«Нет ничего ужаснее ежедневной пытки дурными видеоиграми», — пожалуй, именно так мог бы сказать икона гиков Говард Филлипс Лавкрафт, живи он в наше время. И несмотря на то, что писатель покинул этот мир задолго до начала Второй мировой войны, в своих книгах он исследовал состояния человеческого рассудка, до сих пор очень популярные в медиа.
Влияние Лавкрафта заметно во всех областях искусства, но наиболее сильно оно в мире видеоигр. Описание его уникальных кошмаров сложно передать иным способом, кроме книжной страницы, однако некоторым разработчиком удается грамотно перенести в цифровой мир все эти экзистенциальные древние ужасы, заставляя игроков трепетать в страхе.
Существует не так много игр, базирующихся именно на мифологии Говарда Лавкрафта. Разработчики скорее стараются вдохновляться им, ухватить само ощущение беспросветного и гнетущего ужаса перед необъятным небытием. Порой они даже превратно понимают идеи писателя (тот же Ктулху никоим образом не задумывался плюшевым персонажем), но хорошие игры найти можно. Они перед вами.
Call Of Cthulhu
Решив взяться за самую известную работу Лавкрафта, Cyanide Studios совершила поистине странный выбор. До этого они были известны по большей части по своей серии Pro Cycling Manager, так что вряд ли подходили на роль разработчиков игры об ужасных тварях из бездонного космоса.
Тем не менее, вышедшая в 2018 году Call of Cthulhu удостоилась, по большей части, позитивных отзывов от геймеров, что с радостью окунулись в исковерканный мир Лавкрафта. Позаимствовав многие элементы из стелс-игр и симуляторов ходьбы, «Зов Ктулху», в итоге, чем-то стал напоминать старые игры Penumbra, которые к мифам Лафкрафта имели весьма поверхностное отношение.
Хотя эта игра и носит имя самого известного рассказа Говарда Филлипса, она больше похожа на «Тень над Иннсмутом» с элементами «Модели для Пикмана». Более того, она концентрирует внимание на феноменах иных миров, а не титульном существе, хотя Ктулху и появляется ненадолго, если игрок доберется до худшей из концовок.
Игра не получила всеобщее признание, как и многие другие в этом жанре, однако, приятно видеть, что подобные тайтлы продолжают появляться на свет в то время как основная масса продукта игровой индустрии страдает от нехватки креативности.
Купить
Lovecraft’s Untold Stories
Этот инди рогалик студии Blini Games понравится тем поклонникам Лавкрафта, кто без ума от Enter the Gungeon и The Binding of Isaac. Пиксель-арт в стиле ретро и отличное «сверхъестественное» музыкальное сопровождение создают атмосферу, достойную рассказов мастера ужасов.
Игрок выбирает одного из пяти персонажей и начинает свой путь, на котором ему предстоит раскрыть тайну пришествия древнего божества из иного мира. И, разумеется, помешать ему. От прочих игр по Лавкрафту Untold Stories отличается тем, что не чурается сражений. Вместо этого она вручает игроку дробовик и просит пристрелить десяток-другой культистов.
Игра поощряет исследование и пытается донести до своих детективов кое-какой здешний лор и знания о древнем божестве. В этом отношении она похожа на настольные ролевки Arkham Horror и Call of Cthulhu. Untold Stories никак нельзя назвать идеальной игрой, но в целом она оставляет очень приятное впечатление, не говоря о том, что она очень бережно обращается с мифами Лавкрафта.
Купить
Conarium
Conarium выступает в роли прямого продолжения известной повести «Хребты безумия», где игрок, как ученый антарктической станции, должен выяснить, что же случилось с пропавшей экспедицией и какие ужасы скрываются за тонкой пеленой реальности. Игра настолько преданно обращается с наследием писателя, что порой даже кажется адаптацией вышеупомянутой повести.
Имея немало общего с Call of Cthulhu, о которой мы рассказали чуть ранее, Conarium в большей степени сосредоточен на атмосфере и исследовании игрового мира. Головоломок на пути игрока встретится не очень много, однако, большая часть геймплея сводится к поиску и сведению воедино разрозненных кусочков сюжета и лора.
Из-за этого не всем игра придется по вкусу. Как и многие рассказы самого Лавкрафта, Conarium отличается малой продолжительностью, налетом загадочности и увлекательным сюжетом. Игра в первую очередь пытается раздвинуть границы игрового опыта, позволяя поклонникам Лавкрафта почувствовать себя героем одного из произведений мастера кошмаров.
Купить
Серия Amnesia
Духовный наследник игр Penumbra и вершина эволюции игровых хорроров, выпущенная студией Frictional Games в 2010-м году. Amnesia стала одной из первых игр, порождавших в игроке чувство абсолютной беспомощности, заставляя его сражаться с тьмой и безумием.
Несмотря на то, что игра не имеет прямого отношения к трудам Лавкрафта, в ней четко прослеживается его влияние. К примеру, основной механикой является рассудок, а игрокам приходится остерегаться противников или даже долгих пряток в темных уголках, иначе они рискуют утратить связь с реальностью.
Сюжет весьма напоминает лавкрафтовский «Зов Ктулху», а большую часть времени герою приходится разыскивать старые записки и собирать различные улики, чтобы, в конце концов, разобраться в происходящем. Об игровом мире за пределами замка известно немногое, поэтому, чтобы получить полную картину, придется напрячь воображение. Отличный пример «лавкрафтовской» (хоть и по духу, а не имени) игры.
Купить
Cultist Simulator
Игрокам, вкатывающимся в «Симулятор культиста» без предварительной подготовки, придется несладко. Отсутствие какого-либо обучения — это осознанное дизайнерское решение. Даже само название игры говорит о том, что ей больше свойственно хранить тайны, нежели обучать правилам. В каком-то смысле, понимание этих самых правил и есть главное испытание «Симулятора».
Дополняя геймплей текстами, которые оценил бы сам Лавкрафт, Cultist Simulator заставляет игроков зарываться с головой в залежи странных артефактов и загадочных явлений в попытках извлечь из всего этого какой-то единый смысл. В погоне за крохами запретного знания игроки понимают, что с каждым новым ветхим томом, с каждым лукавым персонажем они вовсе не становятся ближе к ответу, а, скорее, наоборот.
Cultist Simulator у многих вызывает замешательство, в особенности, если игрок не обладает огромными запасами терпения, чтобы должным образом изучить правила игры. И все же, в «Симуляторе» вы сможете по-настоящему ощутить себя героем лавкрафтовской повести, где ненасытная жажда знания часто приводит к печальным последствиям.
Купить
The Sinking City
Главный герой The Sinking City – детектив Чарльз Рид, который отправляется в загадочный вымышленный город Окмонт, местные жители которого давно сошли с ума. Сам герой тоже не совсем здоров – в прошлом ему удалось выжить после попадания в Бермудский треугольник, но его рассудок никогда не будет прежним. Чарльзу предстоит разгадать тайну городка и найти ответы о своем прошлом.
Игра основана на произведениях Говарда Ф. Лавкрафта, в частности, на «Мифах Ктулху»
Игра представляет собой приключенческий экшен, а в основе геймплея лежат детективные расследования. Геймер может свободно исследовать открытый мир, искать зацепки и улики, а также принимать судьбоносные для других персонажей решения. В игре есть элементы шутера – с чудовищами и людьми можно решать вопросы с помощью огнестрела, но патроны находятся в дефиците.
Купить
Stygian: Reign of the Old Ones
Ролевая игра, действия которой разворачиваются во мрачном вымышленном городке Аркхем. Сюжет основан на «Мифах Ктулху» Лавкрафта. Игроку предлагается выбрать одного из 8 персонажей с уникальной историей и отправиться изучать двумерный мир, проходя сюжетные и второстепенные задания.
Внимание в геймплее уделено различным деталям. Например, игрок может взять в путешествие различных спутников, историям которых не позавидуешь. На диалоги влияет психическое состояние героя. В пошаговых боях можно использовать заклинания, но они имеют негативные эффекты, которые влияют на разум и здоровье героя.
Проще говоря, это еще одна мрачная игра по Лавкрафту с удручающей атмосферой ужастика.
Купить
Smite
Smite – это MOBA от третьего лица, в которой герои – это герои мифологий. В игре нашлось место и нашей Бабе Яге, и Ктулху, что прибыл из бездны. Геймплей построен на командных сражениях между игроками, и вы можете примерить роль знаменитого бога из вселенной Лавкрафта и сеять ужас. У персонажей здесь есть различные способности, и Ктулху может на короткое время увеличиваться в размерах и кромсать своих врагов.
Играть
Sherlock Holmes: The Awakened
Приключенческий квест в серии Шерлок Холмс, в котором переплетаются литературные миры двух известных писателей – Г. Лавкрафта и А. Дойла. По сюжету великие сыщики решают взяться за очередное дело: некий таинственный культ поклоняется морскому демону на западных берегах Шотландии и сеет ужас в окрестностях. Игроку предстоит побывать в Новом Орлеане, Швейцарии и Лондоне и раскрыть череду загадок.
