Игра в жмурки рассказ

О каких играх своего детства вы чаще всего вспоминаете, гуляя с детьми жаркими летними вечерами? Прятки, салки, казаки-разбойники, колечко-колечко… Наверняка, в этом списке будут и жмурки. Возможно, не все современные дети знают об этой популярной исконно русской игре. Тогда давайте вспомним о её истории и правилах, чтобы передать свой опыт следующему поколению!

Игра «жмурки»

Издавна жмурки были любимой игрой не только у крестьян, но и у детей из помещичьих семей. Эта игра стирала грани между сословиями, возрастом и интересами. Со временем о ней узнали и в Европе. Так жмурки стали прототипом многих вариаций игр под названием «Слепая курица», «Слепая корова» и других. Но суть при этом оставалась неизменной – водящему завязывали глаза, и тот вслепую старался поймать поочерёдно остальных игроков и угадать, кого именно он поймал.

И, несмотря на то, что в старину на Руси словами «жмурка» или «жмурик» называли мертвецов, сама игра понравилась детям и превратилась в любимую забаву, тренирующую ловкость, внимание, координацию движений, смелость, командный дух и уверенность в себе. Шло время — игра видоизменялась, дополнялась новыми правилами и считалочками. Так практически в каждом дворе можно было увидеть свою версию жмурок.

Правила игры

Прежде всего, игроки выбирают небольшую площадку без опасных препятствий, с ровной поверхностью. Оговорив границы для игры, выбирают водящего. Именно его-то и называют «жмуркой». Плотным шарфом или иной тканью, ему завязывают глаза, раскручивают вокруг своей оси и как можно тише разбегаются в разные стороны, но в пределах оговоренной площади. Тогда «жмурка» проговаривает фразу: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» и приступает к поиску игроков.

«Жмурки на месте»

Очень важно научиться прислушиваться к негромким звукам, голосам, дыханию игроков и их движениям. Но и передвигаться по площадке вслепую тоже непросто! Нужно постоянно контролировать наличие препятствий перед собой и быстро принимать решения, в какую сторону бежать за тем или иным игроком, чтобы поймать его и идентифицировать.

Обычно во время игры, детям трудно удержаться от смеха или подколов в адрес водящего. Мало кто готов притаиться в стороне и тихо ждать, пока его не найдут. Все так и норовят пробежать прямо перед «жмуркой», уворачиваясь от его рук, или подкрасться к нему сзади и легонько дёрнуть за край одежды. Это очень опасно, заманчиво и весело! Тут уж осторожничать никто не пытается – водящие игроки постоянно меняются, оттого игра становится шумной, быстротечной и захватывающей дух.

Вариаций игры и не сосчитать, но самыми популярными версиями считаются «Слепой козёл», «Жмурки с колокольчиком» и «Жмурки на месте».

Игра «Слепой козёл» отличается от обычных жмурок лишь диалогом между игроками, предшествующим самой игре. Правила и условия игры при этом не меняются.

Игра «Жмурки с колокольчиком» выглядит иначе. Игроки встают в круг, держа друг друга за руки и ограничивая тем самым игровое пространство. Выбирается пара – водящий и убегающий. Именно они и будут действующими лицами этой игры. Убегающий игрок должен постоянно звонить колокольчиком, а водящий – по звуку догнать его и поймать. Потом выбирается следующая пара игроков, и игра начинается заново.

«Жмурки с колокольчиком»

Игра «Жмурки на месте» идеальна для небольших пространств и помещений, где особо «не разбежаться». В этом случае все игроки расходятся в разные стороны и замирают на месте, как только водящий прочитает подводку и пойдёт всех ловить.

Если ваши дети активны и любят подвижные игры, жмурки – самый подходящий вариант, в который можно играть с раннего утра до глубокого тёмного вечера.

Нина Крейер, активная мама

г. Санкт-Петербург

Жмурки

Старинная подвижная игра популярна в разных странах. В России ее называют Жмурки, в Англии – Толчок слепца, в Испании – Слепая курица, а в Германии – Слепая корова. Как и много веков назад, детям нравится веселиться и дразнить водящего, а ему приходится проявлять максимум смекалки, чтобы вслепую поймать других игроков.

Цель

На слух найти и осалить или поймать любого из сбежавших игроков. Водящий, который выполнит это условие, выиграл.

Ход

До начала игры с помощью считалки выбирают водящего или «воду». Потом шарфом или плотным платком ему завязывают глаза, чтобы он не мог ничего видеть перед собой. Ловца ставят в центр круга и несколько раз раскручивают на месте, приговаривая игровую припевку. Например, такую:

Кот, кот, что ты пьешь?
Пиво, квас!
Лови мышек, а не нас!

