«Краткость сестра таланта» — всем известный чеховский афоризм. Антон Павлович обладал редким талантом доступно, емко и лаконично отразить глубину проблемы, вовлечь читателя в личный разговор. Рассказ «Тоска» — не исключение. Произведение не оставляет равнодушным, потому что в его будничном повествовании отражена трагедия жителей большого города и даже целой планеты. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление.
- 3 Смысл названия
- 4 Суть: о чем рассказ?
- 5 Композиция и конфликт
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Основная идея
- 10 Чему учит?
- 11 Художественные средства и детали
- 12 Критика
История создания
Рассказ «Тоска» был опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки».
На момент публикации рассказа Чехову 26 лет. Он уже известен в литературных кругах своими короткими сатирическими произведениями, которые публиковал также в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте.
Доподлинно неизвестно, откуда произошел замысел рассказа «Тоска», но биографы отмечают, что за месяц до написания рассказа автор впервые посетил столицу и был впечатлен холодными сумерками Санкт-Петербурга и тем одиночеством, которое они навевают.
Жанр и направление.
Перед нами художественное произведение в жанре рассказа. Оно небольшое по объему, с одной сюжетной линией, повествующей о судьбе главного героя.
Чехов – блестящий русский писатель-реалист. Рассказ «Тоска» также принадлежит к направлению реализма. В центре сюжета – типический герой в типических обстоятельствах.
Автор рассматривает несколько проблем, но все они так или иначе подчинены основной теме, обозначенной в названии рассказа – тоска.
Смысл названия
В определении слова «тоска» лежит несколько значений. Первое – скука. Но есть и другое, более глубинное это — стеснение духа, томление души, мучительная грусть. Тоска в таком значении – то, что так терзает главного героя.
Чехову в этом маленьком рассказе удается на примере извозчика Ионы Потапова рассмотреть более глобальные проблемы, которые отзываются в каждом человеке.
Суть: о чем рассказ?
Рассказ повествует о зимнем снежном вечере самого обычного старого извозчика Ионы Потапова. Есть у него дряхленькая кобылка, с которой они развозят по городу вечно спешащих по своим делам петербуржцев. У Ионы невыразимо большое горе – смерть сына. И о своей беде ему жизненно важно поделиться хоть с одной живой душой. Но в холодных лицах города он встречает лишь безразличие, грубость и злобу, жестокость. Нигде и ни в ком герой рассказа не находит сочувствия и даже внимания, одиночество его становится острее, и отдает мучительной ноющей болью в измученном старом теле.
Иона возвращается на двор, идет на конюшню, и только в своей родной лошаденке находит человеческий живой отклик. Лишь она его слушает, лишь она в этом городе его понимает.
Композиция и конфликт
К рассказу дан эпиграф «Кому повем печаль мою?..». Это начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль». Перед нами народная духовная поэзия. Этими строками Чехов расширяет проблематику произведения, включает в него христианские мотивы.
Описание вечернего снежного города – экспозиция рассказа. По названию городских мест, упоминаемых автором («На Выборгскую!», «к Полицейскому мосту!») мы понимаем, что город, где развивается сюжет, — Петербург.
В центре композиции – извозчик Иона Потапов. Он – часть города, он невольно практически вписан в ландшафт (согнутый под гроздьями снега, он дремлет, сливаясь с белыми сугробами), но при этом на протяжении рассказа он находится с окружающим городом в конфликте. Он пробуждается от болезненного сна лишь при появлении седоков. А после их ухода снова погружается в сон, и так продолжается несколько раз.
Важно обратить внимание на неразрывную связь Ионы и его лошаденки. Кобылка будто повторяет и перенимает настрой и состояние своего хозяина: Иона «бел, как привидение», и лошаденка «бела и неподвижна», Иона «вытягивает по-лебединому шею», и она вслед за ним «вытягивает шею».
Рассказ ведется от третьего лица. Мы авторским взглядом следим за происходящим. Одновременно писатель вступает с нами в диалог. Именно к читателю он обращается, повествуя об одиноком Ионе Потапове. Чехов не зря дал именно такое название рассказу, так как тоска – это основная тема, но и основное настроение рассказа. Это то, с чем остается читатель в финале. С этим настроением его заставляет столкнуться и задуматься над ним Антон Павлович.
Главные герои и их характеристика
- Главный герой рассказа «Тоска» – извозчик Иона Потапов. Он типичный представитель популярного в русской литературе образа «маленького человека». Он нищий, беззащитный перед жестокостями мира, судьба его трагична. Он добр и даже по-детски наивен. Даже на грубые слова и удары седоков он реагирует глуховатым смехом и нелепой улыбкой. Он не может и не хочет постоять за себя – типичная черта маленького человека. Он согнут под ударами судьбы точно так же, как и его лошадь под ударами кнута. Знаменательно, что для главного героя рассказа Чехов выбрал имя Иона. Оно древнееврейского происхождения и переводится дословно как «голубь» или «терпеливый». Кроме того, история знает христианских святых и пророка с именем Иона. Идея христианского смирения и любви находят свое отражение в словах и поступках Ионы Потапова.
- Лошаденка Ионы – также важный герой рассказа. Ее образ – это аллегоричное изображение самого извозчика. И кобылка, и ее хозяин стары, больны, натружены, одиноки. И именно к ней Иона приходит за простым человеческим общением и не встречает отказа.
- Другие герои рассказа «Тоска» – это седоки – представители города. Каким Чехов изобразил городских жителей здесь? Палитра удручающая: от простого равнодушия в лице военного в шинели, до настоящей ничем не прикрытой злобы и пошлости в образах трех молодых людей.
Темы
Тематика рассказа «Тоска» интересна даже современному читателю:
- Основная тема рассказа, как ранее уже упоминалось, — тоска. Тоска как настроение, которое отражает внутреннее состояние героя и его переживания.
- Важная тема – это отношения между людьми, отношения между власть имущими (или хотя бы теми, кто большей властью обладает) и теми, кто слабее, кто зависим и слаб – маленьких людей. Здесь раскрывается истинная человеческая сущность. И хотя речь идет о персонажах давно ушедшей эпохи ответить самому себе на вопросы «Знакомо ли тебе сострадание?», «Находишь ли ты в себе отклик на чужую беду?», «Готов ли помочь ближнему пусть словом, но лучше делом?» должен каждый человек.
- Также в рассказе звучит тема народа, так как Иона и есть народный герой, вышедший очевидно из крестьянской среды. Он терпелив, трудолюбив и могуч.
- Тема народа в произведении одновременно перекликается с темой христианства: люди равнодушны друг к другу, поэтому несчастны. Если бы они проявили просто человеческое сочувствие, их жизнь могла стать более счастливой и гармоничной.
- Природа тоже имеет значение к тексте. Роль пейзажа в рассказе «Тоска» определяющая. Зимние сумерки и метель — это психологический и моральный климат города, где все равнодушны друг к другу.
- Внутренний мир — тоже тема для размышления Чехова. За грубым крестьянским мужиков в рогоже скрывается ранимый и тонко чувствующий человек, который ищет сочувствия. При этом он, в отличие от богатых седоков, добр и термин по отношению к людям. В его рассуждениях о жизни и смерти угадывается ум.
Проблемы
Проблематика этого небольшого рассказа весьма обширна. Следует обратить внимание на основные проблемы, которые ставит автор:
- В рассказе «Тоска» выявлена основная проблема одиночества в многолюдном городе. Благодаря художественным приемам, мы слышим и видим шумный беспокойный город с тысячами огней, с торопливо спешащими куда-то ожесточенными, нервными, одинокими людьми. В этом беспокойстве и суете человек остается один со своей бедой, мы видим это на примере извозчика Ионы. Чем острее его тоска, чем сильнее желание говорить хоть с одной живой душой.
- Чехов подробно и последовательно раскрывает проблему человеческого равнодушия. Извозчик не принят городом, его жителями. Ни один из встреченных им людей, будь то седоки или проезжающие мимо люди, или дворник, или жители постоялого двора по отношению к нему и его горю не только равнодушны, но и озлоблены. Остроту проблемы Чехов подчеркивает тем, что Ионе удается излить душу далеко не человеку, а его верной лошаденке.
- Автор так живо и правдиво воплощает состояние тоски – «тоски громадной, не знающей границ, которая распирает грудь с еще большей силой». Покинутость, ощущение людского безразличия, душевная тревожность определяют проблему боли и тоски в изображении Чехова.
