Идея сказки лиса и козел

Жанр: народная сказка о животных

Главные герои сказки «Лиса и козел» и их характеристика

  1. Лиса. Неосторожная, невнимательная, но очень хитрая.
  2. Козел. Самоуверенный, глупый.

План пересказа сказки «Лиса и козел»

  1. Падение в колодец
  2. Гуляющий козел
  3. Разговор с лисой
  4. Прыжок в колодец
  5. Спасение лисы
  6. Спасение козла

Кратчайшее содержание сказки «Лиса и козел» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Лиса случайно в колодец упала, а вылезти не может.
  2. Увидел ее козел, расспрашивать стал.
  3. Рассказала лиса, что от жары в колодце спряталась.
  4. Захотел козел попить и в колодец прыгнул.
  5. Лиса ему на спину заскочила и из колодца выпрыгнула.
  6. А козла потом за рога еле вытащили.

Главная мысль сказки «Лиса и козел»
Хитрость и ум в любой беде спасение.

Чему учит сказка «Лиса и козел»
Сказка учит быть внимательными и осмотрительными, всегда смотреть под ноги. Учит хитрости и находчивости. Учит не быть ротозеями и не верить всему, что говорят.

Отзыв на сказку «Лиса и козел»
Мне очень понравилась эта сказка и больше всего понравилась умная и хитрая лиса. Она смогла найти выход из очень сложной ситуации, заодно посмеявшись над глупым козлом.

Пословицы к сказке «Лиса и козел»
Когда идешь в путь, осторожен будь.
Осторожность головной боли не причиняет.
Ум везде найдет применение.
Смекалка во всяком деле выручит.
Дураки дают — умные берут.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лиса и козел»
Бежала по дороге лиса, зазевалась, да на свою беду в колодец упала. Колодец неглубокий был, да и воды в нем чуть-чуть. Утонуть нельзя, но и выбраться лиса не могла.
А в ту пору мимо козел проходил, шибко умный. Заглянул козел в колодец и лису увидел. Удивился сильно, стал спрашивать, что лиса в колодце делает.
А та и отвечает, что жарко ей стало, вот и залезла в тенек и прохладу. Да и водичка в колодце больно вкусная.
Козлу тоже пить хотелось, вот лиса и предложила ему в колодец спрыгнуть.
Козел в колодец спрыгнул, прямо в воду. Лиса обругала его, за то что козел ее обрызгал, на спину вскочила, потом на рога, и вылезла из колодца.
А козел в колодце застрял. Насилу его потом из колодца за рога вытянули.

Здравствуйте, мои дорогие друзья!

В предыдущей статье Сказки для воспитания или Ушинский – детям (часть 1) я начала анализ сказок и описала, в каких случаях их использовать. Читайте детям и достигайте высоких успехов в воспитании!

Итак, продолжим наш краткий анализ воспитательных сказок Ушинского:

Сказка «Лиса и козел»

— о том, как лиса обхитрила козла и вылезла из колодца. Можно научить ребенка анализировать ситуацию и не давать водить себя за нос. НО! Не стоит учить ребенка, что быть хитрым – очень хорошо, а то потом почувствуете это на себе. Хитрить хорошо только для того, чтобы найти выход из тяжелой ситуации. А еще если обратить внимание на начало сказки, можно показать ребенку, что надо быть внимательным, чтобы не угодить в тяжелую ситуацию.

анализ сказок ушинский

Сказки «Петух да собака», «Плутишка кот», «Лиса и гуси», «Ворона и рак» подходят для тех же целей, что и сказка «Лиса и козел». Так что одной проблеме можно уделить целую неделю. Новая форма, но смысл один. Получается, что истины мы повторяем, но интерес при этом не угасает! А все вы знаете, что Повторенье – мать … Да нет, не печенья, не мученья, а ученья!

