Иллюстрации к сказке иван царевич и серый волк создали художники


1

Какие художники создали иллюстрации к сказке «Иван-царевич и Серый Волк»?

Создатели иллюстраций

Иллюстрации к сказке «Иван-царевич и Серый Волк» создали художники.

  • В. Васнецов
  • И. Билибин
  • В. Суриков
  • И. Репин

1 ответ:



1



0

Виктор Васнецов написал по мотивам русской народной сказки полотно «Иван царевич на сером волке». Прижав к себе прекрасную девушку, вглядываясь тревожно в лес, уходит на верном сером волке от погони Иван царевич. В глазах волка преданность и отвага.Елене страшно от похищения, волка, но она смирилась. А цветущая яблоня на первом плане как символ того что все кончится хорошо.

А вот другая картина на тему сказки про Ивна царевича и серого волка. Уже художника Иван Билибина. Он писал картины на темы русских сказок. Сюжет тот же что и Васнецова, но решена картина по другому.

Илья Репин на сказочную тему писал, но он писал по сказке «Садко». Василий Суриков тоже на тему сказки про Ивана царевича картин не писал.

Ответ на вопрос- Васнецов, Билибин.

Читайте также

Краткое содержание сказки «Лягушка-путешествен­<wbr />ница» для читательского дневника:

  1. Лягушка сидит на коряге и радуется моросящему дождику
  2. На болото садятся утки
  3. Лягушка спрашивает у уток, что такое юг
  4. Утки объясняют что на юге тепло, там хорошие червяки и множество комаров
  5. Лягушка просит уток взять ее с собой
  6. Лягушка придумала как отправится с утками на прутике
  7. Утки в восторге от ума лягушки соглашаются нести ее
  8. Лягушка боится, но рассматривает поля и леса
  9. На другой день она устроилась удобней и видела людей внизу
  10. Лягушка просит уток лететь пониже
  11. Лягушка слышит, как удивляются люди
  12. Лягушка кричит «Это я» и падает в болото
  13. Лягушка рассказывает местным лягушкам о своем путешествии и о прекрасном юге.

Сказка учит не ленится ,будь трудолюбивым . Трудолюбие всегда считалось хорошим качеством . Смысл в том ,что ленивому будет всё в тягость и ничем ему эта лень не поможет . Вывод : люди тянутся к трудолюбивым людям и нельзя быть ленивым и в последствии тебе отплатят добром.

Рассказывает сказку деревенский мужичок. Якобы понадобилась ему новая баня, поскольку старая почти совсем развалилась. Пошёл он за деревню, нарубил ив и поставил новую ивовую баню. Стал в этой бане мыться. А про веник-то забыл, отправился было за веником, отворил дверь бани и ахнул. Пока мылся ивовые столбы проросли и подняли его вместе с баней в поднебесье. Да и вся баня поросла зеленью. Наломал он от стен и дверных косяков свежих веток, связал веник да напарился вволю. Чтобы выйти ему из бани жене пришлось лесенку приставить. А когда он выходил, то заприметил, как банный пар из дверей выпер, поостыл и дождиком выпал.

А тут как раз засуха разгулялась. Начал поп с кадилом деревню с одного конца обходить и кричать, чтобы ему жертвовали, а он уж дождь вымолит. А мужик с другого конца всех париться зовёт и обещает достать дождь через баню. Поприходили к мужику желающие попариться старички да старушонки. Он их, отпарив хорошенько, на верёвке вниз спускает. А пар из дверей прёт и в тучи превращается. Родня стариков, тех, которые парились, тучу вилами цепляют и тащат к себе на поле, где она дождиком проливается. С большим урожаем в то год все были.

Только поп на мужичка рассердился, жаловаться на него в город побежал и про баню хвастать. Понаехало из города начальство всякое, все париться хотят, стали сами баню топить без спросу. Притянул мужик бочку лётного пива, пару им этим пивом поддал, дверь запер, а столбы, на которых баня стояла, подпилил. Пиво баню надуло, сделало её летательной. Сорвалась она с места и улетела. Видели моряки, вроде бы, в море её бросило. В общем, всё равно куда, только от нас бы подальше.

Очень нравится герой-рассказчик, этакий фантазер, довольно оригинальный сюжет и фольклорные мотивы, создающие неповторимую атмосферу.

