Идея сказки сивка бурка

Анализ волшебной сказки «Сивка Бурка»

Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.

Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.
или
Каждый сам кузнец своего счастья – такова мораль доброй волшебной сказки Сивка-бурка.

1. Пространство и время сказки
Действие сказки описываются вероятнее всего в летнее время года. Это мы можем предположить из следующих отрывков: «Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая», «уехали братья, а Иванушка-дурачок взял у невесток лукошко и пошел грибы брать».
Пространство действия представляет собой несколько локаций: первая локация — дом старика и его участок. В доме печь, на участке пшеница. Следующая локация представленная в сказке это лес, в который ходил Иванушка за грибами и там призывал Сивку Бурку. Третьим пространством была площадь перед дворцом царя, где сидела в тереме царевна, ожидая пока кто-то из приезжих осмелится доскочить до неё и снять с ее руки перстень.

2. Система героев:
Чтобы разобраться в системе героев сказки, определим действующие лица:
— старик
— старший сын
— средний сын
— Иванушка-дурачок
— Конь
— Царь
— Царевна
— (глашатаи)
— (хозяюшки)
При анализе героев, они были распределены по следующим видам:
Старик- Тот, кто поручает миссию герою
Иванушка — герой, который должен выполнить миссию
Сивка-Бурка — помощник
Царевна — вознаграждение
Сыновья, царская семья, а также глашатаи и хозяюшки являются второстепенными персонажами, не относящимися к видовому распределению героев.
3. Особенности сюжета (акции)

Из всего количества акций были выбраны те, которые соответствуют сюжетным действиям.
Сюжет начинается с 8 акции (беда): Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:
— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.
Далее присутствуют признаки 9 акции (посредничество): «Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.» «Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.» Иванушка помог двум сторонам, братьям и старику, соответсвенно был посредником.
Далее вступает противодействие: «Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит».
Получение: Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.
Перемещение: «Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом»
Борьба: «Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.» и т.д.
Победа: «На третий день братья опять поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна».
Возвращение: «Иванушка поцеловал царевну и ускакал..»
Беда 2: «Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч».
Отправка 2: «Нечего тут делать, пошел на пир сам старик со всей семьей».

4. Примеры фольклорного стиля

Художественные приёмы:

1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»
2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».
Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»
-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»

3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»

4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо как лист перед травой!»

Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Устойчивые выражения, характерны для сказки («ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать»), постоянные эпитеты украшают язык сказки («молодецким посвистом», «добрый молодец»).

5. Мифологическая основа волшебной сказки.

Мифологическую основу русской народной сказки «Сивка-Бурка» стоит искать в одном из главных героев фольклорного произведения – коне Сивке-Бурке. Что означает название существа? На это вопрос нельзя ответить однозначно. Согласно одной из точек зрения «сивка-бурка, вещая каурка» означает прежде всего цвет коня. «Сивый» – белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо – речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона…

По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов.

Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род.

О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А отчего конь имеет три масти – сивую, бурую и каурую? Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности – коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана.

Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.

Конь у древних славян был божественным, появившимся из чрева убитого Перуном Змея Горыныча. Изначально он был связан с Навью — потусторонним царством, которое существовало рядом с Явью — царством людей.

Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый — седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану. Таким образом, Сивка-Бурка — родовой конь, обитатель царства мертвых, которого младший сын Иван получает в подарок от своего отца.

На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) – летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…

Согласно другой точке зрения две из указанных мастей являются явными заимствованиями из тюркского, в татарском они звучат так: каур — коричневый, бур — рыже-красный. Для слова «вещий» нет масти, даже названия соответствующего цвета в русском языке. Впрочем, возможно что это искажение названия масти — мышастая (мыша/выша — вещий), или цвета — бежий. Также можно предположить, что «вещий» восходит не к названию масти или цвета, а к тюркскому слову «еш» —

1. идти, ехать иноходью;

2. бить ногой о землю (о лошади), разгребать/разбрасывать землю (о коне);

3. скакать (ЭСТЯ1). То есть «ещая каурка» — это что-то типа резвая каурка. Кстати, далее по тексту обращения в сказке: «Стань передо мной, как лист перед травой!». То есть резвая, стань послушной передо мной. Со значением слова «вещая», то есть «говорящая» или «предсказывающая будущее», дальнейший текст обращения не является связанным общим смыслом.

Для сказки, как для любого художественного произведения характерна игра с противоположностями, на контрастах. То есть прыгни сначала в чан с горячей водой, потом с холодной водой. Эта игра может сохраняться и в отдельном предложении, поэтому обращение может быть: «Конь с сивой мастью, с бурой мастью, конь резвый и дикий (каурая масть — «дикая»), встань передо мной покорно, как лист перед травой».

Таким образом, сказка «Сивка-бурка» содержит сведения о тюркско-славянском взаимодействии в средневековье, либо в более ранние времена.

6. Связь с другими произведениями УНТ, литературой.

Ярким примером является сказка в стихах «Коне-Горбунок», написанная Петром Павловичем Ершовым в 1830-х годах. Как и в «Сивке-Бурке» главные персонажи в сказке — крестьянский сын Иванушка-дурачок и волшебный конёк-горбунок. 

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка», в которой как и в «Сивке-Бурке» главная героиня Крошечка-Хаврошечка, маленькая девочка, сирота, которую завалили работой злые родственники, влазила в одно ухо своей верной коровушке и вылазила в другое.

Русская народная сказка «По щучьему велению», главный герой которой младший брат Емеля-дурачок имеет верного помощника – волшебную речную щуку.

Похожим сюжетом обладает и знаменитая сказка восточных славян «Иван Царевич и Серый Волк». Находит Жар-птицу, красавицу жену и верного коня, побеждает завистливых братьев и злобного Кащея, становится царём, а Серый Волк служит ему до конца жизни.

7. Экранизация, использование мотивов в музыкальных произведениях, произведениях живописи.

