Игра в горелки как пишется правильно

Наступило время, когда большинство детей проводит всё своё свободное время на улице. Как они распоряжаются своим временем? Играют ли в подвижные игры? Используют ли наши подсказки для проведения досуга?

Горелки

Давайте вспомним сегодня о замечательной подвижной старинной древнерусской игре, имеющей разнообразные названия: «Горелки», «Разлуки», «Разгары», «Огарыши, «Гори-дуб», «Гори-пень». Анализ исторических и лингвистических данных свидетельствует о том, что название игры созвучно со словом «гореть». По данным разных русских историков прошлого века, игра «Горелки» напрямую связана с обычаями славян-язычников. В «Горелки» играли ежегодно. И связана игра была или с приходом весны, «когда славилась богиня Лада», или с празднованием дня Ярилы или Ивана Купалы, когда отмечают день летнего солнцестояния. «Горелки» — игра праздничная, которую заводили при скоплении большого количества людей. Первоначально игра не являлась детской забавой, поскольку в неё играли незамужние девушки и холостяки. Водящим становился исключительно юноша и по правилам ловил он только девушку. Таким образом, благодаря игре можно было знакомиться, общаться, выбирать невесту. Название пошло от дополняющей игру песни: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

А в настоящее время игра «Горелки» — для людей всех возрастов, но в первую очередь, именно детская. Поменялись с давних времён и правила забавы.

image024.jpg

Правила игры

Игра проводится на открытом месте: на лужайке, поляне, широкой улице перед домом, просторном дворе. Игроки становятся парами друг за другом. На расстоянии двух шагов спиной к игрокам, впереди всех, располагается водящий «горельщик» или «горелка». Игроки нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
— Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!

Как только слова завершаются, последняя пара игроков обегает колонну с двух сторон. Водящий, не имея права оборачиваться, пытается осалить любого из бегущих. В том случае, если игрокам последней пары удалось взять друг друга за руки до того, как их осалили, они становятся впереди первой пары, «горельщик» продолжает водить. Но если водящий осалит любого бегущего из пары ранее, чем они возьмутся за руки, тогда право водить переходит к осаленному игроку. А «горельщик» встаёт впереди колонны вместе с игроком, лишившимся пары.

«Горелки» в искусстве

Играют в эту игру вместе с пением соответствующей песни в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» («Хор детей, нянек и прочих»).

Игру в горелки мы встречаем в сказке и одноимённом советском мультфильме «Двенадцать месяцев». Там заяц говорит белкам: «Белки, а белки, давайте играть в горелки!», после чего косоухий старается догнать убегающую пару белок.

Песню «Гори, гори ясно!» мы слышим и в советском мультфильме «Гуси-лебеди» 1949 года. Эту песню поют девочки, а вслед за ними и Маша.

Виды горелок

Виды горелок

Двойные горелки. Играющие выстраиваются в четыре колонны. «Горит» одна пара. На счёт «три» последняя четвёрка разбегается парами (при этом руки в парах разъединять нельзя) и пытается соединиться впереди водящей пары. Если любой из водящих поймал какую-нибудь пару, то она присоединяется к «горящим», тогда они вчетвером образуют первый ряд.

Шведские горелки или «Последняя пара – вперёд!» Играет всегда нечётное количество игроков. Тот, кто остался один, — водящий. Игроки делятся на пары и встают друг за другом в колонну. Водящий находится перед колонной спиной к игрокам. Он кричит: «Последняя пара – вперёд!» Последняя пара колонны бежит вперёд, один игрок обегает колонну с одной стороны, второй с другой. Ведущий не может оглядываться и поворачивать голову, он видит игроков лишь тогда, когда они оказываются перед ним. Задача игроков – встать вперёд водящего и взяться за руки. Задача водящего – схватить одного из игроков за руку быстрее, чем это сделает его напарник. Если «горельщику» это удаётся, то пойманный игрок становится ведущим, а бывший ведущий образует пару с оставшимся игроком. Они становятся в ряд первой парой, и игра начинается сызнова.

