— Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в своем уме — и ты, и я!
— Откуда вы знаете, что я не в своем уме? — спросила Алиса.
— Конечно, не в своем, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?
(с) Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес
4 июля 1862 года.
Преподаватель математики в Оксфорде Чарлз Доджсон отправляется на лодочную прогулку вместе со своим другом Робинсоном Даквортом и тремя девочками Лиддел. День этот «так же памятен в истории литературы, как 4 июля в истории Америки», когда была провозглашена Декларация независимости. (Уинстен Одэн — английский поэт)
Сам Льюис Кэрролл так вспоминает об этом: «Я очень хорошо помню, как в отчаянной попытке придумать что-то новое я для начала отправил свою героиню вниз по кроличьей норе, совершенно не думая о том, что с ней будет дальше…»
«Сказка девочкам понравилась, и во время последующих прогулок и встреч, которых было немало в то лето, они не раз требовали продолжения. Из дневника Кэрролла мы знаем, что он рассказывал свою «бесконечную сказку», а порой, когда под рукой оказывался карандаш, то и рисовал по ходу рассказа своих героев в странных ситуациях, выпавших им на долю. Позже Алиса попросила Кэрролла записать для нее сказку, прибавив: «И пусть там будет побольше всяких глупостей!»»
Лишь в феврале 1863 г. Кэрролл закончил первый рукописный вариант своей сказки, которую он назвал «Приключения
Алисы под землей». Однако этот вариант не был отдан Алисе Лидделл; в 1864 г. Кэрролл принялся за второй, более
подробный. Своим мелким каллиграфическим почерком он переписал его от руки и снабдил тридцатью семью рисунками в
тексте, а первый вариант уничтожил. 26 ноября 1864 г. он подарил Алисе эту рукописную тетрадку, наклеив на последней странице фотографию семилетней Алисы (возраст героини сказки). Наконец, в 1865 г. появился окончательный вариант, известный всем нам текст». (Нина Демурова, переводчик)
Произведение, написанное математиком в подарок десятилетней девочке, стало не только одним из самых влиятельных в
истории литературы, но и одним из самых иллюстрируемых.
Jose Sanabria
Наброски Кэролла
Первое издание «Алисы в Стране чудес» вышло с иллюстрациями художника Джона Тенниела. Его версия «Алисы»
создавалась в тесном сотрудничестве с автором сказки. Книга с иллюстарциями Тенниела очень быстро стала одной из самых популярных в Европе. «Алису в Зазеркалье» также иллюстрировал Джон Тенниел. А вот дальнейшее сотрудничество Кэрролла и Тенниела не сложилось.
Одним из первых художников, составивших Тенниелу альтернативу, стал американец Питер Невилл, который в 1901 г. проиллюстрировал и «Страну Чудес», и «Зазеркалье».
в 1907 г. истекает срок авторских прав на публикацию сказки и «Алису» начинают активно иллюстрировать…
Артур Рэкхем
A.E. Jackson
A.L. Bowley
В 1966 году «Алису» проиллюстрировала Туве Янссон
В 1969 году был издан тираж «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, иллюстратором к которой выступил
Сальвадор Дали. Двенадцать картинок по одной на каждую главу.
«Алисы» студии Дисней
Каких Алис только нет… «Африканская» Алиса Erin Taylor
«Австралийская» Алиса Donna Leslie
«Готическая» Алиса Camille Rose Garcia
«Космическая» Алиса Rodney Matthews
Дальше просто «галерея» Алис =)
Adrienne Segur
Alice Woodward
Alison Jay
Greg Hildebrandt
Giovanni Robustelli
Mabel Lucie Attwell
Angel Dominguez
Fernando Falcone
Gutmann Bessie Pease
Scott Gustafson
Song Gum-Jin
Maria Kirk
Margaret Tarrant
Dušan Kállay
Kim Minji
Kaori Ogawa
Millicent Sowerby
Nelson Cruz
Nancy Wiley
Anastasia Borowska
Диана Лапшина
Denise Plauche
Ju Jin Hui
Ignasi Blanch
Игорь Лазарев
Калиновский Геннадий
Ксения Лаврова
Марина Рудько
Hapapa
Роберт Инглен
Зденк Башич
Евгения Гапчинская
Anna Gulisashvili
Thomas Buchanan
Thill
Татьяна Белкина
Harry Rountree
Gwynedd M. Hudson
Brigitte Bryan
Ребекка Дотремер
Максим Митрофанов
Виктор Чижиков
Blanche McManus
Braian Michael Gossett
Charles James Folkard
Charles Robinson
Chasingthe Crayon
Christina Tsevis
Daria Palotti
Dominic Murphy
Edwin John Prittie
Emma Chichester Clark
Юлия Валеева
Елена Селиванова
Олег Липченко
Ирина Гаврилова
Казакова И.
Владислав Ерко
Екатерина Нестерова
Елена Базанова
Юлия Гукова
Анна Юдина
Арушанова Анастасия
Андрей Мартынов
Викторя Фомина
Александр Кошкин
Александр Антонюк
Vasilis Papatsarouchas
Eric Kincaid
Fefelova Yana
Flavia Sorrentino
Gavrish Jana
Gertrude Kay
Gosia Mosz
Helen Oxenbury
Iassen Ghiuselev
Jan Svankmajer
Jose Sanabria
Lisbeth Zwerger
Justin Todd
Maggie Taylor
Magda Toczydlowska
Maria Bubleva
Maria Jose Olavarria Madariaga
Maria Surkova
Marie Petty
Marjorie Torrey
TAKAHIRO KIMURA
Svetlana Rumak
Rie Cramer
Poonam Mistry
Nick Hewetson
Pilar Correia
Natasha Zatulovskaya
Natasha Kaija
Milo Winter
Meg Hunt
Max Hergenrother
Matteo Giuseppe Pani
“Приключения Алисы в Стране Чудес” – книга, которая сопровождает меня всю жизнь. Я помню, как мне читала ее перед сном мама, когда я была еще совсем малышкой. И до сих пор это чудо живет во мне. Образы “Алисы” продолжают быть актуальными в моем мировоззрении. И мудрость или юмор многих моментов я начинаю понимать только сейчас, став уже совсем-совсем взрослой.
