Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества» г. Грязи
Грязинского муниципального района
Игровая программа для детей младшего школьного возраста , посвященная творчеству А.С. Пушкина
« Что за прелесть эти сказки!»
Ванина Елена Александровна
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества» г.Грязи
Грязинского муниципального района
399059, Липецкая область, г.Грязи,
ул. Красная площадь, д.35
Тел. 8(47461) 2-45-02
Ванина Елена Александровна ,
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦРТДЮ г. Грязи
Цель: Формирование у детей интереса к сказкам А.С. Пушкина через игровую деятельность.
Задачи:
-В игровой форме расширить и закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина; -Воспитать любовь к русским писателям и поэтам;
-Развитие творческого и логического мышления, а также артистических способностей детей;
-Воспитание у детей чувства коллективизма, толерантности.
Рекомендуемый возраст участников : 7-11 лет
Оборудование. Портрет Александра Сергеевича Пушкина, выставка книг и иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина , выставка детских рисунков
Предварительная работа. Чтение сказок А.С. Пушкина, беседа о них, организация выставки рисунков (заранее ребятам было дано задание – на альбомных листах формата А4 сделать рисунки персонажей сказок).
Ход мероприятия:
Ведущий. Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша:
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытания
Согласны юные сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца. (В. Берестов)
Ведущий. Сегодня не найдешь человека, которому незнакомо имя Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта. Имя этого поэта стало олицетворением России. Александр Сергеевич Пушкин – это целая эпоха в русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин подарил нам удивительно прекрасный мир, в котором мы живем.
Он памятник воздвиг себе нерукотворный.
К нему не зарастет народная тропа.
За свою короткую жизнь А.С. Пушкин создал огромное количество литературных произведений, которые вошли в российскую и мировую литературу. Это не только стихи и поэмы, но и сказки. Мы знакомимся с ними еще в раннем детстве. Еще не умея читать, мы слушаем эти сказки, которые зачаровывают нас своей красотой. Его старенькая няня Арина Родионовна, простая русская крестьянка, часто перед сном нараспев при свете свечей рассказывала маленькому Саше сказки, которые он готов был слушать всю ночь. Арина Родионовна не была научена грамоте. Ее руки не привыкли к перу. Но к ней А.С. Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала множество русских народных песен и сказок. А.С. Пушкин очень любил свою няню. Она завораживала его своими чудесными сказками, персонажи из которых он потом перенес в свои произведения.
Сказки А.С. Пушкина всегда с нами, в душе каждого из нас. Его сказки стали любимыми не только детьми всех возрастов, но и взрослыми. Многие фразы из его сказок стали крылатыми цитатами. В них проявляется его любовь не только к Родине, но и красоте ее природы.
А.С. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы из природы. Это и золотая рыбка, и золотой петушок, и затейница белка, и царевна Лебедь…С раннего детства мы читаем эти сказки и учимся отличать добро от жестокости и зла.
Ведущий . Именно поэтому наша игровая программа посвящена сказкам А.С.Пушкина. Всего им написано 7 сказок. Сейчас я предлагаю выбрать из предложенных названий те, которые принадлежат перу А.С.Пушкина.
1. Конкурс «Выбери сказку А.С.Пушкина»
Ход конкурса. На доску вывешиваются названия сказок «Золушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Кот в сапогах», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Колобок», «Теремок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Бременские музыканты», «Сказка о попе и работнике его Балде», а ребята выбирают названия сказок, которые написал А.С.Пушкин.
Ведущий. Как вы, наверное, знаете, сюжеты для сказок Пушкина дала его няня, Арина Родионовна. Пушкин записал со слов Арины Родионовны семь сказок, а на основе четырёх («Некоторый царь задумал жениться», «Некоторый царь ехал на войну», «Поп поехал искать работника» и «Царевна заблудилась в лесу») впоследствии создал «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказку о царе Салтане», «Сказку о попе и его работнике Балде». Давайте попробуем догадаться по конспективным записям, сделанным А.С.Пушкиным со слов Арины Родионовны, как эта сказка стала называться у Александра Сергеевича.
2. Конкурс «Нянюшкины сказки»
Ход конкурса. Ведущий зачитывает отрывки из записей, сделанных А.С.Пушкиным, а ребята дают название сказки А.С.Пушкина.
— «Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить….» («Сказка о царе Салтане»).
— «Поп поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти в работники, платы требует только три щелчка в лоб попу. Поп радехонек, попадья говорит: «Каков будет щелк». Балда дюж и работящ, но срок уже близок, а поп начинает беспокоиться… Поп посылает Балду с чертей оброк собирать. Балда берет пеньку, смолу да дубину, садится у реки, ударил дубиною в воду, и в воде охнуло. «Кого я там зашиб? старого или малого?» И вылез старый — «Что тебе надо?» — «Оброк собираю». — «А вот внука я к тебе пришлю с переговорами». Сидит Балда да веревки плетет да смотрит. Бесенок выскочил. «Что ты, Балда?» — „Да вот стану море морщить, да вас чертей корчить…”». («Сказка о попе и работнике его Балде»)
— «Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой — убирает его. Двенадцать братьев приезжают. Ах, — говорят, — тут был кто-то — али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра…»;
«…Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам…» (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
Ведущий. Сказки не могут быть без героев: главных ли, второстепенных, и наш конкурс «Герои сказок Пушкина»» мы посвятим именно героям сказок Пушкина.
3.Конкурс «Герои сказок Пушкина»
Ход конкурса. Ведущий называет первую часть имени главного героя, а дети продолжают его имя.
— Мёртвая …(царевна)
— Золотая … (рыбка)
— Золотой …( петушок)
— Царь …(Салтан, Дадон)
— Князь …(Гвидон)
— Королевич …( Елисей)
— Царевна…(Лебедь)
— Шамаханская…(царица)
Ведущий. Ну что ж, вы справились с первой частью задания — а теперь вторая часть. Итак, я называю сказочного героя, а вы должны хлопнуть, если он или она являются героями сказок А.С,Пушкина.
Ход конкурса. Ведущий называет сказочные персонажи, а дети хлопают, если это герои сказок А.С.Пушкина.
Балда, Колобок, Царевна Несмеяна, Буратино, Салтан, Поп, Чернавка, Царица-мачеха, Мышка – норушка, Старик, Мюнхаузен, Бабя Яга, Старуха, Черепаха Тортила, Трубадур, Белка.
Ведущий. Героями сказок Пушкина являются и люди, и вымышленные персонажи, и животные. И наш следующий конкурс «Животные в сказках Пушкина».
4.Конкурс «Животные в сказках Пушкина»
Ход конкурса. Ведущий называет животных, а ребята вспоминают из какой они сказки.
Белка — «Сказка о царе Салтане»
Заяц, Лошадь — «Сказка о попе и работнике его Балде»
Петушок — «Сказка о золотом петушке»,
Рыбка — «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Собака – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Ведущий. В сказках Пушкина говорят все: и люди, и животные. И сейчас я предлагаю вам определить, кто и в какой сказке говорит слова, которые прозвучат далее.
5.Конкурс «Кто как говорит»
Ход конкурса. Ведущий читает отрывки из текстов сказок А.С.Пушкина, а дети должны определить, кто сказал эти слова, и в какой сказке?
-Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку. (Петушок, «Сказка о золотом петушке»)
-Что тебе надобно, старче? (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
-Нужен мне работник, повар, конюх, плотник. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»)
-Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? (Князь Гвидон. «Сказка о царе Салтане»)
-Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи… (Царица-мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
— Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу. (Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»).
Ведущий. А вы, ребята, знаете, что такое полба, что же просил есть себе Балда? (Ребята отвечают). Полба – это особый вид пшеницы, из которого варили кашу.
6.Конкурс «Забытые вещи»
Ход конкурса. Ведущий по очереди называет предмет. Задача детей — назвать сказку, в которой встречается такой предмет.
Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
Хлеб – «Сказка о мёртвой царевне…»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
Орех – «Сказка о царе Салтане» – «Сказка о попе и работнике его Балде» Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
Пряник – «Сказка о рыбаке и рыбке»
Мешок – «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»
Ведуший. Мешок и в одной сказке, и в другой – путаница какая-то. Наш следующий конкурс так и называется «Путаница». Я вам читаю перепутанные отрывки, в которых герои заблудились и попали в чужие сказки, помогите им найти свою сказку.