Вариант шведских горелок. Игроки встают парами, но при этом не держатся за руки, а как бы образуют «коридор». Каждая пара имеет свой порядковый номер. У «горелки» в руках две палочки, он отходит от первой пары вперёд на расстояние примерно десять шагов. Игра начинается, когда «горелка» называет номер пары. Тогда вызванные игроки бегут к нему между шеренгами и, выхватив у водящего по палочке, обегают стоящие пары с внешней стороны, возвращая палочки «горелке». Очко зарабатывает та шеренга, чей игрок вернул палочку первым. В конце игры баллы подсчитываются и объявляется команда-победительница.


Дарья Славина, мама, г. Петрозаводск

Перейти к контенту

Активная игра «Горелки» подходит для мероприятий в детских садах и школах, «дней здоровья», спортивных праздников, массовых гуляний и корпоративов.

Развлечение развивает:

  1. скорость
  2. координацию
  3. внимательность
  4. способствует сплочению коллектива

Краткая история

Горелки изначально были не детской игрой. В нее играли холостые парни и незамужние девушки, причем ведущий всегда был парень и он мог ловить только девушек. Это был один из способов познакомиться или выбрать невесту.

Возникновение этой игры связывают с языческими праздниками и обрядами: встречей весны, “когда славилась богиня Лада, покровительница браков и чадородия, когда самая природа вступает в свой благодатный союз с богом – громовником и земля принимается за свой род”, или с праздником Ярилы или Ивана Купалы – днём летнего солнцестояния.

В “горелки” часто играли на праздниках или когда просто собиралось много народу. Со временем эта игра стала только для детей, что и сохранилось к настоящему времени.

Ход игры

  • Собирается нечетное количество участников, оптимально 7-13 человек. Чем больше детей, тем веселее.
  • Все хором произносят любую считалочку, на ком произносится последнее слово – тот и водящий – «Горелка»(в старину слово водить еще называли словом маяться).
  • Остальные образуют пары и берутся за руки. В давние времена, когда в игре участвовала молодежь, парень вставал в пару с девушкой. Сейчас это правило не соблюдается.
  • Пары встают друг за другом в ряд-колонну. «Горелка» отворачивается от остальных детей. Теперь нужно прочертить линию. Она должна располагаться через 5-10 метров от ведущего. Чем меньше возраст играющих детей, тем короче расстояние от ведущего-«горелки» до проведенной черты.
  • Все участники, взявшись попарно за руки,дружно поют песню:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не угасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звёзды горят,

Журавли кричат.

Раз, два, не проворонь,

А беги, как огонь!».

  • Последняя строчка песенки – сигнал к активному действию детей из крайней пары. Они разъединяют руки и стремительно бегут к заветной черте.
  • Ведущий должен поймать за руку одного из пары.
  • Если это ему удается, он встает в пару с тем, кого не догнал.
  • Пойманный ребенок становится «горелкой».
  • Если догнать никого не удалось, то ведущий не меняется. Пара «сбежавших» игроков объединяется за чертой, затем встает в начало общей колонны.
  • Если «горелка» не быстр и не ловок, он долго остается в роли ведущего, а остальные его подбадривают. Но целесообразно будет, если водящего поменять через три не пойманные пары, вновь рассчитавшись по считалке.

В «горелку» дети могут играть достаточно долго. Коллективная игра – это не только весело и забавно, но поучительно. Такие игры приносят огромную пользу как здоровью детей, так и их эмоциональному настрою.

Основные правила

Количество игроков Возраст игроков

Место проведения

Нечетное число участников – от 5 и более

От 5 лет и старше

В свободном помещении или на свежем воздухе. Подходящими пространствами будут актовый зал, школьный двор, спортивная площадка, широкая улица, поляна, пустырь.

Дополнительное оборудование не требуется.

