К «Стойкому оловянному солдатику» мы посмотрели старые советские иллюстрации, а также кратко — зарубежные иллюстрации XX века (будут и современные). Продолжаем двигаться по шкале времени, но раздельно по географии. Сегодня обзор иллюстраций, сделанных российскими художниками в прост-советское время. Большинство иллюстраций взято из Интернета.
М.Петров(1995) и В.Васильев (2005)
К юбилею Андерсена были выпущены четырёхтомные собрания его сочинений — в 1995 г. и 2005 г. Собрание сочинений 2005 года имеет литературоведческую ценность (новые переводы). В обоих собраниях были иллюстрации на вклейках — единичные к избранным сказкам.
Собрание сочинений 1995 года в 4-х тт.. Здесь все иллюстрации принадлежали известному советскому художнику М.Петрову. К «Стойкому оловянному солдатику» он нарисовал бытовую сцену: поиски фигурки, выпавшей из окна. Милая советская манера иллюстрирования массовых («огоньковских») изданий.
Через 10 лет в новом собрании сочинений 2005 года в 4-х тт. были привлечены несколько художников. Причём, художников, которые зарекомендовали себя в советское время как передовые иллюстраторы. Первый том иллюстрировал В.Васильев. К «Стойкому оловянному солдатику» выбрана сцена с водоплавающей крысой. В этом рисунке уникальной манеры В.Васильева не прослеживается, хотя рисунок, конечно, хороший.
Г.Спирин и К.Чёлушкин
А вот художники, которые в пост-советское время вышли на вершину успеха. Г.Спирин сказки Андерсена иллюстрировал для заграничного издания (в России так и не были изданы). К «Стойкому оловянному солдатику» нашлась иллюстрация с крысой. Та же мизансцена, что и у В.Васильева: крыса кружит в воде возле бумажного кораблика. Но здесь уникальность манеры Спирина распознаётся с первого раза.
К.Чёлушкин специально сказки Андерсена не рисовал. Им за границей была проиллюстрирована краткая биография Андерсена в какой-то типовой серии. Книжку переиздали в России (http://www.fairyroom.ru/?p=30175). Имеется иллюстрация, где присутствуют солдатик и балерина, а окружение -обычный босховский антураж Чёлушкина. Будем считать, что это иллюстрация к «Стойкому оловянному солдатику».
Д.Трубин (2005)
Д.Трубин — оригинальный и интересный художник. Я его книжки не пропускаю. Но вот издание «Пять сказок о любви» 2005 года пропустил. Иллюстрации нашлись в Интернете. У Трубина последовательное развитие истории.
1) По-новому представленные персонажи: тролль, сам солдатик.
2) Лиризм не чужд Трубину: медленное течение воды вдоль фасадов старинного города.
3) Оригинальные крыса и рыба.
4) Солдатик по-прежнему невозмутим: что из рыбы вынут, что в печку брошен.
Забавные картинки, с узнаваемой манерой художника, которая не надоедает. Интересно, что балерины на рисунках вообще нет. Вот такая «история любви».
М.Фёдоров (2006)
М.Фёдоров проиллюстрировал в 2006 году сборник сказок. Я его видел в продаже, уже у букинистов, но что-то нашло: отложил покупку, а сейчас и в Интернете мало что удалось отыскать. Досадно. Фёдоров, конечно, один из лучших отечественных иллюстраторов.
Несколько разворотов только для того, чтобы дать представление о сюите художника.
Разворот с крысой: плывёт за корабликом в полном облачении.
Вот авторская вариация — различия в заднем плане.
А.Ломаев (2009)
Популярный современный художник А.Ломаев. Он уже много сказок Андерсена проиллюстрировал. Иллюстрации выложены на сайте художника: http://www.lomaevart.com/gallery.html. У Ломаева традиционно много вступлений и заключений к сказке (для создания и поддержания атмосферы). Посмотрим только ключевые сюжетные сцены.
1) Семья, в которой оказался солдатик.