7.Конкурс «Путаница»
Ход конкурса. Ведущий читает перепутанные отрывки – дети разбирают кто из героев попал в чужую сказку.
— Вот мудрец перед Салтаном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
(Царь Салтан попал в Сказку о золотом петушке на место царя Дадона).
— Здравствуй рыбак-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
(Рыбак попал в Сказку о попе и о его работнике Балде на место Балды)
— Жил князь Гвидон со своею прекрасною царевной Лебедь
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
Князь Гвидон ловил неводом рыбу,
Царевна Лебедь пряла свою пряжу.
(Князь Гвидон и царевна Лебедь попали в Сказку о рыбаке и рыбке на место рыбака и его старухи).
— «Свет мой, петушок! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей петушок в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, старуха всех милее,
Всех румяней и белее».
И старуха хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо на петушка глядясь.
(Петушок из Сказки о золотом петушке и старуха из Сказки о рыбаке и рыбке оказались в Сказке о Мёртвой царевне и о семи богатырях на месте: петушок — зеркальца, старуха — царицы-мачехи.)
8.Конкурс «Сказки и цифры»
Ход конкурса. Ведущий называет цифры 3, 33. Ребята должны вспомнить, что обозначают эти цифры.
33 – года жили старик со старухой у самого синего моря.
— 33 богатыря (в чешуе, как жар горя 33 богатыря).
3 – девицы под окном пряли поздно вечерком;
3 — раза закидывал старик невод;
3 — щелка дал Балда попу;
Ведущий. Сейчас мы с вами поиграем в театр, и не просто в театр, а в театр-экспромт.
9.Конкурс «Театр-экспромт»
Ход конкурса. Ведущий раздает участникам конкурса бейджики с названиями персонажей произведений Пушкина:
Дуб, Руслан, Царь Дадон, Шамаханская царица, Золотой петушок, Старик, Золотая рыбка, Кот ученый.
После того, как роли розданы, ведущая читает текст, а исполнитель роли, услышав своё имя должен выполнять действие, согласно тексту.
Текст.
На солнечной поляне стоит Дуб. Его могучие ветви качаются под порывами ветра. Около дуба собираются герои пушкинских сказок. Первым прибывает Руслан. Он встает около Дуба, опирается на него рукой, а другую руку приставляет к глазам и грустно смотрит вдаль, поджидая Людмилу. Но Людмила не торопится. Руслан видит, как приближается, еле волоча ноги, царь Дадон под руку с Шамаханской царицей. Она весело хохочет. С другой стороны, подлетает Золотой петушок. Он машет крыльями и пытается клюнуть Дадона в темя. Дадон отмахивается от него. Руслан помогает прогнать петушка. Петушок, злобно кукарекая, улетает. Дадон начинает светскую беседу с Шамаханской царицей и Русланом. В это время появляется Старик. Он медленно, едва передвигая ноги идёт с дубу, который всё ещё качает ветвями. Он подходит к морю и кличет Золотую рыбку. В волнах появляется Золотая рыбка. Она лениво подплывает к старику и говорит: «Чего тебе надобно, старче?». Старик, открывает рот, чтобы сказать, но рыбка машет хвостом и уплывает. Дадон, Шамаханская царица и Руслан продолжают светскую беседу. К ним присоединяется грустный старик. В это время появляется Кот ученый. Он обводит всех взглядом, взмахивает лапами идет направо и «песнь заводит». Все подхватывают её и уходят.
Ведущий. Молодцы ребята. Спасибо, можете занять свои места.
Ведущий А сейчас я предлагаю перейти к следующему конкурсному заданию. Для этого все ребята должны составить две команды, дать каждой символическое название и выбрать своего капитана. Итак, переходим к конкурсам.
Ведущий .Сейчас я капитанам команд раздам задание первого конкурса, в «сеточках» которого необходимо найти персонажи сказок А.С. Пушкина, но необычные, а только те, которые состоят из объектов природы – животных и растений».
10 Конкурс. «Найди персонажей сказок»
(Ответы: лебедь, сосна, море, коршун, шмель, комар)
(Ответы: яблоко, дуб, кот, рыба, изумруд, орешки)
Ведущий : Сейчас я проведу конкурс на лучшего знатока крылатых выражений из сказок А.С. Пушкина. Каждой команде раздаются листочки, в которых написаны крылатые выражения из сказок этого поэта. И командам нужно ответить, из какой сказки взяты эти крылатые выражения.
11 Конкурс. Крылатое выражение — Сказка А.С. Пушкина
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной — Сказка о попе и его работнике Балде
А во лбу звезда горит — Сказка о царе Салтане
А комар-то злится, злится — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Дурачина, ты простофиля — Сказка о рыбаке и рыбке
Бедненький бес под кобылу подлез — Сказка о попе и его работнике Балде
Сказка ложь, да в ней намек — Сказка о Золотом Петушке
Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои сани. — Сказка о рыбаке и рыбке
Я там был, мед, пиво пил.
Да усы лишь обмочил — Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди
Услужу тебе советом – слушай: обо всем об этом подумай ты путем, не раскаяться б потом — Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь.
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Кабы я была царицей… — Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди
Белка песенки поет и орешки все грызет — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Что ты, баба, белены объелась? — Сказка о рыбаке и рыбке
Великаны молодые, все равны как на подбор — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Не ступить, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство — Сказка о рыбаке и рыбке
За морем жить не худо — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Здравствуй князь ты мой прекрасный — Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди
Где мне найти такого служителя не слишком дорого? — Сказка о попе и его работнике Балде
Что тебе надобно, старче? — Сказка о рыбаке и рыбке
Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего… — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Ведущий . А сейчас я проведу блиц – турнир между командами. Члены команд по очереди зачитывают строки из сказок А.С. Пушкина, а члены второй команды должны за минуту ответить, из какой сказки эти строки».
12 Конкурс . Блиц турнир «Сказочное путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Строки первой команды.
1.«Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить…»
(Ответ: Сказка о мертвой царевне)
2.«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого, Кроме Бога одного…»
(Ответ: Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
3.«В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица,
И растет ребенок там,
Не по дням, а по часам…»
(Ответ: «Сказка о царе Салтане…»)
4.«Бедный поп подставил лоб,
С первого щелчка прыгнул до потолка,
Со второго щелчка лишился поп языка,
А с третьего щелчка вышибло ум у старика…»
(Ответ: Сказка о попе и работнике его Балде»)
Строки второй команды.
1.«Здравствуй, грозная царица!
Ну теперь твоя душенька довольна?»
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела,
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашей затолкала.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила…»
(Ответ: Сказка о рыбаке и рыбке»)
2.«Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Досветла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет…»
(Ответ «Сказка о попе и его работнике Балде»)
3.«Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою» …
(Ответ: Сказка о золотом петушке»)
4.«Попадья им не нахвалится,
Поповна о нем лишь и печалится,
Попенок зовет. Его тетей
Кашу заварит, нянчится с дитятей…»
(Ответ: Сказка о попе и работнике его Балде»)Ведущий: Вот и настала очередь для соревнования капитанов наших команд. Задание, заключается в том, что капитаны команд за 3 минуты должны разгадать кроссворды, посвященные А.С. Пушкину.
Вопросы. 1. Что должны были платить попу черти? 2. Кого перед утренней зарею выехали пострелять богатыри? 3.Любимое лакомство белочки. 4. Кличка собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях. 5. Как звали жениха царевны? 6. Дерево в лесу, под которым должна была чернавка оставить царевну.
Ответы. 1. Выкуп; 2.Утки; 3. Орешки; 4. Соколко; 5. Елисей; 6. Сосна
Вопросы. 1. Каким словом обозвала старуха старика; 2. Отрицательная «героиня» в сказке о золотой рыбке, которая хотела стать и столбовой дворянкой, и вольной царицей; 3. Это насекомое, в которое превратил царевна Лебедь князя; 4. Милое животное, которое грызет орешки под елью; 5. Кого взял Балда себе в помощники , чтобы обмануть черта в сказке о попе и его работнике Балде? 6. Хищное животное, от которого царевич спас царевну Лебедь.
Ответы. 1. Простофиля; 2. Старуха; 3. Шмель; 4. Белка; 5. Зайчишка; 6. Коршун
Ведущий: В заключение нашей игровой программы, пока идет подведение итогов послушаем , как сейчас бы звучали сказки А.С. Пушкина на новый лад.