Виды горелок

Двойные горелки.

  • Играющие выстраиваются в четыре колонны. «Горит» одна пара.
  • На счёт «три» последняя четвёрка разбегается парами (при этом руки в парах разъединять нельзя) и пытается соединиться впереди водящей пары.
  • Если любой из водящих поймал какую-нибудь пару, то она присоединяется к «горящим», тогда они вчетвером образуют первый ряд.

Шведские горелки или «Последняя пара – вперёд!»

  • Играет всегда нечётное количество игроков. Тот, кто остался один, – водящий.
  • Игроки делятся на пары и встают друг за другом в колонну.
  • Водящий находится перед колонной спиной к игрокам. Он кричит: «Последняя пара – вперёд!» Последняя пара колонны бежит вперёд, один игрок обегает колонну с одной стороны, второй с другой.
  • Ведущий не может оглядываться и поворачивать голову, он видит игроков лишь тогда, когда они оказываются перед ним. Задача игроков – встать вперёд водящего и взяться за руки.
  • Задача водящего – схватить одного из игроков за руку быстрее, чем это сделает его напарник.
  • Если «горельщику» это удаётся, то пойманный игрок становится ведущим, а бывший ведущий образует пару с оставшимся игроком.
  • Они становятся в ряд первой парой, и игра начинается сызнова.

Вариант шведских горелок.

  • Игроки встают парами, но при этом не держатся за руки, а как бы образуют «коридор». Каждая пара имеет свой порядковый номер.
  • У «горелки» в руках две палочки, он отходит от первой пары вперёд на расстояние примерно десять шагов. Игра начинается, когда «горелка» называет номер пары.
  • Тогда вызванные игроки бегут к нему между шеренгами и, выхватив у водящего по палочке, обегают стоящие пары с внешней стороны, возвращая палочки «горелке».
  • Очко зарабатывает та шеренга, чей игрок вернул палочку первым.
  • В конце игры баллы подсчитываются и объявляется команда-победительница.

Источники:

  • https://inteltoys.ru/articles/cat4/article702.html
  • https://HomeOfGames.ru/game/gorelki
  • https://www.maam.ru/detskijsad/ruskaja-narodnaja-igra-gorelki.html

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Активная игра

От 7 лет

 От 5 игроков

 Не регламентировано

Краткая история

Горелки изначально были не детской игрой. В нее играли холостые парни и незамужние девушки, причем ведущий всегда был парень и он мог ловить только девушек. Это был один из способов познакомиться или выбрать невесту.

Возникновение этой игры связывают с языческими праздниками и обрядами: встречей весны, “когда славилась богиня Лада, покровительница браков и чадородия, когда самая природа вступает в свой благодатный союз с богом – громовником и земля принимается за свой род”, или с праздником Ярилы или Ивана Купалы – днём летнего солнцестояния. В “горелки” часто играли на праздниках или когда просто собиралось много народу. Со временем эта игра стала только для детей, что и сохранилось к настоящему времени.

Описание

Горелки – подвижная старинная славянская игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочередно парами. Горелки начинались с наступлением весны. Название произошло от сопровождающей игру песни: “Гори, гори ясно, чтобы не погасло”.

Слово горелки восходит к глаголу “гореть”, причем изначально, видимо, в значении “любить, страдать от любви”, характерном для народной поэзии: “Не огонь горит, не смола кипит, а горит-кипит ретиво сердце по красной девице…”.

В разных областях встречаются иные названия горелок: разлуки, разгары, огарыши, огорелыш, опрел, гори-дуб и гори-пень.

Правила

Для игры выбирается открытое место – лужайка, поляна, широкая улица перед домом, просторный двор.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий – горельщик (горелка).

Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

– Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Или:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо — птички летят,
Колокольчики звенят,
Гляди — не воронь, беги, как огонь!

После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик не оборачиваясь старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.

Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Условия:

  • Горельщик догоняет убегающих игроков, только когда они пробегут мимо него. Он не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае приготовившаяся бежать пара может поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом.
  • Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово.
  • Горельщик может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.
  • Метрах в пятнадцати-двадцати впереди горельщика заранее отмечается место, до которого бегущая пара не должна снова соединять руки.
  • Играющие могут договориться, что горельщик должен гнаться не за любым из бегущих, а обязательно за парнем и, догнав его, может встать в пару с девушкой, пойманный же идёт “гореть” – либо наоборот.

     Подвижная игра «Горелки».

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям.Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой — слева, стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

Подвижная игра «Ловишки» (с ленточками)

Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Ход игры:

Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка.По сигналу воспитателя«Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку.По сигналу«Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.

2 вариант

Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.

Подвижная игра «Мороз – красный нос»

Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

Ход игры:

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос,он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

2 вариант.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям,они произносят:

Мы два брата молодые, Я Мороз-Синий нос.

Два мороза удалые, Кто из вас решится

Я Мороз-Красный нос, В путь-дороженьку пуститься?

После ответа:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.

Подвижная игра «Коршун и наседка»

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Ход игры:

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант.

Если детей много можно играть двумя группами.

Подвижная игра «Краски»

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей.Покупатель стучит:

-Тук! Тук!

-Кто там?

-Покупатель.

-Зачем пришёл?

— За краской.

-За какой?

-За голубой.

Если голубой краски нет,хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание,например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант:

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

Подвижная игра «Быстро возьми»

Цель: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки, которых должно быть на один меньше. На следующий сигнал6 «Быстро возьми!» — каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется

2 вариант:

Дети выполняют танцевальные движения, разные виды бега и ходьбы. Предметов может быть меньше на 3-4.

Подвижная игра «Чья колонна скорее построится?»

Цель: учить детей двигаться по площадке в разных направлениях, по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами находящимися в руках. Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.

Ход игры:

Дети распределяются на три группы с одинаковым числом игроков. Каждая подгруппа выбирает определённый предмет, например шишку или камешек и т. д. все дети одной группы имеют один и тот же предмет. В разных концах площадки выбирают места для этих подгрупп – пенёк, куст, дощечка, которые обозначаются таким же предметом. Под удары бубна все ходят или бегают в разных направлениях. По сигналу «На места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну.

2 вариант:

Воспитатель даёт сигнал«Стой!». Дети останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это время меняет места предметов, затем подаёт сигнал «На места!». Дети открывают глаза, бегут к своим предметам и строятся.

Подвижная группа «Совушка»

Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

Ход игры:

Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.

2 вариант:

Выбирается две совы. Принимать интересные позы.

Подвижная группа «Пятнашки»

Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки.После сигнала«Лови!» — все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и осалить. Тот кого осалил водящий отходит в сторону. После 2-3 повторений Ловишка меняется.

2 вариант:

Нельзя пятнать того кто успел встать на одну ногу.

Подвижная игра «Бег шеренгами»

Цель:учить детей ходить шеренгой с разными положениями рук: на плечах, сцепленные впереди, убегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, согласованно, ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

Команды выстраиваются шеренгами (на расстоянии 15-20шагов, можно дать им названия «Ракета» и «Спутник». По сигналу дети одной из команд, взявшись за руки идут вперёд, стараясь соблюдать равнение. Когда до другой шеренги участники которой сидят на земле, остаётся 2-3 шага, воспитатель даёт команду«Беги!». Дети первой шеренги расцепляют руки и бегут в свой дом, а ребята второй шеренги стараются их осалить. При повторе команды меняются ролями

2 вариант:

Каждый раз дети обеих команд должны принимать определённое исходное положение,например: те, кто наступает, могут брать друг друга под руги, класть руки на плечи, сцеплять их впереди; те, кто ожидает приближения соперников, могут стоять спиной или боком к ним.