В отличие от предыдущих игр серии, здесь присутствует трехмерная графика. Геймплей же классический для жанра – игроку предстоит решать физические головоломки, искать зацепки и ключевые предметы, а также исследовать локации.
В 2008 году вышло «Золотое издание», заменившее оригинал, которое позволяет играть с видом от третьего лица. Но вместе с тем были вырезаны некоторые головоломки, а игра стала менее атмосферной, поэтому мы рекомендуем поискать оригинальную версию в интернете.
Купить
Moons of Madness
Хоррор от первого лица, который отправляет игрока не в Иннсмут или Аркхем, а на Марс. В роли инженера-космонавта пользователю предстоит исследовать опустевшую станцию, на которой происходит какая-то чертовщина. Геймер должен понять, что из увиденного и услышанного – реальность, а что плод воображения.
И даже в космосе найдется место Лавкрафтовским ужастикам – щупальца, гигантские монстры и прочие отсылки ожидают игрока в течение всего прохождения. Геймплей включает исследование базы и решение различных головоломок. Также можно выбраться наружу и прокатиться на планетоходе.
Купить
Achtung! Cthulhu Tactics
Разработчики тактического экшена Achtung! Cthulhu Tactics фантазируют на тему Второй мировой войны. По их задумке нацисты не нашли способа победы лучше, чем призвать на помощь Ктулху и его приспешников. Благодаря помощи потустороннего «союзника» фашисты получили громадное преимущество в войне.
Игроку предстоит возглавить отряд героев-союзников и бросить вызов противникам. Пошаговая система позаимствована из серии X-COM, что является только плюсом. Сюжетная кампания тесно связана с одноименной настольной игрой.
Купить
Eternal Darkness: Sanity’s Requiem
Первая игра Nintendo с рейтингом M, выпущенная для приставки GameCube в 2002 студией Silicon Knights и ставшая квинтэссенцией консольных хорроров. Эпическое приключение, целью которого стало разрушение замыслов ктулхуподобного культа.
Одной из самых запоминающихся особенностей игры стала механика Sanity, рассудка, который страдал при каждой встрече с ужасающими врагами Eternal Darkness. В итоге это приводило к занятным последствиям, включая разрушение четвертой стены.
По мере утраты рассудка героем игра начинала вести себя все более странным образом. Она «меняла» громкость, «переключала» каналы или вообще выключала телевизор, меняла настройки графики или даже отключала геймпад. Блестящие идеи, несомненно, влияющие и на восприятие самого игрока.
Одной из самых безумных выходок Eternal Darkness была имитация повреждения файлов сохранения. Можно спорить на что угодно, что эта фишка попортила немало нервов.
Игра отсутствует в цифровых сервисах для ПК
Sunless Sea
Как и вышеупомянутая Cultist Simulator, Sunless Sea не обладает четко выраженным нарративом. Игроки могут выбрать одну из заранее установленных целей, например, скопить состояние или стать свидетелем достаточному количеству странностей, чтобы вернуться домой и написать книгу, игра не собирается давать морякам подсказки, как добиться того или иного. И в этом ее прелесть.
У Sunless Sea нет привязки к конкретным произведениям Лавкрафта, но любой его поклонник безошибочно определит влияние писателя. Тот самый первобытный ужас, возникающий у людей при погружении в темные морские глубины, где может таиться все, что угодно.
Собственно, в этом и есть суть игры – в исследовании бездонных пучин, в познании неизведанного. Карта мира генерируется случайным образом, поэтому никогда не угадаешь, ждет ли тебя впереди затерянный город с безопасной гаванью или жуткая морская тварь, готовая пожрать тела и души смельчаков.
Купить
Bloodborne
Духовный наследник эпической серии игр From Software, воспользовавшийся их мрачной атмосферой отчаяния, чтобы создать нечто такое, что пришлось бы по душе самому Лавкрафту.
Лор игры не имеет прямого отношения к мифам о Ктулху, но город Ярнам и окружающая его местность поражены загадочной чумой, а герой одиночка должен выследить виновников-демонов и докопаться до истинной подоплеки происходящего в море лжи и секретов. Сюжет Bloodborne напрямую не объясняется, однако пытливые игроки, следуя подсказкам и намекам, все же могут узнать, что же происходит в мире игры между человечеством и древними божествами, известными как «Великие».
Поднимается в игре и знакомая по Лавкрафту тема невыносимого знания, которого человек добивается, вскрыв тайны, что следовало оставить в покое. Более того, по ходу действия игрок встречается с хранящей знания древней организацией, и многие в ней узнали вымышленный Мискатоникский университет, столь часто упоминаемый писателем в своих произведениях.
Купить для ps4
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Часто называемая лучшей игровой адаптацией мифов Лавкрафта, эта выпущенная в 2002 году студией Headfirst Productions игра скорее является неким пересказом психологического шедевра «Тени над Иннсмутом». Не дословный перенос, конечно, но Dark Corners of the Earth полностью заслуживает своего титула.
Несмотря на то, что игра создавалась как шутер от первого лица, именно боевая система стала худшим ее аспектом. Управляться с оружием здесь утомительно, а проблемный интерфейс превращает прицеливание и менеджмент ресурсов в истинную муку.
Что иронично, лучшей часть Call of Cthulhu стало именно ее начало, когда ментально нестабильный детектив прибывает расследовать странные события в портовом городке Иннсмут. Еще до того, как игрок получит в свои руки огнестрельное оружие, ему придется пройти через несколько очень напряженных ситуаций, способных заставить понервничать даже людей с крепкими нервами.
Игра не лишена проблем, а устаревшая графика оставляет желать лучшего, но Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth до сих пор остается одним из лучших хорроров, который мы настоятельно рекомендуем всем поклонникам Лавкрафта и жанра в целом.
Купить
Darkest Dungeon
Игра, которой прекрасно удалось ухватить сам дух лавкрафтовских произведений. Игрокам придется столкнуться с непостижимыми странностями и невообразимыми ужасами, и даже моменты триумфа будут омрачены осознанием факта, что где-то впереди, во мраке подземелья, героев поджидают еще более кошмарные твари, победа над которыми станет настоящим подвигом.
Получив в наследство от сошедшего с ума родственника полуразрушенный особняк, игрок должен позаботиться о его восстановлении и очистить от сверхъестественного зла, используя для этого отряды отчаянных наемников. Как водится, легче сказать, чем сделать, а сложность Darkest Dungeon давно уже стала притчей во языцех, хотя игра и не снискала сравнимой с Dark Souls популярности.
Для новичков она может стать непреодолимой, но, будьте уверены, после смерти парочки наемных мечей все начнет понемногу складываться. А желание узнать, что же таится там, за последней дверью, что свела с ума того самого родственника, продолжает гнать вперед по пути к собственному безумию.
Озвученная иконой западного войс-кастинга Уэйном Джуном, Darkest Dungeon подарит вам массу незабываемых (хоть и не всегда приятных) впечатлений.
Купить
Transient
Хоррор, в котором мистический мир Лавкрафта переплетается с темой киберпанка. События игры разворачиваются в мрачном будущем, в котором остатки человечества укрылись в некой цитадели. Главный герой случайно узнает правду о происходящем, что серьезно сказывается на его психике.
Разработчики постарались создать мрачный мир антиутопии и возможность перемещаться между двумя мирами – реальным и искусственным. Игра ярко показывает, как ужасы Лавкрафта могут ужиться в мире киберпанка.
Купить
The Last Door
Point-and-click адвенчура с элементами хоррора The Last Door переносит пользователя в мир необъяснимого ужаса и дарит непередаваемую атмосферу, в которой остро нуждается большинство подобных проектов. Изначально первая часть серии была ориентирована на любителей браузерных игр, но вскоре разработчики поняли потенциал детища и выпустили полноценную версию для ПК.
Сюжет обеих игр завязан на историях, описанных такими легендами хоррор жанра, как Г. Ф. Лавкрафт и Эдгар По. Первая часть переносит игрока на юг Англии конца 19 века. Джереми Девитт получает послание от друга по университету и едет в его резиденцию. Тут-то и начинается кошмар. Тайна гибели хорошего знакомого окутана мистикой и разобраться с этим будет непросто.
Вторая часть, в свою очередь, познакомит пользователя с новым главным героем Уэйкфилдом — психиатром протагониста из предыдущего эпизода. Как и предыдущая игра The Last Door 2 станет настоящим подарком для поклонников творчества Лавкрафта. Помогите доктору разобраться с новыми загадками и не впасть в безумие.
Если вас не пугает пиксельная графика, а ценность игры вы видите именно в атмосфере и отлично проработанном сюжете, то с дилогией обязательно нужно будет ознакомиться лично.