Милая и добрая сказка. Главные герои — ворона, девочка Маша и, конечно, растрепанный воробей Пашка.

А еще мама с папой и нянька Маши, милиционер и стайка воробьев во главе со старым Чичкиным.

Послевоенная Москва, зима. Раньше было много лошадей, кормили их овсом, и воробьи не голодали.

Теперь — автомобили, нет овса, холодно и голодно воробьям. И не только воробьям — ворона залетает в открытые форточки и ворует из квартир еду.

Однажды в жилище вороны, заколоченную будку, где летом продают мороженое, залетает оголодавший Пашка, чтобы поживиться хоть чем-то. И достается же ему от вороны!

Выброшенного воробья подбирает милиционер, прячет в варежку, но хлебных крошек там нет, только табачные. Милиционер отдает вышедшей на прогулку с няней Маше, и та выхаживает воробья.

С тех пор Пашка старается как-то отблагодарить Машу, даже приносит ей через форточку гусеницу,

а еще — чужие вещи, украденные вороной из разных квартир.

Но однажды ворона на глазах у Маши крадет стеклянную брошь-букетик, подаренный маме-балерине Машиным папой, который уехал в эту зиму далеко на Камчатку, служить на море.

Скоро премьера балета «Золушка», и мама так хотела приколоть букетик в день первого выступления!..

Все расстроены — мама, Маша, няня… И вот когда они отправляются на генеральную репетицию, Пашка летит

за ними, чтобы узнать, где будет танцевать мама. А после, договорившись со всей стайкой, под руководством Чичкина залетают они в будку к вороне и отбивают заветную брошь!

Пашка летит с ней в театр, где танцует прекрасная, но грустная Золушка… вылетает на сцену — и брошь падает прямо в руки к изумленной балерине, которая прикалывает букетик и танцует уже счастливая.

Трогательная сказка, мораль которой очевидна: дарите добро, помогайте кому можете,

и доброта обязательно вернется к вам.

«Иван-царевич на Сером волке» — известная картина, написанная Виктором Михайловичем Васнецовым (Viktor Mikhaylovich Vasnetsov) в 1889 году. В центре композиции изображена группа сказочных персонажей. Иван-царевич восседает на бегущем во весь опор Сером волке, нежно придерживает Елену Прекрасную. Справа от героев на холсте раскинулась цветущая яблоня. Слева и сзади их окружает дремучий лес, с вековыми стволами поросших мхом деревьев без листвы. Под ногами — непроходимое болото с мерцающими белыми кувшинками. Таинственное, напряжённое произведение передаёт динамизм ситуации, погружает зрителя в сказочный мир, где на одно мгновение соединились добро и зло, тревога и красота.

Виктор Васнецов. Картина «Иван-царевич на Сером волке», 1889

  • Название картины: «Иван-царевич на Сером волке».
  • Автор: Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926).
  • Год написания: 1889 г.
  • Размеры: 249 x 187 см.
  • Стиль: Романтизм. Символизм.
  • Жанр: Мифологическая сцена, сказочно-былинный жанр.
  • Техника: Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Виктор Михайлович Васнецов — великий русский художник конца XIX — начала XX века, основоположник нового стиля в живописи, сумевший разгадать и выразить тайну русской души. Родившись и прожив почти 20 лет в северной русской деревне, в нём рано сформировалось фольклорное мировоззрение, любовь к поэзии русской эпической культуры. Спустя годы творчества и плодотворной работы мастер возвращается к детским устремлениям, заимствует методы и приёмы из национального народного искусства. Его яркие произведения наполняются самобытным русским духом, относят зрителя к «преданьям старины глубокой», к тем далёким временам, которые остались в памяти народа в легендах, сказаниях, песнях, былинах.

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» основана на сюжете русской сказки о приключениях младшего царского сына и его верного спутника — волшебного зверя. Несмотря на гнетущий тёмный пейзаж, в ней, как и в других мифологических и былинных работах, художник сумел передать представления о красоте и счастье, показать возвышенность народной фантазии, а также представил великолепное мастерство пейзажиста и портретиста.

