Бехлерова Елена «Капустный лист»
Нёс зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шёл и радовался:
— Ну и позавтракаю же я на славу!
Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом: злой мальчишка подшиб его камнем.
— Пить, пить, — стал просить воробышек.
Зайчик сразу побежал к реке, принёс воды в капустном листе и напоил раненого воробья.
«Ну, а сейчас-то я наемся до отвала, до дома уже рукой подать»,— подумал зайчик и пошёл дальше. А в это время хлынул дождь.
«Подумаешь, дождь! Не боюсь тебя!» — сказал зайчик и припустил со всех ног домой. И снова его кто-то тихонько окликнул:
— Зайчик, спаси! — Это бабочка лежала в траве. — Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.
— Иди под зонтик! — сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.
Дождь скоро прошёл. Бабочка сказала «спасибо» и улетела, а зайчик взял свой лист и побежал дальше. Но едва он подошёл к реке, как увидел в воде полевую мышку. Она еле держалась за тонкую веточку, и вода уже захлёстывала её.
«Пожалуй, утонет…» — подумал зайчик. Недолго думая, кинул свой лист в воду.
— Вот тебе лодка, спасайся!
Мышка взобралась на лист и приплыла к берегу.
— Спасибо тебе, зайчик! — сказала она и убежала.
А тем временем капустный лист подхватило течением, и он уплыл, издали похожий на зелёную круглую лодочку
— Эх, уплыл мой завтрак! — воскликнул зайчик. — Ну, ничего, зато я напоил воробышка, спрятал от дождя бабочку и спас полевую мышку.
Рекомендуем посмотреть:
Сказка «Маша и Медведь»
Сказка «Три медведя»
Сказка «Заюшкина избушка»
КАПУСТНЫЙ ЛИСТ
Кряк первый увидел воду.
— Спасены! — крикнул он и — бултых в воду!
А петушок? Петушок-то плавать не умел. Напала на него собака и потрепала как следует.
Когда собака вернулась в будку, Кряк уже вышел из воды и отряхивал пёрышки.
— Ах, утёнок, утёнок, а ещё хотел защищать меня от волка…— сказал ему петушок.— Разве так друзья поступают?
Застыдился Кряк.
— Прости меня, Рубинек! Но эта собака была такая свирепая, что я совсем голову потерял от страха. Но зато в другой раз…
Снова стали дружить Кряк и Рубинек. И вот однажды снова напала на них собака. Снова поднялась пыль столбом. Дыбом встали на петушке перья, а утёнок, захлопав крыльями, побежал наутёк.
Добежали они до изгороди.
— Спасены! — закричал петушок, мигом взлетев на изгородь. А оттуда и крыша недалеко. Тут уж собака его не тронет!
А утёнок? Утёнок-то взлететь на изгородь не может. Настигла его собака, потрепала порядком и убежала обратно в будку. А петушок слетел с крыши.
Утёнок покачал головой:
— От волка хотел меня спасти, а сам…
Устыдился Рубинек:
— Ах, эта ужасная собака! Я совсем голову потерял от страха. Но уж в другой раз…
Кто знает, может, в другой раз Кряк не бросится спасаться в воду, может, петушок не взлетит от страха на крышу, может, и правда, они окажутся настоящими друзьями, помогут друг другу?
Худ. М. УспенскаяМышка Тихоножка убрала свою квартирку. Поставила на стол вазу с цветами.
— Надо спешить, скоро придут гости,— сказала она и заглянула в кастрюльки.
И вдруг: тук, тук…
— Это я, ёжик…— отозвался кто-то за дверью.
— Входи, ёжик! — пригласила мышка.
Но как войти? Норка такая маленькая! Голова и передние лапы ёжика уже в норке, а всё остальное не помещается.
— Я немного потолще тебя, мышка…— объясняет ей ёжик.
Тихоножка расстроилась, но только на минутку. Тотчас же она нашла выход из положения.
— Подожди, ёжик, я расширю свою квартиру!
И начала быстро-быстро копать землю лапками, пока норка не стала побольше.
Ёжик вошёл и, довольный, уселся за стол.
— Сейчас в квартире стало больше воздуха, когда вход расширился,— обрадовалась мышка.
Она выглянула в окошко.
— О, зайчик идёт!
Зайчик заглянул в норку, сунул туда морду и передние лапки.
