Захожу на новый круг обзоров иллюстраций к русским волшебным сказкам. Пока мы рассмотрели только одну такую сказку: «Василису Прекрасную». Ориентиром при выборе следующей сказки послужили книжки, проиллюстрированные И.Билибиным в начале ХХ века в стиле модерн и изданные в Экспедиции заготовления государственных бумаг — это такой канон иллюстрированной сказки. Там была Василиса Прекрасная, теперь пришла очередь Василисе Премудрой. Так что посмотрим из этого билибинского канона сказку «Царевна-лягушка».
Худ. И.Билибин (1901)
Отдельными книжками с иллюстрациями Билибина были выпущены семь сказок. Книжки выходили плотно: в 1901-1903 гг. И всё же специалисты отмечают эволюцию художника за это краткое время. «Царевна-лягушка» была издана в 1901 году: из ранних.
Книжки с картинками Билибина воспроизводились со всеми элементами и в советское время, и в наши дни. Но есть возможность на сайте РГБ (НЭБ) посмотреть и скачать сканы подлинной книжки. В теме, посвящёной издательству СЗКЭО прозвучала интересная деталь: в «Василисе Прекрасной» на картинке с Бабой-Ягой в орнаменте рамки присутствует крупная свастика. При подготовке для современных изданий эту картинку обрабатывают так, чтобы свастику замазать — и каждый издатель делает это по-своему. Так что современные переиздания билибинских иллюстраций — адаптированные.
Пускание стрел
Заставка и концовка. На заставке — обычная иллюстрация: три царских сына пускают стрелы наудачу для выбора невесты. Концовка — орнаментальная, с красивыми кувшинками.
Встреча с судьбой
Легендарная иллюстрация. Многократно растиражированная, но до конца не раскрытая. Я в глубоком детстве в «Мурзилке» читал толкования: позади Ивана-царевича целые берёзки и прозрачная вода, а впереди — берёзки поломаны, вода мутная. Это указывает на его тревожное будущее. А так, вроде, обычное болото. На картинке — бледная гамма, скорее, осенняя, а на рамочке — первоцветы да майские жуки. Ох, уж эти знаменитые билибинские рамочки…
Испытания
Лучший пирог и лучший танец: победа лягушки в человечьем обличии. И царь, и его окружение нарисованы карикатурно (это потом и в пушкинской «Сказке о золотом петушке» будет). Почему-то карикатурность была свойственна книжной графике модерна (может, это от Бердслея пошло).
Поиски царевны-лягушки
Иван-царевич сжёг лягушачью шкуру жены, не дотерпев нескольких дней до истечения срока заклятия. Жена исчезла, сказала, что искать её надо у Кащея Бессмертного. Царевич отправился на поиски. Билибин иллюстрировал вариант сказки Афанасьева под номером 269 («записано в Саратовской губернии»). В лесу (в рамочке уже земляника цветёт) повстречался старичок, который снадбил царевича путеводным клубком. Затем голодному царевичу начали попадаться звери, птицы и рыбы, но он их всех пощадил.
И на этом сопровождение сюжета у Билибина заканчивается. Нет картинок ни про Бабу-Ягу, которая открыла царевичу секрет кощеевой смерти, ни про Кащея. Возможно, это объясняется тем, что Билибин заранее спланировал, что Баба-Яга у него будет в «Василисе Прекрасной», а Кащей — в «Марье Моревне». А тиражировать персонажей в разных сказках не захотел.
Кстати, из текста проиллюстрированного варианта следует, что Лягушка-царевна (она же — Василиса Премудрая) — это дочь Кащея Бессмертного. Старичок Ивану-царевичу поясняет:
цитата
Василиса Премудрая хитрей, мудрёней своего отца уродилась; он за то осерчал на неё и велел ей три года квакушею быть.
Для счастливой семейной жизни убил Иван своего тестя. Видать, в те времена тёщу убивать было не обязательно. Но всё равно интересно, кто был мамой Василисы Премудрой.
Билибинский постскриптум
Сказка закончилась, но Билибин дарит бонусы:
1) Реалистичный рисунок стены настоящего русского кремля.
2) Оп-па! Народная потешка про царя и мочало. Царь на картинке ковыряется в носу.
3) Реалистичный рисунок крестьянской девочки.
Худ. И.Билибин (1931)
В эмиграции Билибин в 1931 году проиллюстрировал для французского издательства сборник русских сказок.
Книга называлась «Сказки избы», несколько сказок совпадали с теми, что Билибин иллюстрировал в начале века, в том числе и «Царевна-лягушка».
Я воспользовался сканами с французского издания (взяты с сайта Музея детской книги:https://kid-book-museum.livejournal.com/1…).
Кажется, будто рисунки для французской книги Билибин частично повторил из старых запасов, или нарисовал новые, но в старой манере. Эти рисунки в старой манере поданы чёрно-белыми.
А вот цветные иллюстрации Билибин сделал совсем в другой манере.
Искусствоведы видят в новой манере влияние древнерусской живописи.
цитата
В своих работах парижского периода художник от лубочных приёмов отошёл к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не чёрным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.
Это послесловие И.Комаровой к книге «Русские народные сказки», изданной в серии «Шедевры мировой иллюстрации» (издательство «Игра слов», 2009). В этой книге были воспроизведены иллюстрации из «Сказок избы». Книга на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition92142.
