Идея сказки о жабе и розе

Любое живое существо призвано на Землю, чтобы дарить радость окружающим, быть полезным обществу. Именно это главная мысль «Сказки о жабе и розе». Анализ произведения Всеволода Гаршина раскрывает способы, которыми автор доносит до маленьких читателей, насколько важны в мире животные, растения, люди, насекомые — все, что дышит, растет, окружает. Даже самая короткая жизнь проходит не зря, если приносит радость хотя бы одному человеку.

Оглавление:

  • Сюжетная линия
  • Основная мысль произведения
  • Трогательная история о жизни и смерти

Гаршин жаба и роза основная мысль произведения

Сюжетная линия

Красота и уродство — вот основная тема «Сказки о жабе и розе» Гаршина. Анализ произведения строится на сравнении двух главных персонажей, которые олицетворяют собой жизнь и смерть, духовную красоту и безобразную пошлость. Сюжет произведения, на первый взгляд, очень простой, но тем не менее в нем кроется множество подтекстов, один из которых — сосуществование добра и зла.

Все события разворачиваются в заброшенном цветнике, находящемся около деревенского домика. Именно здесь проживают центральные действующие персонажи сказки.

Сказка о жабе и розе анализ и главная мысль

Роза совсем недавно распустилась на кусте. Молодой цветок прекрасен собой, источает приятный запах и балует местных детей нежным розовым цветением. Старая и уродливая жаба обладает плохим характером — она злая и жестокая. Аромат растения привлекает ее, она влюбляется в розу и грозится съесть его, потому что не представляет, как иначе она может обладать объектом любви.

Дальше в рассказе появляется мальчик, хозяин цветника. Он часто приходит сюда поиграть. Обитатели сада не догадываются, что ребенок смертельно болен. В последние часы своей жизни он отчаянно наблюдает из окна за любимым местом для игр. Сестра мальчика срезает розу и приносит ее к кровати больного. Таким образом, девочка спасает цветок от жабы и поднимает настроение брата перед смертью. Роза стоит в бокале у гроба умершего ребенка, а затем ее в память о малыше засушивают в книге.

Основная мысль произведения

Автором выделяется несколько основных мыслей в «Сказке о жабе и розе». Можно выявить следующие главные идеи при кратком пересказе произведения:

Основная мысль сказки о жабе и розе

  • Воплощение красоты, противостоящей уродству, через образ розы. Хрупкий и нежный цветок радует глаз одним своим видом. Поэтому для главного героя сказки он становится красивым подарком перед смертью. Чистая и беспорочная обитательница сада одаривает мальчика благоуханьем, поэтому умирает ребенок с улыбкой на губах.
  • Воплощение уродства, жестокости, раздражительности и злобы через образ жабы. Старая, озлобленная на красивую розу лягушка грозится съесть растение. Это желание вызывается в ней жадностью, грубостью. Благоухающую розу любят все обитатели сада, что зарождает в жабе ненависть.
  • Победа добра над злом. Лягушке так и не удается воплотить свой коварный план, умертвить прекрасный цветок, который срезается девочкой для достижения благой цели — удовлетворения последнего желания мальчика.
  • Вечность памяти. Засушенный в книге цветок постоянно напоминает о продолжительности жизни даже после смерти. Будучи высушенной, роза продолжает дарить радость людям и служит вдохновением для автора, пишущего сказку.

Основная же мысль произведения Гаршина о розе и жабе заключается в том, что любая (даже самая короткая) жизнь будет пройдена не зря, если за отведенный период удалось принести радость человеку. Писатель учит маленьких читателей наслаждаться каждым мгновением, ценить приносящие умиротворение моменты, не завидовать.

