Царь Берендей Снегурочка
Васнецов царь Берендей
Царь Берендей Снегурочка
Царь Берендей опера Снегурочка
Берендей Снегурочка
Берендей арт
Берендей это царство Берендея
Царство Берендея Снегурочка
Сказка о царе Берендее Жуковский
Царевна лягушка царь
Иван Царевич и царь Берендей
Васнецов Виктор Михайлович богатыри раскраска
Царь Салтан раскраска для детей
Н. Рерих. Эскиз костюма к балету «Весна Священная» 1913
Король раскраска для детей
Лесной царь Берендей
Купава Снегурочка царь Берендей
Виктор Васнецов дед Мороз
Иллюстрация к сказке Молодильные яблоки
Царь Дадон и золотой петушок
Рисунок к сказке о царе Берендее Жуковского
Иван Билибин золотой петушок
Врубель скульптура Берендей
Сказка о царе Берендее Жуковский
Билибин война и мир 1965
Снегурочка декорации
Билибин Иван Яковлевич сказка о золотом петушке
Сказка о царе Берендее Жуковский
Царь Берендей сказка Жуковский
Билибин Царевич
Иван Царевич и царь Берендей
Берендей Славянская мифология арты
Иван — Царевич
Васнецов палат Ацаря Берндея
Заречная Слободка Берендеевка
«Сказка о морском царе и Настасье-Премудрой» пчелы
Билибин Китеж
Васнецов в.м. «Заречная Слободка Берендеевка»
Король раскраска для детей
Сказочный Король раскраска
Конек-горбунок Иван царь девица царь
Иван Яковлевич Билибин перышко Финист
Раскраска старичок Лесовичок для детей
Картины Всеволода Иванова Русь
Билибин Половецкий стан
ООО царь Берендей Кострома
Сказка о морском царе и Настасье Премудрой
Раскраски про царя и сыновей
Музей Берендея в Переславле-Залесском
Дом Берендея Переславль-Залесский
Иван Царевич и серый волк
Театральный костюм лешего
Пушкин а.с. «сказка о царе Салтане»
Билибин иллюстрации к русским народным сказкам
Сказка о морском царе и Настасье Премудрой диафильм
Дом Берендея Переславль-Залесский
Диафильм Иван Царевич и морской царь
Опера Снегурочка Мизгирь
Иван Яковлевич Билибин золотой петушок
Князья берендеев
Холуйская миниатюра Власовой Светланы
Иван Царевич и царь Берендей
Иван Царевич и серый волк царь
Васнецов Берендеевка
Васнецов палат Ацаря Берндея
Бог Велес в славянской мифологии
Сказка спящая Царевна
Виктор Васнецов театральные декорации
Двор Галицкого Рерих
1 Литр морс облепиховый
Терем царя Берендея Васнецов
Кощей и Василиса прекрасная
Царские палаты Билибин
Музей царство ряпушки в Переславле-Залесском
Федоскино Берендеево царство
Летом 1831 г. В.А. Жуковский вместе со своим воспитанником жил в Царском Селе, там же в это время был А.С. Пушкин с молодой женой. Между поэтами возникает своеобразное творческое состязание — оба пишут сказки. Результат — «Сказка о царе Салтане» Пушкина и три Жуковского — «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и незаконченная «Война мышей и лягушек». Первая из них называется пышно, в традициях литературы XVIII в.
Считается, что в основу этой сказки положен сюжет, рассказанный Пушкину его няней Ариной Родионовной. Если даже это так, а это, скорее всего, сюжет сказки «Морской царь и Василиса премудрая», Жуковский не только по-своему его изложил, но и добавил в него эпизоды, детали из других сказок. Чувствуется, что поэт знаком с устным народным творчеством, глубоко, тщательно изучал его, отбирая ценное, поэтичное.
«Сказка о царе Берендее» написана гекзаметром — одним из любимых размеров Жуковского. Гекзаметр «Сказки о царе Берендее» настолько «прилажен» к русскому языку, что великолепно передает русский сказочный колорит. Он настолько оригинален и кажется столь естественным в этом произведении, что наводит на мысль о какой-то третьей форме речи, помимо прозы и стихов.
Сюжет в целом повторяет народный. Некоторые детали, введенные Жуковским, слегка нарушают логику. Например, Кощей Бессмертный царит в подземном мире. Это вполне закономерно — он злой дух тьмы. Более того, его дворец «высечен был весь из карбункула-камня». Если вспомнить переведенную в 1816 г. Жуковским сказку «Красный карбункул», там этот камень подарен герою сатаной.
Кощей
Всмотримся в портрет Кощея. Жемчужины, клешни вместо рук, зеленоглазость — все это портрет царя морского, а не подземного. Возможно, в портрете сохранился намек на героя народной сказки.
