Игра путешествие по сказке аленький цветочек

Цель: развитие интересов детей,  любознательности и познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

  • овладение речью как средством общения.
  • обогащение активного словаря.
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • развитие речевого творчества.
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развивающие:

  • развивать произносительную сторону речи детей: уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка.
  • развивать речевой слух, развивать силу, высоту, темп и громкость речи.
  • развивать словарный запас детей.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Словарная работа:

— продолжать расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных (Аленький, купец, заморский, казна, венец);

Мотивы деятельности для  детей:

Игровая: План-карта, ребус, загадки «Цветы», игра-следы «Ответь на вопросы».

Мотивация общения: поощрение, взаимопомощь детей, беседа, создание  развивающей среды, чтение сказки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и  выводы.

Мотивация личной заинтересованности: Разрезные лепестки аАленького цветочка, разрезное слоговое лото.

Индивидуальная работа: 

Максим М., Арсений Л., Мила С. — закреплять навыки составления предложений: по образцу воспитателя, самостоятельно придумывают по картинкам и демонстрируемым действиям.

Материал и оборудование:  

Демонстрационный:  План-карта, Ребус на плакате, шкатулка (внутри пазл-цветок), коробка сюрприз, изображение чудовища в сказке.

Раздаточный: Картинки-загадки (изображение цветов – тюльпан, василек, анютины глазки, роза, ирис, гвоздика), следы – задания (найди одежду, найди цветы, соедини слоги, запомни пары фигурок),

План

I. Вводная часть:                                                          

1.Организационный.

2.Сюрпризный момент.

3.Постановка цели занятия.

II. Основная часть:   

1. Поиск плана-карты, ребус.

2. Игра «Самый внимательный» (поиск темы)

3. Загадки по 3 каждой команде.

4.  Физминутка.

5. Чтение сказки.

6. Игра «Отвечай-ка»

III. Заключительная часть:

    Оценка деятельности детей и самооценка.

    Подведение итогов занятия

Длительность занятия

Ход

занятия

I. Вводная часть

Организационный момент. 

Звучит музыка появляется сказочница.  Дети стоят полукругом.

Сказочница: Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: А что случилось?

Сказочница: Представляете, прогуливалась по лесу и нашла под деревом мешочек, открыть его не могу, забыла все волшебные слова. Поможете мне.

Воспитатель: Как мы можем помочь? Что нужно делать?

Сказочница: Вам нужно вспомнить волшебные слова

Воспитатель. Поможем, ребята? Вспоминайте.

Ребята: «Сим-салабим», «абракадабра», «ахалай-махалай», «эксперто-паттронум».

II. Основная часть.

Воспитатель.

      1. Поиск плана-карты, ребус.

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы можем открыть шкатулку.

Задание №1

2. Игра «Самый внимательный» (поиск темы)

Сказочница: 1 и 2-ой команде – сложите картинки и посмотрите, что у вас получиться.

Сказочница: Что у вас получилось?

Команды: получился у каждой команды «Алый цветочек».

Сказочница: Молодцы! Вы знаете, что есть много различных цветов: это и розы и ромашки и т.д. Но сегодня вы познакомитесь с необычным цветком. Продолжим наше путешествие, но Я вижу, что вы и без меня справитесь, нужна будет помощь, зовите…. (Сказочница уходит)

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь за новыми знаниями по следам.

Идём по мостику, а теперь по тропинке на поляну. Посмотрите, сколько здесь красивых цветов! Цветы приготовили нам загадки, по ответам мы узнаем, как они называются…

Задание №2    Загадки.

3. ЗАГАДКИ:

1 команда                                                   2 команда

У извилистой дорожки

Растет солнышко на ножке,

Как дозреет солнышко

Будет горстка зернышек (подсолнух)

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок…

                                      (одуванчик)

Длинный тонкий стебелек

Сверху-алый огонек,

Не растенье, а маяк-

Этот ярко-красный…(мак)

Желтые, пушистые

Шарики душистые

Их укроет от мороза

В своих веточках… (мимоза)

Белая корзинка-

Золотое донце

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.  (ромашка)

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфету.  (ирис)

—  Молодцы! Мы с вами можем идти дальше.

4. Физминутка.

«Выращиваем волшебные цветы»

Дети сидят на корточках – В землю посадили семечко, поливал дождик и оно стало расти.

Постепенно поднимаются на ноги – Цветок рос все больше и больше и набирал силу.

Руки пальцами вместе над головой в виде «Бутона» — Цветок набирает бутон, солнышко согревает его.

Постепенно раскрывают руки в стороны – И вот бутон раскрылся и мы увидели красивый цветок!

Дети наклоняются вперед и делают вдох — Но цветок ВОЛШЕБНЫЙ кто понюхает его и загадает желание, оно ОБЯЗАТЕЛЬНО сбудется!

Воспитатель: Молодцы!  Опять следы привели нас к цветочкам, которые приготовили для нас сюрприз…

Воспитатель: Правильно – это книга. Как узнать, о чем эта книга?

Команды: прочитаем ее.

Воспитатель: дети садитесь так, чтобы вам было удобно слушать.

5.  Чтение сказки С.Аксакова «Аленький цветочек».

Воспитатель: Молодцы! Все внимательно слушали! Ребята Чудище не хочет уходить в сказку.

Чудище: Очень мне у вас понравилось, весело, интересно.

Воспитатель: Что же нам делать? Чудище мы отвечаем на твои вопросы и ты уходишь? Хорошо?

Чудище: Хорошо, все равно не ответите. Наблюдал,  не все внимательно слушали.

Воспитатель: Вот и проверим.

ЗАДАНИЕ № 3

Игра «Отвечай-ка»

Дети садятся полукругом на стульчики.

Чудище задает вопросы (за правильный ответ дает части цветка, при правильных ответах, собираем волшебный цветок, произносим волшебное заклинание и чудище возвращается в сказку).

  • Кто главные герои сказки?
  • Какой был купец?
  • Что заказала старшая дочь?
  • А что средняя?
  • Что попросила у отца младшая?
  • Какая она была?
  • А каким было чудовище?
  • Почему он не был счастлив, ведь он был богатым?
  • Какие были взаимоотношения между чудовищем и младшей дочкой купца?
  • Она жалела чудовище?
  • Зачем она вернулась домой?
  • О чем просило ее чудовище?
  • Что сделали сестры?
  • Какие они были?
  • Почему младшая дочь отправилась к чудовищу в первый раз?
  • А что заставило ее вернуться во второй раз? Ведь она могла обмануть чудовище и не вернуться?
  • Что же произошло с чудовищем, когда младшая дочь не вернулась в положенный срок?
  • Жалко вам чудовище?
  • Что произошло потом?
  • Это волшебная сказка? Почему?
  • Как заканчиваются все волшебные сказки?

III. Заключительная часть.

Чудище: Я не ожидал, что вы так внимательно слушали сказку и ответили на все сложные вопросы. В награду оставлю вам волшебную шкатулку.

Дети с воспитателем произносят волшебные заклинания. Открывают и достают призы-медальки. Вручение.

Воспитатель:

  • Ребята Вам понравилось наше путешествие?
  • Что было сложно выполнять?
  • Что было самым интересным?
  • Еще будем с вами читать волшебные сказки?

Воспитатель и дети. Спасибо.

Просмотр содержимого документа

«Конспект игры – путешествия по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» в подготовительной группе.»

