Иллюстрации к опере сказка о царе салтане римского корсакова

Н.А. Римский-Корсаков внес большой вклад в историю развития сказочных образов в музыке.

Волшебные и фантастические темы и сюжеты не раз захватывали и увлекали творческое воображение композитора (можно вспомнить его оперы: «Снегурочку» и «Садко», «Кащея Бессмертного» и «Младу»).

В 1900 году состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Обладающая яркой изобразительностью, живописная и красочная музыка оперы рисует волшебный город Леденец, портреты персонажей сказки Пушкина: царя Салтана и его жены (в опере царица имеет имя — Милитриса), Гвидона и чудесной Царевны.

Особое значение в партитуре оперы приобрели музыкальные картины природы и сцены волшебных и сказочных чудес, изображать которые в музыке Римский-Корсаков умел, как никто другой.

Из вступлений к I, II, IV действиям оперы Римский-Корсаков составил симфоническую сюиту «Картинки к «Сказке о царе Салтане». Так, сказка Пушкина обрела жизнь не только на оперной, но и на концертной сцене.

Каждой картинке композитор предпослал эпиграф — небольшой фрагмент из сказки Пушкина, расскрывающий содержание музыки.

Первая картинка — это приподнятый, богато оркестрованный марш с элементами «игрушечности», «сказочности». Музыка рисует отъезд Царя Салтана на войну.

Вторая картинка — завораживающий своей тембральной красотой морской пейзаж. В нем композитор ярко использует звукоизобразительные эффекты, чтобы передать следующий эпизод сказки:

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет».

Третья картинка имеет название «Три чуда». В этом эпизоде праздничную и радостную тему города Леденца, сменяют шутливая мелодия Белочки («Во саду ли, в огороде») и тема шествия 33-х богатырей, а завершает симфоническую картинку чудесная сцена превращения Лебеди в Царевну.

Концертной пьесой, вошедшей в репертуар многих исполнителей-виртуозов, стал и знаменитый эпизод оперы — «Полет шмеля».

Литературно-музыкальная композиция по мотивам оперы Римского-Корсакова:

Рисунок к сказке Пушкина сказка о царе Салтане

Рисунок к сказке Пушкина сказка о царе Салтане

Пушкин а.с. "сказка о царе Салтане"

Пушкин а.с. «сказка о царе Салтане»

