Цель: Вызвать у детей интерес к
собственной устной речи и речи окружающих людей,
потребность к постоянному её совершенствованию.
Задачи:
- Познакомить детей с такой особенностью устной
речи, как тембр. Учить анализировать и оценивать
устную речь с точки зрения такого её свойства,
как окраска голоса. - Развивать умение говорить не только правильно,
но и свободно, с учётом ситуации общения.
Воспитывать любовь к слову.
Оборудование: компьютерная
презентация, магнитофонная запись, учебник
“Детская риторика” (Т. А. Ладыженская и др.),
детские книги.
Ход урока
1. Повторение ранее изученного материала
Учитель: Как называется наш урок? Что
такое риторика? (Наука, которая учит искусно
говорить.)
Очень давно, 2500 лет тому назад в школе изучали
такую науку, которая называлась Риторика. Это не
просто древняя, а древнейшая наука.
Слайд 1. (Приложение 1)
На уроках риторики учили говорить: сообщать,
убеждать, объяснять, спорить, договариваться,
хвалить, призывать, воспевать, воодушевлять,
приветствовать.
Слайд 2
Учили говорить (как): отчётливо, свободно,
разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко,
убедительно, ясно, точно, искусно, умело.
2. Речевая разминка
1) Работа над чистоговорками.
– Откройте учебники на с. 33. Прочитаем
маленькое стихотворение. Как называются такие
маленькие удивительные стихи? В чём особенность
чтения (говорения) чистоговорок? Их произносят
громко и медленно. Само название этих стихов
говорит о том, как их надо произносить: говори
чисто, без ошибок.
(Учитель произносит чистоговорку, ученики
хором повторяют её.)
– Зачем мы три раза произносим слог за? (Чтобы
правильно произнести слово коза.)
Чтение чистоговорок.
Слайд 3
Ба-ба-ба – из окна торчит труба.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ре-ре-ре – метём сор во дворе.
Му-му-му – молоко кому?
Су-су-су – очень холодно в лесу.
Та-та-та – у нас в доме чистота.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
2) Работа над скороговоркой.
Слайд 4
ежата, ужата, У ежа, у ужа.
Прочитайте слова, которые написаны на экране.
Составьте предложение, которое является
скороговоркой. Почему вы составили именно это
предложение?
В чём особенность чтения (говорения)
скороговорок? (Произносим громко и быстро.)
Произносим скороговорку всем классом медленно,
затем нормально, потом быстрее, потом очень
громко.
Работа в минигруппах.
Произнесите скороговорку соседу. Договоритесь,
кто это сделает первым.
Кто хочет произнести скороговорку всему
классу?
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы
урока
Мы учимся искусно говорить. Какую же речь мы с
вами будем развивать? Какие особенности устной
речи вы знаете? (громкость, темп). От чего зависит
громкость речи и темп? Сегодня узнаем ещё одну
особенность устной речи.
Игра “Отгадай, кто говорит?”
На магнитофон записана речь нескольких
детей, читающих весёлые стихи.
1. Внучка.
Утром дед
Спросил у внучки:
– Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
– Я не белоручка!
(Е. Авдиенко)
2. Кошка.
Говорит мне тихо кошка:
– Пожалей меня немножко!
Не пойму я кошку эту:
Я ей тычу в рот конфету.
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок поднёс.
Я обнял её за шею:
– Вот как я тебя жалею!
Ну, чего ты хочешь, кошка?
Говорит она: – Немножко,
Хоть немножко пожалей –
Отпусти меня скорей.
(А.
Гришин).
3. Хомячок.
Любит хомячок жевать
Целый день и всё подряд.
Что в животик не войдёт,
Он за щёчки уберёт.
(Н.
Пашковская)
Физкультминутка “Ты загадку отгадай: кто
позвал тебя – узнай”
Водящий отворачивается, все ученики маршируют
и хором говорят слова: “Ты загадку отгадай, кто
позвал тебя – узнай”. По указанию учителя один
из учеников называет водящего по имени. Водящий
поворачивается и называет имя того, кто его
позвал. Если правильно – все хлопают, если
неправильно – качают головой.