Впрочем, единства мнений по поводу парижского периода Билибина нет. Вот цитата из более авторитетного источника:
цитата
«Сказки избы» — монументальное нарядное издание. Его украшают иллюстрации, выполненные Билибиным в обновлённой манере — роскошным, парадным, своего рода официальным русским стилем. Их несколько холодное великолепие смягчается изяществом орнаментированных заставок , концовок и буквиц и оформлением страниц.
Это из книги: Т.Верижникова. Иван Билибин. — СПб: Аврора, 2001.
«Влияние принципов древнерусской живописи» или «переход на официальный русский стиль» — это не про графику (она одинаковая), это про оценку мировоззрения и творчества. И оценки здесь совершенно разные. Рисунок на обложке «Сказок избы» — точно иконопись. Но вот Иван-царевич…
Я-то, когда увидел этого парижского Ивана-царевича, подумал про европейский ар-деко. Модерн сошёл со сцены. Нельзя было в Париже в 1931 году рисовать так же, как в Петербурге в 1901 году. А Билибин не мог быть немодным (чего стоит его знаменитый портрет кисти Б.Кустидиева).
А вдруг русский стиль и ар-деко — одно и то же? Просто французы не знали…
Описание картины «Царевна-Лягушка», Васнецов
Музей: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва
Год: 1901-1918
Содержание статьи:
Описание картины:
Царевна-Лягушка — Виктор Михайлович Васнецов. 1901-1918. Холст, масло. 185 x 250 см
Картина является иллюстрацией к тому моменту сказки, когда переставшая быть лягушкой прекрасная царевна танцует на празднике. Изображен именно тот момент, когда во время танцев из остатков еды и костей птицы в своих рукавах Царевна-Лягушка создала чудесное озеро и белоснежных лебедей на нем.
Композиция картины отличается оригинальностью и утонченной проработкой деталей. Образ Царевны-Лягушки подан особым образом – девушка изображена со спины, в причудливой позе во время танца. Ее очертания, а также положения музыкантов подчеркивают тот факт, что на картине изображено активное движение. На лицах музыкантов запечатлено восхищение красотой вчерашней лягушки, ее удивительным волшебством и грацией в танце.
Царевна одета в нарядное русское платье из богатого цветастого материала с очень длинными разрезными рукавами, под которым находится белоснежная рубашка с пышными рукавами. Ее волосы по-девичьи заплетены в две длинные толстые русые косы и украшены эффектным головным убором – низким кокошником с россыпью разноцветных драгоценных камней. В руках у царевны воздушный и легкий белый платок.
События на картине происходят в богато украшенных царских палатах с нарядно расписанными стенами и роскошным цветным ковром на полу. Зрителям виден только угол накрытого стола, но можно предположить, что пир был великолепным. На заднем плане видна далекая русская деревенька, стоящая на берегу озера, с кружащимися в хороводе фигурками девушек в народных нарядах. По озеру плывут лебеди, еще несколько птиц устремились к воде с неба.
От картины веет праздничной, волшебной атмосферой, она поражает своей красочностью и нарядностью. Утонченность деталей и элегантная прорисовка образов подчеркивает красоты сказки и древних русских обычаев.
Другие картины Васнецова
Название | Царевна-Лягушка |
Страна, художник | Россия, Виктор Васнецов |
Год | 1926 |
Жанр | мифологический |
Находится | Дом-музей имени Васнецова, Москва |
Материалы | холст, масло |
Картина художника Васнецова “Царевна-Лягушка” иллюстрирует события русской сказки , в которой лягушка, превратившись в прекрасную царевну выходит танцевать на ковер в царских палатах.
Мастер изобразил момент, когда кружащаяся в танце красавица – царевна машет рукавом и из него вылетают спрятанные там косточки и остатки вина. Во время полета вино превращается в прекрасное озеро, а косточки в чудесных белых лебедей.
Очень точно и четко прорисованы все детали картины. Василиса Прекрасная изображена в упоительном танце, ее черты грациозны и выразительны. Сразу понятно, что сюжет предполагает действие. Это заметно и по позе главной героини, которую мы наблюдаем со спины, и по движениям музыкантов. Лица музыкантов обращены на царевну, они полны восхищения ее красотой и грацией.
На царевне яркий русский наряд из тяжелой парчи с длинными рукавами. Платье оторочено золотой вышивкой, а под ним виднеется белоснежная рубашка. Художник запечатлел царевну в движении так, что зритель может наблюдать, как развиваются полы ее платья, как разлетаются длинные рукава.
Мы как будто видим момент, в который она выплескивает из них целое озеро и как выпархивают белые лебеди. Темно русые длинные волосы царевны убраны в две тяжелые косы. Прическа украшена тонкой маленькой короной, покрытой россыпью драгоценных камней.
Пиршество происходит в царских палатах. Стены палат покрыты яркой росписью, на полу брошен богатый цветной ковер. На картине нам не видно ни гостей ни праздничного стола, но можно предположить, что это празднество отмечается не только во дворце, но и на улице.
На заднем плане мы видим веселый хоровод девушек в красивых русских платьях. Так же на заднем плане можно разглядеть маленькую деревушку с покосившимися домишками и голубое озеро. По водной глади плывет стайка уток и белые лебеди.
А так же на картине мы видим кусочек русской природы-белые березки, поле и лес вдалеке. Васнецов в излюбленной своей манере показал в сказочной картине жизнь русского народа – его красоту и обычаи.