Вспоминая свое детство, проходившее без компьютеров, не могу не вспомнить старые добрые сказки. Мы любили смотреть мультфильмы и фильмы-сказки по телевизору. Была такая передача «В гостях у сказки», показ которой многие детки ждали с нетерпением.
Огромно было воспитательное значение сказок. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий мечтами и фантазиями. Что такое сказка? Не обычная ли реальность была основой создания сказки? Корнями сказка уходит в историю жизни нашего народа.
Одним из средств проявления художественной формы литературного произведения являются иллюстрации. Наиболее яркие представители этого жанра — художники-сказочники Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Полотна этих художников помогают передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи. Благодаря творчеству этих художников мы можем не только читать сказку, но и видеть ее.
Виктор Васнецов, Ковер-самолет, 1880
Виктор Васнецов, Алёнушка, 1881
Виктор Васнецов, Витязь на распутье, 1882
Виктор Васнецов, Три царицы подземного царства, 1884
Виктор Васнецов, Иван Царевич на Сером Волке, 1889
Виктор Васнецов, Богатыри, 1881-1898
Васнецов, Снегурочка, 1899
Васнецов, Царевна Несмеяна, 1916-1926
Виктор Васнецов, Кащей Бессмертный, 1917-1926
Виктор Васнецов, Царевна-лягушка, 1918
Виктор Васнецов, Спящая царевна, 1900-1926
Иван Билибин, Иван-царевич и Жар-птица, 1899
Иван Билибин, Иван-царевич, 1899
Иван Билибин, Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги, 1900 год
Иван Билибин, Баба Яга, 1900 год
Иван Билибин, Василиса Прекрасная и белый всадник, 1900 год
Иван Билибин, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Иван Билибин, Сказка о золотом петушке
Иван Билибин, Княгина на теремной башне, 1902
Иван Билибин, Вольга с дружиной, 1902
Иван Билибин, Сказка о царе Салтане, 1905
Иван Билибин, Бояре
Иван Билибин, Иллюстрация к сказке Василиса прекрасная, 1900
Виктор Васнецов. Богатыри
Третьяковская галерея
С конца XIX века многие русские художники были буквально одержимы образами из народных сказок и легенд.
В конце XIX века в России вошел в моду «русский», или «неорусский» стиль — представители самых разных сфер искусства обратились к «корням» и стали искать вдохновение в национальном фольклоре и лубке. Так мотивы народных сказок проникли и в архитектуру (появились здания, похожие на старинные терема), и в музыку, и конечно, в живопись. Тогда же на всю Европу прогремели и знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева, которые также обратились к русским сюжетам в театре.
Виктор Васнецов (1848-1926), пожалуй, самый известный из художников, обратившийся к сказочной теме — и написавший впечатляющее количество картин на фольклорный сюжеты. Его считают основоположником «неорусского» стиля в живописи. Он начинал как художник-реалист и прошел целый путь до модерна.
Виктор Васнецов. Ковер-самолет, 1880
Нижегородский государственный художественный музей
Виктор Васнецов. Богатыри, 1898
Третьяковская галерея
Виктор Васнецов. Иван Царевич на сером волке, 1889
Дом-музей В.М. Васнецова
Виктор Васнецов. Царевна-лягушка 1918
Дом-музей В.М. Васнецова
Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный, 1926
Вторым самым известным художником, оставившим огромное «сказочное» наследие, стал Иван Билибин (1876-1942). Он работал и как театральный художник, оформляя оперы на русские сюжеты — «Князь Игорь» Александра Бородина, «Жар-птица» Игоря Стравинского, «Золотой петушок» и «Садко» Николая Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Михаила Глинки и многие другие. Однако больше всего он прославился и вошел в историю благодаря книжным иллюстрациям к русским сказкам и особенно к сказкам Александра Пушкина, написанным по сюжетам народных.
Иван Билибин. Иван-царевич и Жар-птица, 1899
Иван Билибин. Баба Яга, 1900 год
Иван Билибин. Сказка о царе Салтане, 1905
Иван Билибин. Царевна-лягушка, 1899
Иван Билибин. Кощей Бессмертный, 1901
Обращались к сказочной теме и другие художники. Например, под влиянием знакомства с Виктором Васнецовым, Илья Репин (1844-1930) написал свое знаменитое сказочное полотно о былинном герое Садко, который отправляется на дно морское и по приказу морского царя на смотр невест — морских красавиц.