Я собираю книжки – разные издания этой сказки. На данный момент у меня в коллекции целых 30 штук! Посмотреть большой пост, в которой я показываю свою коллекцию можно по ссылке “Коллекция Алис“.
Но все на свете книжки не скупишь, а есть такие интересные! Поэтому я стала собирать еще и иллюстрации к “Алисе в Стране чудес” еще и в электронном виде. И в сегодняшнем посте я показываю свою электронную коллекцию иллюстраций к сказке Льюиса Кэрролла. Разные авторы, разные страны, разные времена, разные Алисы – на все вкусы!
Но, чтобы не повторяться, те художники, книги с иллюстрациями которых есть у меня в реальной коллекции Алис, здесь не представлены. Только те, которых там нет:)
P.S. Этот пост я начала писать еще в 2012 году. Постепенно к нему добавлялись иллюстрации. А недавно в Инстаграме проходил флэшмоб #покажи_свою_алису, мимо которого я, конечно же, пройти не могла:) А заодно я вспомнила снова о своей коллекции иллюстраций. Я ее обновила, дополнила и решила перевыложить заново. Приглашаю всех фанатов “Алисы” к неспешному просмотру!
Первая будет, конечно, моя любимая, самая-самая “Алиса” в переводе Бориса Заходера с волшебными иллюстрациями Геннадия Калиновского.
Геннадий Калиновский |
А вот эта книжка меня очень позабавила: “Приключения Алисы а Африке” Erin Taylor 🙂
Очень необычно видеть девочку Алису в образе негритенка:)
Erin Taylor |
Или “Алиса в Стране Чудес” из Австралии. Белый кролик – в виде кенгуру!
Дальше – классика. Сам Кэрролл и его первые иллюстраторы.
Первая рукопись Алисы с рисунками самого Льюиса Кэролла
Художник E. Gertrude Thomson, обложка издания «„Алиса“ для детей» 1890 года
Сергей Залшупин к Берлинскому изданию 1922 года
Бринсли Ле Фаню, 1907
Мило Уинтер
Гертруда Кэй
Гуинедд Хадсон
Mabel Lucie Attwell, 1910.
А.Е.Джексон и С.А.Федерер 1914-1915
Чарли Робинсон, Лондон, 1907 г.
Артур Рэкхэм, Лондон, 1907 г.
А еще дальше просто винегрет из всего, что мне удалось разыскать 🙂
Евгения Гапчинская
Андрей Евгеньевич Мартынов |
Justin Hillgrove |
Бесси Пиз Гатмэнн |
Jose Sanabria |
Махашвили и Панипартов, 2005 г. |
Владислав Ерко, издательство “А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА”
Евгений Антоненков |
A.L. Bowley |
Sarah Verroken |
Ирина Петелина |
И. Олейников и Г.Тикер |
Кинкейд Эрик
Кошкин Александр
Шахгелдян Александр
Никитина Т. Ю.
Адреани Мануэла
Художник И. И. Казакова, Издательство “Карелия” Петрозаводск, 1979
Голиков В.П.
Форман Майкл
Петелина Ирина
Ковалева Ольга
Попова В.
Пушкарёв Борис
Коллет Ксавье
Рэкхэм Артур
Хильдебрандт Грег
М. Митрофанов
Emily Carew Woodard
Julia Sarda
Юрий Ващенко
Jordane Legrand Krugell
На Юн Ву, Корея
Eugenia Nobati
Marjorie Torrey, 1955
Дагмар Беркова, 1992
Э. С. Гороховский
А. Ляшенко, издательство “Красная Пресня”, 1991
Дмитрий Трубин, издательство “Дрофа”, 2002 г.
Е.Мистратова, издательство “Янтарный сказ”, 1994
Елена Коробкова
Jenny Frison
Валерий Сергеевич Алфеевский, Детгиз, 1958г.
Мария Михальская, издательство “Рипол-Кит”, 2012
María José Olavarría Madariaga , Чили
А.Г.Мосин, Ростовское книжное издательство 1960
Leonor Solans, Испания
Michelle Allberrey
Alice Barberini
Peter Denmark
Светлана Румак, издательская группа “Арбор”, 2008
Alice in Wonderland, London, Printed in Czechoslovakia, 1963
Автора не знаю(((
А напоследок хочу показать самодельную книжку по мотивам “Алисы в Стране Чудес”. Ее создала и разместила в своем блоге моя подруга Женя Ясная. И, хотя это не профессиональное издание, но иллюстрации в ней выполнены на самом высоком профессиональном уровне. Алиса тут именно такая, какой я себе ее всегда представляла!
А если вам нравятся такие подборки, то вот тут можно посмотреть посты, которые я делала по другим детским сказкам: “Винни-Пух и все-все-все” и “Мой Лизочек”.
Ну и не забудьте заглянуть в пост с моей домашней коллекцией разных изданий “Алисы в Стране чудес” – там вы найдете еще 30 разных иллюстраторов этой сказки.
Примерно такая же тема (пост) была здесь на сайте ,ещё в 2014 году, автор — участница Маргарита, рекомендую ознакомиться.
https://obiskusstve.com/393896290132429713/kak-illyustrirovali-alisu-kerrolla-posle-tenniela/
Сказка «Алиса в стране чудес» была написана в 1864 году английским писателем Льюисом Кэрроллом.
«Алиса в стране чудес» является одной из самых загадочных и мистических произведений, и, наверное, поэтому вот уже на протяжении 150 лет привлекает внимание и читателей, и иллюстраторов, и мультипликаторов и сценаристов.
Над иллюстрациями к сказке работали и работают великое множество иллюстраторов и художников.
Даже такие великие художники, с мировым успехом и признанием, как Сальвадор Дали, Туве Янссон, Грег Хильдебрандт, пробовали свои силы в иллюстрации этого великого произведения. Учитывая, что иллюстраторов и иллюстраций к «Алисе в стране чудес» очень много, разговор о ней мы разделим на две части.
