Иван Тургенев Воробей
Екатерина Бородачева акварель
Тургенев Воробей иллюстрации
Рассказы Тургенева о животных
Раскраска к рассказу Воробьишко
Портрет охотника с добычей
Горький Воробьишко иллюстрации Чарушина
Воробей гуашью
Домашний Воробей рисунок красками
Воробей набросок простой
Максим Горький сказка Воробьишко
Этюды птиц акварелью
Рисунки Воробьев
Рисование стайка Воробьев
Максим Горький «Воробьишко»
Воробей на дереве
Рисуем воробья красками
Иллюстрация к стихотворению Воробей Саша чёрный
Максим Горький сказка Воробьишко
Птицы улетают из гнезда
Воробей красками для детей
Скребицкий Джек
Воробей красками
Максим Горький «Воробьишко»
Иллюстрации к произведению Тургенева Бежин луг
Воробей рисунок карандашом цветной
Воробушки в живописи
Воробушки для детей
Воробей рисунок акварелью
Нарисовать воробья
Sparrow рисунок
Максим Горький «Воробьишко»
Тургенев Воробей иллюстрации
Сказка Горького Воробьишко
Скребицкий Лесной голосок
Воробушек черно белый
Воробей на ветке Графика
Растрепанный Воробей иллюстрации
Воробей акварелью
Птица рисунок
Детские рисунки животных в лесу
Зоологические иллюстрации птицы
Красноголовый Воробей
Воробушек Эдит
Воробей раскраска
Воробей профиль иллюстрация
Воробушек Графика
Птицы по точкам для детей
Воробей рисование красками
Птицы картинки для детей
Воробей акварелью
Воробей рисунок карандашом
Цветной Воробей
Рисование воробья
Воробей раскраска для детей цветная
Домовый Воробей
Воробей картинка на прозрачном фоне
Сказочный Воробей
Воробей акварелью поэтапно
Animated маленький Воробей
Птицы двухсторонние
Воробей Пашка Паустовский
Картины Марии Павловой воробышек
Рисунок воробья 2 класс
Орёл и синичка
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Как нарисовать рисунок к рассказу Тургенева «Воробей»?
Какой рисунок нарисовать к рассказу Тургенева «Воробей»?
Что нарисовать к рассказу Тургенева «Воробей»?
3 ответа:
10
0
Для того, чтобы изобразить рассказ на рисунке, предлагаю в начале освежить в памяти краткое а, из-за которого и возникла довольно-таки непростая ситуация.
На сайте Большой вопрос ниже представлена подборка картинок, которые вы можете взять за основу своего творчества.
В идеале, на мой взгляд, было бы хорошо нарисовать основной сюжет рассказа, когда все три героя находятся на аллее.
Примеры:
Или так:
Творческих успехов.
5
0
Чтобы нарисовать рисунок к произведению И. Тургеньева «Воробей», возьмем простой карандаш и лист бумаги, нарисуем овал, наклоненный вправо.
Сверху рисуем кружок — это будет голова воробья и за наклоненным овалом рисуем треугольник — это будет хвост.
Контур нашей птицы готов.
Теперь рисуем лапки и продолжаем форму хвоста тургеневскому персонажу. Соединяем голову и тельце в виде овала плавной нисходящей линией.
Продолжаем плавную линию по всему силуэту воробышка. Обозначаем одно крыло незаконченным треугольником и устойчивые лапки.
Обозначаем клюв и глазик, лапки с коготками.
Дело осталось за перышками и блике на зрачке глаза.
3
0
Чтобы нарисовать рассказ Тургениева «Воробей» вспомним краткое содержание. В этом небольшом рассказе охотник возвращался с охоты, а его собака заметила воробушка на земле и стала обнюхивать. Потом взрослый воробей спустился с дерева и начал нападать на собаку, защищая своего птенца. Охотника удивила такая самоотверженность и он отозвал собаку.