Каждый персонаж Жуковского индивидуален, особенности характера проявляются в поступках. Не догнав беглецов (Ивана-царевича и Марью-царевну), Кощей в гневе «пересек беспощадно всех до единого слуг». Такое поведение свойственно какому-нибудь помещику-самодуру, а не всемогущему владыке подземного царства. Кощей любит шутовство. Иван-царевич при встрече ползет на коленях, чем вызывает смех Кощея, и тот сменяет гнев на милость. Тоже очень узнаваемая деталь. Фантастическое подкрепляется вполне убедительным реалистичным. Вокруг сказочного дворца, который по приказу Кощея должен выстроить Иван-царевич, предполагается «регулярный сад, и в саду пруд с карасями». Подобная деталь есть в описании Мишенского, имения отца Жуковского, где поэт провел годы детства и юности.
Экранизации
В 1968 году Павел Кадочников снял фильм «Снегурочка» и сам исполнил в нем роль царя Берендея. По сюжету киноленты, снятой на студии «Ленфильм», таинственная девушка попала в деревню берендеев. У нее нет чувств, зато есть баснословная красота, быстро привлекшая поклонников. Среди них ветреный Мизгирь, бросивший ради Снегурки невесту Купаву. Берендей приказывает всем в селе найти себе пару и явиться к Яриле. Купаву выбрал пастух Лель. Снегурочка просила мать-Весну подарить и ей любовь. В девушке проснулись чувства к Мизгирю, но, представ вместе с возлюбленным перед солнечным божеством, она растаяла.
В 1969 году режиссер-сказочник Александр Роу снял кинокартину «Варвара-краса, длинная коса» по мотивам произведения Жуковского «Сказка о царе Берендее». Фильм рассказывал о добром царе Еремее и злом Чуде-Юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею. Царь Еремей, воплощенный на экране Михаилом Пуговкиным, сменил Царя Берендея.
В экранизации «Снегурочки» 1974 года в образе мудрого царя Берендея предстал актер Михаил Царев.
Источник
Марья-царевна
Марья-царевна не только дочь Кощея, премудрая волшебница, но и прелестная девушка, нежная, кроткая, любящая. Возможно, этот образ создавался с мыслью о незабвенной Маше Протасовой, человеке необычайного обаяния, утонченной души. «Белым камнем у дороги» остается Марья-царевна в ожидании суженого, в лазоревый цветок превращается, не дождавшись Ивана-царевича. «Росинки слез на листках голубых заблистали». Героиня народной сказки не отличается такой утонченностью, ей заранее известно, как будут разворачиваться события. Героиня Жуковского («Сказка о царе Берендее») страдает, оскорбляется, готова на самопожертвование, но и на борьбу за счастье. Так что, имя изменено не случайно.
История создания
В русской литературе Берендея принято считать выходцем из мифологии. Древние славяне считали, что герой был колдуном и мог при необходимости принимать обличье бурого медведя.
Первым о царе Берендее заговорил Василий Андреевич Жуковский. В «Сказке о царе Берендее» 1831 года персонаж выступает в качестве отца Ивана-царевича. Подробнее о том, кем были его жена и дети, автор не упоминает. Но образ старца с бородой описан привлекательно и легко. Персонаж не имел детей и пошел на сделку с чудищем. Внезапно родившемуся сыну царя было суждено покинуть родителя по завету чудовища. Произведение объединило мотивы сразу нескольких сказочных преданий. Помимо упомянутых героев, в действии участвуют Кощей Бессмертный и Марья-царевна.
В сказке Александра Николаевича Островского «Снегурочка» автор представляет персонажа как мудрого правителя страны берендеев. Произведение опубликовано в 1873 году. Писатель не уточнял время действия, но подробно описал место. Дворец правителя находился неподалеку от дома драматурга. Рядом была долина, названная в честь божества Ярилы, воспеваемого в язычестве. Скромный родник, известный местным, по легенде был сердцем Снегурочки, растаявшим от пламенной любви девушки.
Говоря о берендеях, Островский описывал жизнь русского народа такой, какой ее передают былины и предания старины. Когда-то под Переяславлем было Берендеево болото. Местные жители уверены, что раньше здесь находилось Берендеево царство. Село Берендеево расположено неподалеку от города Сергиев Посад.
В произведении Островского Берендей был мудрецом, которого любил народ. Сказочный властитель олицетворял собой темперамент и национальный колорит русского народа. Сила характера и широта души русичей открывались с его помощью читателю. Герой верил в трудолюбие русского народа, его умение на славу потрудиться и на славу отдохнуть.
Иван-царевич
Иван-царевич тоже имеет ярко выраженный характер. Он храбр, поездка в подземное царство его не пугает. Полон царского достоинства. При знакомстве с Марьей-царевной он тактичен и благороден. «Скромно прочь отошедши, стал за кустом». Он религиозен, как и родители. Крест и ладанка помогают ему избавиться от погони Кощея.
