Игры беседы чтение сказок рассказов финансовая грамотность

        Картотека бесед по формированию

        финансовой грамотности        

                для детей

        старшего дошкольного возраста.

        Беседа №1        

                «История одной копилки»

Цель: вызвать интерес к теме экономики и финансов, рассказать об истории

накопления денег.

        Беседа №2

        «Что такое деньги?»

Цель: уточнить представления детей о том, как взрослые зарабатывают

деньги и для чего они нужны.

        Беседа№3

        «Где живут деньги?»

Цель: познакомить детей со словом «БАНК», что деньги в банке всегда в

обороте, их можно положить  и снять.

        Беседа №4

        «Денежкин домик»

Цель: формируем представление о том, где могут храниться деньги.

        Беседа №5

«Обсуждение пословиц и поговорок о  деньгах.»

Цель: обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах.

        Беседа №6

        «Семейные покупки»

Цель: активизация словаря и расширение знаний на тему разнообразия

магазинов и семейных покупок в них.

        Беседа №7

                «Потребности человека»

Цель: познакомить детей с понятием «потребности», учить определять от чего зависят потребности.

        Беседа №8

        «Товар или услуга»

Цель: расширять представления об  элементах экономики, познакомить детей

с понятиями «товар», «услуга».

        Беседа №9

        «Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета, воспитывать уважение к людям труда.

        Беседа №10

        «Туристический поход»

Цель: уточнить знания детей об основных потребностях человека.

        Беседа №11

        «Советы покупателю»

Цель: учить детей находить выход из экономической  ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребёнка.

        Беседа №12

        «Труд»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о

труде.

        Беседа №13

        «Финансовая азбука»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о

потребностях.

        Беседа №14

        «Товар. Результаты труда человека»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о

купле-продаже товаров.

        Беседа №15

        «Семейные доходы и расходы»

Цель: расширить представление детей о том как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы» какими они бывают.

        Беседа №16

        «Юные финансисты»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

        Беседа №17

                           «Магазины бывают разные»

Цель: учить и распределять предметы для продажи по разным видам магазинов.

        Беседа №18

                           «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются»

Цель: объяснить детям как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

        Беседа №19

                                     «Деньги любят счёт»

Цель: учить детей считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

                                           Беседа №20

                                   «Не всё покупается»

Цель: прививаем понимание того, что главные ценности — жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

                                           Беседа №21

                                   «Труд и профессии»

Цель: рассказать детям о том, что люди трудятся чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее и приносить пользу другим.

                                           Беседа №22

                                  «Выгода и убыток»

Цель: формировать положительное отношения к труду людей, умеющих хорошо трудится, честно зарабатывать деньги.

                                           Беседа №23

                                           «Реклама»

Цель: дать детям максимум информации о рекламе, выделить основные и характерные черты.

                                          Беседа №24

                                      «Бизнес и капитал»

Цель: продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории, воспитывать отрицательные отношения с жадности и корысти.

                                            Беседа №25

                                 «Труд – основа жизни»

Цель: раскрыть понятие «труд» через описание труда по изготовлению книги; рассказать  о значении труда в жизни человека.

                                             Беседа №26

                                «Кому что нужно для труда»

Цель: расширять знания детей о инструментах, формировать представление о необходимости и пользы труда взрослых.

                                             Беседа №27

                                « Все профессии важны»

Цель: расширять познавательный интерес к профессиям, уважать и ценить каждую из профессий, формировать уважение к труду взрослых разных профессий.

                                            Беседа №28

                            «Как потопаешь так и полопаешь»

Цель: формируем представление о прямой взаимосвязи между трудом и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует в первую очередь полагаться на собственные способности и трудолюбие.

                                              Беседа №29

                                   «Экономика в сказках»

Цель: развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления.

                                            Беседа №30

                                              «Обмен»

Цель: раскрыть сущность понятия «обмен», «бартер» продолжать развивать представления детей о деньгах и товарах.

                                          Беседа №31

                             «Как приходят деньги в семью»

Цель: рассказать детям как появляются деньги в семье, воспитывать уважение к взрослым.

                                           Беседа №32

                                     «Что такое цена?»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о цене.

                                          Беседа №33

                                  «Стоимость товара»

Цель: рассказать детям от чего зависит качество товара, насколько сложно его произвести.

                                          Беседа №34

                                      «Трать разумно»

Цель: рассказать детям о том, что деньги нужно тратить разумно с умом.

