Игра в трешки с мячом сказка о потерянном времени

                Евгений Шварц   «Сказка о потерянном времени»                                                                                             

                    
Беседа по творчеству Е.Л. Шварца.

            Викторина
по книге «Сказка о потерянном
времени»                                                                                             

Цель:   

1.    
Познакомить читателей с
жизнью и творчеством Евгения  Львовича  Шварца.

2.    
На примере книги « Сказка
о потерянном времени» научить ребят дорожить своим временем,  научиться
правильно распоряжаться им.

Вопросы для
викторины:

1. «Какой я одинокий,
несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…. И главное, ничему
не успел научиться . Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или
академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик 3-го
класса?»

Кто автор этих слов и
почему он так горюет. (Петя Зубов)

2. Ситуация, в
которую попал Петя, была малоприятной. Он даже всплакнул. Слезы он вытер
….(бородой)

3.. Он любил
повторять в конце каждой учебной четверти….. (успею)

4.. Где отыскал Петя
разгадку волшебства?   (в лесу)

5. Кого встретил в
лесном доме Петя, как они обращались друг к другу и    почему?        (злые
волшебники и волшебницы)

6. Как ребята смогут
стать прежними?      (если ребята, которых превратили в стариков разыщут завтра
друг- друга, придут ровно в двенадцать часов ночи в лесной домик и повернут
стрелки часов на семьдесят семь кругов обратно, то снова станут детьми)

7. Как Петя нашел
остальных ребят.

 а)   Какую газету
читала Маруся Поспелова?  (читала газету «Пионерская правда»  и ела ситно с
изюмом, потом достала мяч и начала играть в трешки.

 Как играют в трешки? 
(Эта игра с мячом. Мяч бросают о стену и ловят руками. Пока мяч летит, нужно
сделать определенное движение (хлопнуть в ладоши или повернуться вокруг себя и
т. п.) каждое движение повторять 3 раза.)

б) Чем занималась
Наденька Соколова?  (прыгала)

 в) Где нашелся 4-й
старичок?   (катался на трамвае)

    И фамилия у него 
(Зайцев Вася)

8. Для учета
полученных лет злые волшебники использовали большие, окованные медью …. (счеты)

Вопрос для
обсуждения: Найдите главные слова этой сказки.  ( «…человек, который теряет
понапрасну время, сам не замечает, как стареет». )

Автор считает
волшебников злыми, а как вы думаете, ребята?

 

Занимательные материалы о времени

Занимательные
факты о времени.

Что делают в
нашей стране за минуту.

За одну минуту
заводы выпускают 13 телевизоров. Каждую минуту выпускается 11 холодильников.
Каждую минуту с контейнеров сходит 4 автомашины. За одну минуту выходит в нашей
стране 2700 экземпляров книг. За одну минуту производится 1560 пар обуви.

Сколько стоит
минута?

За одну минуту
производится промышленной продукции на 1.4 млн.руб. Потеря одной минуты
рабочего времени равна утрате результатов труда 200.000 человек. Если бы на
одну минуту перестали бы работать все заводы и фабрики в стране, то государство
потеряло бы 50 млн.руб.

Что означает
фраза «Много воды утекло»?

Она означает,
что много прошло времени. Почему так говорят? Так говорят потому, что в
древности существовали водяные часы. они были устроены в виде двух сообщающихся
сосудов. Время узнавали по тому, сколько воды вытекало из одного сосуда в
другой.

Что означает
выражение «битый час»?

На Руси песочные
часы назывались склянками, т.к. делались из стекла. Они широко использовались и
на старинных суднах. Матрос, дежуривший у этих часов, через каждые полчаса
ударял в колокол, возвещал о количестве склянок – «бил склянки». Сегодня есть
песочные часы, рассчитанные на 1,3,5… минут. Позднее появились механические
часы. Они у нас разные. Время иногда определяют по бою часов. Отсюда и пошло
выражение «битый час». Слово «битый» свидетельствует, что действительно прошел
целый час, так кА бой часов сказал нам об этом. 2 октября 1918 года заговорили
главные часы нашей страны – Кремлевские куранты. Ежечасно торжественно и
величаво раздается бой этих часов. К нему прислушиваются люди всего мира. И нет
человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных
на Спасской башне Кремля.

С каким настроением вы пришли на урок?  Мечтательное загадочное веселое Прославляющее  капризное хвалебное Добродушное волшебное светлое Возмущенное сонное  героическое Восторженное мрачное шутливое Таинственное теплое радостное Шаловливое тихое беспокойное Торжественное тревожное скрытое Бодрое серьезное хвастливое Печальное ликующее нежное Смешное обиженное хмурое Грустное  сказочное робкое Тоскливое сердитое спокойное

С каким настроением вы пришли на урок?

Мечтательное загадочное веселое

Прославляющее капризное хвалебное

Добродушное волшебное светлое

Возмущенное сонное героическое

Восторженное мрачное шутливое

Таинственное теплое радостное

Шаловливое тихое беспокойное

Торжественное тревожное скрытое

Бодрое серьезное хвастливое

Печальное ликующее нежное

Смешное обиженное хмурое

Грустное сказочное робкое

Тоскливое сердитое спокойное

Послушайте, о чём идёт речь в загадке? Оно длиннее всего на свете – и короче. Быстрее всего – и медленнее. Самое доброе – и самое неразрывное. Его больше всего ценят, Но больше всего сожалеют о его отсутствии. Без него ничего не может быть сделано. Когда его мало, оно пожирает всех и без следа, А когда много – даёт возможность вздохнуть спокойно.

Послушайте, о чём идёт речь в загадке?

Оно длиннее всего на свете – и короче.

Быстрее всего – и медленнее.

Самое доброе – и самое неразрывное.

Его больше всего ценят,

Но больше всего сожалеют о его отсутствии.

Без него ничего не может быть сделано.

Когда его мало, оно пожирает всех и без следа,

А когда много – даёт возможность вздохнуть спокойно.

Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну.  В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну.

В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Сегодня мы с вами проведём литературное расследование:  что происходит, если терять время. Мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.

Сегодня мы с вами проведём литературное расследование:  что происходит, если терять время. Мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.

Евгений Львович  Шварц 1896-1958

Евгений Львович

Шварц

1896-1958

Евгений Львович Шварц Советский писатель, драматург, автор более двадцати пьес для театра, а также сценариев к 11 кинофильмам и 1 мультфильму родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Отроческие годы провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914-1916г.г.)

Евгений Львович Шварц

Советский писатель, драматург, автор более двадцати пьес для театра, а также сценариев к 11 кинофильмам и 1 мультфильму родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Отроческие годы провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета

(1914-1916г.г.)

  В 1924 году Шварц в Ленинграде работает в детской редакции Госиздата под руководством Маршака, в знаменитых детских журналах «Чиж» и «Еж». Он пишет детские рассказы и стихи. Первая книжка – «Рассказы старой балалайки» – вышла в 1924 г. К Шварцу приходит слава детского писателя. В 1929 году Шварц дебютировал как драматург.

  В 1924 году Шварц в Ленинграде работает в детской редакции Госиздата под руководством Маршака, в знаменитых детских журналах «Чиж» и «Еж». Он пишет детские рассказы и стихи. Первая книжка – «Рассказы старой балалайки» – вышла в 1924 г. К Шварцу приходит слава детского писателя. В 1929 году Шварц дебютировал как драматург.

