Игра путешествие по сказкам пушкина

Игра – путешествие  по сказкам А.С. Пушкина

Цели:
повышать интерес учащихся к чтению сказок А.С. Пушкина, развивать артистические
и творческие способности детей, воспитывать чувство коллективизма.

         Добрый
день, судари и сударыни. Нет человека, которому не было бы знакомо имя А.С. Пушкина.
Несколько поколений людей, как и вы, постепенно открывали для себя его
творчество, начиная со сказок и стихов, затем читая его поэмы, прозу,
драматические произведения, каждый раз удивляясь глубине личности. А если это с
вами ещё не произошло, поставьте себе цель усвоить хотя бы школьную программу,
и вы обязательно окажетесь в числе счастливчиков. Для каждого возраста
найдётся, что почитать из его произведений, хотя он прожил так мало!

Пушкин
не мог не написать свои сказки: то, что с детства запало в сердце, рано или
поздно отзовётся. И он отдал людям то, что когда-то ему самому подарили няня
Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна, – мудрость, заключённую в
сказочных образах. Он создал мир сказки, подобный существовал на Руси лишь в
устном народном творчестве.

А
сейчас посмотрим, как хорошо вы знаете сказки и стихи Пушкина. 

Условия
игры таковы:

Каждому
из вас в составе своей команды надо показать эрудицию, знания,
сообразительность и талант.

Команды
должны сделать остановки на 8-ми станциях и выполнить задания. За качество
выполнения задания команда получает оценку.

После
прохождения всех станций жюри подводит итоги игры.

1-я станция – «Блиц»

Оценивание.
6 вопросов. Сколько слов отгадано, столько и баллов

1.
Где Балда и поп заключили договор?

2.
От кого Гвидон спас Лебедь?

3.
Кем приходилась злая царица юной царевне?

4.
Какой клич издавал петушок?

5.
Кем захотела быть старуха?

6.
Транспортное средство для дальнего плаванья, придуманное Бабарихой, ткачихой и
поварихой.

2-я станция – «Литературная викторина»

Эпиграф
на доске: «Сказка – ложь, да в ней – намёк! Добрым молодцам урок».

Оценивание.
Каждой команде по 7 вопросов. Сколько было дано правильных ответов, столько и
баллов получает команда.

Вопросы
1 команде:

1.
С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой,
зеркальце, скажи,/Да всю правду доложи…»)

2.
Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане…»? («Три девицы под окном/Пряли
поздно вечерком…»)

3.
Какими словами она заканчивается? («Я там был; мёд, пиво пил/И усы лишь
обмочил»)

4.
Что пообещал царь Дадон мудрецу? (Выполнить волю мудреца по первому
требованию.)

5.
Почему рыбка рассердилась на старуху? (Старуха захотела стать владычицей морскою,
жить в Окияне-море, чтоб служила ей рыбка золотая и была б у неё на посылках.)

6.
Кого испугался герой сказки Пушкина? Из какой это сказки? Читаю:

«Испугался
бесёнок и к деду

Пошёл
рассказывать про такую победу.

Черти
стали в кружок,

Делать
нечего – собрали полный оброк…» (Балду; «Сказка о попе и о работнике его
Балде»)

7.
В каких сказках Пушкина нет ни царей, ни цариц, ни царевен и царевичей?
(«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Вопросы
2 команде:

1.Какими
словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухой/У
самого синего моря…»)

2.Какими
словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («Сказка ложь, да в ней
намёк!/Добрым молодцам урок!»)

3.Назовите
полное название сказки о царе Салтане. («Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне
Лебеди»)

4.Сколько
лет прожил старик со своею старухой? (Тридцать лет и три года)

5.Какими
словами заканчивается «Сказка о мёртвой царевне»? («И никто с начала мира/Не
видал такого пира;/Я там был, мёд, пиво пил,/Да усы лишь обмочил»)

6.В
«Сказке о царе Салтане…» по жестокой несправедливости царицу и её сына посадили
в бочку и бросили в море. Как освободились из плена царица и её сын?

(«Сын
на ножки поднялся,

В
дно головкой уперся,

Понатужился
немножко:

«Как
бы здесь на двор окошко

Нам
проделать?» – молвил он,

Вышиб
дно и вышел вон».)

7.
За какую плату согласился Балда работать у попа? (За 3 щелчка попу в лоб)

3-я станция – «Тестовая»

Командам
предлагается лист бумаги с тестом и ручка. Ответ коллективно обсуждается, и на
бумаге дети отмечают букву-ответ.

Оценивание.
По окончании работы лист забрать, просмотреть ответы, выяснить, сколько из них правильных.
В маршрутный лист записать столько баллов, сколько будет правильных ответов.

Тест
1. «Семь богатырей»

1.
Семь богатырей поднесли царевне:

а)
конфеты;

*б)
пирожок;

в)
пряники.

2.
На подносе богатыри поднесли царевне:

*а)
вино;

б)
джин;

в)
квас.

3.
Место, где мёртвым сном спала царевна:

*а)
гора;

б)
поле;

в)
утёс.

4.
Красоте царевны завидовала:

*а)
мачеха;

б)
нянька;

в)
сестра.

5.
Место, где находилась царевна, подсказал королевичу Елисею:

а)
туман;

*б)
ветер;

в)
месяц.

6.
Дичь, на которую охотились богатыри:

а)
орлы;

б)
сычи;

*в)
утки.

7.
Место, где стоял терем богатырей:

*а)
дубрава;

б)
равнина;

в)
усадьба

8.
Вещь, которой злая царица грозила Чернавке:

а)
тюрьма;

*б)
рогатка;

в)
штраф.

Тест
2. «Тридцать три богатыря»

1.
У Царевны Лебеди под косой блестел:

а)
яхонт;

*б)
месяц;

в)
рубин.

2.
Дом 33-х богатырей:

*а)
море;

б)
пруд;

в)
река.

3.
Враг Царевны Лебеди:

а)
гадюка;

*б)
коршун;

в)
ястреб.

4.
У Царевны во лбу:

а)
жемчуг;

б)
сапфир;

*в)
звезда.

5.
Название острова, на котором Гвидон стал князем:

а)
Баян;

б)
Баюн;

*в)
Буян.

6.
Вещь, которую царь Салтан держал в руках на палубе:

*а)
труба;

б)
трость;

в)
топор.

7.
На весёлом пире гости пили:

а)
морс;

*б)
пиво;

в)
квас.

8.
Гвидон превращался:

а)
в шершня;

б)
в осу;

*в)
в шмеля.

4-я станция – «Художественная»

Эпиграф
на доске: «Что за прелесть эти сказки!..»

Командам
раздаются раскраски иллюстраций сказок, надо красиво и аккуратно раскрасить.

5-я станция – «Станция литературных
сыщиков»

1.
Детям предлагается из слов выбрать только те, которые можно отнести к той или
иной сказке и подтвердить свой выбор строчкой из текста

Оценивание.
Сколько предметов дети узнали, столько баллов получили. Дополнительные баллы
ставятся, если для предмета подобрали строчки из нужной сказки.

 «Сказка
о царе Салтане»

лебедь

коршун

белочка

орешки

бочка

«Сказка
о золотом петушке» –

петушок

чалма

шапка
звездочёта

восточный
кувшин

«Сказка
о рыбаке и рыбке» –

рыбка

сеть

корыто

«Сказка
о попе…» –

чёрт
(бес)

крест
на цепи

заяц

верёвка

«Сказка
о мёртвой царевне» –

зеркальце

собака

яблоко

6-я станция – «Любимые стихотворения»

Эпиграф
на доске: «…Его стихов пленительная слабость…»

Команды
должны вспомнить стихотворения и прочитать наизусть.

7-я станция – «Проба пера»

Эпиграф
на доске: «…И пробуждается поэзия во мне…»

Оценивать
следует наличие рифмы, сохранение ритма, литературную (а не разговорную)
лексику, оригинальность. Оценка по 5-бальной системе (от 0 до 5).

