Иллюстрации к сказке умей обождать ушинского

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

      Жили-были себе брат и сестра, петушок да курочка.

      Побежал петушок в сад и стал клевать зеленёхонькую смородину…

      …а курочка и говорит ему: не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет».

      Петушок не послушался, клевал да клевал…

      …и наклевался так, что насилу домой добрёл.

      Юх,— кричит петушок,— беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло.

      Выздоровел петушок и пошёл в поле; бегал, прыгал, разгорелся, вспотел…

      …и побежал к ручью пить холодную воду…

      …с курочка ему кричит: «Не пей, Петя, обожди, пока простынешь».

      Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут же стала бить его лихорадка; насилу домой курочка довела.

      Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства…

      и долго пролежал петушок в постели.

      Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась. Захотелось петушку на коньках покататься…

      …а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замёрзнуть, теперь ещё лёд очень тонок, утонешь».

      Не послушался петушок сестры: покатился по льду: лёд проломился…

      …и петушок — бултых в воду. Только петушка и видели.

      _____________________

      Первое знакомство ребёнка с литературой начинается со сказки. Но сказка для него — это не только текст, но прежде всего картинки, которые позволяют прочитанное или услышанное мгновенно оживить в образных представлениях. Без этого сказка теряет для ребёнка всякую достовер ность. Ребёнок почти не делает различия между изображением и реальностью, для него эти понятия равноценны. Нарисованный петух, собака, человек — для ребёнка не мёртвая натура, а вполне реальные существа, которые живут, разговаривают, действуют, с которыми можно вступить в контакт. Но для того чтобы маленький читатель поверил рисунку, чтобы тот вызвал живой отклик в его душе и ребёнок включился в «игру» с ним, рисунок должен отвечать его представлению о мире. Для этого художник, иллюстрирующий книгу для детей, должен увидеть её героев глазами ребёнка.

      Именно так подходит к работе над детской книгой Борис Малинковский. Художник уже два десятилетия работает в области иллюстрации. Более всего его привлекают книги, посвящённые животным, природе. Среди них — «Детский сад» А. Онегова, «Чешские народные песенки» в переводе С. Маршака, «Чёрт» Н. Тихонова.

      Его иллюстрации к книжке Ушинского «Умей обождать» вполне соответствуют тому полусказочному-полуреальному бытию, в котором живёт фантазия ребёнка. Малинковский не только стремится проникнуть в психологию детской души, но и чувствует особую стилистику сказки. Не случайно в своих иллюстрациях он отталкивается от народного крестьянского искусства — ведь именно богатству нароп-ной фантазии обязана своим рождением сказка как жанр, и в её основе лежит то жё яркое, оптимистическое и немного наивное восприятие мира, те же приёмы образного осмысления действительности, что и в основе народной игрушки, резьбы по дереву, украшающих крестьянский быт. Избегая стилизации под народное искусство, прямого подражания ему, Малинковский следует тем его принципам, которые отвечают специфике сказочного жанра. Его иллюстрациям свойственна яркая красочность, декоративность цвета, живописная форма в них лишена той сложной нюансировки, которая является существенным моментом в профессиональном искусстве; образы петушка и курочки несут фольклорные черты.

      Каждая отдельная иллюстрация Малинковского представляет замкнутую в себе картину, композиция которой подчинена законам строгой симметрии и доведена до предельной ясности. Левая часть иллюстрации почти зеркально отражает правую; предметы, организующие среду и фон, располагаются по принципу ритмического повторения, при этом своей статичностью они подчёркивают и оттеняют подвижность жестов и поз самих героев сказочного повествования, которым в каждой картинке отведено центральное место. Все эти приёмы композиционного построения рассчитаны на то, чтобы сосредоточить основное внимание зрителя на персонажах сказки, усилить впечатление от их пластической выразительности. Художник выделяет их не только композиционно, но и масштабно: петушка и курочку он изображает выше деревьев, при этом помещая рядом с ними или на тех же деревьях других птиц, которые по своим размерам оказываются не больше петушиного гребешка. Подобный приём часто встречается в крестьянском искусстве, и сам по себе он сродни сказочной гиперболе. Условность его нисколько не» смущает ребёнка, который не видит в этом нарушения реальности, более того — он сам неосознанно использует этот приём, когда рисует.

      Малинковский не стремится к буквальному воспроизведению видимого мира, поскольку в сказке недопустим натурализм — в ней всё должно быть очищено от бытовой конкретности. Но, пользуясь приёмами обобщения, художник выделяет и подчёркивает какую-то одну основную особенность, благодаря которой изображённые вещи становятся легко узнаваемы. Ёлки он рисует обобщённым волнистым силуэтом; траву, воду, небо он передаёт только цветом, располагая его ровным декоративным пятном, причём цвет не только обозначает предметы, но и создаёт эмоциональную атмосферу. В каждой иллюстрации художник даёт сгармо-нированное цветовое решение.