Илья Репин. Садко, 1876
Русский музей
Модернист Михаил Врубель (1856-1910), увлеченно писавший в стиле модернизма и символизма, обращался к библейским сюжетам, падшим ангелам и всяческой мистике, но также и к народным сказочным мотивам. Его жена, Надежда Забела-Врубель, была известной оперной певицей, и выступала в постановках Дягилева на «русскую» тему — «Садко» и «Сказка о царе Салтане». Считается, что под впечатлением от этих спектаклей, Врубель написал свой сказочный цикл.
Михаил Врубель. Прощание Царя Морского с царевной Волховой. 1898
Третьяковская галерея
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900
Третьяковская галерея
Выборочно обращались к сказочной теме и другие художники. Известным театральным художником был Леон Бакст (1866-1924), особенно прославился он эскизами к балету Игоря Стравинского «Жар-птица», премьера которого прошла в парижской Гранд-опера.
Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы, 1910
Сказочная тема присутствовала и в творчестве Сергея Малютина (1859-1937), театрального художника и книжного иллюстратора.
Сергей Малютин. Кощей, 1904
Сергей Малютин. Морской царь, нач. XX века
Сергей Малютин.Илья Муромец, 1937
После революции иконописцы из Палеха, известные своими миниатюрами, были вынуждены отказаться от икон и религиозных сюжетов. Но свое мастерство они мастерски переориентировали в русло русских сказок, основав «Артель древней живописи». Теперь их материалов были не доски для икон, а лаковые шкатулки.
Иван Вакуров. «Сказка о рыбаке и рыбке» (изображение на почтовой марке 1975 года)
Иван Вакуров. «Василиса Прекрасная» (изображение на почтовой марке 1975 года)
Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram; VK; Яндекс Дзен
Художники-иллюстраторы детских книг. Кто они авторы самых любимых картинок
Что толку в книжке, – подумала Алиса
– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?
«Приключения Алисы в стране чудес»
Удивительно, но у детской иллюстрации России (СССР)
есть точный год рождения — 1925 год. В этом году
был создан отдел детской литературы в Ленинградском
государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги
с иллюстрациями специально для детей не издавались.
Кто они – авторы самых любимых, красивых иллюстраций, которые остались в памяти с самого детства и нравятся нашим детям?
Узнавайте, вспоминайте, делитесь своим мнением.
Статья написана с использованием рассказов родителей нынешних малышей и отзывов к книгам на сайтах книжных интернет-магазинов.
Владимир Григорьевич Сутеев
(1903-1993, Москва) — детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.
Так, например, далеко не все родители, считают произведения Корнея Чуковского необходимой классикой, и большая часть из них не считает его произведения талантливыми. Но сказки Чуковского, проиллюстрированные Владимиром Сутеевым, хочется держать в руках и читать детям.
Борис Александрович Дехтерёв
(1908-1993, Калуга, Москва) – народный художник, советский график (считается, что «Школа Дехтерёва» определила развитие книжной графики страны), иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем.
Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки Александра Сергеевича Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. А также произведения других русских писателей и мировых классиков, например, Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Уильяма Шекспира.
Николай Александрович Устинов
(1937г.р., Москва), его педагогом был Дехтерёв, а многие современные художники-иллюстраторы уже Устинова считают своим учителем.
Николай Устинов – народный художник, иллюстратор. Сказки с его иллюстрациями издавались не только в России (СССР), но и в Японии, Германии, Корее и других странах. Почти триста произведений проиллюстрировал знаменитый художник для издательств: «Детская литература», «Малыш», «Художник РСФСР», издательств Тулы, Воронежа, Санкт-Петербурга и других. Работал в журнале Мурзилка.
Самыми любимыми для детей остаются иллюстрации Устинова к русским народным сказкам: Три медведя, Маша и медведь, Лисичка сестричка, Царевна-лягушка, Гуси-лебеди и многим другим.
Юрий Алексеевич Васнецов
(1900-1973, Вятка, Ленинград) — народный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.
Покупая детские книги с иллюстрациями Юрия Васнецова обращайте внимание, чтобы рисунки были четкими и в меру яркими. Пользуясь именем известного художника, в последнее время часто издают книги с нечеткими сканами рисунков или с повышенной неестественной яркостью и контрастностью, а это не очень хорошо для детских глаз.
Леонид Викторович Владимирский
(1920 г.р., Москва) — русский график и самый популярный иллюстратор книг про Буратино А. Н. Толстого и про Изумрудный город А. М. Волкова, благодаря которым он получил широкую известность в России и странах бывшего СССР. Рисовал акварелью. Именно иллюстрации Владимирского многие признают классическими для произведений Волкова. Ну а Буратино в том виде, в котором его знает и любит уже несколько поколений детей, бесспорно его заслуга.
