Ещё одна тема, которая постоянно пополняется: сказка «Теремок». Когда два года назад я выбирал первую сказку для обзоров иллюстраций, «Теремок» казался мне простеньким цикличным рассказом. Но почти сразу я понял, что это трагедия о праве силы, которую олицетворяет безжалостный медведь, уничтоживший добровольное сообщество таких разных персонажей. Этот хоррор в царское время показывал Г.Нарбут (https://fantlab.ru/blogarticle57118), а в наши дни — И.Олейников (https://fantlab.ru/blogarticle57420). Но, конечно, в большинстве детских изданий концовка изменена: медведь просто неуклюжий, никого не убивает. А ещё ведь и развитие благостной концовки: звери стыдят медведя, он помогает отстроить новый теремок-дворец.
Ну, посмотрим, что накопилось.
Ю.Устинова (2018)
Замечательная современная художница Ю.Устинова. Подарочное издание издание сказок с её иллюстрациями я упустил, так что пришлось довольствоваться книжками небольшого формата из массовых серий.
Зато в этих книжках обнаружилось две версии «Теремка».
Детский вариант «Теремка»
Счастливые звери в русских народных костюмах и косолапый медведь в жилетке (зажиточный то есть, но не очень далеко от крестьян — мышей да зайцев — ушёл).
Из-за неуклюжести медведя несчастный случай приключился. Простительно.
Взрослый вариант «Теремка»
А вот вариант, клеймящий деспотию. Малые звери относятся к низам, хотя перед нами уже международная команда: заяц, например, по одежде выставлен китайцем (из-за разреза глаз), лягушка ещё кем-то…
А вот у медведя прикид показательный: фуражка без кокарды и ватник. Видать, отставной охранник из ГУЛАГа.
Е.Рачёв
Иллюстрации легендарного советского художника-анималиста Е.Рачёва к «Теремку» издавались неоднократно, мы их смотрели в своё время и даже в вариантах русской, украинской и белорусской сказок (https://fantlab.ru/blogarticle57118). А были, оказывается ещё иллюстрации к сказке, публикуемой под именем В.Даля. У меня появилось вот такое современное переиздание сборника далевских сказок: Даль В. Девочка-снегурочка. — М.: Мелик-Пашаев, 2016.
Сложность идентификации в том, что у Даля наша сказка называется «Про мышку-норушку». Иллюстрации к этому варианту сказки мне встречаются только второй раз (первый — иллюстрации Олейникова, но у него графический роман всё-таки «Теремок» называется).
У Даля в числе жильцов присутствует ящерка.
Но особенность версии далевской сказки не только в этом. Во всех других вариантах в теремок набиваются звери, начиная от мухи/мышки до волка. И живут дружно, пока медведь не заявляется. А у Даля волк вторгается в теремок непрошенным, никого пока не ест, но создаёт дискомфорт для всех жильцов.
И малые жильцы жалуются медведю, т.е. сами его призывают. А медведь, как типичный чиновник, в тонкости не вникает, а устраняет первопричину беспокойства: разрушает теремок.
Вот такая особая интерпретация. И художник её учитывает: по настроению картинки отличаются от тех, которые рисовались к народному «Теремку».
О.Ионайтис
Из числа новинок отмечу сборник сказок с иллюстрациями О.Ионайтис: «Лучшие русские сказки для малышей». — М.: Росмэн, 2020. Этот дороговатый сборник не приобретал (неоднозначно отношусь к художнице). Две иллюстрации, касающиеся «Теремка», выложены на сайтах интернет-магазинов.
Зверушки забавные.
Советские книжки-картинки (Т.Шеварёва, Г.Аркадьев и Н.Привалова, М.Меженинов, Е.Малашенкова)
В Интернете обнаружились полные сканы четырёх книжек-картинок советского времени.
Такие издания:
1) Теремок. — М.: Малыш, 1965 / худ. Т.Шеварёва; 2) Терем-теремок. — М.: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1973 / худ. Г.Аркадьев, Н.Привалова.
Первая книжка — старинная (1965 года) с картинками Т.Шеварёвой — очень ценимой мною художницы. Вторая — «новелизация» мультфильма, в котором отображена авторская версия В.Сутеева (по набору зверей отличающаяся от всех известных).
И ещё:
3) Теремок. — М.: Малыш, 1980 / худ. М.Меженинов; 4) Теремок. — М.: Детская литература, 1985 / худ. Е.Малашенкова.
В большинстве случаев в книжках помещён вариант с добрым, но неуклюжим медведем, который потом перевоспитывается на ударной стройке нового теремка. Только в последней книжке-малышке (серия малоформатных изданий «Для маленьких») всё заканчивается на разрушении теремка медвежьим мохнатым задом.
Интерес представляет сопоставление жильцов теремка в видении разных художников. Выбрал для сравнения приход в теремок трёх зверей (через одного: мышки, зайца и волка) и разгром теремка медведем.
Пришла мышка
Пришёл заяц
Пришёл волк
В мультипликационном варианте волка нет, так что только три картинки.