После этого участники разбегаются в разные стороны. Водящий вслепую пытается найти любого из игроков. Ребята могут «подсказывать» нужное направление – звонить в колокольчик, хлопать в ладоши, покашливать. Если игра проводится в помещении, где стоит мебель, товарищи обязаны предупреждать водящего об острых углах и других препятствиях.

В облегченном варианте Жмурок ловящему достаточно дотронуться до любого из игроков. Тот, кого осалили, становится новым водящим.

В более сложном варианте нужно поймать игрока и на ощупь определить, кто это. Когда ведущий угадывает и правильно называет имя, пойманный занимает его место. Если произошла ошибка, другие участники несколько раз хлопают в ладоши, и игра продолжается дальше.

Существует несколько вариаций Жмурок.

Слепая курица

Правила этой игры не отличаются от обычных, кроме того, что дети постоянно кричат: «Слепая курица!». Участникам не разрешено добровольно сдаваться водящему.

Мышки

Разбежавшись от центра, ребята остаются стоять на месте – в «норках». В то время как водящий пытается найти их, участники не могут покидать «норки», но имеют право уклоняться от ловца: приседать и нагибаться. Когда невидящий игрок находится на противоположной стороне площадки, товарищам разрешено меняться «норками». Но переходить с одного места на другое они могут, лишь прыгая на одной ноге.

Звонарь

Один из группы вешает бубенчик на шею, и ему сцепляют руки за спиной. Всем остальным участникам платками закрывают глаза, чтобы они не могли ничего видеть. Игроки с завязанными глазами стараются поймать зрячего звонаря, пока тот, стараясь не шуметь, пробирается между ними.

Перелетные птицы

Ребята делятся на две команды. Водящий с завязанными глазами остается в центре, а остальные собравшиеся встают в два ряда напротив друг друга или садятся на две скамейки. Затем каждый подходит к водящему, на ухо говорит ему название птицы и уходит на свое место. Названия птиц не должны быть одинаковыми!

Затем ведущий называет двух птиц. Если они окажутся игроками противоположных команд, то «пернатые перелетают» или меняются местами. Если названные будут членами одной стаи, считается что их «спугнули». Тогда игроки встают, обегают вокруг невидящей фигуры и садятся на место. При этом водящий пытается их осалить. Пойманный становится новым ловцом, и наименования птиц перезагадывают еще раз.

Благодаря подвижной игре можно развивать ловкость, координацию движений и слух. Жмурки проводят на улице и дома. Эта забава приносит много веселья и шума, поэтому она нравится как малышам, так и школьникам.

Игры для активного отдыха

Подвижная игра Жмурки для детей развивает такие качества, как: логика, смекалка и изобретательность. Забава известна с давних времен и считается русской народной. В старые времена игра не знала сословных границ: в жмурки забавлялись помещичьи и крестьянские дети, на светских и городских мероприятиях. 

Широкая распространенность данного веселья сохранилась и сегодня. Связано это с тем, что жмурки подходят и для улицы, и для помещения. На сегодня развлечение имеет немало вариаций, но схема игры остается неизменной: водящий, именуемый жмуркой или вадой, с завязанными глазами руководствуется целью – найти в полной темноте остальных участников, а также догадаться, кого он смог поймать.

Подвижная игра жмурки с колокольчиком

Описание 

Жмурки – дошкольный способ развлечения, предусматривающий наличие водящего и тех, кто скрывается от него. Подвижный образ игры направлен на развитие координации движений и слуха ребенка. К характеристикам можно отнести: активность, возраст от четырех лет, наличие как минимум двух игроков, отсутствие регламента времени.

Потеха дарит дошкольникам веселое и интересное время в кругу близких и друзей. Также происходит формирование подготовительной базы для школьного воспитания. Социализация и умение находить контакт с другими детьми во многом обусловит успешное вхождение в среду обучения.

Кроме того, активизируется вестибулярный аппарат, способствующий тому, то развивается активность и подвижность. Органы чувств, также задействованные в процессе игры, начинают аккумулироваться и работать усерднее.

А если игра разворачивается на открытом воздухе, то организм ребенка насыщается кислородом, и улучшается здоровье. Во время веселья можно включить музыку, чтобы добавить развлечению мелодичности.

Заботливые родители интересуются тем, какие качества развивает игра жмурки. Это волнует и воспитателей в детском саду, старших вожатых в лагерях, преподавателей, которые разрабатывают развлекательные и социальные программы для детей дошкольного возраста. На первый взгляд данная забава отличается простотой, но она способна сформировать такие аспекты:

веселая подвижная игра для детей

  • общительность;
  • логическое мышление;
  • ловкость и смекалка;
  • внимательность и находчивость;
  • работа в команде.

Список можно продолжать бесконечно. Играя, дети получают немало полезного для личностного роста и для социального приобщения. Основополагающим моментом считается то, что ребенок должен ориентироваться в темноте, так как у него завязаны глаза. Это пространственная координация развивает двигательный аппарат.