В первой части мы поговорим об иллюстраторах, работавших над «Алисой», вплоть до 2000 года, а уже во второй части, поговорим об иллюстраторах 21 века
Алиса в стране чудес, иллюстрации Джона Тенниела, 1865
Сказка «Алиса в стране чудес» одно из тех интересных произведений, в котором прослеживается развитие иллюстрации, и изменение её, в зависимости от времени и национальной школы иллюстратора. Так же она интересна с культурологической точки зрения, потому, как через год после написания, она была опубликована и уже к этой первой публикации были сделаны иллюстрации ведущего карикатуриста 19 века – Джона Тенниела. Подробнее мы уже писали, непосредственно о Джоне Тенниеле и его работе над «Алисой».
(Примечание: на сайте Искусство тоже была публикация с иллюстрациями Тенниела -https://obiskusstve.com/1216100110685440944/ser-dzhon-tenniel-i-alisa/)
Можно только еще раз повториться и сказать, что Алиса Тенниела создана в лучших традициях граверного искусства и эти первые иллюстрации, на протяжении вот уже 150 лет являются вдохновением для последующих художников Алисы.
Интерес еще и в том, что это именно та Алиса, которую принял и одобрил, как своего героя сам автор, ведь все, что было сделано после – это уже размышления на тему самих художников и иллюстраторов.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Бланш МакМанус (Blanche McManus), 1899
Бланш Макманус — американский иллюстратор. Она очень активно работала над детской иллюстрацией, на протяжении 21 года, выпуская каждый год по одной двум книгам. Вместе со своим мужем предприняла поездку по Европе, которая вдохновила семейную пару на создание авторского путеводителя, полностью проиллюстрированного Бланш.
Алиса Бланш выполнена тоже в графической манере, с некоторым добавлением одного двух контрастных цветов. Что удивительно, если мы смотрим на работу Тенниела, то видим перед собой английскую девочку Алису, если смотрим в работу Бланш, то перед нами американская девочка.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Питера Ньюэлла (Peter Newell ), 1901
Питер Ньюэлл был американским художник и иллюстратором. В 80-х и 90-х годах 19 века прославился, как художник юмористических рисунков, работая для Harper`s Weekly и Harper`s Bazaar. Позже стал автором текста и иллюстратором нескольких авторских сборников для детей. Так же много иллюстрировал других авторов, в числе которых была и сказка Кэрролла. Алиса Ньюэлла выполнена в реалистической манере, и по подаче напоминает фотографии начала 20-го века.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Артура Рэкема (Arthur Rackham), 1907
Мы уже как-то писали о творчестве английского иллюстратора Артура Рэкема, он был иллюстратором и сказки «Золушка», и сказки «Русалочка». И мы уже говорили о его плановости, как иллюстратора. Иллюстрации к Алисе выполнены в очень точной графической технике, с мелкой проработкой деталей, четкой передачей цвета. Артур использует несколько техник одновременно от графического граверного до карандашного цветного.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Чарльз Робинсон (Charles Robinson), 1907
Еще одна Алиса опубликованная в 1907 году, и тоже в Великобритании. На этот раз, над Алисой работал британский иллюстратор Чарльз Робинсон. Сын художника-иллюстратора Робинсон пошел по стопам своего отца. Он работал и учился живописи одновременно. Первой иллюстрированной книгой Робинсона стал сборник Льюиса Стивенсона, для которого Робинсон сделал более 100 чернильных эскизов. Книга стала очень популярной и многократно переиздавалась. После нее Чарльз был признан иллюстратором, и предложения об иллюстрации книг стали поступать со всех сторон.
Алиса Робинсона выполнена в, уже знакомой нам, можно сказать, Тенниельской графической технике. Очень четкой и точной, с правильной композицией и расстановкой акцентов.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Мейбл Аттвелл (Mabel Lucie Attwell), 1911
Мейбл Аттвелл – британская иллюстратор. Как и все работы Мейбел, были известны своим наивным, ностальгическим характером, и все детские образы были срисованы, художницей, со своей дочери Пеги. Рисунки Аттвелл пользовались популярностью и широко использовались в рекламных плакатах и открытках.
Алиса Аттвелл не отличается по подаче от других работ иллюстратора. В этой работе Мейбел использует и акварельную, и чисто графическую техники.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Харисава Банкиши (Hirasawa Bunkichi) 1927
Харисава Банкиши – японский иллюстратор. К сожалению, мы ничего не можем сказать о самом авторе, однако можно отметить, что иллюстрации этого восточного художника ни чем не отличаются от европейской Алисы.
Рисунки выполнены в уже знакомой нам графической манере, однако, без детальной мелкой прорисовки, с использованием крупных белых фигур очерченных очень техничными, правильными и в тоже время легкими штрихами.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Леонард Вайсгард (Leonard Weisgard) 1949
Леонард Вайсгард – американский писатель и иллюстратор. За свою жизнь стал автором более 200 книг. Работы Леонарда отличают яркий, жизнерадостный характер, герои выполнены в манере очень близкой кубизму. Необычное расположение героев на рисунке дает представление о пространстве и событийности.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Адриенны Сегур (Adrienne Segur ), 1949
Андриенна Сегур – французская художница, иллюстратор. Это тот самый случай, когда очень красивая женщина рисует очень красивые иллюстрации. Отличительной чертой Адриенна было очень внимательное отношение к деталям. Люди в работах автора выглядят живыми, с почти фотографической передачей и характера и настроения. Алиса Сегу получилась очень трогательной и несколько, по-французски, несчастной. Сама Алиса выглядит очень болезненно и опечалено. Художница самостоятельно ограничивает себя в выборе цвета, делая страну чудес максимально туманной и зыбкой.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Освальдо Сторни (Oswaldo Storni) 1949
Еще одно, уже Бразильское, издание Алисы 1949 года. Над этим изданием работал иллюстратор Освальдо Сторни. Иллюстрации выполнены в графической граверной технике, с проработкой деталей. Интересно, как для европейского зрителя, изображение главной героини. Алиса Строни выглядит достаточно взрослой и с жестким, строгим, несколько суровым лицом. Особенно выразительно изображены глаза.