Царевна лебедь о царе Салтане

Царевна лебедь о царе Салтане

Белка сказки Пушкина для детей сказка о царе Салтане

Белка сказки Пушкина для детей сказка о царе Салтане

Сказка о царе Салтане лебедь

Сказка о царе Салтане лебедь

Рисунок к сказке о царе Салтане

Рисунок к сказке о царе Салтане

Царевна лебедь

Царевна лебедь

Раскраски сказки Пушкина о царе Салтане

Раскраски сказки Пушкина о царе Салтане

Иллюстрации к произведениям Пушкина сказка о царе Салтане белка

Иллюстрации к произведениям Пушкина сказка о царе Салтане белка

Иллюстрация к сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане

Иллюстрация к сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане

Сказки Пушкина белка орешки

Сказки Пушкина белка орешки

Иллюстрация к сказке царь Салтан

Иллюстрация к сказке царь Салтан

3 Чуда Корсакова сказка о царе Салтане

3 Чуда Корсакова сказка о царе Салтане

О царе Салтане лебедь

О царе Салтане лебедь

Сказка о царе Салтане белка

Сказка о царе Салтане белка

Белка из сказки о царе Салтане раскраска

Белка из сказки о царе Салтане раскраска

Остров Буян Билибин

Остров Буян Билибин

Три чуда Корсакова

Три чуда Корсакова

Иллюстрации к сказкам Пушкина о царе Салтане детские

Иллюстрации к сказкам Пушкина о царе Салтане детские

Иллюстрация к сказке о царе Салтане белка

Иллюстрация к сказке о царе Салтане белка

Иллюстрации к сказке Пушкина сказка о царе Салтане

Иллюстрации к сказке Пушкина сказка о царе Салтане

Белка из сказки сказка о царе Салтане

Белка из сказки сказка о царе Салтане

Три чуда в сказке о царе Салтане

Три чуда в сказке о царе Салтане

Белка из сказки о царе Султане

Белка из сказки о царе Султане

Сказка о царе Салтане белкааскраска

Сказка о царе Салтане белкааскраска

Иллюстрации к сказке о царе Салтане и сыне его Гвидоне

Иллюстрации к сказке о царе Салтане и сыне его Гвидоне

О царе Салтане лебедь

О царе Салтане лебедь

Рисунок к сказке Пушкина сказка о царе Салтане

Рисунок к сказке Пушкина сказка о царе Салтане

Сказки Пушкина рисунки

Сказки Пушкина рисунки

Рисунок из сказки о царе Салтане

Рисунок из сказки о царе Салтане

Чудо белка из сказки о царе Салтане

Чудо белка из сказки о царе Салтане

Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане Белочка

Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане Белочка

Белка из сказки о царе Салтане

Белка из сказки о царе Салтане

Рисунок лебедя из сказки о царе Салтане

Рисунок лебедя из сказки о царе Салтане

Три чуда Пушкина

Три чуда Пушкина

Три чуда Пушкина

Три чуда Пушкина

Рисунок по теме сказки Пушкина

Рисунок по теме сказки Пушкина

По сказкам Пушкина о царе Салтане

По сказкам Пушкина о царе Салтане

Царевна лебедь для срисовки

Царевна лебедь для срисовки

Три чуда из сказки о царе Салтане белка

Три чуда из сказки о царе Салтане белка

Рисунок 3 чуда

Рисунок 3 чуда

Сказка о царе Салтане белка

Сказка о царе Салтане белка

Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане Белочка

Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане Белочка

Пушкин сказка о царе Салтане раскраска

Пушкин сказка о царе Салтане раскраска

Рисунок к сказке о царе Салтане

Рисунок к сказке о царе Салтане

Три чуда Римский Корсаков

Три чуда Римский Корсаков

Рисунки к сказке о царе Салтане Пушкина

Рисунки к сказке о царе Салтане Пушкина

Пушкин сказка о царе Салтане белка

Пушкин сказка о царе Салтане белка

Сказка о царе Салтане лебедь

Сказка о царе Салтане лебедь

Ладья царя Салтана

Ладья царя Салтана

Пушкин Александр Сергеевич "сказка о царе Салтане"

Пушкин Александр Сергеевич «сказка о царе Салтане»

Три чуда Царевна лебедь

Три чуда Царевна лебедь

Иллюстрации к произведениям Римского Корсакова

Иллюстрации к произведениям Римского Корсакова

Н.Римский-Корсаков "три чуда"

Н.Римский-Корсаков «три чуда»

Сказка о царе Салтане Царевна лебедь раскраска

Сказка о царе Салтане Царевна лебедь раскраска

Иллюстрация к сказке царь Салтан

Иллюстрация к сказке царь Салтан

Рисунок к симфонической картине "три чуда" н. Римского-Корсакова

Рисунок к симфонической картине «три чуда» н. Римского-Корсакова

Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане для детей

Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане для детей

Три чуда Римский Корсаков

Три чуда Римский Корсаков

Н. Римский Корсаков сказка о царе Салтане 3 чуда

Н. Римский Корсаков сказка о царе Салтане 3 чуда

Герои сказки о царе Салтане 33 богатыря

Герои сказки о царе Салтане 33 богатыря

Композиция по сказкам Пушкина

Композиция по сказкам Пушкина

Три чуда из оперы Римского-Корсакова

Три чуда из оперы Римского-Корсакова

Рисование сказка о царе Салтане в подготовительной группе белка

Рисование сказка о царе Салтане в подготовительной группе белка

Hudozka

«Иллюстрации к творчеству Н. А. Римского-Корсакова»

Мы соседи 2016. Результат пленэра в Тихвине. Номинация «Иллюстрации к творчеству Н. А. Римского-Корсакова».