Сказка нашла свое отражение:

  • Озвученный диафильм «Сивка-Бурка русская сказка» 1990 год с иллюстрациями художника Константина Безбородова
  • Детские иллюстрации к сказке художника Николая Кочергина (1950-1960 гг.)
  • Картина Виктора Васнецова «Сивка-Бурка» (1919-1926гг.)
  • Иллюстрация к сказке Бориса Диодорова (1996 г.)
  • песня Михаила Боярского «Сивка-Бурка» (1981г.), ставшая саундтреком к советскому фильму «Куда он денется».

«Сивка-Бурка» читательский дневник

«Сивка-Бурка» читательский дневник

«Сивка-Бурка» – увлекательная сказка о приключениях Ивана и его верного друга – волшебного коня Сивки-Бурки. Вместе им удалось доказать, что Иван достоин стать суженым прекрасной царевны.

Краткое содержание «Сивка-Бурка» для читательского дневника

ФИО автора: Русская народная сказка

Название: Сивка-Бурка

Число страниц: 24. Русская народная сказка. «Сивка-Бурка». Издательство «Речь». 2015 год

Жанр: Сказка

Год написания: Середина XVIII века

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Иван – в семье считался дураком, но на самом деле оказался умным, хитрым и настойчивым юношей.

Старшие братья Ивана – высокомерные, заносчивые, ленивые.

Отец Ивана – старик, простой крестьянин.

Царевна – молодая, красивая царская дочь, мудрая и справедливая.

Сивка-Бурка – волшебный конь, ставший верным товарищем Ивана.

Сюжет

У одного старика было три сына: два умных, а третий, самый младший, был дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришёл, но не выдержал караула и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.

Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.

Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до её терема и сорвать с её руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-Бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.

Братья вернулись домой и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван всё лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с её руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.

Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до её терема. Отмыли Ивана, приодели и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.

План пересказа

  1. Старик и три его сына.
  2. Кто-то топчет пшеницу.
  3. Старшие сыновья в карауле.
  4. Иван ловит Сивку-Бурку.
  5. Царский указ.
  6. Иван снимает перстень с руки царевны.
  7. Царский пир.
  8. Свадьба Ивана и царевны.

Главная мысль

Для того чтобы достичь успеха в любом деле, нужно как следует потрудиться.

Чему учит

Учит не судить о других по внешнему виду, исправно выполнять свою работу, не лениться, не опускать руки в сложных жизненных ситуациях.

Отзыв

Несмотря на то, что все считала Ивана дураком, он смог добиться того, о чём другие даже не мечтали – поймать и приручить волшебного коня, и с его помощью взять в жены прекрасную принцессу.

Рисунок-иллюстрация к сказке Сивка-бурка

Рисунок-иллюстрация к сказке Сивка-бурка.

Пословицы

  • Не по виду суди, а по делам гляди.
  • Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот молодец, кто победу творит.

Что понравилось

Понравилось, как Иван настойчиво добивался руки царевны. Он не остановился после первой неудачи и прыгал с Сивкой-Буркой до тех пор, пока не снял с руки царевны перстень.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

Автор: Народ

Название: «Сивка-бурка»

Жанр: Русская народная сказка

Тема произведения: Смекалка и волшебство

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристики:

  1. Иван – ответственный, смекалистый, рассудительный
  2. Братья Ивана – ленивые, насмехаются над братом
  3. Царевна –  нежная, скромная, верная
  4. Сивка-бурка – верный конь, выполняет свои обещания, помогает Ивану

О чем произведение:

Благодаря волшебному коню Иван находит невесту, проходит испытания и живёт счастливо.

Сюжет — краткое содержание:

Отец отправляет сыновей проследить, кто ночью топчет пшеницу. Старшие братья ленятся и спят вместо наблюдения, а младший ловит волшебного коня. Иван отпускает животное, при условии, что оно не будет топтать посевы. Внезапно царь объявляет, что тот, кто пройдёт испытания и снимет перстень с руки дочери, станет ее женихом. Иван зовёт Сивку-бурку, тот превращает его в красавца. С 3 попытки у героя получается снять кольцо. Он уезжает. На пиру царевна видит своё кольцо на руке Ивана и выходит за него замуж.

Понравившийся эпизод:

Эпизод, где Иван ловил Сивку-бурку был очень захватывающим. Герой не стал лениться (в отличие от братьев), показал свою удаль, смекалку и целеустремлённость. Он заслужил такого помощника, как Сивка-бурка!

План произведения для пересказа:

  1. Задание отца и лень старших братьев
  2. Поимка Иваном чудесной лошади
  3. Договор с Сивкой
  4. Испытания царя
  5. 3 попытки, чтобы получить руку царевны
  6. Сверкающий перстень и жених найдены!
  7. Свадьба

Главная мысль:

Добро, как бумеранг, возвращается в нужные моменты.

Чему учит этот рассказ:

Сказка учит честности, трудолюбию, целеустремлённости. Важно доверять окружающим, быть добрым, ответственным.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Сивка-бурка – просто чудо! Я бы очень хотела иметь такого друга, который поможет в трудную минуту. Думаю, Иван заслужил помощи волшебного коня, ведь он всегда отвечает за свои действия.

Новые слова и выражения:

Пир – праздничное застолье

Лапти – низкая обувь, распространённая на Руси в старину

Перстень – кольцо

Пословицы к произведению:

Дорога помощь вовремя.

Смекнешь да схитришь — врагов победишь.

В мире нет трудных дел — нужны лишь усердные люди.

Не будь тороплив, но будь настойчив.

Другие читательские дневники здесь

Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Сивка-Бурка» (русская народная сказка — волшебного вида)

Тема: В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, не смотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.

Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.

Характеристика главных героев:

Иванушка-дурачок: терпеливый, послушный сын («Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается»). Ловкий,сильный («Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!»). Добрый, порядочный («— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил»)

Елена Прекрасная: добрая, справедливая («Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»). Красивая («А собою она красавица из красавиц»). Исполнила наказ царя(«— Вот, батюшка, мой жених и нашелся!»)