  Лучшие пьесы Е. Шварца  – «Снежная королева”, “Обыкновенное чудо”, “Два клёна”, “Тень”, “Дракон”. Писатель поднимал в своих сказках “вечные вопросы”: о сущности человеческой натуры, о добре и зле, о том, что такое “подвиг”…”  В 1956 году Шварц был награжден орденом Трудового Красного Знамени.   Умер Шварц в Ленинграде 15 января 1958 г.

  Лучшие пьесы Е. Шварца  – «Снежная королева”, “Обыкновенное чудо”, “Два клёна”, “Тень”, “Дракон”. Писатель поднимал в своих сказках “вечные вопросы”: о сущности человеческой натуры, о добре и зле, о том, что такое “подвиг”…” В 1956 году Шварц был награжден орденом Трудового Красного Знамени.  Умер Шварц в Ленинграде 15 января 1958 г.

Что Вам известно о героях сказки? знаю узнал хочу знать

Что Вам известно о героях сказки?

знаю

узнал

хочу знать

Игра «Верите ли Вы, что…» Правила игры: У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Игра «Верите ли Вы, что…»

Правила игры:

У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что …».

Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Верите ли вы, что… 01. Дети,  напрасно теряющие время, превращались в старичков. 02. Злые волшебники считали время на калькуляторе.   03. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. 04. Дом волшебников освещался керосиновой лампой. 05. Дом волшебников находился на опушке леса. 06. До леса дети – старички доехали на троллейбусе.   07. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича. 08. Часы в доме волшебников называли часики.   09. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз. 10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

Верите ли вы, что…

01. Дети,  напрасно теряющие время, превращались в старичков.

02. Злые волшебники считали время на калькуляторе.  

03. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро.

04. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

05. Дом волшебников находился на опушке леса.

06. До леса дети – старички доехали на троллейбусе.  

07. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

08. Часы в доме волшебников называли часики.  

09. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.

10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

 Верите ли вы, что…  Ответы  01. Дети,  напрасно теряющие время, превращались в старичков. 02. Злые волшебники считали время на калькуляторе.  ( СЧЁТЫ) 03. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро.  (4) 04. Дом волшебников освещался керосиновой лампой. 05. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще) 06. До леса дети – старички доехали на троллейбусе.  ( Трамвае) 07. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича. 08. Часы в доме волшебников называли часики.  ( Ходики) 09. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз. 10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

Верите ли вы, что…

Ответы

01. Дети,  напрасно теряющие время, превращались в старичков.

02. Злые волшебники считали время на калькуляторе.  ( СЧЁТЫ)

03. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро.  (4)

04. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

05. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)

06. До леса дети – старички доехали на троллейбусе.  ( Трамвае)

07. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

08. Часы в доме волшебников называли часики.  ( Ходики)

09. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.

10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

1   + 2 _  3 4 _  +  5 _  6 _ 7 8 + _ 9 + 10 +

1

  +

2

3

4

5

6

_

7

8

+

_

9

+

10

+

Окладистая (борода) –  широкая и густая.  Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.  Ходики –  небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями  Пола, полы –  нижняя часть , раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.  «Пионерская правда» - газета, издаваемая для детей в 20-ом веке, рассказывала о жизни советских пионеров и школьников. Ситный хлеб – белый хлеб из муки, просеянной через сито. Трёшки - игра с мячом, в ходе которой выполнять разные задания по 3 раза, например, подбросить в воздух.   «Трамвайная колбаса»— на старых трамвайных вагонах — рукав (шланг) тормоза. Сзади последнего вагона свободный конец рукава закреплялся, отчего приобретал сходство с кольцом колбасы.

Окладистая (борода) –  широкая и густая. Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина. Ходики –  небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями Пола, полы –  нижняя часть , раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.

«Пионерская правда» — газета, издаваемая для детей в 20-ом веке, рассказывала о жизни советских пионеров и школьников.

Ситный хлеб – белый хлеб из муки, просеянной через сито.

Трёшки — игра с мячом, в ходе которой выполнять разные задания по 3 раза, например, подбросить в воздух.

  «Трамвайная колбаса»— на старых трамвайных вагонах — рукав (шланг) тормоза. Сзади последнего вагона свободный конец рукава закреплялся, отчего приобретал сходство с кольцом колбасы.

Подберите синонимы к словам:  хмурый –   сберечь –   Подберите антонимы к словам:  состариться –  трудиться –  

Подберите синонимы к словам: хмурый –  сберечь –  

Подберите антонимы к словам: состариться – трудиться –  

пошёл куда глаза глядят/  В неопределённом направлении, неизвестно куда  терять время понапрасну / Бездельничать   держать ухо востро  / Быть очень осторожным, осмотрительным  как сквозь землю провалился   / Исчез, скрылся куда-то  и в ус не дует  /Не обращает никакого внимания  не терять времени даром

пошёл куда глаза глядят/  В неопределённом направлении, неизвестно куда терять время понапрасну / Бездельничать  держать ухо востро  / Быть очень осторожным, осмотрительным как сквозь землю провалился   / Исчез, скрылся куда-то и в ус не дует  /Не обращает никакого внимания не терять времени даром

К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е.Л. Шварца? Докажите.  --Какие жанровые особенности сказки есть в этом произведении? Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке?     Задайте друг другу вопросы по содержанию сказки.

  • К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е.Л. Шварца? Докажите. —Какие жанровые особенности сказки есть в этом произведении?
  • Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке?    
  • Задайте друг другу вопросы по содержанию сказки.

Выборочное чтение Что вы узнали о Пете Зубове? Что с ним однажды произошло? Как Петя встретился с мамой?   Беседа по содержанию сказки. Что с ним произошло дальше? Что он увидел, когда проснулся? Какой разговор услышал Петя? Как поступил Петя?   Характеристика главных героев. Как Петя нашёл Марусю Поспелову? Как Петя с Марусей нашли Наденьку Соколову? Как ребята нашли Васю Зайцева? Как добрались ребята до домика? Что произошло в домике?

Выборочное чтение

Что вы узнали о Пете Зубове?

Что с ним однажды произошло?

Как Петя встретился с мамой?

Беседа по содержанию сказки.

Что с ним произошло дальше?

Что он увидел, когда проснулся?

Какой разговор услышал Петя?

Как поступил Петя?

Характеристика главных героев.

Как Петя нашёл Марусю Поспелову?

Как Петя с Марусей нашли Наденьку Соколову?

Как ребята нашли Васю Зайцева?

Как добрались ребята до домика?

Что произошло в домике?

Восстановите пункты плана. В лесном домике. Мальчик Петя Зубов. Опасение волшебников. «Бедный я старик! Несчастный я мальчик!» Превращение мальчика в старика. Обратное превращение. Где же они – дети старики? Превращённые отыскались .

Восстановите пункты плана.

В лесном домике.

Мальчик Петя Зубов.

Опасение волшебников.

«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»

Превращение мальчика в старика.

Обратное превращение.

Где же они – дети старики?

Превращённые отыскались .

Петя Зубов. Ленивый, нетрудолюбивый. Не учил, опаздывал, прогуливал. Он понапрасну терял время. Старость.

Петя Зубов.

Ленивый, нетрудолюбивый.

Не учил, опаздывал, прогуливал.

Он понапрасну терял время.

Старость.

