Галерея изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура…
Гюстав Доре картины с описанием.
06.01.1832, Страсбург — 23.01.1883, Париж
Доре Гюстав (Dorй), французский график. Профессионального образования не получил. Испытал влияние романтизма.
Биография: Доре Гюстав
Иллюстрация к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле. 1854
Иллюстрация к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле. 1854
Иллюстрация к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле. 1854
Иллюстрация к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле. 1854
Иллюстрация к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле. 1854
Иллюстрация к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле. 1854
Иллюстрация к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле. 1854
Иллюстрация к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле. 1854
Иллюстрация к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле. 1854
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Озорным рассказам» Бальзака. 1855
Иллюстрация к «Путешествию в Пиренеи» Тэна. 1855
Иллюстрация к «Путешествию в Пиренеи» Тэна. 1855
Иллюстрация к «Путешествию в Пиренеи» Тэна. 1855
Иллюстрация к «Путешествию в Пиренеи» Тэна. 1855
Иллюстрация к «Горному королю» Эдмона Абу .1861
Иллюстрация к «Горному королю» Эдмона Абу .1861
Иллюстрация к «Горному королю» Эдмона Абу .1861
Иллюстрация к «Горному королю» Эдмона Абу .1861
Иллюстрация к «Горному королю» Эдмона Абу .1861
Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте, Ад. 1861
Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте, Ад. 1861
Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте, Ад. 1861
Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте, Ад. 1861
Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте, Ад. 1861
Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте, Ад. 1861
Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте, Ад. 1861
Иллюстрация к «Рейнской мифологии» Сантина. 1862
Иллюстрация к «Рейнской мифологии» Сантина. 1862
Иллюстрация к «Рейнской мифологии» Сантина. 1862
Иллюстрация к «Рейнской мифологии» Сантина. 1862
Иллюстрация к «Рейнской мифологии» Сантина. 1862
Иллюстрация к «Рейнской мифологии» Сантина. 1862
Иллюстрация к «Рейнской мифологии» Сантина. 1862
Иллюстрация к «Рейнской мифологии» Сантина. 1862
Иллюстрация к «Сказкам» Перро. 1862
Иллюстрация к «Сказкам» Перро. 1862
Иллюстрация к «Сказкам» Перро. 1862
Иллюстрация к «Сказкам» Перро. 1862
Иллюстрация к «Сказкам» Перро. 1862
Иллюстрация к «Сказкам» Перро. 1862
Иллюстрация к «Сказкам» Перро. 1862
Иллюстрация к роману Сервантеса «Дон Кихот». 1863
Иллюстрация к роману Сервантеса «Дон Кихот». 1863
Иллюстрация к роману Сервантеса «Дон Кихот». 1863
Иллюстрация к роману Сервантеса «Дон Кихот». 1863
Иллюстрация к роману Сервантеса «Дон Кихот». 1863
Иллюстрация к роману Сервантеса «Дон Кихот». 1863
Иллюстрация к поэме Ариосто «Неистовый Роланд». 1879
Иллюстрация к поэме Ариосто «Неистовый Роланд». 1879
Иллюстрация к поэме Ариосто «Неистовый Роланд». 1879
Иллюстрация к поэме Ариосто «Неистовый Роланд». 1879
Иллюстрации к Библии. И сказал Бог: да будет свет. Вторая треть 19…
Иллюстрации к Библии: Агарь и Измаил в пустыне
Иллюстрации к Библии: Авраам и Исаак
Иллюстрации к Библии: Авраам переселяется в землю Ханаанскую
Иллюстрация к Библии: ангел Господень поражает воинов Сеннахирима
Иллюстрация к Библии: ангел Господень удерживает Валаама
Иллюстрация к Библии: Ангел приносит пищу и питье пророку Илие
Иллюстрация к Библии: Артаксеркс дает израильтянам свободу
Иллюстрация к Библии: Бегство Давида
Иллюстрация к Библии: братья продают Иосифа