Для того, чтобы нарисовать рисунок к рассказу «Воробей» возьмем лист бумаги, карандаш, ластик и краски. Начнем рисование с воробья, сначала обводим его карандашом, затем разукрашиваем. Потом рядом рисуем воробьишку и с боку собаку и так же разукрашиваем их. Получается следующее:
<hr />
<hr />
Варианты рисунков к рассказу Тургениева «Воробей»:
<hr />
<hr />
Для удобства возьмем шаблон рисования воробьишки поэтапно:
<hr />
Читайте также
Нарисовать шахматы — это не совсем сложная задача, но вместе с тем эта работа кропотливая. Потому что шахматы состоят из тридцати двух разных фигур — по шестнадцать фигур белого и черного цвета(черный цвет может меняться на коричневый). И плюс еще доска, на которой разыгрываются шахматные баталии.
Сначала можно поучиться рисовать шахматные фигурки. И заодно выучить их названия. Для этого можно попытаться нарисовать с натуры, поставив фигурки перед собой. А можно воспользоваться, например, этим рисунком.
Здесь представлены все шахматные фигурки, кроме коня, его я покажу ниже. Глядя на рисунок, мы понимаем, как нужно рисовать пешку, ладью, слона, ферзя, короля. Ферзя и короля обычно изображают самыми крупными, а пешку — самой маленькой. В схеме рисуется у всех «головка», под ней более тонкая часть — «шея», а пониже — корпус. Не забудьте комплект из 16 фигурок оставить в белом цвете, а остальные шестнадцать раскрасить черным или коричневым цветом.
Конь отличается от всех фигурок тем, что он, действительно, является конем. Поэтому мы так и изображаем эту фигурку — голова коня и часть грудной клетки.
Теперь расставим шахматы на шахматную доску. Для этого рисуем квадрат. Линейкой расчерчиваем его на 64 равные клеточки и на первых двух строчках с противоположных сторон рисуем шахматные фигурки, как мы только что научились их рисовать. Теперь через одну клеточки закрашиваем в черный цвет или коричневый. Чтобы белые и черные клеточки чередовались. А клетки, где мы уже нарисовали шахматы, закрашиваем, просто слегка обводя фигурки. Ну, чтобы получилось примерно, как на рисунке.
Планктон — это отрицательный персонаж популярного мультсериала Спанч Боб Квадратные Штаны, который весь сериал пытается украсть секретный рецепт крабсбургера. Нарисовать его просто. Воспользуйтесь данной пошаговой инструкцией.
Нарисовать портрет человека, очень сложно, для этого нужно иметь и навыки и талант, и много усердно учиться,чтобы в точности передать все черты лица человека. Есть такой вариант рисования,начнём рисунок с общих линий, соблюдаем индивидуальные пропорции лица, глаза смотрят вдаль, прямой рот
приподнимаем правый уголок рта, для насмешливости лица,складки под правым глазом, исправляйте и коректируйте мимику, пока не добъетесь нужного результата,потом нанести штриховку на шею и лоб
переходим к растушовке лица
прорисуем глаза и брови тёмными линиями, это усилит мимику, прорисуем щетину на голове и готово!!!
Надо для начала набрать дров,разжечь костер.Большой костер или маленький вам нужен решайте сами.Дождитесь пока он прогорит полностью.Найдите подходящий уголёк,похожий на карандаш.Возьмите лист бумаги,и начинайте творить.
Нарисовать человека всегда тяжело, особенно если особого таланта нет. Но при помощи поэтапной инструкции это становится существенно легче. Рисовать Мэрилин Монро можно в несколько шагов.
В начале следует нарисовать условно овал лица и линии глаз, носа, губ, а так же шею, плечи как показано на рисунке ниже.
Далее обрисовываем лицо, волосы, линии глаз и носа, губ
Следующим этапом будет более детальная рисовка деталей лица.
Далее наносим тени на нужные места.
Стираем все вспомогательные условные линии и рисунок готов.
При желании можно разукрасить.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 г.Зеленокумска
Советского района»
Урок литературного чтения
в 3 классе
по теме «И.С.Тургенев. «Воробей»»
Составила:
учитель начальных классов
Вербовская Елена Геннадьевна
2015-2016 учебный год
Урок по литературному чтению по теме «И.С.Тургенев. «Воробей»»
Цели: Знакомство с творчеством И.С. Тургенева; закрепление и уточнение представлений детей о воробье: воспитание заботливого отношения к птицам; обогащение словарного запаса ребят.