Освальд Строни уже с пятнадцати лет зарабатывал, как профессиональный карикатурист. Рисовал для многих изданий и журналов. Многие годы работал с журналами комиксов.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Марджори Торрей (Marjorie Torrey) 1955
Мы подобрались к чисто американской, мультипликационной Алисе, нарисованной американской писательницей и признанным иллюстратором Марджори Торрей. Торрей с детства увлекалась рисованием и в последствие получила профессиональное образование художественной академии.
Алиса Торрей – это ярчайший пример, как уже было сказано, привычной для нас американизированной, мультипликационной Алисы, в хорошем смысле этого слова. Рисунки выполнены легко, на одном дыхании. Иллюстратор использует постельные тона. Героиня Торрей – чистая, с удивленными голубыми глазами и нежным румянцем на щеках девочка.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Ота Даихаши (Ota Daihachi), 1955
Еще одна Алиса, выполненная японским иллюстратором. Ота Даихаши сделал ряд иллюстраций к Алисе в 1955 году. Ота Даихаши – талантливый японский иллюстратор детских книг. За свою жизнь стал автором иллюстраций к более чем 230 книгам. Признанный при жизни участник и победитель целого ряда национальных конкурсов иллюстраторов.
Алиса этого японского иллюстратора, тоже, выглядит, достаточно по-европейски. Рисунки цветные. С легким использованием неконтрастных тонов.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Валерия Алфеевского, 1958
Валерий Алфеевский – советский иллюстратор, художник и график. Профессиональный иллюстратор. Начал иллюстрировать детские книги еще в 1930 году и стал заслуженным и признанным детским иллюстратором. Работы Валерия отточенные, яркие, с несколько угловатыми, четкими линиями. Они образны и понятны. Безупречны по техники графического исполнения.
Алиса Алфеевского выполнена в графической, граверной технике. Иллюстрации легки и прозрачны. Автор не перегружает рисунок лишними деталями, а определяет ключевые моменты повествования и ставит на них акцент.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Дагмар Беркова (Dagmar Berková) 1961
Алиса чешского иллюстратора Дагмар Берковой. Беркова была чешским дизайнером, иллюстратором и живописцем. Окончила школу прикладных искусств в Праге, как график. Много работала для детской книги. Ее точное зрение, драматизм в выражении, в совокупности с ощущением пространства, привели Беркову в анимацию. Алиса Берковой выполнена в легкой графической манере, с большой пространственной свободой. В иллюстрациях ненужные, как кажется автору, предметы и вещи заменяются пустотой. Акцент ставиться только на главных моментах, поэтому у Берковой каждая иллюстрация – это только главные моменты.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Сальвадора Дали, 1969
Что может получиться, когда один сюрреалист пишет иллюстрации на сюрреалистическое произведение другого сюрреалиста. По самому повествованию Алиса в большей степени сюрреалистична, чем реалистична, и главному сюрреалисту всех времен и народов, Сальвадору Дали, как говориться, и карты в руки. Как и все работы этого художника, иллюстрации к сказке Алиса трудно описать словами. Можно только сказать, что художник был верен себе. Это очень интересная работа Дали, в которой автор и не отклоняется от избранных живописных символов и в то же время, достаточно понятен, в смысле сохранения сюжетной линии произведения.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Геннадия Калиновского, 1974
Алиса еще одного советского иллюстратора – Геннадия Калиновского. Иллюстрации выполнены в традиционном граверном стиле, с мелкой проработкой мелких деталей и фонов. Геннадий Калиновский – профессиональный художник, график. Является автором иллюстраций целого ряда детских и юношеских книг. Его работы очень хорошо известны нам по иллюстрациям к книге «Путешествие Гулливера», Дж. Свифта. В основном работал в графическом стиле.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Мая Митурича 1977
Сын художников Веры Хлебниковой и Петра Митурича, судьба Мая Митурича-Хлебникова была предопределена и после окончания войны Май Митурич становится художником-иллюстратором и преподавателем. Алиса Митурича выполнена в очень необычной, можно сказать, символичной технике, когда на белом фоне, почти цветовыми кляксами определяются герои рисунка. Определяющими цветами работ являются белый фон и черные штрихи, с добавлением двух контрастных цветов.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Дусана Каллая (Dušan Kállay) 1981
Очень красивая, многослойная, сюрреалистическая работа Алисы получилась и чешского, словацкого иллюстратора Дусана Каллая. За свои гениальные работы, в 1988 году, Каллай был награжден почетной медалью Ганса Христиана Андерсена. Это признанный гений иллюстрации, сегодня работает для издательств по всему миру.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Барри Мозера (Barry Moser), 1982
Барри Мозер – талантливый американский художник, известный как гравер и иллюстратор книг. Работа над книгами «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье» принесли Мозеру небывалый успех и были отмечены международными наградами. К каждой из книг иллюстратором были сделаны по 100 гравер. Работы художника являются постоянными экспонатами Британского музея, музея Метрополитен и Библиотеке Конгресса.
Иллюстрации к Алисе являются классическими граверными работами, с отрисовкой деталей и фонов.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Андрея Геннадиева, 1989
Андрей Геннадиев – русский график, иллюстратор. Окончил Ленинградское художественно-графическое училище. Так и не поступил в Ленинградский институт живописи, из-за нестандартного видения и живописной манеры художника. Вместе с тем, работы художника признаны во всем мире и принимают участие в выставках по всему миру.
Алиса Геннадиева – не многословна по цветовому выражению, но многослойна по изобразительному. Иллюстрации очень интересно конструируются внутри себя, изображения накладываются друг на друга, что делает каждый рисунок, может даже, немного перегруженным, но очень сочным и массивным.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Виктора Шатунова, 1990
Книжная Алиса, знакомая нам с детства – это, конечно же, Алиса Шатунова, профессионального графика и иллюстратора. Алиса Шутанова, как и все его детские работы, очень яркая, красочная, именно, детская. Она понятна и сам рисунок не нуждается в том, что бы его додумывать. Иллюстрации повествовательны. Автор пользуется чистыми простыми цветами, не перегружая работу светом и тенью.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Лидии Шульгиной, 1991
Дочь известных литераторов Нины Шульгиной и Михаила Фридмана, работы Лидии Шульгиной нам известны и понятны с детства. Была профессиональным, дипломированным художником-оформителем. Много занималась живописью.