«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

Литературная игра по сказке С.Т. Аксакова (для
учащихся 1-5 классов).

Цели и задачи:

•          Воспитывать милосердие, сострадание

•          Познакомить с творчеством русского
писателя С.Т.Аксакова.

Подготовка:

Портрет С.Т. Аксакова, (если возможно, то
портреты ключницы Пелагеи, французских писательниц Жанны-Мари Ле Принс де Бомон
(1711-1780) и Стефани-Фелиситеи де Жанлис (1746-1830), обложка к сказке
«Красавица и чудовище», иллюстрации к сказке «Аленький цветочек» (дочки купца),
заготовки алых лепестков и сердцевины цветка, клей, ручки.

Аудитория делится на группы (3-4 человека). За
правильный ответ группа получает лепесток.

 Беседа.         

Библиотекарь: Сегодня у нас с вами не простой
урок, а – волшебный, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят
всякие чудеса.

Сегодня мы поведём разговор о сказке Сергея
Тимофеевича Аксакова (1791-1859) «Аленький цветочек». Большинство читателей не
знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль,
усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. «Аленький цветочек» – одна
из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» – значится в
подзаголовке.

—           Как же появилась на свет сказка
«Аленький цветочек»? А была ли на самом деле ключница, которая рассказала
Аксакову сказку?

Как-то к маленькому мальчику Серёже Аксакову
пришла перед сном, ключница Пелагея, «помолилась Богу, вздохнула несколько раз,
по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи, помилуй нас грешных», села
у печки, и начала говорить немного нараспев:

«В некиим царстве, в некиим государстве
жил-был богатый купец, именитый человек…

—           Кто же была эта Пелагея?

Крепостная крестьянка… Ключница Пелагея –
прислуга в поместье Аксаковых – следила за хозяйством в доме. У неё были все
ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того, чтобы рассказала
сказки перед сном для маленького Серёжи. Она была великая мастерица
рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слышал
её в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему
нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми
прибаутками.

Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где
Аксаков жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и
привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич
в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька
по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а
где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!» И он стал рассказывать ей
про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой
Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную
ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и
собирал… Но сказки – не было. Погостивши, Оленька уехала. А чуть позже
дедушка все же написал для нее сказку, которую назвал

«Аленький цветочек».

Портрет Аксакова С. Т.

Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»
о волшебной силе любви и добра. И в связи с этим в жизни происходят очень
интересные случаи. Так было и с автором «Аленького цветочка».

Спустя несколько лет после опубликования
сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков поразился, когда прочитал сказку
французской писательницы госпожи Бомон «Красавица и зверь» на такой же сюжет. А
спустя ещё некоторое время в Кавказском театре он увидел оперу французского
композитора  Гретри  «Земфира  и  Азор»,  сюжет  её  был  такой  же,  как  в

«Аленьком цветочке». Но это ещё не всё. В 18
веке читателям была известна сказка  французской писательницы Жанлис 
«Красавица и  чудовище»:  Обложка

«Красавица и чудовище»

—           Как же так, не могла же Пелагея
этим французам рассказать свою сказку? Как вы думаете, ребята, в чем секрет?

Оказывается, всё наоборот. Все сказки на этот
сюжет были написаны французскими писателями и вышли не из русского, а из
французского фольклора.

—           Как же простая русская крестьянка,
не умеющая ни читать, ни писать, узнала об этих сказках?

(Ответы детей).

—           Эта сказка о цветочке или аленький
цветочек сравнивают с сердцем младшей дочери?

—           Какой же смысл вложил писатель в
образ волшебного аленького цветочка?

Аленький цветочек – символ настоящей
преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю,
скрытую от глаз, красоту. Под её воздействием любимый человек преображается –
становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые
главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого
мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

 Викторина 1.

Итак, начинаем нашу игру.

1.         Кто рассказал Аксакову сказку об
аленьком цветочке? (Ключница Пелагея).

2.         На какой палец надо было надеть
волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? (На
правый мизинец. Дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый
мизинец, тот очутится там, где пожелает).

3.         Какую из дочерей купец любил больше
и за что? (Младшую, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее).

4.         Какое чувство руководило сестрами,
когда они переводили стрелки на час назад? (Зависть).

5.         Через какое время обещала вернуться
к чудищу купеческая дочь? (За час до истечения 3 дней и 3 ночей).

6.         Какой по счёту пленницей была во
дворце у чудовища купеческая дочь? (Двенадцатой – ни одна не полюбила меня за
мои ласки и угождения, за мою душу добрую).

7.         Сколько лет провёл принц в образе
зверя лесного, чуда морского? (И жил я таким страшилищем и пугалом ровно 30
лет).

8.         Как вы думаете, что помогло дочери
купеческой справиться со злыми чарами? (Верность данному слову; преданность;
бескорыстная, искренняя любовь).

9.         Как называлась сказка французской
писательницы Жанлис, которая повторяет сюжет сказки «Аленький цветочек».
(«Красавица и Чудовище»).

10.       Что заказала отцу себе в подарок
старшая дочь? (Венец)

11.       Что пожелала получить в подарок
средняя дочь? (Зеркало)

12.       О каком подарке мечтала младшая,
самая любимая дочь? (Аленький цветочек)

13.       Что особенного было в венце, который
привез старшей дочери отец? (Этот золотой венец из каменьев самоцветных, от
которых свет, как от месяца полного и как от солнца красного, и светло от него
в тёмную ночь, как среди бела дня).

14.       Каким свойством обладало зеркало,
которое привез отец средней дочери? (Это, из хрусталя восточного зеркало, имело
такое свойство, что в нём была видна вся красота поднебесная, и, смотрясь в
него, девушка только прибавляет себе красоты)

15.       А что особенного было в цветочке,
который достал отец младшей дочери? (Аленький цветочек был такой, краше
которого не было больше цветка на свете)

16.       Как узнала младшая дочь о
существовании аленького цветочка? (Она увидела его во сне, и была поражена его
красотой)

17.       Кем по роду занятий был отец трёх
сестёр из сказки «Аленький цветочек»? (Купец, торговый человек)

18.       С помощью чего обычно приобретал
подарки и товары отец? (С помощью денег, которым все двери открыты)

19.       Каким видом транспорта пользовался
отец-купец для своих торговых дел? (Торговыми кораблями, потому что вёл
торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде)

20.       Какими, чисто российскими товарами
он торговал? (Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое
другое)

21.       В какие страны плавал по торговым
делам отец-купец? (В далёкие заморские страны)

22.       Уезжая по своим купеческим делам,
что наказывал отец дочерям?

(Наказываю я вам жить без меня честно и
смирно).

23.       И коли без меня вы будете жить
честно и смирно, то…, что пообещал купец дочерям? (Привезу вам такие гостинцы,
какие сами захотите).

24.       Налетели на него разбойники,
бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду неминучую, что делает купец?
(Бросает свои караваны богатые со прислугою своей верною и бежит в тёмные
леса).

25.       Как купец вышел ко дворцу зверя
лесного, чуда морского? (Увидел впереди будто зарево, не хотел в ту сторону
идти, думал, что лес горит, но другого пути не было).

26.       Назовите полное имя хозяина
аленького цветочка. (Зверь лесной, чудо морское)

27.       Опишите внешний вид чудища, которое
повстречал купец, затем и его дочь. (Страшен был зверь лесной, чудо морское:
руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы
великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки,
нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные).