Задачи:
-
формировать умение понимать содержание, определять тему и главную мысль рассказа;
-
способствовать развитию критического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
-
создать условия для формирования познавательного интереса к изучению литературного чтения;
Планируемые результаты (предметные):
Познавательные УУД
Общеучебные:
-
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-
формировать осознанное правильное, выразительное чтение, выражать свое отношение к прочитанному;
-
находить информацию в Толковом словаре, анализировать ее содержание;
-
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
-
обосновывать выбор собственного решения;
-
подводить итог своей деятельности;
Логические:
-
выстраивать логическую цепь рассуждений:
-
самостоятельно выбирать критерии для оценки.
Формирование УУД (метапредметных):
-
регулятивные – определяют и формулируют цель; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; организовывают и контролируют свою работу, работу в группе, в паре; оформляют свои мысли в устной форме; прогнозируют результат собственной деятельности;
-
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог; умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; умеют договариваться и приходить к общему мнению;
-
личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование: Портрет И.С. Тургенева: выставка книг писателя; иллюстрации воробья и других зимующих птиц, звукозапись чириканья воробья; иллюстративные «кадры» к рассказу, толковые словарики.
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Пожелаю всем удачи,
За работу, в добрый час.
— У нас сегодня много гостей. Они пришли к нам на урок. Посмотрели на гостей, улыбнулись.
Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, какое время года сейчас на дворе?
Дети. Поздняя осень.
У. Как называют птиц, остающихся на зиму?
Д. Зимующие
(Слайд 3) У. Что это за птицы, смелые да выносливые, что остаются зимовать? Вы их знаете? Назовите.
Д. Сорока, ворона, воробей, синичка, снегирь, галка, голубь, дятел, клёст, щегол, чиж. свиристель.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением название, которого зашифровано на доске, его вы сможете прочитать, выполнив задание в паре:
Задание 1. Шифровка
Читайте только подчёркнутые буквы и узнаете, как называется рассказ.
В К Т З О Ь А Г Р Д У Ц О Ю Ж З Б О А Ы Ф Е Л Ы Й — ВОРОБЕЙ.
Задание 2. Расшифруй автора рассказа, читая слова наоборот, справа налево.
Иван Сергеевич Тургенев.
навИ чивеегреС венегруТ
У. Молодцы! Вы правильно разгадали название и автора этого произведения.
Сообщение темы урока
У. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением И.С. Тургенева «Воробей». Из него мы узнаем новое о поведении этих птиц.
(Слайд 4) Рассказ об Иване Сергеевиче Тургеневе
У. Ребята, посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?
Д. У него спокойные добрые глаза, но строгое выражение лица. На этом портрете он изображен пожилым, так как в его волосах видна седина.
У. Великий русский писатель родился в 1818 году (1818-1883) в Орле в дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове. Московский университет, переход в Петербургский университет на философский факультет, занятия в Берлинском Университете (в Германии) — глубокое и разностороннее образование получил Иван Сергеевич Тургенев. Творческий путь в литературе Тургенев начинал с романтических произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «…артист, художник и музыкант…» в одном лице.
Поэтому, еще при жизни писателя, по многим его произведениям были поставлены спектакли, а позже и сняты художественные фильмы. Язык Тургенева богат и красочен. Он не только знает природу, но и чувствует её. В своих рассказах Иван Сергеевич воспевает силу любви и жизни. Именно об этом мы сейчас и прочитаем. Но искусство чтения требует умения: быстро читать, четко понять, надежно запомнить, (эти слова записаны на доске).
Героев рассказа «Воробей» вы узнаете, если будете читать от самой большой буквы, до самой маленькой.
Задание 3.
бор ево й б коаса боуршвеок
— Верно, а кто мне расскажет, как он выглядит? (Слайд 5)
Д. Воробей-маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заостренный.
У. Что вы ещё знаете о воробьях?
Д. У него короткие, но сильные ножки. Хвостик держит поднятым вверх. Воробьи чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли.
У. Какую пользу они приносят?
Д. Воробьи помогают сохранить урожай, так как поедают вредных насекомых.
У. А какой вред приносят сельскохозяйственным культурам?
Д. Поедают ягоды, зерно
У. Домовой и полевой воробей — одна из наиболее широко известных птиц, живущих по соседству с человеком.