Иллюстрация к Библии: В саду Гефсиманском
Иллюстрации к Библии: Вавилонская башня
Иллюстрация к Библии: видение пророка Даниила
Иллюстрация к Библии: видение пророка Исаии о разрушении Вавилона
Иллюстрация к Библии: возвращение ковчега Господня
Иллюстрация к Библии: возвращение соглядатаев из Ханаана
Иллюстрация к Библии: восстановление храма Иерусалимского
Иллюстрации к Библии: всемирный потоп
Иллюстрации к Библии: гибель всего живого
Иллюстрация к Библии: гибель египтян в Чермном море
Иллюстрация к Библии: Давид и Голиаф
Иллюстрация к Библии: Давид и Саул у пещеры Эд-Гадди
Иллюстрация к Библии: Давид оплакивает смерть Авессалома
Иллюстрация к Библии: дочь Иеффая выходит навстречу отцу
Иллюстрация к Библии: дочь Иеффая с подругами
Иллюстрация к Библии: дочь фараона спасает Моисея
Иллюстрация к Библии: Ездра
Иллюстрация к Библии: Ездра читает народу Закон
Иллюстрация к Библии: израильтяне переходят Иордан
Иллюстрации к Библии: Елиезер и Ревекка
Иллюстрация к Библии: Елисей проклинает насмешников
Иллюстрация к Библии: Есфирь перед Артаксерксом
Иллюстрация к Библии: Есфирь раскрывает Артаксерксу злодеяния Аман…
Иллюстрация к Библии: Иаиль убивает Сисару
Иллюстрации к Библии: Иаков борется с Ангелом
Иллюстрации к Библии: Иаков возвращается на родину
Иллюстрации к Библии: Иаков пасет стада Лавана
Иллюстрация к Библии: Иаков переселяется в Египет
Иллюстрация к Библии: Иеремия диктует свои пророчества Варуху
Иллюстрации к Библии: изгнание Агари и Измаила
Иллюстрации к Библии: изгнание Адама и Евы из рая
Иллюстрация к Библии: Иисус Навин сказал: стой, солнце, над Гаваон…
Иллюстрация к Библии: Иов и его друзья
Иллюстрация к Библии: Иона проповедует на улицах Ниневии
Иллюстрация к Библии: Иосиф открывается своим братьям
Иллюстрация к Библии: Иосиф толкует сон фараона
Иллюстрации к Библии: Исаак благославляет Иакова
Иллюстрации к Библии: Исаак встречает Ревекку
Библии: Иуда Маккавей преследует Тимофея
Иллюстрация к Библии: Иудифь и Олоферн
Иллюстрация к Библии: Маттафия призывает Иудеев к оружию
Иллюстрация к Библии: Мать Маккавеев
Иллюстрация к Библии: медный змий
Иллюстрация к Библии: Моисей и Аарон перед фараоном
Иллюстрация к Библии: Моисей со скрижалями Завета
Иллюстрация к Библии: моровая язва
Иллюстрация к Библии: на поле Вооза
Иллюстрация к Библии: Неемия у стен Иерусалима
Иллюстрации к Библии: Ной выпускает голубя
Иллюстрации к Библии: Ной проклинает Хама
Иллюстрация к Библии: песнь Деворы
Иллюстрация к Библии: пир царя Валтасара
Иллюстрация к Библии: плач о Иерусалиме
Иллюстрация к Библии: покушение Саула на Давида
Иллюстрация к Библии: Положение во гроб
Иллюстрация к Библии: премудрый Соломон
Иллюстрации к Библии: примирение Иакова с Исавом
Иллюстрация к Библии: пророк Даниил
Иллюстрация к Библии: пророк Даниил во рву львином
Иллюстрация к Библии: пророк Иезекииль
Иллюстрация к Библии: пророк Илия вызывает огонь с неба
Иллюстрация к Библии: пророк Илия на огненной колеснице
Иллюстрация к Библии: пророк Исаия
Иллюстрация к Библии: разрушение Иерихона
Иллюстрация к Библии: Саул у волшебницы в Аэндоре
Иллюстрация к Библии: Самсон и Далила
Иллюстрация к Библии: Самсон побеждает тысячу филистимлян
Иллюстрация к Библии: Самсон убивает льва
Иллюстрация к Библии: Самсон уносит ворота Газы
Иллюстрации к Библии: семья Лота покидает Содом
Иллюстрация к Библии: смерть Самсона
Иллюстрация к Библии: смерть Саула
Иллюстрация к Библии: Соломон принимает царицу Савскую
Иллюстрации к Библии: сон Иакова
Иллюстрации к Библии: сотворение Евы
Иллюстрация к Библии: суд царя Соломона
Иллюстрация к Библии: Сусанна в купальне
Иллюстрация к Библии: торжество Мардохея