Купить
Alone in the Dark
Alone in the Dark — франшиза, вдохновленная творчеством Лавкрафта. Об этом говорит и сеттинг первых частей, в которых протагонисту Эдварду Карнби предстоит расследовать необъяснимые явления. Игрока ждет Америка начала XX века, мрачные оккультные отсылки и, конечно же, монстры. Будьте осторожны, ведь умереть протагонист может от одного лишь прочтения книги!
Продолжение серии Alone in the Dark: The New Nightmare и Alone in the Dark переносят события в современный мир. Теперь разгадывать тайны придется внуку и полному тезке предыдущего главного героя франшизы.
К сожалению, последняя часть под названием Alone in the Dark: Illumination не нашла положительного отклика у фанатов. Однако все то, что разработчики предлагали до 2015 года, поистине стало классикой наравне с Resident Evil и Silent Hill.
Каждому любителю хорроров стоит сыграть в первые части Alone in the Dark, ведь в их геймплее заложены основные законы жанра.
Купить AITD: AnthologyКупить AITD: The New Nightmare
Darkness Within
Darkness Within — история о детективе Говарде Лорейде, выполненная в лучших традициях произведений Говарда Лавкрафта. Игра с видом от первого лица содержит множество головоломок, пугает мрачной атмосферой и сеттингом, явно созданным разработчиками по повестям короля ужасов.
Первая часть представляет собой классический квест с кат-сценами, а вторая — 3D-адвенчуру в стиле Amnesia. Геймплей второго эпизода порадует не только сложными головоломками, но и механикой перемещения предметов, мебели и взаимодействием с другими объектами.
Купить DW 1Купить DW 2
No one lives under the lighthouse
No one lives under the lighthouse – непродолжительный хоррор от первого лица, при создании которого разработчики вдохновлялись произведениями Лавкрафта. Последний факт, несомненно, повлиял на атмосферу в игре.
Вам предстоит взять под управление протагониста, являющегося новым смотрителем маяка, в то время, как предыдущий безвестно пропал при загадочных обстоятельствах. Проведите свое расследование в рамках нелинейной истории и получите одну из нескольких концовок. Если вас не пугает простенькая пиксельная графика, то No one lives under the lighthouse стоит обязательно рассмотреть в качестве варианта на вечер.
Купить
The Vanishing of Ethan Carter
The Vanishing of Ethan Carter — смесь хоррор-адвенчуры и квеста, в которой пользователю предстоит раскрыть секреты семьи Картер. Игроку предстоит управлять частным детективом Просперо, чтобы изучить красочный мир, созданный при помощи фотограмметрии. Одним из ходов, который умело использовали разработчики, стала возможность общения с потусторонним миром.
Сюжет нелинеен и вдохновлен такими известными писателями, как Р. Чандлер, С. Грабински и, конечно же, Говардом Лавкрафтом. Фанатам мистики, красивых, но мрачных пейзажей и атмосферы, главенствующей надо всем остальным в проекте, игра настоятельно рекомендована к изучению.
Купить
Old Gods Rising
Приключения с видом от первого лица Old Gods Rising всецело основан на мистике. Геймплей заключается в решении множества головоломок в университете Эшгейта, куда протагонист, расстроенный провалом книги, попадает в качестве консультанта на съемки фильма.
Игрок встретит огромное количество отсылок к творчеству Лавкрафта, включая леденящих кровь существ, древние языки, странные рисунки. Фанатам писателя, несомненно, будет интересно разгадать сюжетные тайны Old Gods Rising, однако учитывайте, что проект отнимет всего один вечер.
Купить
Source of Madness
В Source of Madness пользователя ждет лавкрафтианский мир, наполненный безумием. Атмосферный рогалик-сайд-скроллер перенесет геймера в Глиняные земли с монстрами, сформированными процедурным методом.
Стоит отметить, что в игре используется самообучающийся искусственный интеллект, что сделает незабываемым каждое новое путешествие по кошмарным локациям. Фанатам roguelite жанра и классических хорроров игра доставит массу положительных эмоций.
Купить
Forgive me Father
Forgive me Father – FPS в стилистике, сочетающей ретроэлементы и комикс, переносит геймера в мир, вдохновленный ужасами Лавкрафта. О последнем свидетельствуют многочисленные объекты окружения и чудища, с которыми предстоит бороться протагонисту. Основной целью героя станет изучение локаций, решение головоломок и, как следствие, разгадка тайн происходящего в игре.
Подобно старым шутерам по локациям разбросаны аптечки, с помощью которых можно пополнить здоровье, и мощное оружие. Радует и интеллект противников, который отличается в зависимости от особи, пытающейся убить персонажа. Вам предстоит не только палить во все, что движется, но и позаботиться о тактике сражения.
Купить
Skautfold: Shrouded in Sanity
Разработчики изометрической Skautfold: Shrouded in Sanity воспользовались произведениями короля ужасов для воссоздания мрачного сеттинга в викторианском стиле. Игрок попадет в поместье, расположенное в альтернативной Англии конца XIX века. Здание наполнено опасными тварями, некогда бывшими жителями усадьбы. Протагонисту предстоит выяснить, что привело к безумию и расправиться со злом.
Геймплей состоит из схваток, в ходе которых главный герой пользуется тростью и пистолетом. В случае получения урона пользователю придется пить зелье, восстанавливающее здоровье. Игровой процесс не затянут, а на полное прохождение уйдет не больше 6 часов. Геймплей, к слову, немного напоминает хитовый Resident Evil, что позволит фанатам серии насладиться и Skautfold.
Купить
Stirring Abyss
Не обошли лавкрафтианские сюжеты и жанр пошаговых стратегий. В Stirring Abyss игроку предстоит раскрыть тайны подводного мира, взяв под управление капитана подлодки Салем. Потерпев крушение, команда выжила, но оказалась среди утерянной цивилизации, имеющей явную связь с мистикой.
Стратегическая основа геймплея органично дополняется ролевыми элементами, а нелинейный сюжет имеет ответвления, связанные с решениями, принятыми пользователем в процессе прохождения. Для поиска выхода на поверхность придется пожертвовать многим, ведь при прокачке герои постепенно мутируют в существ, ярко описанных легендарным Говардом Лавкрафтом.
Купить
Gloom
Gloom – рогалик в черно-белом стиле с многочисленными отсылками к произведениям Лавкрафта. Главный герой истории находится в коме, которая, впрочем, не влияет на подсознание, рисующее мрачные миры, через которые пользователю и предстоит пробраться.
Геймплей завязан не только на борьбе с кошмарами, но и на беседах с персонажами, населяющими подсознание протагониста. При победе над боссами игрок получает монетки, которые тратятся на полезные предметы. Есть в рогалике и своя энциклопедия под известным всем названием «Некрономикон». По итогу Gloom обладает всеми достоинствами рогалика, но имеет два недостатка — линейность и отсутствие возможности возврата по локации. Вместе с тем, последние можно рассматривать, как дань хардкорности.
Купить
A Room Beyond
A Room Beyond — пиксельный point& click хоррор, расскажет пользователям историю о небольшой деревушке с атмосферой, описанной в своих произведениях Говардом Лавкрафтом. Жителям поселения нужна помощь, ведь их долгое время терроризирует призрак. Протагонист, не пожелавший остаться в стороне от таинственных событий, приезжает на место и пытается выяснить, что же происходит на самом деле.
Поклонников жанра должны заинтересовать головоломки и геймплей, представленные в игре. Проект отпугнет лишь тех геймеров, которые на дух не переносят кубическую графику. К слову, с игрой можно ознакомиться бесплатно благодаря демоверсии.
Купить
The Infectious Madness of Doctor Dekker
The Infectious Madness of Doctor Dekker — уникальный FMV детектив, который позволит игроку предстать в роли профессора-психиатра Уорвика, расследующего смерть врача Деккера, пациенты которого были перенаправлены к протагонисту. Сюжет, вдохновленный Говардом Лавкрафтом, познакомит геймера с персонажами, имеющими уникальные заболевания и характер. К подозреваемым придется искать подход в личной беседе, обдумывая каждое слово. Фанатам интерактивных кино история доктора Деккера наверняка понравится.
Купить
October Night Games
October Night Games — смесь карточной игры, приключений и симулятора алхимика с возможностью призвать Ктулху. Разработчики не скрывают того, что вдохновлялись творчеством многих популярных писателей, в том числе трудами Г. Ф. Лавкрафта. Геймплей «заточен» на кооператив до 6 пользователей. При этом все персонажи являются культистами. Игроку придется искать ингредиенты для обряда, общаться с потусторонним миром, заключая сделки и сражаясь с врагами. Локации и происходящие вокруг события генерируются рандомно. Для фанатов атмосферных стильных проектов October Night Games рекомендуется к изучению. Тем же, кто не обладает усидчивостью или не желает напрягать голову, рекомендуется подождать скидок.