  Выберите те черты характера, которые помогают добиться цели:  -целеустремленность - рассеянность - самостоятельность - нерешительность - внушаемость - решительность - настойчивость - упрямство - настырность - сдержанность - дисциплинированность - несдержанность - смелость - трусость - сила воли - безволие

  Выберите те черты характера, которые помогают добиться цели:

-целеустремленность — рассеянность

— самостоятельность — нерешительность

— внушаемость — решительность

— настойчивость — упрямство

— настырность — сдержанность

— дисциплинированность — несдержанность

— смелость — трусость

— сила воли — безволие

Каждая ваша шляпа особенная, неповторимая.    Белая шляпа: статистическая, информационная. Нас интересуют только факты.  Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ . Что хорошего можно извлечь?  Красная шляпа: эмоциональная. Вы можете высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно темы (кластер).  Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость) .  Зеленая шляпа: творческая. Найдите выход из ситуации. Находясь под зеленой шляпой, составьте мини-коллаж: картинки, загадки, стихи, синквейн.   Черная шляпа: негативная. К чему плохому может привести? Эта шляпа помогает критически оценить ситуацию.  Синяя шляпа : аналитики. Составляют план реализации идей. Чего мы достигли? Определяет план координирует, реализует.

Каждая ваша шляпа особенная, неповторимая.   Белая шляпа: статистическая, информационная. Нас интересуют только факты. Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ . Что хорошего можно извлечь? Красная шляпа: эмоциональная. Вы можете высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно темы (кластер).  Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость) . Зеленая шляпа: творческая. Найдите выход из ситуации. Находясь под зеленой шляпой, составьте мини-коллаж: картинки, загадки, стихи, синквейн.  Черная шляпа: негативная. К чему плохому может привести? Эта шляпа помогает критически оценить ситуацию. Синяя шляпа : аналитики. Составляют план реализации идей. Чего мы достигли? Определяет план координирует, реализует.

Приём «Шесть шляп» (групповая работа)  Красная шляпа   – Какие у вас возникали чувства во время чтения сказки?   Жёлтая шляпа - Отметить всё хорошее о ребятах в сказке. Чёрная шляпа   - Какие недостатки были у ребят? Почему? Зелёная шляпа – Что бы вы сделали, если бы очутились на ребят? Белая шляпа   – Какую информацию узнали из произведения? Синяя шляпа - Что произойдёт дальше?

Приём «Шесть шляп»

(групповая работа)

Красная шляпа   – Какие у вас возникали чувства во время чтения сказки?

  Жёлтая шляпа — Отметить всё хорошее о ребятах в сказке.

Чёрная шляпа   — Какие недостатки были у ребят? Почему?

Зелёная шляпа – Что бы вы сделали, если бы очутились на ребят?

Белая шляпа   – Какую информацию узнали из произведения?

Синяя шляпа — Что произойдёт дальше?

- Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему? Как вы считаете, Петя – положительный или отрицательный герой? Почему вы так думаете? Составьте словесный портрет главного героя: каким он был,  и каким стал? Какая фраза чаще всего повторяется в сказке? Объясните, что значит терять время. Продолжите предложение «Беречь время значит …» - Почему Е.Л. Шварц назвал своё произведение «Сказка о потерянном времени»? - Как вы думаете, почему Е. Шварц написал своё произведение в жанре сказки? - Когда и где происходили события, описанные в сказке? Найдите доказательства (предметы). - Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е.Л.Шварц в 20-ом веке? Почему? - В каком предложении раскрывается основная мысль сказки? Прочитайте.

Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему?

  • Как вы считаете, Петя – положительный или отрицательный герой? Почему вы так думаете?
  • Составьте словесный портрет главного героя: каким он был,  и каким стал?

Какая фраза чаще всего повторяется в сказке? Объясните, что значит терять время. Продолжите предложение «Беречь время значит …»

— Почему Е.Л. Шварц назвал своё произведение «Сказка о потерянном времени»?

— Как вы думаете, почему Е. Шварц написал своё произведение в жанре сказки?

— Когда и где происходили события, описанные в сказке? Найдите доказательства (предметы).

— Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е.Л.Шварц в 20-ом веке? Почему?

— В каком предложении раскрывается основная мысль сказки? Прочитайте.

Выберите из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.   Ленивый, рассеянный,  внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный,  умный, послушный, добросовестный,  непоседливый,  безответственный, целеустремлённый, неряшливый,   организованный. Выпишите те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе.

Выберите из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.

Ленивый, рассеянный, 

внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый,

любознательный,

умный, послушный, добросовестный, 

непоседливый, 

безответственный, целеустремлённый, неряшливый,

  организованный.

Выпишите те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе.

У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.

У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.

1 группа  Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели. Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело.

1 группа Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело.

2 группа  Выберите подходящие к уроку пословицы. Делу время – потехе час.  Время как воробей: упустишь – не поймаешь.  На хотенье – есть терпенье.  Без дела жить – только небо коптить.  Время не деньги, потеряешь – не найдёшь.  Час упустишь, годом не наверстаешь.  Труд человека кормит, а лень портит .

2 группа Выберите подходящие к уроку пословицы.

Делу время – потехе час. Время как воробей: упустишь – не поймаешь. На хотенье – есть терпенье. Без дела жить – только небо коптить. Время не деньги, потеряешь – не найдёшь. Час упустишь, годом не наверстаешь. Труд человека кормит, а лень портит .

3 группа     Выделите главную мысль сказки.     Петя Зубов всегда опаздывал на уроки.    Петя Зубов не ценил своё время.   Не надо терять понапрасну время.    От любого несчастья может спастись человек .  Петя Зубов научился не терять время зря.

3 группа

    Выделите главную мысль сказки.

Петя Зубов всегда опаздывал на уроки.   Петя Зубов не ценил своё время.  Не надо терять понапрасну время.   От любого несчастья может спастись человек .

Петя Зубов научился не терять время зря.

Найди подмену: Жил-был мальчик, по имени Петя Зубов. Учился он в четвёртом классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по рисованию. – Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню. А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею». И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в школу. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул: – Тетя Наташа! Возьмите мою куртяшку! А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок: – Кто меня зовет? – Это я. Петя Зубов, – отвечает мальчик. – А почему у тебя сегодня голос такой сопатый? – спрашивает тетя Наташа.

Найди подмену:

Жил-был мальчик, по имени Петя Зубов. Учился он в четвёртом классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по рисованию.

Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».

И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в школу. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:

Тетя Наташа! Возьмите мою куртяшку!

А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

Кто меня зовет?

Это я. Петя Зубов, – отвечает мальчик.

А почему у тебя сегодня голос такой сопатый? – спрашивает тетя Наташа.

Подберите отрывки из сказки к иллюстрациям.

Подберите отрывки из сказки к иллюстрациям.

Тест на закрепление Найдите верные утверждения 1. Петя Зубов  учился в первом классе. 2. Однажды он превратился в старика. 3. Шёл расстроенный Петя по лесу и набрёл на избушку Бабы-Яги. 4. Зашёл мальчик в дом, зарылся в сено и уснул. 5. Когда Петя проснулся, Баба-Яга его чаем напоила. 6. За столом сидели злые волшебники. 7. Поведала Баба-Яга Пете свою печальную историю. 8. Волшебники превращали детей в стариков, а потерянное время забирали себе. 9. Подарила Баба-Яга Пете волшебную палочку. 10. Выбрался Петя из домика и побежал в город искать школьников-стариков. 11. Ровно в полночь переставил Петя стрелки на часах. 12. Взмахнул Петя волшебной палочкой – и все его желания исполнились. 13. Старики снова стали детьми, а волшебники – взрослыми.