- Проблема маленького человека также близка автору. К «маленькому человеку» окружающие чаще всего испытывают пренебрежительное отношение, даже сами авторы произведений. Ведь он согнут под ударами судьбы, он пуглив, осторожен и не в состоянии изменить свою судьбу. Но к Ионе мы вслед за Чеховым испытываем сочувствие, его мы не столько жалеем, сколько искренне сострадаем ему.
Основная идея
Тон рассказа «Тоска» спокоен и ненавязчив. Автор по-настоящему искусно ведет повествование, заставляя читателя сопереживать. Нет, он не обвиняет, но заставляет читателя самому себе задавать неудобные вопросы.
Чехов однозначно обличает принцип, по которому человек человеку волк. Авторская позиция в этом рассказе скорее созвучна постулату «человеку нужен человек». Смысл рассказа «Тоска» — показать важность гуманизма в современном мире.
Рассказ «Тоска» — это наставление, это напоминание о том, что в мире есть и боль, и страдания, и несправедливость, несчастья. Об этом нельзя забывать. Нельзя быть глухим и равнодушным к чужому горю. Такова главная мысль рассказа «Тоска».
Чему учит?
В конце рассказа Иона ведет диалог со своей лошаденкой. И хотя она не может ответить ему по-человечески, это все-таки диалог. Она слушает хозяина, откликается. Но даже на такую малость во всем городе не была способна ни одна живая душа. Чехов иронизирует, ставя вопрос: всегда ли быть рожденным в человеческой шкуре значит быть Человеком? Вот, какова мораль рассказа «Тоска».
Финал рассказа оставляет у читателя даже чувство вины. Осуждая жестоких людей равнодушного города, ты невольно обращаешься и к себе: а часто ли я задумываюсь о страданиях ближнего? Полагаю, этого внутреннего разговора и добивался Чехов.
Какой можно сделать вывод? Рассказ «Тоска» призван напомнить людям о том, что следует быть добрее друг другу, внимательнее, отзывчивее.
Художественные средства и детали
В своих произведениях Чехов неизменно был внимателен к деталям. Ведь именно они создают нужное настроение, раскрывают обстоятельства и характеры героев. Поэтому и в рассказе «Тоска» важно обращать внимание на то, как автор создает образы города, его жителей, образ главного героя – извозчика Ионы.
В частности, описание пейзажа помогает отразить атмосферу города. Передать настроение тоски позволяет зимний сумеречный снежный вечер.
Город в рассказе «Тоска» — это шумный, беспокойный, динамичный муравейник с толпами вечно спешащих людей, где никому нет никакого дела до маленького человека. Чехов прямо говорит, это – «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Образ города создается за счет важных деталей, определений и олицетворений: «уличная суматоха», «бледность фонарных огней», стук калош, злобные взгляды прохожих, кашель, грубая брань и даже ругань.
Особенности рассказа «Тоска» заключается не только в том, как он написан, но и в том, как он звучит, и что означают эти звуки. Примечательны и звуки города, на которые обращает внимание автор и которые позволяют нам почувствовать его атмосферу: «Куда прешь, леший», «Куда черти несут», «Сворачивай, дьявол», «Чего встал, проезжай», «Тьфу, чтоб тебя черти».
И в этой среде выживает маленький человек – Иона Потапов – вырванный из своей среды, «оторванный от плуга, от привычных серых картин», никому не желающий зла. Следует обратить внимание на слова самого героя, на то, как он обращается к каждому, кого встречает на пути, какие слова использует: «веселые господа», «барин», «милый», «Божья воля!», «дай бог здоровья», «брат кобылочка». И какими словами бранит его город и седоки: «старый пес», «старая холера», «Змей Горыныч». Речь Ионы снова возвращает нас к идее христианской любви и терпения, божьего человека.
Посредством таких приемов, как аллегория, создается конфликт между героем и городом. Чехов противопоставляет в образе извозчика простой трудовой народ грубому, бездушному миру города, которому нет дела до таких маленьких людей, как Иона.
Критика
Рассказ «Тоска» был по достоинству оценен и современниками, а также впоследствии исследователями литературного наследия А. П. Чехова, и по праву считается одним из знаковых в раннем творчестве писателя. Об этом говорит тот факт, что еще при жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, немецкий, сербскохорватский, словацкий, финский, французский и чешский языки.
Рассказ был положительно оценен в Петербургских Ведомостях (№ 167, 1886) критиком И. Н. Ладожский. Леонид Оболенский в Русском богатстве похвалил Чехова за его необыкновенную способность видеть скрытую драму за обманчиво простыми вещами. Рассказ Тоска этому идеальный пример. Константин Арсеньев в своем эссе «Писатели нашего времени» («Вестник Европы», № 12, 1887) включил рассказ Тоска в список лучших современных рассказов. Лев Толстой включил рассказ в личный список лучших чеховских рассказов.
Мнение критиков о рассказе «Тоска» выражалось чисто человеческим раскаянием, ведь юный автор нажал на больную мозоль общества:
Трудно представить себе более строгий приговор русскому интеллигенту и нашему воспитанию, как приговор, который содержится в только что разобранном рассказе Чехова «Тоска».» (И. А. Сикорский, «Психологические основы воспитания и обучения», Киев, 1909 г.)
Даже церковные издания обратили внимание на рассказа «Тоска» и высоко оценили гуманный посыл автора:
«Над человеком стряслось горе — тяжелое, непоправимое горе. Душа болит, работа валится из рук, неодолимо хочется найти себе где-нибудь поддержку. И как часто, не имея возможности поделиться своим горем с человеком, несчастный обращается к животным и даже к неодушевленным предметам. Рассказ Чехова «Тоска», где измученный извозчик жалуется на свое горе своей лошади, не выдумка, а психологическая истина.» («Рязанские епархиальные ведомости, издаваемые при Братстве св. Василия Рязанского», 1911 г., № 1-12)
Творческое наследие Чехова было высоко оценено потомками. Даже в СССР его проза не пострадала от идеологических нападок цензоров:
«К середине восьмидесятых годов Чехов был уже автором таких блестящих рассказов, как «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Унтер Пришибеев». В них он проникал в самую сущность жизни полицейско-самодержавной России того времени, изображал типическое: деспотизм, неограниченную силу имеющих власть и раболепие, холопство подчиненных. Высмеивая чиновников, полицейских, Чехов высказывал свое горячее сочувствие людям из народа, заставлял читателя задумываться над их судьбой («Тоска», «Горе», «Темнота» и др.).» (М.Семанова, вступительная статья к книге «Рассказы. А.П.Чехов», издательство «ДЕТГИЗ» (Москва), серия «Школьная библиотека», 1954 г.)
Автор: Виктория Куликова
Рассказ «Тоска» — это совсем небольшое, но глубокое произведение, которое необходимо в своей жизни прочитать каждому образованному человеку. Его написал признанный классик русской литературы конца девятнадцатого – начала двадцатого века – Антон Павлович Чехов. На его счету немало подобных рассказов – небольших, жизненных и остросоциальных. Даже спустя многие годы его читают последующие поколения, потому что в его книгах прописаны вечные истины. Данная статья посвящена подробному анализу его известного рассказа «Тоска».
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Смысл названия
- 4 Суть
- 5 Композиция
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Смысл
- 10 Особенности: выразительные средства и художественная деталь
История создания
Рассказ был опубликован «Петербургской газете» в январе 1886 года в отделе «Летучие заметки». Затем он был занесён в сборник «Пёстрые рассказы» с небольшими поправками. Позже, в 1898-1901 годах, Чехов включил его в свой третий том сочинений.
В литературных кругах рассказ встретил одобрительные отклики в изданиях «Петербургские ведомости», «Русское богатство» и «Вестник Европы». Лев Толстой также выделил это произведение как одно из лучших чеховских творений.
Жанр и направление
«Тоска» является по жанру рассказом, так как это прозаическое произведение небольшого объема с повествовательным содержанием. Повествование ведётся от третьего лица.
Рассказ описывает реальную жизнь, максимально правдоподобные ситуации, чувства, в нем используется простонародный язык. Это значит, что он восходит к такому направлению, как реализм. Можно смело утверждать, что все произведения Чехова относятся именно к реализму, как и проза других писателей второй половины девятнадцатого века. То, что произошло с Ионой в рассказе, – это очень реалистичная и даже обыденная ситуация, но это не значит, что она не заслуживает внимания. Иногда в простых вещах и кроется проблема, решив которую, можно добраться до истины.
Смысл названия
«Тоска» — это центральный образ произведения, воплощённый в главном герое. Это – и чувство, поглотившее его, и в то же время это важная и сложная проблема, над которой автор предлагает задуматься читателям. Значение слова «тоска» в данном случае равнозначно значению слова «одиночество».