28.       Какими положительными качествами
обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей? (Доброе сердце,
гостеприимство, речи ласковые и толковые)

29.       Кто из дочерей купца добровольно
согласился отправиться к чудищу? (Младшая дочь – для меня ты достал аленький цветочек,
и мне надо выручать тебя).

30.       Чем прогневал купец чудище, когда
находился у него в гостях? (Он самовольно сорвал любимый цветок хозяина)

31.       Где рос аленький цветочек, и каким
он был? (В саду, на зеленом пригорке – цветок цвету алого, красоты невиданной и
неслыханной).

32.       Как ты посмел сорвать в моём саду
мой заповедный, любимый цветок? Для чего нужен был цветок чудищу? (Я хранил его
паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня
всей утехи моей жизни).

33.       Как принял купца хозяин дворца и
сада? (Я принял тебя, как дорогого гостя и званого, накормил, напоил и спать
уложил).

34.       Как оказалась девушка во дворце чуда
морского, зверя лесного? (Вынимает отец перстень из ларца кованого, надевает
перстень на правый мизинец меньшой дочери – и не стало её).

35.       Чем занималась дочь купеческая во
дворце чуда лесного? (Рукодельями занималась, вышивала серебром и золотом).

36.       Где остался стоять аленький
цветочек? (Он вылетел из рук её и прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего).

37.       Как живётся девушке во дворце чуда
морского? (Я живу во дворце как королевишна, пишет она родителю).

38.       Когда наказал девушке вернуться во
дворец чудо лесное? ( Ровно за час до трёх дней и трёх ночей).

39.       Какую подлость совершили сестры, в
отношении младшей сестры, чтобы она не смогла вовремя вернуться во дворец? (Они
перевели все часы в доме на один час назад, а чтобы никто этого не заметил,
закрыли ставни).

40.       Что произошло во дворце чудища,
когда девушка не вернулась к назначенному сроку? (Все погибло там, замерло,
затихло, свет небесный погас)

41.       Где нашла девушка своего друга
милого, господина любимого? (На пригорке, в саду, обнимающим аленький цветочек)

42.       Как вы думаете, почему умер зверь
лесной, чудо морское? (От тоски, от любви к девушке, потому что подумал, что
она больше не вернется).

43.       В чём был секрет чуда лесного, зверя
морского, что с ним случилось в малолетнем возрасте? (Он был заколдован злой
волшебницей до тех пор, пока не полюбит его девушка)

44.       Полюбила ли дочь купеческая чудище
безобразное за его доброту к ней?

(Я люблю тебя как жениха желанного).

45.       Скажите, кем на самом деле был зверь
лесной, чудо морское?

(Королевичем).

46.       Для кого Аксаков написал сказку? (В
семье Аксакова было много детей, а внучка была одна. Своей единственной внучке
Оленьке он и посвятил эту сказку).

47.       А могли ли быть на месте младшей
дочери её сёстры? (Нет, они не захотели выручить отца и пойти к зверю лесному).

48.       Справилась ли со страхом своим дочь
купеческая, когда услышала голос зверя лесного? (Со страхом своим совладала и
виду, что испугалася, не показала).

49.       И страшен был зверь лесной, чудо
морское и, увидев его, стала ли девушка с ним общаться? (И стало ей жалко и
совестно, что испугалась – тут пошли у них беседы пуще прежнего).

50.       Кто автор сказки «Аленький
цветочек?». (Сергей Тимофеевич Аксаков).

 Викторина 2.

Характеристика героев.

Что мы узнали о сёстрах из сказки?

Портреты трёх сестёр помогут вам рассказать о
них.

1.         Старшая? (Горделивая, она просит
для себя венец самоцветный, да такой, как у королевы заморской).

Д. Недобрая, завистливая. Она неблагодарная.
Не пошла выручить отца.

2.         А средняя?

Д. Средняя – самолюбивая. Ей нужны только
богатства, да чтоб ее красота не старилась. Неблагодарная тоже.

3.         А младшая дочь? Какая она?

Д. Добрая, ласковая, (смелая) приветливая.

4.         Зачем младшей нужен был аленький
цветочек?

Д. Для радости, утешения.

5.         Что же помогло снять заклятие со
зверя лесного, чуда морского?

Д. Любовь девушки.

6.         За что же полюбила девушка чудище?

Д. (зачитывают текст)

7.         О чем рассказал Аксаков в этой
сказке?

Д. Он рассказал о самоотверженной любви,
верности и преданности.

8.         Какой урок он преподает своей
внучке и нам, читателям?

Д. Что добрые чувства могут победить зло. Любовь
все побеждает.

9.         К какой группе литературных сказок
относится сказка «Аленький цветочек»?

Д. Это волшебная сказка.

10.       Почему?

Д. В ней чудеса. Сказочные превращения,
троекратность событий.

 Викторина 3

1.         Какими словами начинается эта
сказка?

а) «В некиим царстве, в некиим государстве…»
б) «За горами, за лесами, за широкими морями…» в) «Три девицы под окном…»

2.         Какая из дочерей попросила купца
привезти из дальних стран аленький цветочек? а) старшая б) средняя в) младшая

3.         Что случилось с купцом в дороге? а)
весь товар утонул

б) весь товар сгорел

в) на его караваны напали разбойники

4.         С каким условием чудище мохнатое
отпустило купца? а) если он отдаст аленький цветочек

б) если заплатит за цветочек золотом

в) если он пришлет вместо себя одну из дочерей

5.         Какой волшебный предмет дал зверь
лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

а) золотой перстень

б) медный браслет

в) изумрудное ожерелье

6.         Что стало с сорванным аленьким
цветочком?

а) остался в купеческом доме на радость
сестрам б) прирос к прежнему стеблю

в) завял

7.         Как жилось девушке во дворце у
зверя лесного, чуда морского? а) исполнялись все ее желания

б) ей приходилось работать с утра до ночи

в) она пребывала в постоянной тоске и печали

8.         На сколько дней отпустил зверь
лесной, чудо морское купеческую дочь домой?

а) на один день и одну ночь б) на три дня и
три ночи в) на пять дней и пять ночей

9.         Дочь купца вернулась во дворец с
опозданием, потому что, а) долго прощалась с отцом

б) долго не могла решить, возвращаться или нет

в) сестры перевели часы назад

10.       Кем оказался зверь лесной, чудо
морское?

а) заколдованным принцем

б) злым колдуном в) карликом

Вот и подошли мы к конечному пункту нашего
путешествия, и сейчас посмотрим, насколько, кто продвинулся к заветному
аленькому цветочку.

Подведение результатов.

И последнее испытание, которое предстоит
пройти нашему победителю, чтобы взять заветный цветок, это ответить на два
вопроса.

 Вопросы победителю:       

1)         С помощью чего можно попасть в
волшебный дворец? (Волшебного кольца)

2)         Покажите, как пользоваться этим
кольцом? (На правый мизинец).

Библиотекарь: Сказка эта живет уже около 150
лет, и не на день не стареет, потому что никогда не исчезнут добро и любовь.
Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.

Подведем итог нашего урока. На каждом из алых
лепестков, полученных за правильные ответы, напишите по 1-му слову, которое
скажет, чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек:
алые лепестки приклейте к сердцевине. (Готовые цветы прикрепляются на доске)

В душе у каждого человека должен быть Аленький
цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они
расцветут и в душе каждого из нас.