Художественные особенности сказки:

Сказка начинается не традиционным зачином («Жил-был старик, и было у него три сына…», волшебный помощник: Сивка-Бурка — помогает достижению цели

(«—Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»). В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом…», закон тоекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»). Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный, используются двойные слова усиливающие впечатления от происходящего («Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!», «народу видимо-невидимо», «А собою она красавица из красавиц», устойчивые выражения, характерные для сказки(«ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать», постоянные эпитеты украшающие язык сказки («молодецким посвистом», «богатырским покриком», «добрый молодец»). Сказка заканчивается традиционной концовкой («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).

Вывод: Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.

Атрибут для русской народной сказки «Репка». Уважаемые пользователи сайта «Maam.py»,хочется поделиться с вами идеей: как сделать репку для русской народной сказки-своими руками.

Конспект занятия по сопоставлению чукотской народной сказки «Медведь и лосёнок» с русской народной сказкой «Волк и телёнок» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с творчеством народов Севера. Познакомить с чукотской народной сказкой «Медведь и лосенок»,.

Драматизация русской народной сказки «Теремок» Драматизация русской народной сказки «Теремок» (с элементами пальчиковой гимнастики). Цель: развитие творческих способностей у детей, развитие.

Интегрированное занятие по русской народной сказке «Сивка — Бурка» Цель: — Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; — Преобразовывать ход повествования, развивать воображение и мышление;.

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.

Мастер-класс «Сивка-бурка из ткани» В магазинах игрушек в виде лошадей огромное количество: мягкие и пластмассовые, деревянные и металлические,.

Мини-музей «Сивка-бурка» в детском саду Совместно с родителями в нашей группе открылся мини-музей одного образа «Сивка-бурка», в который вошли познавательные и интересные экспозиции:.

НОД: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка» Возрастная категория : 6 – 7 лет (подготовительная группа). Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Чтение художественной.

Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» Тема: Русская народная сказка: «Маша и медведь» Образовательная область: речевое развитие Интеграция: физическое развитие Интегративные.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Сивка-бурка» Чтение художественной литературы (старший дошкольный возраст). Сказка «Сивка – бурка» Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Сивка-бурка» и их характеристика

  1. Иван дурак, на самом деле очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями
  2. Братья Ивана, чванливые и заносчивые, были слишком высокого о себе мнения
  3. Отец братьев, старый крестьянин
  4. Царь, просто царь
  5. Царевна, молодая и очень красивая, добрая и справедливая, не обратила внимания на внешний вид Ивана
  6. Сивка-бурка, разношерстный волшебный конь, верный друг и товарищ.

План пересказа сказки «Сивка-бурка»

  1. Старик и три его сына
  2. Пшеница
  3. Старшие братья в карауле
  4. Иван в дозоре
  5. Сивка-бурка
  6. Глашатаи царя
  7. Первая попытка Ивана
  8. Два венца
  9. Перстень и поцелуй
  10. Перстень под тряпочкой
  11. Царский пир
  12. Царевна и Иван.

Кратчайшее содержание сказки «Сивка-бурка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Старик посылает сыновей сторожить пшеницу, но старшие спят, а Иван ловит Сивку-бурку
  2. Царь объявляет что кто до царевны допрыгнет, за того ее замуж отдаст
  3. Старшие братья уехали, а Иван позвал Сивку-бурку и три венца не допрыгнул
  4. На второй раз два венца Иван не допрыгнул
  5. На третий раз допрыгнул Иван до царевны, снял перстень, под тряпочкой его спрятал
  6. Созвал царь пир, узнала царевна Ивана и свадьбу сыграли.

Главная мысль сказки «Сивка-бурка»
Не тот дурак, кто дураком прикидывается, а тот дурак, кто слишком много о себе воображает.

Чему учит сказка «Сивка-бурка»
Эта сказка учит нас не судить о человеке по его внешнему виду, не поддаваться стереотипам, иметь свою голову на плечах. Учит честно выполнять свои обязанности, не спать на рабочем месте. Учит не хвалится раньше времени своими достижениями. Учит делать сюрпризы.

Отзыв на сказку «Сивка-бурка»
Эта сказка мне очень нравится, ее главный герой Иванушка несправедливо назывался дураком, хотя был много умнее и хитрее своих братьев. Вот только он свою хитрость на показ не выставлял. За то и царевна досталась ему, и конь верный, волшебный, да и сам Иван оказывается был красавцем. Читать эту сказу интересно и занимательно.

Признаки волшебной сказки в сказке «Сивка-бурка»

  1. Волшебные существа — конь Сивка-бурка
  2. Волшебные превращения — иван превращался в доброго молодца
  3. Троекратные повторы — три венца, три попытки, три брата, три ночи, три дня.

Пословицы к сказке «Сивка-бурка»
Не по виду суди, а по делам гляди.
Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот молодец, кто победу творит.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Сивка-бурка»
Было у одного старика три сына и младший сын был дурак-дураком.
Повадился как-то кто-то пшеницу топтать, и послал старик сыновей караулить поле, вора ловить.
Старший сын пришел, лег спать и всю ночь проспал. Также сделал и средний сын. А младший пришел, сел на камень и стал сторожить.
Прискакал тут конь разношерстный и начал пшеницу есть и топтать. Закинул на него Иван аркан и поймал коня. А конь молит его отпустить, обещает помочь и волшебные слова говорит.
Отпустил Иван и пшеницу с тех пор никто не топтал.
Тут царь клич бросил, кто допрыгнет до терема царевны и сорвет у царевны перстень с руки, быть тому мужем царевны.
Поехали старшие братья в город, а Ивана не взяли. Иван пошел за грибами, выбросил лукошко и Сивку-Бурку позвал. Залез водно ухо, из другого вылез, и молодцом стал. Поехал Иван в город. Хлестнул коня, конь три венца до царевны не допрыгнул. Иван хлестнул братьев и ускакал.
Братья вернулись домой, про молодца рассказывают, а Иван лежит на печи, посмеивается.
На второй день два венца не допрыгнул Иван, а братьев снова хлестнул.
Ну а а третий день допрыгнул конь, поцеловал Иван царевну и перстень с руки снял. Домой вернулся, руку тряпочкой обмотал, вроде на сучок наткнулся.
Лежит на печи перстнем любуется, а братья на него ругаются, чтобы с огнем не играл.
Через три дня царь всех собирает на пир. Поехал и старик с сыновьями. На пиру царевна всех гостей медом обносит, суженного ищет. Увидела тряпочку у Ивана, сняла его, а там перстень сияет.
Признала царевна Ивана. Отмыли Ивана и стал он молодцом-красавцем. Тут и свадьбу сыграли.

