Материалы
Arzamas для занятий со школьниками! Подборка материалов для учителей и родителей
Всё, чем можно заняться на
онлайн-уроке
или просто так
Мультфильмы — победители фестивалей. Часть 2
Сказки, притчи, эксперименты и абсурд
Путеводитель по Ясной Поляне
Любимая скамейка Льва Толстого, теплица, конюшня и другие места
музея-усадьбы
писателя, которые стоит посмотреть с детьми
Детские стихи обэриутов
Хармс, Введенский, Заболоцкий и Владимиров о котах, тиграх, рыбаках и мальчиках по имени Петя
Мигранты: как бороться за свои права с помощью музыки
Хип-хоп, карнавал, говорящие барабаны и другие неочевидные способы
Старые пластинки: сказки народов мира
Слушаем и разбираем японские, итальянские, скандинавские и русские сказки
Видео: командир МКС спрашивает ученого о космосе
Лекция на высоте 400 километров
Как снять фильм
Фильм ужасов, комедия и мелодрама в домашних условиях
Самые необычные техники анимации
VR, мультфильмы из солнечных зайчиков, киселя и специй
Поиграйте на ударных инструментах мира
Узнайте, как устроены гонг, маримба и барабан, и соберите свой оркестр
Как поставить спектакль
Театр теней, читка и другие варианты домашнего спектакля для детей
Советские ребусы
Разгадайте детские ребусы
1920–70-х
годов
22 мультфильма для самых маленьких
Что смотреть, если вам нет шести
От «Дикой собаки динго» до «Тимура и его команды»
Что нужно знать о главных советских книгах для детей и подростков
Путеводитель по детской поэзии ХХ века
От Агнии Барто до Михаила Яснова: детские стихи на русском языке
10 книг художников
Страницы из кальки — миланский туман, а переплет — граница между реальностью и фантазией
Как выбрать современную детскую книжку
«Как „Пеппи“, только про любовь»: объясняем новые книги через старые
Словесные игры
«Шляпа», «телеграммы», «МПС» и другие старые и новые игры
Игры из классических книг
Во что играют герои произведений Набокова, Линдгрен и Милна
Пластилиновая анимация: российская школа
От «Пластилиновой вороны» до пластилиновой «Сосиски»
Мультфильмы — победители фестивалей
«Смелая мама», «Мой странный дедушка», «Очень одинокий петух» и другие
Нон-фикшн для детей
Как бьется сердце кита, что внутри ракеты и кто играет на диджериду — 60 книг о мире вокруг
Путеводитель по зарубежной популярной музыке
200 артистов, 20 жанров и 1000 песен, которые помогут разобраться в музыке 1950–2000-х
Мультфильмы по стихотворениям
Стихи Чуковского, Хармса, Гиппиус и Яснова в российской анимации
Домашние игры
Театр теней, поделки и бумажные куклы из детских книг и журналов
XIX–XX веков
Книжки для самых маленьких
Современная литература от 0 до 5: читать, разглядывать, учиться
Кукольная анимация: российская школа
«Влюбчивая ворона», «Чертенок № 13», «Лёля и Минька» и другие старые и новые мультфильмы
Умные раскраски
Музеи и библиотеки предлагают разрисовать свои коллекции
Репринты и переиздания детских книг
Любимые сказки, повести и журналы прошлого века, которые снова можно купить
Что можно услышать в классической музыке
Шаги по льду, голос кукушки и звуки ночного леса в великих композициях
XVIII–XX веков
Советские познавательные мультфильмы
Архимед, динозавры, Антарктида и космос — научно‑популярные мультфильмы в СССР
Логические задачи
Разрешите спор мудрецов, сделайте из рубашки птицу и правильно посчитайте котят
Современные детские рассказы
Лучшие короткие истории про бабушек, котов, шпионов и рыцарей
Как устроены русские колыбельные
Объясняем, чем страшен волчок и почему нельзя ложиться на краю. Бонус: 5 колыбельных группы «Наадя»
Музыкальные сказки
Как Чайковский,
Римский-Корсаков
и Прокофьев работают с сюжетами детских сказок
Армянская школа анимации
Самые бунтарские мультфильмы Советского Союза
Коллекция мультфильмов Дины Годер
Программный директор Большого фестиваля мультфильмов советует, что посмотреть с ребенком
Мультфильмы про искусство
Как рассказать детям о Пикассо, Поллоке и Татлине с помощью анимации
40 загадок обо всем на свете
Что жжет без огня и у кого в носу решето: загадки из «Чижа», «Ежа» и книг Маршака и Чуковского
Дворовые игры
«Светофор», «Штандер», «Колечко» и другие игры для большой компании
Стихи, которые интересно учить наизусть
Что выбрать, если задали выучить стихотворение про маму, Новый год или осень
Старые аудиоспектакли для детей
«Оле-Лукойе», «Серая Шейка», «Золушка» и другие интересные советские записи
Мультфильмы с классической музыкой
Как анимация работает с музыкой Чайковского, Верди и Гласса
Как устроены детские считалки
«Энэ, бэнэ, раба, квэнтэр, мантэр, жаба»: что всё это значит
Музыкальные сказки
Оперы и балеты Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и других великих композиторов XIX–XX веков, написанные по мотивам детских сказок
Балет «Щелкунчик» (1892)
Петр Чайковский
Одна из самых знаменитых русских музыкальных сказок — балет Петра Чайковского «Щелкунчик», последний балет композитора. Либретто на сюжет сказки Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» создал знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. История о том, как Клара (или Мари) вместе с Щелкунчиком побеждают Мышиного короля и Щелкунчик преображается в Принца, стала рождественской классикой.
В «Щелкунчике» взаимодействуют два мира: реальный, персонажами которого является семья Клары-Мари, и фантастический, где среди героев появляется Щелкунчик, игрушки, кукла, король мышей, фея Драже и другие. Реальный мир обрисован композитором простыми в музыкальном отношении средствами: здесь преобладает прозрачная оркестровка с привычными тембрами и классические танцы — мазурка, вальс, галоп, полька. Фантастический же мир рисуется совсем иначе, и именно в его создании проявилось новаторство Чайковского.
Открывает волшебный мир крестный Дроссельмейер, его появление сопровождает интересное тембровое сочетание певучего альта и двух тромбонов. В мире сказки возникает борьба добра и зла, что, конечно, отражено в музыке. Идеи добра характеризуют мягкие тембровые звучания. Здесь преобладают пассажи флейты, убаюкивающие переливы арфы, сверкающий звон нового в то время инструмента челесты Челеста — клавишно-ударный инструмент, похожий на миниатюрное фортепиано, но с металлическими или стеклянными пластинками внутри. По звучанию похожа на перезвон хрустальных колокольчиков (название celesta переводится с итальянского как «небесная»).. Идеи зла показаны с помощью совсем другой оркестровки, для которой характерен более низкий регистр, с участием бас-кларнета и тубы. Зловещее шуршание армии Мышиного короля показано с помощью марша, исполняемого фаготами и низкими струнными. В волшебном мире и танцы другие: испанский танец шоколада, арабский танец кофе, китайский танец чая и, конечно, таинственный «Вальс цветов».
Исполнение: Берлинский филармонический оркестр, дирижер Семен Бычков
Опера «Сказка о царе Салтане» (1900)
Николай Римский-Корсаков
«Сказка о царе Салтане», написанная Римским-Корсаковым к столетию со дня рождения Пушкина, одна из самых богатых по разнообразию оркестровых красок опер. Действие происходит в Тмутаракани и в городе Леденец на острове Буян. Рассказ о городе сопровождается торжественной колокольной темой. Три чуда из пушкинского текста показаны во вступлении перед последней картиной оперы. Белка с золотыми орешками представлена в оркестре темой народной песни «Во саду ли, в огороде» в исполнении флейты-пикколо. Морские богатыри с дядькой Черномором маршируют: в басу повторяется один и тот же мотив с нарастающей громкостью. И главное чудо — Царевна Лебедь. Чарующая прихотливая мелодия постепенно выливается в певучую тему, иллюстрируя волшебное превращение лебедя в прекрасную Царевну. Царевна Лебедь помогает во всем царевичу Гвидону: к примеру, обращает его в шмеля, чтобы он мог отправиться в Тмутаракань и увидеть своего отца. Именно здесь в опере звучит известная виртуозная мелодия полета шмеля.
Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Василий Небольсин, солисты Иван Петров, Евгения Смоленская
Опера «Золотой петушок» (1907)
Николай Римский-Корсаков
Опера «Золотой петушок» тоже написана на сюжет сказки Пушкина. Открывает сказку Звездочет, который дарит царю Додону Здесь и далее варианты написания Николая Римского-Корсакова. золотого петушка. Партию петушка исполняет высокий женский голос — сопрано. Шемаханская царица — источник всех бед жадного Додона — поет о чудесных землях, где она родилась, под аккомпанемент арфы и деревянных духовых инструментов. Тема царицы звучит изысканно, с остановкой на высоких нотах; в целом ее ария передает восточный колорит. Только сказка эта не простая. И царство Додона не настоящее. Композитор смеется над неудачливым правителем. Так, на заседании царской думы звучат скоморошьи темы, а объяснение в любви к Шемаханской царице Додон поет на мотив народной песни «Чижик-пыжик».
Исполнение: Академический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Дмитрий Китаенко, Академический Большой хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, солисты Евгений Нестеренко, Борис Тархов, Елена Устинова
Опера «Соловей» (1908–1914)
Игорь Стравинский
Первая опера Игоря Стравинского «Соловей» написана на сюжет сказки Ханса Кристиана Андерсена. Как и в сказке, в опере очень важно противостояние между настоящим соловьем и механическим. Партия живого Соловья написана для высокого женского голоса — колоратурного сопрано. Она вступает в спор с темой механического соловья, которую исполняет оркестр. По сюжету, несмотря на то, что император предпочел механического соловья настоящему, только песня живого Соловья способна исцелить императора от смертельной болезни и вернуть радость всем его придворным. Замечательно передан контраст между природой и фарфоровым дворцом китайского императора: например, оркестр играет нежный ноктюрн, когда действие происходит на опушке леса, и помпезный китайский (точнее, тут Стравинский подражает китайской музыкальной традиции) марш, когда мы оказываемся в пышных залах дворца.
Исполнение: Оркестр и хор Вашингтонской оперы, дирижер Игорь Стравинский, солисты Лоран Дрисколь, Рери Грист, Дональд Грамм
Опера «Елка» (1900)
Владимир Ребиков
В основе сюжета рождественской оперы Владимира Ребикова «Елка» сразу две сказки о бедных детях, лишенных тепла в праздничный вечер. Это «Девочка со спичками» Андерсена и рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Оперу предваряет указание композитора на то, что действие может происходить «в настоящее время, в том городе, где ставится опера». Опера камерная, здесь мало действующих лиц, поют только главная героиня (бедная Девочка) и призрак ее матери. Интонационно мелодии, написанные для Девочки, напоминают обычную речь, а краткие жалобные интонации звучат как ее мольба о подаянии. Обилие диссонансов во вступлении очень осовременивает звучание.
В опере несколько лейтмотивов. Самый нежный и трепетный — вальс, который олицетворяет недостижимое счастье, идеальный мир, где тепло и хорошо. Впервые вальс исполняют на пианино во время праздника в доме, где стоит богато украшенная елка. В вальс вторгаются короткие музыкальные фразы, исполняемые Девочкой, заглядывающей в окна дома. Второй раз вальс звучит по-другому: это мираж, сон Девочки, в котором она оказалась в роскошном дворце. Вокруг много других детей, а Принц ведет Девочку к трону — в исполнении второго вальса участвуют флейты, скрипки с тонкими подголосками альтов и фаготов, аккомпанементом челесты, колокольчиков и арфы.
Исполнение: Виктор Рябчиков.
К сожалению, полной записи оперы нет на стриминговых сервисах, но мы надеемся, что вы найдете возможность услышать ее живьем
Балет «Золушка» (1944)
Сергей Прокофьев
Балет на неизменный сюжет сказки Шарля Перро. Измученная постоянной работой Золушка (даже ее лирическая тема звучит устало) мечтает поехать на бал, ее противные сестры Кривляка и Злюка ссорятся из-за шали (их карикатурность и вредность подчеркнуты суховатой оркестровкой и диссонансами); Принц поначалу ведет себя высокомерно, но любовь его преображает: на балу он появляется под гром фанфар, а как только видит Золушку, музыка мгновенно меняется на лирическую. Преображением Золушки, как и положено по сюжету, руководит крестная, но переодевает девушку команда фей всех времен года под сюиту танцев. И, конечно же, на балу звучат всевозможные придворные танцы: паспье, бурре, мазурка, менуэт. А в середине праздника, когда гости пробуют угощения, оркестр исполняет марш. Он был сочинен Прокофьевым раньше для другого произведения — оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919). Любовь Золушки и Принца зарождается под звуки Большого вальса, но — часы бьют полночь: на фоне тремоло скрипок и пассажей кларнетов мерно отсчитывают время ксилофон и стук деревянного бруска. Еще одно напоминание о неумолимом времени — бой часов, который сопровождает весь балет.
Исполнение: Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Духовой оркестр Большого театра, дирижер Геннадий Рождественский, солисты Аркадий Футер и Михаил Черняховский
Балет «Конек-Горбунок» (1955)
Родион Щедрин
Первый балет композитора Родиона Щедрина написан на сюжет сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». С начальных тактов в музыке царит атмосфера народного праздника. Трубы и валторны по очереди проводят быструю тему-заставку всего действия, которая передает нескончаемый гомон толпы. Звучит мелодия танца с типичным русским притопом. В сказке-балете широко представлен жанр частушки: здесь и энергичные мелодии в сцене Ивана с братьями, и сочиненные Щедриным припевки в «Девичьем хороводе». В состав оркестра композитор включил большое число ударных инструментов: колокольчики, колокола, бубенчики, треугольник, барабаны, литавры, а также трещотки.
Три картины первого действия знакомят нас с главными действующими лицами балета. Под «балалаечный» аккомпанемент у фаготов и низких струнных инструментов появляется лейтмотив братьев Ивана. Тема у братьев одна, так как Данила и Гаврила похожи во всем друга на друга. Это тяжеловесная угловатая тема с чеканным ритмом, акцентами и повторениями: братья упрямы и заносчивы.
Маленький Конек не столько волшебный, сколько смекалистый, себе на уме. Тема Конька звучит у флейты-пикколо и бубенчиков. Она схожа с лейтмотивом самого Ивана, которому Конек во всем помогает. Царь-девица охарактеризована несколькими темами. Ее первый лейтмотив — тема-зов с невероятно красочной оркестровкой, эта мелодия роднит героиню с фантастическим миром этого балета. А второй лейтмотив Царь-девицы появляется уже после встречи с Иваном. Она становится русской героиней — звучит колыбельная песня, заимствованная композитором из сборника Лядова «Песни русского народа».
Балет заканчивается веселым праздником с перезвоном колоколов. Величают молодых — Ивана с Царь-девицей. Молодежь водит хороводы: плавный русский танец невесты сменяет молодецкая пляска жениха. Сопровождает всеобщее веселье тема Конька-Горбунка.
Исполнение: Оркестр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, дирижер Георгий Жемчужин
Опера-балет «Дитя и волшебство» (1919–1925)
Морис Равель
Либретто «Дитя и волшебства» Мориса Равеля написано по мотивам сразу нескольких литературных произведений: сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена и Метерлинка. По сюжету расшалившегося мальчика перевоспитывают животные и ожившие предметы: Кушетка, Китайская Чашка, Огонь, Кошка, Кресло, Летучая Мышь — вот лишь некоторые из них. Это опера-балет, поэтому все персонажи не только поют мелодичные арии, но и танцуют фокстрот, вальс-бостон, менуэт, галоп, канкан и другие танцы.