Купить
Blackbay Asylum
Blackbay Asylum – хоррор с элементами головоломки с необычным героем. В качестве протагониста истории выступает безумный маньяк Даг Данхей. Персонаж заключен в массачусетском спецучреждении. Атмосфера и события, происходящие в лечебнице, были созданы под влиянием произведений Г. Ф. Лавкрафта. Геймплей предполагает чтение сюжетных записок, разбросанных по локациям, и решении пазлов. При этом камера, в зависимости от происходящего в игре, будет взмывать над персонажем, заменяя вид от первого лица. Любителям психологических страшилок проект явно понравится несмотря на то, что игре уже почти десять лет.
Купить
Abandon Ship
Стратегия Abandon Ship переносит геймеров в мир морских приключений, где капитан и его верная команда борется с мифическим Ктулху. Каждый моряк обладает уникальными способностями и является неотъемлемым элементом в реализации слаженной работы. Характеристики персонажей можно прокачивать, тем самым повышая боеспособность корабля. Помимо монстров из произведений Лавкрафта, на пути протагонистов встретятся пираты и разбойники, с которыми нужно держать ухо востро. Несмотря на приятную графику и интересную задумку, Abandon Ship отличается хардкорностью, что можно заметить уже после нескольких часов сражений. Поэтому новичкам жанра будет нелегко. В остальном проект заслуживает пристального внимания почитателей морских баталий.
Купить
Madshot
Madshot — рогалик с жуткой атмосферой, рассказывающий о протагонисте, заключившем сделку с древними сущностями, даровавшими ему силу для истребления зла. Как несложно догадаться, главный герой — культист, пробирающийся сквозь процедурно генерируемые локации, выполненные в стиле комикса. Тут будут отсылки к Ктулху и другим монстрам, описанным Лавкрафтом, сложные босс-батлы, прокачка протагониста. Радует тот факт, что игра еще находится в активной стадии развития, а это — ожидаемый новый контент и повышение реиграбельности.
Купить
В ожидании
Lovecraft Tales
Приключенческая игра в стиле point-and-click. Сюжет базируется на произведении «Шепчущий во тьме», а игроки смогут путешествовать по полуоткрытому миру и заниматься выживанием. Реализован цикл смены дня и ночи, что влияет на поведение врагов. Также ожидается мрачная атмосфера, что стало стандартом для игр по произведениям Лавкрафта.
Страница в Steam
Cthulhu: Books of Ancients
Cthulhu: Books of Ancients предложит геймерам заняться расследованием пропажи детей. Первая зацепка для детектива — таинственная записка, приоткрывающая дверь в мир кошмарных существ, описанных Г. Ф. Лавкрафтом. Реалистичная графика, атмосфера ужаса и вид из глаз протагониста позволят получить максимум эмоций от путешествия по миру неизведанного.
Страница в Steam
Darkbolt
Изометрический шутер-рогалик под названием Darkbolt ориентирован на геймеров, предпочитающий проекты с повышенной реиграбельностью (уровни генерируются рандомно). Главный герой, похожий на истребителя вампиров, расправляется с чудовищами, заполонившими городские улицы. Последние, к слову, выполнены в стилистике Лавкрафта. Готическая атмосфера, дружественные персонажи, которые не прочь дать пару заданий протагонисту, возможность крафта и взаимодействия с окружением для борьбы с противником делают проект довольно интересным для поклонников жанра.
Страница в Steam
Call of Myth
Call of Myth — карточная игра, вдохновленная Г.Ф. Лавкрафтом. Фэнтезийный мир предлагает собрать уникальную колоду, сочетающую существ и героев для битвы с противником. Важным элементом геймплея является механика рассудка. Показатель должен держаться на приемлемом уровне. В противном случае карты игрока могут начать действовать против него самого.
Страница в Steam
25 июня 2019
25.06.19
20
28K
27 июня выходит The Sinking City — новая работа украинской Frogwares, основанная на произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft). По этому поводу мы решили составить список лучших игр, созданных по мотивам или навеянных творчеством человека, ответственного за рождение Ктулху.
Shadow of the Comet, 1993 год
Настольная игровая система Call of Cthulhu дебютировала ещё в 1981 году. А вот первая видеоигра по творчеству Лавкрафта появилась лишь через 12 лет. Это была классическая рисованная адвенчура Shadow of the Comet от Infogrames. История, навеянная рассказом «Ужас Данвича» и повестью «Тень над Иннсмутом», предлагала нам взять на себя роль молодого фотографа Джона Паркера. Он приехал в небольшой городок Иллсмут в Новой Англии, чтобы сфотографировать пролёт кометы Галлея. В предыдущий визит кометы, в 1834 году, за ней отсюда же, из Иллсмута, наблюдал лорд Болескин, после чего почему-то сошёл с ума. Паркер досконально изучил этот случай и решил лично проверить, что же его так напугало. И, естественно, столкнулся в городе и с древними ритуалами, и с проклятиями, и со зловещим заговором — ему предстоит пережить три дня до пролёта кометы, чтобы разгадать тайну событий 1834 года.
Через какое-то время разработчики слегка подретушировали игру, добавили в название Call of Cthulhu , а главный герой из фотографа Паркера превратился в блестящего молодого астронома Картера. Именно в таком виде эта симпатичная игра, тепло встреченная критиками благодаря сюжету, пазлам, текстам и атмосфере, и сейчас продаётся в Steam.
По тем временам нарисовано всё было просто замечательно.
Necronomicon: The Dawning of Darkness, 2001 год
Сюжет этой классической адвенчуры от студии Cryo Interactive, знаменитой в своё время кузницы квестов, основан на романе Лавкрафта «Случай Чарльза Декстера Варда». События разворачиваются в 1927 году в Провиденсе, Род-Айленд. Мы играем за Уильяма Стентона, который сначала пытается выяснить, почему его лучший друг попал в психушку, потом — разгадать тайну «Некрономикона» и спасти человечество. А в процессе, естественно, нужно решать самые разные пазлы.
Игра не поражала революционными решениями и не доводила до истерики страшными скримерами. Это был классический квест от Cryo в духе, например, Dracula 2: The Last Sanctuary. Но увлекательный сюжет, интересные головоломки, напряжённая атмосфера, созданная в том числе шикарной работой со звуком, — всё это заставляло пройти игру от и до на одном дыхании. Именно благодаря Necronomicon: The Dawning of Darkness многие и полюбили творчество Лавкрафта.
Цветовая палитра тут передаёт лавкрафтовскую атмосферу.
Eternal Darkness: Sanity’s Requiem, 2002 год
Этот survival horror, выпущенный студией Silicon Knights на Nintendo GameCube, напрямую фамилию Лавкрафта не упоминает. Но отсылки и параллели настолько прямые, что источники вдохновения очевидны. По сюжету студентка Александра Роивас расследует убийство своего деда и в его особняке находит книгу в переплёте из человеческой кожи — «Том Вечной тьмы». В процессе чтения она переносится в прошлое и переживает фрагмент жизни римского центуриона, который стал рабом одного из богоподобных Старейшин.
Далее весь геймплей строится на нахождении новых страниц тома, переживании новых воспоминаний других людей и получении новых знаний и способностей. Игра, вышедшая на Nintendo GameCube, нас интересует, во-первых, потому, что, это чуть ли не самая высокооценённая «лавкрафтианская» игра в истории — на Metacritic её рейтинг составляет 92 балла.
А во-вторых, здесь чуть ли не впервые в видеоиграх использовалась «система безумия», введённая в «настолке» Call of Cthulhu ещё в 1981 году. Видя что-то ужасное, персонаж теряет очки состояния, а когда они закончатся, у нас появятся разные «эффекты безумия».
И ладно, если бы мы просто со стороны наблюдали, как персонаж видит отваливающиеся конечности, покойников или, например, бесконечные коридоры. Но ведь эти эффекты также могли удалять сохранения, изменять громкость звука, симулировать ошибку с аварийным выходом из игры, выключать телевизор и даже отключать геймпад прямо во время драки. Представляете, какие эмоции испытывали счастливые и слегка поседевшие обладатели Nintendo GameCube! Уже только ради этого стоило пробрести приставку и получить совершенно уникальный игровой опыт.
В чьи только воспоминания не заносило юную студентку.
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, 2005 год
Нечто похожее было реализовано и в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth — в этом хорроре от первого лица главный герой, частный детектив Джек Уолтерс, также может видеть галлюцинации. Более того, окончательно потеряв рассудок, он покончит с собой или умрёт от инфаркта, а игра закончится.
Столь хрупкое душевное здоровье объясняется тем, что Джек шесть лет провёл в Аркхемской лечебнице. Туда он попал после того, как во время одного из заданий включил странное устройство и побывал в другом измерении. Что это было, он точно не помнит. Спустя много лет Джек смог вернуться к работе, стал частным детективом и теперь расследует ограбление магазина в портовом городе Иннсмут, который, как выясняется, подконтролен тайному ордену Дагона. Дальнейшее представить нетрудно.