Анализ сказки Сивка-бурка 3, 4, 5 класс

Сивка-Бурка – одна из самых популярных русских народных сказок. Конечно же, само понятие «сказка» подразумевает события, которые никогда не происходили в реальности (и вряд ли произойдут). Тем не менее, в каждой сказке есть поучительная мораль.

Произведение описывает Ивана – дурака, который с помощью своего загадочного питомца превратился в удальца, сумел снять перстень с Елены Прекрасной и даже завоевать ее расположение.

Основной идеей, как и во множестве фольклорных творений, является борьба добра и зла. Поскольку в сказке присутствуют персонажи, наделенные магическими способностями, ее можно отнести к ряду «волшебных».

Иван – дурак на самом деле не настолько глуп: он предстает перед глазами читателя довольно смелым, решительным, исполнительным, скромным и смекалистым парнем. Прозвище же свое он получил за то, что целыми днями валялся на печи – но в данном случае автор путает умственные способности с ленью. Возможно, у Иванушки просто не было стимулов для того, чтобы заниматься делом – хозяйственные работы он считал для себя скучными, но альтернативы не было.

Что же касается Елены Прекрасной, ее совершенно не заботит, как выглядит Иванушка – даже если он мало похож на красавца – богатыря, который выполнил поручение.

Самым волшебным персонажем можно назвать Сивку-Бурку. Именно конь в данном случае творит настоящие чудеса. Честно говоря, именно этот герой произведения представляет наибольший интерес – ведь Елена и Иванушка, по сути, мало чем отличаются от подобных образов в других сказках. А вот конь, источающий атмосферу волшебства, действительно очень привлекателен – очень жаль, что у сказки нет продолжения, которое позволило бы узнать о дальнейшей судьбе коня.

Используются типичные для сказок художественные приемы, такие, как начало «жил-был», троекратное повторение (3 ночи, 3 брата), антропоморфизм, волшебные слова, кумулятивность, описание и концовка.

Язык изложения – просторечный, эмоциональный, разговорный, устаревший. Встречаются гиперболы.

На самом деле, польза сказок не только в «уроке добрым молодцам», но и в том, что они являются тем инструментом, который позволяет ознакомить детей с культурой родного края, подавая информацию в доступной для них форме.

Кроме того, именно подобные творения создают у них понятия о добре и зле, плохом и хорошем, справедливости и несправедливости – дают понимание всех тех вещей, которые могут пригодиться во взрослом возрасте.

Картинка к сочинению Анализ сказки Сивка-бурка

Интересно, что с главным героем романа мы знакомимся только в 11 главе. Умный, образованный человек, бывший историк – это и есть Мастер

Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, жизненный путь которого описывается писателем в повести, рассказывающей о его бесконечных странствиях.

Сила духа – это движущая сила, которая помогает преодолевать любые трудности, не сгибаться под их тяжестью и стремиться к своим целям, при этом помогая другим.

Местная больница. Врач, ответственный за больницу, уехал на собственную свадьбу. Все больные остались на местного фельдшера по фамилии Курятин. Человек большой и имеющий хорошее положение

Ещё в далёкие 30-е годы прошлого века Хемингуэй написал очерк «На голубой воде». Он написан про реальные события, о которых Хемингуэю рассказал рыбак с острова Свободы. Он и лёг в основу будущей повести

Отзыв о сказке «Сивка-бурка»

Главный герой сказки «Сивка-бурка» — простой парень Иван. Живет он в крестьянской семье. Из трех братьев Иван – самый младший, и его почему-то все считают глупым, а вот двух старших братьев умными называют. И случилась так, что кто-то повадился пшеницу по ночам с поля таскать. Глава семейства приказал братьям по очереди ходить на поле и стеречь пшеницу.

Старшие братья, хоть и умными считались, да оказались лентяями. Оба ночь проспали и сказали, что вора не видели. А Иванушка честно стал поле ночью стеречь и поймал вора. За пшеницей приходил по ночам необычный конь, шерсть у которого двух цветов была. Конь этот непростой был, человеческим языком разговаривал. Попросил он Иванушку отпустить его на волю и обещал пшеницу больше не портить. Еще конь обещал являться по первому зову Иванушки и служить ему. А чтобы вызывать его можно было, заветные слова Иванушке сказал.

Утром Иван домой вернулся и все честно рассказал, как он коня поймал. А домашние ему не поверили и посмеялись над ним. Но пшеницу больше никто не воровал по ночам.

Спустя какое-то время царь призвал всех молодцев на состязание: кто на коне до высокого терема допрыгнет, и кольцо с руки царевны снимет, тому ее замуж царь и отдаст.

Иванушка тоже решил ехать на состязание. Он вышел в поле и позвал волшебного коня заветными словами. Потом влез коню в одно ухо, а вылез из другого и стал красавцем. Прискакал Иван к царскому дворцу и прыгнул на коне к окну, где царевна сидела. Но не достал три венца всего. Развернул коня и ускакал домой.

На следующий день все повторилось. На этот раз Иван только два венца до царевны не допрыгнул. А вот на третий день все получилось у него – конь прыгнул высоко, Иванушка снял кольцо с руки царевны и с ним ускакал.

Дома он замотал руку с кольцом тряпкой, а всем сказал, что поранился. Тем временем царь, чтобы отыскать удальца, снявшего кольцо с руки его дочери, велел всем жителям царства явиться к нему на пир. А на пиру царевна обратила внимание на руку Иванушки, замотанную в тряпку и попросила развязать тряпицу. Тут-то все и увидели, кто у царевны кольцо снял. А когда царские слуги Иванушку отмыли и переодели, то он без всякого волшебства стал молодцем-красавцем. Тут же свадьбу и сыграли и стал Иванушка Иваном-царевичем.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Сивка-бурка» состоит в том, что успех приходит к людям обязательным и сообразительным. Братья Иванушки свое счастье проспали на сеновале, а Иван честно пшеничное поле стерег и счастье свое поймал.