Игра “Договори словечко!”
В игре участвует весь класс. Водящий, читающий
стихотворение стоит спиной к классу. На вопрос
отвечает один из учеников (по указанию учителя).
Водящий должен по имени назвать того, кто ответ
на вопрос, т. е. узнать его по голосу.
- Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется…
(По щучьему велению)
- Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный… (Колобок.)
- Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое.
Плачет дед, плачет баба,
Но их утешает … (курочка Ряба.)
- Она, как снег, бела и светла.
Она, как снег, боится тепла.
Рады солнцу и дети и курочка,
Ему не рада только …(Снегурочка).
- Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой книжки…
(“Маша и медведь”)
– Почему во всех играх вы угадали, кто говорил?
Вывод: Устная речь каждого человека
неповторима, имеет свою особенную окраску, что
позволяет нам отличить её от речи других людей.
Какова же тема нашего урока?
Слайд 5
Окраска голоса (тембр).
На какой вопрос вы бы хотели получить ответ?
(Зачем люди меняют окраску голоса?)
4. Открытие нового знания
Вспомните сказки, в которых герои изменяли
окраску голоса.
Зачем они это делали?
Могут ли люди менять окраску голоса?
5. Инсценировка отрывка из сказки “Три
медведя”
Слайд 6
Иллюстрация к сказке “Три медведя”.
Театр открывается!
К началу всё готово!
Помните сказку “Три медведя”? Какие слова
произносили недовольные Михайло Иванович,
Настасья Петровна и маленький Мишутка?
Кто хлебал из моей чашки?
Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Кто ложился на мою постель и смял её?
Сыграйте так, чтобы было понятно, когда говорит
Михайло Иванович, а когда Настасья Петровна и
Мишутка.
6. Итог
С какой особенностью устной речи
познакомились?
Слайд 7
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
7. Рефлексия
Что понравилось на уроке? Что не понравилось?
8. Эмоциональный настрой
На парте карточки разных цветов.
– Подумайте, пожалуйста, какое у вас настроение
сейчас, Поднимите ту карточку, которая ,по вашему
мнению, соответствует вашему настроению.
Мужество Смелость Любовь Радость Веселье Красота Опасность |
Красный |
Доброта Сочувствие Солнце Тепло Внимание |
Жёлтый |
Жизнь Свобода Надежда |
Зелёный |
Горе Усталость Тоска |
Чёрный |
Отдел образования
Администрации
петровского района города донецка
Муниципальное
Бюджетное дошкольное
образовательное
учреждение
«ясли-сад
комбинированного типа №264 города донецка»
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной
литературой во 2 младшей группе
Чтение сказки «Три медведя»
Подготовила:
воспитатель
Конько Я.С.
Донецк,
2023 г.
Цель: знакомство со сказкой «Три медведя», развитие речи детей.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить
с русской народной сказкой «Три медведя»;
— учить
отвечать на вопросы, развивать связную речь.
Развивающие:
— развивать
память, внимание
Воспитательные:
— воспитывать
любовь к русским народным сказкам.
Методы и
приёмы: игровой, наглядный, практическая
деятельность детей, физкультурная минутка.
Предварительная
работа: чтение сказок, знакомство с
игрой «Интервью».
Материалы: корзинка, мольберт, театр на магнитах «Три медведя», иллюстрации к
сказкам «Колобок», «Теремок», массажные коврики, микрофон.
Ход занятия
Организационный
момент
Дети входят в
группу (зал). Воспитатель предлагает детям поздороваться.
Мы сначала
будем хлопать
А потом мы
будем топать,
А сейчас мы
повернемся,
И друг другу
улыбнемся.
Сюрпризный
момент
Кто-то стучится
в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришёл?
В зал входит
бабушка (Сказочница) с корзинкой, в корзинке герои театра на магнитах со сказки
«Три медведя»
Бабушка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте, бабушка!
Бабушка: Ребята, я пришла к вам за помощью. Я стала совсем стара и совсем
забыла, что за история случилась с моими сказочными героями (обращает внимание
детей на корзинку)
Воспитатель: Ну что поможем бабушке? Для этого нам нужно отправиться в
сказочную страну, готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда бабушка, показывай дорогу.