Примечательно, что помимо душевных травм главный герой постоянно страдал и от физических. В Dark Corners of the Earth была реализовано точечная система повреждений — мы ломали ноги и руки, что прямо отражалось на скорости ходьбы и точности прицеливания соответственно. Лечить травмы нужно было разными средствами. Разрешали даже морфия принять, что, впрочем, усугубляло психологические проблемы главного героя. В итоге получилась действительно классная игра на стыке шутера, стелса и квеста с детективными расследованиями.
В Dark Corners of the Earth отсутствовал традиционный интерфейс.
Scratches, 2006 год
Scratches — очень напряжённый и страшный хоррор-квест от независимой аргентинской студии Nucleosys, который вроде бы никакого отношения к творчеству Лавкрафта не имеет. Здесь мы под аккомпанемент пугающих шорохов и скрипов исследуем классический «проклятый старый дом» — заброшенный английский особняк, хранящий много страшных тайн. Много читаем, иногда решаем загадки и очень часто вздрагиваем от малейшей тени или ещё одного леденящего душу скрипа. Работа со звуком тут настолько безупречна, что не нужны никакие «скримеры» — многие и без того называли Scratches самой страшной адвенчурой своего времени.
Если присмотреться, то параллели с творчеством Лавкрафта и отсылки к нему прут изо всех щелей этого старинного дома. Начиная с того, что в целом сюжет отсылает к рассказам Лавкрафта и Августа Дерлета (August Derleth) «Наследство Пибоди», «Окно в мансарде», а также к их совместному роману «Затаившийся у порога». Ну и, конечно, тут масса отсылок для фанатов. Главным героем является писатель романов ужасов Майкл Артхейт (Michael Arthate), чья фамилия — это такая забавная переделка Lovecraft. В книжных шкафах можно заметить «Хребты безумия» и «Некрономикон», а на картинах — Ктулху.
В режиссёрской версии Scratches появились альтернативная концовка и дополнительный эпизод.
Sherlock Holmes: The Awakened, 2007 год
Как известно, до The Sinking City украинцы из Frogwares годами развивали серию приключенческих игр о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Так, ещё в 2007-м они выпустили Sherlock Holmes: The Awakened, где сыщики, расследуя странные случаи исчезновения людей, в итоге выходят на след секты, поклоняющейся древнему морскому демону на западных берегах Шотландии. Авторы и не скрывали, что тут соединили рассказы о Шерлоке и мифы Ктулху, устроив «битву между логикой и сверхъестественным».
При этом они вывели серию на новый уровень — тут впервые всё было реализовано в полностью трёхмерном окружении, дебютировал вид от первого лица, появились не только загадки, но и элементы шутера. Хотя в основе своей это по-прежнему была умная, увлекательная, разнообразная и достаточно напряжённая адвенчура, которую некоторые СМИ выдвигали на звание лучшего квеста 2007 года.
В обновлённой версии Sherlock Holmes: The Awakened — Remastered Edition можно играть как с видом от третьего лица, так и с классическим видом из глаз.
Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder, 2007 год
Турецкий квест по Лавкрафту — звучит скорее смешно, чем пугающе, но в самой игре вам точно будет не до смеха. Главный герой, молодой следователь Говард (ну кто бы сомневался!) Лорейд, расследует загадочное убийство любителя оккультных наук, а главным подозреваемым по этому делу проходит частный детектив Лоаф Нолдер, его профессиональный кумир, который то исчезал, то вновь где-то появлялся. Пытятаясь выйти на его след и раскрыть преступление, мы посещали психиатрические лечебницы, затхлые катакомбы и страшные викторианские особняки на окраине мрачного города Уэллсмот.
Турки отлично поработали с лавкрафтовской атмосферой: чувство глубокого отчаяния было взаправдашним. А тексты, чтение которых составляет львиную долю геймплея, были очень близки по языку к лавкрафтовским. Но главное, у героя тоже была очень нестабильная психика — чем ближе он подбирался к разгадке, тем чаще видел сны наяву, галлюцинации и переживал приступы паранойи.
В 2010 году вышел сиквел — Darkness Within 2: The Dark Lineage, в котором Говард Лорейд окончательно слетает с катушек — он не понимает, что с ним происходит, не знает, реальность вокруг него или видения, и обожает разговаривать сам с собой на повышенных тонах. Здесь ему предстоит не только раскрыть древний заговор, увидеть Ньярлатхотепа и Шоггота, но и познать очень страшные тайные своего прошлого. В общем, тоже очень атмосферная игра, только уже не совсем классический квест, а местами почти шутер от первого лица.
Как говорится, приятного аппетита!
Conarium, 2017 год
Это тоже квест по Лавкрафту от той же турецкой Zoetrope Interactive — авторов дилогии Darkness Within. Но тут сюжет навеян не творчеством писателя в целом, а конкретно повестью «Хребты безумия» — создатели рассказывают оригинальную историю, но в том же духе.
Действие разворачивается на исследовательской станции в Антарктике, где проводились странные эксперименты — учёные погружались в гипнотический сон (в том числе с помощью разных веществ), чтобы приобщиться к тайнам древней инопланетной расы. Понятно, что ничего хорошего из этого не вышло. И в этом на собственном опыте убеждается главный герой — один из учёных, Фрэнк Гилман, который просыпается и понимает, что все куда-то исчезли, а у него самого амнезия.
В Conarium всё построено не на «скримерах» и салочках с монстрами, а на тщательно выверенной атмосфере, исследовании локаций и решении пазлов, которые не сбивают ритм повествования. И очень многое основано опять же на пугающих видениях, которые сделаны так точно и тонко, что порой очень сложно понять, где тут явь, а где сон.
Главный герой, как и коллеги-учёные, явно что-то употреблял…
Call of Cthulhu, 2018 год
Эту игру изначально должна была делать Frogwares, но потом издательство Focus Home передало разработку в руки студии Cyanide, а украинцы решили делать свою «лавкрафтовщину» — так и появилась The Sinking City. Мы не будем судить, правильно поступили боссы Focus Home или нет, но и у Cyanide получилось вполне приличное приключение, атмосферное и напряжённое. Здесь игроки выступают в роли частного детектива Эдварда Пирса, который в 20-х годах прошлого века расследует гибель целой семьи в рыбацкой деревушке около Бостона. Ну и, понятно, в процессе сталкивается с великим Ктулху и его ревностными последователями.
В игре достаточно точно передан дух произведений Лавкрафта «Зов Ктулху», «Хребты безумия», «Модель для Пикмана» и, конечно, «Тень над Иннсмутом». Для пущей радости главный герой может почитать «Некрономикон», пообщаться с Левиафаном, выучить язык Старших, чтобы без запинки выговаривать: «Ктулху фхтагн», и сойти с ума.
Особенно радует, что это не классический квест, а смесь из стелса, адвенчуры и почти ролевой игры — с прокачкой, моральным выбором и полуоткрытым миром. Да, не всё тут реализовано идеально (у нас же Cyanide отвечала за разработку, не забывайте!), но мы получили интересную и местами реально страшную игру.
«Кто-то полз к воде. Ветхий старенький причал был в его судьбе как начало всех начал».
Lovecraft’s Untold Stories, 2019 год
Lovecraft’s Untold Stories — это тоже не квест, а «рогалик» по мотивам произведений Лавкрафта. Пять разных героев тут исследуют выдаваемые в случайном порядке, но такие знакомые локации — в наличии и психбольницы, и викторианские особняки, и портовые города, и много чего ещё. На этих локациях нужно сражаться, проводить расследования, собирать предметы, артефакты и новую информацию о Великих Древних — без тщательной подготовки богов не одолеть.
Но до них можно и не добраться — постоянно нужно сражаться с культистами и всевозможными монстрами из мифов (в наличии Шоггот, Ктулху, Ньярлатхотеп, Дагон, Шаб-Ниггурат и Азатот). Каждый класс, будь то частный детектив, ведьма, воровка, профессор или даже упырь, использует своё оружие и свой боевой стиль. Но все рано или поздно умирают. Или сходят с ума. Даже один взгляд на Древних может надломить психику неподготовленного героя, который ещё не собрал всю информацию.
Кроме того, периодически нужно принимать важные решения. И если выбор окажется неверным, то персонаж начнёт терять рассудок, а потом и вовсе может наложить на себя руки. Способы выжить, не сойти с ума и одолеть Древних есть, но для этого придётся играть всеми персонажами. И многие делают это с удовольствием — рейтинги у Lovecraft’s Untold Stories очень высокие.
Не так страшны «пиксели», как сам Шоггот.
На этом наша хроника прерывается. На самом деле игр, навеянных творчеством Лавкрафта, конечно, больше — можно сказать, весь жанр хорроров так или иначе вышел из него (а также из Эдгара Аллана По и Мэри Шелли). Но мы уверены — если что-то и забыли, то вы всегда нам напомните о других играх про Дагона, необузданное зло и про то, как зов стихий в людских сердцах посеял первобытный страх.