Вот, как можно объяснить название: «Тоска» отражает не только внутреннее состояние героя, но и своеобразную болезнь целого равнодушного города.
Суть
О чем же книга? Рассказ о старом извозчике Ионе, у которого умер сын. Его тоска была необычно огромна, беспредельна, и единственное, что могло облегчить ему страдания – это одна единственная живая душа, готовая выслушать его историю о сыне полностью. Но никто не был настроен слушать и вникать. Все люди, которые ему встречались, жили своими заботами, и никому не было дела до горя Ионы.
В конце концов, так и не найдя себе собеседника, он рассказал свою историю лошади. Таковые основные события, описанные в произведении. Подробно сюжет рассказывается здесь.
Композиция
В рассказе присутствует эпиграф, задающий эмоциональную тональность произведению: «Ком повем печаль мою?». Далее следует небольшая экспозиция, описывающая условия, в которых будет развиваться конфликт. Это описание времени года и суток, погоды, а также знакомство с главными героями. Так, первое, что узнаёт читатель, это то, что на улице города сгущаются сумерки, идёт мокрый крупный снег, который набело красит извозчика и его лошадь, делая их почти неприметными.
Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.
Главные герои и их характеристика
- Главный герой рассказа – старый извозчик Иона. Он относится к такому популярному типу литературного героя, как «маленький человек». Это значит, что он — обладатель низкого социального статуса, не наделённый какими-либо особыми способностями и качествами, но и не причинивший никому никакого вреда. Иона – простой дворовый извозчик, зарабатывающий себе крохи на хлеб. Его желание очень скромное и простое – поделиться с кем-нибудь горем. Он не несёт этому миру никакого зла, но и героическими качествами также не наделён. Даже на грубость своих седоков он не отвечает той же грубостью, а лишь пытается завязать приятный разговор. Образ маленького человека подробно описан тут.
- Другим главным героем рассказа можно называть лошадь Ионы, так как без неё это произведение не имело бы той законченности, глубины, которой сумел добиться Чехов. Именно она – жалкое, обессиленное животное, является истинным другом Ионы, в конце концов, спасшим его от неизбывной тоски.
Темы
- Основная тема рассказа – это тоска главного героя, у которого умер сын. Он — «маленький человек», которого никто не замечает. В огромном и суровом внешнем мире, где свирепствует метель и где мимо проходят сотни равнодушных людей, Иона — просто пылинка, но его внутренний мир наполнен чувствами. Его горе не излить, оно теснится внутри, и он остро нуждается в чужом сострадании. Но даже маленькая доля этого сострадания не достаётся старому извозчику, и он вынужден оставаться со страшной тоской один на один. Никто не желает облегчить его горе. В данном эссе подробнее описаны боль и тоска в изображении Чехова.
- Взаимоотношения людей и их питомцев. Однако, не всё так плохо, лучик света всё-таки находится. Удивительно, но «лошадёнка» Ионы оказывается как будто «человечнее» других людей. Она — единственный друг старика, друг, которому он может поведать всё как родственной душе. Потому что она хоть и лошадь, но действительно родственная душа. Иногда животные могут помочь хозяину даже больше окружения, и это – наглядный тому пример.
Проблемы
Проблематика произведения, несмотря на его размер, очень богата. Мы рассмотрим лишь главные ее аспекты.
- Основная проблема, поднимаемая автором в данном произведении, – это проблема одиночества «маленького человека» в большом многолюдном городе. Боль и тоска овладевают Ионой, и читатели проникаются к нему сочувствием, чего не скажешь об остальных героях произведения, с которыми он взаимодействует. Одиночество бывает страшным внутренним состоянием, и Чехов ярко и выразительно доносит это до умов и сердец читателей.
- Помимо этого, ещё одной проблемой, освещаемой в тексте, является проблема равнодушия. Никто из встретившихся Ионе за день пассажиров не проявил к нему должного внимания. Что военный, что трое молодых людей, которых он подвозил, что дворник и мужик со двора – все они, хотя знали о горе извозчика, но были заняты сугубо своими мыслями и планами. Более того, седоки грубо обращались с ним, когда старик правил не так умело, как им бы хотелось. Здесь мы можем увидеть и некоторую жестокость горожан по отношению друг к другу.
Смысл
А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.
Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.
Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.
Особенности: выразительные средства и художественная деталь
Внутреннее состояние главного героя и общую атмосферу всей картины Чехов передаёт с помощью пейзажа. Холодная зима с сумерками и крупным мокрым снегом выражает тоску, боль, равнодушие окружающего мира по отношению к отдельному человеку. Мир чужой, колючий, неприветливый к герою, и это отлично чувствуется благодаря окружающей его обстановке.
Имеет место в произведении также и художественная деталь. С её помощью Чехов выделяет только наиболее важные черты качества, образы, важные для понимания смысла, а остальное опускает. Этим обусловлен небольшой объем его произведений.
Пример художественной детали в тексте: автор называет лошадь Ионы «лошадёнкой». Это слово с уменьшительным суффиксом имеет определённую смысловую и эмоциональную нагрузку – лошадь жалкая, измотанная, такая же, как и её хозяин.
И, конечно, в рассказе используются некоторые художественные приёмы. Наиболее важные из них – это эпитеты про душевное состояние: «тоска громадная, не знающая границ». Они важны, ведь создают понимание масштабности личной драмы Ионы. Самые мощные метафоры, заслуживающие нашего внимания, тоже относятся к чувству тоски: «весь свет залила бы», «поместилась в скорлупу», «распирает грудь». Выразительные средства важны для понятия темы и проблемы произведения, они выражают позицию автора.
Автор: Ксения Афанасьева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Краткое содержание:
- История создания
- От чьего лица ведётся повествование? Почему?
- Тема и идея произведения
- Проблематика
- Персонажи
- Система образов произведения
- Композиция произведения
- Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения
- Краткое содержание
- Обсуждение
История создания
Публикация «Тоски» впервые состоялась в январе 1886 года (Петербургская газета, № 26). Чехов несколько изменил рассказ для издания в сборнике «Пёстрые рассказы». Ещё раз писатель пересмотрел текст перед включением его в третий том своих произведений (1899–1901 гг.).
Почему Антон Павлович обратился к теме рассказа, что послужило причиной — неизвестно. Возможно. К написанию его подтолкнула поездка в Петербург, состоявшаяся я в декабре 1885 года. Его впечатление от столицы — «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Такая среда противоречила его душевному складу и, вероятно, вызвала чувство одиночества.
От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование в рассказе ведётся от третьего лица. На протяжении всего рассказа автор использует настоящее время, что бывает редко в эпических произведениях. Тем самым Чехову удаётся вовлечь читателя в происходящее, обеспечить ему мысленное присутствие рядом с героем.
Тема и идея произведения
Тема: Одиночество человека в мире.
Идея содержится в эпиграфе: «Кому повем печаль мою. ». Это начало стиха «Плач Иосифа и быль»: Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо Тебе, Владыко мой, Известна печаль.
Человек одинок среди людей в своём горе, никто не откликается на его боль. Невидимый Господь видит страдальца и любит его, но так хочется излить другому человеку свою боль, хочется участия. В рассказе Чехова звучит призыв к людям сочувствовать чужому горю, сопереживать, уметь выслушать.
Проблематика
- равнодушие людей друг к другу;
- одиночество человека в мире.
Смысл названия: слово «тоска» отражает настроение главного героя и всё то, что с ним происходит. Весь мир этого рассказа — тоска.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: Чехов создал совершенно особую жанровую разновидность малой прозы — короткие рассказы о проблемах бытия.
Время и место действия: действие рассказа происходит в Петербурге в конце XIX в.
Персонажи
- Иона — извозчик.
- Его лошадь.
- Военный.
- Компания молодых людей.
- Дворник.
- Молодой извозчик.
Система образов произведения
Иона Потапов — простой извозчик, уже в летах. Заработки у него скромные — на хлеб. Как литературный герой Иона из категории «маленьких людей», но и «маленький человек» наделён живой страдающей душой, и ему требуется сочувствие. Иона всего лишь хочет поделиться своим горем. Но ни военный, ни компания подгулявших сквернословящих господ не проявили участия к человеку, переживающему смерть сына. Попытка заговорить с дворником и с одним из «своих», молодым извозчиком, тоже не принесла успеха. Иона принимает это как данность, не озлобляется на людей, просто идёт к своей лошадёнке и повествует ей о своей печали.