Иллюстрация к Библии: три отрока в раскаленной печи
Иллюстрация к Библии: тьма по всей земле Египетской
Иллюстрация к Библии: у горы Синай
Иллюстрации к Библии: убийство Авеля
Иллюстрация к Библии: фараон просит Моисея покинуть Египет
Иллюстрации к Библии: явление Господа Аврааму
Иллюстрация к Библии: Ангел показывает апостолу Иоанну новый Иерус…
Иллюстрация к Библии: Апостол Иоанн на острове Патмос
Иллюстрация к Библии: Апостол Петр проповедует Евангелие
Иллюстрация к Библии: Бегство в Египет
Иллюстрация к Библии: Бичевание
Иллюстрация к Библии: Благовещение
Иллюстрация к Библии: Брак в Кане Галилейской
Иллюстрация к Библии: Вифлеемская звезда
Иллюстрация к Библии: Возвращение блудного сына
Иллюстрация к Библии: Вознесение
Иллюстрация к Библии: Воскрешение дочери Иаира
Иллюстрация к Библии: Воскрешение Лазаря
Иллюстрация к Библии: Встреча блудного сына с отцом
Иллюстрация к Библии: Жена, облеченная в солнце
Иллюстрация к Библии: Избиение младенцев в Вифлееме
Иллюстрация к Библии: Иоанн Креститель
Иллюстрация к Библии: Кающаяся Мария Магдалина
Иллюстрация к Библии: Лазарь и богач
Иллюстрация к Библии: На Голгофе
Иллюстрация к Библии: Несение креста
Иллюстрация к Библии: Освобождение апостола Петра из темницы
Иллюстрация к Библии: Отречение Петра
Иллюстрация к Библии: Отрок Иисус в храме
Иллюстрация к Библии: Падение Вавилона
Иллюстрация к Библии: Первомученик Стефан
Иллюстрация к Библии: Пилат выводит Иисуса к народу
Иллюстрация к Библии: поражение первенцев
Иллюстрация к Библии: Предательство Иуды
Иллюстрация к Библии: Преображение
Иллюстрация к Библии: Рождество
Иллюстрация к Библии: Савл на пути в Дамаск
Иллюстрация к Библии: Снятие с креста
Иллюстрация к Библии: Сошествие Святого Духа
Иллюстрация к Библии: Страшный суд
Иллюстрация к Библии: Тайная вечеря
Иллюстрация к Библии: Фарисей и мытарь
Иллюстрация к Библии: Крещение
-
Рейтинг
-
Оценить эту категорию
Рейтинг: 5 / 1 голос
Пожалуйста, оцените эту категорию
Страна: | Франция |
Родился: | 6 января 1832 г. |
Умер: | 23 января 1883 г. |
Поль Гюстав Доре (фр. Paul Gustave Doré; 1832, Страсбург — 1883, Париж) — французский гравёр, иллюстратор и живописец.
Родился Гюстав в семье строителя мостов Пьера-Луи-Христофора Доре. С самого раннего детства поражал окружающих мастерством рисунка, например, в десятилетнем возрасте выполнил иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Спустя некоторое время, в 1841 году семья художника перебирается в Бур. Этот переезд оказал огромное влияние на всю художественную деятельность Доре. В 1847 году Доре вместе с матерью переезжает в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. Затем молодой художник отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Филипону с серией рисунков подвигов Геракла и зачисляется сотрудником, получая при этом зарплату в 5000 франков. В конце этого же года был опубликован альбом литографий «Подвиги Геркулеса», изданный Обером, в котором указывалось, что автор этих литографий — пятнадцатилетний художник, выполнивший их без учителя и классических штудий.
В 1848 году художник становится участником салона, где выставляет свои работы. Спустя 4 года он порывает свои отношения с журналом. С этого момента Гюстав Доре занимается оформлением дешёвых изданий. В 1853 году иллюстрировал Байрона.
В 1854 году выходит его первая самостоятельная книга-альбом «История Святой Руси» (полное название «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. в 500 рисунках с комментариями» фр. Histoire pittoresque dramatique et caricaturale de la Sainte Russie , d’après les chroniqueurs et historiens Nestor Nikan Sylvestre Karamsin Ségur etc.)