— Входи, зайчик! — пригласила Тихоножка.
Худ. М. УспенскаяНо ёжик сразу понял, что зайчику не войти.
— Ты немножечко потолще меня,— сказал он и хотел втащить гостя за лапы. Не помогло.
А мышка уже рыла лапками землю у входа.
— Помоги мне, ёжик…
Копали, копали, пока зайчик не смог войти в нору.
Занятие по художественной литературе на тему: «Капустный лист»
Кристина Хацуева Занятие по художественной литературе на тему: «Капустный лист»
Занятие по художественной литературе на тему:
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о времени года, ее приметах, о том, что весной сажают семена овощей на огородах и полях; развивать умение отгадывать загадки и объяснять отгадки; продолжать воспитывать нравственные качества: доброту, желание помочь нуждающимся, отзывчивость, заботливое отношение ко всему живому; оценивать поступки героев сказки.
Словарь: Овощи, семена, линяет, капустный лист, рукой подать, хлынул.
Ребята, у нас начинается занятие- художественная литература, сейчас я загадаю вам загадку, а вы слушайте внимательно и постарайтесь ее отгадать.
Загадка про зайчика: Кто косой и очень ловкий,
Любит сладкую морковку?
Хоть видны во рту два зуба,
Он грызет ее неплохо.
-Про кого эта загадка? (про зайчика)
-Что он любит кушать?
— А вы знаете ребята, что передние зубки у зайчика очень быстро растут, и он грызет веточки деревьев и кору деревьев, и зубки у него спиливаются.
-Но где же наш зайчик? Я знаю, он где-то спрятался, и мы сейчас будем его искать. Давайте посмотрим на столе, его там нет, а под столом? Там тоже нет. Подождите, слышите кто-то копошится, откуда идет этот шорох? Вы не поверите, я его нашла, где он спрятался? (в ящике)
-Какой зайчик? (серый, пушистый, мягкий с длинными ушками и коротеньким хвостиком)
-Что он умеет делать? (прыгать, скакать, грызть)
А еще ребята, он умеет менять шубку. Вот также как люди одеваются и раздеваются, они тоже меняют шубку, зимой одевают белую, а весной выпадает белая шерсть и одевают серую. Это называется линяет. А почему он одел серую шубку? (потому, что пришла весна)
Я приготовила вам очень красивые картинки, давайте сядем на свои места и посмотрим на них.
К нам пришел гость, что надо ему предложить? (проходите пожалуйста, садитесь)
Мы с вами учили стихотворение про весну, кто хочет ее рассказать? (рассказывает одна девочка)
В сени к нам летит
С нею солнце краше
Прощебечи с дороги
Ребята, а чем люди заняты весной в огороде? (люди сажают семена) Показ семян на тарелочке, посмотрите, потрогайте, какие они? (круглые, маленькие, твердые, коричневые) это семена капусты. Из этих семян вырастают вот такие вкусные, сочные, красивые капусты.
Посмотрите ребята, какие разные сорта капусты бывают (белокочанная, краснокочанная, брюссельская, пекинская, брокколи, цветная)
Посмотрите ребята, вот это зернышко, а если его посадить, вырастет вот такая капуста (сравнение) Посмотрите, про капусту говорят: «Сто одежек и все без застежек» (снимаем несколько листочков с капусты)
А если мы посеем все эти зерна, наверное вырастет целый огород капусты. (слайд)
Когда мы с вами выйдем сегодня на прогулку, я каждому из вас дам по зернышку, и мы их посадим на нашей грядке.
Рубим рубим мы капусту,
Солим, солим мы капусту
На тарелочку кладем
1 2 3 4 5-на одной тарелке 5
1 2 3 4 5-на другой тарелке 5
Ребята, а вы знаете, наш зайчик не простой, он живет в сказке, а в какой, я вам сейчас скажу. Сказка называется: «Капустный лист» а написала эту сказку Елена Бехлерова.
Чтение сказки сопровождается слайдами.
Капустный лист. Елена Бехлерова.
Нёс зайчишка лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шёл и радовался:
— Ну и позавтракаю я на славу!
Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом, и просил пить:
— Пить, пить, — просит воробышек.
Зайчик не долго раздумывал. Он сразу же побежал к реке, принес воды в капустном листе и напоил маленького воробышка.
Воробышек сказал ему «Спасибо!» и улетел.