Алиса в исполнении Шульгиной – очень милая, по-детски смешная девочка, которую окружают такие же герои. Иллюстрации Шульгиной не повествовательны, они не вторят литературному действию, а скорее служат определением того, что сейчас должно произойти, наверно, поэтому, иллюстратор часто использует в своих рисунках фразы из текста.
Алиса в стране чудес, иллюстрации Эрика Кинкаида (Eric Kincaid), 1993
Завершает наш список Алис, изданных до 2000 года, очень красивое, нежное издание, иллюстрации к которому подготовил британский художник, который всю свою жизнь посвятил детской иллюстрации, Эрик Кинкаид. Рисунки к Алисе выполнены карандашом, в цвете. Идеально проработаны детали, идеальная передача настроения и характера каждого героя.
Источник
Всегда такая разная Алиса.
«Алиса в стране чудес» по праву считается одной из важнейших книг литературы Нового времени. Из сказки Чарльза Лутвиджа Доджсона, рассказанной Алисе Плэзенс Лидделл, берёт начало добрая половина литературы 20-го века. И конечно, многие художники и чуть ли не каждый детский иллюстратор не обошли вниманием «Алису». В нашем обзоре только небольшая часто огромной визуальной истории.
1. Джон Тенниел
Джон Тенниел.
Сегодня 42 иллюстрации Тенниела, которые были включены в первое издание книги в 1865 году, считаются классическими.
2. Питер Ньюэлл
Алиса Питера Ньюэла, 1905 год.
3. Сальвадор Дали
Сюрреалистические фантазии Сальвадора Дали.
Мало кто знает, что Сальвадор Дали также сделал попытался проиллюстрировать Алису. Его сюрреалистические образы, кажется, идеально должны были бы подходить для передачи сюрреалистической задумки Кэрролла. По крайней мере, они должны приглянуться тем, кто считает эту книгу немного сумасшедшей. 13 иллюстраций Дали были опубликованы в 1969 году.
4. Дисней
Диснеевская Алиса.
Сейчас практически невозможно найти популярные когда-то комиксы по «Алисе в Стране чудес», но они выглядят совсем иначе, нежели анимационный фильм, снятый студией в 1951 году.
5. Эмма Маккин
Алиса от Эммы Маккин.
В этом издании книги 1943 года было множество раздвижных панелей, за которыми скрывались иллюстрации.
6. Ирен Кори
Ирен Кори.
Легендарный театральный дизайнер создала эти эскизы для постановки в Театральном центре Далласа. Постановка представляла собой мим-шоу.
7. Барри Мозер
Барри Мозер.
Иллюстрации Мозера выиграли Национальную книжную премию в области дизайна и иллюстрации в 1983 году. Его гравюры по дереву несовершенны из-за того, что художник не использовал специально подготовленную древесину. В итоге сейчас в «Белом Кролике», «Красной Королеве» и других гравюрах есть крошечные трещины.
8. Роберт Сабуда
Роберт Сабуда.
Сабуда прославился созданием объемных иллюстраций. Несмотря на то, что его изображения очень похожи на тенниеловские, они разворачиваются при открытии страниц в объемные.
9. Артур Рэкхем
Артур Рэкхем.
Известный иллюстратор детских книг опубликовал свое видение Страны чудес в 1907 году (именно в том году истек срок авторских прав на иллюстрации).
10. Питер Ньюэлл
Питер Ньюэлл.
Ньюэлл, чьи карандашные рисунки были опубликованы в 1901 году, был политическим карикатуристом. И это не могло не сказаться на его иллюстрациях.
11. Геннадий Калиновский
Алиса Геннадия Калиновского.
12. Ребекка Дотремер
Ребекка Дотремер. Иллюстрация к книге *Алиса в стране чудес*, 2010
13. Мария Хосе Олавариа Мадариага
Автор иллюстрации Мария Хосе Олавариа Мадариага, 2009
14. Мэгги Тэйлор
Мэгги Тэйлор, 2009
15. Мэйбл Люси Эттвэл
Мэйбл Люси Эттвэл, 1910
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Алиса в Стране чудес
«Алиса в Стране чудес» (англ. Alice in Wonderland), или «Приключения Алисы в Стране чудес» (англ. Alice’s Adventures in Wonderland) – это американский мультфильм, покоривший сердца многих. Он был снят по мотивам дилогии английского автора, Льюиса Кэрролла, в 1951 году. Однако настоящее имя писателя – Чарльз Лютвидж Доджсон.
Сказки Кэрролла тронули многие сердца своим необычным сюжетом и фантастическими персонажами. Поэтому старая экранизация лишь заставила вспомнить и закрепить у себя образ героев. Главный персонаж – это девочка Алиса. Она, будучи в погоне за странным кроликом, случайно отправилась в причудливый мир, находящийся в тёмной норе. В фантастическом мире, героиня познакомилась с Чеширским Котом, с Синей Гусеницей, с Мартовским Зайцем, с говорящими цветами и многими другими не менее важными героями.
Не зря говорят, что мультфильм «Приключения Алисы в Стране чудес» подходит для семейного просмотра, ведь данную сказку предпочитают смотреть не только дети, но и их родители. Так давайте познакомимся с героями поближе?
Рисунки персонажей Льюиса Кэрролла
Думаю, справедливым решением будет познакомить вас сначала с Алисой – главной героиней мультфильма, а потом уже с остальными.
Рисунки Алисы карандашом
Сейчас мы рассмотрим несколько вариантов рисунков с Алисой, выполненные как простыми, так и цветными карандашами. Пожалуй, начнём с цветных. Так интереснее!
Алиса – милая девочка, одетая в синее платьице с белым фартуком. На голове у неё ободок с бантиком. Именно такой она нам и представляется в мультфильме.
Обратите внимание, художники чётко подчеркнули черты лица в героине, это похвально!
Не менее интересны и акварельные рисунки Алисы.