Атмосферу волшебства создает необычный оркестр. В его составе наряду с традиционными симфоническими инструментами есть особенные фантастические тембры: ветряная машина (эолифон), лютеал (модификация фортепиано), джазовая флейта с кулисой и даже сырная терка! Музыка часто строится на звукоподражании: оркестр и исполнители имитируют кошачье мяуканье и лягушачье кваканье, бой часов и звон разбивающейся чашки. Учитель арифметики, вылезающий из разорванной книжки, поет то звонким фальцетом, то нарочито гнусавым голосом, зажав нос. Так в этой шутливой сцене возникает вихревое бессвязное движение, от которого у мальчика начинает кружиться голова. В другой сцене вокальная партия Огня передает свободное движение языков пламени: ее вьющаяся виртуозная мелодия, достигающая предельно высоких нот, скорее инструментальная, нежели вокальная.
Исполнение: Национальный оркестр Французского радио, дирижер Лорин Маазель, солисты Франсуаз Ожеа, Мишель Сенешаль
Симфоническая сказка «Петя и Волк» (1936)
Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев написал музыкальную симфоническую сказку специально для Московского детского театра. Главный герой сказки — десятилетний Петя, отважный пионер — победитель Волка, одолевший его до появления Охотников. Обычно сказка исполняется так: рассказчик читает текст, а оркестр озвучивает все, что в нем происходит.
Тему каждого героя играет один инструмент или группа сходных по тембру инструментов симфонического оркестра. Например, Дедушку, недовольного тем, что внук ушел за калитку без разрешения, изображает низкий деревянный духовой инструмент — фагот; бесстрашного Петю — струнный квартет (две партии скрипок, альты и виолончели), а его друга и помощника Птичку — флейта, которая лучше всего передает трепет маленьких крыльев и звонкие трели.
Характер главного Петиного врага — Волка — передают медные инструменты, самые мощные, громкие в оркестре. В низком регистре три валторны играют тяжелые аккорды в миноре. У Птички тоже есть недоброжелатели: Кошка, чью крадущуюся походку передает кларнет, и заносчивая и высокомерная Утка. В момент спора Утки и Птички о том, кто настоящая птица, в оркестре звучат две темы одновременно: свистящие пассажи флейты изображают пение Птички, а кряканье Утки передает другой деревянный духовой инструмент — гобой. Утка хоть и хвасталась, но бежала слишком медленно, и быстрый Волк проглотил ее на ходу. Но от Пети Волк не смог убежать: мальчик его поймал и с помощью Охотников отправил в Зоологический музей. Завершается сказка торжественным шествием победителей, в котором темы всех героев звучат по очереди.
Исполнение: Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов, текст читает Наталия Сац
Опера «Снегурочка» (1881)
Николай Римский-Корсаков
Либретто оперы написал сам Римский-Корсаков на основе пьесы Островского «Снегурочка». Снегурочка приходит в волшебное царство берендеев, чтобы обрести теплое чувство любви, но, добившись этого, трагически тает. Слушатели оперы не должны печалиться, ведь только благодаря появлению и гибели Снегурочки в царстве Берендея снова наступает теплое лето, дарованное лучами бога Ярилы.
Римский-Корсаков делил многочисленных персонажей оперы на три группы: мифологические (Дед Мороз, Весна-Красна, Леший), полумифологические (Снегурочка, Лель, царь Берендей) и реальные (Купава, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха, Бермята, бирючи). У каждой группы своя музыкальная характеристика, у каждого персонажа — свой лейтмотив. Например, появление Весны сопровождается теплым тембром валторн, а появление Мороза — застывшей «холодной» музыкой в низком регистре. Образ народного певца Леля складывается из трех песен — протяжной, хороводной, плясовой, а образ Снегурочки сочетает строгую партию флейты с лирическими мелодиями в вокальной партии. Появление «реального» человека Мизгиря сопровождается густым тембром бас-кларнета. Большую роль в опере играют хоры: так, в сюжете участвует народ берендеев, например в сцене «Проводы Масленицы» и в финале: звучание хора нарастает — как яркость солнца, которое снова светит над Берендеевым царством.
Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Евгений Светланов, солисты Иван Козловский, Вера Фирсова, Алексей Кривченя
Балет «Жар-птица» (1909–1910)
Игорь Стравинский
Игорь Стравинский написал «Жар-птицу» по заказу Сергея Дягилева для Русских сезонов. В основе либретто, созданного выдающимся хореографом Михаилом Фокиным, сюжеты нескольких народных сказок (об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кощее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе) и одной авторской — «Ночных плясок» Сологуба. В погоне за Жар-птицей Иван-царевич попадает в чудесный сад. Там он видит богатырей, которых Кощей Бессмертный обратил в камень за то, что они пытались спасти украденных им невест. Теперь невесты-царевны живут в замке Кощея и выходят в сад играть. С ними — Ненаглядная Краса, в которую влюбляется Иван-царевич. Разъяренные слуги Кощея хватают Ивана, побежавшего за царевнами, но ему удается спастись благодаря ослепительному свету от пера Жар-птицы. Так чары злого царства рушатся, и на его месте возникает христианский город. Заколдованные богатыри оживают и находят своих невест, а Иван-царевич — теперь уже правитель нового города — женится на Ненаглядной Красе.
В балете сосуществуют три сказочных мира: темное царство Кощея, чудесный сад с золотыми яблоками и христианский город с куполами. Кощеево войско пускается в «Поганый пляс» с характерными ритмическими перебоями и яркими свистами флейты-пикколо; появление Жар-птицы сопровождают нежные мелодии колыбельной в исполнении деревянных духовых и струнных инструментов. В хороводе царевен Стравинский использует цитату из русской народной песни «Как по садику, садику», а в радостном финале — из песни «Не сосна у ворот раскачалася».
Исполнение: Columbia Symphony Orchestra, дирижер Игорь Стравинский
Балет «Спящая красавица» (1889)
Петр Чайковский
В балете «Спящая красавица» Чайковского, написанном по сказке Шарля Перро, как это обычно и бывает в сказках, сталкиваются два мира: мир добра, за который отвечает фея Сирень, и мир зла, олицетворением которого является фея Карабос. У каждой феи свой лейтмотив: у феи Сирени это нежный лирический вальс, а у феи Карабос — неустойчивая и резкая, постоянно меняющаяся музыка.
Темы сталкиваются уже в прологе, и там побеждает добро. А вот в тот момент, когда главная героиня балета — Аврора — укалывается веретеном, полученным от Карабос, всепобеждающе звучит тема злой феи. Лейтмотив сна Авроры в начале мелодически перекликается с лейтмотивом феи Карабос, но уже во втором акте балета он близок теме добра. Полная победа добра происходит в третьем акте, наполненном ликующими мелодиями. Большую роль в финале играют многочисленные звукоподражательные приемы. Под звуки полонеза на свадьбе принца Дезире и принцессы Авроры появляются гости — персонажи из других сказок Шарля Перро: Золушка и принц Фортюне, Красавица и Чудовище, Синяя Борода и его жена и другие. Каждая пара героев представлена индивидуально как музыкально, так и хореографически. Так, например, па-де-де принцессы Флорины и Синей Птицы благодаря порхающим взмахам рук, легким прыжкам и кружениям напоминает свободный и легкий полет птиц. Музыкально этот образ передается с помощью вьющихся мелодий, исполняемых флейтами и кларнетами, которые подражают пению фантастических птиц. В эпизоде «Кот в сапогах и белая кошечка» звучание гобоев и фаготов подражает кошачьему мяуканью, а эпизод «Красная Шапочка и волк» ритмически передает мелкие торопливые шаги девочки.