Лошадь Ионы живёт одной жизнью со своим хозяином, понимает его с полуслова, чувствует его настроение. Как и хозяин, она уже стара и устала от работы, но терпелива. Она и оказалась отдушиной для горюющего Ионы.
Композиция произведения
Эпиграф рассказа («Кому повем печаль мою. ») задаёт тон произведению.
Экспозиция — описание условий, в которых будет происходить действие (зима, вечер, снегопад), знакомство с главным героем. Извозчик и его лошадь недвижно замерли под снегом.
Далее статичность ситуации сменяется динамикой действия: иона ищет людей, которым можно излить своё невыносимое горе. Автор повествует о череде попыток, каждая из которых заканчивается неудачей. Рассказ держит читателя в напряжении почти до самого конца.
Конец — развязка: Иона изливает горе своей лошадёнке.
Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения
Чехов описывает пейзаж для передачи состояния героя. Зимние сумерки, хлопья мокрого снега соответствуют тоске героя и подчёркивают безразличие мира к его боли.
Мастерство художественной детали Чехова проявляется в обозначении лошади извозчика «лошадёнкой». Уменьшительный суффикс придаёт слову смысловой нюанс: старая, измотанная работой лошадь, похожая на хозяина.
К числу художественных приёмов относятся и эпитеты, характеризующие состояние души Ионы, масштаб его личного горя: «тоска громадная, не знающая границ», «весь свет залила бы», «распирает грудь».
Краткое содержание
Извозчик Иона на работе. Идёт снег, холодно, мглисто. К нему в повозку садится военный. Иона везёт его и неожиданно сообщает, что у него, Ионы, умер сын. Военному это неинтересно: он приехал. Потом к Ионе садится шумная компания молодых людей. Они насмехаются над Ионой, отвешивают ему подзатыльники. Иона хочет и им рассказать, что у него умер сын, но они не слушают. Уже вечер, Иона отправляется спать. По пути он замечает дворника. Иона хочет заговорить с дворником, рассказать ему про смерть сына и про то, что у Ионы больше никого нет, но он не решается — только спрашивает у дворника, который час. Приехав на постоялый двор, Иона ищет собеседника. Но все уже спят. Молодой извозчик встаёт напиться, и Иона говорит ему о своей трагедии. Но молодой не хочет говорить. И тогда Иона идёт к своей лошади и рассказывает о смерти сына ей.
Источник
Источник
Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.
«Краткость — сестра таланта» — многим известный афоризм Антона Павловича. Писатель обладал редким даром лаконично, емко и доступно отображать глубину проблемы, вовлекать читателя в личный разговор. Это же можно проследить и в рассказе, который написал Чехов, — «Тоска». Анализ произведения и краткое содержание пригодится учащимся в 9 классе для подготовки к уроку русской литературы.
Оглавление:
- История создания
- Жанровое направление
- Краткое содержание
- Описание персонажей
- Основная тематика
- Раскрытие проблем
- Главная идея
- Литературные приемы
История создания
Произведение «Тоска» было впервые напечатано в середине января 1886 г. в «Петербургской газете», в колонке «Летучие заметки». Во время издания писателю было 26 лет. Автор был уже известен в литературном обществе своими небольшими циклами сатирических рассказов и стихотворениями, которые печатал в этом же журнале под псевдонимом Антоша Чехонте.
Точно неизвестно, откуда появился замысел написания произведения «Тоска», но историки отметили, что за месяц до публикации рассказа писатель впервые приехал в Северную столицу и был просто поражен холодными и мрачными сумерками Петербурга и одиночеством, которое навевает этот город.
В определении слова «тоска» можно проследить несколько толкований. Первое — скука. Однако существует и другое, более глубокое определение — терзание, грусть, томление души, сомнение. Тоска в этом понимании — это то, что так мучает главного персонажа.
Антон Павлович в этом коротком произведении смог на примере своего героя Ионы Потапова раскрыть более масштабные проблемы, находящиеся в любом человеке.
Жанровое направление
«Тоска» по своему жанру является рассказом, поскольку это прозаическое произведение, короткое по своему размеру и носящее повествовательный характер. Чехов описал настоящую жизнь, максимально правдивые ситуации и эмоции, используя для этого простонародный язык.
Это обозначает, что произведение входит в рамки направления, которое называется реализм. Можно уверенно говорить, что все творения Антона Павловича относятся именно к этому стилю написания, как и проза остальных авторов конца XIX столетия.
То, что случилось с Ионой в произведении, — это довольно реальная и даже повседневная ситуация, однако это не означает, что на нее не нужно обращать внимания. В некоторых случаях в обыденных вещах и скрывается проблема, определив суть которой можно найти истинную причину ее появления.
Краткое содержание
Произведение рассказывает о зимнем воскресном снежном вечере простого престарелого извозчика, которого зовут Иона Потапов. У него старенькая лошадка, на которой он развозит по Санкт-Петербургу постоянно торопящихся по своим делам горожан. У главного героя случилось очень большое несчастье — умер его сын.
И об этой печали ему жизненно необходимо поведать хоть какой-то живой душе. Однако в мрачной Северной столице он видит только грубость, бездушие, ожесточенность и злость.
Ни в каком месте и ни в одном человеке Иона не нашел сострадания, одиночество начало становиться все острей и выражается мучительной томительной болью в измученном теле.
Главный герой идет во двор, отправляется на конюшню и лишь в своей верной кобылке находит настоящий человеческий отклик. Только лошадь его выслушала, именно она одна поняла Иону в мрачном городе.
Описание персонажей
В рассказе описаны только два главных героя.
Их краткая характеристика выглядит следующим образом:
- Извозчик Иона. Этот человек относится к такому распространенному типу литературных персонажей, как «маленькие люди». Это означает, что он имеет низкий статус в обществе, не наделен какими-то выдающимися качествами и способностями, но и не причинивший кому-то вреда. Это обычный городской извозчик, который зарабатывает себе на кусок хлеба. Желание этого человека по сюжету довольно скромное — рассказать кому-то о своем горе. Он не принес в этот мир никакого зла, но и героических качеств у него также нет. Даже на хамство людей, которых он везет, Иона не отвечает такой же грубостью, а только пытается завести приятную беседу.
- Вторым главным персонажем произведения является лошадь, поскольку без нее этот рассказ не имел бы того финала, которого смог добиться Антон Павлович. Именно это обессиленное и жалкое животное является настоящим другом извозчика, в результате спасшее Иону от неизбывной грусти.
Основная тематика
Тематика произведения «Тоска» будет интересна даже современному читателю.
Чехов поднимает такие темы:
- Отношения между людьми, власть имущими и теми, кто слабей. В этом случае раскрыта настоящая сущность человека. И хоть речь заходит о героях давно прошедшего времени, но каждый читатель должен ответить на вопросы: «Знакомо ли ему сострадание?», «Готов ли он помочь другим, пускай даже словом?».
- Тоска. Это настроение отображает внутреннее состояние главного персонажа и его переживания.
- Тема народа в рассказе одновременно пересекается с религиозной тематикой: люди безучастны друг к другу, потому несчастливы. Если бы все проявляли обычное человеческое сочувствие, то их жизнь была бы намного гармоничнее.
- Внутренний мир. За крестьянским мужичком в рогожке скрывается тонко чувствующая личность, ищущая сочувствия. Причем этот человек, в отличие от своих богатых пассажиров, намного добродушнее и терпимее по отношению к людям.
- Природа также имеет немаловажное значение в рассказе. Зимний вечер и пурга — это моральное и психологическое описание Санкт-Петербурга, города, в котором все безразличны друг к другу.
Раскрытие проблем
Проблематика короткого произведения также довольно обширна.
Чехов поднимает следующие вопросы:
- Равнодушие людей. Извозчик не принят Петербургом, его горожанами. Ни один человек, которого он встретил, будь то проходящие мимо люди, дворники или его пассажиры, по отношению к Ионе просто равнодушны, даже озлоблены. На этой проблеме писатель акцентирует особое внимание, у извозчика получилось излить душу не людям, а лишь его верной кобылке.
- Одиночество. Через особые художественные приемы читатель слышит и видит шумный мрачный Санкт-Петербург с миллионами огней, со спешащими куда-то жестокими, обеспокоенными, одинокими людьми. В этой суматохе человек обречен остаться один на один со своим несчастьем, Чехов показывает это на примере Ионы.
- «Маленькие люди». К ним окружающие, как правило, чувствуют только пренебрежение, поскольку этот человек согнут под ударами судьбы, он не в состоянии ее поменять. Но к извозчику читатель вместе с писателем испытывает сочувствие.