Сел медведь
Не перестаю удивляться разнообразию типажей на весьма ограниченном литературном материале. В советских издательствах от художников требовалась высокая степень оригинальности.
В.Провалов
Помимо полномасштабных сюит, следует отметить единичные иллюстрации к «Теремку». Вот такой сборник: Кологривова С.В., Залманова Т.С. Фантазёры. — М.: Русский язык, 1986.
К «Теремку» галлерея портретов героев сказки. Своеобразная манера художника В.Провалова в общем русле исканий графики перестроечных времён.
Б.Михайлов
Сборник последнего советского года: «Русские сказки». — Л.: Художник РСФСР, 1991. Художник Б.Михайлов
К «Теремку» две иллюстрации — две антитезы: мирная жизнь и погром.
Календарь
Календарь с героями русских сказок на 1989 год, изданный в Грузинской ССР.
На позднейшую кооперативную халтуру похоже
Отдельные иллюстрации из журналов
Детские журналы советских времён — ещё один неисчерепаемый источник иллюстраций, материал для анализа стилей и направлений. Более-менее доступными оказались цифровые архивы всесоюзных московских журналов для детей младшего возраста: «Мурзилка», «Колобок», «Весёлые картинки».
Журнал «Мурзилка»
В «Мурзилке» иллюстраций к «Колобку» обнаружилось совсем немного (сказка считается для совсем маленьких, а журнал — для школьников младших классов). Из того, что обнаружилось, новинкой является только вот эта обложка августовского номера 1952 года в исполнении Ю.Васнецова.
Это точно теремок (приведено название картинки), набор зверей необычный: петух, белка. Но, как мы выяснили, кого только в вариантах сказки не встречается — и петух тоже (а белка была в научно-популярном «Теремке» Виталия Бианки: тут)
Журнал «Колобок»
Аудитория журнала «Колобок» была не то чтобы совсем младше «Мурзилки», но не такой строго очерченной. К тому же, это был больше арт-журнал, где художники работали на детском материале в манере «для взрослых». Появление малышёвского «Теремка» в «Колобке» никого не смущало. И вот в мартовском номере за 1971 год «Теремок» на обложке рисует Т.Колюшева (и совсем в другой манере, чем для «Весёлых картинок»), а разворот — сам великий В.Стацинский.
Журнал «Весёлые картинки»
В «Весёлых картинках» — журнале для самых маленьких — иллюстрации к «Теремку» были естественными.
1) Во-первых, это могли быть иллюстрации в серьёзной технике литографии или гравюры. Литографии Чарушина у нас уже присутствовали, но в журнале 1961 года встретился новый вариант — медведь (медвежонок?) приступил к непосредственному сносу домика. Волк и заяц в шоке, а вот лиса сопротивляется — льёт на лапу медведя кипяток из заварочного чайника. Гравюра Литвина — к украинской «Рукавичке».
2) Во-вторых, это могли быть типичные для журнала яркие рисунки. Надо отдельно отметить Т.Колюшеву — мастера таких праздничных композиций. В этих картинках, понятно, не место конфликту. Видно, что медведь хороший (в номере за 1973 года). А то и благодетель: увидел, в какой тесноте звери живут (объезжая на авто территорию ответственности), построил многоквартирный жилой дом и переселил в него жильцов из теремка-хибары (в номере за 1974 год). Тема осовременивая старых сказок — традиционная для «Весёлых картинок».
3) Встречались периодически рисунки других художников на сюжетные темы.
4) Выход за пределы времени действия сказки — тоже постоянная тема журнала. А как там в наши дни поживают герои «Теремка»? М.Битный рассказывает: к Новому году готовятся дружной компанией.
5) Перенесение идеи «Теремка» в другие декорации. Вот Е.Соколов показывает корабль «Теремок».
Все персонажи имеют собственные характеристики. Ситуация непростая: медведь залез на мачту, да и сломал её. Ой, что будет! Мышь в панике несётся с вершины мачты, лиса покидает корабль с чемоданом (а деваться-то некуда), отчаянный заяц наяривает на гармошке, флегматичный волк ловит летучих рыб, лягушка ко всему прочему поймала кита на удочку (сейчас он добавит своим хвостом по борту). В общем, сумасшедший дом. Но стихи, сопровождающие картинку, бодрые: «Не подвёл, не размок славный терем-теремок». Типичный политический анекдот эпохи застоя. Серьёзные темы поднимались в «Весёлых картинках» в 1979 году: «Куда ж нам плыть?».