Подвижная игра «Догони соперника»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую быстро, чтобы не осалили другие дети. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Две шеренги детей располагаются перед стартовыми линиями на расстоянии 5 шагов одна от другой, в 15-20 шагах от стартовой линии очерчивается дом.По сигналу все одновременно начинают бег: дети, находящиеся сзади стараются осалить бегущих впереди. После подсчёта осаленных дети меняются ролями. При повторе шеренги меняются местами.

2 вариант:

Дети убегают разными видами бега.

Подвижная игра «Перемена мест»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую шеренгой, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение строится в шеренгу ровно, действовать согласованно, по сигналу. Закреплять боковой галоп, бег с прямыми ногами.

Ход игры:

Две команды по 8-10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки за линиями городов (дистанция 10-12м, и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу бегут навстречу друг к другу, стараясь как можно быстрее оказаться за чертой противоположного города, затем поворачиваются лицом к центру площадки и строятся в шеренгу. Побеждает команда сделавшая это быстрее.

2 вариант:

Перебегать боковым галопом, с прямыми ногами.

Подвижная игра «Собери флажки»

Цель: учить детей перебрасывать с одной стороны площадки на другую, стараясь быстро поднять флажок, держать флажки крепко, стараясь не уронить. Развивать у детей ловкость, быстроту движений, координацию, внимание.

Ход игры:

На поле, площадке расставлены флажки через каждые 8-10м. в первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем играющих, во втором ряду ещё на 2 меньше. Таким образом, если играют 10 детей то флажков должно быть в каждом ряду 8, 6, 4, 2, 1. по сигналу дети бегут, каждый старается завладеть флажком в первом ряду. Двое, не успевших это сделать, выбывают из игры. После второго этапа остаётся шесть участников, затем 4 и наконец двое сильнейших. Ребенок, овладевший последним флажком, становится победителем.

Усложнение: до флажков добраться прыжками с продвижением вперёд на двух ногах.

Подвижная игра «Будь внимателен»

Цель: учить детей быстро бегать за предметами, слушая команду, какой из предметов нужно принести. Развивать внимание, ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

На одной стороне площадки 5-6 играющих, на противоположной (дистанция 8-10м) напротив каждого лежат три предмета (кубик, погремушка, флажок) на сигнал «Беги!» дети устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трёх предметов нужно взять, например кубик. Дети берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию, выигрывает тот, кто первым принёс предмет, если взят не тот предмет, нужно вернуться и заменить его.

2 вариант:

Детям сразу сказать, какой предмет принести. Прибежать взять предмет и поднять его вверх.

Подвижная игра «Салки – не попади в болото»

Цель: учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры:

На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород). Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить.

Осаленный ловишкой выходит из игры.

2 вариант:

Ловишка стоит в центре круга начерченного на земле или выложенного из шнура. Дети забегают в круг и выбегают из круга, а Ловишка пытается осалить того, кто не успевает выбежать из круга.

Подвижная игра «Жмурки»

Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.

Ход игры:

Выбирается водящий – жмурка. Он встаёт в середину комнаты, ему завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем все дети разбегаются по комнате, а Ловишка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности для жмурки дети должны предупредить словом «Огонь!». Поймав кого-нибудь жмурка передаёт свою роль пойманному.

2 вариант:

Если игра проходит на улице, то очерчивается граница, за которую играющие не имеют права забегать. Переступивший условленную границу считается сгоревшим и обязан заменить жмурку.

Подвижная игра «Салки со скакалкой»

Цель: учить детей бегать парами, тройками по площадке, держась за скакалку, стараясь осалить детей, бегающих врассыпную. Развивать умение действовать согласованно в парах, тройках, координацию движений, ловкость.

Ход игры:

Двое детей берут за концы обычную короткую скакалку, бегут по площадке, стараясь свободной рукой осалить остальных детей, убегающих от них. Первый пойманный становится между водящими, берётся одной рукой за середину скакалки и включается в ловлю. Чтобы тройка водящих освободилась от своих обязанностей, надо каждому из них поймать по одному игроку.

