Иллюстрации к сказке стойкий оловянный солдатик андерсена картинки

К «Стойкому оловянному солдатику» мы посмотрели старые советские иллюстрации, а также кратко — зарубежные иллюстрации XX века (будут и современные). Продолжаем двигаться по шкале времени, но раздельно по географии. Сегодня обзор иллюстраций, сделанных российскими художниками в прост-советское время. Большинство иллюстраций взято из Интернета.

М.Петров(1995) и В.Васильев (2005)

К юбилею Андерсена были выпущены четырёхтомные собрания его сочинений — в 1995 г. и 2005 г. Собрание сочинений 2005 года имеет литературоведческую ценность (новые переводы). В обоих собраниях были иллюстрации на вклейках — единичные к избранным сказкам.

Собрание сочинений 1995 года в 4-х тт.. Здесь все иллюстрации принадлежали известному советскому художнику М.Петрову. К «Стойкому оловянному солдатику» он нарисовал бытовую сцену: поиски фигурки, выпавшей из окна. Милая советская манера иллюстрирования массовых («огоньковских») изданий.

Худ. М.Петров

Худ. М.Петров

Через 10 лет в новом собрании сочинений 2005 года в 4-х тт. были привлечены несколько художников. Причём, художников, которые зарекомендовали себя в советское время как передовые иллюстраторы. Первый том иллюстрировал В.Васильев. К «Стойкому оловянному солдатику» выбрана сцена с водоплавающей крысой. В этом рисунке уникальной манеры В.Васильева не прослеживается, хотя рисунок, конечно, хороший.

Худ. В.Васильев

Худ. В.Васильев

Г.Спирин и К.Чёлушкин

А вот художники, которые в пост-советское время вышли на вершину успеха. Г.Спирин сказки Андерсена иллюстрировал для заграничного издания (в России так и не были изданы). К «Стойкому оловянному солдатику» нашлась иллюстрация с крысой. Та же мизансцена, что и у В.Васильева: крыса кружит в воде возле бумажного кораблика. Но здесь уникальность манеры Спирина распознаётся с первого раза.

Худ. Г.Спирин

Худ. Г.Спирин

К.Чёлушкин специально сказки Андерсена не рисовал. Им за границей была проиллюстрирована краткая биография Андерсена в какой-то типовой серии. Книжку переиздали в России (http://www.fairyroom.ru/?p=30175). Имеется иллюстрация, где присутствуют солдатик и балерина, а окружение -обычный босховский антураж Чёлушкина. Будем считать, что это иллюстрация к «Стойкому оловянному солдатику».

Худ. К.Чёлушкин

Худ. К.Чёлушкин

Д.Трубин (2005)

Д.Трубин — оригинальный и интересный художник. Я его книжки не пропускаю. Но вот издание «Пять сказок о любви» 2005 года пропустил. Иллюстрации нашлись в Интернете. У Трубина последовательное развитие истории.

1) По-новому представленные персонажи: тролль, сам солдатик.

Худ. Д.Трубин

Худ. Д.Трубин
Худ. Д.Трубин
Худ. Д.Трубин

2) Лиризм не чужд Трубину: медленное течение воды вдоль фасадов старинного города.

Худ. Д.Трубин

Худ. Д.Трубин

3) Оригинальные крыса и рыба.

Худ. Д.Трубин

Худ. Д.Трубин
Худ. Д.Трубин
Худ. Д.Трубин

4) Солдатик по-прежнему невозмутим: что из рыбы вынут, что в печку брошен.

Худ. Д.Трубин

Худ. Д.Трубин
Худ. Д.Трубин
Худ. Д.Трубин

Забавные картинки, с узнаваемой манерой художника, которая не надоедает. Интересно, что балерины на рисунках вообще нет. Вот такая «история любви».

М.Фёдоров (2006)

М.Фёдоров проиллюстрировал в 2006 году сборник сказок. Я его видел в продаже, уже у букинистов, но что-то нашло: отложил покупку, а сейчас и в Интернете мало что удалось отыскать. Досадно. Фёдоров, конечно, один из лучших отечественных иллюстраторов.

Несколько разворотов только для того, чтобы дать представление о сюите художника.

Худ. М.Фёдоров

Худ. М.Фёдоров
Худ. М.Фёдоров
Худ. М.Фёдоров

Разворот с крысой: плывёт за корабликом в полном облачении.

Худ. М.Фёдоров

Худ. М.Фёдоров

Вот авторская вариация — различия в заднем плане.