1 Сказка на новый лад (1 чтец, 2 чтец, 3 девицы, царь)
1-ЫЙ ЧТЕЦ:
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица,
Говорит одна девица…
2-ОЙ ЧТЕЦ:
Нам известны их ответы.
А что думают об этом
Наши девочки, сейчас?
Вот об этом будет сказ.
1-ЫЙ ЧТЕЦ:
Прислонившись к школьной стенке,
Девочки – на переменке,
Эту сказку обсуждали,
А меня не замечали.
1-АЯ:
Быть ткачихой – это жуть –
Век, за прялкой, спину гнуть.
У меня – другая цель,
Буду я – «супер – модель»!
2-АЯ:
Поварихой быть – нормально,
Хоть звучит это банально.
Ресторан, «бистро», иль бар…
Где продукты, там «навар»!
3-ЬЯ:
Видно, я сказала зря,
Что рожу богатыря.
Одни «памперсы», сейчас –
Разорят державу, враз!
2-ОЙ ЧТЕЦ:
Только молвили словечко,
Глядь, а царь уж, у крылечка.
Только царь был – не простак,
Раскумекал: что, да как?
ЦАРЬ:
Не одной не быть, царицей,
Ведь жена – не рукавица,
С белой ручки, не стряхнёшь,
Да за пояс – не заткнёшь.
Не раскаяться б, потом –
Поищу – другим путём.
2 сказка (1 чтец, 2 чтец, девица,зеркало)
1-ЫЙ ЧТЕЦ:
На «девичник» собираясь,
Вот царица, наряжаясь –
Гордо в зеркальце, глядясь –
Всё верти́тся, подбочась…
2-ОЙ ЧТЕЦ:
Ай – да Пушкин, меткий стих!
Узнаю девчат своих.
Также, перед зеркальцем –
Крутятся, да вертятся.
ДЕВИЦА:
Так, проверим косметичку:
Две наращенных косички,
Тушь, румяна – положила,
Лак и ногти – не забыла…
Свет мой, зеркальце, скажи –
Да всю правду доложи:
Как сегодня, макияж?
И хорош ли татуаж?
А тональный крем – на коже
Сделал ли меня, пригожей?
ЗЕРКАЛО:
Если, насчёт — красоты –
Кукла крашеная, ты!
Мажешь кожу, чем попало –
Вот и красота пропала.
Не румяна, не жива,
Как поблёкшая трава.
ДЕВИЦА:
Ах ты, мерзкое стекло –
Это врёшь ты, мне назло!
Красивее всех я, в школе!
Перекраситься мне, что ли?
Ведущий. Вот на этой радостной ноте мы и закончим нашу игровую программу посвященную по сказкам А.С.Пушкина.
Сказки Пушкина, друзья,
Забывать никак нельзя.
Не забывайте сказки эти
И в наши годы, в листок наши дни.
Для радости и грусти светлой
Друзьями к вам придут они.
Подведение итогов. Награждение победителей и активных участников.
«Что за прелесть эти сказки» (по сказкам А. С. Пушкина )
Презентация к уроку литературы, 5 класс,
учителя Панченковой В.П.
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша:
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытания
Согласны юные сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
(В. Берестов)
ПРОПУСКНОЕ БЮРО
За что рыбка наказала старуху?
За жадность
Сколько лет жили старик со старухой?
30 лет и 3 года
ПРОПУСКНОЕ БЮРО
В какой сказке «царь с царицею простился в путь дорогу снарядился»?
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Как назывался остров, где жил князь Гвидон?
Буян
ПРОПУСКНОЕ БЮРО
О ком сказано?
«Все красавцы молодые,
великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор».
О витязях, охранявших остров Буян
Назовите предмет,
который говорил правду .
Зеркальце
ПРОПУСКНОЕ БЮРО
Место встречи попа и Балды.
Базар
Какие орешки грызёт белка?
«А орешки непростые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд…»
Мобильный телефон
Кто сказал эти слова, из какой сказки?
«Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку».
Петушок.
«Сказка о золотом петушке»
«Что тебе надобно, старче?»
Золотая рыбка
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Нужен мне работник, повар, конюх, плотник.»
Поп
«Сказка о попе и работнике его Балде»
Мобильный телефон
Кто сказал эти слова, из какой сказки?
«Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?»
Князь Гвидон
«Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди …»
«Свет, мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»
Царица-мачеха
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях »
АДРЕСНЫЙ СТОЛ
Кто и где живёт?
Кот
- Кот
У лукоморья
Старик со старухой
В ветхой землянке,
у самого синего моря
Царь Дадон
- Царь Дадон
В некотором царстве,
в некотором государстве..
Белка
- Белка
Ель растёт перед дворцом,
а под ней хрустальный дом…
Терем
Сударыня-дворянка
- Сударыня-дворянка
МАГИЧЕСКИЙ КОНКУРС
В какой сказке :
Лебедь может стать Царевной ?
- Лебедь может стать Царевной ?
«Сказка о царе Салтане…»
Князь может превратиться в комара, шмеля?
- Князь может превратиться в комара, шмеля?
«Сказка о царе Салтане…»
Мёртвая царевна может ожить?
- Мёртвая царевна может ожить?
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях »
Старуха может стать богатой, а потом опять бедной?
- Старуха может стать богатой, а потом опять бедной?
«Сказка о рыбаке и рыбке»
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНКУРС
Назовите сказки А. С. Пушкина, в которых встречаются числа 7, 3, 33, 30.
зеркальце
орехи
корыто
петушок
бочка
яблоко
ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ
невод
Из каких сказок эти предметы?
верёвка
золотая рыбка
ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНКУРС
Продолжи фразу:
«Свет мой, зеркальце, …»
«С первого щелчка прыгнул поп до …
Со второго щелчка лишился поп …
С третьего щелчка вышибло…»
потолка,
языка,
ум у старика.
«Говорят, царевна есть, что не можно …
Днём свет божий…, ночью землю … –
Месяц …»
под косой блестит,
а во лбу звезда горит.
«У Лукоморья дуб …»
КОНСТРУКТОРСКИЙ КОНКУРС
Соберите названия сказок
Сказка о рыбке богатыре и петушке Балде
Лебеди мёртвой
Сказка о рыбаке и о карета царевне Гвидоне его золотая
Сказка о семи могучем богатырях царе о Салтане славном и о князе и о прекрасной царевне
Сказка царь Дадон о золотом работнике Салтановиче
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о золотом петушке »
«Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях»
«Сказка о царе
Салтане, о его
славном и
могучем богатыре
князе Гвидоне
Салтановиче
и о прекрасной
царевне-Лебеди»
КОНСТРУКТОРСКИЙ КОНКУРС
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о царе Салтане, о его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне-Лебеди»
ИМЕННОЙ КОНКУРС
Дополни имя сказочного героя
Золотая …
рыбка
Мёртвая …
царевна
Балда
Работник …
Королевич …
Елисей
Царевна…
Лебедь
Поп – толоконный…
лоб
петушок
Золотой …
Салтан, Дадон
Царь …
царица
Князь …
Шамаханская…
Гвидон
ПУТАНИЦА
Помогите героям вернуться в свою сказку
«Вот мудрец перед Салтаном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка»
Царь Салтан попал в «Сказку о золотом
петушке» на место царя Дадона.
«Здравствуй рыбак-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке мы век не слыхали,
Не было чертям такой печали».
Рыбак попал в «Сказку о попе и о
работнике его Балде» на место Балды .
ПУТАНИЦА
Помогите героям вернуться в свою сказку
Жил князь Гвидон со своею
прекрасною царевной Лебедь
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
Князь Гвидон ловил неводом рыбу,
Царевна Лебедь пряла свою пряжу.
Князь Гвидон и царевна Лебедь попали
в «Сказку о рыбаке и рыбке» на место
рыбака и его старухи
ПУТАНИЦА
Помогите героям вернуться в свою сказку
И привёз гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Королевич Елисей велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
Мёртвую царевную и хрустальный гроб
Тайно бросить в бездну вод».
Королевич Елисей и Мёртвая царевна попали
в «Сказку о царе Салтане…»
на место самого царя и его царицы.