Исполнение: Лондонский симфонический оркестр, дирижер Андре Превин
Балет «Чиполлино» (1974)
Карен Хачатурян
За сюжетную основу балета взята знаменитая сказка Джанни Родари «Приключения Чиполлино» о храбром мальчике-луковичке, борющемся с правителями-богатеями — Лимоном и Помидором, а за музыкальную — замечательный мультфильм «Чиполлино» 1961 года. В балете есть музыка и из других мультфильмов, где композитором был Хачатурян: «Когда зажигаются елки» (1950), «Лесные путешественники» (1951), «Сладкая сказка» (1970), «Необыкновенный матч» (1955), «Старые знакомые» (1956).
В этом балете нет закрепленных за персонажами лейтмотивов, музыка следует за сюжетом, а не за конкретными героями. Например, погоня за Чиполлино очень точно передана с помощью задорной музыки с подпрыгивающим ритмом, намекающим зрителям, что бояться за героя не стоит. Детская простота и доступность балета подчеркнута и преобладанием в партитуре действенных номеров (например, освобождение Чиполлино и встреча с друзьями, появление принца Лимона с гвардией) над традиционными балетными (как па-де-де Магнолии и Вишенки, вариация стражника, вариация Магнолии). Несложная хореография позволяет участвовать в представлениях даже юным танцорам. А еще на основе балета Хачатурян создал детскую сюиту для фортепиано в четыре руки .
Исполнение: Симфонический оркестр Большого театра, дирижер Александр Копылов
Читайте также материал «Что можно услышать в классической музыке»
Детская комната
Спецпроект
Детская комната Arzamas
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Марсель Пруст в поисках потерянного времени
Как жили первобытные люди
Дадаизм — это всё или ничего?
Третьяковка после Третьякова
«Народная воля»: первые русские террористы
Скандинавия эпохи викингов
Языки архитектуры XX века
Портрет художника эпохи СССР
Английская литература XX века. Сезон 2
Ощупывая
северо-западного
слона
Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова
Взлет и падение Новгородской республики
История русской эмиграции
Остап Бендер: история главного советского плута
Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»
Главные идеи Карла Маркса
Олег Григорьев читает свои стихи
История торговли в России
Жак Лакан и его психоанализ
Мир средневекового человека
Репортажи с фронтов Первой мировой
Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?
Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)
Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме
Немецкая музыка от хора до хардкора
Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?
Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?
История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней
Берлинская стена. От строительства до падения
Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига
Польское кино: визитные карточки
Зигмунд Фрейд и искусство толкования
«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского
Английская литература XX века. Сезон 1
Культурные коды экономики: почему страны живут
по-разному
Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?
Золотая клетка. Переделкино
в 1930–50-е годы
Как исполнять музыку на исторических инструментах
Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем
Как гадают ханты, староверы, японцы и дети
Последние Романовы: от Александра I до Николая II
Отвечают сирийские мистики
Как читать любимые книги по-новому
Как жили обыкновенные люди в Древней Греции
Путешествие еды по литературе
Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне
Легенды и мифы советской космонавтики
Гитлер и немцы: как так вышло
Как Марк Шагал стал всемирным художником
«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского
Лесков и его чудные герои
Культура Японии в пяти предметах
5 историй о волшебных помощниках
Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?
Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток
Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации
Что такое романтизм и как он изменил мир
Финляндия: визитные карточки
Как атом изменил нашу жизнь
Данте и «Божественная комедия»
Шведская литература: кого надо знать
Теории заговора: от Античности до наших дней
Зачем люди ведут дневники, а историки их читают
Помпеи до и после извержения Везувия
Народные песни русского города
Метро в истории, культуре и жизни людей
Что мы знаем об Антихристе
Джеймс Джойс и роман «Улисс»
Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?
«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)
Безымянный подкаст Филиппа Дзядко
Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно
Как читать китайскую поэзию
Как русские авангардисты строили музей
Как революция изменила русскую литературу
Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?
Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой
Криминология: как изучают преступность и преступников
Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль
Введение в гендерные исследования
Документальное кино между вымыслом и реальностью
Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)
Как мы чувствуем архитектуру
Американская литература XX века. Сезон 2
Американская литература XX века. Сезон 1
Холокост. Истории спасения
Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?
У Христа за пазухой: сироты в культуре
Первый русский авангардист
Как увидеть искусство глазами его современников
История исламской культуры
История Византии в пяти кризисах
История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)
Поэзия как политика. XIX век
Особенности национальных эмоций
Русская литература XX века. Сезон 6
10 секретов «Евгения Онегина»
Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы
История завоевания Кавказа
Ученые не против поп-культуры
Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России
Что такое современный танец
Как железные дороги изменили русскую жизнь
Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо
Россия и Америка: история отношений
Как придумать свою историю
Россия глазами иностранцев
История православной культуры
Русская литература XX века. Сезон 5
Как читать русскую литературу
Блеск и нищета Российской империи
Жанна д’Арк: история мифа
Любовь при Екатерине Великой
Русская литература XX века. Сезон 4
Социология как наука о здравом смысле
Русское военное искусство
Закон и порядок
в России XVIII века
Как слушать
классическую музыку
Русская литература XX века. Сезон 3
Повседневная жизнь Парижа
Русская литература XX века. Сезон 2
Рождение, любовь и смерть русских князей
Петербург
накануне революции
«Доктор Живаго»
Бориса Пастернака
Русская литература XX века. Сезон 1
Архитектура как средство коммуникации
Генеалогия русского патриотизма
Несоветская философия в СССР
Преступление и наказание в Средние века
Как понимать живопись XIX века
Греческий проект
Екатерины Великой
Правда и вымыслы о цыганах
Исторические подделки и подлинники
Театр английского Возрождения
Марсель Пруст в поисках потерянного времени
Как жили первобытные люди
Дадаизм — это всё или ничего?
Третьяковка после Третьякова
«Народная воля»: первые русские террористы
Скандинавия эпохи викингов
Языки архитектуры XX века
Портрет художника эпохи СССР
Английская литература XX века. Сезон 2
Ощупывая
северо-западного
слона
Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова
Взлет и падение Новгородской республики
История русской эмиграции
Остап Бендер: история главного советского плута
Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»
Главные идеи Карла Маркса
Олег Григорьев читает свои стихи
История торговли в России
Жак Лакан и его психоанализ
Мир средневекового человека
Репортажи с фронтов Первой мировой
Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?
Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)
Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме
Немецкая музыка от хора до хардкора
Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?
Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?
История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней
Берлинская стена. От строительства до падения
Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига
Польское кино: визитные карточки
Зигмунд Фрейд и искусство толкования
«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского
Английская литература XX века. Сезон 1
Культурные коды экономики: почему страны живут
по-разному
Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?
Золотая клетка. Переделкино
в 1930–50-е годы
Как исполнять музыку на исторических инструментах
Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем
Как гадают ханты, староверы, японцы и дети
Последние Романовы: от Александра I до Николая II
Отвечают сирийские мистики
Как читать любимые книги по-новому
Как жили обыкновенные люди в Древней Греции
Путешествие еды по литературе
Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне
Легенды и мифы советской космонавтики
Гитлер и немцы: как так вышло
Как Марк Шагал стал всемирным художником
«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского
Лесков и его чудные герои
Культура Японии в пяти предметах
5 историй о волшебных помощниках
Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?
Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток
Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации
Что такое романтизм и как он изменил мир
Финляндия: визитные карточки
Как атом изменил нашу жизнь
Данте и «Божественная комедия»
Шведская литература: кого надо знать
Теории заговора: от Античности до наших дней
Зачем люди ведут дневники, а историки их читают
Помпеи до и после извержения Везувия
Народные песни русского города
Метро в истории, культуре и жизни людей
Что мы знаем об Антихристе
Джеймс Джойс и роман «Улисс»
Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?
«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)
Безымянный подкаст Филиппа Дзядко
Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно
Как читать китайскую поэзию
Как русские авангардисты строили музей
Как революция изменила русскую литературу
Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?
Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой
Криминология: как изучают преступность и преступников
Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль
Введение в гендерные исследования
Документальное кино между вымыслом и реальностью
Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)
Как мы чувствуем архитектуру
Американская литература XX века. Сезон 2
Американская литература XX века. Сезон 1
Холокост. Истории спасения
Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?