Усложнение: в игру включить 2 пары ловишек.

Подвижная игра «Перемени предмет»

Цель: учить детей быстро перебегать на противоположную сторону площадки, брать предмет и предавать своему товарищу. развивать умение действовать в команде, соблюдать правила, ловкость, общую выносливость. Воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов.

Ход игры:

На одной стороне площадки за линией становятся играющие, образуя 4-5 колонн. На противоположной стороне площадки напротив каждой колонны очерчены круги диаметром 60-80см. каждый первый в колонне держит в руках мешочек с песком, кубик или другой предмет. В центр каждого кружка кладётся такой же предмет. По сигналу игроки бегут к кружкам, кладут предмет и берут другой, затем возвращаются бегом на своё место и поднимают принесённый предмет над головой. Тот кто сделал это первым считается выигравшим. Прибежавшие передают предметы стоящим сзади них, а сами бегут в конец колонны. Когда все выполнят задание, отмечается колонна, набравшая большее количество выигрышей.

Усложнение: бежать за предметом змейкой между кеглями, не уронив кегли.

Подвижная игра «Догони свою пару»

Цель: учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости.

Ход игры:

Дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади – отступя 2-3 шага. По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями.

2 вариант

Запятнать свою пару мячом.

Подвижная игра «Второй лишний»

Цель: учить детей быстро бегать по кругу, становясь впереди ребёнка. Развивать внимание, реакцию. Воспитывать интерес к подвижным играм.

Ход игры.

Дети становятся по кругу, расстояние между ними должно быть не менее 1-2 шагов. За кругом находится двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди какого-то ребёнка. Если он вбежал в круг и встать пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребёнок, который оказался вторым. Если Ловишка успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.

Бегать только вне круга, не пересекать его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру.

2 вариант:

Можно по кругу встать парами, тогда игра будет называться «Третий лишний».

Подвижная игра «Простые ловишки»

Цель: учить детей бегать врассыпную, увёртываясь от ловишки. Развивать быстроту движений, реакцию, умение действовать по сигналу.

Ход игры:

Дети находятся на площадке, Ловишка стоит на середине площадки. По сигналу – раз, два, три – лови1 – все дети разбегаются по площадке, увёртываясь от ловишки. Тот, кого Ловишка запятнал, отходит в сторону.

2 вариант:

Ловишка не может ловить того, кто успел присесть.

3 вариант:

Нельзя ловить того, кто успел остановиться и встать на одну ногу.

4 вариант:

Ловишка должен осалить убегающих мячом.

5 вариант:

Нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет.

Подвижная игра «Веревочка»

Цель: учить детей быстро бегать, стараясь дёрнуть за верёвку. Развивать быстроту, ловкость.

Ход игры:

На пол кладут верёвочку, длиной 1м. на расстоянии 5-6 м от её концов ставят флажки. Двое детей встают у концов верёвки лицом к своим флажкам.По сигналу«Раз, два, три, беги», дети бегут каждый к своему флажку обегают его возвращаются и дергают за конец верёвки. Побеждает тот, кому это удалось сделать первым.

2 вариант:

Под двумя стульчиками, стоящими спинками друг к другу кладётся скакалка, дети сидят на стульях пока звучит музыка дети бегают вокруг стульев, как только музыка остановится дети должны сесть на свой стул и схватить за конец скакалки тот кто сделал первый победил.

Подвижная игра «Эстафета парами»

Цель: учить детей бегать в парах, держась за руки стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников. Развивать выносливость, ловкость.

Ход игры:

Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне ориентиры. По сигналу первые пары, взявшись за руки, бегут до ориентиров, обегают их и возвращаются в конец колонны. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и не разъединят руки во время бега.

Усложнение:

дети встают спиной друг к другу и сцепляются локтями.