ПУТАНИЦА
Помогите героям вернуться в свою сказку
«Свет мой, петушок! Скажи, Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»
И ей петушок в ответ:«Ты, конечно, спору нет;
Ты, старуха, всех милее, Всех румяней и белее».
И старуха хохотать, И плечами пожимать,
И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась, Гордо на петушка глядясь.»
Петушок из «Сказки о золотом петушке» и
старуха из «Сказки о рыбаке и Рыбке»
оказались в «Сказке о Мёртвой царевне
и о семи богатырях» на месте: петушок —
зеркальца, старуха — царицы-мачехи
Подведём итоги
Художники-иллюстраторы сказок А.С.Пушкина
Врубель М.А.
1900г .
И. Я. Билибин
1905 г.
Серов В. А.
1910 г.
Зворыкин Б.В.
1925 г.
А. Куркин
1961 г.
Маврина Т.А.
1978
КсенофонтовТ.И.
ХХ в.
Панин В. А. ХХ в.
Цели игры:
- Развитие интереса к чтению художественной литературы;
- Развитие навыков читательской деятельности – умение работать с художественным текстом;
- Развитие навыков коммуникативной деятельности учащихся: умение слушать и слышать, уважительное отношение к чужому мнению, умение отстаивать свою точку зрения, умение соглашаться и принимать чужую точку зрения;
- Развитие умения работать в группе.
Организация игры. Класс разбит на три команды. У каждой команды есть название, капитан. Столы, за которыми сидят участники игры расположены группами. На столах визитные карточки команд. У капитана сигнальная карточка, которой он оповещает о готовности команды к ответу на вопрос. Правильность ответов участников игры оценивает жюри, из числа приглашённых родителей.
Оформление и оборудование игры.
- Компьютер для учителя (ведущего игры), мультимедийный проектор, экран.
- Мабуки для учащихся (передвижной мобильный компьютерный класс) – 3 штуки;
- Презентация Power Point (Приложение 1)
- Интерактивный кроссворд в электронном виде, выполненный в программе Hot Potatoes (Приложение 2)
- Интерактивный тест на установление соответствия, выполненный в программе Hot Potatoes (Приложение 3)
- Конструкторы «Лего».
- Три конверта с героями сказок.
- Листы оценивания.
- Сигнальные карточки.
Если школа не располагает техническими возможностями, необходимыми для оборудования игры, то презентация, кроссворды, тесты могут быть заменены распечатанными бумажными вариантами, также как и иллюстрации, картины, рисунки и т.д.
Ход игры
Ведущий. Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Сегодня мы вспомним любимые вами сказки А.С.Пушкина. У каждого из нас свой Пушкин. Он входит в нашу жизнь в самом её начале и уже не покидает никогда. Наше первое знакомство происходит с этим гением, когда мы читаем его сказки. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Так писал Александр Сергеевич своему брату Лёвушке. Эти же слова мы может с полным правом отнести к сказкам самого Пушкина. Мы начинаем игру.
Представление команд.
Каждая команда представляет название команды, её девиз и капитана.
Конкурс 1. «Лучший знаток сказок А.С. Пушкина»
Каждая команда должна ответить на пять вопросов по сказкам Пушкина. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Вопросы:
- Каким словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
- Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что же «приговаривал Балда с укоризной»?
- Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
- Есть ли сказках Пушкина Баба-Яга?
- Есть ли в сказках Пушкина Кощей бессмертный?
- Есть ли в сказках Пушкина Леший?
- В кого превращала царевна Лебедь князя Гвидона?
- Назовите чудеса из «Сказки о царе Салтане»?
- Что отвечало зеркальце царице?
- Кого подарил мудрец царю Дадону?
- Что кричал петушок, сидя на спице?
- В чем совершили своё первое путешествие князь Гвидон и его мать?
- Сколько лет рыбачил старик?
- К кому обращался Елисей во время поисков царевны?
- Каким словами обращался старик к золотой рыбке?
Конкурс 2 «Отбери героев сказки»
Капитаны команд выбирают один из трёх конвертов. В каждом конверте находятся имена героев сказок:
- «Сказка о царе Салтане…»
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- «Сказка о попе и работнике его Балде».
Задача команд отобрать героев только означенной сказки, убрав лишних. Конкурс оценивается в три балла.
Конверт 1 «Сказка о царе Салтане…»
- мачеха
- царевна Лебедь
- Салтан
- три девицы
- дядька Черномор
- шамаханская царица
- семь богатырей
- белка
- зеркальце
- сватья
- бесёнок
- гонец
- попадья
- коршун
Конверт 2 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- мачеха
- царевна
- Царевич Елисей
- Чернавка
- дядька Черномор
- шамаханская царица
- семь богатырей
- Солнце
- зеркальце
- Соколко
- бесёнок
- Ветер
- Месяц
- коршун
Конверт 3 «Сказка о попе и работнике его Балде»
- мачеха
- Балда
- зайка
- три девицы
- поп
- шамаханская царица
- семь богатырей
- конь
- зеркальце
- старый бес
- бесёнок
- гонец
- попадья
- коршун
Конкурс 3 «Разгадай кроссворд»
Команды должны разгадать кроссворд, составленный по текстам сказок Пушкина. Кроссворд представлен в электронном виде (Приложение 2). Участники работают с мабуками. Максимальный балл за кроссворд – 15 баллов. Удобство электронной версии – программа сама посчитает процент выполнения задания.
Конкурс 4 «Ты – мне, я – тебе»
Каждая команда заранее готовит по одному вопросу командам – соперницам. Таким образом, каждая команда в этом конкурсе отвечает на два вопроса. Правильный ответ оценивается в один балл. За оригинальность вопросов жюри может дать дополнительный балл команде. Итого: максимальный балл за конкурс – 3 балла.
Конкурс 5 «Лего-конкурс»
Используя детали конструктора Лего, за 7-10 минут команды должны сконструировать как можно больше героев из сказок Пушкина. Оценивание конкурса: 1 балл за каждого героя. Жюри может дополнительно оценить эстетичность, оригинальность представленных поделок – 1 балл.
Конкурс 6 «Конкурс капитанов»
Для участия в этом конкурсе приглашаются капитаны команд. Конкурс состоит из двух частей.
1. Узнай, чей портрет. Кто это?
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 3 балла
-
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает… -
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.. -
Высока стройна бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. -
Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого… -
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело. - Вся, сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи.
2. Соотнеси героя и его имя
Капитаны работают на мабуках и выполняют тестовое задание (Приложение 3). Оценивание – по 1 баллу за каждое правильно, установленное соответствие. Максимальный балл – 10 баллов
Конкурс 7 «Иллюстрация к какой сказке?»
Конкурс проводится во время выполнения капитанами второй части заданий. Командам предлагаются иллюстрации к сказкам Пушкина. Участники должны отгадать, к какой сказке относится иллюстрация. Оценивание – за каждый правильный ответ 1 балл. Максимальный балл – 3 балла.
- «Сказка о рыбаке о рыбке»
- «Сказка о царе Салтане…»
- «Сказка о попе и работнике его Балде»
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- «Сказка о золотом петушке»
Конкурс 8 «Камера потерянных вещей»
В ходе этого конкурса участники команд должны отгадать, кто из героев сказок А.С.Пушкина потерял представленные вещи. Оценивание – за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 4 балла.
Потерянные вещи (Приложение 4):
Корыто |
Зеркало |
Невод |
Веревка |
Месяц и звезда |
Орехи |
Петушок |
Жемчуга и золотые перстни |
Лук со стрелами |
Подзорная труба |
Шатёр |
Яблоко |
Подведение итогов.
В конце игры жюри подводит итоги и оглашает результаты.
Конкурсы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Итог | Место |
Максимальные баллы | 5 | 3 | 15 | 3 | по 1 | 12 | 3 | 4 | 45 + по 1 за Лего | |
Команда 1 | ||||||||||
Команда 2 | ||||||||||
Команда 3 |
Победители награждаются памятными сувенирами. Все участники приглашаются на чай с пирогом.
Игровая театрализованная программа
«Мир, озарённый пушкинскою сказкой»
для учащихся 5-х классов
Задачи:
-
Расширение знаний о творчестве А.С. Пушкина.
-
Формирование интереса к театрализованным формам организации внеурочной деятельности.
-
Развитие творческих способностей через простейшие конкурсные задания и свободный выбор жанра: поэзия, театр, изобразительное искусство.