                                      Беседа № 35

                                «Труд и деньги»

Цель: учить детей видеть связь между трудом и деньгами, дети должны понимать, что деньги просто так ни кто не даёт их нужно зарабатывать.

                                       Беседа №36

                             «Финансовая грамотность»

Цель: познакомить детей с понятием финансовая грамотность, рассказать что она в себя включает.

Автор: Владимирова Оксана Анатольевна

Организация: ДОУ №40 г. Липецк

Населенный пункт: г. Липецк

Содержание программы:

1. Пояснительная записка.

— Введение,

— цель, задачи программы.

2. Содержание программы;

3. Календарно-тематическое планирование.

4. взаимодействие с семьями.

5. Список источников.

1. Пояснительная записка

Введение

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с ФГОС ДО. Цель программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие». Программа отражает основные положения стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Срок реализации программы – 2 года обучения.

Принятие в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения при использовании современных финансовых инструментов, говорят о важности приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители говорят о том, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, просят дорогие подарки. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве.

Возраст (5-7) лет является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.

В соответствии с ФГОС ДО главной цели и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Для реализации поставленной задачи в старших и подготовительных группах создается зона «экономического игрового пространства» с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала. Таким материалом может стать подборка художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок; логические и арифметические задачи, задачи – шутки, проблемные ситуации.

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Цель программы помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат

труда людей);

  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.

Ожидаемый результат

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность

и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

В результате освоения программы дети:

— адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические

понятия (в соответствиис используемой Программой);

— знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

-знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

— понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

— знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

— знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

— адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

— в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить своюили чужую оплошность;

— любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

— бережно, рационально, экономно используют расходные материалыдля игр и занятий (бумагу, карандаши,

краски, материю и др.);

— следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

— с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

— проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

— замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

— объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

— проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

— переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

— сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно

относятся к природе;

— с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Основное преимущество – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах:

— занятия-соревнования,

— занятия-путешествия,

— занятия-экскурсии,

— занятия-викторины и т. д.

Занятия по данной программе включают:

1. Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.

2. Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.

3. Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».

4. Организация настольных игр (Денежный поток)

5. Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Профессии», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).

6. Решение арифметических задач, кроссвордов.

Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л. , Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей»;Э.Матвеев «Дима и совёнок»

Перечень базовых финансово-экономических понятий

Понятие

Описание

5-6 лет

11

Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга

Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.

22

Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата

Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).

33

Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство

Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

44

Сбережения, копилка, кошелек

Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

55

Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево

Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена – покупка»

66

Долг, должник, займ

Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

6-7 лет

71

План, экономия

Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

82

Потребность, капризы, желание, возможность

Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

93

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.

14

Подарок, реклама

Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.

15

Богатство, бедность, жадность, щедрость

Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

  1. Календарно – тематическое планирование

Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей последовательности:

Тема 1. Труд – основа жизни.

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?

Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.

Тема 6. Учимся планировать.

Тема 7. Богатство и бедность.

Первый год обучения. Старшая группа.

№ п/п

Тема

Содержание образовательного мероприятия

Педагогические технологии

Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей»

1

Труд – основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.

Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Беседа, игра-соревнование папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде

2

Домашний труд.

Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности

3

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение.

Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.).

Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно»

4

Все работы хороши, выбирай на вкус (1)

Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников.

Продукты труда: товары и услуги.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

5

Все работы хороши, выбирай на вкус (2)

Продукты труда: товары и услуги.

Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар).

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

6

Трудиться — всегда пригодиться

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем

7

Мини-спектакль «В волшебном лесу»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать.

Интерактивный мини-спектакль

8

Труд во благо

Закрепление материала.

Итоговое мероприятие по теме

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

9

Как придумали деньги

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).

Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ

10

Какие бывают деньги

Виды денег (монеты, банкноты).

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы»

11

Как выглядят деньги и откуда берутся

Изготовление денег: печать, чеканка.

Беседа, исследование, чтение,– придумываем деньги для группы.

Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали»

12

Как деньги попадают к нам в дом.

Труд и доходы.

Вознаграждение за честный труд.

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь»

13

Трудовая денежка всегда крепка

Заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек.

Считай деньги в своем кармане, а не в чужом.

Сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын»

14

Образовательный веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом»

Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы».

Веб-квест «Путешествие с Гномом по Денежному городу»

15

Откуда берутся деньги и зачем они нужны?

Закрепление материала.