Воробьи — очень прожорливые птички. Часто они летают по садам и полям и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!»- кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут с тех пор.
— А где же зимуют эти птички?
Д. В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.
У. Чем питаются воробьи?
Д. Ягодами, семенами, крошками.
У. Как и чем мы можем помочь птицам зимой?
(Слайд 6) Заранее подготовленные дети читают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».
Д.
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
У. А вы слышали, какие звуки издают воробьи?
Д. «Чик-чирик».
У. Послушайте звукозапись чириканья воробья и попробуйте ответить на этот вопрос еще раз.
Д. А мы и не знали, что они могут издавать звуки « Чив-чив, чир-чир, чере-ре-ре».
У. Воробьи селятся стайками. Если воробьиный сторож заметил в небе хищника, то издаёт звук, похожий на «чрр» и вся стая улетает.
Физкультминутка
У. Давайте поиграем. Зимующие птицы все разные. Продолжите фразу, начатую мною, но не только словами, но и мимикой и жестами. У дятла клюв толстый, а у воробушка… (тонкий)
— Ворона большая, а воробьишко (маленький).
Снегирь малоподвижный, а воробьенок… (шустрый).
Игра «Кто самый внимательный?»
У. Какие однокоренные слова к слову «воробей» вы услышали?
Д. Воробушек, воробьишко, воробьенок.
У. Какие прилагательные можно подобрать к этим словам?
Д. (Какой?) маленький, шустрый, серый, молодой, старый, пугливый, проворный, драчливый, нарядный, невзрачный.
(Слайд 7) Словарная работа
У. Перед чтением произведения И.С. Тургенева «Воробей» разберём слова, которые встретятся в тексте.
(Учитель открывает на доске запись слов, выбранных для словарной работы).
Благоговение — глубочайшее почтение
Зачуяв – услышав, унюхав, почувствовав.
Упасть камнем – рухнуть.
Взъерошенный – лохматый.
Искаженный – сильно изменить.
Ринулся – бросился.
Трепетать – дрожать.
Громадное – большое.
Героический – стойкий.
Научимся читать трудные слова.
(Слайд Словарная разминка
В тексте встретятся трудные слова, мы вместе прочитаем эти слова.
Воз –вра – щал – ся
Красть – ся
Не — под – виж – но
Рас – то – пы – рив
Про – рас – тав – ши — е
Взе – ро – шен – ный
Бла- го — го – ве – я
Работа над техникой чтения.
Первичное восприятие текста.
У. Сейчас я буду читать вам рассказ, а вы слушайте внимательно и скажите, где произошла встреча?
(Выразительное чтение учителем рассказа).
— Где же произошла встреча?
Д. Встреча произошла на аллее сада.
У. Какое место в рассказе вас заставило особенно сильно переживать? (Ответы детей).
— Что вам хочется сказать о взрослом воробье?
Д. Он рисковал своей жизнью, чтобы спасти от собаки своё детище.
Работа над содержанием в тренинговых листах.(Приложение 1)
(Слайд 9) Читаем первый отрывок, используя упражнение «Стоп»
1.Упражнение «стоп»
Я начинаю читать текст, останавливаюсь, следующий читает то, что я прочитала и продолжает читать до тех пор, пока я не скажу «стоп» и не назову другого ученика, следующий перечитывает отрывок и продолжает читать дальше. (Новая технология обучения беглому чтению. Ученик переносить технику чтения на свой новый кусочек)
1 отрывок.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки.
(Слайд 10) 2. Упражнение «Угадай». В некоторых словах нет окончания, читать предложения, правильно читая окончания. (Упражнение способствует развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное раннее.)
2 отрывок.
Моя собак… медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близк… дерев…, стар… черногруд… вороб… камн… упал перед самой её морд — и весь взъерошен…, искажен…, с отчаян… жалк… писк… прыгнул раза два в направлен… зубаст… раскрыт… паст…
(Слайд 11) 3 Упражнение «Текст в тексте». Читайте сначала слова написанные обычным шрифтом, потом написанные жирным.( словесно – логическая память, распределение внимания и умение выполнять одновременно 2 задачи – чтение заданной строчки вслух и чтение второй строчки про себя)
3 отрывок.