Следующее, что нам придётся рассмотреть, это разные вариации рисунков, выполненные исключительно простыми карандашами.
Большой рисунок очень впечатляет, не правда ли? Именно он был нарисован на крафт-бумаге (специальная бумага коричневого цвета для зарисовок) простыми карандашами с добавлением белого.
А что, разве можно использовать белый?
Можно, и даже нужно! Если вы рисуете в тоне, то белый будет как раз кстати! Он может очень чётко подчеркнуть свет (в том числе и блик) на предмете. Советую поэкспериментировать в своей работе, не пожалеете!
Лёгкие рисунки Алисы для детей
На первом рисунке меня впечатлили румяна у девочки. Немного нестандартно видеть на графичном рисунке цвет, согласитесь? Но это уже задумка художника. Мне кажется, румяна делают рисунок живым.
На втором рисунке художник чётко передал эмоции девочки.
Как считаете, какая эмоция изображена на лице у Алисы?
Я думаю, что это удивление или испуг… Это доказывает положение рук и мимика лица.
А тут что за эмоция?
Неспроста я взяла цветной вариант. Именно цвет щёк, а потом уже мимика и положение рук свидетельствуют о раздражении. Да-да, у Алисы было много поводов, чтобы сердиться.
Этот рисунок выполнен с разных зрительных точек (ракурсов), поэтому нам раскрываются три вида на Алису:
- Профиль;
- Анфас;
- Пол-оборота (три четверти).
Тут я советую детально проанализировать образ девочки и попробовать что-нибудь срисовать к себе в скетчбук.
Как нарисовать Алису (поэтапно)
Сейчас я представлю вам два варианта рисования Алисы. Ваша задача решить, что для вас легче.
Обратите внимание на линии! Пытайтесь рисовать четко, соблюдая все шаги.
Таким образом, у вас получится свой, не менее красивый рисунок! Удачи, у вас всё получится!
Интересные варианты для срисовки
Сейчас я покажу вам 2 рисунка, а вы скажите, ассоциируется ли с ними мультфильм?
Да-да, с помощью предметов можно познакомить и рассказать не только о книге, но и о мультфильме! Это ещё одна особенность рисования!
Обратите внимание на разные техники рисования! Рисовать можно абсолютно чем угодно и как угодно! Можно использовать даже несколько техник рисования на картине, например, как это сделано на 2 картине с большими грибами.
Подумайте, а что главного в каждой картине?
Другие персонажи из мультфильма «Приключения Алисы в Стране чудес»
Познакомившись с главной героиней, стоит обратить внимание на других не менее важных персонажей.
Героев, на самом деле, куда больше. Давайте рассмотрим важные фигуры мультфильма.
Белый Кролик
Белый Кролик – таинственный герой киноплёнки, из-за которого девочка Алиса отправилась в фантастический мир.
Чеширский Кот
Чеширский кот – постоянно улыбающийся кот из дилогии Льюиса Кэрролла.
Безумный Шляпник
Безумный Шляпник (Болванщик) – ещё один выдуманный персонаж Льюиса Кэрролла, известный по эпизоду с Безумным чаепитием.
Только посмотрите на это лицо! Мне кажется, этого героя помнят все, кто читал книгу или смотрел мультфильм.
Мы рассмотрели рисунки Шляпника, которые создавали мультипликаторы в 1951 году. Современный фильм о приключениях Алисы вышел в 2010 году. На его основе можно сделать не менее интересные рисунки.
Соня
Соня (англ. Dormouse) — еще один участник известнейшего чаепития. Она постоянно то засыпает, то снова просыпается. Шляпник использует ее в качестве подушки.
Гусеница Абсолем
Синяя гусеница большого размера — персонаж, который всегда дает ценные советы. Она помогает Алисе разобраться с уменьшением и увеличением. Оказалось, достаточно просто откусить кусочек гриба, на котром и сидит Абсолем.
Напоследок предлагаю вам варианты раскрасок с героями сказки об Алисе в стране чудес. Можно просто провести приятно время за разукрашиванием или попытаться срисовать их.
Таким образом, сегодня мы познакомились с персонажами из мультфильма «Приключения Алисы в Стране чудес» 1951 года. Надеюсь, у меня получилось сегодня вас вдохновить!
Желаем Вам дальнейших успехов и творческого роста!
PRO аккаунты для художников
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
Управление клиентами и продажами через CRM
Почтовые рассылки произведений
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
PRO аккаунты для художников
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
Управление клиентами и продажами через CRM
Почтовые рассылки произведений
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
Знания • 4 июля 2017 • Автор: Ольга Потехина
Алиса из Страны Чудес на фото и рисунках Льюиса Кэрролла
4 июля 1862 года Чарльз Лютвидж Доджсон сочинил невероятную сказку о приключениях Алисы. Сегодня мы сравниваем историю реальной и сказочной героини, глядя на многочисленные фото Алисы Лидделл, сделанные самим Льюисом Кэрроллом, и листая рукопись книги с его иллюстрациями. Похожа?
Появление Страны Чудес и ее первых изображений
История, известная миру под названием «Алиса в Стране Чудес», была придумана 30-летним оксфордским преподавателем математики, преподобным Чарльзом Лютвиджем Доджсоном (1832—1898), во время лодочной прогулки по Темзе, которую он совершал вместе с другом Робинсоном Даквортом и сестрами Лидделл (13-летней Лорины, 10-летней Алисы и 8-летней Эдит) — дочерьми декана колледжа Оксфордского университета Генри Лидделла. Барышни скучали, и Доджсон рассказывал придуманные истории о девочке Алисе, импровизируя на ходу — или же на плаву? Настоящей Алисе история с приключениями понравилась, и она попросила записать ее. Доджсон, хоть и не сразу, приступил к работе и начал записывать историю более складным языком, щедро приправляя ее парадоксами, пародиями и иносказаниями. К Рождеству 1864 года подарок Алисе Лидделл был готов — затейливо оформленная рукопись «Приключения Алисы под землей» с 37 иллюстрациями автора: в ранней юности Доджсон, который позже взял псевдоним Льюис Кэрролл, всерьез подумывал стать художником. И, хотя судьба его сложилась иначе, автор «Алисы…» оказался способным изобразить ключевые моменты своего весьма оригинального сочинения.