2) Приключения солдатика во внешнем мире. Ломаев демонстрирует своё композиционное мастерство.
3) Вот загадочный разворот: сцена с рыбой перетекает в предчувствие беды. Кухарка ещё только занесла нож, а солдатику уже грезится огненная река, и тролль сбоку, и балерина в огне. Не чужд Ломаев психологизма.
4) Вот только сейчас мальчишка кидает солдатика в огонь.
У художника эта сцена дана без осуждения: сколько восторга и любознательности у ребёнка. Как интересно бросить игрушку в огонь (тем более, ещё 24 таких же осталось). И какая энергия! У Ломаева явно получилось дать новую концепцию сказки.
ыло когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери — старой оловянной ложке, ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир — ну, прелесть что за солдаты!
Первые слова, которые они услышали, когда открыли их домик-коробку, были: «Ах, оловянные солдатики!» Это закричал, хлопая в ладоши, маленький мальчик, которому подарили оловянных солдатиков в день его рождения. И он сейчас же принялся расставлять их на столе. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило, но он стоял на своей ноге так же твёрдо, как другие на двух; и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех.
На столе, где очутились солдатики, было много разных игрушек, но больше всего бросался в глаза дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было видеть дворцовые покои; перед самым дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали и любовались своим отражением восковые лебеди. Всё это было чудо как мило, но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни. Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, — она была танцовщицей, — а другую ногу подняла так высоко, что наш солдатик её и не увидел, и подумал, что красавица тоже одноногая, как он.
«Вот бы мне такую жену! — подумал он. — Только она, как видно, из знатных, живёт во дворце, а у меня только и есть, что коробка, да и то в ней нас набито двадцать пять штук, ей там не место! Но познакомиться всё же не мешает».
И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе; отсюда ему отлично было видно прелестную танцовщицу, которая всё стояла на одной ноге, не теряя равновесия.
Поздно вечером всех других оловянных солдатиков уложили в коробку, и все люди в доме легли спать. Теперь игрушки сами стали играть в гости, в войну и в бал. Оловянные солдатики принялись стучать в стенки коробки — они тоже хотели играть, да не могли приподнять крышки. Щелкунчик кувыркался, грифель писал по доске; поднялся такой шум и гам, что проснулась канарейка и тоже заговорила, да ещё стихами! Не трогались с места только танцовщица и оловянный солдатик: она по-прежнему держалась на вытянутом носке, простирая руки вперёд, он бодро стоял и не сводил с неё глаз.
Пробило двенадцать. Щёлк! — табакерка раскрылась.
Там не было табаку, а сидел маленький чёрный тролль; табакерка-то была с фокусом!
— Оловянный солдатик, — сказал тролль, — нечего тебе заглядываться!
Оловянный солдатик будто и не слыхал.
— Ну постой же! — сказал тролль.
Утром дети встали, и оловянного солдатика поставили на окно.
Вдруг — по милости ли тролля или от сквозняка — окно распахнулось, и наш солдатик полетел головой вниз с третьего этажа, — только в ушах засвистело! Минута — и он уже стоял на мостовой кверху ногой: голова его в каске и ружьё застряли между камнями мостовой.
Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но сколько ни старались, найти солдатика не могли; они чуть не наступали на него ногами и всё-таки не замечали его. Закричи он им: «Я тут!» — они, конечно, сейчас же нашли бы его, но он считал неприличным кричать на улице, он ведь носил мундир!
Начал накрапывать дождик; сильнее, сильнее, наконец хлынул ливень. Когда опять прояснилось, пришли двое уличных мальчишек.
— Гляди! — сказал один. — Вон оловянный солдатик! Отправим его в плавание!
И они сделали из газетной бумаги лодочку, посадили туда оловянного солдатика и пустили в канавку. Сами мальчишки бежали рядом и хлопали в ладошки. Ну и ну! Вот так волны ходили по канавке! Течение так и несло, — не мудрено после такого ливня!
Лодочку бросало и вертело во все стороны, так что оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд!