Лица главных героев детализированы, отражают противоречивые эмоции тревоги и смирения. Иван, ожидая погони, беспокойно оглядывается в дремучую даль. Похищенная красавица, наоборот, покорилась судьбе. Прижавшись к царевичу, она не поднимает глаз, напуганная жуткой чащей и происходящими событиями. Серый волк — яркий и загадочный персонаж. Будучи оборотнем по сюжету, он предстаёт не кровожадным зверем, а волшебной силой, с которой связаны чаяния русских людей. Образ наполнен отвагой, преданностью, самопожертвованием.

Картина не создаёт впечатления статичности. Герои будто летят в воздухе над лесным болотом. Очевидно, что художник выразил движение вытянутыми вперёд лапами волка в прыжке, плотно прижатыми к голове ушами. Усиливает динамизм сцены особый приём мастера — диагональная ветка, скашивающая правую часть изображения.

Используя символический язык, мастер подчёркивает мифологический жанр сюжета прописанной до мелочей одеждой персонажей. Золотой кафтан царевича и нежно-голубое платье Елены по славянским преданиям символизируют чудеса и магию. Шерсть волка на картине приобретает золотисто-коричневые оттенки, схожие с одеянием Ивана, которому он служит.

Героев окружает мрачная атмосфера зловещего леса. Огромные стволы деревьев напоминают фантастических великанов. Но сквозь густые скрученные ветки пробивается слабый свет. А на яблоне распустились нежные белые цветы, которые являются символом всепобеждающей любви и знаком счастливого исхода.

Картина «Иван-царевич на Сером волке» — одно из лучших мифологических произведений Виктора Васнецова, ставшее достоянием русского и мирового изобразительного искусства. Погружая зрителя в сказку, мастер создал нечто большее, чем книжную иллюстрацию. Его творение запечатлелось вне времени, повлияло на развитие модернизма и символизма в русской живописи, открыло новые перспективы для художников.

Краткая биография В.М. Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов родился в 3 [15] мая 1848 года в Вятской губернии (ныне Киров) в семье священника. Учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. С согласия отца покинул семинарию до её окончания и отправился в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Васнецов выезжал за границу после окончания Академии, однако выставлять свои работы начал с 1869 года. Участвовал в экспозициях передвижников и был участником мамонтовского кружка (объедение русской интеллигенции, основанное в Риме, но получившее развитие в усадьбе мецената С.И. Мамонтова в Абрамцево).

Васнецов был членом Академии художеств, имел множество наград и привилегий, принимал участие в создании Общества возрождения художественной Руси (организация, знакомящая русский народ со своим коренным древним творчеством).

Наиболее известен Васнецов своими картинами былинно-исторической тематики: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1881–1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

Одна из любимейших народом картин — «Иван-царевич на Сером Волке» (1889). Сказка, всем знакомая с детства, буквально оживает на полотне Васнецова.

История создания картины В.Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»

Все художники по-разному готовятся к созданию своих творений. Одни долго вынашивают в голове идею, намечают план, готовят сотни эскизов — и только затем приступают к работе. Другие же действуют под влиянием чувств, интуитивно. Картина «Иван-царевич и Серый Волк» была написана согласно второму варианту.

В 1889 году Васнецов был поглощён работой во Владимирском соборе в Киеве (роспись собора заняла у художника десять лет!). Внезапно родилась идея картины, основанной на русской народной сказке про Ивана-царевича и Серого Волка. Для написания этой картины пришлось на время приостановить работу в киевском соборе — и, как результат, теперь весь мир может наслаждаться прекрасным полотном, воплощающим в себе все искренние человеческие чувства и русскую народную культуру.

Изобразительное искусство. 6 класс. Рабочая тетрадь

Изобразительное искусство. 6 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь входит в комплекс учебников «Искусство. Изобразительное искусство» для 5–9 классов, разработанных в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечивающих преемственность обучения изобразительному искусству в начальной и основной школе. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.

Купить

Герои-беглецы

Центральные персонажи народной сказки Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк изображены на полотне рукой мастера. Трое героев спасаются от погони, мчась на встречу судьбе через непролазный и дремучий лес.

Иван-царевич крепко обнимает Елену Прекрасную и с тревогой следит, не догоняют ли их преследователи. Его наряд ярко свидетельствует о высоком положении юноши — дорогой кафтан, красная шапка, отороченная мехом, чёрные перчатки с узором и красные сапоги с рисунком. За спиной у Царевича виден меч в ножнах — доказательство того, что молодой человек будет до последней капли крови биться за своё счастье.