1.
Ночной порой в глуши лесной

Медведь
к дуплу пробрался…

……………………………………

……………………………………

2.
Соседи наши сверху – чудаки:

От
них всегда трясутся потолки…

……………………………………

……………………………………

3.
Очень многие считают,

Что
коровы не летают…

……………………………………

……………………………………

4.
Была у меня сестра,

Сидела
она у костра…

……………………………………

……………………………………

5.
Жора Кошкин из гнезда

Цапнул
воронёнка…

……………………………………

……………………………………

6.
Я не зря себя хвалю,

Всем
и всюду говорю…

……………………………………

……………………………………

7.
– Ну, как тебе на ветке? –

Спросила
птица в клетке…

……………………………………

…………………………………

8.
В королевском замке

Взяли
муху в няньки…

…………………………………

………………………………….

Награждение
победителей. Заключительное слово.

Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина

Оформление: Крутящееся колесо, разбитое на 6 секторов с различной тематикой, выставка сказок Пушкина, жетоны, которые выдаются за правильные ответы, портрет Пушкина.

Правила игры: тематика игры составлена на основе сказок Пушкина, каждый игрок, отвечает на вопросы той темы, которая ему выпадет на круге, побеждает тот, у кого будет больше всего правильных ответов ( жетонов).

Тема 1: «Женские имена»

1. Как звали сватью из «Сказки о царе Салтане»? (Бабариха)

2. Царевна, ставшая женой князя Гвидона. (Царевна Лебедь)

3. Имя няни А.С.Пушкина. (Арина Родионовна)

4. С кем жил старик у самого синего моря? (Со своею старухой)

5. Кто был избранницей царя из «Сказки о Золотом петушке»? (Шамаханская царица)

6. Чей это портрет?

«Правду молвить молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела;

И умом и всем взяла.» (Злая царица)

7. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. (Старуха)

8.«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

Кем в будущем они стали?

(Ткачиха, повариха, царица)

9. В какой сказке вы прочли про эту красавицу?

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает будто пава;

А как речь – то говорит,

Словно реченька журчит.» (Царевна – лебедь)

10. Как звали жену Руслана, похищенную Черномором? (Людмила)

11. Сенная девушка, служившая у злой царицы в сказке о Мертвой царевне.(Чернавка)

12. Невеста царевича Елисея. (Царевна)

13. Кто отравил яблоком молодую царевну в сказке о мертвой царевне?(Злая царица)

14.Кто такая Арина Родионовна? (Няня Пушкина)

15. Кем раньше была жена царя Салтана? (Девицей)

16. Жена попа из « Сказки о попе и работнике его Балде»  (Попадья)

Тема 2: «Мужские сказочные имена»

1. Как звали находчивого трудолюбивого работника одной из сказок Пушкина? (Балда)

2. Как звали отца пушкинского князя Гвидона? (Царь Салтан)

3.Имя волшебника, укравшего пушкинскую Людмилу (Злой волшебник Черномор)

4.Назовите имя царя из « Сказки о золотом петушке». (Царь Дадон)

5.Отпрыск царя Салтана.(Князь Гвидон)

6.Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»? (Королевич Елисей)

7.Муж пушкинской Людмилы. (Руслан)

8.Как старуха обзывала своего мужа –старика, за то, что он отпустил золотую рыбку? (Дурачина и простофиля)

9. Как звали отца Людмилы из поэмы « Руслан и Людмила»? (Князь Владимир – Солнце)

10. Кто звал работника Балду тятей? (Попенок)

11.Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет)

12. Как звали дядьку, стоявшего во главе 33 богатырей? (Дядька Черномор)

13. Кто нанял Балду к себе на работу? (Поп)

14.Кто доставлял письма от царя Салтана Царице? (Гонец)

15. Кто из пушкинских героев может подать следующее объявление:

«Предлагаю свои услуги: работаю за семерых, могу: запрягать лошадь, топить печи, закупать продукты на рынке…»? (Балда)

16. Кем приходились царевне Лебедь 33 богатыря? (Родные братья)

Тема 3: «Животные, птицы, насекомые»

1. Хищник, в которого обернулся злой чародей в пушкинской сказке о царе Салтане. (Коршун)

2.Насекомое, в которое обратился князь Гвидон, чтобы лететь к отцу в первый раз. (Комар)

3.Что оказалось в неводе, когда старик закинул его в третий раз? (Золотая рыбка)

4.Какой зверек жил перед дворцом князя Гвидона в хрустальном домике? (Белочка)

5.Кличка собаки семи богатырей. (Соколко)

6.К кому пошел за оброком Балда по указанию попа? (К чертям)

7. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)

8.Канатоходец из пушкинского Лукоморья. (Кот ученый)

9.В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (Комар, муха, шмель)

10.Сказочное существо, жившее в море –океане в одной из сказок Пушкина. (Золотая рыбка)

11. Какая птица плавала поверх текучих вод в одной из сказок Пушкина? (Лебедь)

12.Какое животное исполняло песню «Во саду ли, в огороде…» в одной из сказок Пушкина? (Белка)

13.Назовите небольшого ушастого зверька, который помог Балде собрать оброк с чертей (Заяц)

14.На чем ездили на охоту семь богатырей из сказки Пушкина? (На лошадях)

15.Назовите хищное животное, которое верно служило царевне, томящейся в темнице. (Серый волк)

16. Назовите животное, охранявшее дом семи богатырей. (Собака)

Тема 4: «Угадай сказку»

1.Назовите сказку, в которой есть такие слова:

«Ветер на море гоняет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…» («Сказка о царе Салтане»)

2.Откуда этот отрывок?

«Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.»

(Поэма «Руслан и Людмила»)

3.Откуда эти строки?

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

4.Назовите сказку о бесправном положении мужчины – кормильца.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

5.В каком произведении говорится о случае тяжелой черепно – мозговой травмы, сопровождаемой потерей речи, двигательным возбуждением и необратимой функцией дыхания?

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

6.В каком произведении Пушкина главный герой не захотел рассчитываться за оказанные ему магические услуги, за что был справедливо наказан, и погиб?

(Сказка о золотом петушке)

7.В какой сказке герой, несмотря на сложившиеся в обществе неблаговидное мнение о его умственных способностях, в процессе общения с нечистой силой смог доказать, что он обладает острым умом, смекалкой, хитростью?

(«Сказка о попе и работнике его Балде)

8.Назовите сказку, в которой простая работница текстильной промышленности и ее сестра, работающая в общепите, пытаются извести свою преуспевающую сестру и ее сына, с помощью престарелой женщины они плетут интриги.

(«Сказка о царе Салтане»)

9.Какая сказка начинается следующими словами:

«Жил старик со своею старухою

У самого синего моря…»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

10.Назовите сказку, где некая высокопоставленная женщина выживает свою родственницу, при помощи специального устройства и отравляет ее. Умершую помещают в гроб, однако, девушка, благодаря своему жениху, оживает. ( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

11. Назовите сказку, в которой голова, отделенная от тела, сама называет имя своего убийцы ( Поэма « Руслан и Людмила» )

12. Назовите сказку, в которой два брата губят друг друга, а их престарелый отец, мечтая жениться на молодой красавице, жестоко обходится со своим верным слугой, за что и получает заслуженное наказание. («Сказка о Золотом петушке»)

13. Назовите сказку, в которой даже существо обладающее чудесными способностями, не в силах выполнить запросы жадной старухи, за что жестоко ее наказывает  (« Сказка о рыбаке и рыбке»)

14. Какая сказка начинается словами:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.»

(Сказка о царе Салтане»)

15. Как называется малоизвестная, незаконченная сказка А.С.Пушкина?

(«Сказка о медведихе»)

16. Назовите сказки в которых мы встречаемся с Черномором, как положительным героем, и сказку – где Черномор – отрицательный герой.

(Поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»)

Тема 5: « Сказочная математика»

1.Сколько девиц пряло поздно вечерком под окном в одной из сказок Пушкина? (Три)

2.Сколько богатырей было под началом дядьки Черномора? (Тридцать три)

3.Сколько сыновей имел царь Дадон? (Два)

4.Сколько раз закидывал старик невод в море, прежде, чем поймал золотую рыбку? (Три раза)

5.Сколько раз были в гостях у царя Салтана купцы? (Четыре)

6.Сколько сестер было у жены царя Салтана? (Две)

7.Сколько богатырей было в сказке о мертвой царевне? (Семь)

8.Сколько щелчков получил от Балды поп? (Три)

9.Что, в числовом отношении, приготовил царь – отец в приданое молодой царевне в сказке о мертвой царевне? (Семь торговых городов и сто сорок теремов)

10.Через сколько дней кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? (Через восемь дней)

11.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года)

12.За скольких ел работник Балда? (За четверых)

13.За скольких человек работал Балда? (За семерых)

14.За сколько лет надо было взять Балде оброк с чертей? (За три года)

15.Скольких зайцев поймал Балда, чтобы обмануть чертей? (Двух)

Тема 6: «Сказочный винегрет»

1.В кого превращала золотая рыбка старуху, исполняя ее желания? (В столбовую дворянку, в вольную царицу, во владычицу морскую)

2.Когда родилась царевна из сказки о мертвой царевне? (В сочельник, то есть 6 января)

3.Назовите волшебный предмет, которым владела злая царица из сказки о мертвой царевне. (Зеркальце)

4.Как называлась торговая площадь, на которой Балда встретился с попом и тот нанял его к себе на работу? (Базар)

5.Он по морю гуляет, и кораблик подгоняет в одной из сказок Пушкина. (Ветер)

6.Что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку? (Невод)

7.По какому принципу движется с бабой Ягой в пушкинском Лукоморье? (Идет, бредет сама собой)

8.Как назывался дом, в котором жили старик и старуха? (Землянка)

9.Назовите первый заказ, исполненный золотой рыбкой. (Новое корыто)

10. Чего лишился поп, после второго щелчка Балды? (Языка)

11.Кто помог Елисею отыскать невесту? (Ветер)

12.Продолжите фразу:

«Вот в сочельник в самый, в ночь,

Бог дает царице …» (Дочь)

13. На какую работу был нанят попом Балда? (Повар, конюх, плотник)

14.Что кричал золотой петушок, сидя на спице? (Кири- ку –ку, царствуй, лежа на боку)

15. Какие изделия из золотых скорлупок, чеканились и пускались в ход по свету в одной из сказок Пушкина? (Золотые монеты)

17. Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц в сказке о царе Салтане? (Пир)

Подведение итогов и награждение победителей.

Литература:

Пушкин А.С. «Сказка о Золотом петушке»

Пушкин А.С. « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде»

Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»

Приложение 1
PPTX / 251.04 Кб

Путешествие по сказкам А.С.Пушкина

«Сказка ложь, да в ней намёк…»

Цель:

Активизация знаний детей о сказках великого русского поэта А.С.Пушкина.

Задачи:

Обучающие. Расширять знания детей о сказках А.С.Пушкина.

Развивающие. Развивать мышление, память, умение цитировать строки из литературных произведений, умение концентрировать внимание для поиска ответа.

Воспитательные. Воспитывать интерес к чтению и чувство гордости за великого русского поэта А.С.Пушкина.

Ход игры-путешествия: учащиеся делятся на команды и проходят все испытания за определенное время по маршрутным листам. За каждый пройденный этап выдается конверт с паззлом. После того, как все испытания будут пройдены, дети собирают все части паззла в одну общую картину.

Станция «Загадочная»

Только этот царь родился,

Сразу в море очутился.

В бочке плыл по морю он,

Звался этот царь … (Гвидон)

Вот под ясным синим небом

В море кто закинул невод?

Злату рыбку изловил,

Пожалел и отпустил? (Старик)

День и ночь, как заведённый,

По цепи златой кругом

Ходит этот зверь учёный.

Знаешь, речь идёт о ком? (Кот)

Сбылась трех сестер мечта.
Кем, скажите, стала та,
Что мечтала лишь одна
Выткать море полотна? (Ткачиха)

Он посажен был на спицу,
От врагов беречь столицу. (Петушок)

У царицы злой-презлой
Собеседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую. (Зеркало)

Лебедь всей волшебной силой

В раз второй оборотила

Князь-Гвидона в нам знакомое

Столь простое насекомое. (Комар)

Станция «Интерактивная» (Приложение 1)

Станция «Вопросительная»

Какие желания были у старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

— новое корыто

— новая изба

— быть столбовою дворянкой

— быть вольною царицей

— быть владычицей морскою

В каких насекомых превращала князя Гвидона царевна Лебедь?

(в комара, муху, шмеля)

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» как звали жениха мёртвой царевны? (Елисей)

В «Сказке о золотом петушке» что кричал петушок, сидя на спице»
(«Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку!»)

5. В «Сказке о Царе Салтане» какое будущее для себя видела каждая из сестриц, если бы была царицей?
(первая – «То на весь крещёный мир приготовила б я пир…»,
вторая – «То на весь бы мир одна наткала я полотна…»,
третья – «Я б для батюшки-царя родила богатыря…»)

Станция «Сказочные предметы»

Дети достают из сундучка вещь и называют сказку, в которой она встречается: яблоко, зеркальце, лебединое перо, сеть, веревка, звезда и месяц, орешки, меч, щит, золотая рыбка, платок, лук со стрелами.

Станция «Путаница»

В именах сказочных героев перепутались буквы. Необходимо их восстановить. В случае затруднения дать подсказку, что первая буква выделена:

нласат

Салтан

албек

белка

ятолзао ырбак

Золотая рыбка

мечрноро

Черномор

шорунк

коршун

Станция «Театральная»

Ребятам необходимо превратиться в героев сказки и показать ее отрывок. Главное правило — участвовать должны все ребята. Роль может быть без слов.

Список интернет-источников

https://aromatyschastya.ru/zagadki-po-skazkam-pushkina?ysclid=lb2hlytpa7975342742

https://urok.1sept.ru/articles/688923

https://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/literaturnaja-viktorina-po-skazkam-a-s-pushkina-dlja-shkolnikov-nachalnyh-klasov.html?ysclid=lb2i4f6wj7707164993

Приложение 1
PPTX / 251.04 Кб

Цели:

  • обобщить и расширить знания уч-ся о творчестве
    А.С. Пушкина;
  • выявить, насколько дети знакомы со сказками
    великого русского поэта;
  • формировать умение выразительно рассказывать
    отрывки из сказок;
  • учить выделять главное; развивать умение
    работать в группах,
  • участвовать в конкурсах, соревнованиях;
  • воспитывать чувство дружбы, коллективизма и
    любви к русской поэзии.

Оборудование: презентация, кареты
(красная, жёлтая, синяя, зелёная), тройка, рисунок
дуба, орехи, листочки по цвету карет.

Ход занятия

I. Орг. момент.

1 Слайд (Портрет Пушкина)

— Кто догадался о ком и о чём пойдет речь на
нашем занятии?

— Что вы знаете об этом знаменитом человеке?

— А.С. Пушкин — автор изумительных
стихотворений, создатель мудрых поэм, чудесных
сказок. Он входит в нашу жизнь в самом начале и
уже не покидает до конца.

(стих. на слайде, зажечь свечи)

2 Слайд.

— Вглядитесь в картину: вечер, одинокий дом, в
доме слышен треск свечи. В это время с особым
вдохновением хочется читать стихи Пушкина:

(Дети читают отрывки из сказок Пушкина)

3 Слайд.

Друзья Людмилы и Руслана!
На звуки вещего баяна
Спешите к нам скорей сюда,
Где величавый дуб стоит,
И Лукоморье всех манит!
Где сам поэт великий Пушкин,
Вас снова в сказку пригласит!

— Наша встреча сегодня пройдёт в форме
игры-соревнования, сказочного путешествия.
Поскольку наше путешествие сказочное,
представьте себе, что вы сидите в шикарных
каретах: красной, желтой, синей и зелёной. Вы
будете передвигаться от станции к станции,
выполнять задания на каждой из них и
зарабатывать свои вёрсты-баллы.