Давайте все же обратимся к сюжету перечисленных сказок: в сказке «Петух да собака» рассказывается о том, как эти животные жили у бедных стариков. Но есть им даже нечего было и они решили уйти от хозяев. Пошли петух и собака в лес. На ночь петух взобрался на дерево, а собака закопалась  листья. Утром петух, как всегда, приветливо закукарекал солнышку. А это пение услыхала лисица и захотела съесть петуха. Прибежала под дерево и стала его в гости к себе звать. А тот говорит: «Я друга позову». Плутовка обрадовалась, что обед вдвое больше будет и говорит: «Зови!» Прибежала собака и разорвала лисицу.

В сказке «Плутишка кот» рассказывается о хитрости кота, из-за которой все сначала в беду попали, а потом спаслись. Кот часто норовил у хозяев что-либо умыкнуть, за что ему и доставалось. А были еще во дворе козел и баран. Они и говорили, что поделом коту. А тот придумал, что из-за того, что он съел сметану, хозяевам придется козла и барана на еду пустить. Решили они все в лес убежать. Там познакомились с медведем и все вместе спать легли. А ночью к ним волки пришли. Но кот их и тут обхитрил, отправив их к медведю. После этого происшествия все решили домой вернуться, чтобы еще к какую-нибудь беду не попасть.

В сказке «Лиса и гуси» ситуация очень забавная, о том, как гуси лису обхитрили. Она пришла к ним на луг, чтобы съесть, а они ей говорят: «Дай мы напоследок споем!» Лиса разрешила, а гуси как запели так до сих пор поют «га-га-га». Сказка маленькая, и ребенок с удовольствием вместе с вами будет петь гусиную песенку.

Сказка «Ворона и рак» очень похожа на басню «Лиса и ворона», только здесь птицу обманул рак, которым та хотела полакомиться. Рак нахваливал ворону, пока она не согласилась «Ага!» и не раскрыла рот. Сказка тоже очень коротенькая, и ее ребенку будет очень интересно инсценировать 😉

«Охотник до сказок»

— о том, как старик любил сказки слушать и пустил к себе человека ночевать за то, что тот будет ему всю ночь сказки рассказывать. Там дальше идет такая интересная небылица, а в итоге дед падает с печи. С помощью такой сказки можно объяснить ребенку, что всему свое время: сказки надо слушать в детстве. А дальше можно перейти на то, что во взрослой жизни должны быть уже другие приоритеты. Или к тому, что делу – время, а потехе… В общем, здесь уже на вас работает ваша фантазия.

воспитательные сказки ушинский

Сказки «Козел» и «Петушок с семьей»

— о том, как все устроено в семье, как распределены роли между членами семьи. Это глубокий смысл, а читаются эти коротенькие сказочки быстро и легко. Можно показать ребенку, что в семье должен быть мир и порядок, и не надо ссориться. Также показан папин авторитет.

Сказка «Умей обождать»

— о том, как курочка предупреждала петушка не есть зеленую смородину, не пить холодную воду, не кататься на тонком льду, а подождать пока смородинка созреет, водичка согреется, а река замерзнет сильнее. Но петушок не слушался и попадал в беду. На примере этой сказки можно показать, что когда мама (папа) что-то не разрешают, на это есть веские причины, что не стоит торопиться там, где лучше подождать. Опять таки поспешишь – людей…

Сказка «Козлятки и волк»

— сюжет знают все! Воспитывается послушание. И этим все сказано.

анализ сказок ушинский

На этом я заканчиваю краткий анализ воспитательных сказок Ушинского. А в следующий раз мы поговорим с вами о научно-познавательных сказках, которые написал Константин Дмитриевич Ушинский для детей.

А от меня вам сказка, в которой говорится о том, что отличаться от других — не плохо, это значит быть особенным! Сказка про желтого мишку

До новых встреч!

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями —

И моя благодарность останется с вами!

Цель: Расширять и систематизировать знания учащихся по теме «Русские
народные сказки».