Итоговое мероприятие по теме

Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

16

Потребности и желания (1)

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы.

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное»

17

Потребности и желания (2)

Соотносим потребности, желания и возможности.

Ситуационные задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение

18

Мини-спектакль «История про заек Мазаек»

Различаем разницу между желаниями и потребностями.

Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

Интерактивный мини-спектакль

19

Где покупают и продают разные товары? (1)

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра «Где что купить?», обсуждение, папка-передвижка «Мы идем за покупками»

20

Где покупают и продают разные товары? (2)

Торговые предприятия: базары, рынки, ярмарки, торговые центры.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд.

21

Наша мастерская (1)

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Технология моделирования.

Творческо-трудовая деятельность

22

Наша мастер — класс (2)

Изготавливаются товары для города мастеров: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Технология моделирования.

Творческо-трудовая деятельность

23

Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену.

Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

24

Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

Рекламируем собственные поделки.

25

Создаем рекламу

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей

26

Выгодно – невыгодно

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно».

27

Обмен – подарок

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение

28

Русская ярмарка

Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения.

Используем деньги нашей группы, придуманные ранее.

Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся.

29

Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр»

Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама.

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

30

Сюжетно-ролевая игра «Развлекательный Центр»

Закрепление материала. Праздник в рамках «Финансовой недели».

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

Второй год обучения, подготовительная группа

Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

№ п/п

Тема

Содержание образовательного мероприятия

Педагогические технологии

1

Тратим разумно, экономим

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

Бережливый человек всегда богаче.

Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев»,

игра «Открываем бутербродную»

2

Мини-спектакль «Лисенок Рыжик»

В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно.

Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства.

Интерактивный мини-спектакль

3

Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем»

4

Мини-спектакль «Копилка»

Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами

Интерактивный мини-спектакль

5

Творческое занятие «Наша мастерская» (1)

Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома.

6

Творческое занятие «Наша мастерская» (2)

Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи.

Дети делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и пр.

7

Мини-спектакль «День рождения»

Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить.

Интерактивный мини-спектакль

8

Экскурсия в магазин «Продукты»

Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.

Игра «Покупаем продукты к празднику»

9

Экскурсия в магазин «Игрушки»

Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.

Игра «Покупаем подарки на день рождения»

10

Досуг «Сберегаем и экономим»

Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно).

Итоговое мероприятие по теме

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»

11

Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.

Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем».

12

Долги

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.

Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку

13

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).

Обсуждаем русские пословицы:

— Умей взять, умей и отдать!

— В долг брать легко, а отдавать тяжело.

14

Мини-спектакль «Долг»

Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник».

Интерактивный мини-спектакль

15

Досуг «Долг и ответственность»

Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

Итоговое мероприятие по теме

Тема 6. «Учимся планировать»

16

Учимся планировать

Знакомим с понятием «план».

Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня.

Учимся организовывать свое время.

Технология «Клубный час».

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа.

17

Планируем свои расходы

Учимся решать несложные экономические задачи.

Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки.

18

Творим добро

Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Сюжетно-ролевая игра

(работа в подгруппах)

19

Сделал дело – гуляй смело

Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща.

Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки

20

Мини-спектакль «План лисенка Рыжика»

Закрепляем понятия: цель, план, планировать.

Интерактивный мини-спектакль

21

Ставлю цель и планирую

Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Технология «Ситуация месяца».

22

Планируем свои дела

Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Итоговое мероприятие

Тема 7. «Что такое богатство?»

23

Все работы хороши, выбирай на вкус

Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников.

Продукты труда: товары и услуги.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

24

Наше богатство

(1)

Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».

25

Наше богатство

(2)

Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство».

Конкурс проектов «Наше богатство»

26

Щедрость и жадность (1)

Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо.

Читаем и обсуждаем рассказ

В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы

27

Щедрость и жадность (2)

Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов.

Читаем и обсуждаем сказку «Два жадных медвежонка», обсуждаем поговорки, пословицы

28

Бережливость

Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно.

Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам.

Интерактивный мини-спектакль «Секрет белочки»

29

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Закрепление материала по теме

Сюжетно – ролевая игра

30

Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр»

Праздник в рамках «Финансовой недели».

Сюжетно – ролевая игра

Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)

Направления

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, , консультации, создание библиотеки.

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды,

семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб.

Аналитическое

Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

Литература

1) Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019

2) Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019

3) Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.

4) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

5) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

6) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.

7) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.

8) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

9) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Обучающий видеоконтент

Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:

Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? — https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0

Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. — https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE

Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. — https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM

Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. — https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc

Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. — https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4

Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. — https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU

Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата — https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs

Мультфильм Фиксики – Деньги — https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ

Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977

«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)

Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»

Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»

Интернет – ресурсы:

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования

и науки Российской Федерации

вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Приложения:

  1. file0.doc.. 193,5 КБ
  2. file1.docx.. 721,2 КБ
  3. file0.doc.. 193,5 КБ
  4. file0.doc.. 193,5 КБ
  5. file1.docx.. 721,2 КБ
  6. file1.docx.. 721,2 КБ
Опубликовано: 11.03.2022

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами задачу формирования экономической культуры личности дошкольника, первичных представлений об экономических категориях, воспитания интеллектуальных и нравственных качеств, такие как бережливость, экономность, хозяйственность, трудолюбие, умение планировать дела, щедрость, честность.

Обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений — важнейшая задача дошкольной педагогики, обусловленная

значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях.

Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.

Ребенок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности.

Непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – важная, но в то же время сложная задача.

Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников.

Работая по этой теме, наши педагоги продолжают накапливать опыт.

Задачи:

1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

3. Способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения.

4. Обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту.

(Такие понятия, как: бюджет, труд, зарплата, доходы, расходы, кредит, банковская карта, бартер, реклама, долг, покупать, продавать, копить, тратить и др.)

5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.

6. Признавать авторитетные качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности и систематизации знаний мы ставили перед собой следующие задачи: вы их видите на экране.

Для усвоения детьми финансовых знаний используются самые разнообразные методы, приёмы обучения.

Методы и приёмы работы с детьми по финансовой грамотности:

— Непосредственная образовательная деятельность,

— Сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры,

— Логические задачи, задачи-шутки

— Решение проблемно-игровых ситуаций.

— Викторины по экономическому воспитанию

— Экономические кроссворды, загадки.

— Экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий.

— Чтения художественной литературы, стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок

-Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тётушки Совы. Азбука денег»

Введение в основы финансовой грамотности на ступени предшкольного образования желательно организовывать, опираясь на игровые и развивающие занятия.

Все представленные методы и приемы способствуют развитию у детей экономического мышления, усвоению основных экономических понятий, воспитывают нравственные ценности, эмоционально-положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

При формировании у детей понимания многих экономических явлений, развитии познавательного интереса к экономике, создании положительной мотивации к ее изучению мы отдаем предпочтение сказкам.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка.

Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Известный писатель Джанни Родари писал:

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра – она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»

Почему сказки?

Во-первых, сказка — это самая интересная и увлекательная форма познания действительности. Сказки расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей. Они учат различать добро и зло, лень и трудолюбие, эгоизм и бескорыстие, высмеивают глупость и восхваляют мудрость.

Во-вторых, именно сказка экономического содержания является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Совместное чтение сближает взрослого и ребёнка, через сказку взрослый поможет разобраться ребёнку в тех случаях, когда тот что-то сам не понимает.

Используя народные, и авторские сказки для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме способствуем формированию первичных представлений, легко и непринужденно освоить необходимые знания и умения. В подобранных сказках дети знакомятся с основными экономическими категориями, такими как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «деньги», встречаются с героями ленивыми и трудолюбивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными.

После чтения сказки «Морозко» вопрос: «почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с убытками?» заставляет детей задуматься над такими качествами, как трудолюбие, высказать осуждение нерадивости Ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.

Сказка «Как солдат щи из топора варил» дает возможность выразить положительное отношение к смекалке, изобретательству, доброте, щедрости и осудить жадность.

Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

Сказки, раскрывающиеся потребности и возможности их удовлетворения.

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон»,

Сказки, отражающие труд людей

народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»,А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы»,«расходы»

К.И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г.Х. Андерсен «Огниво», Толстой «Приключения Буратино»

Сказки, знакомящие с понятием «реклама».

народные сказки «Лиса и козёл», Г.Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал».

Сказки, знакомящие с понятием «бартер»:

народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Сказки, знакомящие с понятием «купля – продажа»:

народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Мы консультируем родителей по вопросам формирования у детей основ финансовой грамотности, проводим анкетирование, привлекаем к изготовлению атрибутов к дидактическим играм экономического содержания. Рекомендуем для семейного просмотра мультфильмы из серии «Уроки тетушки Совы. Азбука денег» и «Смешарики. Финансовая грамотность», и чтение сказок.