В объятиях Ивана-царевича на Сером Волке едет Елена Прекрасная. Выражение лица её печально и сосредоточенно. Она опасается за свою жизнь и жизнь любимого, боится, что не удастся им убежать от своих врагов. Её руки спокойно ( и даже безвольно) лежат на коленях, демонстрируя полную отдачу своей судьбы во власть Ивана-Царевича. Она доверяет юноше, но сердце её ещё не спокойно, ведь погоня совсем рядом.

Длинные волосы Елены Прекрасной волнами ниспадают ей на плечи и развеваются по ветру от быстрой скачки. На девушке прелестное платье небесного цвета с отделкой золотом. На ножках Елены красуются золотые сапожки, а на голове — богатая шапочка с драгоценными каменьями. Нитка жемчуга украшает шею беглянки. «Моделью» образа Елены Прекрасной стала племянница художника — Наталья Мамонтова.

Главный помощник влюблённой пары изображён уставшим, но отчаянно борющимся за счастье молодых. Серый Волк бежит с колоссальной скоростью, спасаясь от погони — мощные лапы напряжены, видны все сухожилия и мускулы. Уши прижаты к голове, а язык вываливается из пасти — зверю нелегко нести на себе беглецов и стремительно нестись вперёд.

Читайте ещё:

  • Введение в учебное пространство изобразительного искусства
  • Авангардизм и коммунизм: что их сблизило и разобщило?
  • Русский авангард: с чего все началось?
  • 5 литераторов, которые были ещё и художниками

Роль пейзажа в картине «Иван-царевич на Сером Волке»

Вся природа на картине отражает опасное положение героев, страх за будущее, тревожность от происходящего и испытания, выпавшего на их долю.

Под лапами Волка пролегает болото, по бокам — вековые деревья, покрытые мхом, ель и нехоженая тропка. Кажется, что сгинут сказочные герои в этой непроглядной тьме, заплутает Серый Волк и настигнет беглецов погоня.

Но есть в пейзаже на картине и светлые стороны, доказывающие, что всё у молодых будет хорошо. Дерево в цвету и болотные кувшинки символизируют надежду, новую жизнь, счастье и любовь. Яблоня, с чьих плодов и началась история героев, своими бархатно-воздушными цветками чудесным образом «перекликается» с одеянием Елены Прекрасной, добавляя нежность картине. Благодаря сочетанию дремучего леса и цветущего дерева, могучего волка и маленьких водяных лилий, суровой тревоги Ивана-царевича и спокойной нежности Елены Прекрасной полотно словно светится изнутри, обладает истинным волшебством и дарует веру в чудо.

«Путь к свету»

Мастерство Виктора Васнецова заставляет героев картины оживать перед нашими взглядами. Беглецы запечатлены в момент движения, «выхвачены» из стремительного бега. Кажется, ещё немного — и Серый Волк выпрыгнет с полотна и убежит, продолжая нести молодых людей.

В картину «Иван-царевич на Сером Волке» необходимо всматриваться, любоваться. Это не просто изображение любимых героев,знакомых с детства, а настоящая песнь русским сказаниям и былинам, отражение борьбы добра со злом и тернистый путь к счастливому будущему. Известное полотно Виктора Васнецова выставляется в Государственной Третьяковской галерее. В любой момент можно посетить картинную галерею и насладиться этой картиной и другими творениями гениального художника.

#ADVERTISING_INSERT#

Инфоурок


Другое

ПрезентацииПрезентация по литературному чтению Иллюстрации к сказке «Иван-царевич и серый волк» В. Васнецова и И. Билибина.

Презентация по литературному чтению Иллюстрации к сказке «Иван-царевич и серый волк» В. Васнецова и И. Билибина.



Скачать материал

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 
«Средняя образователь...



Скачать материал

  • Курс добавлен 11.11.2022
  • Сейчас обучается 134 человека из 45 регионов

  • Сейчас обучается 86 человек из 30 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 
«Средняя образователь...