— А кто знает что такое «верста»?
(Выслушиваются ответы детей)

— Верно. Верста? — русская единица измерения
расстояния, равная пятистам саженям или тысяча
пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1
066,8 метрам.

— Итак, поехали!

II. 4 Слайд «Сказочные
объявления».

(Вопросы задаются командам по очереди)

1. Герой какой сказки Пушкина мог дать такое
объявление?

— Предлагаю свои услуги, работаю за семерых,
могу:

  • Запрягать лошадь;
  • Топить печь;
  • Закупать продукты на рынке;
  • Я и повар, и конюх, и плотник;
  • Умею нянчить детей

(Балда «Сказка о попе и работнике его Балде»)

  • Модники и модницы! Кто желает приобрести
    волшебное зеркальце, умеющее говорить?
    Обращаться к :
  • (Царице-мачехе «Сказка о мёртвой царевне и 7
    богатырях»)

  • Тем, кто не может утром проснуться по звонку
    будильника, предлагаем приобрести петушка из
    чистого золота, который выручит вас всегда и
    везде. Адрес сказки:.
  • («Сказка о золотом петушке»)

  • Кто желает поменять старое, разбитое корыто на
    новое или квартиру на новый дом? Обращаться к :.
  • (золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

Определить вёрсты-баллы.

III. Вопросы от белочки.

— Едем дальше.

— Помните в «Сказке о царе Салтане:» Пушкин
описывает такое диво?

(5 Слайд)


Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые:

— Этими непростыми орешками поделилась с вами
белка. Ну-ка возьмите по орешку и ответьте на
вопросы белочки!

Вопросы в орешках:

  1. Какие три дива, были у князя Гвидона? (Белка с
    орешками, 33 богатыря, царь Лебедь).
  2. В кого превращался князь Гвидон, посещая царя
    Салтана? (В комара, муху, шмеля)
  3. Какую песню пела белочка, грызя золотые орешки.
    («Во саду ли, в огороде»)
  4. Место укуса комара на лице завистливой тётки.
    (Глаз)

Определить вёрсты-баллы.

IV. Работа с кроссвордом.

— Мы не спеша, но верно движемся с вами дальше: (6
Слайд)


Но дальше вы не сможете ехать, если не
разгадаете кроссворд.

Вспомните имена героев сказок А.С. и заполните
кроссворд, используя выделенные буквы.

(Взаимопроверка — 7 слайд) Баллы

V. Поймай рыбку.

— Итак, преодолевая версту за верстой, движемся
дальше. Вот очередное задание.

— Давайте вспомним, чем ловил рыбу в море старик
в «Сказке о рыбаке и рыбке» (Неводом).

(8 Слайд)


У нас тоже есть сказочное море с золотыми
рыбками. Имейте в виду, что каждая команда,
ответив на 2 вопроса рыбок, зарабатывает 5 верст.

Итак, рыболовы вперёд!

Вопросы на рыбках:

1) С какими словами обращалась царица к
волшебному зеркальцу?

(Свет мой зеркальце! Скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)

2) Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири — ку-
ку! Царствуй, лёжа на боку!)

3) Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что
же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы
ты, поп, за дешевизной!)

4) Какими словами заканчивается «Сказка о
золотом петушке?

(Сказка ложь, да в неё намёк!
Добрым молодцам урок)

5) Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях? (Яблоко)

6) Сколько лет жили в ветхой землянке старик со
старухой? (30 лет и 3 года)

7) Как звали жениха царевны в «Сказке о мёртвой
царевне и о 7 богатырях»? (Королевич Елисей)

8) На каком острове в златоглавом городе правил
князь Гвидон? (На острове Буяне)

(Вёрсты-баллы)

VI. «Бой петухов».

— Едем дальше. А пока едем послушайте про кого
эта сказка?

: В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело:
(«Сказка о золотом петушке»)

Только в сказках золотые
Лишь бывают петухи,
А у нас здесь есть лихие,
Удалые, озорные
Петухи озорники! (9 Слайд)
(Игра «Бой петухов»)

Победитель — 2 балла, остальные по 1 баллу.

VII. Работа с таблицей.

— Мы приближаемся к последней станции. (10 Слайд)

— Найдите спрятанные в таблице слова и назовите
сказку, в которой все эти слова встречаются.
Слова располагаются и по горизонтали, и по
вертикали.

(3-4 минуты на задание, самопроверка)

(11 Слайд) Версты-баллы.

VIII. Итог.

— Наше путешествие подошло к концу. Давайте
подсчитаем версты-баллы.

(Угощение от белочки)

— Ребята, мы ещё не раз встретимся с героями
сказок А.С. Пушкина. Надеюсь, круг наших знаний
станет ещё больше, вы расскажите и прочитаете
сказки своим друзьям, братьям, сёстрам. И друзей у
сказок Пушкина станет больше.

(12 Слайд — песня)

IX. Рефлексия.

— Я благодарю всех за активное участие в игре,
если каждый вас считает, что он работал на славу и
занятие понравилось прикрепите к нашему
сказочному дубу листочек цвета своей кареты.

(Подарить гостям орешки на удачу!)

Приложение.

ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ
«Что за прелесть эти сказки!»

Учитель МБОУ «Пролетарская СОШ»

Раскатова Ю.Б,

Морозова Г.В.

Цель: 

  • Повторение  и закрепление у учащихся знаний сказок А.С. Пушкина в игровой форме;
  • Ознакомление  учащихся с принципом создания коллективного панно, вовлечь каждого участника в активный познавательный, творческий процесс;

Задачи:

  • расширить кругозор детей;
  • воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
  • развивать образное мышление, речь, память, артистизм, инициативу;
  • прививать интерес к литературному чтению.
  • прививать интерес к художественной литературе, живописи, музыке, к творческому взаимодействию при совместной работе.

Ход урока.

I.                   Организационный момент.

II.                Вступительное слово учителя.

Добрый день, дорогие друзья, ребята, коллеги, гости!

. Сегодня у нас необычный урок, потому что вам предстоит окунуться в мир сказок. Наиболее ярким представителем – «сказителем» волшебной сказки был А.С. Пушкин. В основу своих сказок он положил народное творчество, тем самым увековечивая его на многие столетия.

III  Презентация о А.С.Пушкине.

Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы помните те сказки, которые уже изучили. А помогут  мне в этом наши артисты Вам предстоит узнать, из какой сказки Пушкина данный отрывок .

Инсценировка сказок А.С.Пушкина                     (Приложение 1)

IV – Как я уже говорила ранее, сегодня у нас необычный урок. А необычен он тем, что мы с вами не только вспомним  прочитанные ранее сказки Пушкина. Мы рассмотрим альбом с иллюстрациями к этим сказкам, а потом сами создадим еще одну необычную большую иллюстрацию в виде панно к одной из сказок Пушкина. Для этого мы будем использовать изученные на уроках трудового обучения приемы.

Вы поделены на команды. У вас есть капитаны команд. Вы сейчас отправитесь в гости к сказкам.

У нас 6 станций. На каждой станции вас ждут испытания, за которые вы будете получать жетоны, Время на каждую станцию не более 5 минут. Справитесь быстрее, хорошо. А в творческой мастерской  с помощью необходимых инструментов, смекалки и фантазии создадите панно к сказке А.С.Пушкина.

Станция «Сказка о рыбаке и рыбке»                            (Приложение2)

Станция «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Станция «Сказка о золотом петушке»

Станция  «Сказка о попе и работнике его Балде»

Станция «Сказка о царе Салтане»

Станция «Творческая мастерская»

V Сбор команд

Каждая из сказок А.С. Пушкина – это сокровищница поэзии и мудрости. Каждая заканчивается многозначительным послесловием и обязательно чему-то учит нас в жизни.

Чему учит :

Сказка о рыбаке и рыбке?

  • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях?
  • Сказка о золотом петушке?
  • Сказка о попе и работнике его Балде?
  • Сказка о царе Салтане?
  • Чему научились в Творческой  мастерской?