Тест на закрепление

Найдите верные утверждения

1. Петя Зубов  учился в первом классе.

2. Однажды он превратился в старика.

3. Шёл расстроенный Петя по лесу и набрёл на избушку Бабы-Яги.

4. Зашёл мальчик в дом, зарылся в сено и уснул.

5. Когда Петя проснулся, Баба-Яга его чаем напоила.

6. За столом сидели злые волшебники.

7. Поведала Баба-Яга Пете свою печальную историю.

8. Волшебники превращали детей в стариков, а потерянное время забирали себе.

9. Подарила Баба-Яга Пете волшебную палочку.

10. Выбрался Петя из домика и побежал в город искать школьников-стариков.

11. Ровно в полночь переставил Петя стрелки на часах.

12. Взмахнул Петя волшебной палочкой – и все его желания исполнились.

13. Старики снова стали детьми, а волшебники – взрослыми.

Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.  - почерк стал хуже - буквы бывают неровными, кривыми   - трудно учить уроки - много ошибок и исправлений - долго собираюсь делать уроки - быстро отвлекаюсь - трудно выучить стихотворение - трудно решить задачу - трудно запомнить условие задачи - быстро устаю - мне бывает трудно усидеть на одном месте

Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.

— почерк стал хуже

— буквы бывают неровными, кривыми

  — трудно учить уроки

— много ошибок и исправлений

— долго собираюсь делать уроки

— быстро отвлекаюсь

— трудно выучить стихотворение

— трудно решить задачу

— трудно запомнить условие задачи

— быстро устаю

— мне бывает трудно усидеть на одном месте

Понравилась ли вам сказка? Чем? Чему она учит? - Как понимаете название сказки? - Какой еще совет дает писатель? - Как называется раздел учебника? - Как понимаете смысл этой поговорки? - Какие еще поговорки про время вы еще помните? - Что нового узнали сегодня на уроке?

Понравилась ли вам сказка? Чем? Чему она учит?

— Как понимаете название сказки?

— Какой еще совет дает писатель?

— Как называется раздел учебника?

— Как понимаете смысл этой поговорки?

— Какие еще поговорки про время вы еще помните?

— Что нового узнали сегодня на уроке?

Сегодня на уроке я узнал … Мне показалось интересным … Меня удивило … Я хочу похвалить … , за …

Сегодня на уроке я узнал …

Мне показалось интересным …

Меня удивило …

Я хочу похвалить … , за …

у з н а л   у д и в и л с я   з а д у м а л с я   п о в т о р и л   н а у ч и л с я   з а п о м н и л

у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л

Диафильм :  http://diafilmy.su/575-skazka-o-poteryannom-vremeni.html Сказка о потерянном времени  Фильм: https://www.youtube.com/watch?v=rmyF-XTrHeU  Мультфильм: https://www.youtube.com/watch?v=9aPtUDOsEIM

Диафильм : http://diafilmy.su/575-skazka-o-poteryannom-vremeni.html

Сказка о потерянном времени

Фильм: https://www.youtube.com/watch?v=rmyF-XTrHeU

Мультфильм: https://www.youtube.com/watch?v=9aPtUDOsEIM

Цели урока:

  • пробудить интерес к произведениям Е.Л. Шварца;
  • способствовать развитию творческих
    наклонностей учащихся;
  • учить лаконично выразить свой ответ на
    поставленный вопрос;
  • развивать внимание, логическое мышление,
    память, наблюдательность;
  • воспитывать вдумчивого читателя.

Оборудование:

  • портрет Е.Л. Шварца;
  • знаки отличия для игры “шёлковых умников”;
  • иллюстрации и рисунки детей к сказке;
  • парты расставлены буквой “ П”—это места для
    теоретиков;
  • в центре класса выложить три дорожки- красную,
    жёлтую и зелёную, музыкальные заставки к игре на
    аудиокассете.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети рассаживаются по своим местам. Отводится
специальное место для жюри.

II. Постановка цели урока.

— Мы начинаем игру “Умники и умницы”. Сегодня
нам предстоит определить самого внимательного
читателя, знатока “Сказки о потерянном
времени”.

III. Обобщение изученного.

— Вся игра состоит из четырёх частей— четырёх
агонов, поэтому мы будем называть участников
игры агонистами. “Агон” в переводе с греческого
означает “соревнование”.

Если кто-то из агонистов не знает ответа на
вопрос, тогда им помогут зрители, которых мы
будем называть теоретиками. В переводе с
греческого “теория” означает “наблюдение”. За
это зрители-теоретики будут получать орден
“шёлкового умника”.

Судьи будут не только справедливо судить
ответы агонистов, но и внимательно наблюдать, кто
из теоретиков первым поднял руку.

Участники игры и дорожки выбираются путём
жеребьёвки ( на каждый агон по три участника).

Особенности дорожек.

Красная дорожка состоит из двух квадратов— она
самая короткая. Агонист должен ответить всего на
два вопроса, но ошибок допускать нельзя.

На жёлтой дорожке, состоящей из трёх квадратов,
допускается одна ошибка.

На самой длинной- зелёной- можно ошибаться два
раза.

Агон заканчивается, когда один из агонистов
пересекает границы своей дорожки.

I агон:

Первый тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Фамилия главного героя? (Зубов)
  2. (жёлтая дорожка) Сколько детей потеряли время? (4)
  3. (красная дорожка) В каком классе учился Петя? (3
    класс)

Второй тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Номер Петиной школы? (14)
  2. (жёлтая дорожка) Имя женщины, работавшей в
    раздевалке? (Наташа)
  3. (красная дорожка) По каким предметам отставал
    Петя? (Русский язык, письмо, арифметика, пение)

Третий тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Что крикнул Петя, когда увидел,
    что он старик? (Мама)
  2. (жёлтая дорожка) Что спросил Петя у мамы, когда
    пришел домой старым, и что она ему ответила? (“
    Ты меня не узнаешь?”; “Простите, нет”.)

Четвёртый тур

Вопрос:

  1. (зелёная дорожка) Что было самое главное для
    ребят-стариков в избушке у волшебников-детей? (Часы)

II агон:

Первый тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Что делали волшебники за
    столом, когда Петя подслушивал? (Считали года).
  2. (жёлтая дорожка) Где Петя находился, когда
    услышал разговор волшебников? (В сене).
  3. (красная дорожка) Что находилось в избушке
    волшебников? (Стол; 4 стула; керосиновая лампа;
    ходики; в углу навалено сено).

Второй тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Как звали стариков-мальчиков
    из волшебников? (Сергей Владимирович; Пантелей
    Захарович.).
  2. (жёлтая дорожка) Как звали старушек-девочек из
    волшебников? (Марфа Васильевна; Ольга
    Капитоновна.)
  3. (красная дорожка) Что должны были сделать
    ребята, чтобы вновь стать детьми? ( Разыскать
    друг друга; прийти ровно в 12 часов ночи к часам;
    повернуть стрелку ходиков на 77 кругов обратно.)

Третий тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Что должно было бы произойти с
    волшебниками, если бы дети сделались опять
    детьми, и произошло ли это? (Превратились в
    стариков, что и произошло).
  2. (жёлтая дорожка) Куда спрятали волшебники счеты?
    (В стол).

Четвёртый тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Кто был на улицах города, когда
    Петя отправился искать ребят-стариков? (Милиционеры).

