конец. «Белая уточка» (русская народная сказка) — тому подтверждение. Здесь с главными героями происходят плохие вещи, но добро и справедливость все равно восторжествовали.

темы сказок

Темы сказок могут касаться любых волшебных приключений, как опасных, так и веселых, но счастливый конец у них неизбежен.

Важность сказок для ребенка

Чтение ребенку сказок с самого раннего детства – это прекрасный воспитательный процесс, при котором взрослые помогают ему на примере героев определиться с выбором правильных действий.

То, что правда всегда выходит наружу, а злодеи получают по заслугам, дает правильную ориентировку для малыша, как следует поступать и отвечать за свои поступки. Обсуждая совместно с детьми героев, можно выяснить, какие из них им больше нравятся и благодаря каким качествам.

Тема: Русская народная сказка «Белая уточка».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Базовый учебник: «Литературное чтение» 3 класс в 2 частях, авторы: А. Ефросинина, М. И. Оморокова, издательский центр «Вентана – Граф», 2020 год.

Цель: Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».

Задачи:

Образовательные: познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Развивающие: формировать функциональную грамотность детей в ходе работы с текстом;

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;

Метапредметные:

Регулятивные:

— осознание значимости чтения для личного развития;

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

Познавательные:

— использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);

— умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

— активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

 Коммуникативные:

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

— излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

— формирование уважительного отношения к иному мнению;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

— самооценка своей деятельности на уроке.

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

— Вы готовы совершить маленькое открытие? Тогда в путь!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

— Ребята, что вы видите на доске? (Слова)

— Попробуйте расположить слова так, чтобы получилось предложение.

«В какой семье любовь да совет, в той и горя нет».

— Кто из вас может доказать, что это предложение?  (Данное высказывание имеет законченную мысль.)

— А можете ли вы определить жанр этого предложения? Докажите. (Пословица. Один из жанров УНТ.)

— Как вы понимаете данную пословицу?

Прочитайте пословицу дружно шепотом.

— Быстро и громко.

— Читаем с интонацией удивления, восторга.

— А какое ключевое слово есть в пословице? (Семья)

— Как называется раздел, который мы изучаем? («Семья и я»).

— Произведения какого жанра в этом разделе мы еще не изучали? (Cказки)

— Ребята, вы, наверное, уже догадались с произведением какого жанра и на какую тему мы познакомимся сегодня на уроке. ( Сказка, о семье)

Давайте проверим ваше предположение.

— Откройте учебник, стр.128 прочитайте название произведения, жанр.

— Тему урока мы с вами определили.

— Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (Речь пойдет об уточке).

III. Постановка задач.

Поставим задачи на сегодняшний урок.

— Познакомимся со сказкой.

— Обсудим её.

— Попытаемся понять её основную мысль.

— Сегодня на уроке мы продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть ваши творческие способности.

IV. Первичное восприятие произведения.

— Послушайте сказку.

V. Выявление первичного восприятия.

— Поделитесь своими впечатлениями от услышанного.

— Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение)

— Посмотрите внимательно по классу и найдите слова из сказки, которые мы сейчас не употребляем в речи (устаревшие слова).

— Где можем узнать лексическое значение слова? (Толковый словарь В.Даля).

— Давайте попытаемся объяснить их толкование.

Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.

Завопила – жалобно запела, запричитала.

Заповедовал – завещал, наказывал.

Не ватажиться – не знаться, не общаться, не водиться, не связываться; не знакомиться.

Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.

VI. Анализ произведения.

— А теперь давайте поближе познакомимся со сказкой и обсудим ее.

О ком эта сказка? (О княгине-уточке, её детях и князе) 
— А как одним словом можно их назвать? (Семья)

— Зачитайте. С чего начинается сказка?

— Так почему же князю и княжне пришлось расстаться?

— Какой наказ дал князь своей жене? Зачитайте.

— Как вы думаете, каким он был?

— А как повела себя княгиня?

— Найдите и рассмотрите иллюстрацию на стр. 129., соотнесите ее с текстом сказки. Прочитайте выразительно.

— Что случилось с бедной княгиней?

— Как вы думаете, почему эта беда произошла с княгиней? (Князь советовал княгине не выходить из терема, но она не послушала его и попала в беду. Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.)

(Сказка учит тому, что нельзя доверяться чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.)

— Зачем ведьма превратила княжну в белую уточку? Зачитайте.

— Найдите и рассмотрите иллюстрацию на стр. 131., соотнесите ее с текстом сказки. Прочитайте выразительно.

— Как вы думаете, а какой матерью была княгиня? (Заботливая, трудолюбивая, любящая.) Докажите словами из текста.

— Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас.

— Какими были ее сыновья? (Непослушными.)

— Случалось ли в вашей жизни нарушать запреты своих родителей?

— В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое высказывание? (Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое.)

— Зачитайте, что случилось с детьми?

— Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)

— Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил. Заморыш – особый ребёнок.)

— Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать.

— Найдите в тексте слова, которые передают тревогу мамы-утки. Зачитайте глаголы.

— Какие слова говорила уточка своим сыновьям? Зачитайте.

— Какие глаголы передают тяжелую жизнь уточки? (Выхаживала, выпаивала, недосыпала, недоедала.)

— Какие еще слова говорила уточка своим сыновьям?

— На что похожи эти слова? (Слова близки народной песне, народному причитанию о постигшем женщину горе. Они придают сказке особую поэтичность).

— Какие чувства уточки выражаются в плаче-причитании?

— Как вы думаете, а с какой целью в сказке даны стихотворные вставки?

— Они не только раскрывают душевные переживания матери, но и в сжатой форме повторяют рассказ о предыдущих событиях, уже от лица самой уточки-матери.

— Посмотрите на иллюстрацию на странице 131, рассмотрите уточку,

— Какие цвета и оттенки использовал художник? (Белые, светлые, яркие)

— Какая она? (Маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям.)

— Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?

— Кто разрушил колдовские чары?

— С помощью чего были сняты колдовские чары с уточки-матери? (С помощью заклинания.)

— Прочитайте его.

— А с помощью чего разрушены колдовские чары и оживили детишек? (Живящая и говорящая вода.) Зачитайте.

— Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.

— Что вы сейчас прочитали? Присказку. Что такое присказка? (Это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.)

— Что же помогло князю и княгине справиться с бедой?

Семья воссоединилась, злые силы побеждены.

Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло?

(Сказка «Белая уточка» — это сказка волшебная и потому главный смысл этой сказки в том, что добро все равно должно победить зло, что добро в любом случае сильнее зла. Эта сказка показывает нам неотвратимость возмездия, которое неминуемо настигнет любого злодея. Так и случилось со злой колдуньей в этой сказке — привязали ее к хвосту и раскидали ее косточки по чистому полю. Но также в этой сказке можно найти и другую основную мысль.

Главная мысль сказки еще заключается в том, что нужно остерегаться незнакомцев и не доверять их речам, какими бы ласковыми и обходительными они нам не казались. Сказка учит нас быть осмотрительными и осторожными, держаться от незнакомых людей подальше и никуда с ними не ходить. Только так мы можем обезопасить себя от возможных несчастий и бед.)

VII. Работа в группах.

— Чтобы глубже разобраться в сказке, в её содержании, давайте поработаем в группах. Не забывайте правила работы в группе.

1 группа – составьте модель обложки.

2 группа – обсудите в группе, кто из героев сказки является положительным, а кто отрицательным. Соедините стрелками героя и качество, которым этот герой обладает.

3 группа – расположите иллюстрации в порядке развития сюжета.

Проверка:

— Первая группа, пользуясь составленной вами моделью, расскажите о произведении все. (Русская народная сказка «Белая уточка»; волшебная сказка).

— Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (Превращения княгини в птицу, наложение и снятие проклятия, троекратные повторы, присказка, сказочные помощники, невероятные события)

— Вторая группа, зачитайте, какими качествами обладают главные герои сказки?

— Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

Вывод:

— Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.

— Третья группа, давайте посмотрим, как расположили иллюстрации в порядке развития сюжета.

— Что у вас получилось? (Картинный план сказки).

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

— Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?

— В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

— Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой? (Не стоит доверять незнакомым людям. Добро и правда всегда восторжествуют. Зло наказуемо.)

IX. Подведём итоги вашей работы.

— Вспомните пословицу в начале урока. Подходит она к нашей сказке? Докажите.

— О какой семье идет речь в этой сказке?

— Какой же мы назовём семью, в которой княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (Счастливой)

— Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (Дружными, любящими, заботливыми, добрыми.)

— Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.

— Молодцы! Вы сделали великое открытие!

— Ребята, многое в семье зависит и от вас, детей. Вы же не всегда слушаете своих родителей, выполняете их просьбы. Постарайтесь понять своих родных. Они хотят вам счастья. Все родители хотят гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас.

Мы с вами одна школьная семья и в отношениях между нами тоже должно быть взаимопонимание, доброта, помощь, дружба. И тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и с радостью будем спешить встретиться друг с другом.

— Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка?

— Оказывается много лет назад в Воронежской губернии жил один человек, который, собирал и выпустил 3 тома сборника «Народных русских сказок». Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Сам Александр Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около 640 сказок. Сборник «Народные русские сказки» — одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью.

X. Домашнее задание.

— Прочитайте дома сказку родным, обменяйтесь с ними впечатлениями. Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку.

— Мне было очень приятно с вами общаться. Вы были активными и интересными собеседниками, умеющими слушать и рассуждать.

  • Идея сказки ашик кериб
  • Идея сказки аленький цветочек
  • Идея сказки 12 месяцев
  • Идея рассказа шолохова родинка
  • Идея рассказа чужая кровь