«Ну, вот скоро я и позавтракаю, до дома уже рукой подать», — подумал зайчишка и пошел дальше.
А в это время хлынул дождь. И зайчик снова услыхал жалобный писк. Это бабочка лежала в траве. Сильный дождь намочил ей крылья, и она не могла взлететь.
— Иди под зонтик! – сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.
Дождь скоро прошёл. У бабочки высохли крылья, она сказала зайчонку «Спасибо!» и улетела, а зайчик взял свой капустный лист и побежал дальше. Но едва он подошёл к реке, как увидел в воде мышку. Она еле держалась за тонкую веточку.
— «Утонет…» — подумал зайчик и сразу же кинул свой капустный лист в воду.
— Вот тебе лодка, спасайся!
Мышка вскарабкалась на лист и приплыла к берегу.
— Спасибо тебе, зайчик! – сказала она и убежала.
А тем временем капустный лист подхватило течением, и он уплыл, издали похожий на зелёную круглую лодочку.
— Эх, уплыл мой завтрак! – воскликнул зайчик. – Ну, ничего, зато я напоил воробышка, спрятал от дождя бабочку и спас полевую мышку.
• Понравилась вам сказка?
• Как называется сказка?
• Какой зайчик в этой сказке?
• Почему вы так думаете?
• Если бы зайчик не помог воробушку, что бы с ним случилось?
• А что могло случиться с мышкой, если бы зайчик не оказал ему помощь?
• Как бы вы поступили, если бы вы шли под зонтиком и увидели, как под дождем мокнет бабочка?
Вера Озерова
Капустный лист против кожных болезней и заболеваний ЖКТ
Введение
Пожалуй, многие из нас любят свежие капустные салаты, капусту квашеную и тушеную, румяные пироги и кулебяки с капустой. А хрустящая капуста в борще или щах? Действительно, чудо-овощ вкусен во всех видах.
Нам известно множество рецептов блюд из таких «обыкновенных» овощей, как капуста, морковь и картофель. Сегодня эти блюда кажутся нам самой заурядной пищей. А между тем на протяжении веков эти «простые» овощи присутствовали и на столе бедняков, и в меню богачей. С чем же это связано? Оказывается и морковь, и картофель, и капуста не только вкусны, но и очень полезны.
Практически все овощи обладают целебными свойствами. Они содержат максимум основных питательных веществ, прекрасно усваиваемых организмом. Этому способствуют витамины, ферменты и микроэлементы, которыми также богаты овощи.
Сегодня в аптеках появляются все новые эффективные и сильнодействующие лечебные препараты. Но несмотря на это, интерес к лекарственным растениям не ослабевает и даже растет, причем не только со стороны народной медицины, но и со стороны врачей. Причин такого возрастающего интереса много. Прежде всего, нельзя не отметить, что действие лекарственных средств растительного происхождения более мягкое по сравнению с синтетическими. Они почти не дают побочных эффектов. При необходимости их можно применять длительное время, что особенно важно при лечении хронических заболеваний.
К сожалению, в этой небольшой по объему книге нет возможности рассказать обо всех овощах, поэтому посвятим ее обыкновенному капустному листу.
Не так уж и «обыкновенна» капуста, как мы привыкли думать. Кроме того, что она вкусна и полезна, ее можно использовать и как эффективное лечебное средство при самых разных заболеваниях: от мелких царапин до серьезных нарушений на клеточном уровне. Но сначала – немного истории…
Глава 1
«Биография» капусты
Ее любили египтяне и эллины
Не ошибусь, если скажу, что ни один другой овощ не удостаивался такого внимания философов, врачей и поваров, как капуста. До наших дней дошли целые трактаты о необычных свойствах этого овоща. Ее ценили древнегреческий врач Диоскорид и древнеримский писатель Катон Старший. А знаменитый древнегреческий математик Пифагор утверждал: «Капуста – это овощ, который поддерживает постоянно бодрость и веселое, спокойное настроение духа». Известно, что любил капусту и Александр Македонский: перед боем знаменитый завоеватель приказывал кормить своих воинов этим целебным овощем.
Капусту употребляли в пищу уже первобытные люди. То была дикая листовая капуста, совершенно не похожая на известные нам сорта. Трудно поверить, что именно она стала предком всех своих современных разновидностей.