Главная идея
Тон повествования ненавязчив и безмятежен, Чехов по-настоящему мастерски ведет рассказ, он заставляет читателей искренне переживать за героя. Нет, писатель не обвиняет Иону, но заставляет остальных задавать себе неудобные вопросы.
Автор ярко изобразил принцип, с учетом которого человек является волком для остальных людей. Смысл этого произведения заключается в том, чтобы показать необходимость гуманизма в этом жестоком мире.
Рассказ «Тоска» является наставлением, а также напоминанием людям о том, что в мире существуют и несчастья, и душевная боль, и несправедливость, и мучения. Про это нужно помнить. Не стоит быть глухим и бессердечными к горю чужого человека. Это основная мысль произведения.
В конце повествования извозчик ведет разговор со своей кобылкой. И хоть животное не отвечает ему по-человечески, но это все же диалог. Лошадь выслушала своего хозяина и откликнулась ему. Но даже на эту малость в целом городе был неспособен ни один человек.
Писатель иронизирует, он поставил острый вопрос: все время ли быть рожденным в человеческом обличье обозначает быть настоящим человеком? Это является моралью произведения.
Литературные приемы
В своих рассказах Антон Павлович неизменно относился внимательно к различным деталям, поскольку именно эти элементы позволяют создать настроение, раскрыть обстоятельства событий и характеры главных персонажей. Потому и в произведении «Тоска» необходимо обратить внимание на то, как Чехов пытался создать образы Петербурга, его горожан, описание Ионы.
К примеру, изображение природы позволяет отобразить атмосферу Северной столицы, а также передать ощущение тоски зимнего сумеречного заснеженного вечера.
Санкт-Петербург в произведении — это активный, неспокойный, шумный муравейник с толпами постоянно торопящихся людей, в котором никому нет дела до «маленьких людей». Писатель в своем рассказе прямо указывает, это — «омут, который полон ужасных огней, постоянного треска и торопящихся людей». Описание города было создано благодаря важным деталям, определениям и символизму: «блеклость огней на фонарях», «суматоха на улице», «злобные взоры прохожих», «грохот калош», «кашель», «грубая брань».
Особенность произведения состоит не только в том, каким образом оно написано, но и в том, как этот рассказ звучит и что обозначают все посторонние звуки.
Весь шум, на который пытается обратить внимание писатель, позволяет читателю прочувствовать атмосферу города: «Куда черти несут?», «Куда прешь, леший?», «Тьфу, чтоб тебя черти», «Что стал, проезжай?», «Поворачивай, дьявол».
И именно в этом городе пытается выжить маленький человек — Иона, выделенный из своей среды, «оторванный от плуга, от обычных будничных картин», который никому не желает зла. Нужно обратить внимание на цитаты непосредственно главного героя, на то, как он обращается ко всем встречным, что он говорит: «барин», «веселые люди», «Божья воля!», «мил человек», «брат кобылка», «дай Бог здоровья». И какими фразами ругает его город и пассажиры: «Змей Горыныч», «старая холера», «старая собака». Речь извозчика опять возвращает читателя к теме христианской любви.
Окончание рассказа у читателей иногда даже оставляет ощущение вины. Осуждая жестокость бездушной Северной столицы, люди невольно начинают обращаться и к себе, насколько часто они думают о сострадании к ближним. Наверное, именно этой внутренней беседы с самим собой и пытался добиться писатель.
Вывод напрашивается сам: произведение Чехова «Тоска» призвано напомнить остальным, что нужно добрее относиться друг другу, быть отзывчивее и внимательнее.
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Анализ рассказа Тоска
Мир зачастую остается прежним по своим повадкам. Например, равнодушие людей друг к другу до сих пор царит среди народа. Дабы уменьшить число таких, кто всегда остаётся безучастным к окружающим, Антон Павлович Чехов создал необычный рассказ под названием «Тоска». Он надеялся, что люди образумятся и перестанут так ужасно относиться не только к самим себе, но и к невинным душам.
Действующим лицом в этой картине является извозчик по имени Иона. На его долю выпало страшное событие… Он потерял любимого сына… Теперь его смысл жизни резко подорвался, собственно, как и здоровье. За некоторое время главный герой постарел лет на десять. Всё из-за горя, которое съедает персонажа изнутри. На этот раз любимого человека нет рядом… Остаются лишь воспоминания да ужасно гнетущее состояние внутри себя… Ему, что самое печальное, не с кем разделить собственную тоску. Стоит герою подойти к знакомым, как они через несколько минут безучастно отворачиваются от Ионы… Он ничего не может поделать с равнодушием людей вокруг него. Оттого становится ещё более подавленным человеком.
Была надежда поделиться об произошедшей трагедии с простыми прохожими, но даже те не способны уделить внимание на несчастного человека. Те слишком закрыты в своих «панцирях», не желают принимать на себя проблемы иного человека.
Чехов остро ощущал переживания человека изнутри. Автор осознавал, что значит чувствовать себя одиноким в современном мире. Потому и воплотил такое творение в жизнь, дабы читатели, которым не безразличны ценные уроки писателей, их опыт, их нравоучения, поняли смысл произведения Антона Павловича правильно. Вокруг много равнодушных людей, но это не значит, что можно и самому становится таким!
В конечном итоге Иона находит себе пристанище у обычной лошади, которая молчит и просто слушает… Животное, вот на кого осталась последняя надежда, ибо люди имеют действительно наплевательское отношение к окружающим, да даже к близким родственникам…
Таким образом, Чехов старался навести ряд поколений на мысль, что безразличие в окружающем мире довольно плохая вещь. Оно губит душу человека, искалечивает изнутри, отталкивает других, не дает вкусить яркие чувства такие, как сострадание, любовь, отзывчивость и доброта. В подобном мире страшно жить, ибо равнодушные люди просто существуют… Им не нужны эмоции. Они, как сами считают, без этого прекрасно справляются… Вот в чём трагедия!
История создания
Рассказ «Тоска» был опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки».
На момент публикации рассказа Чехову 26 лет. Он уже известен в литературных кругах своими короткими сатирическими произведениями, которые публиковал также в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте.
Доподлинно неизвестно, откуда произошел замысел рассказа «Тоска», но биографы отмечают, что за месяц до написания рассказа автор впервые посетил столицу и был впечатлен холодными сумерками Санкт-Петербурга и тем одиночеством, которое они навевают.
https://youtu.be/p8H_ommpJ5g
Жанр и направление.
Перед нами художественное произведение в жанре рассказа. Оно небольшое по объему, с одной сюжетной линией, повествующей о судьбе главного героя.
Чехов – блестящий русский писатель-реалист. Рассказ «Тоска» также принадлежит к направлению реализма. В центре сюжета – типический герой в типических обстоятельствах.
Автор рассматривает несколько проблем, но все они так или иначе подчинены основной теме, обозначенной в названии рассказа – тоска.
Жанровое направление
«Тоска» по своему жанру является рассказом, поскольку это прозаическое произведение, короткое по своему размеру и носящее повествовательный характер. Чехов описал настоящую жизнь, максимально правдивые ситуации и эмоции, используя для этого простонародный язык.
Это обозначает, что произведение входит в рамки направления, которое называется реализм. Можно уверенно говорить, что все творения Антона Павловича относятся именно к этому стилю написания, как и проза остальных авторов конца XIX столетия.
То, что случилось с Ионой в произведении, — это довольно реальная и даже повседневная ситуация, однако это не означает, что на нее не нужно обращать внимания. В некоторых случаях в обыденных вещах и скрывается проблема, определив суть которой можно найти истинную причину ее появления.
Суть: о чем рассказ?
Рассказ повествует о зимнем снежном вечере самого обычного старого извозчика Ионы Потапова. Есть у него дряхленькая кобылка, с которой они развозят по городу вечно спешащих по своим делам петербуржцев. У Ионы невыразимо большое горе – смерть сына. И о своей беде ему жизненно важно поделиться хоть с одной живой душой. Но в холодных лицах города он встречает лишь безразличие, грубость и злобу, жестокость. Нигде и ни в ком герой рассказа не находит сочувствия и даже внимания, одиночество его становится острее, и отдает мучительной ноющей болью в измученном старом теле.
Иона возвращается на двор, идет на конюшню, и только в своей родной лошаденке находит человеческий живой отклик. Лишь она его слушает, лишь она в этом городе его понимает.
Описание персонажей
В рассказе описаны только два главных героя.