Худ. М.Фёдоров

Худ. М.Фёдоров

А.Ломаев (2009)

Популярный современный художник А.Ломаев. Он уже много сказок Андерсена проиллюстрировал. Иллюстрации выложены на сайте художника: http://www.lomaevart.com/gallery.html. У Ломаева традиционно много вступлений и заключений к сказке (для создания и поддержания атмосферы). Посмотрим только ключевые сюжетные сцены.

1) Семья, в которой оказался солдатик.

Худ. А.Ломаев

Худ. А.Ломаев
Худ. А.Ломаев
Худ. А.Ломаев

2) Приключения солдатика во внешнем мире. Ломаев демонстрирует своё композиционное мастерство.

Худ. А.Ломаев

Худ. А.Ломаев
Худ. А.Ломаев
Худ. А.Ломаев

3) Вот загадочный разворот: сцена с рыбой перетекает в предчувствие беды. Кухарка ещё только занесла нож, а солдатику уже грезится огненная река, и тролль сбоку, и балерина в огне. Не чужд Ломаев психологизма.

Худ. А.Ломаев

Худ. А.Ломаев

4) Вот только сейчас мальчишка кидает солдатика в огонь.

Худ. А.Ломаев

Худ. А.Ломаев

У художника эта сцена дана без осуждения: сколько восторга и любознательности у ребёнка. Как интересно бросить игрушку в огонь (тем более, ещё 24 таких же осталось). И какая энергия! У Ломаева явно получилось дать новую концепцию сказки.

ыло когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери — старой оловянной ложке, ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир — ну, прелесть что за солдаты!

Стойкий оловянный солдатик. Г.Х. Андерсен

Первые слова, которые они услышали, когда открыли их домик-коробку, были: «Ах, оловянные солдатики!» Это закричал, хлопая в ладоши, маленький мальчик, которому подарили оловянных солдатиков в день его рождения. И он сейчас же принялся расставлять их на столе. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило, но он стоял на своей ноге так же твёрдо, как другие на двух; и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех.

На столе, где очутились солдатики, было много разных игрушек, но больше всего бросался в глаза дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было видеть дворцовые покои; перед самым дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали и любовались своим отражением восковые лебеди. Всё это было чудо как мило, но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни. Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, — она была танцовщицей, — а другую ногу подняла так высоко, что наш солдатик её и не увидел, и подумал, что красавица тоже одноногая, как он.

«Вот бы мне такую жену! — подумал он. — Только она, как видно, из знатных, живёт во дворце, а у меня только и есть, что коробка, да и то в ней нас набито двадцать пять штук, ей там не место! Но познакомиться всё же не мешает».

И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе; отсюда ему отлично было видно прелестную танцовщицу, которая всё стояла на одной ноге, не теряя равновесия.

Поздно вечером всех других оловянных солдатиков уложили в коробку, и все люди в доме легли спать. Теперь игрушки сами стали играть в гости, в войну и в бал. Оловянные солдатики принялись стучать в стенки коробки — они тоже хотели играть, да не могли приподнять крышки. Щелкунчик кувыркался, грифель писал по доске; поднялся такой шум и гам, что проснулась канарейка и тоже заговорила, да ещё стихами! Не трогались с места только танцовщица и оловянный солдатик: она по-прежнему держалась на вытянутом носке, простирая руки вперёд, он бодро стоял и не сводил с неё глаз.

Пробило двенадцать. Щёлк! — табакерка раскрылась.

Там не было табаку, а сидел маленький чёрный тролль; табакерка-то была с фокусом!

— Оловянный солдатик, — сказал тролль, — нечего тебе заглядываться!

Оловянный солдатик будто и не слыхал.

— Ну постой же! — сказал тролль.

Утром дети встали, и оловянного солдатика поставили на окно.

Вдруг — по милости ли тролля или от сквозняка — окно распахнулось, и наш солдатик полетел головой вниз с третьего этажа, — только в ушах засвистело! Минута — и он уже стоял на мостовой кверху ногой: голова его в каске и ружьё застряли между камнями мостовой.

Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но сколько ни старались, найти солдатика не могли; они чуть не наступали на него ногами и всё-таки не замечали его. Закричи он им: «Я тут!» — они, конечно, сейчас же нашли бы его, но он считал неприличным кричать на улице, он ведь носил мундир!

Начал накрапывать дождик; сильнее, сильнее, наконец хлынул ливень. Когда опять прояснилось, пришли двое уличных мальчишек.

— Гляди! — сказал один. — Вон оловянный солдатик! Отправим его в плавание!