V.Подведение  итогов.

Пока мы подведем итог, я вам предлагаю посмотреть отрывок еще из одного произведения А.С.Пушкина (2.45)

Видеофрагмент «У лукоморья дуб зеленый»

Урок окончен, и для завершенья

Позвольте высказать своё сужденье.

Талант, талантище, громада…

Пусть будет в жизни вам отрадой.

Во всякий час, во всякий миг,

Всегда и всюду он велик.

Поэт, писатель, критик и мыслитель,

Шедевров автор, недругов гонитель,

Светило русское, один, во всей красе…

Он был, как мы, он был, как все…

Он чувства добрые в нас лирой пробуждал

И в свой жестокий век к любви взывал,

К любви, свободе, к дружбе и к природе,

Был принят и в салонах, и в народе…

Пройдут столетья… Нас уже не будет,

Но имя «Пушкин» вечным будет!

(Авторское стихотворение учителя Метелевой О.Н.)

Приложение1

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
„Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, непростую;

По нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море.“

Старика старуха забранила:

„Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось“.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
„Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир“.

„Кабы я была царица, —

Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна“.

„Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря“.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
„Посади ты эту птицу, —

Молвил он царю, — на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется“.

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».

Приложение 2

Сказка о золотом петушке

  • К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?
  • Что пообещал царь Дадон в награду за петушка?
  • Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона?
  • Откуда пришла беда в царство Дадона?
  • «Царь скликает третью рать…» Что такое рать?
  • «Вдруг шатёр распахнулся… и девица,
    Вся сияя, как заря,
    Тихо встретила царя».
    Что это за девица?

Сказка о попе и работнике его Балде

  • За какую плату согласился работать Балда у попа?
  • Как работал Балда?
  • Как попадья учила попа Балду без расплаты отправить?
  • За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?
  • Как Балда перехитрил бесёнка?
  • О ком идет речь?
  • «Пошёл, сел у берега моря;
    Там он стал верёвку крутить
    Да конец её в море мочить»?

Сказка о рыбаке и рыбке.

  • Сколько лет рыбачил старик?
  • Сколько просьб старика выполнила рыбка?
  • Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами?
  • За что рыбка наказала старика со старухой?
  • Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов? 
  • Как  отвечал ей старик?

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

  • Чей это портрет?
    «Высока, стройна, бела,
    И умом и всем взяла;
    Но зато горда, ломлива,
    Своенравна и ревнива».
  • «Раз царевна молодая,
    Милых братьев поджидая,
    Пряла, сидя под окном…»
    Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя?
  • Кличка собаки семи богатырей?
  • К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?
  • Кто дал царевне отравленное яблоко?
  • О ком речь:
    «И, кого ни спросит он
    Всем вопрос его мудрён;
    Кто в глаза ему смеётся,
    Кто скорее отвернётся…»?

Сказка о царе Салтане.

  • Какой величины родился ребёнок у царицы?
  • О чём подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?
  • Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?
  • В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана?
  • Какую песенку пела Белочка «при честном при всём народе»?
  • От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь?

Просмотр содержимого документа

«igra_-_puteshestvie»

Сценарий развлечения на улице

квест-игра

 «Путешествие по сказкам

 А.С. Пушкина».

                                                                               
Разработала педагог:

                                             
              1-ой квалификационной категории

                                                                                
 Кирьянова Л.В

Пояснительная записка

Развитие общества в значительной мере
определяется уровнем  здоровья его населения.  Поэтому одной из
главных задач воспитательной  работы  является формирование культуры
здорового образа жизни.   На положительные результаты можно надеяться,
если процесс приучения к здоровому образу жизни начнётся в детстве и
продолжится на протяжении всей жизни человека.

Образовательный процесс в современном
образовательном учреждении постоянно усложняется, и это требует от детей
значительного умственного и нервно-психического напряжения. В связи с этим
обязательная оздоровительная направленность образовательного процесса должна
быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как
средством адаптации  дошкольников к новому режиму. Игра способна в значительной
степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те
негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или
продолжали существовать. 
Важным
фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма,
является физическая культура.

Сценарий квест-игры для детей разработан
в рамках реализации задач по образовательной области «Физическое развитие».

Центральное место в спортивном празднике
занимают подвижные игры, загадки. С целью эмоциональной разрядки и отдыха детей
и взрослых в ходе праздника используются  музыкально-ритмичные композиции.
Эмоциональную окраску праздника обеспечит разнообразное музыкальное
сопровождение.У детей будет  сформирован интерес к спортивным мероприятиям,
ценностное отношение к здоровому образу жизни, они активно принимают участие в
подвижных и спортивных играх, в играх с элементами соревнования, в
играх-эстафетах, в развлечениях.

В ходе игры  применяются  здоровьесберегающие,
игровые, развивающие образовательные технологии. Обеспечивается  интеграция с
образовательными областями «социально-коммуникативное развитие»,
«художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «познавательное
развитие».

Цель: вспомнить сказки  А.С. Пушкина, показать их ценность
во все времена, научиться соревноваться и инсценировать отдельные эпизоды через
спортивные упражнения. развитие у детей познавательного интереса к творчеству
великого русского поэта А.С. Пушкина, вызывать у детей радость от участия в
данном мероприятии.

Задачи: приобщение детей к двигательной культуре здорового
образа жизни через игровую деятельность; развивать у детей внимание, воображение,
память, коммуникативность; расширять кругозор детей.

Действующие лица:

Ведущий, Кот ученый, дети.

Ход
игры.

Дети под музыку  собираются на спортивной площадке
детского сада.

Ведущий. Добрый
день дорогие друзья. Сказки А.С. Пушкина сопровождают нас всю жизнь,
поддерживают в  любой ситуации, являются опорой  и помогают с пользой провести
время.

Появляется Кот Ученый.

Кот. Здравствуйте, ребятушки! Давненько у нас в Лукоморье
гостей не было. А меня вы узнали?

— Да, я тот самый кот
ученый, что ходит по цепи кругом: иду направо – песню завожу, налево – сказку
говорю. Сегодня у нас будет необычная прогулка. Мы отправляемся в страну
сказок, придуманную Александром Сергеевичем Пушкиным, А называется она
“Лукоморье”. Хотите попасть в эту сказочную страну?

Дети. Да!

Кот. Хорошо, только помните, что пускают туда детей умных,
находчивых и воспитанных! Ну, а сначала, я проверю вас, читаете ли вы сказки?

— Ну-ка, вот послушайте, я
вам сейчас расскажу знакомую сказку, но при этом, буду немного вас запутывать.
А вы должны меня останавливать и поправлять. Договорились? Слушайте
внимательно!

“Сказка о рыбаке и
рыбке”

— Расскажу я вам сказку о
рыбаке и кильке… (рыбке)

— А написал ее Александр
Сергеевич Чуковский… (Пушкин)

— Жил старик со своею
старухой у самого зеленого моря… (синего)

— Они жили в однокомнатной
квартире, а коттедж еще не построили…(в ветхой землянке)

— Ровно тридцать лет и три
месяца …(тридцать лет и 3 года)

— Старик ловил сачком
рыбу… (неводом)

— А старуха чинила носки и
колготки…(пряла свою пряжу)

— Раз он в море закинул
невод, пришел невод с валенком старым…(одной тиной)

— В другой раз закинул
невод — пришел невод с рыбой, да не простой, а сардиной…(золотой).

Кот. Вот молодцы, ребята! Отлично сказку знаете.

Ну, а теперь, давайте мы все
вместе поиграем в игру   «Кто лишний?» Ведь в Лукоморье нас
ждут разные приключения и нужно быть сильными и ловкими. А после отправимся в
путь.

 Я
буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте
внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши.
Если названный герой из другой сказки – топнуть ногой. Приготовились…

Чебурашка,
братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок,
Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица
Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.

Сказки
Пушкина читаем

 
В них ещё и  поиграем, 

Чтоб
награду заслужить

Надо
все задания, дружно выполнить.
 

Удачи
вам дорогие друзья

!