Здесь и далее все иллюстрации — со страниц рукописи Кэрролла с рисунками автора.
На рисунках рукописи — «Алиса для Алисы»: типичная викторианская девочка, собирательный образ, в котором нет-нет, да и проглядывают черты реальной барышни Лидделл. Ну, а на последнем из рисунков была совершенно точно изображена настоящая девочка Алиса. Вот только обнаружили это лишь в 1977 году: автор поверх рисунка наклеил фотографию героини, сделанную им самим. Математик и писатель Льюис Кэрролл, как признают сегодня, был еще и одним из лучших фотографов Викторианской эпохи. И, хотя эта часть его творческого наследия в наше время вызывает многочисленные дискуссии, выделим главное: фотографии Алисы Лидделл.
-
Страница рукописи с портретом Алисы Линделл
-
Фото Алисы Лидделл (1860 г.), наклеенное Кэрроллом поверх рисунка
Льюис Кэролл: фотография как призвание
Кэрролла приобщил к фотографии его дядя Роберт Уилфрид Скеффингтон Лютвидж летом 1855 года, когда у юноши были каникулы. Через полгода Чарльз пишет: «Написал дяде Скеффингтону, прося достать мне фотографический аппарат, поскольку хочу найти для себя занятие, помимо чтения и сочинительства». Весной в Лондоне состоялась покупка оборудования, и в биографии уже Льюиса Кэрролла (в том же году он взял ныне знаменитый псевдоним, публикуя свою поэму), наступает эра фотографии, которая продлилась до 1880 года. Кэрролл всерьез думал о том, что фотодело принесет ему заработок, однако быстро стало ясно, что это его увлечение, хоть и серьезное, — все-таки хобби. Кэрролл уделял фотографии много времени: утро было отведено преподаванию, вечер посвящен подготовке к занятиям, днем же царила фотография. Он оборудовал фотостудию в Оксфорде над своими жилыми апартаментами, в мансарде, и там хранил всевозможный реквизит — от нарядов до игрушек. К созданию фотопортретов относился очень серьезно: продумывал композицию, расположение героев съемок, их позы, жесты… Кэрролла признавали профессионалы — недаром ему соглашались позировать знаменитости, ну, а родители давали разрешение на фотосъемку своих детей (важный момент).
Автопортрет Льюиса Кэрролла, 1857 г.
В фокусе — Алиса и ее семья
24-летний Кэрролл встретил в саду детей Генри Лидделла весной 1856 года и попросил у родителей разрешения сделать фото девочек. Алисе тогда было 4 года: очаровательный, непосредственный ребенок. Преподаватель сдружился с семьей декана, он часто бывал у них в гостях: к шуму-гаму будущему писателю было не привыкать — у него было семь сестер и три брата, так что в доме, где было четверо детей, он чувствовал себя, как рыба в воде.
Эдит, Лорина и Алиса Лидделл (лето 1858 г.)
Алиса росла, Кэрролл делал новые фотопортреты — не только ее, но и других девочек, отношение с которыми расценивал совершенно однозначно как дружбу. С художественной точки зрения снимки Кэрролла — не только детей, но и чинных мужей, почтенных семейств, знаменитостей, — отличает стремление показать характер персонажей, запечатлеть живое мгновение (несмотря на то, что фото — постановочные), умение выстроить композицию — не без театральных эффектов.
«Рот открой — глаза закрой» — сестры Лидделл и вишни (фото 1860 года). К слову, если увидите «шокирующий снимок Алисы,
целующей Льюиса Кэрролла» — не сомневайтесь: это довольно топорный фотомонтаж. Фигура Алисы взята именно с этого снимка.
Алиса, Лорина и Эдит Лидделл (1858 год, Алисе здесь 6 лет). Фото опубликовано в блоге правнучки Алисы Лидделл, Ванессы Тайт (Vanessa Tait), 7 июня 2015 года.
Самое известное фото Кэрролла с Алисой Лидделл, как гласит подпись — «в образе нищенки». 1858 год
2022 год — юбилейный и для невероятной сказочной истории, придуманной для Алисы, и для самой Алисы Лидделл: она родилась 4 мая 170 лет назад
Алиса Плезенс Лидделл (Alice Pleasance Liddell. 4 мая 1852 — 15 ноября 1934) была четвертым ребенком в семье — после нее у четы Лидделл еще рождались дети. Из десятерых до 30 лет дожили восемь. У девочки имелись способности к рисованию: ей давал уроки сам Джон Рескин, известный художник и критик. Отец был дружен с прерафаэлитами — как, к слову, и Льюис Кэрролл, сдружившийся с Россетти и его семьей и сделавший немало их фотографий.
«Книжную» Алису Кэрролл рисовал отчасти по фотографиям девочки, отчасти — с натуры, причем позировала порой не Алиса Лидделл, а ее младшая сестра. Реальная Алиса к тому времени по возрасту переросла свою книжную героиню.
Дети четы Линделл, весна 1860 года
Слухи, домыслы и фото: Кэрролл и викторианские нравы
Льюис Кэрролл по отношению к барышням — эдакий добрый дядюшка, который развлекает своих юных подружек (в самом обычном значении этого слова). Чаепития, рассказы, безобидные игры, прогулки, а также фотографии — вполне «джентльменский» набор. Детская нагота — символ чистоты и невинности, грация девочек — сродни порханию фей. Таков парадоксальный викторианский базис. Термин «педофилия» появился значительно позже. Однако и в разгар увлечения Кэрролла фотоискусством в 1870-х по Оксфорду пошли слухи — где начертаны пресловутые грани приличия и проведена граница между платоническими отношениями и непристойными помыслами? Мерки бывают разными. Ну, а Кэрролл всегда испрашивал позволение родителей даже взять ребенка на колени.
