Жанр: народная сказка о животных
Главные герои сказки «Лиса и козел» и их характеристика
- Лиса. Неосторожная, невнимательная, но очень хитрая.
- Козел. Самоуверенный, глупый.
План пересказа сказки «Лиса и козел»
- Падение в колодец
- Гуляющий козел
- Разговор с лисой
- Прыжок в колодец
- Спасение лисы
- Спасение козла
Кратчайшее содержание сказки «Лиса и козел» для читательского дневника в 6 предложений
- Лиса случайно в колодец упала, а вылезти не может.
- Увидел ее козел, расспрашивать стал.
- Рассказала лиса, что от жары в колодце спряталась.
- Захотел козел попить и в колодец прыгнул.
- Лиса ему на спину заскочила и из колодца выпрыгнула.
- А козла потом за рога еле вытащили.
Главная мысль сказки «Лиса и козел»
Хитрость и ум в любой беде спасение.
Чему учит сказка «Лиса и козел»
Сказка учит быть внимательными и осмотрительными, всегда смотреть под ноги. Учит хитрости и находчивости. Учит не быть ротозеями и не верить всему, что говорят.
Отзыв на сказку «Лиса и козел»
Мне очень понравилась эта сказка и больше всего понравилась умная и хитрая лиса. Она смогла найти выход из очень сложной ситуации, заодно посмеявшись над глупым козлом.
Пословицы к сказке «Лиса и козел»
Когда идешь в путь, осторожен будь.
Осторожность головной боли не причиняет.
Ум везде найдет применение.
Смекалка во всяком деле выручит.
Дураки дают — умные берут.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лиса и козел»
Бежала по дороге лиса, зазевалась, да на свою беду в колодец упала. Колодец неглубокий был, да и воды в нем чуть-чуть. Утонуть нельзя, но и выбраться лиса не могла.
А в ту пору мимо козел проходил, шибко умный. Заглянул козел в колодец и лису увидел. Удивился сильно, стал спрашивать, что лиса в колодце делает.
А та и отвечает, что жарко ей стало, вот и залезла в тенек и прохладу. Да и водичка в колодце больно вкусная.
Козлу тоже пить хотелось, вот лиса и предложила ему в колодец спрыгнуть.
Козел в колодец спрыгнул, прямо в воду. Лиса обругала его, за то что козел ее обрызгал, на спину вскочила, потом на рога, и вылезла из колодца.
А козел в колодце застрял. Насилу его потом из колодца за рога вытянули.
Здравствуйте, мои дорогие друзья!
В предыдущей статье Сказки для воспитания или Ушинский – детям (часть 1) я начала анализ сказок и описала, в каких случаях их использовать. Читайте детям и достигайте высоких успехов в воспитании!
Итак, продолжим наш краткий анализ воспитательных сказок Ушинского:
Сказка «Лиса и козел»
— о том, как лиса обхитрила козла и вылезла из колодца. Можно научить ребенка анализировать ситуацию и не давать водить себя за нос. НО! Не стоит учить ребенка, что быть хитрым – очень хорошо, а то потом почувствуете это на себе. Хитрить хорошо только для того, чтобы найти выход из тяжелой ситуации. А еще если обратить внимание на начало сказки, можно показать ребенку, что надо быть внимательным, чтобы не угодить в тяжелую ситуацию.
Сказки «Петух да собака», «Плутишка кот», «Лиса и гуси», «Ворона и рак» подходят для тех же целей, что и сказка «Лиса и козел». Так что одной проблеме можно уделить целую неделю. Новая форма, но смысл один. Получается, что истины мы повторяем, но интерес при этом не угасает! А все вы знаете, что Повторенье – мать … Да нет, не печенья, не мученья, а ученья!