Мой Видно,Трезор он остановился, признал попятился эту…. силу.
Я поспешил Да,отозвать смущённого не пса и удалился, смейтесь. благоговея’.
Я благоговел Любовь, перед думал той я,маленькой, сильнее героической смерти птицей, и перед страха любовным смерти.её порывом.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(Слайд 12) 4 Упражнение«Губы» — чтение про себя. (упражнение «губы» развивают гибкость и скорость чтения молча)
У. Прочитайте теперь текст самостоятельно и подумайте, почему автора восхитил поступок птицы? Но прежде настройтесь на чтение, скажите себе: «Я должен читать красиво, я буду читать правильно».
Дети читают текст.
Вопросы по содержанию.
У. Почему автора восхитил поступок птицы?
Д. Потому, что старый воробей мог остаться на безопасной ветке, но не усидел, хотя ему самому было очень страшно.
У. Как вы думаете, испытал ли воробей страх, увидев приближающуюся собаку? Какие слова это доказывает?
Дети зачитывают со слов «… и весь взъерошенный… » до слов «… он жертвовал собою!»
У. Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собой? Какая сила, сильнее его воли, сбросила воробья с дерева?
Д. Любовь, которая сильнее смерти и страха смерти.
Релаксационная пауза (для расслабления мышц шеи)
У. Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Клювик- ротик вытянули вперёд, как воробушки. Сейчас мышцы шеи напряжены! Попробуйте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-пауза, выдох-пауза. А теперь повторим эти же движения, но уже со словами:
Любопытный воробей
Смотрит влево…
Смотрит вправо
А потом опять вперед-
Тут немного отдохнет
Шея не напряжена
И расслаблена.
У. На доске серия картинок по рассказу Тургенева «Воробей». Расставьте их правильно и докажите свой выбор (рисунок. 1-5) (коллективная работа).
Рис. 1 Рис.2Рис. 3Рис. 4Рис. 5
Музыкальное задание Соотнесение музыки к отрывкам.
Определи, к какому отрывку относится озвученная музыка. Почему ты так думаешь.
Воробушек упал – Оффенбах канн-на
Приближение собаки — Бизе – кармен сиюта№2
Воробей – санти – чардаш
Последний отрывок – Огинский полонез «прощание с родиной».
Обобщение
У. А проверить, как вы надежно запомнили, поможет кроссворд.
-
Кличка собаки охотника.
-
Птичка — невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок — получается прыжок. -
Чувство, заставившее воробья жертвовать собой.
-
Фамилия охотника.
У. От чьего лица идет повествование в рассказе?
Д. От имени автора — Тургенева.
У. Какова степень родства между птенцом и старым воробьем?
Д. Я считаю, что старый воробей ему отец. Автор везде употребляет местоимение «он».
Птенец называется его детищем, т.е. сыном.
У. Как вы думаете, как сложится судьба наших героев в будущем? (Ответы детей).
— Давайте проводим воробья, а на прощание преподнесем ему подарки, объясняя (своими словами) их значение. Например, я дарю ему солнышко, пусть оно ему светит ярко- ярко, согревает его.
Д. Я подарю ему капельку воды, пусть она напоит и умоет его.
Я дарю ему кормушку с крошками. Пусть к нему прилетят много друзей — птиц.
Я дарю ему добрых людей и собак, чтобы уходили, не обижая, теплое гнездо, долгую жизнь и т.д.
Итог урока.
У. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать рассказы И.С. Тургенева, то какие основные достоинства его произведений ты бы отметил?
(Рассматривание выставки книг произведений И.С. Тургенева и ответы детей).
— Придя домой, что вы расскажете родителям о воробьях? Что нового о них вы узнали сегодня на уроке? (Ответы детей. Выставление и комментирование оценок).
Рефлексия урока. Вот и подошел к концу наш урок. Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание. По выбору:
-
выразительно читать текст;
-
подробный пересказ от лица взрослого воробья
-
проиллюстрировать наиболее понравившееся место в рассказе.
Приложение 1
Тренинговый лист
1.Упражнение «стоп»
1 отрывок.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки.
2. Упражнение «Угадай». В некоторых словах нет окончания, читать предложения, правильно читая окончания.