Таким образом, работа по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.

Хотелось бы, чтобы та радость, которую они испытывают сейчас каждый раз при встрече со сказкой, оставалась бы с ними как можно дольше, а проявление положительных нравственных качеств, стало главной потребностью в жизни.

Картотека бесед по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Картотека бесед по формированию

Финансовой грамотности

для детей

старшего дошкольного возраста.

Беседа №1

«История одной копилки»

Цель: вызвать интерес к теме экономики и финансов, рассказать об истории

накопления денег.

Беседа №2

«Что такое деньги?»

Цель: уточнить представления детей о том, как взрослые зарабатывают

деньги и для чего они нужны.

Беседа№3

«Где живут деньги?»

Цель: познакомить детей со словом «БАНК», что деньги в банке всегда в

обороте, их можно положить и снять.

Беседа №4

«Денежкин домик»

Цель: формируем представление о том, где могут храниться деньги.

Беседа №5

«Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах.»

Цель: обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах.

Беседа №6

«Семейные покупки»

Цель: активизация словаря и расширение знаний на тему разнообразия

магазинов и семейных покупок в них.

Беседа №7

«Потребности человека»

Цель: познакомить детей с понятием «потребности», учить определять от

чего зависят потребности.

Беседа №8

«Товар или услуга»

Цель: расширять представления об элементах экономики, познакомить детей

с понятиями «товар», «услуга».

Беседа №9

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета,

воспитывать уважение к людям труда.

Беседа №10

«Туристический поход»

Цель: уточнить знания детей об основных потребностях человека.

Беседа №11

«Советы покупателю»

Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать

основы экономической культуры личности ребёнка.

Беседа №12

«Труд»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о

труде.

Беседа №13

«Финансовая азбука»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о

потребностях.

Беседа №14

«Товар. Результаты труда человека»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о

куплепродаже товаров.

Беседа №15

«Семейные доходы и расходы»

Цель: расширить представление детей о том как складывается семейный

бюджет; познакомить с новым понятием «расходы» какими они бывают.

Беседа №16

«Юные финансисты»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание

необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Беседа №17

«Магазины бывают разные»

Цель: учить и распределять предметы для продажи по разным видам

магазинов.

Беседа №18

«Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются»

Цель: объяснить детям как люди зарабатывают деньги и каким образом

заработок зависит от вида деятельности.

Беседа №19

«Деньги любят счёт»

Цель: учить детей считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать

деньги.

Беседа №20

«Не всё покупается»

Цель: прививаем понимание того, что главные ценности жизнь, отношения,

радость близких людей – за деньги не купишь.

Беседа №21

«Труд и профессии»

Цель: рассказать детям о том, что люди трудятся чтобы прокормить себя и

свою семью, чтобы сделать запасы на будущее и приносить пользу другим.

Беседа №22

«Выгода и убыток»

Цель: формировать положительное отношения к труду людей, умеющих

хорошо трудится, честно зарабатывать деньги.

Беседа №23

«Реклама»

Цель: дать детям максимум информации о рекламе, выделить основные и

характерные черты.

Беседа №24

«Бизнес и капитал»

Цель: продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории,

воспитывать отрицательные отношения с жадности и корысти.

Беседа №25

«Труд – основа жизни»

Цель: раскрыть понятие «труд» через описание труда по изготовлению

книги; рассказать о значении труда в жизни человека.

Беседа №26

«Кому что нужно для труда»

Цель: расширять знания детей о инструментах, формировать представление о

необходимости и пользы труда взрослых.

Беседа №27

« Все профессии важны»

Цель: расширять познавательный интерес к профессиям, уважать и ценить

каждую из профессий, формировать уважение к труду взрослых разных

профессий.

Беседа №28

«Как потопаешь так и полопаешь»

Цель: формируем представление о прямой взаимосвязи между трудом и

вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует в первую

очередь полагаться на собственные способности и трудолюбие.

Беседа №29

«Экономика в сказках»

Цель: развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие

экономические явления.

Беседа №30

«Обмен»

Цель: раскрыть сущность понятия «обмен», «бартер» продолжать развивать

представления детей о деньгах и товарах.

Беседа №31

«Как приходят деньги в семью»

Цель: рассказать детям как появляются деньги в семье, воспитывать

уважение к взрослым.

Беседа №32

«Что такое цена?»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о цене.

Беседа №33

«Стоимость товара»

Цель: рассказать детям от чего зависит качество товара, насколько сложно

его произвести.