Индивидуализируя своих героев, Жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. С этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. Для народной сказки подобные средства выразительности не характерны.
Образ Берендея в фольклоре
История гласит, что берендеи воевали с половцами и были участниками междоусобиц русских князей. Выступая вассалами, они не хотели подчиняться русским и часто конфликтовали с князьями. Представитель этого племени, царь Берендей стал собирательным образом. Не то оборотень, не то человек, не то животное, этот герой фигурировал в истории Руси. А точнее, его потомки.
Историки утверждают, что берендеи находились в числе служивых в подчинении Юрия Долгорукого. Подчиняясь князю Ярополку Владимировичу, они выступали против Всеволода Ольговича в битве 1139 года. Тридцать тысяч берендеев встали на защиту князя. Свидетельства о них хранятся на Владимиро-Суздальских землях. Исследователи предполагают, что Долгорукий переселил берендеев из Поросья. Люди стали расселяться по русским городам, при этом основывая и свои. Киевские правители наградили берендеев регионом у реки Роси, где некогда находился Ростовец. Теории историков описывают ассимиляцию берендеев в татаро-монгольских племенах после нашествия ига.
Берендеи имели собственную мифологию. Лес был для них священным местом. Племена совершали обряды, поклоняясь природе, чтили ресурсы, дарованные им, и использовали их разумно. Гадания и предсказания – традиция этой народности, поэтому царь Берендей часто предстает героем, наделенным магическими способностями и силой.
Языковые особенности
В области языковой поэт тоже нарушает привычные каноны. Наряду с традиционными сказочными устойчивыми выражениями («ни в сказке сказать, ни пером описать», «двух смертей не бывать, а одну не минуешь», «ни свет ни заря», «видом не видано, слыхом не слыхано», «по усам текло, а в рот не попало» и многих других), постоянными эпитетами («красная девица», «дремучий лес», «белый камень» и др.) Жуковский вводит совершенно нетипичные для фольклора сравнения («голосом звонким, как струны», «голосом сладким, как флейта», «вскочил как безумный», «царь отряхнулся, как гоголь» и т. п.). В «Сказке о царе Берендее» нет характерных для устного народного творчества повторов. Поэт ограничивается лаконичными замечаниями: «все рассказал», «страшную тайну открыл» и т. п. Все нововведения Жуковского, конечно же, отдаляют его сказку от народной, но делают ее более поэтичной, красивой, увлекательной.
Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004
Анализ сказки О царе Берендее Жуковского
История создания этой сказки очень интересная и необычная. Во время отдыха со своим учеником в 1831 году Жуковский проживал в Царском селе. Там отдыхал и Александр Сергеевич Пушкин со своей женой Натальей Гончаровой. Тут между двумя литературными гениями было замышлено состязание на лучшую сказку. Пушкин создал свою известную «Сказку о царе Салтане», а его учитель написал три творения, одним из которых является сказка «О царе Берендее». Именно ее анализ представлен в данной статье.
Название сказки подобрано согласно традициям литературы восемнадцатого века – громко и изящно.
Есть предположение, что в сюжетной основе произведения заложено повествование, которое когда-то было рассказано Пушкину его няней. Жуковский был отлично знаком с фольклором, поэтому мотивы народного творчества явно прослеживаются в его произведении. Он очень тщательно занимался его изучением, отделял зерна от плевел.
При написании сказки Жуковский использовал свой любимый размер – гекзаметр. Этот размер отлично припал к родному языку, поэтому сказочная самобытность передана на высшем уровне. Все максимально уникально, естественно, кажется, словно имеется еще какая-то иная вариация подачи кроме прозы и поэзии.
Фабула произведения пахнет народностью. Есть нюансы, использованные автором, наводят логический беспорядок, ассонанс к примеру, затрагивается вопрос о правильности правления Кощея в земельном царстве. Хотя, если порассуждать, то моно найти этому объяснение, ведь он злой демон темноты и мрака. Кроме того, дворец Кощея выщерблен из камня. Этот камень фигурирует в другой сказке Жуковского. В ней сатана дарит его главному герою. Сказка та написана в 1816 году.
Царь берендей сказка читательский дневник
“Сказка о царе Берендее”
Жуковский В. сказка “Сказка о царе Берендее”
Жанр: литературная волшебная сказка в стихах
Главные герои сказки “Сказка о царе Берендее” и их характеристика
Царь Берендей. Легкомысленно пообещал отдать то, про что не знал Кощей Бессметный, злой, коварный, яростный, хитрый. Иван-царевич. Легкомысленный красавец, игривый, ленивый. Марья-царевна. Умная, верная, добрая и красивая. Старик. Добрый и заботливый.