Правила игры в жмурки

Если руководствоваться кратким описанием, то смысл заключается в том, что водящий, которому заранее завязывают глаза, по правилам обязуется найти и прикоснуться к тому, кто прячется от него. После удачного поиска тот, до кого дотронулись, становится таким же вадой, и теперь ему закрывают глаза.

Некоторые варианты предполагают, что перед вадой стоит более сложная задача, после того, как нашел одного из детей, должен его узнать посредством осязания или звука.

Удачное распознание является залогом перехода статуса воды к тому, кто попался. Если он не смог отгадать, то игра продолжается дальше. Ребенку не стоит волноваться, что не удастся угадать, так как дети начинают смеяться и баловаться, выдавая себя специфическим смехом.

Поэтапно краткое содержание игры выглядит следующим образом:

дети играют в «Жмурки»

  • водящему с помощью шарфа или платка прикрывают глаза;
  • уводят в центр комнаты или в середину поля;
  • раскручивают, чтобы запутать и сбить ориентацию в пространстве;
  • жмурка начинает поиск и опознание игроков;
  • в случае верного определения происходит смена ролей, то есть водящий становится игроком, а пойманный ребенок жмуркой;
  • запрещается вырываться, если участник пойман;
  • запрещаются подножки, толчки, так как это небезопасный исход;
  • если «вода» впритык подходит к объектам, то участники должны прокричать «огонь», чтобы уберечь от столкновения. Запрещается выкрикивать это слово без надобности или для путаницы.

Примечание

Дополнительно для забавы понадобятся следующие атрибуты: плотная повязка, чтобы завязать глаза, колокольчик, применяемый в некоторых вариациях. Необходимое количество участников – четыре-семь. Важно проследить, чтобы жмурка не мог подглядывать через дырочки или отверстия, так как это нарушение правил.

Колокольчики предназначены оповещать о близком расположении «воды» к тому, кто от него прячется, но играть можно с помощью хлопков, лишь раз позволяется ударить ладонями.

Разновидности

старинная забава «Жмурки»

Популярность породила образование разнообразных видов детской потехи:

  1. Перелетные птицы. Смысл заключается в том, что в самом начале каждый шепчет на ухо жмурке наименование птицы (разнообразные). Игроки расходятся в противоположные стороны. Вода с завязанными глазами перечисляет птиц. Если названные оказались по разные стороны, то они обязаны поменяться местами. Если изначально были на одной стороне, то предстоит обежать вокруг «воды» и вернуться на свое место. В этот момент он может осалить пробегающего, отдав ему роль жмурки;
  2. Слепая курица. Если кратко охарактеризовать правила этой вариации, то схемы идентичны содержанию оригинала. Единственным отличием считается выкрик о том, что идет слепая курица;
  3. Звонарь. Если классические жмурки и средние варианты уже наскучили, то данная альтернатива станет интересным выходом. По правилам вода с колокольчиком на шее и завязанными руками передвигается по указанной территории, а группа, наоборот, с завязанными глазами пытается отыскать его. Необходимо тихо и осторожно пробираться между ними, чтобы не создать звона. Такой вид жмурок развивает такие качества как аккуратность и мобильность;
  4. Спасение пленника. Если забава развивается на улице, то с помощью мела очерчивается круг. Дома вместо этого используются стулья. Один становится пленником, а другой охранником. Обоим завязывают глаза, а второму даже руки. Пленник садится на стул, а караульщик возле него пытается поймать спасителей. Осаленные игроки выбывают. Картинка отдаленно напоминает море с акулами, где стоит быть аккуратным и ловким. Любители инвентаря, предлагается использовать игрушечный пистолет для стражника, а узник может с помощью рисунков подсказывать спасителям;
  5. Жмурки по-немецки. Данная вариация предполагает, что вада с закрытыми глазами подзывает к себе остальных, они касаются руками и стоят на месте. Далее дается команда бежать, и как только следует слово «стоп», все замирают. Жмурка начинает поиски, игрокам дается за один раунд возможность одного шага. Если водящий поймал и опознал участника, то происходит смена ролями.

Жмурки стали популярным вариантом веселого и беззаботного проведения досуга. На тему игры снят фильм, который можно скачать через торрент или посмотреть онлайн, постоянно создаются видео ролики, фотографии с мест проведения массовых забав, пишутся статьи для википедии с теми же самыми фото. Это говорит о том, что жмурки обладают социальным, воспитательным и развлекательным потенциалом.

Video с youtube-канала: 

Предисловие:

Игра в жмурки

А вы в детстве смотрели ужастики? Было страшно? Я их безумно обожала. Хотелось бояться, прятаться под одеяло и получать колоссальный выброс адреналина. Но родители запрещали смотреть их на ночь, чтоб не снились кошмары.