Работы учащихся Шлиссельбургской ДХШ

"«Шемаханская царица». Опера «Золотой Петушок»", Буракова Галя (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.

««Шемаханская царица». Опера «Золотой Петушок»», Буракова Галя (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
"«Младшая сестра-царица». Опера «Сказка о царе Салтане»", Воронина Ксения (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
««Младшая сестра-царица». Опера «Сказка о царе Салтане»», Воронина Ксения (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
"«Средняя сестра-Ткачиха». Опера «Сказка о царе Салтане»", Зверева Вика (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
««Средняя сестра-Ткачиха». Опера «Сказка о царе Салтане»», Зверева Вика (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
"«Старшая сестра-Повариха». Опера «Сказка о царе Салтане»", Климихина Милена (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
««Старшая сестра-Повариха». Опера «Сказка о царе Салтане»», Климихина Милена (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
"«Садко», симфоническая картина «Садко»", Крымова Катя (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
««Садко», симфоническая картина «Садко»», Крымова Катя (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
"Купала. Опера «Снегурочка»", Зверева Виктория (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
«Купала. Опера «Снегурочка»», Зверева Виктория (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
"«Звездочет». Опера «Золотой петушок»", Пайо Арина (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
««Звездочет». Опера «Золотой петушок»», Пайо Арина (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
"«Снегурочка», опера «Снегурочка»", Подставкина Диана (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
««Снегурочка», опера «Снегурочка»», Подставкина Диана (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
"«Сватья баба Бабариха». Опера «Сказка о царе Салтане»", Прачук Алиса (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
««Сватья баба Бабариха». Опера «Сказка о царе Салтане»», Прачук Алиса (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
"«Грязной опричник». Опера «Царская невеста»", Флоря Влад (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.
««Грязной опричник». Опера «Царская невеста»», Флоря Влад (13 лет), акварель, фломастеры, преп. Андреева Н. В.

Работы учащихся Отрадненской ДШИ

"Детство Римского-Корсакова в Тихвине", Габринастова Татьяна (13 лет), акварель, преп. Рец А. Ф.

«Детство Римского-Корсакова в Тихвине», Габринастова Татьяна (13 лет), акварель, преп. Рец А. Ф.
"Родной дом в Тихвине", Каракулова Оля (13 лет), гуашь, преп. Рец А. Ф.
«Родной дом в Тихвине», Каракулова Оля (13 лет), гуашь, преп. Рец А. Ф.
"Балет Золушка", Чмихун Василиса (10 лет), граттаж, преп. Рец А. Ф.
«Балет Золушка», Чмихун Василиса (10 лет), граттаж, преп. Рец А. Ф.
"Балет Шахерезада", Шишова Екатерина (14 лет), акварель, преп. Рец А. Ф.
«Балет Шахерезада», Шишова Екатерина (14 лет), акварель, преп. Рец А. Ф.

Работы учащихся Назии

«В родной усадьбе», Анчугова Мария (15 лет), преп. Фомина Лилия Адольфовна

«В родной усадьбе», Анчугова Мария (15 лет), преп. Фомина Лилия Адольфовна
«Портрет директора Тихвинской музыкальной школы имени Н. А. Римского-Корсакова Натальи Румянцевой», Петрова Дарья (14 лет), преп. Фомина Лилия Адольфовна
«Портрет директора Тихвинской музыкальной школы имени Н. А. Римского-Корсакова Натальи Румянцевой», Петрова Дарья (14 лет), преп. Фомина Лилия Адольфовна
«Портрет Н. А. Римского-Корсакова», Руденко Алена (14 лет), преп. Фомина Лилия Адольфовна
«Портрет Н. А. Римского-Корсакова», Руденко Алена (14 лет), преп. Фомина Лилия Адольфовна
Сухарева Настя (14 лет), преп. Фомина Лилия Адольфовна
Сухарева Настя (14 лет), преп. Фомина Лилия Адольфовна

Композитор

Дата премьеры

18.02.1900

Жанр

Страна

Россия

Три музыкальные картинки к опере

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнст, 2 фагота, контрафагот (ad libitum), 4 валторны, 2 трубы, три тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокольчики, ксилофон, арфа, челеста, струнные.