Давайте все же обратимся к сюжету перечисленных сказок: в сказке «Петух да собака» рассказывается о том, как эти животные жили у бедных стариков. Но есть им даже нечего было и они решили уйти от хозяев. Пошли петух и собака в лес. На ночь петух взобрался на дерево, а собака закопалась листья. Утром петух, как всегда, приветливо закукарекал солнышку. А это пение услыхала лисица и захотела съесть петуха. Прибежала под дерево и стала его в гости к себе звать. А тот говорит: «Я друга позову». Плутовка обрадовалась, что обед вдвое больше будет и говорит: «Зови!» Прибежала собака и разорвала лисицу.
В сказке «Плутишка кот» рассказывается о хитрости кота, из-за которой все сначала в беду попали, а потом спаслись. Кот часто норовил у хозяев что-либо умыкнуть, за что ему и доставалось. А были еще во дворе козел и баран. Они и говорили, что поделом коту. А тот придумал, что из-за того, что он съел сметану, хозяевам придется козла и барана на еду пустить. Решили они все в лес убежать. Там познакомились с медведем и все вместе спать легли. А ночью к ним волки пришли. Но кот их и тут обхитрил, отправив их к медведю. После этого происшествия все решили домой вернуться, чтобы еще к какую-нибудь беду не попасть.
В сказке «Лиса и гуси» ситуация очень забавная, о том, как гуси лису обхитрили. Она пришла к ним на луг, чтобы съесть, а они ей говорят: «Дай мы напоследок споем!» Лиса разрешила, а гуси как запели так до сих пор поют «га-га-га». Сказка маленькая, и ребенок с удовольствием вместе с вами будет петь гусиную песенку.
Сказка «Ворона и рак» очень похожа на басню «Лиса и ворона», только здесь птицу обманул рак, которым та хотела полакомиться. Рак нахваливал ворону, пока она не согласилась «Ага!» и не раскрыла рот. Сказка тоже очень коротенькая, и ее ребенку будет очень интересно инсценировать 😉
«Охотник до сказок»
— о том, как старик любил сказки слушать и пустил к себе человека ночевать за то, что тот будет ему всю ночь сказки рассказывать. Там дальше идет такая интересная небылица, а в итоге дед падает с печи. С помощью такой сказки можно объяснить ребенку, что всему свое время: сказки надо слушать в детстве. А дальше можно перейти на то, что во взрослой жизни должны быть уже другие приоритеты. Или к тому, что делу – время, а потехе… В общем, здесь уже на вас работает ваша фантазия.
Сказки «Козел» и «Петушок с семьей»
— о том, как все устроено в семье, как распределены роли между членами семьи. Это глубокий смысл, а читаются эти коротенькие сказочки быстро и легко. Можно показать ребенку, что в семье должен быть мир и порядок, и не надо ссориться. Также показан папин авторитет.
Сказка «Умей обождать»
— о том, как курочка предупреждала петушка не есть зеленую смородину, не пить холодную воду, не кататься на тонком льду, а подождать пока смородинка созреет, водичка согреется, а река замерзнет сильнее. Но петушок не слушался и попадал в беду. На примере этой сказки можно показать, что когда мама (папа) что-то не разрешают, на это есть веские причины, что не стоит торопиться там, где лучше подождать. Опять таки поспешишь – людей…
Сказка «Козлятки и волк»
— сюжет знают все! Воспитывается послушание. И этим все сказано.
На этом я заканчиваю краткий анализ воспитательных сказок Ушинского. А в следующий раз мы поговорим с вами о научно-познавательных сказках, которые написал Константин Дмитриевич Ушинский для детей.
А от меня вам сказка, в которой говорится о том, что отличаться от других — не плохо, это значит быть особенным! Сказка про желтого мишку
До новых встреч!
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями —
И моя благодарность останется с вами!
Цель: Расширять и систематизировать знания учащихся по теме «Русские
народные сказки».