Беседа №34

«Трать разумно»

Цель: рассказать детям о том, что деньги нужно тратить разумно с умом.

Беседа № 35

«Труд и деньги»

Цель: учить детей видеть связь между трудом и деньгами, дети должны

понимать, что деньги просто так ни кто не даёт их нужно зарабатывать.

Беседа №36

«Финансовая грамотность»

Цель: познакомить детей с понятием финансовая грамотность, рассказать что

она в себя включает.

Финансовая грамотность детей старшего возраста 5 – 7 лет

«Если хочешь быть богатым,

нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования  финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Поэтому, в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста, в сентябре 2021 года в группах «Ромашка», «Сказка» были разработаны перспективные планы «Юные финансисты». Педагоги групп осуществляли комплексный подход к отработке вопросов финансовой грамотности старших дошкольников.

Целью нашей работы является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Наша работа направлена на решение задач:

1. Развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности.

2. Ознакомить старших дошкольников с сущностью основных финансово-экономических категорий.

3. Создать условия для формирования финансовой грамотности у детей.

4. Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

5. Развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

6. Развить навыки осмысленного поведения.

7. Развивать речь, внимание, мыслительные операции.

8. Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств;

9. Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.

Работу с детьми по финансовой грамотности, педагоги групп начали:

1. Подбор и изучение справочной, методической, энциклопедической, художественной литературы.

2. Информирование родителей о планировании работы с детьми «Юные финансисты».

3. Составление перспективного плана работы с детьми.

4. Составление перспективного плана взаимодействия с семьями воспитанников.

5. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам финансового воспитания детей через консультации, родительские собрания, поисковую деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег, оформление «папки – передвижки».

6. Организация развивающей среды, изготовление дидактического, раздаточного материала.

Работа педагогов групп «Ромашка», «Сказка» ведется в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и интегрируется во всех 5 образовательных областях.

С целью родительского просвещения были проведены беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам», оформлен информационный уголок, проведено родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье» и т.д.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми, мы применяли самые различные методы, приемы и средства обучения, создавали наилучшие условия для развития финансовой грамотности. 

Работа проводилась в различных формах:

1. В форме соревнований: «Наша семья трудится», «Мои домашние обязанности», «Кто быстрее накопит монет».

2. Виртуальных экскурсий: «Магазин», «Банк», «Почта» и т.д.

3. Викторин: «Угадай профессию», «Трудиться  — всегда пригодиться», «Разумные траты сказочных героев».

4. Квест-игры: «Путешествие с Гномом по Денежному городу».

5. Ситуационные задачки: игра «Занять и одолжить», «Вот так заработали!», «Что создается трудом» и т.д.

6. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Банк» и т.д.

7. Дидактические игры: «Домино – финансы», «Теневое лото – финансы», «Профессии», «Копилка», «Что можно купить, а что нельзя», «Груша – яблоко», «Пазлы» и т.д.

8. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок по теме «финансовая грамотность».

9. Чтение художественной литературы: «Экономические сказки».

10. Просмотр презентаций, мультипликационных фильмов.

11. Раскрашивание раскрасок «Финансовая грамотность».

12. Занятия, игры в кабинете «Лаборатория финансов».

13. Знакомство детей с потребностями в процессе образовательной деятельности: «Что такое потребность», «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности», «Потребности современного человека».

Создание условий, практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников.

Планируется в дальнейшем продолжить работу по обучению детей основам финансовой грамотности: изготовление совместно с детьми лэпбука «Поговорим о деньгах».

Будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

    В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, уме

ние сопереживать, милосердие,

примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,

правила поведения  в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от нашей работы – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что  дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и  родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Приложение 1

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности «Юные финансисты» детей старшего возраста 5 – 7 лет

Старшая группа 5 – 6 лет

№ п/п

Тема

Содержание образовательного мероприятия

Педагогические технологии

Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей»

Сентябрь

1

Труд – основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.

Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Беседа, игра-соревнование папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде

2

Домашний труд.

Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности»

Октябрь

3

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение.

Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.).

Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно»

4

Все работы хороши, выбирай на вкус (1)

Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников.

Продукты труда: товары и услуги.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

5

Все работы хороши, выбирай на вкус (2)

Продукты труда: товары и услуги.

Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар).

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

6

Трудиться  — всегда пригодиться

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем

Ноябрь

7

Мини-спектакль «В волшебном лесу»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать.