III агон:

Первый тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Что было в руках у той
    старушки, на которую Петя подумал, что она
    школьница, которую он первую увидел в городе? (Корзинка).
  2. (жёлтая дорожка) В какое время года происходило
    действие в сказке, и чем что доказать? (Зимой;
    Петя подал в гардероб пальто; дворники на улице
    сметали снег).
  3. (красная дорожка) Каких настоящих стариков
    видел Петя на улице по профессиям, когда искал
    ребят? (Учитель, маляр, начальник пожарной
    охраны города).

Второй тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Какую газету читала Маруся? (“Пионерская
    правда”)
  2. (жёлтая дорожка) Чем занималась Маруся в сквере? (Плакала;
    ела ситный с изюмом; читала газету; играла мячом).
  3. (красная дорожка) Кого из ребят Петя встретил
    первым, где это было, во сколько и как его звали? (Ровно
    в полдень; в скверике; Маруся Поспелова).

Третий тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) В какую игру мячом играла
    Маруся? (В трешки).
  2. (жёлтая дорожка) Кого второго встретил Петя, как
    звали, чем занимался? (Надя Соколова, играла в
    классики).

Четвёртый тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Кого третьего встретил Петя,
    когда, как звали, чем занимался? (Вася Зайцев;
    вечером; катался на трамвае).

IV агон-финал

Первый тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Номер трамвая, на котором
    катался Вася Зайцев? (9).
  2. (жёлтая дорожка) На какое дерево влез Петя, чтобы
    увидеть домик волшебников? (Берёза).
  3. (красная дорожка) На какой части трамвая висел
    Вася? (На “Колбасе”)

Второй тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Что делали волшебники, и были
    ли они дома, когда ребята ночью вошли к ним в дом? (Спали
    дома).
  2. (жёлтая дорожка) Сколько кругов сделал на часах
    Петя, когда волшебники вскочили? (3).
  3. (красная дорожка) Сколько времени показывали
    ходики, когда ребята заглянули в окно дома и
    вошли в дом? (Без пяти минут 12; без 1 мин.).

Третий тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Что стало происходить с Петей,
    когда он крутил часы, и что пришлось сделать
    ребятам, чтобы Петя доставал до часов? (Он
    уменьшился; его подняли).
  2. (жёлтая дорожка) Что сделали ребята, когда стали
    детьми? (Засмеялись).

Четвёртый тур

Вопросы:

  1. (зелёная дорожка) Что должен помнить каждый
    человек, который теряет время? (Такой человек
    сам не замечает, как стареет).

IV. Подведение итогов.

Вручение призов:

Финалисту игры — книгу Е.Л. Шварца и диплом
победителя.

Финалистам агонов- дипломы.

Лучшему теоретику — орден “шёлкового умника”.

Благодарю за участие в игре. До новых встреч!

На чтение 7 мин Просмотров 2.9к. Опубликовано 18.01.2022

⭐⭐⭐⭐⭐ «Сказка о потерянном времени» за 1 минуту и подробно за 3 минуты. 

Очень краткий пересказ «Сказка о потерянном времени»

Ученик третьего класса двоечник Петя Зубов за одну ночь вдруг становится стариком. Гардеробщица тетя Наташа и родная мама не узнают мальчика, и он остается совсем один.

Герой долго гуляет по городу. Сорванец в облике старичка забредает в лес и засыпает в брошенной хижине.

Ночью в домик приходят 4 детей странной наружности. Петя прячется в сене и подслушивает их беседу. Оказывается, эти «школьники» – злые маги. Они украли время у ребят, которые совсем его не ценили.

Петя подслушал тайну магов

Один из злых волшебников по имени — Сергей Владимирович случайно раскрывает тайну, как постаревшие дети, которых они обокрали, могут вернуть свою юность. Когда волшебники уходят, Петя сбегает из хижины и много часов ищет друзей по несчастью.

В полдень герой встречает третьеклассницу Марусю в облике бабушки. Девочка читала «Пионерскую правду» и играла с мячиком. Друзья обходят дворы и находят вторую заколдованную школьницу – ученицу 3 класса Наденьку.

Команда сбивается с ног в поисках обращенного мальчика.

Маруся находит его на «хвосте» едущего трамвая. Озорной дедушка представился второклассником Васей.

В полном составе школьники отправляются в лесную хижину. Ровно в полночь Петя запускает настенные часы, злые волшебники просыпаются и замирают. По инструкции Сергея Владимировича мальчик крутит стрелки вспять ровно 77 раз.

Детство возвращается к ребятишкам. На последнем обороте постаревшие колдуны пропадают, а счастливые школьники возвращаются домой.

Главные герои и их характеристика:

  •  Петя Зубов  – ученик 3 класса, двоечник, вечно опаздывает и не сдерживает обещаний. По глупости не ценил свое время и постарел в одну ночь, бродил в образе старичка по городу. Подслушал тайну злых магов, нашел зачарованных детей и вернул украденную юность.
  •  Маруся Поспелова  – третьеклассница, беспечная девочка; капризничала на улице. Была найдена Петей в образе старушки во время игры с мячиком. Обнаружила последнего заколдованного ребенка.
  •  Наденька Соколова  – ученица 3 класса, играла в классики, но выглядела как бабуся. Попалась ребятам после 3 часов поисков.
  •  Вася Зайцев  – второклассник, сорвиголова. В образе старичка катался на «хвосте» трамвая, чем усложнил поиски Пете.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Тётя Наташа  – гардеробщица в школе №14, первая встретила «старенького» Петю.
  •  Мама Пети Зубова  – вежливая домохозяйка, не признала сына, заколдованного в старика.
  •  Сергей Владимирович  – старший из колдунов, раскрыл тайну проклятия и случайно подсказал Пете способ вернуть время.
  •  Ольга Капитоновна  – вредная волшебница, верила в победу магов.
  •  Марфа Васильевна  – волшебница-шутница, считала детей неспособными сосчитать до 77.
  •  Пантелей Захарович  – злой колдун, надеялся на непунктуальность школьников.

Краткое содержание «Сказка о потерянном времени» подробно

Петя Зубов – ученик 3 класса и неисправимый двоечник. Мальчик всегда опаздывает и отстает от сверстников, каждый раз дает обещание нагнать успеваемость, но не сдерживает слова. Однажды утром он просыпается седобородым стариком. Ни школьная гардеробщица тетя Наташа, ни мама Пети его не узнают.

Опечаленный и потрясенный школьник уходит из дома. Идти ему некуда, нет денег и крыши над головой. Мальчик блуждает по городу и сам того не замечая забредает в лес. Долго он ходил по лесу, пока не стемнело, очень устал.

Как вдруг увидел в деревьях хижину. Вошел Петя в домик и заснул в сене, которое находилось в углу комнаты. Посреди ночи его будят незнакомые голоса.

В домике странные дети – 2 девочки и 2 мальчика. Они старчески кряхтят, переговариваются и что-то делят на больших медных счетах. Школьники обращаются к друг другу по имени и отчеству: Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович и Сергей Владимирович.

Петя подслушивает их бормотание и узнает, что перед ним не дети, а коварные волшебники. Колдуны похитили молодость у 4 ребят, не ценивших свое время.

злые маги

Старший маг Сергей Владимирович раскрыл единственный способ снять проклятие. Постаревшие ребята должны вместе прийти в хижину в полночь и прокрутить стрелки на часах назад 77 раз.