Теремок сказок
Теремок картинки для детей
Картинка кукольный театр для детей на прозрачном фоне
Теремок для дошкольников
Группа Теремок в детском саду
Детский сад Теремок
Теремок рисунок 3 класс
Сказочный домик Терем Теремок
Теремок игра для детей герои сказки
Теремок обложка
Группа Теремок
Теремок группа в садике
Школа Теремок
Группа Теремок
Фон Теремок для детского сада
Сказочные окошки для домика
Герои РНС Теремок
Домик Теремок из сказки Теремок
Теремок на полянке
Самуил Маршак Теремок
Теремок сказок
Теремок сказок
РНС Теремок
Иллюстрации к сказке Теремок
Теремок мышка норушка
Сказочный дом для детей
В. Сутеев «Терем-Теремок»
Сказочный домик Терем Теремок
Иллюстрации из сказок
Домик Теремок из сказки Теремок
Теремок мультяшный
Сказочные герои Теремок для фланелеграфа
Сказочные герои Теремок для фланелеграфа
Лубяной домик Лубяная избушка
Мультяшные домики
Теремок зайчик побегайчик
Сказочная избушка
Группа Теремок
Домик из сказки
Красивый Теремок
Сказки. Терем-Теремок
Сказочный Теремок
Иллюстрации к сказке Теремок
Настольный театр Заюшкина избушка
Терем Терем Теремок герои
Теремок высокий вектор
Теремок. Сказки о животных
Русская народная сказка. Теремок
«Терем-Теремок» (русская народная сказка)
Кто написал сказку Теремок
Сказочный домик Терем Теремок
Сказочный домик Терем Теремок
Речевая игра Рассели по домикам
Аудиосказка Теремок
Пазлы Теремок 20
Группа Теремок
Заюшкина избушка театр
Строят новый Теремок
Сказочный домик для детей
О бедном медведе замолвите слово. Новое прочтение сказки «Теремок»
Детский плюшевый мишка – совсем не тот персонаж, что когда-то пришел к нам из сказок. Он давным-давно растерял всю свою грозность и непредсказуемость, сохранив только милую мягкую неуклюжесть и некоторую простоватую бестолковость. С таким «одомашненным» персонажем гораздо проще вступить в общение и не только понять, но и пожалеть его. К медведю же из русских народных сказок мы привычно относимся как к «варвару» ‒ грубому и не слишком умному разрушителю. Сказка «Теремок» с рисунками Александра Кошкина – минус один штамп.
Существует множество версий сказки про теремок. И все они, как правило, оканчиваются одним: приходит медведь, садится на теремок и рушит его. «А я мишка, вашему домику крышка…» Для меня всегда загадкой оставались мотивы медведя: зачем он это сделал? Воспитательница в яслях дала четкую установку: медведь плохой, злой. Такую же установку дают детям многие родители и воспитатели. А как иначе можно объяснить выходку косолапого?
«Теремок» переиздавался множество раз, с иллюстрациями самых разных художников. Но благодаря иллюстрациям Александра Кошкина я впервые задумалась о том, что поступок сказочного медведя можно трактовать иначе.
У каждого зверя на иллюстрациях Кошкина есть свое выражение «лица». Оно может быть радостным, серьезным, озабоченным, дурашливым, но только медведь нарисован несчастным. Можно ли посочувствовать медведю, раздавившему теремок? На рисунке, изображающем падение теремка, медведь явно несчастен. Более того, на его морде можно увидеть испуг, горечь. И такое отчаяние читается, такая уверенность в своей нескладности, неловкости, нелепости и тяжкой судьбе, что посочувствовать хочется именно ему, а не остальным зверям, оставшимся без жилья. Хотел ли медведь давить теремок? Нарочно ли он на теремок сел? В этом контексте его слова: «А я медведь ‒ шатун-топотун. Сейчас вас всех раздавлю!» звучат как предупреждение, призыв спасаться, как забота в некотором роде.
Почему медведь раздавил теремок? Кто знает, может быть, он нескладный, «не справился с управлением», споткнулся. Может быть, понял, что не справляется с эмоциями. Мне кажется, этот вопрос будет очень уместно обсудить с ребенком. Кому, как не ребенку, знать, что часто что-то происходит случайно, но неотвратимо, «оно само получилось».
Иногда бывает: приходит расстроенный маленький человек в песочницу, а там другие маленькие люди, весьма себе довольные, куличики лепят или даже замок строят. И расстроенный человек начинает куличики и замки крушить. Не потому, что он злой, а потому что жизнь у него несладкая.
Так же и медведь этот.
А взрослому здесь самое время объяснить ребенку, что не нужно сразу вешать ярлык «плохого и злого» на того, кто что-то испортил. Ведь даже самые хорошие люди не застрахованы от некрасивых происшествий. Плохо бывает всем, далеко не все умеют справляться с эмоциями. Может быть, человеку нужна помощь, может быть, ему внимания не хватает.
В сказке звери все вместе, они дружный коллектив. Они собрались и заново построили теремок, лучше прежнего. А медведь? Он несуразен и одинок. Его жаль.
На задней обложке кошкинский медведь с горестным видом всплескивает лапами: «Ну вот, опять!» И всё он понимает. И сожалеет. И никакой он не «плохой».
Алена Васнецова
Все главное на Папмамбуке
Подпишитесь на материалы «Папмамбука» – и каждую неделю вы будете узнавать интересное
о книгах, их создателях и читающих детях.