Интерактивный мини-спектакль

8

Труд во благо

Закрепление материала.

Итоговое мероприятие по теме 

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

9

Как придумали деньги

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).

Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ

10

Какие бывают деньги

Виды денег (монеты, банкноты).

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы»

Декабрь

11

Как выглядят деньги и откуда берутся

Изготовление денег: печать, чеканка.

Беседа, исследование, чтение – придумываем деньги для группы.

Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали»

12

Как деньги попадают к нам в дом.

Труд и доходы.

Вознаграждение за честный труд.

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь»

13

Трудовая денежка всегда крепка

Заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек.

Считай деньги в своем кармане, а не в чужом.

Сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын»

14

Образовательный веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом»

Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы».

Веб-квест «Путешествие с Гномом по Денежному городу»

Январь

15

Откуда берутся деньги и зачем они нужны?

Закрепление материала.

Итоговое мероприятие по теме

Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

16

Потребности и желания (1)

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы.

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное»

17

Потребности и желания (2)

Соотносим потребности, желания и возможности.

Ситуационные задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение

Февраль

18

Мини-спектакль «История про заек Мазаек»

Различаем разницу между желаниями и потребностями.

Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

Интерактивный мини-спектакль

19

Где покупают и продают разные товары? (1)

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра «Где что купить?», обсуждение, папка-передвижка «Мы идем за покупками»

20

Где покупают и продают разные товары? (2)

Торговые предприятия: базары, рынки, ярмарки, торговые центры.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд.

21

Наша мастерская (1)

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Технология моделирования.

Творческо-трудовая деятельность

Март

22

Наша мастер — класс (2)

Изготавливаются товары для города мастеров: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Технология моделирования.

Творческо-трудовая деятельность

23

Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену.

Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

24

Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

Рекламируем собственные поделки.

25

Создаем рекламу

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей

Апрель

26

Выгодно – невыгодно

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно».

27

Обмен – подарок  

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение

28

Русская ярмарка

Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения.

Используем деньги нашей группы, придуманные ранее.

Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся.

29

Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр»

Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама.

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

Май

Закрепление материала.

30

Сюжетно-ролевая игра «Развлекательный Центр»

Праздник в рамках «Финансовой недели».

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

Подговительная группа 6 – 7 лет

№ п/п

Тема

Содержание образовательного мероприятия

Педагогические технологии

Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

Сентябрь

1

Тратим разумно, экономим

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

Бережливый человек всегда богаче.

Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев»,

игра «Открываем бутербродную»

2

Мини-спектакль «Лисенок Рыжик»

В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно.

Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства.

Интерактивный мини-спектакль

Октябрь

3

Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем»

4

Мини-спектакль «Копилка»

Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами

Интерактивный мини-спектакль

5

Творческое занятие «Наша мастерская» (1)

Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома.

6

Творческое занятие «Наша мастерская» (2)

Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи.

Дети делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и пр.

Ноябрь

7

Мини-спектакль «День рождения»

Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить.

Интерактивный мини-спектакль

8

Экскурсия в магазин «Продукты»

Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.

Игра «Покупаем продукты к празднику»

9

Экскурсия в магазин «Игрушки»

Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.

Игра «Покупаем подарки на день рождения»

10

Досуг «Сберегаем и экономим»

Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно).

Итоговое мероприятие по теме

Тема 2. «Учимся занимать и отдавать долги»

Декабрь

11

Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.

Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем».

12

Долги

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.

Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку

13

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).

Обсуждаем русские пословицы:

— Умей взять, умей и отдать!

— В долг брать легко, а отдавать тяжело.

14

Мини-спектакль «Долг»

Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник».

Интерактивный мини-спектакль

Январь

15

Досуг «Долг и ответственность»

Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

Итоговое мероприятие по теме

Тема 3. «Учимся планировать»

16

Учимся планировать

Знакомим с понятием «план».

Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования.  Начинаем с планирования своего дня.

Учимся организовывать свое время. 

Технология «Клубный час».

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа.

17

Планируем свои расходы

Учимся решать несложные экономические задачи.

Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки.

Февраль

18

Творим добро

Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Сюжетно-ролевая игра

(работа в подгруппах)

19

Сделал дело – гуляй смело

Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща.

Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки

20

Мини-спектакль «План лисенка Рыжика»

Закрепляем понятия: цель, план, планировать.

Интерактивный мини-спектакль

21

Ставлю цель и планирую  

Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Технология «Ситуация месяца».