2 отрывок.
Моя собак… медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близк… дерев…, стар… черногруд… вороб… камн… упал перед самой её морд — и весь взъерошен…, искажен…, с отчаян… жалк… писк… прыгнул раза два в направлен… зубаст… раскрыт… паст…
3. Упражнение «Текст в тексте». Читайте сначала слова написанные обычным шрифтом, потом написанные жирным
3 отрывок.
Мой Видно,Трезор он остановился, признал попятился эту…. силу.
Я поспешил Да,отозвать смущённого не пса и удалился, смейтесь. благоговея’.
Я благоговел Любовь, перед думал той я,маленькой, сильнее героической смерти птицей, и перед страха любовным смерти.её порывом.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
4.Упражнение «Губы» — чтение про себя. Прочитайте теперь текст самостоятельно и подумайте, почему автора восхитил поступок птицы? Но прежде настройтесь на чтение, скажите себе: «Я должен читать красиво, я буду читать правильно».
Цели: Знакомство с творчеством И.С. Тургенева; закрепление и уточнение представлений детей о воробье: воспитание заботливого отношения к птицам; обогащение словарного запаса ребят.
Оборудование: Портрет И.С. Тургенева: выставка книг писателя; иллюстрации воробья и других зимующих птиц, звукозапись чириканья воробья; иллюстративные «кадры» к рассказу, толковые словарики.
Ход урока
Организационный момент.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим,
Но тихохонько сидим.
Ну-ка. проверяй, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книга и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, какое время года сейчас на дворе?
Дети. Поздняя осень.
У. Как называют птиц, остающихся на зиму?
Д. Зимующие
У. Что это за птицы, смелые да выносливые, что остаются зимовать? Вы их знаете? Назовите, (на доску прикрепляется иллюстрация зимующих птиц рисунок 1).
Рисунок 1
Д. Сорока, ворона, воробей, синичка, снегирь, галка, голубь, дятел, клёст, щегол, чиж. свиристель.
У. Вот, например, кто это?
Забияка и воришка
Ношу я серое пальтишко,
На лету хватаю крошки,
Не пропущу и мелкой мошка.
Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю.
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей).
— Верно, а кто мне расскажет, как он выглядит? (ставит рисунок 2).
Рисунок 2
Д. Воробей-маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заостренный.
У. Что вы ещё знаете о воробьях?
Д. У него короткие, но сильные ножки. Хвостик держит поднятым вверх. Воробьи чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли.
У. Какую пользу они приносят?
Д. Воробьи помогают сохранить урожай, так как поедают вредных насекомых.
У. А какой вред приносят сельскохозяйственным культурам?
Д. Поедают ягоды, зерно
У. Домовой и полевой воробей — одна из наиболее широко известных птиц, живущих по соседству с человеком.
Воробьи — очень прожорливые птички. Часто они летают по садам и полям и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!»- кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут с тех пор.
— А где же зимуют эти птички?
Д. В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.
У. Чем питаются воробьи?
Д. Ягодами, семенами, крошками.
У. Как и чем мы можем помочь птицам зимой?
Заранее подготовленные дети читают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».
Д.
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
У. А вы слышали, какие звуки издают воробьи?
Д. «Чик-чирик».
У. Послушайте звукозапись чириканья воробья и попробуйте ответить на этот вопрос еще раз.
Д. А мы и не знали, что они могут издавать звуки « Чив-чив, чир-чир, чере-ре-ре».
У. Воробьи селятся стайками. Если воробьиный сторож заметил в небе хищника, то издаёт звук, похожий на «чрр» и вся стая улетает.
— А сейчас устроим «похвалюшки». Вы уже не ребятишки, а воробьишки. Каждый себя хвалит, рассказывая о своих птичьих достоинствах (ответы детей).
Физкультминутка
У. Давайте поиграем. Зимующие птицы все разные. Продолжите фразу, начатую мною, но не только словами, но и мимикой и жестами. У дятла клюв толстый, а у воробушка… (тонкий)
— Ворона большая, а воробьишко (маленький).
Снегирь малоподвижный, а воробьенок… (шустрый).
Игра «Кто самый внимательный?»
У. Какие однокоренные слова к слову «воробей» вы услышали?