Недовольство миссис Лидделл росло, еще и некстати между мужчинами случился спор об архитектурных новшествах, которые затеял декан Лидделл… Мать семейства открыто поговорила с Кэрроллом в 1863 году — Алисе было 11 лет (имеется письмо ее сестры Ины на эту тему), и, шокированный подозрениями, Кэролл удалился от семейства. Его визиты в дом Лидделлов прекратились, а встречи с Алисой и другими детьми семейства стали формальными, эпизодическими. Миссис Лидделл, о которой потомки говорят как о «снобистски настроенной», уничтожила большую часть фото сестер и письма Кэрролла к Алисе: та уже перестала быть ребенком, и строгие требования викторианской морали вступили в полную силу.
Фото Алисы Лидделл, сделанное Кэрроллом летом 1858 года
Рисунок Люиса Кэролла в рукописи
Нашим же современникам не дают покоя пропавшие страницы дневника писателя — записи, сделанные в 1858—1862 годах, были уничтожены
А в фильме BBC о Кэрролле, который вышел в 2015 году, идет речь о шокирующем фото: «ню» Лорины, старшей сестры Алисы. Снимок был найден в одном из французских музеев и атрибутирован как сделанный Льюисом Кэрроллом. Что касается различных фото других девочек, которые делал Кэрролл — он прекратил свои занятия фотоделом в 1880 году и раздал снимки родителям своих юных моделей. Ложку дегтя в репутацию сказочника-математика добавил и Владимир Набоков, автор «Лолиты» — самим фактом своего перевода книги на русский язык: книга «Аня в стране чудес» вышла в 1924 году. Но все это — от прижизненных слухов до посмертных дебатов — случилось значительно позже того времени, когда молодого писателя вдохновляла на написании книг о Стране Чудес и Зазеркалье юная героиня, девочка Алиса. Кэрролл рассказывал сказки — вот и все. Никаких иных свидетельств не имеется ни в случае с Алисой, ни в случае с другими девочками.
Взрослая Алиса. Уже не сказка
Последнее фото Алисы Лидделл, сделанное Льюисом Кэрролом, относится 1870 году (оно приведено ниже). Девушке 18 лет, через 10 лет она выйдет замуж за Реджинальда Харгривса — землевладельца, крикетиста, бывшего ученика Кэролла (одного из многих, посещавших его занятия). У четы будет трое сыновей — Алан, Леопольд и Кэрил (полное имя — Кэрил Лидделл Харгривс. Уж не в честь ли Кэрролла были даны имена? Лидделлы это отрицали).
Фото Алисы Лидделл, сделанное Кэроллом 25 июня 1870 г.
Алиса приглашала Кэрролла быть крестным их младшего ребенка, однако, узнав, что младенец — мальчик, тот отказался. В судьбе Алисы немало драматичных поворотов: ее дружба с принцем Леопольдом — сыном королевы Виктории, обожавшей книжную Алису и не принявшей настоящую — отдельная история. На свадьбу Алисы Леопольд подарил ей драгоценную подкову, украшенную бриллиантами и рубинами, и позже дал своей дочери имя Алиса. Как звали второго сына Алисы, мы тоже знаем…
Ну, а Льюс Кэрролл встречался с Алисой и ее мужем в 1881 году, и после этого записал в дневнике: «Мне нелегко было связать в уме это новое лицо с тем, которое я помню издавна, — этого незнакомца с той „Алисой“, которую я так хорошо знал и любил и которую я всегда буду помнить как бесконечно очаровательную семилетнюю девочку».
На этом фото, которое сделал, конечно, уже не Кэрролл — Алиса Лидделл, которая прожила 82 года, на 36 лет пережив писателя. Чтобы расплатиться с долгами после смерти мужа, она была вынуждена продать рукопись знаменитой волшебной сказки — на Sotheby’s за нее дали 15 400 фунтов.
«Шедевр достался американцу Розенбаху, а в 1948 году рукопись была выкуплена и передана в Англию — в знак признания важной роли этой страны в победе во Второй Мировой войне…» — о гастролях рукописи и торжествах в честь 150-летий выхода книги читайте в нашем отдельном материале.
Наследники и наследие Алисы Лидделл
Двое сыновей Алисы Лидделл — Алан и Леопольд, — стали жертвами Первой мировой войны. Они воевали во Франции и Алан погиб на поле боя, а Леопольд умер от ран. Кэрил же продолжил династию. Его дочь звали Мэри-Джейн, а имя внучки (правнучки Алисы) — Ванесса Тайт. В 2015 году она выпустила книгу об Алисе Лидделл «Дом Зазеркалья» («The Looking Glass House»), в которой приводит архивные данные, делится воспоминаниями своей матери и своими собственными мыслями и впечатлениями: «Мой дедушка хранил все реликвии… Все, что ей (Алисе Линделл — прим. ред.) принадлежало. Все, от чеков до свадебных колец… Я могла зайти в комнату и прикоснуться к вещам. Ее перчатки, красивое платье… Он сделал сокровищем саму связь с величайшей детской книгой…»
Большая часть этих вещей, некогда принадлежавших Алисе Лидделл, была продана с аукциона в 2001 году.
По свидетельствам потомков, настоящая Алиса была властной натурой, не чуждой снобизма (она не одобряла брак младшего сына, взявшего в жены вдову с двумя детьми), и, в то же время, с годами она не растеряла живости характера юной Алисы, пленившей в свое время Льюиса Кэрролла. «Она пресекла попытки отца моей матери (Кэрила — прим. ред.) стать концертным пианистом — это было его мечтой… И остановила объявление помолвки другого сына, пнув его под столом во время ланча», — пишет Ванесса Тайт. А вот отрывок из письма Алисы к мужу: «Мой Дорогой, я думаю, что ты бы посмеялся, если бы только видел, как твоя жена, будто ребёнок, играет в жмурки». Что ж, Алиса всегда остается Алисой — той самой девочкой, открывшей некогда Страну Чудес.
Теги
- алиса в зазеркалье
- алиса в стране чудес
- алиса линделл
- детские книги
- кэрролл
- льюис кэролл
- льюис кэрролл
- рисунки кэролла
- рисунки кэрролла
- фото алисы линделл
- фото кэролла
- фото кэрролла
- чарльз лютвидж доджсон
Комментарии