Древние египтяне уже за шесть веков до новой эры активно возделывали капусту и подавали ее в отварном виде на сладкое, в конце обеда. Приправленная пряностями, она считалась очень изысканным блюдом, которым угощали гостей на званых пирах.
Древние греки и римляне считали капусту лекарством, излечивающим практически все болезни. Ей приписывалась способность успокаивать головную боль, вылечивать глухоту, избавлять от бессонницы и различных внутренних заболеваний. Этот овощ очень часто использовали для лечения заболеваний пищеварительной системы.
Капуста на Руси
Капуста появилась на Руси в глубокой древности. В «Изборнике» Святослава (1073 год) о капусте упоминается как о чем-то самом обыденном. Любовь населения Руси к капусте удивляла даже иностранцев. Корнилий де Буин в XIII веке писал: «В Московии произрастает обыкновенная белая капуста, которой русские заготавливают большие запасы и которую простолюдины едят по два раза в день»
.
На Руси бережно хранили секреты выращивания капусты, которая отличалась крепостью и белизной. А некоторые кочаны достигали в диаметре 70 см! Одного такого кочана было достаточно для изготовления целого бочонка квашеной капусты.
Квашеная капуста – любимое блюдо славян уже тысячу лет. Сегодня, как и многие века назад, она занимает почетное место в нашем рационе. Квасят капусту во многих странах мира, но мало где она употребляется в таких количествах, как в России.
Вряд ли какая другая кухня мира знает столько блюд, основой которых является капуста. В меню россиян она всегда стояла на одном из первых мест. И сегодня мы съедаем капусты в 7 раз больше, чем, например, американцы. Это ли не подтверждение того, что русские вполне справедливо могут зачислить капусту в разряд своих национальных продуктов питания?
LiveInternetLiveInternet
Нёс зайчишка лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шёл и радовался:
— Ну и позавтракаю я на славу!
Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом, он выпал из гнезда и просил пить:
— Пить, пить, — просит воробышек.
Зайчик не долго раздумывал. Он сразу же побежал к реке, принес воды в капустном листе и напоил маленького воробышка.
Воробышек сказал ему «Спасибо!» и полетел в своё гнездо.
«Ну, вот скоро я и позавтракаю, до дома уже рукой подать», — подумал зайчишка и пошел дальше.
А в это время хлынул дождь. И зайчик снова услыхал жалобный писк. Это бабочка лежала в траве. Сильный дождь намочил ей крылья, и она не могла взлететь.
— Иди под зонтик! – сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.
Дождь скоро прошёл. У бабочки высохли крылья, она сказала зайчонку «Спасибо!» и улетела, а зайчик взял свой капустный лист и побежал дальше. Но едва он подошёл к реке, как увидел в воде полевую мышку. Она еле держалась за тонкую веточку и вода уже захлёстывала её.
— «Утонет…» — подумал зайчик и сразу же кинул свой капустный лист в воду.
— Вот тебе лодка, спасайся!
Мышка вскарабкалась на лист и приплыла к берегу.
— Спасибо тебе, зайчик! – сказала она и убежала.
А тем временем капустный лист подхватило течением, и он уплыл, издали похожий на зелёную круглую лодочку.
— Эх, уплыл мой завтрак! – воскликнул зайчик. – Ну, ничего, зато я напоил воробышка, спрятал от дождя бабочку и спас полевую мышку.
Слайд 1Капустный лист
(Сказка)
Е. Бехлерова
Слайд 2Нёс зайчик лист капусты.
Лист был большой и круглый.
Заяц
Слайд 4Вдруг он услышал писк.
Это воробышек лежал под кустом.
Слайд 5Пить , пить. Просил воробышек . Заяц принёс воды
в капустном листе.
Слайд 7Зайчик, спаси. Это бабочка лежала в траве.
Слайд 8Иди под зонтик . И поднял капустный лист.
Слайд 9Заяц побежал дальше . Спасите , спасите! В воде плавал мышонок.
Слайд 10Вот тебе лодка, спасайся! Мышка взобралась на лист.
Слайд 11 А капустный лист уплыл.
— Эх, уплыл
мой завтрак!-воскликнул зайчик.
— Ну ничего, зато я напоил воробышка, спрятал от дождя бабочку и спас полевую мышку.
Бехлерова Елена «Капустный лист»
Нёс зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шёл и радовался:
— Ну и позавтракаю же я на славу!
Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом: злой мальчишка подшиб его камнем.
— Пить, пить, — стал просить воробышек.
Зайчик сразу побежал к реке, принёс воды в капустном листе и напоил раненого воробья.
«Ну, а сейчас-то я наемся до отвала, до дома уже рукой подать»,— подумал зайчик и пошёл дальше. А в это время хлынул дождь.
«Подумаешь, дождь! Не боюсь тебя!» — сказал зайчик и припустил со всех ног домой. И снова его кто-то тихонько окликнул:
— Зайчик, спаси! — Это бабочка лежала в траве. — Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.
— Иди под зонтик! — сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.
Дождь скоро прошёл. Бабочка сказала «спасибо» и улетела, а зайчик взял свой лист и побежал дальше. Но едва он подошёл к реке, как увидел в воде полевую мышку. Она еле держалась за тонкую веточку, и вода уже захлёстывала её.
«Пожалуй, утонет…» — подумал зайчик. Недолго думая, кинул свой лист в воду.
— Вот тебе лодка, спасайся!
Мышка взобралась на лист и приплыла к берегу.
— Спасибо тебе, зайчик! — сказала она и убежала.
А тем временем капустный лист подхватило течением, и он уплыл, издали похожий на зелёную круглую лодочку
— Эх, уплыл мой завтрак! — воскликнул зайчик. — Ну, ничего, зато я напоил воробышка, спрятал от дождя бабочку и спас полевую мышку.
Рекомендуем посмотреть:
Сказка «Теремок»
Сказка «Маша и Медведь»
Сказка «Три медведя»
Сказка «Колобок»
Сказка «Заюшкина избушка»
Е. Бехлерова «Капустный лист»
Тема
: Е. Бехлерова «Капустный лист».
Задачи:
- познакомить учащихся с произведением Е.Бехлеровой;
- учить анализировать текст с помощью наводящих вопросов;
- развивать навыки осознанного чтения;
- воспитывать доброту, отзывчивость и внимательность к чужой беде на примере героя рассказа.
Самоопределение к деятельности.Психологический настрой.Жарқырап күн ашылды.Айнала нұр шашылды.Қайырлы күн! Біз көңілді баламыз.Қайырлы күн! Сәлемдесіп аламыз.Учитель:—
Какое произведение читали на прошлом уроке?
Ученик: —
«Жаворонок» Николая Сладкова.
Учитель: —
Чему посвящено это произведение?
Ученик: —
Рассказ посвящен приходу весны.
Учитель: —
О чем рассказал автор?
Ученик:-
Автор рассказал о том, что жаворонок своей красивой песней разбудил лесных жителей.
Индивидуальная работа по карточкам.
Допиши ответы на вопросы:
1) Какая птица разбудила весну? _____________________________________
2) Кто вылез из своих норок?_________________________________________
3) Кто заворочался в берлоге? ________________________________________
4) Чем казался жаворонок на солнце? _________________________________
5) Автор произведения «Жаворонок» __________________________________
Пересказ «Жаворонок»Актуализация знаний.1.Постановка цели урока.Учитель:—
Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Не барашек и не кот,Носит шубу круглый год.Шуба серая для лета,Для зимы другого цвета.Ученик: —
Заяц.
Слайд 2На доске появляется рисунок зайца.Учитель: —
Как на казахском языке будет звучать слово «заяц»?
Ученик: —
Қоян
.2. Речевая разминка.
На доске записана скороговорка:
Слайд 3У зайца Бубы заболели зубы.Учитель: —
Прочитайте скороговорку. (У
чащиеся читают вслух
)
— О ком в ней говорится?
Ученик: —
В скороговорке говорится о зайце.
Учитель:
— Прочитайте скороговорку так, чтобы все поняли о ком идет речь. (Несколько учащихся читают скороговорку, делая логическое ударение на слове «заяц»)
Учитель: —
Выразите в голосе настроение зайца. (
1-2 учащихся читают скороговорку, с грустной интонацией)Учитель: —
Почему зайцу грустно?
Ученик: —
У него болят зубы.
Учитель:—
От чего могут болеть зубы?
Ученик: —
Зубы болят, когда ешь много сладкого.
Учитель: —
Что нужно делать, чтобы зубы не болели.