И они сделали из газетной бумаги лодочку, посадили туда оловянного солдатика и пустили в канавку. Сами мальчишки бежали рядом и хлопали в ладошки. Ну и ну! Вот так волны ходили по канавке! Течение так и несло, — не мудрено после такого ливня!

Лодочку бросало и вертело во все стороны, так что оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд!

Лодку понесло под длинные мостки: стало так темно, точно солдатик опять попал в коробку.

«Куда меня несёт? — думал он. — Да, это всё шутки гадкого тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та красавица — по мне, будь хоть вдвое темнее!»

В эту минуту из-под мостков выскочила большая крыса.

— Паспорт есть? — спросила она. — Давай паспорт!

Но оловянный солдатик молчал и ещё крепче сжимал ружьё. Лодку несло, а крыса плыла за ней вдогонку. У! Как она скрежетала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам:

— Держи, держи его! Он не внёс пошлины, не показал паспорта!

Но течение несло лодку всё быстрее и быстрее, и оловянный солдатик уже увидел впереди свет, как вдруг услышал такой страшный шум, что струсил бы любой храбрец. Представьте себе, у конца мостика вода из канавки устремилась в большой канал! Это было для солдатика так же страшно, как для нас нестись на лодке к большому водопаду.

Но солдатика несло всё дальше, остановиться было нельзя. Лодка с солдатиком скользнула вниз; бедняга держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул. Лодка завертелась… Раз, два — наполнилась водой до краёв и стала тонуть. Оловянный солдатик очутился по горло в воде; дальше больше… вода покрыла его с головой!

Тут он подумал о своей красавице: не видать ему больше. В ушах у него звучало:
Вперёд стремись, о воин,
И смерть спокойно встреть!

Бумага разорвалась, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту же минуту его проглотила рыба.

Какая темнота! Хуже, чем под мостками, да ещё страх как тесно! Но оловянный солдатик держался стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко прижимая к себе ружьё.

Рыба металась туда и сюда, выделывала самые удивительные скачки, но вдруг замерла, точно в неё ударила молния. Блеснул свет и кто-то закричал: «Оловянный солдатик!»

Дело в том, что рыбу поймали, свезли на рынок, потом она попала на кухню, и кухарка распорола ей брюхо большим ножом. Кухарка взяла оловянного солдатика двумя пальцами за талию и понесла в комнату, куда сбежались посмотреть на замечательного путешественника все домашние.

Но оловянный солдатик ничуть не загордился. Его поставили на стол, и — чего-чего не бывает на свете! — он оказался в той же комнате, увидал тех же детей, те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей. Она по-прежнему стояла на одной ножке, высоко подняв другую. Вот так стойкость! Оловянный солдатик был тронут и чуть не заплакал оловом, но это было бы неприлично, и он удержался. Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом.

Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверно, это всё тролль подстроил! Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или любви — он и сам не знал. Краски с него совсем слезли, он весь полинял; кто знает от чего — от дороги или от горя?

Он смотрел на танцовщицу, она него, и он чувствовал, что тает, но ещё держался стойко, с ружьём на плече. Вдруг дверь в комнате распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом и — конец!

А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко; от танцовщицы же осталась одна розетка, да и та вся обгорела и почернела, как уголь.

КОНЕЦ

April 2 2022, 22:22

Category:

  • Литература
  • Cancel

💂 «Стойкий оловянный солдатик»

Андерсеновский «Стойкий оловянный солдатик» с иллюстрациями Ники Гольц 1956 года — книга особенная. С неё началась творческая биография Ники Георгиевны Гольц как иллюстратора.

Из архива РГДБ

Из архива РГДБ

Автограф Ники Гольц на книге из архива РГДБ:

Из архива РГДБ

Из архива РГДБ

Из архива РГДБ

Из архива РГДБ

Из архива РГДБ

Из архива РГДБ

Оригиналы рисунков с рамочками под текстовые блоки:

В книжную графику пришла почти случайно: в 1946 году трагически погиб отец и 21-летней Нике Гольц пришлось взять на себя заботы о семье.

Ника Гольц: «Я занялась иллюстрацией ради заработка, но вскоре поняла, что это – мое. Книга – это маленький театр, в котором иллюстратор сам ставит спектакль. Он одновременно и автор, и актер, и режиссер, и осветитель, и костюмер, и декоратор… Нужно рисовать сцены, продумывать их последовательность, писать мизансцены, это очень увлекательно!»