Март

22

Планируем свои дела

Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Итоговое мероприятие

Тема 4. «Что такое богатство?»

23

Все работы хороши, выбирай на вкус

Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников.

Продукты труда: товары и услуги.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

24

Наше богатство

(1)

Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».

25

Наше богатство

(2)

Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство».

Конкурс проектов «Наше богатство»

Апрель

26

Щедрость и жадность (1)

Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо.

Читаем и обсуждаем рассказ

В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы

27

Щедрость и жадность (2)

Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов.

Читаем и обсуждаем сказку «Два жадных медвежонка», обсуждаем поговорки, пословицы

28

Бережливость

Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно.

Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам.

Интерактивный мини-спектакль «Секрет белочки»

29

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Закрепление материала по теме

Сюжетно – ролевая игра

Май

Повторение пройденного материала

30

Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр»

Праздник в рамках «Финансовой недели».

Сюжетно – ролевая игра

Приложение 2

Перспективный план по взаимодействию с семьей

по развитию финансовой грамотности «Юные финансисты»

детей старшего возраста 5 – 7 лет

Семья для ребенка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны действовать «всем миром»: детский сад, семья, общественность (С.В.Глебова)

Организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников, мы ставим перед ними задачу познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

— кто и как зарабатывает деньги в семье,

— как формируется семейный бюджет,

-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое,

— как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок,

— как научиться экономить деньги.

Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а так же, обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Сентябрь

— Консультация для родителей: «Дошкольник и экономика».

— Папка – передвижка: «Дети и деньги».

Октябрь

— Консультация для родителей: «Экономическое воспитание в детском саду».

— Папка – передвижка: «Экономический словарь».

Ноябрь

-Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через дидактические игры с математическим содержанием».

—   Папка   –   передвижка «Советы Гнома Эконома».

Декабрь

-Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания

Дошкольников.

Январь

-Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию детей в семье.

Февраль

Папки-передвижки:  «Платные поручения»«Как научить ребенка зарабатывать».

Консультации: «Значение трудовой деятельности дошкольника в финансовом просвещении».

Март

Консультации: «Зачем нужны деньги?»«Как научить ребенка трудиться».

Папки-передвижки: «Город Финансов»«Как не вырастить жадину?».

Апрель

Памятки: «Куда тратятся деньги»«Зачем вам нужна финансовая грамотность?».

Май

Памятка: «10 советов управления деньгами для ребенка».

Приложение 3

Финансовая грамотность

«Юные финансисты» для детей старшего возраста 5 – 7 лет

Анимированные презентации для детей

История денег: от куниц до бумажных

 https://www.youtube.com/watch?v=XFzTbgoHBEM 

Виды и периодичность расходов

 https://хочумогузнаю.рф/интерактив/анимированные-презентации-для-школьников-2-11-классов/#2-4-klassy-1

Виды доходов

 https://www.youtube.com/watch?v=3_IH111QqME 

Как устроены наличные деньги

 https://www.youtube.com/watch?v=YBtyM4E1M-c 

Как и зачем сберегать 

https://www.youtube.com/watch?v=GwGqS1mczO0 

Что такое бюджет и как его составлять 

https://www.youtube.com/watch?v=4pVtHyQOKGg 

Банковские карты

 https://www.youtube.com/watch?v=QdQ_6bUTp6E 

Банкоматы 

https://www.youtube.com/watch?v=_6z4A6uEues 

Банки

 https://www.youtube.com/watch?v=NfZbJPvcHk0

Мультколлекция

Ошибочные способы получения денег

Профессор Почемушкин — Обучающий мультфильм – Как появились деньги — энциклопедия

Райский остров — Смешарики 2D. Азбука финансовой грамотности ПРЕМЬЕРА 2018!

Сборка отрезков из мультфильмов про деньги

Фиксики — Деньги — Fixiki

Фиксики — О деньгах ? — обучающий мультфильм для детей ??

Фиксики Копилка

Азбука денег

Мультик о деньгах

Интерактивный мульт-сериал по финансовой грамотности «Богатый бобрёнок»

Фиксики — Советы — Срок годности

«Дети и Деньги». Самоучитель семейных финансов для детей

Сказ поморский про финансовую грамотность

  • Игрушка тимофей список сказок
  • Игрушка крабик со сказками
  • Игрушка которая читает сказки
  • Игрушка ежкины сказки видео
  • Игрушка для старшеклассников рассказ все части