Виктор Александрович Чижиков
(1935 г.р., Москва) — народный художник России, автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. Иллюстратор журнала «Крокодил», «Весёлые картинки», «Мурзилка», много лет рисовал для журнала «Вокруг света».
Чижиков проиллюстрировал произведения Сергея Михалкова, Николая Носова (Витя Малеев в школе и дома), Ирины Токмаковой (Аля, Кляксич и буква «А»), Александра Волкова (Волшебник изумрудного города), стихи Андрея Усачева, Корнея Чуковского и Агнии Барто и другие книги.
Справедливости ради стоит отметить, что иллюстрации Чижикова довольно специфические и мультяшные. Поэтому далеко не все родители предпочитают покупать книги с его иллюстрациями, если есть альтернатива. Например, книги «Волшебник изумрудного города» многие предпочитают с иллюстрациями
Леонида Владимирского.
Николай Эрнестович Радлов
(1889-1942, Санкт-Петербург) — русский художник, искусствовед, педагог. Иллюстратор детских книг: Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Александра Волкова. Радлов с большой охотой рисовал для малышей. Самая его известная книга – комиксы для малышей «Рассказы в картинках». Это книга-альбом с веселыми историями про зверей и птиц. Прошли годы, но сборник до сих пор очень популярен. Рассказы в картинках неоднократно переиздавались не только в России, но и в других странах. На международном конкурсе детской книги в Америке в 1938 году книга получила вторую премию.
Алексей Михайлович Лаптев
(1905-1965, Москва) — художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Иллюстрировал «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Басни» Ивана Крылова, журнал «Веселые картинки». Книга с его стихами и картинками «Пик, пак, пок» очень любима уже ни у одного поколения детей и родителей (Брифф, жадный мишка, жеребята Черныш и Рыжик, пятьдесят зайчат и другие)
Иван Яковлевич Билибин
(1876-1942, Ленинград) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Билибин проиллюстрировал большое количество сказок, в том числе Александра Сергеевича Пушкина. Разработал свой стиль – «билибинский» — графическое представление с учетом традиций древнерусского и народного искусства, тщательно прорисованный и подробный узорчатый контурный рисунок, расцвеченный акварелью. Стиль Билибина стал популярен и ему стали подражать.
Сказки, былины, образы древней Руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями Билибина.
Владимир Михайлович Конашевич
(1888-1963, Новочеркасск, Ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «Азбука в картинках» — первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.
С 1930 годов иллюстрирование детской литературы стало главным делом его жизни. Конашевич иллюстрировал также взрослую литературу, занимался живописью, рисовал картины в полюбившейся ему специфической технике — тушью или акварелью по китайской бумаге.
Основные работы Владимира Конашевича:
— иллюстрация сказок и песен разных народов, причем некоторые были иллюстрированы несколько раз;
— сказки Г.Х. Андерсена, Братьев Гримм и Шарля Перро;
— «Старик-годовик» В. И. Даля;
— произведения Корнея Чуковского и Самуила Маршака.
Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина.
Анатолий Михайлович Савченко
(1924-2011, Новочеркасск, Москва) — мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий Савченко был художником-постановщиком мультфильмов «Малыш и Карлсон» и «Карлсон вернулся» и автором иллюстраций к книгам Линдгрен Астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие.
Дети знакомы с иллюстрациями Савченко по книгам: «Хрюшка обижается» Владимира Орлова, «Домовенок Кузя» Татьяны Александровой, «Сказки для самых маленьких» Геннадия Цыферова, «Маленькая Баба-Яга» Пройслер Отфрид, а также книг с аналогичными мультфильмам произведениями.
Олег Владимирович Васильев
(1931 г.р., Москва). Его работы находятся в собраниях многих музеев искусств России и США, в т.ч. в Государственной Третьяковской галерее в Москве. С 60-х годов более тридцати лет занимался оформлением детских книг в содружестве с Эриком Владимировичем Булатовым (1933 г.р., Свердловск, Москва).
Наиболее известны иллюстрации художников к сказкам Шарля Перро и Ганса Андерсена, стихотворениям Валентина Берестова и сказкам Геннадия Цыферова.
Борис Аркадьевич Диодоров
(1934 г.р., Москва) — народный художник. Любимая техника — цветной офорт. Автор иллюстраций ко многим произведениям русской и зарубежной классики. Наиболее известны его иллюстрации к сказкам:
— Ян Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»;
— Сельма Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями»;
— Сергей Аксаков «Аленький цветочек»;
— произведения Ганса Христиана Андерсена.
Диодоров проиллюстрировал более 300 книг. Его работы выходили в свет в США, Франции, Испании, Финляндии, Японии, Южной Корее и др. странах. Работал главным художником издательства «Детская литература».