Работала в ИЗОГИЗ (издательство), первоначально рисовала открытки и календари на политические сюжеты. Позднее пошли сказочные темы, в итоге создала несколько сборников открыток по сказкам. Первые иллюстрации сказочных героев Гольц берут свое начало в ИЗОГИЗе.

В 1955 году начала работать в издательстве ДЕТГИЗ, где главным художником был в то время Борис Александрович Дехтерев.

Особое место в жизни и творчестве Ники Гольц занимал Ханс Кристиан Андерсен. С него началась творческая биография Ники Гольц как иллюстратора: самая первая книжка «Стойкий оловянный солдатик» вышла в свет в издательстве «Детская Литература» в 1956 году. Иллюстрации в книге были черно-белыми.

Любовь к Андерсену Ника Гольц пронесла через всю жизнь. По изданиям разных лет можно проследить, как один творческий период сменялся другим. В начале 2000-х по заказу издательства «ЭКСМО» художница проиллюстрировала семь книг Андерсена. За эту работу она была награждена серебряной медалью Академии художеств, стала обладателем Почетного диплома Международной премии имени Х.К. Андерсена.

Источник: prodetlit.ru

Ника Гольц. Иллюстрации к сказке «Стойкий оловянный солдатик»:

Ника Георгиевна ГОЛЬЦ (1925-2012):

2 апреля – день рождения Ганса Христиана АНДЕРСЕНА (1805–1875):

Первая книга Ники Гольц
Ника Гольц. Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». 1956

🌷 «Дюймовочка» Ники Гольц
🥀 Цветы Ники Гольц
🌰 «Щелкунчик» Ники Гольц
🐜 «Приключения муравья Ферды»
💦 «Маленький Водяной»

August 22 2017, 13:45

Category:

  • Литература
  • Cancel

Стойкий оловянный солдатик (Г.-Х. Андресен, илл. О. Давыдова)

Нет сказки, которую я бы не любила в детстве сильнее, чем Стойкого оловянного солдатика. Для меня она вся была пропитана грустью от начала до конца, что стойко отвергалось моим детским воображением и нежеланием мириться с несправедливостью того мира, в который поместил автор своего героя. А мир этот далеко не радушный и не приветлив к маленькому оловянному солдатику без ноги. Страшноватое сравнение наклевывается с реальными людьми. И только одна отрада — красота и любовь. И только одно спасение — жить ради других.
Тем не менее эта книга в моей библиотеке уже не первая по свету. И не третья. И не пятая. Есть что-то, что заставляет возвращаться к этой истории снова и снова, переживать ее и сожалеть в финале сказки. С каждой новой книгой, новыми иллюстрациями и цветовой гаммой рисунков открывается мир оловянного солдатика по-другому. Но никакие краски не изменят его сути и тех эмоций, которые возникают от прочтения. По-моему эту сказку так и надо читать — отдельно от сборника, тонкой книжкой. Потому что история закончена, и если перевернуть страницу — ничего.

DSC_4779.JPG

DSC_4780.JPG

DSC_4781.JPG

DSC_4782.JPG

DSC_4783.JPG

DSC_4784.JPG

DSC_4785.JPG

Стойкий оловянный солдатик

И еще чудесное от Нигмы: Море бабка и охламон
Море бабка и охламон» — очень искренняя история, написанная Александром Блиновым о самом себе. О том, как обычным мальчишкой он приобретал свой бесценный жизненный опыт где-то между Азовским морем и Таганрогским заливом, среди станичных пацанов на лиманах с креветками, и на «том» дальнем море, куда нельзя, а то «утопнешь», и где кино под открытым небом и фильмы для взрослых можно смотреть с обратной стороны экрана, и где солёное мороженое и бледные девочки-курортницы, которых можно легко усадить на багажник велосипеда «…и мчать куда угодно: хоть на море, хоть на лиманы, а хоть и в рай

А еще какая обалденная Снежная королева вышла у Речи! С иллюстрациями Тамары Юфы! Снежная королева
А еще переиздали Вовку Веснушкина! Вовка Веснушкин в Стране Заводных Человечков

И обязательно загляните ВОТ В ЭТОТ СПИСОК КНИГ. Там столько чудесного! :)

  • Иллюстрации к сказке спящая царевна 5 класс нарисовать по этапам карандашом
  • Иллюстрации к сказке спящая красавица шарль перро
  • Иллюстрации к сказке андерсена девочка со спичками
  • Иллюстрации к сказке алиса в стране чудес картинки
  • Иллюстрации к сказке аленький цветочек фото