Ольга Капитоновна уверена, что дети никогда не узнают о тайне. Пантелей Захарович думает, что они опоздают, а Марфа Васильевна шутит, что двоечники собьются со счета.

Волшебники уходят. Петя выбирается из укрытия и бежит в город на поиски заколдованных ребят. С раннего утра он бродит по улицам, смотрит на работящих стариков и сожалеет о своем потерянном времени. Мальчик старательно ищет товарищей по несчастью, но то и дело ошибается.

В полдень герой встречает бабушку. Она сидит на скамейке, читает «Пионерскую правду» и ест булочку. Когда старушка достает из снега потерянный мяч и принимается играть в трёшки, Петя узнает в ней школьницу.

Пожилая дама представляется третьеклассницей Марусей Поспеловой. Вдвоем «старички» три часа исследуют дворы и находят бабусю, играющую в классики. «Престарелая» девочка тоже оказалась ученицей 3 класса Надей Соколовой.

Вася Зайцев второклассник

Троица до вечера бегает по любимым местам детей, но последнего человечка найти не могут. Неожиданно Маруся замечает на «хвосте» трамвая веселого дедушку в шапке набекрень.

Команда догоняет трамвай на перекрестке и снимает лихача с «хвоста». Старик представляется второклассником Васей Зайцевым.

Не теряя времени, ребята забегают в трамвай. Группа пионеров уступает места «пожилым» пассажирам. Дети в смущении отказываются и спешат сойти на нужной остановке.

Герои бегут в лес, долго ищут дорогу и чудом добираются до хижины. Ровно в 00.00 они касаются настенных часов. Спящие в доме волшебники просыпаются и замирают на местах.

Петя усердно крутит стрелки и считает.

ребята вернули себе детство

Постаревшие школьники молодеют на глазах, а воришки молодости становятся старше. Петя уменьшается и не достает до циферблата, но Маруся, Надя и Вася поднимают его на руки.

Волшебники сгорбились, одряхлели и исчезли. Школьники с боем вернули украденное время и с тех пор ценили каждую минуту.

Кратко об истории создания произведения

Сказка советского писателя Евгения Шварца вышла в свет в 1940 году. По задумке автора это была пьеса в 3 действиях для детского кукольного театра. Сказочка была призвана научить советских школьников ценить свое время и приносить пользу стране.

Интересные факты о произведении

1.     Впервые пьеса экранизировалась только спустя 24 года – в 1964 году.

2.     В фильме режиссера Александра Птушко действие происходило летом, а по книге герои пробирались по лесу зимой.

3.     В киноверсии сказки изменены имена героев, появились новые персонажи – кукушка Кукунья и пес Баксик (Дружок), который потом снимался в сказке «Морозко».

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

УМК «Школа России»

Тема урока. Е. Шварц «Сказка  о потерянном времени»

Тип урока: комбинированный

Цель урока. Создать условия для выработки активного отношения к обсуждаемой проблеме: цена времени, отражённой в названии раздела, в литературном произведении Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Задачи урока

 1. Образовательный аспект.

Создать условия для формирования полноценного навыка чтения,

 умений самостоятельно работать с текстом.

2. Развивающий аспект.

Способствовать коррекции речи, совершенствовать навыки публичного выступления.  

Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:

  1. умения давать героям оценку,
  2. умения воссоздавать прочитанное произведение,
  3. умения раскрывать причинно-следственные связи.

3. Воспитательный аспект.

Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие   глубокого нравственного понимания смысла произведения.

Формы организации познавательной деятельности.

  1. коллективная
  2. индивидуальная

Необходимое оборудование и материалы

  1. мультимедийная презентация,
  2. компьютер,
  3. проектор,
  4. экран,
  5. учебник «Родная речь» книга 3, часть 2. Составители: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.
  6. для сценки: бороды, седые волосы, мячик, рисунок с изображением трамвая
  7.  тексты-задания группам

Подробный конспект урока

1 слайд.

Организация начала урока.

— Улыбнитесь гостям, друг другу. Пожелайте всем хорошей работы.

Психомышечная  тренировка с фиксацией внимания на дыхании.

Игра с песком.

  1. На вдохе наберите в руки воображаемый песок.
  2. Пальцы сильно сжаты в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания).
  3. Постепенно раскрывая пальцы, высыпайте песок (на выдохе).
  4. Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы.
  5. Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. (Повторить игру 2-3 раза.)

Учитель.

Песчинки сложились в секунды,

Секунды сложились в минутки,

Минутки сложились в часы.

Так пробежали сутки,

Время вперёд спешит.

— Вот и мы не будем понапрасну терять время, начнём урок.

2 слайд.

Мотивация учащихся.

—  Отгадайте ребус. («Делу время – потехе час».)

3 слайд.

-Так называется раздел, над которым мы начали работу.

— Объясните смысл этой пословицы.

4 слайд.

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Сказка о потерянном времени»). Кто автор произведения? (Е.Л. Шварц).

Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

— Сегодня мы с вами проведём литературное расследование:  что происходит, если терять время. Мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.

— Работать мы будем по группам. Во время групповой работы проявите, пожалуйста, взаимопонимание, уважение, умение выслушать своих одноклассников.

Проверка знаний учащихся и выполнения домашнего задания.

— Дома вы должны были прочитать произведение, составить план, подготовить чтение по ролям 1-ой части, некоторые ребята получили индивидуальные задания. Одно из них – подготовить рассказ об Е. Л. Шварце

5 слайд.

— В октябре 2011 года исполнилось 115 лет со дня рождения  Евгения Львовича Шварца.

Биография Е.Л Шварца.  (Подготовленные ученики рассказывают о писателе).

6 — 7 слайды.

1 ученик. Евгений Львович Шварц родился 21 (по старому стилю 9) октября 1896 г. в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в городе Майкопе. Родители его увлекались театром, играли на любительской сцене. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени — Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика.

8 слайд.


2 ученик. В 1914 году, после окончания гимназии, Шварц поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы он остается, как и в гимназии, поклонником театра, сочиняет шуточные стихи. В 1917 г. Шварц бросает университет и уезжает в Ростов-на-Дону, где становится актером «Театральной мастерской».
Маленькая труппа гастролирует по провинции, а в 1921 г. появляется в Петрограде. Здесь он знакомится с С.Я. Маршаком, К.И. Чуковским и другими писателями. Е. Шварца в Петрограде  знают и принимают как блестящего выдумщика и шутника, «устного писателя».

9 – 10  слайды.


3 ученик. В 1924 году Шварц в Ленинграде работает в детской редакции Госиздата под руководством Маршака, в знаменитых детских журналах «Чиж» и «Еж». Он пишет детские рассказы и стихи. Первая книжка – «Рассказы старой балалайки» – вышла в 1924 г. К Шварцу приходит слава детского писателя. В 1929 году Шварц дебютировал как драматург. Лучшие пьесы Е. Шварца  – «Снежная королева”, “Обыкновенное чудо”, “Два клёна”, “Тень”, “Дракон”. Писатель поднимал в своих сказках “вечные вопросы”: о сущности человеческой натуры, о добре и зле, о том, что такое “подвиг”…”
В 1956 году Шварц был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Умер Шварц в Ленинграде 15 января 1958 г.

Беседа по содержанию  произведения.

11 слайд.

1). — К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е.Л. Шварца? (Авторская литературная сказка, волшебная сказка.) Докажите. (Это волшебная сказка, так как  в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е.Л. Шварц).