    1 слайд

    муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
    «Средняя образовательная школа «Муринский центр образования №2»»
    Иллюстрации к сказке «Иван-царевич и серый волк» В. Васнецова и
    И. Билибина.
    Подготовила:
    Сумина Виктория Николаевна
    учитель начальных классов
    г. Мурино, 2020

  • Речевая разминка

  • Читай целыми словами.сварка
свёкла
свечка
свинка
связка
сказка

    3 слайд

    Читай целыми словами.

    сварка
    свёкла
    свечка
    свинка
    связка
    сказка

  • Читай без ошибок. Произноси быстро.Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, мног...

    4 слайд

    Читай без ошибок. Произноси быстро.

    Мёд в лесу медведь нашёл,
    Мало мёду, много пчёл.

  • Говори – не торопись и смотри – не ошибись.Не живут ужи, где живут ежи.

    5 слайд

    Говори – не торопись и смотри – не ошибись.

    Не живут ужи, где живут ежи.

  • Рассмотрите иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них...

    6 слайд

    Рассмотрите иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них вам больше всего понравились?

    Попробуйте дать определение слова «иллюстрация».

  • Иллюстрация — это рисунок или любое изображение, помещенное в книге. Их назна...

    7 слайд

    Иллюстрация — это рисунок или любое изображение, помещенное в книге. Их назначение — помочь понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. Иллюстрация может быть цветной или черно-белой.

  • Художник-иллюстратор - это художник, который создаёт образ по написанному тек...

    8 слайд

    Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории.

  • Кто автор иллюстраций к сказкам, которые Вы уже прочитали?
Сравните картину В...

    9 слайд

    Кто автор иллюстраций к сказкам, которые Вы уже прочитали?
    Сравните картину В. Васнецова и иллюстрацию И. Билибина. Чем они отличаются?
    Почему картина Васнецова называется «Иван-царевич на Сером Волке»? Почему слово «серый» написано с заглавной буквы?

  • Иван Яковлевич Билибин -  известный русский художник, иллюстратор. 
В 1901—19...

    10 слайд

    Иван Яковлевич Билибин — известный русский художник, иллюстратор.
    В 1901—1903 гг. Билибин создает иллюстрации к сказкам «Царевна- лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Белая уточка» и др.
    (1876—1942)

  • Свои иллюстрации Иван Билибин создавал так: сначала делал рисунок на бумаге,...

    11 слайд

    Свои иллюстрации Иван Билибин создавал так: сначала делал рисунок на бумаге, потом обводил контур тушью, а затем раскрашивал акварелью. Такой вид искусства называется графикой, а сами рисунки – графическими или акварельными.

  • Виктор Михайлович Васнецов – иллюстратор русских народных сказок. Васнецов од...

    12 слайд

    Виктор Михайлович Васнецов – иллюстратор русских народных сказок. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к «Коньку-Горбунку» и «Жар Птице».
    (1848—1926)

  • Виктор Васнецов создавал сказку в своих картинах так, как она представлялась...

    13 слайд

    Виктор Васнецов создавал сказку в своих картинах так, как она представлялась ему самому, взрослому человеку. А Иван Билибин создавал свои сказочные рисунки специально для детей, так, чтобы они были понятны и близки детям.
    Васнецов писал живописные картины маслом на холсте, а Билибин – создавал иллюстрации к сказкам на бумаге акварелью. Такие виды искусства называются — живопись и графика.

  • Спасибо за внимание!

    14 слайд

    Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Презентация к уроку литературного чтения : Иллюстрации к сказке «Иван-царевич и серый волк» В. Васнецова и И. Билибина. , 3 класс, Школа России

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 054 693 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 23.11.2020
  • 303
  • 4

Рейтинг:
5 из 5

  • 23.11.2020
  • 1520
  • 300
  • 23.11.2020
  • 743
  • 8
  • 23.11.2020
  • 365
  • 19
  • 23.11.2020
  • 257
  • 17
  • 23.11.2020
  • 545
  • 33
  • 23.11.2020
  • 815
  • 3
  • 23.11.2020
  • 180
  • 7

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Сумина Виктория Николаевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Сумина Виктория Николаевна

    • На сайте: 4 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7226
    • Всего материалов:

      6

СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1901. 12 с. с ил. Обложка и иллюстрации выполнены в технике хромолитографии. В цветной иллюстрированной издательской обложке. 33х26 см. Серия «Сказки». Суперклассика!