План пересказа сказки “Сказка о царе Берендее”
Бездетный царь Берендей Долгое отсутствие Колодец Обещание Берендея Новорожденный сын Иван-царевич на охоте Таинственный старик Раскрытая тайна Озеро и уточки Сорочка Марья-царевна К Кощею на карачках Дворец из мрамора Помощь пчелки Мушка на щеке Слюнки на страже Мост и река Лес дремучий Церковь и поп Красивый младенец Лазоревый цвет Чудеса в доме Платок ворожеи Пирог для Ивана Голубки Возвращение и свадьба.
Кратчайшее содержание сказки “Сказка о царе Берендее” для читательского дневника в 6 предложений
Обещал царь Берендей отдать за освобождение то, о чем не знает, а то оказался его новорожденный сын Вырос Иван-царевич, встретил в лесу старичка и узнал о клятве отца Встретил Иван-царевич Марью-царевну и провела она его в царство Кощея. Помогла Марья Ивану выполнить три задания Кощея и от погони его спасла. Пошел Иван-царевич в город, поцеловал младенца и забыл Марью-царевну Испекла Марья пирог и вспомнил ее Иван-царевич, вернулись они к Берендею и свадьбу сыграли.
Главная мысль сказки “Сказка о царе Берендее” Путь к настоящему счастью бывает долог и тернист, но результат того стоит.
Чему учит сказка “Сказка о царе Берендее” Эта сказка учит не давать поспешных обещаний, но если уж дал, то выполнять. Учит быть благодарным, учит помогать друг другу. Учит слушать мудрых советов. Учит не боятся трудностей. Учит честности и смелости. Учит бороться за свое счастье до конца.
Отзыв на сказку “Сказка о царе Берендее” Это очень красивая история, которая мне сильно понравилась. Конечно же больше всего мне понравилась Марья-царевна, которая была не только красавицей, но и мастерицей на все руки. Владела волшебством и по сути именно она спасла свое счастье, ведь роль Ивана в победе над Кощеем была минимальна.
Источник
Ольшанский Борис Михайлович «Берендеи» 1997 год
Я думаю, что все знают, кто такой Царь Берендей. Это персонаж сказки Островского «Снегурочка», правитель Берендеева царства.
Вот только и царь, и царство появились в русской литературе в XIX веке, а берендеи как кочевой народ с отсутствием какого-либо собственного царства существовали еще до Островского, поэтому придется начать с них. Кто такие, откуда взялись.
Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения в восточноевропейских степях, в летописях они иногда назывались то «торками» (видимо, от тюрк), то «черными клобуками» (черношапочниками)
Из летописей известно, что в 1097 году они заключили союз с печенегами, в 1105 г. были побеждены половцами и в XIII в название этого народа из летописей исчезает. Во время монголо-татарского нашествия (начало в 1237 году) последние оставшиеся берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, а частично ушли в Болгарию и Венгрию.
Но еще до этого часть их переселилась на русские земли, в том числе на северо-востоке
Tеснимые половцами, которые их окончательно победили в 1105 г, берендеи вынуждены были отступать к южным пределам тогдашней Руси и спрашивать позволения селиться на окраинах Переяславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков. Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и берендеи, oбосновавшись в Поросье и Верхнем Побужье, постепенно привыкли к оседлой жизни в городах (в летописях чаще всего упоминается их город Торчевск).
Поросье — историческая область древней Руси, ограниченная с севера рекой Стугной и с юга рекой Росью, с богатыми пастбищами для скота. Она служила местом военных поселений, образованных киевскими князьями для защиты Киева с юга.
Побужье — историко-географическая область, расположенная по верхнему и среднему течению реки Южный Буг. Верхнее Побужье должно быть в верховьях Южного Буга.
Затем часть берендеев была переселена из Поросья во Владимиро-Суздальскую землю, вероятнее всего во время Юрия Долгорукого (дважды княжил в Киеве между 1149 и 1157 гг) и его сына Андрея Боголюбского (умер в 1174 г), сейчас на месте бывшего Владимиро-Суздальского княжества, в Ярославской, Костромской и даже Вологодской областях, существуют такие топонимы как слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др. и существует местный фольклор на тему берендеев )
Известно, что Юрий Долгорукий активно поощрял заселение своих северо-восточных владений, привлекая население Юго-Западной Руси. Он выделял переселенцам ссуды и предоставлял им статус вольных земледельцев, который был довольно редким в Киевском и Переяславском княжествax. С разной степенью достоверности Долгорукому приписывается основание многих городов Северо-Восточной Руси, среди которых нам здесь важен только Переславль-Залесский.