Сказка «Сивка-бурка» учит нас быть скромными и не хвастать достижениями. Иванушка никому не стал рассказывать, что сумел добыть кольцо царевны, и только на царском пиру правда открылась.

В сказке мне понравился главный герой, Иванушка, который оказался вовсе не дурачком, каким его считали в семье, а очень скромным, но, при этом, сообразительным и предприимчивым человеком.

Какие пословицы подходят к сказке «Сивка-бурка»?

Кому счастье, а кому и нет ничего.
Добившись удач, об этом не судачь.
Наше счастье в наших руках.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Сказка Сивка-бурка. Русская народная сказка

Сказка Сивка-бурка о герое, который из Иванушки-дурачка превратился в Ивана-царевича. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Известная русская народная сказка Сивка-бурка представлена в двух вариантах: в обработке фольклориста М.А. Булатова и в пересказе собирателя русских народных сказок А.Н. Афанасьева.

Краткое содержание сказки

Умирая, велел отец сыновьям три ночи по очереди к нему на могилу приходить и хлебушком его кормить. Только и в первую, и во вторую, и в третью ночь пришлось младшему сыну самому на отцову могилу ходить. За послушание подарил отец Иванушке волшебного коня. Да такого, что только свистни, заветные слова промолви – примчится, нужно ему в одно ухо влезть, в другое вылезть – станешь писаным красавцем, и помчит тебя конь хоть на край света. В то время выдавал царь замуж дочь-красавицу. Сидела она в высоком тереме.

Кто на лошади допрыгнет до окна царевны и ее поцелует, тот ее мужем станет. Братья поехали счастья попытать. Иван-дурак погодя на своем чудесном коне добрым молодцем на царский двор явился. Никто не смог до середины терема допрыгнуть. Только один молодец на волшебном коне долетел до окна, поцеловал царевну, успела она на лбу героя царским кольцом отметину поставить.

Скрылся из виду молодец, превратился снова в Ивана-дурака. Созывает царь на пир вельмож, бояр, простой народ из всего царства, чтобы жениха царевны найти. Потчует царевна всех молодцев медом и смотрит, у кого на лбу ее отметина. К Ивану подошла и узнала в дураке своего суженого. Сделался Иван красавцем писаным. Получил он царевну и полцарства в придачу. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Сивка-бурка

В одном из самых распространенных сюжетов русского фольклора показано, как послушание родительской воле, ответственность, доброта помогают герою достичь успеха. За свои добрые дела Иванушка получает вознаграждение. А его старшие братья свое счастье проспали. Сказка Сивка-бурка способствует формированию нравственных ценностей.

Мораль сказки Сивка-бурка

Каждый сам кузнец своего счастья – такова мораль доброй волшебной сказки Сивка-бурка.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Счастье в воздухе не вьется, оно усердием достается.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Нажмите кнопку, чтобы случайным образом показалась 1 сказка

Анализ русской сказки Сивка-бурка

Каждый интеллектуально развитый человек любит читать. Ведь чтение увеличивает наш словарный запас, помогает развиваться и узнавать что-то новое. Любовь к литературе у людей появляется еще в детском возрасте, когда родители читают нам сказки. У каждой сказки есть мораль. Она нас чему-то учит. Сказки развивают воображение, учат добру, заботе и любви к людям и животным. Почти каждая сказка показывает, что добро всегда сильнее всего злого. Поэтому зло не может противостоять добру.

Наверное, всем известна русская народная сказка «Сивка-бурка». Если сделать анализ этого литературно-художественного произведения, то можно сделать много выводов. Суть сказки заключается в том, что главный герой произведения, над которым все время подшучивают его братья, поймал коня, который ему и исполнял все его желания. В конце сказки Иван женился на царевне.

Сказка учит читателя трудолюбию. Прочитав это произведение, можно сделать вывод, что не нужно быть ленивым, а такие качества, как терпение и доброта в жизни всегда вознаграждаются. Также сказка учит читателя относиться к родителям с уважением и быть добрым человеком. Ведь у добрых людей много друзей, у них всегда все получается, и они могут добиться в жизни многого.

Охарактеризовать Ивана можно, как терпеливого, покорного и скромного парня. Также в сказке можно заметить, что главный герой храбрый, ловкий и имеет доброе сердце. Елену Прекрасную можно охарактеризовать, как добрую, справедливую и порядочную девушку. В произведении описана ее невероятная красота. Коня можно описать как верного и преданного друга для своего хозяина, который помогает ему в трудных ситуациях. Благодаря ему, Иван смог показать окружающим свои лучшие качества.

В сказке используются интересные выражения и сравнения, которые украшают произведение. Сказка написана очень красочно и понятно для читателя любого возраста.

Русская народная сказка » Сивка-бурка» очень понравится вашему малышу! А если вы не помните, в какой она книжке находится, вы без особого труда сможете найти текст этой сказки в интернете на специализированном сайте и прочитать его ребенку.

Лексико-фразеологический анализ русской народной сказки Сивка-бурка

Иванушка вышел в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко бросил, сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:

— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

I . Вопросы на общее понимание текста:

а) О ком идет речь в отрывке? (Об Иванушке)

б) Как вы догадались? ( Так как отрывок начинается с образа Иванушки)

в) А о ком ещё? (О Сивке-Бурке)

II . Толкование неизвестных слов:

а) обнаружение неизвестных слов: чистое поле; раздолье; лукошко; гаркнул; «стань передо мной, как лист перед травой»; Сивка-бурка, вещий каурка; « как вкопанный».