Конечно, у Билибина были предшественники и прежде всего Елена Дмитриевна Поленова (1850—1898). Но Иван Яковлевич все же пошел по собственному пути. Иллюстрации он на первых порах делал не по заказу, а, можно сказать, для себя. Но получилось так, что ими заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг. Лучшая русская типография, основанная в 1818 году, печатала банкноты, кредитные билеты и прочую официальную продукцию, нуждавшуюся в специальных средствах защиты от подделки. Вопросы себестоимости и экономической целесообразности ее не занимали. Экспедицию щедро финансировало государство, нужды в средствах она не испытывала. Но люди, которые руководили Экспедицией заготовления государственных бумаг, — ее управляющий — князь, но и известный ученый, академик Борис Борисович Голицын (1862—1916), инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони (1835—1907), устали от однообразия официальной продукции. Билибин делает иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», к «Царевне-лягушке», к «Перышку Финиста Ясна-Сокола», к «Василисе Прекрасной».

Все это были акварели. Но в Экспедиции заготовления государственных бумаг их решили воспроизводить хромолитографией. На дворе стоял ХХ век, и в полиграфии уже утвердилось господство фотомеханических способов репродуцирования, а Экспедиция будто бы возрождала стародавние репродукционные процессы. Свои акварели Билибин показал в 1900 году на второй выставке «Мира искусства». Художник вроде бы пересматривает свои взгляды на сообщество, которое и Илья Ефимович Репин, и выдающийся критик Владимир Васильевич Стасов (1824—1906) трактовали как упадническое, декадентское. Слово «декадентство», происходящее от латинского decadentia, что значит «упадок», прилипло к новому художественному направлению.

Любопытно, что В.В. Стасов в своем критическом разборе выставки «Мира искусства» противопоставил Билибина остальным ее участникам — «декадентам», проведя параллели между этим художником и передвижником Сергеем Васильевичем Малютиным (1859—1937). «Не так давно, в 1898 году, — писал Стасов, — Малютин выставил около десятка иллюстраций к пушкинской сказке “Царь Салтан” и к поэме “Руслан и Людмила”… На нынешней выставке нет никаких иллюстраций г-на Малютина, но зато есть несколько превосходных подобных же иллюстраций г-на Билибина — 10 картинок к сказкам “Царевна-лягушка”, “Перышко Финиста…” и к присказке:

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу мочало,

Не начать ли сказку сначала?

Это все явления очень приятные и замечательные. Народный дух в творчестве новых наших художников еще не погиб! Напротив!». Акварель с царем, ковыряющим в носу, была репродуцирована Экспедицией заготовления государственных бумаг в особой технике — альграфии — плоской печати с алюминиевых пластин. Оттиски приложили к петербургскому журналу «Печатное искусство», пользовавшемуся большим авторитетом среди полиграфистов, но, к сожалению, выходившему недолго. О Билибине заговорили, подчеркивая своеобычие и оригинальность его таланта.


Знакомство с художниками мамонтовского кружка Е. Поленовой и С. Малютиным, с картинами В. Васнецова, помогло Билибину найти свою тему. Он, будучи членом кружка «Мир искусства» становится приверженцем национально-романтического направления. А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И. Билибин увидел картину В. Васнецова «Богатыри». Воспитанный в петербургской среде, далекой от увлечений национальным прошлым, художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству. Летом этого же года Билибин уезжает в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни. В воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева. И осенью того же года Экспедиция заготовления государственных бумаг начала выпускать серию сказок с билибинскими рисунками.

В течение 4-х лет Иван Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизовал под старинную рукопись. Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Жар-птицу, Серого волка, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. И все-таки видно, что эта старина стилизована под современность. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.

В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный-полуфантастический мир. Орнамент был излюбленным мотивом древнерусских мастеров и главной особенностью тогдашнего искусства. Это вышивки скатертей, полотенец, раскрашенная деревянная и глиняная посуда, дома с резными наличниками и причелинами. В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны. Билибин проявил себя художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской. Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства». Билибин познакомился с народным искусством Севера, увидел воочию старинные церкви, избы, утварь в доме, старинные наряды, вышивки. Соприкосновение с первоисточником художественной национальной культуры заставило художника практически переоценить свои ранние произведения. Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. Из поездки по Северу Билибин привез много рисунков, фотографий, коллекцию образцов народного искусства. Документальное обоснование каждой подробности становится неизменным творческим принципом художника. Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905–1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С. Пушкина.

Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки. Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке. Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.

Еще немного о Билибине:

Всем известно, что наиболее последовательно приемы древнерусского и народного искусства использовал едва ли не самый известный дореволюционный иллюстратор сказок — И.Я. Билибин. В 1904—1905 годах он выполнил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане». К работе над ними художник приступил под свежим впечатлением от поездок на русский Север, откуда он привез коллекцию народного костюма и утвари, зарисовки и фотоснимки памятников деревянного зодчества. «Сказка о царе Салтане» с ее картинами древнерусского быта, ориентированная, как и другие пушкинские сказки, на реалии XVII века, дала богатую пищу фантазии Билибина, позволила ему продемонстрировать со всей щедростью и блеском знание «этого очаровательного сказочного времени в отношении народного художественного творчества» н. В иллюстрациях М.В. Нестерова тоже присутствует XVII век, но там он лишь объект изображения. Билибину же допетровская Русь предоставила не только материал и темы, но и подсказала формы их воплощения. Орнамент запечатленных мастером древнерусских одежд и строений переходит в орнаментальный строй контурных, расцвеченных акварелью рисунков. Вслед за «Сказкой о царе Салтане» Билибин проиллюстрировал «Сказку о золотом петушке» (1906—1907, 1910). В первом случае он передал светлую лирику, с мягким юмором воссоздал колоритные фигуры персонажей, в прихотливом узоре рисунка отразил плясовой ритм самой жизнерадостной и праздничной из сказок Пушкина. Во втором — лирика сменяется иронией, юмор — сатирой, разнообразие и красочность картин уступают место графическому лаконизму, в условном мире действуют лишенные индивидуальности марионетки, судьба которых предопределена. С усилением в творчестве Билибина сатирических тенденций связано его обращение к приемам лубка. Традиции народных картинок яснее, чем прежде, обнаружились в рисунке для обложки революционного «сатирического журнала «Жупел», где впервые у художника возник образ царя Дадона (1905). В иллюстрациях к «Сказке о золотом петушке» влияние лубка еще заметнее: Билибин переносит в них целые композиционно-графические схемы народной гравюры XVII—XVIII веков, но, по его собственному выражению, «облагораживает», лубок, поправляя рисунок по законам профессионального искусства. Композиция, обычно окаймленная снизу цепочкой холмов, а сверху гирляндой облаков или горизонтальными линиями, обозначающими небо, развертывается парал¬лельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Расчленение пространства на планы и объединение различных точек зрения позволяют сохранить плоскостность. Цвет становится условнее, исчезает освещение, большую роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги. Обе сказки Пушкина с билибинскими иллюстрациями изданы Экспедицией заготовления государственных бумаг в виде одинаковых книжек-альбомов с набором текста в три столбца. Но только во второй графику удалось добиться ансамблевости. Раскрашенные рисунки хорошо сочетаются с черно-белыми украшениями и шрифтом. Горизонтали, проходящие через все листы, подчеркивают формат книги, композиционным и смысловым центром которой является разворотный фриз — шествие Дадонова войска, восходящий к известному лубку «Славное побоище Александра Македонского с царем Пором Индийским». Комический эффект достигается здесь контрастом торжественности и пышности процессии с тупым равнодушием и ничтожностью ее участников, в их числе самого Дадона, чей маленький уродливый профиль виден в окне громоздкой золоченой колымаги с трехглавым орлом на дверце. Выразительна завершающая книгу заключенная в круг концовка: петушок наносит смертельный удар в голову царя, с которой срывается корона. В годы первой русской революции и столыпинской акции «Сказка о золотом петушке» воспринималась как едкий памфлет на самодержавие. Не случайно одновременно с Билибиным она привлекла Римского-Корсакова: в то время как художник создавал иллюстрации, композитор создавал свою последнюю оперу, при сценическом воплощении которой их пути сошлись. В конце 1909 года, через год после смерти Римского-Корсакова, «Золотой петушок» был поставлен в Оперном театре С.