Задачи:


  • Образовательные. Обобщить и систематизировать знания детей по
    русским народным сказкам. Познакомить учащихся с русской народной сказкой
    «Лиса и козёл». Продолжать формировать умения работы с текстом и оценивания
    персонажей по их поступкам и особенностям речи.
  • Коррекционно-развивающие. Развивать диалогическую речь посредством
    беседы. Развивать и активизировать словарь учащихся через уточнение и
    объяснение значения «трудных» слов и выражений;
  • Воспитательные. Воспитывать нравственные качества личности детей
    через анализ содержания художественного произведения.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: растяжка на классную доску «Чудесный мир сказок»; буквы на
магнитах для составления слова, сюжетные иллюстрации к сказке на формате А-4;
раздаточный материал на каждого учащегося: цветные карточки со словарным
материалом для читающих детей и предметными картинками для не читающих детей;
набор сюжетных иллюстраций, отображающих последовательность событий в сказке,
набор лиц, отображающих эмоциональные состояния людей, конверт с пословицей,
разрезанной на слова.

Продолжительность урока: 40 минут.

Ход урока

1. Организационный момент

– Сядьте удобно, правильно и приготовьтесь работать.

Глаза смотрят и все видят,
Уши слушают и все слышат,
Ноги и руки не мешают, а помогают.
Поднятая рука – это сигнал о том,
Что вы знаете и готовы сказать…
А голова думает…

Артикуляционная гимнастика

– У нас урок чтения и нам предстоит много читать и говорить, поэтому начнём с
артикуляционной гимнастики.

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.

– Приготовились и чётко произносим гласные буквы сначала слева направо, а
затем справа налево. (Читают со школьной доски по цепочке, дети с нарушением
зрения работают с индивидуальными карточками).

АОУЫИЭ АЫОУЭИ ОУАЭИЫ УЫОИАЭ ЫЭАОИУ

2. Актуализация знаний

– Хорошо. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать по лексической теме
«Чудесный мир сказок».

– Перед вами иллюстрации к знакомым произведениям («Теремок», «Колобок»,
«Репка», «Заюшкина избушка»). Чтобы определить жанр этих произведений вам надо
собрать слово из отдельных букв (СКАЗКА).

– Правильно, это всё русские народные сказки. А почему они так называются?
(Придумал русский народ, и сказки передаются из поколения в поколение).

– А сейчас мы с вами поиграем и узнаем, как хорошо вы знаете русские народные
сказки. Я буду вам читать загадки, а вы должны отгадать сказку и поднять
карточку с её названием. (Детям раздаются карточки с названием сказок, а не
читающим детям – карточки с иллюстрациями).

Сказки просят:
– А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. (Теремок)

– Как выскочу,
Как выпрыгну
Пойдут клочки
По закоулочкам! (Заюшкина избушка)

Испекла бабуля деду –
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (Колобок)

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)

Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

– Молодцы, вы хорошо знаете сказки.

Физкультминутка

Цель: снятие напряжения мышц плечевого пояса.

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

– Молодцы, садимся на свои места, расправили плечи и продолжаем работать.

3. Основная часть

Подготовка к восприятию сказки

– Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Может быть, кому-то эта сказка уже
знакома, но мы постараемся найти в ней что-то новое и интересное. Название
сказки вы узнаете, если найдете из предложенных вам слов лишние слова.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

(Читающие дети работают со словарным материалом, а не читающие дети с
предметными картинками).

– Прочитайте слова на розовой карточке: собака – корова – лиса – кошка.

– Какое слово здесь лишнее? Почему?

– Правильно, слово «лиса» – лишнее, т.к. обозначает название дикого
животного.

– Прочитайте слова на голубой карточке: волк – козёл – белка – заяц.

– Правильно, слово «козёл» – лишнее, т.к. обозначает название домашнего
животного.

– Какие слова мы выделили? (Лиса, козел)

– Молодцы, мы с вами узнали название сказки. Сказка называется «Лиса и
козел».

Знакомство с произведением «Лиса и козёл»


1. Чтение сказки учителем.

2. «Трудные слова».