Трогательная история о жизни и смерти

Пересказывая краткое содержание сказки в читательском дневнике, отвечая на вопросы в литературном тексте или создавая сочинение по теме, нельзя не упомянуть в описании об идее жизни и смерти, задетой автором. Их отражают главные положительные герои произведения:

Главные герои сказки о жабе и розе

  1. Роза — символ жизни, которая продолжается даже после смерти. Она росла когда-то в большом саду и была любимицей всех обитателей. Ей была уготована страшная судьба — поедание жабой. Но все меняется в одночасье. Девочка спасает цветок от столь жестокой расправы. Бывшая обитательница цветника рада тому, что смогла принести радость больному мальчику, державшему срезанное растение в руке перед тем, как отправился с иной мир.
  2. Мальчик Вася. Он, когда еще был здоров, читал в саду книжку, любовался цветущими розовыми кустами. Потом он заболел и не мог посещать любимое уединенное местечко, где когда-то повстречал ежика, наблюдал за растениями. Не вставая с постели, он просит сестру принести садовую розу. Вдохнув аромат цветка, ребенок умирает с улыбкой на лице. Но память о нем сохраняется, воплощением ее становится засушенное растение.

Майское утро стало роковым для всех персонажей. Некогда благоухающая роза, с лепестков которой стекали капли росы, принесла радость умирающему ребенку и поняла, что ее жизнь прошла не зря. Немного грустные и трогательные события смогли помочь автору передать глубокий нравственный смысл, заложенный в финальную картинку сказки.

Ведь хотя оба героя умерли, их смерть светла: роза позволила мальчику улыбнуться, перед тем, как он умер, ее смерть не была ужасной и случайной. А Вася умер с чистым и добрым сердцем.

Основная мысль произведения «Сказка о жабе и розе»

Произведение «Сказка о жабе и розе» написал русский писатель Всеволод Михайлович Гаршин. В нем автор рассказывает о жизни двух противоположностей — чудесного цветка и уродливой жабы.

Краткое содержание

Действие сказки происходит в заброшенном цветнике, который находится около небольшого дома. В нем живут больной мальчик Вася и его сестра. Пока болезнь совсем не уложила Васю в постель, он часто заходил в цветник. Там он садился на лавку, любовался растениями и наблюдал за жизнью различных насекомых. Он даже подружился с ёжиком, который как-то забрел в это место и очень обрадовался, когда тот начал пить с блюдца молоко.

С тех пор как Вася заболел, в цветник никто не наведывался. Но несмотря на то, что он зарос травой и выглядел неухоженным, в нем выросла прекрасная роза. Её переполняла радость от того, что она живет, видит солнышко, что её лепестки ласкает теплый ветерок. Роза благоухала так, что её приятный запах был слышен далеко за пределами цветника.

А под крыльцом дома жила старая безобразная жаба. Она целыми днями грелась на солнце и думала только о том, чем бы набить своё брюхо. Почуяв приятный аромат и увидев розу, жаба выразила своё восхищение фразой «я тебя съем!». Роза очень испугалась, она не хотела умирать такой глупой смертью. А жаба, несмотря на то, что исколола шипами всё брюхо, настойчиво к ней подбиралась.
И когда она, почти добралась до розы, в сад вышла сестра мальчика и прогнала её. Срезав розу, сестра поставила её у кровати умирающего брата. Роза была счастлива, несмотря на то, что её срезали, она прожила свою жизнь не зря. Пусть на короткое время, но она принесла радость умирающему ребенку.

Основная мысль

В своём произведении «Сказка о жабе и розе» Гаршин учит детей радоваться каждому прожитому дню, наслаждаться всем прекрасным, что есть в мире. Он пытается донести до них, что очень важно:

  • ценить каждое мгновение жизни;
  • стремиться ко всему доброму и чудесному;
  • бережно относиться ко всему живому.

Что у каждого человека в жизни должен быть смысл, иначе он проживет её впустую.

Чему учит сказка «О жабе и розе»

На чтение 4 мин Опубликовано 27.12.2021
Обновлено 27.12.2021

Творческое наследие русского прозаика Всеволода Михайловича Гаршина представлено произведениями краткой формы – рассказами, очерками, новеллами. Среди них есть пять литературных сказок для детей и взрослых. Две сказки входят в программу по литературному чтению для учащихся четвертого класса средних общеобразовательных школ: «Лягушка-путешественница», ставшая последним произведением автора, и написанная в 1884 году «Сказка о жабе и розе».