В 1854 году также появляются иллюстрации к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» и выходит альбом литографий «Парижский зверинец». В 1855 году вышли в свет рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. 1860-е гг. принесли миру иллюстрации к «Аду» и «Раю» Данте, к сказкам Шарля Перро, к приключениям барона Мюнхгаузена и Дон Кихоту. В 1867 году в Лондоне была проведена выставка произведений французского художника. С 1869 года сотрудничает с Блэнчардом Джероллдом. Блэнчарда Джероллда вдохновило издание «Microcosm of London» Томаса Роуландсона, Уильяма Пайна и Рудольфа Акерманна, изданное в 1808 году. Поэтому возникает идея создать многосторониий образ Лондона и уместить его в одном издании. В результате этого Гюстав Доре подписывает пятилетний проект с Grant & Co. Художник обязывается пребывать в Лондоне в течение трёх месяцев и получает сумму в размере 10,000 £ в год в качестве трудовой оплаты. Книга London: A Pilgrimage с 180 иллюстрациями увидела свет в 1872 году. Однако издание было холодно встречено критиками, именно так отнеслись к графику Art Journal и Westminster Review . В 1870-х годах Доре выполнил цикл гравюр «Версаль и Париж», а также оформил издание по истории Испании. Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в его графических работах.
Известно, что рабочий день Гюстава Доре — французского гравера, иллюстратора и живописца — состоял из трех частей: утро посвящалось графике, полдень — живописи, вечер — снова графике. Однажды утром один из товарищей Доре стал свидетелем того, как тот за пару часов заработал 10 000 франков: «Перед ним находилось около двадцати досок, он переходил от одной к другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Затем он со смехом отбросил карандаши в сторону, вскинул голову особым образом и сказал мне весело: «Неплохая утренняя зарядка, мой друг. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь, я голоден как раз на эту сумму».
Несмотря на фантастическую скорость (за свою весьма короткую жизнь Доре проиллюстрировал более сотни книг) и на фантастическую популярность еще при жизни, Доре даже не имел специального художественного образования, хотя свой первый гонорар за серию рисунков получил уже в 15 лет.
Признание Доре было феноменальным. В 60-х годах ХIХ века каждый автор, который писал книгу, хотел, чтобы ее иллюстрировал Доре, каждый издатель, который публиковал книгу, стремился сопроводить ее иллюстрациями Доре. Так что издательству, решившему в 1862 году выпустить сборник сказок Шарля Перро, несказанно повезло. Как и тем детям, которые уже почти полтора столетия могут разглядывать эти полные одновременно фантазии и натуралистичности, серьезности и юмора рисунки. Кстати, стоит отметить, что, когда Доре создавал свои иллюстрации, сами сказки Перро были несколько иными. Как известно, на русский язык их перевел Иван Тургенев — попутно довольно сильно обработав и смягчив.
==========================
Источники:
- Википедия
- Готфрид Август Бюргер «Невероятные путешествия Барона Мюнхгаузена». Гюстав Доре
© Подготовлено по материалам сети и печатного издания. (Kamima)
Французский график и живописец. Уже в возрасте четырех лет он проявил замечательный художественный талант, а когда ему было 11 лет, попробовал свои силы в литографии. В 1847 Доре приехал учиться в Париж, а в 1848 заключил контракт с «Журналь пур рир» («Journal pour rire»). Согласно этому контракту художник должен был предоставлять еженедельно одну литографию. Гравюры на дереве к Гаргантюа и Пантагрюэлю Рабле (1854) и Озорным рассказам (1855) Бальзака принесли ему славу. Доре иллюстрировал также многие другие произведения, такие, как Вечный Жид (1856) Эжена Сю, Ад (1861) Данте, Дон Кихот Сервантеса, Потерянный Рай (1866) Мильтона. Широко известны его иллюстрации к Библии (1856). Умер Доре 23 января 1883.
«Великий Доре», «величайший иллюстратор XIX века» – так называют художника исследователи его творчества. Л.Р. Варшавский пишет: «В истории иллюстрации Гюстав Доре занимает исключительное место. Выдающийся представитель не только французского, но и всего европейского искусства второй половины XIX века, он внес в сокровищницу мировой графики непревзойденные по своим художественным достоинствам рисунки, проявив глубокое проникновение в сущность явлений, отразив в них различные стороны жизни современного ему общества, всех его классов и социальных групп».