Евгений Иванович Чарушин
(1901-1965, Вятка, Ленинград) – график, скульптор, прозаик и детский писатель-анималист. В основном иллюстрации исполнены в манере свободного акварельного рисунка, немного с юмором. Нравятся детям, даже малышам. Известен иллюстрациями животных, которые он нарисовал к своим собственным рассказам: «Про Томку», «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья» и многим другим. Иллюстрировал также других авторов: Чуковского, Пришвина, Бианки. Самая известная книга с его иллюстрациями «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака.
Евгений Михайлович Рачев
(1906-1997, Томск) – художник-анималист, график, иллюстратор. Иллюстрировал преимущественно русские народные сказки, басни и сказки классиков русской литературы. В основном иллюстрировал произведения, в которых главные герои – животные: русские сказки про зверей, басни.
Иван Максимович Семёнов
(1906-1982, Ростов-на-Дону, Москва) – народный художник, график, карикатурист. Семенов работал в газетах «Комсомольская правда», «Пионерская правда», журналах «Смена», “Крокодил» и других. Ещё в 1956 году по его инициативе был создан первый в СССР юмористический журнал для маленьких детей — «Весёлые картинки».
Самые известные его иллюстрации: к рассказам Николая Носова о Коле и Мишке (Фантазеры, Живая шляпа и другие) и рисунки «Бобик в гостях у Барбоса».
Имена некоторых других известнейших современных российских иллюстраторов детских книг:
—
Вячеслав Михайлович Назарук
(1941 г.р., Москва) – художник-постановщик десятков мультипликационных фильмов: Крошка Енот, Приключения кота Леопольда, Мама для мамонтенка, сказы Бажова и иллюстратор одноименных книжек.
—
Надежда Бугославская
(биографическую информацию автор статьи не нашла) – автор добрых красивых иллюстраций ко многим детским книгам: Стихи и песни матушки гусыни, стихотворения Бориса Заходера, произведения Сергея Михалкова, произведения Даниила Хармса, рассказы Михаила Зощенко, «Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен и другим.
— Игорь Егунов
(биографическую информацию автор статьи не нашла) – современный художник, автор ярких, хорошо прорисованных иллюстраций к книгам: «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Распе, «Конек-горбунок» Петра Ершова, сказок Братьев Гримм и Гофмана, сказки о русских богатырях
— Евгений Антоненков
(1956 г.р., Москва) — художник-иллюстратор, любимая техника акварель, перо и бумага, смешанная техника. Иллюстрации современные, необычные, выделяются среди прочих. Одни смотрят на них с безразличием, другие влюбляются в веселые картинки с первого взгляда.
Самые известные иллюстрации: к сказкам о Винни-Пухе (Алан Александр Милн), «Русские детские сказки», стихам и сказкам Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Джанни Родари, Юнны Мориц. «Глупая лошадь» Владимира Левина (английские старинные народные баллады), проиллюстрированная Антоненковым – одна из самых популярных книг уходящего 2011 года.
Евгений Антоненков сотрудничает с издательствами Германии, Франции, Бельгии, США, Кореи, Японии, постоянный участник престижных международных выставок, лауреат конкурса «Белая Ворона» (Болонья, 2004), обладатель диплома «Книга года» (2008).
— Игорь Юльевич Олейников (1953 г.р., Москва) – художник-аниматор, преимущественно работает в рисованной анимации, иллюстратор книг. Удивительно, но столь талантливый современный художник не имеет специального художественного образования.
В анимации Игорь Олейников известен по фильмам: «Тайна третьей планеты», «Сказка о царе Салтане», «Мы с Шерлоком Холмсом» и другим. Работал с детскими журналами «Трамвай», «Улица Сезам» «Спокойной ночи, малыши!» и другими.
Игорь Олейников сотрудничает с издательствами Канады, США, Бельгии, Швейцарии, Италии, Кореи, Тайваня и Японии, участвует в престижных международных выставках.
Самые известные иллюстрации художника к книгам: «Хоббит, или Туда и Обратно» Джона Толкина, «Приключения барона Мюнхгаузена» Эриха Распе, «Приключения мышонка Десперо» Кейт ДиКамилло, «Питер Пэн» Джеймса Барри. Последние книги с иллюстрациями Олейникова: стихи Даниила Хармса, Иосифа Бродского, Андрея Усачева.
А м
не очень хотелось познакомить Вас, с художниками иллюстраторами, вспомнить наше с Вами детство и порекомендовать молодым родителям.
(текст) Анна Агрова
Вам также будет интересно:
Е.М.Рачев. Иллюстрации к русским сказкам
Храбрые коты. Художник Александр Завалий
Художница Варвара Болдина