чистое поле – поле, в котором нет построек и деревьев (демонстрация картинки)

раздолье – простор, широкое пространство (замена слова синонимом)

лукошко – ручная корзина из лыка или прутьев (демонстрация картинки)

гаркнул – закричал (замена слова синонимом)

Сивка-бурка, вещий каурка – это волшебный конь очень сложной масти (породы), который даёт советы своему хозяину и обладающий чудесным свойством изменять его вид и одежду (этимологический словарь)

«стань передо мной, как лист перед травой» — мгновенно, чуть ли не «по стойке смирно»

« как вкопанный» — неподвижно, замерев на месте

IV . Тематическая группировка:

Выпишите слова на тему «Какие явления наблюдал Иванушка, когда произносил «волшебные слова»?» (Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет, встаёт перед ним как вкопанный). Обратите внимание, что именно этими словами автор показывает, как Сивка-бурка спешит на помощь своему хозяину.

V . Обратите внимание , что автор употребил именно слово «гаркнул» богатырским покриком, а не крикнул богатырским покриком, как вы думаете почему?

(так как крикнуть можно и от беспомощности, а богатыри сильные, смелые, такой же и Иван)

VI . Подведение итогов урока:

– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова : «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)

Понравился ли вам отрывок? (Да)

Что нового вы узнали? («лукошко», «раздолье» и т.д.)

С какими устойчивыми выражениями познакомились ? ( «чистое поле»; «стань передо мной, как лист перед травой; « как вкопанный»; «бежит, земля дрожит»; «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Составьте 4-5 предложений с использованием новых слов и фразеологизмов.

Открытый урок по теме: «Сивка Бурка»

Анализ русской народной сказки «Сивка-бурка».

Календарно- тематическое планирование

Способствовать полноценному восприятию художественного произведения путем правильно организованного текста. Воспитать у учащихся такие качества как честность, доброту, отзывчивость, сопереживание, стремление прийти на помощь в трудную минуту.

Ученик, владеющий знаниями, умеет анализировать художественное произведение: определять тему и идею. Умение давать оценочные суждения о характере героев об их
поступках.

В процессе обучения учащиеся развивают навыки работы с текстом, умело вести диалог, беседу, находить зачин и сравнить
содержание двух зачинов.

Объяснительный, метод беседа, обучение в сотрудничестве.

Формы организации познавательной деятельности

Опережающее задание, работа в группе, индивидуально

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать.

Класс делится на 2 группы по цвету. На столах лежат геометрические фигуры: квадраты красные и зеленые.

Учащиеся выбирают геометрические фигуры и садятся в ту группу, где находится, та или иная фигура.

— Ребята, с каким жанром УНТ мы познакомились на прошлом уроке?

— А что же такое сказка?

диалог с классом

— Какие виды сказок вы знаете?

-Волшебные сказки, бытовые, о животных

— Какие сказки относятся к «бытовым»? Приведите примеры.

— Какие сказки относятся к сказкам о животных?

— Какие сказки относятся к «волшебным»?

— Ребята, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

Сказка «Сивка – бурка»

— К какому виду сказок её можно отнести? Почему?

Обратить внимание на то, какие эмоции на «лицах» смайликов

Должны прийти к выводу

— Ребята, скажите какова тема нашего урока?
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос: «Чему учит нас эта сказка?».

— Анализ русской народной сказки «Сивка – бурка».

Вступительное слово учителя.

-Сказка «Сивка – бурка» — одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за, внешним неприглядным, видом дурочка.

Актуализация знаний о сказках.

Учитель читает наизусть отрывок из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок».

«…Зачинается рассказ, Прямо к солнцу поднимался»

От Ивановых проказ, Лес стоячий под ногой,
И от Сивка, и от бурка, Сбоку облак громовой;
И от вещего каурка. Ходит облак и сверкает,
Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает.

Горы лесом поросли; Это присказка: пожди,
Конь с златой узды сорвался. Сказка будет впереди».

-Что такое зачин?

-Зачин-это начало сказки. В нем указывается место действия, которое всегда неопределенное, перечисляются главные герои и

Дается формула завязки.

-Чтение»зачина» из сказки

-Ученик читает отрывок наизусть.

-Сравните содержание этих

двух «зачинов». Что вы заметили?

Анализ содержания сказки.

-Определение главных черт характера героев.

-И вот в трудной работе – «поймать злого вора» — раскрываются характерные черты каждого из трёх братьев.

— Как поступили старшие братья?

— Что можно сказать об их характере?

— Лживые, трусливые, хитрые.

— Как поступил Иванушка?

— Как относились к Иванушке его братья и их жены? Найдите подтверждение этому в тексте.

-Чтение по книге

— Кого поймал Иванушка?

-Найдите описание Сивки-бурки в тексте.

— Почему братья не поверили Иванушке, что он поймал коня?

— Потому что они Иванушку считали дураком.

— Как они относились к младшему брату? Найдите подтверждение в тексте.

-«…Куда тебе, дурню? Людей смешить?»

Отношение братьев и их жен к Иванушке.

Выборочное чтение.(Чтение отрывка из сказки.)

Отношение к Иванушке Елены Прекрасной.

— Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она?

-Добрая, внимательная, отзывчивая .

Найдите подтверждение в тексте.

-Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой причине?

— Что смогла разглядеть Елена в Иванушке?

-За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа.

— Чем заканчивается сказка?

1.Назовите черты характера,

Работа с кластером, групповая с делегированием.

2.Какими отрицательными качествами обладает

-Какие проблемы возникли

при выполнении задания?

-Оцените уровень успеха соседней группы.

Учащиеся оценивают выступления групп, оценку показывают на кластере.

— Почему нам так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»?

-Добро торжествует над злом, правда над ложью.

Назовите черты характеров присущие положительным героям?

-Добрый, честный, скромный, отзывчивый, целеустремленный

— Какими качествами обладают отрицательные герои?

-Хитрые, жадные, ленивые-

— Кто из героев сказки вам понравился больше?

Посмотрите, ребята, как построена эта сказка? Какие части в ней встречаются?

(присказка, зачин, повторы, концовка)

— Можно ли считать эту сказку народной?

-Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «. сказка — ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!»