Д. Воробушек, воробьишко, воробьенок.
У. Какие прилагательные можно подобрать к этим словам?
Д. (Какой?) маленький, шустрый, серый, молодой, старый, пугливый, проворный, драчливый, нарядный, невзрачный.
Сообщение темы урока
У. Сегодня на у роке мы познакомимся с произведением И.С. Тургенева «Воробей». Из него мы узнаем новое о поведении этих птиц.
Рассказ об Иване Сергеевиче Тургеневе
(Вывешивается портрет И.С. Тургенева).
У. Ребята, посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?
Д. У него спокойные добрые глаза, но строгое выражение лица. На этом портрете он изображен пожилым, так как в его волосах видна седина.
У. Великий русский писатель родился в 1818 году (1818-1883) в Орле в дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове. Московский университет, переход в Петербургский университет на философский факультет, занятия в Берлинском Университете (в Германии) — глубокое и разностороннее образование получил Иван Сергеевич Тургенев. Творческий путь в литературе Тургенев начинал с романтических произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «…артист, художник и музыкант…» в одном лице.
Поэтому, еще при жизни писателя, по многим его произведениям были поставлены спектакли, а позже и сняты художественные фильмы. Язык Тургенева богат и красочен. Он не только знает природу, но и чувствует её. В своих рассказах Иван Сергеевич воспевает силу любви и жизни. Именно об этом мы сейчас и прочитаем. Но искусство чтения требует умения: быстро читать, четко понять, надежно запомнить, (эти слова записаны на доске).
Словарная работа
У. Перед чтением произведения И.С. Тургенева «Воробей» разберём слова, которые встретятся в тексте.
(Учитель открывает на доске запись слов, выбранных для словарной работы). Объяснение значений слов ученики находят в толковых словарях:
АЛЛЕЯ САДА — дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.
ДЕТИЩЕ — то же, что ребёнок (сын или дочка) (устар.)
ЖЕРТВОВАТЬ — подвергать опасности; поступаться кем-, чем-нибудь, ради кого-, чего-нибудь.
БЛАГОГОВЕТЬ — относиться с глубочайшим почтением; очень сильно любить.
Первичное восприятие текста.
У. Сейчас я буду читать вам рассказ, а вы слушайте внимательно и скажите, где произошла встреча?
(Выразительное чтение учителем рассказа).
— Где же произошла встреча?
Д. Встреча произошла на аллее сада.
У. Какое место в рассказе вас заставило особенно сильно переживать? (Ответы детей).
— Что вам хочется сказать о взрослом воробье?
Д. Он рисковал своей жизнью, чтобы спасти от собаки своё детище.
Работа над содержанием
У. Прочитайте теперь текст самостоятельно и подумайте, почему автора восхитил поступок птицы? Но прежде настройтесь на чтение, скажите себе: «Я должен читать красиво, я буду читать правильно».
(Дети проговаривают эти слова сначала про себя, затем хором).
Дети читают текст.
У. Почему автора восхитил поступок птицы?
Д. Потому, что старый воробей мог остаться на безопасной ветке, но не усидел, хотя ему самому было очень страшно.
У. Почему собака начала «красться»? Кого она увидела раньше автора? Прочитайте ещё раз это место.
(Выборочное чтение детьми 2-го абзаца).
— Какие слова подтверждают, что это был совсем маленький птенец?
Д. Пух на голове, желтизна возле клюва ,едва прораставшие крылышки.
У. Почему птенец оказался на дороге и сидел неподвижно?
Д. Птенец выпал из гнезда, так как ветер сильно качал березы аллеи.
У. Как взрослый воробей кинулся на защиту птенца?
Д. Он камнем упал перед самой мордой собаки.
У. Как можно было сказать по-другому?
Д. Воробей резко слетел с дерева.
У. А как лучше?
Д. Когда я читал это предложение, сразу представил быстро падавшего воробья сжавшегося в комок, как камень. У И.С. Тургенева получилось лучше.
У. Как вы думаете, испытал ли воробей страх, увидев приближающуюся собаку? Какие слова это доказывает?
Дети зачитывают со слов «… и весь взъерошенный… » до слов «… он жертвовал собою!»