Подвижная игра «Не попадись»

Цель: учить детей перепрыгивать шнур на дву3х ногах вперёд, назад, делая взмах руками, толчок ногами. Развивать ловкость. Укреплять своды стоп.

Ход игры:

Дети располагаются вокруг шнура, положенного в форме круга. В центре двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг, и выпрыгивает по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, получает штрафное очко. После подсчёта пойманных меняются ловишки и игра возобновляется.

Усложнение: дети запрыгивают в круг на одной ноге или боком.

Подвижная игра «Лягушки и цапля»

Цель: учить детей подпрыгивать на месте из глубокого приседа, прыгать через верёвку расположенную на высоте 15см,разными способами: двумя ногами, одной, с разбега, стараясь, чтобы цапля не поймала. Развивать ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

В середине площадки обозначают болото, вбивают колышки высотой -15см. на них вешают верёвку с грузинками так, чтобы она не провисала. В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу «Цапля!» -она перешагивает через верёвку и начинает ловить лягушек.Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.

Перешагнувший через верёвку считается пойманным, можно только перепрыгивать.

Усложнение: ввести вторую цаплю, поднять верёвку на высоту – 20 см.

Горелки

Активная игра «Горелки» подходит для мероприятий в детских садах и школах, «дней здоровья», спортивных праздников, массовых гуляний и корпоративов. Развлечение развивает скорость, координацию и внимательность, способствует сплочению коллектива.

Количество игроков

Нечетное число участников – от 5 и более.

Возраст игроков

От 5 лет и старше.

Место проведения

В свободном помещении или на свежем воздухе. Подходящими пространствами будут актовый зал, школьный двор, спортивная площадка, широкая улица, поляна, пустырь.

Дополнительное оборудование не требуется.

Правила

  1. Считалочкой, жребием или по договоренности выбирается водящий, которого называют «горельщик».
  2. Оставшиеся игроки разбиваются на пары, берутся за руки и выстраиваются друг за другом, образуя колонну, как в игре «Ручеек».
  3. «Горельщик» встает спиной к группе (на расстоянии около 3-х метров от первой пары).
  4. Участники нараспев или просто хором произносят:
  5. Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло.
    И-раз, и-два, и-три,
    Последняя пара, беги!

    Или более длинный вариант:
    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло,
    Погляди на небо –
    Птички летят,
    Колокольчики звенят!

    Раз, два, три! Беги!

  6. После заключительного призыва последняя пара из строя разъединяет руки и выполняет команду. Каждый игрок оббегает колонну со своей стороны. Задача «горельщика» – поймать («засалить» или «замаять», как в догонялках) одного из бегущих до того, как они снова возьмутся за руки. При этом заранее оговаривается или отмечается расстояние, до которого паре нельзя соединяться. Его можно увеличивать или уменьшать в зависимости от возраста участников, чаще это 5-15 метров от места, где стоит водящий.
  7. Поймав игрока, «горельщик» образует с ним новую пару. Они берутся за руки и встают впереди колонны. Если ребенок никого не поймал, то он снова остается водящим, а бежавшая пара становится первой.
  8. Для исключения спорных ситуаций во время игры с помощью любых подручных средств (шапка, палка, цветной мелок и т.д.) можно обозначить три вехи: первая – где начинается колонна с парными игроками, вторая – где будет стоять ловец и третья – место, до которого бегущие игроки не могут взяться за руки.
  9. Также если водящий долго (более 10 раз) не может никого поймать, то надо считалочкой выбирать нового «горельщика».

Повеселитесь от души в задорной компании!

Игры для активного отдыха

Специально для https://inteltoys.ru

Умная игрушка

К списку статей

  • Иванушка не пей из копытца козленочком станешь сказка
  • Игра актера была проникновенна и взволнованна как пишется
  • Иванушка елена прекрасная конь перстень терем название сказки
  • Игорьевна или игоревна как пишется отчество правильно
  • Иванушка дурачок сказка текст