– Ребята, вы внимательно прослушали русскую народную сказку «Лиса и козёл». В
сказке лиса провалилась в колодец. А как вы думаете, что означает слово
«колодец»? – Правильно. Из колодцев люди берут воду для употребления в пищу и
бытовых нужд. Это сейчас у нас у всех в квартирах есть кран, и вода течет по
трубам. А в деревнях и сёлах есть колодцы, и люди ходят к нему за водой. Раньше
колодец рыли всем селом. Колодцы очень глубокие, и вода в них очень чистая и
студёная.

– Как вы понимаете выражение «студёная вода»? (Очень холодная.)

Стенки колодца укрепляют, чтобы в них земля не осыпалась.

Посмотрите на доску, на картинке изображено, что колодец сделан из бревен.
Эти бревна называются срубом. Над колодцем делают крышу или закрывают крышкой.

– Зачем на колодце нужна крыша? (Чтобы снег и дождь не капали, чтоб листья
и мусор не попадали в воду
.)

– Правильно, ребята. А зачем укрепляют стенки колодца? (Чтобы не осыпалась
земля
.)

– Чем укрепляют стенки колодцев? (Брёвнами.)

– Как называются бревна? (Сруб.)

– Молодцы!

3. Чтение по цепочке

– Ребята вы внимательно послушали сказку. Мы выяснили значение трудных слов и
выражений, а теперь приготовились читать сказку по цепочке. Внимательно следим
по тексту. (Дети читают по 1–2 предложения).

Первичное закрепление материала

1. Беседа по содержанию сказки

– Как лиса попала в колодец? (Лиса упала в колодец.)

– Могла лиса сама вылезти из колодца? Почему? (Нет, не могла. Вылезти было
трудно, потому что было глубоко
.)

– Как лиса вылезла из колодца? (Она обманула козла, залезла ему на плечи и
выскочила из колодца.
)

– Какая лиса в этой сказке? (Хитрая.)

– А каким оказался козёл? (Доверчивым, глупым.)

Зрительная гимнастика

Цель: снятие зрительного переутомления.

Ах, как долго читали,
Глазки у ребят устали. – Поморгали глазами.
Посмотрите все в окно, – Головой не вертим, бегают одни глазки.
Посмотрите все на дверь.
Посмотрите все наверх.
Посмотрите вниз.
Глазки бегают влево, вправо, как часики (1-2, 3-4, 5-6).
Зажмурили глаза, открыть и поморгали.

Выборочное чтение. Подбор сюжетных картинок.

2. Работа с пословицей

Детям выдаются конверты, и предлагается составить пословицу и прочитать.

Мы с вами познакомились с русской народной сказкой «Лиса и козел». Скажите,
подходит ли к этой сказке пословица «Речи как мед, а дела как полынь»? Почему? (Речи
– сладкие, а дела – горькие.
)

Домашнее задание

Читать разговор лисы и козла по ролям.

Рефлексия. Итог урока

– Ребята у вас на партах лежат две картинки: один малыш улыбается, а другой
плачет. Если вам на уроке было интересно, то поднимите карточку, где малыш
улыбается. А если вам было грустно и неинтересно, то поднимите карточку, где
малыш плачет.

– Я очень рада, что вам урок понравился. И хочу похлопать в ладоши …(Имя
ребёнка
) за хорошую работу. …(Имя ребёнка), а кому похлопаешь ты?

Давайте все похлопаем …(Имя ребёнка).

(Имя ребёнка), а ты кому похлопаешь?

Прозвенел для всех звонок.
Всем спасибо за урок.

Список литературы:



  1. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении
    чтению. – М.: Ось-89, 2001. – 240 с.
  2. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева [и др.] – Изд.
    4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564, [1] с.: ил. – (Сердце отдаю детям).
  3. Чтение: коррекционно-развивающие занятия /авт.-сост. Л.И. Рудченко. –
    Волгоград: Учитель, 2007. – 150 с.

  • Идея сказки крошечка хаврошечка
  • Идея сказки красная шапочка
  • Идея сказки кот в сапогах
  • Идея сказки королевство кривых зеркал
  • Идея сказки иван царевич и серый волк