— Чему научила вас эта сказка?

— Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и детьми и взрослыми?

Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными.

-Что особенно вам понравилось на уроке?

Учащиеся высказывают, по желанию, свое мнение об уроке.

-Какие цели были достигнуты?

1.Перечитать сказку П.Ершова «Конек-горбунок.»

Что понравилось на уроке?

Какие цели были достигнуты вами?

Учащиеся высказывают, по желанию, своё мнение об уроке.

Сюжет

У одного старика было сына: два умных, а третий, самый младший, был настоящим дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришел, но не выдержал караула, и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.

Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан, и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван, и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.

Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до ее терема и сорвать с ее руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез, и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.

Братья вернулись домой, и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван все лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с ее руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.

Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку, и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до ее терема. Отмыли Ивана, приодели, и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.

Главные герои сказки и их характеристика

Пожалуй самым главным героем этой сказки является Иван. Обычный деревенский парень

, который любит валяться на печи и вести домашнее хозяйство.

Иван и Сивка-бурка

Его считают дураком и неумехой, но он оказывается самым ответственным их всех.

Не меньшую роль здесь играет волшебный конь Сивка-Бурка

, который во мгновение ока может превратить своего хозяина в красавца будто с картинки.

Братья Ивана, ленивые и трусливые молодцы, мечтающие даром заполучить красавицу Царевну, которая оказывается хитрее всех остальных. Всемогущий царь, обожающий свою дочь.

И конечно же отец Ивана, мудрый старик, благодаря которому и произошла эта замечательная история.

На царском дворе

Народу собралось превеликое множество. Кто просто поглазеть, кто допрыгнуть на коне до двенадцатого венца, где на высоте у окошка сидит царевна. И начали все скакать, но еле-еле до середины допрыгивают. Трудное испытание дал царь молодцам. Тут Иван разогнал коня и с третьего раза пролетел мимо окошка, поцеловал царевну, а она ему печать на лоб приложила.

русские сказки

И он моментально исчез, как и не бывало. Унес Ивана Сивка-бурка. Краткое содержание покажет, какую тайну будет скрывать наш главный герой. Печать во лбу сияет, ее надо тщательно до поры до времени скрыть. А с виду он снова привычный Ванюша, который только за печкой сидеть умеет. А ведь он не побоялся сходить на могилу к отцу, значит, где-то ждет его награда.

Призыв царя

Захотел царь выдать замуж дочь за удальца, который допрыгнет на коне до верхнего окошка терема, где будет сидеть царевна несравненной красоты, и поцелует девушку. За того он и дочь отдаст, и полцарства в приданое. Засобирались старшие братья, младшего взять не захотели. Уехали одни. А Иван взял узду, которую получил от отца, вышел в поле и вызвал, как учил батюшка, коня. Тут как тут Сивка-бурка. Краткое содержание являет читателю, как требует конь указаний, как нетерпеливо роет копытом землю, как моментально волшебно преображает Иванушку из крестьянского сына в писаного красавца. Конь бежит так, что земля начинает дрожать, хвостом и горы и долы заметает.

Главный герой

Практически во всех сказках Иван – третий сын, младший. Не случайно ему отведена роль главного героя. Ведь именно с младшими детьми родители доживали свой век. И вместе с наследством, которое делилось между всеми детьми поровну, младшим детям доставались и все тяготы по уходу за стариками. Как правило, старшие дети были опытнее, расторопнее, хитрее и младшего часто обманывали. В обоих вариантах рассматриваемой нами сказки, старшие братья не сдержали своего слова. В первом случае они переложили пугающее обязательство посетить могилу на младшего брата. Во втором — схитрили и обманули отца.

Поэтому во многих преданиях вмешательство магических сил помогает восстановить справедливость, чтобы каждый получил по совести, по заслугам. В сказке «Сивка-бурка» Иван единственный выполнил просьбу отца и был вознагражден за послушание и храбрость — ему достался чудесный конь. В кратком содержании «Сивки-бурки» для читательского дневника эти черты героя стоит указать в первую очередь. Потому как ему, честному и совестливому, благоволят три мира, составляющие одно мироздание, которое подчиняется общему закону – закону справедливости. Иван был сполна вознагражден. Ведь стать мужем царской дочери и получить полцарства в придачу — неплохая награда за труды и терпение.

Сказка в обработке М. А. Булатова

В другом варианте краткое содержание русской народной сказки «Сивка-бурка» начинается с того, что позвал отец трех сыновей и повелел им узнать, кто по ночам топчет их пшеничное поле. Два старших сына ходили на поле, да сон сморил их – не обнаружили вора. На третью ночь отправился младший сын. В полночь прискакал конь и стал есть пшеницу. Подкрался Иван да поймал его. Попросил конь отпустить его на раздолье, но в обмен на свободу пообещал являться по первому зову. Иван должен выйти в поле, свистнуть и крикнуть Сивку-бурку. И тотчас конь прибежит.

Не простой конь

Конь по славянским поверьям был связующим между миром живых и царством мертвых. Он и появляется необыкновенно. Земля при этом дрожит, все сверкает огнем, вокруг дым.

герои сивка бурка

И цвет коня необычный. Сивый – означает белый, бурка – темно-рыжий, каурка – каштановый. И еще он вещий, то есть умеет сам догадываться, что будет дальше.

Особенности произведения

Какова главная мысль сказки «Сивка-бурка»? Краткое содержание, изложенное выше и анализ, представленный здесь, помогут выяснить основную идею произведения. «Сивка-бурка» начинается не традиционным для сказки зачином: «Жил-был старик». Визуально ее можно поделить на три части. В первой состоится знакомство читателя с крестьянской семьей, здесь же видно отношение детей к просьбе отца. Также описана встреча Ивана с Сивкой-буркой. «Пришел в поле» Иван, «сидит не спит», терпеливо дожидается вора. Конь просит отпустить его, но не дурак был Иван, как считали его братья, усмотрел, что конь перед ним необычный – «шерстинка серебряная, шерстинка золотая», «из ушей дым валит», «из ноздрей пламя» — взял он с коня обещание пшеницу не топтать и «великую службу» сослужить. Отпустил его добрый Иван, ведь конь «обещал» «не ходить в пшеницу». В этой же части видим, что Иван был сильным и ловким – «носил-носил» его конь по полю, но «не мог сбросить».