У Христа за пазухой: сироты в культуре
Первый русский авангардист
Как увидеть искусство глазами его современников
История исламской культуры
История Византии в пяти кризисах
История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)
Поэзия как политика. XIX век
Особенности национальных эмоций
Русская литература XX века. Сезон 6
10 секретов «Евгения Онегина»
Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы
История завоевания Кавказа
Ученые не против поп-культуры
Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России
Что такое современный танец
Как железные дороги изменили русскую жизнь
Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо
Россия и Америка: история отношений
Как придумать свою историю
Россия глазами иностранцев
История православной культуры
Русская литература XX века. Сезон 5
Как читать русскую литературу
Блеск и нищета Российской империи
Жанна д’Арк: история мифа
Любовь при Екатерине Великой
Русская литература XX века. Сезон 4
Социология как наука о здравом смысле
Русское военное искусство
Закон и порядок
в России XVIII века
Как слушать
классическую музыку
Русская литература XX века. Сезон 3
Повседневная жизнь Парижа
Русская литература XX века. Сезон 2
Рождение, любовь и смерть русских князей
Петербург
накануне революции
«Доктор Живаго»
Бориса Пастернака
Русская литература XX века. Сезон 1
Архитектура как средство коммуникации
Генеалогия русского патриотизма
Несоветская философия в СССР
Преступление и наказание в Средние века
Как понимать живопись XIX века
Греческий проект
Екатерины Великой
Правда и вымыслы о цыганах
Исторические подделки и подлинники
Театр английского Возрождения
Все курсы
Спецпроекты
Где сидит фазан?
Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин
Путеводитель по благотворительной России XIX века
27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи
Колыбельные народов России
Пчелка золотая да натертое яблоко. Пятнадцать традиционных напевов в современном исполнении, а также их истории и комментарии фольклористов
История Юрия Лотмана
Arzamas рассказывает о жизни одного из главных
ученых-гуманитариев
XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»
Волшебные ключи
Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях
Наука и смелость. Второй сезон
Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими
«1984». Аудиоспектакль
Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»
История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим
Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах
История игр за 17 минут
Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр
Истории и легенды городов России
Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова
Путеводитель по венгерскому кино
От эпохи немых фильмов до наших дней
Дух английской литературы
Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле
Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни
Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров
Советская кибернетика в историях и картинках
Как новая наука стала важной частью советской культуры
Игра: нарядите елку
Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю
Что такое экономика? Объясняем на бургерах
Детский курс Григория Баженова
Всем гусьгусь!
Мы запустили детское
приложение с лекциями,
подкастами и сказками
Открывая Россию: Нижний Новгород
Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области
Как устроен балет
О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета
Железные дороги в Великую Отечественную войну
Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка
Война
и жизнь
Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет
Фландрия: искусство, художники и музеи
Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все
Еврейский музей и центр толерантности
Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах
Музыка в затерянных храмах
Путешествие Arzamas в Тверскую область
Подкаст «Перемотка»
Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке
Arzamas на диване
Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas
Как устроен оркестр
Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера
Британская музыка от хора до хардкора
Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах
Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию
Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта
Новая Третьяковка
Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах
Видеоистория русской культуры за 25 минут
Семь эпох в семи коротких роликах
Русская литература XX века
Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры
Детская комната Arzamas
Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами
Аудиоархив Анри Волохонского
Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда
1960-х
— начала
1970-х годов
История русской культуры
Суперкурс
Онлайн-университета
Arzamas об отечественной культуре от варягов до
рок-концертов
Русский язык от «гой еси» до «лол кек»
Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах
История России. XVIII век
Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей
Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур
Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции
Что такое античность
Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях
Как понять Россию
История России в шпаргалках, играх и странных предметах
Каникулы на Arzamas
Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе
Русское искусство XX века
От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео
Европейский университет в
Санкт-Петербурге
Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих
Пушкинский
музей
Игра со старыми мастерами,
разбор импрессионистов
и состязание древностей
Стикеры Arzamas
Картинки для чатов, проверенные веками
200 лет «Арзамасу»
Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю
XX век в курсах Arzamas
1901–1991: события, факты, цитаты
Август
Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел
Идеальный телевизор
Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей
Русская классика. Начало
Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 28 человек из 20 регионов
- Сейчас обучается 62 человека из 35 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
2 слайд
Пастушья дудочка
(русская народная сказка)
Жили в одном селе старик да старуха, бедные-пребедные, и был у них сын Иванушка. С малых лет любил он на дудочке играть. И так-то он хорошо играл, что все слушали — наслушаться не могли.
Подрос Иванушка и пошел на заработки в другие села. Пришел в дальнее село и стал работать пастухом.
Хорошо работал, ни одной овцы не потерял, только деньги за работу хозяин платить не хотел, за что и поплатился, так как от игры Иванушки проплясал с женой весь день и опозорился на всю деревню.В этой сказке музыкальный инструмент – дудочка.
-
3 слайд
Волшебная дудочка
(русская народная сказка)
Эта сказка о девушке, у которой отец, после смерти ее матери, женился еще раз на вдовице с дочерью. Мачеха невзлюбила падчерицу и ругала ее все время, да и отец решил старые наряды мертвой жены между девочками поровну поделить. И когда девушки пошли по ягоды, столкнула дочь мачехи сестру свою в болото.
Проходивший мимо старик-странник срезал на том месте травяную дудочку и под мелодию от этой дудочки стала девушка петь и рассказывать, как сестру свою загубила. Спасли жители деревни бедную, а мачеху с ее дочерью выгнали из деревни.
В сказке присутствует музыкальный инструмент: самодельная дудочка. -
4 слайд
Музыкант-чародей
(белорусская народная сказка)
Жил талантливый музыкант, пение его и игра на самодельной дудочке очень нравились людям. Смастерил он однажды себе скрипку и стал путешествовать.
Только невзлюбили его главные в городах, так как от игры его люди переставали их слушать и решили сгубить музыканта с помощью демонов.
Наслали те на него волков, да только от игры скрипки остолбенели волки, а затем и вовсе убежали обратно в лес.Главный музыкальный инструмент в сказке – скрипка.
-
5 слайд
Бременские музыканты
(Братья Гримм)
Эта сказка о том, как однажды собрались животные, которых бросили их прежние хозяева, вместе, и пошли в Бремен, чтобы стать музыкантами. Только встретили они на пути своем дом злых разбойников. Тогда обманули животные разбойников и напугав тех, выгнали из дома, а сами решили остаться и жить поживать.
Эта сказка особенная, потому что в ней нет музыкальных инструментов, но есть такое направление музыки, как пение. -
6 слайд
Музыкальный магазин
(Люцина Легут)
Эта сказка про двух сверчков, которых зовут пан Тэофас и пан Боло, и одну очень назойливую Муху и двух её «гениальных, необыкновенных, чудесных детей» Бубчо и Бобо, которые хотели играть на музыкальных инструментах сразу, без обучения.
В сказке присутствуют такие музыкальные инструменты, как: скрипка, труба, виолончель, гитара, рояль и множество других. -
7 слайд
Весенняя песня
(Туве Янссон)
Музыкальный инструмент, присутствующий в сказке: музыкальная гармошка.
Эта сказка о Снусмумрике, который гулял один в солнечный день и захотел написать замечательную песню, но вдруг его уединению помешала безымянная малышка.
Он злился, так как она мешала ему сочинят песню, но после того как он придумал ей имя и она убежала. Весь день Снусмумрик бродил и ночью пожелал у месяца, не написать песню о которой он так мечтал, а снова увидеться с малышкой. -
8 слайд
Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
(Сельма Лагерлеф. Глава 5)Музыкальный инструмент в этой сказке – волшебная дудочка.
В главе рассказывается, как мальчик Нильс попал в Глиммингенский замок.
В замке жило очень много крыс, мешающих жизни сов и аистов, давно заселивших замок.