Вот мы и завершили наше путешествие, и как
говорится в сказке: «Вот и сказке конец, а кто слушал молодец».

Квест по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

«Волшебный мир аленького цветочка».

игра-путешествие (Можно использовать для проведения в лагере)

Цель: формирование умения видеть вокруг себя прекрасное посредством сказки, доказывать, что чудеса может совершать каждый – необходимо только быть честным, справедливым, помогать нуждающимся, как этому учат добрые герои сказок.
Задачи: 
1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся об авторской сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
2. Совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы, строить связную речь.
3. Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
4. Воспитать любовь к сказкам, устному народному творчеству, потребность в чтении книг, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Ход занятия.

  1. Ребята, сегодня мы вспоминаем сказку «Аленький цветочек». Перед вами текст сказки, поэтому, если вы не помните содержание, можете воспользоваться текстом и отвечать на поставленные вопросы.

Итак, вопрос:

Вспомните, какие лепестки девочка Женя отрывала и что просила у Цветика- семицветика.

Подсказка:

  1. Желтый- чтобы вернуться домой.
  2. Красный- чтобы восстановить разбитую вазу.
  3. Синий- чтобы отправиться на Северный полюс.
  4. Зеленый- чтобы снова вернуться с Северного полюса во двор.
  5. Оранжевый- чтобы получить все игрушки.
  6. Фиолетовый- чтобы отправить игрушки обратно в магазины.
  7.  Голубой- чтобы исцелить мальчика.

Ребята! Сегодня у нас очень интересное мероприятие. Мы пойдём вместе с Женей по сказке, будем брать (можно искать спрятанные в определённых местах) лепестки и выполнять задания, записанные на них.  

  1. Первый лепесток- жёлтый. Станция: пантомима.

На лепестке задание: изобразить без слов, с помощью жестов, твои интересы. Чем ты интересуешься? Чем любишь заниматься?

  1. Второй лепесток- красный. Станция сказочная.  

Ответить на предлагаемые вопросы:

— Как звали героя сказки, который был выпечкой? (Колобок)

— Самое хитрое животное в сказках. (Лиса)

— Как зовут девочку, у которой имя совпадает с названием головного убора? (Красная шапочка)

— Кто посадил денежки, чтобы выросло денежное дерево? (Буратино)

-Самая драгоценная рыбка в сказке А.С. Пушкина. (Золотая рыбка).

-Назовите имя сказочной женщины- летчицы. (Баба Яга)

— Кто любил обувь и это отразилось в названии сказки? (Кот в сапогах)

ЗАДАНИЕ: нарисовать одну из отгадок. Затем- выставка рисунков.

  1. Третий лепесток- синий. Станция: игровая комната.

Игры: 

  • Подвижная игра «ПЕРЕПРАВА»

Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель игры: развить физическую силу и выносливость.

Материалы необходимые для игры: скейтборды, длинные веревки, мел для обозначения линии старта и финиша.

                Все участники игры делятся на 2 команды. По два участника каждой команды растягивают веревки от старта до финиша и держат их в течение всей игры. Остальные игроки должны переправиться от линии старта до линии финиша, стоя или сидя на скейтбордах, перебирая руками и подтягиваясь по веревке. Выигрывает та команда, которая первой пройдёт дистанцию. Проигравшая команда получает «выкуп», т.е. специальные задания от выигравшей команды. Выполнив задания можно повторить игру сначала.  

  • Игра в кругу «Буги-вуги»
  • Игра «Лавата»
  • Игра «Жмурки в кругу»
  1. Четвёртый зелёный лепесток. Станция физкультурная.

Дети выполняют в кругу музыкальные физкультминутки.

  1. Пятый оранжевый лепесток. Станция игрушкино- загадкино.

— Его держу за поводок

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел за облака (воздушный шар)

Хоть на ножке он одной

Крутится, как заводной,

Лишь устанет- на бочок

Яркий, озорной…(волчок)

Эта мягкая игрушка

Длинноухая зверюшка

Ей морковку в лапки дай-ка

Ведь игрушка эта….(зайка)

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Качаться хочешь-

На них садись (качели)

Кирпичи возьмём цветные,

Сложим домики любые.

Даже цирк для публики,

Ведь у нас есть… (кубики)

Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Шагать помогает. (Барабан)

Он бывает баскетбольным,

Волейбольным и футбольным.

Скачет, прыгает, летает

И усталости не знает. (мяч)

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и, если надо,

Бант красивый завяжу.

С чем же так играю я?

Подскажите-ка, друзья! (кукла)

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы,, есть и уши.

Мёду зверю дай немного

И устрой ему берлогу! (мишка)

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки,

И зовут её…(матрёшка)

  1. Шестой фиолетовый лепесток. Станция «Эстафетыс мячом»

Эстафета «Пингвины»

По сигналу направляющие начинают продвигаться вперёд, зажав между ногами выше коленей теннисный мяч и, достигнув противоположной линии старта возвращаются бегом, держа мяч в руках. Если мяч упал, его нужно подобрать, зажать ногами и только тогда продолжать эстафету. Участники, закончившие эстафету, становятся в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

Эстафета «Передай мяч»

Игроки каждой команды стоят один за другим в колонну. Первые участники держат в руках по мячу. За сигналом ведущего первый игрок в каждой команде передает мяч тому, кто сзади, над головой. Последний в команде, получив мяч, бежит к началу колонны, встает первым и передает мяч следующему за ним тоже над головой. И так до тех пор, пока первый не вернется на свое место. Побеждает та команда, которая закончит игру первой.

Эстафета «Не урони»

Игрок должен пробежать дистанцию, держа в руках ракетку с одним мячом (теннисным) не уронив его, оббежать стойку и передать эстафету следующему участнику.

 Эстафета «Передал — садись!»

Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 — 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Круговая эстафета с мячом

Команды образуют круги. Под музыку участники передают мяч по кругу. Игрок, отдавший мяч, рядом стоящему участнику, делает хлопок перед собой. По окончании музыки выбывает тот игрок, у которого остался в руках мяч. Игра продолжается до одного оставшегося участника из команды. Затем игроки соревнуются между собой до победителя.

 Эстафета «Соревнования мячей»

Дети становятся в колонну друг за другом (на расстоянии одного шага) и передают мяч через голову соседу за спиной. Когда мяч попадает в руки игрока, завершающего колонну, он бежит вперед и становится во главе группы, остальные отходят на шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли ведущего колонны. Есть еще один вариант этой игры: передавать мяч не через голову, а между ногами игроков.

Эстафета «Меткие стрелки»

 На площадке кладется два обруча. С небольшого расстояния участники игры должны попасть теннисными мячами в обруч. У кого будет больше попаданий, тот и победил.

 Эстафета «Ручеёк с мячом»

  Дети выстраиваются колонной и передают один мяч по верху, вытянутыми руками. Последний переходит вперёд. Игра повторяется, пока первый не вернётся в начало

Эстафета «Дуга»

Подбрасывая мяч вверх, добежать до дуги, проползти в нее, затем вернуться в свою команду бегом.  

Эстафета «Гонка мячей низ»

Дети встают строго в колонну по одному за капитаном. Мяч прокатывается между широко расставленных ног детей, последний с мячом становится вперед. Эстафета продолжается до тех пор, пока капитан не вернется на свое место.

  1. Седьмой голубой лепесток.  