  • Опера «Сказка о царе Салтане» →

История создания

Михаил Врубель. «Царевна Лебедь». 1900 г.

В 1899 году, возможно в связи с юбилеем Пушкина (1799—1837), в подготовке которого Римский-Корсаков принимал большое участие, у него появился замысел оперы на сюжет «Сказки о царе Салтане», созданной великим поэтом в 1831 году.

«В течение зимы (1898—1899 г. — Л. М.) я часто виделся с В. И. Бельским, и мы вдвоем с ним разрабатывали как оперный сюжет пушкинскую «Сказку о царе Салтане»… С весны В. И. начал писать свое превосходное либретто, пользуясь по мере возможности Пушкиным, и художественно и умело подделываясь под него… — читаем в «Летописи» Римского-Корсакова. — В лето 1899 г. весь «Салтан» был сочинен, а пролог, I действие и часть II оркестрованы. Все время я получал либретто по частям от Бельского. «Салтан» сочинялся в смешанной манере, которую я назову инструментально-вокальной. Вся фантастическая часть скорее подходила под первую, реальная же — под вторую. <…> Первая половина сезона 1899—1900 г. у меня пошла на оркестровку… Увертюры или начального вступления к моей опере на этот раз не полагалось, вступлением являлось само введение, т.е. сценический пролог. Напротив, каждому действию предпосылалось большое оркестровое вступление с программой определенного содержания. Зато как пролог, так каждое действие или картина начинались с одной и той же короткой трубной фанфары, имевшей значение призыва или зазыва к слушанью и смотренью начинавшегося за ней действия. Прием своеобразный и для сказки подходящий. Из довольно длинных оркестровых вступлений I, II и IV действий я порешил составить оркестровые «Картинки к сказке о царе Салтане».

Этим картинкам композитор дал отдельный опус — 57. В партитуре каждой из них предпослан эпиграф из пушкинских стихов. Первую картинку предваряют строки:

В те поры война была:
Царь Салтан с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал — себя
Поберечь, его любя.

Эпиграф второй картинки:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по мору плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица,
И растет ребенок там,
Не по дням, а по часам.

Последней картинке «Три чуда» композитор предпосылает следующие стихи:

Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
В городе житье не худо,
Вот какие там три чуда:
Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе
«Во саду ли в огороде».
А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И останутся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Третье: там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.
…………………………….
Я там был, мед пиво пил
И усы лишь обмочил.

Первое исполнение картинок состоялось в рамках Русских симфонических концертов в Петербурге 18 февраля 1900 года. «Картинки к сказке о царе Салтане» вышли в оркестре блестяще и очень понравились», — констатировал композитор в «Летописи».

Музыка

Первая картинка начинается звонкой фанфарой трубы и тремоло малого барабана, — призыв к слушанию, по разъяснению Римского-Корсакова, — после чего у деревянных духовых в сопровождении аккордов фаготов и валторн разворачивается марш — воинственный, но с оттенком игрушечности (лейтмотив царя Салтана), создающий впечатление комической важности. Он постепенно разрастается, включаются тромбоны, удары тарелок и треугольника подчеркивают его воинственность. Звучание доходит до мощного tutti, после чего у валторн вступает новая, более распевная тема в скупом сопровождении с четкой ритмической фигурой барабанной дроби. Эта тема также разрастается в постепенном оркестровом крещендо, после чего возвращается первая. В заключении шествие как бы удаляется, истаивая на пианиссимо.