      Текст помещается Малинковским отдельно от иллюстрации, он заключён в цветную овальную рамку, что позволяет воспринимать его как самостоятельный декоративный элемент, напоминающий архитектурный картуш. Цвет рамки выбирается в зависимости от доминирующего цвета колористической гаммы картинки. Таким образом композиция каждого листа, в котором текст и иллюстрация подчинены общему декоративному замыслу, получает завершённость.

      Живописная манера Малинковского не лишена определённой условности, но условность эта порождена самой сказкой. В сказке возможно то, что невозможно в обыденной жизни: петушок может быть выше дерева, более того, он может кататься на коньках, спать в кроватке под пёстрым деревенским одеялом, курочка может кормить его с ложки лекарством. Сказке свойственно переносить реальные явления в нереальную обстановку и наоборот — это основная её условность. Но то, как ведут себя сказочные герои, то, что приходится им переживать, всегда имеет реальную основу, почерпнутую из самой жизни. На примере печальных приключений непослушного героя писатель, а за ним и художник ненавязчиво воспитывают юного читателя, нимало не поступаясь при этом занимательностью изложения, яркой образностью художественного языка. Фантазия и действительность, условность и реальность составляют в сказке то неразрывное, взаимодействующее целое, которое создаёт мир преображённый, мир волшебного реализма.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Сказка К. Д. Ушинского «Умей обождать»Составила: Усынина Е. Ю. воспитатель
МК...

    1 слайд

    Сказка К. Д. Ушинского «Умей обождать»
    Составила: Усынина Е. Ю. воспитатель
    МКДОУ детский сад «Сказка»
    презентация к занятию по развитию речи
    в старшей группе

  • Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и ст...

    2 слайд

    Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину.

  • А курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет».

    4 слайд

    А курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет».

  • Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой...

    6 слайд

    Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел.
    «Ох! — кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица, больно!»
    Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло.

  • Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел

    8 слайд

    Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел

  • и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:— Не пей, Петя, о...

    10 слайд

    и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:
    — Не пей, Петя, обожди пока, простынешь.

  • Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут его стала бить лихорадка...

    12 слайд

    Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела.

  • Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долг...

    14 слайд

    Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

  • Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось пет...

    17 слайд

    Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь».

  • Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петуш...

    19 слайд

    Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок — бултых в воду!
    Только петушка и видели.

  • Спасибо  за  внимание

    21 слайд

    Спасибо
    за внимание

Умей обождать Ушинский сказка

Рейтинг:   / 3

Умей обождать —  Петух и курочка

Жили  — были себе брат и сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зелененькую смородину, а курочка и говорит ему:петушок

— Не ешь, Петя! обожди, пока смородина поспеет.

Петушок не послушался, клевал, да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел:

-Ох, -кричит петушок, -беда моя! больно, сестрица, больно!

Выздоровел петушок и пошёл в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду, а курочка ему кричит:

— Не пей, Петя, обожди пока, простынешь!

Не послушался петушок, напился холодной воды, и тут же стала бить его лихорадка: насилу домой курочка довела.

Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась, захотелось петушку на коньках покататься, а курочка и говорит ему:

— Ох, обожди, Петя! дай реке совсем замёрзнуть: теперь ещё лёд очень тонок, утонешь.

Не послушался петушок сестры: покатился по льду, лёд проломился и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.

Сказки в книге «Колобок» пересказал для детей великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870).
Художник В. ГАЛЬДЯЕВ

Похожие по содержанию произведения раздела:

Шат и Дон Толстой сказка с иллюстрациями ...

ШАТ И ДОН ТОЛСТОЙ Л. Н
У старика Ивана было два сына: Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был …

default thumbnail image alt

ЧУДЕСНЫЙ КЛАД
Молдавская сказка
Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был …

default thumbnail image alt

ЧТО ДОРОЖЕ
(Осетинская сказка)
Давным-давно жили в одном селении два юноши. Как сойдутся они, …

Четыре брата Пермяк сказка с иллюстрациями ...

Четыре брата
У одной матери было четыре сына. Всем хорошо удались сыновья, только друг дружку …

Добавить комментарий

  • Иллюстрации к сказке три толстяка
  • Иллюстрации к сказке теремок разных художников профессионалов
  • Иллюстрации к сказке спящая красавица жуковского 5 класс
  • Иллюстрации к сказке снегурочка русская народная сказка
  • Иллюстрации к сказке сивка бурка картинки для детей