Переславль-Залесский был основан в 1152 году в качестве будущей столицы Северо-Восточной Руси. Князь Юрий заложил на болотистой равнине огромный по тогдашним меркам город с длиной валов около 2,5 км. Городов, больших по размерам, чем Переславль, в Северо-Восточной Руси не было. Сопоставим с ним только Владимир (периметр укреплений Мономахова, или Печернего, города — тоже около 2,5 км).
Вот на этой карте хорошо виден путь переселения берендеев в ХII веке из Киевского княжества во Владимиро-Суздальское во времена Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. Первоначальная Русь состояла из княжеств, в основном лежащих на пути из варяг в греки. На западе находились агрессивные «европейцы» и свободной земли не было, все и так было перенаселено, а на северо-востоке находились малозаселенные территории, и туда и осуществлялась экспансия. B ХII веке усилиями Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского появилось Владимиро-Суздальское княжество, причем не просто появилось, а стало Великим, то есть местом правления старшего князя. И именно в это время были основаны новые поселения/города типа Переславля-Залесского. Они нуждались в жителях, умеющих держать оружие в руках, вот берендеев из Поросья и Верхнего Побужья туда и переселили.
На карте Переславль-Залесский обозначен словом Переяславль, это в старом написании, позже Переяславль сменился на Переславль.
Андрей Боголюбский, который перенес старшинство княжения из Киева во Владимир и начал сажать в Киеве князей не по старшинству, а по своему усмотрению, видимо, продолжил политику своего отца по переселению желающих с юго-западных земель на северо-восток.
Таким образом на отдельно взятых русских территориях, каким-то образом связанных с переселением берендеев, появилoсь слово «берендеи» и различные истории и предания, связанные c таинственным и даже почти сказочным народом. «Понаехавшими»…
Ну вот о настоящих исторически существовавших берендеях всё, вернемся к теме поста — сказочному Царю Берендею.
Появился он в русской литературе впервые в 1831 году, когда Василий Жуковский, в ходе поэтического состязания с Александром Пушкиным на лучший пересказ народной сказки, сочинил «Сказку о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»
Почему Жуковский решил назвать царя именно Берендеем, история умалчивает. Родился и вырос Жуковский в Тульской губернии, переселяли ли туда русские князья в средние века берендеев или нет, я не знаю. Но где-то Жуковский что-то о берендеях слышал.
В «Сказке о царе Берендее» (1831) Берендей — отец Ивана-царевича. Так как это было литературное состязание, в этой сказке находят отражение многие сказочные герои: Иван-царевич, Кощей, Марья-царевна и другие), а также разнообразные мотивы русских народных сказок.
Слева иллюстрация к сказке. Справа гравюра К. Брюллова к «Сказке о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»
Сказка написана 2 августа — 1 сентября 1831 года в Царском Селе. Впервые опубликована в альманахе «Новоселье» в 1833 году.
По мотивам именно этой сказки в 1969 году был снят советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка «Варвара-краса, длинная коса». Царя там сыграл Михаил Пуговкин, но имя у него Еремей, а не Берендей. Видимо, создатели фильма не хотели путать этого царя с царем из сказки «Снегурочка», очень уж имя узнаваемое.
А в 1873 году появился наконец тот самый Царь Берендей из Берендеева царства, которого мы так хорошо знаем благодаря сказке А. Н. Островского «Снегурочка»
Слева: Евгений Пономарев. Эскиз костюма царя Берендея для оперы Римского-Корсакова в Мариинском театре 1882 год Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека
Справа: Васнецов Виктор Михайлович. Эскиз костюма. Берендей. «Снегурочка». 1885 год. Москва, Московская частная русская опера (Опера Мамонтова) Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина»
Откуда взялись берендеи у Островского, известно довольно хорошо. Сказку он писал в своем костромском имении Щелыково. А добирался он туда по Ярославской железной дороге мимо станции Берендеево, появившейся в 1868 году. И Щелыково, и Кострома, и Переславль -Залесский, и Берендеево — это все бывшие территории Владимиро-Суздальского княжества Юрия Долгорукогого, там всё друг от друга недалеко.