Задачи:
- Образовательные. Обобщить и систематизировать знания детей по
русским народным сказкам. Познакомить учащихся с русской народной сказкой
«Лиса и козёл». Продолжать формировать умения работы с текстом и оценивания
персонажей по их поступкам и особенностям речи. - Коррекционно-развивающие. Развивать диалогическую речь посредством
беседы. Развивать и активизировать словарь учащихся через уточнение и
объяснение значения «трудных» слов и выражений; - Воспитательные. Воспитывать нравственные качества личности детей
через анализ содержания художественного произведения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: растяжка на классную доску «Чудесный мир сказок»; буквы на
магнитах для составления слова, сюжетные иллюстрации к сказке на формате А-4;
раздаточный материал на каждого учащегося: цветные карточки со словарным
материалом для читающих детей и предметными картинками для не читающих детей;
набор сюжетных иллюстраций, отображающих последовательность событий в сказке,
набор лиц, отображающих эмоциональные состояния людей, конверт с пословицей,
разрезанной на слова.
Продолжительность урока: 40 минут.
Ход урока
1. Организационный момент
– Сядьте удобно, правильно и приготовьтесь работать.
Глаза смотрят и все видят,
Уши слушают и все слышат,
Ноги и руки не мешают, а помогают.
Поднятая рука – это сигнал о том,
Что вы знаете и готовы сказать…
А голова думает…
Артикуляционная гимнастика
– У нас урок чтения и нам предстоит много читать и говорить, поэтому начнём с
артикуляционной гимнастики.
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.
– Приготовились и чётко произносим гласные буквы сначала слева направо, а
затем справа налево. (Читают со школьной доски по цепочке, дети с нарушением
зрения работают с индивидуальными карточками).
АОУЫИЭ | АЫОУЭИ | ОУАЭИЫ | УЫОИАЭ | ЫЭАОИУ |
2. Актуализация знаний
– Хорошо. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать по лексической теме
«Чудесный мир сказок».
– Перед вами иллюстрации к знакомым произведениям («Теремок», «Колобок»,
«Репка», «Заюшкина избушка»). Чтобы определить жанр этих произведений вам надо
собрать слово из отдельных букв (СКАЗКА).
– Правильно, это всё русские народные сказки. А почему они так называются?
(Придумал русский народ, и сказки передаются из поколения в поколение).
– А сейчас мы с вами поиграем и узнаем, как хорошо вы знаете русские народные
сказки. Я буду вам читать загадки, а вы должны отгадать сказку и поднять
карточку с её названием. (Детям раздаются карточки с названием сказок, а не
читающим детям – карточки с иллюстрациями).
Сказки просят:
– А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)– Как выскочу,
Как выпрыгну
Пойдут клочки
По закоулочкам! (Заюшкина избушка)Испекла бабуля деду –
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (Колобок)Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
– Молодцы, вы хорошо знаете сказки.
Физкультминутка
Цель: снятие напряжения мышц плечевого пояса.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
– Молодцы, садимся на свои места, расправили плечи и продолжаем работать.
3. Основная часть
Подготовка к восприятию сказки
– Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Может быть, кому-то эта сказка уже
знакома, но мы постараемся найти в ней что-то новое и интересное. Название
сказки вы узнаете, если найдете из предложенных вам слов лишние слова.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
(Читающие дети работают со словарным материалом, а не читающие дети с
предметными картинками).
– Прочитайте слова на розовой карточке: собака – корова – лиса – кошка.
– Какое слово здесь лишнее? Почему?
– Правильно, слово «лиса» – лишнее, т.к. обозначает название дикого
животного.
– Прочитайте слова на голубой карточке: волк – козёл – белка – заяц.
– Правильно, слово «козёл» – лишнее, т.к. обозначает название домашнего
животного.
– Какие слова мы выделили? (Лиса, козел)
– Молодцы, мы с вами узнали название сказки. Сказка называется «Лиса и
козел».
Знакомство с произведением «Лиса и козёл»
1. Чтение сказки учителем.
2. «Трудные слова».