Поль Гюстав Доре родился 6 января 1832 года в Страсбурге. В декларации мэрии города от 9 января 1832 года значилось, что у Пьера Луи Христофора Доре родился сын, названный Луи Августом Гюставом. Отец Доре был инженером, строителем мостов. Он любил читать, и мальчик имел возможность просматривать иллюстрации. Это в значительной мере пробудило в нем влечение к рисованию.
Очень рано Гюстав стал удивлять всех своими недетскими, почти профессиональными рисунками. Он начал рисовать в четыре года, а в десятилетнем возрасте выполнил иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.
В 1841 году семья перебирается в Бур, городок, окруженный богатой природой. Позднее художник напишет: «Эти зрелища были одними из первых моих живых впечатлений. Они явились теми сильнейшими импульсами, которые образовали мой вкус».
В 1847 году Доре вместе с матерью снова переезжает, на этот раз в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. Здесь он получает хорошее образование. Здесь же он обретает друзей, впоследствии ставших известными людьми, – Эдмонда Абу (писатель), Ипполита Тэна (историк и теоретик искусства).
Едва поселившись в столице, Гюстав отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Ш. Филипону с серией рисунков «Подвиги Геркулеса». Филипон принимает его в число сотрудников с окладом 5000 франков в год.
Не получив специального художественного образования, Густав много времени проводил в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также часто работал в Национальной библиотеке, где подолгу рассматривал старые гравюры.
Большое событие в жизни молодого художника произошло в конце 1847 года, когда Обер издал альбом его литографий «Подвиги Геркулеса». В предисловии он написал: «»Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без учителя и классических штудий. Мы решили сообщить об этом не только с целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет удивительных высот в искусстве».
В шестнадцать лет Гюстав оказался в гуще бурных событий – февральской революции 1848 года. «Доре был тогда в том возрасте, когда такие грандиозные события оказывают глубокое воздействие на впечатлительную натуру, – пишет биограф художника Б. Рузвельт. – Он изучал эти пульсирующие массы народа и в своем воображении превращал их в грандиозные картины. Днем и ночью он был на улицах Парижа, молчаливо следя за каждым эпизодом борьбы».
Доре рисует листы: «Луи-Филипп – экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной гвардии», быстро ставшие популярными.
Гюстав становится самым молодым участником Салона 1848 года с сериями рисунков «Новый Велизарий», «Союз – сила» и «Сцены из жизни пьяниц». С той поры Доре почти ежегодно участвует в выставках Салона, экспонируя как живописные, скульптурные, так и графические произведения.
В 1852 году Доре неожиданно порывает с журналом, чтобы посвятить себя иллюстрации. Он начинает со скромной работы над оформлением небольших и дешевых популярных изданий. Художник пытливо ищет свой путь. Уже в иллюстрациях к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» (1854) Доре показывает себя художником могучего воображения, умело облекающего породившую его мысль в форму конкретного образа.
Как пишет Л.А. Дьяков: «Образы, созданные Доре, народны по своей сути. Гаргантюа и Пантагрюэль в иллюстрациях Доре воспринимаются как полноправные участники народной жизни, они естественно «вписываются» в толпы людей, интерьеры, природу. И все это в соответствии с народным пониманием героев как реальных людей…
Гениальные иллюстрации Доре к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» явились началом нового типа иллюстрированной книги, где рисунки неразрывно сливаются с текстом и свободно чередуются большие и маленькие изображения. Здесь была найдена счастливая гармония между литературной и иллюстративной частью. При этом художник, не отказывая себе в праве на творческий вымысел, стремится передать неповторимые особенности образного строя произведения».
1854 год для Доре явился не только плодотворным, но и решающим. В этом году появляется альбом литографий Доре «Парижский зверинец». Г. Гартлауб отмечает. «Великолепные листы с их свободной самостоятельной переработкой полученных впечатлений от Домье обнаруживают единственно присущую уже тогдашнему Доре способность патетического искажения жеста, костюма и ландшафта, которая, собственно, не столько придает этим листам забавный характер, сколько вносит в них оттенок призрачности. Юноша уже созрел для восприятия решающего явления, уготованного ему современностью, – явления Домье».