Основная
часть
Дети вместе с
воспитателем и бабушкой отправляются в сказочную страну по тропинке (по
массажным коврикам) со считалочкой:
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки!
Раз-два, три-четыре,
Мы в лесочке-посмотри!
Распрямили спинку,
Вышли на тропинку:
Ставим ножки аккуратно
Идем туда обратно!
Воспитатель: Вот мы с вами и очутились на сказочной полянке.
Бабушка: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: С одной из них мы сегодня познакомимся, а кто будет главными
героями этой сказки, вы сейчас узнаете. Я вам загадаю загадку, а вы отгадаете,
кто же главный герой в этой сказке.
Загадка
Вы загадку отгадайте-
Зверя дружно называйте.
«Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос». (Медведь)
— Кто помнит,
в каких сказках встречается медведь? Назовите их пожалуйста (Колобок,
Теремок) – показ иллюстраций к сказкам на мольберте.
Верно, это
сказки, в которых встречается большой медведь. А бабушка сегодня в своей
волшебной корзинке принесла нам сказку про трех медведей и девочку Машу.
Хотите
узнать, что за история случилась с медведями и девочкой?
Присаживайтесь
на стульчики. Бабушка садится рядом с детьми.
Приготовьте
ушки глазки, будем внимательно слушать сказку.
2. Рассказывание
сказки с показом театра на магнитах.
Воспитатель: А как вы думаете медведи одинакового роста? А как зовут их,
(Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка). А давайте мы покажем какие
медведи и как они ходят.
3.
Физминутка «Медвежата»
Три медведя шли домой (Дети
шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх)
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди)
А сынок — малютка просто. (Присесть)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи)
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками)
4. Беседа
по тексту сказки
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Интервью». Я буду задавать вам
вопросы, а вы отвечать на них. (Бабушка играет с детьми)
Воспитатель
берет игрушечный микрофон и задает вопросы детям по очереди.
— Как звали
девочку, которая пошла в лес? (Маша);
Маша
осталась в лесу одна. Ребята! Скажите, пожалуйста, можно детям одним
гулять в лесу? (Нет!)
— Что может
произойти? (Дикие звери покусать; незнакомый человек увести; заблудиться…)
— Ребята, в
лесу можно гулять с родителями, крепко держать их за руку, не убегать от них…
— Куда пришла
Маша в лесу? (к домику);
-Кто жил в
домике? (медведи);
— Куда
ушли медведи? (медведи ушли гулять);
— Как
звали медвежонка? (Мишутка);
— Как звали
маму Мишутки, папу? (Настасья Петровна и Михайло Иванович);
— В чьей
кроватке уснула Маша? (В Мишуткиной кроватке);
— Кто
закричал «Держи, держи! Вот она!» (Мишутка)
— Что сделала
девочка? (Маша выскочила и убежала).
Молодцы,
внимательно слушали сказку, и все запомнили.
Воспитатель: Молодцы, внимательно слушали сказку, и все запомнили. А ты
бабушка вспомнила сказку?
Бабушка: Да, спасибо вам ребята, что помогли мне вспомнить сказку. Ну а мне
пора к моим внукам, чтобы поскорее рассказать им сказку.
Дети: До свидания.
Воспитатель: Нам тоже пора возвращаться!
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки!
Раз, два
В детский сад идти пора!
Рефлексия.
Какую сказку
мы прочитали?
О чем эта
сказка?
Как зовут
героев сказки?
Ребята вы все хорошо поработали,
старались, а бабушка для вас приготовила угощение (Воспитатель раздает детям
конфеты «Мишки в лесу».
Игра-занятие по сказке «Три медведя»
Цель: формирование речевой и познавательной активности у детей раннего возраста.