– Ребята, вы внимательно прослушали русскую народную сказку «Лиса и козёл». В
сказке лиса провалилась в колодец. А как вы думаете, что означает слово
«колодец»? – Правильно. Из колодцев люди берут воду для употребления в пищу и
бытовых нужд. Это сейчас у нас у всех в квартирах есть кран, и вода течет по
трубам. А в деревнях и сёлах есть колодцы, и люди ходят к нему за водой. Раньше
колодец рыли всем селом. Колодцы очень глубокие, и вода в них очень чистая и
студёная.
– Как вы понимаете выражение «студёная вода»? (Очень холодная.)
Стенки колодца укрепляют, чтобы в них земля не осыпалась.
Посмотрите на доску, на картинке изображено, что колодец сделан из бревен.
Эти бревна называются срубом. Над колодцем делают крышу или закрывают крышкой.
– Зачем на колодце нужна крыша? (Чтобы снег и дождь не капали, чтоб листья
и мусор не попадали в воду.)
– Правильно, ребята. А зачем укрепляют стенки колодца? (Чтобы не осыпалась
земля.)
– Чем укрепляют стенки колодцев? (Брёвнами.)
– Как называются бревна? (Сруб.)
– Молодцы!
3. Чтение по цепочке
– Ребята вы внимательно послушали сказку. Мы выяснили значение трудных слов и
выражений, а теперь приготовились читать сказку по цепочке. Внимательно следим
по тексту. (Дети читают по 1–2 предложения).
Первичное закрепление материала
1. Беседа по содержанию сказки
– Как лиса попала в колодец? (Лиса упала в колодец.)
– Могла лиса сама вылезти из колодца? Почему? (Нет, не могла. Вылезти было
трудно, потому что было глубоко.)
– Как лиса вылезла из колодца? (Она обманула козла, залезла ему на плечи и
выскочила из колодца.)
– Какая лиса в этой сказке? (Хитрая.)
– А каким оказался козёл? (Доверчивым, глупым.)
Зрительная гимнастика
Цель: снятие зрительного переутомления.
Ах, как долго читали,
Глазки у ребят устали. – Поморгали глазами.
Посмотрите все в окно, – Головой не вертим, бегают одни глазки.
Посмотрите все на дверь.
Посмотрите все наверх.
Посмотрите вниз.
Глазки бегают влево, вправо, как часики (1-2, 3-4, 5-6).
Зажмурили глаза, открыть и поморгали.
Выборочное чтение. Подбор сюжетных картинок.
2. Работа с пословицей
Детям выдаются конверты, и предлагается составить пословицу и прочитать.
Мы с вами познакомились с русской народной сказкой «Лиса и козел». Скажите,
подходит ли к этой сказке пословица «Речи как мед, а дела как полынь»? Почему? (Речи
– сладкие, а дела – горькие.)
Домашнее задание
Читать разговор лисы и козла по ролям.
Рефлексия. Итог урока
– Ребята у вас на партах лежат две картинки: один малыш улыбается, а другой
плачет. Если вам на уроке было интересно, то поднимите карточку, где малыш
улыбается. А если вам было грустно и неинтересно, то поднимите карточку, где
малыш плачет.
– Я очень рада, что вам урок понравился. И хочу похлопать в ладоши …(Имя
ребёнка) за хорошую работу. …(Имя ребёнка), а кому похлопаешь ты?
Давайте все похлопаем …(Имя ребёнка).
(Имя ребёнка), а ты кому похлопаешь?
Прозвенел для всех звонок.
Всем спасибо за урок.
Список литературы:
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении
чтению. – М.: Ось-89, 2001. – 240 с. - Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева [и др.] – Изд.
4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564, [1] с.: ил. – (Сердце отдаю детям). - Чтение: коррекционно-развивающие занятия /авт.-сост. Л.И. Рудченко. –
Волгоград: Учитель, 2007. – 150 с.