(все
эстафеты походят под  музыкальное сопровождение ):

1). «Сказка  о
попе и о работнике его Балде».

1 эстафета «Прыжки или
бег  в мешках» (дети залезают в мешки и прыгают в  них):

«Кто скорее из нас обежит около моря, тот и берёт себе полный оброк, между тем
там приготовят мешок». – 4 мешка.

2 эстафета «Бег с книгой
на  голове» (книга кладётся на голову и  с  ней совершается бег):

«Нет, -говорит Балда, -теперь моя череда, условия сам назначу, задам тебе,
враженок, задачу. Посмотрим, какова у  тебя сила. Видишь: там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты, да неси её полверсты; снесёшь кобылу, оброк уж твой; не
снесёшь кобылы, ан будет он мой». – 4 книги.

2) «Сказка о царе
Салтане…»

3 эстафета «Бег цепочкой»
(начинает бег первый игрок, затем  он подхватывает второго, бегут вместе, потом
также  третьего и т.д.):
«Там ещё другое  диво: море вздуется
бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, расплеснётся в скором 
беге, и очутятся на  бреге, в чешуе, как жар горя, 33 богатыря, все красавцы
удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор – с ними дядька Черномор. И
той стражи  нет надежней, ни храбрее, ни прилежней».

4 эстафета «Кораблики»
(дети накидывают себе  на плечи ткань и бегут, расправив руки, имитируя
движение парусника, потом передают другому):
«Ветер по морю
гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах на раздутых парусах». –

4 платка голубого цвета.

3) «Сказка  о
рыбаке  и рыбке».

5 эстафета «Строительство
дома» (у каждого в  руке кубик, он бежит и его кладёт на стул друг на друга
так, чтобы  он не упал»:
«Отвечает золотая рыбка: «Не
печалься, ступай себе с  богом, так и быть: изба вам уж будет». Пошёл он ко
своей  землянке, а  землянки нет уж и следа: перед ним изба со светёлкой, с
кирпичною, белёною трубою, с  дубовыми, тесовыми вороты». – 20 кубиков.

6 эстафета «Бег со
связанными ногами» (всем игрокам связываются ноги у ступни, они должны бежать
в  таком положении):
«Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом
по  воде плеснула и ушла в  глубокое море». – 20 верёвок.

4) «Сказка  о
мёртвой царевне и о семи богатырях».

7 эстафета «Бег  вприсядку»
(дети  вприсядку   бегут ) :
«Братья в  ту пору 
домой возвращалися толпой с молодецкого разбоя. Им навстречу, грозно воя, пёс
бежит и ко двору путь им кажет».

8 эстафета «Съешь
яблочко» (каждая команда получает яблоко, разрезанное  на 5 частей, игрок
подбегает и полностью съедет любой кусок):
«Под окно за
пряжу села  ждать хозяев, а  глядела всё на яблоко. Оно соку спелого полно, так
свежо и так душисто, так румяно золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки
насквозь… Подождать она хотела до обеда, не стерпела, в  руки яблочко взяла, к 
алым губкам поднесла, потихоньку прокусила и кусочек проглотила…» — 4 яблока.

9 эстафета «Петушиный
крик» (игрок бежит до стула, на него забирается, кричит по-петушиному  и бежит
обратно):
«Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна, верный сторож, как со сна, шевельнётся, встрепенётся,
к той сторонке обернётся и кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй лёжа на боку!».

10 эстафета «Бег в 
шапочках» (игрок  надевает на голову и глаза шапочку и бежит  до стула, обратно
без неё):
«Всех приветствует Дадон… Вдруг в  толпе
увидел он: в  сарачинской шапке белой, весь как лебедь поседелый, старый  друг
его, скопец». –

4 шапки.

Кот Ученый

На этом наши сказочные эстафеты заканчиваются, но вам я пожелаю никогда
не забывать сказки, побольше читать различной литературы и конечно же
заниматься спортом.

Подведение итогов.
Награждение победителей.

Игра–путешествие «По страницам сказок Александра Сергеевича Пушкина»

(в подготовительной к школе группе)

Цель: обобщить знания детей по проекту «По страницам сказок А.С.Пушкина», создать условия для применения ранее полученных знаний на практике.     

Задачи:

Образовательные: закрепить и обобщить знания детей о творчестве А.С.Пушкина, его сказках, закреплять умения называть сказки Пушкина и их главных героев, расширить кругозор детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.

Развивающие: развивать творческую и познавательную активность, интерес к художественной литературе, внимание, мышление, память, речь.

Средства: волшебное зеркало, СД фрагменты сказок, ленты-лучики, предметы для игры (яблоко, собака, звезда, верёвка, стрела, петушок, зеркало, рыбка, заяц ), большой мешок, корзина, 3 коробочки с пазлами, канат, 5 замков, 5 ключей, книга «Сказки А.С.Пушкина».

Оформление зала: портрет А.С.Пушкина, выставка детских работ «Лукоморье», дуб, сундук с золотом, изба, «море», «пруд», камыши, мостик, ворота, трон для Царевны.

Сказочные герои

Дети:

Мальчик

Девочка

Старик

Старуха

Черти

Лучики солнца

Родители и воспитатели:

Кот

Царица

Солнце

Балда

Царевна

Предшествующая работа: проект «По страницам сказок А.С.Пушкина»

Ход мероприятия

Зал празднично украшен. Входят дети под музыку, встают в полукруг

В нашем зале есть гости. Давайте поздороваемся с гостями. Сегодня мы подводим итог литературного проекта «По страницам сказок А.С.Пушкина». В течение месяца вы и ваши родители принимали активное участие в проекте: искали информацию о семье и творчестве А.С.Пушкина, слушали его замечательные сказки, рисовали, делали аппликации и, конечно же, узнавали много нового. И сейчас вы все станете участниками игры, где покажите, что вы знаете и умеете. Итак, мы начинаем!

Вед:

У Лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

1: Ветер весело шумит,

Судно весело бежит,

Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана.

2: Пошёл старик к синему морю,

Неспокойно синее море,

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

3: Жил-был поп, толоконный лоб,

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда,

Идёт, сам не знает куда.

4: Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт.

Вед: Кто же не знает этих строк. Ребята, а кто же написал эти замечательные строки? (дети отвечают, после ответа, читавшие стихи садятся в зал). А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 г. Нет человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений Пушкина, его называли «солнцем русской поэзии».

Вед: Посмотрите, какое большое дерево! Как называется это дерево? (Д: дуб) Верно, дуб. Но это дуб необычный. Смотрите, на нём есть цепь, у подножия стоит сундук с золотом. Какой поэт описал именно такой дуб?

Д: А.С.Пушкин

Вед: Да, верно. Скажу вам по секрету, что дерево это не простое, а волшебное. А хотели бы вы отправиться в путешествие по сказкам А.С.Пушкина? (отв.) Тогда давайте все вместе произнесём слова-заклинанья, повторяйте вместе со мной:

«У Лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…»

Муз. выход учёного кота.

Вед: Ой, да это же тот самый учёный кот.

Кот: Вижу вас, мои друзья,

Рад и благодарен я,

Творенья Пушкина прочтя,

Меня призвали вы сюда.

И мечта должна сегодня сбыться,

Путешествие в мир сказок Пушкина

Конечно, состоится!

Кот: Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Вед: Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданное дано

Было зеркальце одно.

Свойство зеркальце имело,

Говорить оно умело.

Под музыку выходит царица, у неё волшебное зеркало. Любуется.

Царица: Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

З: Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна всех милее, всех румяней и белее.

Царица: Ах ты, мерзкое стекло,

Это врёшь ты мне назло.

Но скажи: как можно ей

Быть во всём меня милей?

Признавайся: всех я краше,

Обойди всё царство наше;

З: А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее.

Царица: Мне ль такой позор терпеть!

Падчерице лучше умереть.

Свесть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам! (уходит)

Вед: Дети, а в какую сказку мы с вами попали?

Д: «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»

Вед: Что же дальше приключилось? Что с царевною случилось?