Образовательные задачи:
Способствовать развитию связной активной речи детей, через выполнение игровых действий по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя»;
Обогащать словарь детей:
•существительными: обобщающими понятиями постельные принадлежности (простыня, подушка, одеяло, покрывало), посуда (чугунок, ложки, миски, кружки), скатерть, мебель (сундук, кровати, стол, стулья);
• глаголами: обозначающими трудовые действия (постели, смяты, заправлять, заправлены, накроем, укрываться, варить, расставить, положить)
• прилагательными: обозначающими величину предметов (большой, поменьше, маленький), свойство предмета (мягкий);
• наречиями: (громко, потише, тихо);
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей;
Совершенствовать звуковую культуру речи, упражняя детей в отчетливом произнесении гласного звука э и слов (буль, шшших, плюх, пых-пых, чик-чирик, клю-клю, дзинь ля-ля).
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса (большой медведь – маленькая ложка).
Развивающие задачи:
Развивать речь как средство общения детей;
Развивать наглядно-действенное мышление;
Развивать слуховое внимание (громко, потише и тихо).
Воспитывающие задачи:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость;
Активизировать самостоятельность;
Воспитывать аккуратность.
Ход образовательной деятельности
Сюрпризный момент: (Телефон звонит. Разговор с медведем.)
Воспитатель: Алло! Здравствуй мишка! Ты приглашаешь нас в гости? Хорошо…мы скоро придем.
Ребята, звонил Михайло Потапыч и пригласил нас в гости. Пойдем?
Дети: Да.
Воспитатель: Ой, а я не спросила куда идти. Дети, а где живут медведи?
Ответы детей: В лесу.
Воспитатель: Правильно, медведи живут в лесу. Отправляемся в путь! Путешествие начинается.
Двигательная гимнастика «В гости к мишкам»
Нас позвали мишки в гости,
(ладони на щеках, качаем головой)
И пошли мы по дорожке.
Топ-топ (топают)
Прыг-прыг, (прыгают)
Чики-брики,
Чики-брик. (ладонями хлопают по коленям)
Видим дерево высокое,
(поднимаются на носочки, тянутся вверх)
Видим озеро глубокое.
(приседают на корточки, руки опускают вниз)
Топ-топ, (топают)
Прыг-прыг, (прыгают)
Чики-брики,
Чики-брик. (ладонями хлопают по коленям)
Птицы песенки поют (чик-чирик)
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют,
(пальцы одной руки «клюют» ладонь другой и наоборот)
Никому их не дают.
(ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)
В гости к мишкам мы пришли,
(показать кистями рук треугольник – «крышу»)
Дверь в избушке мы нашли,
Постучали: раз-два-три,
(постучать кулаком о ладонь)
Поскорей нам отвори!
(разводим руки в разные стороны)
Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли в гости к медведям. Проходите.
(Воспитатель с детьми заходит в избушку. В избушке стоят три кровати: большая, поменьше и маленькая.)
Видно, что в кроватях, кто-то спал, постельное белье смято.)
Воспитатель: Ой, а что здесь случилось. Дети, посмотрите на кровати.
Дети: Смяты.
Воспитатель: Постели смяты. Ребятки, а что же делать?
Дети: Кровати заправлять.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие предметы нужны для сна. Вот простыня. (Показывает простынь.) Что это?
Дети: Простыня.
Воспитатель: Постелем простыни. Вот так. (Показывает.) Детки, кто будет спать на маленькой кроватке?
Дети: Мишутка.
Воспитатель: Хорошо, положим в его кровать маленькую простынку. А большую простыню, на какую кровать?
Дети: На большую.
Дети: (Накрывают матрацы простынями.)
Воспитатель: Ребята, а эта подушка поменьше, чем большая (Показывает.). На какую кроватку, нужно ее положить?
Дети: На эту.
Воспитатель: Правильно, ребятки, на кроватку поменьше. А чья эта кровать?
Дети: Мамы-медведицы.
Воспитатель: (Показывает маленькую подушку.) Детки, потрогайте подушку, помните её, какая она?
Дети: Мягкая.
Воспитатель: А по размеру, какая она?
Дети: Маленькая.
Воспитатель: На какую кровать ее положим?
Дети: На маленькую.
Воспитатель: Ребята, а кто будет спать на большой кровати?
Дети: Папа-медведь.