Их краткая характеристика выглядит следующим образом:
- Извозчик Иона. Этот человек относится к такому распространенному типу литературных персонажей, как «маленькие люди». Это означает, что он имеет низкий статус в обществе, не наделен какими-то выдающимися качествами и способностями, но и не причинивший кому-то вреда. Это обычный городской извозчик, который зарабатывает себе на кусок хлеба. Желание этого человека по сюжету довольно скромное — рассказать кому-то о своем горе. Он не принес в этот мир никакого зла, но и героических качеств у него также нет. Даже на хамство людей, которых он везет, Иона не отвечает такой же грубостью, а только пытается завести приятную беседу.
- Вторым главным персонажем произведения является лошадь, поскольку без нее этот рассказ не имел бы того финала, которого смог добиться Антон Павлович. Именно это обессиленное и жалкое животное является настоящим другом извозчика, в результате спасшее Иону от неизбывной грусти.
Композиция и конфликт
К рассказу дан эпиграф «Кому повем печаль мою?..». Это начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль». Перед нами народная духовная поэзия. Этими строками Чехов расширяет проблематику произведения, включает в него христианские мотивы.
Описание вечернего снежного города – экспозиция рассказа. По названию городских мест, упоминаемых автором («На Выборгскую!», «к Полицейскому мосту!») мы понимаем, что город, где развивается сюжет, — Петербург.
В центре композиции – извозчик Иона Потапов. Он – часть города, он невольно практически вписан в ландшафт (согнутый под гроздьями снега, он дремлет, сливаясь с белыми сугробами), но при этом на протяжении рассказа он находится с окружающим городом в конфликте. Он пробуждается от болезненного сна лишь при появлении седоков. А после их ухода снова погружается в сон, и так продолжается несколько раз.
Важно обратить внимание на неразрывную связь Ионы и его лошаденки. Кобылка будто повторяет и перенимает настрой и состояние своего хозяина: Иона «бел, как привидение», и лошаденка «бела и неподвижна», Иона «вытягивает по-лебединому шею», и она вслед за ним «вытягивает шею».
Рассказ ведется от третьего лица. Мы авторским взглядом следим за происходящим. Одновременно писатель вступает с нами в диалог. Именно к читателю он обращается, повествуя об одиноком Ионе Потапове. Чехов не зря дал именно такое название рассказу, так как тоска – это основная тема, но и основное настроение рассказа. Это то, с чем остается читатель в финале. С этим настроением его заставляет столкнуться и задуматься над ним Антон Павлович.
Анализ произведения
Прозаическое произведение о нелегкой доле старого извозчика относится к жанру рассказа, о чем говорит небольшое количество текста и единственная сюжетная линия. На протяжении всего повествования, которое ведется от третьего лица, Чехов использует настоящее время, что, к слову, в литературе встречается не так часто. Таким образом автор желает максимально вовлечь читателя в происходящие события, обеспечить ему мысленное присутствие рядом с главным действующим лицом.
Тоска — ключевой образ рассказа, который воплотился в Ионе Потапове. Это одновременно и гложущее героя чувство, и острая проблема, над которой Чехов призывает поразмышлять широкому кругу читателей. Тоска здесь не просто отражает упадническое настроение извозчика, а демонстрирует тяжкий душевный недуг, поразивший целый город.
Как и большинство творений гениального писателя, рассказ насквозь пропитан духом реализма. Реальность предстает перед читателями такой, какая она есть, без лишних красок, и, к глубокому сожалению, она не может радовать. Во-первых, в глаза сразу бросается вопиющая социальная несправедливость: возможно, если бы Иона располагал нужной суммой денег, то врачи спасли бы его больного сына и трагической ситуации удалось избежать. Во-вторых, преобладание в обществе равнодушных людей. Что мешало попутчикам Ионы проявить хоть чуточку сострадания к нему?
Писатель хотел показать, какую разрушительную силу несут в себе одиночество и равнодушие окружающих. Главная идея произведения заключается в том, чтобы заставить людей быть внимательными к другим, не игнорировать мольбы о помощи. Никто не застрахован от попадания в такую же, по сути, безвыходную ситуацию. Бурная городская жизнь с ее бешеным ритмом и бесконечной суетой мешает думать о тех, кому требуется элементарное человеческое тепло. Какими бы яркими красками заиграла жизнь, если каждый нашел хотя бы одно ласковое слово для того, кто попал в беду.
Главные герои и их характеристика
- Главный герой рассказа «Тоска» – извозчик Иона Потапов. Он типичный представитель популярного в русской литературе образа «маленького человека». Он нищий, беззащитный перед жестокостями мира, судьба его трагична. Он добр и даже по-детски наивен. Даже на грубые слова и удары седоков он реагирует глуховатым смехом и нелепой улыбкой. Он не может и не хочет постоять за себя – типичная черта маленького человека. Он согнут под ударами судьбы точно так же, как и его лошадь под ударами кнута. Знаменательно, что для главного героя рассказа Чехов выбрал имя Иона. Оно древнееврейского происхождения и переводится дословно как «голубь» или «терпеливый». Кроме того, история знает христианских святых и пророка с именем Иона. Идея христианского смирения и любви находят свое отражение в словах и поступках Ионы Потапова.
- Лошаденка Ионы – также важный герой рассказа. Ее образ – это аллегоричное изображение самого извозчика. И кобылка, и ее хозяин стары, больны, натружены, одиноки. И именно к ней Иона приходит за простым человеческим общением и не встречает отказа.
- Другие герои рассказа «Тоска» – это седоки – представители города. Каким Чехов изобразил городских жителей здесь? Палитра удручающая: от простого равнодушия в лице военного в шинели, до настоящей ничем не прикрытой злобы и пошлости в образах трех молодых людей.
Краткое содержание
В заснеженный воскресный вечер извозчик Иона Потапов в привычном ожидании стоял на городской площади, стряхивая мокрый снег со спины своей дряхлой лошаденки. Мужчина отправился на заработки еще утром, но почина все еще не было.
Серые улицы полностью погрузились в вечернюю мглу, кругом зажглись фонари, и людская суматоха стала еще шумнее. Наконец, к Ионе обращается первый клиент. Военный просит подвезти его до Выборгской. Извозчика гложет невыносимая тоска, поэтому он хочет поделиться своими мыслями с человеком, севшим к нему в повозку, в надежде встретить понимание. Оказывается, Иона совсем недавно лишился сына. Парень несколько дней пролежал в больнице и скончался от горячки. Военный с полным равнодушием слушает историю несчастного отца и, доехав до нужного пункта, покидает извозчика.
Следующими, кому понадобились услуги Ионы, стали трое разгоряченных выпивкой молодых людей. Толкаясь и выкрикивая бранные слова, веселая компания требует от старика, чтобы тот заставил свою лошадь скакать быстрее. Лихие ребята отвешивают несколько подзатыльников извозчику, но тому нисколько не обидно, и он робко пытается завести разговор об умершем сыне. Как и в случае с первым седоком, никому нет дела до чужого горя.
Раздосадованный мужчина отправляется в хибару, где ночуют такие же, как и он, работяги. Один из извозчиков просыпается в тот момент, когда Иона заходит в помещение. Потапов не упускает возможности завести беседу — он начинает говорить человеку о тяжелой утрате, но тот обрывает его на полуслове. Не найдя понимая среди людей, Иона идет к своей кобыле, думая, что возле стойла к нему будут приходить мысли лишь об овсе и сене.
Сам того не замечая, он изливает лошади душу. Рассказывает ей о том, как мечтал, что его сын станет успешным кучером и проживет долгую и счастливую жизнь. Размышляет о недопустимости того, чтобы молодые уходили на тот свет раньше, чем старики.
Ионе осталось лишь ждать своего часа, смерть не пугает его, а кажется единственным спасением от страданий. Четвероногий друг, кажется, понимает его. Будто камень упал с души извозчика после разговора с животным, Иона всем сердцем благодарит лошадь за то, что хотя бы она внимательно выслушала старика.
Темы
Тематика рассказа «Тоска» интересна даже современному читателю:
- Основная тема рассказа, как ранее уже упоминалось, — тоска. Тоска как настроение, которое отражает внутреннее состояние героя и его переживания.
- Важная тема – это отношения между людьми, отношения между власть имущими (или хотя бы теми, кто большей властью обладает) и теми, кто слабее, кто зависим и слаб – маленьких людей. Здесь раскрывается истинная человеческая сущность. И хотя речь идет о персонажах давно ушедшей эпохи ответить самому себе на вопросы «Знакомо ли тебе сострадание?», «Находишь ли ты в себе отклик на чужую беду?», «Готов ли помочь ближнему пусть словом, но лучше делом?» должен каждый человек.