Кот: Что с Царевной не скажу,

Лишь дорогу укажу,

Вместе мы её найдём,

В сказку мы её вернём!

Вед: Ну что, поможем учёному коту? (отв.)

Где ж искать её?

Кот: О ней, быть может, Солнце знает, оно поможет!

Выходит Солнце из-за двери. Танец Солнца с лучиками (лентами).

(после танца «лучики» садятся на места, выходят мальчик и девочка)

Мальчик: Свет наш Солнышко, скажи!

Ты ходишь круглый год по небу,

Сводишь зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Девочка: Аль откажешь нам в ответе,

Не видало ль, где на свете

Ты Царевны молодой?

Мы — друзья ей.

Солнце: Я – Царевны не видало. 

Но дорогу укажу,

Испытаю вас сначала,

Вам задание скажу.

Вы ответьте без подсказок,

Как вы знаете героев сказок.

Вед: Давайте выполним задание Солнышка. Сейчас вы прослушаете фрагменты сказок Пушкина, потом вам необходимо ответить, какому сказочному герою принадлежат эти слова и из какой сказки этот герой. Давайте покажем Солнышку, что мы воспитанные дети, выкрикивать с места не будем, чтобы ответить, поднимайте руки.

Задание «Угадай-ка»

1. «Здравствуй, красная девица, будь же ты моя царица

И роди богатыря мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха»

(Царь Салтан «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»)

2. «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу»

(Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. «Кири – ку – ку. Царствуй лёжа на боку!»

(Золотой петушок «Сказка о золотом петушке»)

4. «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе,

Не боишься никого, кроме бога одного»

(Королевич Елисей «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

5. «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу.

Есть же мне давай варёную полбу»

(Балда «Сказка о попе и о работнике его Балде)

Солнце: Вот какие молодцы! Как хорошо справились с моим заданием. Придётся вам помочь. За горою, за высокой,

Море растеклось широко.

Там, за морем, есть избушка,

В ней живут старик, старушка,

Там Царевну вы ищите

Вед: Спасибо, Солнце!

Солнце: Поспешите! (муз. уход за дверь)

Вед: Уж не знаю, как нам быть,

Как нам море переплыть?

Кот: Мы же в сказочной стране. Дети, выходите сюда, вставайте в круг (выходят,делают круг, Старик и Старуха заходят переодеваться)

Давайте представим себе море…

Муз игра «Море»

Ты волна моя волна,

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах!

Кот: Вот мы с вами и на месте (дети проходят на свои места). Здесь, у моря есть избушка, в ней живут старик, старушка.

Вед: Догадались, в какую сказку мы попали? (дети отвечают)

(Перед зрителями избушка, старуха сидит на лавке,, входит старик)

Старик: Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую, не простую;

По нашему говорила рыбка,

Домой в синее море просилась,

Дорогой ценой откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю,

Не посмел я взять с неё выкуп дорогой,

Попросил у рыбки корыто новое,

Наше-то совсем раскололось.

Старуха: Что? Дурачина ты, простофиля!

Не нужно мне корыто новое,

Хочу дворец, хочу стать владычицей морскою,

Чтобы рыбка у меня была на посылках!

А с тобой, дед, от скуки с ума сойдёшь!

Хоть бы кто зашёл к нам в гости,

Мы б с тобой размяли б кости.

Вед: Рады с вами поиграть.

Кот: Надо бы народ созвать.

Вед: Вам, ребята, не лень заплести плетень? (нет)

Вед: Давайте поиграем в рус. нар. игру «Плетень». 1 команда строится в линию вот здесь, 2 команда строится в линию напротив.

Русская народная игра «Плетень»

(во время игры начинает эта команда, русская пляска)

Вед: Вот какая плетень получилась, ровная, да крепкая. Молодцы! Садитесь на свои места.

(после дед и баба в центре зала, дети на свои места, мальчик и девочка на сцене)

Девочка: Сразу видно нам что тут,

Люди добрые живут,

С братцем мы зашли в светлицу,
Так как ищем мы девицу.

Старуха: Кто такая?

Мальчик: Царевна молодая!

Не у вас она?

Старик: Не знаем,

Про Царевну не слыхали,

Вот рыбку золотую – знаем!

А Царевны в доме нет.

Верно, бабка?

Старуха: Верно, дед!

Ты бы лучше не болтал,

А избу бы прибирал.

Посмотри, какой бардак…

Старик: Вечно всё тебе не так,

Мне, детишки, помогите,

Вещи в сказки все верните! (М. и Д. садятся на места)

Игра «Найди то, не знаю что»

Вед: Давайте поможем дедушке. Сейчас вы будете доставать из мешка предметы и атрибуты, относящиеся к сказкам Пушкина. Каждый берёт только один предмет. Ваше задание: сказать, что это за предмет и из какой он сказки.

Предметы, спрятанные в мешке:

Яблоко, месяц, собака, зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях»

Муха, золотой орех, звезда, стрела – «Сказка о царе Салтане…»

Мешок, верёвка, заяц – «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Мешок, петушок – «Сказка о золотом петушке»

Рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке»        

Вед: А теперь сложите предметы обратно в мешок(выполняют задание, Старик собирает все предметы в мешок ) Ну вот, дедушка, помогли тебе дети всё разложить по полочкам (Вед. берёт мешок и ставит его рядом с избушкой)

Старик: Вот спасибо за подмогу, помогу и вам немного,

К пруду вы сходите, там Балду найдите,

У него о Царевне спросите.

Старик со старухой садятся в зал. Выходит Балда, закидывает верёвку в пруд.

Балда: Ох, где же эти черти, а вот они!

Появляются черти.

Танец чертей

Чёрт: Зачем ты, Балда, к нам залез?

Балда: Да вот, верёвкой хочу пруд морщить,

Да вас, окаянное племя, корчить.

Чёрт: За что такая немилость?

Балда: Как за что? Вы не платите оброка,

Не помните положенного срока.

Чёрт: Коль и впрямь, Балда, такой ты сильный

Верёвку тяни, да не свались…

Балда: Чтоб тянуть мне было веселей,

Позову-ка я сюда своих друзей.

Эге-гей, ребята, пошли верёвку тянуть.

Игра «Перетягивание каната»

Чёрт: Да, Балда, делать нечего,

Собрали мы тебе оброк (тащат мешок)

Балда: Помоги-ка взвалить на плечо мешок (черт помогает, садится в зал)

Вед: А вот и Балда!

Кот: Нас старик к тебе послал

Ты всё знаешь, он сказал.

Вед: Ищем здесь мы молодицу –

Раскрасавицу девицу.

Балда: Чтоб подсказку вам отдать,

Должен я вас испытать.

Ну, скажите мне, друзья,

Из какой же сказки я? (дети отвечают)

Балда: Вот здесь, на столах, есть подсказки. Соберёте из частей целое и узнаете, в какую сказку дальше путь держать, где Царевну вам искать.

Вед: Ребята, давайте разобьёмся на три команды и подойдём к столам. Времени не будем зря терять, а начнём все вместе пазлы собирать.

(каждая команда собирает свою иллюстрацию)

Балда: Из какой же сказки эти картинки? (отв)

Вед: Молодцы, садитесь на места.

Кот: Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Вед: Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Балда: В море остров есть крутой,

Не привальный, не жилой,

Там стоит гора крутая,        

Под горою тёмный вход,

Путь ворота преграждают,

На воротах пять замков

Отправляю вас туда,

Вам ни пуха, ни пера.

Свет гаснет, Балда уходит, перед детьми ворота с 5 замками.

Вед: Здесь томится свет-девица,

Надо нам её спасти,

Всем придётся потрудиться,

Подобрать к замкам ключи.

Кот: А помогут нам в этом замечательные Пушкинские строки.

Вед: Вам нужно продолжить сказочные строки. Я начинаю, а вы продолжаете.

(Вед. берёт 1 ключ, читает начало, дети продолжают сказочные строки, отдаёт ключ Коту, Кот прикрепляет ключ к замку ит.д.)

1 ключ:

И очутятся на бреге,      

В чешуе, как жар горя….