Лодку понесло под длинные мостки: стало так темно, точно солдатик опять попал в коробку.
«Куда меня несёт? — думал он. — Да, это всё шутки гадкого тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та красавица — по мне, будь хоть вдвое темнее!»
В эту минуту из-под мостков выскочила большая крыса.
— Паспорт есть? — спросила она. — Давай паспорт!
Но оловянный солдатик молчал и ещё крепче сжимал ружьё. Лодку несло, а крыса плыла за ней вдогонку. У! Как она скрежетала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам:
— Держи, держи его! Он не внёс пошлины, не показал паспорта!
Но течение несло лодку всё быстрее и быстрее, и оловянный солдатик уже увидел впереди свет, как вдруг услышал такой страшный шум, что струсил бы любой храбрец. Представьте себе, у конца мостика вода из канавки устремилась в большой канал! Это было для солдатика так же страшно, как для нас нестись на лодке к большому водопаду.
Но солдатика несло всё дальше, остановиться было нельзя. Лодка с солдатиком скользнула вниз; бедняга держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул. Лодка завертелась… Раз, два — наполнилась водой до краёв и стала тонуть. Оловянный солдатик очутился по горло в воде; дальше больше… вода покрыла его с головой!
Тут он подумал о своей красавице: не видать ему больше. В ушах у него звучало:
Вперёд стремись, о воин,
И смерть спокойно встреть!
Бумага разорвалась, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту же минуту его проглотила рыба.
Какая темнота! Хуже, чем под мостками, да ещё страх как тесно! Но оловянный солдатик держался стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко прижимая к себе ружьё.
Рыба металась туда и сюда, выделывала самые удивительные скачки, но вдруг замерла, точно в неё ударила молния. Блеснул свет и кто-то закричал: «Оловянный солдатик!»
Дело в том, что рыбу поймали, свезли на рынок, потом она попала на кухню, и кухарка распорола ей брюхо большим ножом. Кухарка взяла оловянного солдатика двумя пальцами за талию и понесла в комнату, куда сбежались посмотреть на замечательного путешественника все домашние.
Но оловянный солдатик ничуть не загордился. Его поставили на стол, и — чего-чего не бывает на свете! — он оказался в той же комнате, увидал тех же детей, те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей. Она по-прежнему стояла на одной ножке, высоко подняв другую. Вот так стойкость! Оловянный солдатик был тронут и чуть не заплакал оловом, но это было бы неприлично, и он удержался. Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом.
Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверно, это всё тролль подстроил! Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или любви — он и сам не знал. Краски с него совсем слезли, он весь полинял; кто знает от чего — от дороги или от горя?
Он смотрел на танцовщицу, она него, и он чувствовал, что тает, но ещё держался стойко, с ружьём на плече. Вдруг дверь в комнате распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом и — конец!
А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко; от танцовщицы же осталась одна розетка, да и та вся обгорела и почернела, как уголь.
КОНЕЦ
-
April 2 2022, 22:22
- Литература
- Cancel
💂 «Стойкий оловянный солдатик»
Андерсеновский «Стойкий оловянный солдатик» с иллюстрациями Ники Гольц 1956 года — книга особенная. С неё началась творческая биография Ники Георгиевны Гольц как иллюстратора.
Автограф Ники Гольц на книге из архива РГДБ:
Оригиналы рисунков с рамочками под текстовые блоки:
В книжную графику пришла почти случайно: в 1946 году трагически погиб отец и 21-летней Нике Гольц пришлось взять на себя заботы о семье.
Ника Гольц: «Я занялась иллюстрацией ради заработка, но вскоре поняла, что это – мое. Книга – это маленький театр, в котором иллюстратор сам ставит спектакль. Он одновременно и автор, и актер, и режиссер, и осветитель, и костюмер, и декоратор… Нужно рисовать сцены, продумывать их последовательность, писать мизансцены, это очень увлекательно!»