- Также в рассказе звучит тема народа, так как Иона и есть народный герой, вышедший очевидно из крестьянской среды. Он терпелив, трудолюбив и могуч.
- Тема народа в произведении одновременно перекликается с темой христианства: люди равнодушны друг к другу, поэтому несчастны. Если бы они проявили просто человеческое сочувствие, их жизнь могла стать более счастливой и гармоничной.
- Природа тоже имеет значение к тексте. Роль пейзажа в рассказе «Тоска» определяющая. Зимние сумерки и метель — это психологический и моральный климат города, где все равнодушны друг к другу.
- Внутренний мир — тоже тема для размышления Чехова. За грубым крестьянским мужиков в рогоже скрывается ранимый и тонко чувствующий человек, который ищет сочувствия. При этом он, в отличие от богатых седоков, добр и термин по отношению к людям. В его рассуждениях о жизни и смерти угадывается ум.
Темы и проблематика рассказа
В рассказе «Тоска» так же, как и в небезызвестном стихотворении прошедшего ГУЛАГ Варлама Шаламова, затронута тема тоски. Главный герой тяжело переживает смерть сына. Иона — «маленький человек», он просто пылинка в огромном внешнем мире, готовом поглотить слабых и убогих.
Тем не менее, в отличие от сотен равнодушных лиц, он способен к сопереживанию, чего ему так не хватает со стороны других. Горе, теснящееся в его груди, никак не может вырваться наружу. Извозчик остро нуждается в чужой поддержке. Увы, даже маленькая доля сострадания не достается Ионе, и он обречен в одиночку бороться со своей тоской.
Если верить Википедии, до публикации произведения «Тоска» Чехов написал немало рассказов о взаимоотношениях людей и их питомцев, поэтому эта тема для него не нова. Удивительно, но по мере развития сюжета лошадь для извозчика становится единственным другом, которому он может поведать то, что его беспощадно гнетет, потому что она хоть и не умеет разговаривать, но является действительно родственной душой.
Проблемы, поднятые в рассказе, несмотря на его малый объем, весьма разнообразны. Более подробно следует остановиться на следующих двух:
- Проблема одиночества. Особенно актуальной она стала, когда сельские жители массово потянулись в города. В эпоху урбанизации «маленькому человеку» становится все сложнее найти близких по духу товарищей, готовых поддержать добрым словом в трудную минуту. Вот и Иона теряется в многолюдном городе, видя непробиваемую стену безразличия. Одиночество — страшное внутреннее состояние, и Антон Павлович доходчиво доносит до умов читателей эту мысль.
- Проблема равнодушия. Все пассажиры, которых подвозил Иона, узнали о его беде, но не высказали слова поддержки. Некоторые лишь саркастически усмехнулись, а другие и вовсе отмахнулись от назойливого старика. Более того, седоки позволяли себе грубость и хамство в отношении извозчика, что свидетельствует о некоторой жестокости богатых, избалованных роскошью горожан.
Проблемы
Проблематика этого небольшого рассказа весьма обширна. Следует обратить внимание на основные проблемы, которые ставит автор:
- В рассказе «Тоска» выявлена основная проблема одиночества в многолюдном городе. Благодаря художественным приемам, мы слышим и видим шумный беспокойный город с тысячами огней, с торопливо спешащими куда-то ожесточенными, нервными, одинокими людьми. В этом беспокойстве и суете человек остается один со своей бедой, мы видим это на примере извозчика Ионы. Чем острее его тоска, чем сильнее желание говорить хоть с одной живой душой.
- Чехов подробно и последовательно раскрывает проблему человеческого равнодушия. Извозчик не принят городом, его жителями. Ни один из встреченных им людей, будь то седоки или проезжающие мимо люди, или дворник, или жители постоялого двора по отношению к нему и его горю не только равнодушны, но и озлоблены. Остроту проблемы Чехов подчеркивает тем, что Ионе удается излить душу далеко не человеку, а его верной лошаденке.
- Автор так живо и правдиво воплощает состояние тоски – «тоски громадной, не знающей границ, которая распирает грудь с еще большей силой». Покинутость, ощущение людского безразличия, душевная тревожность определяют проблему боли и тоски в изображении Чехова.
- Проблема маленького человека также близка автору. К «маленькому человеку» окружающие чаще всего испытывают пренебрежительное отношение, даже сами авторы произведений. Ведь он согнут под ударами судьбы, он пуглив, осторожен и не в состоянии изменить свою судьбу. Но к Ионе мы вслед за Чеховым испытываем сочувствие, его мы не столько жалеем, сколько искренне сострадаем ему.
Композиция
В рассказе присутствует эпиграф, задающий эмоциональную тональность произведению: «Ком повем печаль мою?». Далее следует небольшая экспозиция, описывающая условия, в которых будет развиваться конфликт. Это описание времени года и суток, погоды, а также знакомство с главными героями. Так, первое, что узнаёт читатель, это то, что на улице города сгущаются сумерки, идёт мокрый крупный снег, который набело красит извозчика и его лошадь, делая их почти неприметными.
Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.
Основная идея
Тон рассказа «Тоска» спокоен и ненавязчив. Автор по-настоящему искусно ведет повествование, заставляя читателя сопереживать. Нет, он не обвиняет, но заставляет читателя самому себе задавать неудобные вопросы.
Чехов однозначно обличает принцип, по которому человек человеку волк. Авторская позиция в этом рассказе скорее созвучна постулату «человеку нужен человек». Смысл рассказа «Тоска» — показать важность гуманизма в современном мире.
Рассказ «Тоска» — это наставление, это напоминание о том, что в мире есть и боль, и страдания, и несправедливость, несчастья. Об этом нельзя забывать. Нельзя быть глухим и равнодушным к чужому горю. Такова главная мысль рассказа «Тоска».
Смысл
А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.
Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.
Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.
Чему учит?
В конце рассказа Иона ведет диалог со своей лошаденкой. И хотя она не может ответить ему по-человечески, это все-таки диалог. Она слушает хозяина, откликается. Но даже на такую малость во всем городе не была способна ни одна живая душа. Чехов иронизирует, ставя вопрос: всегда ли быть рожденным в человеческой шкуре значит быть Человеком? Вот, какова мораль рассказа «Тоска».
Финал рассказа оставляет у читателя даже чувство вины. Осуждая жестоких людей равнодушного города, ты невольно обращаешься и к себе: а часто ли я задумываюсь о страданиях ближнего? Полагаю, этого внутреннего разговора и добивался Чехов.
Какой можно сделать вывод? Рассказ «Тоска» призван напомнить людям о том, что следует быть добрее друг другу, внимательнее, отзывчивее.
Художественные средства и детали
В своих произведениях Чехов неизменно был внимателен к деталям. Ведь именно они создают нужное настроение, раскрывают обстоятельства и характеры героев. Поэтому и в рассказе «Тоска» важно обращать внимание на то, как автор создает образы города, его жителей, образ главного героя – извозчика Ионы.
В частности, описание пейзажа помогает отразить атмосферу города. Передать настроение тоски позволяет зимний сумеречный снежный вечер.
Город в рассказе «Тоска» — это шумный, беспокойный, динамичный муравейник с толпами вечно спешащих людей, где никому нет никакого дела до маленького человека. Чехов прямо говорит, это – «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Образ города создается за счет важных деталей, определений и олицетворений: «уличная суматоха», «бледность фонарных огней», стук калош, злобные взгляды прохожих, кашель, грубая брань и даже ругань.
Особенности рассказа «Тоска» заключается не только в том, как он написан, но и в том, как он звучит, и что означают эти звуки. Примечательны и звуки города, на которые обращает внимание автор и которые позволяют нам почувствовать его а, «Куда черти несут», «Сворачивай, дьявол», «Чего встал, проезжай», «Тьфу, чтоб тебя черти».
И в этой среде выживает маленький человек – Иона Потапов – вырванный из своей среды, «оторванный от плуга, от привычных серых картин», никому не желающий зла. Следует обратить внимание на слова самого героя, на то, как он обращается к каждому, кого встречает на пути, какие слова использует: «веселые господа», «барин», «милый», «Божья воля!», «дай бог здоровья», «брат кобылочка». И какими словами бранит его город и седоки: «старый пес», «старая холера», «Змей Горыныч». Речь Ионы снова возвращает нас к идее христианской любви и терпения, божьего человека.
Посредством таких приемов, как аллегория, создается конфликт между героем и городом. Чехов противопоставляет в образе извозчика простой трудовой народ грубому, бездушному миру города, которому нет дела до таких маленьких людей, как Иона.
А. П. Чехов «Тоска»
Сегодня на уроке мы:
· поговорим о рассказе Антона Павловича Чехова «Тоска».