-
Развитие умения работать в коллективе.
-
Поддержание эмоционального настроя.
Оформление:
-
большое панно «Сказки Пушкина» (коллективная творческая работа учащихся);
-
портрет А.С. Пушкина;
-
плакат с изображением лиры – символа творчества.
Реквизит:
-
магнитофон;
-
музыкальный материал: «Времена года» П.И. Чайковского, увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, русские народные мелодии;
-
листы бумаги;
-
призы;
-
заготовки к конкурсам.
Подведение итогов:
-
выполнение конкурсных заданий оценивается по пятибалльной системе;
-
итоги подводятся сразу после завершения программы.
Награждение:
-
дипломы за интересное участие получают все команды;
-
команда-победитель награждается книгой «Сказки из бумаги»;
-
лучшим игрокам вручаются символические «волшебные яблоки».
Сценарный ход
Звучит увертюра к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Все участники занимают свои места в зале (стулья расставлены по периметру, все действие происходит не на сцене, а в зрительном зале).
Ведущий.
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
Это присказка, не сказка.
Сказка будет впереди.
Вот моя для вас подсказка (показывает на панно) –
На разминку выходи!
(Появляется ученый кот).
Кот. Мур-р-р, мяу! Разрешите представиться: я – кот Боюн, или ученый кот, как вам больше нравится. Я очень люблю сказки. Особенно сказки Александра Сергеевича Пушкина. Вот даже всегда книжку с собой ношу. Мур-мяу! А еще я знаю много загадок.
А вы, ребята, любите загадки?
Тогда начнем мы по порядку:
Загадки по сказкам Пушкина,
Мур-мяу, внимательно слушайте!
Вы друг другу помогайте,
Хором мне ответ давайте!
-
Он был удалой работник:
Повар, конюх и плотник,
Служил у жадного попа,
А зовут его … (Балда).
-
Остров на море лежит.
Град на острове стоит,
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три … (богатыря).
Все равны, как на подбор,
С ними дядька … (Черномор).
-
В невод к старику попала,
На волнах качаясь зыбких.
Все желанья исполняла…
Кто же? — … (золотая рыбка)
-
«Я ль на свете всех милее.
Всех румяней и белее?» —
Вопрошала так царица и ответ ждала.
От кого? – от … (зеркала).
-
Он сидит на высокой спице,
Стережет государства границы.
Боевой имеет гребешок.
Это кто? — …(золотой петушок).
-
В сказках часто на весь мир
В конце устраивают … (пир).
-
Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам … (урок).
Молодцы, мур-мяу, ребята,
Очень умные котята.
В сказку мне назад пора.
До свиданья, детвора!
(кот уходит)
Далее ведущий, похвалив ребят за хорошее знание пушкинских сказок, представляет жюри. Он также напоминает о коллективности, возможности всем поучаствовать в конкурсах, о том, чтобы ребята смелее проявляли свою фантазию и искренне «болели» друг за друга.
Конкурсная программа
-
«Дремучий лес»
Ведущий. Практически в каждой сказке есть такие эпизоды, где герои попадают в сказочный лес. Там растут деревья-великаны, преграждающие путь. Своими ветвями они пытаются задержать героев. Ребята, сейчас вы будете такими деревьями, а один человек будет, к примеру, Русланом, который в поисках Людмилы пробирается сквозь волшебные заросли.
(Каждая команда показывает эту пантомиму по очереди. Внимание жюри обращается на пластическое воплощение образов. Музыкальный ряд: «Времена года» П.И. Чайковского).
-
Буриме
Приглашаются по 2 человека от класса, которым предлагается рифма:
………. живой!
………… розы.
………… твой
………… слезы.
(Из стихотворения «Фонтану Бахчисарайского дворца»:
«Фонтан любви, фонтан живой!
Принес тебе я в дар две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы»).
На создание своих «опусов» юным поэтам дается время двух следующих конкурсов.
-
«Терем»
Ведущий. В каждой сказке герои живут или по воле судьбы попадают в красивые терема с башенками, светлицами, окошками и расписными воротами. Ребята, сейчас вам предоставляется возможность построить свой терем. Строительный материал – вы сами.
(«Постройка» теремов происходит одновременно в пространстве игровой площадки. Музыкальный ряд: мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде…»).
-
«Баба Яга и зеркало»
Ведущий. Излюбленный персонаж сказок – баба Яга или какая-нибудь злая ведьма, колдунья. Персона вредная. Ехидная, но очень любящая себя – «Ягуленьку-красотуленьку, старушку-вострушку» (можно вспомнить замечательные фильмы-сказки А. Роу, а также пьесу Е. Шварца «Два клена», прочитать отрывок-монолог бабы Яги).
От каждого класса приглашается по «бабуленьке», предлагается взять воображаемое зеркало и полюбоваться собой, расхвалив себя на разные лады.
-
«Рисовальная эстафета»
От каждого класса приглашается команда в количестве 10 человек.
Задание: нарисовать Ученого кота (каждый участник команды пририсовывает к портрету свой элемент).
Учитывается быстрота, качество и оригинальность рисунка.
-
«Хоровод»
Ведущий.
Хороши красны девицы и добры молодцы, когда вечером водят они хороводы.
Вставайте в свой круг! Средь друзей и подруг
Забудьте все невзгоды. Водите хороводы!
(Все хороводные танцы исполняются одновременно. Музыкальный ряд: композиция «Красный сарафан». Учитывается слаженность исполнения, оригинальность движений, элементы костюмов).
-
«Расскажи стихи руками»
От каждой команды приглашается по 5-6 человек.
Ведущий. Ребята, вы знаете, что в театральном искусстве важны такие элементы актерской выразительности как мимика и жест. Сейчас по жребию вы вытащите несколько карточек с коротенькими отрывками из «Сказки о царе Салтане». Попытайтесь показать содержание этих отрывков с помощью мимики и жестов (каждый участник показывает по одному слову; а поэтические строки отгадывают классные руководители). Учитывается артистизм, находчивость, слаженность.
Отрывки:
-
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
-
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела –
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет».
-
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
-
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился.
-
«Ожившие чудеса»
Под музыку ребята (все желающие в костюмах) пытаются пластически выразить характер своих персонажей. Как вариант можно рассматривать дефиле сказочных персонажей из произведений А.С. Пушкина.
Заключительная часть
Жюри подводит итоги. В это время можно посмотреть видеоклип «Мир, озаренный пушкинскою сказкой».
Ведущий благодарит всех за участие, жюри проводит награждение.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЦЕНТР ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
Сценарий игры-путешествия
«В Волшебной Пушкинской стране»
Адресат – участники лагерной смены 8-11 лет
Автор:
Бобровская Елена Николаевна
педагог-организатор
ГОАУ ДО ЯО
«Центр детей и юношества»
г. Ярославль
2022 год
Цели и задачи
Цель: популяризация чтения художественной литературы среди школьников на примере творчества Пушкина.
Задачи:
расширить читательский кругозор участников
способствовать развитию эрудиции и скорости принятия решений
познакомить с приемами декодирования информации
научить работать в команде
Оформление наглядное:
Видео №1: Познавательное видео для детей о жизни А.С. Пушкина
https://www.youtube.com/watch ?v=CaTdxDRWUnw
Название этапов: «Остров Буян», «Град художников», «Лукоморье», «Замок Черномора», «Пик Пушкина».
Дидактический, раздаточный материал:
Ламинированный текст цитаты А.С. Пушкина «ИСТИННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ТРЕБУЕТ ГЕНИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ», разрезанный по словам
Название станций: Остров Буян, Град художников, Лукоморье, Замок Черномора, Пик Пушкина
Жетоны – сказочные герои (Приложение 6)
Маршрутный лист (Приложение 1)
Объявление «Внимание! Найдите сказку, в которой царь погибает от того, что не держит слово»
Волшебные предметы: клубок, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, живая вода.
Кроссворд «Зеркало» (Приложение 2)
Записка с зеркальным прочтением (Приложение 3)
Записка: «И снова в путь! Вы можете покинуть замок Черномора. Переходите к следующему этапу, указанному в маршрутном листе».
Книги А.С. Пушкина «Сказки», «Сказка о Мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке.
Лото с вопросами.