-Какие жанровые особенности сказки есть в этом произведении? («Жил-был», волшебные числа: 3, 77, волшебство, волшебный предмет – ходики). Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке? (Добро побеждает зло. Что задумано, то и получается).

2). Задайте друг другу вопросы по содержанию сказки.

3). На сколько частей вы  разделили текст? О чём рассказывается в каждой части? Как озаглавили каждую часть?

12 слайд.

4). Назовите главного героя произведения. Каким был Петя в начале этой истории? Прочитайте.

— Перед чтением по ролям давайте приведём в порядок речевой аппарат.

Речевая разминка.

  1. контроль дыхания: вдох через нос, выдох через рот
  2. упражнение «море»
  3. упражнение «хоботок – улыбка»
  4. упражнение «Массаж язычка»
  5. чтение слогов: птку, птки, птка, пткы, пткэ, птко (беззвучно, шёпотом, громко)
  6. Произнести с заданной интонацией скороговорку («Смайлики»):

— Расскажите про покупки. (строго)

-Про какие про покупки? (удивление, печально, задумчиво)

— Про покупки, про покупки, про покупочки свои. (весело)

Чтение по ролям первой части.

13 слайд.

— Вспомним, с чего  все началось, как говорится, начнём  с завязки произведения? Дома вы должны были подготовить чтение по ролям встречи Пети с тётей Наташей и с мамой.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.  (Ребята дают лексическое значение слов.)

14 слайд.

ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая

— Почему ни мама, ни тётя Наташа не узнали Петю?

-Как повёл себя Петя, узнав, что стал стариком? Понял ли он причину своего превращения?

— Прочитайте, о чём подумал Петя. Что его беспокоило? Как это характеризует мальчика?

Чтение 2 части. Соотнесение иллюстрации и текста.

15 слайд.

—  Рассмотрите иллюстрацию и определите, к какой части текста она относится.

Словарная работа. (Ребята дают лексическое значение слов.)

16 слайд.

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА —  лампа, освещающая при помощи керосина.

17 слайд.

ХОДИКИ – небольшие стенные часы с  маятником и гирями.

— Прочитайте этот отрывок.  Какие вопросы вы хотите задать  друг другу?

— Что удивило Петю в поведении волшебников?

— О какой тайне узнал мальчик?

— За что волшебники наказали детей?

— Как можно спасти ребят?

Выборочное чтение

— Прочитайте, у кого волшебники забирали время.

— Найдите и  прочитайте в тексте, что должны сделать заколдованные ребята, чтобы спастись. Какое высказывание Сергея Владимировича говорит о том, что никогда нельзя опускать руки? («От любого несчастья может спастись человек»).

— Почему волшебники были уверены, что ребята не успеют разрушить волшебство? Найдите в тексте слова, рассказывающие о том, как волшебники характеризуют заколдованных детей. («Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются».  «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают).

— Какое решение принимает Петя, подслушав разговор волшебников? Как это характеризует мальчика?

— Сколько заколдованных ребят мальчик должен найти? Куда отправился мальчик? Что понял Петя, разыскивая ребят? Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

Эмоциональная (дыхательная) разминка. «Вкусно-невкусно»

Инсценировка «Петя находит ребят».  (Индивидуальное домашнее задание).

 18 слайд.

— Посмотрите, пожалуйста, сценку, которую подготовили ребята. Какой эпизод обыграли ребята?

Автор. Петя увидел в сквере на скамейке сидит старушка и плачет.  Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.

Петя. Подожду! Посмотрю, что она дальше делать будет.

Старушка читает газету и ест булку. Потом убирает газету, находит мячик и начинает с ним играть.

Автор. Бросился к ней Петя.

Петя. Бабушка! Честное слово, вы школьница!

Старушка. Верно, верно! Я ученица третьего класса  Маруся Поспелова. А вы кто такой?

Автор. Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали  час, искали другой, третий. Наконец зашли во двор огромного дома.( Петя  и Маруся берутся за руки и ходят по кругу, разыскивая детей).

Наденька. (Нарисовала классы и скачет на одной  ножке.)

Петя  и  Маруся. (вместе) Бабушка! Вы школьница?

Наденька. Школьница.  Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?

Автор. Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Ребята побежали искать последнего товарища. Но он как сквозь землю провалился.  А время идёт. Кончается день. Что делать? Неужели всё пропало?

Маруся. Смотрите! Смотрите!

Автор. Летит трамвай, девятый номер. А на «колбасе» висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру.

 (Вася бегает по классу, держа в руках картинку с изображением трамвая, и свистит. Дети бегут за ним. Трамвай останавливается. Ребята хватают Васю.)

Петя. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он и в ус не дует.

Наденька. Ты школьник?

Вася. А как же? Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?

Автор. Рассказали ему ребята, кто они такие. Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.

-По каким признакам искал Петя старичков-школьников? Почему он ошибся первый раз?

 Словарная работа. (Ребята дают лексическое значение слов.)

19 слайд.

«ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА» — газета, издаваемая для детей в 20-ом веке, рассказывала о жизни советских пионеров и школьников.

20 слайд.

СИТНЫЙ ХЛЕБ – белый хлеб из муки, просеянной через сито.

21 слайд.

ТРЁШКИ — игра с мячом, в ходе которой выполнять разные задания по 3 раза, например, подбросить в воздух.

       22 слайд.

 «ТРАМВАЙНАЯ  «КОЛБАСА»— на старых трамвайных вагонах — рукав (шланг)            тормоза. Сзади последнего вагона свободный конец рукава закреплялся, отчего приобретал сходство с кольцом колбасы.

23 слайд.

ПОЛА, ПОЛЫ – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.

— Итак,  Петя нашёл всех ребят, и они отправились к лесной избушке. Как теперь ведут себя ребята? Какая новая беда ждала стариков — школьников в лесу? Какой ещё урок получил Петя?

Чтение последней части. Соотнесение иллюстрации текста.

24 слайд.

— Найдите отрывок к этой иллюстрации.

-Почему ребята смогли победить волшебников? (собрались, поторопились, успели, помогли друг другу).

Усвоение новых знаний

-Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему?

— Как вы считаете, Петя – положительный или отрицательный герой? Почему вы так думаете? Составьте словесный портрет главного героя: каким он был,  и каким стал?

Какая фраза чаще всего повторяется в сказке? Объясните, что значит терять время. Продолжите предложение «Беречь время значит …»

— Почему Е.Л. Шварц назвал своё произведение «Сказка о потерянном времени»?

— Как вы думаете, почему Е. Шварц написал своё произведение в жанре сказки?

— Когда и где происходили события, описанные в сказке? Найдите доказательства (предметы). (Действие сказки происходит в городе и в глухом лесу в середине 20-ого века: керосиновая лампа, ходики, газета «Пионерская правда», ситный хлеб).

— Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е.Л.Шварц в 20-ом веке? Почему?

— В каком предложении раскрывается основная мысль сказки? Прочитайте.

25 слайд.

— Как вы понимаете эти слова?

— Чему учит «Сказка о потерянном времени»?

Домашнее задание

  1. Подготовьте подробный пересказ одной из частей сказки.
  2. Кто желает, может сочинить свою сказку о лени, трудолюбии, о взаимовыручке,

 о цене времени.

Викторина на звание «Самый внимательный слушатель»

«Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.

Условия проведения: дайте краткий и точный ответ на поставленный вопрос.

1.По какому очень простому предмету у Пети

Зубова тоже была двойка?