В 1855 году художник заканчивает рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. «Образы, созданные Доре, убедительно раскрывают характеры, темпераменты и нравы героев: любвеобилие, хитрость, подозрительность, ханжество, добродушие, чревоугодие, фанатическую исступленность, веселость нрава, – отмечает Л.А. Дьяков. – Современники не верили, что рисунки к «Озорным рассказам» были выполнены молодым человеком, живущим в Париже и проводящим время среди богемы на улице Мучеников».
С осени того же года Доре приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к «Божественной комедии». Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году.
Теофиль Готье писал в газете «Монитор» в 1861 году: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы, воды – сверкать мрачным стальным блеском, а горы – принимать разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью…»
А вот мнение Г. Гартлауба о гравюрах «Ада»: «Несомненно значительный шаг вперед в развитии героически-патетической стороны дарования художника и вместе с тем часто поражающее нас умение приспособиться к большому формату. Эффектная композиция и в то же время подлинная способность к внутреннему видению пространства и ландшафта порою сливаются здесь воедино, производя необыкновенно сильное впечатление».
«В 1860-х годах «деревянная гравюра начала приобретать популярность у публики, которая вскоре превратилась в манию. Каждый автор, который писал книгу, хотел, чтобы Доре иллюстрировал ее; каждый издатель, который публиковал книгу, стремился выпустить с иллюстрациями Доре». По сообщению друга и биографа художника Б. Джеррольда, количество рисунков Доре достигло к маю 1862 года сорока четырех тысяч» (П. Лакруа).
Доре обычно делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полуденные часы – живописи, вечера – снова графике. Друг художника, живописец Бурделен, так описывает его метод работы: «Я видел, как Гюстав заработал 10 тысяч франков за одно утро. Перед ним находилось около двадцати досок, он переходил от одной к другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Затем он со смехом отбросил карандаши в сторону, вскинул голову особым образом и сказал мне весело: «Неплохая утренняя зарядка, мой друг. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь, я голоден как раз на эту сумму. Пойдем»».
В 1862 году Доре создает иллюстрации к «Сказкам» Шарля Перро. Сент-Бев, получив это издание Доре, назвал его «подарком для короля». Блестящий критик Поль де Сен-Виктор, увидел в «Сказках» Перро «наивный и заманчивый маскарад. Кажется, что видишь Оберона в костюме маркиза, прогуливающегося с Титанией в воздушном портшезе в сопровождении Ариэля и Пэка, переодетых пажами».
Шедевры импровизации, выдумки, остроумия – рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе (1863). В 1863 же году появился большой цикл гравюр Доре к «Дон Кихоту» Сервантеса. Можно смело сказать, что эти иллюстрации до сих пор остаются непревзойденными.
«Какой дар! – воскликнул Т. Готье, увидев «Дон Кихота» Доре. – Какое богатство мысли, сила, интуитивная глубина, какое проникновение в сердце различных вещей! Какое чувство реального и в то же время химеричного!»
Шестидесятые годы – наиболее плодотворный период в творчестве Доре-иллюстратора. В 1864 году он создает иллюстрации к «Легенде о Крокемитене», «Капитану Кастаньету», а в 1865 году иллюстрирует двумястами тридцатью рисунками двухтомную Библию.
Л.А. Дьяков пишет:
«Обращаясь к Ветхому завету, он даст его в плане древнего космизма, стремясь передать грандиозные процессы, переживаемые человечеством на заре цивилизации. Все в этих листах предельно грандиозно и космично: вздыбленные скалы, бескрайние долины, бездонные ущелья, чудовищные деревья, несметные человеческие потоки, яркие вспышки света, прорезающие ночную мглу, подавляющая своими масштабами архитектура древних храмов и дворцов.
Вот почему «фон», «атмосфера» является здесь главным, определяющим моментом.
Иллюстрируя Новый завет, Доре более академичен и суховат, несколько скован и сдерживает свою фантазию, хотя в отдельных листах, например в «Апокалипсисе», дает полную волю своему воображению».
Прибывшего в середине шестидесятых годов в Лондон Доре ждал восторженный прием. Принц и принцесса Уэльские пригласили его на обед, где он был представлен королеве Англии. Жизнь художника складывается вполне благополучно. В гости к художнику приезжают такие знаменитости, как Гуно, Мейербер, Оффенбах, Эжен Сю, Александр Дюма, Гюго, Полина Виардо, Аделина Патти, Ференц Лист. Большая ксилографическая мастерская художника в столице Англии была завалена работой.