-Ребята, а почему Женя говорит, что первые шесть желаний были бессмысленные, бесполезные?         

Ответы детей

 Ребята, когда у Жени остался последнее желание, на что она его потратила?

Ответы детей

Какие качества проявилось в Жене, когда она загадывала последнее желание?

Дети: (Доброта, милосердие, жалость).

Как вы думаете, последнее желание девочки тоже было бесполезным? 

Ответы детей

Правильно, только последний лепесток был потрачен на доброе дело.

 Ребята, скажите, а какое желание  могли бы вы загадать не для себя, а для другого человека.   Подумайте все. По одному подходим к цветочку, берёмся за него и произносим желание.  

Игра «Загадай желание для друга»

В конце занятия-

Разучивание песни «Настоящий друг»

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий,
Верный друг!Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий,
Верный друг!Мы поссоримся — и помиримся,
«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.В полдень или в полночь
Друг придет на помощь —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.Нужным быть кому-то
В трудную минуту —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.

Волшебный мир аленького цветочка

игра-путешествие

225 лет со дня рождения, русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова

Цель: формирование умения видеть вокруг себя прекрасное посредством сказки, доказывать, что чудеса может совершать каждый – необходимо только быть честным, справедливым, помогать нуждающимся, как этому учат добрые герои сказок.
Задачи: 
1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся об авторской сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
2.Совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы, строить связную речь.
3.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
4. Воспитать любовь к сказкам, устному народному творчеству, потребность в чтении книг, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Ребята, наша сегодняшняя с вами встреча посвящена русскому писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову и одной из незабываемых его сказок – «Аленький цветочек». Это чистая, красивая, добрая сказка со счастливым концом, которая до сих пор пользуется большой популярностью у детей и взрослых.

Сергей Аксаков родился 1 октября 1791 года в родовитой, но обедневшей дворянской семье в городе Уфе. В городе и в имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской области прошли его детские годы. Жизнь мальчика началась тяжёлой болезнью. Может быть, именно это сделало так, что первым и самым сильным чувством, зародившимся в Серёжиной душе, была жалость ко всем страдающим и слабым.

Мать не покорялась злой воле природы. Просыпаясь среди ночи или приходя в сознание после обморока, Сергей видел тревожные и нежные глаза своей мамы. Мама выходила Серёжу, после болезни и уже с детства он понимал, что всё живое в нём даровано и сохранено материнской самоотверженностью.

Городской дом Аксаковых окружал небольшой сад. Как-то, сидя на окошке, Сергей услышал жалобный визг и стал просить мать, чтобы послали посмотреть, кто это плачет. Дворовая девушка вернулась, неся в пригоршнях крошечного, ещё слепого щенка. В мире мальчика появилась неказистая дворняжка Сурка. Сурку Сергей учил, кормил, оберегал.

Когда Серёжа капризничал, его выносили из дому и сажали в распряжённую карету. Он сразу успокаивался; ему казалось, что он едет, мчится в неведомые края. Из Уфы они часто семьёй ездили в имение деда. Всё его детство пронизано дорогой: поездками в дальние сёла к родным. Переправами через реки Белую и Волгу. Через болота и лес. Сергей был обезумлен природой. Он наблюдал за птицами, слышал их пение.

Зимой в Уфе к Серёже Аксакову стал ходить Матвей Васильевич, преподаватель народного училища, и учить его чистописанию. Чтобы Серёже было не так скучно, ему подыскали товарища, мальчика Андрюшу из соседской бедной семьи. И вот Серёжа заметил, что, даже если бы они с Андрюшей писали одинаково неудачно, отметки ставились разные: ему – «не худо», а Андрюше – «посредственно». И так повторялось всякий раз.

Однажды Матвей Васильевич повёл Серёжу в народное училище. Тут учитель, прежде казавшийся добряком, странно изменился. – Не знаешь? На колени! – крикнул он, когда Серёжа, вызванный к доске, не смог ответить урока.

По окончанию занятий трое сторожей, вооружённых пучками прутьев, принялись сечь мальчиков, стоявших на коленях за доской. «Слишком рано получил я это раздирающее впечатление и этот страшный урок! Он возмутил ясную тишину моей души», — писал впоследствии Аксаков.

Серёжа увидел, что люди вокруг делятся на свободных и крепостных. У мальчика рано проснулся светлый и печальный интерес к народной жизни. Он понял, что нельзя закрывать глаза на неправду и жить нужно по совести.

В жизнь Сергея Аксакова рано входят книги. Он жадно читает всё, что попадётся. Чтение пробудило тягу к сочинительству. О том, что он услышал или прочитал, по-своему пересочиняя, мальчик рассказывал сестрёнке.

Он сочинял и рассказывал сестре, что в саду дедушкиного дома – пещера, там обитает Змей Горыныч о семи головах; но он отрубит у змея все головы. Сестричка пугалась: худо спала, плакала. Он жалел её, но втайне гордился тем, что выдуманные им истории так волнуют сестру. Сергей Аксаков начинал предчувствовать «силу слов» — своих, рождённых собственным жизненным опытом, собственным воображением. Уже всё главное для писателя поселилось в его душе.

Долгие годы Сергей Тимофеевич Аксаков был известен как хлебосольный московский барин, радостно встречающий гостей; страстный театрал; охотник, исходивший подмосковные леса и болота; неутомимый рыболов. Он был отзывчивым человеком, заботливым мужем и отцом.

Но однажды, когда Сергею Аксакову было пятьдесят лет, произошла встреча с русским писателем Николаем Гоголем. Сергей Тимофеевич перечитал многие произведения Гоголя. Он был потрясён его произведениями, обезумлен Гоголем. Строки Гоголя были как капли дождя; влага поднялась испарениями со всей земли и грозой провалилась на страну. Сочинения Николая Гоголя многое пробудили в Аксакове. После пятидесяти лет у Сергея Тимофеевича наступает пора свершений.

В пятьдесят четыре года Сергей Тимофеевич Аксаков начинает писать. Седая борода обрамляет осунувшееся лицо, левый глаз почти ослеп, да и правый видит так плохо, что Сергей Аксаков не может сам писать – приходится диктовать. Вышли книги Аксакова «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», очерк «Собирание бабочек». Одно за другим появляются самые главные произведения Сергея Тимофеевича Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», где он пишет о своём детстве и его знаменитая сказка «Аленький цветочек», которую ему рассказала ключница Пелагея.

Сегодня мы с вами будем говорить о сказке «Аленький цветочек».

Давайте же пройдемся по страницам этой замечательной сказки, представим себя ее героями, как положительными, так и отрицательными, попробуем «сорвать заветный аленький цветочек», приносящий счастье.

Итак, викторина – презентация «Волшебный мир аленького цветочка».

( презентация)

В этой сказке, как и в любой другой, происходит победа добра над злом. Прекрасный язык сказки сделал ее шедевром и определил ее место в классике детской литературы. Столько лет читают эту сказку, и не стареет она.
В этом году мы отмечаем 225-летний юбилей писателя С.Т.Аксакова.

Ребята, вы наверное обратили внимание на то, что в сказке много непонятных слов для вас встречается.

Сейчас я предлагаю вам игру. На разноцветных листиках-закладках написаны старинные слова из сказки «Аленький цветочек». Вам нужно будет взять цветной листик-закладку со старинным словом, прочитать его и объяснить, что обозначает это слово.