В этом трогательном и минорном сочинении наиболее ярко выражена главная тема творчества В.М. Гаршина – обращение к внутреннему миру людей, окруженных немилосердной действительностью. Автор размышляет о судьбе и предназначении человека, о высокой цели прекрасного, о любви и сострадании, о борьбе добра со злом.

Своеобразие сюжета

Художественная особенность «Сказки о жабе и розе» состоит в том, что в ней объединены две истории – настоящая и придуманная. Они не просто взаимосвязаны, а тесно переплетены и влияют друг на друга.

  • Реальная история описывает события из жизни неизлечимо больного мальчика семи лет и его старшей сестры. Девочка старается облегчить печальную участь умирающего братика и выполняет его последнее желание. Он просит принести из сада единственный цветок, появившийся на розовом кусте за время его болезни. Сад запущен, забор покосился, все заросло сорняками, потому что Вася не может гулять и ухаживать за своими любимыми растениями – он лежит в постели.
    Маша вышла в сад и срезала розу для больного брата. Тот, увидев любимый цветок и вдохнув ее аромат, озарил мир последней улыбкой и умер. На прощании с Васей роза не украсила его гробика или могилы вместе с другими цветами, а была поставлена в отдельную вазу. Девочка поцеловала розу с благодарностью за то, что она доставила брату последнюю радость и облегчила его кончину. Цветок засушили, а потом отдали автору этого рассказа – в память о светлой душе безвременно ушедшего из жизни ребенка.
  • Сказочный сюжет показывает взаимоотношения двух одушевленных персонажей, обителей местного сада – красивой благоухающей розы и уродливой пупырчатой жабы. Прекрасный цветок понимает, что его век короток и предопределен природой – распуститься из бутона, отцвести и завянуть на розовом кусте. Но роза боится погибнуть преждевременно, став жертвой старой и злобной жабы. Примитивное и низменное создание восхищено цветком по-своему, по-жабьи: вместо созерцания красоты хочет ею завладеть. Жаба не голодна, она просто собирается сожрать то, что очень привлекает ее своим приятным запахом и сильно раздражает красотой.

Девочка вышла в сад в тот момент, когда жаба уже была готова уничтожить цветок. Мерзкая тварь еще вчера пыталась добиться цели, но поранилась о шипы. Теперь она придумала, как по-другому добраться до розы – взобравшись на соседние ветки. Жаба от злости даже бросилась на прогонявшую ее Машу, но смогла допрыгнуть лишь до края ее юбки. Гадкое земноводное отступило, когда отважная девочка пнула его ногой.

Чему учит сказка

Автор показывает читателю, насколько коротка может быть жизнь, и что надо наполнять ее смыслом, а не превращать в простое существование. Роза наглядно демонстрирует, как важно творить добро и приносить пользу. Она порадовала мальчика, облегчила его кончину, сделала последние мгновения его угасающей жизни спокойнее и светлее. Возможно, в этом и состояло ее предназначение.

Сюжет сказки раскрывает альтернативу в восприятии прекрасного – созерцание или уничтожение. Благоухающая роза – воплощение спасительной красоты и совершенства, которые украшают мир, несут радость и добро. Мерзкая жаба олицетворяет зло и разрушительную силу ненависти. Ее низменная душа не способна понять прекрасное и не приемлет добро. Она живет лишь инстинктами, а потому стремится подавить и разрушить все, что несет благо.

В целом сочинение Гаршина провозглашает идеи человеколюбия, жертвенности, противостояния насилию и жестокости. «Сказка о жабе и розе» учит любить и сострадать, совершать достойные поступки, стремиться быть красивыми не только снаружи, но и внутри – в помыслах, в сердце и в душе.

  • Идет вразрез как пишется
  • Идейная направленность кого и чему учит эта сказка дикий помещик
  • Идеи для сюжета сказки
  • Идеи для сказок про животных
  • Идеи для сказки 5 класс волшебной сказки