Билибин. Иллюстрация к вступлению к II акту оперы

Вторая картинка (вступление ко второму акту оперы), открывающаяся, как и первая, звонкой фанфарой, — изображение моря с мерно перекатывающимися волнами. Это еще одна всегда столь ярко удающаяся композитору музыкальная марина. Пиццикато струнных, отдельные отрывистые звуки флейт, арфы и челесты изображают мерцание звезд. Цепь восходящих аккордов на органном пункте в сочетании с нисходящими хроматическими пассажами флейты и кларнета передает содержание следующей строки стиха: «Туча по небу идет». Все на том же колышущемся фоне у струнных, рисующем волнующееся море, появляются неуклюжие октавные ходы. Они зримо воплощают картину: огромная бочка грузно покачивается на волнах. Короткие «вскрики» высоких духовых и скрипок — иллюстрация к строке «Плачет, бьется в ней царица».

У кларнета появляется тема Гвидона. Она проходит в постепенно сгущающихся тембрах, замедляется в своем движении: «И растет ребенок там, не по дням, а по часам». Завершается картинка замедлением, успокоением волнообразного движения: бочку выкинуло на берег.

Третья картинка — «Три чуда». Отзвучали фанфары, призывающие к вниманию, и флейты с арфой вступают с игрушечной темой города Леденца. Одновременно продолжают звучать фанфары — теперь более мягко, у валторн, а потом тромбонов на пиано. Расцветают оркестровые краски: струнные и колокольчики присоединяются к общему движению, рисуя праздничный трезвон в сказочном городе. Тема первого чуда — белки, грызущей золотой орех, —мелодия народной песни «Во саду ли в огороде» в пронзительном тембре флейты-пикколо. На какой-то миг ее прерывают фанфары, но она продолжает звучать, пока на смену не приходит новый образ: на фоне грозного рокота морского прибоя вступает воинственный марш тридцати трех богатырей. Он завершается все теми же фанфарами. И начинается следующий раздел — портрет прекрасной царевны-Лебеди. Переливы арф, взбегающие пиццикато альтов, нежные аккорды деревянных инструментов предваряют появление ее лейтмотива — сначала у гобоя, затем у скрипки соло. Это образ фантастической Лебедь-птицы. Но вот в прихотливые изгибы волшебной мелодии начинают вплетаться более «земные» интонации — второй лейтмотив царевны, основанный на народной песне «Я вечор млада». Мелодия ее растет, ширится, приобретает гимнический характер. Заключение картинки празднично и ликующе в мощном оркестровом tutti.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Одна из вех в творчестве Михаила Врубеля это создание костюмов и декораций.
Художник подготовил эскизы костюмов и декораций к нескольким операм Римского-Корсакова: «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане». Также Врубель создал майолики по мотивам опер «Садко» и «Снегурочка». Врубель работал и с произведениями других композиторов: операми Петра Чайковского «Чародейка» и «Пиковая дама», Цезаря Кюи «Вильям Ратклиф».
К операм Римского-Корсакова: «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» Врубель создает целый мир персонажей, связанных с подводным царством.
В картине «Тридцать три богатыря» эмоциональные и эстетические переживания, рожденные поэзией Пушкина и музыкой Римского-Корсакова, слились воедино, обрели образную живописную плоть. Бушует море, вздымаясь, бьются о скалистый берег могучие пенистые волны. И в этих радужных зеленых, голубых и розовых волнах, весело играют дельфины, плещутся невероятные гигантские рыбы, выныривает голова неведомого зубастого чудища. На чьей-то чешуйчатой спине восседает дядька Черномор, древний, с торчащей седой бородой, в странном высоком шлеме, он и сам похож на фантастическое морское чудо-юдо. А на пустынный остров выходят стройные витязи со щитами и пиками. Их обнаженные тела, бегло намеченные динамичной кистью художника, на коричневом фоне вспыхивают, сияют золотом.
Врубель М.А. «Тридцать три богатыря»