Карточки с цитатами из сказок (Приложение 4)
Текст для инсценировки (Приложение 5)
Ватман – 5 листов.
Восковые мелки, карандаши, стирательные резинки, фломастеры.
Условия и особенности реализации:
Игра организована в виде путешествия команд (до пяти) по станциям:
«Остров Буян» (театральная станция);
«Град художников» (сказки в иллюстрациях);
«Лукоморье» (лото по творчеству и биографию Пушкина);
«Замок Черномора» (литературный квест);
«Пик Пушкина» (инсценировка, определение произведения по отрывку);
Для проведения каждой станции назначается свой ведущий. Результаты заносятся в маршрутный лист. Время прохождения каждой станции – 10 мин.
Сбор участников и завершение игры с подведением итогов рекомендуется проводить в просторном помещении (клубе) со стульями на количество участников, а также экраном, проектором и ПК.
Ход игры-путешествия «В Волшебной Пушкинской стране»
При входе участникам раздаются жетоны – герои сказок Пушкина (Приложение 6) для последующей разбивки на команды. Встречающие сразу рассаживают участников согласно выбранным жетонам.
Все слова принадлежат ведущему
Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычная игра – игра путешествие по Волшебной Пушкинской стране. Посвящена игра великому русскому поэту – Александру Сергеевичу Пушкину.
Пожалуй, ни одного другого русского писателя и поэта не любят так, как Пушкина. С ним знакомятся еще в раннем детстве, слушая и читая добрые сказки автора, а продолжают цитировать и вспоминать всю жизнь.
Считается, что именно Пушкин стал основоположником современного русского языка и русской поэзии. Пушкин любим не только в России, но и далеко за пределами нашей страны. Пушкинский день отмечается на всех континентах мира. И особенно в Африке, где находятся «корни» Александра Сергеевича.
В нашем путешествии вам понадобятся определенные знания. Фильм, который вам сейчас покажут, отчасти поможет вспомнить основные моменты из жизни Пушкина.
Просмотр фильма https://www.youtube.com/watch ?v=CaTdxDRWUnw
Итак, вас ждет Волшебная Пушкинская страна. И как в любой стране здесь есть свои города, горы и даже острова. В своем путешествие вы посетите несколько объектов, где вам предстоит выполнить различные задания.
Игра командная. Цветные жетоны, которые вы выбрали при входе, определили вашу команду.
Командам надо придумать название и выбрать капитана. Название должно быть связано с Александром Пушкиным или его произведениями. Название своей команды участникам предстоит произнести хором.
Команды выбирают капитанов и название
Команды готовы? Я прошу подойти капитанов. Капитаны называют свое имя и взмахом руки дают знак, чтобы ребята хором произнесли название своей команды. После этого капитану вручается маршрутный лист.
Кто из капитанов готов подойти первым?
Представление команд. (Ведущий или помощник вписывают в маршрутный лист название команды). Вручение маршрутных листов.
Задача каждой команды – пройти все этапы, набрать как можно больше баллов и собрать все слова – части цитаты Пушкина.
По результатам прохождения каждого этапа команда получает баллы и одно слово – часть цитаты Пушкина. Максимальное количество баллов – 5. Баллы проставляются в маршрутном листе ведущим. Время прохождения каждого этапа – не более 10-ти минут. После прохождения всех этапов вы снова возвращаетесь в клуб.
Победившей считается команда, которая правильно соберет цитату Пушкина и наберет больше баллов. При одинаковом числе баллов предпочтение отдается команде, которая соберет цитату Пушкина первой и правильно.
Итак, сейчас вы отправитесь в путешествие согласно вашим маршрутным листам. В добрый путь!
Этапы маршрута
Замок Черномора
На этой станции потребуются:
Распечатанное объявление «Внимание! Найдите сказку, в которой царь погибает от того, что не держит слово»
«Волшебные» предметы: клубок, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, живая вода.
Кроссворд «Зеркало» (Приложение 2)
Записка с зеркальным прочтением (Приложение 3)
Записка: «И снова в путь! Вы можете покинуть замок Черномора. Переходите к следующему этапу, указанному в маршрутном листе».
Книги А.С. Пушкина «Сказки», «Сказка о Мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке.
Все слова принадлежат ведущему
Приветствую вас в волшебном замке Черномора! Это замок злого колдуна и выбраться отсюда можно, только пройдя специальный квест, пройдя определенные испытания.
Преодоление испытания дает вам право на подсказку, куда двигаться дальше. Подсказка – это не прямое указание, а шифрованная или закодированная информация. С помощью подсказки можно понять о каком предмете или направлении идет речь, где искать следующую подсказку…
Сигналом того, что вы все сделали правильно и решили все хитроумные задачи, вам подскажет записка-разрешение двигаться дальше.
Итак, начинаем квест!
1 подсказка: «Внимание! Найдите сказку, в которой царь погибает от того, что не держит слово» (объявление в печатном виде)
Участники находят нужную книгу среди других книг Пушкина, размещенных в одном из мест помещения.
Рассмотрите эту книгу. В ней – задание, выполнив которое, вы получите следующую подсказку».
Точно. Внутри книги «Сказка о Золотом петушке» лежит кроссворд.
2 подсказка: кроссворд (Приложение 1)
Заполни кроссворд и найди слово, обозначающее предмет, где искать следующую подсказку
6 |
|||||||||||||
м |
|||||||||||||
а |
2 |
||||||||||||
ч |
ч |
||||||||||||
5 |
е |
4 |
е |
||||||||||
в |
х |
с |
р |
||||||||||
7 |
з |
е |
р |
к |
а |
л |
о |
н |
|||||
т |
к |
а |
|||||||||||
3 |
е |
л |
и |
с |
е |
й |
о |
в |
|||||
р |
1 |
я |
б |
л |
о |
к |
о |
||||||
к |
а |
||||||||||||
о |
Ключевое слово – зеркало
3 подсказка – шифровка.
За зеркалом спрятана шифровка и прочитать её можно с помощью зеркала: «В какой сказке от зеркала зависит настроение царицы?»
Дети находят книгу «Сказка о мертой царевне и семи богатырях»
4 подсказка – записка в книге.
Внутри книги «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» лежит подсказка: «Найди волшебный предмет, указывающий путь героям русских сказок»
5 подсказка – выход.
Дети находят клубок. Там подсказка: «И снова в путь! Вы можете покинуть замок Черномора. Переходите к следующему этапу, указанному в маршрутном листе»
Ведущий проставляет баллы в маршрутном листе и вручает капитану слово «ИСТИННОЕ» — часть читаты Пушкина.
Вы отлично справились со всеми хитроумными задачами Черномора и можете покинуть замок. Удачи в следующем этапе!
Пик Пушкина
На этой станции потребуются карточки с цитатами произведений поэта. Для детей более старшего возраста необходимо увеличить количество карточек. Для детей младшего школьного возраста можно ограничиться только отрывками из сказок Пушкина А.С. (Приложение 3)
Все слова принадлежат ведущему
Здравствуйте, ребята!
Здесь у вас будет возможность показать, как вы умеете общаться, договариваться, слушать и слышать друг друга. А помогут нам в этом произведения А.С. Пушкина.
Перед вами несколько разноцветных карточек, на которых написаны отрывки из разных произведений поэта. Некоторые слова выделены жирным шрифтом. Задача команды: всем вместе показать выделенное слово(а) и назвать произведение, из которого был взят этот отрывок.
Ваше время пребывания на площадке ограничено 10 минутами, поэтому, чем больше объектов вы покажете, тем больше баллов сможете заработать.
Командный показ слова будет засчитан в том случае, если, во-первых, вы все без исключения будете принимать участие в показе; во-вторых, демонстрируемый объект легко узнаваем.
Итак, выбирайте первый отрывок…
Текст на карточках с выделенными словами:
«…Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед…»
– А.С. Пушкин «Сказка о метровой царевне и семи богатырях»
«…Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;…»
– А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
«Мороз и солнце; день чудесный!…»
– А.С. Пушкин «Зимнее утро»
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том…»
– А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
«… Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
– А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
—————————————————————————————
Молодцы! Умеете дружно работать! Вы покорили пик Пушкина и теперь можете двигаться дальше. Удачи в следующем этапе!
Ведущий проставляет баллы в маршрутном листе и вручает капитану слово «ЗНАНИЕ» — часть фразы Пушкина.