И в местах тех про берендеев ходит куча всяких легенд и историй. Есть там, например, такое знаменитое Берендеево болото, такое знаменитое, что про него даже статья в википедии есть
Слева:: Васнецов Виктор Михайлович. Царь Берендей. Эскиз костюма 1881 год. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник Абрамцево
Справа: Васнецов Виктор Михайлович. Премудрый царь Берендей. 1885 год. Эскиз костюма к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево
А еще краевед В. Ф. Воронов записал там такие преданья:
«Царь Берендей любил по вечерам на озеро ходить. Вечерние лучи солнца скользили по глади озера. Царь ждал, когда взойдет луна и зальет окрестность холодным призрачным светом. И вдруг Берендей услышал чарующую музыку. В расплескавшихся волнах увидел царь красавицу-русалку. Заманила она Берендея в подводное царство, и волны поглотили Берендея. Царица Рогнеда забеспокоилась, побежала к озеру, стала кликать супруга, но болото только ответило ей эхом: «Берендей! Дей-ей-ей!». Так и осталась она с маленьким сыном в тереме. Но тоска одолела царицу, и пошла она опять на озеро. По-женски всплакнула и запричитала: «Муженек ты мой ненаглядный! Что ж ты словечка жене своей сказать не хочешь?». От тоски и горя превратилась Рогнеда в каменное изваяние женщины, каких немало в степях на пути следования кочевых тюрков»
«На горе, где сейчас расположена деревня Давыдово, стоял в древности терем царя Берендея. Была у царя красивая дочка Маша. Когда она подросла, Берендей стал подумывать о ее выданье. Как-то раз приехали к царскому терему два богатыря-красавца, один краше другого. Машеньке понравился Иван-царевич, но Берендей невзлюбил его. Ему по нраву пришелся царевич Федор. Машенька не смогла противиться отцовской воле, тихо ушла на болото и бросилась в трясину. Иван-царевич с горя пошел на болото вслед за возлюбленной и покончил с собой на том же месте. Но царевич Федор любил Машеньку также горячо и преданно. Болотная трясина поглотила и Федора-царевича»
А еще в тех местах под Переславлем-Залесским есть Ярилина гора
Слева: Федоровский Федор Федорович Эскиз костюма. Царь Берендей. «Снегурочка». 1909- 1911 гг. Москва, Московская опера С.И. Зимина Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина»
Справа: Слева: Ламбин Петр Борисович (1862 — 1923) Берендей. Эскиз костюма к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегоручка».Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский национальный музей музыки»
Видимо, Островский был в курсе всех этих местных легенд и сказаний и именно на основании них и придумал свое Берендево Царство, Царя Берендея и Ярило-Солнце.
После этого у Царя Берендея началась такая же театральная, кино- и мультипликационная жизнь, как и у Снегурочки из этой конкретной сказки. Про «Снегурочку» Островского я писала. О Снегурочке. Часть 1 О Снегурочке. Часть 2
Слева: Врубель Михаил Александрович. Берендей 1899-1900
Справа: Врубель Михаил Александрович Царь Берендей 1899-1900
В конце 1890-х годов М.А. Врубель создает две керамические серии «Садко» и «Снегурочка», воплотившие в пластических образах персонажей опер Н.А. Римского-Корсакова. В ансамбль скульптур персонажей «Снегурочки» входят «Весна», «Мизгирь», «Купава», «Лель», «Царь Берендей». Берендеев было сделано несколько. Исследователи творчества Врубеля находят в лице майоликового «Царя Берендея» сходство черт с композитором Н.А. Римским-Корсаковым.
Про Снегурочку у меня были целых четыре поста, уж очень тема обширная и многогранная. Про Царя Берендея тоже в один пост ну никак не уложиться, одна история переселения в Переславль-Залесский чего стоит, поэтому далее в этом посте будут только изображения Царя Берендея и его театральных костюмов в период до Второй мировой войны, до появления Царя Берендея на экране.
Историю постановок можно прочитать по ссылкам наверху о Снегурочке.
Царь Берендей Качалов Василий Иванович. МХТ 1900 год
Напомню основные вехи:
1873 год — драматург А. Н. Островский, написал «весеннюю сказку» о Снегурочке специально для Малого театра в Москве. Пьеса включала в себя некоторые балетные сцены, музыку написал композитор П.И. Чайковский. Пьеса провалилась.
1882 год — композитор Н. А. Римский-Корсаков написал на основе пьесы “Снегурочка» одноимённую оперу. Оглушительный успех.
1899-1900 гг. — Художник Михаил Александрович Врубель, работавший над оперными костюмами для «Снегурочки», решает поэкспериментировать с керамикой и создает серию скульптур на тему сказки.
1900 год — постановка пьесы Островского в 3-x драматических театрах (Московская императорская труппа, Петербургская императорская труппа и частный Московский Художественный театр К. Станиславского) без балетных сцен, из-за которых провалилась первоначальная постановка. Оглушительный успех.
1914 год — первый немой черно-белый фильм «Снегурочка», режиссер Владислав Александрович Старевич. Не уверена, что он сохранился.
Ну и послевоенное событие, но все-равно упомяну.
1947 год — появился балет. Композитор Борис Владимирович Асафьев объединил балетные сцены первоначальной пьесы Островского с другими произведениями Чайковского и создал на основе всей этой разнообразной музыки партитуру балета «Весенняя сказка», которая была поставлена в Кировском театре
Слева: Царь Берендей — Константин Варламов. Александринский театр (Петербургская императорская труппа) 1900 год
Справа: К. И. Пиотровский — Берендей в опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Мариинский театр. 1917-1918 гг.