Летний вечер. Мы с друзьями гуляли, страдали фигнёй. Через несколько улиц от нас находилось старое кладбище. Вовка предложил поиграть там в жмурки. Пощекотать свои нервишки. Все согласились, и наша компашка двинулась на кладбище.

Вечер был тихим, луна пряталась за облаками. На кладбище начали опускаться первые сумерки. Мы тихонько крались вдоль забора, искали калитку, чтобы войти. Где-то вдали кричали коты. Их душераздирающий крик пробирал до мурашек, даже волосы на теле становились дыбом.

— Ребята, а может все таки вернёмся назад, а? — начала просить моя сестра.

— Ира, ты чего? Не первый раз ведь играем здесь, — ответил Женька и потянул ее за руку, волоча через калитку на кладбище.

— Эй, смотрите, — прошептал Вовка и указал пальцем к могилам около большой березы. — Это же могила Димкиного прадеда. Там стоят люди в балахонах, а в руках горят факелы. Что за чертовщина?

Мальчики подкрались поближе. Они хотели рассмотреть что там происходит. Любопытство взяло верх над страхом.

— Смотри, Женька, они бледные как моль. Фу, жуть какая. Нужно быстрее бежать отсюда. Вдруг они людоеды или сектанты.

Когда мальчишки спешили обратно, они зацепили оградку около могилы, за которой прятались, и наделали много шума. Их заметили странные люди в черных балахонах и сразу же направились за ними.

— Вовка, у них глаза светятся в темноте. Давай, бежим быстрее к девчонкам!

Вовка с Женькой бежали в нашу сторону, перепрыгивая через кусты и заброшенные могилки.

— Быстрее, быстрее, валим отсюда, — кричали они в один голос и махали нам руками.

Мы кинулись к выходу. Странные люди нас догоняли. Я ускоряла шаг, хотела бежать как можно быстрее, но ноги словно не слушались меня. Движения становились все медленнее и медленнее. Будто запись в замедленном просмотре. Чем быстрее я бежала, тем медленнее были мои движения.

Невесть откуда появилась большая рыжая собака, обычная дворняга. Она стояла у входа на кладбище. Завидев нас, собака начала скалить зубы, злобно рычала и бросалась на нас, пытаясь укусить. У нее изо рта, во все стороны летела пенистая слюна. Мы свернули в сторону. Пробежав немного вдоль забора, мы его перелезли.

Женькин двор был первым, он успел спрятаться в дом. А мы втроём пробирались к своим домам вдоль соседских заборов, прячась в темноте среди растущих деревьев.

Притаившись под Вовкиными вишнями, мы увидели существ с кладбища. Они промчались мимо нашей улицы, даже не касаясь ногами земли. Просто парили над ней. А на их бледные головы были надеты черные капюшоны. Каждый держал в своей руке факел.

Сказать, что было страшно, это ничего не сказать. Сердце ушло в пятки от страха. Мы сидели под вишнями, а у нас с сестрой дрожали коленки. Ира с такой силой вцепилась в мою ладонь, что у меня захрустели кости.

Убедившись, что никого на улице нет, Вовка перелез через забор в свой двор, а нам с сестрой нужно было перебежать на противоположную сторону.

— Давай быстрее, — сказала я сестре на ухо, — забегаешь во двор и сразу в дом, не жди меня.

— Хорошо, я все поняла.

Сестра уже заходила в дом, а я бежала следом. Спускаясь по горке поскальзываюсь и падаю спиной на асфальт. В этот момент понимаю, что калитка осталась открыта. Невзирая на боль, за доли секунд поднимаюсь на ноги и возвращаюсь.

Не знаю, как быстро они смогли вернуться. Или же мы так медленно двигались? Когда я закрывала калитку на засов, к моей голове потянулась длинная костлявая рука. У нее было всего три пальца. Она схватила меня за лицо и потянула к себе.

С ужасом открываю глаза. Сердце колотиться в груди. Оно вот, вот вырвется наружу. За окном утро. Первые лучи пробираются сквозь плотные занавески. Младшая сестра мирно спит в своей постели.

На своем лице ощущаю след от руки этого существа. Будто она все ещё прикасается ко мне. Жуть…

Я провела руками по лицу. Хотела смыть с себя этот след, это неприятное ощущение.

Со временем все прошло, неприятное ощущение исчезло, а вот чувство страха осталось. Все происходящее было настолько красочно и реалистично… Особенно эта длинная костлявая рука на моем лице.

Оценка произведения:
Разное:

Русская народная игра «Жмурки»

Цель игры: развивать ловкость, внимание, координацию движений, смелость, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Место проведения: большое свободное помещение или игровое поле на улице, которые ограничено конусами.

Количество игроков: от 6 и более.

Реквизит: повязка на глаза, конусы.