2.Кого однажды увидела тётя Наташа в

раздевалке вместо Пети Зубова?

3.Сколько лет отучился коекак Петя Зубов?

4.Что стояло на столе в лесной избушке?

5.Где спрятался Петя в лесном домике?

В сене, наваленном в углу

комнаты.

6.Кого ловили злые волшебник из лесного

домика?

Ребят, теряющих время

понапрасну.

7.С помощью какого предмета злые

волшебники считали годы?

8.Сколько раз надо было повернуть стрелки

часов обратно, чтобы злодейство пропало?

9.При каком условии злые волшебники не

смогут сдвинуться с места?

Если заколдованные дети

тронут стрелки часов.

10.Что было в руках у старушки, которую Петя

Зубов первой увидел в раннем городе?

11.В какую игру с мячом играла бабушка

девочка в сквере?

12.Где играла в классики и скакала на одной

ножке другая девочка?

На асфальте за дровяным

сараем.

13.В какое время суток трое детейстариков

нашли четвёртого?

14.На каком транспорте катался 4 мальчик

старичок?

15.Какая беда случилась с детьмистариками в

16.Какое природное явление помогло детям

старикам найти ночью волшебный дом в лесу?

17.На какое дерево влез Петя Зубов, чтобы

сверху увидеть дом?

18.Во сколько детистарики оказались в

волшебном доме?

19.На каком счёте волшебники превратились в

стариков?

20.В каких классах учились «старенькие»

девочки и мальчики?

21.С чем была булочка, которую кушала

девочкастарушка Маруся Поспелова?

22.На каком «продукте» висел Вася Зайцев,

которого увидели заколдованные дети?

23.Почему Петя не запомнил дорогу к

лесному дому волшебников?

24.Почему детистарики, когда ехали к

лесному дому волшебников, смутились,

покраснели?

Им школьники стали уступать

место в транспорте.

25.Закончите фразу из текста: «Человек,

который понапрасну теряет время, сам не

замечает, как…».

 «Читатель на миллион» интеллектуальная игра по сказке Евгения Шварца

«Читатель на миллион»

интеллектуальная игра

по сказке Евгения Шварца

«Сказка о потерянном времени»

По какому очень простому предмету у Пети Зубова была двойка? А. Физкультура B . Пение C . Рисование D . Чтение 2

По какому очень простому предмету у Пети Зубова была двойка?

А. Физкультура

B . Пение

C . Рисование

D . Чтение

2

В каком классе учился Петя Зубов? B . 2 класс А. 1 класс D . 4 класс C . 3 класс

В каком классе учился Петя Зубов?

B . 2 класс

А. 1 класс

D . 4 класс

C . 3 класс

Кого однажды увидела тётя Наташа в раздевалке вместо Пети Зубова? B . Дедушку А. Дяденьку D . Старшеклассника C . Юношу

Кого однажды увидела тётя Наташа в раздевалке вместо Пети Зубова?

B . Дедушку

А. Дяденьку

D . Старшеклассника

C . Юношу

 Что находилось над столом в лесной избушке? А. Электрическая лампа B . Фонарь D . Керосиновая лампа C . Свеча

Что находилось над столом в лесной избушке?

А. Электрическая лампа

B . Фонарь

D . Керосиновая лампа

C . Свеча

 С помощью какого предмета злые волшебники считали года? B . Калькулятор А. Счёты D . Часы C . Палочки

С помощью какого предмета злые волшебники считали года?

B . Калькулятор

А. Счёты

D . Часы

C . Палочки

Сколько раз надо было повернуть стрелки часов обратно, чтобы злодейство пропало? А. 87 раз B . 57 раз  C . 67 раз D . 77 раз

Сколько раз надо было повернуть стрелки часов обратно, чтобы злодейство пропало?

А. 87 раз

B . 57 раз

C . 67 раз

D . 77 раз

На какое дерево влез Петя Зубов, чтобы сверху увидеть дом? B . На ель А. На осину D . На сосну C . На берёзу

На какое дерево влез Петя Зубов, чтобы сверху увидеть дом?

B . На ель

А. На осину

D . На сосну

C . На берёзу

В какое время дети-старики оказались в волшебном доме? B . Без пяти минут 12 А. В 12.00 D . Без пяти минут 11 C . В 11.00

В какое время дети-старики оказались в волшебном доме?

B . Без пяти минут 12

А. В 12.00

D . Без пяти минут 11

C . В 11.00

С чем была булочка, которую кушала девочка-старушка Маруся Поспелова? B . С корицей А. С изюмом C . С повидлом D . С орехами

С чем была булочка, которую кушала девочка-старушка Маруся Поспелова?

B . С корицей

А. С изюмом

C . С повидлом

D . С орехами

На каком «продукте» висел Вася Зайцев, которого увидели заколдованные дети? А. На «картошке» B . На «бублике» D . На «помидоре» C . На «колбасе»

На каком «продукте» висел Вася Зайцев, которого увидели заколдованные дети?

А. На «картошке»

B . На «бублике»

D . На «помидоре»

C . На «колбасе»

 На каком счёте волшебники превратились в стариков? B . На 20 А. На 10 D . На 40 C . На 30

На каком счёте волшебники превратились в стариков?

B . На 20

А. На 10

D . На 40

C . На 30

Почему дети-старики, когда ехали к лесному дому волшебников, смутились, покраснели?  B . Им школьники стали уступать место А. Им стало страшно C . Им стало холодно D . Им стало жарко

Почему дети-старики, когда ехали к лесному дому волшебников, смутились, покраснели?

B . Им школьники стали уступать место

А. Им стало страшно

C . Им стало холодно

D . Им стало жарко

Почему люди боятся не успеть, опоздать, отстать? B . Жизнь будет серой, а потом белой А. Жизнь будет радостной, быстро пролетит D . Жизнь будет разноцветной C . Жизнь будет бесцельной, пройдёт мимо

Почему люди боятся не успеть, опоздать, отстать?

B . Жизнь будет серой, а потом белой

А. Жизнь будет радостной, быстро пролетит

D . Жизнь будет разноцветной

C . Жизнь будет бесцельной, пройдёт мимо

В какой последовательности Петя нашёл молодых старичков, старых детей? B . Наденька Соколова, Зайцев Вася, Маруся Поспелова А. Зайцев Вася, Маруся Поспелова, Наденька Соколова D . Маруся Поспелова, Зайцев Вася, Наденька Соколова C . Маруся Поспелова, Наденька Соколова, Зайцев Вася

В какой последовательности Петя нашёл молодых старичков, старых детей?

B . Наденька Соколова, Зайцев Вася, Маруся Поспелова

А. Зайцев Вася, Маруся Поспелова, Наденька Соколова

D . Маруся Поспелова, Зайцев Вася, Наденька Соколова

C . Маруся Поспелова, Наденька Соколова, Зайцев Вася

Какова главная мысль произведения? B . Злые волшебники ловили ребят, теряющих время понапрасну А. Выполнять дела надо завтра, завтра, завтра D . Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет C . Стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками

Какова главная мысль произведения?

B . Злые волшебники ловили ребят, теряющих время понапрасну

А. Выполнять дела надо завтра, завтра, завтра

D . Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет

C . Стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками

Молодцы!!! 16

Молодцы!!!

16

  • Игра в прятки сказка
  • Иврит как пишется на английском
  • Игра в петлю рассказ
  • Ивонн страховски рассказ служанки
  • Игра в лодочку рассказ