Объект Лукоморье
Все слова принадлежат ведущему
Ребята, вы оказались на станции Лукоморье. Сегодня мы вспомним с вами произведения А.С. Пушкина, а также биографические моменты из жизни великого поэта, сказочника, драматурга.
Капитан будет доставать из мешка бочонки. Каждому номеру бочонка будет соответствовать определенный номер вопроса.
Если команда отвечает беспрерывно на 10 вопросов, то зарабатывает 5 баллов, на 8 — 4 балла, на 6 — 3 балла, на 4 — 2 балла, на 2 — 1 балл.
В игре участвуют все члены команды, по очереди. Команда может помогать отвечающему, но окончательный вариант ответа произносит тот участник команды, до которого дошла очередь отвечать. Игра прекращается в том случае если одним из участников команды был дан неверный ответ.
Вопросы:
В каком городе родился Пушкин?
Ответ: в Москве
Как звали няню А.С. Пушкина?
Ответ: Арина Родионовна
Сколько всего сказок написано Пушкиным?
Ответ: 6
Какой герой сказок А.С. Пушкина ел за четверых, а работал за семерых?
Ответ: Балда
Назовите героиню сказок А.С. Пушкина, которой не нужно было ни ночное, ни дневное освещение
Ответ: Царевна-лебедь
Героиня сказок А.С. Пушкина, сумевшая победить три царских войска, погубить трех царей и потом исчезнуть бесследно.
Ответ: Шамаханская царица
Какую птицу спас царевич в «Сказке о царе Салтане…» от коршуна?
Ответ: лебедь
Из какого материала князь Гвидон построил белочке дом ?
Ответ: из хрусталя
Кто в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» помог Елисею найти невесту?
Ответ: Ветер
Назовите профессию мудреца, который подарил царю Дадону Золотого петушка?
Ответ: звездочёт
Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А.С. Пушкина?
Ответ: изумруды
За какую плату работал пушкинский Балда у Попа?
Ответ: за 3 щелчка по лбу
Что охраняла Голова из сказки Пушкина «Руслан и Людмила»?
Ответ: волшебный меч
Что могло делать зеркало в произведении «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Ответ: «Свойство зеркальце имело: говорить оно умело».
Какие три дива было у князя Гвидона?
Ответ: белка с золотыми орешками, 33 богатыря и Царевна Лебедь.
В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана?
Ответ: в комара, муху, шмеля.
Расплачиваясь с Балдой, поп подставил ему свой лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?
Ответ: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!»
Как назывался остров, где княжил царевич Гвидон?
Ответ: Буян
Кто из героев Пушкинских сказок был наказан за жадность?
Ответ: старуха. (Золотая рыбка)
Кто из героев Пушкинских сказок наказал старуху за жадность?
Ответ: Золотая рыбка
Сколько было богатырей, у которых спасалась юная царевна?
Ответ: 7
Какому из героев Пушкинских сказок принадлежит волшебное зеркальце?
Ответ: царице
Кого наказал Золотой петушок?
Ответ: царя Дадона
Молодцы! Вы доказали, что знаете и помните сказки Пушкина! «А теперь ваш путь далёк – через горы, на восток…» по вашему маршруту. Следующий этап ждет вас!
Ведущий проставляет баллы в маршрутном листе и вручает капитану слово «ТРЕБУЕТ» — часть фразы Пушкина.
Остров Буян
Все слова принадлежат ведущему
Здравствуйте, наши славные путешественники! Добро пожаловать на чудный остров. Вы знаете, в какой именно сказке Пушкина упоминался остров Буян?
– Правильно, в сказке о царе Салтане.
А каких персонажей этой сказки вы помните?
– Молодцы. А теперь мы с вами поиграем.
Сделаем инсценировку отрывка сказки о царе Салтане. Каждый из вас сейчас станет актером, участником миниспектакля. Сначала вы должны составить изначальный текст из имеющихся фраз. (Приложение 5). Потом мы распределяем роли, я озвучиваю текст, а вы обыгрываете свою роль. Итак, удачи:
Участники собирают из четверостиший текст целиком, ведущий проверят, озвучивает, дети инсценируют.
Спасибо, ребята! Вы по настоящем оживили сказку о царе Салтане! И царевич в образе комара улетел на свой остров. А вам предстоит следующий этап!
Ведущий проставляет баллы в маршрутном листе и вручает капитану слово «ГЕНИАЛЬНОГО» — часть фразы Пушкина.
Град художников
Оборудование: ватман, карандаши, цветные мелки
Как вы уже догадались, ребята, здесь любят рисовать. Недаром этот город носит название Град художников.
Ваша задача: дружно, всей командой нарисовать совместную картину к любимому произведению Пушкина.
Участники все вместе рисуют картину на большом листе ватмана.
Молодцы, успели нарисовать картину! Вот как важно работать дружно и уметь договариваться! Получайте слово – часть цитаты Пушкина и баллы. Вас ждет следующий этап!
Ведущий проставляет баллы в маршрутном листе и вручает капитану слово «ЗНАНИЯ» — часть фразы Пушкина.
Подведение итогов игры
Команды возвращаются в зал (помещение), где и начиналась игра. Помещение оборудовано настольными покрытиями, где можно сложить цитату Пушкина. Каждый стол обозначен символом команды.
Дорогие участники! Вы отлично прошли все испытания и теперь вас ждет последнее задание – правильно сложить цитату А.С. Пушкина из имеющихся у вас частей. Приглашаю капитанов.
Проверка цитат, подсчет баллов
Ребята, сегодня вы совершили необыкновенное путешествие: достойно преодолели все преграды и пришли к финалу. Но у кого-то это получилось немножко лучше, чем у других. Итак, начинаем наше награждение!
Награждение команд
Мы поздравляем всех с завершением нашего путешествия! До новых встреч! Читайте хорошие книги!
Источники:
Бойко, С. В волшебной пушкинской стране / М. : Илекса, Ставрополь : Сервисшкола, 1999. – 272 с.
Мастерская. Создать кроссворд / https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
Произведения А. С. Пушкина / https://www.culture.ru/literature/books/author-aleksandr-pushkin
Приложение 1
Маршрутный лист команды «________________________________» |
||||||
Объект Волшебной страны |
Остров Буян |
Замок Черномора |
Лукоморье |
Град художников |
Пик Пушкина |
Итого баллов |
Баллы |
Маршрутный лист команды «________________________________» |
||||||
Объект Волшебной страны |
Пик Пушкина |
Остров Буян |
Замок Черномора |
Лукоморье |
Град художников |
Итого баллов |
Баллы |
Маршрутный лист команды «________________________________» |
||||||
Объект Волшебной страны |
Град художников |
Пик Пушкина |
Остров Буян |
Замок Черномора |
Лукоморье |
Итого баллов |
Баллы |
Маршрутный лист команды «________________________________» |
||||||
Объект Волшебной страны |
Лукоморье |
Град художников |
Пик Пушкина |
Остров Буян |
Замок Черномора |
Итого баллов |
Баллы |
Маршрутный лист команды «________________________________» |
||||||
Объект Волшебной страны |
Замок Черномора |
Лукоморье |
Град художников |
Пик Пушкина |
Остров Буян |
Итого баллов |
Баллы |
Приложение 2
Разгадай кроссворд! Одно из слов подсказка. Этот предмет есть в помещении!
Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.
Любя царевну в душе, она «не убила, не связала…»
Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?
Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.
Именно он смог помочь королевичу Елисею
Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая»
Именно, по его мнению, царевна была «всех милее, всех румяней и белее»
Приложение 3
Приложение 4
…Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед… |
Мороз и солнце; день чудесный!… |
«…Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора;…» |
У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том… |
… Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах… |
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, |
Приложение 5
Роли
Царь Салтан |
Корабельщик |
Ткачиха |
Баба Бабариха |
Корабельщик |
Князь Гвидон-комар |
Повариха |
Белка |
Слуга |
Слуга |
Слуга |
Корабельщик |
Царь Салтан гостей сажает Царь Салтан дивится чуду; А ткачиха с поварихой, |
Не хотят его пустить -Подмигнув другим лукаво, А орешки не простые, Чуду царь Салтан дивится, |
Приложение 6
Сценарий развлечения на улице
квест-игра
«Путешествие по сказкам
А.С. Пушкина».