Работала в ИЗОГИЗ (издательство), первоначально рисовала открытки и календари на политические сюжеты. Позднее пошли сказочные темы, в итоге создала несколько сборников открыток по сказкам. Первые иллюстрации сказочных героев Гольц берут свое начало в ИЗОГИЗе.
В 1955 году начала работать в издательстве ДЕТГИЗ, где главным художником был в то время Борис Александрович Дехтерев.
Особое место в жизни и творчестве Ники Гольц занимал Ханс Кристиан Андерсен. С него началась творческая биография Ники Гольц как иллюстратора: самая первая книжка «Стойкий оловянный солдатик» вышла в свет в издательстве «Детская Литература» в 1956 году. Иллюстрации в книге были черно-белыми.
Любовь к Андерсену Ника Гольц пронесла через всю жизнь. По изданиям разных лет можно проследить, как один творческий период сменялся другим. В начале 2000-х по заказу издательства «ЭКСМО» художница проиллюстрировала семь книг Андерсена. За эту работу она была награждена серебряной медалью Академии художеств, стала обладателем Почетного диплома Международной премии имени Х.К. Андерсена.
Источник: prodetlit.ru
Ника Гольц. Иллюстрации к сказке «Стойкий оловянный солдатик»:
Ника Георгиевна ГОЛЬЦ (1925-2012):
2 апреля – день рождения Ганса Христиана АНДЕРСЕНА (1805–1875):
Первая книга Ники Гольц
Ника Гольц. Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». 1956
🌷 «Дюймовочка» Ники Гольц
🥀 Цветы Ники Гольц
🌰 «Щелкунчик» Ники Гольц
🐜 «Приключения муравья Ферды»
💦 «Маленький Водяной»
-
August 22 2017, 13:45
- Литература
- Cancel
Стойкий оловянный солдатик (Г.-Х. Андресен, илл. О. Давыдова)
Нет сказки, которую я бы не любила в детстве сильнее, чем Стойкого оловянного солдатика. Для меня она вся была пропитана грустью от начала до конца, что стойко отвергалось моим детским воображением и нежеланием мириться с несправедливостью того мира, в который поместил автор своего героя. А мир этот далеко не радушный и не приветлив к маленькому оловянному солдатику без ноги. Страшноватое сравнение наклевывается с реальными людьми. И только одна отрада — красота и любовь. И только одно спасение — жить ради других.
Тем не менее эта книга в моей библиотеке уже не первая по свету. И не третья. И не пятая. Есть что-то, что заставляет возвращаться к этой истории снова и снова, переживать ее и сожалеть в финале сказки. С каждой новой книгой, новыми иллюстрациями и цветовой гаммой рисунков открывается мир оловянного солдатика по-другому. Но никакие краски не изменят его сути и тех эмоций, которые возникают от прочтения. По-моему эту сказку так и надо читать — отдельно от сборника, тонкой книжкой. Потому что история закончена, и если перевернуть страницу — ничего.
Стойкий оловянный солдатик
И еще чудесное от Нигмы: Море бабка и охламон
Море бабка и охламон» — очень искренняя история, написанная Александром Блиновым о самом себе. О том, как обычным мальчишкой он приобретал свой бесценный жизненный опыт где-то между Азовским морем и Таганрогским заливом, среди станичных пацанов на лиманах с креветками, и на «том» дальнем море, куда нельзя, а то «утопнешь», и где кино под открытым небом и фильмы для взрослых можно смотреть с обратной стороны экрана, и где солёное мороженое и бледные девочки-курортницы, которых можно легко усадить на багажник велосипеда «…и мчать куда угодно: хоть на море, хоть на лиманы, а хоть и в рай
А еще какая обалденная Снежная королева вышла у Речи! С иллюстрациями Тамары Юфы! Снежная королева
А еще переиздали Вовку Веснушкина! Вовка Веснушкин в Стране Заводных Человечков
И обязательно загляните ВОТ В ЭТОТ СПИСОК КНИГ. Там столько чудесного!