Если не знаете значение слова, то можно использовать подсказку: откройте книгу С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» с закладкой того же цвета и прочитайте вслух, что обозначает это слово.

( По 5 слов на команду.)

Вот и закончилась наша игра-путешествие. Главное в сказке «Аленький цветочек» – доброта и любовь. Аленький цветочек – символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается – становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг нас сделать лучше, чище, красивее.

Спасибо вам. Удачи. Терпимости. До свидания.

Тип урока: обобщение изученного.

Форма: игра-путешествие.

Цель: обобщить знания о сказке “Аленький
цветочек”, развивать речь, мышление, способность
анализировать, воспитывать чувство доброты друг
к другу.

УУД:

Регулятивные: формирование учебной задачи
урока, планировать вместе с учителем
деятельность по теме урока, оценивание своей
работы на уроке.

Познавательные: поиск необходимой
информации в тексте, умение ориентироваться в
учебном материале.

Коммуникативные: ответы на вопросы на
основе текста, осмысление правил работы в
группе (распределение обязанностей); личностные:
формирование системы нравственных ценностей,
проявление интереса к чтению.

Оборудование: карточки, электронная
презентация, лепестки цветков.

Ход урока

Орг. момент

Здравствуйте! Повернитесь к гостям и
поздоровайтесь с ними. Проверьте свою готовность
к уроку. У вас на партах должны лежать учебник,
пенал, дневник. Присаживайтесь.

Актуализация знаний.

Как вы думаете, зачем нам нужен штурвал? (Мы
отправимся в путешествие) Молодцы! Но чтобы не
утонуть и справиться со всеми заданиями, нам надо
научиться красиво, говорить. Посмотрите на экран
на нём скороговорка “Райские розы росли в
розовом розарии”. Прочитайте её про себя. Как вы
думаете что такое “розарий”? (Это небольшой сад,
где растут розы). Прочитайте скороговорку хором.
Затем несколько человек читают самостоятельно.
Молодцы.

Скажите, без чего нельзя отправляться в
путешествие? (Без карты). Посмотрите, есть ли у нас
карта? (Да)

Работа по теме:

Станция 1

Итак, берем в руки штурвал и плывем на первый
остров. Вот уже и название отчетливо виднеется
это остров “Попробуй, докажи”. Как вы
думаете, почему он так называется? (Мы будем
доказывать что-то)

Чтобы узнать в какое путешествие мы
отправляемся, нам надо разгадать ребус, который
находится на этом острове? (а ь л н к е и й в е ц о ч
т к “Аленький цветочек”). Кто автор этого
произведения? (С.Т. Аксаков)

В каком жанре написано это произведение?
(Cказка). Докажите это! (В этом произведении
происходят чудеса. Время развития событий не
понятное)

На какие 2 большие группы подразделяются
сказки? (Народные и литературные). Чем они
отличаются друг от друга? (Народные – сложил
народ, литературные – написанные автором.)

— Какую сказку мы читаем? (Литературную).
Докажите это! (Автор – С.Т. Аксаков)

— Как вы думаете, к какому типу относится эта
сказка? (Волшебная)

— Давайте попробуем доказать. Какие черты
волшебной сказки вы знаете? (В ней чудеса,
волшебные предметы, сказочные превращения). У вас
на партах лежит листок. Переверните его и
прочитайте задание.

Отметь особенности волшебной сказки.

  1. Все сказки одинаково построены (известно, как
    начинаются, что произойдет, чем закончатся).
  2. Обязательно героями являются животные.
  3. Всегда есть два мира: реальный и волшебный.
  4. Действия протекают в неопределенном прошлом.
  5. Герой подвергается испытанием.
  6. Существует только один мир — реальный
  7. Торжествуют добро и справедливость.
  8. Сказка, построенная на небылице.
  9. Всегда есть волшебство и превращения.

Читая волшебные сказки, мы встречаем
сказочные выражения, которые есть во многих
сказках. Найдите в сказке сказочные выражения.

(“За тридевять земель, в тридевятое царство, в
тридесятое государство”.

“Поворотился он назад — нельзя идти, направо,
налево — нельзя идти, сунулся вперед — дорога
торная”.

“Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается”.

“Долго ли, мало ли времени”. “Красоты
невиданной и неслыханной, что ни в сказке
сказать, ни пером описать”. “Не прикажи меня
рубить и казнить, прикажи слово вымолвить”.)
Молодцы.

Вывод: итак, произведение Аксакова “Аленький
цветочек” является волшебной сказкой.

Станция 2

Нам нужно отправляться дальше. Берем в руки
штурвал, поворачиваем его и оказываемся на
следующем острове, который называется “Главные
герои
”. Назовите мне героев сказки? Молодцы, а
из-за кого произошла вся эта история?

Давайте разделимся на три группы. 1 ряд первая
группа характеризует старшую дочь. 2 ряд вторая
группа характеризует среднюю дочь. 3 ряд третья
группа характеризует младшую дочь.

На экране вы можете увидеть характеристику
сестер. Выберете нужную для каждой сестры.

Старшая – горделивая, завистливая. Она просит
для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны
за морской. (Зачитывает текст)

Средняя – самолюбивая, хотела быть всех
краше. (Зачитывает текст)

Младшая дочь добрая, ласковая, приветливая,
любящая. (Зачитывает отрывки)

Поднимите руку те, кто хочет быть похожим на
старшую сестру, среднюю, младшую сестру. Почему?

Разговоры разговорами, а нам надо плыть дальше.
Берем штурвал и двигаемся.

Станция 3

Следующий наш остров “Иллюстраторы”. Что
помогает нам лучше представить содержание
сказки? (Картины и иллюстрации.)

— Многие известные художники любили
иллюстрировать сказки. Это Билибин, Дехтярев,
Лебедев, Конашевич.

Многие художники  иллюстрировали сказку
С.Т.Аксакова “Аленький цветочек”.

Это Людмила Трощенкова. Книга выполнена в виде
шкатулки. Художник А. Азелин иллюстрировал книгу.
Очень ярко и красочно иллюстрировала книгу
Любовь Иванова. У художника Н.Деткова рисунки
черно-белые, но очень выразительные, также
рисунки черно-белые в книге художницы
М.Успенской. Интересны иллюстрации в книге
художника А.Олина.

Посмотрите на доску, вы видите иллюстрации. Что
здесь не так? (Нарушена последовательность).
Восстановите последовательность. Молодцы.

— Вы тоже нарисовали иллюстрации к сказке,
приобщились к ней непосредственно, стали
участниками в ее жизни. Давайте посмотрим, что вы
нарисовали. Прочитайте этот эпизод. Молодцы.

Правильно, а как вы думаете, если показать
много, много картинок быстро, быстр, что
получится. Давайте посмотрим эпизод из
мультфильма “Аленький цветочек”.

Сделаем вывод. Зачем нужны иллюстрации в
сказке? (Чтобы более ярко и выразительно
представить сказку) Молодцы.

Физминутка.

Ну что поплыли дальше. А пока плывем, мы
немножко отдохнем. Скажите, что помогло
Настеньке и ее отцу перемещаться. (Кольцо и
волшебные слова)

Вот и мы с вами будем передавать друг другу
кольцо, и называть волшебные слова….. молодцы

Станция 4

Отправляемся дальше. Беремся за наш волшебный
штурвал и плывем дальше. Как вы думаете, как можно
еще показать сказку? Правильно. Вот мы и
оказались на острове “Театр”.