Разработала педагог:
1-ой квалификационной категории
Кирьянова Л.В
Пояснительная записка
Развитие общества в значительной мере
определяется уровнем здоровья его населения. Поэтому одной из
главных задач воспитательной работы является формирование культуры
здорового образа жизни. На положительные результаты можно надеяться,
если процесс приучения к здоровому образу жизни начнётся в детстве и
продолжится на протяжении всей жизни человека.
Образовательный процесс в современном
образовательном учреждении постоянно усложняется, и это требует от детей
значительного умственного и нервно-психического напряжения. В связи с этим
обязательная оздоровительная направленность образовательного процесса должна
быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как
средством адаптации дошкольников к новому режиму. Игра способна в значительной
степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те
негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или
продолжали существовать. Важным
фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма,
является физическая культура.
Сценарий квест-игры для детей разработан
в рамках реализации задач по образовательной области «Физическое развитие».
Центральное место в спортивном празднике
занимают подвижные игры, загадки. С целью эмоциональной разрядки и отдыха детей
и взрослых в ходе праздника используются музыкально-ритмичные композиции.
Эмоциональную окраску праздника обеспечит разнообразное музыкальное
сопровождение.У детей будет сформирован интерес к спортивным мероприятиям,
ценностное отношение к здоровому образу жизни, они активно принимают участие в
подвижных и спортивных играх, в играх с элементами соревнования, в
играх-эстафетах, в развлечениях.
В ходе игры применяются здоровьесберегающие,
игровые, развивающие образовательные технологии. Обеспечивается интеграция с
образовательными областями «социально-коммуникативное развитие»,
«художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «познавательное
развитие».
Цель: вспомнить сказки А.С. Пушкина, показать их ценность
во все времена, научиться соревноваться и инсценировать отдельные эпизоды через
спортивные упражнения. развитие у детей познавательного интереса к творчеству
великого русского поэта А.С. Пушкина, вызывать у детей радость от участия в
данном мероприятии.
Задачи: приобщение детей к двигательной культуре здорового
образа жизни через игровую деятельность; развивать у детей внимание, воображение,
память, коммуникативность; расширять кругозор детей.
Действующие лица:
Ведущий, Кот ученый, дети.
Ход
игры.
Дети под музыку собираются на спортивной площадке
детского сада.
Ведущий. Добрый
день дорогие друзья. Сказки А.С. Пушкина сопровождают нас всю жизнь,
поддерживают в любой ситуации, являются опорой и помогают с пользой провести
время.
Появляется Кот Ученый.
Кот. Здравствуйте, ребятушки! Давненько у нас в Лукоморье
гостей не было. А меня вы узнали?
— Да, я тот самый кот
ученый, что ходит по цепи кругом: иду направо – песню завожу, налево – сказку
говорю. Сегодня у нас будет необычная прогулка. Мы отправляемся в страну
сказок, придуманную Александром Сергеевичем Пушкиным, А называется она
“Лукоморье”. Хотите попасть в эту сказочную страну?
Дети. Да!
Кот. Хорошо, только помните, что пускают туда детей умных,
находчивых и воспитанных! Ну, а сначала, я проверю вас, читаете ли вы сказки?
— Ну-ка, вот послушайте, я
вам сейчас расскажу знакомую сказку, но при этом, буду немного вас запутывать.
А вы должны меня останавливать и поправлять. Договорились? Слушайте
внимательно!
“Сказка о рыбаке и
рыбке”
— Расскажу я вам сказку о
рыбаке и кильке… (рыбке)
— А написал ее Александр
Сергеевич Чуковский… (Пушкин)
— Жил старик со своею
старухой у самого зеленого моря… (синего)
— Они жили в однокомнатной
квартире, а коттедж еще не построили…(в ветхой землянке)
— Ровно тридцать лет и три
месяца …(тридцать лет и 3 года)
— Старик ловил сачком
рыбу… (неводом)
— А старуха чинила носки и
колготки…(пряла свою пряжу)
— Раз он в море закинул
невод, пришел невод с валенком старым…(одной тиной)
— В другой раз закинул
невод — пришел невод с рыбой, да не простой, а сардиной…(золотой).
Кот. Вот молодцы, ребята! Отлично сказку знаете.
Ну, а теперь, давайте мы все
вместе поиграем в игру «Кто лишний?» Ведь в Лукоморье нас
ждут разные приключения и нужно быть сильными и ловкими. А после отправимся в
путь.
Я
буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте
внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши.
Если названный герой из другой сказки – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка,
братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок,
Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица
Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.
Сказки
Пушкина читаем
В них ещё и поиграем,
Чтоб
награду заслужить
Надо
все задания, дружно выполнить.
Удачи
вам дорогие друзья
!
(все
эстафеты походят под музыкальное сопровождение ):
1). «Сказка о
попе и о работнике его Балде».
1 эстафета «Прыжки или
бег в мешках» (дети залезают в мешки и прыгают в них):
«Кто скорее из нас обежит около моря, тот и берёт себе полный оброк, между тем
там приготовят мешок». – 4 мешка.
2 эстафета «Бег с книгой
на голове» (книга кладётся на голову и с ней совершается бег):
«Нет, -говорит Балда, -теперь моя череда, условия сам назначу, задам тебе,
враженок, задачу. Посмотрим, какова у тебя сила. Видишь: там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты, да неси её полверсты; снесёшь кобылу, оброк уж твой; не
снесёшь кобылы, ан будет он мой». – 4 книги.
2) «Сказка о царе
Салтане…»
3 эстафета «Бег цепочкой»
(начинает бег первый игрок, затем он подхватывает второго, бегут вместе, потом
также третьего и т.д.): «Там ещё другое диво: море вздуется
бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, расплеснётся в скором
беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 богатыря, все красавцы
удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор – с ними дядька Черномор. И
той стражи нет надежней, ни храбрее, ни прилежней».
4 эстафета «Кораблики»
(дети накидывают себе на плечи ткань и бегут, расправив руки, имитируя
движение парусника, потом передают другому): «Ветер по морю
гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах на раздутых парусах». –
4 платка голубого цвета.
3) «Сказка о
рыбаке и рыбке».
5 эстафета «Строительство
дома» (у каждого в руке кубик, он бежит и его кладёт на стул друг на друга
так, чтобы он не упал»: «Отвечает золотая рыбка: «Не
печалься, ступай себе с богом, так и быть: изба вам уж будет». Пошёл он ко
своей землянке, а землянки нет уж и следа: перед ним изба со светёлкой, с
кирпичною, белёною трубою, с дубовыми, тесовыми вороты». – 20 кубиков.
6 эстафета «Бег со
связанными ногами» (всем игрокам связываются ноги у ступни, они должны бежать
в таком положении): «Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом
по воде плеснула и ушла в глубокое море». – 20 верёвок.
4) «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях».
7 эстафета «Бег вприсядку»
(дети вприсядку бегут ) : «Братья в ту пору
домой возвращалися толпой с молодецкого разбоя. Им навстречу, грозно воя, пёс
бежит и ко двору путь им кажет».
8 эстафета «Съешь
яблочко» (каждая команда получает яблоко, разрезанное на 5 частей, игрок
подбегает и полностью съедет любой кусок): «Под окно за
пряжу села ждать хозяев, а глядела всё на яблоко. Оно соку спелого полно, так
свежо и так душисто, так румяно золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки
насквозь… Подождать она хотела до обеда, не стерпела, в руки яблочко взяла, к
алым губкам поднесла, потихоньку прокусила и кусочек проглотила…» — 4 яблока.
9 эстафета «Петушиный
крик» (игрок бежит до стула, на него забирается, кричит по-петушиному и бежит
обратно): «Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна, верный сторож, как со сна, шевельнётся, встрепенётся,
к той сторонке обернётся и кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй лёжа на боку!».
10 эстафета «Бег в
шапочках» (игрок надевает на голову и глаза шапочку и бежит до стула, обратно
без неё): «Всех приветствует Дадон… Вдруг в толпе
увидел он: в сарачинской шапке белой, весь как лебедь поседелый, старый друг
его, скопец». –
4 шапки.
Кот Ученый
На этом наши сказочные эстафеты заканчиваются, но вам я пожелаю никогда
не забывать сказки, побольше читать различной литературы и конечно же
заниматься спортом.
Подведение итогов.
Награждение победителей.