Правила игры: дети встают в круг, по считалке выбирается водящий, ему завязывают повязку на глаза, водящего раскручивают 5 раз. После этого все участвующие в игре, говорят слова «раз, два, три, жмурка, ребят лови!» и бросаются в стороны, а водящий должен кого- нибудь поймать. Участвующие должны издавать какие-нибудь звуки, чтоб водящему было легче поймать ребят. Игрок, который попался, меняется ролями с водящим, теперь ему надевают повязку и он становится жмуркой. Чтобы жмурка не наткнулся на какой-нибудь предмет и не ушибся, при виде опасности ребята должны крикнуть «огонь!»

Особые правила:

  1. Игру надо начинать только со слов «раз, два, три, жмурка, ребят лови!»

  2. Толкать друг друга нельзя.

  3. Предупреждать водящего об опасности словом «огонь!»

Ход игры

(Ведущий выходит, улыбается. Смотрит в зал, в руках держит повязку.)

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут (имя) и сегодня я хочу с вами поиграть в игру жмурки. Вы же все знаете такую игру? (ответы детей)

-Отлично! Сейчас я вас немного познакомлю с историей игры.

-Знали ли вы, что издавна жмурки были любимой игрой не только у крестьян, но и у детей из помещичьих семей. Эта игра стирала грани между сословиями, возрастом и интересами. Со временем о ней узнали и в Европе. Так жмурки стали прототипом многих вариаций игр под названием «Слепая курица», «Слепая корова» и других. Но суть при этом оставалась неизменной – водящему завязывали глаза, и тот вслепую старался поймать поочерёдно остальных игроков .

Сама игра понравилась детям и превратилась в любимую забаву, тренирующую ловкость, внимание, координацию движений, смелость, командный дух и уверенность в себе. Шло время — игра видоизменялась, дополнялась новыми правилами и считалочками. Так практически в каждом дворе можно было увидеть свою версию жмурок.

-Вот такая история игры «жмурки». А сейчас я вам объясню правила и начнем игру. Становитесь все в круг, сейчас мы выберем по считалке водящего.

«До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Села кошка на такси,

А котята прицепились

И бесплатно прокатились.»

(ведущий считает, вытягивая руку, на кого выпал конец тот и становится ведущим)

-Как тебя зовут? (Ребенок называет имя) (имя) ты будешь водящим.

-Ребята, нам нужно запомнить слова для начала игры. Повторяйте за мной «раз, два, три, жмурка, ребят лови!» (дети повторяют) Молодцы!

-Сейчас я раскручу водящего 5 раз, после этого мы все скажем слова «раз, два, три, жмурка, ребят лови!» и только после слов вы должны разбежаться в разные стороны, но не выходите из поля, они огорожены конусами. Вы должны издавать звуки, чтоб водящему была возможность вас поймать. Запомните, чтобы водящий не наткнулся на какой-нибудь предмет и не ушибся, при виде опасности вы должны крикнуть слово «огонь!». После того, как наш жмурка кого-нибудь поймал, водящим становится этот человек. Все понятно? (дети отвечают)

-Тогда начинаем!

(ведущий надевает повязку на глаза водящего, раскручивает 5 раз, и после дети кричат «раз, два, три, жмурка, ребят лови!» и разбегаются в разные стороны.)

(ведущий все время следит за игрой, за техникой безопасности, внимательно смотрит за ребятами. При необходимости останавливает игру фразой «Стоп, игра!» и объясняет, почему остановил игру. Игру можно провести 3-5 раз.)

-Ребята, «раз, два, три игру останови!» (ведущий снимает повязку с водящего) Давайте поаплодируем друг другу, вы большие молодцы, самые ловкие, быстрые и внимательные.

-Вот мы с вами и познакомились с игрой «жмурки» и даже узнали ее историю. Надеюсь, что вам, было интересно познакомится с ней. Вам было весело и интересно играть?

(дети отвечают и делятся впечатлениями)

-Большое вам спасибо, ребята. Я очень рада, что вам понравилось и надеюсь, что вы сможете поиграть в эту игру со своими друзьями. До новых встреч!

Игра Жмурки

Игра Жмурки

Одна из самых любимых детских подвижных игр — это Жмурки. Наверное нет такого взрослого, который бы не вспомнил эту игру из своего детства и нет такого ребенка, который бы в нее не играл. В эту подвижную забаву можно играть веселой компанией на улице или в большом просторном зале. Самый главный в игре «жмурящийся» — водящий с завязанными глазами, который пытается поймать прячущихся от него игроков. К слову, в европейских странах аналогичная игра называется «слепая курица», «слепая муха» и даже «слепая корова».

Есть много разновидностей этой веселой детской игры. Свой вариант жмурок есть в каждом дворе. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты жмурок-пряталок.