Слева: Николай Константинович Рерих. Эскиз «Берендей и Снегурочка» 1921. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Справа: Коровин Константин Алексеевич Эскиз костюма Царя к опере «Снегурочка» («Весенняя сказка») Н.А.Римского-Корсакова. Спектакль: “Снегурочка”. Премьера: 1929. Парижская Частная опера М.Н.Кузнецовой-1928
Слева: С. В. Балашов — Берендей, Н. Д. Белухина — Купава в сцене из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. Ленинградский государственный академический Малый оперный театр. 1928 год
Справа: Сергей Лемешев -Берендей. Опера»Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Большой театр после 1931 года
Вакуров Иван Петрович Царь Берендей. 1936 год. Государственное бюджетное учреждение Ивановской области Государственный музей Палехского искусства
Котухин Владимир Васильевич Шкатулка «Царь Берендей» 1945 год Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства»
Это достаточно редкий сюжет на сказку Жуковского, а не Островского, царя в колодце схватили за бороду.
Кстати, интересно, что палехский художник Котухин Царя Берендея из сказки Жуковского рисует в абсолютно обычном палехском стиле в красно-зеленой цветовой гамме. А палехский художник Вакуров Царю Берендею из сказки Островского пририсовывает на костюме какие-то специфические орнаменты, видимо, языческие в его понимании, и обыгрывает тему Ярилo-солнца.
Если подытожить вид всех этих сценических костюмов, то в абсолютном большинстве случаев видна смесь боярской одежды допетровских времен с какими-то специфическими представлениями славянофилов о древнерусской дохристианской одежде, в основном это касается необычных узоров и орнаментов. Нафантазировали вволю. Много красного любимого цвета, который в древние времена на Руси особо не присуствовал в виду отсутствия красителей. У Рериха и у Вакурова на рисунке иконописные заимствования. Вакуров был палехским художником, а там после революции работали бывшие иконописцы.
А вот после войны костюмы Царя Берендея стали другими. Но об этом в следующий раз
Продолжение О Царе Берендее. Часть 2
История персонажа
Русский фольклор демонстрирует массу разномастных красочных образов, которые являются не просто плодом фантазии автора, навеянным размышлениями. Царь Берендей, упоминание о котором есть в сказках Жуковского и Островского, – персонаж с непростой историей появления.
История создания
В русской литературе Берендея принято считать выходцем из мифологии. Древние славяне считали, что герой был колдуном и мог при необходимости принимать обличье бурого медведя.
Первым о царе Берендее заговорил Василий Андреевич Жуковский. В «Сказке о царе Берендее» 1831 года персонаж выступает в качестве отца Ивана-царевича. Подробнее о том, кем были его жена и дети, автор не упоминает. Но образ старца с бородой описан привлекательно и легко. Персонаж не имел детей и пошел на сделку с чудищем. Внезапно родившемуся сыну царя было суждено покинуть родителя по завету чудовища. Произведение объединило мотивы сразу нескольких сказочных преданий. Помимо упомянутых героев, в действии участвуют Кощей Бессмертный и Марья-царевна.
В сказке Александра Николаевича Островского «Снегурочка» автор представляет персонажа как мудрого правителя страны берендеев. Произведение опубликовано в 1873 году. Писатель не уточнял время действия, но подробно описал место. Дворец правителя находился неподалеку от дома драматурга. Рядом была долина, названная в честь божества Ярилы, воспеваемого в язычестве. Скромный родник, известный местным, по легенде был сердцем Снегурочки, растаявшим от пламенной любви девушки.
Говоря о берендеях, Островский описывал жизнь русского народа такой, какой ее передают былины и предания старины. Когда-то под Переяславлем было Берендеево болото. Местные жители уверены, что раньше здесь находилось Берендеево царство. Село Берендеево расположено неподалеку от города Сергиев Посад.
В произведении Островского Берендей был мудрецом, которого любил народ. Сказочный властитель олицетворял собой темперамент и национальный колорит русского народа. Сила характера и широта души русичей открывались с его помощью читателю. Герой верил в трудолюбие русского народа, его умение на славу потрудиться и на славу отдохнуть.
Образ Берендея в фольклоре
Царь с длиной бородой и безграничной верой в подвластный ему народ имеет любопытную историю происхождения. Его биография известна неточно. Исследователи и литературоведы выяснили, что история этого фольклорного героя уходит корнями глубоко в древние века. Берендеями назывались выходцы из тюркских племен, кочевавшие в степи с 11 по 13 век. Первое упоминание о них в летописях датировано 1097 годом. Речь шла о взаимодействии с печенегами и торками – племенами, заключившими перемирие с князем Василько Ростиславичем. О нем известно читателям, знакомым с «Повестью временных лет».