Поддержи Стопгейм!
&t=1s
Говард Филлипс Лавкрафт. Имя этой знаковой фигуры, давшей толчок развитию литературе ужасов в начале прошлого столетия так или иначе знакомо каждому, и не важно, читал ли человек произведения Лавкрафта или нет (ведь он придумал Ктулху!). Наверняка, многие из вас в своё время прошерстили весь интернет в поисках игр по мотивам рассказов Лавкрафта, однако, как и я, не были удовлетворены. На самом деле таких игр очень мало, я имею ввиду не те проекты, которые просто вдохновлены Лавкрафтом, имеют на него пару тройку отсылок или используют подобные приёмы, а игры, которые берут его рассказы за основу и следуют строго по канонам уникального поджанра ужасов, выработанного Говардом. С Вами Грид71 и в этом посте я расскажу вам о 5 лучших играх по мотивам произведений Лавкрафта.
Shadow of the Comet
Первую игру в своём топе я подобрал специально для настоящих олдскульных игроков или же для тех, кто просто временами любит вспомнить детство и тряхнуть стариной. Shadow of the Comet, вышедшая в 1993 году впервые перенесла «Лавкрафта» в игровую индустрию.
Действие игры разворачивается в 1910 году. Молодой фотограф Джон Паркер прибывает в Новую Англию, в местечко под названием Иллсмут (думаю отсылка ясна), изолированное от остального мира. Именно сюда в далёком 1834 году некий лорд Болескин направился, чтобы наблюдать пролетающую раз в 75 лет комету Галлея, потому как где-то вычитал, что из Иллсмута её будет видно лучше всего. И ему удалось её увидеть, вот только перед глазами его предстало и нечто настолько ужасное, что бедняга тронулся умом и весь остаток жизни, пуская слюни, провёл в дурдоме. Паркер был очень заинтересован этим случаем, и, изучив все документы Болескина, решил повторить его опыт. Однако, прибыв в Иллсмут, он столкнулся не только с «добродушными» местными обитателями, но и с заговором, устроенным членами тайного сообщества, которые поклонялись великому Древнему, ожидающего своего часа на дне океана.
Кстати фамилия «Болескин» является отсылкой на первую часть Alone in the Dark, которую создавали те же разработчики. Конечно, есть в AitD толика «лавкрафтианства», но всё же это совсем не «игра по Лавкрафту», каковой её многие почему-то называют
Игроку предстояло пережить те 3 дня, что Паркер должен был провести в Иллсмуте, чтобы разгадать тайну кометы и зловещего культа, ну и попутно спасти человечество от пробуждения Ктулху. И всё это в обёртке старой доброй классической адвенчуры. Интересный детективный сюжет, мрачная, по-настоящему лавкрафтовская атмосфера, крипота, море слизи… а что ещё нужно?
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth
Из 1993 года мы мгновенно перемещаемся в 2005, когда вышла знаменитая Dark Corners of the Earth. Она рассказывала нам историю детектива Джека Уолтерса, который после очередной полицейской операции, когда бостонским стражам порядка довелось столкнуться с сектой фанатиков, тронулся умом и был заключен в Аркхемской психиатрической лечебнице. Спустя несколько лет, затянутых туманом амнезии, Джек возвращается к деятельности сыщика и ввязывается в крайне запутанное и не менее опасное дело, которое заведёт его не только на самое дно иннсмутского общества, где он столкнётся с членами Ордена Дагона, а кроме того и с приспешниками самого морского божества, но помимо Иннсмута его занесёт и на Риф Дьявола и даже в такие места, от одного вида которых нормальный человек лишился бы рассудка.
Мы живём на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далекие расстояния…
Dark Cornerss of the Earth отличалась (и до сих пор отличается) от всех прочих проектов системой психического состояния героя. Ещё ни одна игра не превзошла и даже не повторила опыт разработчиков из Headfirst Productions. Герой сходит с ума не только видя что-то сверхъестественное, но ему присущи также и вполне реальные фобии, например, страх высоты или помешательство при виде разорванных на куски трупов. В результате этого мистер Уолтерс мог не просто ловить разного рода галлюцинации, но и окончательно свихнуться и самоубиться.
В остальном же это был отличный детектив с упором на реализм, неподражаемой давящей атмосферой нависшего над героем ужаса, кривоватый в своих отдельных аспектах, но в целом представляющий собой почти превосходное компьютерное воплощение историй Говарда Лавкрафта.
Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder
Следующая игра в моём списке заняла отдельное место и в моём сердце. Darkness Within это классический point-and-click квест, но он настолько старомодный и внешне настолько устаревший, что в своё время мог отпугнуть от себя добрую долю любителей жанра. Однако именно благодаря этой игре я полюбил квесты.
Поистине разработчики из Zoetrope обладают особым талантом: при такой жуткой (мягко говоря) визуальной отсталости они смогли создать очень атмосферную и местами до дрожи пугающую игру, достойную великого писателя
Играть нам предстояло за ещё одного полицейского следователя по имени Говард Лорейд. Недавно в городе N был убит местный буржуй, который на досуге любил заниматься исследованием древних культур. Расследовать это дело был назначает авторитетный детектив по имени Лоат Нолдер, чьё имя и вошло в подзаголовок названия игры. Однако вскоре он от этого дела отошёл, и вместо расследования продолжил изыскания убитого исследователя, что навело полицию на некоторые подозрения. В конце концов Нолдер пропал и Лорейду выпало довести до конца дело об убийстве, а заодно и выяснить судьбу помешавшегося детектива.
Конечно, чтение записок и документов является неотъемлемой частью любой уважающей себя игры по мотивам рассказов Лавкрафта, избегать которую – всё равно, что проходить шутеры без оружия. Но в Darkness Within это возведено в абсолют, и без этого игра теряет почти всё. Процентов на 80 она состоит именно из текста, из-за чего складывается впечатление, будто это такая интерактивная интерпретация одного из рассказов, вот только который сам Лавкрафт не писал. Сюжет настолько плотно следует канонам писателя, настолько ему подражает, что его автора действительно не отличить от Говарда Филлипса. Я бы назвал сюжет Darkness Within лучшим из всех игр по мотивам, с которым настоящие поклонники Лавкрафта, а по совместительству ещё и геймеры, просто обязаны познакомиться. Если вы не боитесь сложных логических челленджей и мозговых штурмов, которые Darkness Within несомненно вам предоставит, то смело запускайте игру.
У Darkness Within было и продолжение. Хотя вторая часть получилась и более «технологичной», но почему-то уже не цепляла так, как In pursuit of Loath Nolder
Conarium
Как и предыдущая игра топа, Conarium была разработана той же турецкой командой разработчиков Zoetrope Enteractive, и вновь они поразили меня. Большинство игр по Лавкрафту основываются на самых популярных его произведениях, — это «Зов Ктулху» и «Тень над Иннсмутом», — а вот Conarium обращается уже к другому, но не менее, а возможно даже и более интересному рассказу «Хребты безумия».
Долой серые, мрачные улицы и детективов! Место действия Conarium’а – научно-исследовательская база в Антарктиде, а главный герой – учёный Фрэнк Гилмен. Он внезапно просыпается в своей комнате и уже по сложившейся традиции ничего не помнит. Станция оказывается пустой, и герой бродит по ней в полном одиночестве. Учёные обнаружили в этих местах древние пещеры, в которых когда-то обитала цивилизации Старцев и пришедшая им на смену раса рептилоидов. Но в стремлении познать неизведанное и расширить человеческое сознание, исследуя пещеры и проводя эксперименты с неизвестными растениями, они заходят слишком далеко и сталкиваются с чем-то воистину сверхъестественным. И Гилмену необходимо было выяснить, что случилось с остальными членами экспедиции, узнать к чему привели их эксперименты и довести их до конца.
Conarium не была хоррором, но тем не менее от начала и до конца держала в напряжении, заставляла обливаться холодным потом, а местами и пугала
В отличие от предыдущей игры Zoetrope, головоломки в Conarium’е уже не такие сложные, хотя это и не значит, что всю игру можно пройти, напрочь отключив мозги, это далеко не так. Здесь есть и над чем подумать, и на что посмотреть, и даже чего побояться. Постепенно нагнетаемая атмосфера с превосходно поставленными переходами между реальностью и иллюзией (иллюзией ли?), оригинальная история, полная отсылок к «Хребтам безумия» и приятный экшн-adventure – вот что из себя представляет Conarium. Жаль только, что слишком он короткий…
Call of Cthulhu (2018)
На данный момент это самая последняя вышедшая более-менее значимая игра по мотивам произведений Лавкрафта, в данном случае, это вновь Зов Ктулху…
Сюжет игры повествует о детективе-алкоголике Эдварде Пирсе, который прошёл через Первую Мировую Войну, а после возвращения в родной Бостон, устроился частным сыщиком. Работа уже давно не приносила ему удовольствия, по ночам его мучали кошмарные сны, а днём одолевали хандра и депрессия. Всё это длилось ровно до того момента, пока в кабинет детектива не постучался очередной клиент. Недалеко от Бостона на острове Даркуотер случилась трагедия. Недавно в отстроенном ещё во времена колонизации огромном особняке случился пожар, в котором при загадочных обстоятельствах погибла семья Хокинсов. Полиция закрыла дело, посчитав это несчастным случаем, но отец погибшей художницы Сары Хокинс, прославившейся своими жуткими картинами, сводящими людей с ума, так не думает. Он уговаривает Эдварда отправиться на остров и расследовать это таинственное дело.