Если вы знаете другой вариант этой игры, то обязательно напишите его в комментарии, и я опубликую его на сайте. Пусть наши детки выбирают себе самую интересную игру Жмурки.

Самые простые Жмурки

Играют в Жмурки несколько человек. С помощью считалки или по жребию выбирается водящий (вада иногда дети называют его вода). Игроки завязывают водящему плотной повязкой глаза (подсматривать в этой игре нельзя), раскручивают его на месте и «рассыпаются» в стороны. Жмурка должен поймать и опознать какого-либо игрока. Если угадал — пойманный игрок становится водящим.

Когда дети раскручивают на месте жмурящегося, то вместе говорят приговорку:

— Кот, кот, на чем стоишь?
— На крыльце (на квашне).
-Что пьешь?
— Квас!
— Лови, дурень (мышей), а не нас.

Вот еще один вариант приговорки:

— Где стоишь?
— На мосту.
— Что пьешь?
— Квас.
— Ищи три года нас!

Слепой петух

Игра Жмурки

Этот вариант игры очень похож на простые жмурки. Выбранного водящего в этой игре садят на скамейку, раскручивают его и со словами: — Прощай слепой петух! разбегаются в стороны.

Водящий с расставленными в сторону руками бегает по площадке (площадку следует обозначить перед игрой) и пытается поймать игроков. Расставленные в стороны руки вады и дали название этому варианту игры в жмурки.

Жмурки или ЖПМ

Этот вариант жмурок у детей часто сокращается до трехбуквенного обозначения «ЖПМ». Аббревиатура расшифровывается как:

Ж — живой,
П — полумертвый
М — мертвый

В этом варианте также есть жмурка — водящий с завязанными глазами и игроки, которые от него прячутся.

Правила игры в ЖПМ

Дети рисуют на земле (асфальте) большой круг. В центре круга со словами «ЖПМ-ЖПМ» раскручивают жмурку. Как только он останавливается дети распределяются в очерченном круге. Выходить за его пределы игрокам не разрешается.

Если выбран Ж — живой, то игроки могут потихоньку перемещаться в кругу, чтобы водящий их не зажмурил.

Если названа буква П — полумертвый, то игрок, к которому приближается жмурка может сделать 14 шагов в сторону.

Если прозвучало М — мертвый, то все дети стоят смирно по своим местам и не могут сдвигаться и убегать от вады.

Как только водящий «зажмурил» попавшего под руку игрока, он должен угадать кто перед ним. Если угадал правильно, то пойманный игрок становится жмуркой.

Жмурки с колокольчиком

Данная разновидность жмурок известна по русской народной сказке, где медведь заставляет Машу прятаться от него, держа в руках колокольчик. В жмурках водящий пытается поймать игрока с колокольчиком в кругу, образованном другими участниками.

Жмурки с колокольчиками менее интересна детям, т.к. большинство игроков в этом варианте остаются бездействовать, а играют только двое.

Жмурки с голосом

Жмурки с голосом — разновидность простых жмурок. Игроки берутся за руки и образуют вокруг водящего хоровод. Жмурка стоит в центре хоровода и когда игроки пройдут несколько кругов, командует «стоп». После этого слова жмурка указывает пальцем на одного из игроков. Тот, на кого указал жмурка, должен дать водящему руку. Задача вады угадать по голосу, кто из игроков перед ним.

Жмурка может только 3 раза попросить игрока подать голос. Совсем необязательно говорить слово или слог, это может быть звук (мычание, мяуканье, карканье).

Если вада угадал игрока, то жмуркой становится этот игрок, а водящий становится в хоровод на его место.

Немного из истории игры Жмурки

Игра Жмурки

Исследователи считают, что игра Жмурки произошла от боязни людей болезней и смерти. Так как некоторые болезни сопровождаются потерей зрения, а люди всегда боялись заразиться, то они обходили стороной слепцов.

В русском обиходе слово «жмурик» или «жмурка» обозначал мертвеца, упыря, (вспомните полуослепшую бабу-ягу и саму смерть в сказках). Русский народ, как правило, боялся мертвых и старухи смерти, вот на основании этого и появилась такая подвижная игра.

И все же игра жмурки — это веселая детская забава, тренирующая ловкость и слух. В такой игре дети не будут скучать.

Комментировать

Photo05m.jpg

Не только младшим подросткам, но и средним, и старшим ой как полезно и попрыгать-побегать, и помериться силами, и весело посмеяться, приняв участие в забавной игре. Одной из таких игр являются традиционные жмурки, суть которых в том, что один из играющих с завязанными глазами ловит других.