Тогда мальчик сделал волшебную дудочку, и под гипнотические звуки, крысы ушли из замка и, повинуясь игре сидящего на спине гуся Нильса, утонули в озере.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 054 693 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 31.01.2017
- 658
- 1
Рейтинг:
3 из 5
- 31.01.2017
- 5392
- 15
- 31.01.2017
- 1180
- 0
- 31.01.2017
- 654
- 0
- 31.01.2017
- 459
- 0
- 31.01.2017
- 1826
- 12
- 31.01.2017
- 4365
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»
-
Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»
От фортепианной миниатюры до масштабной оперы – вспоминаем, на создание каких произведений вдохновляли композиторов царь Салтан и Золотая рыбка, Царевна-Лебедь и Кот-ученый.
Музыкальные картинки к «Сказке о царе Салтане» от Римского-Корсакова
Большой вклад в историю развития сказочных образов в музыке внес Н.А. Римский-Корсаков. Волшебные и фантастические темы и сюжеты не раз захватывали и увлекали творческое воображение композитора (можно вспомнить его оперы: «Снегурочку» и «Садко», «Кащея Бессмертного» и «Младу»).
К сказкам Пушкина Римский-Корсаков в своем оперном творчестве обращается дважды. В 1900 году состоялась премьера его оперы «Сказка о царе Салтане». Обладающая яркой изобразительностью, живописная и красочная музыка оперы рисует волшебный город Леденец, портреты персонажей сказки Пушкина: царя Салтана и его жены (в опере царица имеет имя — Милитриса), Гвидона и чудесной Царевны.
⠀
Особое значение в партитуре оперы приобрели музыкальные картины природы и сцены волшебных и сказочных чудес, изображать которые в музыке Римский-Корсаков умел, как никто другой.
Из вступлений к I, II, IV действиям оперы Римский-Корсаков составил симфоническую сюиту «Картинки к «Сказке о царе Салтане». Так, сказка Пушкина обрела жизнь не только на оперной, но и на концертной сцене.
Послушайте симфонический антракт «Три чуда», в котором праздничную и приподнято-радостную тему города Леденца, сменяют шутливая мелодия Белочки («Во саду ли, в огороде») и тема шествия 33-х богатырей, а завершает антракт чудесная картина превращения Лебеди в Царевну.
Концертной пьесой, вошедшей в репертуар многих исполнителей-виртуозов, стал и знаменитый эпизод оперы — «Полет шмеля».
⠀
Литературно-музыкальная композиция по мотивам оперы Римского-Корсакова:
Вторая опера Римского-Корсакова, написанная по сказке Пушкина «Золотой Петушок», была поставлена на сцене в 1909 году уже после смерти композитора. Несколько переделав сюжет и расставив свои акценты в произведении Пушкина, Римский-Корсаков с либреттистом В.И. Бельским создали оперу-сатиру, выпячивающую и высмеивающую недостатки и промахи современной им власти. Этого цензура не заметить не смогла и всячески препятствовала постановке оперы, законченной композитором еще в 1907 г. Так, последняя опера-сказка Римского-Корсакова подняла на рубеже веков совсем не «сказочную» тему, и заострила внимание думающей публики на реальных проблемах неспокойного времени, в которое она возникла.
«Золотая рыбка» Николая Черепнина
Через несколько лет после премьеры оперы Римского-Корсакова «Золотой Петушок» в истории русской музыки появляется еще одно крупное сочинение, посвященное сказке Пушкина.⠀
В 1912 году композитор Н. Черепнин создает 6 музыкальных иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке» для фортепиано, которые посвящает своему «милому сыну Саше».
Н. Черепнин принадлежит к поколению, которое хоть и впитало в себя традиции, заложенные композиторами «Могучей кучки», но стремилось открыть новое в музыкальном искусстве, обновляло музыкальный язык, искало новые формы и своими произведениями писало историю стиля модерн. Черты этого стиля можно услышать и в музыке Черепнина к сказке Пушкина.
Шесть фортепианных пьес Черепнина чередуются с поэтическими цитатами из Пушкина, которые композитор подробно иллюстрирует с помощью музыкальных средств. Красочная, богато украшенная музыкальным орнаментом и декоративными деталями, полная звукоизобразительных эффектов и характерных тем-портретов музыка Черепнина стала основой для балета «Золотая рыбка», премьера которого состоялась в 1937 году.
Балет «Балда» на музыку Шостаковича
В 1930-е годы к тексту сказки Пушкина обращается композитор Дмитрий Шостакович. Специально для мультипликационного фильма «Сказке о попе и его работнике Балде», задуманного режиссером М. Цехановским, композитор создает колоритную, «балаганную», наполненную интересными гротескными и сатирическими деталями музыку.
Мультфильм так и не вышел на экраны, остались лишь некоторые сцены, Шостакович же из готовых музыкальных номеров создал Сюиту (соч. 36а):
- Увертюра,
- Сон поповой челяди,
- Марш уток,
- Танец Попа с Чертом,
- Танец Звонаря,
- Танец мертвецов,
- Финал.
Эта работа Шостаковича привлекала к себе разных музыкантов, на материале музыки к фильму в 1979 г. создает и записывает сюиту Г. Рождественский. А в 1999 г. на сцене Большого театра был показан балет «Балда», в основе которого лежала музыка Шостаковича в редакции В. Бибергана.
«Сказка о медведихе» и музыка Баневича
Знаете ли вы, что помимо известных и любимых всеми сказок о Золотой рыбке и о царе Салтане, о Балде и о Золотом петушке, о мертвой царевне и семи богатырях Пушкин является автором еще одной сказки, которой литературоведы дали название «Сказка о медведихе»?
Над этой сказкой (сюжет которой, надо сказать, весьма трагичный: в самом начале произведения мужик убивает медведиху и забирает ее трех медвежат) Пушкин работал в 1830 г. во время своей знаменитой поездки в Болдино, но оставил историю медведихи незавершенной.
Не смотря на это, «Сказке о медведихе» даже посвящено музыкальное сочинение. Литературный эпиграф из этого неоконченного произведения Пушкина открывает фортепианную миниатюру «Еж» современного композитора Сергея Баневича. Еж — один из лесных персонажей сказки, которые приходят к медведю оплакивать медведицу.
Пьеса «Еж» вошла в сюиту С. Баневича «По сказкам Пушкина», которая стала своеобразным музыкальным калейдоскопом из образов, созданных русским поэтом.
Сюиту для фортепиано «По сказкам Пушкина» составили разнохарактерные и разножанровые миниатюры:
«Кораблик» и «Сватья баба Бабариха» (по мотивам «Сказки о Царе Салтане»),
«Кот ученый» (из «Руслана и Людмилы»),
«Бесенок» и «Зайка» (из «Сказки о попе и о работнике его Балде»),
«Еж» («Сказка о медведихе»),
«Зеркальце», «Ветер, ветер!», «Гроб качается хрустальный…» (по мотивам «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»),
«Золотая рыбка» и «У разбитого корыта» («Сказка о рыбаке и рыбке»).
⠀
Каждая пьеса предваряется строками из сказки Пушкина, которые передают содержание музыкальной миниатюры.
Все пьесы отмечены ярким узнаваемым стилем автора, который за особый лиризм, мелодичность музыкального языка и искренность высказывания любим слушателями и исполнителями.