Вторая часть сказки начинается с царского указа. Здесь Иван выражает свое желание: «Хочу посмотреть на дочь царя». Чудесный конь обещал исполнить желание Ивана – слово сдержал. В этой части Иван открывается еще с одной стороны – он терпеливо сносит насмешки братьев. Они его считают глупцом, а он идет к своей цели – не хвастает, настойчиво ездит в царский двор, скромничает – поцеловал царевну, а самого «и след простыл». Но царская дочь ищет своего жениха. Об этом рассказывает третья часть сказка, в которой все заканчивается свадьбой.

В основе произведения лежит волшебство – «в правое ухо» влез, троекратное повторение – «три брата», «три ночи», «три раза». Сказка написана выразительным красочным языком. Эмоциональную окраску тексту придают двойные слова — «носил-носил», «видимо-невидимо», «скакал-скакал»; устойчивые выражения – «ни в сказке сказать»; эпитеты – «молодецким посвистом», «добрый молодец». Заканчивается сказка традиционной для этого жанра концовкой – «и я там был, мед-пиво пил». Итак, добрый, смелый, терпеливый главный герой достигает поставленной цели и получает за свое терпение хорошее вознаграждение. Насмешники и лентяи-братья остались ни с чем. Вывод: произведение учит уважать родителей, не лгать и верить в добро. Такие люди многого добьются в жизни, им помогает само мироздание, а злые остаются никому ненужными и одинокими.

Чему учит русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Иван и Царевна

В данной сказке затрагивается сразу несколько важных тем:

  1. Первая тема — не стоит предавать глубокого смысла внешнему облику человека.

    Это четко показано в конце сказки, когда среди всех гостей Царевна подошла к самому чумазому простаку с повязанным лбом и признала в нем своего суженого.

  2. Вторая — надо ценить и уважать своих родителей.

    Иван — единственный, кто исполнил волю своего отца, следовательно, его братья не так уж и дорожили родителем.

Если вы еще не читали эту сказку, то стоит это сделать: она достойна прочтения в любом возрасте.

Работа Алексея Николаевича Толстого

Он поставил перед собой колоссальную задачу: пересказать русские сказки в основном для детей. Это было бы началом огромного труда. А.Н. Толстой очень ответственно подошел к работе. У него собиралось по несколько вариантов одной и той же сказки. Лучшую он брал за основу, из других добавлял детали. Так после переработки появился «Сивка-бурка». Сказка, воссозданная А. Н. Толстым, известна многим поколениям детишек.

Смотреть галерею

Но базовый вариант — это народное произведение, которое слушали веками и записали фольклористы. Большие энтузиасты работали в этой области и по крупицам собрали огромное количество материала. А для читателей нашего времени написал сказку «Сивка-бурка» автор по имени Алексей Николаевич Толстой. Все его произведения по художественному исполнению и проникновению в воссоздаваемую эпоху (например, «Петр Первый»), великолепны. В этом же ряду стоит «Сивка-бурка» (сказка для детей).

Что в имени твоем?

Слова «Сивка-бурка, вещая каурка», конечно же, помнит каждый. Но всем ли известно, что они означают? Со словом «вещая» все более-менее ясно – это способный предугадывать будущее, чудесный и обладающий тайными знаниями. Это сразу подтверждает сверхъестественное происхождение коня. Но отчего, как видно из краткого содержания «Сивки-бурки», указаны три окраса — сивый, бурый, каурый? Словно у главного героя был не один конь, а сразу три. «Сивка» — сивый, то есть седой, серый. «Бурка» — бурый конь, или серовато-коричневый. «Каурка» — каурый, или рыжеватый. Попробуем разобраться.

Три масти коня не случайны, ведь наши предки верили во взаимодействие и единство трех миров: небесного, материального и духовного. Каурая (красноватая) масть символизирует солнце, небесный, божественный мир. Бурый (коричневый) – это цвет земли, то есть земной мир. Сивый (седой, серебристый) окрас похож на лунный свет – это мир духов. Следовательно, такой окрас Сивки-бурки подразумевает, что этот конь представлял три мира, составляющих одно мироздание.

История об Иване и волшебном коне

Сказка об Иване и его чудесном коне известна не только в России, но и в Европе, Америке и даже в азиатском фольклоре. Это произведение – продукт народного творчества, многие века передаваемый из уст в уста. На бумаге сказка была впервые записана еще в XVIII веке. Благодаря собирателю народного фольклора А. Н. Афанасьеву «Сивка-бурка», опубликованная в одном из восьми сборников русских сказок писателя, вышедших с 1855 по 1863 годы, стала широко известна. Автор считал, что народные сказки важно не только выслушать и записать, но и «тщательно сличить» и «выбрать из множества вариантов» наиболее совершенные как «поэтическими образами», так и «чистотой нравственных мотивов».

Поэтому многие сказки, которые мы слышим с малых лет, дошли до нас в переработанном варианте. «Сивка-бурка» (краткое содержание произведения будет представлено ниже) также имеет несколько вариантов литературной обработки. Наиболее известны версии В. В. Латышева, М. А. Булатова, А. Н. Толстого. У последнего в архиве было 26 вариантов этого произведения. Как говорил писатель, основой послужило произведение из сборника Ончукова, также позаимствовал он кое-что у Зеленина и Афанасьева. Во всех версиях сказочной истории события приходят к общему знаменателю – вещая каурка помогает Ивану достичь цели. Чтобы не повторяться, основную часть сказки изложим отдельно. А сейчас рассмотрим два наиболее известных варианта развития событий.

  • Идея сказки серебряное копытце
  • Идея сказки серая шейка
  • Идея сказки русалочка андерсена
  • Идея сказки пропала совесть
  • Идея сказки премудрый пескарь салтыкова щедрина