33 богатыря, 

2 ключ:

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

3 ключ:

А Балда приговаривал с укоризной: 

 «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

4 ключ:

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка….

Золотого петушка 

5 ключ:

День за днём идёт, мелькая,

А царевна молодая

Всё в лесу, не скучно ей…

У семи богатырей

Кот: Все подобраны ключи

Отворитесь все замки

(Музыка, открываются ворота, сидит Царевна, спит)

Вед: И Царевна ожила…

Царевна: Как же долго я спала (выходит в центр)

Я благодарна вам, друзья,

Что вы спасли меня от смерти.

Вед: Царевна – искали мы тебя

В волшебной сказок круговерти.

Царевна: Разрешите вас за помощь поблагодарить

И чудесную вам книгу подарить.

Мудростью и радостью наполнена она,

В ней – сказки Пушкина, друзья!

Кот: Пусть шелестят волшебные страницы

Здесь торжество добра над тёмным злом

Царевна: Читайте сказки Пушкина вы с упоеньем,

Чтоб добрей и лучше стать потом!

(отдают книгу Вед.)

Вед: Дети, давайте поблагодарим сказочных героев за подарок и все вместе скажем… (спасибо)

Кот: Ну а нам пора прощаться.

Царевна: Был долог наших странствий свет

Кот и Царевна: Должны мы возвратиться в свой сюжет!!!

(Царевна и Кот уходят)

Вед: Вот и подошло к концу наше путешествие. Я благодарю вас за отзывчивость, внимательность и хорошее знание сказок А.С. Пушкина. Когда мы перечитываем эти сказки, то становимся немного счастливее и благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда. Я верю, что вам ещё не раз захочется перелистать великолепные страницы пушкинских сказок! А поможет вам в этом наш чудесный подарок.

Литературная игра

«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Подготовка

Команды выполняют домашнее задание – инсценируют отрывок из сказок А.С. Пушкина.

Оборудование

Компьютерный проектор или интерактивная доска.

Файлы для демонстрации на экран.

Вещи героев пушкинских сказок.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Очень рады, что вы откликнулись на наше приглашение и пришли на встречу, посвященную русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Его творчество известно нам с раннего детства. Мы помним его волшебные стихи, любим поэмы и сказки. Сегодня мы отправимся в страну сказок, которую придумал А.С. Пушкин. (Каждая команда получает маршрутный лист.) Но прежде чем отправиться в путешествие нарисуйте, пожалуйста, сказочный корабль на котором вы могли бы перемещаться вне времени и пространства.

Лукоморье

Попали ребята в лукоморье – замерли. Стоит большой дуб посредине, а вокруг него по цепи ходит ученый кот. Увидел кот ребят и давай их расспрашивать: какие они сказки Пушкина знают, какие больше всего любят, попросил отрывки из них почитать. За самые лучшие ответы Кот ребятам листочки с дуба сорвал.

Кто из героев сказки ел вареную полбу и спал на соломе? (Балда.)

Морское транспортное средство царицы и её сына. (Бочка.)

Материал, из которого сделан домик белки. (Хрусталь.)

Имя предводителя 33 богатырей. (Черномор.)

Кем являются царевне Лебеди 33 богатыря? (Братья.)

Сколько лет жили вместе старик со старухой? (30 лет и 3 года.)

Назовите имя, данное А.С. Пушкиным сказочным персонажам в двух разных сказках. (Черномор.)

Золотое украшение дуба. (Цепь.)

Как называется остров, мимо которого плыли корабельщики в царство Салтана? (Буян.)

Отравленный подарок нищенки. (Яблоко.)

Кто гоняет стаи туч? (Ветер.)

Транспортное средство бабы Яги. (Ступа.)

Что ответила рыбка старику, когда он просил сделать старуху владычицей морскою? (Ничего.)

Кто чахнет над златом? (Кащей.)

Кто ходит круглый год по небу и сводит зиму с теплою весной? (Солнце.)

Имя бабушки князя Гвидона. (Бабариха.)

Картинная галерея

Здесь представлены работы художников по сказкам А. С. Пушкина.

Героев каких сказок напоминают вам эти картины? Иллюстрации к какой сказке вам понравилась больше всего? Изображены ли ваши любимые герои сказок А.С. Пушкина на этих работах?

  1. А сейчас угадайте, чей это портрет? Как называется сказка? Кто ее написал?

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

  1. А это о ком сказано?

Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

3.Кто же это такая разнаряженная? Кто и где нам о ней рассказал

В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.

  1. В какой сказке вы прочитали про эту красавицу?

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

  1. Кто это такой? В какой сказке о нем говорится?

В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,

6.

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.

Сказочный музей

В музее представлены вещи героев пушкинских сказок: волшебное зеркало, меч, стрела, яблоко, веревка, золотая цепь, веретено, прялка, орешки, игрушки (заяц, рыбка, звезда, собака), работы художников — иллюстраторов и картина Врубеля М.А. «Царевна Лебедь» и т.д.

Задание «Происшествие в музее»

Представьте на минуту, что с выставки пропала картина. Место нахождения её известно, она представлена среди работ художников-иллюстраторов сказок А.С.Пушкина и это усложняет её поиск. Чтобы отыскать пропавшую картину, хранителю музея необходимо дать её словесное описание и при поиске руководствоваться им.

Выбирается сыщик и хранитель галереи. Хранителю галереи показывается картина (другие её не видят) и предлагают словесно описать её. Сыщик ищет среди представленных работ пропавшую.

Музыкальный грот

Участники игры входят в затемненное помещение.

(Звучит оркестровая интермедия «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.)

Вы, наверное, не раз слышали эту музыку. Её исполняют на различных инструментах на скрипке, на кларнете, на баяне. Музыка гудящая, «шмелиная». Но это не назойливое гудение. Сколько в нём радости, ликования. А почему? Кто помнит кого царевна — Лебедь превратила в шмеля и зачем? Гвидон очень тосковал по своему отцу – царю Салтану, хотел повидать родные края. Шмель полетел за кораблём, забился в щель и поплыл в гости. Вот почему музыка звучит так радостно.

(Звучит оркестровая интродукция «Три чуда» к 3-му акту оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.)

…под ёлкою высокой

Видит белочка при всех

Золотой грызёт орех

Маленькая, юркая, грациозная белочка, грызущая золотые орешки, характеризуется лёгкой и подвижной музыкой и русской народной песней, которую композитор поручает флейте – пикколо (самому высокому и звонкому инструменту.)

Какую русскую народную песню пела белочка? (« Во саду ли в огороде ».)

Море вздуется бурливо

Сигнальные возгласы труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь 33 богатырей, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора.

За морем царевна есть

Царевну-лебедь характеризует нежная «узорчатая» музыка. Мягкие, размерные аккорды идут на фоне спокойного, восходящего движения у арф. Эта тема сменяется мелодическим рисунком солирующих скрипок.

(Звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.)

Какой сказочный пушкинский герой является обладателем чудесной бороды, в которой «таится сила роковая»?

Какой музыкой, по вашему мнению, можно изобразить Черномора? Злой, коварный карлик, обладающий волшебной силой, заключенной в его бороде, характеризуется грозными и угловатыми звуками. Это играют в низком регистре медные духовые инструменты, рисующие важную поступь и неуклюжие движения горбатого карлика. Отрывистая и жесткая музыка сменяется нежной и звонкой игрой колокольчиков, рассказывающих о тех драгоценностях, которые несут за Черномором его рабы, чтобы прельстить ими Людмилу.

Волшебную музыку средней части сменяет первоначальная тема, характеризующая самого Черномора.

Станция «Театральная»

На сцене актового зала участники показывают домашнее задание — инсценированные отрывки сказок А.С. Пушкина.

Подведение итогов. Награждение.

  • Игра про плюшевого мишку попавшего в сказку
  • Игра принцессы диснея путешествие в сказку
  • Игра престолов по английски как пишется
  • Игра презентация по сказкам пушкина для начальной школы
  • Игра поиск предметов сказка