Ученик: —
Сладкое есть в меру. Необходимо регулярно чистить зубы. ФИЗМИНУТКА
Скачут, скачут во лесочкеЗайцы – серые клубочки.(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)Прыг – скок, прыг – скок –Встал зайчонок на пенек. (Прыжки вперед – назад)Всех построил по порядку,Стал показывать зарядку.Раз! Шагают все на месте.Два! Руками машут вместе.Три! Присели, дружно встали.Все за ушком почесали.На четыре потянулись.Пять! Прогнулись и нагнулись.Шесть! Все встали снова в ряд,Зашагали как отряд.Постановка учебной задачи.Учитель: —
Назовите произведения, в которых встречается заяц.
Ученик: —
«Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц — хваста».
Работа в парах.(Учащимся раздаются карточки, на которых записаны прилагательные)
На карточке:
Трусливый, робкий, злой, внимательный, смелый, грустный, добрый, честный, отзывчивый.Учитель: —
Подчеркните слова, которые характеризуют (подходят) для зайца из сказок, которые вы читали. (
Время для выполнения 3-4 минуты
)
Учитель: —
Какие слова подчеркнули?
Ученик:
— Трусливый, робкий, грустный, добрый, честный.
Составление кластера. Слайд 4Слова, названные учащимися, вывешиваются на доску
.
Составляется кластер
.
Учитель: —
Сегодня мы познакомимся с произведением Елены Бехлеровой , героем которого является заяц. И определим, действительно ли такими качествами обладает герой этого рассказа.
Работа над произведением.1. Предсказание.Учитель: —
Откройте учебник «Родное слово» на с. 150.
— Прочтите название рассказа.
Ученик: —
«Капустный лист».
Учитель: —
Как вы думаете, о чем мы будем читать?
(Дети высказывают свои предположения)2. Чтение рассказа по частям.Анализ каждой части.(Учитель заранее делит текст на смысловые части)
1 часть.
Читает учитель
. Нес зайчик лист капусты. Лист большой, круглый. Зайчик шел и радовался:
— Ну, позавтракаю я нас славу!
Учитель:
— О ком говорится в рассказе?
Ученик: —
В рассказе говорится о зайце.
Учитель: —
Какое настроение у зайца?
Ученик: —
Настроение у зайца радостное.
Учитель: —
Чему он радовался?
Ученик: —
Он нашел капустный лист.
Учитель: —
Каким был найденный лист?
Ученик:
— Лист большой, круглый.
Учитель: —
Как вы думаете, позавтракает заяц капустным листом?
(Учащиеся высказывают свои предположения)
2 часть.
Учащиеся читают «цепочкой».
Вдруг он услышал жалобный писк. Это пищал воробышек. Злой мальчишка подшиб его камнем.
-Пить, пить, просит воробышек.
Зайчик не долго раздумывал. Побежал, принес воды в капустном листе и напоил птичку.
«Ну, а теперь домой пора!» — подумал зайчик.
Учитель: —
Кого встретил заяц?
Ученик: —
Заяц встретил воробья.
Учитель: —
Как на казахском языке будет звучать слово «воробей»?
Каталог:
uploads -> doc -> 1252 doc -> Сабақ тақырыбы: Шерхан Мұртаза «Ай мен Айша» романы Сабақ мақсаты: ҚР «Білім туралы» doc -> Сабақтың тақырыбы Бала Мәншүк ( Мәриям Хакімжанова) Сілтеме doc -> Ана тілі №2. Тақырыбы: Кел, балалар, оқылық Мақсаты doc -> Сабақ жоспары «Сәулет және дизайн» кафедрасының арнаулы пән оқытушысы, ҚР «Еуразиялық Дизайнерлер Одағының» мүшесі: Досжанова Галия Есенгелдиевна Пәні: Сурет және сұңғат өнері doc -> Сабақ Сабақтың тақырыбы : Кіріспе Сабақтың мақсаты : «Алаштану» курсының мектеп бағдарламасында алатын орны, Алаш қозғалысы мен Алашорда үкіметі тарихының тарихнамасы мен дерекнамасына қысқаша шолу doc -> Тәрбие сағаттың тақырыбы: Желтоқсан жаңғырығы doc -> Сабақтың тақырыбы : Әбунасыр Әл- фараби Сабақтың мақсаты doc -> Сабақ жоспары Тақырыбы: Үкілі Ыбырай Мектеп:№21ом мерзімі 1252 -> Жеткіншектік кезеңдегі агрессивті мінез-құлықты жеңу мен төмендетуге арналған психологиялық тренинг. Тренинг мақсаты 1252 -> Гүлдер әлемінде Мектепалды даярлық тобының тәрбиешісі
271,21 Kb.