· порассуждаем об одиночестве человека в мире.
· поймём, как можно быть одиноким в многолюдной толпе.
· узнаем, что привнёс в жанр рассказа Антон Павлович Чехов.
Главным жанром в русской литературе XIX века считался роман
. Особенно роман реалистический. Потому что только истинный мастер слова способен создать масштабный труд, в котором раскрывается человек и его взаимосвязи с окружающим миром. Роман способен наиболее полно отразить реальность.
В начале творческой карьеры Чехова не раз критиковали за то, что он пишет рассказы, не пытаясь создавать романы.
«Один такой труд будет во сто раз выше оценён сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам»,
‒ убеждал Чехова писатель
Дмитрий Григорович
.
Так или иначе, Чехов вошёл в мировую литературу не как романист, а как драматург и мастер короткого рассказа. До Чехова малые эпические жанры не ценились. Повесть и рассказ считались «осколками романа». Чехов доказал, что рассказ – полноценный жанр, который не уступает роману в глубине и силе воздействия на читателя. Просто рассказ живёт по другим законам. У него свои особенности композиции, темпа повествования, изображения картины мира.
Что же особенного в чеховских рассказах?
Давайте разберёмся.
Рассказы Чехова часто называют новеллами.
А чем в принципе отличается новелла от рассказа?
Новелла
– это небольшой рассказ. У новеллы есть ряд обязательных признаков: краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и неожиданная развязка.
Похоже на чеховскую прозу? Не совсем. Почему?
Ведь рассказы Чехова короткие. У них простой сюжет и чёткая композиция. Действие развивается быстро, а развязка в них почти всегда неожиданная. Прибавим сюда выразительные названия, говорящие фамилии героев, яркие диалоги и художественные детали. Все признаки новеллы есть!
Не все. Во-первых, Чехов показывает себя в рассказах очень тонким психологом. Он в небольшом эпизоде раскрывает душу героя, глубину его чувств. А в новелле психологизма нет. В ней главное сюжет, увлекательное действие, а не раскрытие характера.
Во-вторых, для рассказов Чехова это слишком простое определение. Его рассказы больше, чем занимательная история с неожиданным концом. Их простота обманчива. В рассказах Чехова всегда есть второе дно, неожиданная идея. Очень часто возникает ощущение недосказанности, которое в новелле недопустимо.
Литературовед Валерий Тюпа
назвал ранние рассказы Чехова сплавом двух противоположных жанров ‒ анекдота и притчи.
Анекдот
– это короткая юмористическая история с неожиданной концовкой. А
притча
– это иносказательный рассказ с нравоучением.
Сочетание несочетаемого, скажете вы? Не для Чехова. В его рассказах часто соседствует смешное и грустное, высокое и низкое, прекрасное и отвратительное. Все конфликты чеховских рассказов – это обычные повседневные столкновения. Но за мелкими обыденными конфликтами прячется тайное послание читателю. Чехов – мастер подтекста. Именно подтекст создаёт глубину и сложность его рассказов.
«Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней все смешано
–
глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным… нужны только формы, новые формы»
, ‒ говорил Чехов.
Герои Чехова – обычные люди со своими страстями и слабостями. Они типичны и узнаваемы. Корней Чуковский говорил о прозе Чехова: «Такого тождества литературы и жизни я ещё не наблюдал никогда. Даже небо надо мной было чеховское… Читаешь чеховский рассказ или повесть, а потом глядишь в окошко и видишь как бы продолжение того, что читал. Все жители нашего городка
–
все, как один человек,
–
были для меня персонажами Чехова. Других людей как будто не существовало на свете. Все их свадьбы, именины, разговоры, походки, причёски и жесты, даже складки у них на одежде были словно выхвачены из чеховских книг».
Чехов – писатель-реалист. Он не приукрашивает действительность, а показывает её детально и точно.
Всем известно высказывание Чехова «Краткость
− сестра таланта»
.
«Искусство писать
− это искусство сокращать»
, − говорил он ещё.
Длинные подробные описания Чехов заменяет яркой художественной деталью. Это делает его рассказы короткими, но очень ёмкими и выразительными.
Рассказ «Тоска»
Антон Павлович Чехов написал в 1886 году.
Опубликовали его в январе того же года в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте
. Позже рассказ вошёл в сборник «Пёстрые рассказы» и антологию «Проблески». По мнению писателя Льва Толстого, «Тоска» ‒ одно из лучших творений Чехова.
Композиция рассказа «Тоска» строится по принципу повторения, так же как в рассказе «Смерть чиновника»
. Если Червяков раз за разом ходит извиняться к генералу Бризжалову, то извозчик Иона снова и снова пытается рассказать о смерти сына.Герой рассказа – обычный человек, неграмотный крестьянин, который работает извозчиком. Почему за его нехитрой историей потери видится тема бесконечного одиночества в этом мире?
Важную роль здесь играет эпиграф. Эпиграфом к рассказу служит первая строчка из духовного стиха, который называется «Плач Иосифа и быль»
. Его исполняли нищие странники, калики перехожие.
Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Токмо Тебе, Владыко мой,
Известна печаль.
Такой эпиграф поднимает рассказ на общечеловеческий уровень, заставляя задуматься о человеческой судьбе. О жизни и смерти, о том, что человек одинок в этом огромном мире.
Эпиграф указывает на конфликт рассказа и причину одиночества человека. Сердца людей черствы и закрыты. Людям нет дела до чужих радостей и бед. Каждый занят только собой и своей жизнью. Поэтому даже в огромной толпе человек остаётся наедине со своим горем. Ионе некому поведать свою печаль.
По сути, огромный многолюдный город – это пустое пространство.
«Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…».
Подробные описания Чехов заменяет одной яркой деталью, которая позволяет воображению читателя обрисовать всю картину. Извозчик Иона Потапов бел, как привидение. «Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнётся. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашёл нужным стряхивать с себя снег…»
Эти строки очень полно передают эмоциональное состояние Ионы. Он раздавлен горем. Единственное желание Ионы – выговориться. Говорить ему трудно: Иона «кривит улыбкой рот, напрягает своё горло и сипит». Но не говорить он не может.
Иона и его лошадь чужие в этом городе.
Они инородные элементы, нелепые среди городской суеты. Лошадь писатель называет лошадёнкой, рисуя образ жалкой заезженной клячи. Она угловата, ноги прямые, как палки. Её «оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей».
Извозчик кажется маленьким и потерявшимся в этом городе. Иона Потапов – тоже маленький человек Чехова. Но в отличие от экзекутора Червякова из рассказа «Смерть чиновника» Иона вызывает у читателя острую пронзительную жалость и сочувствие. Иона выглядит так же нелепо, как и его лошадь. Они одинаково неподвижны под падающим снегом. Одинаково вытягивают шеи и вызывают одну и ту же жалость. Эта лошадёнка оказывается единственным близким Ионе существом. Только ей он смог излить свою тоску и облегчить душу, когда мир людей отверг его.
Чеховское мастерство повествователя позволяет ему говорить с читателем на серьёзные темы, рассказывая простые обыденные истории. При этом писатель не скатывается в морализаторство и пафос, не поучает читателей и не растолковывает ему прописные истины. Иона не выглядит красивее, нравственней и лучше людей, которые отказывают ему в сострадании. Чехов мягко иронизирует над его неуклюжестью, над жалким видом его лошадёнки, но эта ирония вызывает у читателя сочувствие к герою рассказа.
Можем ли мы тут усмотреть социальный подтекст? Да.
Иона беден, он даже не набирает денег на овёс для своей лошадёнки за рабочий день. Ночевать он вынужден в грязной душной комнате вместе с такими же бедняками, как он. Будь он богаче, может быть и сына его смогли бы вылечить.
Но рассказ вовсе не о том, как человека давит среда. И не о том, как тяжело работать за гроши.
Основная мысль рассказа общечеловеческая, она выше социального подтекста.
Рассказ об одиночестве и равнодушии. А у этих понятий нет сословных границ. Иону не слушают богатые господа, которых он подвозит. Но молодой извозчик, такой же бедный, как и старик Иона, тоже оказывается глух к его горю. И богатые, и бедные одинаково равнодушны к чужим проблемам. Эта стена равнодушия и есть причина одиночества. Каждый человек заперт в собственном мирке наедине со своей болью.
Проблема одиночества в толпе в наше время остаётся такой же актуальной, как и в чеховские времена, ведь люди не меняются.
По словам писателя и переводчика Корнея Чуковского: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а между тем от многих тёмных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».