История гласит, что берендеи воевали с половцами и были участниками междоусобиц русских князей. Выступая вассалами, они не хотели подчиняться русским и часто конфликтовали с князьями. Представитель этого племени, царь Берендей стал собирательным образом. Не то оборотень, не то человек, не то животное, этот герой фигурировал в истории Руси. А точнее, его потомки.
Историки утверждают, что берендеи находились в числе служивых в подчинении Юрия Долгорукого. Подчиняясь князю Ярополку Владимировичу, они выступали против Всеволода Ольговича в битве 1139 года. Тридцать тысяч берендеев встали на защиту князя. Свидетельства о них хранятся на Владимиро-Суздальских землях. Исследователи предполагают, что Долгорукий переселил берендеев из Поросья. Люди стали расселяться по русским городам, при этом основывая и свои. Киевские правители наградили берендеев регионом у реки Роси, где некогда находился Ростовец. Теории историков описывают ассимиляцию берендеев в татаро-монгольских племенах после нашествия ига.
Берендеи имели собственную мифологию. Лес был для них священным местом. Племена совершали обряды, поклоняясь природе, чтили ресурсы, дарованные им, и использовали их разумно. Гадания и предсказания – традиция этой народности, поэтому царь Берендей часто предстает героем, наделенным магическими способностями и силой.
Экранизации
В 1968 году Павел Кадочников снял фильм «Снегурочка» и сам исполнил в нем роль царя Берендея. По сюжету киноленты, снятой на студии «Ленфильм», таинственная девушка попала в деревню берендеев. У нее нет чувств, зато есть баснословная красота, быстро привлекшая поклонников. Среди них ветреный Мизгирь, бросивший ради Снегурки невесту Купаву. Берендей приказывает всем в селе найти себе пару и явиться к Яриле. Купаву выбрал пастух Лель. Снегурочка просила мать-Весну подарить и ей любовь. В девушке проснулись чувства к Мизгирю, но, представ вместе с возлюбленным перед солнечным божеством, она растаяла.
В 1969 году режиссер-сказочник Александр Роу снял кинокартину «Варвара-краса, длинная коса» по мотивам произведения Жуковского «Сказка о царе Берендее». Фильм рассказывал о добром царе Еремее и злом Чуде-Юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею. Царь Еремей, воплощенный на экране Михаилом Пуговкиным, сменил Царя Берендея.
В экранизации «Снегурочки» 1974 года в образе мудрого царя Берендея предстал актер Михаил Царев.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Раздел:
Литературная поэтическая сказкаТема:
Анализ сказки « О царе Берендее…..» -
2 слайд
выполнение поручений
Обещание царя
отлучка из дому
путешествие в чужой мир
погоня
испытание любви и верности
счастливый финал
побег
Расположите события во временной последовательности -
-
4 слайд
0
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
0
0
0
0
0
0
0
0 -
5 слайд
Выберите и прочитайте фрагменты сказки, где употребляется любимое народное число. Назовите его. Как называется этот прием?
-
6 слайд
У кого из героев «Сказки о царе Берендее «огромные глаза горят, как два изумруда… вместо пальцев клешни… голос сиповатый»?
-
7 слайд
Кто из героев «был печален… днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью»?
-
8 слайд
Кто из персонажей сказки «рос не по дням — по часам; и сделался чудо-красавец… охотой в лесу» забавлялся?
-
9 слайд
«Снарядили как должно в путь Ивана-царевича…» Какие дары дали юному царевичу царь и царица?
-
10 слайд
Марья-царевна могла обернуться…? Какой облик могла принимать дочь Кощея?
-
11 слайд
Кто из героев говорит: «Я не хуже родом его… видали мы много этих бессмертных… Снимет он голову — черт с ним, с собакой! Какая мне нужда!»? Как этот небольшой монолог характеризует героя?
-
12 слайд
«Но у __________ граница его государства;
Далее ж ________ скакать он никак не посмеет». Какие слова нужно вставить на месте пропусков? Почему именно здесь граница Кощеева царства? -
13 слайд
«Что же случилось? С той самой минуты
Всё не по-старому стало в избушке; чудесное что-то
Начало деяться в ней». Так что же случилось? Перескажите эпизод. -
14 слайд
Задание:
1. Выберите один эпизод и обсудите в группе следующие вопросы
Какое заглавие можно дать к выбранному вами эпизоду?
Почему выбранный вами эпизод является одним из ключевых в развитии сюжета «Сказки о царе Берендее» В.А. Жуковского?
Какова основная мысль данного эпизода?
Какие качества характера проявляет каждый из героев в этом эпизоде?
Какой «урок» вы извлекли из данного эпизода, из всей сказки?
С эпизодом какой сказки из мировой или казахской литературы вы можете сопоставить выбранный вами эпизод? Почему?2. Представьте мнения своей группы