Игр с «Call of Cthulhu» в заголовке было уже много, однако игра 2018 года была первой, которая по-настоящему была связана с Великим Древним, покоящимся в глубине вод под Р’льехом, дожидаясь своего часа…
Call of Cthulhu сочетает в себе элементы ролевой игры, квеста и современных survival-хорроров. Далеко не сложный, но разнообразный игровой процесс подарит вам несколько приятных вечеров. Здесь вас ожидает запутанная детективная история с 4-мя вариантами развязки, триллер, мистика, оккультизм и конечно сверхъестественный ужас.
Многие посчитали Call of Cthulhu скучной, унылой, кривой, вопили, что там «мало экшОна», бесконечно сравнивали её с Dark Corners of the Earth, что в корне лишено всякого смысла. Я с этими людьми категорически не согласен и в свою очередь игру очень похвалил за отличный сюжет и глубокую атмосферу, точь-в-точь передающую тот самый лавкрафтовский дух. В общем, поклонникам писателя играть очень рекомендую.
Ну и на этом я мог бы смело завершить свой небольшой ТОП, однако в качестве бонуса хочу поделиться с вами информацией о ещё одной, грядущей игре по мотивам рассказов Великого и Ужасного, которая выйдет уже достаточно скоро.
Я говорю об игре The Sinking City
Играть в ней предстоит за очередного поехавшего детектива, Чарльза Рида. Некогда в прошлом он потерпел кораблекрушение в Бермудском треугольнике и был единственным выжившим. Но то, что он там увидел заставило окружающих усомниться в его психическом состоянии. Добившись освобождения из психиатрической больницы, он прибывает в затопленный город Окмонд, где безумие гораздо более глубокое, чем безумие героя, поразило всех жителей без исключения. Здесь Рид пытается разобраться в себе и разгадать тайны того сверхъестественного кошмара, который, вцепившись щупальцами в сознание местных обитателей постепенно утаскивает их всё глубже в пучины безумия.
Весьма интересный (и в какой-то степени смелый) проект, неожиданно, от украинских разработчиков из Frogware. Когда-то они уже делали игру, связанную с культом Ктулху — Sherlock Holmes: The Awakened
Разработчики обещают нам ещё одну мрачную лавкрафтовкую историю с присущей ей специфической атмосферой, глубокое детективное расследование, большом открытый мир с нетривиальными квестами и широкой вариативностью прохождения. Смесь реальности и бреда также на месте, но вот что меня несколько тревожит это экшн. Само по себе его наличие в подобной игре это не плохо и даже приветствуется, но не перевесит ли он все остальные элементы? Увидим 21 марта 2019 года. Ждать осталось не так долго.
Ну и на этой ноте я закончу. Напоследок хочу добавить, что данный топ был составлен на основе моих личных предпочтений и впечатлений от вышеупомянутых игр. Да, я считаю их лучшими, лучшими из немногих игр, которые по-настоящему можно назвать «играми по мотивам Лавкрафта». Но своё мнение я никому не навязываю, и комментарии для вас открыты.
Всем спасибо за внимание!
Вселенная Говарда Филлипса Лавкрафта ярче всего раскрывается в литературных произведениях самого Лавкрафта и его единомышленников, а также, как это ни удивительно, в настольных играх: как в ролевых, так и в бордгеймах (настольно-печатных играх). А вот в кинематографе и на телевидении этому вымышленному миру удалось намного меньше: до сих пор не выпущено ни одного достойного кинофильма и сериала, если не считать кинокартину «Нечто» Джона Карпентера, литературный источник которой написан другом Лавкрафта Джоном Кэмпбеллом и условно принадлежит к межавторской вселенной, выросшей из творчества Говарда Филлипса.
Я же предлагаю взглянуть на ещё одно отражение лавкрафтовской вселенной — на то, как она показана в видеоиграх. С видеоиграми у «лавкрафтианы» дела заладились гораздо лучше, чем с кино.
Произведения Лавкрафта перешли в общественное достояние за давностью лет, поэтому любой может делать свою игру по ним, не заботясь о каких-либо лицензионных отчислениях. Однако игроками наиболее любима расширенная версия этой вселенной, продолженная друзьями и последователями Лавкрафта — так называемый «Мир мифов Ктулху», а если короче — «Мифос». Мифос оброс огромным количеством информации о богах, артефактах, культах, заклинаниях и инопланетных расах — их в разы больше, чем в работах одного лишь Лавкрафта.
Большинство литературных текстов, которые создали мир Мифоса, до сих пор охраняется авторским правом. Права сосредоточены в руках американского издательства Chaosium, уже 40 лет (!) выпускающего настольную ролевую игру Call of Cthulhu RPG (на русском языке впервые выйдет в этом году как «Зов Ктулху»), а это краеугольный камень и подробнейшая энциклопедия Мифоса. Из Call of Cthulhu RPG выросли длинный межавторский литературный цикл, такие популярные бордгеймы, как Arkham Horror («Ужас Аркхэма») и Elder Sign («Знак Древних»), а также другие ролевые игры, например, Trail of Cthulhu (на русском издана просто как «Ктулху: Ролевая игра»).
Так вот, существует несколько официально лицензированных видеоигр по Call of Cthulhu RPG. С них я и начну обзор игровой «лавкрафтианы».
Call of Cthulhu: Shadow of the Comet и Call of Cthulhu: Prisoner of Ice (Infogrames, 1993 и 1995)
Это классические рисованные квесты начала 90-х годов, инспирированные такими культовыми играми, как Indiana Jones and the Fate of Atlantis и Gabriel Knight: Sins of the Fathers. К сожалению, им не удалось добиться такой же славы, хотя они вполне играбельны и сегодня. (Рисованные квесты — это тот жанр видеоигр, который менее всего устаревает со временем.)
«Тень кометы» рассказывает о фотографе начала XX века, который прибыл в глухой городок, чьё население, как скоро выяснится, наполовину состоит из культистов, ждущих проклятую комету. Сюжет перепевает и «Тень над Инсмутом», и «Праздник в Кингспорте». «Узник льдов» рассказывает свою собственную историю, хотя в одном месте можно встретить протагониста первой игры. Действие развивается во Вторую мировую войну, сюжетная канва почерпнута из «Хребтов безумия» (подлодки, антарктическая база, внеземная жизнь), злобные нацисты изучают паранормальное (привет доктору Джонсу!). Нельзя сказать, что сюжет в дилогии оригинальный — но точно выше среднего, по меркам начала 90-х, когда на пике квестового бума рынок заполонили низкосортные поделки. К несчастью, в обеих частях встречаются элементы геймплея, выбешивающих любителя квестов: длинные лабиринты без карты, возможность погибнуть и действия, ограниченные по времени. Если вы готовы это пережить, то попробуйте эту дилогию.
Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (Headfirst Productions, 2005)
Одна из самых ожидаемых игр 2005 года — многострадальный проект, провалившийся в продажах, похоронивший компанию-разработчика и при этом обретший культовый статус спустя несколько лет. Это одна из самых влиятельных игр в жанре survival horror («игра ужасов на выживание»). Она закрепила в этом жанре вид от первого лица, избыточность и чехарду элементов геймплея (исследование местности, поиск персонажей и предметов, скрытность, погоня, беззащитность перед бессмертными врагами, меткая стрельба с крайне ограниченным боезапасом, безумие), и, конечно, фирменную «лавкрафтовскую» картинку: мутное, плывущее, качающееся, туманное, деформированное изображение, при котором издалека не разберёшь, на что смотришь, и не знаешь, стоит ли подойти и рассмотреть лучше (зачастую — нет).
«Тёмные закоулки Земли» проводят игрока от психушки и улиц Инсмута до подземного святилища культистов, а также до иной планеты. И это очень страшная игра, но провалилась она не по этой причине, а потому, что это была очень сложная и некомфортная игра. Без свободного сохранения и с редкими контрольными точками ты постоянно умирал и вынужденно проходил один и тот же сегмент многократно, иногда — десятки раз. Это компенсировалось великолепным сюжетом, который охватывал едва ли не все аспекты вселенной Мифоса, задействовал мотивы из разных произведений Лавкрафта и завершался сногсшибательным финалом с удивительным поворотом. Со сценарной точки зрения, это до сих пор лучшая игра по Лавкрафту. Если не готовы мучиться сверхъестественной сложностью, можете посмотреть прохождение на YouTube.