— Что бы вы пережили, если бы были в этот момент на месте воробья?
Д. Если бы я был намного меньше собаки, то я бы не просто испытывал страх, я бы чувствовал ужас!
— А я бы закрыл глаза, не смог бы смотреть на жутко острые зубы собаки.
— А я когда боюсь, не могу пошевелиться, сил бы не хватило даже слететь с ветки.
У. Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собой? Какая сила, сильнее его воли, сбросила воробья с дерева?
Д. Любовь, которая сильнее смерти и страха смерти.
Релаксационная пауза (для расслабления мышц шеи)
У. Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Клювик- ротик вытянули вперёд, как воробушки. Сейчас мышцы шеи напряжены! Попробуйте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-пауза, выдох-пауза. А теперь повторим эти же движения, но уже со словами:
Любопытный воробей
Смотрит влево…
Смотрит вправо
А потом опять вперед-
Тут немного отдохнет
Шея не напряжена
И расслаблена.
Определение типа текста
У. Какие типы текста вы знаете?
Д. Повествование, описание, рассуждение.
У. Подумайте, какой из трех типов текста преобладает в этом произведении?
Д. Я считаю, что это описание, так как в этом тексте даны подробные описания воробьев.
— Я не согласна, потому что в тексте-описании нет событий. Когда читаешь текст—описание, то кажется, что изображение замерло.
— А мне кажется, что это текст — повествование, так как в нем рассказывается о последовательности событий. Птенец выпал, шел охотник, собака хотела съесть воробьишку, но старый воробей его спас, а собака и охотник удалились.
У. Часто в текстах описание и повествование сменяют друг друга. Автор то описывает что-то, то рассказывает, повествует о событиях. Текст – повествование — это кадры фильма, которые идут один за другим. Если бы по мотивам рассказа II.С. Тургенева «Воробей» снимали бы кинофильм, то что бы мы увидели в первом кадре?
— Сначала мы видим охотничью собаку. А ещё кого?
— Что произошло дальше? Что сделал старый воробей?
— Представьте его у морды собаки. Что случилось с Трезором? Как он себя повел? (Ответы детей).
У. Я такие кадры нарисовала сама, но готовясь к уроку, перепутала их порядок. Расставьте их правильно и докажите свой выбор (рисунок. 3-8) (коллективная работа).
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
— Что почувствовали герои этой истории — собака, писатель, молодой воробей, старый воробей? (Ответы детей).
— Попробуйте без слов (при помощи мимики и жестов) показать, как развивалось бы действие в рассказе, если бы вы были участниками событий. (Этот этап урока вызывает необычную активность детей).
Обобщение
У. А проверить, как вы надежно запомнили, поможет кроссворд.
- Кличка собаки охотника.
- Птичка — невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок — получается прыжок. - Чувство, заставившее воробья жертвовать собой.
- Фамилия охотника.
У. От чьего лица идет повествование в рассказе?
Д. От имени автора — Тургенева.
У. Какова степень родства между птенцом и старым воробьем?
Д. Я считаю, что старый воробей ему отец. Автор везде употребляет местоимение «он».
Птенец называется его детищем, т.е. сыном.
У. Как вы думаете, как сложится судьба наших героев в будущем? (Ответы детей).
— Давайте проводим воробья, а на прощание преподнесем ему подарки, объясняя (своими словами) их значение. Например, я дарю ему солнышко, пусть оно ему светит ярко- ярко, согревает его.
Д. Я подарю ему капельку воды, пусть она напоит и умоет его.
Я дарю ему кормушку с крошками. Пусть к нему прилетят много друзей — птиц.
Я дарю ему добрых людей и собак, чтобы уходили, не обижая, теплое гнездо, долгую жизнь и т.д.
Итог урока.
У. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать рассказы И.С. Тургенева, то какие основные достоинства его произведений ты бы отметил?
(Рассматривание выставки книг произведений И.С. Тургенева и ответы детей).
— Придя домой, что вы расскажете родителям о воробьях? Что нового о них вы узнали сегодня на уроке? (Ответы детей. Выставление и комментирование оценок).
Домашнее задание.
У. Прочитайте дома это произведение ещё раз, выберите понравившегося героя и перескажите от его лица (творческий пересказ от 1-го лица).