О правилах

Для игры нужно, чтобы середина зала или комнаты была свободной. Для этого кое-что можно подвинуть к стене, а лишние стулья и вещи, которые жмурка может задеть и уронить, вынести в коридор.
Игроки становятся в тесный кружок. Жмурке завязывают глаза и ставят посередине. Кто-нибудь поворачивает его руками несколько раз, «чтобы он не знал, где у него право, а где лево», и останавливает лицом совсем в другую сторону. Это запутывает жмурку окончательно, делая «слепым».
Затем все потихоньку отходят и спрашивают:

— Где стоишь?
— На мосту.
— Что пьешь?
— Квас.
— Ищи три года нас.

И жмурка приступает к делу: прислушивается, вертя головой, протягивает руки вперед и осторожно делает первые шаги. Он ничего не видит, но зато все слышит: и шаги, и голоса, и шорохи, и даже дыхание. Вот он и бросается, растопырив руки, в разные стороны.

Это бывает так потешно, что многие начинают смеяться и даже хохотать, как ненормальные, выдавая себя и попадаясь в руки жмурке. А кто попался — тому теперь и водить. Ему завязывают глаза, и вот уже все хохочут над новым жмуркой.

Как и во всякой игре, в жмурках есть свои правила и свои секреты — как выиграть или как не проиграть. Правила нужно знать всем, ну а секреты у каждого свои и приобретаются со временем.
Правила простые. Если жмурка приближается к краю отведенной для игры площадки, надо его громко предупреждать словом огонь! Еще надо кричать и тогда, когда жмурка подходит к чему-нибудь, обо что он может ушибиться или споткнуться.

Второе правило — спасаться от жмурки за пределами площадки (или в другой комнате) нельзя. Кто выбежит, тот «погорел» и обязан сменить жмурку.

Ну а третье правило — пойманный водит. Обычно право завязать новому жмурке глаза предоставляют поймавшему. Он по себе знает, как лучше сделать, чтобы ничего не было видно, а дышать можно.
Иногда перед игрой договариваются, что жмурка должен не только поймать (или осалить), но и угадать, кого он поймал. Для этого ему приходится пойманного пощупать: и волосы, и руки, и одежду (обувь нельзя!). Если не угадает, опять придется водить. Поэтому игрокам полезно заранее запоминать, кто в чем одет: у кого длинные рукава, у кого — короткие, у кого какие воротнички или часы на руках.

Экскурс искусствоведческий

У англичан сходная игра известна как Blindman’s buff («толок слепца»), у немцев — как Blindekuh («слепая корова»), у итальянцев — a mosca cieca («слепая муха»), у испанцев — la gallina ciega («слепая курица») и т.д.

Игра в жмурки известна со времен античности. И хотя правила игры исторически и географически разнились, но в них всегда оставался один и тот же легкоузнаваемый сюжет.
В отечественной науке первым, кто уделил игре в жмурки просвещенное внимание, был И.П.Сахаров. В «Сказаниях русского народа» (1837) он описывает эту игру как русскую, хотя и очевидно, что в своем описании он близок не столько к народной традиции, сколько к традиции галантных забав высшего света: «Жмурки (или Слепой козел) есть игра домашняя, игра девушек и молодых мужчин в большие зимние вечера. Девушки с завязанными глазами, как бы лишенные зрения, стараются более поддаваться в руки любезных молодых мужчин, а о мужчинах и говорить нечего. Влюбленные под видом оплошности только одни и играют во весь вечер эту игру, тогда как другие только посмеиваются их незнанию прятаться от поисков Козла. Нет сомнения, что эту игру изобрела любовь: ведь наши предки любили не хуже нас».

Современные фольклористы считают, что восприятие игры в жмурки как игры любовной, эротической, предсвадебной было популярно с давних времен. Подтверждение этому — многие живописные полотна, скульптуры и сюжетные перипетии музыкальных произведений. Да и игровая практика жмурок, по справедливому мнению К.Богданова, замечательным образом соответствует сказочным свадебным мотивам.
В сказках герои часто ищут и вслепую узнают исчезнувшую или похищенную невесту. Елена Премудрая хочет выйти замуж только за того, кто сумеет от нее спрятаться. Царь выдает замуж свою дочь только тому, кто угадает ее приметы. Солдата с завязанными глазами водят в графский дом на свидание с женщиной, и впослед­ствии он узнает ее по метке, сделанной на лице. По пути к жениху служанка ослепляет царевну и выдает себя за царскую невесту, царевна возвращает себе глаза и выходит замуж за суженого. Муж запрещает жене смотреть на него, а когда она, ослушавшись, попыталась разглядеть его при свете, он исчезает; жена его ищет и находит (сюжет Амура и Психеи).

Экскурс психотерапевтический

Йохан Хейзенга в своей знаменитой книге «Человек играющий» пишет: «Ребенок играет совершенно серьезно, можно с полным правом сказать — в священной серьезности. Но он играет, и он знает, что играет».