Call of Cthulhu (Cyanide, 2018)
Воплощение настольной ролевой Call of Cthulhu в качестве видеоигры фанаты ждали 37 лет. Получили не то что посредственное, но невыразительное произведение в жанре скорее приключения от первого лица, чем ролевой игры. Игра использует ошмётки оригинальной ролевой системы с процентными характеристиками, и почти все задействованные навыки — небоевые. Отдельные главы представляют собой квест-исследование, в ходе которого ищешь ключ от следующей двери, затем от следующей и т. д. В других главах встречаешься с противником. В одном случае монстры бессмертны, и от них надо убегать. В другом случае выдают пистолет, а локацию населяют патрулями культистов, но без патронов, коих неприлично мало, пистолет не работает.
Разработчики свалили в линейную канву повествования все ассоциации со словом «Лавкрафт». Старинный особняк, полный тайн? Пожалуйста. Психиатрическая клиника? Вот она. Приморский посёлок, где в прохожих мерещатся рыболюди? Не без этого. Пещеры, населённые древними чудовищами? Обязательно. Святилище для вызова особо опасного Древнего? Конечно, иначе чем мы окончим игру?! Неоригинально, но играбельно — ровно на один раз, потому что вариативности тут нет, а все доступные концовки можно посмотреть с последнего сохранения.
* * *
Есть ещё лицензионная игра с тактическими боями Call of Cthulhu: The Wasted Land 2012 года, но она разрабатывалась для мобильных устройств, и от Call of Cthulhu в ней одно название.
На этом «официальные» видеоигровые адаптации вселенной Лавкрафта заканчиваются. Перейдём к «неофициальным».
Некрогейминг
Под «некрогеймингом» я имею в виду ситуацию, когда игрок сегодня играет в игры, вышедшие до 1997—1998 годов. Эти годы создают условную хронологическую границу между «старыми играми» и «играми современного типа»: именно тогда вышли такие крайне важные для индустрии игры, как Fallout, Half-life и Baldur’s Gate. Некрогейминг — это когда вы играете в старую игру, борясь с условностями и механиками, присущими тогдашнему уровню игрового дизайна.
Самые заметные проекты по Лавкрафту, которые можно отнести к некрогеймингу — это трилогия Alone in the Dark (Infogrames, 1992-1994). Первая игра основала новый жанр трёхмерного «ужаса на выживание» и вдохновила создателей таких знаменитых серий, как Resident Evil и Silent Hill. Протагонист(-ка) приезжает в огромный особняк расследовать самоубийство его владельца, естественно, в особняк проникло Зло. Сюжет во всех частях довольно сумбурен, и сущности из творчества Лавкрафта возникают лишь время от времени. Управление с фиксированными камерами ужасно неудобно (мне удивительно, почему создатели RE и SH не отошли от него сразу). Поиски ключей от следующих дверей, поиски редких патронов для револьвера и ружья, скримеры, странные звуки, зловещие подземелья, требующие свечи или фонаря — все эти традиционные для жанра элементы произошли из первой части «Одного в темноте». Каждая следующая часть слабее предыдущей, сейчас играть в них можно только из любви к истории видеоигр. Мне посчастливилось пройти первые две части в то время, когда они вышли.
Ещё один Лавкрафт-проект, который я отнесу к некрогеймингу — Necronomicon: The Dawning of Darkness. Несмотря на то, что игра вышла в 2000 году, она настолько морально устарела (квест от первого лица с дискретным перемещением по псевдо-трёхмерным локациям), что играть в это невозможно. Игра получила разгромные отзывы.
Технически устаревшие
Игры по Лавкрафту зачастую делались независимыми студиями, в которых работало меньше десятка человек, поэтому, при ограниченных ресурсах, игры выглядели технически устаревшими в год дебюта. Что уж говорить про 2020-й… Упомяну две достойные и вполне играбельные сегодня серии.
Первая достойная серия — Penumbra, точнее, две первых части Overture и Black Plague (Frictional Games, 2007-2008). Эта серия изобрела поджанр survival horror от первого лица, где любые предметы можно брать в руки и перемещать (на этом построены многие задачки игры), а монстры непобедимы: от них нужно убегать и прятаться. Сейчас такой геймплей несколько устарел, поскольку за 13 лет в него догадались добавить динамики. Действие «Полутеней» происходит на арктической станции в Гренландии, а сюжет вдохновлён «Хребтами безумия». Минималистично и страшно. Третья часть — набор головоломок, делавшийся другим разработчиком и не заслуживающий внимания.
Другая достойная серия — Darkness Within (Zoetrope Interactive, 2007-2009). Первая часть In Pursuit of Loath Nolder («В погоне за Лоатом Нолдером») представляет собой трёхмерный квест с фиксированной точкой обзора: взгляд игрока прыгает от точки к точке. Если для вас такой подход слишком нафталиновый, играйте сразу в продолжение The Dark Lineage («Тёмная родословная») — это приключенческая игра с нормальным видом от первого лица. В плане сюжета всё стандартно: опять городок в американской глуши, откуда невозможно сбежать, подземелья, Древние и обязательное святилище. Зато игра радует детективной частью про поиск улик и своеобразную дедукцию: в документах вас заставят выбирать и подчёркивать ключевые места-улики. В 2017 году та же команда выпустила своеобразный сиквел Conarium, с более приличной графикой и неубиваемыми, гоняющимися за главгероем монстрами, но с невнятным сюжетом. Лучшая часть, всё-таки — The Dark Lineage.
Если готовы делать скидку на невыразительную картинку — рекомендую эти серии.
Современные
Stygian: Reign of the Old Ones (Cultic Games, 2019) — ролевая игра с пошаговыми боями. «Стигийский» (от названия вымышленной страны Стигия) самобытно передаёт атмосферу лавкрафтовского Мифоса в визуальном стиле ранних редакций настольной Call of Cthulhu RPG. С повествованием в игре тоже всё в порядке, последовательно перебираются самые известные произведения Говарда Филлипса. Правда, боёвка сделана на «отвяжись», чтобы было. Главная проблема игры в том, что она обрывается где-то на 60% запланированного: создателям не хватило бюджета. Трагически смешно, что в русле лавкрафтовской мысли такая концовка вполне допустима. Несмотря на недоделанность игры, я не жалею о проведённых за ней двух днях.
The Sinking City (Frogwares, 2019) — детективная ролевая игра с открытым миром, нелинейным сюжетом и побочными заданиями, разработанная создателями известной серии игр Sherlock Holmes и получившая из «Шерлока Холмса» лучшие дедуктивные механики. (Кстати, в одной из частей «Холмса» были культисты Ктулху — но вся мистика в итоге получала рациональное объяснение.) «Тонущий город» — это то, какой должна была стать видеоигра Call of Cthulhu RPG, ибо именно Frogwares некоторое время работали над официальной видеоигрой — но в итоге проект отдали Cyanide (см. выше). Мрачный тонущий город, отражение Инсмута, населён рыболюдьми и культистами, а также неземными формами жизни, которые охотятся на главгероя-детектива.
В игре три пласта разного качества. Первый — детективный, и он очень хорош: сбор улик, восстановление произошедших событий, выстраивание главных выводов из фактов; то, за что любят серию «Шерлок Холмс». Второй пласт — исследование мира: предметы, персонажи и получение новых заданий, и всё это связано канвой истории. Этот пласт если не выдающийся, то вполне сносный: мы уже привыкли в каждой игре по Лавкрафту видеть рыболюдей, культистов и подземелья со святилищем. Третий пласт — бои, то есть драка и стрельба, с опциональной скрытностью и побегом от монстров. К сожалению, эта часть сделана вымученной — она не нужна, она крива, она не страшна. И, пожалуй, это главный недостаток «Тонущего города» — он не страшный. Но если меня спросят, какую игру по Лавкрафту я порекомендую в первую очередь, это будет The Sinking City.
* * *
Что из игр по Лавкрафту я не могу порекомендовать? Во-первых, любые комические интерпретации, поскольку это уже другой жанр, не сочетающийся с хтоническим ужасом (например, игры Cthulhu Saves the World, Gibbous, Tesla vs Lovecraft). Во-вторых, rogue-like Sunless Sea про капитана кораблика, плавающего по ктулхианским морям. Игра имела неплохую прессу, но она однообразна, затянута, в ней слишком много чтения — в итоге до конца её прошли меньше 5% игроков. В-третьих, симулятор ходьбы Old Gods Rising со скучной беготнёй и несложным сюжетом — это искупается только тем, что пройти её можно за пару часов.
Очевидно, что лучшую игру по вселенной Лавкрафта пока не сделали. Мечты о гениальной видеоигре по Call of Cthulhu RPG по-прежнему тревожат любителей Мифоса.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Основатель и первый главный редактор «Мира фантастики», креативный директор Hobby World.
Показать комментарии