Биографы художника отмечают, что с 1860 по 1870 год Доре уделял много времени живописи и что в течение этого периода он легко преодолевал все «технические» трудности масляной живописи. В шестидесятые – начале семидесятых появляются огромные полотна – «Титаны» (1866), «Смерть Орфея» (1869), аллегории на военные темы 1871 года, «Медный змий», «Изгнание торгашей из храма», «Сон жены Пилата», «Избиение младенцев», «Снятие с креста» и другие произведения на библейские и евангельские сюжеты. Но были другие произведения: «Цыгане», «Уличные музыканты», «Монахи во время службы», экспонированные на мюнхенской выставке 1869 года.
В 1871 году художник создает блестящий цикл карикатур «Версаль и Париж», где в острых и удивительно верно схваченных типажах весьма лаконично дал характеристику депутатам Национального собрания 1871 года, собрания политических вампиров, национального позора и катастрофы.
Далее Доре создает многочисленные рисунки к двум фолиантам, рассказывающим о жизни Лондона (1872) и Испании (1874). Л.Р. Варшавский отмечает: «В этих рисунках он добивается большой выразительности, цельности, отражая социально-политическую жизнь, и достигает небывалых высот. «Смотреть на мир, как Бальзак» – было излюбленной фразой и девизом Доре. В иллюстрациях, рисующих жизнь столицы старой Англии и своеобразный быт Испании, запечатлено художником решительно все, вплоть до самых потаенных уголков городов и дальних сел. Быт показан во всей своей полноте. Значительно раскрыт и характер народа».
В этой связи можно привести рассказ Джеррольда: «Когда мы посетили Ньюгейт, он попросил тюремщика, сопровождавшего нас, оставить его на несколько минут у окна, через которое был виден двор с бродящими по кругу заключенными. Когда мы вернулись, то увидели, что он не рисовал, но глаза его вбирали каждую деталь сцены. «Я скажу вам, – обратился Доре к тюремщику, – что представляет каждый из этих людей». И он указал на вора, подделывателя документов, грабителя с большой дороги, взломщика. Тюремщик был изумлен, ибо художник точно определил «профессию» каждого из его подопечных».
После «Лондона» Доре успел создать только иллюстрации к «Неистовому Роланду» Ариосто (1879). Художник умер 23 января 1883 года.
Издательство • Вита Нова • Санкт-Петербург
Следите за нашими новостями:
Личный кабинет |
Оноре Де Бальзак
ОЗОРНЫЕ РАССКАЗЫ
|
|
Год издания: 2015 Том 1: Страниц: 384 Том 2 : ISBN: 978-5-93898-538-4 Страниц: 400 Иллюстраций: 165 Тираж: 700 экз. Тираж закончился |
ИЛЛЮСТРАЦИИ
О КНИГЕ
- Перевод с французского: С. Г. Вышеславцева, Н. Н. Соколова Ф. Сологуб, Е. В. Трынкина
- Статьи: А. А. Смирнов и Е. В. Трынкина
- Примечания: Е. В. Трынкина
- Иллюстрации: Г. Доре
Три десятка «Озорных рассказов», по мысли автора, Оноре де Бальзака (1799-1850) — тексты, якобы написанные в XV—XVI веках. Перед писателем- стилизатором стояла задача представить духовный мир людей позднего Средневековья и осуществить это средствами языка той эпохи. Поэтому рассказы написаны в стилистике того времени, когда рушились представления об исконной греховности человека, о его беспомощности и зависимости от воли Небес, о необходимости подавлять влечение к радостям жизни ради блаженства в будущем мире. Эти новеллы, созданные с использованием старофранцузских оборотов речи, полны жизнерадостности, безудержного раблезианского смеха и упоения жизнью. Огромный цикл иллюстраций Гюстава Доре к этой книге (1855) — одна из ранних работ художника в области книжной графики — полностью воспроизведен в этой книге. Впервые на русском языке публикуются несколько рассказов Бальзака, написанных им в качестве продолжения «Озорных рассказов». Также впервые после 1922 года воспроизводятся переводы двух рассказов Бальзака, сделанные выдающимся поэтом и прозаиком Федором Сологубом.
ПОСМОТРЕТЬ КНИГУ
НУМЕРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