Достарыңызбен бөлісу:
Цели: создать условия для
раскрытия смысла художественного произведения;
расширения представления об особенностях жанра (в основе лежит реальное событие);
способности развития художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни.
Оборудование: книги Е.И. Чарушина (выставка), портрет писателя.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
І. Оргмомент
ІІ. Изучение нового материала
1. Эмоциональная мотивация
Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
2. Целеполагание.
(Надпись на доске: «Я и мои друзья”).
Обратите внимание на содержание предложения, записанного на доске. Кто хочет поделиться своими мыслями, в чём смысл его? Для чего нужно заботиться о животных?
3. Работа с портретом.
Кому-то из вас сегодня предстоит впервые познакомиться с этим автором. Что бы вы могли и хотели рассказать Е.И. Чарушину о себе как о читателях?
(Рассказы детей о том, какие они читали книги Е. И. Чарушина).
Что вам интересно узнать о Е.И. Чарушине?
Предлагаю рассказ библиографов о писателе.
Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника” (С. Маршак).
Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно рассказывает о поведение животных.
Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.
Всю жизнь, с раннего детства, Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он немного подрос, стал ловить певчих птиц, ходить на охоту.
IІІ. Первичное восприятие художественного произведения
1. Отгадайте загадку:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж).
Кто это? По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где? Чем питается еж? А сейчас информатор сделает небольшое сообщение о еже.
Ёж — хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни шипы, ни свертывание в клубок. Во время ночной охоты на ежа часто нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от коварной лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при по пытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает ее.
2. Эмоциональная подготовка к восприятию.
Вы когда-нибудь вечером дома были одни? Отчего бывает страх? Испытывали ли вы когда-нибудь страх?
Сегодня мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ”. Кому удалось услышать что-нибудь в названии этого произведения? Попробуйте, слушая это произведение, отмечать свое настроение: какое оно, меняется или остается постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод.
(Ответы детей).
ІV. Анализ художественного произведения
1. Чтение рассказа самими учащимися.
2. Первичный анализ.
Что ты испытывал, слушая это произведение? Случалось ли кому-нибудь из вас переживать то же самое, что и героям?
3. Аналитическое вычитывание.
Что услышали ребята? Как они себя успокаивали? Прочитайте. Почему Петя бросились к Шуре? Как они боялись? Прочитайте. Кто топал по комнате?
Какие чувства испытывали мальчики в разные моменты действия? Почему вы так думаете? Попробуйте подтвердить это примерами из текста.
Работа в группах. Подумайте и обсудите: как развивались события в произведении? Составьте ленту основных, на ваш взгляд, событий.
Какие эпизоды произведения вы считаете напряженными, драматическими? Найдите и выразительно прочитайте эти моменты.
Ради чего Е.И. Чарушин написал для вас рассказ? Как вы думаете, что могло послужить поводом для рождения этого рассказа?
4. Художественное исполнение.
(Чтение диалога по ролям. Работа в парах).
Перечитайте в парах отрывок диалога ребят, стараясь передать все чувства, которые хотел донести до нас автор.
5. Возвращение к эпиграфу.
Почему на нашем уроке эти слова? Как вы их теперь понимаете? Что объединяет наш рассказ с эпиграфом.
V. Художественное творчество
Давайте подумаем, как мы с вами поступим, если вдруг окажемся в такой же ситуации? Поищите вокруг себя примеры, когда человек и животное оказываются рядом. Для чего нужно оберегать диких животных? Почему надо любить и беречь природу? Е.И. Чарушин на этот вопрос ответил так: «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные — это наша родная природа. Оберегать и любить их — это значит любить и беречь свою Родину”.
VI. Рефлексия
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чем особенно творчество писателя Е.И. Чарушина?
Чем интересен стиль изложения, «язык” писателя?
Какие формы работы на уроке вам больше понравились?
К чему бы вы хотели обратиться ещё раз (к произведениям автора)?
VIІ. Домашняя работа
Подготовьте пересказ текста (по выбору) от имени ребят, от имени ежа, от имени автора и нарисуйте картинку к любому эпизоду рассказа.