И. Зимина в оформлении Билибина и в Большом театре в оформлении Константина Коровина. Соревноваться с прославленным декоратором, редкий колористический дар которого, динамичность живописи словно предназначались для зрительного воплощения музыкальных картин, Билибину с его статикой графических композиций было трудно. И тем не менее билибинские декорации в большей мере соответствовали идейному содержанию оперы. В то время как Коровин, по его признанию, «красотой» хотел убить грубую тенденцию, Билибин, развенчивая откровенной лубочностью своих декораций величие Дадонова царства и романтическую таинственность владений Шемаханской царицы, создает среду для развития сатирического действия. Сохранилось несколько иллюстраций и виньеток Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке» (1908—1911), которую также предполагала выпустить Экспедиция заготовления государственных бумаг. Только в послереволюционные годы Билибин вернулся к своему замыслу. Он не ограничиивается жанровыми сценами перебранки старухи со стариком и дополняет их выразительными картинами природы: море то лазурное и ласковое, то кипящее и гневное, лес, словно стонущий под порывами бури, весьма своеобразно и чутко аккомпанируют пушкинскому повествованию. В работах Билибина заметна рационалистичность, и тем не менее благодаря щедрой выдумке, графической виртуозности и декоративному дару художника они остаются одними из лучших иллюстраций к сказкам Пушкина. От Билибина берет начало определенная традиция в изобразительной пушкиниане, можно привести немало примеров прямого заимствования. Достаточно красноречивый — популярные в свое время иллюстрации Н.А. Богатова, с которыми издательство Е. Коноваловой и К° в 1910-е годы выпустило сказки отдельными книжками. До Билибина к «Сказке о золотом петушке» обратился его постоянный сателлит Б.В. Зворыкин. Несамостоятелен график и в этой работе: он подражает в ней первым билибинским книжкам. Еще больше подражания Билибину в его иллюстрациях 1915 года к «Сказке о медведихе» 17 и в иллюстрациях к сборнику сказок Пушкина, выполненных наряду с иллюстрациями к «Борису Годунову» для парижского издательства «Н. Piazza» в 1920 году. Несколько раньше Билибина, в начале 1900-х годов, над сказками Пушкина работал Д.Н. Бартрам (изданы И.Д. Сытиным отдельными книжками и сборником в 1904 году), соприкоснувшийся в какой-то мере с билибинским стилем. Однако большее влияние оказал на художника Малютин. Бартрам умело использовал его живописно-графические приемы, но, в отличие от Малютина и Билибина, не проникся народным духом пушкинских сказок, их светлой лирикой, жизнерадостным юмором и создал лишь внешне эффектные, с налётом символической загадочности иллюстрации. Напоминающие византийские росписи акварели Р.М. Браиловской к «Сказке о мертвой царевне», «лубочные» акварели М.И. Яковлева к «Сказке о царе Салтане» и ксилографии И. К. Лебедева к пяти сказкам, хотя и свободны от подражаний Билибину, близки его иллюстрациям своей стилизованностью. Но, идя по пути Билибина, эти художники перешагнули ту грань, на которой он остановился: Пушкин для них — только повод к созданию «стильных» рисунков. Не прошла бесследно и работа Билибина над сценическим воплощением сказки. Его влияния не избежал даже такой самобытный художник, как Н. С. Гончарова, оформившая оперу-балет «Золотой петушок», поставленную в 1914 году М. М. Фокиным на музыку Римского-Корсакова. Декорации Гончаровой восходят к билибинским и характером планировки сцены, и цветовым строем, и даже рисунком дворца Дадона. Однако художник нового поколения, она по-иному, чем мастера «Мира искусства» и их эпигоны, подходит к изобразительному фольклору, не «облагораживает» его, а пытается сохранить наивную непосредственность примитива, заостряя, утрируя в свободных красочных пятнах, динамичных сдвигах форм живописную броскость вывески и подноса.

  • Иллюстрации к сказке заюшкина избушка картинки для детей поэтапно
  • Иллюстрации к сказке жуковского спящая царевна дехтерев
  • Иллюстрации к сказке дудочка и кувшинчик картинки для детей
  • Иллюстрации к сказке дикие лебеди андерсена
  • Иллюстрации к сказке гуси лебеди русская народная сказка