Практика игр приобщает участников к глобальным мировоззренче­ским представлениям, тонко переплетающимся в игровых сюжетах. Так, страх перед смертью и миром потустороннего утверждается и одновременно преодолевается самой спецификой игры в жмурки.

Соотнесение слепоты со смертью характерно для многих культурных традиций. Умереть — значит потерять зрение: «Закрыть глазки и лечь в салазки», «Померк свет в очах». Но, по народным представлениям, при всей своей неотвратимости смерть не всесильна. Ей можно до поры до времени и посопротивляться — попробовать перехитрить, обмануть, обыграть.

Слепота — это пугающий признак чего-то иного. Чего-то потустороннего или чего-то антисоциального (любопытны жаргонные употребления слова «жмурик» в значении «мертвец» и «босяк»). Сам ход игры, распределение ролей и тотальный их обмен, и знаковая обратимость приводят, по мнению К.Богданова, к замечательному психотерапевтиче­скому эффекту — игровому снижению темы смертельной опасности.

Экскурс психологический

С.К. Якуб в своей замечательной книжке «Вспомним забытые игры» рассказывает читателям о многих психологических тонкостях и хитростях детских игр. «Когда тебе завяжут глаза, — делится он своими воспоминаниями, — шагом идти и то непривычно и боязно. А ведь надо бегать да еще и ловить! Поэтому кроме осторожности приходилось вырабатывать в себе смелость. Попробуйте-ка просто пробежать хотя бы десять шагов с закрытыми глазами. Что, страшновато? Но потом привыкаешь. Поэтому тот, кто часто играл в жмурки, уже не будет бояться темноты. Жмурки были у нас, пожалуй, единственной игрой, в которую мы могли играть даже вечером».

В игре каждый по-своему спасается от жмурки: кто все время бегает и что-нибудь кричит, кто стоит тихо, притаившись, на одном месте, а увидев приближающегося жмурку, убегает со всех ног. Но большинство все время ходят на цыпочках около жмурки или с топотом проносятся прямо перед ним.
Это очень рисково, но и заманчиво — держаться поближе к жмурке. А самые смелые даже подкрадываются и дергают его за платье или за волосы, пока он не кинется в их сторону, — только успевай отскакивать! Зато игра проходит интереснее и жмурки чаще меняются.
Но самый лучший способ обмануть жмурку — подкрасться потихоньку сзади и через плечо дотронуться пальцем до его носа. Он думает, что кто-то трогает его спереди, и шустро схватывает руками воздух. Все хохочут до упаду.

Вариант со жгутом

Для этого варианта игры понадобится несколько чистых повязок на глаза (или бумажных колпаков, надевающихся на голову и закрывающих лицо). Нужно подготовить также два жгута, то есть два небольших полотенца, сложенных вдвое. Удар таким жгутом не причинит боли.
Все встают в большой круг и выбирают двух водящих, которые входят внутрь круга. Одному из них завязывают глаза и дают в руки жгут. Другой — также с завязанными глазами, но в руках у него колокольчик (или свисток).

Игрок с колокольчиком или свистком непрерывно подает (через каждые 10–15 секунд) сигналы, а сам перебегает на новое место. Игрок со жгутом по звуку старается приблизиться к напарнику и запятнать жгутом. Но, как правило, он машет жгутом по пустому месту, что вызывает у зрителей веселое оживление. Сами они, взявшись за руки, должны держать границы игрового круга — иначе игра затянется и станет неинтересной.

Как только игроку со жгутом удалось осалить убегающего, выбирается новая пара из числа желающих принять в игре участие.
В конце игры можно устроить такую шуточную каверзу. Выбирается уже несколько водящих (3–4), им завязываются глаза и даются в руки жгуты. Когда это сделано, последнему игроку дают в руки свисток, но глаза не завязывают. Этого остальные жмурки не видят, хотя игроки-зрители начинают понимать, в чем заключается шутка.

Зрячий со свистком бегает внутри круга, подавая сигналы и ловко обегая водящих. Те машут жгутами по воздуху, пытаясь осалить игрока со свистком. Часто при этом они награждают ударами жгута и друг друга, и хохочущих зрителей.

Если под рукой нет звонка или свистка, можно провести игру и без них. Тогда один из водящих в ходе игры громко спрашивает: «Где ты?» — а другой сейчас же отвечает: «Я здесь!» — и перебегает на новое место. Задача остается прежней — запятнать жгутом того, кто, подавая сигнал голосом, старается затем остаться неосаленным.

Игру можно провести и без жгутов. Тогда один водящий старается не осалить другого, а поймать его.

  • Иванушка не пей из копытца козленочком станешь сказка
  • Игра актера была проникновенна и взволнованна как пишется
  • Иванушка елена прекрасная конь перстень терем название сказки
  • Игорьевна или игоревна как пишется отчество правильно
  • Иванушка дурачок сказка текст