Какой момент сказки самый волнующий? (Когда
происходит превращение чудища в доброго молодца)
Давайте посмотрим, как это произошло. (Звучит
музыка. Дети инсценируют отрывок.)

Настя:

Батюшка пора проститься. Так тревожно на душе.
Боже солнышко садится. Кто желает горя мне?
Ах, за что за что сестрицы? Чем обидела я вас!
Не успеваю возвратиться приближается закат!

Леший: Пять минуточек осталось. Ей вернуться
не успеть. Ха-ха-ха, ура-ура. Мы натворим тут свои
дела.

Баба Яга: Скоро всем дворцом и садом станем мы
одни владеть. И тогда мы будем танцевать и петь.

Настя:

Где ты мой друг сердечный? Разве встречи ты не
рад.
За минуточку вернулась: не погас еще закат.
Ты открой скорей глаза!

Молодец:

Не пугайся, Настенька, это, я твой друг.
Черной злобой, нечестью много лет назад.
Превращен я в чудище, заколдован сад.
От заклятья ты меня спасла

К чудищу ужасному так была добра.
Верною, любовью победило зло.
Наконец-то счастье в этот дом пришло!

Вывод. Постановка отличается от текста
написанного автором. Это сделано для того что бы
зрителям лучше воспринимался текст. Чтобы
показать сказку на сцене нужно уметь красиво
говорить.

Станция 5

Поплыли дальше. Берем свой штурвал, крутим и
приближаемся к следующему острову “Эрудит”.
А сейчас я хочу вас проверить, какими вы были
внимательными. Я буду задавать вопросы, а вы
постарайтесь быстро на них отвечать.

Молодцы. Я вижу, вы все хорошо знаете сказку
Аленький цветочек.

Отправляемся, а следующий остров. Скажите,
пожалуйста, что помогло чудищу, превратится в
прекрасного принца? (Доброта Настеньки и
аленький цветочек) Почему?

Станция 6

Вот и приближаемся мы к последнему острову,
который так и называется – “Остров добра”.
Давайте на минуту представим, что было бы, если
исчезло добро. (Ответы детей)

Что надо делать, чтобы это не допустить этого?
(Говорить по чаще добрые слова друг другу.)

Молодцы. А сейчас вы напишите добрые слова друг,
другу, и составите свой цветок добра. (Дети пишут
на лепестках пожелания и прикрепляют к доске).
Вот какой красивый цветок у нас получился.

Итог урока.

Так давайте с вами подведем итог.

Что за сказку мы изучали? Чему она нас учит?
Молодцы.

Рефлексия.

Проанализируйте себя на уроке?

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я бы хотел…
  • Новые знания мне пригодятся…

Оценки на уроке.

Домашнее задание.

Внеурочное мероприятие для начальной школы
«Живая книга»

Автор: Попко Оксана Аркадьевна

Организация: МБОУ «Школа № 24»

Населенный пункт: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону

Оглавление:

1. Актуальность мероприятия.

2. Направление.

3. Цель, задачи.

4. Внеклассные мероприятия.

5. Сценарий.

Актуальность.

Сегодня многие родители жалуются на то, что их дети перестали читать книги. Переключение на компьютеры и сотовые телефоны

привело к возникновению негативного отношения к художественной литературе. Падает культура чтения. Это выражается в скудности духовного мира школьника, поэтому библиотекарь обязан стать проводником ребёнка в мир книг. Он должен увлечь его чтением, предлагая провести урок как занятие- спектакль, литературную игру или путешествие по страницам книг.

— Когда читаешь, умей замирать от счастья, писал писатель В. Бахревский в предисловии к книге Г. Циферова « Медвежий час». Это его пожелание юным читателям, которые любят сказки. Однако я думаю, что высказывание можно отнести к любой книге. Путешествуя по книжным страницам, школьник включает своё воображение, начинает представлять себя на месте книжного героя, анализировать его поступки и проигрывать ситуации, в которых он оказывается. Проявить свои способности ученик может на внеклассном мероприятии под названием «Живая книга». Данный урок-игра направлен на расширение литературного кругозора учеников начальных классов. Работа в рамках мероприятия «Живая книга» способствует более глубокому изучению предмета «Литературное чтение».

Направление.

1. Познавательное: расширение литературного кругозора учеников.

2. Развивающее: пополнение словарного запаса ребёнка путём пробуждения его интереса к чтению. Развитие культуры речи и логического мышления путём работы в театральной группе.

3. Коммуникативное: общение со сверстниками через творческую деятельность в процессе подготовки к выступлению. Умение поделиться прочитанным с окружающими и выразить свою точку зрения по отношению к литературному герою.

Цель.

Содействие стремлению ребёнка к чтению и развитию его творческих способностей.

Задачи:

Проведение мероприятий под названием «Живая книга» должны помочь решить следующие задачи:

1. Эмоциональную.

2. Творческую.

3. Литературную.

4. Интеллектуальную.

Так как чтение внеурочной литературы для ребёнка- это и труд, и творчество, и удовольствие.

Категория участников: учащиеся 2-х, 3-х и 4-х классов.

Внеклассные мероприятия:

« Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в любимой книге-

Для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, привязанности».

(В.А. Сухомлинский).

«Живая книга» разработана мною как дополнительная программа к уроку «Литературное чтение». Два- три раза в четверть учащиеся 2-х, 3-х и 4-х классов участвуют в мероприятии, где им предоставляется возможность проявить свои творческие способности. Ученики на внеурочном занятии знакомятся с литературными произведениями, не вошедшими в школьный учебник. После знакомства с героями произведения они инсценируют прочитанное.

Сказки Тихого Дона. «Доброе сердце дороже красоты».

Выступают в роли ведущих и актёров.

Сами готовят костюмы и играют роли авторов любимых произведений.

Страницы « Живой книги» надолго остаются в памяти ребят и они приходят в школьную библиотеку, чтобы прочитать другие произведения писателей, чьи сказки и рассказы были, уже инсценировали. «Живая книга» с удовольствием раскрывает свои страницы и для учеников 1-х классов. Обычно такие встречи проводят ребята из 3-4-х классов. Первоклассники с удовольствием смотрят предложенные спектакли и сами мечтают принять в них участие.

В. Драгунский «Фантазёры.»

Вот и после осенних каникул ребят ждал сюрприз. Ученики 4-го класса подготовили путешествие в сказку С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

В этом году писателю исполнилось 230 лет, и мероприятие было приурочено к этой дате. Сам Аксаков писал о своей сказке следующие строки: « Сказку я слыхивал не один десяток раз, потому что она мне очень нравилась. Прошло много времени, и я забыл свой рассказ; но теперь восстанавливая давно прошедшее в моей памяти, я наткнулся на груду обломков этой сказки; много слов и выражений ожило для меня, и я попытался её вспомнить ………..»

Ведущий:

Дорогие друзья, сегодня мы с вами вместе отправимся в сказку «Аленький цветочек», а после постараемся ответить на вопросы маленького Серёжи Аксакова. Готовы?

(ответ детей – да!)

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК.

Звучит муз. Выходит купец. Держит в руках сказку «Аленький цветочек».

1. Купец: (Открывает и читает)

— Давным-давно жил – был богатый купец, именитый человек.

— Стоп! Так это ж про меня сказочка писана! Зачем читать, коли сам всё рассказать могу.

(закрывает книгу). Начинает рассказ.