⠀
Прокофьев Петя и волк
Сергей Прокофьев Витя и волк
Сказка Петя и волк
Герои из симфонической сказки Петя и волк
Раскраска к сказке Петя и волк Прокофьева
Симфоническая сказка Прокофьева Петя и волк рисунок 2 класс
Иллюстрация к симфонической сказке Петя и волк
Петя и волк рисунок
Герои из симфонической сказки Петя и волк
Сказка Петя и волк рисунки
Сергей Прокофьев Витя и волк
Петя и волк раскраска
Петя и волк симфоническая сказка
Герои симфонической сказки Петя и волк
Петя и волк Сергея Прокофьева
Петя и волк раскраска
Сказка Петя и волк Прокофьев
Петя и волк мультфильм
Иллюстрация к мультфильму Петя и волк
Петя и волк
Сергей Прокофьев «Петя и волк»
Сергей Прокофьев «Петя и волк»
Раскраска к сказке Петя и волк Прокофьева
Петя и волк Прокофьев герои и инструменты
Прокофьев Петя и волк
Музыкальная сказка Прокофьева Петя и волк
Петя и волк симфоническая сказка
Рисунок Петя и волк 4 класс
Герои симфонической сказки Петя и волк
Петя и волк валторна
Петя и волк главные герои и инструменты
Симфоническая сказка Прокофьева Петя и волк
Симфония Петя и волк
Петя волк Сац Рождественский
Волк и Волчонок басня
Петя и волк как правильно называется
Кроссворд по сказке Прокофьева Петя и волк
Топ фото из мультика Петя и волк 2020
Петя и волк
Прокофьев сказочка
Симфоническая сказка
Картина Петя и волк
Сергей Прокофьев «Петя и волк»
Афиша Петя и волк рисунок
Афиша к симфонической сказке Петя и волк
«Петя и волк-2006» Усачева
Марш рисунок
Прокофьев Петя и волк инструменты
Как нарисовать волка из сказки Петя и волк
Охотник раскраска
Петя и волк раскраска
Сказка Петя и волк
Книга музыка 2 класс
Петя и волк мультфильм 1958
Сергей Прокофьев «Петя и волк»
Петя и волк 1946
Час симфонии афиша мультфильм
Охотник раскраска
Петя и волк рисунок
Прокофьев Петя и волк
Прогулка Прокофьев рисунок 2 класс
Петя и серый волк
Петя и волк симфоническая сказка
Новогодняя премьера афиши Петя и волк
Приключения Пети и волка книжка
Петя и волк афиша
Скрипач раскраска для детей
Петя и волк приключения комната
Викторина по Лукоморью Пушкина
Петя и волк фильм 1976 кадры
Симфонический оркестр Петя и волк
Мальчик со скрипкой раскраска
Сказка Петя и волк
Кларнет кошка Прокофьев
Кроссворд по сказке Прокофьева Петя и волк
Музыкальная программа кто волк
Прокофьев Петя и волк
Кадры из мультика Петя и красная шапочка
Утка гобой Петя и волк
Комментарий к рисунку ребенка
Нарисовать Peteris un Vilks
Прокофьев Петя и волк
Рисунок к музыкальной пьесе сказочка с.с. Прокофьева
Симфоническая сказка Петя и волк картинки
Лэпбук Петя и волк
Юлия Гукова иллюстрации
Цель урока:
- познакомить учащихся с фрагментами оперы Н. А. Римского-Корсакова
“Сказка о царе Салтане” по сказке А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане; - о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди”.
Задачи урока:
- дать представление учащимся о взаимосвязи музыки и литературы, при этом
подчеркивая особенности каждого вида искусства; - развивать образное мышление путем активизации воображения, передавая
свои мысли и чувства в рисунках; совершенствовать певческие навыки,
развивать чувство ритма, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на
музыку; - воспитывать музыкальный вкус, любовь к классической музыке, повышать
уровень музыкальной культуры учащихся.
Тип урока: интегрированный.
Оборудование: Хрестоматия музыкального материала для 5
класса; плакат с изображением музыкальных инструментов; аудиомагнитофон; записи:
вступление к первому и второму действиям оперы “Сказка о царе Салтане”; ноты:
музыка для детей, выпуск 2; краски; бумага.
Оформление доски: тема урока; портреты А. С. Пушкина, Н.А.
Римского-Корсакова; детские рисунки по сказке Пушкина “Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди”.
Предварительная работа: чтение сказки Пушкина “Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди”; выполнение рисунков по прочитанному произведению; разучивание
песен: “Эх, зима!” сл. Пляцковского, муз. Чичкова, “Планета детства” сл.
Синявского, муз. Журбина.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Музыкальное приветствие. “Здравствуйте, ребята!”.
3. Беседа по теме урока.
Учитель. Ребята, какую роль играет литература в мире музыки?
Дети. Если бы не было литературы вся музыка, предназначенная для пения
(песни, романсы, хоры, кантаты) превратились бы в сплошной вокализ- пение без
слов. Исчезли бы такие музыкальные жанры как опера, балет, музыкальные сказки,
мюзиклы, потому что в основе их лежат литературные произведения. Для создания
этих музыкальных жанров необходимо либретто — литературный текст, лежащий в
основе музыкально- сценического произведения; краткий пересказ содержания оперы,
балета, мюзикла.
Учитель. Ребята, какой литературный жанр вы больше всего любите?
Дети. Сказки.
Учитель. Почему?
Дети. Потому что в сказках бывает то, чего не может быть в жизни, мечты
становятся реальностью, присутствуют волшебство и таинственность, а добро всегда
побеждает зло.
Учитель. Сказка один из самых интересных жанров устной поэзии. Это
рассказ фантастического или бытового характера, включающий вымысел. Сказка
необычна, чудесна, таинственна. В ней бывает даже что-то страшное, но непременно
со счастливым концом.
Давайте вспомним сказки, благодаря которым появились такие музыкальные жанры
как опера и балет.
Дети. “Золотой петушок”, “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”, “Спящая
красавица”, “Золушка”, “Конек- Горбунок”, “Снегурочка”, “Волк и семеро козлят”,
“Сказка о царе Салтане”.
Учитель. Вот какое огромное значение для оперной и балетной музыки имеет
литература.
Многие русские писатели и композиторы обращали свое внимание в мир сказок,
легенд и былин. Кого из них вы можете назвать?
Дети. Писатели — Пушкин, Ершов, Салтыков- Щедрин, Островский.
Композиторы – Глинка, Чайковский, Римский- Корсаков.
Учитель. Ребята, все вы знакомы с творчеством А.С.Пушкина и знаете, что
все сказки, написанные им, рассказывала ему в детстве его няня, Арина
Родионовна. С детства Пушкин полюбил устное народное творчество и впоследствии
написал интересные сказки. Давайте посмотрим на рисунки, которые вы приготовили
к нашему уроку. Какую сказку А. С. Пушкина изобразили ребята в этих работах?
Дети. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.
Учитель. Правильно. Сегодня мы поговорим о творчестве известного русского
композитора Н. А. Римского- Корсакова и послушаем фрагменты из его оперы “Сказка
о царе Салтане”, написанной на сюжет сказки Пушкина “Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди”. Римский- Корсаков самый известный композитор- сказочник. Из 15
опер, написанных им, 9 на сюжеты русских сказок и былин. Он говорил так: “Мой
род- это сказка, былина… и непременно русские. В год создания оперы исполнилось
100 лет со дня рождения Пушкина, это вдохновляло композитора и возлагало на него
большую ответственность. Музыка оперы получилась солнечной, яркой, необычной.
Давайте послушаем фанфарное вступление к опере.
Слушание музыки.
Учитель. Какое по характеру это вступление, какие интонации вы в нем
услышали?
Дети. Громкое, праздничное. Ярко и звонко звучит труба, настраивая нас на
начало чего-то интересного.
Учитель. Правильно, вспомните, как на ярмарках, народных гуляньях
зазывались люди: “Слушайте и смотрите! Сказка начинается!” В каждой сказке есть
чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина композитор Н. А. Римский- Корсаков
передал в музыке. При этом следите за развитием поэтического текста:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет…
Тема моря проходит через всю оперу, и никто из композиторов так красочно не
раскрывал эту тему, как Римский- Корсаков. Он был морским офицером, и
удивительные картины моря во время кругосветного плавания остались у него в
памяти навсегда. Давайте послушаем вступление ко второму действию, в котором он
раскрывает всю силу и мощь морской стихии.
Слушание музыки.
Учитель. Так какое же оно море, в этом действии?
Дети. Грозное, суровое, бочка то появляется, то исчезает в волнах.
Учитель. Тембры каких инструментов рисуют живописную картину моря?
Дети. Слышны звуки скрипки, духовых инструментов.
Учитель. Какие духовые инструменты вам известны, на какие группы они
делятся, покажите эти инструменты на таблице.