Воспитатель: Значит, на большую кровать, нужно положить какую подушку?
Дети: Большую.
Воспитатель: Детки, а чем медведи будут укрываться?
Дети: Одеялом.
Воспитатель: А для чего нужно одеяло?
Дети: Укрываться, чтобы не было холодно (не замерзнуть).
Воспитатель: (Помогает детям застилать кровати.) А вот и покрывала. Накройте, кровати, чтобы было красиво.
Дети: (Поправляют кровати.)
Воспитатель: Молодцы ребята, как аккуратно заправлены все кроватки. Спасибо!
Воспитатель: (Неожиданно, достает чугунок.) Дети, а что это?
Дети: Чугунок.
Воспитатель: А для чего нужен чугунок?
Дети: Кашу варить.
Воспитатель: Хорошо, ребята, усаживайтесь (воспитатель ставит чугунок на пол, дети садятся вокруг). Будем кашу варить.
Раз, два, три, кашу чугунок вари!
Мы заботливыми будем, ничего не позабудем!
Наливаем молоко. (буль-буль-буль)
Мы заботливыми будем, ничего не позабудем!
Сыплем соль и сахар. (щепотку сыплем)
Мы заботливыми будем, ничего не позабудем!
Насыпаем крупу. (шшших)
Мы заботливыми будем, ничего не позабудем!
Добавляем масло (плюх)
Все продукты поместили, каша варится «пых-пых!»
А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом!
(мешаем кашу)
И попробуем-ка нашу, вместе сваренную кашу!
(набираем ложку и пробуем кашу…. Мммм…. какая вкусная каша)
Ее вместе поедим, всех медведей угостим.
Воспитатель: Э-э-э-э. Ой, ребята, а кто это так ревет?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Детки, а как ревет папа-медведь? Громко? Или тихо?
Дети: Громко.
Воспитатель: А Мишутка? Потише – ээээ.
Воспитатель: (Достает корзину с музыкальными инструментами-ложками.)
Дети, постучите ложками громко.
Дети: (Стучат громко.)
Воспитатель: А мама-медведица потише. Как ревет медведица?
Дети: Потише.
Воспитатель: Постучите ложками потише.
Дети: (Потише стучат.)
Воспитатель: Детки, а Мишутка как ревет?
Дети: Тихо.
Воспитатель: Постучите ложками тихо. Молодцы!
Послушайте, что за шум, это медведи возвращаются домой?
Динамическая пауза «Три медведя»
Три медведя шли домой.
(Переступание с ноги на ногу, раскачивание корпусом, руки слегка округлены и опущены вдоль туловища)
Папа мишка был большой,
(Встать на носочки, поднять руки вверх)
Мама чуть поменьше ростом,
(Слегка подогнуть колени, руки опустить и слегка развести в стороны)
А сынок малютка просто.
(Присесть на корточки)
Самый маленький он был,
С погремушками ходил
Дзинь – ля-ля, дзинь – ля-ля.
(Поднять руки на уровень груди и потрясывать кистями обеих рук)
Ребята, медведи захотят полакомиться вкусной кашей.
Накроем медведям стол? (Воспитатель и дети несут стол и стулья, затем педагог достает сундук с посудой). Посмотрим, что в сундуке. (Воспитатель показывает все содержание.)
Воспитатель: Сколько здесь ложек: большая, поменьше и маленькая, и миски, и кружки. … И даже скатерть.
Воспитатель: (Достает скатерть.) Какая красивая скатерть. Детки, что это?
Дети: Скатерть.
Воспитатель: Давайте постелем скатерть на стол. Ну вот, теперь можно посуду расставлять.
Кому достанется самая большая миска?
Дети: Папе медведю.
Воспитатель: А мама-медведица поменьше ростом, какую миску мы ей поставим?
Дети: Поменьше.
Воспитатель: А вот миска, какая она, большая или маленькая.
Дети: Маленькая.
А кому мы ее поставим?
Дети: Мишутке.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Всю посуду расставили. Папе – большую, маме – поменьше, а Мишутке – маленькую. Медведи сейчас придут из леса, и вы угостите их вкусной кашей и чаем.