TRIDTAT-TRI-BOGATYRY.jpg

Известно, что картина «Царевна Волхова» была написана под воздействием оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».
В молодой и прекрасной царевне Волхве, как и во многих других его творениях, можно разглядеть черты жены Врубеля. У царевны прекрасные длинные волосы, золотистого оттенка, надета на ней белая полотняная рубаха, а голову украшает корона из самоцветов и жемчуга. Художник решил в качестве сюжета изобразить момент, когда царевна опускается в воду. Эта печальная история подчеркивается всеми деталями картины. Цвета, в которых выполнена картина, символизирует печаль и тоску Волхвы. Все эти элементы контрастируют с красотой ее одеяния и украшений. Луна тихонько выглядывает из кроны темных деревьев. Ее желто-золотистый оттенки сливаются с прекрасным цветом волос Волхвы и элементами ее одежды. Темные оттенки воды и деревьев, словно передают сырость, мрак и забвение морского дна. Они как будто бы отражают минорные аккорды и тему этого печального события. Задумчивый взгляд царевны переполнен тоской по любимому Садко. Словно царевна изнемогает от ожидания любимого. Положение кистей ее рук, рассказывает зрителю о тревогах и переживаниях юной девушки. Кажется, она вот-вот сделает шаг вперед, в бескрайние водяные глубины и навсегда останется на дне.
Врубель М.А. «Царевна Волхова»

TAREVNA-VOLKOVA.jpg

На картине «Прощание царя морского с царевной Волховой» показана драматичная сцена, в которой морская царевна покидает отца ради земной любви.
Позади Врубель изобразил голову морского царя, который словно рождается из волн морских. Его лицо, его борода, словно из струй воды состоящая, раковина, которая тоже материализуется будто из этих голубых струй. Несмотря на то, что образ совершенно сказочный, что образ водного царя именно такой, мы видим, сколько здесь тоски, сколько нежности, сколько любви к дочке, которая уходит от него, и мы ощущаем все это благодаря живописи Врубеля в этом образе.
Врубель М.А. «Прощание царя морского с царевной Волховой».

PROSANIE-TARY-MORSKOGO-S-TAREVNOI-VOLKOVOI.jpg

«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.
Поворот фигуры и жест Царевны Лебеди на картине, вероятнее всего, был подсмотрен Врубелем у Забелы. Жест Царевны, левой рукой придерживающей вуаль, легко соотносится с одной из фотографий, на которой Надежда Ивановна изображена в роли Лебеди. Похожий жест и поворот фигуры также можно увидеть у одной из фигур на эскизе «Две морские царевны».
Врубель М.А.«Царевна-Лебедь»

TAREVNA-LEBED.jpg

Через год после создания полотна «Царевна-Лебедь» Врубель пишет парную к ней картину, в которой фантастический образ словно претерпевает обратную метаморфозу: прекрасная царевна снова превратилась в птицу.
Врубель М.А. «Лебедь»

LEBED.jpg

«Две морские царевны» это незаконченная работа Врубеля. Замечательная морская стихия, которая здесь переливается драгоценными красками, бирюзовыми, аметистовыми, закат, солнце, которое словно держит в руках одна из морских царевен. Видно, что образ первой царевны, которая смотрит и на нас, и сквозь нас, и внутрь себя, конечно же, написан с Надежды Забелы: узнается ее характерный профиль в виде лунного месяца. А вторая царевна — более обобщенный образ, то есть это массовка, которая была в опере, где подруги тоже выходят на берег Ильмень-озера слушать Садко и в морском царстве также появляются перед главным героем.
Врубель М.А. «Две морские царевны»

DVE-MORSKIE-TAREVNY.jpg

  • Иллюстрации к каким сказкам сделал билибин
  • Иллюстрации к зарубежным сказкам
  • Иллюстрации к белорусским народным сказкам в детском саду
  • Иллюстрации к алтайским сказкам
  • Иллюстрации ивана билибина к русским народным сказкам