Дети. (Выходит ученик, отвечает на вопросы, показывая инструменты).
Деревянные – флейта, гобой, кларнет, фагот. Медные – труба, тромбон, валторна,
туба.
Учитель. (Во время объяснения показывает иллюстрации музыкальных
инструментов). В звуках арфы, флейты, челесты (по-русски “небесная”) мы
слышим и видим, как зажигаются яркие звезды на темном небе. Когда забасили
фаготы, тромбоны – представляем, что идет по небу черная туча. На фоне скрипок
звучит тема неуклюжей бочки (наигрывает мелодию), в которой плачет,
бьется царица. Плач царицы передают “всхлипывания” скрипок, а также гобои,
флейты. “И растет ребенок там, не по дням, а по часам” – у кларнета слышится
светлая тема Гвидона, которая переходит к низкому тембру валторн, ведь подросток
превращается в юношу (наигрывает тему). Постепенно все затихает, море
успокаивается. Вновь музыка моря будет звучать в третьем и четвертом действиях.
Ребята, какие можно использовать краски, чтобы создать тревожное настроение,
изобразить картину разбушевавшейся водной стихии?
Дети. Темные, холодные краски, которые передадут образ страшного,
недоброго моря, создадут настроение отчаянья и тревоги.
Учитель. Разделимся на три группы. Каждая группа нарисует свою картину
страшного, сурового моря.
Практическая работа. (Каждая группа, сообща, обсуждает сюжет картины,
цветовую гамму, затем выбирает лучшего художника, который выполняет рисунок).
Учитель. Давайте посмотрим и обсудим ваши работы.
(Представитель от каждой группы выходит к доске, вешает на нее свой рисунок и
объясняет его содержание и цветовую гамму).
4. Обобщение.
Учитель. Темы каких сказочных образов вы услышали и запомнили?
Дети. Темы: моря, неуклюжей бочки, плача царицы, Гвидона.
Учитель. Помогла ли музыка оперы Римского- Корсакова почувствовать
красоту Пушкинской сказки?
Дети. Да. Симфонический оркестр рассказал нам сказку, передал все события
ярко и понятно.
Учитель. Мы еще раз убеждаемся в том, что литература и музыка тесно
связаны друг с другом. Действительно, оркестр, занимающий особое место в этой
опере, очень красочно, образно и живописно воссоздает пушкинские строчки,
которые вы сейчас прочтете с выражением.
(Дети зачитывают отрывок из сказки: “В синем небе…” и до слов… “и вышел
вон.”.)
Молодцы! Хорошо поработали, а сейчас давайте отдохнем и потанцуем под веселую
музыку русской народной песни “Во саду ли, в огороде”. Эту песню в опере
исполняет белочка, которая танцует, поет, веселит народ (показывает рисунок с
изображением белочки, грызущей золотые орешки.)
Ритмическая разминка: импровизация движений под музыку.
Учитель. Переходим к песням. Но вначале отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром.
Дети. Это зима.
Учитель. Правильно. За окном у нас тоже зима, кругом лежит снег, холодно.
Какую песню о зиме вы знаете?
Дети. “Эх, зима!”
Учитель. Давайте ее исполним. Все в этой песне важно, и музыка, и слова,
но особенно обратите внимание на динамические оттенки. Во время исполнения
куплетов поем спокойно, не спеша, на mf, а припева- звонко, весело, на f .
Звучит песня “Эх, зима!” сл. Пляцковского, муз. Чичкова, выученная на
предыдущих уроках.
5. Итог урока.
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы с вами говорили о сказках, слушали
фрагменты из оперы. Какая связь существует между этими жанрами?
Дети. Неразрывная. Литература и музыка тесно связаны между собой, так как
они дополняют друг друга. Без литературы исчезли бы такие музыкальные жанры как
опера, балет, музыкальные сказки, потому что для их создания композиторы
обращаются к литературным первоисточникам. А все песни превратились бы в
сплошные мелодии без слов.
Учитель. Какие моменты урока вам больше всего понравились? Как бы вы
оценили свою работу на уроке?
(Дети отвечают, чем запомнился урок, сами себя оценивают.)
Учитель. В заключение урока, я хочу вам прочитать известный отрывок из
поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”, в котором он подчеркивает нерасторжимую
связь песни (музыки) и сказки (литературы).
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученыйВсе ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Ребята, кто же все-таки больше всего любит сказки и песни?
Дети. Мы, дети!
Учитель. Давайте закончим наш урок песней “Планета детства”, которую мы
выучили на предыдущих уроках.
Звучит песня “Планета детства” сл. Синявского, муз. Журбина.
Слайд 1
Описание слайда:
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»
Институт Искусств
Кафедра музыки и музыкального образования
Слайд 2
Описание слайда:
Цель исследования:
Выявить, у каких русских композиторов присутствуют сказочные персонажи в музыке и какими музыкально-выразительными средствами осуществляется воплощение этих персонажей.
Слайд 3
Описание слайда:
Задачи исследования:
• Определить, на какие сказочные сюжеты композиторами создаются музыкальные произведения.
• Выявить, какие музыкально — выразительные средства используются композиторами для характеристики сказочных персонажей или создания волшебных эффектов.
Слайд 4
Описание слайда:
Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857):
«Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».
Слайд 5
Описание слайда:
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908):
«Мой род — это сказка, былина… и непременно русские».
Слайд 6
Описание слайда:
Опера «Руслан и Людмила»
(М. И. Глинка)
«Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение» (М. И. Глинка)
Слайд 7
Описание слайда:
Основной конфликт — столкновение сил добра и зла — отражен в музыке оперы благодаря рельефному противопоставлению музыкальных характеристик действующих лиц. Вокальные партии положительных героев, народные сцены насыщены песенностью. Отрицательные персонажи либо лишены вокальной характеристики (Черномор), либо обрисованы при помощи речитативного «говорка» (Наина).
Для создания образа Черномора Глинка использует звукоряд, ступени которого образуют последовательность целых тонов:
Слайд 8
Описание слайда:
Опера «Кащей Бессмертный»
(Н. А. Римский-Корсаков)
Опера (осенняя сказочка) в одном акте (трех картинах, идущих без перерыва); либретто композитора при участии С. Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е. Петровского.
Первая постановка: 25 (12) декабря 1902, Москва, под управлением М. Ипполитова-Иванова.
Слайд 9
Описание слайда:
«Кащей Бессмертный» занимает особое
место в ряду других опер Римского-Корсакова.
Светлое начало жизни,
которое он утверждал своим
творчеством,
здесь уступает место изображению
мрачных, теневых сторон.
Слайд 10
Описание слайда:
Симфоническая картина
«Кикимора» (А. К. Лядов)
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить…» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова.
В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова.
Слайд 11
Описание слайда:
Симфоническая картина
«Баба Яга» (А. К. Лядов)
Слайд 12
Описание слайда:
Симфоническая картина
«Волшебное озеро»
(А. К. Лядов)
«Как оно картинно, чисто, со звездами, и таинственно в глубине. А главное — без людей, без их просьб и жалоб — одна мертвая природа, холодная, злая, но фантастичная, как в сказке». (Лядов А. К.)
Слайд 13
Описание слайда:
Песня «Спящая княжна»
(А. П. Бородин)
Под образом спящего в глухом лесу княжны понимается Россия, которая спит глубоким сном и которую требуется разбудить к жизни. В рассказе черного леса чувствует бунтарство и упорства народной силы, что идет против угнетателей, против социального гнета.
Слайд 14
Описание слайда:
Заключение:
Итак, рассматривая сказочные образы в произведениях русских композиторов, можно сказать, что сказочные темы всегда привлекали композиторов для создания собственных произведений. Композиторов интересовали не только полностью сказочные сюжеты, но и сказочные персонажи. В произведениях русских композиторов появляются как негативные образы: Баба Яга, Кикимора, Кощей Бессмертный, так и персонажи Иван-Богатырь, девица-Краса, княжна.
Слайд 15