— Много всякого товара заморского у меня есть, злата, серебра не меряно, но самое большое богатство- это 3 мои дочери милые, красавицы писаные, а меньшая дочь- Настенька самая любимая.

1. Старшая сестра: (выходит в руках держит кокошник и бусы)

— Ох, батюшка родимый, посмотри, скажи, что лучше надеть кокошник с каменьями самоцветными али бусы работы тонкой басурманской?

2. Купец: (вздыхает)

— А по мне, ты Любавушка, краса ненаглядная и без этих украшеньев заморских!

2. Старшая сестра: (машет рукой)

— Ну, вы, батюшка, тоже скажете. Украшеньица эти я пуще всего люблю! (уходит)

1. Средняя сестра: (выходит, держит в руках зеркало)

— А посмотри-ка, батюшка родименький, что я на ярмарке сегодня купила. (Вертит зеркало). Стекло венецианское, торговка сказала. (Протягивает зеркало купцу). Погляди, как свет в нём отражается, как румянец мой яркий в стекле играет!

3. Купец: (со вздохом)

— Да ты и так у меня красавица, Ладушка, что зря перед зеркалом вертеться!

2. Средняя сестра: (прячет зеркало за спину, с обидой в голосе говорит)

— Ну, вы и скажете, батюшка, как же у зеркала мне не вертеться? Коли красу я свою в нём вижу. Эх, (машет рукой) ничегошеньки вы не понимаете! (поворачивается спиной и уходит)

1. Младшая дочь: (входит, говорит ласково)

— Вот вы где, батюшка родименький, идите обедать. Я давно вас кличу. Скатёрочку вашу любименькую с цветами диковинными на стол постелила.

4. Купец:

— Спасибо тебе, Настенька, только не до обеда мне. Завтра еду я в тридесятое государство, за море синее, товары везу разные. Кликни сестриц своих, речь держать буду.

2. Младшая дочь: (громко)

— Сестрицы, родненькие, идите скорей сюда! Батюшка вас кличет!

( ПРИХОДЯТ СЁСТРЫ)

5. Купец: (прохаживается взад- вперёд).

— Дочери мои милые, дочери хорошие. Еду я торговать за тридевять земель. Много ли мало ли проезжу – не ведаю. Наказываю вам жить без меня честно и смирно, а я привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите.

3. Старшая дочь: (кланяется купцу)

— Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне ни жемчуга, ни мехов, а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от них такой свет как от солнца красного.

3. Средняя дочь: (кланяется отцу)

— Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов соболя сибирского, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного, цельного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную, и, смотрясь в него, я не старилась!

3. Младшая дочь: (кланяется отцу)

— Государь ты мой батюшка! Не вози ты мне ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, краше которого не было бы на белом свете!

6. Купец: (чешет затылок)

— Ну, задала ты мне работу Настенька! (машет рукой). Аленький цветочек мудрено найти. Буду стараться, а ежели что не так, не взыщи! (уходит)

4. Старшая и средняя сёстры: (смеются)

такого нет нигде! Не найдёт его батюшка! (хихикают, уходят)

4. Младшая сестра: (задумчиво) — А я сердцем чувствую, что есть где-то цветочек аленький! Только где же?……..

Все выходят на поклон.

Ведущий:

Серёжа в детстве был мальчиком любознательным, когда Палагея рассказала ему сказку, то он вместо того, чтобы спать стал задавать ключнице разные вопросы. Мать обнаружив, что малыш не спит, выслала сказительницу из детской спальни и сказание сказок надолго прекратилось. Сейчас, ребята, вы постараетесь ответить на вопросы Сережи, и мы посмотрим, как же хорошо вы запомнили прочитанную сказку.

Выполняется задание: « Вас спросил Серёжа?» (вопросы задают купец и средняя дочь Лада)

1 вопрос.

— Как называл перед отъездом честной купец своих дочерей?

1.Плохие.

2. Добрые.

3. Милые.

4. Вредные.

( отв.: Милые)

2 вопрос.

— Сколько дней на раздумье для заказа подарков дал отец своим дочерям?

1. 1день.

2. 3 дня.

3. 5 дней.

4. 7 дней.

(отв. 3 дня.)

3 вопрос.

— Что просила привезти средняя дочь?

1. Золотой венец.

2. Шкатулку.

3. Парчи на платье.

4. Зеркало.

(отв. Зеркало. Показ отрывка из мультфильма «Аленький цветочек».)

4 вопрос.

— Что попросил у купца чудо морское зверь лесной в обмен на аленький цветочек?

1. Одного из слуг купца.

2. Одну из дочерей купца.

3. Одну из лошадей купца.

4. Всю казну купца.

( отв. Одну из дочерей купца).

5 вопрос.

— Как отреагировала младшая дочь на отцовский подарок?

1. Возрыдала.

2. Заголосила.

3. Ударилась в слёзы.

4. Залилась слезами.

(отв. Залилась слезами).

6 вопрос.

— Как Аксаков описывает голос чудища?

1. Дикий и зычный.

2. Дикий и гулкий.

3. Дикий и громкий.

4. Дикий и звонкий.

( отв. Дикий и зычный).

7 вопрос.

— Почему живя, во дворце, купеческая дочь запечалилась? Что ей приснилось?

1. Батюшка упал с лошади.

2.Батюшка потерпел кораблекрушение.

3.Батюшка нездоров.

4. Батюшка женился. (Отв. Батюшка нездоров).

8 вопрос.

— Почему чудовище не встречало купеческую дочь, когда та возвратилась во дворец?

1. Уехало к друзьям.

2. Забыло о дочери купеческой.

3.Гуляло по берегу озера.

4. Лежало мёртвое.

(отв. Лежало мёртвое. Показ отрывка из мультфильма «Аленький цветочек»).

Ведущий:

Молодцы, ребята, сразу видно, что сказку все читали. Однако чтобы книга была красочной, над её созданием ещё трудится художник иллюстратор. Сегодня вы тоже побудите художниками и попробуете проиллюстрировать сказку, а помогут вам старшая дочь купеческая Любава и младшая Настя.

(Девочки раздают заготовки рисунков, и ребята их раскрашивают. Старшие помогают младшим рисовать)

Ведущий:

Ребята, наша сегодняшняя встреча подошла к концу. Я не прощаюсь с вами, а говорю: « До новой прочитанной книги и до новых оживших страниц! Спасибо за внимание!»

Заключение:

Читая книги и разглядывая яркие иллюстрации, ученик получает импульс к творчеству, а школьный библиотекарь должен постараться, чтобы детское чтение дало хорошие всходы и стало для школьников нормой жизни.

Список литературы.

1. Школа творческого чтения. Тихомирова И. (https://litresp.ru/chitat/ru/Т/tihomirova-i/shkola-tvorcheskogo-chteniya)

2. В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям (https://little.com.ua/media/files/1460702288-526.pdf)

3. От продвижения чтения — к качеству чтения. И.И. Тихомирова. https://nukadeti.ru/skazki/aksakov_alenkij_cvetochektps://little.com.ua/media/files/1460702288-526.pdf

4. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». https://nukadeti.ru/skazki/aksakov_alenkij_cvetochek

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,9 МБ

Опубликовано: 12.12.2021

  • Игра путешествие по сказкам пушкина
  • Игра путешествие по сказкам в гости к сказочным героям
  • Игра путешествие по сказкам 1 класс
  • Игра путешествие в мире сказок
  • Игра про сказки и волка